НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Руководящий документ. Министерство внутренних дел РФ (МВД России). 01.05.98 НПБ 111-98*

Оглавление


Страницы: 1  2  



                     НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
                       АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ.
                   ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

                             РУКОВОДСТВО

                    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

                            1 мая 1998 г.
                            N НПБ 111-98*

                                 (Д)


                                              Дата введения в действие
                                                       1 мая 1998 года

                                Дата введения в действие Изменения N 1
                                                    1 ноября 1999 года

     Разработаны   Всероссийским  научно-исследовательским  институтом
противопожарной  обороны  (ВНИИПО)  МВД России (А.Я. Корольченко, Ю.Н.
Шебеко,  В.Л.  Малкин,  И.М.  Смолин, В.А. Колосов, Е.В. Смирнов, Д.М.
Гордиенко),   нормативно-техническим   отделом   Главного   управления
Государственной   противопожарной  службы  (ГУГПС)  МВД  России  (В.Е.
Татаров,  Ю.Д.  Сергеев) и Московским институтом пожарной безопасности
(МИПБ) МВД России (В.В. Рубцов, А.С. Андросов, В.П. Назаров).
     Внесены   и  подготовлены  к  утверждению  нормативно-техническим
отделом ГУГПС МВД России.
     Утверждены   и   введены   в   действие  главным  государственным
инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
     Согласованы с Госстроем России (письмо от 30.12.1997 N 13-831).
     Введены в действие Приказом ГУГПС МВД России от 23.03.1998 N 25.
     Дата введения в действие - 01.05.1998.
     Подготовлены с учетом Изменения N 1, утвержденного и введенного в
действие  с  01.11.1999  Приказом ГУГПС МВД России от 02.07.1999 N 53,
согласованного с Госстроем России (письмо от 28.12.1998 N 09-689).
     Вводятся взамен НПБ 102-95.

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1*.    Настоящие    нормы   устанавливают   требования   пожарной
безопасности,    предъявляемые    к   технологическому   оборудованию,
проектированию,  строительству и реконструкции автозаправочных станций
(АЗС),  ограниченных  принятой  в  настоящих  нормах  классификацией и
предназначенных  для приема, хранения и заправки наземных транспортных
средств моторным топливом. Нормы являются обязательными для исполнения
на  территории России всеми предприятиями, учреждениями, организациями
и  юридическими  лицами независимо от их ведомственной принадлежности,
вида деятельности и формы собственности.
     Примечание.   Звездочкой   помечены  пункты,  в  которые  внесены
изменения.

     2*. В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.
     Традиционная   автозаправочная   станция   -   АЗС   с  подземным
расположением   резервуаров   для  хранения  топлива,  технологическая
система   <*>   которой   характеризуется  разнесением  резервуаров  и
топливораздаточных колонок (ТРК).
--------------------------------
     <*> Термины и определения приведены в обязательном приложении 1.

     Блочная  автозаправочная  станция - АЗС с подземным расположением
резервуаров  для  хранения  топлива,  технологическая  система которой
характеризуется   размещением   ТРК   над   блоком  хранения  топлива,
выполненным как единое заводское изделие.
     Модульная автозаправочная станция - АЗС с надземным расположением
резервуаров  для  хранения  топлива,  технологическая  система которой
характеризуется   разнесением   ТРК  и  контейнера  хранения  топлива,
выполненного как единое заводское изделие.
     Контейнерная   автозаправочная   станция   -   АЗС   с  надземным
расположением   резервуаров   для  хранения  топлива,  технологическая
система  которой характеризуется размещением ТРК в контейнере хранения
топлива, выполненном как единое заводское изделие.
     Топливозаправочный   пункт   -  АЗС,  размещаемая  на  территории
предприятия  и предназначенная для заправки транспортных средств этого
предприятия.
     Передвижная   автозаправочная   станция   -  предназначенная  для
розничной  продажи  топлива мобильная технологическая система, которая
установлена   на   автомобильном  шасси,  прицепе  или  полуприцепе  и
выполнена как единое заводское изделие.
     Многотопливная  автозаправочная  станция  -  АЗС,  на  территории
которой  предусмотрена  заправка  транспортных средств двумя или тремя
видами  топлива,  среди  которых  допускается  жидкое моторное топливо
(бензин и дизельное топливо), сжиженный газ (сжиженный пропан-бутан) и
сжатый природный газ.
     Автомобильная  газонаполнительная компрессорная станция - АЗС, на
территории  которой  предусмотрена заправка баллонов топливной системы
грузовых,  специальных  и легковых автомобилей сжатым природным газом,
используемым в качестве их моторного топлива.
     Автомобильная   газозаправочная  станция  -  АЗС,  на  территории
которой   предусмотрена  заправка  баллонов  грузовых,  специальных  и
легковых   автомобилей  сжиженным  газом  (сжиженным  пропан-бутаном),
используемым в качестве их моторного топлива.
     3.  При  проектировании  АЗС  следует  предусматривать применение
серийно  выпускаемых  технологических  систем  для  приема, хранения и
выдачи  топлива,  имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД),
согласованную  ГУГПС  МВД  России  в  части  учета требований пожарной
безопасности.
     Традиционные    АЗС    допускается    проектировать   на   основе
технологических   систем,   изготовляемых   несерийно,  с  применением
отдельно     выпускаемых    единиц    технологического    оборудования
(резервуаров,   трубопроводов,   ТРК,   запорной   арматуры  и  т.п.).
Согласование  противопожарных  мероприятий  в технической документации
(включая  руководство  по  эксплуатации)  на  такие АЗС осуществляется
территориальными   подразделениями   Государственной   противопожарной
службы (ГПС) МВД России в порядке, установленном НПБ 03-93.
     В   случае   применения  в  серийно  выпускаемых  технологических
системах  технических  решений,  на  которые  отсутствуют  нормативные
требования  или  в  которых  имеются  обоснованные отступления от них,
согласование  технико-эксплуатационной  документации  ГУГПС МВД России
осуществляется  на основании заключения специализированной организации
(ВНИИПО МВД России, МИПБ МВД России).
     4.  ТЭД  должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС,
их   пожаробезопасной   эксплуатации   (в   том   числе  к  проведению
регламентных   и   ремонтных   работ,  действиям  персонала  в  случае
возникновения  пожароопасных  ситуаций  и пожаров), а также сведения о
конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке
службы  и  гарантийных  обязательствах завода-изготовителя. Требования
должны   быть   сформулированы   с   учетом   специфики  используемого
технологического оборудования.
     5*.    Требования    пожарной   безопасности,   предъявляемые   к
топливозаправочным   пунктам,   следует   уточнять  в  соответствии  с
обязательным  приложением  2,  к  передвижным  АЗС  -  приложением  3,
многотопливным АЗС - приложением 6, к автомобильным газонаполнительным
компрессорным  и  газозаправочным  станциям  -  приложением  6 как для
самостоятельных участков технологической системы многотопливной АЗС.
     При  проектировании,  строительстве  и реконструкции АЗС наряду с
требованиями   пожарной   безопасности  следует  учитывать  требования
взрывобезопасности,  газобезопасности,  экологической  безопасности  и
другие   требования,   регламентированные   действующими  нормативными
документами, утвержденными в установленном порядке.
     6.    Применение    настоящих    норм   для   существующих   АЗС,
запроектированных  и построенных в соответствии с ранее действовавшими
нормативными документами, осуществляется в порядке, установленном СНиП
10-01-94 (п. 8.5).

