РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ 26 июня 1995 г. (Д) ОДОБРЕНЫ Министерством транспорта Российской Федерации, протокол от 26 июня 1995 года СОГЛАСОВАНЫ Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 19 июня 1995 года N 03-19/АА ПРЕДИСЛОВИЕ Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов разработаны ОАО Гипродорнии с участием ГП Союздорнии и ГП Росдорнии по заданию Федерального дорожного департамента Министерства транспорта Российской Федерации. Одобрены Федеральным дорожным департаментом Министерства транспорта Российской Федерации (протокол от 26 июня 1995 года). Согласованы Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 19 июня 1995 г. N 03-19/АА. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие Рекомендации разработаны во исполнение Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" с учетом п. 3.2 Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г. N 222. 1.2. Целью настоящих Рекомендаций является установление с учетом особенностей автомобильных дорог основных требований к оценке воздействия объектов на окружающую среду, составу и содержанию раздела "Охрана окружающей среды" на различных стадиях проектирования, а также регламентация основных положений методологии разработки природоохранных технических решений на основе оценки воздействия на окружающую среду. 1.3. Настоящие Рекомендации распространяются на разработку предпроектной и проектной документации для строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог общего пользования <1>, финансируемых из Федерального дорожного фонда (за исключением дотаций территориям). -------------------------------- <1> "Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог и сооружений на них" в дальнейшем именуется "развитие автомобильных дорог". По решению заказчика они могут применяться для проектной документации, развитие по которой будет осуществляться за счет территориальных дорожных фондов, собственных, заемных или привлеченных средств инвесторов. При этом документация должна быть разработана в объеме, достаточном для обоснования проектных решений по обеспечению экологической безопасности объекта. 1.4. Рекомендации предназначены для заказчиков, разработчиков предпроектной и проектной документации и могут быть использованы органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу, и органами управления, принимающими решение о реализации проектов. 1.5. Учет требований охраны окружающей среды в проектах зданий и сооружений дорожно-эксплуатационных организаций, производственных предприятий, комплексов обслуживания участников дорожного движения следует осуществлять в соответствии с документами соответствующего профиля. 1.6. При проектировании автомобильных дорог в сложных (особых) природных условиях (вечная мерзлота, горная местность, подтопляемые территории и др.) в дополнение к требованиям настоящих Рекомендаций следует учитывать требования специальных нормативных документов в соответствии с природными особенностями территории. В индивидуальном порядке могут выполняться также включенные в задание на проектирование дополнительные требования и условия заказчика, органов государственного управления, других заинтересованных органов. 1.7. Учет требований охраны окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и сооружений на них осуществляется в зависимости от стадии проектных работ путем подготовки документации для принятия решений о выполнении мероприятий по развитию объектов, обоснования видов и сроков работ, а также проектирования мер по исключению, смягчению или компенсации воздействий. 1.8. Проработку вопросов охраны окружающей среды следует производить на всех стадиях составления предпроектной и проектной документации на развитие автомобильных дорог и сооружений на них, последовательно углубляя рассмотрение, не допуская изменения решений, утвержденных в документации предыдущей стадии. 1.9. В соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения проектной документации для дорожных работ, финансируемых из Федерального дорожного фонда, проектирование объектов развития автомобильных дорог и сооружений на них осуществляется по следующим стадиям: - экономическое обоснование (ЭО); - инженерный проект (ИП); - рабочая документация (РД), выполняемая, как правило, подрядной строительной организацией. 1.10. При разработке экономического обоснования развития автомобильной дороги производится оценка влияния объекта, а также предлагаемых решений на обеспечение безопасных условий движения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, удовлетворение социальных и экономических потребностей, соблюдение экологических ограничений, установленных соответствующими органами в районе размещения автомобильной дороги методами процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). При подготовке экономического обоснования развития автомобильной дороги в соответствии с Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минприроды России от 18.07.94 N 222, проведение процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) является обязательным. При разработке инженерного проекта на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, участков и сооружений на них на основе результатов ОВОС, полученного предварительного согласования места проложения трассы автомобильной дороги и акта выбора трассы производится проектирование инженерных мероприятий по исключению и смягчению воздействия объекта на окружающую среду, определяются размеры компенсаций за нанесенный ущерб. В рабочей документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них на основе решений, утвержденных в составе инженерного проекта, производится детальное проектирование элементов инженерных природоохранных мероприятий, позволяющее осуществить их строительство. 1.11. Рекомендуемый порядок оценки воздействия автомобильных дорог на окружающую среду при разработке экономического обоснования на развитие автомобильных дорог и сооружений на них приведен в разделе 3.1 настоящих Рекомендаций. Рекомендуемый состав и порядок разработки раздела "Охрана окружающей среды" в проектной документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них приведен в разделе 3.2 настоящих Рекомендаций. 1.12. Проектные организации при разработке проектной документации должны обеспечить: - строгое соблюдение нормативных требований по обеспечению экологической безопасности сооружений; - учет решений, принятых в схемах и проектах районной планировки, проектах планировки и застройки городов и других населенных пунктов; - рациональное проложение автомобильной дороги, оказывающее положительное влияние на социальное и экономическое развитие, экологическую обстановку на прилегающих территориях и сочетающееся с окружающим ландшафтом; - рациональное использование земель и природных ресурсов, экономичное расходование материальных и энергетических ресурсов; - максимальную экономическую эффективность принятых решений. 1.13. Решения, принимаемые при проектировании на всех стадиях, должны выбираться на основе сравнения вариантов. При сравнении вариантов необходимо руководствоваться следующими положениями: - оптимальным является вариант, имеющий наивысшие показатели экономической эффективности капитальных вложений с учетом экологической безопасности и социальных интересов населения; - при сравнении вариантов с различными эксплуатационными показателями, сроком службы или очередностью развития параметров следует учитывать затраты на содержание, ремонты и реконструкцию дороги, транспортные расходы, расходы на природоохранные мероприятия, компенсацию экологического ущерба и т.д. в течение всего периода сравнения с учетом дисконтирования затрат; - рассмотрение варианта отказа от строительства и реконструкции автомобильной дороги и последствий такого решения при проведении оценки воздействия автомобильной дороги на окружающую среду является обязательным; - при сравнении вариантов проложения трассы следует учитывать перераспределение движения по участкам сети автомобильных дорог, уменьшение экологической нагрузки на те места, где снижается интенсивность движения и улучшаются дорожные условия; эти факторы, в первую очередь, надлежит рассматривать при планировании и проектировании обходов населенных пунктов, мероприятий по улучшению плана и продольного профиля дорог, развития, связанного с улучшением транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. При необходимости учета факторов, не поддающихся стоимостной оценке, следует использовать методы многофакторного анализа. 