ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА. Приказ. Министерство РФ по налогам и сборам. 05.07.02 БГ-3-05/344


Страницы: 1  2  



         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ
            ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                            5 июля 2002 г.
                            N БГ-3-05/344

                                 (Д)


     В связи  с  изменениями  и  дополнениями,  внесенными  в главу 24
Налогового  кодекса  Российской  Федерации  Федеральным   законом   от
29.12.2000  N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской  Федерации"  (Собрание  законодательства
Российской  Федерации,  2001,  N 1 (часть II),  ст.  18),  Федеральным
законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений  и  изменений  в
Налоговый  кодекс  Российской  Федерации и в некоторые законодательные
акты Российской Федерации о налогах и сборах" и Федеральным законом от
29.05.2002  N  57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные  законодательные
акты  Российской Федерации",  а также принятием Федерального закона от
15.12.2001  N  167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном   страховании   в
Российской Федерации", ПРИКАЗЫВАЮ:
     1. Утвердить  Методические  рекомендации  по порядку исчисления и
уплаты единого социального налога.
     2. Признать утратившими силу с 01.01.2002:
     приказ МНС  России  от  29.12.2000  N БГ-3-07/465 "Об утверждении
Методических рекомендаций  по  порядку  исчисления  и  уплаты  единого
социального налога (взноса)";
     приказ МНС   России  от  28.04.2001  N  БГ-3-07/138  "О  внесении
изменений  и  дополнений  в  Методические  рекомендации   по   порядку
исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)";
     приказ МНС   России   от   13.11.2001  N  БГ-3-05/502"О  внесении
изменений  и  дополнений  в  Методические  рекомендации   по   порядку
исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)".
     3. Руководителям  управлений Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по  субъектам  Российской  Федерации  довести  данный
приказ до нижестоящих налоговых органов.

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
                                                           Г.И. Букаев
5 июля 2002 г.
N БГ-3-05/344


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                   приказом МНС России
                                                  от 05 июля 2002 года
                                                         N БГ-3-05/344

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
      ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА

     Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии  с
главой  24  "Единый  социальный  налог"  Налогового кодекса Российской
Федерации (в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 N  166-ФЗ,  от
31.12.2001  N  198-ФЗ,  от  29.05.2002 N 57-ФЗ о внесении дополнений и
изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации  и  в
отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации)  и разъясняют
порядок исчисления  и  уплаты  единого  социального  налога  (далее  -
налог).

                           Общие положения

     Методические рекомендации    изданы    в    целях     обеспечения
единообразного  применения  положений главы 24 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и осуществления контроля  за  соблюдением
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
     В настоящих  методических  рекомендациях  используются  следующие
сокращения:
     НК РФ - Налоговый кодекс Российской  Федерации  (части  первая  и
вторая);
     ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;
     ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации.
     
     1. При  применении  статьи  235  НК  РФ  следует  учитывать,  что
налогоплательщиками признаются:
     а) организации.
     В соответствии с  пунктом  2  статьи  11  НК  РФ  к  организациям
относятся    юридические   лица,   образованные   в   соответствии   с
законодательством   Российской   Федерации,   а   также    иностранные
юридические   лица,   компании  и  другие  корпоративные  образования,
обладающие гражданской правоспособностью,  созданные в соответствии  с
законодательством  иностранных государств,  международные организации,
их филиалы и представительства,  созданные  на  территории  Российской
Федерации;
     б) организации,  применяющие упрощенную систему  налогообложения,
учета  и  отчетности,  на  основании  абзаца второго пункта 2 статьи 1
Федерального закона от 29.12.1995  N  222-ФЗ  "Об  упрощенной  системе
налогообложения, учета    и    отчетности    для    субъектов   малого
предпринимательства (далее   -   Федеральный   закон   от   29.12.1995
N 222-ФЗ);
     в) организации,  переведенные  на  уплату   единого   налога   на
вмененный  доход  для  определенных  видов  деятельности  на основании
статьи 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О  едином  налоге
на  вмененный  доход  для  определенных  видов  деятельности" (далее -
Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ);
     г) индивидуальные  предприниматели,  к  которым согласно пункту 2
статьи 11  НК  РФ  относятся  физические  лица,  зарегистрированные  в
установленном    порядке    и    осуществляющие    предпринимательскую
деятельность  без  образования  юридического  лица,  а  также  частные
нотариусы,    частные    охранники,    частные    детективы,   включая
индивидуальных  предпринимателей,   применяющих   упрощенную   систему
налогообложения,  учета  и  отчетности,  или  переведенных  на  уплату
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
     В соответствии  с  Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об
аудиторской деятельности" оказывать сопутствующие аудиту услуги могут,
в  том  числе,  индивидуальные  предприниматели,  осуществляющие  свою
деятельность  без  образования   юридического   лица   (индивидуальные
аудиторы).
     В соответствии со  статьей  11  Закона  Российской  Федерации  от
11.03.1992  N  2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в
Российской Федерации" оказание услуг  в  сфере  охранной  деятельности
разрешается   только   организациям,  специально  учреждаемым  для  их
выполнения.  Частные охранники,  имеющие лицензию  на  право  оказания
охранных   услуг  и  осуществляющие  свою  деятельность  на  основании
трудовых соглашений,  заключаемых со службами безопасности организаций
(частными охранными предприятиями),  являются работниками по отношению
к данным организациям.  Таким образом,  в соответствии с подпунктом  1
пункта 1 статьи 235 НК РФ указанные организации,  производящие выплаты
физическим  лицам  (охранникам),  являются   налогоплательщиками,   и,
соответственно,  применяют ставки налога,  порядок исчисления и уплаты
налога для данной категории налогоплательщиков (пункт  1  статьи  241,
статья 243 НК РФ);
     д) крестьянские (фермерские) хозяйства.
     Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные
предприниматели,  переведенные на уплату единого сельскохозяйственного
налога  на  основании  пункта  4  статьи  346.1  НК  РФ,  не  являются
налогоплательщиками налога;
     е) родовые,   семейные   общины   малочисленных  народов  Севера,
занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.
     Согласно статье  1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об
общих  принципах  организации  общин  коренных  малочисленных  народов
Севера,  Сибири  и  Дальнего  Востока  Российской  Федерации" семейные
(родовые) общины малочисленных народов  -  это  формы  самоорганизации
лиц,    относящихся   к   малочисленным   народам,   объединяемых   по
кровнородственному  признаку,  ведущих   традиционный   образ   жизни,
осуществляющих     традиционное    хозяйствование    и    занимающихся
традиционными промыслами;
     ж) физические лица.
     В соответствии со статьей 11 НК РФ к налогоплательщикам относятся
также   иностранные  граждане  (лица  без  гражданства),  производящие
выплаты физическим лицам;
     з) адвокаты   -   лица,   получившие   статус  адвоката  и  право
осуществлять  адвокатскую   деятельность   в   порядке   установленном
Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации" (далее  -  Федеральный  закон  от
31.05.2002 N 63-ФЗ).
     Статьей 9.1  Федерального  закона  от  05.08.2000  N  118-ФЗ   "О
введении   в  действие  части  второй  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  и  внесении  изменений  в  некоторые  законодательные  акты
Российской  Федерации  о  налогах"  (в редакции Федерального закона от
29.05.2002 N 57-ФЗ) установлено,  что в период после вступления в силу
Федерального  закона  от  31.05.2002  N  63-ФЗ  и  до приведения своих
организационно-правовых форм в соответствие с требованиями  указанного
Федерального   закона,   коллегии   адвокатов   и   иные   адвокатские
образования,  действующие на момент введения в  действие  Федерального
закона   "Об   адвокатской  деятельности  и  адвокатуре  в  Российской
Федерации", несут обязанности по исполнению функций налогового агента,
предусмотренные статьей 244 НК РФ.
     Если налогоплательщик   одновременно   относится   к   нескольким
категориям     налогоплательщиков,     он     признается     отдельным
налогоплательщиком по каждому основанию.
     Так, если  индивидуальный  предприниматель  для выполнения работ,
оказания услуг привлекает физических лиц  по  трудовому  договору  или
договору  гражданско-правового характера,  предметом которого является
выполнение работ или оказание услуг,  то он должен уплачивать налог  с
выплат  и вознаграждений,  начисленных в пользу наемных работников,  а
также  с  собственных  доходов,  полученных   от   предпринимательской
деятельности.  В  налоговый  орган  по месту постановки на учет (месту
жительства) он должен представлять ежеквартально расчеты по  авансовым
платежам и по итогам года налоговую декларацию как лицо,  производящее
выплаты  физическим  лицам,   а   также   налоговую   декларацию   как
индивидуальный предприниматель по уплате налога с собственных доходов.
     
