Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ НА ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРОДА МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 29 мая 2007 г. N 427-ПП (Д) Реализация системного подхода к управлению охраной окружающей среды на предприятиях и внедрение системы экологического менеджмента направлены на достижение предприятиями определенного уровня экологической эффективности, который позволит свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду и повысит ответственность за ее качество. В целях обеспечения необходимых мер для создания и внедрения системы управления окружающей средой на лакокрасочных предприятиях города Москвы, во исполнение распоряжения Правительства Москвы от 20 мая 2005 г. N 867-РП "О мероприятиях, направленных на снижение негативного воздействия лакокрасочных материалов на окружающую среду" Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Методические рекомендации по внедрению системы управления окружающей средой на лакокрасочных предприятиях города Москвы (далее - Методические рекомендации) согласно приложению. 2. Рекомендовать организациям (предприятиям), осуществляющим производство и использование лакокрасочных материалов, использовать настоящие Методические рекомендации. 3. Принять к сведению готовность АНО "Московский экологический регистр" (далее - АНО "МЭР") - центрального органа системы добровольной сертификации оказывать консультационные услуги предприятиям, осуществляющим производство и использование лакокрасочных материалов. 4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы при участии АНО "МЭР" обеспечивать консультационную помощь предприятиям, осуществляющим производство и использование лакокрасочных материалов, по внедрению системы управления окружающей средой. 5. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в месячный срок разместить настоящее постановление на официальном Интернет-сайте и провести информирование предприятий через имеющиеся медиаресурсы. 6. Настоящее постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы. 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 29 мая 2007 г. N 427-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 29 мая 2007 года N 427-ПП МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ НА ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРОДА МОСКВЫ 1. Введение Методические рекомендации предназначены для: - организаций, производящих и потребляющих лакокрасочные материалы, создания и внедрения СУОС (далее - предприятия); - научных работников, осуществляющих разработку и внедрение лакокрасочных материалов. Создание СУОС целесообразно начинать с экологического аудита деятельности предприятия с целью получения необходимых исходных данных, их обобщения и анализа. Зафиксированное на начальном этапе создания СУОС исходное (базовое) экологическое состояние дает предприятию возможность в дальнейшем отслеживать динамику его изменения во времени. Предварительное оценивание воздействия деятельности организации на окружающую среду необходимо для получения полного, систематизированного представления о характере и величине этого воздействия и должно охватывать четыре ключевые области: - соблюдения требования законодательных и нормативных документов; - идентификации важных экологических аспектов; - изучения всех существующих методов и процедур, используемых в осуществлении природоохранной деятельности; - оценки информации, поступившей по обратной связи после исследования предшествующих событий, связанных с воздействиями на окружающую среду. Во всех случаях следует уделять внимание нормальным и аномальным рабочим процессам в рамках предприятия, а также потенциальным аварийным условиям и возможности реагирования на них. Результаты первоначальной оценки воздействия на окружающую среду документально оформляются. В общем случае порядок организации и проведения предварительного оценивания предусматривает выполнение следующих работ: - создание аналитической группы для выполнения работ; - назначение специального представителя руководства предприятия по СУОС; - определение перечня проблем, подлежащих изучению (например, снижение выбросов летучих органических соединений (ЛОС) при производстве и применении лакокрасочных материалов (ЛКМ), переработка и повторное использование отходов производства); - определение методов и инструментов, посредством которых должно проводиться изучение проблем; - составление планов работ и их выполнение; - документированное оформление результатов предварительного оценивания; - доведение результатов оценивания до заинтересованных лиц. Аналитическую группу целесообразно создавать из специалистов экологической службы с привлечением компетентных специалистов других подразделений. Аналитическая группа должна возглавляться специальным представителем руководства предприятия, который имеет полномочия для того, чтобы: - гарантировать, что требования СУОС выполняются на уровне, соответствующем ИСО 14001; - представлять отчеты о функционировании СУОС руководству предприятия для анализа и совершенствования системы экологического менеджмента. Специальный представитель, члены аналитической группы назначаются приказом (приказами) руководителя предприятия и обеспечиваются ресурсами, позволяющими провести работы в соответствии с ИСО 14001. Разработка и внедрение СУОС могут проводиться специалистами предприятия, прошедшими обучение, или специалистами других организаций. Перечень вопросов, подлежащих изучению в процессе оценивания текущего состояния деятельности предприятий, связанных с производством лакокрасочных материалов: - анализ местоположения предприятия с позиций воздействия его деятельности на окружающую среду. Например, близость к жилой застройке, местам природной или культурной значимости, сельскохозяйственным угодьям; расположение розы ветров, топография, гидрология, география и история местности; - выбор и систематизация природоохранных законодательных актов и нормативных документов, обязательных для применения на предприятии; - определение экологических аспектов и оценка воздействия предприятия на окружающую среду (источники воздействия, фактические экологические характеристики деятельности предприятия); - анализ существующих, используемых в практике природоохранной деятельности методов и процедур; - анализ мнений различных сторон, заинтересованных в природоохранной деятельности предприятия. Результаты оценивания документируются в форме отчета, в заключительной части которого приводятся основные выводы и рекомендации. Форма отчета по деятельности предприятия по производству ЛКМ на окружающую среду приведена в приложении 1. Отчет доводится до сведения руководителя предприятия, членов Координационного совета. Для предприятий, занятых производством лакокрасочных материалов, характерно косвенное воздействие на окружающую среду, которое проявляется и при использовании ЛКМ. Аналитической группой разрабатывается Положение об аудиторской группе, которое утверждается руководителем предприятия. В Положении рекомендуется отразить необходимые мероприятия, порядок их выполнения, ответственных лиц, осуществляющих контроль, вопросы информирования руководства предприятия, документально оформляется процедура проведения периодического оценивания воздействий деятельности предприятия по производству ЛКМ на окружающую среду и эффективности использования им природных ресурсов. По результатам первичной оценки в дальнейшем определяются полномочия и круг обязанностей представителя руководства предприятия по СУОС на этапе разработки системы и обязанности персонала. С этой целью полезно использовать практику издания руководством предприятия необходимых приказов и распоряжений. Представляется также целесообразным разработать блок-схемы основных производственных процессов конкретного предприятия, оказывающих воздействие на окружающую среду, которые можно использовать в обучении персонала. 