О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ В 2007-2009 ГГ.. Постановление. Правительство Москвы. 06.02.07 76-ПП

Оглавление


Страницы: 1  2  3  



        О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
        И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ
               ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ В 2007-2009 ГГ.

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          6 февраля 2007 г.
                               N 76-ПП

                                 (Д)


     В  соответствии  с  постановлением  Правительства Москвы и Совета
ректоров вузов  Москвы  и  Московской  области  от  13 декабря 2005 г.
N 1012-ПП/07/05  "О  взаимодействии  с  московскими   государственными
вузами  федерального  подчинения  в  2005/2006 учебном году",  в целях
определения политики в области взаимодействия  и  консолидации  усилий
Правительства  Москвы  и  Совета  ректоров  вузов  Москвы и Московской
области,  научной и педагогической  общественности  в  повышении  роли
системы      высшего     образования     в     эффективном     решении
хозяйственно-экономических,  социальных  и  культурных  задач  города,
повышения  качества  подготовки специалистов с высшим профессиональным
образованием,  формирования  атмосферы   межэтнической   солидарности,
культуры, мира и ненасилия в столичном мегаполисе Правительство Москвы
постановляет:
     1.  Утвердить городскую среднесрочную программу по взаимодействию
и  оказанию  поддержки  московским  государственным вузам федерального
подчинения в 2007-2009 гг. (приложение).
     2. Возложить на Департамент семейной и молодежной политики города
Москвы функции государственного заказчика - координатора Программы.
     3. Персональное руководство городской среднесрочной программой по
взаимодействию  и  оказанию поддержки московским государственным вузам
федерального  подчинения в 2007-2009 гг. (далее - Программа) возложить
на  руководителя  Департамента  семейной  и молодежной политики города
Москвы Гусеву Л.И.
     4.  Руководителям  органов  исполнительной  власти  города Москвы
организовать   работу   по   реализации  мероприятий,  предусмотренных
Программой.
     5. Осуществить размещение государственного заказа, формируемого в
рамках   реализации   Программы,   в   соответствии   с   требованиями
законодательства  Российской  Федерации  о  размещении  заказов, в том
числе  Федерального  закона  от  21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении
заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ, оказание услуг для
государственных  и  муниципальных нужд", а также правовых актов города
Москвы.
     6. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
предусмотреть  в  2007-2009  гг.  ежегодное  выделение в установленном
порядке  по  представлению  Совета  ректоров вузов Москвы и Московской
области  (далее  - Совет ректоров вузов) жилой площади для обеспечения
преподавателей  и  работников  вузов,  состоящих на учете по улучшению
жилищных  условий по месту жительства, в рамках объемов и на условиях,
установленных   Среднесрочной  программой  жилищного  строительства  в
городе  Москве  на  период  2006-2008  гг.  и  заданиями до 2010 года,
утвержденной  постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2006 г.
N 268-ПП.
     7.   В   целях   улучшения   жилищных  условий  преподавателей  и
сотрудников  вузов  принять  к  сведению обязательство Совета ректоров
вузов совместно с вузами города Москвы и префектурами административных
округов  города Москвы продолжить в 2007-2009 гг. работу по подготовке
и   внесению   в   Москомархитектуру   предпроектных  предложений  для
использования   незастроенных  территорий  вузов  под  различные  виды
строительства  (жилые дома и объекты социальной сферы) с оформлением в
установленном   порядке   проектов   соответствующих  правовых  актов,
устанавливающих:
     - включение   объектов   жилищного   строительства   в   адресную
инвестиционную  программу  города Москвы с последующим финансированием
за счет средств городского бюджета;
     - долю  вузов  в  объеме  не  менее  70% для предоставления жилых
помещений преподавателям и работникам вузов, признанным нуждающимися в
улучшении   жилищных  условий  до  1  января  2000  г.,  а  также  для
формирования  фонда  специализированных жилых помещений для размещения
на время трудового контракта иногородних работников;
     - обязательство  Совета  ректоров вузов о выделении из доли вузов
5%  площади  для  предоставления преподавателям и работникам вузов, не
ведущих жилищное строительство.
     8.  Департаменту имущества города Москвы продолжить установленную
практику  арендных отношений с некоммерческой организацией "Ассоциация
московских  вузов"  на  условиях,  определенных  п.  22  постановления
Правительства  Москвы  и  Совета  ректоров  вузов  Москвы и Московской
области от 13 декабря 2005 г. N 1012-ПП/07/05.
     9.  Департаменту экономической политики и развития города Москвы,
Департаменту финансов города Москвы ежегодно предусматривать в бюджете
города Москвы в 2008-2009 гг. отдельной строкой выделение Департаменту
образования  города  Москвы  средств  на  оказание  финансовой  помощи
государственным  высшим  учебным заведениям федерального подчинения, а
также  Академии  труда и социальных отношений с учетом числа полностью
заполненных  штатных  единиц,  общей  численности  студентов  и  числа
студентов,  проживающих  в  общежитиях,  в  том  числе в 2007 году - в
размере 812000000 руб.
     10.   Согласиться   с   предложением   Совета  ректоров  вузов  о
расходовании  выделенных  на  2007  год  средств  (п.  9) по следующим
направлениям:
     - 515000000  руб.  -  для  осуществления  дополнительных выплат к
заработной  плате  преподавателям  высших  учебных  заведений  (размер
выплат  по  категориям  преподавателей  может  устанавливаться учеными
советами вузов под их ответственность);
     - 134700000  руб. - на содержание и ремонт учебных зданий вузов и
общежитий;
     - 120000000 руб. - на материально-техническое обеспечение учебных
заведений;
     - 41700000   руб.   -  на  развитие  инновационно-образовательной
деятельности;
     - 600000  руб. - на ежегодные именные премии Правительства Москвы
московским вузам за высокую эффективность взаимодействия с московскими
общеобразовательными учреждениями.
     Принять   к   сведению,   что   расходование  выделенных  средств
осуществляется  вузами  в  соответствии  с  заключенными контрактами и
сметами, утвержденными в установленном порядке учеными советами вузов.
     11.  Установить,  что финансирование мероприятий Программы в 2007
году  осуществляется  за  счет  и  в пределах средств, предусмотренных
отраслевым  органам  исполнительной  власти  города  Москвы  в бюджете
города  Москвы  на  Программу,  а  начиная  с  2008  года - в пределах
перспективного финансового плана на 2007-2009 гг.
     12.    Департаменту    образования   города   Москвы   обеспечить
перечисление  средств бюджета города Москвы, выделяемых в соответствии
с   настоящим   постановлением  (пункт  9),  на  основании  договоров,
заключаемых  с вузами, при условии представления ими отчетов о целевом
использовании средств по установленной форме.
     13.  Предложить  Совету  ректоров вузов обязать вузы своевременно
представлять   в   Департамент  образования  города  Москвы  отчеты  о
расходовании денежных средств, полученных в качестве финансовой помощи
на вышеуказанные цели.
     14.  Разрешить префектурам административных округов города Москвы
использовать  средства  целевых  бюджетных  фондов развития территорий
города  Москвы  на  финансирование  мероприятий  Программы  и оказание
материально-технической поддержки вузам федерального подчинения.
     15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
6 февраля 2007 г.
N 76-ПП


                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                от 6 февраля 2007 года
                                                               N 76-ПП

                  ГОРОДСКАЯ СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
          ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ
            ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ
                           В 2007-2009 ГГ.

