Страницы: 1 2 ОБ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ, ПОЛУЧЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ" ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 28 июня 2007 г. N 18/153-5 (Д) В соответствии с подпунктами 3 и 5 статьи 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Инструкцию по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагается). 2. Признать утратившим силу Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 января 2004 года N 79/669-4 "Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов Президента Российской Федерации". 3. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Е.ЧУРОВ Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.Е.КОНКИН 28 июня 2007 г. N 18/153-5 УТВЕРЖДЕНА Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 18/153-5 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ, ПОЛУЧЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ" ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Общие положения 1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктом 13 статьи 21 и статьями 68, 74 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпунктами 3 и 5 статьи 19, статьями 72 - 76, статьей 80 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", а также подпунктами 1, 2 пункта 2 и пунктом 4 статьи 6, пунктом 5 статьи 13 и статьей 23 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". 1.2. Нормативно-правовой основой использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации являются Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах Президента), "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (далее - Федеральный закон о ГАС "Выборы"), нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. При проведении выборов с использованием технических средств подсчета голосов дополнительно необходимо руководствоваться инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов избирателей, утвержденной соответствующим Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, при использовании комплексов для электронного голосования избирательные комиссии руководствуются инструкцией о порядке установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором проводится электронное голосование, утвержденной соответствующим Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1.3. В соответствии с пунктом 6 статьи 80 Федерального закона о выборах Президента с момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования соответствующей избирательной комиссией ГАС "Выборы", по телекоммуникационным каналам которой данные из нижестоящих избирательных комиссий передаются вышестоящим избирательным комиссиям, используется для наблюдения за ходом и установлением итогов голосования. В соответствии с пунктом 7 статьи 80 Федерального закона о выборах Президента данные о ходе голосования и его результаты, полученные через ГАС "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, за исключением случаев использования технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования в порядке, установленном Федеральным законом об основных гарантиях. 1.4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Федерального закона об основных гарантиях, статьей 23 Федерального закона о ГАС "Выборы" и статьей 80 Федерального закона о выборах Президента при использовании ГАС "Выборы" соответствующая избирательная комиссия своим решением образует из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса группу контроля за использованием ГАС "Выборы" либо отдельных ее технических средств. Численный состав группы контроля: в территориальной избирательной комиссии - 3 - 7 человек, в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - 5 - 9 человек. Члены группы контроля избирают из своего состава руководителя группы контроля, который должен быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Группы контроля должны быть сформированы на основании соответствующих решений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий не позднее чем за две недели до дня голосования. Группа контроля имеет право: 1) проверять готовность к работе комплекса средств автоматизации, других технических средств ГАС "Выборы" с участием системного администратора; 2) следить за соблюдением требований инструкций и других документов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федерального центра информатизации при ЦИК России к использованию ГАС "Выборы", в том числе комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования; 3) знакомиться с любой информацией, вводимой в ГАС "Выборы" и выводимой из нее, передаваемой в соответствующую избирательную комиссию по телекоммуникационным каналам связи ГАС "Выборы", а также с иной информацией, необходимой для осуществления контрольных функций; 4) контролировать правильность ввода данных из протоколов участковых избирательных комиссий и правильность повторного ввода или корректировки введенных данных, если об этом было принято соответствующее мотивированное решение избирательной комиссии; 5) сопоставлять результаты ручной и автоматизированной обработки информации; 6) требовать от работников, эксплуатирующих комплексы средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, разъяснения их действий; 7) следить за обязательным документированием фактов выполнения действий, предусмотренных регламентами и планами соответствующих избирательных комиссий (записями в журнале, актами, компьютерными распечатками, заверенными подписями членов группы контроля); 8) привлекать к своей работе экспертов и специалистов в области автоматизированных систем обработки информации по запросу руководителя группы контроля; 9) обращаться в соответствующий информационный центр с предложениями и замечаниями. 1.5. С момента начала голосования ГАС "Выборы" используется для автоматизации следующих основных процессов: учет движения избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений; обработка (ввод и суммирование) и представление в вышестоящие избирательные комиссии данных об открытии помещений для голосования и сведений об участии избирателей в выборах; ручной ввод данных об итогах голосования из протоколов участковых избирательных комиссий, суммирование данных, их передача в вышестоящие избирательные комиссии. При этом обеспечивается проверка правильности суммирования данных соответствующих протоколов и их хранение в защищенном от искажений виде; подготовка информационных материалов в виде таблиц, пригодных для вывода на бумажный носитель и удобных для просмотра на средствах отображения, таких, как табло, экраны, а также для публикации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. 1.6. ГАС "Выборы" при обработке данных протоколов избирательных комиссий об итогах голосования препятствует предумышленному или непредумышленному искажению данных, вводимых в базу данных ГАС "Выборы" из протоколов участковых избирательных комиссий. При этом ведется автоматическая запись всех фактов ввода данных протоколов участковых избирательных комиссий в ГАС "Выборы", а также фиксируется временя и указывается причина их ввода. Эта информация доступна для просмотра и анализа. 1.7. Подготовка и настройка программного обеспечения комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы" производится системным администратором в соответствии с эксплуатационной документацией, утвержденной Федеральным центром информатизации при ЦИК России. 