МЕТОД СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ НА РЕБЕНКА КАК ВАРИАНТ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ, НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ, ЗАДЕРЖКАМИ РАЗВИТИЯ И ДРУГИМИ РАССТРОЙСТВАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМ. Рекомендации. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 17.11.06 6042-РХ

Оглавление


Страницы: 1  2  


                                                             N 6042-РХ

                          БАЗОВАЯ ПРОГРАММА
        МЕТОДА СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

     Первый блок базовой программы. Витамин материнской любви <4>.
--------------------------------
     <4>   Как   указано   в  основной  части  настоящих  Методических
рекомендаций,  назван  так  потому,  что  материнская  любовь жизненно
необходима каждому ребенку как самый сильнодействующий витамин.

     1. Я тебя очень-очень сильно люблю.
     2. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
     3. Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
     4. Я без тебя не могу жить.
     5.  Моя любовь освободит тебя от всего тяжелого и больного, что у
тебя есть.
     6. Я и папа тебя очень любим, или мы все тебя очень сильно любим.
     Второй блок базовой программы. Физическое здоровье.
     1. Ты сильный, здоровый, красивый.
     2. Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься.
     3. У тебя крепкие и здоровые сердечко, легкие, животик.
     4. Ты легко и красиво двигаешься.
     5. Ты закаленный - мало и редко болеешь.
     Третий блок базовой программы. Нервно-психическое здоровье.
     1. Ты спокойный мальчик/спокойная девочка.
     2. У тебя хорошие, крепкие нервы.
     3. Ты умный мальчик (умная девочка).
     4. У тебя хорошо развиваются головка и ум.
     5. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.
     6. У тебя хорошее настроение. Ты любишь улыбаться.
     7. Ты хорошо спишь.
     8. Ты легко и быстро засыпаешь.
     9. Ты очень хорошо отдыхаешь, когда спишь.
     10. Ты видишь только хорошие добрые сны.
     11.  Ты  очень смелый и храбрый ребенок или тебе очень нравится и
хочется быть смелым и храбрым.
     12. У тебя хорошо развивается речь.
     Заканчивается   базовая  программа  обязательной  оптимистической
фразой, с которой она начинается: Я ТЕБЯ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЛЮБЛЮ.
     Продиктовав  все  блоки  базовой  программы, специалист объясняет
маме значение каждой фразы.

                    ПЕРВЫЙ БЛОК БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ

     1. Я тебя очень-очень сильно люблю.
     Подавляющее  большинство  мам  (примерно  95%) любят своих детей.
Любят  их  и  отцы,  бабушки и дедушки. Вместе с тем, каждый из членов
семьи  любит  ребенка  по-своему.  Но  существует  еще и биологическая
любовь - общая у людей и животных. Это особая любовь, как бы выходящая
за  рамки  рациональных  взаимоотношений заботы и ухода и требующая от
мамы  полной  эмоциональной  отдачи своему ребенку. Волчата, например,
растут  и  очень  быстро развиваются потому, что постоянно находятся в
эмоциональном поле волчицы. Им это жизненно необходимо!
     2. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
     Эта фраза продолжает объяснение матери в любви к своему ребенку и
хорошо воспринимается детьми любого возраста.
     3. Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
     Эту  фразу  можно  использовать только для родного ребенка. Слово
"кровинушка"  по  отношению  к  приемным  детям  на каком-то уровне не
работает.
     4. Я без тебя не могу жить.
     Эта  фраза  может усилить у ребенка ощущение власти над мамой, ее
зависимости  от  него.  Фраза острая, и ее нужно использовать разумно,
осторожно и далеко не во всех случаях.
     5.  Моя любовь освободит тебя от всего тяжелого и больного, что у
тебя есть.
     Эта  фраза  используется  не всегда, т.к. в ней может содержаться
информация ятрогенного характера.
     6. Я и папа тебя очень любим, или мы все тебя очень сильно любим.
     Эта  фраза действует великолепно. Пример: четырехлетний мальчик с
заиканием  и  различными  невротическими наслоениями, но с прекрасными
мамой и бабушкой. С ребенком работали втроем. В работе по методу могут
принимать  участие  и бабушки. Однако лучше, если это бабушка по линии
мамы. У бабушки по линии папы возможна только суггестия, эмоциональное
поле  не  работает.  Однажды  этот мальчик (который, кстати, полностью
перестал  заикаться)  говорит:  "Мама, ты плохая". "Почему я плохая? Я
ведь  тебя  очень  люблю".  "Да.  Но  почему,  когда  ты мне вчера это
говорила,  ты  не сказала слова, что мы все тебя очень сильно любим. А
что бабушка меня не любит?".
     Первый блок имеет огромное значение для всей работы. Именно фразы
первого  блока пополняют эмоциональный "резервуар" ребенка и позволяют
матери  передать  своему  ребенку  всю  эмоциональную  силу  и глубину
материнской  любви.  В  этом  заключается основа метода. Фразы первого
блока   испытаны   на   очень  большом  количестве  детей  и  работают
безотказно.  Поэтому  не  рекомендуется  вносить  изменения  во  фразы
первого блока как в базовой, так и в индивидуальной программах.

                    ВТОРОЙ БЛОК БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ

     Блок   включает,  в  основном,  фразы,  направленные  на  решение
психосоматических проблем.
     1. Ты сильный, здоровый, красивый.
     Мама  должна  очень  хотеть, чтобы ребенок был сильным, красивым,
здоровым,  и  мысленно  представлять  его  таким. При этом мама должна
чувствовать, что и специалист видит ее ребенка именно таким. Идеальный
образ  ребенка  в  сознании матери: мы стремимся, чтобы каждый ребенок
был  сильным  и  здоровым. Сложнее, когда речь идет о красоте ребенка,
хотя  для  мамы  ее  ребенок  в большинстве случаев всегда красив. Она
должна в это верить и чувствовать, что также считает и специалист.
     2. Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься.
     Аппетит  -  это  одна из вегетосоматических функций, расстройство
которой  характерно  для  детей раннего возраста. Родители часто этому
способствуют.  Например,  перекорм. Ни один ребенок при наличии еды от
голода  не  умер. Для того, чтобы жить, он поест. Поэтому не трагедия,
если  ребенок  мало или плохо ест. Опасно однообразное кормление, т.к.
при  введении незнакомого продукта легко может произойти отказ от него
или  наоборот  возникнет пристрастие к новому продукту. Насильственное
кормление  маленького  ребенка может подавить пищевой рефлекс, вызвать
отвращение  к  еде  и рвоту. Фразой "Ты хорошо кушаешь" мы возбуждаем,
вызываем  аппетит,  пробуждаем  желание  есть.  У  детей обычно бывают
любимые  и  нелюбимые  продукты. Например, если ребенок не ест яблоки,
фразу  следует  строить  следующим образом: "У тебя появляется желание
есть  яблоки.  Тебе  начинают  нравиться  яблоки"  и т.п. Если ребенок
хорошо  кушает,  эту  фразу  все  равно сохраняем, и она может звучать
следующим  образом:  "Ты  нормально кушаешь и поэтому быстро растешь и
развиваешься".
     3. У тебя крепкие и здоровые сердечко, легкие, животик.
     Этот  раздел  включает  всю основную психосоматическую патологию:
бронхиальную    астму,    расстройства   желудочно-кишечного   тракта,
функциональные  расстройства  сердца  и  многое  другое.  При работе с
детьми     более     старшего     возраста     и     подростками    от
уменьшительно-ласкательных  определений  (грудка,  сердечко, животик и
т.п.) можно перейти к терминам с нейтральной окраской: сердце, легкие,
желудок, кишечник.
     4. Ты легко и красиво двигаешься.
     Все двигательные расстройства, общая и тонкая моторика, ловкость,
красивая осанка, походка.
     5. Ты закаленный - мало и редко болеешь.
     Общую  фразу  можно  конкретизировать по локализации подверженных
заболеваниям  органов  (например, слабая носоглотка) или провоцирующим
внешним  факторам  (сквозняки).  Эта  фраза  также,  как и вся базовая
программа может оказывать хорошее профилактическое действие.