     2. При  применении пункта 1 статьи 236 НК РФ необходимо учитывать
следующее.
     2.1. Не  являются объектом налогообложения,  в частности:  2.1.1.
     Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу
физических лиц,  не связанных с налогоплательщиком трудовым договором,
договором гражданско-правового характера,  предметом которого является
выполнение работ, оказание услуг, авторским договором.
     Например, выплаты в виде материальной помощи физическим лицам, не
связанным  с  ним  трудовым  договором,  договором гражданскоправового
характера,  предметом которого  является  выполнение  работ,  оказание
услуг,  авторским  договором,  а  также вознаграждения (компенсации на
основании статьи 170 ТК  РФ),  выплачиваемые  судами  из  федерального
бюджета  в  соответствии  со  статьей  8 Федерального Конституционного
закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
присяжным,  народным  и арбитражным заседателям за время участия ими в
осуществлении правосудия.
     2.1.2. Выплаты  и  иные  вознаграждения,  производимые  в  пользу
членов семей работников.
     2.1.3. Выплаты,   производимые   в   рамках   гражданско-правовых
договоров,  предметом которых является переход права собственности или
иных   вещных   прав  на  имущество  (имущественные  права),  а  также
договоров,   связанных   с   передачей   в    пользование    имущества
(имущественных прав).
     К таким договорам могут  быть  отнесены,  в  частности,  договоры
купли  -  продажи  (включая поставку,  контрактацию),  мены,  дарения,
ренты, пожизненного содержания, аренды (за исключением договора аренды
транспортного средства с экипажем),  найма помещений,  займа, кредита,
факторинга,  банковского счета  и  вклада,  страхования,  коммерческой
концессии,   публичного   обещания   награды,   публичного   конкурса,
проведения лотерей.
     В отношении  договора аренды (фрахтования на время) транспортного
средства с экипажем необходимо иметь в виду следующее.
     По указанному   договору  арендодатель  предоставляет  арендатору
транспортное средство за плату во временное владение и  пользование  и
оказывает  своими  силами услуги по управлению им и по его технической
эксплуатации (статья 632 ГК РФ).
     На практике   применяются   различные   виды   договоров   аренды
транспортных  средств  -  с  предоставлением  услуг  по  управлению  и
технической  эксплуатации  транспортного средства и без предоставления
таких услуг.
     Таким образом,   по  договору  аренды  транспортного  средства  с
экипажем начисление и уплата налога производится  с  выплат  в  пользу
членов экипажа.
     2.1.4. Выплаты,  производимые в пользу осужденных  за  выполнение
работ  во  время  отбывания  наказания,  в части,  зачисляемой в фонды
обязательного медицинского страхования.
     2.1.5. Выплата   денежной   компенсации   (уплата   процентов)  в
соответствии  со  статьей  236  ТК  РФ  при  нарушении   работодателем
установленного срока выплаты заработной платы,  оплаты отпуска, выплат
при увольнении и других выплат, причитающихся работнику.
     2.2. Признаются объектом налогообложения, в частности:
     выплаты и вознаграждения,  начисленные  в  пользу  осужденных  за
выполнение  ими работ во время отбывания срока наказания,  при расчете
налоговой базы в части,  направляемой  в  федеральный  бюджет  и  Фонд
социального страхования Российской Федерации.
     2.3. При применении абзаца второго пункта 1 статьи 236 НК  РФ,  к
объектам  налогообложения  у  физического  лица  относятся  выплаты  и
вознаграждения,  осуществляемые  этим  физическим   лицом   в   пользу
физических лиц,  труд которых может использоваться в личном (домашнем)
хозяйстве,  например, в качестве домашних работниц, личных секретарей,
шоферов, сторожей, нянь и др.
     3. При применении пункта 2 статьи 236 НК РФ  необходимо  иметь  в
виду следующее.
     3.1. Объектом      налогообложения       для       индивидуальных
предпринимателей,  включая  членов  крестьянских (фермерских) хозяйств
независимо от того,  в какой форме хозяйства осуществляют деятельность
(крестьянские  (фермерские)  хозяйства,  осуществляющие деятельность с
правами юридического лица,  и хозяйства без  образования  юридического
лица),  адвокатов  признаются  доходы от предпринимательской либо иной
профессиональной деятельности за  вычетом  расходов,  связанных  с  их
извлечением.
     3.2. При применении абзаца второго пункта  2  статьи  236  НК  РФ
следует учитывать,  что согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона
от 29.12.1995 N 222-ФЗ валовая выручка исчисляется как сумма  выручки,
полученной  от  реализации  товаров  (работ,  услуг),  продажной  цены
имущества,  реализованного за  отчетный  период,  и  внереализационных
доходов.
     