1.14. Предпроектная и проектная документация, представляемая на экспертизу и утверждение, должна разрабатываться без излишней детализации в минимальном объеме и составе, достаточном для обоснования принятых проектных решений и параметров, подлежащих утверждению. В пояснительной записке должны максимально использоваться карты, схемы, таблицы и графики, а описательная часть должна быть четкой и краткой. 1.15. Оценка воздействия автомобильных дорог на окружающую среду, разработка разделов проектов "Охрана окружающей среды" должны осуществляться проектными организациями, имеющими оформленную в установленном порядке лицензию на право осуществления такой деятельности. 1.16. Расчеты, данные по конструированию элементов природоохранных мероприятий, изыскательские материалы в состав передаваемой заказчику документации не включаются, должны храниться в проектно-изыскательской организации и представляются органам, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, по их требованию. 2. СБОР ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 2.1. Проведение оценки воздействия автомобильной дороги на окружающую среду, а также разработка раздела "Охрана окружающей среды" в проектной документации осуществляются на основе информации о состоянии окружающей среды в районе возможного воздействия рассматриваемого объекта. 2.2. Сбор информации о состоянии окружающей среды должен включать в себя использование следующих основных источников: - фондовые материалы территориальных органов контроля и надзора за состоянием природной среды, материалы статистической отчетности, данные режимной сети наблюдений и контроля (мониторинга); - ранее выполненные и имеющиеся в распоряжении заказчика и проектной организации картографические, проектные, изыскательские материалы; - данные биологических, географо-геологических и других исследований и наблюдений природной среды, проводимых научными организациями; - ранее выполненные исследовательские, статистические, диагностические и другие материалы о состоянии автомобильных дорог в зоне влияния рассматриваемого объекта; - литературные источники; - опросы или анкетирование для получения информации от местных жителей и организаций, технические условия и согласования заинтересованных органов; - инженерные изыскания; - экономические изыскания, сбор данных о размерах и составе транспортного потока, перспективах экономического развития региона. 2.3. Перед началом детального проектирования в случае отсутствия указанных выше материалов по рекомендациям экономического обоснования или в соответствии с техническими условиями территориальных комитетов по охране природы могут проводиться дополнительные исследования состояния отдельных компонентов окружающей среды, которые могут претерпеть изменения в результате развития объекта. 2.4. До начала разработки проектной документации заказчик обязан передать проектной организации имеющиеся в его распоряжении материалы ранее выполненных проектных, изыскательских, исследовательских работ, а также предоставить необходимые исходные данные. Ориентировочный состав исходных данных приведен в Приложении 2 и может уточняться при заключении договора на проектные работы. В отдельных случаях заказчик проекта может поручить по договору сбор исходной информации проектной организации. 2.5. Исходные данные, технические условия и требования по развитию и эксплуатации объекта, полученные в органах охраны окружающей среды, государственного надзора и других заинтересованных организациях, действуют в течение всего планируемого периода проектирования и развития. 2.6. Организация и финансирование сбора информации о состоянии окружающей среды осуществляются заказчиком в установленном порядке. 2.7. При отсутствии в распоряжении заказчика достаточно полных исходных данных о состоянии природной среды следует проводить специальные изыскательские работы. Необходимые топографические, инженерно-геологические, гидрометеорологические изыскания выполняются в соответствии с главой СНиП "Инженерные изыскания" в объеме, необходимом для обоснования принятых решений. При необходимости проведения исследований состояния отдельных компонентов окружающей среды, которые могут претерпеть изменения в результате развития рассматриваемого объекта, как правило, следует привлекать специализированные организации. Состав и методы исследований состояния отдельных компонентов окружающей среды определяются соответствующими нормативными документами. Примерный перечень нормативных документов приведен в Приложении 1. 2.8. В соответствии с Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г. N 222, информация о состоянии окружающей среды подготавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений. 2.9. Собираемая информация должна охватывать все объекты воздействия и аспекты, необходимые для оценки воздействия объекта на окружающую среду и разработки раздела "Охрана окружающей среды" проектной документации в соответствии с разделом 3. 2.10. Информация о состоянии окружающей среды должна: - быть достоверной, относиться непосредственно к месту проведения мероприятий по развитию автомобильной дороги; - соответствовать единому времени обследования; - по возможности проверяться по различным источникам информации; - подтверждаться официальными документами и согласованиями; - соответствовать нормативным и законодательным документам по охране природы. 2.11. Материалы по сбору исходных данных, исследований и изысканий должны оформляться в виде пояснительной записки с приложением ведомостей, графиков, таблиц, карт и планов, справок, технических условий и согласований, оформленных в соответствии с требованиями ГОСТ Р и отраслевых нормативных документов. 2.12. К материалам по сбору исходных данных, исследований и изысканий следует при необходимости прилагать карты территорий, чувствительных к рассматриваемым видам воздействия объекта. 3. СОСТАВ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 3.1. Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду в экономических обоснованиях развития автомобильных дорог 3.1.1. При разработке экономического обоснования решения по предлагаемому общему направлению трассы и мероприятиям по развитию автомобильной дороги принимаются с учетом оценки уровня обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанная оценка производится путем проведения процедур оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). 3.1.2. Результаты выполнения процедуры оценки воздействия на окружающую среду, как правило, оформляются в самостоятельный раздел ЭО, который включает следующую информацию: определение типов и характера вероятных воздействий автомобильной дороги на окружающую среду: - строительные воздействия, т.е. воздействия, связанные с ведением работ; носят, как правило, временный характер; - эксплуатационные воздействия, т.е. воздействия, проявляющиеся в течение длительного периода эксплуатации объекта: - воздействия, связанные с функционированием объекта как инженерного сооружения; - воздействия автомобильного транспорта (передвижных источников воздействия); определение видов предполагаемых воздействий на окружающую среду в зависимости от характера предлагаемых мероприятий по развитию объекта; перечень основных видов воздействия автомобильных дорог и мостовых переходов на окружающую среду приведен в таблице 3.1; анализ антропогенной нагрузки на территорию предполагаемого размещения объекта: - наличие промышленных предприятий, состояние сельского хозяйства, обеспеченность транспортной сетью и т.п.; - местоположение существующих основных источников воздействия на природную среду в зоне влияния автомобильной дороги, состав, концентрация загрязняющих веществ, их распределение и тенденция изменения во времени и пространстве; - закономерности и масштабы происходящих в регионе изменений окружающей среды; - общее влияние хозяйственной деятельности на состояние воздушной среды, почв, вод, инженерно-геологических условий, животного и растительного мира, проживание людей; - анализ воздействия рассматриваемой существующей автомобильной дороги на условия жизни населения в населенных пунктах, загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения и т.