1.8. В случае совмещения выборов Президента Российской Федерации с выборами других уровней (выборами депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) выборами в органы местного самоуправления), в территориальных избирательных комиссиях при вводе данных протоколов участковых избирательных комиссий в первую очередь вводятся данные протокола об итогах голосования по выборам Президента Российской Федерации, потом - по выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - по выборам в органы местного самоуправления. 1.9. Основные термины и понятия, используемые в настоящей Инструкции: 1.9.1. ГАС "Выборы" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы". 1.9.2. Зал для голосования - часть помещения для голосования, в которой размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями. 1.9.3. Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. 1.9.4. Избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. 1.9.5. Избирательная комиссия вышестоящая (вышестоящая избирательная комиссия) - определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов. 1.9.6. Избирательная комиссия нижестоящая (нижестоящая избирательная комиссия) - определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов. 1.9.7. Избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов. 1.9.8. Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов. 1.9.9. Наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов в Российской Федерации. 1.9.10. Помещение для голосования - помещение, в котором участковой избирательной комиссией организуется и проводится голосование. 1.9.11. Представитель средства массовой информации - лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации. 2. Работа участковой избирательной комиссии 2.1. Организация работы участковой избирательной комиссии в день голосования 2.1.1. В день голосования до наступления времени голосования члены участковой избирательной комиссии (далее - участковая комиссия) с правом решающего голоса подсчитывают неиспользованные открепительные удостоверения, о чем составляется соответствующий акт. В случае проведения повторного голосования неиспользованные отрывные талоны открепительных удостоверений, выданных избирателям в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования, погашаются. В день повторного голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами погашаются. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса погашают неиспользованные отрывные талоны открепительных удостоверений и (или) неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами, отрезая левый верхний угол отрывного талона, левый верхний угол самого открепительного удостоверения. Соответствующая участковая комиссия составляет акты о погашении неиспользованных отрывных талонов и открепительных удостоверений с указанием числа таких талонов и удостоверений. Если Президент Российской Федерации был избран в результате общих выборов либо общие выборы Президента Российской Федерации были признаны несостоявшимися или недействительными, неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами погашаются участковой комиссией на третий день после официального опубликования результатов общих выборов Президента Российской Федерации. Председатель участковой комиссии в 8.00 по местному времени объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, лицам, указанным в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются). Председатель участковой комиссии предъявляет указанным лицам также опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными в соответствии с пунктами 2 - 9 статьи 70 Федерального закона о выборах Президента досрочно проголосовавшими избирателями, если таковые имеются. 2.1.2. Незамедлительно после открытия помещения для голосования участковая комиссия передает информацию об открытии помещения для голосования (по состоянию на 8.00 местного времени) в территориальную избирательную комиссию (далее - территориальная комиссия) по телефону, а в течение дня голосования в соответствии с установленными ЦИК России сроками передачи данных (по состоянию на 10.00, 14.00, 17.00, 19.00 местного времени) информирует территориальную комиссию об участии избирателей в выборах. 2.2. Протокол об итогах голосования 2.2.1. Участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2.2.2. Протокол участковой комиссии об итогах голосования должен быть составлен на одном листе формата A3. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. 2.2.3. Протокол участковой комиссии должен содержать: 1) номер экземпляра; 2) название выборов, дату голосования; 3) слово "Протокол"; 4) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка; 5) следующие строки протокола: строка 1: число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с пунктами 2 - 9 статьи 70 Федерального закона о выборах Президента; строка 4: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования; строка 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 6: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 7: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 9: число недействительных избирательных бюллетеней; строка 10: число действительных избирательных бюллетеней; строка 11: число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией; строка 12: число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования (в случае проведения повторного голосования - число открепительных удостоверений без отрывных талонов, выданных избирателям на избирательном участке до дня повторного голосования); строка 13: число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке; строка 14: число неиспользованных открепительных удостоверений (в случае проведения повторного голосования - число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений); строка 15: число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией; строка 16: число утраченных избирательных бюллетеней; строка 17: число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении; строка 18 и последующие строки, в которые вносятся: в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов, а при совпадении указанных сведений - иные сведения о зарегистрированных кандидатах; число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата; в случае, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 67 Федерального закона о выборах Президента, число голосов избирателей, поданных по позиции "Против"; 6) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу; 7) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола); 8) дату и время (часы и минуты) подписания протокола (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола); 9) печать участковой комиссии (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола). 