О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ В 2007-2009 ГГ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 6 февраля 2007 г. N 76-ПП (Д) В соответствии с постановлением Правительства Москвы и Совета ректоров вузов Москвы и Московской области от 13 декабря 2005 г. N 1012-ПП/07/05 "О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 2005/2006 учебном году", в целях определения политики в области взаимодействия и консолидации усилий Правительства Москвы и Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, научной и педагогической общественности в повышении роли системы высшего образования в эффективном решении хозяйственно-экономических, социальных и культурных задач города, повышения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, формирования атмосферы межэтнической солидарности, культуры, мира и ненасилия в столичном мегаполисе Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить городскую среднесрочную программу по взаимодействию и оказанию поддержки московским государственным вузам федерального подчинения в 2007-2009 гг. (приложение). 2. Возложить на Департамент семейной и молодежной политики города Москвы функции государственного заказчика - координатора Программы. 3. Персональное руководство городской среднесрочной программой по взаимодействию и оказанию поддержки московским государственным вузам федерального подчинения в 2007-2009 гг. (далее - Программа) возложить на руководителя Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Гусеву Л.И. 4. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы организовать работу по реализации мероприятий, предусмотренных Программой. 5. Осуществить размещение государственного заказа, формируемого в рамках реализации Программы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов, в том числе Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также правовых актов города Москвы. 6. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предусмотреть в 2007-2009 гг. ежегодное выделение в установленном порядке по представлению Совета ректоров вузов Москвы и Московской области (далее - Совет ректоров вузов) жилой площади для обеспечения преподавателей и работников вузов, состоящих на учете по улучшению жилищных условий по месту жительства, в рамках объемов и на условиях, установленных Среднесрочной программой жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 гг. и заданиями до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2006 г. N 268-ПП. 7. В целях улучшения жилищных условий преподавателей и сотрудников вузов принять к сведению обязательство Совета ректоров вузов совместно с вузами города Москвы и префектурами административных округов города Москвы продолжить в 2007-2009 гг. работу по подготовке и внесению в Москомархитектуру предпроектных предложений для использования незастроенных территорий вузов под различные виды строительства (жилые дома и объекты социальной сферы) с оформлением в установленном порядке проектов соответствующих правовых актов, устанавливающих: - включение объектов жилищного строительства в адресную инвестиционную программу города Москвы с последующим финансированием за счет средств городского бюджета; - долю вузов в объеме не менее 70% для предоставления жилых помещений преподавателям и работникам вузов, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января 2000 г., а также для формирования фонда специализированных жилых помещений для размещения на время трудового контракта иногородних работников; - обязательство Совета ректоров вузов о выделении из доли вузов 5% площади для предоставления преподавателям и работникам вузов, не ведущих жилищное строительство. 8. Департаменту имущества города Москвы продолжить установленную практику арендных отношений с некоммерческой организацией "Ассоциация московских вузов" на условиях, определенных п. 22 постановления Правительства Москвы и Совета ректоров вузов Москвы и Московской области от 13 декабря 2005 г. N 1012-ПП/07/05. 9. Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту финансов города Москвы ежегодно предусматривать в бюджете города Москвы в 2008-2009 гг. отдельной строкой выделение Департаменту образования города Москвы средств на оказание финансовой помощи государственным высшим учебным заведениям федерального подчинения, а также Академии труда и социальных отношений с учетом числа полностью заполненных штатных единиц, общей численности студентов и числа студентов, проживающих в общежитиях, в том числе в 2007 году - в размере 812000000 руб. 10. Согласиться с предложением Совета ректоров вузов о расходовании выделенных на 2007 год средств (п. 9) по следующим направлениям: - 515000000 руб. - для осуществления дополнительных выплат к заработной плате преподавателям высших учебных заведений (размер выплат по категориям преподавателей может устанавливаться учеными советами вузов под их ответственность); - 134700000 руб. - на содержание и ремонт учебных зданий вузов и общежитий; - 120000000 руб. - на материально-техническое обеспечение учебных заведений; - 41700000 руб. - на развитие инновационно-образовательной деятельности; - 600000 руб. - на ежегодные именные премии Правительства Москвы московским вузам за высокую эффективность взаимодействия с московскими общеобразовательными учреждениями. Принять к сведению, что расходование выделенных средств осуществляется вузами в соответствии с заключенными контрактами и сметами, утвержденными в установленном порядке учеными советами вузов. 11. Установить, что финансирование мероприятий Программы в 2007 году осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы в бюджете города Москвы на Программу, а начиная с 2008 года - в пределах перспективного финансового плана на 2007-2009 гг. 12. Департаменту образования города Москвы обеспечить перечисление средств бюджета города Москвы, выделяемых в соответствии с настоящим постановлением (пункт 9), на основании договоров, заключаемых с вузами, при условии представления ими отчетов о целевом использовании средств по установленной форме. 13. Предложить Совету ректоров вузов обязать вузы своевременно представлять в Департамент образования города Москвы отчеты о расходовании денежных средств, полученных в качестве финансовой помощи на вышеуказанные цели. 14. Разрешить префектурам административных округов города Москвы использовать средства целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы на финансирование мероприятий Программы и оказание материально-технической поддержки вузам федерального подчинения. 15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 6 февраля 2007 г. N 76-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 6 февраля 2007 года N 76-ПП ГОРОДСКАЯ СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ В 2007-2009 ГГ. Паспорт Программы --------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы | О взаимодействии с московскими государственными вузами | | | федерального подчинения в 2007-2009 годах | |----------------------------|--------------------------------------------------------------| | Основание для разработки | Постановление Правительства Москвы и Совета ректоров вузов | | Программы | Москвы и Московской области от 13.12.2005 | | | N 1012-ПП/07/05 "О взаимодействии с московскими | | | государственными вузами федерального подчинения в 2005/2006 | | | учебному году", пункт 26 | |----------------------------|--------------------------------------------------------------| | Государственный заказчик - | Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. | | координатор Программы | Персональный руководитель Программы - руководитель | | | Департамента семейной и молодежной политики города Москвы - | | | Л.