д.; - общая оценка характера и интенсивности антропогенной нагрузки; анализ социального развития территории, включая: - население района тяготения автомобильной дороги, наличие и размер населенных пунктов, в том числе в зоне непосредственного влияния объекта; - состояние социальной среды, традиционное природопользование, состояние социально-бытовых условий; - данные о наличии памятников истории, культуры и археологии; - наличие таких мест или объектов, которые действующими законодательными актами признаны ценными для культуры, науки и культурных традиций и религиозных обычаев населения; - наличие и положение зон, чувствительных к шумовому воздействию; краткий анализ природных условий на территории прохождения трассы автомобильной дороги, в том числе: - климатическая характеристика, повторяемость того или иного класса погод, оценка солнечной радиации, температуры и влажности воздуха, роза ветров, режимы метелей, пыльных бурь, осадков; - оценка микроклимата с учетом особенностей топографии местности; - данные о грунтово-геологических и гидрогеологических особенностях, существующих нарушениях инженерно-геологических, в том числе грунтовых, геолого-литологических условий территории; - анализ геохимических условий территории, наличие деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель в зоне влияния автомобильной дороги, возможность использования их при осуществлении мероприятий по развитию объекта; - оценка состояния растительности, наличие видов, чувствительных к воздействию мероприятий по развитию объекта и функционированию автомобильной дороги после их осуществления, состояния лесов в зоне влияния объекта, состояния безлесных территорий; - оценка состояния водных объектов; - оценка состояния атмосферного воздуха в районе рассматриваемой автомобильной дороги; - оценка видового состава и состояния животного мира (в том числе ихтиофауны и других гидробионотов) в районе проложения автомобильной дороги или мостового перехода, обращая особое внимание на редко встречающиеся, ценные, реликтовые, эндемичные, находящиеся под охраной государства, занесенные в Красную книгу виды; границы популяций и мест обитания, размножения, гнездования выявленных и подлежащих учету видов, характер и пути миграции; - анализ особенностей ландшафта; прогноз изменения состояния окружающей среды и условий жизни населения в процессе функционирования рассматриваемой существующей и других автомобильных дорог в районе тяготения в случае отсутствия мероприятий по развитию автомобильной дороги (вариант отказа от развития); прогноз изменения состояния окружающей среды и условий жизни населения в результате развития автомобильной дороги: - зоны превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ от выбросов транспорта; - зоны превышения предельного уровня шума; - зоны превышения предельного уровня запыленности; - изменение воздействия на условия жизни населения в населенных пунктах, загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения и т.д. развития рассматриваемой автомобильной дороги; - прогнозная оценка долговременных последствий от воздействия на окружающую среду намечаемого развития; рекомендации по установлению требований и нормативов для проектирования основных элементов и сооружений автомобильной дороги, исключающих или снижающих воздействие на окружающую среду и условия жизни населения (оптимальная скорость движения, водоотвод, тип покрытия, необходимость сооружения обходов населенных пунктов, памятников архитектуры, культуры и т.д.); рекомендации для дальнейшего проектирования природоохранных инженерных мероприятий, обеспечивающих соблюдение действующих нормативов природопользования и требований по защите окружающей среды и условий жизни населения (лесозащитные полосы, шумозащитные экраны, очистные сооружения в водоохранных зонах, организация научных исследований, связанных с защитой памятников археологии и культуры и т.д.); примерный перечень мероприятий по приведению придорожной полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды; предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатации объекта, населению и окружающей среде, включая отчуждение земельных участков, по решению социальных вопросов, в том числе связанных с охраной здоровья населения, созданием благоприятных условий для его проживания; предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатации объекта, рыбным запасам при пересечении водных объектов и проложении трасс вблизи их; предложения по разработке программы производственного мониторинга реализации планируемых мероприятий по развитию автомобильной дороги и плана послепроектного экологического анализа. 3.1.3. Перечень рекомендуемых мероприятий по приведению придорожной полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды, должен включать в себя: - определение необходимости специальных почвенных обследований для выявления деградированных земель, их консервацию или включение в полосу отвода автомобильной дороги, рекомендации по их использованию (устройство лесополос, полос для аварийной остановки автомобилей и т.п.); - организацию пересечения автомобильной дороги людьми и животными, при необходимости ограничение доступа к дороге с прилегающих территорий, вынос из полосы отвода сооружений и препятствий, влияющих на безопасность движения, снос строений; - установление защитных зон, в том числе ограничения застройки для обеспечения экологического благополучия населения, безопасности движения, нормальной эксплуатации дороги с учетом возможности дальнейшего развития автомобильной дороги; - рекомендации по рекультивации временно занимаемых земель и неиспользуемых участков существующей дороги. 3.1.4. Предложения по разработке программы производственного мониторинга реализации планируемых мероприятий по развитию автомобильной дороги и плана послепроектного экологического анализа должны предусматривать: - контроль заказчика, привлекаемых им для надзора за строительством организаций и фирм, а при необходимости, и независимых экспертов за полнотой и точностью включения в проектную документацию положений, утвержденных на предыдущих стадиях проектирования, по мерам исключения и смягчения воздействий, компенсаций, за проектированием природоохранных мероприятий и сооружений; - обеспечение выбора подрядной строительной организации, способной обеспечить наиболее экологически чистые технологии работ, а также строительство предусмотренных проектом природоохранных мероприятий; - включение в проект мероприятий по разъяснению работникам подрядной строительной организации природоохранных требований и проектных решений, а также, при необходимости, их обучение; - надзор за правильностью возмещения ущерба и выплаты компенсаций, предусмотренных проектом; - надзор за выполнением природоохранных мероприятий; - надзор за строительством природоохранных и защитных сооружений; - мониторинг соблюдения подрядной строительной организацией во время строительных работ требований природоохранного законодательства, нормативных документов, технических условий и требований проекта; - наблюдение за своевременностью и правильностью выполнения рекультивационных работ; - анализ во время ведения строительных работ эффективности предусмотренных в проекте мероприятий, их корректировка в случае необходимости; - наблюдение в послестроительный период за работой водоотводных сооружений, снегозащитных насаждений, противоэрозионных и иных природоохранных сооружений. Мониторинг должен охватывать деятельность не только в полосе отвода автомобильной дороги, но и в других местах, затрагиваемых работами, например, в карьерах дорожно-строительных материалов, резервах грунта, подъездах, строительных площадках, притрассовых заводах по приготовлению асфальтобетонных и цементобетонных смесей и т.д. Предложения по разработке программы производственного мониторинга должны составляться в увязке с требованиями системы государственного экологического мониторинга. 