О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 28.08.02 29-08/1/39567


Страницы: 1  2  



                     О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          28 августа 2002 г.
                           N 29-08/1/39567

                                 (Д)


     Управление МНС России по г.  Москве направляет для  применения  в
практической   работе   Методические   рекомендации  по  осуществлению
налоговыми органами контроля за соблюдением порядка ведения операций с
денежной  наличностью,  получаемой с применением контрольно - кассовых
машин и бланков строгой отчетности,  при реализации товаров и оказании
услуг  населению,  разработанные  в  связи  с  введением  в действие с
01.07.2002   Кодекса   Российской   Федерации   об    административных
правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, с приложениями.
     Одновременно Управление МНС России по г.  Москве сообщает,  что в
связи  с введением в действие указанных выше Методических рекомендаций
утрачивают  силу  следующие   Методические   рекомендации   и   письма
Управления МНС России по г.  Москве, направленные ранее для применения
в практической работе:
     - Методические   рекомендации  по  осуществлению  контроля  учета
выручки, полученной с применением контрольно - кассовых машин, в целях
обеспечения  полноты исчисления и уплаты налогов юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, направленные письмом Управления МНС
России по г. Москве от 13.10.99 N 30-08/9580;
     - Методические  рекомендации  по  осуществлению  контроля   учета
выручки, полученной с применением контрольно - кассовых машин, в целях
обеспечения  полноты  исчисления  и  уплаты  налогов   индивидуальными
предпринимателями,  направленные  письмом  Управления МНС России по г.
Москве от 05.07.2000 N 30-08/1/28134;
     - письмо  Управления  МНС  России  по  г.  Москве от 01.11.2001 N
30-08/1/50440  "О  применении  положений  пункта  9  Указа  Президента
Российской  Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных
мер по своевременному и полному  внесению  в  бюджет  налогов  и  иных
обязательных платежей".

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
                                                         Л.Я. Сосихина


                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                           Заместитель
                                               руководителя Управления
                                     Министерства Российской Федерации
                                      по налогам и сборам по г. Москве
                                             советник налоговой службы
                                                  Российской Федерации
                                                         Л.Я. Сосихина
                                                  28 августа 2002 года

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
            ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КОНТРОЛЯ
          ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНОЙ
          НАЛИЧНОСТЬЮ, ПОЛУЧАЕМОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО -
             КАССОВЫХ МАШИН И БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ,
          ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И ОКАЗАНИИ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

                          1. Общие положения

     1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны  в  связи  с
введением  в  действие  с  01.07.2002  Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее -  КоАП
РФ).
     1.2. В основу Методических рекомендаций  положены  действующие  с
учетом  изменений и дополнений правовые и нормативные акты (приложение
N 1).
     1.3. Цели разработки рекомендаций:
     - повышение   эффективности   контроля   налоговых   органов   за
соблюдением   порядка   ведения   операций   с  денежной  наличностью,
получаемой с применением контрольно - кассовых машин (далее -  ККМ)  и
бланков  строгой  отчетности  (далее  -  БСО) при реализации товаров и
услуг населению;
     - выработка    единых    подходов   к   осуществлению   контроля,
предупреждению,  выявлению и пресечению нарушений  законодательства  в
части соблюдения порядка ведения операций с денежной наличностью;
     - согласование     норм     ответственности     (финансовой     и
административной),   предусмотренных   пунктом   9   Указа  Президента
Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении  комплексных
мер  по  своевременному  и  полному  внесению  в бюджет налогов и иных
обязательных платежей" (далее -  Указ  N  1006),  и  административной,
предусмотренной  статьей  15.1  КоАП  РФ,  и  выработка единообразия в
вопросах их применения.
     1.4. В  соответствии  со статьей 1 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1
"О применении контрольно - кассовых машин при  осуществлении  денежных
расчетов  с  населением"  (далее  -  Закон  N  5215-1)  проверками  за
соблюдением правил эксплуатации ККМ и полнотой учета выручки  денежных
средств  на  предприятиях,  получаемой  с  применением ККМ или БСО при
реализации товаров  и  услуг  населению,  могут  быть  охвачены  любые
предприятия,  организации,  учреждения,  их филиалы, киоски, палатки и
другие  обособленные   подразделения,   а   также   физические   лица,
осуществляющие   предпринимательскую   деятельность   без  образования
юридического лица,  осуществляющие продажу товаров или оказание  услуг
населению  (далее  -  предприятия),  в  том числе перешедшие на уплату
единого налога на вмененный доход или применяющие  упрощенную  систему
налогообложения, учета и отчетности.
     1.5. В соответствии со статьей 6 Закона N 5215-1 налоговые органы
обязаны  регистрировать  и снимать с регистрации ККМ,  используемые на
предприятиях, осуществлять контроль за полнотой учета выручки денежных
средств  на  предприятиях  и  за соблюдением правил использования ККМ,
налагать штрафы на предприятия,  а также на физических лиц, виновных в
нарушении  Закона  N  5215-1  и  Положения  по применению контрольно -
кассовых машин при осуществлении  денежных  расчетов  с  населением  и
перечня  отдельных  категорий предприятий (в том числе физических лиц,
осуществляющих  предпринимательскую   деятельность   без   образования
юридического  лица,  в  случае осуществления ими торговых операций или
оказания услуг) организаций и учреждений,  которые  в  силу  специфики
своей    деятельности    либо   особенностей   местонахождения   могут
осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно -
кассовых   машин,   утвержденного   постановлением   Совета  Министров
Правительства  Российской  Федерации  от  30.07.93  N  745  (далее   -
Положение по применению ККМ N 745).
     1.6. При  проверке  предприятий,   которые   могут   осуществлять
денежные  расчеты  с  населением  без применения ККМ,  т.е.  с выдачей
квитанций,  путевок,  билетов,  талонов,  знаков почтовой  оплаты  или
других  приравненных  к  чекам документов строгой отчетности,  следует
проверить  правомерность  применения  данным  предприятием  документов
строгой отчетности.
     1.7. В целях повышения эффективности  проверок  работа  налоговых
органов   по  обеспечению  контроля  за  соблюдением  порядка  ведения
операций с денежной наличностью,  получаемой с применением ККМ или БСО
при  реализации  товаров  и  оказании  услуг  населению,  должна  быть
организована на  постоянной  (плановой)  основе  во  взаимодействии  с
органами налоговой полиции и внутренних дел,  другими государственными
контролирующими органами, органами местного самоуправления.
     Методика организации  планирования  проведения  проверок и отбора
предприятий для проверки приведена в приложении N 2.
     1.8. Права    и   обязанности   должностных   лиц,   кассиров   -
операционистов и  других  материально  ответственных  лиц  предприятий
торговли  и  обслуживания  населения  в части осуществления расчетов с
населением с обязательным применением  ККМ  и  оформления  выручки  от
реализации  товаров  (работ,  услуг)  изложены  в разделах IV,  V и VI
Типовых  правил  эксплуатации  контрольно   -   кассовых   машин   при
осуществлении  денежных  расчетов с населением,  утвержденных Минфином
России 30.08.93 N 104 (далее - Типовые правила эксплуатации ККМ N 104)
во  исполнение  постановления  Правительства  Российской  Федерации от
30.07.93 N 745.
     1.9. Статьей  15.1 КоАП РФ установлено,  что совершение нарушений
порядка работы с  денежной  наличностью  и  порядка  ведения  кассовых
операций влечет наложение административных штрафов.
     При этом административное наказание налагается как на должностное
лицо  (в  размере  от  40  до  50 МРОТ),  так и на юридическое лицо (в
размере от  400  до  500  МРОТ),  допустившее  нарушения,  так  как  в
соответствии   с   пунктом   3   статьи   2.1   КоАП   РФ   назначение
административного  наказания  юридическому  лицу  не  освобождает   от
административной  ответственности  за  данное  правонарушение виновное
физическое лицо,  равно  как  и  привлечение  к  административной  или
уголовной   ответственности   физического   лица   не  освобождает  от
административной ответственности за данное правонарушение  юридическое
лицо.