2.2.4. Числа по всем строкам вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Цифры вносятся в предназначенные для этих целей клетки, которые подлежат обязательному заполнению. Если при заполнении протокола количество цифр в строке окажется менее четырех, то в свободных клетках, стоящих в начале ряда, проставляются нули. Например: ------------------------------------------------- | 0| 8| 7| 4| или | 0| 0| 3| 6| ------------------------------------------------- В случае если в строку должна быть внесена цифра "0", то нули проставляются во всех четырех клетках, а справа от них записывается слово "ноль". В соответствии с пунктом 6 статьи 25 Федерального закона о выборах Президента при образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, находящихся в день голосования за пределами территории Российской Федерации, требование о предельном числе избирателей (3 тысячи), зарегистрированных на территории избирательного участка, может не применяться. Если в таких случаях количество цифр в строке окажется более четырех, цифра, обозначающая десятки тысяч, пишется слева от четырех клеток. 2.2.5. При проведении выборов с использованием технических средств подсчета голосов протокол участковой комиссии об итогах голосования, подготовленный с помощью комплексов обработки избирательных бюллетеней, имеет форму и вид, соответствующие требованиям инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов избирателей; при использовании комплексов для электронного голосования протокол участковой комиссии об итогах голосования составляется в соответствии с инструкцией о порядке установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором проводится электронное голосование. Бланк протокола участковой комиссии об итогах голосования может быть изготовлен с помощью средств вычислительной техники, если таковые имеются в участковой комиссии. 2.3. Подготовка к непосредственному подсчету голосов избирателей 2.3.1. Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно, с оглашением и последовательным внесением в увеличенную форму протокола участковой комиссии об итогах голосования всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. 2.3.2. В соответствии с положениями пунктов 1, 5, 6, 7 статьи 23 Федерального закона о выборах Президента на всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, каждый зарегистрированный кандидат, или его доверенное лицо, или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам. Для присутствия на заседаниях соответствующей избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов избирателей и осуществляется работа с перечисленными избирательными документами. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата. В соответствии с пунктом 11 статьи 23 Федерального закона о выборах Президента кандидат, политическая партия могут назначить в каждую участковую комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении участковой комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии. Всем членам участковой комиссии, иным перечисленным выше лицам должен быть обеспечен доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых или в другом месте временного пребывания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей. 2.3.3. По истечении времени голосования (в 20.00 по местному времени) председатель участковой комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. После того как проголосовали все избиратели, находившиеся в помещении для голосования при объявлении председателем участковой комиссии об истечении времени голосования, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии доводит до сведения находящихся в помещении для голосования, в котором будет производиться подсчет голосов избирателей, перечень лиц, перечисленных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, которые имеют право присутствовать при подсчете. 2.3.4. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, иные лица, указанные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции. 2.3.5. Наблюдатели и иные лица, которые в соответствии с нормами Федерального закона о выборах Президента имеют право присутствовать при подсчете голосов, занимают места, определенные участковой комиссией, позволяющие им наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением участковой комиссией протокола об итогах голосования и иных документов, вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии. 2.3.6. В помещении, где проводится подсчет голосов избирателей, вывешивается увеличенная форма протокола участковой комиссии. В увеличенной форме протокола подписи членов участковой комиссии не воспроизводятся. Увеличенная форма протокола должна быть расположена в помещении для голосования таким образом, чтобы лица, перечисленные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, которые в соответствии с положениями Федерального закона о выборах Президента вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей, могли прочитать в ней данные об итогах голосования. Увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол участковой комиссии, а данные, занесенные в нее, не имеют юридического значения. 2.4. Проверка готовности к подсчету голосов Председатель участковой комиссии до окончания времени голосования обязан проверить наличие всех составленных в день голосования либо ранее (при проведении досрочного голосования) избирательных документов и готовых для заполнения бланков следующих документов: 1) реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение Федерального закона о выборах Президента, поступивших в участковую избирательную комиссию; 2) акт о передаче территориальной комиссией избирательных бюллетеней соответствующей участковой комиссии; 3) акт о передаче территориальной комиссией открепительных удостоверений; 4) заверенная выписка из реестра выдачи открепительных удостоверений, переданная территориальной комиссией; 5) акты о погашении испорченных избирательных бюллетеней, если они составлялись; 6) личные письменные заявления избирателей о включении их в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о них в списке избирателей, если такие заявления поступили; 7) заявления избирателей о выдаче им открепительных удостоверений, если они поступили; 8) доверенности на получение открепительного удостоверения, если они предъявлялись; 9) акты о предъявлении и опечатывании пустых переносных ящиков для досрочного голосования, если проводилось досрочное голосование; 10) акты о проведении досрочного голосования, если проводилось досрочное голосование; 11) акт о числе неиспользованных открепительных удостоверений; 12) ведомость выдачи избирательных бюллетеней членам участковой комиссии с правом решающего голоса для выдачи их избирателям в помещении для голосования; 13) акт о передаче территориальной комиссией соответствующей участковой комиссии списка избирателей; 14) реестр регистрации поданных заявлений (обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования; 15) письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, если такие заявления поступили; 16) ведомость выдачи избирательных бюллетеней членам участковой комиссии с правом решающего голоса для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования; 17) акт о проведении голосования вне помещения для голосования, если оно проводилось; 18) список лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования (заполняется с момента начала работы участковой комиссии в день голосования); 19) образец акта о признании недействительными избирательных бюллетеней, находившихся в переносном ящике для голосования; 20) образец акта о признании избирательных бюллетеней бюллетенями неустановленной формы; 21) незаполненный реестр выдачи заверенных копий протокола участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке; 22) бланки решения участковой комиссии; 23) бланки письма участковой комиссии. В случае использования технических средств подсчета голосов на избирательных участках председатель участковой комиссии также должен проверить наличие документов, определенных в инструкциях по их применению. В связи с использованием специальных знаков (марок) председатель участковой комиссии должен убедиться в наличии соответствующих актов об их получении и использовании. Председатель участковой комиссии, убедившись в том, что все готово к подсчету голосов, информирует присутствующих об использовании специальных знаков (марок) в целях защиты избирательных бюллетеней от подделки и приглашает членов участковой комиссии с правом решающего голоса приступить к процедуре подсчета голосов. 