2. Экологическая политика Экологическая политика провозглашает намерения руководства в отношении взаимодействия с окружающей средой и является основой для выработки целей ее текущего и долговременного развития в СУОС. Экологическая политика устанавливается с учетом общего направления хозяйственной деятельности, экологических аспектов, состояния окружающей среды, требований законодательных и других нормативных и правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия в области охраны окружающей среды. Ответственным за формирование экологической политики и внедрение политики, своевременную актуализацию является руководитель предприятия. Определяя экологическую политику, руководитель предприятия должен обеспечить, чтобы политика: - учитывала специфику предприятия; - соответствовала характеру, масштабу воздействия на окружающую среду деятельности предприятия, его продукции и услуг; - включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения; - включала обязательство в отношении соответствия природоохранному законодательству, регламентам и другим требованиям; - предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа; - документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всего персонала; - была доступна для общественности. При формировании экологической политики предприятия по производству ЛКМ необходимо учитывать следующее: - цели и направления деятельности организации; - соответствие руководящим документам по охране окружающей среды, требованиям законодательных, нормативных актов, за соблюдение которых предприятие несет ответственность; - мнения заинтересованных сторон; - предотвращение аварийных загрязнений окружающей среды; - согласованность с другими аспектами административной политики предприятия, например, в области качества, охраны здоровья и обеспечения безопасности персонала; - специфические местные и региональные условия. При разработке экологической политики целесообразно: - оценить благоприятные возможности предприятия по охране окружающей среды; - оценить риски при решении задач в области охраны окружающей среды; - использовать реестр экологических аспектов и их воздействий на окружающую среду; - определить пути решения проблем, связанных с охраной окружающей среды. Как документ экологическая политика формируется в виде простого, ясного заявления (декларации). Объем документа, как правило, не более одной страницы. Он подписывается руководителем предприятия с обязательным указанием даты подписи. Экологическая политика вводится в действие приказом, который доводится до сведения руководителей подразделений и служб. Причинами пересмотра экологической политики могут быть различные объективные обстоятельства - изменения в законодательстве, изменения в экологической ситуации в районе расположения предприятия и др., в результате которых заявленные в политике обязательства не могут быть реализованы, или когда они недостаточно эффективны. Основным средством реализации экологической политики предприятия служит система экологического менеджмента. Вариант экологической политики предприятия по производству лакокрасочных материалов представлен в приложении 2. 3. Требования законодательных и нормативных документов Все требования законодательных актов и других нормативных документов, связанных с экологическими аспектами, вносятся разработчиками в руководящие документы предприятия (СТП, регламенты и др.). Идентифицированные документы включаются в Реестр природоохранных документов (далее - Реестр). Весь формируемый фонд документов целесообразно систематизировать по определенному признаку, например, группы (виды) воздействий на окружающую среду экологических аспектов предприятия. Вариант формы Реестра природоохранных документов представлен в приложении 3. Реестр разрабатывает экологическая служба предприятия на основе информации, представляемой юридической службой (например, с помощью системы "Гарант" и перечня природоохранных документов местного надзорного органа). 4. Экологические аспекты, оценка их воздействий на окружающую среду С целью проведения оценки воздействий экологических аспектов (далее - ЭА) на окружающую среду в Реестр необходимо включить количественные значения показателей этих воздействий. При разработке Реестра ЭА целесообразно рассматривать деятельность предприятия как процесс, имеющий свои входы (входные потоки) и выходы (выходные потоки). Анализируя воздействие на окружающую среду ЭА производства ЛКМ, необходимо учитывать специфику, масштабы и условия производства конкретного предприятия. Схематично условия функционирования предприятия по производству ЛКМ с его входами и выходами показаны на рисунках 1, 2. При идентификации ЭА необходимо оценивать косвенное воздействие производимых ЛКМ на окружающую среду в процессе их применения потребителями. Схематично процесс применения ЛКМ потребителями с точки зрения воздействия на окружающую среду показан на рисунке 3. Как показано на рисунках 1, 2, 3, входные потоки поступают на предприятие извне и представляют собой потоки различных ресурсов, необходимых для производства ЛКМ или оказания услуг с их применением. Исключение могут представлять потоки повторной деятельности, например, использование отходов производства. Выходные потоки - это выходящие из предприятий потоки продукции, отходов производства, выбросов и сбросов. Рис. 1. Схема функционирования предприятия по производству органорастворимых ЛКМ ----------------------------------------------------------------------------- | Входные потоки Выходные потоки | |---------------------------------------------------------------------------| | --------------------------- | | Сырье |- прием, хранение сырья | ЛОС | | -----------------|и материалов; |----------------- | | |- загрузка сырьевых | | | Материалы |компонентов; | Очищенные сточные воды | | -----------------|- изготовление |----------------- | | |лакокрасочных материалов;| | | Вода |- постановка на "тип", | Ливневые стоки | | -----------------|фильтрация, фасовка; |----------------- | | |- зачистка и промывка | | | Тепло |оборудования; | ТБО | | -----------------|- хранение готовой |----------------- | | |продукции; | Пыль сухих смол пигментов | | |- обслуживание и ремонт | и наполнителей, в т.ч. | | -----------------|оборудования; | соединений тяжелых металлов | | Электроэнергия |- очистка промышленных |----------------- | | |сточных вод | Твердые | | Услуги | | отходы производства | | -----------------| |----------------- | | ----------------------------------- | | | | | | | | Повторное использование части | | | | отходов производства | | | ------------------------------------------ | ----------------------------------------------------------------------------- Рис. 2. Схема функционирования предприятия по производству водно-дисперсионных ЛКМ ---------------------------------------------------------------------------- | Входные потоки Выходные потоки | |--------------------------------------------------------------------------| | Пыль пигментов | | Сырье --------------------------- и наполнителей | | -----------------|- прием, хранение сырья |----------------- | | Материалы |и материалов; | Пары остаточных мономеров, | | -----------------|- загрузка сырьевых | аммиака, этиленгликоля | | |компонентов; |----------------- | | Вода |- изготовление | Очищенные сточные воды | | -----------------|лакокрасочных материалов;|----------------- | | |- постановка на "тип", | | | Тепло |фильтрация, фасовка; | Ливневые стоки | | -----------------|- зачистка и промывка |----------------- | | |оборудования; | | | Электроэнергия |- хранение готовой | Твердые отходы производства | | -----------------|продукции; |----------------- | | |- обслуживание и ремонт | | | Услуги |оборудования; | ТБО | | -----------------|- очистка промышленных |----------------- | | |сточных вод | | | --------------------------- | ---------------------------------------------------------------------------- Рис. 3. Схема функционирования процесса потребления ЛКМ на предприятиях-потребителях ЛКМ ----------------------------------------------------------------------------- | Входные потоки Выходные потоки | |---------------------------------------------------------------------------| | ЛКМ ---------------------------- ЛОС | | -----------------|- прием ЛКМ; |---------------- | | |- подготовка окрашиваемых | | | Сопутствующие |поверхностей (шлифование, | Пары органических | | материалы |обезжиривание, | и неорганических соединений | | |пассивирование, |---------------- | | -----------------|фосфатирование); | | | |- окрашивание: | Пыль неорганических | | Вода | - нанесение ЛКМ | соединений | | -----------------|(грунтование, шпатлевание,| | | |лакирование); |---------------- | | Тепло | - распыление; | Шлам, содержащий ЛКМ | | -----------------| - окунание; |---------------- | | | - электроосаждение; | | | Электроэнергия |- сушка окрашенных | Твердые отходы покрасочных | | -----------------|изделий; | материалов, в том числе | | Замывочная |- зачистка и промывка | соединения тяжелых металлов | | смесь |оборудования; | | | -----------------|- сбор и временное |---------------- | | Услуги |размещение отходов | Обработанное | | -----------------|на площадке | компрессорное масло | | | |---------------- | | ---------------------------- | ----------------------------------------------------------------------------- Построение схемы процесса функционирования конкретного предприятия может рассматриваться как первая стадия идентификации экологических аспектов и их воздействий. Второй стадией этой работы является определение границ СУОС, т.