     Примечание. Наложение административных штрафов за правонарушения,
ответственность за совершение которых до 01.07.2002 была предусмотрена
пунктом  9  Указа N 1006,  необходимо осуществлять с учетом требований
статьи 1.7 КоАП РФ.

     Кроме того,  следует  иметь  в  виду,  что  указанные   нарушения
относятся к правонарушениям в области финансов.
     Следовательно, административное  наказание  с   соответствии   со
статьей 4.5 КоАП РФ может быть наложено не позднее двух месяцев со дня
совершения  правонарушения,  а  при  длящемся  правонарушении  -  двух
месяцев со дня его обнаружения.
     Также следует иметь в виду,  что в соответствии со  статьей  31.9
КоАП  РФ  постановление  о  назначении  административного наказания не
подлежит исполнению,  если  это  постановление  не  было  приведено  в
исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

           2. Осуществление контроля за соблюдением порядка
               ведения операций с денежной наличностью

     В соответствии с пунктом 9 Порядка применения положений  Указа  N
1006  (ред.  25.07.2000),  утвержденного Госналогслужбой РФ 13.08.94 N
ВГ-4-13/94н,  Минфином РФ 13.08.94 N 104,  ЦБ РФ 16.08.94 N 104  (ред.
17.03.98)  и  зарегистрированного  Минюстом РФ 08.09.94 N 682 (далее -
Порядок N 104),  работа  с  денежной  наличностью  и  порядок  ведения
кассовых  операций  организуются  в  соответствии  с  Порядком ведения
кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета
директоров Банка России от 22.09.93 N 40.
     При несоблюдении условий работы с денежной наличностью,  а  также
несоблюдении  порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации
предприятиями,  учреждениями,  организациями  и  физическими   лицами,
осуществляющими   предпринимательскую   деятельность  без  образования
юридического лица, применяются меры административной ответственности.
     При осуществлении   контроля   за   соблюдением  порядка  ведения
операций с денежной наличностью,  учитывая расхождения в формулировках
нормативных актов,  в соответствии с которыми осуществляется указанный
контроль,  необходимо  сначала  определить,  что   является   объектом
контроля и на кого он возложен.
     Из пунктов 9.2, 9.3 и 9.4 Порядка N 104 следует:
     Контроль за   соблюдением   организациями  порядка  осуществления
расчетов  наличными  денежными  средствами  с  другими  предприятиями,
учреждениями  и  организациями  сверх  установленных предельных сумм и
действующего порядка хранения  свободных  денежных  средств,  а  также
накопления   в  кассах  наличных  денег  сверх  установленных  лимитов
возложен на банки.
     На налоговые органы возложено:
     - рассмотрение  дел   об   административных   правонарушениях   и
наложении  штрафов,  предусмотренных  пунктом 9 Указа N 1006 и статьей
15.1 КоАП РФ,  по сведениям,  предоставляемым коммерческими банками  и
другими  органами,  осуществляющими проверки условий работы с денежной
наличностью;
     - взыскание   штрафов   в   порядке,  установленном  налоговым  и
административным законодательством Российской Федерации;
     - обязанность  при  установлении в ходе проведения документальных
проверок  информировать  банки,  осуществляющие  расчетно  -  кассовое
обслуживание данных предприятий, или соответствующие финансовые органы
о фактах нарушений условий работы с денежной наличностью.
     В соответствии  со  статьей  6  Закона  N 5215-1 налоговые органы
обязаны осуществлять  контроль  за  полнотой  учета  выручки  денежных
средств  на  предприятиях  и за соблюдением правил использования ККМ и
налагать  штрафы  на  нарушителей  Закона  N  5215-1  и  Положения  по
применению ККМ N 745.
     В соответствии с пунктом 12 Положения по  применению  ККМ  N  745
оформление  кассовых  операций  осуществляется в соответствии Порядком
ведения кассовых операций N 40.
     Таким образом,   на   налоговые   органы   возлагается   проверка
правильности оформления кассовых  операций  и  полноты  учета  выручки
денежных средств на предприятиях.
     Кроме того,  необходимо учитывать,  что Советом директоров  Банка
России  19.12.97  N  47  утверждено  Положение  о правилах организации
наличного денежного обращения на территории  Российской  Федерации  от
05.01.98  N  14-П  (ред.  от  22.01.99)  (далее  - Положение N 14-П) и
приложения к нему,  в соответствии с  которыми  кредитные  организации
осуществляют возложенный на них контроль.
     Из пункта 1 приложения 7 к Положению  N  14-П  следует,  что  при
проверке   полноты   учета   выручки   наличных  денежных  средств  на
предприятиях кредитными организациями осуществляется  контроль  только
за  полнотой  и  своевременностью  оприходования  денежной наличности,
полученной в учреждении банка.
     Полнота оприходования    (неполного    оприходования)   в   кассу
предприятия  наличных  денежных  средств,  полученных   в   результате
финансово - хозяйственной деятельности, ими не контролируется.
     Осуществление такого контроля возложено на налоговые органы.
     С учетом   изложенного   при  осуществлении  контроля  налоговыми
органами  за  соблюдением  порядка   ведения   операций   с   денежной
наличностью,   а  именно  проверки  правильности  оформления  кассовых
операций и полноты учета выручки  денежных  средств  на  предприятиях,
рекомендуется  принять  в  качестве  определения  и использовать его в
дальнейшем   при   документальном   оформлении   проверок    следующее
определение:   "Предметом   проверки  является  полнота  оприходования
(неполного  оприходования)  в  кассу  предприятия  наличных   денежных
средств, полученных с применением ККМ (БСО)".

             3. Порядок осуществления налоговыми органами
          обязанностей, возложенных на них пунктом 9 Порядка
                  применения положений Указа N 1006