3.1.5. Определение общего направления трассы автомобильной дороги при разработке ЭО должно включать в себя выявление участков, на которых при осуществлении мероприятий по развитию возможно сохранение существующего направления, и участков, подлежащих реконструкции или новому строительству. Выбор принципиального направления автомобильной дороги производится с соблюдением природоохранного, земельного, водного, лесного законодательства, иных законодательных и нормативных актов, связанных с охраной окружающей среды, с учетом проектов районной планировки городов, поселков, региональных схем развития соответствующих инженерных коммуникаций, железных дорог, энергосистем, а также, при необходимости, на основе анализа материалов изысканий, специально выполняемых для этих целей. При этом проводится всестороннее изучение условий строительства на всех возможных и рекомендуемых трассах. При отсутствии намечаемых к строительству объектов в утвержденных генеральных планах и проектах районной планировки, заказчик в соответствии с Земельным кодексом представляет на рассмотрение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации варианты принципиального направления трассы. В представляемых материалах приводится сравнение вариантов с учетом изменения зон тяготения, влияния на транспортное обслуживание, социальное и экономическое развитие и экологическую обстановку регионов, перспектив использования территорий, изъятия земель, размеров и экономической эффективности инвестиций, сроков и продолжительности строительства. Орган исполнительной власти субъектов РФ принимает принципиальное решение о целесообразности предлагаемого варианта. Решение является основанием для последующего выбора в установленном порядке земельного участка и оформления комитетом по земельным ресурсам и землеустройству акта о предварительном согласовании места размещения предлагаемой автомобильной дороги и в необходимых случаях ее охранной зоны. 3.1.6. Генеральный проектировщик на основе анализа чувствительности показателей развития автомобильной дороги к риску застройки коридоров проложения трассы в выводах ЭО рекомендует заказчику оптимальные сроки составления актов выбора трасс, отвода и резервирования земель по рекомендуемому принципиальному варианту дороги. Анализ чувствительности и рисков производится с учетом возможных дополнительных затрат, связанных с застройкой рекомендуемых коридоров, стоимости работ по составлению актов выбора, отвода и выкупа или резервирования земель с учетом дисконтирования затрат. 3.1.7. В связи с тем, что автомобильные дороги в зависимости от функционального назначения, характера обслуживаемых транспортных связей, размеров и состава движения, природных условий расположения, чувствительности территории к воздействиям многочисленных иных факторов могут оказывать различное по видам, характеру и интенсивности воздействие на окружающую среду, на начальной стадии проведения ОВОС следует определять состав предполагаемых видов и объектов воздействия, подлежащих анализу, исключая из рассмотрения те, влияние которых на окружающую среду несущественно. При этом следует устанавливать: - пространственные границы изучения отдельных факторов и воздействий; - границы изучения и анализа во времени; - методы и параметры изучения отдельных видов воздействий; - необходимость и сроки получения технических условий и согласований; - необходимость и сроки привлечения специализированных организаций для исследования и анализа отдельных видов воздействий. Перечень основных видов воздействий автомобильных дорог на окружающую среду, подлежащих анализу при проведении ОВОС, сведен в таблицу 3.1. Таблица 3.1 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАССМОТРЕНИЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОВОС ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Предполагаемые воздействия | Возможные меры по исключению | Условия, при которых учет | | | или смягчению воздействия | данного воздействия обязателен | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Нарушение путей сообщения | Устройство подъездов, | При проектировании автомобильных | | местных жителей, увеличение | пересечений и примыканий | дорог I и II категорий | | времени на дорогу к местам | | | | работы и отдыха, расчленение | | | | сельскохозяйственных угодий | | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Ухудшение условий движения для | Устройство тракторных путей, | При проектировании автомобильных | | сельскохозяйственной техники, | велосипедных дорожек, переездов | дорог I, II и III категорий при | | гужевого транспорта, | и путепроводов для | наличии требований и технических | | велосипедистов, прогона скота | сельскохозяйственной техники, | условий собственников земель | | | скотопрогонов, ограждение полосы | | | | отвода дороги | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Снос строений, переселение | Обход населенных пунктов с | При проложении трассы | | людей, связанное с отводом | исключением сноса строений и | автомобильной дороги через или | | земель для развития | переселения людей, устройство | вблизи населенных пунктов | | автомобильной дороги | защитных экранов и защитных | | | | сооружений, предоставление жилья | | | | и участков земель взамен | | | | изымаемых, выплата компенсаций | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Расчленение ландшафта | Применение методов ландшафтного | При проектировании новых дорог, | | | проектирования, исключение по | реконструкции неблагоприятных | | | возможности глубоких выемок и | участков | | | высоких насыпей, устройство | | | | декоративного озеленения, | | | | проложение трассы дороги вне | | | | зоны видимости больших групп | | | | людей | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Оползни, осыпи, сплывы, другие | Исключение подрезок склонов при | При проложении трассы в | | виды подвижек земляных масс | неблагоприятных геологических | неблагоприятных геологических | | вследствие их подрезки в | условиях, обеспечение | условиях, установленных | | процессе строительных работ | водоотвода, другие инженерные | изысканиями и обследованиями | | | сооружения | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Эрозия земель вследствие | Укрепление русел и выходов из | | | концентрации водных потоков | водоотводных сооружений, | | | искусственными сооружениями, | увеличение количества сбросов | | | кюветами и канавами | воды из систем водоотвода для | | | | уменьшения расхода воды | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Изменение условий | Проектирование соответствующих | Особенно важно при пересечении | | поверхностного стока | систем водоотвода | болот, пойм рек, косогоров | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Изменение условий протекания | Отказ от устройства выемок при | При близком залегании грунтовых | | грунтовых вод, осушение и | близком залегании грунтовых вод, | вод и при проектировании глубоких | | переувлажнение почв | проектирование насыпей из | выемок | | | условия недопущения прерывания | | | | водоносных слоев | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Нарушение гидрологического | Устройство регуляционных | При наличии в проекте мостов | | режима рек, изменение | сооружений, укрепление берегов, | | | береговой линии, сечения | проектирование мостов с | | | водотоков, активизация | оптимальным стеснением русла | | | русловых процессов при | | | | строительстве мостов | | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Изменение гидрологического | Проектирование трассы в обход | При наличии требований и | | режима болот, приводящее к | болот, устройство мостов, труб | технических условий местных | | негативному влиянию на | | органов государственной власти и | | экосистемы | | природоохранных органов | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Нарушение условий | Исключение подтопления и | При проектировании автомобильных | | произрастания растений | осушения территорий, эрозии | дорог I и II категорий, на | | | почв, деградации почв от | участках пересечения болот и | | | транспортных загрязнений, | территорий с необеспеченным | | | рекультивация нарушенных при | поверхностным стоком, а также | | | строительстве земель, устройство | дорог с перспективной | | | организованных площадок отдыха и | интенсивностью движения более 2000 | | | стоянок для автомобилей, обход | авт./сутки вблизи ценных | | | особо охраняемых территорий и | сельскохозяйственных угодий | | | ценных насаждений | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Нарушение условий обитания | Обход особо охраняемых | При проектировании автомобильных | | диких животных | территорий и мест обитания, | дорог I и II категорий, а также | | | питания и размножения охраняемых | дорог с перспективной | | | видов животных, обустройство | интенсивностью движения более 2000 | | | пересечений автодорогой путей | авт./сутки вблизи мест обитания, | | | миграции животных, установка | питания и размножения охраняемых | | | дорожных знаков, предупреждающих | видов животных, при пересечении | | | о вероятности столкновения с | автодорогой путей миграции | | | животным, устройство | животных | | | скотопрогонов и путепроводов | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Нарушение условий обитания рыб | Обходы мест нагула, нерестилищ. | В соответствии с техническими | | при строительстве мостов | Проведение работ с учетом | условиями органов рыбоохраны | | | периода массового нереста и | | | | выклева рыб, применение | | | | шпунтовых ограждений, удаление | | | | из русла строительных остатков | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Создание условий для | Планировка территорий, | | | размножения комаров, клещей | исключение мест застоя воды, | | | | своевременная уборка и | | | | захоронение порубочных остатков | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Создание повышенной | Устройство ограждений, разметки, | | | аварийности на автомобильной | установка дорожных знаков, | | | дороге и пересечениях с | устройство тротуаров, пешеходных | | | другими дорогами | дорожек и переходов, освещения в | | | | населенных пунктах | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение воздушной среды, | Проектирование дороги с | При проектировании автомобильных | | шумовое воздействие при | параметрами, обеспечивающими | дорог I и II категорий, а также | | движении потока транспорта | оптимальный режим движения | дорог с перспективной | | | автомобилей, устройство защитных | интенсивностью движения более 2000 | | | зеленых насаждений и экранов, | авт./сутки вблизи населенных | | | строительство обходов населенных | пунктов и объектов, чувствительных | | | пунктов | к данному виду воздействия | | | | (санатории, дома отдыха, больницы, | | | | школы и т.