е. видов деятельности, продукции и услуг предприятия, которые включаются в рамки распространения действия СУОС. Результатом работы на данной стадии является формирование полных перечней видов деятельности, детализированных до уровня отдельных производственных операций и видов предоставляемых услуг. Третья стадия предусматривает выявление экологических аспектов по каждому виду деятельности, продукции и услуг, включенному в составленные перечни. При этом можно использовать рассмотренный метод анализа входных потоков, когда объектом анализа выступает не предприятие в целом, а отдельный вид деятельности (процесс), продукция или услуга. Каждый экологический аспект может быть связан с одним или несколькими видами воздействий на окружающую среду. Примеры ЭА производства и применения ЛКМ приведены в таблицах 1, 2. Разработка Реестра ЭА, характеризуемых соответствующими количественными показателями, осуществляется в четыре этапа: 1. Детализируется деятельность предприятия по видам. 2. Производится идентификация ЭА предприятия как элементов его деятельности, которые взаимодействуют или могут взаимодействовать с окружающей средой (детализация видов деятельности). 3. Определяются воздействия на окружающую среду ЭА, выявленных на этапе 2. 4. Определяются количественные показатели воздействий ЭА на окружающую среду. Реестр может быть оформлен в виде таблиц по разделам отдельно для каждого вида воздействия на компоненты окружающей среды. Таблицы ЭА, включаемые в Реестр, целесообразно строить в электронной форме, т.к. в дальнейшем его следует актуализировать, периодически вносить в него изменения и дополнения, связанные с изменениями в воздействиях на окружающую среду. Таблица 1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ --------------------------------------------------------------------------------- |Источник воздействия|Режим |Аспект |Воздействие |Наименование | |(процесс, продукт, | | | |загрязнения | |услуга) | | | | | |--------------------|----------|------------|---------------|------------------| -| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |--------------------|----------|------------|---------------|------------------| -| |Прием, хранение |Штатный |Эмиссия ЗВ |Как правило, |ЛОС, пыль | |сырья, готовой | | |пренебрежимо | | |продукции | | |малое | | |--------------------|----------|------------|---------------|------------------| -| |Загрузка сырьевых |Штатный |Эмиссия ЛОС.|Загрязнение. |Пары | |компонентов | |Образование |АВ. |растворителей, | | | |отходов |Увеличение |пыль пигментов, | | | | |количества |наполнителей, | | | | |отходов |сухих смол, | | | | | |сыпучие сырьевые | | | | | |остатки | | | | | |в мешках, остатки | | | | | |смол в бочках | | |----------|------------|---------------|------------------| | |Аварийный |Залповые |Загрязнение. | -"- | | | |выбросы. |АВ. | | | | |Возможность |Увеличение | | | | |аварийной |количества | | | | |утечки, |отходов | | | | |россыпи при | | | | | |растаривании| | | | | |и загрузке | | | --------------------------------------------------------------------------------- -- Таблица 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ --------------------------------------------------------------------------------- -- |Источник воздействия|Аспект |Воздействие |Наименование | |(процесс, продукция,| | |загрязнителя | |услуга) | | | | |--------------------|-------------------|------------------|-------------------| -| |ЛКМ |Экологическая |Загрязнение ОПС. |ЛОС, соединения | | |безопасность |Здоровье человека |тяжелых металлов | |--------------------|-------------------|------------------|-------------------| -| |Подготовка |Выброс ЗВ |Загрязнение |Пары загрязняющих | |окрашиваемых |в атмосферу. |воздуха. |веществ | |поверхностей |Сброс в сточные |Загрязнение воды. |(органических | |(шлифование, |воды. |Увеличение |и неорганических), | |обезжиривание, |Образование отходов|количества |химически | |пассивирование, |(твердых, |отходов. |загрязненная вода | |фосфатирование) |пастообразных) |Захламление |(электролиты, | | | |территории |растворители), пыль| | | | |- отходы | | | | |от зачистки | | | | |поверхностей | | | | |(абразивные | | | | |материалы), шлам | | | | |ЛКМ - | | | | |скоагулированная | | | | |краска, ветошь | | | | |и текстиль, | | | | |загрязненный ЛКМ | --------------------------------------------------------------------------------- Количественные параметры - показатели воздействий на окружающую среду могут быть получены путем выполнения непосредственных измерений количества каждого из загрязняющих веществ. В качестве основных источников исходных данных для выявления экологических аспектов и количественных характеристик их воздействий на ОС могут быть: 1. Результаты инвентаризации источников выбросов в атмосферный воздух. 2. Данные экологического паспорта природопользователя. 3. Данные государственной статистической отчетности организации (формы - 2 ТП). 4. Сведения о соблюдении требований по охране атмосферного воздуха от загрязнений. 5. Сведения о соблюдении требований по использованию и охране водных ресурсов от загрязнений. 6. Сведения о соблюдении требований по обращению с отходами. 7. Сведения о внесении платежей за загрязнение окружающей среды в федеральный бюджет и Целевой бюджетный территориальный экологический фонд. 8. Результаты контроля за содержанием вредных веществ в выбросах, сбросах и за работой очистных сооружений, выполняемого имеющимися на предприятиях или привлекаемыми на договорной основе аккредитованными лабораториями. 9. Наличие сооружений, систем и средств очистки с необходимой документацией на них. 10. Наличие плана мероприятий по предотвращению возможных аварийных и залповых выбросов (в технологических регламентах, инструкциях). 11. Результаты обследований предприятия (территории), проводимых в различных целях. 12. Данные результатов контроля и мониторинга параметров качества окружающей среды - воздуха, воды, почвогрунтов в зоне ответственности организации, включая границы этой зоны. 13. Данные аналитического контроля за сбрасываемыми очищенными сточными водами. 14. Параметры, заложенные в разрешениях природоохранных органов на выбросы в атмосферный воздух, сбросы очищенных сточных вод, нормативы образования отходов. 15. Степень соответствия деятельности предприятия нормативам и разрешениям природоохранных органов. 16. Потребление энергии (электрической, тепловой и т.д.) на единицу продукции. 17. Потребление питьевой и технической воды. 18. Инвестиции в охрану окружающей среды. 