                     II. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ

     7.  Выбор  земельного  участка  (площадки)  для строительства АЗС
должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.
     8.   АЗС  должна  располагаться  преимущественно  с  подветренной
стороны  ветров  преобладающего направления (по годовой "розе ветров")
по   отношению   к  жилым,  производственным  и  общественным  зданиям
(сооружениям).
     Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также
на плавсредствах.
     9.  Планировка  АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и
сооружений  должна исключать возможность растекания аварийного пролива
топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
     На  въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие
повышенные  участки  высотой  не  менее  0,2  м  или  дренажные лотки,
отводящие  загрязненные  нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные
сооружения АЗС.
     10*.   При   размещении   АЗС   минимальные   расстояния  следует
определять:
     от стен резервуаров для хранения топлива и аварийных резервуаров,
наземных   участков   трубопроводов  деаэрации,  корпуса  ТРК,  границ
площадок  для  автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок
технологического   оборудования  очистных  сооружений,  а  также  (при
определении  расстояний  между  зданиями и сооружениями АЗС) от границ
площадок  для  стоянки  транспортных  средств  и  от  наружных  стен и
конструкций зданий АЗС;
     до  границ  земельных  участков  детских  дошкольных  учреждений,
общеобразовательных  школ,  школ-интернатов,  лечебных  учреждений  со
стационаром, а для жилых и общественных зданий другого назначения - до
окон (дверей);
     до  ближайшей  стены  (перегородки)  помещения  (при расположении
помещений различного функционального назначения в одном здании).
     Минимальные  расстояния  до автомобильных дорог и улиц населенных
пунктов   определяются   в   зависимости   от  их  категории  по  СНиП
2.07.01-89*, а именно:
     до   магистральных  дорог  и  магистральных  улиц  общегородского
значения  -  как  для  автомобильных  дорог  общей  сети  I,  II и III
категорий;
     до  поселковых  дорог,  магистральных  улиц  районного  значения,
главных  улиц  и  основных улиц в жилой застройке сельских поселений -
как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
     до остальных дорог и улиц - не нормируются.
     11. АЗС с надземными резервуарами подразделяют на два типа:
     тип  А  - общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20
куб. м;
     тип  Б  - общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более
20 куб. м.
     Общая   вместимость   резервуаров   контейнерной  АЗС  не  должна
превышать 40 куб. м при ее размещении на территории населенных пунктов
и 60 куб. м - вне населенных пунктов.
     Единичная   емкость  резервуаров  или  камер  (при  использовании
многокамерного  резервуара  с  двойными  перегородками между камерами)
АЗС,   расположенных  на  территории  населенных  пунктов,  не  должна
превышать 10 куб. м, а вне населенных пунктов - 20 куб. м.
     Величины   общей  вместимости  и  единичной  емкости  резервуаров
модульной  АЗС  (в  том  числе величина, разделяющая АЗС на тип А и Б)
допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
     При  использовании одностенных надземных резервуаров для хранения
топлива   указанные   параметры   вместимостей   следует   уточнять  в
соответствии с обязательным приложением 4.
     12*.  Минимальные  расстояния  от  АЗС  до  объектов,  к  ней  не
относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.

                                                             Таблица 1

------------------------------------------------------------------------
| N |  Наименование объектов,     | Расстояние  | Расстояние от АЗС с  |
|п/п| до которых определяется     |  от АЗС с   |     надземными       |
|   |       расстояние            | подземными  |   резервуарами, м    |
|   |                             |резервуарами,|----------------------|
|   |                             |      м      |   тип А   |  тип Б   |
|---|-----------------------------|-------------|----------------------|
|1  | Производственные, складские |     15      |          25          |
|   | и административно-бытовые   |             |                      |
|   | здания и сооружения         |             |                      |
|   | промышленных предприятий    |             |                      |
|   | (за исключением указанных в |             |                      |
|   | строке 10)                  |             |                      |
|---|-----------------------------|-------------|----------------------|
|2  | Лесные массивы              |             |           |          |
|   |-----------------------------|-------------|-----------|----------|
|   |   хвойных и смешанных пород |     25      |    40     |    30    |
|   |-----------------------------|-------------|-----------|----------|
|   |   лиственных пород          |     10      |    15     |    12    |
|---|-----------------------------|-------------|-----------|----------|
|3  | Жилые и общественные здания |     25      |    80     |    40    |
|---|-----------------------------|-------------|----------------------|
|4  | Места массового пребывания  |     25      |          80          |
|   | людей                       |             |                      |
|---|-----------------------------|-------------|----------------------|
|5  | Индивидуальные гаражи и     |     18      |    30     |    20    |
|   | открытые стоянки для        |             |           |          |
|   | автомобилей                 |             |           |          |
|---|-----------------------------|-------------|----------------------|
|6  | Торговые палатки и киоски   |     20      |          25          |
|---|-----------------------------|-------------|----------------------|
|7  | Автомобильные дороги общей  |             |           |          |
|   | сети (край проезжей части): |             |           |          |
|   |-----------------------------|-------------|-----------|----------|
|   |   I, II и III категории     |     12      |    20     |    15    |
|   |-----------------------------|-------------|-----------|----------|
|   |   IV и V категории          |      9      |    12     |     9    |
|   |-----------------------------|-------------|-----------|----------|
|   | Маршруты                    |     15      |    20     |    20    |
|   | электрифицированного        |             |           |          |
|   | городского транспорта (до   |             |           |          |
|   | контактной сети)            |             |           |          |
|---|-----------------------------|-------------|----------------------|
|8  | Железные дороги общей сети  |     25      |          30          |
|   | (до подошвы насыпи или      |             |                      |
|   | бровки выемки)              |             |                      |
|---|-----------------------------|-------------|----------------------|
|9  | Очистные канализационные    |     15      |    30     |    25    |
|   | сооружения и насосные       |             |           |          |
|   | станции, не относящиеся к   |             |           |          |
|   | АЗС                         |             |           |          |
|---|-----------------------------|------------------------------------|
|10 | Технологические установки   |                 100                |
|   | категорий Ан, Бн, Гн,       |                                    |
|   | здания и сооружения с       |                                    |
|   | наличием радиоактивных и    |                                    |
|   | вредных веществ I и II      |                                    |
|   | классов опасности по ГОСТ   |                                    |
|   | 12.1.007                    |                                    |
|---|-----------------------------|------------------------------------|
|11 | Линии электропередач,       |               По ПУЭ               |
|   | электроподстанции (в том    |                                    |
|   | числе трансформаторные      |                                    |
|   | подстанции)                 |                                    |
|---|-----------------------------|------------------------------------|
|12 | Склады: лесных материалов,  |     20      |    40     |    30    |
|   | торфа, волокнистых горючих  |             |           |          |
|   | веществ, сена, соломы, а    |             |           |          |
|   | также участки открытого     |             |           |          |
|   | залегания торфа             |             |           |          |
------------------------------------------------------------------------

     Примечания.  1.  Расстояния  от  АЗС с надземными резервуарами, а
также  от  подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II
степени   огнестойкости   <*>,  указанные  в  таблице  1,  допускается
уменьшать  не более чем на 25%, за исключением расстояний от надземных
резервуаров с одностенными перекрытиями.
--------------------------------
     <*> Здесь и далее степень огнестойкости указана в соответствии со
СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы".

     2.   При   оснащении   технологической   системы   АЗС   системой
флегматизации  или  иными  системами,  предотвращающими  воспламенение
и/или    сгорание   паровоздушных   смесей   внутри   технологического
оборудования,  указанные в табл. 1 расстояния допускается уменьшать не
более чем на 25% (за исключением указанных в строках 3, 4, 10, 11).
     3.  При  размещении  АЗС  рядом с лесными массивами расстояния до
лесного  массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два
раза,  при  этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории
АЗС   должны   предусматриваться  наземное  покрытие,  выполненное  из
материалов,  не  распространяющих  пламя  по  своей  поверхности,  или
вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

     13*.   Минимальные  расстояния  между  зданиями  и  сооружениями,
расположенными   на   территории   АЗС   с   подземными  резервуарами,
принимаются в соответствии с таблицей 2.