     3.1. В  связи  с  возложенной  на  налоговые  органы обязанностью
информировать соответствующие банки о фактах нарушений условий  работы
с   денежной   наличностью,   выразившихся  в  осуществлении  расчетов
наличными  денежными  средствами   с   другими   организациями   сверх
установленных   размеров,   несоблюдении  порядка  хранения  свободных
денежных средств,  накоплении в кассе наличных денежных средств  сверх
установленных лимитов,  при установлении их в ходе проведения проверок
налоговым органам следует руководствоваться определениями и  порядком,
установленными  Положением  N  14-П и Указанием ЦБ РФ "Об установлении
предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации
между юридическими лицами по одной сделке" от 14.11.2001 N 1050-У.
     При этом следует иметь в виду следующее.
     Пункт 9 Указа N 1006 и статья 15.1 КоАП РФ не распространяются на
юридические лица,  получающие платеж  (письмо  ЦБ  РФ  от  24.11.94  N
14-4/308).  Меры  административной  ответственности  за  осуществление
расчетов  наличными  деньгами  сверх  установленных  предельных   сумм
применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему
платеж в адрес другого юридического лица.
     В соответствии   с  пунктом  3  статьи  23  Гражданского  кодекса
Российской Федерации  к  предпринимательской  деятельности  гражданина
применяются  правила  Кодекса,  регулирующие деятельность коммерческих
организаций,  если иное не вытекает из закона,  иных правовых актов  и
существа правоотношений.
     Данное разъяснение по порядку применения Указа N 1006  (пункт  9,
абзацы  1  и  2)  в  отношении  предпринимателей,  осуществляющих свою
деятельность без образования  юридического  лица,  дано  в  пункте  19
письма ЦБ РФ от 16.03.95 N 14-4/95 (ред. 28.01.97).
     3.2. При  установлении  налоговыми  органами   фактов   нарушений
условий  работы  с  денежной  наличностью  ими составляется справка об
установленных нарушениях и направляется  в  банк  или  соответствующий
финансовый орган. Форма справки произвольная.
     3.3. При получении  из  банка  справки  по  результатам  проверки
(форма   N   0408026)   налоговые   органы   рассматривают   дела   об
административных правонарушениях и наложении штрафов на виновных лиц в
соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ.
     В соответствии   со   статьей   28.2   КоАП   РФ   о   совершении
административного  правонарушения должностным лицом налогового органа,
обнаружившим   эти   правонарушения,    составляются    протокол    об
административном  правонарушении  на  должностное  лицо  и протокол об
административном  правонарушении  на  юридическое  лицо,   допустившие
правонарушения.    При   этом   в   протоколах   об   административном
правонарушении  перечисляются  прилагаемые  документы,  подтверждающие
установленные правонарушения, в том числе справка из банка, объяснения
должностных   лиц   проверяемого   предприятия   или   индивидуального
предпринимателя и т.д.
     В данном  случае  требуется  дополнительное  выяснение  данных  о
физическом  лице или сведений о юридическом лице,  в отношении которых
возбуждается  дело  об  административном  правонарушении.   При   этом
физическое и (или) юридическое лицо, в отношении которого возбуждается
дело об административном  правонарушении,  должно  быть  уведомлено  о
времени    и   месте   составления   протокола   об   административном
правонарушении.
     В связи  с  этим  протокол  об  административном правонарушении в
соответствии с пунктом 2 статьи 28.5 КоАП РФ  составляется  в  течение
двух  суток  с момента выявления административного правонарушения,  то
есть с момента получения сведений из банка.
     В соответствии  с  пунктом 1 статьи 29.6 дело об административном
правонарушении  рассматривается  в  пятнадцатидневный  срок   со   дня
получения     руководителем    налогового    органа    протокола    об
административном правонарушении и сведений из банка.
     В соответствии  с  пунктом  2 статьи 29.7 и пунктом 1 статьи 29.9
КоАП  РФ  по  результатам  рассмотрения   дела   об   административном
правонарушении,  проводящегося  в  присутствии  физического лица,  или
законного представителя физического лица,  или законного представителя
юридического  лица,  в  отношении которых ведется производство дела об
административных правонарушениях,  а также  иных  лиц,  участвующих  в
рассмотрении   дела,   руководителем  налогового  органа  должно  быть
вынесено постановление о назначении административного наказания.
     Кроме того,  следует  помнить,  что на налоговые органы возложена
обязанность по взысканию штрафов в порядке,  установленном налоговым и
административным законодательством Российской Федерации.

        4. Порядок организации проверок полноты оприходования
        (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных
        денежных средств, полученных с применением ККМ (БСО),
          подготовка к проведению проверок и документальное
                   оформление результатов проверок