     4. При  применении пункта 3 статьи 236 НК РФ необходимо учитывать
следующее.
     4.1. Данная  норма не распространяется на налогоплательщиков,  не
являющихся налогоплательщиками налога на прибыль  организаций,  налога
на доходы физических лиц, а именно:
     организации и индивидуальных  предпринимателей,  переведенных  на
уплату  единого  налога  на  вмененный  доход  для  определенных видов
деятельности;
     организации и    индивидуальных   предпринимателей,   применяющих
упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
     организации, уплачивающие    налог    на   игорный   бизнес,   по
деятельности, относящейся к игорному бизнесу;
     иные организации,  не  формирующие  налоговую  базу  по налогу на
прибыль, и физические лица, не формирующие налоговую базу по налогу на
доходы физических лиц.
     В то же  время,  организации  и  индивидуальные  предприниматели,
переведенные   на   уплату   единого  налога  на  вмененный  доход  по
определенным  видам  деятельности,  вправе  осуществлять   иные   виды
предпринимательской   деятельности.   Согласно   пункту   4  статьи  4
Федерального  закона  от  31.07.1998   N   148-ФЗ   налогоплательщики,
осуществляющие  наряду  с  деятельностью  на  основе  свидетельства об
уплате единого налога  на  вмененный  доход  иную  предпринимательскую
деятельность,   ведут   раздельный   бухгалтерский   учет   имущества,
обязательств и  хозяйственных  операций,  проводимых  ими  в  процессе
деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
     В соответствии с  пунктом  3  статьи  1  Федерального  закона  от
29.12.1995  N  222-ФЗ  применение  упрощенной системы налогообложения,
учета и отчетности индивидуальными  предпринимателями  предусматривает
замену  уплаты  установленного  законодательством Российской Федерации
подоходного   налога   на   доход,   полученный   от    осуществляемой
предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие
данной деятельностью.
     Индивидуальные предприниматели,                    осуществляющие
предпринимательскую   деятельность   на   основе    патента,    вправе
осуществлять    иные   виды   предпринимательской   деятельности,   не
определенные патентом,  и,  соответственно,  уплачивать налог на доход
физических лиц по этим видам деятельности.
     В этом случае к выплатам  и  иным  вознаграждениям,  производимым
вышеуказанными налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым
договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых
является  выполнение  работ,  оказание  услуг,  авторским  договорам в
рамках иной  предпринимательской  деятельности,  применяется  пункт  3
статьи 236 НК РФ.
     4.2. Выплатами,  уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль
организаций,  признаются выплаты,  включение которых в состав расходов
при определении налоговой базы,  предусмотрено главой 25  НК  РФ.  При
этом   источники   расходов   и   порядок  отражения  таких  выплат  в
бухгалтерском учете не имеют значения.
     Таким образом,   к   выплатам,   которые   не  являются  объектом
налогообложения  единым   социальным   налогом,   относятся   выплаты,
определенные статьей 270 НК РФ.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ  в  целях  применения
главы  25  НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму
произведенных расходов (за исключением расходов,  указанных  в  статье
270 НК РФ).
     Статьей 252 НК РФ предусматривается включение в состав  расходов,
учитываемых   для   целей   налогообложения  прибыли,  обоснованных  и
документально подтвержденных  затрат  (а  в  случаях,  предусмотренных
статьей   265   НК   РФ,   -   убытков),  осуществленных  (понесенных)
налогоплательщиком.
     Под обоснованными  расходами  понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под документально  подтвержденными  расходами понимаются затраты,
подтвержденные   документами,   оформленными    в    соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации.  Расходами  признаются любые
затраты  при  условии,   что   они   произведены   для   осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
     Пунктом 2 статьи 253 НК РФ определено,  что расходы,  связанные с
производством и (или) реализацией,  подразделяются на: 1) материальные
расходы; 2) расходы на оплату труда; 3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
     Таким образом,  если расходы на оплату труда,  не поименованные в
статье  270  НК  РФ,  понесены  в связи с осуществлением деятельности,
направленной на получение дохода  (в  том  числе  и  по  обслуживающим
производствам),  то  указанные  расходы  должны признаваться для целей
налогообложения прибыли.
     В противном  случае  расходы  по  оплате труда не учитываются для
целей налогообложения прибыли.
     Перечень расходов   по   оплате   труда,  учитываемых  для  целей
налогообложения прибыли, предусмотрен статьей 255 НК РФ.
     При применении  конкретных подпунктов статьи 270 НК РФ необходимо
принимать во внимание следующее.
     В соответствии  с  пунктом  21  статьи  270 НК РФ к расходам,  не
уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль,  относятся расходы  в
виде   расходов   на   любые   виды   вознаграждений,  предоставляемых
руководству или работникам помимо  вознаграждений,  предусмотренных  в
трудовых договорах (контрактах).
     Здесь следует иметь в виду,  что вознаграждения, выплачиваемые на
основании  трудовых  договоров  (контрактов),  учитываются  в  составе
расходов на оплату труда согласно статье 255 НК  РФ.  При  этом  нормы
коллективного   договора,   правил  внутреннего  трудового  распорядка
организации,  положений  о  премировании  и  (или)  других   локальных
нормативных  актов,  принятых  организацией,  должны реализовываться в
конкретном  трудовом  договоре,  заключаемом  между  работодателем   и
работником.  Иными  словами,  для  включения в состав расходов затрат,
осуществляемых  в  пользу  работника,  необходимо,  чтобы  в  трудовом
договоре  были  указаны  эти расходы непосредственно или со ссылкой на
коллективный  договор   (локальный   нормативный   акт,   утвержденный
организацией).
     Соответственно, если в трудовой договор, заключенный с конкретным
работником,  не  включены  или  отсутствуют  ссылки  на  те  или  иные
начисления, предусмотренные в упомянутых коллективном договоре и (или)
локальных  нормативных  актах,  то такие начисления не принимаются для
целей налогообложения прибыли, то есть не облагаются единым социальным
налогом.
     Если в дальнейшем в трудовом  договоре  будут  конкретно  указаны
выплаты  или  начисления  работнику  или сделаны ссылки на выплаты или
начисления,  предусмотренные коллективным договором и (или) локальными
нормативными  актами,  то  они  включаются в состав расходов на оплату
труда и подлежат обложению налогом.
     Аналогичный подход  существует  и  при  рассмотрении иных пунктов
статьи 270 НК РФ.
     Однако расходы, указанные в статье 270 НК РФ (например, пункты 23
и 29 и другие пункты статьи 270  НК  РФ),  не  могут  быть  приняты  в
уменьшение  налоговой  базы  по  налогу  на прибыль организаций даже в
случаях,  если обязанность их  осуществления  организацией  закреплена
коллективным и (или) трудовым договором.
     При рассмотрении вопроса о расходах организации  в  виде  премий,
выплачиваемых  работникам  за счет средств специального назначения или
целевых  поступлений,   следует   учитывать,   что   под   "средствами
специального  назначения",  в  частности,  следует  понимать средства,
определенные собственниками организаций для выплаты премий.
     В соответствии  с  пунктом  49  статьи  270 НК РФ при определении
налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются  иные  расходы,  не
соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
     Таким образом,  при  рассмотрении   иных   расходов,   прямо   не
поименованных в статье 270 НК РФ,  следует принимать во внимание,  что
для  целей  налогообложения  прибыли   учитываются   только   расходы,
произведенные   для   осуществления   деятельности,   направленной  на
получение дохода. Таким образом, все понесенные организацией расходы в
пользу  работника следует рассматривать с учетом связи этих расходов с
деятельностью, направленной на получение дохода.
     На выплаты,  начисляемые  организациями  за счет нераспределенной
прибыли прошлых лет,  начисление налога в 2002  году  не  производится
только  при  условии,  что  такие  выплаты  отнесены  к  расходам,  не
уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль,  то есть к  расходам,
поименованным в статье 270 НК РФ.
     Организации, которые    в    2001    году    применяли    систему
налогообложения,  предусматривающую  исчисление  и  уплату  налога  на
прибыль организаций,  но с 2002  года  переведены  на  уплату  единого
налога  на  вмененный  доход  в соответствии с соответствующим законом
субъекта Российской Федерации о едином налоге на вмененный  доход  для
определенных   видов  деятельности,  применяют  вышеуказанный  порядок
использования нераспределенной прибыли прошлых  лет  только  по  видам
предпринимательской     деятельности,    осуществляемым    наряду    с
деятельностью на основе свидетельства  об  уплате  единого  налога  на
вмененный доход.
     4.3. В случае если организация,  финансируемая из бюджета,  имеет
доходы  от  предпринимательской деятельности,  ведет раздельный учет и
производит  выплаты  работникам,  которые  не  относятся  к  расходам,
уменьшающим  налоговую  базу по налогу на прибыль организаций,  то она
вправе применить к вышеуказанным выплатам пункт 3 статьи 236 НК РФ.
     При этом необходимо учитывать, что на выплаты в виде материальной
помощи  работникам,  производимые  за  счет  доходов,  полученных   от
предпринимательской   деятельности   организации,   финансируемой   из
бюджета,  не  распространяется  ограничение  в  размере  2000  рублей,
предусмотренное пунктом 2 статьи 238 НК РФ.
     