                                                             Таблица 2

---------------------------------------------------------------------------
| N | Наименование      |  Минимальное расстояние между соответствующими  |
|п/п| зданий и          |   зданиями и сооружениями в порядке их записи   |
|   | сооружений АЗС    |           в графе "Наименование...", м          |
|   |                   |-------------------------------------------------|
|   |                   | 1  |  2  |  3  | 4 | 5 |  6  |  7  |  8  | 9 |10|
|---|-------------------|----|-----|-----|---|---|-----|-----|-----|---|--|
|1  | Подземные         | -  |  4  |  -  |3/9| 9 | 9/15| 15  |  -  | 6 | 9|
|   | резервуары для    |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | хранения топлива  |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|---|-------------------|----|-----|-----|---|---|-----|-----|-----|---|--|
|2  | Топливораздаточные| 4  |  -  |  -  |6/9| 9 |12/15| 15  |  4  | 9 | 9|
|   | колонки           |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|---|-------------------|----|-----|-----|---|---|-----|-----|-----|---|--|
|3  | Площадка для АЦ   | -  |  -  |  -  |6/9| 9 |12/15| 15  |  -  | 9 |12|
|---|-------------------|----|-----|-----|---|---|-----|-----|-----|---|--|
|   | Здания для        |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | персонала АЗС и   |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | сервисного        |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | обслуживания      |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | транспортных      |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | средств:          |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|---|-------------------|----|-----|-----|---|---|-----|-----|-----|---|--|
|4  | I и II степени    |3/9 | 6/9 | 6/9 | 6 | 9 |  9  |  9  | 3/9 |-/9| 6|
|   | огнестойкости     |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|---|-------------------|----|-----|-----|---|---|-----|-----|-----|---|--|
|5  | IIIа степени      | 9  |  9  |  9  | 9 |12 |  9  | 12  | 6/9 |6/9| 9|
|   | огнестойкости     |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|---|-------------------|----|-----|-----|---|---|-----|-----|-----|---|--|
|   | Здания сервисного |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | обслуживания      |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | водителей и       |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | пассажиров        |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|---|-------------------|----|-----|-----|---|---|-----|-----|-----|---|--|
|6  | I и II степени    |9/15|12/15|12/15| 9 | 9 |  6  |  9  | 9/15|-/9| 9|
|   | огнестойкости     |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|---|-------------------|----|-----|-----|---|---|-----|-----|-----|---|--|
|7  | IIIа степени      |15  | 15  | 15  | 9 |12 |  9  | 12  |12/15|6/9|12|
|   | огнестойкости     |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|---|-------------------|----|-----|-----|---|---|-----|-----|-----|---|--|
|8  | Очистные          | -  |  4  |  -  |3/9|6/9| 9/15|12/15|  -  | 6 | 9|
|   | сооружения для    |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | атмосферных       |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | осадков,          |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | загрязненных      |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | нефтепродуктами   |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|---|-------------------|----|-----|-----|---|---|-----|-----|-----|---|--|
|9  | Площадка для      | 6  |  9  |  9  |-/9|6/9| -/9 | 6/9 |  6  | 12| 6|
|   | стоянки           |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | транспортных      |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|   | средств           |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
|---|-------------------|----|-----|-----|---|---|-----|-----|-----|---|--|
|10 | Котельная на      | 9  |  9  | 12  | 6 | 9 |  9  |  12 |  9  |  6| -|
|   | дизельном топливе |    |     |     |   |   |     |     |     |   |  |
---------------------------------------------------------------------------

     Примечания.  1. Расстояния указаны: в числителе - до стен зданий,
в  знаменателе - до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные "-",
не  нормируются  и  принимаются исходя из конструктивных особенностей,
если иное не оговорено настоящими нормами.
     2.  При  проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами
для хранения топлива и ТРК не нормируется.
     3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается
их  эксплуатация  без  приостановки  во  время  наполнения резервуаров
топливом из АЦ, расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать
не  менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств - не менее
18  м  (вне  зависимости  от вида транспортных средств), а до зданий и
сооружений АЗС расстояния следует увеличивать на 30%.
     4. Расстояния не нормируются:
     а)  между  зданиями сервисного обслуживания транспортных средств,
если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания,
является противопожарной;
     б)  между  зданиями  для  персонала  АЗС  при условии, если в них
отсутствуют  помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и
их транспортных средств.
     5.  Размеры  площадки  для  стоянки  транспортных  средств должны
обеспечивать   одновременное   пребывание  на  ней  не  более  10  ед.
транспортных  средств.  В  строке  9  приведены  расстояния до стоянок
легкового   и   мототранспорта.   При   организации   стоянок   других
транспортных  средств  расстояние  до  стен  без проемов зданий I и II
степени огнестойкости должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния
следует увеличивать на 50%.
     6.   Расстояния   от  трансформаторной  подстанции  до  зданий  и
сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ.

     14.  Минимальные  расстояния  между зданиями и сооружениями АЗС с
надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3.

                                                             Таблица 3

-------------------------------------------------------------------
| N | Наименование зданий и сооружений|  Минимальное расстояние   |
|п/п|              АЗС                |  между соответствующими   |
|   |                                 | зданиями и сооружениями в |
|   |                                 | порядке их записи в графе |
|   |                                 |   "Наименование...", м    |
|   |                                 |---------------------------|
|   |                                 |  1  |  2  |  3  | 4  | 5  |
|---|---------------------------------|-----|-----|-----|----|----|
|1  | Контейнеры хранения топлива     |  -  |  8  |  -  |  9 |  - |
|---|---------------------------------|-----|-----|-----|----|----|
|2  | Топливораздаточные колонки      |  8  |  -  |  8  |  9 |  4 |
|---|---------------------------------|-----|-----|-----|----|----|
|3  | Площадка для АЦ                 |  -  |  8  |  -  |  9 |  - |
|---|---------------------------------|-----|-----|-----|----|----|
|4  | Здания для персонала АЗС        |  9  |  9  |  9  |  - |  9 |
|---|---------------------------------|-----|-----|-----|----|----|
|5  | Очистные сооружения для         |  -  |  4  |  -  |  9 |  - |
|   | атмосферных осадков,            |     |     |     |    |    |
|   | загрязненных нефтепродуктами    |     |     |     |    |    |
-------------------------------------------------------------------

     Примечания.  1.  Расстояния, обозначенные "-", а также расстояния
от   ТРК  до  контейнеров  хранения  топлива  и  площадки  для  АЦ  на
контейнерной АЗС не нормируются и принимаются исходя из конструктивных
особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.
     2.    Расстояния    между    контейнерами    хранения    топлива,
технологические   отсеки  которых  расположены  друг  напротив  друга,
следует принимать не менее 4 м.
     3.   Расстояния  до  зданий  сервисного  обслуживания  водителей,
пассажиров и транспортных средств принимаются по таблице 1.

     15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного
технологического  оборудования,  конструкций навесов и технологических
шахт  подземных  резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее
пространство  технологических  шахт  подземных  резервуаров  заполнено
негорючим материалом, то указанное расстояние не нормируется.
     16.  При  наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и
выполненным из негорючих материалов.
     17.  Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть,
как   правило,   односторонним.  При  этом  должен  быть  предусмотрен
раздельный въезд и выезд.
     18.  Не  допускается  озеленение  территории  АЗС  кустарниками и
деревьями,  выделяющими  при цветении хлопья, волокнистые вещества или
опушенные семена.
     19.   При  размещении  АЗС  вблизи  посадок  сельскохозяйственных
культур,   по  которым  возможно  распространение  пламени  (зерновые,
хлопчатник  и  т.п.),  вдоль  прилегающих к посадкам границ АЗС должны
предусматриваться  наземное  покрытие,  выполненное  из материалов, не
распространяющих  пламя  по  своей  поверхности, или вспаханная полоса
земли шириной не менее 5 м.

               III. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ

     20*.  На  АЗС  могут  размещаться  следующие  служебные и бытовые
здания  (помещения)  для  персонала  АЗС:  операторная, администрации,
котельной,  приема  пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для
спецодежды,  инструмента,  запасных  деталей, приборов и оборудования.
Помимо   указанных,   на  территории  АЗС  с  подземными  резервуарами
допускается   размещать  здания  (помещения)  сервисного  обслуживания
пассажиров, водителей и их транспортных средств.
     Для   сервисного   обслуживания   пассажиров  и  водителей  могут
предусматриваться  магазин  сопутствующих товаров, кафе и санузлы, для
сервисного  обслуживания  транспортных  средств  -  посты технического
обслуживания и мойки автомобилей.
     На территории АЗС с надземными резервуарами, наряду с помещениями
для  персонала  АЗС,  допускается  предусматривать  помещения магазина
сопутствующих товаров без торгового зала.
     21*.  Категории  помещений  и зданий по взрывопожарной и пожарной
опасности  следует  определять  в соответствии с НПБ 105-95, категории
наружных установок по пожарной опасности - по НПБ 107-97.
     На  территории  АЗС не допускается размещение помещений категорий
"А",  "Б" (за исключением помещений для установки транспортных средств
в  зданиях мойки и постов технического обслуживания) и "Г". При этом в
помещениях   категорий   "А"  и  "Б"  предусматривать  технологические
процессы,  в  которых  обращаются  горючие газы, легковоспламеняющиеся
жидкости  (за  исключением  топлива  в  топливной системе транспортных
средств), а также горючие пыли, не допускается.
     22*.  Здания  и  сооружения <*>, расположенные на территории АЗС,
должны  быть  I,  II  или  IIIа  степени огнестойкости и, как правило,
одноэтажные.   Допускается  проектирование  двухэтажных  зданий  общей
площадью не более 150 кв. м, в которых отсутствуют складские помещения
для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
--------------------------------
     <*>   Здесь   и  далее  под  сооружениями  АЗС  следует  понимать
сооружения,    размещаемые   на   территории   АЗС,   за   исключением
технологических систем.