                    ТРЕТИЙ БЛОК БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ

     1. Ты спокойный мальчик/спокойная девочка.
     Если ребенок вялый, заторможенный, эта фраза опускается.
     2. У тебя хорошие, крепкие нервы.
     Практически   нормализуется   сложная  нейропсихическая  динамика
процессов  раздражения,  торможения,  их подвижность и взаимодействие.
Уменьшается раздражительность ребенка, возбудимость, нервозность.
     3. Ты умный мальчик (умная девочка).
     Эта фраза охватывает интеллектуальные расстройства.
     4. У тебя хорошо развиваются головка и ум.
     Задержки развития.
     5. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.
     Расстройство внимания, памяти, школьная неуспеваемость.
     6. У тебя хорошее настроение. Ты любишь улыбаться.
     Включает   аффективные   нарушения   -  тревоги,  субдепрессии  и
депрессии.  Всегда  следует  помнить, что депрессии бывают и в младшем
возрасте,  и  чаще всего они реализуются на соматовегетативном уровне,
приводя к психосоматическим заболеваниям.
     Фразы 7 - 10 способствуют нормализации сна.
     7. Ты хорошо спишь (общая фраза).
     8. Ты легко и быстро засыпаешь.
     Это    фраза,   с   которой   обычно   начинаются   улучшения   в
нервно-психической  сфере.  Сон  очень быстро налаживается. Потом сюда
можно включать: "Тебе нравится засыпать одному. Тебе нравится засыпать
при слабом свете или даже в темноте".
     9. Ты очень хорошо отдыхаешь, когда спишь.
     Сон  становится  глубоким, спокойным. Ребенок просыпается свежим,
радостным, активным.
     10. Ты видишь только хорошие добрые сны.
     Снимает   устрашающие,  травмирующие  ребенка  сновидения,  после
которых   у   многих   детей   возникают  различные  страхи  и  другие
невротические расстройства.
     11. Ты очень смелый и храбрый ребенок.
     У  этой  фразы  существует второй вариант: "Тебе очень нравится и
хочется  быть  смелым  и  храбрым". Сюда будут включены все фобические
расстройства (при составлении индивидуальных программ).
     12. У тебя хорошо развивается речь.
     Эта фраза относится к развитию речи, здесь вся речевая патология.
     Заканчивается   базовая  программа  обязательной  оптимистической
фразой,  с  которой  программа и начинается: Я ТЕБЯ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ СИЛЬНО
ЛЮБЛЮ.


                                                        Приложение N 2

                                          к Методическим рекомендациям
                                          Министерства здравоохранения
                                                и социального развития
                                                  Российской Федерации
                                                от 17 ноября 2006 года
                                                             N 6042-РХ

        ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ФРАЗ ВТОРОГО, ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО
                   БЛОКОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