                          Паспорт Программы

---------------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование Программы     | О взаимодействии с московскими государственными вузами       |
|                            | федерального подчинения в 2007-2009 годах                    |
|----------------------------|--------------------------------------------------------------|
| Основание для разработки   | Постановление Правительства Москвы и Совета ректоров вузов   |
| Программы                  | Москвы и Московской области от 13.12.2005                    |
|                            | N 1012-ПП/07/05 "О взаимодействии с московскими              |
|                            | государственными вузами федерального подчинения в 2005/2006  |
|                            | учебному году", пункт 26                                     |
|----------------------------|--------------------------------------------------------------|
| Государственный заказчик - | Департамент семейной и молодежной политики города Москвы.    |
| координатор Программы      | Персональный руководитель Программы - руководитель           |
|                            | Департамента семейной и молодежной политики города Москвы -  |
|                            | Л.И. Гусева                                                  |
|----------------------------|--------------------------------------------------------------|
| Государственные заказчики  | Департамент науки и промышленной политики города Москвы;     |
| Программы                  | Департамент образования города Москвы;                       |
|                            | Департамент семейной и молодежной политики города Москвы     |
|----------------------------|--------------------------------------------------------------|
| Разработчики Программы     | Управление координации деятельности Комплекса социальной     |
|                            | сферы города Москвы;                                         |
|                            | Департамент семейной и молодежной политики города Москвы;    |
|                            | Совет ректоров вузов Москвы и Московской области             |
|----------------------------|--------------------------------------------------------------|
| Основные исполнители       | Департамент градостроительной политики, развития и           |
| Программы                  | реконструкции города Москвы;                                 |
|                            | Департамент науки и промышленной политики города Москвы;     |
|                            | Департамент поддержки и развития малого предпринимательства  |
|                            | города Москвы;                                               |
|                            | Департамент земельных ресурсов города Москвы;                |
|                            | Департамент имущества города Москвы;                         |
|                            | Департамент природопользования и охраны окружающей среды     |
|                            | города Москвы;                                               |
|                            | Департамент здравоохранения города Москвы;                   |
|                            | Департамент образования города Москвы;                       |
|                            | Департамент семейной и молодежной политики города Москвы;    |
|                            | Комитет общественных связей города Москвы;                   |
|                            | префектуры административных округов города Москвы;           |
|                            | Совет ректоров вузов Москвы и Московской области;            |
|                            | московские государственные вузы федерального подчинения      |
|----------------------------|--------------------------------------------------------------|
| Сроки и этапы реализации   | 2007-2009 годы                                               |
| Программы                  |                                                              |
|----------------------------|--------------------------------------------------------------|
| Цель Программы             | Расширение участия вузов города Москвы и Московской области в|
|                            | эффективном решении хозяйственно-экономических, социальных и |
|                            | культурных задач города, обеспечивающее осуществление        |
|                            | всесторонней инновационной деятельности на важнейших         |
|                            | стратегических направлениях:                                 |
|                            | - сохранение и развитие научного и педагогического           |
|                            | потенциалов государственных вузов, ориентированных на        |
|                            | создание и реализацию научных достижений в сфере             |
|                            | фундаментальных и прикладных наук и формирование на этой     |
|                            | основе новых учебных дисциплин и специальностей;             |
|                            | - повышение качества подготовки и переподготовки специалистов|
|                            | с высшим профессиональным образованием, в особенности в      |
|                            | интересах городского хозяйства, в т.ч. в области             |
|                            | научно-инновационного предпринимательства;                   |
|                            | - укрепление социальных гарантий научно-педагогических       |
|                            | работников на основе стимулирования инновационной            |
|                            | деятельности профессорско-преподавательского состава;        |
|                            | - формирование поколения молодых специалистов, готовых взять |
|                            | на себя ответственность за прогрессивное развитие страны,    |
|                            | профессионально и морально подготовленных к осуществлению    |
|                            | творческих прорывов в научной и научно-производственной      |
|                            | деятельности, созданию атмосферы культуры, мира, ненасилия   |
|                            | и межэтнической солидарности                                 |
|----------------------------|--------------------------------------------------------------|
| Основные задачи Программы  | 1. Повышение результативности использования                  |
|                            | научно-технического потенциала высшей школы в интересах      |
|                            | города, в т.ч. в рамках выполнения крупных межвузовских      |
|                            | проектов на основе комплексного решения проблем городского   |
|                            | хозяйства, организации выпуска импортозамещающей             |
|                            | (экспортоориентированной) продукции, формирования            |
|                            | технологических цепочек производства наукоемкой продукции,   |
|                            | конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.          |
|                            | 2. Максимальная концентрация интеллектуальных, материальных и|
|                            | финансовых ресурсов на стратегических направлениях           |
|                            | научно-технического прогресса, в особенности на проектах     |
|                            | с высокой степенью готовности инновационного продукта.       |
|                            | 3. Организация с учетом роли ученых города Москвы в          |
|                            | инновационном развитии страны совместной деятельности        |
|                            | вузовской, академической и отраслевой науки по разработке и  |
|                            | внедрению научно-технических (научно-технологических)        |
|                            | достижений в перспективные производственные процессы, новые  |
|                            | или усовершенствованные товары и услуги, реализуемые на      |
|                            | внутреннем и внешнем рынках.                                 |
|                            | 4. Повышение профессионального уровня специалистов, их       |
|                            | гражданской ответственности за социально-экономическое и     |
|                            | интеллектуальное развитие государства, предусматривающее:    |
|                            | - осуществление эффективной, многоуровневой                  |
|                            | и многоступенчатой подготовки, переподготовки и повышения    |
|                            | квалификации кадров для приоритетных направлений развития    |
|                            | науки, технологий и техники, обеспечивающих                  |
|                            | их профессиональную и социальную мобильность в условиях      |
|                            | формирования рыночной экономики в стране;                    |
|                            | - широкое вовлечение профессорско-преподавательского состава,|
|                            | аспирантов и студентов в научно-внедренческую деятельность   |
|                            | путем создания бизнес-инкубаторов, центров технического      |
|                            | превосходства, научно-внедренческих структур, интегрированных|
|                            | научно-технических и исследовательских коллективов и т.п.;   |
|                            | - создание с участием вузов на основе всестороннего          |
|                            | использования их творческих достижений, в особенности в      |
|                            | смежных областях наук, кадрового,                            |
|                            | лабораторно-исследовательского                               |
|                            | и экспериментально-производственного потенциалов центров     |
|                            | коллективного пользования, малых научно-производственных     |
|                            | предприятий, технопарков, кластеров и т.п.;                  |
|                            | - усиление материальной заинтересованности                   |
|                            | научно-педагогических кадров в осуществлении эффективной     |
|                            | инновационной деятельности.                                  |
|                            | 5. Подготовка и регулярное осуществление мероприятий по      |
|                            | привлечению молодежи в научно-технологическое инновационное  |
|                            | предпринимательство.                                         |
|                            | 6. Дальнейшее развитие системы крупных межвузовских проектов,|
|                            | обеспечивающей комплексное решение проблем городского        |
|                            | хозяйства на основе интеграции соответствующих разработок    |
|                            | вузов, академических и отраслевых институтов со сроком       |
|                            | выполнения НИР и ОКР не более 2-3 лет:                       |
|                            | - I стадия:                                                  |
|                            | Проведение НИР, включая создание и исследование              |
|                            | экспериментальных образцов, в т.ч. в условиях планируемого   |
|                            | применения новых технологий (техники), разработку и          |
|                            | согласование с профильными органами государственной власти   |
|                            | города Москвы инновационных предложений, включающих          |
|                            | технико-экономические обоснования и технические задания      |
|                            | на выполнение ОКР;                                           |
|                            | - II стадия:                                                 |
|                            | Проведение ОКР по разработкам, отобранным на конкурсной      |
|                            | основе по результатам НИР, для выполнения в полном объеме    |
|                            | крупного комплексного проекта, обеспечивающего решение       |