     4.1. Выбрав предприятие для проверки, должностные лица налогового
органа,  ответственные за  ее  проведение,  непосредственно  перед  ее
началом  должны  тщательно  изучить и проанализировать всю имеющуюся в
налоговом органе информацию о налогоплательщике, в том числе: сведения
о  регистрации  (перерегистрации)  в  МРП  и о постановке на налоговый
учет;    Ф.И.О.    ответственных    должностных    лиц     организации
(индивидуального  предпринимателя);  юридический  и фактический адреса
офиса организации и  ее  торговых  точек;  наличие  филиалов  и  (или)
подразделений;  информацию о проводившихся ранее,  до начала настоящей
проверки,    проверок;    юридическое     и     бухгалтерское     дела
налогоплательщика;   имеющуюся   внешнюю   информацию;   информацию  о
количестве зарегистрированных в налоговом органе и эксплуатируемых ККМ
и др.
     Пример: Допустим, для проверки выбрано ООО "Ромашка" (ИНН).
     Дата регистрации в МРП - 01.10.99.
     Дата постановки на учет в налоговом органе - 15.10.99.
     ООО "Ромашка" имеет две торговые точки: магазин и кафе.
     На момент  проведения  проверки  организация  эксплуатирует  пять
зарегистрированных в налоговом органе ККМ:  N 3,  4, 5, 6 и 7, из них:
одна ККМ - N 3 установлена в кафе и четыре ККМ N 4,  5,  6  и  7  -  в
магазине.
     4.2. Перед выходом на проверку необходимо определиться с целью  и
задачей предстоящей проверки.
     Согласно определению (раздел 2 настоящих рекомендаций)  предметом
проверки  является  полнота  оприходования (неполного оприходования) в
кассу предприятия наличных денежных средств,  полученных с применением
ККМ (БСО). А цели и условия осуществления проверок могут быть разными.
Это связано как с видом осуществляемой проверки, так с выбором объекта
проверки и с выбором проверяемого периода.
     4.2.1. Условно проверки можно разделить на:
     - плановые   -   проводятся   в   соответствии   с   утвержденным
руководителем (его заместителем) налогового органа планом  -  графиком
проведения проверок;
     - тематические - проводятся по какому-либо заданию или в связи  с
имеющейся внешней информацией;
     - оперативные - проводятся внезапно, по одному или нескольким ККМ
за короткий период времени;
     - проверки, проводящиеся при снятии с регистрации ККМ.
     4.2.2. В  качестве  объекта  проверки  может  быть выбран предмет
проверки  как  в  целом  по  организации,  так   и   по   определенной
(определенным) ККМ или по одной из нескольких торговых точек,  пунктов
оказания услуг (нескольким торговым точкам,  пунктам  оказания  услуг)
проверяемой организации (индивидуального предпринимателя).
     Пример: Допустим,  проверяется полнота  оприходования  (неполного
оприходования)  в  кассу  предприятия  ООО "Ромашка" наличных денежных
средств, полученных с применением ККМ (БСО):
     - в целом по предприятию;
     - в целом по кафе, принадлежащему ООО "Ромашка";
     - по  ККМ  N  1,  расположенной  в  магазине,  принадлежащем  ООО
"Ромашка";
     - в целом по магазину, принадлежащему ООО "Ромашка" и т.д.
     4.2.3. Проверяемым периодом может быть любой  отрезок  времени  -
смена,  день,  несколько дней,  месяц,  квартал,  полугодие, 9 месяцев
года,  год,  два,  но  не  более  трех  календарных  лет  деятельности
налогоплательщика,  непосредственно  предшествовавших  году проведения
проверок,  за исключением случаев,  когда такая проверка проводится  в
связи с реорганизацией или ликвидацией организации.
     Период проверки - смена  или  день  используются  при  проведении
оперативных  проверок.  Результаты таких проверок практически не могут
быть  использованы  впоследствии  при  проведении  выездной  налоговой
проверки  или  они  должны накапливаться до охвата проверками периода,
совпадающего с налоговым.
     В связи   с   этим,   в  частности,  при  проведении  плановых  и
тематических проверок рекомендуется  выбирать  период,  совпадающий  с
налоговым периодом или включающий в себя налоговый период, например, с
01.01.2001 по 10.07.2002,  или  с  01.04.2002  по  30.06.2002,  или  с
01.01.2002  по  31.03.2002 и т.д.  Полученные в ходе проведения данной
проверки результаты могут и должны быть  использованы  при  проведении
выездной  проверки,  и  по  ним  должны  быть начислены суммы налогов,
исчисляемые от выручки.
     4.2.4. Информация  о  количестве  зарегистрированных  в налоговом
органе и эксплуатируемых в выбранном проверяемом периоде ККМ  является
одним из важнейших факторов, влияющих на выбор объекта, цели и условия
осуществления проверок,  а также на полученный в  ходе  их  проведения
результат.
     Для правильного  определения  объекта  проверки  и   проверяемого
периода  необходимо  до  начала  проверки  изучить  и проанализировать
информацию  о  количестве  зарегистрированных  в  налоговом  органе  и
эксплуатируемых ККМ в выбираемом для проверки периоде.
     Пример: На момент проведения проверки ООО "Ромашка" эксплуатирует
пять зарегистрированных в налоговом органе ККМ:  N 3,  4, 5, 6 и 7, из
них:
     - ККМ N 1, 2, 3, 4, 5 были зарегистрированы 01.01.2000;
     - 01.04.2001 снято с регистрации 2 ККМ - N 1 и 2;
     - 01.07.2001 зарегистрировано еще 2 ККМ - N 6 и 7.
     Чтобы правильно определиться в цели,  объекте и периоде  проверки
необходимо произвести разбивку по периодам эксплуатации ККМ.
     В результате разбивки получилось следующее:
     - в период с 01.01.2000 по 01.04.2001 организация эксплуатировала
пять ККМ,  из них:  одна ККМ - N 3 установлена в кафе и четыре ККМ - N
1, 2, 4 и 5 - в магазине;
     - в период с 01.04.2001 по 01.07.2001 организация эксплуатировала
три ККМ, из них: одна ККМ - N 3 установлена в кафе и две ККМ - N 4 и 5
- в магазине;
     - в   период   с   01.07.2001   по  момент  проверки  организация
эксплуатировала 5 ККМ,  из них:  одна ККМ - N 3 установлена в  кафе  и
четыре ККМ - N 4, 5, 6 и 7 - в магазине.
     4.3. Перед  выходом  на  проверку  проверяющие  уточняют   пароль
(пароли)  налогового инспектора - пароль (пароли) доступа к фискальной
памяти.  Проверяется также наличие информации,  полученной  налоговыми
органами   до  начала  настоящей  проверки,  например,  при  снятии  с
регистрации ККМ (фискальные отчеты ККМ и акты, составляемые при снятии
с регистрации ККМ, акты по форме N КМ-9 и т.д.).
     4.4. Проверки полноты оприходования (неполного  оприходования)  в
кассу предприятия наличных денежных средств,  полученных с применением
ККМ (БСО), производятся на основании поручения на проверку (приложение
N  3),  выданного  в  единственном  экземпляре,  и зарегистрированного
налоговым органом,  и подписанного его руководителем или  заместителем
руководителя.
     При этом  в  поручении,  помимо  указания  занимаемой  должности,
классного  чина  и  Ф.И.О.  должностных  лиц  налогового  органа,  как
правило,  не менее двух человек, которым поручено проведение проверки,
должны быть указаны как объект проверки, так и проверяемый период.
     Исключением из этого правила являются  случаи,  когда  проводится
оперативная  проверка  наличных денежных средств в денежном ящике ККМ,
результаты которой оформляются актом по форме N  КМ-9,  или  проверка,
проводящаяся при снятии с регистрации ККМ.
     Пример: Допустим,  поручением N 1 от 01.07.2002 должностным лицам
налогового  органа Иванову А.А.  и Петрову П.П.  поручается проведение
проверки  полноты  оприходования  (неполного  оприходования)  в  кассу
предприятия  ООО  "Ромашка"  наличных  денежных средств,  полученных с
применением ККМ:
     1) в целом по предприятию за период:  с 01.01.2000 по 01.07.2001,
или за период с 01.01.2000 по 01.04.2001,  или за период с  01.04.2001
по 01.07.2001, или за период с 01.07.2001 по 01.07.2002 и т.д.;
     2) в целом по кафе,  принадлежащему ООО "Ромашка",  за  любой  из
указанных в первом варианте периодов;
