ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2008 ГОД <*>. Руководящий документ. Центральный банк РФ (ЦБР). 18.06.07

Оглавление


Страницы: 1  2  



             ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
              ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2008 ГОД <*>

                             РУКОВОДСТВО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                           18 июня 2007 г.


                                 (Д)


--------------------------------
     <*>      "Основные     направления     единой     государственной
денежно-кредитной политики на 2008 год" подготовлены в соответствии со
статьей   45  Федерального  закона  "О  Центральном  банке  Российской
Федерации (Банке России)".
     Одобрено Советом директоров Банка России 18 июня 2007 года.

                I. Принципы денежно-кредитной политики
                     на среднесрочную перспективу

     В       соответствии       со       среднесрочной      стратегией
социально-экономического   развития  страны  Правительство  Российской
Федерации  и  Банк  России  устанавливают  цель  по уровню инфляции на
трехлетний   период.   Главной   целью  денежно-кредитной  политики  в
предстоящие  три  года является постепенное снижение инфляции - до 5 -
6%  в 2010 году. При этом на 2008 год ставится задача снизить инфляцию
до 6 - 7% из расчета декабрь к декабрю.
     В  2008 году будут использоваться принципы единой государственной
денежно-кредитной  политики, сформировавшиеся в последние годы, однако
в  среднесрочной  перспективе  ожидается  изменение макроэкономических
условий    ее   проведения,   что   потребует   переноса   акцента   с
программирования  денежного  предложения  на  использование процентной
ставки  и  перехода  от  управления  валютным курсом к режиму свободно
плавающего валютного курса.
     Внешние  изменения  связаны  главным  образом с неопределенностью
динамики  мировых  цен  на  энергоносители,  которые составляют основу
российского      экспорта.      В     соответствии     с     прогнозом
социально-экономического развития в 2008 году и особенно в последующие
два  года  возможное  снижение  этих  цен повлечет за собой сокращение
сальдо  торгового  баланса  и  уменьшение  притока иностранной валюты.
Высокие цены на товары российского экспорта в последнее время являлись
основополагающим  фактором  в  выборе  режима  управляемого плавающего
валютного    курса,    в   рамках   которого   Банк   России   активно
противодействовал   чрезмерному   укреплению  рубля  путем  проведения
интервенций  на  внутреннем валютном рынке. Изменение условий торговли
приведет  к  уменьшению  дисбаланса  между  спросом  и предложением на
внутреннем  валютном рынке и снижению необходимости присутствия на нем
Банка  России.  Ожидается,  что  к 2010 году прирост валютных резервов
может  существенно сократиться и увеличение чистых иностранных активов
органов  денежно-кредитного  регулирования перестанет служить основным
источником роста денежного предложения.
     В  этих  условиях  для  обеспечения  соответствия объема денежной
массы  спросу  на  деньги Банку России необходимо будет активизировать
операции  по  рефинансированию банков. При этом расширятся возможности
влияния  денежно-кредитной политики на динамику инфляционных процессов
с помощью процентной ставки.
     Важнейшим   внутренним   условием,   которое  окажет  влияние  на
проведение  денежно-кредитной  политики,  является изменение принципов
формирования  государственного  бюджета.  Основными  новыми  моментами
бюджетной стратегии являются:
     - планирование  и  утверждение федерального бюджета на трехлетний
период в форме закона;
     - разделение  доходов  на  нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с
определением   размера   нефтегазового  трансферта,  направляемого  на
расходы федерального бюджета в рамках преобразования Стабилизационного
фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.
     Переход   к   "скользящему"  трехлетнему  горизонту  формирования
бюджета  будет  способствовать более равномерному расходованию средств
государственного бюджета в течение года, в результате чего зависимость
динамики  денежного  предложения  от  сезонных  колебаний  в  движении
бюджетных средств снизится.
     Реализация   процентной  политики  посредством  сужения  коридора
процентных  ставок по операциям рефинансирования кредитных организаций
и  абсорбирования  их  свободных  средств  позволяет воздействовать на
изменение   границ   колебаний   ставок   денежного   рынка.  Снижение
волатильности  краткосрочных  процентных ставок межбанковского рынка и
формирование   долгосрочного  сегмента  денежного  рынка  Банк  России
относит к главным задачам своих операций на открытом рынке.
     В  настоящее  время  стоимость  денег  в  экономике формируется в
условиях   высокого  уровня  ликвидности,  складывающегося  вследствие
поступления  больших  объемов  валютной  выручки  и  активных валютных
интервенций  Банка  России. По мере снижения объемов интервенций Банка
России   на   внутреннем   валютном   рынке  все  большее  влияние  на
формирование  процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки
по  рыночным  инструментам  рефинансирования банков (операциям прямого
РЕПО).  Снижение  ставки рефинансирования в соответствии с уменьшением
темпов  инфляции будет способствовать поддержанию стабильного значения
реальной процентной ставки и снижению инфляционных ожиданий участников
рынка.  В  то  же  время  на  уровень  ставок  по операциям связывания
ликвидности  будет оказывать влияние дифференциал внутренних и внешних
процентных ставок.
     Для   поддержания  макроэкономической  стабильности  Банк  России
продолжит   применять   и   развивать  элементы  режима  инфляционного
таргетирования, наиболее важными из которых являются приоритет цели по
снижению  инфляции  над  другими  целями  и  среднесрочный характер ее
установления.  Для  введения  инфляционного  таргетирования  в  полном
объеме  Банку  России потребуется перейти к режиму свободно плавающего
валютного   курса,   а   также   реализовать   меры,  направленные  на
использование   процентной  ставки  в  качестве  главного  инструмента
денежной  политики,  выполняющего  сигнальную  функцию  и влияющего на
монетарные условия функционирования экономики.
     Одним   из   ключевых   условий   успешного   применения   режима
инфляционного  таргетирования  является способность центрального банка
влиять  на  инфляционные  ожидания экономических агентов. Поэтому Банк
России  видит своей задачей увеличение открытости и прозрачности своих
действий  и  повышение степени доверия общества к проводимой политике.
Публикация аналитических материалов и информации о развитии ситуации в
экономике,  денежно-кредитной сфере и банковской системе направлена на
разъяснение обществу целей и мер проводимой Банком России политики.
     При  принятии  решений  в области денежно-кредитной политики Банк
России   будет   опираться  на  широкий  спектр  макроэкономических  и
финансовых  показателей, а также на денежные агрегаты, характеризующие
текущие   монетарные   условия   и  являющиеся  индикаторами  будущего
инфляционного давления.
     Эффективность  реализации денежно-кредитной политики определяется
возможностями  Банка  России  по  управлению  ликвидностью банковского
сектора,   которые,   в  свою  очередь,  тесно  связаны  с  состоянием
внутреннего  финансового  рынка  и  платежной  системы. Действия Банка
России   будут   направлены   на  повышение  доступности  инструментов
рефинансирования  для  кредитных  организаций, снижение трансакционных
издержек   и  развитие  рыночной  инфраструктуры,  построение  системы
валовых расчетов в режиме реального времени.