И. Гусева | |----------------------------|--------------------------------------------------------------| | Государственные заказчики | Департамент науки и промышленной политики города Москвы; | | Программы | Департамент образования города Москвы; | | | Департамент семейной и молодежной политики города Москвы | |----------------------------|--------------------------------------------------------------| | Разработчики Программы | Управление координации деятельности Комплекса социальной | | | сферы города Москвы; | | | Департамент семейной и молодежной политики города Москвы; | | | Совет ректоров вузов Москвы и Московской области | |----------------------------|--------------------------------------------------------------| | Основные исполнители | Департамент градостроительной политики, развития и | | Программы | реконструкции города Москвы; | | | Департамент науки и промышленной политики города Москвы; | | | Департамент поддержки и развития малого предпринимательства | | | города Москвы; | | | Департамент земельных ресурсов города Москвы; | | | Департамент имущества города Москвы; | | | Департамент природопользования и охраны окружающей среды | | | города Москвы; | | | Департамент здравоохранения города Москвы; | | | Департамент образования города Москвы; | | | Департамент семейной и молодежной политики города Москвы; | | | Комитет общественных связей города Москвы; | | | префектуры административных округов города Москвы; | | | Совет ректоров вузов Москвы и Московской области; | | | московские государственные вузы федерального подчинения | |----------------------------|--------------------------------------------------------------| | Сроки и этапы реализации | 2007-2009 годы | | Программы | | |----------------------------|--------------------------------------------------------------| | Цель Программы | Расширение участия вузов города Москвы и Московской области в| | | эффективном решении хозяйственно-экономических, социальных и | | | культурных задач города, обеспечивающее осуществление | | | всесторонней инновационной деятельности на важнейших | | | стратегических направлениях: | | | - сохранение и развитие научного и педагогического | | | потенциалов государственных вузов, ориентированных на | | | создание и реализацию научных достижений в сфере | | | фундаментальных и прикладных наук и формирование на этой | | | основе новых учебных дисциплин и специальностей; | | | - повышение качества подготовки и переподготовки специалистов| | | с высшим профессиональным образованием, в особенности в | | | интересах городского хозяйства, в т.ч. в области | | | научно-инновационного предпринимательства; | | | - укрепление социальных гарантий научно-педагогических | | | работников на основе стимулирования инновационной | | | деятельности профессорско-преподавательского состава; | | | - формирование поколения молодых специалистов, готовых взять | | | на себя ответственность за прогрессивное развитие страны, | | | профессионально и морально подготовленных к осуществлению | | | творческих прорывов в научной и научно-производственной | | | деятельности, созданию атмосферы культуры, мира, ненасилия | | | и межэтнической солидарности | |----------------------------|--------------------------------------------------------------| | Основные задачи Программы | 1. Повышение результативности использования | | | научно-технического потенциала высшей школы в интересах | | | города, в т.ч. в рамках выполнения крупных межвузовских | | | проектов на основе комплексного решения проблем городского | | | хозяйства, организации выпуска импортозамещающей | | | (экспортоориентированной) продукции, формирования | | | технологических цепочек производства наукоемкой продукции, | | | конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. | | | 2. Максимальная концентрация интеллектуальных, материальных и| | | финансовых ресурсов на стратегических направлениях | | | научно-технического прогресса, в особенности на проектах | | | с высокой степенью готовности инновационного продукта. | | | 3. Организация с учетом роли ученых города Москвы в | | | инновационном развитии страны совместной деятельности | | | вузовской, академической и отраслевой науки по разработке и | | | внедрению научно-технических (научно-технологических) | | | достижений в перспективные производственные процессы, новые | | | или усовершенствованные товары и услуги, реализуемые на | | | внутреннем и внешнем рынках. | | | 4. Повышение профессионального уровня специалистов, их | | | гражданской ответственности за социально-экономическое и | | | интеллектуальное развитие государства, предусматривающее: | | | - осуществление эффективной, многоуровневой | | | и многоступенчатой подготовки, переподготовки и повышения | | | квалификации кадров для приоритетных направлений развития | | | науки, технологий и техники, обеспечивающих | | | их профессиональную и социальную мобильность в условиях | | | формирования рыночной экономики в стране; | | | - широкое вовлечение профессорско-преподавательского состава,| | | аспирантов и студентов в научно-внедренческую деятельность | | | путем создания бизнес-инкубаторов, центров технического | | | превосходства, научно-внедренческих структур, интегрированных| | | научно-технических и исследовательских коллективов и т.п.; | | | - создание с участием вузов на основе всестороннего | | | использования их творческих достижений, в особенности в | | | смежных областях наук, кадрового, | | | лабораторно-исследовательского | | | и экспериментально-производственного потенциалов центров | | | коллективного пользования, малых научно-производственных | | | предприятий, технопарков, кластеров и т.п.; | | | - усиление материальной заинтересованности | | | научно-педагогических кадров в осуществлении эффективной | | | инновационной деятельности. | | | 5. Подготовка и регулярное осуществление мероприятий по | | | привлечению молодежи в научно-технологическое инновационное | | | предпринимательство. | | | 6. Дальнейшее развитие системы крупных межвузовских проектов,| | | обеспечивающей комплексное решение проблем городского | | | хозяйства на основе интеграции соответствующих разработок | | | вузов, академических и отраслевых институтов со сроком | | | выполнения НИР и ОКР не более 2-3 лет: | | | - I стадия: | | | Проведение НИР, включая создание и исследование | | | экспериментальных образцов, в т.