2.5. Объявление последовательности и порядка действий членов участковой комиссии После окончания времени голосования председатель участковой комиссии объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей общую последовательность действий членов участковой комиссии с правом решающего голоса: 1) подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней; 2) работа со списком избирателей; 3) осуществление подсчета избирательных бюллетеней установленной формы в переносных ящиках для голосования (поочередно по каждому переносному ящику) отдельно по каждой избирательной кампании (в случае совмещения выборов); 4) вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней; 5) подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням и проверка контрольных соотношений отдельно по каждой избирательной кампании (в случае совмещения выборов); 6) проведение итогового заседания участковой комиссии, рассмотрение жалоб (заявлений), поступивших в ходе подсчета голосов избирателей, подписание протокола. Выдача заверенных копий протокола. При использовании на избирательном участке технических средств подсчета голосов - программно-технических комплексов обработки избирательных бюллетеней в случаях, когда не проводится контрольный (ручной) подсчет голосов, сортировка избирательных бюллетеней не проводится. 2.6. Процедура погашения неиспользованных избирательных бюллетеней, работа с погашенными избирательными бюллетенями и неиспользованными открепительными удостоверениями 2.6.1. В ходе работы по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней председатель участковой комиссии поэтапно разъясняет присутствующим при подсчете голосов избирателей требования Федерального закона о выборах Президента и последовательность действий членов участковой комиссии. 2.6.2. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования. В случае несоответствия количества специальных знаков (марок) количеству избирательных бюллетеней, а также в случае порчи специальных знаков (марок) при их использовании составляется акт в двух экземплярах. 2.6.3. В увеличенную форму протокола участковой комиссии данные об итогах голосования по мере их поступления вправе вносить председатель, заместитель председателя, секретарь или член участковой комиссии с правом решающего голоса, организующий подсчет голосов избирателей. 2.6.4. Далее члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений (при проведении повторного голосования оглашают число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, составленном в соответствии с пунктом 8 статьи 68 Федерального закона о выборах Президента) и вносят его в строку 14 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 2.6.5. С погашенными избирательными бюллетенями, отрывными талонами и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса. 2.7. Заполнение строк 2 и 11 протокола об итогах голосования 2.7.1. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает и вносит в строки 2 и 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы соответственно число избирательных бюллетеней, полученных участковой комиссией, и число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией. 2.7.2. В случае если в участковую комиссию в силу исключительных обстоятельств поступило по соответствующему акту дополнительное количество избирательных бюллетеней, председатель участковой комиссии оглашает их суммарное число. 2.8. Работа со списком избирателей 2.8.1. В ходе работы со списком избирателей председатель участковой комиссии поэтапно разъясняет присутствующим при подсчете голосов избирателей требования Федерального закона о выборах Президента и последовательность действий членов участковой комиссии. 2.8.2. Работа со списками избирателей должна вестись в соответствии с подпунктом 4.1 инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной соответствующим Постановлением ЦИК России (далее - Инструкция по работе со списками избирателей). Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: 1) число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой комиссиях, а также избирателей, выбывших по другим причинам). В это число входят избиратели, дополнительно включенные в список избирателей, в том числе на основании открепительных удостоверений; 2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); 3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу отметок "Голосовал вне помещения для голосования" в списке избирателей); 4) число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу отметок "Голосовал досрочно" в списке избирателей); 5) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования (устанавливается по числу отметок "Выдано открепительное удостоверение N -- в УИК" в списке избирателей); 6) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке (устанавливается по числу отметок "Голосовал по открепительному удостоверению N ----" в списке избирателей). 7) число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной комиссией (устанавливается по числу отметок "Выдано открепительное удостоверение N ---- в ТИК" в списке избирателей и проверяется по заверенной выписке из реестра выдачи открепительных удостоверений, полученной из территориальной комиссии). 2.8.3. После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Итоговые данные, которые определяются как сумма вышеуказанных данных, установленных по всем страницам списка избирателей, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, заверяет своей подписью и печатью участковой комиссии. Для удобства подсчета итогов по всем страницам списка избирателей целесообразно использовать таблицу суммирования данных списка избирателей (приложение N 10 к Инструкции по работе со списками избирателей) для внесения в нее суммарных данных с каждой страницы списка избирателей. Однако в этом случае перед суммированием необходимо убедиться в идентичности записей по каждой странице списка избирателей и записей, внесенных в таблицу суммирования. Если список избирателей состоит из нескольких книг, на последней странице каждой книги записываются суммарные данные по соответствующей книге списка избирателей. При этом суммарные данные по всем страницам всех книг списка избирателей вносятся на последний лист последней книги списка избирателей. 