Страницы: 1 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ, ЗАТРАТ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ И УТРАТЫ ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ МЕТОДИКА МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 15 декабря 2000 г. (Д) УТВЕРЖДЕНО Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2000 года ПРЕДИСЛОВИЕ Стремительное развитие автомобильного рынка в России, насыщение его автомобилями иностранного производства приводит к резкому увеличению количества сделок с автомототранспортными средствами (АМТС). Одновременно растет интенсивность дорожного движения и, как следствие, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП). При совершении сделок с автотранспортом и при определении ущерба вследствие ДТП владельцы АМТС обращаются к экспертам в области товароведения автомобильного транспорта. При возникновении имущественных споров и при расследовании правонарушений, связанных с эксплуатацией автомобильного транспорта, к экспертам обращаются суды, прокуратура, органы дознания ГИБДД, следственные органы. Оценивать автомобили экспертам приходится при их таможенном оформлении, при оформлении наследства у нотариуса и в других случаях. Тем не менее автотовароведческая экспертиза в России сегодня не имеет четкой правовой и единой методической базы. На протяжении последнего десятилетия экспертные учреждения всех регионов и всех форм собственности (государственные учреждения судебной экспертизы, коммерческие организации автооценки) испытывают острую нехватку основополагающего методического документа общефедерального масштаба. Существуют разрозненные отечественные и зарубежные методики автотовароведческих исследований, издававшиеся в 80-е - 90-е годы, но они не согласованы между собой, содержат значительные пробелы и неточности, умозрительно решают многие вопросы, не проводят строгих различий между автооценкой и экспертизой, цели которых различны. Многие из них устарели и не отвечают требованиям рынка. Методическое руководство "Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомотранспортных средств" может служить основой для исправления создавшегося положения. Оно подготовлено большим авторским коллективом, включающим ведущих специалистов Российского федерального и Северо-Западного регионального центров судебной экспертизы Министерства юстиции России. Настоящее руководство - результат научных исследований, проведенных обоими центрами в 1998 - 2000 гг. Авторы опирались на обобщение 20-летней экспертной практики судебно-экспертных учреждений России и зарубежных стран. В нем особо учтены современные тенденции развития российского рынка АМТС, его региональные особенности, деятельность негосударственных учреждений автооценки. Рекомендации, данные экспертам, основываются также и на анализе современного состояния следственной практики, на положительном опыте судебного рассмотрения заключений экспертов в области автооценки как доказательств при разрешении имущественных споров. В разработке и совершенствовании методического руководства принимали участие специалисты центров и лабораторий судебной экспертизы не только Северо-Западного, но и других федеральных округов России: Челябинской ЛСЭ, Омской ЛСЭ, Саратовской ЛСЭ, Краснодарской ЛСЭ, Нижегородской ЦЛСЭ, Средне-Волжской ЦЛСЭ, Южного регионального ЦСЭ, Башкирской ЛСЭ, Брянской ЛСЭ, Воронежской ЦЛСЭ, Калининградской ЛСЭ, Калужской ЛСЭ, Пермской ЛСЭ, Ставропольской ЛСЭ, Тульской ЛСЭ, Ярославской ЛСЭ. Выход данной работы в свет был бы вряд ли возможен без поддержки руководства федерального Министерства юстиции: заместителя Министра юстиции РФ Государственного советника юстиции 2 класса Ю.И. Калинина, курирующего учреждения судебной экспертизы, и начальника отдела экспертных учреждений Государственного советника юстиции 3 класса Министерства юстиции РФ Т.П. Москвиной. Приносим свою искреннюю признательность всем, кто способствовал изданию руководства, за их вклад в эту непростую работу. Авторы 1. ВВЕДЕНИЕ Настоящее Методическое руководство по определению стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств (далее - Руководство) устанавливает методику проведения автотовароведческих экспертиз в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ. Руководство может быть использовано другими экспертными организациями и частными экспертами при проведении автотовароведческих исследований. Руководство содержит методические указания, разработанные на основе действующего законодательства РФ, практики проведения автотовароведческих экспертиз в системе СЭУ МЮ РФ, а также на основе судебной практики использования заключений экспертов СЭУ МЮ РФ. Руководство содержит: методику определения цены автомототранспортного средства (далее - АМТС) с учетом его технического состояния, эксплуатационного износа, морального старения, комплектности, оснащенности дополнительным оборудованием, наличия дефектов эксплуатации и аварийных повреждений; методику определения затрат на восстановление АМТС; методику определения утраты товарной стоимости АМТС; рекомендации по исследованию регионального рынка автоуслуг и использованию результатов такого исследования. 1.1. ОБЪЕКТЫ, ПРЕДМЕТ АВТОТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. КОМПЕТЕНЦИЯ ЭКСПЕРТА-АВТОТОВАРОВЕДА 1.1.1. Объектами автотовароведческой экспертизы являются: АМТС в целом как сложное изделие; агрегаты, узлы и детали АМТС; информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса и торговли; документы, представленные для проведения исследования. 1.1.2. Предметом автотовароведческой экспертизы являются: марка, модель, тип (назначение) АМТС и оборудования; дата выпуска АМТС и оборудования; пробег (наработка) и общее техническое состояние АМТС и оборудования; комплектность АМТС и оборудования; принадлежность узлов, агрегатов, деталей АМТС (если для этого не требуется проведения экспертизы другого рода или вида); повреждения, дефекты, неисправности АМТС и оборудования. 1.1.3. В компетенцию эксперта-автотовароведа входит: идентификация АМТС и оборудования, если для этого не требуется проведения экспертизы другого рода или вида; проверка соответствия типа, марки, модели, даты выпуска, технических характеристик АМТС и оборудования данным, указанным в техническом паспорте или другой сопровождающей документации, если для такой проверки не требуется проведения экспертизы другого рода или вида; проверка данных о техническом состоянии и наличии повреждений АМТС, если для такой проверки не требуется проведения экспертизы другого рода или вида; определение характера повреждений АМТС и способов их устранения; определение стоимости восстановительных работ; определение цены запасных частей; определение цены АМТС; определение размера утраты товарной стоимости; оценка качества изготовления и ремонта АМТС; проверка соответствия расчета затрат на восстановление АМТС действующим нормативным документам. 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕРТА-АВТОТОВАРОВЕДА 2.1. ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕРТА-АВТОТОВАРОВЕДА 2.1.1. Иметь высшее или среднее специальное образование (в этом случае стаж работы по профилю - станция техобслуживания, автопредприятие - должен быть не менее 2 лет). 2.1.2. Знать устройство АМТС и технологию их ремонта, в том числе восстановительного. 2.1.3. Знать ГК РФ, ГПК РСФСР, УК РФ, УПК РСФСР, КОАП РФ, ФЗ "Об оценочной деятельности", ФЗ "О защите прав потребителей" и другие нормативные акты. 2.1.4. Уметь работать со справочной и методической литературой, быть постоянно в курсе системы ценообразования на автомобили, запчасти, материалы, складывающейся в его регионе. 2.1.5. Знать методику расчетов стоимости АМТС на момент предъявления, а также стоимости восстановительного ремонта на момент предъявления, а также стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля и расчетов по утрате товарной стоимости автомобиля в результате аварийных повреждений и ремонтных воздействий. 2.1.6. Совершенствовать свои профессиональные знания путем повышения квалификации, учебы, участия в семинарах и т.д. 2.1.7. Знать правила техники безопасности при работе в условиях гаражей, автосервисов, на территориях автостоянок. 2.2. ПРАВА ЭКСПЕРТА-АВТОТОВАРОВЕДА 2.2.1. Знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы. 2.2.2. При необходимости затребовать нотариально заверенный перевод содержания документов на АМТС иностранного производства (например, на нерастаможенный автомобиль). 2.2.3. Принимать самостоятельное решение об экономической целесообразности восстановления АМТС. 2.2.4. В случае неудовлетворения ходатайства эксперта судом, следствием в установленные сроки (в течение одного месяца) в соответствии со ст. 76 ГПК РСФСР оформить "Сообщение о невозможности дать заключение". 2.2.5. Обращаться в научные, торговые и другие организации для получения дополнительной информации, необходимой для проведения экспертизы. 2.2.6. Лицензирование оценочной деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также аттестация экспертов осуществляются в соответствии с требованиями действующего законодательства. Права и обязанности оценщика согласно ФЗ РФ N 135 от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" приведены в Приложении 9. 