     3) по ККМ  N  1,  расположенной  в  магазине,  принадлежащем  ООО
"Ромашка",  за  любой  из указанных в первом варианте периодов,  но не
позже 01.04.2001;
     4) в целом по магазину, принадлежащему 000 "Ромашка", за любой из
указанных в первом варианте периодов;
     5) в целом по предприятию за период - неделя или месяц и т.д.
     При этом в поручении должно быть написано:
     - в   1)   и   5)   вариантах  -  "...провести  проверку  полноты
оприходования  (неполного  оприходования)  в  кассу  предприятия   ООО
"Ромашка"  наличных денежных средств,  полученных с применением ККМ за
период...";
     - в   2)   и   4)   вариантах  -  "...провести  проверку  полноты
оприходования  (неполного  оприходования)  в  кассу  предприятия   ООО
"Ромашка"  наличных  денежных  средств,  полученных с применением ККМ,
расположенных в  кафе  (магазине),  принадлежащем  ООО  "Ромашка",  за
период...";
     - в 3) варианте -  "...провести  проверку  полноты  оприходования
(неполного  оприходования)  в кассу предприятия ООО "Ромашка" наличных
денежных средств,  полученных с применением ККМ N 1,  расположенной  в
магазине, принадлежащем ООО "Ромашка", за период...".
     Следует иметь в виду,  что по окончании  проверки  ее  результаты
могут  быть  использованы  в  полном  объеме  при  проведении выездной
проверки только по проверке,  проведенной на основании  1-го  варианта
поручения. Результаты остальных проверок нельзя будет использовать при
проведении выездной проверки,  пока не будет проведена  проверка  всех
торговых точек и всех ККМ.
     4.5. В  случае  когда  в  ходе  проведения   проверки   возникает
необходимость  проверки  объекта  и  (или)  проверяемого  периода,  не
включенного в  поручение  на  проведение  проверки,  то  руководителем
(заместителем  руководителя) налогового органа подписывается поручение
о назначении новой проверки указанного объекта  и  (или)  проверяемого
периода.
     4.6. В случае если в период с  момента  подписания  руководителем
(заместителем  руководителя)  налогового органа поручения о проведении
проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства,  вызывающие
необходимость   расширения  (изменения)  состава  проверяющей  группы,
руководителем   (заместителем   руководителя)    налогового    органа,
проводящего   проверку,   может   быть   принято  решение  о  внесении
соответствующих  дополнений  (изменений)  в  поручение  о   проведении
проверки.
     4.7. Непосредственно после прибытия  на  предприятие  проверяющие
обязаны    предъявить   руководителю   проверяемой   организации   или
индивидуальному предпринимателю (их законному представителю) служебное
удостоверение,    а    также   поручение   руководителя   (заместителя
руководителя) налогового органа на проведение проверки.
     Факт предъявления  поручения удостоверяется подписью руководителя
организации или индивидуального предпринимателя (их представителя)  на
экземпляре  поручения  после  слов "С поручением о проведении проверки
ознакомлен" с указанием соответствующей даты.
     В случае  отказа  руководителя  организации  или  индивидуального
предпринимателя (их законного представителя) от подписи на  экземпляре
поручения  на проведение проверки должностным лицом налогового органа,
проводящим проверку, в конце указанного документа производится запись:
     "Поручение предъявлено   ________________________________________
                          (Ф.И.О. руководителя организации (Ф.И.О.
______________________________________________________________________
    индивидуального предпринимателя) или Ф.И.О. их законного
______________________________________________________________________
представителя, дата предъявления поручения на проведение проверки)
___________________ от подписи, удостоверяющей предъявление настоящего
   (Ф.И.О.)
поручения отказался",
заверенная подписью указанного должностного лица.
     Исключением из  этого  правила являются случаи,  когда проводится
проверка, проводящаяся при снятии с регистрации ККМ.
     4.8. Началу  проведения проверки полноты оприходования (неполного
оприходования)  в  кассу  предприятия   наличных   денежных   средств,
полученных  с  применением  ККМ (БСО),  всегда,  за исключением случая
проведения оперативной проверки,  должно предшествовать  собеседование
проверяющих с индивидуальным предпринимателем,  руководителем, главным
бухгалтером и (или) иными должностными лицами проверяемой организации,
ответственными за порядок ведения кассовых операций.  Целью проведения
указанного  собеседования  является  получение  общей  информации   об
осуществлении   им   финансово   -  хозяйственной  деятельности,  вида
выполняемых услуг,  о принятом порядке ведения бухгалтерского учета, в
частности,   кассовой   книги,  а  также  решение  отдельных  вопросов
организации  проверки  (предоставление   проверяемым   помещения   для
проведения   проверки,   проверяемых   ККМ,   необходимых  документов,
определения режима работы и т.д.).
     4.9. Период  проведения проверки действующим законодательством не
оговорен.  Вместе с тем он  должен  быть  оптимальным  для  проведения
качественной  проверки  и  достаточным  для  получения  от предприятия
(индивидуального   предпринимателя)   документов,   необходимых    для
проведения  проверки,  документального оформления установленных в ходе
проведения проверки нарушений,  то есть  написания  акта  проверки,  и
подготовки    (ксерокопирование,    заверение   печатью   и   подписью
налогоплательщика)   материалов   проверки,   подтверждающих    факты,
изложенные в акте.
     4.10. Для осуществления  контроля  за  соблюдением  предприятиями
(индивидуальными предпринимателями) порядка учета поступающей выручки,
полученной предприятиями с применением ККМ, полноты ее оприходования в
кассу предприятия налоговые органы используют данные фискальной памяти
ККМ,  а также следующие документы:  паспорт ККМ установленной формы, в
который  заносятся  сведения  о  вводе  машины  в  эксплуатацию  и  ее
ремонтах;  журнал (журналы) кассира - операциониста;  кассовую  книгу;
приходные  кассовые  ордера  на  приход  денежной  наличности  в кассу
предприятия (с приложениями - Z-отчетами); контрольные ленты ККМ; акты
(форма  N  КМ-3)  о  возврате  денежных сумм покупателям (клиентам) по
неиспользованным кассовым чекам.
     Иногда в  ходе  проведения  проверки  требуются и иные документы,
необходимые для принятия правильного решения по фактам,  установленным
проверкой. Например, ремонтные акты ККМ, расходные кассовые документы,
приказы по предприятию и т.д.
     В соответствии  с  действующим  законодательством  у должностного
лица налогового органа,  проводящего  проверку  полноты  оприходования
(неполного   оприходования)  в  кассу  предприятия  наличных  денежных
средств,  полученных  с  применением  ККМ  (БСО),  отсутствует   право
истребования   у   налогоплательщика   документов,   необходимых   для
проведения   проверки,   и   применения   к   налогоплательщику,    не
представившему  необходимые  для  проведения  проверки документы,  мер
ответственности.
     Вместе с  тем  в  соответствии  со  статьей  6  Закона  N  5215-1
налоговые органы обязаны:  осуществлять контроль за соблюдением правил
использования  ККМ,  за  полнотой  учета  выручки  денежных средств на
предприятиях;  проверять  документы,  связанные  с  применением   ККМ,
получать  необходимые  объяснения,  справки  и  сведения  по вопросам,
возникающим при проверках.
     Учитывая вышеизложенное,  рекомендуется  заранее  подготовить два
экземпляра требования о предоставлении документов (приложение N  4)  с
тем,  чтобы  при  выходе  на  проверку  одновременно  с  предъявлением
руководителю    проверяемого    предприятия    или     индивидуальному
