группа участников референдума после проведения жеребьевки откажутся от использования эфирного времени, они обязаны не позднее чем за пять дней до выхода в эфир сообщить в письменной форме об этом соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей агитации по вопросу (вопросам) референдума. 12. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие требования части 5 статьи 34 настоящего Закона, обязаны предоставлять эфирное время инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир). Общий объем эфирного времени, предоставляемого указанной организацией телерадиовещания инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума, определяется этой организацией телерадиовещания. 13. Платежный документ о перечислении средств на оплату стоимости эфирного времени в полном объеме должен быть представлен учреждению Сберегательного банка Российской Федерации инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой учреждения Сберегательного банка Российской Федерации должна быть представлена инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанных условий предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается. 14. Запрещается перекрывать, прерывать передачу агитационных материалов инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов, рекламой товаров, работ и услуг. 15. Видео- и аудиозаписи выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих агитацию по вопросу (вопросам) референдума, хранятся в соответствующей организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня официального опубликования результатов референдума. Организации телерадиовещания обязаны бесплатно предоставлять копии указанных теле- и радиопрограмм по требованию комиссий референдума. Статья 36. Условия проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума в периодических печатных изданиях 1. Редакции региональных (городских) государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, при проведении референдума города Москвы обязаны предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума бесплатную печатную площадь. 2. Редакции муниципальных периодических печатных изданий при проведении местного референдума обязаны предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума бесплатную печатную площадь. 3. Общий минимальный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций периодических печатных изданий, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляет для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума, должен составлять не менее 10 процентов общего объема ежемесячной печатной площади соответствующего издания в период, установленный частью 2 статьи 33 настоящего Закона. 4. Общий объем бесплатной печатной площади, декларированной редакцией периодического печатного издания, распределяется между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума путем деления общего объема выделяемой печатной площади на общее число групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума. 5. После завершения регистрации инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, но не позднее чем за 32 дня до дня голосования периодические печатные издания, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, проводят жеребьевку, в результате которой определяются даты бесплатных публикаций агитационных материалов инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в части 2 статьи 23 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения печатной площади публикуется в государственных региональных (городских) периодических печатных изданиях при проведении референдума города Москвы или муниципальных - при проведении местного референдума. 6. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, обязанные предоставлять бесплатную печатную площадь на соответствующем референдуме, обязаны также резервировать печатную площадь для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Общий объем резервируемой печатной площади должен быть равен установленному общему объему бесплатной печатной площади или превышать его, но не более чем в два раза. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе за соответствующую плату получить печатную площадь из общего объема зарезервированной печатной площади в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума. 7. Печатная площадь, указанная в части 6 настоящей статьи, должна предоставляться редакцией периодического печатного издания в период, указанный в части 2 статьи 33 настоящего Закона. Даты опубликования агитационных материалов определяются жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума не позднее дня, предшествующего дню проведения жеребьевки. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный частью 5 настоящей статьи. Дату проведения жеребьевки редакция периодического печатного издания сообщает соответствующей комиссии референдума не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Комиссия референдума информирует инициативную группу по проведению референдума, иную группу участников референдума о дате проведения жеребьевки. 8. Если инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума после проведения жеребьевки откажутся от использования печатной площади, они обязаны не позднее чем за пять дней до дня опубликования агитационных материалов сообщить в письменной форме об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей агитации по вопросу (вопросам) референдума. 9. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, не подпадающие под действие части 6 настоящей статьи, редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия части 5 статьи 34 настоящего Закона, вправе предоставлять печатную площадь инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума. Общий объем печатной площади, предоставляемой инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума, определяется указанной редакцией периодического печатного издания. 10. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие требования части 5 статьи 34 настоящего Закона, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума. 11. Оплата печатной площади инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума осуществляется в соответствии с договорами, заключенными ими с редакциями периодических печатных изданий. Платежный документ о перечислении в полном объеме средств на оплату стоимости печатной площади должен быть представлен учреждению Сберегательного банка Российской Федерации инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума не позднее чем за два дня до дня публикации. Копия платежного документа с отметкой учреждения Сберегательного банка Российской Федерации должна быть представлена инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается. 12. Публикация агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующей инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума. 13. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств фонда референдума какой группы была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания. 14. Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий. Статья 37. Условия проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума посредством агитационных публичных мероприятий 1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий. 2. Уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. По заявке инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное комиссией, организующей референдум, представителям инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума для встреч с участниками референдума. При этом комиссия, организующая референдум, обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. 4. Если указанное в части 3 настоящей статьи помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования решения о назначении референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, города Москвы и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), собственник, владелец помещения не вправе отказать иной группе участников референдума (инициативной группе по проведению референдума) в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. 5. Заявки на выделение помещений, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, для проведения встреч представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума с участниками референдума рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение трех дней со дня подачи указанных заявок. 6. Инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий. 7. Агитация по вопросу (вопросам) референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается. 8. Обеспечение безопасности при проведении агитационных публичных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 38. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов 1. Инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. 2. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в комиссию, организующую референдум. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов. 3. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего фонда референдума. 4. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума в соответствующую комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. 5. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего фонда референдума и с нарушением требований части 2 настоящей статьи. 6. Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований части 4 настоящей статьи. 7. Не позднее чем за 30 дней до дня голосования Руководитель муниципалитета по предложению муниципальной комиссии или территориальной комиссии обязан выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий референдума и агитационных материалов инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями референдума, по предложениям которых выделены эти места, до сведения инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. 8. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных частью 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, города Москвы и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается. 9. Организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов. 10. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены комиссии референдума, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. 11. Положения настоящей статьи не применяются в отношении агитационных материалов, распространяемых в соответствии со статьями 35 и 36 настоящего Закона. Статья 39. Ограничения при проведении агитации по вопросу (вопросам) референдума 1. Выступления представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. 2. При проведении агитации по вопросу (вопросам) референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в части 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности. 3. Инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении агитации по вопросу (вопросам) референдума запрещается осуществлять подкуп участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. 4. В период кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов референдума либо которые иным образом связаны с референдумом. 5. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с референдумом деятельности с использованием фамилии или изображения члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в период кампании референдума осуществляется только за счет средств соответствующего фонда референдума. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего фонда референдума, не допускается. 6. Члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала кампании референдума организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью агитацию по вопросу (вопросам) референдума. Членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг участникам референдума. 7. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. 8. Комиссии референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений. 9. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований частей 3-6, 8 и 10 статьи 38 настоящего Закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного настоящим Законом порядка проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума соответствующая комиссия референдума обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 10. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах. Глава 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕФЕРЕНДУМА Статья 40. Финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума 1. Расходы, связанные с проведением референдума города Москвы, осуществляются за счет средств, выделенных из бюджета города Москвы на указанные цели. Расходы, связанные с проведением местного референдума, осуществляются за счет средств, выделенных из бюджета соответствующего муниципального образования на указанные цели. При этом за счет средств, выделенных комиссиям референдума соответственно из бюджета города Москвы или бюджета муниципального образования, до официального опубликования решения о назначении референдума производятся только расходы, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума. 2. Главным распорядителем средств, предусмотренных в соответствующем бюджете на проведение референдумов, является комиссия, организующая референдум. 3. Участковая комиссия референдума представляет вышестоящей территориальной комиссии или муниципальной комиссии отчет о поступлении и расходовании средств бюджета города Москвы или бюджета муниципального образования, выделенных данной участковой комиссии на подготовку и проведение референдума, не позднее чем через 10 дней со дня голосования. 4. Муниципальная комиссия при проведении местного референдума представляет муниципальному Собранию и передает редакциям муниципальных периодических печатных изданий отчет о поступлении и расходовании средств бюджета муниципального образования, выделенных на проведение местного референдума, не позднее чем через 40 дней со дня голосования. 5. Территориальная комиссия представляет Городской комиссии при проведении референдума города Москвы отчет о поступлении и расходовании средств бюджета города Москвы, выделенных данной территориальной комиссии на подготовку и проведение референдума города Москвы, не позднее чем через 20 дней со дня голосования. 