д.) | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение почв соединениями | Проектирование дороги с | При проектировании автомобильных | | свинца | параметрами, обеспечивающими | дорог I и II категорий, а также | | | оптимальный режим движения | дорог с перспективной | | | автомобилей, устройство защитных | интенсивностью движения более 2000 | | | зеленых насаждений и экранов | авт./сутки вблизи населенных | | | | пунктов и ценных | | | | сельскохозяйственных угодий | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Вибрация зданий и сооружений | Специальные инженерные | При наличии специальных требований | | от движущегося транспорта | мероприятия по защите зданий и | в случаях, когда здания и | | | сооружений от действия вибрации | сооружения расположены ближе 30 | | | | метров от кромки проезжей части | | | | дороги, а в основании залегают | | | | связные грунты пластичной и | | | | текучепластичной консистенции | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Разрушение памятников истории | Проложение трассы дороги в обход | Мероприятия по защите памятников | | и культуры, включая | памятников истории и культуры, | истории и культуры, | | археологические памятники | археологических памятников, | археологических памятников | | | специальные инженерные решения | предусматриваются при наличии у | | | по защите памятников, раскопки и | заказчика рекомендаций по | | | изъятие археологических | обеспечению сохранности выявленных | | | ценностей до начала строительных | памятников, составленных | | | работ | специализированными научными | | | | организациями | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Запыление территории | Проектирование непылящих | При проектировании автомобильных | | | дорожных одежд, устройство | дорог с пылящими типами покрытий | | | защитных зеленых насаждений, | вблизи населенных пунктов и ценных | | | мероприятия по обеспыливанию | сельскохозяйственных угодий | | | покрытий | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение придорожной полосы | Устройство организованных | При проектировании автомобильных | | бытовым мусором | площадок отдыха и стоянок для | дорог I и II категорий протяжением | | | автомобилей | более 15 км, III категории | | | | протяжением более 25 км | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Усиление наносов и заиливания | Планировка, уплотнение и | При проложении трассы дороги в | | русел водотоков продуктами | укрепление грунта на | поймах рек и строительстве мостов | | размывов мест строительства, | строительных площадках, | | | неукрепленного земляного | применение шпунтовых ограждений | | | полотна, а также при | при строительстве опор мостов, | | | строительстве опор мостов, | проведение рекультивационных | | | загрязнение русел бытовым и | работ, своевременная уборка | | | строительным мусором | мусора и строительных остатков | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение водных объектов | Очистка вод поверхностного | | | поверхностным стоком с | стока, отвод загрязненных вод за | | | автомобильных дорог и мостов | пределы пойм водотоков, | | | | рассредоточение сбросов по | | | | протяжению дороги | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение грунтов и вод | Планировка территории, | При наличии в проекте приобъектных | | маслами, топливом автомобилей | устройство канав и водоотводных | строительных площадок, | | и дорожно-строительных машин | систем для сбора и очистки вод, | притрассовых предприятий, карьеров | | на строительных площадках и | ограждение территории, | и т.д. | | предприятиях | организация заправки техники в | | | | специально установленных местах | | | | или на автозаправочных станциях | | | | общего пользования | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение территорий вблизи | Обустройство временных баз | При наличии в проектах временных | | временных баз строительных | строительных организаций местами | баз строительных организаций | | организаций мусором, бытовыми | для сбора и уничтожения отходов | | | отходами | и мусора, строительство | | | | туалетов, ограждение территории, | | | | рекультивация земель после | | | | окончания работ | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение воздушной среды на | Обустройство заводов | При наличии в проектах | | асфальтобетонных и | оборудованием для очистки | притрассовых предприятий | | цементобетонных заводах, | выбросов | | | других притрассовых | | | | предприятиях | | | |--------------------------------|----------------------------------|------------------------------------| | Загрязнение окружающей среды | Принятие наиболее современной | Для мест сосредоточенных земляных | | при работе строительных машин | экологически чистой строительной | работ, а также при применении | | и механизмов | техники и технологии | машин и механизмов, выделяющих | | | | большое количество загрязнителей, | | | | вблизи территорий, чувствительных | | | | к загрязнению | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3.1.8. Проверка распространения транспортного шума и воздействия его на окружающую среду и людей должна проводиться для участков дорог, проходящих в пределах перспективной границы населенных пунктов. 3.1.9. При наличии технологических решений, оказывающих существенное воздействие на окружающую среду: закладка грунтовых резервов и карьеров дорожно-строительных материалов на затопляемых поймах рек (водоемов), разработка грунтов при возведении земляного полотна и мостов буровзрывным способом или методом гидромеханизации, в пояснительной записке необходимо устанавливать требования по технологии работ, а также конкретные мероприятия, направленные на защиту природной среды. В случаях использования для нужд строительства речной или озерной воды должны отражаться вопросы ее очистки до нормативных требований перед сбросом в реку или озеро. 3.1.10. К материалам ОВОС в составе экономических обоснований развития автомобильных дорог следует прилагать следующие основные графические документы: - схематический ситуационный план автомобильной дороги с нанесением границ охранных и защитных зон, территорий ценных природоохранных, культурных, национальных, особо охраняемых природных объектов; - тематические карты и схемы территорий, чувствительных к компонентам воздействия автомобильной дороги (при наличии соответствующей информации); - схематический ситуационный план автомобильной дороги с нанесением основных намечаемых проектных мероприятий по охране окружающей среды; - типовые и примерные схемы расположения и конструкций природоохранных сооружений, планов площадок отдыха и стоянок для автомобилей, очистных и других сооружений, влияющих на окружающую среду. 3.1.11. Для обеспечения всестороннего и наиболее полного удовлетворения интересов населения в рамках ОВОС следует осуществлять широкий обзор предложений о возможной реализации намеченной программы развития автомобильной дороги путем организации выявления мнения заинтересованных организаций и групп населения в соответствии с Земельным кодексом, проведения общественных слушаний или обсуждений предложений в средствах массовой информации в соответствии с Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минприроды России от 18.07.94 N 222, а также получением технических условий и согласований заинтересованных организаций. 