предпринимателю  (их  законному представителю) поручения на проведение
проверки для ознакомления вручать  ему  второй  экземпляр  требования.
Факт   получения   требования   удостоверяется  подписью  руководителя
организации  или   индивидуального   предпринимателя   (их   законного
представителя)   на   втором   экземпляре   требования   с   указанием
соответствующей даты.
     Как правило,    при   получении   требования   о   предоставлении
документов,  необходимых для проведения проверки,  налогоплательщик их
предоставляет.
     4.11. Результаты  проверки   полноты   оприходования   (неполного
оприходования)   в   кассу   предприятия  наличных  денежных  средств,
полученных с применением  ККМ  (БСО),  всегда  должны  быть  оформлены
документально.  Закон  N  5215-1  не содержит специальных требований к
форме  и  порядку  составления  документа,   фиксирующего   совершение
правонарушения.  Следовательно,  таким документом может являться любой
документ,  в котором зафиксированы факты нарушения требований  Закона,
например, акт проверки.
     В связи  с  этим  результаты   проверки   полноты   оприходования
(неполного   оприходования)  в  кассу  предприятия  наличных  денежных
средств,  полученных с применением ККМ (БСО),  рекомендуется оформлять
следующими документами:
     - оперативной проверки - актом по форме N КМ-9;
     - плановой и тематической проверок - актом по форме,  указанной в
приложении N 5;
     - проверки, проводящейся при снятии с регистрации ККМ, - актом по
форме, указанной в приложении N 6.
     При этом   указанные   документы   составляются   независимо   от
полученных результатов, с нарушениями или без нарушений.
     Формы акта (приложения N 5 и 6) рекомендованы для документального
оформления  результатов  проверки  и  не  являются  обязательными   по
формату.  Главное,  чтобы  они  содержали  все  необходимые сведения и
доказательства.
     Особенно важно  подробное изложение в акте проверки установленных
в ходе проведения проверки нарушений Порядка ведения кассовых операций
в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка
России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых  операций  N
40), и Типовых правил эксплуатации ККМ N 104, приведших (не приведших)
к неоприходованию в кассу предприятия наличных денежных средств.
     Во избежание  написания  в  акте  проверки неправильного вывода о
результатах  ее  проведения,   например,   такого,   как   "отсутствие
нарушений",  при  наличии нарушений,  не приведших к неоприходованию в
кассу предприятия  наличных  денежных  средств,  следует  описать  все
допущенные  предприятием нарушения порядка ведения кассовых операций и
типовых правил эксплуатации ККМ и сделать  вывод  о  том,  что  данные
нарушения привели или не привели к неоприходованию в кассу предприятия
наличных денежных средств.
     Акт по  форме  N  КМ-9  составляется в трех экземплярах,  и после
подписания  его  обеими  сторонами  один  экземпляр  акта  остается  в
контролирующей    организации,   второй   передается   в   бухгалтерию
проверяемой   организации,   третий   остается   у    материально    -
ответственного  лица,  принявшего  денежные  средства на ответственное
хранение.
     Акты по формам, приведенным в приложениях N 5 и 6, составляются в
двух экземплярах,  и после подписания обоих экземпляров участвовавшими
в  проверке  должностными  лицами  налогового  органа  и руководителем
предприятия  или   индивидуальным   предпринимателем   (их   законными
представителями)    один   экземпляр   акта   вручается   руководителю
предприятия   или   индивидуальному   предпринимателю   (их   законным
представителям).
     В случае  отказа  руководителя  организации  или  индивидуального
предпринимателя  (их законного представителя) подписывать акт проверки
должностным лицом налогового  органа,  проводящим  проверку,  в  конце
указанного акта производится запись:
   "_____________________ от подписи отказался",
           (Ф.И.О.)
заверенная подписью указанного должностного лица.
     Факт получения    акта   удостоверяется   подписью   руководителя
организации  или   индивидуального   предпринимателя   (их   законного
представителя)  на  первом  экземпляре акта после слов "Экземпляр акта
проверки получил" с указанием соответствующей даты.
     В том случае,  когда проверяемое предприятие состоит на налоговом
учете в  ином  налоговом  органе,  чем  налоговый  орган,  проводивший
проверку,  акт  проверки  направляется  в  налоговый  орган  по  месту
налогового учета проверяемого предприятия.
     4.12. Производство   по  нарушениям,  предусмотренным  Законом  N
5215-1 и статьей 15.1 КоАП РФ,  должно осуществляться в соответствии с
КоАП   РФ.  В  зависимости  от  результатов  проверки  возбуждается  в
соответствии с подпунктом 1 пункта  1  статьи  28.1  КоАП  РФ  или  не
возбуждается  в  соответствии  с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ дело об
административном правонарушении.
     То есть,  если  в  ходе  проведения  проверки  установлены  факты
нарушения порядка работы с  денежной  наличностью  и  порядка  ведения
кассовых  операций,  не  приведшие  в  целом  за  проверяемый период к
неоприходованию  в  кассу  предприятия  наличных   денежных   средств,
полученных  с  применением ККМ (БСО),  или если установлено отсутствие
нарушений порядка работы с  денежной  наличностью  и  порядка  ведения
кассовых  операций,  то  проверка  считается  законченной.  Результаты
проверки отражены в акте проверки.  Оснований для возбуждения дела  об
административной ответственности не имеется.
     Если в  ходе  проведения  проверки  установлены  факты  нарушения
порядка  работы  с  денежной  наличностью  и  порядка ведения кассовых
операций,  приведшие к неоприходованию в  кассу  предприятия  наличных
денежных   средств,   полученных   с   применением  ККМ  (БСО),  то  в
соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ  о  совершении  административного
правонарушения  должностным лицом налогового органа,  обнаружившим эти
правонарушения,    составляются    протокол    об     административном
правонарушении  на  должностное  лицо  и  протокол об административном
правонарушении на юридическое лицо, допустившие правонарушения.
     При этом   в   протоколах   об  административных  правонарушениях
перечисляются  прилагаемые  документы,  подтверждающие   установленные
правонарушения,  в том числе акт проверки, приложения к акту проверки,
таблицы,   ведомости,   объяснения   должностных   лиц    проверяемого
предприятия или индивидуального предпринимателя и т.д.
     Следует иметь в виду,  что  дата  регистрации  акта  в  налоговом
органе, дата вручения его руководителю предприятия или индивидуальному
предпринимателю  (их  законным  представителям)  и  дата   составления
протокола  и вручения его руководителю предприятия или индивидуальному
предпринимателю (их законным представителям) должна быть одной  и  той
же и соответствовать дате окончания проверки.
     4.13. В  соответствии  с  пунктом   1   статьи   29.6   дело   об
административном  правонарушении  рассматривается  в пятнадцатидневный
срок со дня получения руководителем  налогового  органа  протокола  об
административном правонарушении и других материалов дела.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 29.7 и пунктом  1  статьи  29.9
КоАП   РФ   по   результатам  рассмотрения  дела  об  административном
правонарушении,  проводящегося в  присутствии  физического  лица,  или
законного представителя физического лица,  или законного представителя
юридического лица,  в отношении которых ведется производство  дело  об
административных  правонарушениях,  а  также  иных лиц,  участвующих в
рассмотрении  дела,  руководителем  налогового  органа   должно   быть
вынесено постановление о назначении административного наказания.