19. Мнения заинтересованных сторон. В таблице 3 приведен вариант системы кодирования экологических аспектов. Таблица 3 ВАРИАНТ СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ------------------------------------------------------------- |Код группы| Наименование группы | |----------|------------------------------------------------| |ПВ | Потребление воды | |----------|------------------------------------------------| |ПЭ | Потребление энергии | |----------|------------------------------------------------| |ПХВ | Потребление химических веществ | |----------|------------------------------------------------| |ПС | Потребление сырья | |----------|------------------------------------------------| |ХТО | Хранение на территории объекта (сырья, веществ)| |----------|------------------------------------------------| |СВ | Сточные воды | |----------|------------------------------------------------| |ВА | Выбросы в атмосферу | |----------|------------------------------------------------| |РО | Размещение отходов | |----------|------------------------------------------------| |РАС | Риск аварийных ситуаций | |----------|------------------------------------------------| |ДР | Другие экологические аспекты (локальные) | ------------------------------------------------------------- В каждой из указанных в таблице группе установлены конкретные ЭА. Результаты идентификации ЭА заносятся в Реестр ЭА и их показателей. В приложении 4 приведен вариант формы "Реестр экологических аспектов и их показателей" для регистрации по видам воздействий. Разработанный Реестр является базой для выявления ЭА наиболее важных по степени их воздействия на окружающую среду. В качестве критериев при оценке важности ЭА часто используют числовые значения показателей воздействия на окружающую среду. При идентификации важных ЭА можно установить следующие степени воздействия, которые ранжируются по количественным характеристикам показателей воздействий: - низкая степень; - средняя степень; - высокая степень. В этом варианте идентификации экологические аспекты относятся к важным, если степень их воздействия на окружающую среду оценивается как высокая. Порядок определения важности ЭА процесса промывки оборудования при производстве и применении ЛКМ приведен в таблице 4. Ранжирование показателей ЭА осуществляется по данным Реестра ЭА, полученным в результате экологического контроля. Для оценки ЭА деятельности предприятия применяется метод, получивший название "ABC-анализ". Метод базируется на экспертных оценках и применяется для ранжирования ЭА по степени их важности, используется для оценки воздействий на окружающую среду всего предприятия, отдельных производственных и технологических процессов, операций или деятельности производственных подразделений. Оценка производится по трем обобщенным показателям - A, B и C. Характеристики каждого показателя приведены в таблице. Выбор показателей и их числовых значений определяется экспертным путем. Эти значения соответствуют буквенным обозначениям: показателю A соответствует 10; B - 5 и C - 1. Полученные этим способом показатели перемножаются и дают количественное значение совокупной оценки, по величине которой можно судить о важности экологического аспекта по степени его воздействия на окружающую среду. На основе Реестра важных ЭА устанавливают целевые экологические показатели. Поэтому целесообразно, чтобы метод идентификации важных ЭА позволял оценивать их значимость с учетом числовых показателей, надежность которых определяется возможностью измерения. По результатам идентификации разрабатывается Реестр важных ЭА, в который заносятся показатели их воздействий. Таблица 4 ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВАЖНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОЦЕССА ПРОМЫВКИ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРИМЕНЕНИИ ЛКМ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Процесс |Выход/вход|Аспект |Воздействие|Наблюдение|Вероятность|Степень |Возможность|Совокупный|Значимость | |/продукция/ | | | | |появления |опасности |устранения |результат |<*> | |услуга | | | | | | | | | | |--------------|----------|--------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |--------------|----------|--------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|------------| |Смесь |Вход |Возможность |Загрязнение|Авария |B |B |C | |Незначитель-| |растворителей | |сброса |воздуха, | |-----------|----------|-----------|----------|ный | | | |(при промывке)|увеличение | | 5| 5| 1| 25| | | | | |отходов | | | | | | | |--------------|----------|--------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|------------| |Промывка и |Выход |Выброс ЗВ, |Загрязнение|Авария |B |A |C | |Значительный| |зачистка | |образование |воздуха, | |-----------|----------|-----------|----------| | |оборудования | |отходов |почвы, воды| | 5| 10| 1| 50| | | | |--------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|------------| | | |Выброс ЗВ |Загрязнение|Штатный |B |B |B | |Весьма | | | |в атмосферу |воздуха | |-----------|----------|-----------|----------|значительный| | | | | | | 10| 5| 5| 250| | | | |--------------|-----------| |-----------|----------|-----------|----------|------------| | | |Образование |Увеличение | |A |A |B | |Весьма | | | |отходов |количества | |-----------|----------|-----------|----------|значительный| | | | |отходов | | 10| 10| 5| 500| | | | |--------------|-----------| |-----------|----------|-----------|----------|------------| | | |Возможность |Загрязнение| |B |B |B | |Значительный| | | |сброса |воды, | |-----------|----------|-----------|----------| | | | |в сточные воды|потребление| | 5| 5| 5| 125| | | | | |ресурсов | | | | | | | | | |--------------|-----------| |-----------|----------|-----------|----------|------------| | | |Повторное |Уменьшение | |B |B |B | |Весьма | | | |использование |отходов | |-----------|----------|-----------|----------|значительный| | | |растворителя | | | 5| 5| 5| 125| | |--------------|----------|--------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|------------| |Замывочная |Выход |Возможность |Загрязнение|Авария |B |A |C | |Значительный| |смесь | |сброса |воздуха, | |-----------|----------|-----------|----------| | | | | |почвы, воды| | 5| 10| 1| 50| | | | |--------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|------------| | | |Переработка |Уменьшение |Штатный |B |B |B | |Значительный| | | | |количества | |-----------|----------|-----------|----------| | | | | |отходов | | 5| 5| 5| 125| | |--------------|----------|--------------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|----------|------------| |Пастообразный |Выход |Возможность |Загрязнение|Уборка, |B |B |C | |Незначитель-| |шлам | |несанкциони- |почвы, |ремонт |-----------|----------|-----------|----------|ный | | | |рованного |воды, | | 5| 5| 1| 25| | | | |размещения |воздуха | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Вероятность появления| Степень опасности | Возможность устранения | Обсуждение результатов | |---------------------|--------------------------------|----------------------------------|-------------------------------| |A(10) | Большая | A(13) | Серьезные | A(10) | Отсутствует | Больше | Очень значимые | | | | | последствия | | | 125 | | |------|--------------|-------|------------------------|--------|-------------------------|---------|---------------------| |B(5) | Средняя, | | Большое количество | B(5) | Существуют | От 50 | Значимые | | | редко | | отходов и загрязнений | | технические решения, | до 125 | | | | | | окружающей среды | | однако не реализованы | | | |------|--------------|-------|------------------------|--------|-------------------------|---------|---------------------| |C(1) | Отсутствует | B(5) | Средние последствия | C(1) | Имеется возможность | Менее | Незначимые | | | | | | | | 50 | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | C(1) Малые последствия | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 5. Планирование, целевые показатели Элементы СУОС, связанные с планированием, включают: - идентификацию экологических аспектов и оценку воздействий на окружающую среду; - требования законодательных актов; - экологическую политику; - внутренние критерии экологической эффективности; - целевые и плановые экологические показатели; - планы действий, связанные с охраной окружающей среды, и программы. Экологические цели устанавливаются обычно на период от одного года до нескольких лет, а на более короткий срок - оперативные цели, достижение которых должно осуществляться незамедлительно. Потребность в постановке таких целей возникает в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Руководство предприятия проводит анализ состояния воздействий на окружающую среду через запланированные интервалы времени для обеспечения соответствия деятельности предприятия природоохранным требованиям. Для реализации экологической политики предприятие устанавливает целевые экологические показатели. В концепции стандартов ИСО серии 14000 целевые экологические показатели выступают в виде целей (целевых установок), т.