     При   проектировании   котельной   АЗС   следует  предусматривать
автоматизированные  водогрейные  котлы с температурой теплоносителя не
выше   80   град.   C.   При  этом,  как  правило,  следует  применять
электрокотлы.
     На   АЗС   с   подземным  расположением  резервуаров  допускается
применять  котлы,  предназначенные  для  работы на дизельном топливе с
температурой  вспышки более 45 град. C. Котельные на дизельном топливе
должны проектироваться только для нужд АЗС и размещаться, как правило,
в  отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости.
Котельные  на  дизельном  топливе  (за  исключением  АЗС  с надземными
одностенными резервуарами) допускается пристраивать к отдельно стоящим
зданиям  I или II степени огнестойкости, предназначенным для персонала
АЗС  или  мойки  транспортных средств. Вывод дымовых газов в атмосферу
должен быть предусмотрен через дымовую шахту, выполненную из негорючих
материалов  и  размещаемую  с наружной стороны стены здания котельной,
обращенной  не в сторону топливных резервуаров, ТРК и площадки для АЦ.
Дымовую шахту следует оснащать искрогасителем, установленным на выходе
дымовых  газов.  Оборудование  хранения и линии подачи топлива к котлу
должно   отвечать   требованиям   настоящих   норм,   предъявляемым  к
технологическим  системам  АЗС  с подземным расположением резервуаров.
При  этом  с  наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи
топлива  к  котлу  следует  устанавливать запорную арматуру и обратный
клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии.
     23.  На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных
пространств,  а  также подземных сооружений (туннели, каналы и т.п.) с
наличием    свободного    пространства   не   допускается.   Прокладка
трубопроводов  с  топливом под зданиями АЗС и со стороны эвакуационных
выходов не допускается.
     24. Помещения для персонала АЗС, включая операторную, допускается
предусматривать   в   зданиях   сервисного   обслуживания   водителей,
пассажиров  или  их транспортных средств. При этом указанные помещения
должны   быть   выполнены   в  конструкциях,  соответствующих  степени
огнестойкости  основного  здания,  отделяться  от помещений сервисного
обслуживания   водителей,   пассажиров  или  их  транспортных  средств
противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
     25. Не допускается объединять в едином здании:
     помещения   сервисного   обслуживания   транспортных   средств  и
помещения сервисного обслуживания водителей и пассажиров;
     помещения    магазина,    в    котором    предусмотрена   продажа
легковоспламеняющихся  и  горючих жидкостей, и помещения общественного
питания.
     26.   В  зданиях  сервисного  обслуживания  транспортных  средств
допускается   предусматривать   не   более  трех  постов  технического
обслуживания.  Помещения различного функционального назначения следует
разделять  перегородками,  выполненными  из  негорючих  материалов,  а
помещения,  предназначенные  для установки транспортных средств (кроме
мойки), - противопожарными перегородками 1-го типа.
     При   проектировании   АЗС,   предназначенных  для  размещения  в
населенных   пунктах,  допускается  предусматривать  помещения  постов
технического обслуживания только легковых автомобилей.
     27.  В  зданиях  АЗС  запрещается  предусматривать  помещения для
проведения огневых и сварочных работ.
     28.  Помещения  категорий  "В1" - "В3", а также кладовые магазина
для   хранения   легковоспламеняющихся  и  горючих  жидкостей  следует
размещать у наружных стен зданий с оконными проемами.
     Смазочные   масла   (включая  отработанные)  должны  храниться  в
емкостях  общей  вместимостью  не  более  1  куб.  м, размещаемых либо
подземно,   либо  в  специальном  помещении,  отделенном  от  соседних
помещений   противопожарными   перегородками   1-го   типа  и  имеющем
самостоятельный выход непосредственно наружу из здания.
     29.   Один   из   эвакуационных   выходов  из  помещений  следует
предусматривать  не  в  сторону  площадок  для  АЦ, топливораздаточных
колонок  и  резервуаров  для хранения топлива, за исключением случаев,
когда  расстояние  от выхода до указанных сооружений и оборудования не
менее 15 м.
     30*.  Навесы  должны  быть  выполнены  из негорючих материалов. В
покрытии  навесов  высотой  не  менее  4  м  допускается использование
трудногорючих  материалов  (за  исключением навесов или частей навеса,
расположенных над местами заправки грузовых автомобилей).
     Устройство   навесов  над  площадками  для  АЦ  и  над  наземными
резервуарами для хранения топлива не допускается.
     31.   Технологические   системы  должны  быть  изготовлены  и/или
размещены   таким  образом,  чтобы  обеспечивались  их  целостность  и
работоспособность  при  воздействии  на  них  возможных  нагрузок (при
движении  и  остановке транспортных средств, подвижках грунта и т.п.),
определяемых проектом на АЗС.
     32. Блоки и контейнеры хранения топлива на блочных и контейнерных
АЗС,  а также ТРК традиционных и модульных АЗС должны быть защищены от
повреждения    транспортными   средствами.   На   АЗС   для   заправки
крупногабаритной  техники (грузовые автомобили, автобусы, строительная
и  сельскохозяйственная техника и т.п.) крепление защитных устройств к
блокам и контейнерам хранения топлива не допускается.
     33.  Покрытие  проездов,  заправочных островков и площадок для АЦ
должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов.
     34.  Высота  надземной  части  колодцев для инженерных сооружений
должна быть не менее 0,05 м. Конструкция колодцев должна предотвращать
попадание в них грунтовых вод.
     35*. Площадка для АЦ должна быть оборудована:
     отбортовкой высотой не менее 150 мм;
     пандусами  (пологими  бортами  площадки) для безопасного въезда и
выезда автоцистерны;
     аварийным   резервуаром   (допускается  использовать  одностенные
резервуары)  и  сливным  трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с
площадки  без  его  перелива на остальную территорию АЗС при возможной
разгерметизации сливного патрубка АЦ.
     При  этом  аварийный  резервуар должен быть выполнен из негорючих
материалов,  исключающих  проникновение  топлива  в грунт. Вместимость
этого  резервуара  должна  превышать  не  менее чем на 10% вместимость
используемых   на   АЗС   автоцистерн.   Сливной   трубопровод  должен
оканчиваться   на   расстоянии  не  более  0,1  м  от  дна  указанного
резервуара.  Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен
быть  заполнен  водой  в  количестве, обеспечивающем ее уровень в этом
резервуаре  не  менее  0,3  м. Аварийный резервуар должен быть оснащен
трубопроводом   деаэрации,   отвечающим   требованиям,   предъявляемым
настоящими  нормами  к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения
топлива,  патрубками  для  его  опорожнения закрытым способом и замера
уровня  воды.  Указанные  патрубки  должны  быть  снабжены  герметично
закрывающимися заглушками.
     Глубина  заложения  аварийного  резервуара  и  прокладка сливного
трубопровода  должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды
в холодный период года.
     Сливной  трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков
следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.).
     36.  Расположение транспортных средств на площадке для их стоянки
не  должно  препятствовать свободному выезду транспортных средств с ее
территории.
     37.  Фундаменты для контейнеров хранения топлива должны исключать
скопление  топлива  под резервуарами. Высота фундамента должна быть не
менее  0,2 м по отношению к прилегающей к нему площадке, его размеры в
плане  должны  превышать  размеры контейнера хранения топлива не менее
чем  на  0,5 м во все стороны, а верхняя поверхность фундамента должна
иметь  уклоны  от  резервуаров  в  сторону краев фундамента не менее 2
град.
     38.  В  случае  применения  ограждающих  конструкций  контейнеров
хранения  топлива  и их технологических отсеков эти конструкции должны
выполняться  в  виде  продуваемых  преград с равномерным расположением
отверстий  по площади ограждений. Отношение площади отверстий к полной
площади преграды должно быть не менее 50%.
     Допускается  использовать  ограждающие  конструкции  с отношением
площади   отверстий  к  площади  преграды  менее  50%  при  выполнении
требований п. 89.
     39*.  При  оснащении  АЗС  очистными сооружениями для атмосферных
осадков,  загрязненных нефтепродуктами, эти сооружения должны отвечать
следующим требованиям:
     оборудование   очистных   сооружений,  в  свободное  пространство
которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно;
     емкости-накопители  (при  наличии)  необходимо оснащать датчиками
уровня,   обеспечивающими   подачу   сигнала   оператору  АЗС  при  их
номинальном заполнении;
     оборудование     для    опорожнения    емкостей-накопителей    от
нефтепродуктов   должно   обеспечивать   осуществление  этой  операции
закрытым способом;
     линии  деаэрации  емкостей  должны  соответствовать  требованиям,
предъявляемым   настоящими   нормами   к  линиям  деаэрации  топливных
резервуаров;
     трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами;
     крышки  люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках
атмосферных   осадков,   загрязненных   нефтепродуктами,  должны  быть
выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек.
     40.  АЗС  следует  оборудовать  молниезащитой  в  соответствии  с
требованиями РД 34.21.122-87, но не ниже II категории.
     41.  Система  заземления  АЗС  должна  отвечать требованиям ПУЭ и
Правил   защиты   от   статического   электричества   в  производствах
химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
     Монтаж   системы   заземления   следует   проводить   до   начала
пусконаладочных испытаний технологических систем АЗС.
     42.  Предусматривать  на  АЗС  воздушные  линии электропередач не
допускается.
     43.  АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также
системой громкоговорящей связи.

         IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

     44.    На   АЗС   должны   использоваться   ТРК,   обеспечивающие
автоматическую  блокировку  подачи  топлива при номинальном заполнении
топливного бака транспортного средства.
     Топливораздаточные  колонки  рекомендуется оснащать устройствами,
предотвращающими выход топлива при повреждении колонок.
     45.  Резервуары  и  трубопроводы  для  топлива и его паров должны
сохранять  герметичность  в  течение  не  менее  10 лет при соблюдении
требований ТЭД на технологические системы.
     46.  Резервуары  для  хранения  топлива  должны  быть оборудованы
системами контроля их герметичности.
     Примеры указанных систем приведены в рекомендуемом приложении 5.
     47*. Подземные одностенные резервуары для хранения топлива должны
устанавливаться    внутри    оболочек    (за   исключением   аварийных
резервуаров),  выполненных  из  материалов,  устойчивых  к воздействию
нефтепродуктов  и  окружающей  среды  в  условиях  и в течение времени
эксплуатации,  а  также  исключающих проникновение топлива в грунт при
возможных  утечках  из  внутреннего пространства, образуемого стенками
оболочек   и  резервуаров.  Свободное  пространство  между  указанными
стенками  должно  быть заполнено (с уплотнением) негорючим материалом,
способным впитывать в себя топливо.
     48.  При  применении  двустенного резервуара для хранения топлива
следует  предусматривать  конструктивные  мероприятия, направленные на
исключение возможности образования взрывоопасной смеси паров топлива с
воздухом  (в  результате  разгерметизации  внутренней  стенки)  в  его
межстенном  пространстве. В случае заполнения межстенного пространства
резервуара  горючей  жидкостью  ее  температура вспышки не должна быть
ниже 100 град. C.
     Двустенный  резервуар  следует оборудовать системой объединенного
или  непрерывного контроля герметичности его межстенного пространства,
обеспечивающей   автоматическую  сигнализацию  (световую  и  звуковую)
персоналу   АЗС   о   разгерметизации   и  автоматическое  прекращение
наполнения  резервуара.  Для  двустенных  резервуаров традиционной АЗС
допускается предусматривать периодический контроль их герметичности.
     49.   Для   каждой   камеры   многокамерного   резервуара  должны
выполняться   требования,  предусматриваемые  настоящими  нормами  для
однокамерного  резервуара. Одновременное хранение бензина и дизельного
топлива  в  различных  камерах  одного резервуара допускается только в
двустенных  резервуарах,  в  которых  камеры  для бензина и дизельного
топлива   разделены   двумя   перегородками   и   обеспечен   контроль
герметичности межперегородочного пространства.
     50.  Ввод  трубопроводов в резервуары для хранения топлива должен
осуществляться только в местах, расположенных выше номинального уровня
заполнения  их  топливом. Устройство люков, штуцеров, патрубков и т.п.
ниже указанного уровня не допускается.
     51.  Трубопроводы линии деаэрации резервуара должны быть оснащены
огнепреградителями   или   дыхательными   клапанами   со   встроенными
огнепреградителями, сохраняющими работоспособность в любое время года.
     При  размещении  трубопровода  линии  деаэрации  на расстоянии не
менее  5  м  (по  горизонтали)  от  проездов  высота  расположения его
верхнего  среза  по  отношению  к  прилегающей площадке должна быть не
менее 2,5 м. Если это расстояние менее 5 м, то его высота определяется
соотношением:

     Hтр = Hм + 50 x D,

     где:  Hтр  -  высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации,
определяемая  от уровня прилегающих проездов для транспортных средств,
м;  Hм  - максимальная высота транспортного средства, допускаемого для
заправки  на  АЗС  (м),  но  не  менее  2  м;  D  - внутренний диаметр
трубопровода линии деаэрации, м.
     На  трубопроводах  линии  деаэрации резервуара перед дыхательными
клапанами  или огнепреградителями рекомендуется устанавливать запорную
арматуру.
     52.  Оснащение  линии  деаэрации  должно обеспечивать возможность
контроля ее пропускной способности во время эксплуатации.
     53.   Резервуары   (камеры)  рекомендуется  оснащать  раздельными
системами  деаэрации. Допускается для резервуаров (камер) с одинаковым
видом топлива использовать общую газоуравнительную систему при условии
установки  огнепреградителей  в узлах подсоединения трубопроводов этой
системы к резервуарам (камерам).
     Устройство  общей  газоуравнительной  системы  между резервуарами
(камерами) с бензином и дизельным топливом не допускается.
     54.  Резервуары  для  хранения  топлива  должны  быть оборудованы
системами   предотвращения   их   переполнения,   обеспечивающими  при
достижении  90%-го  заполнения  резервуара автоматическую сигнализацию
(световую  и  звуковую)  персоналу  АЗС,  а  при  95%-м  заполнении  -
автоматическое  прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с.
Если  технологической  системой  предусмотрено  прекращение наполнения
резервуара  топливом  только  в  автоматическом режиме, то допускается
вместо   указанной   сигнализации   предусматривать   сигнализацию  об
автоматическом прекращении наполнения при достижении 95%-го заполнения
резервуара.
     55*. Если вероятность отказа автоматических систем предотвращения
переполнения    резервуаров,   непрерывного   контроля   герметичности
межстенного  пространства  резервуаров  и  трубопроводов,  обнаружения
утечек  и  прекращения подачи топлива или его паров,  а также контроля
пропускной  способности линий  деаэрации  или  рециркуляции  превышает
  -3
10   в год, то следует предусматривать либо дублирование их элементов,
обеспечивающее  выполнение  функционального  назначения  систем,  либо
самоконтроль исправности, обеспечивающий автоматическое отключение ТРК
и исключающий возможность наполнения  резервуаров  при  неисправностях
указанных систем.
     56.  Конструкция  технологической  системы должна предусматривать
возможность  проведения  пожаробезопасных  периодических  испытаний на
герметичность   топливного   оборудования   непосредственно   на  АЗС.
Требования к периодичности указанных испытаний должны быть приведены в
ТЭД.
     57.  Технологические  системы  рекомендуется  оснащать  системами
флегматизации   свободного   пространства  инертным  газом  или  иными
системами,  исключающими  воспламенение  и/или  сгорание паровоздушной
смеси топлива внутри технологического оборудования.
     58.  Все  трубопроводы для топлива и его паров, расположенные над
землей или в свободном пространстве шахт резервуаров и технологических
колодцев, должны удовлетворять следующим требованиям:
     они должны быть выполнены из металла;
     соединение фланцев должно осуществляться по принципу "шип-паз";
     соединения  трубопроводов  должны  обеспечивать  их  надежность в
условиях   и   в   течение  времени  эксплуатации,  регламентированных
требованиями ТЭД;
     соединения  должны  быть  оснащены устройствами для исключения их
саморазъединения и для опломбирования.
     59*.  Одностенные  подземные трубопроводы для топлива и его паров
следует  располагать  на глубине не менее 0,2 м в заглубленных лотках,
исключающих проникновение топлива при возможных утечках за их пределы.
Лотки следует заполнять (с уплотнением) негорючим материалом.
     При  использовании  двустенных  трубопроводов  (труба  в трубе) с
разъемными  соединениями  (при  наличии),  обеспечивающими  раздельную
герметизацию  внутреннего  и  внешнего трубопроводов, устройство лотка
допускается  не предусматривать. При этом следует обеспечить замещение
воздуха  в  межтрубном  пространстве азотом до достижения концентрации
кислорода не более 10% (об.).
     60.  Наполнение  резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться
через  трубопровод  налива,  проложенный  подземно, и с использованием
устройств,  препятствующих распространению пламени по линии наполнения
резервуара.
     61.  Между  устройством  для  подсоединения  напорно-всасывающего
рукава  АЦ  и  трубопроводом  налива  должна быть установлена запорная
арматура.   Эту  арматуру  допускается  не  предусматривать  в  случае
применения  устройств, самозакрывающихся при расстыковке их соединения
с напорно-всасывающим рукавом АЦ.
     Оборудование,     устанавливаемое    на    трубопроводе    налива
(соединительные   устройства,   запорная  арматура,  огнепреградители,
фильтры,  расходомеры  и  т.п.),  должно  размещаться  в  приямке  или
колодце,  находящемся  у  площадки  для  АЦ  или  на самой площадке, с
обеспечением мер по предотвращению повреждения указанного оборудования
в результате наезда транспортных средств.
     Стенки  приямка  (колодца)  должны  быть  выполнены  из негорючих
материалов  и  размещены  на  расстоянии  не  менее  2  м  от  наземно
(надземно)  расположенного  технологического оборудования АЗС, а также
от    технологических    шахт   подземных   резервуаров.   Допускается
изготовление   колодца   из   трудногорючих   материалов  при  условии
заполнения его свободного пространства негорючим материалом.
     62.  При  наличии  в  конструкции  технологической  системы линии
рециркуляции  паров  топлива из резервуара в АЦ указанная линия должна
удовлетворять следующим требованиям:
     на  линии  рециркуляции  перед  узлами  подсоединения  ее  к АЦ и
резервуару должны быть установлены огнепреградители. Конструкция узлов
подсоединения    линии   рециркуляции   к   АЦ   должна   обеспечивать
автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке;
     линия  рециркуляции  должна  быть  оборудована обратным клапаном,
открывающимся  при  достижении в резервуаре давления, соответствующего
либо  напору  столба  топлива  в АЦ (при сливе самотеком), либо напору
насоса  перекачивания  топлива  из  АЦ  в  резервуар. Обратные клапаны
должны  герметично  закрываться при перекрытии трубопровода налива или
обесточивании указанного насоса;
     если  рециркуляция  паров  топлива  осуществляется при перекрытом
трубопроводе   линии  деаэрации  резервуара,  технологическая  система
должна быть оборудована системой автоматического непрерывного контроля
за давлением в ее паровом пространстве. При использовании дыхательного
клапана   на  трубопроводе  линии  деаэрации  резервуара  с  давлением
срабатывания,  превышающим  давление  срабатывания  обратного  клапана
линии   рециркуляции   (рециркуляция   осуществляется  без  перекрытия
трубопровода  деаэрации),  указанную  систему  контроля допускается не
предусматривать;
     между  узлом  подсоединения  трубопровода  линии  рециркуляции  к
резервуару  рекомендуется,  а  между  узлом  подсоединения к АЦ и этим
трубопроводом  следует  в  обязательном порядке устанавливать запорную
арматуру;
     участки   трубопроводов   линии   рециркуляции,  расположенные  в
свободном пространстве, не должны иметь разборных соединений.
     63.  При  наличии  в  конструкции  технологической  системы линии
рециркуляции паров топлива из топливного бака транспортного средства в
резервуар указанная линия должна удовлетворять следующим требованиям:
     в   местах   присоединения   трубопровода  линии  рециркуляции  к
резервуарам  и  к  ТРК  должны  быть  установлены  огнепреградители  и
обратные  клапаны.  Если  огнепреградитель  и обратный клапан входят в
конструкцию  ТРК, их дополнительную установку перед ТРК допускается не
предусматривать;
     обратные   клапаны   должны   открываться   давлением   паров   в
трубопроводе  линии  рециркуляции,  создаваемым  насосом откачки паров
топлива, и герметично закрываться при обесточивании указанного насоса;
     на    трубопроводе    рециркуляции    перед    огнепреградителем,
расположенным на резервуаре, а также перед ТРК должна быть установлена
запорная  арматура.  Если указанная арматура входит в конструкцию ТРК,
то ее дополнительную установку допускается не предусматривать;
     участки   трубопроводов   линии   рециркуляции,  расположенные  в
свободном пространстве, не должны иметь разборных соединений.
     64. Линии выдачи топлива следует оборудовать обратными клапанами,
которые  должны  открываться  давлением  или разряжением, создаваемыми
насосами  этих  линий,  и  герметично  закрываться  при  обесточивании
указанных насосов.
     65.   Оборудование  технологических  систем  должно  обеспечивать
осуществление   операций   по   приему,  хранению  и  выдаче  топлива,
опорожнению  и обесшламливанию (удалению подтоварной воды), а также по
испытанию  на  герметичность  только закрытым способом (за исключением
наполнения топливных баков транспортных средств).
     66.  Конструкция  резервуаров  должна предусматривать возможность
проведения механизированной пожаровзрывобезопасной очистки от остатков
хранимого топлива, дегазации и продувки при их ремонте.
     67. Запорная арматура, устанавливаемая на топливном оборудовании,
должна быть выполнена по первому классу герметичности по ГОСТ 9544-93.
     68.  Крышки, заглушки и соединения фланцев, патрубков, штуцеров и
т.п.,   расположенных  на  топливном  оборудовании  АЗС,  должны  быть
снабжены  прокладками,  выполненными  из неискрообразующих материалов,
устойчивых  к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях
эксплуатации, и соединены с обеспечением герметичности.
     Указанные  крышки и заглушки, которые предусматривается открывать
при  эксплуатации  АЗС,  должны  быть  выполнены  из неискрообразующих
материалов.
     69. Стенки технологических шахт резервуаров и колодцев, в которых
размещается  оборудование  с  топливом или его парами, а также имеется
свободное пространство, должны быть выполнены из негорючего материала.
В    остальных   случаях   допускается   использование   трудногорючих
материалов.  Устройство  крышек  технологических  шахт или колодцев, в
которых  имеется  указанное оборудование, должно исключать возможность
попадания   в   них   атмосферных   осадков   и  искрообразования  при
открытии-закрытии  крышек.  Крепление крышек должно обеспечивать сброс
избыточного  давления при возможном воспламенении паров топлива внутри
шахт  и  колодцев (самооткидывание крышки с исключением возможности ее
отрыва).  Высота  наземной  части  этих шахт и колодцев должна быть не
менее 0,2 м.
     70. Конструкция резервуаров для хранения топлива должна исключать
необходимость  проведения  на  них  сварочных  работ  при  монтаже  на
строительной площадке.
     71.  Электрооборудование  АЗС  должно соответствовать требованиям
Правил    устройства    электроустановок    и    Правил   эксплуатации
электроустановок потребителей.
     Технологические  системы  должны  быть  оснащены устройствами для
подсоединения их оборудования к контуру заземления АЗС, выполненными в
соответствии с требованиями ПУЭ и с учетом наличия взрывоопасных зон.
     Для    контроля    заземления    АЦ    рекомендуется    применять
специализированные     автоматизированные    устройства    заземления,
осуществляющие  автоматическое  прекращение  наполнения резервуара или
сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ.
     Технологические системы рекомендуется оснащать датчиками контроля
заряда  статического  электричества,  позволяющими в случае превышения
его  допустимых значений осуществлять предупредительную сигнализацию и
автоматическое прекращение наполнения резервуара топливом из АЦ.
     72.  На  АЗС  следует предусматривать централизованное отключение
электропитания.
     Технологические    системы,    наполнение   резервуаров   которых
предусматривается  посредством  их насосного оборудования, должны быть
оснащены  (независимо  от  автоматического выключения насосов) ручными
выключателями  электропитания этого оборудования, располагаемыми как в
помещении операторной, так и у насосов или площадки для АЦ.

            V. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
               ОБОРУДОВАНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ И БЛОЧНЫХ АЗС

     73.  Резервуары  традиционных  АЗС могут выполняться одностенными
или  двустенными.  Расстояние  от  планировочной отметки до резервуара
должно быть не менее 0,2 м.
     74.  Конструкции  технологической  шахты  и  вводов трубопроводов
через  ее стенки должны исключать возможность проникновения топлива из
шахты (при возможных утечках) в окружающий грунт.
     75.   Штоки   приводов  запорной  арматуры,  горловина  замерного
патрубка, устройства крепления датчиков, находящихся в технологической
шахте, должны быть выведены на высоту, обеспечивающую свободный доступ
к ним снаружи шахты.
     76.   Допускается   использование   для   нескольких  ТРК  общего
трубопровода  подачи  бензина  или  дизельного  топлива  из одного или
нескольких  резервуаров  при условии наличия запорной арматуры на этих
трубопроводах перед каждой ТРК и каждым резервуаром.
     77.   На  блочных  АЗС,  наряду  с  указанными  выше,  необходимо
учитывать следующие требования:
     резервуары для хранения топлива должны быть двустенными;
     крепление  узла подсоединения технологической шахты к двустенному
резервуару  должно  осуществляться  в  заводских  условиях  при помощи
герметичных соединений;
     стенки и крышки технологических шахт должны быть выполнены только
из негорючих материалов;
     при  наличии  свободного пространства в технологических шахтах, а
также   в   технологических   колодцах   с   топливным  оборудованием,
расположенных     в    пределах    заправочных    островков,    должна
предусматриваться  система  непрерывного  автоматического  контроля за
концентрацией  паров  топлива.  Указанная  система должна обеспечивать
подачу  звукового  и  светового  сигнала  при  превышении  у дна шахты
концентрации   паров   топлива,   равной   20%   от  значения  нижнего
концентрационного  предела  распространения  пламени  (НКПР),  а также
отключение   электропитания  насосов  линии  выдачи  и  автоматическое
прекращение операции наполнения резервуаров.