       5. Проведение проверки полноты оприходования (неполного
         оприходования) в кассу предприятия наличных денежных
             средств, полученных с применением ККМ (БСО)

     5.1. Общий порядок проведения проверок.
     5.1.1. В целях упорядочения  приема  и  учета  наличных  денежных
средств,  полученных от населения в качестве платы за товары и услуги,
обеспечения полного и своевременного сбора  налоговых  платежей  и  их
поступления  в  бюджеты всех уровней,  а также обеспечения защиты прав
потребителей Президентом Российской Федерации  16.02.93  был  подписан
Указ  N  224  "Об  обязательном применении контрольно - кассовых машин
предприятиями,  учреждениями и организациями всех  форм  собственности
при  осуществлении расчетов с населением" (в ред.  Указа Президента РФ
от 25.07.2000 N 1358) (далее - Указ N 224).
     В соответствии  с  пунктом  4  данного  Указа на налоговые органы
возложен контроль за полнотой  учета  наличных  денежных  средств  при
осуществлении  расчетов  через ККМ в местах продажи товаров и оказания
услуг,  а в соответствии со статьей 6  Закона  N  5215-1  они  обязаны
осуществлять  контроль  за  соблюдением  правил использования ККМ,  за
полнотой учета выручки денежных средств  на  предприятиях  и  налагать
штрафы  на  нарушителей  Закона N 5215-1 и Положения по применению ККМ
при осуществлении денежных расчетов с населением.
     Во исполнение  пункта  3  Указа  N  224  и  Закона N 5215-1 Совет
Министров -  Правительство  Российской  Федерации  30.07.93  утвердили
Положение по применению ККМ N 745.
     Пунктом 12 Положения по применению ККМ N  745  и  подпунктом  9.1
пункта  9 "Работа с денежной наличностью" Порядка применения положений
Указа N  1006  (ред.  25.07.2000),  утвержденного  Госналогслужбой  РФ
13.08.94 N ВГ-4-13/94н,  Минфином РФ 13.08.94 N 104,  ЦБ РФ 16.08.94 N
104 (ред.  17.03.98) и зарегистрированного Минюстом РФ 08.09.94 N 682,
определено,   что   оформление   кассовых  операций  осуществляется  в
соответствии с Порядком ведения кассовых операций N 40.
     Во исполнение  пункта  13  Положения  по применению ККМ N 745 и в
соответствии с  Законом  N  5215-1  Минфином  РФ  30.08.93  утверждены
Типовые правила эксплуатации ККМ N 104.
     Из положений перечисленных  выше  правовых  и  нормативных  актов
следует,  что  на  налоговые  органы возлагается проверка правильности
оформления кассовых операций и полноты учета выручки денежных  средств
на  предприятиях,  а  также  соблюдения  ими правил эксплуатации ККМ в
соответствии с Порядком ведения кассовых  операций  N  40  и  Типовыми
правилами эксплуатации ККМ N 104.
     При несоблюдении условий работы с денежной наличностью,  а  также
несоблюдении  порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации
предприятиями,  учреждениями,  организациями  и  физическими   лицами,
осуществляющими   предпринимательскую   деятельность  без  образования
юридического лица,  применяются  меры  финансовой  и  административной
ответственности,    предусмотренные    пунктом   9   Указа   N   1006.
Следовательно,  проверке подлежит само  соблюдение  условий  работы  с
денежной наличностью и сам порядок ведения кассовых операций.
     Из статьи 15.1 КоАП  РФ  также  следует,  что  проверке  подлежат
именно  порядок  работы  с  денежной  наличностью  и  порядок  ведения
кассовых операций,  а не  нарушения,  установленные  в  результате  их
несоблюдения.
     Из вышесказанного следует,  что предметом контроля,  возложенного
на налоговые органы в соответствии с Законом N 5215-1, являются:
     1. Соблюдение правил эксплуатации ККМ.
     2. Соблюдение  порядка  работы  с  денежной наличностью и порядка
ведения кассовых операций.
     3. Полнота   учета   выручки   наличных   денежных   средств   на
предприятиях или полнота  оприходования  (неполного  оприходования)  в
кассу   предприятия  наличных  денежных  средств  как  частный  случай
соблюдения (несоблюдения) условий  работы  с  денежной  наличностью  и
порядка ведения кассовых операций.
     Порядок осуществления данного контроля определен пунктами 13, 14,
15  и  16  Методических  рекомендаций  по  использованию  данных учета
выручки,  полученных с применением контрольно -  кассовых  машин,  при
осуществлении  контроля  за  полнотой  и  своевременностью поступления
выручки в  банки,  уплаты  налогов  и  других  поступлений  в  бюджеты
Российской   Федерации  (далее  -  Методические  рекомендации  N  51),
разработанных во исполнение  постановления  Верховного  Совета  РФ  от
18.06.93  N  5216-1  "О порядке введения в действие Закона N 5215-1" и
утвержденных  ЦБ  РФ  от  18.08.93  N  51  и  Госналогслужбой   РФ   N
ВЗ-6-13/272.
     А правила применения ККМ при осуществлении  денежных  расчетов  с
покупателями   и   порядок  учета  поступающей  выручки,  определенные
пунктами с  1  по  11  Методических  рекомендаций  N  51,  нашли  свое
отражение в Типовых правилах эксплуатации ККМ N 104.
     Таким образом,  при проведении проверок  за  соблюдением  порядка
ведения операций с денежной наличностью, получаемой с применением ККМ,
необходимо учитывать требования Порядка ведения кассовых операций N 40
и Типовых правил эксплуатации ККМ N 104.
     Проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в  кассу
предприятия  наличных денежных средств,  полученных с применением ККМ,
согласно Методическим рекомендациям N 51 производится путем  сравнения
суммы  выручки  по  данным,  отраженным  в  фискальном  отчете,  суммы
выручки,  определенной по показаниям секционных счетчиков  (регистров)
ККМ   на  начало  и  конец  дня  и  отраженной  в  журнале  кассира  -
операциониста,  и данных кассовой книги о фактической сумме выручки по
предприятию.   В   случае   установления   расхождений,  полученных  в
результате  сравнения  указанных  сумм  выручки,  выясняются  причины,
вызвавшие  расхождения,  и  делаются  выводы о полноте оприходования в
кассу предприятия наличных денежных средств. При этом сверка данных по
суммам выручки производится в целом за проверяемый период, в том числе
по каждому дню проверяемого периода или по дням совершения операций  в
проверяемом периоде.
     Таким образом,  для  вывода  о  полноте  учета  выручки  денежных
средств   на   предприятиях   (в   том   числе   физическими   лицами,
осуществляющими  предпринимательскую  деятельность   без   образования
юридического лица) важно установить,  какие данные о фактической сумме
выручки отражены в кассовой книге.
     Каждое предприятие,  в  том  числе  предприятия  и индивидуальные
предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета
и  отчетности и (или) перешедшие на уплату единого налога на вмененный
доход, в соответствии с пунктом 23 Порядка ведения кассовых операций N
40  для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу и
вести кассовую книгу по установленной форме.
     Для обобщения  информации о наличии и движении денежных средств в
кассах организации служит счет бухгалтерского учета 50 "Касса".
     В кассовой   книге   по   дебету   счета  50  "Касса"  отражается
поступление денежных средств,  в том числе  полученных  с  применением
ККМ, и денежных документов в кассу организации.
     Не следует забывать  и  о  документальном  подтверждении  фактов,
изложенных  в  акте,  то  есть  получить объяснения от должностных лиц
проверяемого предприятия  (индивидуального  предпринимателя),  сделать
ксерокопии документов, заверить их подписями ответственных должностных
лиц и печатью проверяемого предприятия.
     5.1.2. Налоговые   органы   осуществляют   контроль  за  полнотой
оприходования (неполного оприходования) в кассу  предприятия  наличных
денежных средств, полученных с применением ККМ (БСО), путем проведения
всех видов проверок,  описанных в пункте 4.2.1 настоящих  Методических
рекомендаций.
     Проверки полноты оприходования (неполного оприходования) в  кассу
предприятия  наличных  денежных средств,  полученных с применением ККМ
(БСО),  проводят одновременно с проверкой выполнения Закона N  5215-1,
оформляемой  в  соответствии  с  приказом  Управления МНС России по г.
Москве от 22.08.2001 N 106  "Об  организации  работы  по  контролю  за
применением контрольно - кассовых машин на территории г. Москвы".
     Объект проверки и проверяемый  период  определяются  руководством
налогового органа.
     При этом оперативные (внезапные) проверки могут  проводиться  как
на своих,  состоящих на учете в налоговом органе, проводящем проверку,
предприятиях,   так   и   на   предприятиях,   зарегистрированных   по
юридическому  адресу  в  других территориальных налоговых органах,  но
осуществляющих  торговую  деятельность  или  оказывающих   услуги   на
территории  проверяющего  налогового  органа.  Тематические и плановые
проверки проводятся на предприятиях,  состоящих на учете  в  налоговом
органе,  проводящем проверку, независимо от того, на территории какого
налогового   органа   данные   предприятия    осуществляют    торговую
деятельность или оказывают услуги.
     5.1.3. Проверки полноты оприходования (неполного оприходования) в
кассу предприятия наличных денежных средств,  полученных с применением
ККМ (БСО),  производятся  налоговыми  органами  по  итогам  работы  за
проверяемый   период   путем  сопоставления  выручки  согласно  данным
фискальной памяти используемых предприятием ККМ с записями  в  журнале
кассира - операциониста и данными кассовой книги.
     Перечень необходимых для проверки документов приведен  в  разделе