3. ТЕРМИНОЛОГИЯ 3.1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ ------------------------------------------------------------------------------ | Агрегат | Сборочная единица, обладающая полной | | | взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно | | | от других составных частей изделия или изделия в | | | целом и способностью выполнять определенную | | | функцию в изделии или самостоятельно | |------------------------|---------------------------------------------------| | Демонтаж | Снятие изделия или его составной части с места | | | установки на АМТС | |------------------------|---------------------------------------------------| | Деталь | Изделие, изготовленное из однородного по | | | наименованию и марке материала без применения | | | сборочных операций | |------------------------|---------------------------------------------------| | Дефект (см. также | Каждое несоответствие продукции требованиям | | существенный | нормативно-технической документации | | дефект) | | |------------------------|---------------------------------------------------| | Диагностика | Процесс определения и оценки технического | | | состояния объекта исследования без его разборки, | | | по совокупности обнаруженных диагностических | | | параметров (симптомов) | |------------------------|---------------------------------------------------| | Диагностика общая | Диагностирование систем АМТС (агрегата) по | | | параметрам, характеризующим их общее техническое | | | состояние без выявления конкретной неисправности | | | (работоспособные или неработоспособные) | |------------------------|---------------------------------------------------| | Исправное состояние | Состояние объекта, при котором он соответствует | | | всем требованиям, установленным | | | нормативно-технической документацией | |------------------------|---------------------------------------------------| | Монтаж | Установка изделия или его составных частей на | | | предусмотренное для них место на АМТС | |------------------------|---------------------------------------------------| | Неисправное | Состояние объекта, при котором он не | | состояние | соответствует хотя бы одному из требований, | | (неисправность) | установленных нормативно-технической | | | документацией | |------------------------|---------------------------------------------------| | Неработоспособное | Состояние объекта, при котором значение хотя бы | | состояние | одного заданного параметра, характеризующего | | (неработоспособность) | способность выполнять заданные функции, не | | | соответствует установленным нормативнотехнической | | | документацией | |------------------------|---------------------------------------------------| | Повреждение | Нарушение исправности физического объекта | | | вследствие влияния на него внешних воздействий, | | | превышающих уровни, установленные в | | | нормативно-технической документации | |------------------------|---------------------------------------------------| | Проверка | Исследование элемента АМТС после частичной или | | | полной разборки АМТС (агрегата) с контролем | | | рабочих параметров (характеристик) | |------------------------|---------------------------------------------------| | Регулировка | Процесс (операция) изменения связей в системе в | | | целях достижения определенных параметров | | | функционирования системы | |------------------------|---------------------------------------------------| | Работоспособное | Состояние объекта, при котором он способен | | состояние | выполнять заданные функции, сохраняя значения | | (работоспособность) | основных выходных параметров в пределах, | | | установленных нормативно-технической | | | документацией | |------------------------|---------------------------------------------------| | Разборка | Разделение изделия на детали и (или) сборочные | | | единицы | |------------------------|---------------------------------------------------| | Скрытый дефект | Дефект, который не может быть выявлен при осмотре | | | транспортного средства, для выявления которого | | | необходима дополнительная проверка детали, узла | | | или агрегата | |------------------------|---------------------------------------------------| | Сопряжение | Относительное положение составных частей изделия | | | при сборке, характеризуемое соприкосновением их | | | поверхностей и (или) зазором между ними, | | | заданными в конструкторской документации | |------------------------|---------------------------------------------------| | Узел | Сборочная единица, которую можно собрать отдельно | | | от других составных частей изделия или от изделия | | | в целом и которая может выполнять определенные | | | функции в изделиях одного назначения только | | | совместно с другими составными частями | ------------------------------------------------------------------------------ 3.2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ -------------------------------------------------------------------------- | Ущерб | Согласно ст. 15, ч. 2 ГК РФ под реальным ущербом | | | "понимаются расходы, которые лицо, чье право | | | нарушено, произвело или должно будет произвести | | | для восстановления нарушенного права, утрата или | | | повреждение его имущества". | | | В настоящем Руководстве под ущербом понимается | | | компенсация за полученные повреждения, которая | | | может быть определена как | | | затраты, необходимые для восстановления свойств | | | АМТС, которые оно имело на момент повреждения, | | | утрата товарной стоимости (при этом затраты на | | | транспортировку, хранение АМТС, упущенная выгода | | | в результате простоя АМТС и т.п. экспертом - | | | автотовароведом не оцениваются), | | | или | | | сумма, эквивалентная доаварийной стоимости АМТС | | | за вычетом стоимости его остатков, пригодных для | | | использования (реализации) либо без вычета | | | стоимости остатков, если их невозможно оценить, | | | если затраты с учетом эксплуатационного износа, | | | необходимые для восстановления доаварийных | | | свойств АМТС, превышают доаварийную стоимость самого | | | АМТС | -------------------------------------------------------------------------- 3.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И АВТОТОВАРОВЕДЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ ------------------------------------------------------------------------- | Аналог | Ближайшее по конструкции, техническим | | | характеристикам и потребительским свойствам АМТС | |-------------------|---------------------------------------------------| | Восстановительный | Комплекс работ, которые необходимо выполнить | | ремонт | для восстановления технических характеристик | | | и потребительских свойств, которые АМТС | | | имело непосредственно до повреждения. | | | В общем случае восстановительный ремонт | | | подразумевает выполнение работ: | | | демонтаж, монтаж, проверка деталей, | | | регулировка агрегатов и узлов; | | | замена несъемных деталей, ремонт агрегатов, | | | узлов и деталей; | | | окраска деталей | |-------------------|---------------------------------------------------| | Ремонтные | Основные и вспомогательные материалы, | | материалы | используемые при ремонте | |-------------------|---------------------------------------------------| | Вспомогательный | Материал, масса которого не входит в массу | | материал | основного изделия (бумага наждачная, | | | растворитель, смывка и т.д.) | |-------------------|---------------------------------------------------| | Основной материал | Материал, масса которого входит в массу | | | основного изделия (краска, антикоррозионное, | | | противошумное покрытие и т.д.) | |-------------------|---------------------------------------------------| | Дата выпуска АМТС | Дата завершения производства АМТС заводом - | | | изготовителем (дата завершения всех | | | технологических и административных процессов, | | | связанных с производством единицы продукции | | | "АМТС"). Дату выпуска следует отличать от | | | модельного года | |-------------------|---------------------------------------------------| | Дата начала | Дата, с которой разрешена эксплуатация АМТС | | эксплуатации | (АМТС получает допуск к эксплуатации, | | | например: дата выдачи технического паспорта, | | | паспорта транспортного средства или другого | | | регистрационного документа) | |-------------------|---------------------------------------------------| | Дополнительное | Оборудование, которое может быть установлено | | оборудование | заводом-изготовителем на всех АМТС данной | | | серии по индивидуальному заказу, а также | | | оборудование, установленное на АМТС в | | | процессе его эксплуатации помимо серийного | | | оборудования | |-------------------|---------------------------------------------------| | Идентификационный | Уникальный 17-значный номер, присваиваемый | | номер (VIN) | АМТС заводом-изготовителем | | | (см. Приложение 8) | |-------------------|---------------------------------------------------| | Идентификация АМТС| Комплексное исследование, включающее в себя: | | | 1) исследование