3.2. Состав материалов раздела "Охрана окружающей среды" в инженерных проектах строительства, реконструкции автомобильных дорог 3.2.1. Целью разработки раздела "Охрана окружающей природной среды" в инженерном проекте на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них является проектирование инженерных мероприятий по исключению и смягчению воздействия объекта на окружающую среду, определение размеров компенсаций за нанесенный ущерб, а также подготовка документов и материалов для отвода земель на основе результатов ОВОС и полученного предварительного согласования места проложения трассы автомобильной дороги и акта выбора трассы. 3.2.2. Принятие конкретных проектных решений в составе инженерного проекта должно осуществляться на основе сравнения вариантов с учетом их воздействия на окружающую среду методами процедуры ОВОС, требования к которой приведены в разделе 3.1. 3.2.3. Разработка раздела "Охрана окружающей природной среды" инженерного проекта проводится на мероприятия по развитию участков или сооружений, необходимость и протяжение которых обоснованы в ЭО. 3.2.4. Разработке инженерного проекта должно предшествовать составление актов выбора трассы. Сроки их составления определяются заказчиком на основе рекомендаций ЭО. Акты выбора трассы оформляются заказчиком проекта в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом России, и принципиальным решением органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации о принципиальном направлении трассы. При обосновании проложения трассы автомобильной дороги могут проводиться в минимально допустимом объеме инженерные обследования, поиски и разведка месторождений грунта и строительных материалов. 3.2.5. В состав раздела "Охрана окружающей среды" инженерного проекта должны входить: - краткая пояснительная записка, обосновывающая для заказчика и органов экспертизы проектные решения по природоохранным инженерным мероприятиям, не конкретизированным в составе ЭО; - материалы, предназначенные для реализации инженерного проекта, включающие в себя основные чертежи, группировочные ведомости, ведомости объемов работ, технические спецификации, перечень ГОСТ, отраслевых стандартов, СНиП, типовых проектов, привязанных к условиям данного проекта и обязательных для использования при сооружении природоохранных сооружений и мероприятий; - материалы для оформления отвода земель. 3.2.6. Материалы для оформления отвода земель, как правило, состоят из двух разделов: обоснование отвода земель, включающее в себя следующие документы: - пояснительная записка, содержащая ссылку на задание на проектирование, основные нормативные документы, взятые за основу при проектировании, наименование административного района расположения дороги; - обоснование ширины полосы отвода с учетом расположения земляного полотна, коммуникаций, элементов обстановки дороги, искусственных сооружений, водоотводных устройств, лесополос, полос для безопасного съезда автомобилей, зон избыточного транспортного загрязнения; - сведения о размере временного отвода и аренды земель для обеспечения работы строительных механизмов, хранения отвалов растительного грунта, устройства объездов, переустройства коммуникаций, строительных площадок и карьеров, резервов грунта, кавальеров; - данные по определению зон различной степени экологического влияния на сельскохозяйственные угодья и людей; - предложения по размерам зон ограничения застройки по условиям экологического влияния и безопасности движения; - материалы по сносу строений, их инвентаризации, оценочные акты и решения о компенсации за сносимые здания и сооружения; - данные о площадях занимаемых земельных угодий с распределением по их видам, землепользователям и виду отвода (постоянный или временный); - сведения о соответствии проектных решений акту выбора трассы и другим согласованиям; материалы по рекультивации временно занимаемых земель, включающие в себя следующие документы: - пояснительная записка по рекультивации временно занимаемых земель, содержащая: - ссылки на законодательные и нормативные документы, принятые за основу разработки проекта рекультивации временно занимаемых земель, нарушенных при строительстве автомобильной дороги и не используемых при реконструкции участков существующей дороги; - требования и технические условия на рекультивацию временно занимаемых земель, выданные землепользователями и землеустроительными органами; - ссылки на соответствующие документы согласований; - характеристику временно занимаемых земель с указанием целей отвода и размеров участков, разделением земель по видам угодий, районам и землепользователям; - характеристику проектируемых мероприятий по рекультивации временно занимаемых земель в соответствии с требованиями и техническими условиями с разделением по видам рекультивационных работ; - данные о стоимости рекультивационных работ, учтенные в сводной смете на развитие проектируемой дороги; - документация по техническому этапу рекультивации, в которой отражаются мероприятия по снятию и сохранению плодородного слоя с площадей, нарушаемых в процессе строительства, по предотвращению водной и ветровой эрозии временных отвалов плодородного слоя, по выравниванию и планировке нарушенных земель и неиспользуемых участков существующих дорог с приданием необходимых уклонов, по обеспечению водоотвода; - документация по биологическому этапу рекультивации, в которой в зависимости от вида рекультивации отражаются мероприятия, включающие вид рекультивации (сельскохозяйственная, водохозяйственная, лесохозяйственная и т.д.), продолжительность этапа, календарный график обработки почв, внесения удобрений и семян с указанием видов и норм ухода за посевами и лесокультурами. 3.3. В рабочей документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них на основе решений, утвержденных в составе инженерного проекта, производится детальное проектирование элементов инженерных природоохранных мероприятий, позволяющее осуществить их строительство. 3.4. Проектирование автомобильных дорог и мостовых переходов с учетом природоохранных требований должно быть ориентировано на предупреждение возможных отрицательных воздействий при строительстве и функционировании автомобильной дороги, мостового перехода, других сооружений. 3.5. Проектная документация, разработанная для развития автомобильных дорог, подлежит государственной экологической экспертизе в порядке, установленном Положением о государственной экологической экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 942 и Руководством по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации (Минприроды РФ, 1993 г.). 4. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. ЗАЩИТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ 4.1. Общие положения 4.1.1. В проектной документации следует устанавливать расчетным путем распространение в стороны от дороги наиболее вредных видов загрязнений, поступающих в существенном количестве: окиси углерода, углеводородов, окислов азота, соединений свинца, пыли от загрязнения и износа покрытий, транспортного шума. На основе расчетов, приведенных с учетом фоновых уровней загрязнений данного вида, имевшихся до начала работ, следует определять уровни загрязнения на различных расстояниях от дороги, строить соответствующие графики. 4.2. Оценка уровня загрязнения почв автомобильным транспортом. Защитные мероприятия 4.2.1. При работе двигателей транспортных средств образуются "условно твердые" выбросы, состоящие из аэрозольных и пылевидных частиц. В наиболее значительном количестве образуются выбросы соединений свинца и углерода (сажи); при интенсивностях движения более 30000 - 40000 авт./сутки существенное воздействие могут оказывать выбросы кадмия и цинка. 4.2.2. Выбросы соединений свинца происходят одновременно с выбросами отработавших газов при работе двигателей внутреннего сгорания автомобилей на этилированном бензине. Соединения свинца в настоящее время употребляются в качестве антидетонирующей добавки в этилированном бензине марки А-76 в количестве 0,17 г/кг и для А-93 в количестве 0,37 г/кг. Считается, что около 20% общего количества свинца разносится с газами в виде аэрозолей, 80% выпадает в виде твердых частиц размером до 25 мк и водорастворимых соединений на поверхности прилегающих к дороге земель, накапливается в почве на глубине пахотного слоя или на глубине фильтрации воды атмосферных осадков. Опасность накопления соединений свинца в почве обусловлена высокой доступностью его растениям и переходом по звеньям пищевой цепи в животных, птиц и человека. 4.2.3. Предельно допустимая концентрация свинца в почве по общесанитарному показателю с учетом фонового загрязнения установлена 32 мг/кг. 4.2.4. Оценку загрязнения придорожных земель выбросами свинца автомобилями следует вести на основе определенного расчетным путем уровня загрязнения поверхностного слоя почвы. Уровень загрязнения свинцом поверхностного слоя почвы на различном расстоянии от края проезжей части автодороги определяется по формуле: Р п Р = ------, (4.2.1) с h х ро где: Р - уровень загрязнения поверхностного слоя почвы свинцом, мг/кг; с h - толщина почвенного слоя, метров, в котором распределяются выбросы свинца. Принимается на пахотных землях равной глубине вспашки 0,2 - 0,3 м, на остальных видах угодий (в т.