     Первый  блок  индивидуальной  программы,  как  правило, полностью
повторяет   первый   блок  базовой  программы  и  максимально  насыщен
материнской  и,  в  целом, родительской любовью. Таким образом, первый
блок  базовой  и  впоследствии индивидуальной программы является новым
словесным способом передачи и насыщения ребенка материнской любовью.
     Второй  блок  индивидуальной  программы. Содержание второго блока
включает  всю  психосоматическую патологию. В индивидуальной программе
первая   фраза  базовой  программы  -  Ты  сильный(ая),  красивый(ая),
здоровый  ребенок  -  сохраняется  как несущая общую установку. Вторая
фраза  способствует  возникновению  у ребенка желания есть, пробуждает
аппетит.
     - При избирательном отношении к тем или иным продуктам (например,
ребенок  не  ест яблоки): Тебе начинают очень нравиться яблоки. У тебя
появляется желание откусывать, жевать и есть яблоки.
     - При  отказе  от  мясных продуктов: Тебе начинает нравиться вид,
запах мясных котлет. Тебе хочется скушать котлетку.
     - При повышенном пристрастии к сладкому: Тебе все меньше и меньше
хочется  кушать  сладкое (название продукта). Тебе совсем не хочется и
даже противно кушать сладкое.
     - Если  ребенок плохо жует, отказывается от твердых продуктов: Ты
учишься  хорошо  жевать  и у тебя получается хорошо жевать. У тебя все
сильнее  и  сильнее  зубки и ротик. Тебе все больше и больше хочется и
нравится  жевать  и  кусать твердую пищу. Тебе очень нравится жевать и
есть твердые продукты.
     - Если  ребенок  плохо  и  трудно  глотает:  Тебе  очень нравится
глотать не только жидкую, но и твердую пищу. Тебе очень легко глотать.
Ты получаешь большое удовольствие от глотания.
     - Если  у  ребенка  повышенный  аппетит: Тебе все меньше и меньше
хочется кушать. Тебе не нравится много и часто кушать.
     Психосоматические     (вегетативно-висцеральные)     расстройства
пищеварительной   системы  в  детском  возрасте  встречаются  часто  и
проявляются,  кроме  нарушений аппетита, аэрофагией, тошнотой, рвотой,
болями в животе, метеоризмом, запорами, поносом.
     - В животе у тебя всегда хорошо и приятно.
     - Твой  животик  хорошо  себя  чувствует.  Тебе совсем не хочется
икать, рыгать, тебя перестает тошнить, у тебя не возникает рвота.
     - Твой  животик работает каждый день, и ты с удовольствием ходишь
на горшок.
     - Тебе  очень  приятно  ходить  на  горшок.  У тебя успокаивается
кишечник, и он перестает спешить освобождаться от содержимого.
     Жалобы    при   психосоматических   или   других   функциональных
расстройствах   со   стороны  сердечно-сосудистой  системы  определяют
построение фраз:
     - Твое   сердечко  хорошо  и  спокойно  работает.  Ты  совсем  не
чувствуешь, как работает твое сердечко.
     - У тебя всегда хорошее, нормальное кровяное давление.
     - Твое сердечко не устает во время ходьбы, бега.
     Одним   из   наиболее   часто   встречающихся   психосоматических
заболеваний органов дыхания является бронхиальная астма:
     - Тебе  всегда легко и приятно дышать - вдыхать воздух и выдыхать
воздух.
     - Ты чувствуешь, что тебе всегда хватает воздуха.
     - Вечером и ночью ты дышишь легко и свободно.
     - Ты спокойно и хорошо дышишь холодным и сухим воздухом.
     - Твое дыхание не реагирует на запахи и другие факторы.
     При нервном кашле:
     - Тебе совсем не хочется покашливать.
     - Ты забыл о своей привычке кашлять, когда для кашля нет причины.
     - В горлышке у тебя всегда приятно.
     При  психосоматических заболеваниях эндокринной системы до начала
работы  обязательно нужно пройти обследование у врача-эндокринолога. В
дальнейшей  работе  учитываются  возрастные  особенности  деятельности
эндокринных  желез.  Лечебными  фразами усиливается или подавляется их
деятельность.
     Психосоматические кожные заболевания у детей обычно проявляются в
форме аллергии, диатеза, нейродермита. Если эти расстройства связаны с
действием  каких-либо внешних причин: пыль, запахи, животные, цветение
и т.п., то при построении фразы учитывается патогенный фактор:
     - Ты легко и спокойно переносишь действие (фактор).
     - Тебе нравится общаться и играть с кошкой (собакой).
     - Твоя кожа становится чистой, гладкой, нежной, мягкой, влажной.
     - У тебя исчезает и пропадает сухость, трещины, корочки.
     - Тебе совсем не хочется чесать и трогать больное место.
     - Ты  спокойно  переносишь  все  продукты, которые действовали на
твою кожу (перечислить).
     - У тебя красивая здоровая кожа, которая тебе очень нравится.
     Раздел  программы, связанный с движением, включает функциональные
(в  основном  истерического  происхождения) двигательные расстройства,
проявления   органической  патологии,  а  также  некрасивые  привычки:
сутулость, шарканье ногами, косолапость:
     - Ты легко и красиво двигаешься, ходишь, бегаешь.
     - У тебя хорошо получаются все движения.
     - Тебе совершенно не нужны плохие движения.
     - Ты не получаешь никакой пользы от нарушенных движений.
     - У тебя очень хорошо работают руки, ноги и т.д.
     При остаточных явлениях органики:
     - Твои руки и ноги работают все лучше и лучше.
     - Тебе все легче и легче делать движения руками и т.д.
     - Твои пальчики все лучше и лучше делают мелкие движения.
     - Тебе очень нравится красиво ходить и держаться прямо.
     - Твоя голова все лучше и лучше руководит движениями.
     - Ты не испытываешь страха перед ходьбой или другими движениями и
тебе очень хочется делать все движения и т.д.
     Фраза  о  легком  и  кратковременном протекании болезней повышает
силы и сопротивляемость организма, поднимает общий иммунитет:
     - Ты болеешь легче и реже.
     - У тебя крепкий носик и горлышко и т.д.
     Конечно  же,  описанные  выше  фразы  далеко не исчерпывают всего
многообразия  психосоматических  и  соматических  нарушений.  В данной
работе  приведены  только  примерные фразы, по аналогии с ними следует
строить любые программы.
     Третий  блок индивидуальной программы связан с нервно-психической
патологией    и    является    чрезвычайно    важным.    Он   включает
нервно-психические  расстройства,  в  том  числе  моносимптоматические
неврозы   детского   возраста   (заикание,  энурез,  тики),  нарушения
адаптации,   эмоциональные   нарушения,  патологические  поведенческие
реакции,  вредные  привычки и т.д. Ниже приводятся примерные фразы при
симптомах и синдромах, часто встречающихся в детском возрасте.
     Астения  проявляется чувством усталости, утомляемостью, вялостью,
снижением  активности,  плаксивостью,  плохим самочувствием, снижением
успеваемости:
     - Ты все лучше и лучше себя чувствуешь.
     - У тебя появляется бодрость, энергия, сила.
     - Тебе хочется заниматься различными делами.
     - Ты вновь начинаешь хорошо учиться.
     - Ты не любишь и тебе совсем не хочется плакать.
     Церебрастения  -  утомляемость,  раздражительность, возбудимость,
нетерпеливость,  вялость, снижение интересов и успеваемости, ухудшение
настроения,  плаксивость,  утомляемость  при  физических  и умственных
нагрузках, головные боли:
     - Тебе легче учиться.
     - Тебе интересно и хочется заниматься различными делами.
     - Тебе не хочется сердиться, раздражаться.
     - Тебе не нравится, когда ты возбуждаешься и раздражаешься.
     - Тебе не нравится и не хочется плакать.
     - У тебя очень хорошая, светлая головка.
     Церебропатия   -   головокружения,   головные   боли,  усталость,
неустойчивое  эмоциональное  состояние,  снижение  памяти, трудности с
учебой,  вегетативные расстройства, взрывчатость, плохая переносимость
внешних раздражителей, конфликтность и агрессивность:
     - Головка у тебя всегда ясная и свежая, не устает и не кружится.
     - Тебе нравится быть сильным, здоровым, терпеливым.
     - Тебе   совсем   не  нравится  сердиться,  раздражаться,  терять