маркировочных обозначений на | | | агрегатах АМТС в целях расшифровки | | | информации об АМТС; | | | 2) установление соответствия маркировочных | | | обозначений на АМТС записям в сопровождающей | | | документации и свойствам АМТС | |-------------------|---------------------------------------------------| | Идентификация | Последовательность исследования, состоящая | | установленного на | из этапов: | | АМТС оборудования | 1) определение перечня оборудования, | | | установленного на АМТС по функциональному | | | признаку; | | | 2) определение модели и изготовителя | | | оборудования | |-------------------|---------------------------------------------------| | Качество | Соответствие (несоответствие) технических | | выполненного | характеристик, внешнего вида и интерьера | | ремонта | АМТС требованиям нормативной документации | |-------------------|---------------------------------------------------| | Конъюнктура рынка | Уровень спроса и предложения на аналогичные | | | оцениваемому АМТС объекты | |-------------------|---------------------------------------------------| | Модельный год | Условный год выпуска АМТС, указываемый (в | | | большинстве случаев) в VIN. Как правило, VIN | | | содержит информацию не о фактической дате | | | выпуска, а о так называемом модельном годе. | | | Модельный год в автомобилестроении не | | | соввпадает с годом календарным и у большинства | | | автопроизводителей начинается с июля. | | | Например: если автомобиль фактически | | | выпущен в октябре 1998 г., то в VIN, как | | | правило, будет указан 1999 модельный год | |-------------------|---------------------------------------------------| | Недопробег | Отрицательное значение разности фактического | | | и среднего статистического пробега АМТС | |-------------------|---------------------------------------------------| | Осмотр АМТС | Органолептическое исследование АМТС в целях: | | | идентификации АМТС, определения работоспособности | | | АМТС, выявления повреждений и дефектов, следов | | | ремонта. При осмотре АМТС может производиться | | | фото- или видеосъемка, составляться акт осмотра | | | АМТС. Может выполняться общее и/или поэлементное | | | диагностирование с использованием контрольно - | | | измерительных средств | |-------------------|---------------------------------------------------| | Оценка | 1. Выводы эксперта о стоимости. | | | 2. Процесс определения стоимости | |-------------------|---------------------------------------------------| | Перепробег | Положительное значение разности фактического | | | и среднего статистического пробега АМТС | |-------------------|---------------------------------------------------| | Полное уничтожение| Под полным уничтожением АМТС в настоящей | | АМТС (термин | методике понимается такое состояние АМТС, | | используется в | при котором восстановление свойств, которые | | сфере страхования | АМТС имело непосредственно до повреждения, | | АМТС) | физически невозможно или экономически | | | нецелесообразно (т.е. при условии соблюдения | | | технологии ремонта стоимость восстановления | | | АМТС с учетом эксплуатационного износа | | | составляет 85% и более его стоимости на | | | момент повреждения) | |-------------------|---------------------------------------------------| | Потребительские | Полезность АМТС, способность его удовлетворять | | свойства | какую-либо потребность (техническую, | | | экономическую, социальную, эстетическую) | |-------------------|---------------------------------------------------| | Полная окраска | Окраска наружных и внутренних поверхностей | | | АМТС | |-------------------|---------------------------------------------------| | Наружная окраска | Окраска наружных поверхностей АМТС (при | | | необходимости - с окраской торцов и проемов | | | дверей, сточных желобков капота и крышки | | | багажника) | |-------------------|---------------------------------------------------| | Рынок | Всеобщая форма связи, позволяющая сводить | | | вместе покупателей и продавцов товаров и | | | услуг. Автомобильный рынок (авторынок | | | товаров и услуг) - один из сегментов рынка | |-------------------|---------------------------------------------------| | Цена | Денежное выражение стоимости товара, | | | показатель ее величины | |-------------------|---------------------------------------------------| | Цена нового АМТС | Средняя розничная цена нового АМТС в регионе | | Ц | в сети специализированных торгующих | | нов | организаций | |-------------------|---------------------------------------------------| | Цена АМТС исходная| Цена АМТС, являющаяся "точкой отсчета" при | | Ц | определении окончательной цены АМТС на | | исх | момент его предъявления или на момент | | | происшествия (см. пп. 6.2, 6.3, 6.3.7) | |-------------------|---------------------------------------------------| | Цена АМТС | Цена АМТС с учетом всех влияющих факторов | | окончательная Ц | | | ок | | |-------------------|---------------------------------------------------| | Цена предложения | Средняя цена на рынке данного региона, за | | АМТС Ц | которую продавцы предлагают покупателю | | предл | купить АМТС, аналогичные оцениваемому | |-------------------|---------------------------------------------------| | Цена покупки АМТС | Средняя цена (наиболее вероятная цена) на | | (рыночная цена) | рынке данного региона, при которой товар | | Ц | (АМТС) действительно будет обменен на деньги | | покуп | (решения продавцов о продаже и покупателей о | | | покупке аналогичных оцениваемому АМТС | | | совпадают), т.е. рыночная цена | |-------------------|---------------------------------------------------| | Таможенные платежи| Таможенная пошлина, налоги, акцизы, таможенные | | | сборы и другие платежи, взимаемые в | | | установленном порядке таможенными органами | | | при перемещении АМТС или его частей через | | | таможенную границу | |-------------------|---------------------------------------------------| | Таможенная пошлина| Денежный сбор, взимаемый таможенными | | С | органами РФ при ввозе АМТС на таможенную | | тоформл | территорию РФ или вывозе с этой территории | |-------------------|---------------------------------------------------| | Таможенная | Цена АМТС (с учетом расходов по доставке до | | стоимость АМТС | таможенной границы и расходов по страхованию), | | С | используемая для целей обложения | | тамож | пошлиной | |-------------------|---------------------------------------------------| | Серийная | Оснащенность АМТС оборудованием, которое | | комплектация АМТС | устанавливается заводом-изготовителем на | | (серийное | всех АМТС данной модификации (серии) в | | оборудование) | обязательном порядке | |-------------------|---------------------------------------------------| | Снижение цены АМТС| Показатель, характеризующий величину снижения | | | цены АМТС (в процентах) в зависимости от | | | эксплуатационного износа АМТС, его технического | | | состояния, конъюнктуры рынка, условий реализации | |-------------------|---------------------------------------------------| | Совокупный | Взимаемая без деления на источники сумма, | | таможенный платеж | состоящая из суммы сборов за таможенное | | | оформление, таможенной пошлины, акциза и | | | налога на добавленную стоимость, рассчитанных | | | по утвержденным правилам таможенного | | | оформления | |-------------------|---------------------------------------------------| | Среднегодовой | Среднестатистический пробег АМТС данной | | пробег | категории (данной марки и модели либо | | | аналогичных) за год | |-------------------|---------------------------------------------------| | Стоимость | Наиболее вероятная сумма цен на работы, | | восстановительного| детали и материалы, которые необходимы для | | ремонта С | восстановления АМТС в соответствии с | | рем | требованиями действующих на дату оценки | | | нормативов | |-------------------|---------------------------------------------------| | Существенный | В соответствии с Законом о защите прав | | дефект <1> | потребителей 07.02.92 2300-1: "существенный | | (см. также дефект)| недостаток товара (работы, услуги) - | | | неустранимый недостаток или недостаток, который | | | не может быть устранен без несоразмерных | | | затрат времени, или выявляется неоднократно, | | | или проявляется вновь после его устранения, | | | или другие подобные недостатки". | | | В данном руководстве под недостатком товара | | | (изделия) понимается дефект или совокупность | | | дефектов. | | | Основные признаки, позволяющие отнести | | | дефект агрегата, узла к существенному | | | дефекту: | | | 1) дефект, после устранения которого | | | снижается ресурс (срок службы) изделия, | | | заложенный изготовителем, возникает утрата | | | товарной стоимости изделия; | | | 2) неустранимый дефект базовой детали | | | изделия или дефект базовой детали изделия, | | | возникший вновь после устранения в | | | соответствии с рекомендованной ремонтной | | | технологией; | | | 3) дефект или совокупность дефектов, | | | стоимость устранения которых с утратой | | | товарной стоимости изделия составляет не | | | менее 10% стоимости нового изделия. | | | Дефект АМТС как сложного изделия является | | | существенным дефектом, если: | | | выявлен дефект несущей конструкции (кузова, | | | рамы), удовлетворяющий хотя бы одному | | | условию пп. 1 - 3; | | | выявлены дефекты хотя бы 3 основных | | | агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной | | | коробки, заднего моста в сборе, переднего | | | моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя | | | бы одному условию пп. 1 - 3 | |-------------------|---------------------------------------------------| | Условия реализации| Специфические условия, оказывающие влияние на | | | цену АМТС (срочная продажа, срочная покупка, | | | подозрение на скрытые дефекты и т.