ч. целине) - 0,1 м. ро - плотность почвы, кг/куб. м; Р - величина отложения свинца на поверхности земли, мг/кв. м, п определяется по формуле: Р = 0,4 х К х U х Т х Р + F, (4.2.2) п 1 v р э где: К - коэффициент, учитывающий расстояние от края проезжей части, 1 принимается по таблице 4.2.1; U - коэффициент, зависящий от силы и направления ветров, v принимается равным отношению площади розы ветров со стороны дороги, противоположной рассматриваемой зоне, к общей ее площади; Т - расчетный срок эксплуатации дороги в сутках, принимается р равным 7300 суток, что соответствует двадцатилетнему перспективному сроку; F - фоновое загрязнение поверхности земли, мг/кв. м; Р - мощность эмиссии свинца при данной среднесуточной э интенсивности движения, средней за расчетный период, в мг/м х сут.; определяется по формуле: i Р = К х К х m х К х SUM G х Р х N , мг/м х сут., (4.2.3) э п о р Т 1 i i i где: К = 0,74 - коэффициент пересчета единиц измерения; п m - коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, р принимается по графику рис. 4.2.1 (здесь и далее рисунки не приводятся) в зависимости от средней скорости транспортного потока, определяемой в соответствии с ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", Минавтодор РСФСР; К = 0,8 - коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе о выпуска отработавших газов; К = 0,8 - коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в Т виде твердых частиц в общем объеме выбросов в соответствии с п. 4.2.2; G - средний эксплуатационный расход топлива для данного типа i (марки) автомобилей, л/км; для оценочных расчетов в экономических обоснованиях развития автомобильных дорог допускается принимать по данным, приведенным в таблице 4.3.1; N - среднесуточная интенсивность движения автомобилей данного i типа (марки), средняя за срок службы дороги, авт./сут.; Р - содержание добавки свинца в топливе, применяемом в автомобиле i данного типа, г/кг (см. п. 4.2.2). Таблица 4.2.1 ЗАВИСИМОСТЬ ВЕЛИЧИНЫ К ОТ РАССТОЯНИЯ ОТ КРАЯ 1 ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ------------------------------------------------------------------ |Расстояние от края проезжей части, метров| Величина К | | | 1 | |-----------------------------------------|----------------------| |10 |0,50 | |-----------------------------------------|----------------------| |20 |0,10 | |-----------------------------------------|----------------------| |30 |0,06 | |-----------------------------------------|----------------------| |40 |0,04 | |-----------------------------------------|----------------------| |50 |0,03 | |-----------------------------------------|----------------------| |60 |0,02 | |-----------------------------------------|----------------------| |80 |0,01 | |-----------------------------------------|----------------------| |100 |0,005 | |-----------------------------------------|----------------------| |150 |0,001 | |-----------------------------------------|----------------------| |200 |0,0002 | ------------------------------------------------------------------ 4.2.5. В случаях, когда на рассматриваемой автомобильной дороге имеются участки с различными условиями движения, необходимо выделять такие участки и для каждого проводить расчет уровня загрязнения свинцом прилегающего к дороге поверхностного слоя почв (земель). Полученные расчетные значения величины загрязнения свинцом прилегающих земель и их изменение в зависимости от расстояния до края проезжей части целесообразно представлять в графической форме. 4.2.6. Полученные результаты расчета уровня загрязнения свинцом поверхностного слоя почвы на границе полосы отвода следует сопоставлять с ПДК свинца в почве по общесанитарному показателю, которая приведена в п. 4.2.3. 4.2.7. При необходимости уменьшения ширины распространения загрязнения придорожной полосы свинцом следует предусматривать защитные зеленые насаждения, экраны, защитные валы (насыпи), прокладку автомобильной дороги в выемке. Учет влияния защитных сооружений на распространение загрязнения придорожной полосы свинцом в оценках на стадии проектирования допускается производить в соответствии с п. п. 4.3.7 и 4.3.8, а также по таблице 4.3.5. 4.2.8. В районах, где применение этилированного бензина запрещено нормативными документами (г. г. Москва, Санкт-Петербург, некоторые другие города и курортные зоны) на автомобильных дорогах и мостовых переходах, на которых отсутствует транзитное движение, расчет выбросов свинца допускается не производить. 4.2.9. Ущерб от загрязнения придорожной полосы следует определять в соответствии с Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденным Минприроды России и Роскомземом РФ. 4.2.9. Пример расчета загрязнения придорожной полосы выбросами свинца приведен в Приложении 3. 4.3. Методика оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом. Защитные мероприятия 4.3.1. В состав отработавших газов двигателей автомобильного транспорта входит ряд компонентов, из которых существенный объем занимают токсичные газы: окись углерода - СО, углеводороды - С Н , n m окислы азота - NO , соединения свинца. х Оценку уровня загрязнения воздушной среды указанными отработавшими газами следует производить на основе прогнозов в соответствии с расчетами. Методика расчета основана на поэтапном определении эмиссии (выбросов) отработавших газов, концентрации загрязнения воздуха этими газами на различном удалении от дороги и затем - сравнении полученных данных с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) данных веществ в воздушной среде. 4.3.2. При расчете выбросов учитываются различные типы автотранспортных средств и конкретные дорожные условия. В качестве расчетной принимается интенсивность движения различных типов автомобилей в смешанном потоке в соответствии с Руководством по определению пропускной способности автомобильных дорог, Минавтодор, 1982 г., с учетом п. 1.5 СНиП 2.05.02-85. 4.3.3. Мощность эмиссии СО, С Н , NO в отработавших газах n m х отдельно для каждого газообразного вещества определяется по формуле: ------------------------------------------------------------------------------- | -4 i i | |q = 2,06 х 10 х m х [(SUM G х N х К ) + (SUM G х N х К )], (4.3.1) | | 1 ik ik k 1 iд iд д | ------------------------------------------------------------------------------- где: q - мощность эмиссии данного вида загрязнений от транспортного потока на конкретном участке дороги, г/м с; -4 2,06 х 10 - коэффициент перехода к принятым единицам измерения; m - коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, принимается по графику рис. 4.3.1 в зависимости от средней скорости транспортного потока, определяемой в соответствии с ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", Минавтодор РСФСР; G - средний эксплуатационный расход топлива для данного типа ik (марки) карбюраторных автомобилей, л/км; для оценочных расчетов может быть принят по средним эксплуатационным нормам с учетом условий движения, которые приведены в табл. 4.3.1; G - то же, для дизельных автомобилей, л/км; iд N - расчетная перспективная интенсивность движения каждого ik выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт./час; N - то же, для дизельных автомобилей, авт./час; iд К и К - коэффициенты, принимаемые для данного компонента к д загрязнения для карбюраторных и дизельных типов двигателей соответственно по табл. 4.3.2. Таблица 4.3.1 СРЕДНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА НА 1 КМ ПУТИ В ЛИТРАХ ------------------------------------------------------------------ | Тип автомобиля |Средний эксплуатационный| | | расход топлива, л/км | |---------------------------------------|------------------------| |Легковые автомобили |0,11 | |---------------------------------------|------------------------| |Малые грузовые автомобили карбюраторные|0,16 | |(до 5 тонн) | | |---------------------------------------|------------------------| |Грузовые автомобили карбюраторные |0,33 | |(6 тонн и более), например ЗИЛ-130 и | | |др. | | |---------------------------------------|------------------------| |Грузовые автомобили дизельные |0,34 | |---------------------------------------|------------------------| |Автобусы карбюраторные |0,37 | |---------------------------------------|------------------------| |Автобусы