2.8.4. Дальнейшая работа участковой комиссии должна быть организована следующим образом: председатель участковой комиссии оглашает данные, заместитель председателя участковой комиссии вносит их в увеличенную форму протокола об итогах голосования (в случае его отсутствия эта работа организуется в соответствии с подпунктом 2.6.3 настоящей Инструкции), а секретарь участковой комиссии - непосредственно в протокол об итогах голосования: 1) в строку 1 - число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования; 2) в строку 3 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с пунктами 2 - 9 статьи 70 Федерального закона о выборах Президента; 3) в строку 4 - число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования; 4) в строку 5 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; 5) в строку 12 - число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования; 6) в строку 13 - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке; 7) в строку 15 - число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией. После этих действий следует провести предварительную проверку контрольного соотношения: 2 равно 3 + 4 + 5 + 6 + 16 - 17 в соответствии с подпунктом 2.15 настоящей Инструкции. 2.8.5. После внесения указанных данных в протокол и его увеличенную форму со списком избирателей вправе ознакомиться лица, перечисленные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета. 2.8.6. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Список избирателей на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии. Разброшюрование книг, из которых состоит список избирателей, не допускается. 2.9. Непосредственный подсчет голосов избирателей 2.9.1. Перед началом непосредственного подсчета голосов избирателей председатель участковой комиссии разъясняет присутствующим требования Федерального закона о выборах Президента, предъявляемые к порядку подсчета голосов, а также проверяет отсутствие письменных принадлежностей у членов участковой комиссии. 2.9.2. Непосредственный подсчет голосов избирателей проводится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. 2.9.3. Непосредственный подсчет голосов избирателей проводится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 статьи 73 Федерального закона о выборах Президента, когда на оборотной стороне вызвавшего сомнение избирательного бюллетеня необходимо указать причины признания его действительным или недействительным и заверить подписями не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов избирателей, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии. 2.9.4. При сортировке избирательных бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, без наличия специального знака (марки) либо не заверенные участковой комиссией. Избирательные бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов избирателей не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. В случае обнаружения в переносных или стационарных ящиках для голосования избирательных бюллетеней неустановленной формы участковая комиссия составляет соответствующий акт, в котором указывается количество таких избирательных бюллетеней, причина (причины), по которой они считаются бюллетенями неустановленной формы. Акт с первым экземпляром протокола участковой комиссии направляется в территориальную комиссию. 2.10. Подсчет числа избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования 2.10.1. В ходе подсчета числа избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, председатель участковой комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов очередность действий членов участковой комиссии и порядок заполнения строки 7 протокола об итогах голосования. 2.10.2. В первую очередь проводится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала - с избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями (если на данном избирательном участке проводилось досрочное голосование), затем - с избирательными бюллетенями, оставленными избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. 2.10.3. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествует оглашение из акта о проведении досрочного голосования или из акта о проведении голосования вне помещения для голосования числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования. 2.10.4. Перед вскрытием переносного ящика для голосования также проводится проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой комиссии предлагает удостовериться членам избирательной комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов избирателей лицам. 2.10.5. Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования, при этом запись производится справа от квадратов, предназначенных для записи суммарных данных (непосредственно в строку 7 протокола вносятся только суммарные данные по всем переносным ящикам для голосования). Если число обнаруженных в данном переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы не превышает предварительно объявленного числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, участковая комиссия приступает к вскрытию следующего переносного ящика для голосования. 2.10.6. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к первому экземпляру протокола об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования (в случае проведения выборов разных уровней при возникновении вышеуказанной ситуации недействительными признаются избирательные бюллетени только соответствующего уровня выборов). Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих избирательных бюллетеней на квадраты, расположенные справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, вносится запись "Бюллетень недействителен в соответствии с пунктом 13 статьи 73 ФЗ о выборах Президента", которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов не учитываются. 2.10.7. После вскрытия всех переносных ящиков для голосования участковая комиссия суммирует данные о числе избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, по всем переносным ящикам для голосования, оглашает и заполняет строку 7 протокола участковой комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы. Затем участковая комиссия приступает к вскрытию стационарных ящиков для голосования. 2.11. Вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней 2.11.1. Перед вскрытием стационарных ящиков для голосования председатель участковой комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов лицам порядок дальнейшей работы членов участковой комиссии с избирательными бюллетенями. 2.11.2. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. 2.11.3. После вскрытия стационарных ящиков для голосования извлеченные из них избирательные бюллетени смешиваются с избирательными бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков для голосования. Если одновременно с выборами Президента Российской Федерации проводятся выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы в органы местного самоуправления, избирательные бюллетени по этим выборам сортируются в отдельные пачки. При этом участковая комиссия обязана предпринять меры для обеспечения сохранности бюллетеней после их сортировки по отдельным пачкам, в том числе при раздельном хранении указанных пачек. В этом случае в первую очередь ведется подсчет голосов избирателей по выборам Президента Российской Федерации, а затем - по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - по выборам в органы местного самоуправления. Одновременный подсчет голосов избирателей по выборам Президента Российской Федерации, выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, выборам в органы местного самоуправления не допускается. 