д.) | |-------------------|---------------------------------------------------| | Утрата товарной | Снижение стоимости АМТС (товара) из-за | | стоимости (УТС) | ухудшения потребительских свойств АМТС | | | вследствие наличия дефектов или следов их | | | устранения либо наличия достоверной | | | информации, что дефекты устранялись | |-------------------|---------------------------------------------------| | Эксплуатационный | Количественная мера физического старения (в | | износ И | процентах), достигнутого в результате | | э | эксплуатации АМТС, характеризующая техническое | | | состояние АМТС и его элементов. | | | Эксплуатационный износ в наибольшей степени | | | зависит от класса АМТС, пробега (наработки), | | | срока эксплуатации, от режима и условий | | | эксплуатации (в т.ч. технической эксплуатации), | | | дефектов эксплуатации | ------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> Приведенное положение подлежит уточнению после принятия НМС при РФЦСЭ окончательных рекомендаций по толкованию и применению понятия "существенный дефект". - Прим. научного редактора. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВТОТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 4.1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТИЗЫ 4.1.1. Основанием для производства автотовароведческой экспертизы являются: постановление лица, производящего дознание, следователя; определение суда или постановление судьи о назначении экспертизы в связи с рассмотрением уголовного, гражданского, арбитражного дела; постановления таможенных органов, налоговых органов; задания других уполномоченных органов (нотариат, служба судебных приставов и т.д.). 4.1.2. Заявления юридических и физических лиц, запросы лиц, указанных в п. 4.1.1, являются основанием для проведения автотовароведческого исследования. 4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ 4.2.1. Эксперт приступает к производству экспертизы (проведению исследования) после получения письменного указания руководителя экспертного учреждения (его структурного подразделения) вместе с постановлением (определением, заданием, заявлением и т.п.) о назначении экспертизы (исследования) и всеми поступившими на экспертизу материалами. 4.2.2. Если материалы, представленные на экспертизу, оформлены с нарушением установленного порядка, эксперт уведомляет об этом руководителя экспертного учреждения (структурного подразделения), который действует в соответствии с инструкцией о порядке производства судебных экспертиз. 4.2.3. Если представленных на экспертизу материалов недостаточно для ответа на поставленные вопросы, эксперт должен заявить ходатайство правоприменителю о предоставлении дополнительных материалов, поскольку эксперт не вправе самостоятельно собирать требующиеся ему для производства экспертизы дополнительные документы и объекты. Предоставление дополнительных материалов является процессуальным действием, связанным с удовлетворением ходатайства эксперта, и является прерогативой правоприменителя. 4.2.4. Эксперт проводит исследование представленных ему материалов, руководствуясь специальными познаниями и рекомендованными методиками, в строгом соответствии с требованиями закона и своей компетенцией. 4.2.5. В случае производства экспертизы по заданию уполномоченного органа (см. п. 4.1.1), если правоприменителем не указаны условия осмотра АМТС (кого и как следует извещать о дате и месте осмотра), исследование АМТС может проводиться в отсутствие заинтересованных сторон. 4.2.6. В случае проведения автотовароведческого исследования по заявлению физического или юридического лица осмотр АМТС осуществляется в присутствии владельца (его представителя) и, как правило, других заинтересованных сторон. 4.2.7. При организации автотовароведческого исследования по заявлению физического или юридического лица заинтересованные стороны о дате и месте осмотра АМТС извещаются заказчиком заблаговременно. 4.2.8. Заключение с приложениями к нему или сообщение о невозможности дачи заключения составляются в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, назначившему экспертизу (исследование), а другой остается в делах учреждения. 4.2.9. Объекты исследования и другие материалы дела, поступившие в экспертное учреждение, подлежат возвращению органу, назначившему экспертизу, одновременно с представлением заключения. 4.3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ 4.3.1. Перед началом осмотра эксперт знакомится с имеющимися документами и по возможности фиксирует следующие данные: 4.3.1.1. Фамилия, имя, отчество владельца АМТС (доверенного лица) или наименование владельца - юридического лица; адрес владельца. 4.3.1.2. Данные регистрационных документов АМТС (технического паспорта, свидетельства о регистрации, паспорта транспортного средства, технического талона и т.п.): серия, номер, кем и когда выданы. В случае отсутствия регистрационных документов допускается исследование и использование данных о владельце и АМТС (за исключением цены АМТС) из справки-счета, договора купли-продажи, договора дарения, доверенности и т.д. 4.3.1.3. Идентификационные данные АМТС: тип, марка, модель (модификация); дата выпуска; идентификационный номер (VIN); номер кузова, шасси (рамы); модель, номер двигателя, его тип, рабочий объем и мощность; цвет и тип окраски; даты замены основных агрегатов; государственный номерной знак; страна-изготовитель, страна-импортер (для АМТС иностранного производства, бывших в употреблении); пробег по документам (сервисная книжка, учетная карточка и т.п.). 4.3.2. По полученным сведениям эксперт определяет возможный перечень серийного и дополнительного оборудования АМТС. 4.3.3. Экспертиза может быть проведена без исследования АМТС при наличии юридической оценки правоприменителем пригодности для производства экспертизы представленных на экспертизу материалов и/или при наличии прямого указания на проведение такой экспертизы. Автотовароведческое исследование по заявлению физического или юридического лица может быть проведено с его согласия по представленным документам без исследования АМТС в случаях, когда осмотр АМТС затруднителен или невозможен по ряду правовых или организационных оснований. В этом случае в заключении эксперт должен сделать запись: "автомобиль не осматривался, экспертиза (исследование) проводилась по представленным документам". 4.4. ОСМОТР АМТС 4.4.1. АМТС представляется в состоянии и условиях, обеспечивающих возможность проведения качественного осмотра. 4.4.2. Осмотр АМТС целесообразно производить при наличии справки ГИБДД или другого документа, подтверждающего получение повреждений. 4.4.3. При осмотре помимо органолептического метода исследования могут применяться контрольно-измерительные и диагностические приборы и оборудование для объективной оценки технического состояния АМТС. 4.4.4. При осмотре эксперт по возможности устанавливает и фиксирует данные, необходимые для ответа на поставленные вопросы: фактические идентификационные данные (см. п. 4.3.1.3) с проверкой их соответствия указанным в документах на АМТС; показания приборов, фиксирующих пробег или наработку АМТС (а также факт замены или ремонта этих приборов); комплектность и комплектацию АМТС (отсутствие серийного оборудования и деталей, наличие дополнительного оборудования и деталей); производилась ли замена агрегатов, узлов, дорогостоящих комплектующих изделий (фиксируется дата замены); подвергалось ли АМТС ремонту ранее, каков его объем, характер и качество; характер и объем дефектов и повреждений на момент осмотра. 4.4.5. Эксперт устанавливает возможность образования выявленных дефектов и повреждений АМТС в результате рассматриваемого происшествия (т.е. соответствуют ли они по характеру и локализации повреждениям, указанным в справке ГИБДД, протоколе осмотра АМТС органов МВД или других документах, составленных на месте происшествия), если для этого не требуется проведение экспертизы другого рода или вида. 4.4.6. По окончании внешнего осмотра эксперт, если это возможно, проводит диагностирование двигателя и других агрегатов и систем АМТС, а также установленного специализированного (специального) оборудования (подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, привода открывания и закрывания дверей автобуса и т.п.). 4.5. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 4.5.1. При оформлении документов необходимо пользоваться терминологией, принятой в нормативной документации. 