4.10  настоящих  Методических  рекомендаций.  Документы  для  проверки
должны быть переданы организацией по описи или по акту передачи.
     В случае  непредставления  каких-либо  затребованных  документов,
необходимых для проведения проверки,  например, контрольных лент, всех
или  за  какую-то  часть проверяемого периода,  или журнала (журналов)
кассира  -  операциониста  и  т.д.,  проверяющим   должностным   лицам
необходимо   получить   письменное   объяснение   от  должностных  лиц
проверяемого предприятия (индивидуального предпринимателя)  о  причине
их непредставления и отразить данный факт в акте проверки.
     При предоставлении актов (форма N КМ-3) в  акте  проверки  должно
быть  указано,  сколько  и  по  каким ККМ предоставлено актов (форма N
КМ-3).  Можно сослаться на приложение к акту проверки,  где они  будут
указаны.
     Снятие данных фискальной  памяти  ККМ  производится  сотрудниками
налогового органа,  обладающими паролем доступа к фискальной памяти. В
случае необходимости снятие фискального отчета (далее - ФО) ККМ  может
производиться  с  участием  представителя ЦТО.  Снятие показаний с ККМ
осуществляется в зависимости от целей и задач проверки.
     При проведении  всех видов проверок,  за исключением оперативной,
снимается полный отчет фискальной памяти за проверяемый период.
     Кроме того,  рекомендуется  снимать  ФО  не только за проверяемый
период, так как он может быть малым и (или) не совпадающим с налоговым
периодом,  но и за весь период осуществления финансово - хозяйственной
деятельности предприятия или с момента проведения предыдущей проверки.
При  этом  следует  помнить,  что  он  не  должен  превышать трех лет,
непосредственно предшествующих году проведения проверки.
     Перед снятием  ФО,  сменных  отчетов  ("X"  или  "Z"  отчетов)  с
проверяемых ККМ необходимо сверить  заводские  номера  этих  машин,  а
также  их  регистрационные  номера и ИНН налогоплательщика с карточкой
регистрации ККМ.
     При снятии  ФО  с нескольких ККМ составляется сводная ведомость и
прилагается  к  акту  проверки.  Показатели   фискальной   памяти   по
проверяемому периоду документируются, заверяются подписью проверяющего
и служат в дальнейшем исходным документом для сопоставления с  данными
журнала кассира - операциониста (форма N КМ-4) или журнала регистрации
показаний суммирующих денежных и контрольных  счетчиков  контрольно  -
кассовых машин, работающих без кассира - операциониста (форма N КМ-5),
и кассовой книгой.
     5.1.4. В  случае  несоответствия  данных  выручки  по  ФО  данным
журнала кассира - операциониста и кассовой книги  необходимо  выяснить
причину  расхождений  и  определить  характер  допущенного  нарушения:
ошибка  подсчета  в  документе,  неполное  оприходование  выручки  или
осуществление  расчетов  с  населением без применения ККМ (если данные
выручки по кассовой книге превышают данные выручки ФО).
     5.2. Оперативная проверка.
     При проведении   оперативной   проверки   полноты   оприходования
(неполного   оприходования)  в  кассу  предприятия  наличных  денежных
средств,  полученных с применением ККМ,  налоговые органы сопоставляют
размер  выручки  за  рабочий  день  (смену),  полученный путем ревизии
наличных денежных средств,  находящихся в денежном ящике ККМ, и данных
сменных  отчетов  ("X"  и  "Z"  отчетов)  ККМ,  а также данных журнала
кассира - операциониста.
     Для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия
денежных  средств,  находящихся  в  денежном  ящике  ККМ   предприятия
(индивидуального предпринимателя), применяется акт о проверке наличных
денежных средств кассы (форма  N  КМ-9),  утвержденный  постановлением
Госкомстата от 25.12.98 N 132.
     Перед подсчетом  наличных  денежных  средств   необходимо   взять
расписку  у проверяемого об отсутствии в кассе его личных денег и иных
неоприходованных денежных средствах,  о представлении  всех  квитанций
приходных кассовых ордеров о сданной выручке и внести эти данные в акт
(форма N КМ-9) за подписью кассира.
     При наличии  излишков или недостатков денежных средств в денежном
ящике ККМ проверяющим должностным лицам необходимо взять объяснения по
данному факту у представителей объекта проверки.
     Сумма излишков сотрудником налогового органа не пробивается через
ККМ, а передается на ответственное хранение должностному лицу субъекта
предпринимательской   деятельности,   о   чем   делается   отметка   и
производится соответствующая запись в акте (форма N КМ-9).
     Акт (форма N КМ-9) составляется в трех экземплярах.
     По результатам   проверки   администрация  предприятия  в  случае
недостачи денежных средств  должна  принять  меры  к  взысканию  ее  с
виновных лиц в установленном порядке,  а при наличии излишков денежных
средств  -  оприходовать  их  по  учету  с  отнесением  на  результаты
хозяйственной деятельности.
     При выявлении у проверяемого объекта  нарушения  учета  наличного
денежного  оборота руководителем (заместителем руководителя) инспекции
принимается решение о проведении плановой  или  тематической  проверки
полноты  оприходования  (неполного оприходования) в кассу проверяемого
предприятия  (индивидуального   предпринимателя)   наличных   денежных
средств,  полученных  с  применением ККМ,  и подписывается поручение о
назначении указанной проверки.
     В дальнейшем  при  проведении  плановой или тематической проверки
полноты оприходования (неполного оприходования)  в  кассу  предприятия
наличных  денежных  средств,  полученных  с  применением  ККМ в данном
предприятии,  налоговые органы  обязаны  проверить  факт  отражения  в
журнале  кассира  - операциониста и в кассовой книге выявленных в ходе
проведения оперативной проверки и отраженных в  акте  (форма  N  КМ-9)
излишков денежных средств.
     В зависимости от факта оприходования  (неоприходования)  в  кассу
предприятия   выявленных   ранее  излишков  к  нему  применяются  меры
административной ответственности.
     5.3. Плановая и тематическая проверки.
     5.3.1. При проведении плановых и  тематических  проверок  полноты
оприходования  (неполного  оприходования) в кассу предприятий наличных
денежных средств,  полученных  с  применением  ККМ  (БСО),  необходимо
соблюдать  требования  и  рекомендации  по их проведению,  указанные в
разделе 4 и 5.1 настоящих рекомендаций.
     Объект проверки  предприятий  (индивидуальных предпринимателей) и
проверяемый период определяются руководством налогового органа  (пункт
4.2 настоящих рекомендаций).
     В ходе  проведения  проверок  необходимо   проверить   соблюдение
предприятиями  требований  статей  1,  2  и 3 Порядка ведения кассовых
операций N 40 и требований пунктов 2.1,  3.1, 3.4, 3.8, 4.2, 4.3, 4.7,
6.1, 6.2 и 6.3. Типовых правил эксплуатации ККМ N 104.
     5.3.2. В акте проверки следует указать все  выявленные  нарушения
Порядка  ведения  кассовых операций N 40 и Типовых правил эксплуатации
ККМ N 104, как приведшие к неоприходованию (неполному оприходованию) в
кассу предприятия денежных средств, так и не приведшие к нему, а также
приведшие к оприходованию в кассу предприятия сумм денежных средств  в
большем   размере,   чем   получено  при  расчетах  с  покупателями  с
применением ККМ (далее - переоприходование).
     К нарушениям  порядка  ведения кассовых операций и типовых правил
эксплуатации машин, не приведшим к неоприходованию денежной наличности
в кассу предприятия, могут быть отнесены, например, такие как:
     - ведение журнала кассира - операциониста с  нарушением  порядка,
описанного  в Типовых правилах эксплуатации ККМ N 104,  - пропуски или
отсутствие записей в журнале кассира - операциониста;
     - отсутствие   записей   в  журнале  кассира  -  операциониста  о
произведенных возвратах;
     - отсутствие   в   журнале   кассира  -  операциониста  показаний
суммирующих счетчиков;
     - отражение  в  журнале  кассира - операциониста одних сумм,  а в
кассовой книге - других, но соответствующих данным фискального отчета;
     - непредставление  журналов  кассира - операциониста потому,  что
они не велись,  и (или) Z-отчетов,  контрольных лент ККМ в связи с  их
уничтожением  в  результате  нарушения  требования п.  11 Положения по
применению ККМ N 745 (в ред.  от 07.08.98 N  904),  в  соответствии  с
которым  контрольные  ленты,  ККО  и другие документы,  подтверждающие
проведение  денежных  расчетов  с  покупателями  (клиентами),   должны
храниться  в  течение  сроков,  установленных  для  первичных  учетных
документов, но не менее 5 лет;
     - отражение  в  кассовой  книге  выручки за день,  поступившей от
нескольких  торговых  точек,  одной  записью,   подтвержденной   одним
приходно - кассовым ордером;
     - оформление актов (форма N КМ-3) о возврате денежных  средств  с
нарушением   установленного   порядка,  например,  акт  на  одну  ККМ,
прилагаемый чек на другую,  при  этом  имеется  контрольная  лента  на
вторую ККМ, где отражен прилагаемый чек, и т.д.
     Проверки полноты оприходования (неполного оприходования) в  кассу
предприятия  наличных  денежных средств,  полученных с применением ККМ
(БСО),  производятся  налоговыми  органами   по   итогам   работы   за
проверяемый   период   путем  сопоставления  выручки  согласно  данным
фискальной памяти каждой из используемых предприятием ККМ с записями в
журнале  кассира  -  операциониста  по  каждой  ККМ и данными кассовой
книги.
     В случае несоответствия данных выручки ФО данным кассовой книги и
выяснения причин имеющихся расхождений проверяющий определяет характер

Страницы: 1  2