терпение.
     - Тебе нравятся свет, солнце, музыка.
     - Тебе совсем не хочется плакать.
     - У   тебя   полностью   исчезают   неприятные...   (вегетативные
нарушения).
     Взрывчатость, возбудимость, агрессивность могут быть проявлениями
текущего  болезненного  состояния  или  являться  последствиями ранней
органической  патологии  нервной  системы,  а также быть особенностями
формирующейся личности:
     - Ты любишь быть добрым и ласковым.
     - Тебе хочется и нравится спокойно реагировать.
     - Ты не любишь ссориться, грубить, обижать других.
     - У тебя пропадает желание обижать и драться.
     - Тебе  очень нравится и хочется, и ты любишь, чтобы тебя хвалили
за хорошее поведение.
     В  семьях с несколькими детьми (обычно двумя) нередко встречается
негативное,  агрессивное  отношение  одного  ребенка  к  другому (чаще
старшего к младшему):
     - Тебе  хочется  и  очень  нравится  любить и хорошо относиться к
братишке (или сестренке).
     - Ты знаешь, что родители любят вас одинаково.
     - Тебе   совсем   не  хочется  и  не  нравится  обижать  братишку
(сестренку).
     - Ты  знаешь,  что  мама и папа тебя и братишку (сестренку) любят
одинаково сильно.
     У  детей  часто  возникают  страхи  (фобический синдром), которые
могут  носить  общий  характер  -  боязливость, неуверенность и пр., и
являться  свойством личности или же носить конкретный характер - страх
темноты,  транспорта, животных, людей, устных ответов в школе и т.д. В
этих  случаях  при  построении  фраз  в  них должны входить конкретные
указания на страх.
     При общей боязливости как черты характера:
     - Тебе  очень  хочется  и нравится быть сильным, храбрым, смелым,
решительным.
     - Ты такой же смелый и храбрый, как разведчики, космонавты.
     Если ребенок испытывает страх за родителей:
     - Ты знаешь и уверен, что мама и папа всегда будут здоровы.
     - Ты  знаешь  и  уверен,  что  с мамой и папой всегда и везде все
будет хорошо.
     При конкретных страхах:
     - Тебе нравится и хочется ходить в школу.
     - Ты начинаешь любить отвечать на уроках.
     - Перед  школой  ты себя очень хорошо чувствуешь и тебя совсем не
тошнит.
     - Утром боль в животике ушла и не возвращается.
     При страхе животных:
     - Тебе очень нравятся собачки.
     - Тебе очень хочется и нравится играть с собачками.
     Школьные   трудности   занимают   большое   место   в   проблемах
детско-подросткового  возраста.  Начинать  работу следует только после
того,   как   определены   причины   трудностей.   Возможно,  школьная
неуспеваемость    зависит    от   плохих   предпосылок   к   учебе   -
интеллектуальной  недостаточности,  отсутствии необходимого внимания и
т.д.  или  же  к  школьным  трудностям  приводят  различные  ситуации,
психические  травмы.  Особое  место  занимают  нежелание  и  отказ  от
приготовления  домашних  заданий  из-за  усталости,  неумения работать
самостоятельно, доминирование других интересов.
     - Твоя головка работает все лучше и лучше.
     - Тебе нравится спокойно сидеть на уроках и у тебя получается все
понимать и запоминать.
     - Тебе все больше и больше хочется и нравится учиться.
     - Тебе  очень  нравится,  когда родители и учителя хвалят тебя за
хорошую учебу.
     - У тебя хватает сил и внимания хорошо делать уроки.
     Приведенные  выше фразы, конечно же, не исчерпывают всех школьных
проблем.  По  аналогии  с  ними  нужно составлять конкретные фразы при
трудностях  по  определенным предметам, боязни конкретных учителей или
взаимоотношений со сверстниками и т.д.
     К   эмоциональным   расстройствам   у  детей  относятся  тревога,
субдепрессия  и депрессия, а также неоправданные жизненными ситуациями
гипомании и мании, отрицательно сказывающиеся на здоровье детей.
     - У тебя хорошее настроение.
     - Тебе не нравится волноваться и тревожиться.
     - Тебе  совсем  не  нравится вести себя плохо, нарушать порядок и
дисциплину.
     - У тебя хорошо получается правильно себя вести всегда и везде.
     Следует  отметить,  что  при  выраженности этих расстройств часто
одной  работы  по  программе  недостаточно  и требуется обследование у
врачей  и  психологов  для  выяснения  причин  возникшего  состояния и
выявления   факторов   на  него  влияющих  с  последующим  комплексным
лечением.
     У детей, начиная с грудного возраста, часто встречаются нарушения
сна.  При составлении индивидуальных программ необходимо разобраться в
причинах  нарушения  сна. Ребенок может плохо засыпать, что может быть
особенностью его нервной системы. Ребенок может бояться засыпать один,
в темноте, плохо спать из-за страшных снов, неудобной постели, желания
спать вместе с мамой и т.д.
     - У тебя получается быстро и хорошо засыпать.
     - Ты хорошо и легко засыпаешь один и в темноте.
     - Тебе нравится засыпать при погашенном свете.
     - Ты видишь только хорошие добрые сны.
     - Тебе  начинает  нравиться  и  хочется  спать в своей кроватке и
одному.
     - Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь.
     При  вредных  привычках  (когда  дети сосут пальцы, кусают ногти,
грызут  предметы, манипулируют с половыми органами, выдергивают волосы
и пр.) фразы могут составляться следующим образом:
     - Тебе   все   меньше   и  меньше  хочется  и  нужно  производить
(указывается действие).
     - Тебе неприятно и не хочется делать...
     - Тебе противно сосать палец.
     - Ты забываешь о своей привычке делать...
     - Ты очень доволен, когда не делаешь...
     - Тебе очень приятно и радостно, что ты перестал делать...
     Обычно  в  семьях  патологические  привычки  имеют  какое-то свое
условное  название. Так, занятия онанизмом одной пятилетней девочкой в
ее  семье  носило  название  "делать  ноги". Такое "домашнее" название
обязательно нужно использовать во фразах индивидуальной программы.
     При   вредных  привычках,  носящих  характер  влечений:  курении,
употреблении психоактивных веществ, алкоголизме, наркомании:
     - Тебе совсем не хочется курить, вдыхать, пить пиво.
     - Тебе противен запах сигарет, пива.
     - От  запаха  дыма или алкоголя тебя начинает тошнить и возникает
рвота.
     - Ты   знаешь   и   чувствуешь,   что  вредные  привычки  наносят
непоправимый вред твоему здоровью.
     - Тебе  очень  хочется  обрадовать  своих  родителей прекращением
привычки.
     - Ты  не  захочешь и не сможешь курить, нюхать, глотать таблетки,
пить.
     - От всех вредных привычек тебя тошнит.
     - Твой организм не хочет и не будет принимать...
     Четвертый   блок   индивидуальной   программы   является   прямой
материнской суггестией. В нем уместен императивный внушающий приказ. В
зависимости от симптоматики заболевания или проявлений патологического
состояния  мама своей силой и энергией освобождает, очищает ребенка от
болезни.   Для   этого   нужно  очень  большое  желание  и  внутреннее
напряжение. Мысленно и произнося фразы вслух, мама освобождает ребенка
от  всего  болезненного, плохого, ненужного. Она как бы "соскребает" с
ребенка  патологию.  А  для  того, чтобы болезнь не перешла бы на нее,
мама  мысленно  и  словом не только "соскребает", но и выбрасывает все
плохое:
     - Я забираю и выбрасываю твой страх.
     - Я забираю и выбрасываю твое заикание.
     - Я забираю и выбрасываю твои трудности с дыханием.
     - Я забираю и выбрасываю твое плохое поведение.
     - Я забираю и выбрасываю твою рвоту перед школой.
     - Я забираю и выбрасываю твою агрессию и т.д.
     Однако  недостаточно  снять  и  выбросить  плохое,  нужно  помочь
возникновению и закреплению хорошего:
     - Я даю тебе силу.
     - Я даю тебе хороший глубокий сон.
     - Я даю тебе хорошую и легкую учебу.
     - Я даю тебе желание хорошо учиться.
     - Я даю тебе хорошую плавную речь.
     - Я даю тебе большую любовь к твоей сестренке и т.д.
     - Я даю тебе смелость и уверенность и т.д.