     5. При применении пунктов 1 и 4 статьи 237 НК РФ необходимо иметь
в виду следующее.
     Согласно статье   11   НК   РФ   институты,   понятия  и  термины
гражданского,  семейного и других отраслей законодательства Российской
Федерации,  используемые в НК РФ,  применяются в том значении, в каком
они используются  в  этих  отраслях  законодательства,  если  иное  не
предусмотрено НК РФ.
     В соответствии  со  статьей  2   Семейного   кодекса   Российской
Федерации   к   членам  семьи  относятся:  супруги,  родители  и  дети
(усыновители и усыновленные).
     Понятие "работник"  применяются в значении,  определенном статьей
20 ТК РФ.
     Так, в  соответствии  со  статьей  20  ТК  РФ  сторонами трудовых
отношений являются работник и работодатель.
     Работник -  физическое  лицо,  вступившее  в трудовые отношения с
работодателем.
     Согласно статье  16  ТК  РФ  трудовые  отношения  возникают между
работником  и   работодателем   на   основании   трудового   договора,
заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
     5.1. Выплаты  и  иные  вознаграждения,  производимые   в   пользу
работников,  не за результаты трудовой деятельности,  например,  суммы
призов,  подарков,  премий  за  участие  в  спортивных  соревнованиях,
смотрах,  конкурсах,  за активное участие в общественной работе и b.п.
подлежат налогообложению только в случае, если эти работники связаны с
налогоплательщиком трудовым договором (контрактом).
     5.2. Если  физическое  лицо  -  работник  становится   владельцем
товаров (работ,  услуг, имущественных и иных прав) в результате оплаты
их стоимости работодателем,  то стоимость этих товаров (работ,  услуг,
имущественных   и   иных   прав),  в  частности  оплата  за  работника
коммунальных услуг,  отдыха и т.п.,  включается  в  налоговую  базу  в
общеустановленном порядке.
     Например, если работодатель производит оплату  стоимости  путевки
за работника, то ее стоимость подлежит налогообложению.
     5.3. При определении налоговой базы  следует  учитывать,  что  не
включаются   в   налоговую   базу   выплаты,   производимые  в  рамках
гражданско-правовых  договоров,  предметом  которых  является  переход
права  собственности  или иных вещных прав на имущество (имущественные
права),  а  также  договоров,  связанных  с  передачей  в  пользование
имущества (имущественных прав).
     Например, если   физическое   лицо   -   работник   заключает   с
организацией - работодателем договор купли-продажи, предметом которого
является передача  права  собственности  на  имущество,  принадлежащее
данному  физическому  лицу,  то  стоимость  передаваемого имущества по
такому договору не подлежит налогообложению.
     5.4. В   стоимость   товаров  (работ,  услуг)  в  виде  выплат  в
натуральной  форме  включается   соответствующая   сумма   налога   на
добавленную  стоимость,  а для подакцизных товаров - и соответствующая
сумма акцизов.
     5.5. Выплаты и вознаграждения, указанные в пункте 1 статьи 237 НК
РФ,  не подлежат включению  в  налоговую  базу  по  налогу,  если  они
отнесены   налогоплательщиками   -   организациями   к   расходам,  не
уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в  текущем
отчетном (налоговом) периоде.
     Например, согласно пункту 16 статьи  255  НК  РФ  к  расходам  на
оплату   труда   относятся  суммы  страховых  взносов  по  пенсионному
страхованию  и  (или)  негосударственному   пенсионному   обеспечению.
Совокупная  сумма  платежей (взносов) работодателей,  выплачиваемая по
договорам  долгосрочного  страхования  жизни  работников,  пенсионного
страхования   и   (или)   негосударственного  пенсионного  обеспечения
работников,  учитывается  в  целях  налогообложения  в   размере,   не
превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.
     Пунктом 7 статьи 270  НК  РФ  установлено,  что  при  определении
налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль не учитываются расходы в виде
взносов на негосударственное пенсионное  обеспечение,  кроме  взносов,
указанных в статье 255 НК РФ.
     Таким образом,  сумма платежей налогоплательщика -  работодателя,
выплачиваемая  по  договору негосударственного пенсионного обеспечения
своих работников,  и отнесенная к расходам для  целей  налогообложения
налогом на прибыль,  учитывается при расчете налоговой базы по единому
социальному налогу,  а остальная часть расходов  включается  в  состав
расходов,  не  уменьшающих  налоговую базу по налогу на прибыль,  и не
подлежит налогообложению единым социальным налогом.
     5.6. Начисление   выплат   и   вознаграждений  физическим  лицам,
выполняющим работы в рамках совместной деятельности, производится теми
участниками   совместной   деятельности   (простого  товарищества),  с
которыми данное физическое лицо связано трудовым договором,  договором
гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение
работ (оказание услуг), либо авторским договором.
     Этими же    участниками    совместной    деятельности   (простого
товарищества) производится уплата налога.
     6. В  налоговую базу лиц,  производящих выплаты физическим лицам,
не    включаются    вознаграждения,    выплачиваемые    индивидуальным
предпринимателям.
     7. При применении пункта 3 статьи 237 НК РФ  необходимо  иметь  в
виду следующее.
     7.1. Состав   расходов,   принимаемых   к    вычету    в    целях
налогообложения   индивидуальных   предпринимателей,   определяется  в
порядке,  аналогичном порядку определения расходов,  установленных для
налогоплательщиков  налога  на прибыль соответствующими статьями главы
25 НК РФ.
     К указанным статьям главы 25 НК РФ относятся статьи, определяющие
расходы,  связанные с производством и (или) реализацией,  в  частности
статья  254  "Материальные  затраты",  статья  255  "Расходы на оплату
труда",  статьи 256 "Амортизируемое имущество", статья 260 "Расходы на
ремонт  основных  средств",  статья  263  "Расходы  на  обязательное и
добровольное  страхование  имущества",  статья  264  "Прочие  расходы,
связанные с производством и (или) реализацией".
     Не включаются в состав расходов затраты,  поименованные в  статье
270 НК РФ.
     7.2. Суммы  налогов,  предъявленных  в  соответствии  с   НК   РФ
налогоплательщиком   -   индивидуальным   предпринимателем  покупателю
(приобретателю) товаров (работ,  услуг, имущественных прав), а именно:
налога  на  добавленную стоимость,  акцизов и налога с продаж подлежат
исключению из дохода индивидуального предпринимателя  при  определении
его  налоговой  базы  для  исчисления  единого  социального  налога по
следующим основаниям.
     Пунктом 19  статьи  270  НК  РФ установлено,  что при определении
налоговой базы для исчисления налога на прибыль не учитываются расходы
в   виде   сумм   налогов,   предъявленных  в  соответствии  с  НК  РФ
налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров  (работ,  услуг,
имущественные прав).  К таким налогам относятся, в частности, налог на
добавленную стоимость, акцизы и налог с продаж.
     Согласно подпункту  2  пункта  1 статьи 248 НК РФ суммы указанных
налогов исключаются из доходов для целей исчисления налога на прибыль.
     Исключение в части налога на добавленную стоимость и сумм акцизов
составляют  включаемые   в   доход   индивидуального   предпринимателя
вознаграждения  в  натуральной  форме  в виде товаров (работ,  услуг),
учитываемые при расчете налоговой  базы  как  стоимость  этих  товаров
(работ, услуг).
    7.3. Из налоговой базы адвокатов исключаются,  наряду с расходами,
принимаемыми  к  вычету  в  порядке,  аналогичном  порядку определения
состава   затрат,   для   налогоплательщиков   налога    на    прибыль
соответствующими  статьями  главы  25  НК РФ,  отчисления адвокатов на
содержание коллегии адвокатов (ее учреждений) по следующим основаниям.
    Согласно пункту 35 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы
не учитываются,  в том числе,  расходы в виде сумм целевых отчислений,
произведенных налогоплательщиком на цели,  указанные в пункте 2 статьи
251 НК РФ.  К  данным  целевым  отчислениям  относятся,  в  частности,
отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений),
указанные в подпункте 8 пункта 2 статьи 251 НК РФ.
     Таким образом,  подпунктом 8 пункта 2 статьи 251 НК РФ отчисления
адвокатов на содержание коллегии адвокатов  (ее  учреждений)  отнесены
законодателем  к  целевым отчислениям,  не учитываемым при определении
налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций.
     7.4. В   отношении  индивидуальных  предпринимателей,  являющихся
участниками  простого  товарищества,  в   том   числе   осуществляющих
предпринимательскую  деятельность в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.1995 N 222-ФЗ, необходимо иметь в виду следующее.
     Индивидуальный предприниматель - участник совместной деятельности
(простого   товарищества)   является   налогоплательщиком   налога   с
собственных доходов, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     Индивидуальный предприниматель - участник совместной деятельности
(простого     товарищества),     осуществляющий    предпринимательскую
деятельность в соответствии с  Федеральным  законом  от  29.12.1995  N
222-ФЗ, является налогоплательщиком с налоговой базы, определяемой как
произведение валовой выручки на коэффициент 0,1.
     При этом   налоговая   база   индивидуального  предпринимателя  -
участника    совместной    деятельности    (простого    товарищества),
определяется  пропорционально  доходам,  полученным  каждым участником
совместной деятельности.
     7.5. При   определении   налоговой   базы   членов  крестьянского
(фермерского) хозяйства необходимо иметь в виду следующее.
     В соответствии  с  пунктом 1 статьи 23 Закона РСФСР от 22.11.1990
N 348-1 "О крестьянском (фермерском)  хозяйстве"  учет,  в  том  числе
бухгалтерский,    результатов   работы   крестьянского   (фермерского)
хозяйства осуществляется в целом по хозяйству.
     Поэтому правила   абзаца  первого  пункта  3  статьи  237  НК  РФ
(налоговая  база  определяется  как  сумма  доходов,   полученных   за
налоговый  период,  за  вычетом расходов,  связанных с их извлечением)
применяются к доходам всего хозяйства.
     Доход, полученный   в   текущем   налоговом   периоде   в   целом
крестьянским   (фермерским)    хозяйством    от    предпринимательской
деятельности,  уменьшается  на  сумму  расходов,  принимаемых  в целях
налогообложения единым социальным налогом, состав которых определяется
аналогично    порядку    определения    затрат,    установленных   для
налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими  статьями  главы
25 НК РФ.
     Законодателем установлено,  что  из  дохода  членов  крестьянских
(фермерских)   хозяйств  исключаются  также  фактически  произведенные
расходы,  связанные с развитием крестьянского (фермерского)  хозяйства
(абзац третий пункта 2 статьи 236 НК РФ).  К таким расходам относятся,
в  частности,  затраты  по  возведению   производственных   зданий   и
сооружений,  приобретению  машин,  оборудования,  взрослого рабочего и
продуктивного скота и другие капитальные вложения.  При  этом  следует
иметь в виду,  что стоимость амортизируемого имущества,  определяемого
согласно статье 256 НК РФ,  погашается путем  начисления  амортизации.
Поэтому  указанные  расходы  будут  приниматься в виде амортизационных
отчислений.
     В соответствии  с  пунктом 3 статьи 257 ГК РФ плоды,  продукция и
доходы,   полученные   в   результате    деятельности    крестьянского
(фермерского)    хозяйства,    являются    общим   имуществом   членов
крестьянского (фермерского) хозяйства  и  используются  по  соглашению
между ними.
     С учетом изложенного налоговая база каждого  члена  крестьянского
(фермерского)   хозяйства   может   быть   определена   только   после
распределения  доходов  между  его  членами.  Из  налоговой  базы   не
исключаются авансовые платежи,  выплачиваемые в счет будущих доходов в
их пользу в течение текущего налогового периода.
     При этом  налоговая  база  по  налогу  определяется  отдельно  по
каждому члену крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом положений
подпункта  5  пункта  1 статьи 238 НК РФ и подпункта 3 пункта 1 статьи
239 НК РФ.
     8. При  применении  подпункта 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ следует
иметь  в  виду,  что  выплаты  государственных  пособий  должны   быть
регламентированы:
     либо актами федерального законодательства,
     либо законодательными актами субъектов Российской Федерации,
     либо решениями представительных органов местного самоуправления.
     Пособия в  Российской Федерации являются одной из форм социальной
помощи и определяются как регулярные  или  единовременные  выплаты  из
средств социального страхования или средств бюджетов всех уровней.
     Таким образом,  суммы пособий,  установленных  в  соответствии  с
вышеназванными актами, не включаются в налоговую базу.
     Кроме того,   к   государственным   пособиям,   выплачиваемым   в
соответствии с законодательством РФ,  относятся пособия, выплачиваемые
за счет  средств  государственных  социальных  внебюджетных  фондов  и
ассигнований в эти фонды из федерального бюджета.
     Так в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-  ФЗ
"Об    основах    обязательного   социального   страхования",   видами
обязательного страхового обеспечения граждан являются, в том числе:
     трудовые пенсии  (пенсии  по  старости,  инвалидности,  по случаю
потери кормильца);
     пособия по временной нетрудоспособности;
     пособия по беременности и родам;
     единовременное пособие  женщинам,  вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности;
     единовременное пособие при рождении ребенка;
     ежемесячное пособие  по  уходу  за  ребенком  до  достижения   им
возраста полутора лет;
     пособие на санаторно-курортное лечение и оздоровление  работников
и членов их семей;
     пособие по безработице;
     социальное пособие на погребение.
     Выплаты, произведенные  физическим  лицам  в  виде  вышеуказанных
пособий, не подлежат налогообложению.
     С 1 февраля 2002 года не подлежат налогообложению суммы  пособий,
выплачиваемых женщинам,  находящимся в отпуске по уходу за ребенком до
достижения им возраста трех лет,  на основании  статьи  256  ТК  РФ  с
учетом положений статей 5 и 423 ТК РФ.
     9. При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК  РФ  следует
иметь  в виду,  что нормы компенсационных выплат,  которые не подлежат
налогообложению,   должны   быть   установлены   в   соответствии    с
законодательством Российской Федерации.
     Компенсационные выплаты могут быть установлены  законодательством
Российской  Федерации,  законодательными  актами  субъектов Российской
Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
     В случае,  если  федеральным  законодательством установлены нормы
компенсационных выплат в определенном интервале,  то органы  субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе установить
своими  законодательными  актами   субъектов   Российской   Федерации,
решениями  местных органов самоуправления нормы компенсационных выплат
в  пределах  данного  интервала,  при  этом  компенсационные  выплаты,
установленные  на  уровне  субъектов Российской Федерации и на местном
уровне,  не могут  превышать  норм,  установленных  в  соответствии  с
федеральным законодательством.
     Если федеральным    законодательством    предоставлено    органам
субъектов Российской Федерации,  органам местного самоуправления право
устанавливать компенсационные выплаты,  но не установлены  нормы  этих
выплат, то такие компенсационные выплаты не подлежат налогообложению в
пределах  норм,  установленных   законодательными   актами   субъектов
Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления.
     Следует иметь в виду,  что в соответствии с данным подпунктом  не
подлежат   налогообложению   компенсационные   выплаты,   связанные  с
возмещением иных  расходов,  а  именно:  не  подлежат  налогообложению
фактически понесенные расходы,  подтвержденные документально,  так как
нормы  этих  расходов  могут  быть  не  установлены  законодательством
Российской Федерации,  однако возмещение данных расходов предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
     9.1. Не подлежат налогообложению:
     9.1.1. Компенсационные выплаты,  связанные с  возмещением  вреда,
причиненного увечьем или иным повреждением здоровья,  установленные, в
частности:
     статьями 2,  22  ТК  РФ,  согласно  которым  работодатель  обязан
возмещать вред,  причиненный работникам  в  связи  с  исполнением  ими
трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке
и на условиях,  которые установлены ТК  РФ,  федеральными  законами  и
иными нормативными правовыми актами;