6. Городская комиссия при проведении референдума города Москвы представляет Московской городской Думе и передает редакциям региональных (городских) государственных периодических печатных изданий отчет о поступлении и расходовании средств бюджета города Москвы, выделенных на проведение референдума города Москвы, а также сведения о поступлении и расходовании средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума не позднее чем через 40 дней со дня официального опубликования результатов референдума. Указанные отчет и сведения должны быть опубликованы Городской комиссией в ее официальном печатном органе не позднее чем через 30 дней со дня их представления Московской городской Думе. 7. Председатели комиссий референдума распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий референдума по финансовым вопросам и представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом. 8. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета города Москвы или бюджетов муниципальных образований комиссиям референдума на подготовку и проведение референдума города Москвы, местного референдума, устанавливается Городской комиссией по согласованию с соответствующим государственным органом (организацией). 9. Плата за услуги банка по открытию счетов комиссий референдума и проведению операций по счетам не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются. 10. Комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов. Статья 41. Фонды референдума 1. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. При выдвижении инициативы проведения местного референдума, если число участников референдума на территории соответствующего муниципального образования не превышает пяти тысяч, создание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума необязательно при условии, что ею не производится финансирование подготовки и проведения референдума. 2. Иная группа участников референдума вправе создать фонд референдума для финансирования деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. 3. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума, создавшая фонд референдума, обязана назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Уполномоченные представители по финансовым вопросам регистрируются соответствующей комиссией референдума. 4. Фонды референдума могут создаваться за счет: 1) собственных средств членов инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, которые в совокупности не могут превышать 30 процентов от предельной суммы расходов средств фонда референдума, установленной частью 5 или 6 настоящей статьи; 2) средств, выделенных инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума общественным объединением, создавшим соответствующую группу, которые не могут превышать 30 процентов от предельной суммы расходов средств фонда референдума, установленной частью 5 или 6 настоящей статьи; 3) добровольных пожертвований граждан в размере, не превышающем 0,5 процента от предельной суммы расходов средств фонда референдума, установленной частью 5 или 6 настоящей статьи; 4) добровольных пожертвований юридических лиц в размере, не превышающем 10 процентов от предельной суммы расходов средств фонда референдума, установленной частью 5 или 6 настоящей статьи. 5. Предельная сумма всех расходов из средств фонда референдума инициативной группы по проведению референдума города Москвы не может превышать 30 млн. рублей. Предельная сумма всех расходов из средств фонда референдума иной группы участников референдума города Москвы не может превышать 25 млн. рублей. 6. Предельная сумма всех расходов из средств фонда референдума инициативной группы по проведению местного референдума не может превышать 700 тыс. рублей. Предельная сумма всех расходов из средств фонда референдума иной группы участников местного референдума не может превышать 500 тыс. рублей. 7. Право распоряжаться средствами фонда референдума принадлежит создавшей его инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума. 8. Порядок налогообложения средств фондов референдума, добровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходования средств указанных фондов устанавливается федеральными законами. Статья 42. Специальные счета референдума 1. Все денежные средства, образующие фонд референдума, перечисляются на специальный счет фонда референдума, открытый уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации по месту открытия счетов комиссии, организующей референдум. 2. Специальный счет фонда референдума открывается по предъявлении справки, выданной комиссией, организующей референдум. Форма справки устанавливается комиссией, организующей референдум. 3. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе открыть только один специальный счет фонда референдума. 4. Порядок открытия и ведения, а также закрытия специальных счетов фонда референдума устанавливается Городской комиссией по согласованию с соответствующим государственным органом (организацией). Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств фондов референдума и расходовании этих средств устанавливаются комиссией, организующей референдум. 5. Все финансовые операции по оплате расходов со специальных счетов фондов референдума прекращаются в день голосования. 6. На основании ходатайства инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума комиссия, организующая референдум, может продлить соответствующей группе срок проведения финансовых операций по оплате работ (услуг, товаров), произведенных (оказанных, приобретенных) до дня голосования. Статья 43. Добровольные пожертвования в фонд референдума 1. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума только через соответствующие фонды референдума. Расходование в целях достижения определенного результата на референдуме денежных средств, не перечисленных в фонды референдума, запрещается. 2. Запрещается вносить пожертвования в фонды референдума: 1) иностранным государствам и иностранным организациям; 2) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 4 настоящего Закона; 3) лицам без гражданства; 4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день внесения пожертвования; 5) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); 6) международным организациям и международным общественным движениям; 7) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления; 8) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям; 9) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); 10) организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в пунктах 5 и 9 настоящей части; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в пунктах 5 и 9 настоящей части, превышающую (превышающий) 30 процентов на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); 11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; 12) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям; 13) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения; 14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня начала кампании референдума; 15) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в фонд референдума, денежные средства либо иное имущество от: а) иностранных государств, а также от указанных в пунктах 1-4, 6-8, 11-14 настоящей части органов, организаций или физических лиц; б) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); в) юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); г) организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); д) организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта; е) организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год). 