4.5.2. По результатам сверки документов, внешнего осмотра и диагностирования при необходимости эксперт составляет акт осмотра. В любом случае в заключении эксперта должно быть дано подробное описание исследуемого объекта. 4.5.3. При проведении исследования по заявлению физического или юридического лица содержание акта осмотра доводится до сведения присутствовавших лиц. 4.5.4. Факт присутствия на осмотре и ознакомления с содержанием акта осмотра заверяется подписями присутствовавших лиц. Сторона, не согласная с результатами осмотра, вправе опротестовать их в установленном законом порядке. 4.5.5. Результаты экспертизы, назначенной уполномоченным органом (см. п. 4.1.1), оформляются "Заключением эксперта" или "Сообщением о невозможности дачи заключения" с подпиской об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. 4.5.6. Результаты автотовароведческого исследования по заявлению физического или юридического лица оформляются "Заключением специалиста" ("Отчетом", "Актом экспертизы" и т.п.). 4.5.7. Результаты экспертизы или автотовароведческого исследования могут иметь необходимые приложения (рисунки, схемы, таблицы и т.д.). 4.5.8. Заключение эксперта составляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и дается в письменной форме. 4.5.9. Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной; исследовательской; выводов. 4.5.9.1. Во вводной части заключения указываются: наименование учреждения, в котором проводится исследование; номер и дата дачи заключения, вид экспертизы, является ли она дополнительной, повторной и по какому делу проведена; основание для производства экспертизы, когда и кем оно вынесено; когда произведена экспертиза (дата начала и окончания исследований, причины и сроки их приостановления); кем произведена экспертиза: фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность; где проводилась экспертиза (место и условия осмотра); перечень представленных на экспертизу материалов и при необходимости способ доставки, вид и состояние упаковки; сведения о заявленных экспертом ходатайствах и результатах их рассмотрения; вопросы, поставленные перед экспертом, и обстоятельства дела (если это имеет существенное значение для дачи заключения); сведения о присутствовавших при производстве экспертизы (при осмотре) лицах; при производстве повторной экспертизы также указываются сведения об эксперте, проводившем первичную экспертизу, о данном им заключении и мотивах назначения повторной экспертизы. 4.5.9.2. В исследовательской части заключения описываются процесс исследования и его результаты, дается объяснение установленным фактам. При описании процесса исследования излагаются: результаты осмотра представленных на экспертизу (исследование) объектов, действия, проводившиеся с вещественными доказательствами; применявшиеся методы, способы и приемы исследования; условия применения использовавшихся при исследовании технических средств; данные о литературных источниках или справочно-нормативных документах, использовавшихся при проведении исследований. Методы и приемы исследований, а также их результаты излагаются четко, ясно, подробно и доступно для понимания лицам, не имеющим специальных познаний. Специальные термины должны быть разъяснены. Процесс исследования и полученные результаты в необходимых случаях иллюстрируются фотоснимками, таблицами и т.д., которые могут быть приведены как в исследовательской части, так и в виде приложений к заключению. Описание исследования должно заканчиваться экспертной оценкой его результатов, развернутой мотивировкой суждения, обосновывающего выводы по вопросам, а если ответить по некоторым вопросам не представилось возможным, подробно излагаются причины этого. 4.5.9.3. В последней части заключения - выводах, даются четкие, доступные, отдельные и исчерпывающие ответы по существу на поставленные перед экспертом вопросы либо указываются причины невозможности разрешить вопрос. 4.5.10. Если к заключению даются приложения, то в тексте заключения после выводов приводится их перечень с указанием номера приложения, его наименования и количества листов. Каждому приложению присваивается порядковый номер и указывается номер и дата заключения, к которому оно относится. 4.5.11. Сообщение о невозможности дать заключение состоит из трех частей: вводной; мотивировочной; заключительной. В мотивировочной части подробно излагаются причины невозможности дать заключение, а в заключительной указывается на невозможность дать ответ на поставленные вопросы. 4.5.12. Заключение (сообщение о невозможности дать заключение) и приложения подписываются экспертом, выполнившим экспертизу, и указываются фамилия и инициалы. Подпись эксперта удостоверяется печатью учреждения. 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗНОСА АМТС, ЕГО ДЕТАЛЕЙ И ОБОРУДОВАНИЯ 5.1. При определении стоимости восстановительного ремонта АМТС с учетом износа под износом следует понимать количественную меру физического старения АМТС и его элементов, достигнутого в результате эксплуатации, т.е. эксплуатационный износ. 5.2. В общем случае эксплуатационный износ АМТС И з рассчитывается по формуле: И = И х П + И х Д (%), (5.1) э 1 2 где: И - усредненный показатель износа на 1000 км пробега, %; 1 П - общий пробег (фактический или расчетный) с даты выпуска (после капитального ремонта) до момента, на который определяется износ, тыс. км, с точностью до 0,1; И - усредненный показатель износа (старения) за 1 год 2 эксплуатации, %; Д - период времени с даты выпуска (после капитального ремонта) до момента, на который определяется износ, лет, с точностью до 0,1. 5.3. Для прицепного состава, спецтехники, спецоборудования, другой техники, для которой не представляется возможным установить фактический пробег или режим эксплуатации предполагает длительную работу в стационарном режиме, или учет наработки ведется в мото-часах, эксплуатационный износ И рассчитывается по формуле: э И = И х Д (%), (5.2) э 2 где: И - усредненный показатель износа (старения) за 1 год 2 эксплуатации, %; Д - период времени с даты выпуска (после капитального ремонта) до момента, на который определяется износ, лет. 5.4. Для стандартных деталей АМТС и стандартного оборудования (кроме шин и аккумуляторных батарей), входящих в серийную комплектацию и установленных на предприятии-изготовителе, а также для деталей АМТС и оборудования, не входящего в серийную комплектацию, но установленных на предприятии-изготовителе дополнительно (опции по заказу), эксплуатационный износ рассчитывается по формуле, используемой для определения износа АМТС. 5.5. Для деталей и оборудования (стандартных и нестандартных) с отличающимся сроком эксплуатации эксплуатационный износ рассчитывается по формуле, используемой для определения износа АМТС, с учетом их индивидуального срока эксплуатации, если имеются документы, подтверждающие дату их приобретения (установки), или заводская маркировка с указанием даты выпуска изделия. В противном случае эксплуатационный износ рассчитывается по формуле, используемой для определения износа АМТС, без учета индивидуального срока эксплуатации, т.е. эксплуатационный износ принимается равным износу АМТС. 5.6. При определении износа капитально отремонтированного агрегата или узла считается, что его ресурс после ремонта составляет 80% ресурса нового агрегата или узла. Поэтому износ агрегатов или узлов, которые ранее в процессе эксплуатации подвергались капитальному ремонту (имеются соответствующие маркировки, подтверждающие документы о приобретении новых комплектующих и/или проведении работ), рассчитывается индивидуально по формуле: И = И + 20 (%). (5.3) э кр э 5.7. Усредненные значения показателей И и И принимаются из 1 2 Приложений 2 и 3 (таблицы 2.2 - 2.6, 3.7 - 3.9). 5.8. Значение показателя И для прицепов к легковым автомобилям - 2 6%. для прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям - 9%. 5.9. В общем случае пробег АМТС определяется на момент осмотра (происшествия) по показаниям исправного спидометра с учетом периода обнуления показаний. 5.10. В случаях, когда не представляется возможным установить показания спидометра или пробег по показаниям спидометра вызывает сомнения (спидометр неисправен, в процессе эксплуатации заменялся, подвергался ремонту, повлекшему изменение показаний, показания изменялись принудительно, владельцем приобретено бывшее в употреблении АМТС и т.п.), необходимо использовать значения среднего суммарного пробега на момент происшествия (из справочной литературы) или значения расчетного пробега П на момент происшествия по среднегодовому расч пробегу П (Приложение 4, таблицы 4.10 - 4.12): сг П = П = П х Д (тыс. км), (5.4) расч сг где: П - среднегодовой пробег, тыс. км; сг Д - период времени с даты выпуска (после капитального ремонта) до момента, на который определяется износ, лет. 5.11. В случаях, когда с момента происшествия до момента проведения экспертизы прошло длительное время и АМТС эксплуатировалось после происшествия, когда экспертиза проводится по документам, необходимо принимать во внимание данные из документов, представленных для исследования. Однако если данные о пробеге вызывают сомнения и нет юридической оценки достоверности этих данных, то эксперт вправе использовать значение расчетного пробега согласно п. 5.10. 