ч. в условиях планируемого | | | применения новых технологий (техники), разработку и | | | согласование с профильными органами государственной власти | | | города Москвы инновационных предложений, включающих | | | технико-экономические обоснования и технические задания | | | на выполнение ОКР; | | | - II стадия: | | | Проведение ОКР по разработкам, отобранным на конкурсной | | | основе по результатам НИР, для выполнения в полном объеме | | | крупного комплексного проекта, обеспечивающего решение | | | соответствующих проблем городского хозяйства со сроком | | | окупаемости в течение 2-3 лет средств, инвестируемых в | | | проект, за счет сокращения затрат городского бюджета на | | | приобретение соответствующих материалов, изделий, услуг с | | | учетом интегрального показателя "Цена/Качество" и налоговых | | | поступлений в бюджет города в результате производственной | | | (коммерческой) реализации инноваций. | | | 7. Мониторинг научно-технического потенциала вузов и | | | определение по его результатам номенклатуры разработок, | | | обеспечивающих на федеральном и региональном уровнях создание| | | технологий (техники), существенно опережающих мировой | | | уровень. | | | 8. Информационно-экономический анализ технической, | | | технологической, производственной и рыночной перспективности | | | инновационной продукции, планируемой к созданию в 2008-2009 | | | годах и последующей реализации; подготовка на этой базе | | | планов внедрения новых технологий (техники), в т.ч. на основе| | | взаимодействия государственного и частного капитала. | | | 9. Организация целевой подготовки (переподготовки) кадров в | | | направлении повышения их социальной и профессиональной | | | мобильности, развития ответственности, интеллектуальной | | | толерантности, здорового образа жизни в системах: | | | - средняя школа - вуз; | | | - вуз - производственная деятельность в условиях профильных | | | предприятий; | | | - вуз - научно-производственные инжиниринговые, | | | предпринимательские структуры, обеспечивающие решение | | | реальных прикладных задач при выполнении студенческих | | | научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, | | | дипломных проектов, диссертаций; | | | - спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, | | | молодежные средства коммуникаций и информации. | | | 10. Проведение в течение 2-3 лет перспективных исследований, | | | направленных на создание "прорывных" технологий, | | | обеспечивающих инновационное развитие производственной | | | инфраструктуры в 2010-2015 годах. | | | 11. Разработка в соответствии с действующим законодательством| | | финансово-экономических схем эффективной рыночной реализации | | | научно-технических достижений в интересах города в системе | | | "Разработчик - Потребитель - Производитель - Инвестор". | | | 12. Создание организационно-экономических механизмов | | | формирования научно-внедренческих структур | | | (бизнес-инкубаторы, конструкторские бюро, в особенности | | | молодежные, научно-исследовательские лаборатории и центры и | | | т.п.) и научно-производственных организаций (малые | | | предприятия, технопарки, кластеры и т.п.), ориентированных на| | | осуществление выпуска и внедрение (коммерческую реализацию) | | | конкурентоспособной продукции. | | | 13. Формирование с учетом Федерального закона от 21 июля 2005| | | г. N 94-ФЗ, ст. 7 проблемно-ориентированных конкурсных | | | комиссий с участием представителей производственных | | | (научно-производственных) организаций, являющихся | | | потенциальными потребителями новых технологий, профильных | | | органов государственной власти города Москвы, Ассоциации | | | московских вузов. | | | 14. Создание условий для привлечения | | | в научно-производственную сферу высококвалифицированных | | | кадров. | | | 15. Увеличение числа специалистов, занятых | | | в научно-технических и научно-производственных секторах | | | городского хозяйства | |----------------------------|--------------------------------------------------------------| | Основные мероприятия | ------------------------------------------------------------ | | Программы | |N |Наименование среднесрочных подпрограмм | | | | |п/п| | | | | |---|------------------------------------------------------| | | | |1. |Среднесрочная программа "Разработка перспективных | | | | | |технологий в рамках крупных межвузовских проектов в | | | | | |системе "Вузы - Наука - Производство - Рынок" | | | | |---|------------------------------------------------------| | | | |2. |Среднесрочная программа "Развитие | | | | | |инновационно-образовательной деятельности" | | | | |---|------------------------------------------------------| | | | |3. |Среднесрочная программа "Участие системы высшего | | | | | |образования в решении социальных и культурных задач | | | | | |города" | | | | ------------------------------------------------------------ | |----------------------------|--------------------------------------------------------------| | Финансовое обеспечение | Общий объем финансирования <*> 396650 тыс. руб., в т.ч. | | Программы | по годам реализации: | | | ------------------------------------------------------------ | | | | |2007 |2008 |2009 |Всего | | | | |--------------------|-------|---------|--------|----------| | | | |Объем |92000,0| 120750,0|183900,0| 396650,0| | | | |финансирования по | | | | | | | | |годам | | | | | | | | |--------------------|-------|---------|--------|----------| | | | |Источники | | | | | | | | |финансирования | | | | | | | | |--------------------|-------|---------|--------|----------| | | | |Текущее бюджетное | | | | | | | | |финансирование, в | | | | | | | | |т.ч. по статьям | | | | | | | | |расходов | | | | | | | | |--------------------|-------|---------|--------|----------| | | | |Код|Вид расходов | | | | | | | | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| | | | |211|Заработная |39018,5| 54150,6| 73899,0| 167068,0| | | | | |плата | | | | | | | | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| | | | |213|Начисление на |10222,8| 14187,4| 19361,5| 43771,8| | | | | |фонд оплаты | | | | | | | | | |труда (единый | | | | | | | | | |социальный | | | | | | | | | |налог) - 26,2%, | | | | | | | | | |включая тариф | | | | | | | | | |на обязательное | | | | | | | | | |страхование от | | | | | | | | | |несчастных | | | | | | | | | |случаев на | | | | | | | | | |производстве и | | | | | | | | | |профессиональных| | | | | | | | | |заболеваний | | | | | | | | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| | | | |225|Услуги на | | | | | | | | | |содержание | | | | | | | | | |имущества | | | | | | | | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| | | | |226|Прочие услуги |23500,0| 29600,0| 45000,0| 98100,0| | | | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| | | | |290|Прочие расходы | 2608,4| 2972,0| 12489,5| 18069,9| | | | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| | | | |310|Увеличение | | | | | | | | | |стоимости | | | | | | | | | |основных | | | | | | | | | |средств | | | | | | | | |---|----------------|-------|---------|--------|----------| | | | |340|Увеличение |16650,3| 19840,0| 33150,0| 69640,3| | | | | |стоимости | | | | | | | | | |материальных | | | | | | | | | |запасов | | | | | | | | |--------------------|-------|---------|--------|----------| | | | |Целевые бюджетные | | | | | | | | |фонды | | | | | | | | |--------------------|-------|---------|--------|----------| | | | |Федеральный бюджет | | | | | | | | |--------------------|-------|---------|--------|----------| | | | |Внебюджетные | | | | | | | | |источники | | | | | | | | |(с