           VI. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
              ОБОРУДОВАНИЮ МОДУЛЬНЫХ И КОНТЕЙНЕРНЫХ АЗС

     78.   Резервуары   для   хранения   топлива   должны  выполняться
двустенными.   Допускается   использовать   резервуары  с  одностенным
перекрытием  (верхней стенкой), герметизирующим внутренний резервуар и
межстенное пространство.
     79.  На  АЗС,  размещаемых  вне  территории  населенных пунктов и
предприятий,   допускается   использование  технологических  систем  с
одностенными  резервуарами  при  выполнении  требований,  изложенных в
обязательном приложении 4.
     80.  При  заполнении  межстенного пространства резервуара горючей
жидкостью  под  резервуаром должен быть установлен поддон, выполненный
из  негорючих  материалов  и  исключающий  растекание этой жидкости за
пределы поддона при разгерметизации внешней стенки резервуара.
     81. Внутренние резервуары должны быть оснащены предохранительными
мембранами  или  клапанами  с давлением срабатывания не более 130 кПа.
Требуемая  площадь  сбросных  сечений  предохранительных  мембран  или
клапанов  в  зависимости  от объема резервуаров приведена в таблице 4.
При  определении  площадей сбросных сечений резервуаров с объемом от 5
до  40  куб.  м  допускается  линейная  интерполяция.  Для обеспечения
требуемой     площади     допускается     использование     нескольких
предохранительных мембран или клапанов.

                                                             Таблица 4

------------------------------------------------------------------
|Объем резервуара, куб. м                | 5| 8|10|13|15|20|30|40|
|----------------------------------------|--|--|--|--|--|--|--|--|
|Величина сбросного сечения, кв. см      |25|35|40|48|53|64|84|94|
------------------------------------------------------------------

     82.  Технологические  отсеки контейнеров хранения топлива следует
отделять  от  резервуаров  противопожарными  перегородками  1-го типа.
Рекомендуется   оборудовать   технологические  отсеки  автоматическими
установками      пожаротушения      (например,      самосрабатывающими
огнетушителями).
     83.   Наполнение   резервуаров   для   хранения   топлива  должно
осуществляться только посредством насоса перекачивания технологической
системы   АЗС.   Использование  насоса  АЦ  для  наполнения  указанных
резервуаров не допускается.
     84.   Трубопроводы   наполнения   должны   оснащаться   обратными
клапанами,  препятствующими  обратному току жидкости при обесточивании
технологической  системы.  Обратные клапаны должны быть отрегулированы
на  открытие  рабочим  давлением  насоса  линии  наполнения. Указанные
трубопроводы   должны   дополнительно  оснащаться  аварийной  запорной
арматурой,  установленной  в  верхней  точке  этих  трубопроводов (над
резервуаром), с обеспечением свободного доступа к ней.
     85.  В  нижней части технологических отсеков контейнеров хранения
топлива  необходимо  предусматривать  поддоны.  При  использовании под
технологическим   оборудованием   отсека   общего   поддона  последний
необходимо секционировать. Высота перегородок секций должна быть равна
половине  высоты  стенок  поддона. Емкость поддона должна обеспечивать
полную  вместимость  пролива  топлива  при  поступлении  его  из места
разгерметизации в течение времени, необходимого для ликвидации утечки,
с  учетом  количества  топлива,  находящегося  в  трубопроводах  между
местами  их перекрытия. При этом высота борта должна быть не менее 150
мм.
     86.   На   технологических   системах  модульных  АЗС  соединение
трубопровода  подачи  топлива  к ТРК с трубопроводом выдачи контейнера
хранения  топлива  должно  располагаться над поддоном технологического
отсека.   Трубопровод  подачи  топлива  к  ТРК  должен  прокладываться
подземно.
     87.  На  трубопроводе  выдачи  топлива  должна  быть  установлена
запорная  арматура,  располагаемая в технологическом отсеке контейнера
хранения топлива, в местах свободного доступа к ней.
     88.   Допускается   использование   для   нескольких  ТРК  общего
трубопровода  подачи  бензина  или дизельного топлива только из одного
резервуара  (камеры)  контейнера  хранения топлива при условии наличия
запорной арматуры перед каждой ТРК.
     89*.   При  использовании  в  качестве  вертикальных  ограждающих
конструкций  для  контейнеров  хранения  топлива  преград с отношением
площади  отверстий  к площади преграды менее 50% следует либо выводить
горловины патрубков для метроштоков за пределы ограждающих конструкций
контейнеров    и    оснащать   технологические   системы   двустенными
трубопроводами,  находящимися  во  внутреннем пространстве, образуемом
этими   конструкциями,  с  обеспечением  непрерывного  автоматического
контроля  за герметичностью межтрубного пространства, либо оборудовать
контейнеры хранения топлива аварийной вентиляцией.
     90.  Аварийная  вентиляция  контейнера  хранения  топлива  должна
отвечать следующим требованиям:
     автоматический  запуск  должен  осуществляться  при превышении во
внутреннем   пространстве,   образуемом   ограждающими   конструкциями
контейнера хранения топлива, концентрации паров топлива, равной 10% от
НКПР. Расстановка датчиков сигнализаторов довзрывоопасных концентраций
в   указанном  пространстве  должна  обеспечивать  обнаружение  утечки
топлива  или  его  паров  из  трубопроводов  и  установленного  на них
оборудования;
     кратность  воздухообмена  должна  обеспечивать  непревышение  при
аварийной  ситуации (выбор расчетного варианта аварии осуществляется в
соответствии  с  требованиями  НПБ 105-95) среднеобъемной концентрации
паров топлива, равной 20% от НКПР;
     должно  быть  обеспечено  автоматическое  отключение вентиляции в
случае пожара в контейнере хранения топлива;
     электроснабжение  системы  вентиляции  должно  быть обеспечено по
первой категории надежности по ПУЭ.
     91.   Наружные   поверхности   оборудования  контейнера  хранения
топлива,  не защищенные от прямого воздействия солнечных лучей, должны
быть защищены рефлекторными покрытиями.
     На  боковых  поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций
(при  их наличии) контейнеров хранения топлива должны быть расположены
полоса   желтого   цвета   шириной  40  см  с  надписью  "ОГНЕОПАСНО",
выполненной  световозвращающей краской красного цвета, а также надписи
с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо).

              VII. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

     92. Для целей пожаротушения АЗС следует предусматривать:
     первичные средства пожаротушения;
     стационарные     установки    пожаротушения    (в    том    числе
автоматические);
     наружный противопожарный водопровод или водоем.
     93.  Тип,  необходимое  количество и размещение первичных средств
пожаротушения  следует  выбирать  в  соответствии  с  требованиями ППБ
01-93*.
     94.  Наружное пожаротушение должно осуществляться не менее чем от
двух  пожарных  гидрантов  или  от противопожарного водоема (водоемов)
общей вместимостью не менее 100 куб. м, расположенных на расстоянии не
более 200 м от АЗС.
     Расход  воды  на наружное пожаротушение определяется расчетом как
суммарный  расход  воды,  включающий  в  себя максимальное из значений
расхода воды на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение
надземных резервуаров.
     Расход  воды  на  пожаротушение  зданий  АЗС определяется по СНиП
2.04.02-84*   (для   зданий   сервисного   обслуживания   водителей  и
пассажиров,  а  также  зданий для персонала АЗС - как для общественных
зданий,  для зданий сервисного обслуживания транспортных средств - как
для   производственных   зданий).  Общий  расход  воды  на  охлаждение
надземных резервуаров следует принимать не менее 15 л/с.
     95.  Наружное  противопожарное водоснабжение АЗС, размещенных вне
населенных  пунктов,  допускается не предусматривать, если на этих АЗС
применяются  только двустенные надземные резервуары общей вместимостью
не  более  40  куб. м или подземные резервуары и отсутствуют помещения
сервисного обслуживания.
     На    таких   АЗС   необходимо   предусматривать   дополнительные
стационарные   или   передвижные   огнетушители.   Тип  дополнительных
огнетушителей   и   их   количество  определяются  по  согласованию  с
территориальными подразделениями ГПС.
     96*.  Все  помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и
Д,   механизированной   мойки   и   помещений   для  персонала  АЗС  с
круглосуточным  пребыванием людей, должны быть оборудованы установками
автоматической пожарной сигнализации.
     Помещения постов технического обслуживания и складские помещения,
относящиеся  к  категориям  А,  Б,  В1  и  В2, должны быть оборудованы
автоматическими    установками    пожаротушения.    При    определении
необходимости   оснащения  автоматическими  установками  пожаротушения
торгового  зала  магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ его следует приравнять к
складским помещениям.
     В  качестве  автоматических  установок  пожаротушения допускается
применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания.
     97. ТРК рекомендуется оснащать самосрабатывающими огнетушителями.