5.12. В отдельных случаях, когда с момента происшествия до момента проведения экспертизы прошло время и АМТС эксплуатировалось после происшествия, при этом пробег АМТС на момент осмотра (проведения экспертизы) не вызывает сомнений, допускается рассчитывать пробег АМТС на момент происшествия исходя из фактического среднегодового пробега П : сг факт П = П = П / Д , (тыс. км), (5.5) сг сг факт осм осм где: П - общий пробег на момент осмотра (проведения экспертизы), осм тыс. км; Д - период времени с даты выпуска (после капитального осм ремонта) до момента осмотра (проведения экспертизы), лет. 5.13. При наличии учетных документов на АМТС необходимо принимать во внимание сведения о пробеге (наработке), содержащиеся в них. 5.14. Период времени с даты выпуска АМТС (после капитального ремонта) до момента, на который рассчитывается износ (момент происшествия, момент осмотра и т.д.), определяется в годах с точностью до одного знака после запятой. Если дата выпуска АМТС неизвестна, то в расчете за дату выпуска может приниматься начало срока эксплуатации. Если известен только год выпуска, то за начало срока эксплуатации условно принимается первое января модельного года, в котором выпущено АМТС (если модельный год известен), или первое января года выпуска (если модельный год неизвестен). В случаях, когда известен месяц выпуска (начала эксплуатации), за дату выпуска (начала эксплуатации) принимается первое число этого месяца. 5.15. Если год выпуска также неизвестен, то о сроке эксплуатации можно судить лишь приблизительно по косвенным показателям: маркировки на агрегатах, узлах и деталях АМТС, период производства данной модели (модификации). В этом случае эксплуатационный износ может быть установлен экспертом приблизительно. 5.16. В случаях, когда расчетный эксплуатационный износ И не э соответствует техническому состоянию АМТС, эксперт вправе скорректировать (увеличить или уменьшить с обязательным обоснованием) расчетный эксплуатационный износ, превышающий 50%, и установить его значение исходя из технического состояния АМТС. При этом скорректированный эксплуатационный износ не должен быть менее 50%. 5.17. Рекомендуется считать, что предельный эксплуатационный износ не должен превышать 90% для АМТС, находящихся или находившихся до момента происшествия в эксплуатации. 5.18. В случаях, когда состояние отдельных деталей АМТС, поврежденных в результате происшествия, значительно отличается от общего состояния АМТС, можно скорректировать эксплуатационный износ этих деталей (см. пп. 5.16, 5.17, например: сквозная коррозия кузовных элементов; трещины, сколы стеклянных, пластмассовых деталей; деформации и/или частичное разрушение элементов; следы ремонта, не относящиеся к данному происшествию; замена деталей в процессе эксплуатации, если их износ значительно отличается от общего износа АМТС). 5.19. В связи с невозможностью учесть индивидуальный эксплуатационный износ для быстроизнашивающихся деталей и узлов, которые в процессе эксплуатации могут заменяться неоднократно, их износ следует принимать равным износу АМТС. 5.20. Эксплуатационный износ шин и аккумуляторных батарей определяется по специальным методикам, приведенным в Приложениях 6 и 7 соответственно. 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ АМТС 6.1. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ При определении цены АМТС могут использоваться три метода: рыночный (анализ информации о первичном и вторичном рынке АМТС); расчетный (с учетом показателя эксплуатационного износа И ); э расчетный с учетом таможенных платежей и затрат на доставку (для АМТС иностранного производства). При наличии достаточного количества информационных источников приоритетным является рыночный метод оценки. Определение цены АМТС осуществляется на основании следующих данных, полученных при осмотре и изучении документов на АМТС, справочной литературы, исследовании материалов дела, других представленных документов: марка, модель, модификация; дата выпуска заводом-изготовителем (срок эксплуатации) (см. п. 6.2.2.2); пробег; комплектация и комплектность; техническое состояние АМТС; объем и качество проведенных ремонтов; замена основных агрегатов и узлов; наличие дефектов от ненадлежащих условий эксплуатации и хранения. 6.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ АМТС РЫНОЧНЫМ МЕТОДОМ 6.2.1. Под рыночной ценой объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть продан (отчужден) на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда: одна из сторон сделки не обязана продавать объект оценки, а другая сторона не обязана приобретать его; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект сделки представлен на открытый рынок в форме публичного предложения, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. Рыночный подход основывается на анализе цен предложения и спроса на АМТС, сложившихся в данный момент на первичном или вторичном рынке. Оценка производится путем определения средней цены предложения на АМТС, аналогичные оцениваемому, и последующей ее корректировки. Рыночная цена (цена покупки) АМТС зависит от различных факторов: потребительских свойств АМТС, наличия в регионе представителя изготовителя, наличия сети технического обслуживания данной марки АМТС, уровня цен на запасные части, на работы по обслуживанию и ремонту АМТС данной марки; престижности марки, конъюнктуры рынка; географического положения и общей экономической ситуации в регионе и т.п. 6.2.2. Расчет цены подержанного АМТС на дату оценки при использовании рыночного метода производится по нижеприведенной схеме: 6.2.2.1. Исходная информация для определения рыночной цены может быть получена экспертом из следующих источников (в порядке убывания значимости): отчеты о результатах исследования регионального рынка подержанных АМТС, периодически составляемые самим экспертом (экспертами), в которых фиксируются цены, запрашиваемые продавцами (цена предложения) за конкретные АМТС, и приводится краткое описание продаваемых АМТС (марка, модель, дата выпуска, пробег, тип и характеристики двигателя, комплектация, общее техническое состояние); данные организаций, реализующих подержанные АМТС; сведения из региональных периодических справочных изданий о ценах на новые и подержанные АМТС; тематические сайты сети Internet, отображающие информацию о рынке региона, в котором определяется цена АМТС. 6.2.2.2. При оценке АМТС на дату, отличную от даты происшествия, в некоторых случаях необходимо учитывать срок эксплуатации на дату происшествия, а не год выпуска. Например: год выпуска АМТС - 1995, ДТП произошло в 1998 году, оценка производится в 1999 году. В этом случае необходимо оценивать АМТС не 1995 года выпуска, а 3-летнее АМТС, так как на момент ДТП ему было 3 года, т.е. АМТС 1996 года выпуска. 6.2.2.3. Предложения о продаже подержанных АМТС должны оцениваться экспертом на пригодность для расчета средней цены предложения. Оценка пригодности осуществляется в такой последовательности: а) определяется приблизительная средняя цена предложения по формуле: Ц = SUM Ц / i (руб.), (6.6) предл (прибл) i где: Ц - цена предложения i-го АМТС, руб.; i i - количество предложений; i >= 5; при определении приблизительной средней цены предложения недопустимо использовать цены на АМТС, заведомо отличающихся по состоянию и комплектации от рассматриваемого (среднего) варианта; б) оценивается разброс цен предложения относительно рассчитанного выше среднего значения. Разброс не должен превышать 20%: ([Ц - Ц ] / Ц ) х 100% <= 20%; (6.7) i предл (прибл) предл (прибл) в) в случае, если отклонение i-го предложения превышает 20%, данное предложение исключается из выборки. 6.2.2.4. Окончательный расчет средней цены предложения производится с учетом выборки, состоящей из предложений, отклонение которых от приблизительной средней цены не превышает 20%, по формуле: Ц = SUM Ц / i` (руб.), (6.8) предл i где: Ц - цена предложения i-го АМТС, удовлетворяющая условию п. i 6.2.2.3, "б", руб.; i` - количество предложений, удовлетворяющих условию п. 6.2.2.3, "б"; i >= 5. 6.2.2.5. Рассчитанная средняя цена предложения Ц является в предл данном методе исходной ценой Ц . Средняя цена предложения исх Ц должна быть скорректирована, если при покупке возможен торг, предл поскольку средняя цена покупки Ц в результате торга, как правило, покуп составляет 0,90 - 0,95 от средней цены предложения (без корректировки по состоянию, пробегу и комплектности АМТС): Ц = Ц х (0,90 - 0,95) (руб.). (6.9) покуп предл 6.2.2.6. Окончательная цена АМТС Ц определяется экспертом в ок случае разукомплектованности АМТС, при наличии на АМТС дополнительного оборудования, дефектов из-за ненадлежащей эксплуатации и хранения, неисправностей и неустраненных повреждений, следов ремонта путем дальнейшей корректировки цены Ц по методике, изложенной в пп. 6.6, покуп 6.7. 6.2.2.7. При отсутствии факторов, указанных в пп. 6.6, 6.7, окончательная цена АМТС Ц равна средней цене покупки Ц . ок покуп 6.