расшифровкой) | | | | | | | | |--------------------|-------|---------|--------|----------| | | | |Итого |92000,0| 120750,0|183900,0| 396650,0| | | | ------------------------------------------------------------ | | | ------------------------------- | | | <*> Объемы финансирования уточняются ежегодно при | | | формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый | | | год | |----------------------------|--------------------------------------------------------------| | Ожидаемые результаты | - создание и внедрение перспективных технологий, разработка | | реализации Программы | на этой основе и освоение промышленного выпуска (коммерческой| | | реализации) конкурентоспособной, импортозамещающей, | | | экспортоориентированной продукции на стратегических | | | направлениях инновационного развития: | | | - "Технология живых систем - Здравоохранение"; | | | - "Новые материалы"; | | | - "Городской транспорт"; | | | - "Энергетика"; | | | - "Эффективное землепользование в условиях крупных | | | городов"; | | | - "Строительная индустрия"; | | | - "Производственные технологии и оборудование"; | | | - "Повышение экологической безопасности города Москвы за | | | счет совершенствования системы природоохранной деятельности";| | | - "Построение инновационно-образовательной системы "Наука -| | | Образование - Рынок труда"; | | | - "Формирование системы "Средняя школа - Вузы - | | | Предприятие - Наука" по приоритетным направлениям развития | | | науки и технологии"; | | | - "Мониторинг и социологические исследования в студенческой| | | среде, включая формирования банка данных по различным | | | вопросам студенческой жизни"; | | | - "Развитие систем информационного обеспечения молодежной | | | политики"; | | | - экономически эффективное развитие системы "Наука - | | | Инновации - Производство - Рынок", в особенности на основе | | | создания наукоемких производств и научно-внедренческих | | | структур, ориентированных на выпуск, в т.ч. с использованием | | | лабораторной и научно-производственной базы вузов, | | | перспективной, импортозамещающей, экспортоориентированной | | | продукции, обеспечивающих в течение 2-3 лет окупаемость | | | инвестированных в научно-производственную деятельность | | | средств за счет снижения затрат на приобретение | | | соответствующей продукции с учетом интегрального показателя | | | "Цена/Качество", экономии энергетических, финансовых и | | | материальных ресурсов, налоговых поступлений в бюджет города;| | | - формирование на стратегических направлениях | | | специализированных инновационных подсистем, обеспечивающих | | | комплексное решение важнейших проблем на базе синтеза новых | | | знаний и интегрированного развития научно-исследовательской, | | | научно-прикладной, научно-образовательной, научно- | | | производственной деятельности, экономически высокоэффективное| | | решение важнейших проблем в среднесрочной и долгосрочной | | | перспективе, в т.ч. создание "прорывных" технологий, | | | ориентированных на научно-технический прогресс | | | производственной инфраструктуры в 2010-2015 гг.; | | | - создание необходимой научно-технической базы для реализации| | | программ; | | | - рост объемов коммерчески привлекательных результатов НИР и | | | ОКР; | | | - рост объемов интеллектуальной собственности, вовлеченной в | | | хозяйственный оборот; | | | - ежегодный дополнительный объем производства новой и | | | усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет | | | применения созданных передовых технологий; | | | - сохранение рабочих мест в сфере науки; | | | - повышение конкурентоспособности создаваемой инновационной | | | продукции; | | | - привлечение молодых специалистов ко всем видам | | | инновационной деятельности в рамках выполнения и последующей | | | реализации проектов Программы в системе "Наука - | | | Образование - Производство - Рынок", в том числе научной, | | | инженерной и инжиниринговой, организационно-управленческой и | | | финансово-экономической, производственно-технологической | | | и т.п.; | | | - увеличение доли инновационной продукции в общем объеме | | | производства | |----------------------------|--------------------------------------------------------------| | Система организации | Управление Программой осуществляется государственным | | управления и контроля за | заказчиком - координатором Программы - Комитетом по делам | | исполнением Программы | семьи и молодежи города Москвы. | | | Контроль за ходом исполнения и реализации Программы | | | осуществляет Правительство Москвы. | | | Государственные заказчики Программы: Департамент науки и | | | промышленной политики города Москвы, Департамент образования | | | города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики | | | города Москвы - отвечают за реализацию Программы, | | | осуществление в установленные сроки мероприятий Программы и | | | целевое использование выделенных на реализацию Программы | | | бюджетных средств. | | | В соответствии со ст. 5, п. 2 Закона "Об инновационной | | | деятельности в городе Москве" от 07.07.2004 N 45 по Программе| | | в целом и по соответствующим направлениям научно-технической | | | и научно-производственной деятельности создаются | | | научно-координационные советы для осуществления координации | | | работ, проведения комплексного информационно-экономического | | | анализа хода выполнения проектов и входящих в них разработок,| | | в т.ч. путем проведения семинаров, совещаний, выставок и | | | подготовки на этой основе рекомендаций для принятия | | | управленческих решений. | | | Для обеспечения достижения конечного результата - освоение | | | производства высокоэффективной продукции (экономически | | | выгодной коммерциализации инноваций) в системе управления | | | Программой реализуется принцип самоорганизации науки, | | | заключающийся в том, что по всем мероприятиям Программы | | | выделяются организации-координаторы, несущие всю полноту | | | ответственности перед Правительством Москвы за эффективное | | | выполнение разработок по приоритетным направлениям в системе | | | "Наука - Инновации - Производство - Рынок": | | | - "Технология живых систем - Здравоохранение" - МГУ | | | им. М.В. Ломоносова (факультет фундаментальной медицины), | | | МГТУ им. Н.Э. Баумана (факультет биомедицинской техники); | | | - "Новые материалы" - МИСиС; | | | - "Городской транспорт" - МИИТ; | | | - "Энергетика" - МГУ им. М.