|                            | соответствующих проблем городского хозяйства со сроком       |
|                            | окупаемости в течение 2-3 лет средств, инвестируемых в       |
|                            | проект, за счет сокращения затрат городского бюджета на      |
|                            | приобретение соответствующих материалов, изделий, услуг с    |
|                            | учетом интегрального показателя "Цена/Качество" и налоговых  |
|                            | поступлений в бюджет города в результате производственной    |
|                            | (коммерческой) реализации инноваций.                         |
|                            | 7. Мониторинг научно-технического потенциала вузов и         |
|                            | определение по его результатам номенклатуры разработок,      |
|                            | обеспечивающих на федеральном и региональном уровнях создание|
|                            | технологий (техники), существенно опережающих мировой        |
|                            | уровень.                                                     |
|                            | 8. Информационно-экономический анализ технической,           |
|                            | технологической, производственной и рыночной перспективности |
|                            | инновационной продукции, планируемой к созданию в 2008-2009  |
|                            | годах и последующей реализации; подготовка на этой базе      |
|                            | планов внедрения новых технологий (техники), в т.ч. на основе|
|                            | взаимодействия государственного и частного капитала.         |
|                            | 9. Организация целевой подготовки (переподготовки) кадров в  |
|                            | направлении повышения их социальной и профессиональной       |
|                            | мобильности, развития ответственности, интеллектуальной      |
|                            | толерантности, здорового образа жизни в системах:            |
|                            | - средняя школа - вуз;                                       |
|                            | - вуз - производственная деятельность в условиях профильных  |
|                            | предприятий;                                                 |
|                            | - вуз - научно-производственные инжиниринговые,              |
|                            | предпринимательские структуры, обеспечивающие решение        |
|                            | реальных прикладных задач при выполнении студенческих        |
|                            | научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ,   |
|                            | дипломных проектов, диссертаций;                             |
|                            | - спортивные мероприятия, художественная самодеятельность,   |
|                            | молодежные средства коммуникаций и информации.               |
|                            | 10. Проведение в течение 2-3 лет перспективных исследований, |
|                            | направленных на создание "прорывных" технологий,             |
|                            | обеспечивающих инновационное развитие производственной       |
|                            | инфраструктуры в 2010-2015 годах.                            |
|                            | 11. Разработка в соответствии с действующим законодательством|
|                            | финансово-экономических схем эффективной рыночной реализации |
|                            | научно-технических достижений в интересах города в системе   |
|                            | "Разработчик - Потребитель - Производитель - Инвестор".      |
|                            | 12. Создание организационно-экономических механизмов         |
|                            | формирования научно-внедренческих структур                   |
|                            | (бизнес-инкубаторы, конструкторские бюро, в особенности      |
|                            | молодежные, научно-исследовательские лаборатории и центры и  |
|                            | т.п.) и научно-производственных организаций (малые           |
|                            | предприятия, технопарки, кластеры и т.п.), ориентированных на|
|                            | осуществление выпуска и внедрение (коммерческую реализацию)  |
|                            | конкурентоспособной продукции.                               |
|                            | 13. Формирование с учетом Федерального закона от 21 июля 2005|
|                            | г. N 94-ФЗ, ст. 7 проблемно-ориентированных конкурсных       |
|                            | комиссий с участием представителей производственных          |
|                            | (научно-производственных) организаций, являющихся            |
|                            | потенциальными потребителями новых технологий, профильных    |
|                            | органов государственной власти города Москвы, Ассоциации     |
|                            | московских вузов.                                            |
|                            | 14. Создание условий для привлечения                         |
|                            | в научно-производственную сферу высококвалифицированных      |
|                            | кадров.                                                      |
|                            | 15. Увеличение числа специалистов, занятых                   |
|                            | в научно-технических и научно-производственных секторах      |
|                            | городского хозяйства                                         |
|----------------------------|--------------------------------------------------------------|
| Основные мероприятия       | ------------------------------------------------------------ |
| Программы                  | |N  |Наименование среднесрочных подпрограмм                | |
|                            | |п/п|                                                      | |
|                            | |---|------------------------------------------------------| |
|                            | |1. |Среднесрочная программа "Разработка перспективных     | |
|                            | |   |технологий в рамках крупных межвузовских проектов в   | |
|                            | |   |системе "Вузы - Наука - Производство - Рынок"         | |
|                            | |---|------------------------------------------------------| |
|                            | |2. |Среднесрочная программа "Развитие                     | |
|                            | |   |инновационно-образовательной деятельности"            | |
|                            | |---|------------------------------------------------------| |
|                            | |3. |Среднесрочная программа "Участие системы высшего      | |
|                            | |   |образования в решении социальных и культурных задач   | |
|                            | |   |города"                                               | |
|                            | ------------------------------------------------------------ |
|----------------------------|--------------------------------------------------------------|
| Финансовое обеспечение     | Общий объем финансирования <*> 396650 тыс. руб., в т.ч.      |
| Программы                  | по годам реализации:                                         |
|                            | ------------------------------------------------------------ |
|                            | |                    |2007   |2008     |2009    |Всего     | |
|                            | |--------------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |Объем               |92000,0| 120750,0|183900,0|  396650,0| |
|                            | |финансирования по   |       |         |        |          | |
|                            | |годам               |       |         |        |          | |
|                            | |--------------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |Источники           |       |         |        |          | |
|                            | |финансирования      |       |         |        |          | |
|                            | |--------------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |Текущее бюджетное   |       |         |        |          | |
|                            | |финансирование, в   |       |         |        |          | |
|                            | |т.ч. по статьям     |       |         |        |          | |
|                            | |расходов            |       |         |        |          | |
|                            | |--------------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |Код|Вид расходов    |       |         |        |          | |
|                            | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |211|Заработная      |39018,5|  54150,6| 73899,0|  167068,0| |
|                            | |   |плата           |       |         |        |          | |
|                            | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |213|Начисление на   |10222,8|  14187,4| 19361,5|   43771,8| |
|                            | |   |фонд оплаты     |       |         |        |          | |
|                            | |   |труда (единый   |       |         |        |          | |
|                            | |   |социальный      |       |         |        |          | |
|                            | |   |налог) - 26,2%, |       |         |        |          | |
|                            | |   |включая тариф   |       |         |        |          | |
|                            | |   |на обязательное |       |         |        |          | |
|                            | |   |страхование от  |       |         |        |          | |
|                            | |   |несчастных      |       |         |        |          | |
|                            | |   |случаев на      |       |         |        |          | |
|                            | |   |производстве и  |       |         |        |          | |
|                            | |   |профессиональных|       |         |        |          | |
|                            | |   |заболеваний     |       |         |        |          | |
|                            | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |225|Услуги на       |       |         |        |          | |
|                            | |   |содержание      |       |         |        |          | |
|                            | |   |имущества       |       |         |        |          | |
|                            | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |226|Прочие услуги   |23500,0|  29600,0| 45000,0|   98100,0| |
|                            | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |290|Прочие расходы  | 2608,4|   2972,0| 12489,5|   18069,9| |
|                            | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |310|Увеличение      |       |         |        |          | |
|                            | |   |стоимости       |       |         |        |          | |
|                            | |   |основных        |       |         |        |          | |
|                            | |   |средств         |       |         |        |          | |
|                            | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |340|Увеличение      |16650,3|  19840,0| 33150,0|   69640,3| |
|                            | |   |стоимости       |       |         |        |          | |
|                            | |   |материальных    |       |         |        |          | |
|                            | |   |запасов         |       |         |        |          | |
|                            | |--------------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |Целевые бюджетные   |       |         |        |          | |
|                            | |фонды               |       |         |        |          | |
|                            | |--------------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |Федеральный бюджет  |       |         |        |          | |