е. того, что предлагается достигнуть. Для целевых показателей устанавливаются измеряемые характеристики, количественным выражением которых следует считать предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты; временно согласованные выбросы и сбросы ЗВ в атмосферу и в водные объекты; лимиты образования и размещения отходов; количество повторно использованного замывочного растворителя (% к общему количеству); расход воды для обеспечения работ по окрашиванию изделий; удельное образование отходов (на тонну использованных ЛКМ). Достижение целевых экологических показателей могут определять следующие величины: - количество использованных материалов, ресурсов; - количество выбросов ЗВ; - количество отклонений в сторону превышения установленных пределов, экологических аварий; - утилизированные отходы в %; - количество специфических загрязняющих веществ; - капиталовложения в охрану ОС; - изменение количества отходов, загрязнителей по отношению к капиталовложениям в чистые технологии и совершенствование производства; - количество выбрасываемого загрязнителя на единицу торгового оборота; - количество выбросов, исключенных путем замены материала. Разработанный Реестр важных ЭА обосновывает цели и целевые экологические показатели. Имея Реестр важных ЭА, предприятие выбирает показатели, на которые оно предположительно может влиять. Имея полную информацию об ЭА и их воздействиях на окружающую среду, предприятие обоснованно устанавливает свои целевые экологические показатели, достижение которых позволит в данный период времени получить максимальные результаты при минимальных затратах. Установленные целевые экологические показатели (цели) необходимо оформить в виде самостоятельного документа, утвержденного руководителем предприятия. Вариант формы документа представлен в приложении 5. Документально оформленные целевые показатели являются общими показателями экологической эффективности, взаимосвязанными с обязательствами экологической политики. После установления целевых показателей для достижения их в заданные сроки устанавливаются плановые экологические показатели, которые должны быть конкретными и измеряемыми. Схематично процесс обоснования целевых и плановых экологических показателей (целей и задач) в СУОС в их взаимосвязи с экологической политикой показан на рисунке 4. Целевые экологические показатели (экологические цели) формулируются руководителем экологической службы предприятия, рассматриваются специальным представителем руководства и выносятся на обсуждение Координационного совета предприятия. Решение Координационного совета о принятии целевых экологических показателей оформляется протоколом и утверждается руководителем предприятия. Рис. 4. Процесс обоснования целевых и плановых экологических показателей -------------------------------------------------------------------------- | ----------------- --------------- ------------------ | | |Требования | |Экологическая| |Мнения | | | |законодательных---------политика --------заинтересованных| | | |актов | | | |сторон | | | ----------------- --------------- ------------------ | | | | | -------------------------------------------------------- | | | | | | | | --------------- --------------- --------------- --------------- | | |Экологические| |Важные | |Целевые | |Плановые | | | |аспекты |---|экологические|---|экологические|---|экологические| | | | | |аспекты | |показатели | |показатели | | | --------------- --------------- --------------- --------------- | -------------------------------------------------------------------------- Числовые значения целевых и плановых экологических показателей представляют собой измеряемые характеристики экологической эффективности СУОС. Это означает, что они выступают в роли критериев экологической эффективности. В рамках общего планирования своей деятельности на предприятии разрабатывается программа экологического менеджмента, направленная на достижение всех своих целевых экологических показателей. В программе отражаются распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей, привлекаемые для их достижения ресурсы и сроки, в которые они должны быть достигнуты, описывается, каким образом будут достигнуты целевые и плановые экологические показатели предприятия. Вариант формы программы экологического менеджмента представлен в таблице 5. Таблица 5 ПРОГРАММА СУОС (ВАРИАНТ ФОРМЫ) --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Заявление |Экологический|Мероприятия|Срок достижения|Ответственный |Средства |Ожидаемый |Отметка | |экологической|аспект | |целевого |за выполнение |на выполнение|экономический |о выполнении| |политики |и целевой | |экологического | |мероприятия, |или экологический| | | |экологический| |показателя | |тыс. руб. |эффект | | | |показатель | |(выполнения | | | | | | | | |мероприятия) | | | | | |-------------|-------------|-----------|---------------|--------------|-------------|-----------------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |-------------|-------------|-----------|---------------|--------------|-------------|-----------------|------------| | | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Программа экологического менеджмента детализируется в отдельных планах мероприятий, направленных на реализацию экологической политики. Наиболее важным является план достижения целевых экологических показателей, вариант формы которого приведен в таблице 6. Таблица 6 ПЛАН ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ВАРИАНТ ФОРМЫ) --------------------------------------------------------------------------------------------- |Целевой |Плановый |Мероприятие|Срок |Ответственный |Необходимые|Отметка | |экологический|экологический| |выполнения |за выполнение |ресурсы |о выполнении| |показатель |показатель | | | | | | |-------------|-------------|-----------|-----------|--------------|-----------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |-------------|-------------|-----------|-----------|--------------|-----------|------------| | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------- 6. Структура СУОС При внедрении СУОС разрабатывается и устанавливается структура построения системы с распределением ответственности. Вариант общей структуры построения СУОС предприятия представлен на рисунке 5. Рис. 5. Схема общей структуры построения СУОС ВАРИАНТ ОБЩЕЙ СТРУКТУРЫ ПОСТРОЕНИЯ СУОС ПРЕДПРИЯТИЯ ---------------------------- |Распоряжение, приказ | |руководства организации | |на разработку документа | ---------------------------- | ---------------------------- |Подготовка и анализ | |материалов, необходимых | |для разработки документа | ---------------------------- | ---------------------------- |Разработка документа |- ----------------------------| | | ----------------------------| |Проверка документации || |на адекватность || ----------------------------| | ----------------------------| |Есть несоответствия? |- ---------------------------- | ---------------------------- |Согласование | |с заинтересованными | |службами и подразделениями| ---------------------------- | ---------------------------- |Согласован? |- ----------------------------| ----------------- | ---------------------------- |Утверждение документа | ---------------------------- СУОС включает в себя документированные внутренние процедуры взаимоотношений, обязанности, права и ответственность высшего руководства, руководителей и персонала структурных подразделений за разработку и поддержание в рабочем состоянии СУОС, повышение эффективности деятельности предприятия по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Фрагмент варианта матрицы распределения ответственности и взаимодействия персонала на предприятии в качестве варианта документа представлен в приложении 6. 7. Обучение руководящего состава Принимая решение о создании на предприятии СУОС, руководство предприятия организует предварительное обучение руководящего состава и руководителей среднего звена. К проведению занятий в ходе предварительного обучения привлекаются специалисты консалтинговой организации или прошедшие специальное обучение специалисты предприятия. В дальнейшем занятия с персоналом предприятия могут быть проведены руководителями подразделений. Контроль за выполнением плана повышения квалификации и обучения персонала осуществляется службой кадров предприятия. Документы о повышении квалификации и обучения регистрируются в журнале учета обучения и повышения квалификации. 