дизельные |0,28 | ------------------------------------------------------------------ Таблица 4.3.2 ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ К И К к д ------------------------------------------------------------------ | Вид выбросов | Тип двигателя | | |------------------------------------| | | карбюраторный | дизельный | |---------------------------|-----------------|------------------| |Окись углерода |0,6 |0,14 | |---------------------------|-----------------|------------------| |Углеводороды |0,12 |0,037 | |---------------------------|-----------------|------------------| |Окись азота |0,06 |0,015 | ------------------------------------------------------------------ 4.3.4. Мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца в виде аэрозолей определяется по формуле: -7 i q = 2,06 х 10 х К х m х К х [(SUM G х N х Р )], (4.3.2) о р г 1 ik ik ik где: q - мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца на конкретном участке дороги, г/м с; -7 2,06 х 10 - коэффициент перехода к принятым единицам измерения; m - коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, р принимается по графику рис. 4.2.1 в зависимости от средней скорости транспортного потока, определяемой в соответствии с ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", Минавтодор РСФСР; К = 0,8 - коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе о выпуска отработавших газов; К = 0,2 - коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в г виде аэрозолей в общем объеме выбросов в соответствии с п. 4.2.2; G - средний эксплуатационный расход топлива для данного типа ik (марки) карбюраторных автомобилей, л/км; для оценочных расчетов может быть принят по средним эксплуатационным нормам с учетом условий движения, которые приведены в табл. 4.3.1; N - расчетная перспективная интенсивность движения каждого ik выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт./час; P - содержание добавки свинца в топливе, применяемом в автомобиле ik данного типа, г/кг (см. п. 4.2.2). При наличии фактических данных об эмиссии токсичных составляющих отработавших газов автомобилей следует принимать непосредственно значения этих данных без пересчета по расходу топлива. 4.3.5. При расчете рассеяния выбросов от автотранспорта и определения концентрации токсичных веществ на различном удалении от дороги используется модель Гауссового распределения примесей в атмосфере на небольших высотах. Концентрация загрязнений атмосферного воздуха окисью углерода, углеводородами, окислами азота, соединениями свинца вдоль автомобильной дороги определяется по формуле: 2q С = -------------------------- + F, (4.3.3) --- \/2пи х сигма х V х sin фи где: С - концентрация данного вида загрязнения в воздухе, г/куб. м; сигма - стандартное отклонение Гауссового рассеивания в вертикальном направлении, м; принимается по таблице 4.3.3; V - скорость ветра, преобладающего в расчетный месяц летнего периода, м/с; фи - угол, составляемый направлением ветра к трассе дороги. При угле от 90 до 30 градусов скорость ветра следует умножать на синус угла, при угле менее 30 градусов - коэффициент 0,5; F - фоновая концентрация загрязнения воздуха, г/куб. м. Таблица 4.3.3 ЗНАЧЕНИЯ СТАНДАРТНОГО ГАУССОВОГО ОТКЛОНЕНИЯ ПРИ УДАЛЕНИИ ОТ КРОМКИ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ------------------------------------------------------------------ | Приходящая |Значения стандартного Гауссового отклонения сигма| | солнечная | при удалении от кромки проезжей части в метрах | | радиация |-------------------------------------------------| | | 10 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 150 | 200 | 250 | |--------------|----|----|----|-----|----|-----|-----|-----|-----| |Сильная |2 |4 |6 |8 |10 |13 |19 |24 |30 | |--------------|----|----|----|-----|----|-----|-----|-----|-----| |Слабая |1 |2 |4 |6 |8 |10 |14 |18 |22 | |----------------------------------------------------------------| | Примечание: Сильная солнечная радиация соответствует ясной| |солнечной погоде, слабая - пасмурной (в т.ч. дождливой).| |Величина должна приниматься в расчетный период наибольшей| |интенсивности движения (летний период). Уровень солнечной| |радиации принимается в зависимости от того, какая погода| |превалирует в расчетный месяц. | ------------------------------------------------------------------ 4.3.6. Результаты расчета по формуле 4.3.3 сопоставляются с предельно допустимыми концентрациями (ПДК), установленными органами Министерства здравоохранения с учетом класса опасности для токсичных составляющих отработавших газов тепловых двигателей в воздухе населенных мест; они приведены в таблице 4.3.4. Таблица 4.3.4 ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ТОКСИЧНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В ВОЗДУХЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ, МГ/КУБ. М ------------------------------------------------------------------ | Вид вещества | Класс |Среднесуточные предельно допустимые| | |опасности | концентрации, мг/куб. м | |-----------------|----------|-----------------------------------| |Окись углерода |4 |3,0 | |-----------------|----------|-----------------------------------| |Углеводороды |3 |1,5 | |-----------------|----------|-----------------------------------| |Окислы азота |2 |0,04 | |-----------------|----------|-----------------------------------| |Соединения свинца|1 |0,0003 | ------------------------------------------------------------------ 4.3.7. По полученным результатам строится график загрязнения отработавшими газами придорожной зоны. Пример графика приведен на рис. 4.3.2. 4.3.8. При необходимости уменьшения ширины распространения загрязнения следует предусматривать защитные зеленые насаждения, экраны, защитные валы, прокладку автомобильной дороги в выемке. Снижение концентрации загрязнений за защитными сооружениями в процентах к величине концентрации приведено в таблице 4.3.5. Таблица 4.3.5 СНИЖЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ И ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ------------------------------------------------------------------ | Мероприятие | Снижение | | |концентрации, %| |------------------------------------------------|---------------| |1. Один ряд деревьев с кустарником высотой до |10 | |1,5 м на полосе газона 3 - 4 м | | |------------------------------------------------|---------------| |2. Два ряда деревьев без кустарника на газоне |15 | |8 - 10 м | | |------------------------------------------------|---------------| |3. Два ряда деревьев с кустарником на газоне |30 | |10 - 12 м | | |------------------------------------------------|---------------| |4. Три ряда деревьев с двумя рядами кустарника |40 | |на полосе газона 15 - 20 м | | |------------------------------------------------|---------------| |5. Четыре ряда деревьев с кустарником высотой |50 | |1,5 м на полосе газона 25 - 30 м | | |------------------------------------------------|---------------| |6. Сплошные экраны, стены зданий высотой более |70 | |5 м от уровня проезжей части | | |------------------------------------------------|---------------| |7. Земляные насыпи, откосы при проложении дороги|50 | |в выемке при разности отметок от 2 до 3 м | | |------------------------------------------------|---------------| |То же, 3 - 5 м |60 | |------------------------------------------------|---------------| |То же, более 5 м |70 | ------------------------------------------------------------------ 4.3.9. Выбор защитных мероприятий следует осуществлять на основе технико-экономического сравнения следующих основных вариантов: - изменение параметров дороги, направленное на повышение средней скорости транспортного потока; - ограничение движения отдельных типов автомобилей полностью или в отдельные интервалы времени; - усиление контроля за движением автомобилей с неотрегулированными двигателями по участку, чувствительному к загрязнению воздушной среды, в целях минимизации токсичных выбросов; - устройство защитных сооружений. Примеры расчета загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом приведены в Приложении 4. 4.4. Методика оценки уровня воздействия поверхностного стока с автомобильных дорог на водную среду 4.4.1. Загрязнение водотоков (водоемов) поверхностными сточными водами с автомобильных дорог и мостов составляет незначительный удельный вес от загрязнения водной среды отходами промышленного и химического производств, однако этот вид воздействия в проектной документации на развитие автомобильных дорог и мостовых переходов следует оценивать в соответствии с таблицей 3.1. |