|                            | |--------------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |Внебюджетные        |       |         |        |          | |
|                            | |источники           |       |         |        |          | |
|                            | |(с расшифровкой)    |       |         |        |          | |
|                            | |--------------------|-------|---------|--------|----------| |
|                            | |Итого               |92000,0| 120750,0|183900,0|  396650,0| |
|                            | ------------------------------------------------------------ |
|                            | -------------------------------                              |
|                            | <*> Объемы финансирования уточняются ежегодно при            |
|                            | формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый   |
|                            | год                                                          |
|----------------------------|--------------------------------------------------------------|
| Ожидаемые результаты       | - создание и внедрение перспективных технологий, разработка  |
| реализации Программы       | на этой основе и освоение промышленного выпуска (коммерческой|
|                            | реализации) конкурентоспособной, импортозамещающей,          |
|                            | экспортоориентированной продукции на стратегических          |
|                            | направлениях инновационного развития:                        |
|                            |   - "Технология живых систем - Здравоохранение";             |
|                            |   - "Новые материалы";                                       |
|                            |   - "Городской транспорт";                                   |
|                            |   - "Энергетика";                                            |
|                            |   - "Эффективное землепользование в условиях крупных         |
|                            | городов";                                                    |
|                            |   - "Строительная индустрия";                                |
|                            |   - "Производственные технологии и оборудование";            |
|                            |   - "Повышение экологической безопасности города Москвы за   |
|                            | счет совершенствования системы природоохранной деятельности";|
|                            |   - "Построение инновационно-образовательной системы "Наука -|
|                            | Образование - Рынок труда";                                  |
|                            |   - "Формирование системы "Средняя школа - Вузы -            |
|                            | Предприятие - Наука" по приоритетным направлениям развития   |
|                            | науки и технологии";                                         |
|                            |   - "Мониторинг и социологические исследования в студенческой|
|                            | среде, включая формирования банка данных по различным        |
|                            | вопросам студенческой жизни";                                |
|                            |   - "Развитие систем информационного обеспечения молодежной  |
|                            | политики";                                                   |
|                            | - экономически эффективное развитие системы "Наука -         |
|                            | Инновации - Производство - Рынок", в особенности на основе   |
|                            | создания наукоемких производств и научно-внедренческих       |
|                            | структур, ориентированных на выпуск, в т.ч. с использованием |
|                            | лабораторной и научно-производственной базы вузов,           |
|                            | перспективной, импортозамещающей, экспортоориентированной    |
|                            | продукции, обеспечивающих в течение 2-3 лет окупаемость      |
|                            | инвестированных в научно-производственную деятельность       |
|                            | средств за счет снижения затрат на приобретение              |
|                            | соответствующей продукции с учетом интегрального показателя  |
|                            | "Цена/Качество", экономии энергетических, финансовых и       |
|                            | материальных ресурсов, налоговых поступлений в бюджет города;|
|                            | - формирование на стратегических направлениях                |
|                            | специализированных инновационных подсистем, обеспечивающих   |
|                            | комплексное решение важнейших проблем на базе синтеза новых  |
|                            | знаний и интегрированного развития научно-исследовательской, |
|                            | научно-прикладной, научно-образовательной, научно-           |
|                            | производственной деятельности, экономически высокоэффективное|
|                            | решение важнейших проблем в среднесрочной и долгосрочной     |
|                            | перспективе, в т.ч. создание "прорывных" технологий,         |
|                            | ориентированных на научно-технический прогресс               |
|                            | производственной инфраструктуры в 2010-2015 гг.;             |
|                            | - создание необходимой научно-технической базы для реализации|
|                            | программ;                                                    |
|                            | - рост объемов коммерчески привлекательных результатов НИР и |
|                            | ОКР;                                                         |
|                            | - рост объемов интеллектуальной собственности, вовлеченной в |
|                            | хозяйственный оборот;                                        |
|                            | - ежегодный дополнительный объем производства новой и        |
|                            | усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет    |
|                            | применения созданных передовых технологий;                   |
|                            | - сохранение рабочих мест в сфере науки;                     |
|                            | - повышение конкурентоспособности создаваемой инновационной  |
|                            | продукции;                                                   |
|                            | - привлечение молодых специалистов ко всем видам             |
|                            | инновационной деятельности в рамках выполнения и последующей |
|                            | реализации проектов Программы в системе "Наука -             |
|                            | Образование - Производство - Рынок", в том числе научной,    |
|                            | инженерной и инжиниринговой, организационно-управленческой и |
|                            | финансово-экономической, производственно-технологической     |
|                            | и т.п.;                                                      |
|                            | - увеличение доли инновационной продукции в общем объеме     |
|                            | производства                                                 |
|----------------------------|--------------------------------------------------------------|
| Система организации        | Управление Программой осуществляется государственным         |
| управления и контроля за   | заказчиком - координатором Программы - Комитетом по делам    |
| исполнением Программы      | семьи и молодежи города Москвы.                              |
|                            | Контроль за ходом исполнения и реализации Программы          |
|                            | осуществляет Правительство Москвы.                           |
|                            | Государственные заказчики Программы: Департамент науки и     |
|                            | промышленной политики города Москвы, Департамент образования |
|                            | города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики    |
|                            | города Москвы - отвечают за реализацию Программы,            |
|                            | осуществление в установленные сроки мероприятий Программы и  |
|                            | целевое использование выделенных на реализацию Программы     |
|                            | бюджетных средств.                                           |
|                            | В соответствии со ст. 5, п. 2 Закона "Об инновационной       |
|                            | деятельности в городе Москве" от 07.07.2004 N 45 по Программе|
|                            | в целом и по соответствующим направлениям научно-технической |
|                            | и научно-производственной деятельности создаются             |
|                            | научно-координационные советы для осуществления координации  |
|                            | работ, проведения комплексного информационно-экономического  |
|                            | анализа хода выполнения проектов и входящих в них разработок,|
|                            | в т.ч. путем проведения семинаров, совещаний, выставок и     |
|                            | подготовки на этой основе рекомендаций для принятия          |
|                            | управленческих решений.                                      |
|                            | Для обеспечения достижения конечного результата - освоение   |
|                            | производства высокоэффективной продукции (экономически       |
|                            | выгодной коммерциализации инноваций) в системе управления    |
|                            | Программой реализуется принцип самоорганизации науки,        |
|                            | заключающийся в том, что по всем мероприятиям Программы      |
|                            | выделяются организации-координаторы, несущие всю полноту     |
|                            | ответственности перед Правительством Москвы за эффективное   |
|                            | выполнение разработок по приоритетным направлениям в системе |
|                            | "Наука - Инновации - Производство - Рынок":                  |
|                            | - "Технология живых систем - Здравоохранение" - МГУ          |
|                            | им. М.В. Ломоносова (факультет фундаментальной медицины),    |
|                            | МГТУ им. Н.Э. Баумана (факультет биомедицинской техники);    |
|                            | - "Новые материалы" - МИСиС;                                 |
|                            | - "Городской транспорт" - МИИТ;                              |
|                            | - "Энергетика" - МГУ им. М.В. Ломоносова (физический         |
|                            | факультет), МЭИ;                                             |
|                            | - "Эффективное землепользование в условиях крупных городов" -|
|                            | ГУЗ;                                                         |
|                            | - "Строительная индустрия" - МГСУ;                           |
|                            | - "Производственные технологии и оборудование" - МГТУ        |
|                            | "Станкин";                                                   |
|                            | - "Повышение экологической безопасности города Москвы за счет|
|                            | совершенствования системы природоохранной деятельности" -    |
|                            | МИИТ;                                                        |
|                            | - "Информационно-экономический анализ инвестиционной         |
|                            | перспективности инновационной продукции" - Ассоциация        |
|                            | московских вузов                                             |
---------------------------------------------------------------------------------------------

      Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
                   ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

     Московская   высшая  школа,  интеллектуальный  потенциал  которой
определяют  свыше  ста  государственных  вузов,  имеет многоотраслевой
характер,  охватывая  практически  все направления научно-технических,
естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных знаний.
     В  вузах Москвы работает многочисленный отряд специалистов высшей
квалификации, среди которых около девяти тысяч докторов наук.
     За  десятилетия,  а  иногда  и более чем за столетие в московских
вузах   сложились   уникальные,   всемирно  известные  научные  школы,
взаимодействовать с которыми ученые многих стран считают за честь.
     Высшим   учебным   заведениям   всегда   была  присуща  опора  на
фундаментальную    науку    -    проведение    собственных    глубоких
фундаментальных  исследований,  постоянное  взаимодействие с Академией
наук. Это важно не только с точки зрения развития системы знаний, но и
как    гарантия   высокого   научно-технического   уровня   прикладных
разработок.
     Московские  вузы  принимают  активное  участие  в  решении многих
практических  задач  народного  хозяйства  страны  и города, работая в
тесной  связи с предприятиями, отраслевыми научно-исследовательскими и
проектно-конструкторскими организациями. Многие вузы, благодаря своему
авторитету,     широким    научно-техническим    связям,    становятся
координирующими  центрами  в  масштабе  страны,  объединяющими  усилия
различных организаций в решении важнейших проблем.
     Московские  вузы,  имея  славные  и  давние  традиции,  выросли в
лидирующие,  головные  организации,  определяющие  основные отраслевые
направления  развития  высшего  образования  и научных исследований на
государственном уровне.
     Москве  присуще  уникальное,  единственное  в мире сочетание - на
территории  одного  города  сосредоточено  огромное количество мощных,
разнопрофильных  академических  и  отраслевых научно-исследовательских
институтов,  вузов,  научно-производственных  объединений, предприятий
высоких  технологий. Высшие учебные заведения - неотъемлемая и одна из
важнейших  частей этого конгломерата науки и производства, обладающего
колоссальным научно-техническим потенциалом.
     Являясь  многопрофильными  научно-образовательными  учреждениями,
сохранившими   и   приумножившими  в  сложнейших  условиях  творческий
потенциал своих научных школ, вузы способны:
     - разрабатывать  качественно новые технические, технологические и
организационно-экономические   решения   на   основе  синтеза  научных
достижений в различных областях знаний;
     - создавать  с  использованием  имеющейся  научно-лабораторной  и
экспериментальной  базы  наукоемкие высокорентабельные производства, в
том   числе   центры  коллективного  пользования,  малые  предприятия,
технопарки  и  т.п.,  обеспечивая их централизованно инжиниринговыми и
финансово-экономическими услугами;
     - подготавливать   высококвалифицированные   кадры   для  решения
научно-технических,   организационно-экономических   и  управленческих
задач,   связанных   с  техническим  перевооружением  и  модернизацией
производственного и хозяйственного комплекса города Москвы;
     - привлекать,   используя   свою  деловую  и  научную  репутацию,
инвестиции  из  бюджетных и внебюджетных источников финансирования для
создания и внедрения высоких технологий;
     - осуществлять   эффективную  координацию  в  области  проведения
проблемно-ориентированных,  фундаментальных и прикладных исследований,
выполнения  опытно-конструкторских работ на основе выбора экономически
оптимальных направлений научно-технической деятельности и концентрации
на   этих  направлениях  интеллектуальных,  материально-технических  и
финансовых ресурсов.
     Таким  образом,  на  современном  этапе  высшая техническая школа
становится   ключевым   звеном  в  системе  "Фундаментальная  наука  -
Прикладная наука - Образование - Производство - Рынок", обеспечивающим
прогрессивное  развитие  всего научно-технического комплекса на основе
организации инновационного процесса.
     Поэтому  постоянная связь Правительства Москвы с вузами важна для
города и стратегически точна.
     В  целях  повышения эффективности использования интеллектуального
потенциала  вузов  в  интересах города начиная с 1995 г. финансируются
наиболее  значимые для города разработки специалистов высшей школы. От
Правительства  Москвы  эту  деятельность формируют и ведут Департамент
науки  и  промышленной  политики  и  Московский  комитет  по  науке  и
технологиям.
     Объемы финансирования науки в системе "Вузы - Москве" составили:
     - 1996 г. - 7,2 млн. руб.;
     - 2000 г. - 28,0 млн. руб.;
     - 2005 г. - 100,0 млн. руб.
     Важнейший  аспект  совместной  работы  московских  вузов,  Совета
ректоров   вузов   и   Правительства  Москвы  -  формирование  крупных
межвузовских проектов.
     Разработка крупных проектов должна обеспечивать:
     - комплексное  решение  проблем  городского  хозяйства с высокими
технико-экономическими показателями;
     - организацию и совершенствование важных для городского хозяйства
объектов  с максимальным использованием научно-технического потенциала
вузов и производственно-технического потенциала предприятий города;
     - создание  и  выпуск высокоэффективной экспортоориентированной и
импортозамещающей продукции;
     - достижение реального экономического эффекта за счет:
     - экономии затрат городского и федерального бюджетов;
     - получения дивидендов от инвестированных в науку средств;
     - подготовки (переподготовки) кадров;
     - социальную  ориентацию перспективных проектов на формирование в
новых     наукоемких     производствах    высококвалифицированных    и
высокооплачиваемых рабочих мест.
     Стратегические подходы к разработке крупных проектов:
     1.   Реализация  крупных  проектов  должна  обеспечивать  решение
наиболее  важных  для  производственного  и  хозяйственного  комплекса
города  Москвы  вопросов,  связанных  с  техническим  перевооружением,
повышением   эффективности   функционирования  за  счет  максимального
привлечения  к  созданию  перспективных  производств недоиспользуемого
промышленного    потенциала   города   и   специально   подготовленных
высококвалифицированных кадров.
     2.  Особое  внимание  должно  быть  обращено  на создание в сфере
"Наука   -  Производство"  не  только  высококвалифицированных,  но  и
высокооплачиваемых рабочих мест, имея в виду, что уровень оплаты труда
должен  существенно  превышать  размеры  средней  заработной  платы  в
Москве.
     3.    Необходимо    сконцентрировать    усилия    на   разработке
импортозамещающей  продукции  высокого уровня, прежде всего, в области
производства лекарственных препаратов и медицинской техники.
     Создание   на   базе   столичных  вузов  федерального  подчинения
федерально-региональной инновационной системы "Москва", обеспечивающей
развитие  в  интересах  Российской  Федерации  и города инновационного
процесса  "Наука  -  Образование  -  Кадры  - Производство - Рынок" на
стратегических  направлениях  научно-технического  прогресса, позволит
осуществить в среднесрочной и долгосрочной перспективе:
     - расширение   выпуска   конкурентоспособной,  импортозамещающей,
экспортоориентированной  продукции, в основе которого лежат результаты
выполненных НИР и ОКР;
     - развитие высокорентабельных наукоемких производств;
     - вовлечение   в  активную  научно-производственную  деятельность
высококвалифицированных  специалистов, в том числе в сфере инжиниринга
и  менеджмента,  имея  в виду использование на этих новых направлениях
молодых преподавателей и научных работников, аспирантов и студентов.
     Несмотря   на   то,   что   в   Москве  сосредоточено  около  60%
научно-технического  потенциала  страны,  трудится  треть всех научных
работников   России,   более  половины  докторов  и  кандидатов  наук,
стабильное  инновационное  развитие экономики столицы и России в целом
пока   не   обеспечено.  При  огромном  научно-техническом  потенциале
удельный  вес  Москвы в общем объеме созданных передовых технологий по
России  в целом не превышает 15%. Не сформирован масштабный и развитой
рынок результатов инновационной деятельности.
     Система  московского  образования  в течение ряда лет развивается
практически   в  соответствии  с  целями,  определенными  приоритетным
национальным   проектом   "Образование",   реализуемым   в  стране  по
инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина.
     Главное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью
развития  ее  человеческого потенциала, которое во многом определяется
состоянием образования.
     Уровень    образования    -   это   исходная,   отправная   точка