В. Ломоносова (физический | | | факультет), МЭИ; | | | - "Эффективное землепользование в условиях крупных городов" -| | | ГУЗ; | | | - "Строительная индустрия" - МГСУ; | | | - "Производственные технологии и оборудование" - МГТУ | | | "Станкин"; | | | - "Повышение экологической безопасности города Москвы за счет| | | совершенствования системы природоохранной деятельности" - | | | МИИТ; | | | - "Информационно-экономический анализ инвестиционной | | | перспективности инновационной продукции" - Ассоциация | | | московских вузов | --------------------------------------------------------------------------------------------- Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Московская высшая школа, интеллектуальный потенциал которой определяют свыше ста государственных вузов, имеет многоотраслевой характер, охватывая практически все направления научно-технических, естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных знаний. В вузах Москвы работает многочисленный отряд специалистов высшей квалификации, среди которых около девяти тысяч докторов наук. За десятилетия, а иногда и более чем за столетие в московских вузах сложились уникальные, всемирно известные научные школы, взаимодействовать с которыми ученые многих стран считают за честь. Высшим учебным заведениям всегда была присуща опора на фундаментальную науку - проведение собственных глубоких фундаментальных исследований, постоянное взаимодействие с Академией наук. Это важно не только с точки зрения развития системы знаний, но и как гарантия высокого научно-технического уровня прикладных разработок. Московские вузы принимают активное участие в решении многих практических задач народного хозяйства страны и города, работая в тесной связи с предприятиями, отраслевыми научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Многие вузы, благодаря своему авторитету, широким научно-техническим связям, становятся координирующими центрами в масштабе страны, объединяющими усилия различных организаций в решении важнейших проблем. Московские вузы, имея славные и давние традиции, выросли в лидирующие, головные организации, определяющие основные отраслевые направления развития высшего образования и научных исследований на государственном уровне. Москве присуще уникальное, единственное в мире сочетание - на территории одного города сосредоточено огромное количество мощных, разнопрофильных академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, вузов, научно-производственных объединений, предприятий высоких технологий. Высшие учебные заведения - неотъемлемая и одна из важнейших частей этого конгломерата науки и производства, обладающего колоссальным научно-техническим потенциалом. Являясь многопрофильными научно-образовательными учреждениями, сохранившими и приумножившими в сложнейших условиях творческий потенциал своих научных школ, вузы способны: - разрабатывать качественно новые технические, технологические и организационно-экономические решения на основе синтеза научных достижений в различных областях знаний; - создавать с использованием имеющейся научно-лабораторной и экспериментальной базы наукоемкие высокорентабельные производства, в том числе центры коллективного пользования, малые предприятия, технопарки и т.п., обеспечивая их централизованно инжиниринговыми и финансово-экономическими услугами; - подготавливать высококвалифицированные кадры для решения научно-технических, организационно-экономических и управленческих задач, связанных с техническим перевооружением и модернизацией производственного и хозяйственного комплекса города Москвы; - привлекать, используя свою деловую и научную репутацию, инвестиции из бюджетных и внебюджетных источников финансирования для создания и внедрения высоких технологий; - осуществлять эффективную координацию в области проведения проблемно-ориентированных, фундаментальных и прикладных исследований, выполнения опытно-конструкторских работ на основе выбора экономически оптимальных направлений научно-технической деятельности и концентрации на этих направлениях интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов. Таким образом, на современном этапе высшая техническая школа становится ключевым звеном в системе "Фундаментальная наука - Прикладная наука - Образование - Производство - Рынок", обеспечивающим прогрессивное развитие всего научно-технического комплекса на основе организации инновационного процесса. Поэтому постоянная связь Правительства Москвы с вузами важна для города и стратегически точна. В целях повышения эффективности использования интеллектуального потенциала вузов в интересах города начиная с 1995 г. финансируются наиболее значимые для города разработки специалистов высшей школы. От Правительства Москвы эту деятельность формируют и ведут Департамент науки и промышленной политики и Московский комитет по науке и технологиям. Объемы финансирования науки в системе "Вузы - Москве" составили: - 1996 г. - 7,2 млн. руб.; - 2000 г. - 28,0 млн. руб.; - 2005 г. - 100,0 млн. руб. Важнейший аспект совместной работы московских вузов, Совета ректоров вузов и Правительства Москвы - формирование крупных межвузовских проектов. Разработка крупных проектов должна обеспечивать: - комплексное решение проблем городского хозяйства с высокими технико-экономическими показателями; - организацию и совершенствование важных для городского хозяйства объектов с максимальным использованием научно-технического потенциала вузов и производственно-технического потенциала предприятий города; - создание и выпуск высокоэффективной экспортоориентированной и импортозамещающей продукции; - достижение реального экономического эффекта за счет: - экономии затрат городского и федерального бюджетов; - получения дивидендов от инвестированных в науку средств; - подготовки (переподготовки) кадров; - социальную ориентацию перспективных проектов на формирование в новых наукоемких производствах высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест. Стратегические подходы к разработке крупных проектов: 1. Реализация крупных проектов должна обеспечивать решение наиболее важных для производственного и хозяйственного комплекса города Москвы вопросов, связанных с техническим перевооружением, повышением эффективности функционирования за счет максимального привлечения к созданию перспективных производств недоиспользуемого промышленного потенциала города и специально подготовленных высококвалифицированных кадров. 2. Особое внимание должно быть обращено на создание в сфере "Наука - Производство" не только высококвалифицированных, но и высокооплачиваемых рабочих мест, имея в виду, что уровень оплаты труда должен существенно превышать размеры средней заработной платы в Москве. 3. Необходимо сконцентрировать усилия на разработке импортозамещающей продукции высокого уровня, прежде всего, в области производства лекарственных препаратов и медицинской техники. Создание на базе столичных вузов федерального подчинения федерально-региональной инновационной системы "Москва", обеспечивающей развитие в интересах Российской Федерации и города инновационного процесса "Наука - Образование - Кадры - Производство - Рынок" на стратегических направлениях научно-технического прогресса, позволит осуществить в среднесрочной и долгосрочной перспективе: - расширение выпуска конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной продукции, в основе которого лежат результаты выполненных НИР и ОКР; - развитие высокорентабельных наукоемких производств; - вовлечение в активную научно-производственную деятельность высококвалифицированных специалистов, в том числе в сфере инжиниринга и менеджмента, имея в виду использование на этих новых направлениях молодых преподавателей и научных работников, аспирантов и студентов. Несмотря на то, что в Москве сосредоточено около 60% научно-технического потенциала страны, трудится треть всех научных работников России, более половины докторов и кандидатов наук, стабильное инновационное развитие экономики столицы и России в целом пока не обеспечено. При огромном научно-техническом потенциале удельный вес Москвы в общем объеме созданных передовых технологий по России в целом не превышает 