                                                        Приложение N 3

                                          к Методическим рекомендациям
                                          Министерства здравоохранения
                                                и социального развития
                                                  Российской Федерации
                                                от 17 ноября 2006 года
                                                             N 6042-РХ

          ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО
            И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ НА РЕБЕНКА
         ПРИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ
                  ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА <5>

--------------------------------
     <5> Приведенные здесь примерные фразы являются только основой, на
которой   каждый   специалист  (либо  родители)  должны  строить  свою
программу, учитывающую особенности конкретного ребенка.

     1.1. Заикание
     Первый блок индивидуальной программы
     - Я тебя очень-очень сильно люблю.
     - Ты самое дорогое, что у меня есть.
     - Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
     - Моя любовь во всем тебе поможет.
     - Мы все тебя очень сильно любим.
     Второй блок индивидуальной программы
     - Ты сильный, здоровый, красивый мальчик.
     - Ты хорошо кушаешь и быстро растешь и развиваешься.
     - У тебя крепкое, здоровое сердечко.
     - У тебя хорошие, крепкие легкие и крепкие бронхи.
     - Ты ловкий, хорошо и легко двигаешься.
     - Тебе нравится работать правой и левой ручками.
     - Ты закаленный, все меньше и меньше болеешь.
     Третий блок индивидуальной программы
     - Ты спокойный мальчик.
     - У тебя хорошие, крепкие нервы.
     - Твоя головка всегда свежая и ясная.
     - Тебе очень нравится быть спокойным.
     - Тебе нравятся физические и нервные нагрузки.
     - Тебе  хочется  быть  храбрым и смелым, таким как разведчики или
космонавты.
     - Тебе  начинает  нравиться  оставаться  одному  дома  и в темном
помещении.
     - Тебе  нравится  спокойно сидеть на уроках и внимательно слушать
учителя.
     - Тебе нравится заниматься спортом и участвовать в соревнованиях.
     - Ты уверен в своих силах и возможностях.
     - У тебя всегда хорошее настроение, ты любишь улыбаться.
     - Ты хорошо спишь.
     - Ты легко и быстро засыпаешь.
     - Ты видишь только хорошие, добрые сны.
     - Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь.
     - У тебя хорошо и быстро развивается речь.
     - Ты говоришь спокойно, плавно, красиво.
     - Тебе очень нравится и хочется говорить красиво.
     - Ты можешь и хочешь говорить без ошибок и запинок.
     - Ты говоришь также хорошо, как говорю я, твоя мама.
     - Тебе очень нравится говорить без запинок.
     Четвертый блок индивидуальной программы
     - Я забираю и выбрасываю твое заикание.
     - Я забираю и выбрасываю твою плохую речь, ошибки и трудности.
     - Я забираю и выбрасываю твое волнение во время речи.
     - Я забираю и выбрасываю все твои болезни.
     - Я даю тебе хорошую, правильную, чистую речь без заикания.
     - Я даю тебе крепкие, спокойные нервы.
     - Я даю тебе храбрость и смелость.
     - Я тебя очень-очень сильно люблю.

     1.2. Тики и гиперкинезы
     При   использовании   представленного  метода  бесспорно  большое
значение имеет первый блок.
     Первый блок индивидуальной программы
     - Я тебя очень-очень сильно люблю.
     - Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
     - Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
     - Я без тебя не могу жить.
     - Моя  любовь  освободит тебя от всего тяжелого и больного, что у
тебя есть.
     - Я и папа тебя очень любим. Или
     - Мы все тебя очень сильно любим.
     Необходимость использования в индивидуальной программе при данном
заболевании фраз второго блока встречается относительно редко. Поэтому
в данном примере второй блок опущен.
     Третий блок индивидуальной программы
     - Тебе  совсем  не  хочется  делать  те  или  иные  движения  или
производить действия...
     - Тебе все легче и легче не делать...
     - Тебе очень приятно и нравится, когда ты не делаешь...
     - Ты хорошо себя чувствуешь и у тебя хорошее настроение, когда ты
не делаешь...
     - Ты  получаешь  большое  удовольствие  и  радуешься, когда ты не
делаешь...
     - Тебе очень нравится и хочется доставлять родителям удовольствие
и не делать...
     - Ты окончательно освобождаешься от...
     Четвертый блок индивидуальной программы
     - Я забираю и выбрасываю твои...
     - Я освобождаю тебя от неприятного чувства и раздражения, которое
возникает у тебя, когда ты не делаешь...
     - Я даю тебе возможность не делать...
     - Я даю тебе радость и хорошее настроение, когда ты не делаешь...
     Как  и  при  лечении  других заболеваний, программа заканчивается
обязательной оптимистической фразой: Я ТЕБЯ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЛЮБЛЮ.

     1.3. Недержание мочи и кала у детей
     Первый блок индивидуальной программы
     - Я тебя очень-очень сильно люблю.
     - Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
     - Ты моя родня частичка, родная кровинушка.
     - Мы все тебя очень сильно любим.
     Второй блок индивидуальной программы
     - Ты сильный, здоровый, красивый мальчик.
     - Ты хорошо кушаешь любую еду и хорошо растешь, и развиваешься.
     - У тебя крепкие и здоровые сердечко, легкие, органы малого таза.
     - У тебя нормальная и здоровая толстая кишка.
     - У тебя нормально работают сфинктеры прямой кишки. Нет спазмов и
слабости.
     - Ты легко и красиво двигаешься.
     - У тебя хорошие и точные мелкие движения.
     - Ты закаленный, редко и мало болеешь.
     Третий блок индивидуальной программы
     - Ты спокойный мальчик.
     - У тебя здоровая крепкая нервная система.
     - Все последствия ранней патологии нервной системы прошли.
     - Причина,  приведшая  к  недержанию мочи и кала, прошла, и ты ее
забыл.
     - Ты чувствуешь, когда тебе надо покакать и пописать.
     - Ты доволен, когда успеваешь добежать до туалета.
     - Тебе нравится ходить в туалет.
     - Ты очень доволен, что у тебя сухие и чистые штанишки.
     - Ты спокойно ходишь в детский сад.
     - Когда  ты  идешь в детский сад, у тебя животик не болит и ты не
упускаешь кал в штанишки.
     - Ты умный мальчик.
     - У тебя хорошо развиваются головка и ум.
     - У тебя хорошее настроение, ты любишь улыбаться.
     - Ты хорошо спишь.
     - Ты видишь только хорошие добрые сны.
     - Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь.
     - Когда ты спишь, тебе не хочется писать.
     - Ты смелый мальчик.
     - Тебе нравится то, что ты ничего не боишься.
     - У тебя хорошо и быстро развивается речь.
     Четвертый блок индивидуальной программы
     - Я забираю и выбрасываю твое пачканье штанишек.
     - Я забираю и выбрасываю твое писанье в штанишки и ночью во время
сна.
     - Я даю тебе чистые, сухие штанишки и сухую постель.
     - Я  даю тебе здоровые органы малого таза (органы каловыделения и
мочевыделения).
     Как  и  при  лечении  других заболеваний, программа заканчивается
обязательной оптимистической фразой: Я ТЕБЯ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЛЮБЛЮ.