экономического   и   научно-технического   прогресса.   Отставание   в
образовательном  развитии  прямо  сказывается на конкурентоспособности
государства и перспективах его развития.
     Последнее  десятилетие  страна  находится  на  этапе  перехода  к
рыночной  экономике  и  перед  отечественным  образованием  поставлены
фундаментальные задачи обеспечения устойчивого инновационного развития
страны  с  приведением  содержания образования и его структуры к новым
реалиям  российской  жизни,  претерпевшей  глубочайшие  политические и
социально-экономические   изменения.   Необходимо   интегрироваться  в
международное    образовательное    пространство,    обеспечив    рост
конкурентоспособности    и    государственной    значимости   экспорта
образовательных   услуг,   повышение   эффективности   по  привлечению
иностранных  граждан  для  обучения в московских учебных заведениях на
компенсационных условиях.
     В  то  же  время  традиционная  система  образования, равно как и
государственная молодежная политика, не обеспечивает целенаправленного
воспитания   самостоятельной,   идейной,  ответственной  молодежи,  ее
подготовки к жизни в самоорганизуемом обществе. Именно на это и должна
быть    нацелена    национальная   молодежная   политика,   призванная
сформировать  и  закрепить  необходимые  нормы  поведения  и моральные
ценности в общественных традициях.
     С  другой  стороны,  весь  комплекс  проблем  и  противоречий,  с
которыми   столкнется   Россия   в  ближайшее  десятилетие,  формирует
достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.
     Стремительное     старение     населения     и    неблагоприятные
демографические  тенденции  заставят  общество уже в ближайшем будущем
предъявить  к  сегодняшней  молодежи повышенные требования: она станет
основным  трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей
степени,  чем  ее родителей, станет источником средств для социального
обеспечения  детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать,
что  коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных
на  1000  человек  трудоспособного  населения)  по  прогнозу  Росстата
возрастет  в  2016  году  по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709
человек.
     От    позиции    молодежи   в   общественно-политической   жизни,
стабильности  и  активности  будет зависеть темп продвижения России по
пути  демократических  преобразований, именно молодые люди должны быть
готовы  к  противостоянию  политическим  манипуляциям и экстремистским
призывам.  Однако  результаты  исследований показывают, что молодежь в
целом   довольно   аполитична.  В  выборах  даже  федерального  уровня
участвует   менее   половины   молодых   россиян,  в  ходе  последнего
исследования  лишь  33%  молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что
интересуются  политикой,  тогда  как среди граждан среднего возраста -
40%,  а  среди  тех,  кто  старше  55 - 45%. Только 2,7% молодых людей
принимают  участие  в  деятельности  общественных организаций. Сходные
тенденции  в  США  и  странах объединенной Европы стали основанием для
внедрения    специальных    программ    по   вовлечению   молодежи   в
общественно-политическую жизнь.
     В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь
призвана   выступить  проводником  идеологии  толерантности,  развития
российской  культуры  и  укрепления межпоколенческих и межнациональных
отношений.  Однако в настоящее время российская молодежь демонстрирует
противоречивое отношение к этим проблемам. Согласно опросу 35% молодых
людей  в  возрасте  18-35  лет  испытывает раздражение или неприязнь к
представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении
за пределы региона некоторых национальных групп.
     В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления
которой  во  взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь
вынуждена  вступать  в  социально-экономические  отношения значительно
раньше.  Уже  сейчас  согласно  последнему  всероссийскому  опросу 34%
опрошенных  заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% - с 15 до
17  лет  включительно,  11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь
10%  -  в  19  лет  и  старше.  При  этом  различные отрасли экономики
принимают  молодые  трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере
услуг  и  предпринимательства  молодежь уже сегодня составляет и будет
составлять  значительный процент работающих, то в социальной бюджетной
сфере  и  сфере  государственного  и  муниципального  управления  доля
молодых  работников сегодня незначительна. Это может привести к потере
преемственности    в   кадровом   обеспечении,   сделать   невозможным
реформирование  и  привести  к  системному кризису в социальной сфере.
Кроме  того,  нарастают  противоречия  между  "объективно  пожилой" по
кадровому  составу  социальной  сферой  и  относительно молодой сферой
бизнеса.  Такая  ситуация  не способствует готовности бизнеса взять на
себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу.
     В  качестве одного из наиболее острых перед молодежью и обществом
встанет  вопрос  о  жилищном  обеспечении.  Несмотря на модернизацию и
реформирование жилищно-коммунального хозяйства, старение жилого фонда,
неразвитость  форм  найма  жилья  провоцируют  рост цен на жилье и его
аренду  в  Российской  Федерации. Даже после принятия нового Жилищного
кодекса не понижаются процентные ставки по ипотечным кредитам. В то же
время  в  рамках сложившейся практики содействия жилищному обеспечению
молодежи  было  выделено  целевых  субсидий из федерального бюджета не
более  чем  для 6000 и за счет региональных бюджетов для 59000 молодых
семей.  Такие  результаты не могут оказать существенного влияния ни на
изменение  положения  молодых  людей,  ни на изменение демографической
ситуации в стране.
     Аналогичные  проблемы в странах Западной Европы решаются в первую
очередь    путем   взаимодействия   органов   власти,   арендодателей,
риэлторских  и  строительных  компаний  в  создании политики доступной
аренды жилья для молодежи.
     Жизнь  молодого  человека  в  предполагаемых  условиях  не  будет
развиваться  линейно,  как  последовательность  простых  переходов: от
основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни
в  родительском  доме  к  созданию  собственной  семьи.  Новые условия
потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска
новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.
     Очевидно,  что  молодежь  в значительной своей части обладает тем
уровнем  здоровья,  интеллектуальной активности и мобильности, которая
выгодно  отличает  ее  от других групп населения. И в качестве рабочей
силы,   и   в  качестве  интеллектуального  источника,  и  в  качестве
потребителей  товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой
к  новым  условиям  группы  населения.  В то же время перед российским
обществом  стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь,
которые  несет  Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов
нынешнего положения молодежи.
     В  Российской  Федерации  высок уровень безработицы среди молодых
людей  в возрасте до 24 лет (6,4%). Продолжается уход молодежи в сферу
"теневой" экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до
2,6 миллиона молодых людей в год.
     В этих условиях большое значение приобретают:
     - научно-техническая   и   инновационная   политика,  формируемая
Правительством Москвы;
     - комплексные     меры     поддержки     научно-исследовательских
организаций, вузов, проводящих НИР и ОКР по приоритетным направлениям,
предприятий,   осуществляющих  разработку  и  внедрение  наукоемкой  и
высокотехнологичной продукции;
     - адресное  бюджетное  финансирование  НИР  и  ОКР  (рис.  1 - не
приводится);
     - стимулирование  системных  изменений  в  московском образовании
(устойчивое  инновационное  развитие, создание механизмов непрерывного
повышения качества и конкурентоспособности образования);
     - переход  к  массовому  "учебному конвейеру" на основе идеологии
формирования  базовых компетенций и реорганизации высшего образования,
перевода   его   в   режим  инновационного  развития,  обеспечивающего
полноценное  вхождение  страны  в  информационное  общество - общество
экономики знаний;
     - проведение  социально ориентированной политики, направленной на
развитие  и совершенствование системы воспитания молодежи и подготовки
кадров  в  вузах  города  Москвы,  вовлечение  все большего количества
молодых  людей  в  работу  научно-технических и опытно-конструкторских
структур,  целенаправленное  воспитание самостоятельной, ответственной
молодежи,  основанное  на  принципах  толерантности,  норм поведения и
моральных ценностях в общественных традициях.