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ АМТС РАСЧЕТНЫМ МЕТОДОМ 6.3.1. В данном методе исходной ценой АМТС Ц является цена исх нового АМТС - Ц . нов 6.3.2. Ц определяется на основании сложившихся в регионе нов цен на новые АМТС. Цены на новые АМТС могут быть предоставлены организациями, реализующими новые АМТС, а также получены из периодических изданий. 6.3.3. Если оцениваемое АМТС снято с производства, то цену нового АМТС-аналога Ц необходимо скорректировать: нов Ц = Ц х К (руб.), (6.10) нов прив нов прив где: Ц - цена нового АМТС-аналога, выпускаемого на момент оценки, нов руб.; К - коэффициент приведения цены оцениваемого АМТС, снятого прив с производства, к цене АМТС-аналога, выпускаемого на момент оценки (Приложение 1, таблица 1.1). 6.3.4. Цена нового АМТС Ц или Ц снижается после его нов нов прив продажи. Снижение цены нового АМТС К после его продажи сн нов составляет до 15% в зависимости от класса АМТС, марки и конъюнктуры рынка на момент продажи. Конкретное значение величины К , применяемой в расчете, определяется в зависимости от сн нов условий регионального рынка с учетом года выпуска АМТС (срока эксплуатации на момент оценки): чем больше срок эксплуатации, тем меньше величина К . сн нов Ц = Ц х (1 - К / 100%) (руб.). (6.11) 1 нов сн нов 6.3.5. Цена АМТС Ц должна быть уменьшена с учетом 1 эксплуатационного износа И . Если в процессе эксплуатации АМТС не э проводились замены (капитальные ремонты) узлов и агрегатов, то расчет ведется по формуле: Ц = Ц х (1 - И /100%) (руб.). (6.12) 2 1 э Если в процессе эксплуатации АМТС проводились замены (капитальные ремонты) узлов и агрегатов и их износ значительно отличается от износа АМТС, то расчет ведется по формуле: ---------------------------------------------------------------------------------- | Ц = Ц х (1 - И / 100%) + SUM (Ц х (И - И ) / 100%) (руб.), (6.13) | | 2 1 э агр i э i | ---------------------------------------------------------------------------------- где: Ц - цена нового i-го замененного (отремонтированного) агр i узла, агрегата, руб.; И - индивидуальный эксплуатационный износ i-го замененного i (отремонтированного) узла, агрегата (см. раздел 5). 6.3.6. Цена Ц может быть дополнительно снижена на величину 2 К в связи со следующими обстоятельствами: сн доп АМТС данной марки, модели, модификации не пользуется спросом на рынке - К <= 20%; сн доп АМТС данной марки, модели, модификации не пользуется спросом на рынке и прекращен выпуск запасных частей к нему - К <= сн доп 40%. Ц` = Ц х (1 - К / 100%) (руб.). (6.14) 2 2 сн доп 6.3.7. Окончательная цена АМТС Ц определяется экспертом в ок случае разукомплектованности АМТС, при наличии на АМТС дополнительного оборудования, дефектов из-за ненадлежащей эксплуатации и хранения, неисправностей и неустраненных повреждений, следов ремонта путем дальнейшей корректировки цены Ц или Ц` по методике, изложенной в пп. 2 2 6.6, 6.7. 6.3.8. При отсутствии факторов, указанных в пп. 6.6, 6.7, окончательная цена АМТС Ц равна цене Ц или Ц` . ок 2 2 6.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ АМТС НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ РФ МЕТОДОМ РАСЧЕТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 6.4.1. Метод применяется при определении цены АМТС иностранного производства, информация о цене которых на рынке региона либо отсутствует, либо на основании имеющейся информации не представляется возможным сделать вывод о средней цене АМТС. Типичные ситуации, в которых применение метода оправдано: когда речь идет об АМТС редкой модели; когда требуется определить цену АМТС на период, за который отсутствует объективная информация о рыночных ценах на АМТС. 6.4.2. В данном методе исходной ценой АМТС Ц является исх базовая таможенная цена. 6.4.3. Базовая таможенная цена АМТС Ц для дальнейшей исх корректировки определяется по периодическим изданиям, в которых публикуются цены на подержанные АМТС на рынках Европы, Азии, Америки. Рекомендуется пользоваться данными справочников EUROTAX (SUPERSCHWACKE, NUTZFAHRZEUGE, NEUPREISE, TRAILER TAX, SONDERMODELLE, OCCASION, ZWEIRAD, CARAVAN & REISEMOBILE), N.A.D.A., Blue Book, а также информацией из периодических каталогов с ценами на подержанные АМТС в автосалонах и объявлениями о продаже АМТС частных владельцев за рубежом. 6.4.4. Базовая таможенная стоимость АМТС Ц определяется путем 1 корректировки базовой таможенной цены Ц с учетом фактического исх пробега АМТС. 6.4.5. Таможенная стоимость АМТС С включает в себя тамож базовую таможенную стоимость, стоимость дополнительного оборудования, стоимость доставки до таможенной границы: С = Ц + Ц + Ц , (6.15) тамож 1 обор доставки где: Ц - базовая таможенная стоимость; 1 Ц - стоимость дополнительного оборудования; обор Ц - стоимость доставки АМТС до таможенной границы доставки (например: стоимость доставки АМТС из Европы в Санкт-Петербург составляет около 1000 DM). 6.4.6. Цена дополнительного оборудования Ц может быть обор определена по таблицам оценки дополнительного оборудования с учетом срока эксплуатации, имеющимся в справочниках издательства EUROTAX, либо по методике, изложенной в п. 6.7.1. 6.4.7. Цена исправного АМТС на внутреннем рынке РФ рассчитывается по формуле: Ц = С + Т , (6.16) 2 тамож оформл где: Т - сумма таможенного платежа. оформл 6.4.8. Таможенный платеж Т рассчитывается по таможенным оформл тарифам и правилам таможенного оформления, действующим в тот период, на который производится оценка. Исходными данными для расчета таможенного платежа являются: тип АМТС; тип, рабочий объем двигателя; срок эксплуатации АМТС. 6.4.9. Окончательная цена АМТС Ц определяется экспертом в ок случае разукомплектованности АМТС, при наличии на АМТС дополнительного оборудования, дефектов из-за ненадлежащей эксплуатации и хранения, неисправностей и неустраненных повреждений, следов ремонта путем дальнейшей корректировки цены Ц по методике, изложенной в пп. 6.6, 2 6.7. 6.4.10. При отсутствии факторов, указанных в пп. 6.6, 6.7, окончательная цена АМТС Ц равна цене Ц . ок 2 6.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ АМТС В СПЕЦИФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ Цена АМТС, рассчитанная по пп. 6.2 - 6.4, может быть снижена дополнительно, если известно, что АМТС будет реализовываться в специфических условиях. Примерный перечень специфических условий и размер дополнительного снижения цены: отсутствие возможности провести предпродажную подготовку (продажа на условии "как есть") - цена Ц снижается на предполагаемые затраты ок на предпродажную подготовку; продажа после длительного хранения в ненадлежащих условиях - цена Ц снижается дополнительно на 5% за каждый год хранения; ок продажа АМТС с измененными маркировочными обозначениями - цена Ц снижается дополнительно на 5%; ок ограничение по срокам продажи (срочная продажа) - дополнительное снижение цены Ц может составлять до 15%; ок продажа на условии "где есть" - дополнительное снижение цены Ц может составлять до 10%. ок 6.6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ РАЗУКОМПЛЕКТОВАННОГО АМТС 6.6.1. Оценка разукомплектованного АМТС производится путем вычета из цены укомплектованного АМТС затрат на доукомплектование представленного АМТС до исходного состояния. 6.6.2. Цена разукомплектованного АМТС определяется в такой последовательности: определение цены АМТС в укомплектованном состоянии Ц ; ок установление перечня и цены отсутствующих деталей и узлов; установление перечня и цены работ по установке недостающих деталей и узлов; определение окончательной цены АМТС путем вычета цены отсутствующих деталей, узлов, агрегатов и работ из цены АМТС Ц (т.е. ок вычета стоимости доукомплектования). 6.6.3. В случае если затраты на доукомплектование превышают цену аналогичного укомплектованного АМТС, то необходимо оценивать пригодные для использования (реализации) остатки АМТС (детали, узлы, агрегаты). 6.7. КОРРЕКТИРОВКА ЦЕНЫ АМТС ПРИ НАЛИЧИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ДЕФЕКТОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ, НЕИСПРАВНОСТЕЙ, СЛЕДОВ РЕМОНТА 6.7.1. Цена АМТС может быть скорректирована при наличии дополнительного оборудования. Цена оборудования Ц определяется обор по формуле: Ц = SUM [Ц х (1 - И / 100%)] (руб.), (6.17) обор обор нов i э i где: Ц - цена нового i-го дополнительного оборудования обор нов i руб.; И - износ i-го дополнительного оборудования (см. раздел 5), %. э i 6.7.2. При наличии дефектов, вызванных ненадлежащей эксплуатацией и/или условиями хранения и требующих замены, ремонта или окраски деталей, цена АМТС может быть уменьшена дополнительно на стоимость устранения дефектов - У . деф К дефектам, вызывающим снижение цены АМТС, относят: коррозионные повреждения; отслоение хромированных декоративных покрытий; усталостные трещины несущих элементов; повреждения лакокрасочного покрытия кузова (царапины, сколы, отслоение); загрязнение, разрывы обивки салона; затертости остекления. 