2.11.4. Прежде чем приступить к обработке избирательных бюллетеней по выборам Президента Российской Федерации, членам участковой комиссии необходимо убедиться, что после проведенной сортировки в пачках с избирательными бюллетенями по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выборам в органы местного самоуправления не содержатся избирательные бюллетени по выборам Президента Российской Федерации. 2.12. Подсчет числа голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования 2.12.1. Перед началом сортировки избирательных бюллетеней председатель участковой комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок действий членов участковой комиссии и требования Федерального закона о выборах Президента, касающиеся работы с избирательными бюллетенями. 2.12.2. Для удобства сортировки избирательных бюллетеней для голосования возможно использование табличек с фамилиями зарегистрированных кандидатов. 2.12.3. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, а в случае, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 67 Федерального закона о выборах Президента, также по голосам, поданным по позиции "Против", одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, без наличия специального знака (марки) либо не заверенные участковой комиссией, и недействительные избирательные бюллетени (недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, от позиции "За" или "Против" (в случае, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 67 Федерального закона о выборах Президента), или в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате). Если участковые комиссии избирательных участков, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории Российской Федерации, принимали решения о самостоятельном изготовлении избирательных бюллетеней, то бюллетенями неустановленной формы признаются бюллетени, не заверенные указанными участковыми комиссиями. 2.12.4. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. 2.12.5. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается. 2.12.6. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 13 статьи 73 Федерального закона о выборах Президента, то есть избирательные бюллетени, которые были извлечены из переносного ящика для голосования и признаны недействительными по той причине, что их количество превысило число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня) оглашается и вносится в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 2.12.7. После сортировки избирательных бюллетеней проводится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (в каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, и в случае, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 67 Федерального закона о выборах Президента, по голосам избирателей, поданным по позиции "Против". При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в строку 18 и последующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 2.13. Учет голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, выбывшего после либо в период досрочного голосования групп избирателей 2.13.1. Если на избирательном участке проводилось досрочное голосование отдельных групп избирателей и после начала досрочного голосования один или несколько зарегистрированных кандидатов выбыли, председатель участковой комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок обработки избирательных бюллетеней, в которых избиратели поставили отметки в квадратах справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, выбывших после либо в период досрочного голосования. 2.13.2. В случае если зарегистрированный кандидат выбыл после либо в период проведения досрочного голосования и на избирательном участке среди отдельных групп избирателей было проведено досрочное голосование в соответствии с пунктом 2 статьи 70 Федерального закона о выборах Президента, при установлении итогов голосования участковая комиссия после сортировки избирательных бюллетеней по голосам, в том числе поданным за указанного зарегистрированного кандидата, принимает решение о признании этих избирательных бюллетеней недействительными (приложение N 1), которое прилагается к протоколу об итогах голосования. Общее количество избирательных бюллетеней, признанных недействительными по указанным основаниям, суммируется с количеством других недействительных бюллетеней и вносится в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 2.13.3. Если выбыло два и более зарегистрированных кандидата, количество признанных недействительными избирательных бюллетеней, в которых голоса избирателей поданы за указанных зарегистрированных кандидатов, суммируется. 2.13.4. Избирательные бюллетени, признанные недействительными по указанным основаниям, упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам и опечатываются. 2.14. Заполнение строк 8 и 10 протокола об итогах голосования, ознакомление с рассортированными избирательными бюллетенями 2.14.1. Перед заполнением строк 8 и 10 протокола об итогах голосования председатель участковой комиссии разъясняет присутствующим требования Федерального закона о выборах Президента к их заполнению. 2.14.2. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строки 18 и последующих строк протокола об итогах голосования, определяют число действительных избирательных бюллетеней, оглашают его и вносят в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 2.14.3. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса определяют число избирательных бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования (путем вычитания данных строки 7 из суммы данных строк 9 и 10), оглашают его и вносят в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 2.14.4. После этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а также иные лица, присутствующие при подсчете голосов участковой комиссией (под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса), а члены указанной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета. 2.15. Проверка контрольных соотношений 2.15.1. В ходе проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования (цифрами обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со статьей 72 Федерального закона о выборах Президента), председатель участковой комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок проверки. 2.15.2. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится проверка следующих контрольных соотношений данных: 1 больше или равно 3 + 4 + 5 2 равно 3 + 4 + 5 + 6 + 16 - 17 7 + 8 равно 9 + 10 10 равно 18 + все последующие строки протокола. Перед проведением проверки контрольных соотношений проверяется соответствие записей данных в строках протокола, выполненных цифрами и прописью. Второе контрольное соотношение (2 равно 3 + 4 + 5 + 6 + 16 - 17) вначале проверяется при значениях строк 16 и 17 протокола, равных 0. 2.15.3. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 протокола и его увеличенной формы проставляется цифра "0". 2.15.4. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней и данных по листам списка избирателей. Также проверяется достоверность акта о получении тиража избирательных бюллетеней от территориальной комиссии. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. При этом на каждой странице старого бланка протокола делается отметка "Ошибочный". 2.15.5. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования: строку 16 "Число утраченных избирательных бюллетеней" и строку 17 "Число не учтенных при получении избирательных бюллетеней". Если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, вносится в строку 16, при этом в строке 17 проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 17, при этом в строке 16 проставляется цифра "0". После этого второе контрольное соотношение (2 равно 3 + 4 + 5 + 6 + 16 - 17) проверяется при значениях строк 16 и 17 протокола, равных значениям, вычисленным согласно данному подпункту настоящей Инструкции. Перед проверкой этого контрольного соотношения участковая комиссия должна убедиться в строгом соблюдении вышеописанного порядка вычисления значений строк 16 и 17 протокола. 2.15.6. Если в ходе указанной проверки участковая комиссия пришла к выводу, что имело место хищение (утрата) избирательных бюллетеней, не выданных избирателям, то избирательные бюллетени, ранее признанные бюллетенями неустановленной формы, проверяются вторично, а также проверяется достоверность акта о получении тиража избирательных бюллетеней от территориальной комиссии. Если после произведенной проверки этот предварительный вывод участковой комиссии подтвердился, она направляет соответствующее заявление в правоохранительные органы. 2.15.7. Участковой комиссии после проведения проверки контрольных соотношений рекомендуется проверить выполнение следующих соотношений: а) 11 равно 12 + 14 Проверка этого соотношения позволяет оценить работу участковой комиссии с открепительными удостоверениями. Если это соотношение не выполняется, участковой комиссии предлагается удостовериться в правильности внесения данных в указанные строки протокола. В случае если ошибка в заполнении строк не выявлена, участковая комиссия определяет причину неисполнения соотношения и составляет соответствующий акт, который приобщается к первому экземпляру протокола об итогах голосования; б) 3 + 4 + 5 больше или равно 9 + 10 4 больше или равно 8 3 + 5 больше или равно 7 Проверка этих соотношений позволяет оценить работу участковой комиссии по подсчету действительных и недействительных избирательных бюллетеней, а также избежать технических ошибок при заполнении строк 7 и 8. При возникновении ситуации, описанной в подпункте 2.10.6 настоящей Инструкции, проверка соотношения 3 + 5 больше или равно 7 не производится. Если в ходе проверки участковая комиссия пришла к выводу, что существует факт превышения числа избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, над числом избирательных бюллетеней, выданных участковой комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, то ей предлагается прежде всего убедиться в том, что число в строке 8 протокола об итогах голосования вычислено верно (подпункт 2.14.3 настоящей Инструкции), еще раз проверить все бюллетени для голосования на предмет их соответствия установленной форме, включая проверку оттиска печати, внешний вид специального знака (марки), на котором в случае ксерокопирования появляется темная полоса, а также проверку подписей членов участковой комиссии, заверявших избирательные бюллетени. Если после произведенной проверки предварительный вывод участковой комиссии не изменился, составляется акт о превышении числа избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, над числом избирательных бюллетеней, выданных участковой комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, который приобщается к первому экземпляру протокола об итогах голосования. В этом случае участковая комиссия вправе направить соответствующее заявление в правоохранительные органы. 2.16. Упаковка избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений 2.16.1. В ходе упаковки избирательных бюллетеней председатель участковой комиссии разъясняет лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей, требования Федерального закона о выборах Президента к проведению данной работы. 2.16.2. После завершения подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, за которых поданы голоса в соответствующих избирательных бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные избирательные бюллетени, а также в случае, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 67 Федерального закона о выборах Президента, избирательные бюллетени, в которых поданы голоса по позиции "Против". На каждой пачке указываются число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, отмеченная в соответствующих избирательных бюллетенях, либо ставится соответствующая отметка "Недействительные бюллетени", "Против", "Погашенные бюллетени" и другие. Сложенные таким образом избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени, упакованные в соответствии с подпунктами 2.9.4 и 2.10.6 настоящей Инструкции, упакованные отрывные талоны либо открепительные удостоверения, список избирателей помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней, общее число всех упакованных отрывных талонов либо открепительных удостоверений. На избирательных участках, где использовались технические средства подсчета голосов - программно-технические комплексы обработки избирательных бюллетеней, после подписания протокола об итогах голосования избирательные бюллетени извлекаются из накопителей и без сортировки упаковываются в мешки или коробки, на которых указывается наименование выборов и дата голосования, номер избирательного участка, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней. Мешки или коробки, в том числе со списком избирателей, опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции. 2.17. Проведение итогового заседания участковой комиссии 2.17.1. Перед проведением итогового заседания председатель участковой комиссии разъясняет присутствующим требования Федерального закона о выборах Президента по дальнейшим действиям членов участковой комиссии. 2.17.2. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей. 2.17.3. Перед заполнением графы "Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу" в протоколе об итогах голосования председатель участковой комиссии доводит до сведения присутствующих при подсчете голосов информацию о поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобах (заявлениях) и решениях, принятых участковой комиссией по указанным жалобам (заявлениям), выясняет у присутствующих при подсчете голосов наличие замечаний, жалоб на действия участковой комиссии (при необходимости участковая комиссия рассматривает замечания, жалобы и принимает по ним решения). 2.17.4. После этого подписывается реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение Федерального закона о выборах Президента, поступивших в участковую комиссию, и заполняется графа протокола "Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу" (в случае отсутствия в участковой комиссии жалоб (заявлений), поступивших в день голосования и до окончания подсчета голосов, в соответствующей графе протокола проставляются нули). Жалобы (заявления), поступившие в участковую комиссию в указанный период, но связанные с выборами депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выборами в органы местного самоуправления, если они проводятся одновременно с выборами Президента Российской Федерации, приобщаются к протоколу об итогах голосования по соответствующим выборам. 2.17.5. Затем подписывается протокол об итогах голосования (в соответствии с пунктом 1 статьи 72 Федерального закона о выборах Президента участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке), а его заверенные копии выдаются лицам, указанным в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, по их требованию. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания. Подписанный протокол заверяется печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов, либо комплекса для электронного голосования, либо компьютера, приобретает юридическую силу после подписания указанными лицами. Не допускается заполнение протокола карандашом или ручкой, технические свойства которой позволяют бесследно стирать написанный текст, и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов избирателей. 2.17.6. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины отсутствия, например "Болен", "Командировка" и так далее. Запись заверяется подписью председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. 2.17.7. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования подпись хотя бы одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса проставлена другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. 2.17.8. При подписании протокола члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 2.18. Порядок выдачи копии протокола об итогах голосования 2.18.1. После подписания протокола об итогах голосования председатель участковой комиссии разъясняет присутствующим порядок дальнейших действий членов участковой комиссии и соответствующие требования Федерального закона о выборах Президента. 2.18.2. По требованию члена участковой комиссии, лиц, указанных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе с отметкой "Повторный" и "Повторный подсчет голосов") обязана выдать указанным лицам заверенные копии протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии протокола в соответствующем реестре, в который вносятся фамилия, имя, отчество и статус в избирательной кампании лица, которому выдается заверенная копия протокола об итогах голосования, а лицо, получившее копию, расписывается в нем, указывая при этом контактный телефон, по которому оно может быть извещено о проведении, в случае необходимости, заседания участковой комиссии для подписания повторного протокола либо проведения повторного подсчета голосов, а также дату и время получения копии протокола. 2.18.3. Ответственность за организацию работы по своевременной выдаче заверенных копий протокола об итогах голосования несет председатель участковой комиссии либо лицо, его заменяющее. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в заверенной копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверяющее указанную копию протокола. Копию протокола об итогах голосования, которая по форме и содержанию должна полностью соответствовать оригиналу протокола, заверяет председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии, предварительно проверив соответствие данных копии протокола данным, содержащимся в первом экземпляре протокола об итогах голосования, подписанном всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса (номер экземпляра, номер избирательного участка, адрес помещения для голосования, внесенные во все строки протокола числовые данные - при этом в обязательном порядке проверяется соответствие значения числа, записанного цифрами и прописью), после чего в заверяемом документе на его лицевой стороне в правом верхнем углу пишет "Копия", затем, после строк протокола либо надписи с указанием даты и времени составления протокола, - "Верно" или "Копия верна", указывает свои фамилию, имя, отчество, должность в избирательной комиссии, расписывается, а также в обязательном порядке указывает дату и время (часы, минуты) заверения и проставляет печать участковой комиссии. В случае если копия протокола об итогах голосования составляется более чем на одном листе, каждый ее лист заверяется в вышеуказанном порядке. 2.18.4. При проведении досрочного голосования всех избирателей избирательного участка данные из копии протокола участковой комиссии об итогах голосования, выданной лицу из числа перечисленных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, не могут быть обнародованы ранее 21.00 по московскому времени дня голосования на выборах Президента Российской Федерации. 2.19. Порядок работы с протоколом об итогах голосования после его подписания 2.19.1. Первый экземпляр протокола об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. Участковые комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, первый экземпляр протокола об итогах голосования вместе с приобщенными к нему документами направляют непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а если в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона о выборах Президента сформирована территориальная комиссия, - в эту территориальную комиссию. 2.19.2. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступившие в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона о выборах Президента, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в территориальную комиссию председателем или секретарем либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При передаче протокола могут присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию. 2.19.3. Вся избирательная документация участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе избирательные бюллетени, за исключением первого экземпляра протокола об итогах голосования и приложенных к нему документов, представляемого в вышестоящую избирательную комиссию, хранится в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации не менее одного года со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации, а затем уничтожается с составлением акта в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 2.19.4. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления лицам, указанным в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, после чего второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе с предусмотренной Федеральным законом о выборах Президента избирательной документацией, включая опечатанные избирательные бюллетени и списки членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, лиц, указанных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, список избирателей и печать участковой комиссии передаются для хранения в соответствующие территориальные комиссии не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации. Ответственность за сохранность списка избирателей и печати участковой комиссии после их передачи в территориальную комиссию несет председатель территориальной комиссии. Списки избирателей и печати участковых комиссий всех избирательных участков, образованных на соответствующей территории, хранятся в сейфе либо ином специально приспособленном для хранения документов месте, исключающем доступ к ним посторонних лиц. 2.19.5. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную комиссию участковая комиссия, составившая протокол, выявила неточность в строках 1 - 17 протокола (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных), либо неточность выявлена территориальной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 17 протокола. Участковая комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона о выборах Президента, обязана указать, что на нем будет рассматриваться этот вопрос. О принятом решении участковая комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с Страницы: 1 2 |