              Рисунок 1. Схема организации планирования
                       инновационного процесса

----------------------------------------------------------------------
     Не приводится.

     С  этой  целью  должны  быть  задействованы  все  экономические и
организационные механизмы, имеющиеся у Правительства Москвы: городской
заказ,   налоговые  льготы,  финансовая  поддержка,  передовые  методы
управления.

             Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. ОЖИДАЕМЫЕ
            РЕЗУЛЬТАТЫ. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Цель:
     Обеспечение  участия  вузов  города  Москвы в эффективном решении
хозяйственно-экономических,  социальных  и  культурных  задач  города,
сохранение   и   развитие   научного   и   педагогического  потенциала
государственных  вузов,  повышение  качества подготовки специалистов с
высшим  профессиональным  образованием, расширение социальных гарантий
научно-педагогических    работников,    стимулирование   инновационной
деятельности   профессорско-преподавательского  состава,  формирование
атмосферы  межэтнической  солидарности,  культуры,  мира и ненасилия в
столичном   мегаполисе   на   основе   развития   научно-инновационной
деятельности  в  системе  "Вузы  -  Наука  -  Производство  -  Рынок",
качественного совершенствования образовательного процесса "Школа - Вуз
-  Подготовка  кадров  высшей  квалификации  -  Производство - Наука -
Предпринимательская   деятельность",  усиление  роли  высшей  школы  в
решении социальных и культурных задач города.
     Задачи:
     1.  Комплексное  решение  проблем городского хозяйства с высокими
технико-экономическими  показателями,  в  т.ч.  на  основе  выполнения
начиная  с  2007  г.  крупных межвузовских проектов с высокой степенью
готовности  инновационного  продукта  в  системе  "Наука - Инновации -
Производство - Рынок".
     2.   Организация   и   совершенствование  важных  для  городского
хозяйства  объектов  с максимальным использованием научно-технического
потенциала вузов и производственно-технического потенциала предприятий
города.
     3.  Создание и выпуск высокоэффективной экспортоориентированной и
импортозамещающей продукции.
     4. Достижение реального экономического эффекта за счет:
     - экономии затрат городского и федерального бюджетов;
     - получения дивидендов от инвестированных в науку средств;
     - подготовки (переподготовки) кадров.
     5. Социальная ориентация перспективных проектов на формирование в
новых     наукоемких     производствах    высококвалифицированных    и
высокооплачиваемых рабочих мест.
     6.  Мониторинг научно-технического потенциала вузов, направленный
на  выявление  инноваций, обеспечивающих на федеральном и региональном
уровнях создание технологий, существенно опережающих мировой уровень.
     7.      Информационно-экономический      анализ      технической,
технологической,    производственной    и   рыночной   перспективности
инновационной   продукции,  планируемой  к  созданию  и  реализации  в
2008-2009 годах.
     8.  Организация  целевой  подготовки  (переподготовки)  кадров  в
направлении  повышения  их  социальной и профессиональной мобильности,
развития   деловой  и  гражданской  ответственности  за  инновационное
развитие  страны,  интеллектуальной  толерантности,  здорового  образа
жизни.
     9.  Проведение  в  течение  2-3  лет  перспективных исследований,
направленных   на   создание  "прорывных"  технологий,  обеспечивающих
инновационное   развитие  в  2010-2015  годах  научно-производственной
инфраструктуры, образовательной деятельности, молодежной политики.
     10. Создание организационно-экономических механизмов формирования
научно-внедренческих   структур   (бизнес-инкубаторы,  конструкторские
бюро,   научно-исследовательские   лаборатории  и  центры  и  т.п.)  и
научно-производственных  организаций  (технопарки,  малые предприятия,
кластеры и т.п.), ориентированных на осуществление выпуска и внедрение
(коммерческую реализацию) конкурентоспособной продукции.
     11. Проведение целенаправленной политики по созданию всем молодым
гражданам равных стартовых условий для их наиболее полного включения в
социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
     12.  Содействие  нравственному,  интеллектуальному  и физическому
развитию молодежи.
     13.  Расширение социально значимых возможностей молодежи в выборе
своего жизненного пути и достижении личного успеха.
     14.  Содействие  становлению активной гражданской позиции молодых
граждан  и  их  воспитанию  в  духе патриотизма и уважения к истории и
культуре Отечества, к родному городу, к другим народам, предотвращение
экстремистских проявлений в молодежной среде.
     15.   Обеспечение   гласности  мер  по  осуществлению  молодежной
политики.
     Результаты  НИР  и ОКР, полученные в рамках реализации Программы,
должны   находить   первоочередное   внедрение  в  рамках  комплексной
программы  промышленной  деятельности,  а  также  программ  отраслевой
направленности, реализуемых в Москве.
     Программа   направлена   на  эффективное  использование  научного
потенциала  города  для  разработки  и  осуществления  стратегических,
тактических  и  оперативных  мероприятий  и  управленческих решений по
реализации   научно-технических   программ  города  на  федеральном  и
региональном уровнях.
     Программа  и характер ее основных мероприятий определены в рамках
Основ  политики  Российской  Федерации  в  области  развития  науки  и
технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
     Программа     включает     в    себя    научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы прикладного характера,
направленные  на  применение  новых знаний для достижения практических
целей  и  решения  конкретных  задач  на  федеральном  и  региональном
уровнях, в том числе:
     - создание новой техники и технологий;
     - разработка новых видов оборудования, материалов и конструкций;
     - развитие    эффективных   организационно-экономических   систем
управления.
     Стратегические  направления  научно-технологической деятельности,
предусмотренные  Программой,  определены путем анализа задач и проблем
осуществления  инновационных  процессов  в  стране  с учетом прогнозов
социально-экономического развития города на среднесрочную перспективу,
планов развития госсектора на базе имеющегося в столице инновационного
потенциала и ориентированы на достижение ряда важнейших показателей на
федеральном и региональном уровнях:
     - увеличение  объема  производства  конкурентоспособных товаров и
услуг в валовом региональном продукте города Москвы;
     - увеличение поступлений в федеральный и городской бюджеты;
     - поддержание   стабильной   социально-экономической  ситуации  в
научной среде города;
     - создание  условий  для  привлечения  в  научно-производственную
сферу города высококвалифицированных кадров;
     - увеличение  числа действующих высокотехнологичных предприятий и
уровня занятости в инновационной сфере;
     - увеличение объемов интеллектуальной собственности, определяющих
инновационный потенциал Российской Федерации и ее столицы;
     - развитие  материально-технической  базы  объектов инновационной
инфраструктуры.
     Достижение  поставленной  цели  и  решаемых  задач обеспечивается
выполнением мероприятий Программы, сгруппированных в три среднесрочные
подпрограммы:
     Среднесрочная подпрограмма 1 "Разработка перспективных технологий
в  рамках  крупных  межвузовских  проектов  в  системе "Вузы - Наука -
Производство - Рынок".
     Среднесрочная подпрограмма    2    "Развитие    инновационно    -
образовательной деятельности".
     Среднесрочная подпрограмма 3 "Участие системы высшего образования
в решении социальных и культурных задач города".
     Выполнение мероприятий Программы позволит существенно повысить:
     - комплексность  развития  инновационной  сферы  на федеральном и
региональном уровнях;
     - экономическую  эффективность  научно-технической деятельности в
важнейших отраслях экономики.

                   Раздел 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

        Среднесрочная подпрограмма 1 "Разработка перспективных
          технологий в рамках крупных межвузовских проектов
           в системе "Вузы - Наука - Производство - Рынок"

     Цель:
     Создание  и  производство  конкурентной  наукоемкой  продукции на
основе  интеграции  вузовского,  академического,  отраслевого секторов
науки    и    промышленности,    концентрации    интеллектуального   и
производственного  потенциалов,  материальных и финансовых ресурсов на
направлениях с высокой степенью готовности инновационного продукта.
     Задачи:
     Оптимизация  инновационного  процесса  "Наука  -  Производство  -
Рынок"   в   рамках   соответствующего   стратегического   направления
промышленной деятельности на основе прогнозирования:
     - изменений  требований  к  выпускаемой  продукции  путем анализа
состояния рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
     - развития  новых  знаний  в области прикладных и фундаментальных
наук, в особенности смежных;
     - возможности  производственной реализации научно-технологических
(научно-технических) достижений;
     - перспектив  получения потенциальным потребителем экономического
эффекта   при   внедрении  новой  продукции,  а  производителем  новой
продукции   -  "инновационной"  прибыли  при  коммерческой  реализации
научно-прикладных, научно-образовательных и научных достижений.

              Мероприятие 1.1 "Технология живых систем -
                           Здравоохранение"

     Цель:
     Создание  и  внедрение  новых  медицинских технологий для лечения
населения,  реализуемых путем разработки и использования перспективных
видов  оборудования, лекарственных препаратов, современных методик для
лечения   и  профилактики  социально  значимых  заболеваний,  а  также
технических средств реабилитации и социальной адаптации инвалидов.
     Задачи:
     Создание и производство новой отечественной медицинской техники.
     Разработка   и   внедрение   новых  технологий  лечения  наиболее
распространенных заболеваний.
     Разработка  и  организация  выпуска  отечественных  лекарственных
препаратов, в т.ч. с использованием нанотехнологий.
     Сокращение    объема   и   номенклатуры   применяемых   импортных
лекарственных средств.