     1.4. Психический инфантилизм
     Индивидуальные программы для работы с инфантильными детьми должны
включать   в   себя  фразы,  направленные  на  ускорение  психического
развития,    нивелирование    негативных    проявлений   инфантилизма,
формирование  желания  и  стремления ребенка вести себя соответственно
возрасту и требованиям окружающей среды.
     Первый блок индивидуальной программы
     - Я тебя очень-очень сильно люблю.
     - Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
     - Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
     - Я не могу без тебя жить.
     - Моя  любовь  освободит тебя от всего тяжелого и больного, что у
тебя есть.
     - Я и папа тебя очень любим. Или
     - Мы все тебя очень любим.
     Второй блок индивидуальной программы
     - Ты  сильный,  здоровый,  красивый во всех отношениях и красивый
ребенок.
     - Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься.
     - У тебя крепкие и здоровые сердечко, легкие, животик.
     - Ты легко и красиво двигаешься.
     - У тебя очень хорошо развивается тонкая моторика.
     - По развитию своей моторики ты соответствуешь своему возрасту.
     - Ты закаленный, редко и мало болеешь.
     Третий блок индивидуальной программы
     - У тебя хорошие, крепкие нервы.
     - По   своему   хорошему   развитию   ты   все  больше  и  больше
соответствуешь своему возрасту.
     - Ты легко и хорошо общаешься с детьми твоего возраста.
     - Ты любишь и тебе нравится участвовать в общих играх.
     - У тебя хорошо развиваются головка и ум.
     - Тебе очень нравится интересоваться различными вещами.
     - Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.
     - Твои интересы становятся все более и более взрослыми.
     - У тебя хорошее настроение.
     - Ты становишься все более и более активным и смелым.
     - Ты хорошо спишь.
     - Ты легко и быстро засыпаешь.
     - Ты видишь только хорошие добрые сны.
     - Во сне ты видишь себя смелым, общительным и уверенным.
     - У тебя хорошо и быстро развивается речь.
     Четвертый блок индивидуальной программы
     - Я  забираю  и  выбрасываю  твое  отставание  от  сверстников  в
физическом развитии.
     - Я забираю и выбрасываю твою незрелость.
     - Я даю тебе быстрое и хорошее развитие.
     - Я даю тебе развитие, которое соответствует твоему возрасту.
     Обязательная  для  завершения  блока  фраза  - Я ТЕБЯ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ
СИЛЬНО ЛЮБЛЮ.

     1.5. Ранний детский аутизм - аутизм Каннера (Kanner, 1943)
     Первый блок индивидуальной программы
     - Я тебя очень-очень сильно люблю.
     - Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
     - Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
     - Я без тебя не могу жить.
     - Моя  любовь  освободит тебя от всего тяжелого и больного, что у
тебя есть.
     - Я и папа тебя очень любим или мы все тебя очень любим.
     Необходимость использования в индивидуальной программе при данном
заболевании фраз второго блока встречается относительно редко. Поэтому
в данном примере второй блок опущен.
     Третий блок индивидуальной программы
     - У тебя хорошая, крепкая, здоровая нервная система.
     - Тебе  хочется  и  нравится  реагировать  на все, что происходит
вокруг.
     - У  тебя  появляется  желание  участвовать  во  всем, что вокруг
происходит.
     - Тебе нравится и хочется, чтобы взрослые смотрели тебе в глаза и
ласкали тебя.
     - Тебе нравится и хочется улыбаться взрослым.
     - Тебе нравится смотреть взрослым в глаза.
     - Тебе  все  меньше  и  меньше  хочется производить однообразные,
бесцельные движения и действия.
     - У   тебя   появляется   и   увеличивается  желание  общаться  с
родителями, взрослыми, другими детьми.
     - Тебе нравится и хочется участвовать в общих детских играх.
     Четвертый блок индивидуальной программы
     - Я забираю и выбрасываю твое плохое участие в окружающей жизни.
     - Я  забираю  и  выбрасываю  твою  нелюбовь  к  обмену взглядами,
улыбками, другими эмоциональными состояниями.
     - Я забираю и выбрасываю твои ненужные, однообразные действия.
     - Я даю тебе легкое свободное общение с окружающим миром.
     - Я даю тебе свободное участие в общих делах.
     - Я   даю  тебе  освобождение  от  твоих  ненужных,  однообразных
действий.
     - Я даю тебе силу и возможности участвовать в окружающей жизни.
     Обязательная  для  завершения  блока  фраза  - Я ТЕБЯ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ
СИЛЬНО ЛЮБЛЮ.

     1.6. Детская агрессивность
     Примерная  программа,  направленная  на  профилактику  и борьбу с
детской агрессивностью.
     Первый блок индивидуальной программы
     - Я тебя очень-очень сильно люблю.
     - Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
     - Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
     - Я без тебя не могу жить.
     - Моя  любовь  освободит тебя от всего тяжелого и больного, что у
тебя есть.
     - Я и папа тебя очень любим или Мы все тебя очень любим.
     Необходимость использования в индивидуальной программе при данном
заболевании фраз второго блока встречается относительно редко. Поэтому
в данном примере второй блок опущен.
     Третий блок индивидуальной программы
     - Ты спокойный мальчик (девочка).
     - Тебе очень нравится быть добрым и ласковым.
     - Тебе не хочется и совсем не нравится делать...
     - Ты получаешь удовольствие, когда не делаешь...
     - Тебе совсем не хочется ловить, мучить и убивать бабочек, жуков,
лягушек...
     - Тебе стало неприятно мучить животных.
     - Тебе совсем не нравится обижать детей и взрослых.
     - Мама,  папа и все взрослые очень рады, когда ты делаешь хорошие
добрые дела и совершаешь хорошие поступки.
     Четвертый блок индивидуальной программы
     - Я забираю у тебя злость и агрессивность.
     - Я забираю и выбрасываю то, что ты делаешь плохо.
     - Я очень рада и люблю тебя, когда ты делаешь...
     - Я  даю  тебе  хорошее  настроение  и  любовь  совершать хорошие
поступки.
     - Я даю тебе доброе и хорошее отношение к...
     - Я  даю  тебе всегда хорошее настроение, когда ты делаешь добрые
дела.
     Все  остальные  фразы,  направленные  на  снятие  агрессии, могут
самостоятельно разрабатывать специалисты.
     Обязательная  для  завершения  блока  фраза  - Я ТЕБЯ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ
СИЛЬНО ЛЮБЛЮ.