15%. Не сформирован масштабный и развитой рынок результатов инновационной деятельности. Система московского образования в течение ряда лет развивается практически в соответствии с целями, определенными приоритетным национальным проектом "Образование", реализуемым в стране по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. Главное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием образования. Уровень образования - это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса. Отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности государства и перспективах его развития. Последнее десятилетие страна находится на этапе перехода к рыночной экономике и перед отечественным образованием поставлены фундаментальные задачи обеспечения устойчивого инновационного развития страны с приведением содержания образования и его структуры к новым реалиям российской жизни, претерпевшей глубочайшие политические и социально-экономические изменения. Необходимо интегрироваться в международное образовательное пространство, обеспечив рост конкурентоспособности и государственной значимости экспорта образовательных услуг, повышение эффективности по привлечению иностранных граждан для обучения в московских учебных заведениях на компенсационных условиях. В то же время традиционная система образования, равно как и государственная молодежная политика, не обеспечивает целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи, ее подготовки к жизни в самоорганизуемом обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика, призванная сформировать и закрепить необходимые нормы поведения и моральные ценности в общественных традициях. С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям. Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшней молодежи повышенные требования: она станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 - 45%. Только 2,7% молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Сходные тенденции в США и странах объединенной Европы стали основанием для внедрения специальных программ по вовлечению молодежи в общественно-политическую жизнь. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящее время российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этим проблемам. Согласно опросу 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп. В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас согласно последнему всероссийскому опросу 34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% - с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь 10% - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того, нарастают противоречия между "объективно пожилой" по кадровому составу социальной сферой и относительно молодой сферой бизнеса. Такая ситуация не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу. В качестве одного из наиболее острых перед молодежью и обществом встанет вопрос о жилищном обеспечении. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, старение жилого фонда, неразвитость форм найма жилья провоцируют рост цен на жилье и его аренду в Российской Федерации. Даже после принятия нового Жилищного кодекса не понижаются процентные ставки по ипотечным кредитам. В то же время в рамках сложившейся практики содействия жилищному обеспечению молодежи было выделено целевых субсидий из федерального бюджета не более чем для 6000 и за счет региональных бюджетов для 59000 молодых семей. Такие результаты не могут оказать существенного влияния ни на изменение положения молодых людей, ни на изменение демографической ситуации в стране. Аналогичные проблемы в странах Западной Европы решаются в первую очередь путем взаимодействия органов власти, арендодателей, риэлторских и строительных компаний в создании политики доступной аренды жилья для молодежи. Жизнь молодого человека в предполагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни. Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности, которая выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи. В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте до 24 лет (6,4%). Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллиона молодых людей в год. В этих условиях большое значение приобретают: - научно-техническая и инновационная политика, формируемая Правительством Москвы; - комплексные меры поддержки научно-исследовательских организаций, вузов, проводящих НИР и ОКР по приоритетным направлениям, предприятий, осуществляющих разработку и внедрение наукоемкой и высокотехнологичной продукции; - адресное бюджетное финансирование НИР и ОКР (рис. 1 - не приводится); - стимулирование системных изменений в московском образовании (устойчивое инновационное развитие, создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования); - переход к массовому "учебному конвейеру" на основе идеологии формирования базовых компетенций и реорганизации высшего образования, перевода его в режим инновационного развития, обеспечивающего полноценное вхождение страны в информационное общество - общество экономики знаний; - проведение социально ориентированной политики, направленной на развитие и совершенствование системы воспитания молодежи и подготовки кадров в вузах города Москвы, вовлечение все большего количества молодых людей в работу научно-технических и опытно-конструкторских структур, целенаправленное воспитание самостоятельной, ответственной молодежи, основанное на принципах толерантности, норм поведения и моральных ценностях в общественных традициях. Рисунок 1. Схема организации планирования инновационного процесса ---------------------------------------------------------------------- Не приводится. С этой целью должны быть задействованы все экономические и организационные механизмы, имеющиеся у Правительства Москвы: городской заказ, налоговые льготы, финансовая поддержка, передовые методы управления. Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Цель: Обеспечение участия вузов города Москвы в эффективном решении хозяйственно-экономических, социальных и культурных задач города, сохранение и развитие научного и педагогического потенциала государственных вузов, повышение качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, расширение социальных гарантий научно-педагогических работников, стимулирование инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава, формирование атмосферы межэтнической солидарности, культуры, мира и ненасилия в столичном мегаполисе на основе развития научно-инновационной деятельности в системе "Вузы - Наука - Производство - Рынок", качественного совершенствования образовательного процесса "Школа - Вуз - Подготовка кадров высшей квалификации - Производство - Наука - Предпринимательская деятельность", усиление роли высшей школы в решении социальных и культурных задач города. Задачи: 1. Комплексное решение проблем городского хозяйства с высокими технико-экономическими показателями, в т.ч. на основе выполнения начиная с 2007 г. крупных межвузовских проектов с высокой степенью готовности инновационного продукта в системе "Наука - Инновации - Производство - Рынок". 2. Организация и совершенствование важных для городского хозяйства объектов с максимальным использованием научно-технического потенциала вузов и производственно-технического потенциала предприятий города. 