3. Некоммерческие организации, указанные в пункте 15 части 2 настоящей статьи, не вправе вносить пожертвования в фонд референдума только в случае, если полученные этими некоммерческими организациями денежные средства либо иное имущество не были возвращены ими перечислившим эти денежные средства либо передавшим иное имущество иностранным государствам, органам, организациям или физическим лицам, указанным в подпунктах "а"-"е" пункта 15 части 2 настоящей статьи (в случае невозможности возврата не были перечислены (переданы) в доход Российской Федерации), до дня внесения пожертвования в фонд референдума. 4. При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, его заменяющего, информацию о гражданстве. 5. При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 6. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в фонд референдума, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума не несут ответственность за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи, оказавшиеся недостоверными. 7. Пожертвования, внесенные с нарушением требований частей 2-5 настоящей статьи, или часть пожертвования, превышающая размер, установленный статьей 41 настоящего Закона, не позднее чем через 15 дней со дня поступления пожертвования на специальный счет фонда референдума подлежат возврату жертвователям, а пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, - перечислению в доход соответствующего бюджета. Статья 44. Порядок расходования средств фондов референдума 1. Средства фондов референдума имеют целевое назначение. Средства фондов референдума могут использоваться инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума только на покрытие расходов, связанных с проведением кампании референдума: 1) на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей участников референдума в поддержку выдвижения инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей участников референдума; 2) на агитацию по вопросу (вопросам) референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера; 3) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с осуществлением инициативной группой по проведению референдума своей деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, иными группами участников референдума своей деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. 2. Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с кампанией референдума, заключаются уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Расчеты между инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке. 3. Запрещаются без документально подтвержденного согласия инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и без оплаты из соответствующего фонда референдума выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с референдумом и направленных на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с референдумом и направленных на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Материальная поддержка инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, направленная на достижение определенного результата на референдуме, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего фонда референдума. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению референдума без привлечения третьих лиц. 4. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей участников референдума, а также на проведение агитации по вопросу (вопросам) референдума, осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на референдуме, только денежные средства, поступившие в фонды референдума в установленном настоящим Законом порядке. Статья 45. Отчетность по средствам фондов референдума, публикация информации о финансировании кампании референдума 1. Инициативная группа по проведению референдума представляет в комиссию, организующую референдум, два финансовых отчета в следующие сроки: 1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для назначения референдума. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета; 2) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов референдума. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств фонда референдума. 2. Иная группа участников референдума представляет в соответствующую комиссию референдума свой финансовый отчет в срок, установленный пунктом 2 части 1 настоящей статьи. 3. Обязанность сдачи финансового отчета инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума возлагается на уполномоченных представителей по финансовым вопросам указанных групп. 4. Копии финансовых отчетов инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума не позднее чем через пять дней со дня их получения передаются комиссией, организующей референдум, в редакции средств массовой информации для опубликования. 5. Учреждение Сберегательного банка Российской Федерации - держатель специального счета фонда референдума по требованию соответствующей комиссии референдума, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума обязано периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на соответствующем счете фонда референдума. Учреждение Сберегательного банка Российской Федерации - держатель специального счета фонда референдума по представлению соответствующей комиссии референдума, а по соответствующему фонду референдума также по требованию инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума обязано в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств фондов референдума. 6. Соответствующая комиссия референдума знакомит инициативную группу по проведению референдума, иные группы участников референдума, а также средства массовой информации по их официальным запросам со сведениями учреждений Сберегательного банка Российской Федерации - держателей специальных счетов фондов референдумов о поступлении и расходовании средств фондов референдумов. 7. Соответствующая комиссия референдума не реже одного раза в неделю направляет в государственные или муниципальные периодические печатные издания, указанные в частях 5 и 6 статьи 29 настоящего Закона, сведения о поступлении и расходовании средств фондов референдума. При этом обязательному опубликованию подлежат сведения: 1) о финансовой операции по расходованию средств фонда референдума в случае, если их размер превышает 5 процентов от предельной суммы расходов средств фонда референдума; 2) о юридических лицах, внесших в фонд референдума пожертвования на сумму, превышающую 3 процента от предельной суммы расходов средств фонда референдума; 3) о количестве граждан, внесших в фонд референдума пожертвования на сумму, превышающую 0,4 процента от предельной суммы расходов средств фонда референдума; 4) об общей сумме средств, поступивших в фонд референдума, и о сумме всех расходов из средств фонда референдума. 