     Федеральным законом  от  24.07.1998  N  125-ФЗ  "Об  обязательном
социальном   страховании  от  несчастных  случаев  на  производстве  и
профессиональных заболеваний".
     9.1.1.1. Расходы,  возмещаемые  отдельным  гражданам  и членам их
семей,  подвергшимся воздействию  радиации  вследствие  катастрофы  на
Чернобыльской АЭС,  по переезду,  провозу имущества и найму помещения,
которые регламентированы Федеральным законом от 15.05.1991 N 1244-1 "О
социальной   защите   граждан,   подвергшихся   воздействию   радиации
вследствие   катастрофы   на   Чернобыльской    АЭС"    не    подлежат
налогообложению.
     В то же время налогообложению подлежит:
     оплата гражданам,  получившим  или  перенесшим  лучевую  болезнь,
другие заболевания,  и инвалидам вследствие  чернобыльской  катастрофы
дополнительного    оплачиваемого    отпуска    продолжительностью   14
календарных  дней,  гарантированного  статьей  14  Закона   Российской
Федерации  от  15.05.1991  N  1244-1  "О  социальной  защите  граждан,
подвергшихся   воздействию   радиации   вследствие    катастрофы    на
Чернобыльской    АЭС",   так   как   данная   гарантия   не   является
компенсационной выплатой;
     оплата ежегодного     дополнительного    оплачиваемого    отпуска
продолжительностью 7 дней,  гарантированного согласно пункту 4  статьи
19  Закона  Российской  Федерации  от  15.05.1991  N 1244-1 гражданам,
указанным  в  пункте  8  части  первой  статьи  13  Закона  Российской
Федерации    от    15.05.1991    N    1244-1,   работающим   в   зоне,
продолжительностью семь календарных  дней  без  учета  дополнительного
отпуска  за  работу с вредными условиями труда при условии постоянного
проживания (работы) до 2 декабря  1995  года,  так  как  дополнительно
оплачиваемый отпуск к компенсациям не относится.
     9.1.2. Компенсационные   выплаты,    связанные    с    бесплатным
предоставлением  жилых  помещений  и  коммунальных  услуг,  питания  и
продуктов,  топлива   или   соответствующего   денежного   возмещения,
установленные, в частности:
     Законом Российской  Федерации   от   19.02.1993   N   4520-1   "О
государственных   гарантиях  и  компенсациях  для  лиц,  работающих  и
проживающих  в  районах  Крайнего  Севера   и   приравненных   к   ним
местностях";
     Законом РСФСР  от  18.10.1991  N  1761-1  "О  реабилитации  жертв
политических репрессий";
     Федеральным законом  от  17.01.1992  N  2202-1   "О   прокуратуре
Российской Федерации";
     Федеральным законом  от  10.01.1996  N  6-ФЗ  "О   дополнительных
гарантиях   социальной  защиты  судей  и  работников  аппаратов  судов
Российской Федерации";
     Федеральным законом    от   27.05.1998   N   76-ФЗ   "О   статусе
военнослужащих";
     Федеральным законом  от  20.06.1996  N  81-ФЗ  "О государственном
регулировании в области добычи и использования угля,  об  особенностях
социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
     9.1.3. Компенсационные выплаты,  связанные с оплатой стоимости  и
(или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой
денежных средств взамен этого довольствия, установленные, в частности:
     Федеральным законом   от   21.07.1997   N   118-ФЗ   "О  судебных
приставах";
     Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных
органах Российской Федерации";
     Федеральным законом    от   27.05.1998   N   76-ФЗ   "О   статусе
военнослужащих";
     Федеральным законом  от  03.12.1994 N 55-ФЗ "О некоторых вопросах
организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции";
     Федеральным законом   от  10.01.1996  N  6-ФЗ  "О  дополнительных
гарантиях  социальной  защиты  судей  и  работников  аппаратов   судов
Российской Федерации";
     Федеральным законом  от  17.01.1992  N  2202-1   "О   прокуратуре
Российской Федерации".
     9.1.4. Компенсационные выплаты,  связанные  с  оплатой  стоимости
питания,  спортивного снаряжения,  оборудования, спортивной и парадной
формы,  получаемых спортсменами и  работниками  физкультурноспортивных
организаций  для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных
соревнованиях.
     При применении   данной   нормы   необходимо   учитывать,  что  в
соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О
физической  культуре  и  спорте  в Российской Федерации" в компетенцию
органов  государственной  власти  Российской   Федерации   в   области
физической  культуры и спорта входит разработка федеральных нормативов
финансирования физической культуры и спорта.
     Так, например,  приказом  Министерства  Российской  Федерации  по
физической культуре, спорту и туризму от 13.09.1999 N 99 "Об изменении
норм   -   расходов  на  обеспечение  питанием  спортсменов  и  других
участников спортмероприятий, учащихся олимпийского резерва" утверждены
нормы  расходов  обеспечения  питанием спортсменов и других участников
спортмероприятий, учащихся олимпийского резерва.
     9.1.5. Компенсационные    выплаты,    связанные   с   увольнением
работников,   включая   компенсации   за   неиспользованный    отпуск,
установленные, в частности:
     статьями 84, 127, 178, 180, 181, 291, 292, 296, 318 ТК РФ;
     Федеральным законом    от   27.05.1998   N   76-ФЗ   "О   статусе
военнослужащих";
     Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных
органах Российской Федерации";
     Федеральным законом   от   17.01.1992  N  2202-1  "О  прокуратуре
Российской Федерации";
     Законом Российской   Федерации   от   19.02.1993   N   4520-1  "О
государственных  гарантиях  и  компенсациях  для  лиц,  работающих   и
проживающих   в   районах   Крайнего   Севера  и  приравненных  к  ним
местностях".
     9.1.5.1. В  случае  отзыва  работника  из отпуска ему должен быть
произведен перерасчет выплаченных сумм,  а  оставшаяся  часть  отпуска
использована в согласованный между работником и администрацией срок.
     При этом производится новый  расчет  заработка.  Выплата  в  этом
случае  не рассматривается как компенсация за неиспользованный отпуск,
и налог на нее должен быть начислен  в  общеустановленном  порядке.  В
аналогичном   порядке   производится   начисление   налога  на  оплату
ежегодного отпуска,  включаемого в фонд оплаты труда,  под  видом  так
называемой компенсации за неиспользованный отпуск.
     9.1.5.2. Статьей  126  ТК  РФ  установлено,  что  часть  отпуска,
превышающая  28  календарных  дней,  может быть по заявлению работника
заменена денежной компенсацией.  Сумма  такой  компенсации  облагается
налогом в общеустановленном порядке.
     9.1.5.3. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией
организации   либо  сокращением  численности  или  штата  увольняемому
работнику в соответствии со статей 178 ТК  РФ  выплачивается  выходное
пособие, которое не облагается налогом.
     Кроме того,  не подлежат налогообложению  сохраненные  в  размере
средних   месячных   заработков  выплаты,  гарантируемые  увольняемому
работнику в соответствии с вышеуказанной статьей.
     9.1.5.4. Не подлежат налогообложению также выплаты дополнительной
компенсации, производимые в соответствии со статьей 180 ТК РФ.
     9.1.6. Компенсационные  выплаты,  связанные  с  возмещением  иных
расходов,  включая  расходы  на  повышение  профессионального  уровня,
установленные, в частности:
     Законом Российской  Федерации  от   10.07.1992   N   3266-1   "Об
образовании"    (выплаты,   производимые   педагогическим   работникам
образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции
и периодических изданий);
     Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной
защите   граждан,   подвергшихся   воздействию   радиации   вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС". Размеры этих выплат регламентированы
постановлением  Правительства Российской Федерации от 23.04.1996 N 504
"О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или
другое  оздоровительное  учреждение  либо выплаты денежной компенсации
оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации в  случае
невозможности предоставления путевок участникам ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС";
     Федеральным законом   от   22.08.1996   N   125-ФЗ  "О  высшем  и
послевузовском профессиональном образовании";
     Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных
органах Российской Федерации";
     Статьями 196, 197, 204, 212, 213, 221, 222 ТК РФ.
     9.1.6.1. Стипендия (статья 204 ТК РФ),  выплачиваемая  ученику  -
работнику   организации   на   период   ученичества,   размер  которой