6.7.3. Если при осмотре выявлены следы ремонта, цена АМТС может быть снижена дополнительно. Дополнительное снижение цены в этом случае определяется по формуле: У = Ц х SUM К / 100% (руб.), (6.18) рем 2 рем i где: К - коэффициент снижения цены АМТС по i-му элементу, % рем i (К = К - Приложение 5, таблица 5.13). рем i утс i max 6.7.4. В случае, если выявлены повреждения, неисправности, подлежащие устранению, стоимость АМТС может быть снижена дополнительно на стоимость работ по устранению этих повреждений. Стоимость работ С определяется по методике, изложенной в разделе 7. рем 6.7.5. Остаточная стоимость АМТС с учетом эксплуатационного износа, дополнительного оборудования, дефектов в результате ненадлежащей эксплуатации и хранения, неустраненных повреждений определяется по формуле: Ц = Ц + Ц - У - У - С (руб.). (6.19) ок 2 обор деф рем рем 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ АМТС 7.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ" 7.1.1. Целью расчета цены восстановительного ремонта АМТС является определение наиболее вероятной суммы затрат, достаточной для восстановления доаварийных свойств АМТС. 7.1.2. Стоимость восстановительного ремонта С АМТС в общем рем случае определяется как сумма стоимостей С : i работ по снятию/установке, разборке / сборке, замене агрегатов, узлов, деталей С ; зам ремонтных работ (работ по восстановлению) С ; восст сопутствующих работ (уборочно-моечные, смазочно-заправочные и т.п.) С ; соп работ по окраске С ; окр работ по контролю, диагностике С и регулировке С ; контр рег работ по антикоррозионной и противошумной обработке С ; антикор стоимости подлежащих замене (замененных) деталей, узлов, агрегатов С ; зч стоимости использованных в процессе восстановления основных и вспомогательных материалов С и С (стоимость С , как правило, ом вм вм входит в стоимость работ, при которых они используются, поэтому может не указываться отдельной позицией). С = SUM С (руб.). (7.20) рем i 7.2. УЧЕТ ИЗНОСА АМТС 7.2.1. Результаты расчета должны содержать цену заменяемых деталей как с учетом эксплуатационного износа, так и без него. 7.2.2. При определении цены запасных частей для новых моделей автомобилей эксплуатационный износ, если его значение 20% и менее, не применяется. 7.2.3. При определении стоимости элементов системы подушек безопасности износ не применяется. 7.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 7.3.1. Объем, виды и способы ремонтных работ определяются экспертом в зависимости от характера и степени повреждения и состояния (коррозионного разрушения) отдельных деталей с учетом необходимости проведения работ по разборке/сборке, подгонке, регулировке, окраске, антикоррозионной и противошумной обработке и т.д. в соответствии с технологией, установленной предприятием - изготовителем АМТС, а в случав отсутствия сведений о технологии ремонта предприятия-изготовителя - путем экспертной оценки по имеющимся аналогам и данным официальных представительств предприятий-изготовителей. 7.3.2. При определении технического состояния АМТС и объема восстановительных работ по агрегатам и узлам, подозреваемым на скрытые повреждения, необходимо учитывать работы по проверке (в случае необходимости с разборкой и дефектовкой), не включая стоимость предполагаемых на замену деталей до подтверждения данного предположения непосредственным осмотром вскрытого узла или агрегата. 7.3.3. Эксперт принимает решение о замене агрегата, узла, детали при технической невозможности или экономической нецелесообразности их восстановления, руководствуясь требованиями нормативных актов Российской Федерации, отраслевых нормативов и нормативов предприятий - изготовителей АМТС, регламентирующих нормы технического состояния и безопасности эксплуатации АМТС. Решению о замене агрегатов и узлов должны предшествовать, как правило, их разборка или диагностирование состояния. 7.3.3.1. Замена кузова или рамы легкового автомобиля, микроавтобуса, кабины или рамы грузового автомобиля может быть назначена в случаях: образования сложного или особо сложного перекоса кузова, при необходимости замены: а) передней части кузова с передними лонжеронами с устранением деформаций (не ниже 2-й категории сложности ремонта) или заменой щита передка, передних стоек боковин (одной боковины), рамы ветрового окна, панели переднего пола салона в левой и/или правой части, панели крыши; б) задней части кузова с задними лонжеронами с устранением деформаций (не ниже 2-й категории сложности ремонта) или заменой задней перегородки, рамы окна задка, задних частей боковин (одной боковины), панели заднего пола салона в левой и/или правой части; повреждений, требующих замены более 50% таких элементов кузова, как панель крыши, пол салона с лонжеронами, боковина, моторный щит, лонжерон передний, лонжерон задний; средний или сложный перекос кузова при наличии сквозной коррозии его несущих элементов, не позволяющей обеспечить качественное сопряжение заменяемых или ремонтируемых деталей; восстановительный ремонт кузова или рамы путем замены или ремонта отдельных элементов экономически нецелесообразен; несоответствие кузова или рамы требованиям на приемку их в ремонт. 7.3.3.2. При принятии экспертом решения о замене или восстановлении пластмассовых элементов АМТС необходимо также руководствоваться ремонтной технологией производителя, существующими технологиями восстановления с применением современных материалов; при этом необходимо учитывать возможности ремонтной базы в регионе и целесообразность восстановления. 7.3.4. При назначении объема окрасочных работ необходимо исходить из возможности одного из вариантов окраски элемента (в зависимости от вида, объема, зоны ремонтного воздействия): полная, наружная или частичная (если такая окраска предусмотрена, возможна и целесообразна); при этом необходимо учитывать специфические свойства лакокрасочного покрытия. 7.3.5. Если окраске подлежит более 50% наружной окрашиваемой поверхности АМТС (по количеству кузовных элементов), рекомендуется назначать наружную окраску АМТС и дополнительно других поверхностей, требующих окраски (внутренние поверхности заменяемых или ремонтируемых деталей). 7.3.6. Не рекомендуется назначать окраску элемента или кузова АМТС, если на момент происшествия уже требовалась окраска элемента или кузова АМТС. 7.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ 7.4.1. Стоимость новых деталей, узлов, агрегатов С и зч нов материалов определяется исходя из цен на запасные части и материалы в официальных представительствах предприятий-изготовителей, средних рыночных цен, сложившихся в данном регионе, а в случае отсутствия этих данных, исходя из розничных цен, приведенных в сборниках цен. 7.4.2. При определении цены деталей, узлов, агрегатов и при составлении заключения эксперт должен указывать не только наименование заменяемых деталей, узлов и агрегатов, но и по возможности их номера по каталогам завода-изготовителя (производителя аналогичных комплектующих), поскольку цена зависит от варианта их исполнения, фирмы-производителя. 7.4.3. Стоимость деталей, узлов, агрегатов С с учетом зч изн эксплуатационного износа И рассчитывается по формуле: э С = С х (1 - И / 100%) (руб.). (7.21) зч изн зч нов э 7.4.4. При наличии в регионе сложившегося рынка деталей, узлов и агрегатов, бывших в употреблении, допускается использование в расчете стоимости восстановительного ремонта стоимости таких деталей, узлов и агрегатов - С . В этом случае принимается условие: зч б/у С = С (руб.). (7.22) зч изн зч б/у 7.4.5. Стоимость снятых с производства деталей С в случае дсп отсутствия их в продаже (в том числе и на вторичном рынке) в отдельных случаях может быть определена методом пропорций: С = (С / С ) х С (руб.), (7.23) дсп нов дсп стар д-а стар д-а нов где: С - стоимость детали, снятой с производства (стоимость дсп стар по прейскуранту на последний момент выпуска детали), руб.; С - стоимость детали-аналога, выпускаемой на момент д-а стар оценки (стоимость по прейскуранту на последний момент выпуска детали, снятой с производства), руб.; С - стоимость детали-аналога, выпускаемой на момент д-а нов оценки (стоимость рыночная или прейскурантная на момент оценки), руб. 7.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 7.5.1. Стоимость восстановительных работ С определяется рем р на основании норм трудоемкостей Т и стоимостных параметров i р Ц (стоимости нормо-часа) работ по техническому обслуживанию и i н-ч ремонту АМТС. Стоимость некоторых типовых работ (например, замена кузова, наружная или полная окраска и т.п.) может приниматься непосредственно в денежном выражении исходя из сложившихся цен на региональном рынке - С` . i р С = SUM C = SUM (SUM Т х Ц ) + SUM С` (руб.), рем р i р ji р i н-ч i р (7.24) где: С - стоимость работ i-го вида (см. п. 7.1.2): С , С , i р зам восст С , С , С , С , С , руб.; соп окр контр рег антикор Т - трудоемкость j-й операции (комплекса) по i-му виду ji р работ, нормо-час; Ц - стоимость нормо-часа по i-му виду работ, руб.; i н-ч С` - стоимость работ С , принятая непосредственно в i р i р денежном выражении, руб. 7.5.2. При определении трудоемкости ремонта АМТС необходимо использовать нормы трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту, разработанные и утвержденные производителем АМТС или уполномоченными организациями (учреждениями). Если таких норм не существует, то необходимо использовать нормы трудоемкости для АМТС-аналога (см. также п. 7.5.11). 7.5.3. Определение стоимостных параметров (стоимость нормо-часа) при ремонте АМТС осуществляется экспертом с учетом условий Страницы: 1 2 |