                                                         Приложение 1*

                                                          Обязательное

                        ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

-----------------------------------------------------------------------------
|     Термин         |                   Определение                        |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Блок хранения      | Основная часть технологической системы блочной АЗС,  |
| топлива            | предназначенная для приема и хранения топлива,       |
|                    | смонтированная на единой раме на заводеизготовителе  |
|                    | (как единое изделие) и устанавливаемая подземно      |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Двустенный         | Резервуар, представляющий собой двустенный сосуд     |
| резервуар          | (сосуд в сосуде)                                     |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Газоуравнительная  | Оборудование, обеспечивающее выравнивание давления   |
| система            | паровой фазы топлива в группе резервуаров (камер),   |
|                    | объединенных общей системой деаэрации                |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Закрытый способ    | Обращение горючего вещества внутри технологического  |
| перемещения        | оборудования, при котором допускается контакт этого  |
| горючего вещества  | вещества с атмосферой только через устройство,       |
| внутри             | предотвращающее распространение пламени              |
| технологического   |                                                      |
| оборудования       |                                                      |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Заправочный        | Технологическая площадка, предназначенная для        |
| островок           | установки ТРК                                        |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Площадка для       | Технологическая площадка, предназначенная для        |
| автоцистерны (АЦ)  | установки АЦ при сливоналивных операциях на АЗС      |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Здание (помещение) | Здание (помещение), предназначенное для обслуживания |
| сервисного         | водителей и пассажиров                               |
| обслуживания       |                                                      |
| водителей и        |                                                      |
| пассажиров (магазин|                                                      |
| сопутствующих      |                                                      |
| товаров, кафе,     |                                                      |
| санузлы)           |                                                      |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Здание (помещение) | Здание (помещение), в котором предусматривается      |
| сервисного         | выполнение работ по техническому обслуживанию        |
| обслуживания       | транспортных средств                                 |
| транспортных       |                                                      |
| средств (мойка и   |                                                      |
| посты технического |                                                      |
| обслуживания       |                                                      |
| автомобилей)       |                                                      |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Контейнер хранения | Технологическая система, предназначенная для приема, |
| топлива            | хранения и выдачи топлива, смонтированная на единой  |
|                    | раме на заводе-изготовителе (как единое изделие) и   |
|                    | устанавливаемая надземно                             |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Линия наполнения   | Комплекс оборудования, с помощью которого            |
|                    | обеспечивается наполнение резервуара топливом из     |
|                    | автоцистерны                                         |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Линия выдачи       | Комплекс оборудования, с помощью которого            |
|                    | обеспечивается подача топлива из резервуара к ТРК    |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Линия деаэрации    | Комплекс оборудования, с помощью которого            |
|                    | обеспечивается сообщение с атмосферой свободного     |
|                    | пространства резервуара                              |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Линия              | Комплекс оборудования, с помощью которого            |
| обесшламливания    | обеспечивается удаление подтоварной воды с           |
|                    | включениями твердых частиц (шлама)                   |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Линия рециркуляции | Комплекс оборудования, с помощью которого            |
|                    | обеспечивается циркуляция паров топлива по           |
|                    | замкнутому контуру (без выхода их в окружающее       |
|                    | пространство) при сливоналивных операциях            |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Многокамерный      | Резервуар, внутреннее пространство которого          |
| резервуар          | разделено герметичными перегородками на несколько    |
|                    | камер                                                |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Насос перекачивания| Насос, входящий в состав технологической системы и   |
|                    | обеспечивающий перекачивание топлива из АЦ в         |
|                    | резервуар для хранения топлива                       |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Самосрабатывающий  | Огнетушитель, срабатывающий при воздействии на него  |
| огнетушитель       | тепла очага пожара                                   |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Свободное          | Внутреннее пространство шахты резервуара или         |
| пространство шахты | технологического колодца, заполненное воздухом       |
| резервуара или     |                                                      |
| технологического   |                                                      |
| колодца            |                                                      |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Система            | Комплекс оборудования, предназначенного для          |
| периодического     | определения персоналом АЗС герметичности резервуаров |
| контроля           |                                                      |
| герметичности      |                                                      |
| резервуара         |                                                      |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Система постоянного| Комплекс оборудования, предназначенного для раннего  |
| контроля           | обнаружения разгерметизации резервуара (межстенного  |
| герметичности      | пространства двустенного резервуара) в               |
| резервуара         | автоматическом режиме                                |
| (межстенного       |                                                      |
| пространства       |                                                      |
| двустенного        |                                                      |
| резервуара)        |                                                      |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Система            | Комплекс оборудования, предназначенного для          |
| объединенного      | периодического контроля герметичности внешней и      |
| контроля           | постоянного контроля внутренней стенок резервуара    |
| герметичности      |                                                      |
| двустенного        |                                                      |
| резервуара         |                                                      |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Технологическая    | Комплекс оборудования, специально сконструированный, |
| система            | смонтированный и используемый для приема, хранения и |
|                    | выдачи топлива на АЗС                                |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Технологический    | Выгороженный участок технологической системы, в      |
| отсек              | котором размещается технологическое оборудование     |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Топливозаправочный | АЗС, размещаемая на территории предприятия, на       |
| пункт              | которой запрещена розничная продажа топлива          |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Места массового    | Остановки транспорта, выходы со станций метро,       |
| пребывания людей   | рынки, ярмарки, стадионы и т.п., на которых возможно |
|                    | одновременное пребывание более 100 человек. Места    |
|                    | массового пребывания людей определяются              |
|                    | администрацией административно-территориальных       |
|                    | единиц                                               |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Самостоятельный    | Комплекс оборудования, спроектированный и            |
| участок            | изготовленный как часть единой технологической       |
| технологической    | системы многотопливной АЗС и предназначенный для     |
| системы            | приема, хранения и выдачи одного из видов моторного  |
| многотопливной АЗС | топлива                                              |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Сбросная труба     | Вертикальная труба для сброса сжатого природного     |
|                    | газа или паров сжиженного углеводородного газа в     |
|                    | атмосферу без сжигания                               |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| АГЗС с одностенными| АГЗС, технологическая система которой не отвечает    |
| резервуарами       | требованиям пп. 20.2 и 20.3 приложения 6 настоящих   |
|                    | норм                                                 |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Аварийный расход   | Рсход газа по трубопроводу при аварийной             |
| газа по            | разгерметизации оборудования технологической системы |
| трубопроводу       |                                                      |
|--------------------|------------------------------------------------------|
| Безопасное         | Перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия  |
| перекрытие утечки  | людей в зоне загазованности парами топлива с         |
| топлива            | концентрацией выше 20% от НКПР                       |
-----------------------------------------------------------------------------


                                                          Приложение 2

                                                          Обязательное

                              ТРЕБОВАНИЯ
                     К ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНЫМ ПУНКТАМ

     1.  Минимальные  расстояния  от  технологического  оборудования и
сооружений топливозаправочного пункта до зданий, сооружений и наружных
установок  предприятия, на котором он размещается, следует принимать в
соответствии с таблицей.

----------------------------------------------------------------------------------------------
| N |   Наименование зданий,       |Подземные     |Надземные     |Топливораздаточные|Площадка|
|п/п|  сооружений и наружных       |резервуары для|резервуары для|колонки           | для АЦ |
|   |         установок            |топлива и     |топлива       |                  |        |
|   |                              |очистные      |              |                  |        |
|   |                              |сооружения    |              |                  |        |
|---|------------------------------|--------------|--------------|------------------|--------|
|1  | Производственные здания и    |   30         |   30         |   30             |   30   |
|   | помещения категорий А, Б, Г; |              |              |                  |        |

Страницы: 1  2  


Оглавление