3. Создание и выпуск высокоэффективной экспортоориентированной и импортозамещающей продукции. 4. Достижение реального экономического эффекта за счет: - экономии затрат городского и федерального бюджетов; - получения дивидендов от инвестированных в науку средств; - подготовки (переподготовки) кадров. 5. Социальная ориентация перспективных проектов на формирование в новых наукоемких производствах высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест. 6. Мониторинг научно-технического потенциала вузов, направленный на выявление инноваций, обеспечивающих на федеральном и региональном уровнях создание технологий, существенно опережающих мировой уровень. 7. Информационно-экономический анализ технической, технологической, производственной и рыночной перспективности инновационной продукции, планируемой к созданию и реализации в 2008-2009 годах. 8. Организация целевой подготовки (переподготовки) кадров в направлении повышения их социальной и профессиональной мобильности, развития деловой и гражданской ответственности за инновационное развитие страны, интеллектуальной толерантности, здорового образа жизни. 9. Проведение в течение 2-3 лет перспективных исследований, направленных на создание "прорывных" технологий, обеспечивающих инновационное развитие в 2010-2015 годах научно-производственной инфраструктуры, образовательной деятельности, молодежной политики. 10. Создание организационно-экономических механизмов формирования научно-внедренческих структур (бизнес-инкубаторы, конструкторские бюро, научно-исследовательские лаборатории и центры и т.п.) и научно-производственных организаций (технопарки, малые предприятия, кластеры и т.п.), ориентированных на осуществление выпуска и внедрение (коммерческую реализацию) конкурентоспособной продукции. 11. Проведение целенаправленной политики по созданию всем молодым гражданам равных стартовых условий для их наиболее полного включения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. 12. Содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи. 13. Расширение социально значимых возможностей молодежи в выборе своего жизненного пути и достижении личного успеха. 14. Содействие становлению активной гражданской позиции молодых граждан и их воспитанию в духе патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к родному городу, к другим народам, предотвращение экстремистских проявлений в молодежной среде. 15. Обеспечение гласности мер по осуществлению молодежной политики. Результаты НИР и ОКР, полученные в рамках реализации Программы, должны находить первоочередное внедрение в рамках комплексной программы промышленной деятельности, а также программ отраслевой направленности, реализуемых в Москве. Программа направлена на эффективное использование научного потенциала города для разработки и осуществления стратегических, тактических и оперативных мероприятий и управленческих решений по реализации научно-технических программ города на федеральном и региональном уровнях. Программа и характер ее основных мероприятий определены в рамках Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Программа включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы прикладного характера, направленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач на федеральном и региональном уровнях, в том числе: - создание новой техники и технологий; - разработка новых видов оборудования, материалов и конструкций; - развитие эффективных организационно-экономических систем управления. Стратегические направления научно-технологической деятельности, предусмотренные Программой, определены путем анализа задач и проблем осуществления инновационных процессов в стране с учетом прогнозов социально-экономического развития города на среднесрочную перспективу, планов развития госсектора на базе имеющегося в столице инновационного потенциала и ориентированы на достижение ряда важнейших показателей на федеральном и региональном уровнях: - увеличение объема производства конкурентоспособных товаров и услуг в валовом региональном продукте города Москвы; - увеличение поступлений в федеральный и городской бюджеты; - поддержание стабильной социально-экономической ситуации в научной среде города; - создание условий для привлечения в научно-производственную сферу города высококвалифицированных кадров; - увеличение числа действующих высокотехнологичных предприятий и уровня занятости в инновационной сфере; - увеличение объемов интеллектуальной собственности, определяющих инновационный потенциал Российской Федерации и ее столицы; - развитие материально-технической базы объектов инновационной инфраструктуры. Достижение поставленной цели и решаемых задач обеспечивается выполнением мероприятий Программы, сгруппированных в три среднесрочные подпрограммы: Среднесрочная подпрограмма 1 "Разработка перспективных технологий в рамках крупных межвузовских проектов в системе "Вузы - Наука - Производство - Рынок". Среднесрочная подпрограмма 2 "Развитие инновационно - образовательной деятельности". Среднесрочная подпрограмма 3 "Участие системы высшего образования в решении социальных и культурных задач города". Выполнение мероприятий Программы позволит существенно повысить: - комплексность развития инновационной сферы на федеральном и региональном уровнях; - экономическую эффективность научно-технической деятельности в важнейших отраслях экономики. Раздел 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ Среднесрочная подпрограмма 1 "Разработка перспективных технологий в рамках крупных межвузовских проектов в системе "Вузы - Наука - Производство - Рынок" Цель: Создание и производство конкурентной наукоемкой продукции на основе интеграции вузовского, академического, отраслевого секторов науки и промышленности, концентрации интеллектуального и производственного потенциалов, материальных и финансовых ресурсов на направлениях с высокой степенью готовности инновационного продукта. Задачи: Оптимизация инновационного процесса "Наука - Производство - Рынок" в рамках соответствующего стратегического направления промышленной деятельности на основе прогнозирования: - изменений требований к выпускаемой продукции путем анализа состояния рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе; - развития новых знаний в области прикладных и фундаментальных наук, в особенности смежных; - возможности производственной реализации научно-технологических (научно-технических) достижений; - перспектив получения потенциальным потребителем экономического эффекта при внедрении новой продукции, а производителем новой продукции - "инновационной" прибыли при коммерческой реализации научно-прикладных, научно-образовательных и научных достижений. Мероприятие 1.1 "Технология живых систем - Здравоохранение" Цель: Создание и внедрение новых медицинских технологий для лечения населения, реализуемых путем разработки и использования перспективных видов оборудования, лекарственных препаратов, современных методик для лечения и профилактики социально значимых заболеваний, а также технических средств реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Задачи: Создание и производство новой отечественной медицинской техники. Разработка и внедрение новых технологий лечения наиболее распространенных заболеваний. Разработка и организация выпуска отечественных лекарственных препаратов, в т.