8. Комиссия, организующая референдум, осуществляет контроль за порядком формирования средств фондов референдума и расходованием этих средств. Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций, в пятидневный срок со дня поступления к ним представления комиссии, организующей референдум, обязаны на безвозмездной основе проверить сведения, указанные гражданами и юридическими лицами при внесении или перечислении пожертвований в фонды референдума, и сообщить о результатах проверки в данную комиссию. Комиссия, организующая референдум, знакомит инициативную группу по проведению референдума, иную группу участников референдума незамедлительно по их запросам с имеющейся у нее на день поступления соответствующего запроса информацией. При поступлении в распоряжение комиссии референдума информации о перечислении пожертвований с нарушением требований части 2 статьи 43 настоящего Закона указанная информация незамедлительно сообщается соответствующей инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума. Статья 46. Возврат денежных средств из фонда референдума 1. После дня голосования инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном счете фонда референдума, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в фонды референдума, пропорционально вложенным средствам. 2. Учреждения Сберегательного банка Российской Федерации обязаны по истечении 60 дней со дня голосования по письменному указанию соответствующей комиссии референдума перечислить неизрасходованные денежные средства в доход соответствующего бюджета. Статья 47. Контрольно-ревизионная служба 1. Для осуществления контроля за целевым расходованием средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение референдума, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием средств фондов референдума, для проверки финансовых отчетов инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума создается контрольно-ревизионная служба. 2. Контрольно-ревизионная служба создается при комиссии, организующей референдум, с привлечением специалистов (в том числе руководителей) государственных органов, иных органов и организаций, включая Сберегательный банк Российской Федерации, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по городу Москве. Указанные органы и организации по запросу соответствующей комиссии референдума не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования решения о назначении референдума обязаны откомандировать указанных специалистов в распоряжение комиссии референдума на срок не менее пяти месяцев. 3. На период работы в контрольно-ревизионных службах специалисты, указанные в части 2 настоящей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы. Указанным специалистам также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение референдума. 4. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается комиссией, организующей референдум. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы осуществляется комиссией, организующей референдум. 5. Контрольно-ревизионная служба по поручению комиссии, организующей референдум: 1) проверяет финансовые отчеты инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, нижестоящих комиссий референдума; 2) запрашивает и получает от инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, комиссий референдума информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию; 3) контролирует соблюдение установленного порядка финансирования инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума, осуществления иных мероприятий; 4) обращается в органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от форм собственности, а также к гражданам по вопросам, отнесенным к ведению контрольно-ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением референдума. Ответы на обращения контрольно-ревизионной службы и запрашиваемые ею материалы представляются в десятидневный срок, а за пять и менее дней до дня голосования и в день голосования - немедленно; 5) составляет документы о нарушениях, допущенных при финансировании референдума; 6) ставит перед соответствующей комиссией референдума вопросы о применении мер ответственности к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании референдума, реализации инициативы проведения референдума, проведении агитации по вопросу (вопросам) референдума; 7) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок. 6. При осуществлении своих полномочий контрольно-ревизионная служба может использовать ГАС "Выборы". Глава 8. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА Статья 48. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии референдума главой управы района города Москвы. 2. Помещение для голосования определяется не позднее чем за 45 дней до дня голосования и предоставляется в распоряжение участковой комиссии референдума не позднее чем за три дня до дня голосования. 3. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. 4. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии референдума, наблюдателей. 6. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия референдума оборудует информационный стенд, на котором размещает полученные от вышестоящей комиссии референдума информационные материалы о вопросе (вопросах) референдума, включая текст проекта закона города Москвы, иного нормативного правового акта, вынесенного на референдум. Указанные материалы размещаются участковой комиссией референдума таким образом, чтобы участники референдума свободно могли прочитать их. 7. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии референдума, наблюдателей на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. Статья 49. Бюллетень для голосования на референдуме 1. Для участия в референдуме участник референдума получает бюллетень. 2. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению комиссии, организующей референдум. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных участников референдума. 3. При проведении референдума бюллетени изготавливаются на офсетной бумаге с нанесением типографским способом на бланк бюллетеня защитной сетки. 4. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются комиссией, организующей референдум, не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 5. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Каждый бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. 6. При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями либо для каждого вопроса референдума бюллетень изготавливается отдельно. Бюллетени по разным видам голосования должны различаться по форме и (или) по цвету. 