определяется  ученическим   договором,   но   не   может   быть   ниже
установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
     9.1.6.2. Расходы по проведению обязательных предварительных  (при
поступлении   на   работу)   и   периодических   (в  течение  трудовой
деятельности)   медицинских   осмотров   (обследований)    работников,
внеочередных  медицинских  осмотров  (обследований)  работников  по их
просьбам в соответствии с медицинским  заключением  с  сохранением  за
ними   места   работы   (должности)  и  среднего  заработка  на  время
прохождения указанных медицинских осмотров (обследований)  в  случаях,
предусмотренных   ТК  РФ  (статьями  212  и  213),  законами  и  иными
нормативными правовыми актами (включая медицинские осмотры работников,
занятых  на  тяжелых  работах и на работах с вредными и (или) опасными
условиями труда (в  том  числе  на  подземных  работах),  а  также  на
работах, связанных с движением транспорта.
     9.1.6.3. Расходы   по   применению   средств   индивидуальной   и
коллективной  защиты  работников,  а  также приобретением и выдачей за
счет собственных  средств  специальной  одежды,  специальной  обуви  и
других  средств  индивидуальной  защиты,  смывающих  и обезвреживающих
средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на
работах  с  вредными  и  (или)  опасными  условиями труда,  а также на
работах,  выполняемых в особых температурных условиях или связанных  с
загрязнением (статьи 212 и 221 ТК РФ).
     Перечень работ с особо вредными условиями труда,  а также рационы
лечебно-профилактического  питания  со  специальным набором продуктов,
нейтрализующих производственные вредности и нормы бесплатной выдачи на
них  витаминных  препаратов,  а  также  правила этой выдачи утверждены
постановлением  Госкомтруда  СССР  и  ВЦСПС  от  07.01.1977  N  4/п-1.
Указанный   перечень   работ  относится  ко  всем  отраслям  народного
хозяйства, где производятся такие работы.
     9.1.6.4. Расходы  по  оплате  бесплатно  выдаваемых работникам на
работах с вредными условиями труда по установленным нормам молока  или
других  равноценных  пищевых продуктов,  а на работах с особо вредными
условиями труда - лечебно - профилактического питания. Нормы и условия
бесплатной  выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов,  а
также лечебно -  профилактического  питания  утверждаются  в  порядке,
установленном постановлением  Госкомтруда  СССР,  ВЦСПС  от 16.12.1987
N 731/П-13 "О порядке бесплатной выдачи молока или других  равноценных
пищевых  продуктов  рабочим и служащим,  занятым на работах с вредными
условиями труда" (статья 222 ТК РФ).
     9.1.6.5. Суммы  расходов,  возмещаемые  в связи с переездом лиц в
районы Крайнего Севера и приравненные к ним  местности  и  выездом  из
этих  районов,  определенные  статьей  326  ТК  РФ и статьей 35 Закона
Российской  Федерации  от  19.02.1993  N  4520-1  "О   государственных
гарантиях  и компенсациях для лиц,  работающих и проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
     Перечень районов  Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (с
изменениями и дополнениями).
     Нормы возмещения расходов по найму,  аренде и приобретению  жилой
площади гражданам,  работающим и проживающим в районах Крайнего Севера
и  приравненных  к  ним  местностях,  а  также  размеры   компенсаций,
выплачиваемых  за  освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных
районов и местностей,  определены постановлением  Совета  Министров  -
Правительства  Российской  Федерации  от  04.11.1993  N 1141 "О нормах
возмещения расходов по найму,  аренде  и  приобретению  жилой  площади
гражданам,  работающим  и  проживающим  в  районах  Крайнего  Севера и
приравненных к ним местностях,  о размерах компенсаций,  выплачиваемых
за  освобождаемое  жилье  при  выезде  граждан  из указанных районов и
местностей".
     9.1.6.6. Компенсационные    выплаты,   связанные   с   повышением
профессионального уровня работников (статьи 196, 197 ТК РФ).
     Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров
для собственных нужд определяет работодатель.
     Повышение квалификации    специалистов   организуется   в   целях
обновления их теоретических и практических знаний.  Оно осуществляется
на   основе   договоров,  заключаемых  образовательными  учреждениями,
имеющими лицензию на  осуществление  образовательной  деятельности,  с
организациями всех форм собственности.
     Расходы работодателя по оплате обучения работников для  получения
ими  впервые  высшего  и среднего специального образования учитываются
при   определении   налоговой    базы,    за    исключением    случаев
профессиональной   подготовки  специалиста,  когда  ему  присваивается
дополнительная квалификация на базе полученной специальности.
     Программой реформирования  бухгалтерского  учета в соответствии с
международными   стандартами   финансовой   отчетности,   утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 283,
предусмотрено повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета
и   проведение   аттестации   профессиональных   бухгалтеров  (главных
бухгалтеров   и   бухгалтеров   -   экспертов)   в   соответствии    с
законодательством Российской Федерации.
     Таким образом,  расходы,  связанные   с   оплатой   работодателем
обучения   бухгалтера   для   получения   квалификационного  аттестата
профессионального бухгалтера, не подлежат налогообложению налогом.
     При этом  подлежит  налогообложению  сумма единовременного взноса
перечисляемого налогоплательщиком за претендента на  специальный  счет
Аттестационной  комиссии Института профессиональных бухгалтеров России
на  проведение  организационной  работы,   связанной   с   проведением
квалификационных    экзаменов,   и   финансирование   методической   и
методологической работы Института профессиональных бухгалтеров  России
в  размере,  равном  20-кратному  минимальному  размеру  оплаты труда,
установленному федеральным законом.
     9.1.7. Расходы  физического  лица при командировках и переезде на
работу  в   другую   местность,   возмещаемые   налогоплательщиком   в
соответствии со статьями 168 и 169 ТК РФ.
     9.1.7.1. Статьей   166   ТК   РФ   установлено,   что   служебной
командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя
на определенный срок для выполнения  служебного  поручения  вне  места
постоянной работы.
     Порядок и   условия    командирования    работников    определены
Инструкцией  Минфина  СССР,  Госкомитета  СССР  по  труду и социальным
вопросам,  ВЦСПС от 07.04.1988  N  62  "О  служебных  командировках  в
пределах СССР".
     При командировании лица, работающего по совместительству, средний
заработок сохраняется в той организации,  которая его командировала. В
случае  направления  в  командировку  одновременно   по   основной   и
совмещаемой  работе средний заработок сохраняется по обеим должностям,
а  командировочные   расходы   распределяются   между   командирующими
организациями по соглашению между ними.
     Если работник командирован в такую  местность,  откуда  он  имеет
возможность   ежедневно   возвращаться   к  месту  своего  постоянного
жительства,  суточные   не   выплачиваются.   Вопрос   о   возможности
возвращения  к  месту  жительства работника в каждом конкретном случае
решается руководителем  организации,  которая  направила  работника  в
командировку,  с  учетом  дальности расстояния,  условий транспортного
сообщения,  характера  выполняемого  задания,  а  также  необходимости
создания работнику условий для отдыха.
     В течение трех дней после возвращения  из  командировки  работник
обязан  представить  авансовый  отчет  об  израсходованных  суммах,  к
которому прилагаются командировочное удостоверение,  документы о найме
жилого помещения, расходов по проезду и другие документы.
     В соответствии со статьями 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения
расходов,   связанных   со   служебными  командировками,  определяются
коллективным договором или локальным  нормативным  актом  организации.
При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных
Правительством Российской Федерации для организаций,  финансируемых из
федерального бюджета.
     Нормы возмещения     командировочных     расходов     установлены
постановлением  Правительства Российской Федерации от 26.02.1992 N 122