ч. с использованием нанотехнологий. Сокращение объема и номенклатуры применяемых импортных лекарственных средств. Мероприятие 1.2 "Новые материалы" Цель: Создание и внедрение новых материалов, в т.ч. наноматериалов, обеспечивающих разработку и промышленное производство электронной, космической, авиационной, военной и специальной техники, транспортных и энергетических систем XXI века. Задачи: Синтез качественно новых материалов, обеспечивающих коренное улучшение определяющих технико-экономических показателей, эксплуатационных параметров и технических свойств создаваемой на основе этих материалов техники. Создание экономически эффективных и экологически безопасных технологий производства новых материалов и изделий на их основе. Организация промышленного выпуска новых материалов, в особенности на базе организации наукоемких производств. Сокращение импорта. Мероприятие 1.3 "Городской транспорт" Цель: Техническое перевооружение транспорта на основе внедрения перспективных научно-технических разработок. Задачи: Создание новых и совершенствование традиционных видов грузового, городского и пригородного пассажирского транспорта на основе внедрения перспективных технологий, улучшения технических и эксплуатационных показателей подвижного состава. Разработка и внедрение энергоэффективных мероприятий на транспортных предприятиях. Использование в городском транспорте альтернативных экологически чистых двигателей, водородных топливных элементов и др. Мероприятие 1.4 "Энергетика" Цель: Повышение эффективности работы топливно-энергетического комплекса за счет улучшения использования действующих энергетических мощностей и снижения топливно-энергетических издержек при выработке, транспортировке и распределении энергоресурсов. Задачи: Создание и широкое использование возобновляемых источников энергии. Техническое перевооружение и модернизация энергоемких производств, повышение их энергетической эффективности и уменьшение экологической нагрузки на окружающую среду. Создание и внедрение энергосберегающего оборудования, техники и технологий на предприятиях комплекса и у потребителей энергоресурсов. Мероприятие 1.5 "Эффективное землепользование в условиях крупных городов" Цель: Экономически эффективная, экологически оптимальная в среднесрочной и долгосрочной перспективе организация землепользования в крупных городах с учетом обеспечения жизненно важных интересов населения. Задачи: Разработка технико-экономических основ организации процесса землепользования в крупных городах. Создание и внедрение технологий технических средств, обеспечивающих осуществление эффективного землепользования. Мероприятие 1.6 "Строительная индустрия" Цель: Снижение стоимости вновь строящегося жилья, его капитального ремонта, сокращение расходов на обслуживание с одновременным повышением комфортности жилья. Задачи: Разработка и внедрение новых технологий и материалов для строительства. Разработка и внедрение в экспериментальном и типовом строительстве энергосберегающих технологий, материалов, приборов и оборудования. Снижение себестоимости строительства за счет освоения производства на предприятиях стройиндустрии импортозамещающей продукции. Сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов, в том числе за счет сокращения тепловых потерь в зданиях и сооружениях и сокращения расходов топливно-энергетических ресурсов при производстве стройматериалов. Повышение безопасности проживания населения за счет минимизации рисков, связанных со строительством и эксплуатацией зданий и сооружений. Мероприятие 1.7 "Производственные технологии и оборудование" Цель: Комплексное экономически эффективное решение проблем производства машин, оборудования и товаров народного потребления. Задачи: Повышение эффективности использования научно-технического и промышленного потенциалов, а также вклада организаций науки и промышленности в развитие производства перспективной продукции. Ускорение технического перевооружения и модернизации промышленного производства на основе использования современных отечественных средств производства. Создание и развитие отечественных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной и высокотехнологичной продукции. Использование потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса, его интеграцию в экономику. Мероприятие 1.8 "Повышение экологической безопасности города Москвы за счет совершенствования системы природоохранной деятельности" Цель: Улучшение экологической обстановки за счет анализа экологических факторов и санитарно-эпидемиологической ситуации, внедрения современных диагностических средств и методических рекомендаций по оценке влияния факторов окружающей среды, в том числе электромагнитного излучения. Задачи: Защита окружающей среды (атмосферного воздуха, воды и др.) от промышленных загрязнений. Снижение риска и предотвращение воздействия на здоровье населения радиационных, биологических, магнитных и других вредных внешних факторов. Уменьшение загрязнения атмосферного воздуха и воды в том числе за счет внедрения современных систем очистки, обеззараживания и контроля потребляемой воды. Мероприятие 1.9 "Информационно-экономический анализ инвестиционной перспективности инновационной продукции" Цель: Информационно-экономическое обеспечение эффективного решения проблем городского хозяйства: - создание и выпуск продукции, превосходящей лучшие аналоги по определяющим технико-экономическим показателям; - достижение реального экономического эффекта; - экономия затрат городского и федерального бюджетов; - получение дивидендов от инвестированных в науку средств. Задачи: Мониторинг научно-технического потенциала вузов и определение по его результатам номенклатуры разработок, обеспечивающих на федеральном и региональном уровнях создание технологий (техники), существенно опережающих мировой уровень. Информационно-экономический анализ технической, технологической, производственной и рыночной перспективности инновационной продукции, планируемой к созданию в 2008-2009 годах и последующей реализации. Подготовка на этой базе планов внедрения новых технологий (техники), в т.ч. на основе взаимодействия государственного и частного капитала. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Наименование мероприятий | Сроки | Главный | Источники | Статья |Объем финансирования по годам | |п/п | | реализации:| распорядитель| финансирования| расходов|(тыс. руб.) | | | | начало/ | бюджетных | | |----------------------------------| | | | конец | средств | | |2007 |2008 |2009 |всего | | | | (годы) | | | | | | | | |----|--------------------------------------|------------|--------------|---------------|---------|--------|-------|--------|--------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |----|--------------------------------------|------------|--------------|---------------|---------|--------|-------|--------|--------| |1.1.| "Технология живых систем - | 2007 | Департамент | Прикладные | 0410 | 6900,0|10100,0| 15525,0| 32525,0| | | Здравоохранение" |----- | науки и | научные | 0810100 | | | | | | | Проведение НИР и ОКР по созданию и | 2009 | промышленной | исследования в| 196226 | | | | | | | внедрению новых медицинских | | политики | области | | | | | | |