7. При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет" либо "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект закона города Москвы, иного нормативного правового акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого закона города Москвы, нормативного правового акта. 8. Бюллетени изготавливаются не позднее чем за 18 дней до дня голосования в полиграфических организациях, технически оснащенных для изготовления документации референдума. При проведении референдума города Москвы бюллетени изготавливаются исключительно по решению Городской комиссии. При проведении местного референдума бюллетени изготавливаются исключительно по решению муниципальной комиссии. 9. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии референдума с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия референдума, разместившая заказ на изготовление бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, представитель инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящей части. 10. Комиссия референдума, разместившая заказ на изготовление бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям референдума в срок, установленный комиссией, организующей референдум, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке участковым комиссиям референдума. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией референдума нижестоящей комиссии референдума составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней. 11. Передача бюллетеней участковым комиссиям референдума осуществляется не позднее чем за один день до начала досрочного голосования. По каждому участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число участников референдума, зарегистрированных на участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа участников референдума, включенных в списки участников референдума на соответствующем участке референдума на день передачи бюллетеней. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии референдума, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт. 12. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией референдума нижестоящей комиссии референдума, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, представители инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Оповещение указанных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией референдума, которая также обязана предоставить возможность не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся). 13. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий референдума, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней. 14. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией референдума, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии референдума. 15. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях референдума, подсчитываются и погашаются. В участковых комиссиях референдума эта процедура осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 54 настоящего Закона. В иных комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных бюллетеней. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в части 4 статьи 23 настоящего Закона. Эти бюллетени хранятся секретарем комиссии референдума вместе с другой документацией комиссии референдума. Статья 50. Порядок голосования 1. Голосование на референдуме проводится в день голосования с 8 до 20 часов. При проведении референдума города Москвы или местного референдума, день голосования которых совмещен с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме Российской Федерации, применяются нормы федерального законодательства, устанавливающие время начала и окончания голосования. 2. О времени и месте голосования муниципальные комиссии, территориальные и участковые комиссии референдума обязаны оповестить участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. 3. В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии референдума предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим участникам референдума, лицам, указанным в части 4 статьи 23 настоящего Закона, пустые переносные и стационарные ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии. 4. Каждый участник референдума голосует лично, голосование за других участников референдума не допускается. 5. Бюллетени выдаются участникам референдума, включенным в список участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, его заменяющего. Перед выдачей бюллетеней член участковой комиссии обязан удостовериться в том, что участник референдума не проголосовал досрочно, заявление (обращение) участника референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, указанном в части 2 статьи 52 настоящего Закона, и к нему не направлены члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования. 6. При получении бюллетеня участник референдума проставляет в списке участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, его заменяющего. С согласия участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, его заменяющего, могут быть внесены в список участников референдума членом участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. Участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка участников референдума в получении бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням участник референдума расписывается за каждый полученный бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка участников референдума. 7. Голосование проводится путем нанесения участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор. 8. Бюллетень заполняется участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в части 10 настоящей статьи. 9. Если участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии референдума, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член данной комиссии выдает участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке участников референдума напротив фамилии данного участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член участковой комиссии референдума с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря соответствующей комиссии референдума, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается. 10. Участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии референдума, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, наблюдателем. В таком случае участник референдума устно извещает участковую комиссию референдума о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, его заменяющего, лица, оказывающего помощь участнику референдума. 11. Заполненные бюллетени опускаются участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании. 12. Председатель участковой комиссии референдума следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в его отсутствие - секретарь участковой комиссии или иной член данной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею. 13. При проведении голосования, подсчете голосов участников референдума и составлении протоколов об итогах голосования участковыми комиссиями референдума в помещениях для голосования, помещениях участковых комиссий вправе находиться лица, указанные в части 4 статьи 23 настоящего Закона. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов, составляется участковыми комиссиями на основе предъявленных данными лицами документов. 14. Член участковой комиссии референдума немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о референдумах. Мотивированное решение об этом принимается участковой комиссией референдума или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами. 15. Членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки участников референдума для участия в голосовании. Статья 51. Порядок досрочного голосования 1. При проведении референдума города Москвы, местного референдума участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии или муниципальной комиссии (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии референдума (не ранее чем за три дня до дня голосования). Участник референдума, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию референдума заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Это заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших участников референдума. Комиссия референдума обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления участника референдума, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса участника референдума при установлении итогов голосования. Комиссия референдума вправе проверить указанную в заявлении участника референдума причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения обязана отказать в выдаче бюллетеня для досрочного голосования. 2. Если участник референдума голосует в помещении территориальной комиссии или муниципальной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов этой комиссии референдума с правом решающего голоса, которые заверяются ее печатью. Соответственно территориальная комиссия или муниципальная комиссия составляет список досрочно проголосовавших участников референдума. Участковая комиссия референдума продолжает составление поступившего из соответственно территориальной комиссии или муниципальной комиссии списка участников референдума, проголосовавших досрочно, по соответствующему участку. 3. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно участником референдума, вкладывается им в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, муниципальной комиссии, участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, а также членов соответствующей комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии референдума, а также подписью участника референдума, проголосовавшего досрочно. 4. Запечатанные конверты с бюллетенями хранятся у секретаря соответствующей комиссии референдума: в помещении территориальной комиссии или муниципальной комиссии - до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию референдума, в помещении участковой комиссии - до дня голосования. 5. В день голосования председатель участковой комиссии референдума после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов при их использовании и официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 4 статьи 23 настоящего Закона, перед началом голосования сообщает об общем количестве участников референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении соответственно территориальной комиссии или муниципальной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список участников референдума, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии референдума вскрывает поочередно каждый конверт. 6. Если число досрочно проголосовавших участников референдума составляет более одного процента от числа участников референдума, внесенных в список участников референдума на участке референдума (но не менее десяти участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии референдума. 7. После совершения действий, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, председатель участковой комиссии референдума, соблюдая тайну волеизъявления участника референдума, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов в случае его использования. Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы по соответствующему округу референдума, все извлеченные из данного конверта бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт. На лицевую сторону каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных под позициями "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии. 8. В списке участников референдума напротив фамилий участников референдума, проголосовавших досрочно, делается отметка: "Проголосовал досрочно". Статья 52. Порядок голосования участников референдума вне помещения для голосования 1. Участковая комиссия референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании участникам референдума, которые внесены в список участников референдума на данном участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. Участковая комиссия референдума также обеспечивает возможность участия в голосовании участникам референдума, которые внесены в список участников референдума на данном участке референдума и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия референдума регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком участников референдума. 3. При регистрации устного обращения в реестре, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество участника референдума, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена участковой комиссии референдума, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов участковой комиссии к участнику референдума данное обращение подтверждается его письменным заявлением. 4. В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество участника референдума, адрес его места жительства. 5. Заявления (устные обращения), указанные в части 4 настоящей статьи, могут быть поданы в участковую комиссию референдума не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования. 6. Председатель участковой комиссии референдума обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования. 7. Участковая комиссия референдума вправе признать неуважительной причину, по которой участник референдума не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать участнику референдума в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования комиссия немедленно извещает участника референдума. 8. Участковая комиссия референдума должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования. Количество таких ящиков определяется решением участковой комиссии референдума. 9. Члены участковой комиссии референдума, выезжающие по заявлениям (устным обращениям), получают бюллетени и расписываются в их получении. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реестра, указанного в части 2 настоящей статьи (при изготовлении которой делается соответствующая отметка в реестре), содержащую необходимые данные об участнике референдума и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения участником референдума бюллетеня. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц, указанных в части 14 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса. |