     1.7. Задержка психического развития
     Первый блок индивидуальной программы
     - Я тебя очень-очень сильно люблю.
     - Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
     - Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
     - Я без тебя не могу жить.
     - Моя  любовь  освободит тебя от всего тяжелого и больного, что у
тебя есть.
     - Я и папа тебя очень любим или мы все тебя очень любим.
     Второй блок индивидуальной программы
     - Ты сильный, здоровый, красивый.
     - Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься.
     - У тебя крепкие и здоровые сердечко, легкие, животик.
     - Ты легко и красиво двигаешься.
     - Ты закаленный - мало и редко болеешь.
     Третий блок индивидуальной программы
     - У тебя здоровая и хорошая нервная система.
     - Твоя нервная система хорошо развивается.
     - У тебя хорошо развиваются головка и ум.
     - Ты хорошо запоминаешь и усваиваешь все новое.
     - Тебе нравится, хочется и получается играть с другими детьми.
     - Ты   хорошо  усваиваешь  все  навыки,  характерные  для  своего
возраста.
     - У тебя хорошее настроение.
     - Ты хорошо спишь.
     - Ты легко и быстро засыпаешь.
     - Ты видишь только хорошие добрые сны.
     - В своих снах ты видишь себя сильным, смелым, взрослым.
     - У тебя хорошо и быстро развивается речь.
     - Ты хорошо понимаешь все, что тебе говорят.
     - Тебе нравится и хочется самому говорить.
     - С каждым днем в твоей речи появляются новые слова и фразы.
     - Ты смелый и ничего не боишься.
     Четвертый блок индивидуальной программы
     - Я забираю и выбрасываю твою задержку физического развития.
     - Я забираю и выбрасываю твою задержку речевого развития.
     - Я забираю и выбрасываю твою задержку умственного развития.
     - Я  забираю  и  выбрасываю  все  твои  недостатки и трудности...
(перечисление).
     - Я даю тебе хорошее и быстрое умственное развитие.
     - Я даю тебе хорошее развитие речи.
     - Я даю тебе хорошую моторику.
     - Я даю тебе смелость и уверенность.
     Обязательная  для  завершения  блока  фраза  - Я ТЕБЯ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ
СИЛЬНО ЛЮБЛЮ.


                                                        Приложение N 4

                                          к Методическим рекомендациям
                                          Министерства здравоохранения
                                                и социального развития
                                                  Российской Федерации
                                                от 17 ноября 2006 года
                                                             N 6042-РХ

                   ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА
            СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
              МАТЕРИ НА РЕБЕНКА ПРИ ОДНОВРЕМЕННОЙ РАБОТЕ
                   С НЕСКОЛЬКИМИ МАТЕРЯМИ И ДЕТЬМИ

     Основная работа по представленному методу ведется индивидуально с
каждым ребенком. Однако уже апробирована не только групповая работа по
методу, но и работа с коллективами больных детей и родителей. Практика
показала,  что  работа  с  коллективом  больных  детей  при правильной
организации достаточно эффективна.
     Для отбора в группу рекомендуется использовать следующую анкету:
     - Фамилия, имя ребенка;
     - Дата рождения ребенка;
     - Адрес;
     - Состав семьи (все, кто проживает вместе с ребенком, или те, кто
тесно с ним контактирует);
     - Фамилия,   имя,  отчество  матери,  возраст,  образование,  род
занятий;
     - Фамилия, имя, отчество отца, возраст, образование, род занятий;
     - Материальные   условия   семьи:   хорошие,  удовлетворительные,
плохие;
     - Бытовые   условия  жизни  семьи:  хорошие,  удовлетворительные,
плохие;
     - Обстановка   в   семье:   спокойная  или  беспокойная,  причины
беспокойной обстановки.
     Сведения о ребенке:
     - Основные жалобы на здоровье, состояние, поведение.
     - Диагноз (если есть).
     - Предшествующее лечение: результаты, методы, место лечения.
     - Основные особенности характера и поведения ребенка.
     Анализируя  полученные  данные,  специалистом  решается  вопрос о
целесообразности  включения  ребенка  и  семьи  в  групповой  лечебный
процесс.
     Если принимается решение о нецелесообразности включения ребенка в
группу, то семье даются необходимые рекомендации.
     Курс  лечения  состоит  из  восьми занятий, проходящих один раз в
неделю.  Занятия  могут  посещать  любые члены семьи и близкие ребенку
люди,   но   основная   работа   -  словесно-речевое  и  эмоциональное
воздействие  на  ребенка  -  проводится его матерью. Соответственно, и
специалист  в  ходе  занятий  обращается,  прежде  всего, к матерям. В
основе  всего лечебного процесса лежат общие принципы метода. Несмотря
на  то,  что специалист работает с группой/коллективом, в своей работе
он   должен  стремиться  учитывать  состояние  и  особенности  каждого
ребенка.

                ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО
                       (КОЛЛЕКТИВНОГО) ЗАНЯТИЯ

     ЗАНЯТИЕ N 1 (родители приходят вместе с детьми).
     - Лекция,  в  которой  излагается содержание метода, его основы и
организация  предстоящей  работы.  С  самого начала акцент делается на
роль семьи и, в первую очередь, матери в достижении успеха.
     - Ответы специалиста на вопросы.
     - Домашнее  задание  родителям:  составить  биографию  ребенка  и
отдельно   перечислить   все  жалобы  на  его  здоровье  и  состояние.
Специалист  должен  подробно  разъяснить,  что  должно быть отражено в
биографии ребенка, а также ее значение для дальнейшей работы.
     ЗАНЯТИЕ N 2 (родители приходят без детей).
     - Ответы на вопросы родителей.
     - Запись родителями базовой программы.
     - Обучение родителей работе по базовой программе.
     Проводится  следующим  образом:  закрыв  глаза,  матери  мысленно
представляют  своих  детей.  Специалист фразу за фразой зачитывает всю
программу.  Каждую  фразу  матери  мысленно посылают своему ребенку, а
затем хором повторяют ее вслух.
     - Установка на ведение лечебного дневника, разъяснение его роли и
значения в ходе работы.
     ЗАНЯТИЕ N 3 (родители приходят без детей).
     - Сбор биографий и реестров жалоб на каждого ребенка.
     - Ответы на вопросы родителей.
     - Проверка лечебных дневников (записи первой недели).
     - Проведение      специалистом      тренинга      в     состоянии
психоэмоционального покоя для подготовки матерей к работе с детьми.
     Тренинг  в  группе  рассчитан на матерей, но, в крайнем случае, в
нем могут принимать участие и другие члены семьи.
     Физическое  расслабление  как  подготовка  к  психоэмоциональному
тренингу:  мамы  удобно  располагаются  в  креслах, расслабляют руки и
ноги,  опускают  головы;  руки  должны  лежать на слегка расставленных
коленях.  Специалист  произносит  фразы, матери (другие присутствующие
члены семьи) их мысленно повторяют:
     - Я сижу спокойно.
     - Мне сидеть удобно.
     - Я отдыхаю и расслабляюсь.
     - Я спокойна.
     - Расслабление начинаю с мышц рук и ног.
     - Я спокойна.
     - Мои руки и ноги расслабляются и тяжелеют.
     - Я спокойна.
     - Мои руки и ноги как бы наливаются свинцом.
     - Я спокойна.
     - Я ощущаю приятную тяжесть в моих руках и ногах.
     - Я спокойна.
     - Теперь мои руки, ноги и тело нагреваются.
     - Я спокойна.
     - Мои руки, ноги и тело как бы находятся в теплой воде.
     - Я спокойна.
     - Я ощущаю приятное тепло в руках, ногах и теле.
     - Я спокойна.
     - Дыхание у меня ровное и глубокое.
     - Я спокойна.
     - Сердце мое бьется ровно и ритмично.
     - Я спокойна.
     - Мое лицо расслаблено и спокойно.
     - Я спокойна.
     - Я очень люблю своего ребенка.
     - Мой ребенок сильный, здоровый, красивый.
     - У моего ребенка все будет хорошо.
     - Я передаю моему ребенку любовь.
     - Я делаю моего ребенка здоровым, сильным, смелым и уверенным.
     - Я верю в метод, и он поможет мне и моему ребенку.
     - Я хорошо и серьезно работаю по методу.
     - Я жду и вижу хорошие результаты от работы по методу.
     - Я знаю и уверена, что у моего ребенка все будет хорошо.
     - Я прекрасно отдыхаю.
     После  окончания фраз, отдых 10 минут. А затем мамам предлагается
открыть  глаза  и  сделать  5  глубоких вдохов, во время которых резко
прижимать руки к груди. На выдохе руки опускаются на колени.
     В  период  между  3-м  и  4-м  занятиями  специалист знакомится с
биографиями  детей,  реестрами  жалоб, обстановкой в семьях. Используя
эти  сведения,  он  составляет  индивидуальную  программу  для каждого
ребенка  по изложенным выше принципам. В это же время отбираются дети,
нуждающиеся в индивидуальных консультациях.
     ЗАНЯТИЕ N 4 (родители приходят без детей).
     - Обсуждение и обмен мнениями о работе.
     - Ответы на вопросы.
     - Раздача индивидуальных программ с объяснением работы по ним.
     - Проверка дневников.
     - Групповой психоэмоциональный тренинг.
     ЗАНЯТИЕ N 5 (родители приходят без детей).
     - Обсуждение работы.
     - Ответы на вопросы.
     - Проверка дневников.
     - Групповой психоэмоциональный тренинг.
     ЗАНЯТИЕ N 6 (родители приходят без детей).
     - Проверка дневников.
     - Ответы на вопросы родителей.
     - Дискуссия по проводимой работе.
     - Групповой психоэмоциональный тренинг.
     ЗАНЯТИЕ N 7 <6> (родители приходят вместе с детьми).
     - Проверка дневников.
     - Обсуждение хода и результатов лечения.
     - Групповой психоэмоциональный тренинг.
--------------------------------
     <6> Присутствие детей на занятии позволяет специалисту оценить их
реакцию  на  работу  своих  мам  по  методу и, при необходимости, дать
уточняющие рекомендации.

     ЗАНЯТИЕ N 8 (заключительное; родители приходят без детей).
     - Обсуждение результатов лечения.
     - Ответы на вопросы родителей.
     - Рекомендации.
     - Отбор детей для продолжения лечения.
     При   хорошей   организации   курса  до  70%  его  первоначальных
участников  доходят  до  окончания.  Эффективность  лечения достаточно
высокая. Осложнения развиваются редко.
     Групповая работа по методу оказывает благоприятное воздействие на
внутрисемейную  обстановку,  улучшает  взаимоотношения  между детьми и
родителями.
     Следует  отметить, что для проведения групповой работы необходимы
хорошая подготовка специалиста и очень большие затраты его сил, эмоций
и времени.


                                                        Приложение N 5

                                          к Методическим рекомендациям
                                          Министерства здравоохранения
                                                и социального развития
                                                  Российской Федерации
                                                от 17 ноября 2006 года
                                                             N 6042-РХ

            ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА
            СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
              В ПЕРИОД ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

     Взаимодействие   мамы   с   ребенком   рекомендуется  начинать  с
внутриутробного   периода.   Ниже  приводится  примерная  программа  и
особенности работы по ней для беременных женщин.
     - Я тебя очень-очень сильно люблю.
     - Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
     - Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
     - Ты очень желанный и долгожданный ребенок.
     - Мы все тебя очень ждем.
     - Ты хорошо растешь и развиваешься.
     - Твоя нервная система и органы формируются правильно.
     До  четырех  месяцев  беременности  проговаривать программу нужно
мысленно, после четырех месяцев - сначала мысленно, а затем вслух.
     Если во время беременности мама болела или перенесла стресс, то к
вышеизложенным фразам необходимо добавить еще одну:
     - То, что случилось - через меня на тебя не передается.
     Предлагаемый  метод  можно рекомендовать всем беременным женщинам
как  естественное  средство, не имеющее противопоказаний, для борьбы с
чувством   тревоги,  эмоциональной  неустойчивостью,  характерных  для
периода  беременности,  а также для формирования гармоничных отношений
матери  со  своим  будущим  ребенком,  начиная  с  самых ранних сроков
беременности.


                      ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

     Драпкин    Б.З.   Семейная   психотерапия   (метод   психотерапии
материнской любовью). М.: ДеЛи принт, 2005. - 260 с.

Страницы: 1  2  


Оглавление