"О нормах возмещения командировочных расходов", письмом Минфина России
от  12.05.1992  N  30 "О порядке возмещения командированным работникам
затрат  за  пользование  постельными  принадлежностями   в   поездах",
приказом  Минфина  России  от  06.07.2001  N  49н  "Об  изменении норм
возмещения   командировочных   расходов   на   территории   Российской
Федерации",   постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на  выплату
суточных  и  полевого довольствия,  в пределах которых при определении
налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  организаций  такие   расходы
относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
     Таким образом,  по организациям,  формирующим налоговую  базу  по
налогу  на  прибыль,  с  1  января  2002 года нормы по компенсационным
выплатам определяются в соответствии  с  постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  08.02.2002  N  93,  а  по  бюджетным и иным
некоммерческим  организациям  -  в   соответствии   с   постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  26.02.1992  N  122  с учетом
приказа Минфина России от 06.07.2001 N 49н.
     В соответствии    с   постановлением   Правительства   Российской
Федерации  от  03.02.1994  N  64  "О  мерах   по   социальной   защите
специалистов государственной ветеринарной службы Российской Федерации"
для  работников   Государственной   ветеринарной   службы   Российской
Федерации,  направляемых в командировки для проведения работ по борьбе
с  особо  опасными  заболеваниями  животных  -   сапом,   бруцеллезом,
сибирской   язвой,  бешенством  и  туляремией,  предусмотрена  выплата
суточных  в  размере  6%   от   их   месячных   должностных   окладов,
установленных  в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда
работников бюджетной сферы,  но не  свыше  двукратного  установленного
размера суточных.
     На выданные  работникам  денежные  авансы   на   командировочные,
представительские и другие аналогичные расходы,  целевое использование
которых  не  подтверждено  в   установленные   сроки   оправдательными
документами, налог начисляется в установленном порядке.
     9.1.7.2. Не   считаются    командировками    служебные    поездки
работников,  постоянная  работа  которых  протекает  в  пути или носит
разъездной (либо подвижной) характер.
     В этих  случаях  им  производится  выплата  надбавок к заработной
плате в соответствии с постановлением Минтруда  России  от  29.06.1994
N 51   "О   нормах  и  порядке  возмещения  расходов  при  направлении
работников  предприятий,  организаций  и  учреждений  для   выполнения
монтажных,   наладочных,   строительных   работ,  на  курсы  повышения
квалификации,  а также за подвижной и разъездной характер  работы,  за
производство  работ  вахтовым  методом и полевых работ,  за постоянную
работу    в    пути    на     территории     Российской     Федерации"
(далееПостановление).
     В соответствии   с   пунктами  1  и  3  приложения  к  указанному
Постановлению рабочим,  специалистам и руководителям, направленным для
выполнения монтажных,  наладочных и строительных работ, при выполнении
работ  вахтовым  методом  выплачивается  за  каждый  календарный  день
пребывания  на  месте производства работ (вахты) надбавка к заработной
плате  взамен  суточных  в  размере  50  процентов  тарифной   ставки,
должностного оклада,  но не свыше размера установленной нормы суточных
при командировках на территории Российской Федерации.
     9.1.7.3. В  соответствии  со статьей 169 ТК РФ размеры возмещения
расходов при  переезде  на  работу  в  другую  местность  определяются
соглашением сторон трудового договора.  При этом размеры возмещения не
могут быть  ниже  размеров,  установленных  Правительством  Российской
Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
     Возмещение расходов  по  проезду,  провозу  имущества   и   найму
помещения  при  переводе  либо  переезде  на работу в другую местность
осуществляется в соответствии с постановлением Совета  Министров  СССР
от 15.07.1981 N 677 "О гарантиях и компенсациях при переезде на работу
в другую местность".
     9.1.8. Расходы налогоплательщиков,  возмещаемые физическим лицам,
при выполнении ими трудовых обязанностей, в частности:
     Федеральным законом   от   21.07.1997   N   118-ФЗ   "О  судебных
приставах";
     Федеральным законом    от   27.05.1998   N   76-ФЗ   "О   статусе
военнослужащих".
     статьями 188, 310 ТК РФ.
     9.1.8.1. Расходы,  возмещаемые работнику (в том числе  надомнику)
при  использовании  ими  личного  имущества  при  выполнении  трудовых
обязанностей,  в  частности  компенсация   за   использование,   износ
(амортизацию) инструмента,  личного транспорта,  оборудования и других
технических средств и материалов,  принадлежащих  работнику,  а  также
расходы, связанные с их использованием.
     Выплата такой компенсации,  а  также  возмещение  иных  расходов,
связанных  с  выполнением работ на дому,  производятся работодателем в
порядке, определенном соглашением сторон трудового договора.
     Порядок выплаты   компенсации  работникам  за  использование  ими
легковых автомобилей в служебных целях регламентирован письмом Минфина
России  от 21.07.1992 N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам
за  использование  ими  личных  легковых  автомобилей  для   служебных
поездок".   Нормы   данной   компенсации   установлены  постановлением
Правительства Российской Федерации  от  20.06.1992  N  414  "О  нормах
компенсации  за  использование личных легковых автомобилей в служебных
целях",   постановлением   Правительства   Российской   Федерации   от
08.02.2002  N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату
компенсации за использование для  служебных  поездок  личных  легковых
автомобилей,  в  пределах  которых  при  определении налоговой базы по
налогу  на  прибыль  организаций  такие  расходы  относятся  к  прочим
расходам,  связанным с производством и реализацией" и приказом Минфина
России от 04.02.2000 N 16н "Об изменении предельных  норм  компенсации
за   использование   личных  легковых  автомобилей  и  мотоциклов  для
служебных поездок".
     Таким образом,  по  организациям,  формирующим  налоговую базу по
налогу  на  прибыль,  с  1  января  2002  года  нормы   по   указанным
компенсациям    определяются    в    соответствии   с   постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92,  а по бюджетным
и  иным  некоммерческим организациям - в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 N 414 с учетом письма
Минфина России от 04.02.2000 N 16н.
     9.1.8.2. Компенсационные выплаты, установленные в соответствии со
статьей  219  ТК  РФ,  а  именно,  компенсации  установленные законом,
коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если работник
занят  на  тяжелых  работах  и  работах  с  вредными  и (или) опасными
условиями труда.
     При этом необходимо учитывать следующее.
     В соответствии  со  статьей  129  ТК  РФ   заработная   плата   -
вознаграждение  за  труд  в  зависимости  от  квалификации  работника,
сложности,  количества, качества и условий выполняемой работы, а также
выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
     Таким образом,  заработная  плата  работников  состоит  из   двух
основных  частей:  вознаграждения  за труд и выплат компенсационного и
стимулирующего характера.
     Согласно статье  146  ТК  РФ оплата труда работников,  занятых на
тяжелых  работах,  работах  с  вредными,  опасными  и  иными   особыми
условиями труда, производится в повышенном размере.
     Статьей 147 ТК РФ определено,  что  для  работников,  занятых  на
тяжелых  работах,  работах с вредными и (или) опасными и иными особыми
условиями труда,  устанавливается оплата труда в повышенном размере по
сравнению   с   тарифными   ставками  (окладами),  установленными  для
различных видов работ  с  нормальными  условиями  труда,  но  не  ниже
размеров,   установленных  законами  и  иными  нормативными  правовыми
актами.
     До определения   Правительством  Российской  Федерации  с  учетом
мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально  -
трудовых  отношений  перечня  тяжелых работ,  работ с вредными и (или)
опасными и иными особыми  условиями  труда  следует  руководствоваться
отраслевыми  перечнями указанных работ,  утвержденными постановлениями
Госкомтруда СССР и ВЦСПС.
     Конкретные размеры  повышенной  заработной  платы устанавливаются

Страницы: 1  2