                  Мероприятие 1.2 "Новые материалы"

     Цель:
     Создание  и  внедрение  новых  материалов, в т.ч. наноматериалов,
обеспечивающих  разработку  и  промышленное  производство электронной,
космической,  авиационной, военной и специальной техники, транспортных
и энергетических систем XXI века.
     Задачи:
     Синтез  качественно  новых  материалов,  обеспечивающих  коренное
улучшение      определяющих     технико-экономических     показателей,
эксплуатационных  параметров  и  технических  свойств  создаваемой  на
основе этих материалов техники.
     Создание   экономически  эффективных  и  экологически  безопасных
технологий производства новых материалов и изделий на их основе.
     Организация промышленного выпуска новых материалов, в особенности
на базе организации наукоемких производств.
     Сокращение импорта.

                Мероприятие 1.3 "Городской транспорт"

     Цель:
     Техническое   перевооружение   транспорта   на  основе  внедрения
перспективных научно-технических разработок.
     Задачи:
     Создание  новых и совершенствование традиционных видов грузового,
городского и пригородного пассажирского транспорта на основе внедрения
перспективных  технологий,  улучшения  технических  и эксплуатационных
показателей подвижного состава.
     Разработка   и   внедрение   энергоэффективных   мероприятий   на
транспортных предприятиях.
     Использование  в городском транспорте альтернативных экологически
чистых двигателей, водородных топливных элементов и др.

                     Мероприятие 1.4 "Энергетика"

     Цель:
     Повышение эффективности работы топливно-энергетического комплекса
за счет улучшения использования действующих энергетических мощностей и
снижения     топливно-энергетических     издержек    при    выработке,
транспортировке и распределении энергоресурсов.
     Задачи:
     Создание   и   широкое  использование  возобновляемых  источников
энергии.
     Техническое    перевооружение    и    модернизация    энергоемких
производств,  повышение  их  энергетической эффективности и уменьшение
экологической нагрузки на окружающую среду.
     Создание  и  внедрение энергосберегающего оборудования, техники и
технологий на предприятиях комплекса и у потребителей энергоресурсов.

            Мероприятие 1.5 "Эффективное землепользование
                     в условиях крупных городов"

     Цель:
     Экономически     эффективная,    экологически    оптимальная    в
среднесрочной  и долгосрочной перспективе организация землепользования
в  крупных  городах  с  учетом  обеспечения  жизненно важных интересов
населения.
     Задачи:
     Разработка   технико-экономических   основ  организации  процесса
землепользования в крупных городах.
     Создание    и    внедрение    технологий   технических   средств,
обеспечивающих осуществление эффективного землепользования.

               Мероприятие 1.6 "Строительная индустрия"

     Цель:
     Снижение  стоимости  вновь  строящегося  жилья,  его капитального
ремонта,   сокращение   расходов   на   обслуживание  с  одновременным
повышением комфортности жилья.
     Задачи:
     Разработка   и   внедрение  новых  технологий  и  материалов  для
строительства.
     Разработка    и   внедрение   в   экспериментальном   и   типовом
строительстве  энергосберегающих  технологий,  материалов,  приборов и
оборудования.
     Снижение    себестоимости    строительства   за   счет   освоения
производства    на   предприятиях   стройиндустрии   импортозамещающей
продукции.
     Сокращение  потребления  топливно-энергетических  ресурсов, в том
числе  за  счет  сокращения  тепловых потерь в зданиях и сооружениях и
сокращения  расходов топливно-энергетических ресурсов при производстве
стройматериалов.
     Повышение  безопасности  проживания населения за счет минимизации
рисков,   связанных   со   строительством  и  эксплуатацией  зданий  и
сооружений.

             Мероприятие 1.7 "Производственные технологии
                           и оборудование"

     Цель:
     Комплексное экономически эффективное решение проблем производства
машин, оборудования и товаров народного потребления.
     Задачи:
     Повышение   эффективности   использования  научно-технического  и
промышленного   потенциалов,   а  также  вклада  организаций  науки  и
промышленности в развитие производства перспективной продукции.
     Ускорение     технического    перевооружения    и    модернизации
промышленного   производства   на   основе  использования  современных
отечественных средств производства.
     Создание  и  развитие  отечественных  производств, обеспечивающих
выпуск конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной
и высокотехнологичной продукции.
     Использование   потенциала   организаций   оборонно-промышленного
комплекса, его интеграцию в экономику.

               Мероприятие 1.8 "Повышение экологической
         безопасности города Москвы за счет совершенствования
                системы природоохранной деятельности"

     Цель:
     Улучшение  экологической обстановки за счет анализа экологических
факторов    и    санитарно-эпидемиологической    ситуации,   внедрения
современных  диагностических  средств  и  методических рекомендаций по
оценке    влияния    факторов    окружающей   среды,   в   том   числе
электромагнитного излучения.
     Задачи:
     Защита  окружающей  среды  (атмосферного  воздуха, воды и др.) от
промышленных загрязнений.
     Снижение риска и предотвращение воздействия на здоровье населения
радиационных,   биологических,  магнитных  и  других  вредных  внешних
факторов.
     Уменьшение загрязнения атмосферного воздуха и воды в том числе за
счет  внедрения современных систем очистки, обеззараживания и контроля
потребляемой воды.

             Мероприятие 1.9 "Информационно-экономический
                анализ инвестиционной перспективности
                       инновационной продукции"

     Цель:
     Информационно-экономическое   обеспечение   эффективного  решения
проблем городского хозяйства:
     - создание  и  выпуск  продукции, превосходящей лучшие аналоги по
определяющим технико-экономическим показателям;
     - достижение реального экономического эффекта;
     - экономия затрат городского и федерального бюджетов;
     - получение дивидендов от инвестированных в науку средств.
     Задачи:
     Мониторинг  научно-технического потенциала вузов и определение по
его результатам номенклатуры разработок, обеспечивающих на федеральном
и  региональном  уровнях  создание  технологий  (техники), существенно
опережающих мировой уровень.
     Информационно-экономический  анализ технической, технологической,
производственной  и  рыночной перспективности инновационной продукции,
планируемой к созданию в 2008-2009 годах и последующей реализации.
     Подготовка   на  этой  базе  планов  внедрения  новых  технологий
(техники), в т.ч. на основе взаимодействия государственного и частного
капитала.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|N   | Наименование мероприятий             | Сроки      | Главный      | Источники     | Статья  |Объем финансирования по годам     |
|п/п |                                      | реализации:| распорядитель| финансирования| расходов|(тыс. руб.)                       |
|    |                                      | начало/    | бюджетных    |               |         |----------------------------------|
|    |                                      | конец      | средств      |               |         |2007    |2008   |2009    |всего   |
|    |                                      | (годы)     |              |               |         |        |       |        |        |
|----|--------------------------------------|------------|--------------|---------------|---------|--------|-------|--------|--------|
| 1  |                   2                  |     3      |       4      |       5       |    6    |    7   |   8   |   9    |   10   |
|----|--------------------------------------|------------|--------------|---------------|---------|--------|-------|--------|--------|
|1.1.| "Технология живых систем -           | 2007       | Департамент  | Прикладные    | 0410    |  6900,0|10100,0| 15525,0| 32525,0|
|    | Здравоохранение"                     |-----       | науки и      | научные       | 0810100 |        |       |        |        |
|    | Проведение НИР и ОКР по созданию и   | 2009       | промышленной | исследования в| 196226  |        |       |        |        |
|    | внедрению новых медицинских          |            | политики     | области       |         |        |       |        |        |

Страницы: 1  2  3  


Оглавление