8. Документация системы управления окружающей средой Функционирование СУОС должно быть документально оформлено. Предприятие определяет различные виды документов, которые эффективным образом устанавливают и описывают процессы функционирования и контроля системы, а также процедуры управления операциями. Каждый документ СУОС имеет соответствующее наименование, условное обозначение и код, позволяющий установить его принадлежность к определенному элементу (части) системы. Все документы актуализируются, т.е. в них необходимо своевременно отражать все изменения в стандартах ИСО серии 14000, а также изменения, связанные с условиями функционирования СУОС предприятия (например, с изменениями в законодательстве и др.). Предприятиям, внедряющим СУОС, рекомендуется разработать Руководство по экологическому менеджменту. Руководство по экологическому менеджменту представляет собой нормативно-методический документ, определяющий методическую базу для проведения работ по обеспечению экологической безопасности и экологическому менеджменту. Основные процедуры СУОС устанавливаются в самостоятельных документах. Допускается оформлять отдельные процедуры в Руководстве по экологическому менеджменту предприятия. В качестве примера предлагается следующий вариант структуры Руководства по СУОС: 1. Общая характеристика предприятия, включая: - наименование; - форму собственности; - реквизиты предприятия; - область деятельности; - вид и годовой объем выпускаемой продукции; - потребляемые сырьевые материалы (состав, количество); - используемые комплектующие; - годовое потребление электроэнергии, топливных ресурсов и др.; - структуру организации. 2. Экологические аспекты деятельности предприятия: а) производственной деятельности: - состав и объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (желательно удельные величины, например, на единицу продукции); - состав примесей и объем очищенных сточных вод; - состав и объем твердых отходов, другие вопросы управления отходами; - характеристики физических воздействий; - возможные источники пожаро- и взрывоопасности; - возможные производственные аварии, характер и уровень их воздействия на окружающую среду; б) выпускаемой продукции: - качественные и количественные характеристики воздействия на окружающую среду на стадиях жизненного цикла (производство, поставка, транспортирование, хранение, применение и утилизация). 3. Исторические данные по территории размещения промышленной площадки. Климатические и географические показатели места размещения предприятия. Границы санитарно-защитной зоны и т.п. 4. Фоновое состояние окружающей среды, включая оценку воздействия соседних предприятий. Близость жилой застройки. Наличие охраняемых природных территорий в районе расположения предприятия. 5. Обеспечение выполнения требований к СУОС. Этот раздел оформляется в соответствии со структурой раздела 4 ГОСТ Р ИСО 14001. 6. Управление Руководством по СУОС и определение рассылки. 7. Приложения. Этот раздел может включать текст экологической политики предприятия, перечень руководящих документов с указанием их соответствия стандарту, структуру предприятия и структуру СУОС. Вся документация СУОС условно подразделяется на внутреннюю и внешнюю. К внутренней документации относятся документы, разрабатываемые в СУОС. К внешней документации СУОС относятся: - природоохранные законодательные акты и другие нормативные документы, связанные с природоохранной деятельностью и рациональным использованием природных ресурсов; - стандарты ИСО серии 14000; - общие и специальные технические регламенты; - национальные стандарты, связанные с природоохранной деятельностью; - разрешения, предписания, распоряжения и т.п. надзорных органов; - документы методического характера; - обращения других заинтересованных сторон. Разработанная документация может изменять свои форму и содержание, а также количество документированных процедур. 9. Управление документацией Ответственность за координацию работ по управлению документацией несет специальный представитель руководства по СУОС. Ответственность за управление документацией в подразделениях несут лица, назначенные руководителем приказом по предприятию. Ответственность и взаимодействие при управлении документацией предприятия устанавливаются в одном из руководящих документов, для наглядности могут быть оформлены в виде матрицы. Вариант показан в таблице 6. Процедуры разработки и управления документацией устанавливаются для каждого вида документов: - экологическая политика предприятия; - Руководство по экологическому менеджменту; - руководящие документы предприятия (СТП, документированные процедуры и др.); - внешние и внутренние распорядительные документы; - нормативная и техническая документация; - инструкции (производственные, должностные, по охране труда и т.п.); - положения о структурных подразделениях. Таблица 6 МАТРИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование |Наименование подразделения, должностного лица | | операции |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | |Генеральный|Спец. |Заместитель |Начальник |Руководители |Подразделение-|Ответственные |Секретарь- |Отдел охраны|Служба | | |директор |представитель|генерального|технологического|подразделений|разработчик |за управление |делопроизводитель|труда и |кадров | | | |руководства |директора по|отдела | | |документацией | |промышленной| | | | | |направлениям| | | |в подразделении| |безопасности| | |------------------|-----------|-------------|------------|----------------|-------------|--------------|---------------|-----------------|------------|-------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |------------------|-----------|-------------|------------|----------------|-------------|--------------|---------------|-----------------|------------|-------| | Управление | О | В | У | У | У | У | У | И | И | И | | экологической | | | | | | | | | | | | политикой | | | | | | | | | | | |------------------|-----------|-------------|------------|----------------|-------------|--------------|---------------|-----------------|------------|-------| | Управление | И | О | У | У | У | В | И | И | И | И | | руководством | | | | | | | | | | | | по СУОС | | | | | | | | | | | |------------------|-----------|-------------|------------|----------------|-------------|--------------|---------------|-----------------|------------|-------| | Управление | О | У | У | В | У | У | И | И | И | И | | стандартами | | | | | | | | | | | | предприятия | | | | | | | | | | | |------------------|-----------|-------------|------------|----------------|-------------|--------------|---------------|-----------------|------------|-------| | Управление | О | В | В | У | У | У | У | И | И | И | | внешними | | | | | | | | | | | | и внутренними | | | | | | | | | | | | распорядительными| | | | | | | | | | | | документами | | | | | | | | | | | |------------------|-----------|-------------|------------|----------------|-------------|--------------|---------------|-----------------|------------|-------| | Управление | И | И | И | О | В | У | У | И | И | И | | нормативной | | | | | | | | | | | | и технической | | | | | | | | | | | | документацией | | | | | | | | | | | |------------------|-----------|-------------|------------|----------------|-------------|--------------|---------------|-----------------|------------|-------| | Управление | И | О | У | У | У | У | У | У | У | У | | производственными| | | | | | | | | | | | инструкциями | | | | | | | | | | | |------------------|-----------|-------------|------------|----------------|-------------|--------------|---------------|-----------------|------------|-------| | Управление | И | В | У | В | У | У | И | И | О | И | | инструкциями | | | | | | | | | | | | по охране труда | | | | | | | | | | | |------------------|-----------|-------------|------------|----------------|-------------|--------------|---------------|-----------------|------------|-------| | Управление | О | У | У | В | В | В | У | И | У | В | | положениями | | | | | | | | | | | | о подразделениях | | | | | | | | | | | | и должностными | | | | | | | | | | | | инструкциями | | | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- О - отвечает; В - выполняет; У - участвует; И - информируется. В обобщенном виде процедура разработки документов СУОС представлена на рисунке 6. Рис. 6. Процедура разработки документов СУОС ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТА СУОС ---------------------------- |Распоряжение, приказ | |руководства организации | |на разработку документа | ---------------------------- | ---------------------------- |Подготовка и анализ | |материалов, необходимых | |для разработки документа | ---------------------------- | ---------------------------- |Разработка документа |- ----------------------------| | | ----------------------------| |Проверка документации || |на адекватность || ----------------------------| | | ----------------------------| |Есть несоответствия? |- ---------------------------- | ---------------------------- |Согласование | |с заинтересованными | |службами и подразделениями| ---------------------------- | ---------------------------- |Согласован? |- ----------------------------| | | ----------------------------| |Утверждение документа |- ---------------------------- Разработка документации СУОС производится в соответствии с планами и графиками выполнения работ на основании распоряжений и приказов руководства ответственными лицами в установленные сроки. Предварительно проводятся сбор, обобщение и анализ материалов, необходимых для разработки документа. К таким материалам следует отнести: нормативные и законодательные акты, технологические регламенты, стандарты, аналогичные документы других предприятий и организаций данной отрасли, имеющих внедренные СУОС. Согласование документа по вопросам распределения ответственности и взаимодействия в выполнении той или иной процедуры производится разработчиком с руководителями заинтересованных подразделений и служб. Документы утверждаются руководителем предприятия или другими ответственными лицами в зависимости от статуса документа. Каждый разработанный документ регистрируется в соответствующем перечне, разрабатываемом по каждому виду документации, например, по стандартам предприятия. Пример формы перечня документов, действующих в организации, приведен в приложении 7. Идентификация документации осуществляется путем указания номера экземпляра на титульном или первом листе документа, а также надписью (штампом) "Контрольный" на подлиннике документа, полученном от разработчика. Изъятие устаревших (отмененных) документов обеспечивается путем представления последних ответственному за управление документацией. Документация, предназначенная для изъятия, уничтожается ответственным за управление отдельными видами документов. "Контрольный" экземпляр, оставленный для юридических или справочных целей, идентифицируется надписью "Аннулирован". Процедуры управления различными видами документации строятся на общих принципах, установленных в Руководстве по экологическому менеджменту предприятия в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001, и конкретизируются в соответствии с их спецификой для каждого вида документации. Процедура управления внешними документами в основном соответствует управлению внутренними документами, но имеет некоторую специфику, определяемую происхождением этих документов и их видом. Получаемые стандарты копируются в необходимом количестве экземпляров, маркируются штампом "Учтенный экземпляр N ---" с указанием номера копии и выдаются подразделениям под расписку в журнале регистрации. Экземпляры стандартов, маркированные штампом "Контрольный экземпляр", помещают в специальные папки. При получении информации об изменениях в стандартах представитель экологической службы в 5-дневный срок изымает из обращения все учтенные копии документов, проводит изменения и возвращает их пользователям. Внесение изменений в стандарты до получения новой версии может производиться путем вклейки извещения об изменении в документ или на отдельный лист, прилагаемый к документу. Все изменения, внесенные в стандарты, регистрируются в специальном журнале. Формы извещений об изменении и журнала учета изменений представлены в приложениях 8, 9. Внешние документы методического характера включают методические рекомендации, инструкции и методики, относящиеся к различным аспектам природоохранной деятельности и разрабатываемые различными государственными органами, ответственными за охрану окружающей среды. Регистрацию, формирование фонда и обеспечение методическими документами всех заинтересованных в них подразделений осуществляет экологическая служба предприятия. Ответственность за управление внешней документацией на предприятии в целом возлагается на специального представителя, в подразделениях - на их руководителей. Процедуры управления внешними и внутренними распорядительными документами устанавливают ответственность, например, секретаря или делопроизводителя за учет, хранение, рассылку и контроль сроков исполнения. Все приказы и распоряжения регистрируются в журнале приказов и распоряжений секретарем или делопроизводителем. Вариант формы такого журнала представлен в приложении 10. Копии внутренних распорядительных документов регистрируются в журнале входящей информации и хранятся в подразделениях, где работают лица, назначенные руководителем предприятия для их исполнения (приложение 11). Планы, графики, программы, предусматривающие взаимодействие структурных подразделений, перечни документации разрабатываются и согласовываются руководителями, на которых возложена ответственность за подготовку данных документов, утверждаются руководителем предприятия. Ответственный за управление документацией в подразделении-разработчике делает копии документов, необходимые для обеспечения всех подразделений, которым поручено выполнение пунктов планов, графиков, программ. Каждому экземпляру документа ответственный за управление документацией присваивает свой номер. Он же направляет учтенные экземпляры вместе с листом регистрации изменений руководителям служб и подразделений предприятия согласно ведомости рассылки. Обеспечение персонала подразделений нормативной и технической документацией осуществляется по заявкам подразделений. Вариант формы заявки на документацию показан в приложении 12. Результаты проверки регистрируются в журнале проверки документации, вариант формы такого журнала приведен в приложении 13. Места хранения основных документов указаны в таблице 7. Таблица 7 МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ СУОС ----------------------------------------------------------------------------------------- |N | Обозначение | Наименование | Подразделение | Примечание | |п/п| | | хранения | | | | | | контрольного | | | | | | экземпляра | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |1 | | Руководство по СУОС | Экологическая служба| | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |2 | | Документированные | Экологическая служба| По принадлежности| | | | процедуры (приложение 26)| | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |3 | Приложение 1 | Отчет по результатам | Экологическая служба| | | | | предварительной оценки | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |4 | Приложение 2 | Экологическая политика | Все подразделения | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |5 | Приложение 3 | Реестр законодательных | Экологическая служба| | | | | актов и основных | | | | | | нормативно-правовых | | | | | | и распорядительных | | | | | | документов, действующих | | | | | | в СУОС (внешние | | | | | | документы) | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |6 | Приложение 4 | Реестр экологических | Экологическая служба| В подразделениях | | | | аспектов и их показателей| | по принадлежности| |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |7 | | Реестр важных | Экологическая служба| В подразделениях | | | | экологических аспектов | | по принадлежности| | | | и их показателей | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |8 | Приложение 5 | Целевые экологические | Экологическая служба| В подразделениях | | | | показатели на --- год | | по принадлежности| |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |9 | Приложение 6 | Программа экологического | Экологическая служба| | | | | менеджмента | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |10 | Приложение 7 | План достижения целевых | Экологическая служба| В подразделениях | | | | экологических показателей| | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |11 | Приложение 8 | План работы | Секретарь КС | | | | | Координационного совета | | | | | | на --- год | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |12 | Приложение 9 | Перечень документов | Секретарь КС | | | | | и записей работы | | | | | | Координационного совета | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |13 | | Протоколы заседаний | Секретарь КС | | | | | Координационного совета | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |14 | Приложение 10 | Матрица распределения | В руководстве | | | | | ответственности | по СУОС | | | | | и взаимодействия в СУОС | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |15 | Приложение 11 | План обучения, подготовки| Служба кадров | | | | | и повышения квалификации | | | | | | персонала на --- год | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |16 | Приложение 12 | Журнал учета обучения | Служба кадров | | | | | и повышения квалификации | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |17 | Приложение 13 | Перечень документации | Экологическая | | | | | СУОС | служба. | | | | | | Делопроизводство | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |18 | Приложение 14 | Извещение об изменении | Делопроизводство | | | | | в документе | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |19 | Приложение 15 | Журнал учета изменений | Делопроизводство | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |20 | Приложение 16 | Журнал приказов | Делопроизводство | В подразделениях | | | | и распоряжений | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |21 | Приложение 17 | Журнал входящей | Делопроизводство | В подразделениях | | | | информации | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |22 | Приложение 18 | Заявки на документацию | Делопроизводство, | | | | | | подразделения | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |23 | Приложение 19 | Журнал проверки | Экологическая | | | | | документации | служба. | | | | | | Делопроизводство | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |24 | Приложение 20 | Перечень | Экологическая служба| В соответствующих| | | | зарегистрированных данных| | подразделениях | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |25 | Приложение 21 | Программа аудитов СУОС | Экологическая служба| | | | | на --- год | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |26 | Приложение 22 | Планы аудитов СУОС | Экологическая служба| | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |27 | Приложение 23 | Лист регистрации | Экологическая служба| В подразделениях | | | | несоответствий | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |28 | Приложение 24 | Отчеты о результатах | Экологическая служба| | | | | аудитов СУОС | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |29 | Приложение 25 | План ликвидации | Отдел охраны труда | В подразделениях | | | | последствий аварийных | и промышленной | | | | | ситуаций | безопасности | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |30 | | Положение об аудиторской | Аудиторская группа | | | | | группе | | | |---|---------------|--------------------------|---------------------|------------------| |31 | | Приказы и распоряжения | Делопроизводство | | | | | (приложение 26) | и по принадлежности | | ----------------------------------------------------------------------------------------- 10. Мониторинг и измерения Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения характеристик видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Процедуры регулярного мониторинга и измерений основных характеристик операций и видов деятельности, оказывающих значительное воздействие на ОС, включают: - мониторинг информации, полученной в процессе осуществления производственного экологического контроля природоохранной деятельности организации; - мониторинг и измерение количественного содержания загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при выполнении основных операций и вспомогательных процессов, путем проведения систематического производственного эколого-аналитического контроля источников загрязняющих веществ. Важным аспектом обеспечения выполнения процедур мониторинга и измерений является деятельность по управлению контрольным, измерительным и вспомогательным оборудованием, которая регламентируется Законом РФ "Об обеспечении единства измерений". На предприятии должен быть разработан Сводный перечень контрольного, измерительного и вспомогательного оборудования. Целью такого управления является обеспечение установленных в нормативной и технической документации норм точности результатов контроля и измерений. 11. Зарегистрированные данные (записи). Управление зарегистрированными данными (записями) На предприятии устанавливаются и поддерживаются в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде, включающие сведения об обучении, результатах аудитов и проведенных анализов. Зарегистрированные данные носят фактологический характер, не подлежат изменениям и должны охватывать: - информацию о применяемых на предприятии природоохранных законодательных актах или других требованиях; - записи о жалобах, обращениях и последующих действиях; - информацию о процессах, осуществляемых на предприятии; - протоколы поверок, проверок, а также технического состояния, обслуживания оборудования, приборов, машин и механизмов; - информацию о подготовленности к аварийным ситуациям и реагировании на них; - разрешения, нормативы, лимиты и т.п., выдаваемые природоохранными органами; - реестры экологических аспектов и показателей их воздействий на окружающую среду; - информацию по экологической подготовке, обучению и повышению квалификации персонала; - данные мониторинга состояния окружающей среды в районе расположения предприятия; - подробности, касающиеся несоответствий: происшествия, случайности и реагирование на них; - данные о составе и характеристиках продукции, поставщиках и подрядчиках; - результаты аудитов и анализа СУОС со стороны руководства. Ответственность за управление регистрацией данных СУОС несет специальный представитель руководства. Ответственность за своевременность и регулярность сбора данных системы несут руководители подразделений, которые являются источниками получения данных. Все документы, содержащие зарегистрированные данные, целесообразно свести в единый Перечень по установленной форме. Вариант формы Перечня данных СЭМ представлен в приложении 14. Ответственность за ведение Перечня зарегистрированных данных несет руководитель экологической службы. Ответственность за учет, хранение и регистрацию, ведение Перечня данных в подразделениях несут назначенные приказом по предприятию ответственные за управление документацией в подразделениях. Идентификация зарегистрированных данных обеспечивается наименованием, номером, датой заполнения, подписями заполнивших и утвердивших их лиц. Изъятие из обращения и уничтожение устаревших зарегистрированных данных осуществляются ответственными за управление документацией на основании установленных сроков хранения данных, адресов направления их в подразделения и количества экземпляров, указанных в Перечне зарегистрированных данных СУОС. 12. Аудит системы управления окружающей средой Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программу и процедуры периодических аудитов системы экологического менеджмента. Аудит - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. Критерии аудита - совокупность экологической политики, процедур или требований. Критерии аудита используют для сопоставления с ними свидетельств аудита. Например, сопоставления установленных в разрешениях нормативов природопользования с фактическими данными или сопоставления значений достигнутых целевых экологических показателей с запланированными. Внутренний аудит проводится обычно самой организацией (или от ее имени) для внутренних целей и может служить основанием для самооценки и декларации о соответствии. Аудит СУОС заключается в проверке и получении непредвзятых свидетельств деятельности в системе, ее результативности с тем, чтобы определить и зафиксировать степень соответствия установленным требованиям. Основные задачи аудиторских проверок СУОС: - подтверждение соответствия требованиям внутренних документов системы и ГОСТ Р ИСР 14001; - подтверждение соответствия фактических экологических Страницы: 1 2 |