                        II. Развитие экономики
           России и денежно-кредитная политика в 2007 году

                 II.1. Инфляция и экономический рост

     В I квартале 2007 года объем ВВП увеличился на 7,9%. Промышленное
производство  в  январе  - мае по сравнению с соответствующим периодом
предыдущего   года   возросло   на  7,4%.  Наиболее  быстрыми  темпами
увеличивался выпуск продукции в обрабатывающих производствах. Высокими
темпами  росло  предложение  отдельных  видов  услуг, особенно связи и
розничной торговли.
     Расширение  производства  поддерживалось значительным увеличением
внутреннего   спроса.   Рост   реальных   денежных  доходов  населения
обусловливал  увеличение  потребительских  расходов. В январе - апреле
расходы  населения  на  покупку  товаров  и  оплату  услуг  в реальном
выражении  возросли,  по  оценке,  на  13%  к соответствующему периоду
предыдущего года. Инвестиции в основной капитал увеличились на 19,9%.

         Инфляция на потребительском рынке и базовая инфляция
           (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

----------------------------------------------------------------------
     График не приводится.

     В   начале   2007   года   продолжилось   сокращение  численности
безработных  и  увеличение численности занятого в экономике населения.
На  конец  апреля  2007  года численность безработных в соответствии с
методологией Международной организации труда (МОТ) сократилась до 7,0%
к экономически активному населению по сравнению с 7,6% на конец апреля
2006 года.
     По  оценкам  Минэкономразвития  России,  прирост  ВВП в 2007 году
составит   6,5%,   промышленного   производства   -   5,2%.   Реальные
располагаемые  денежные  доходы  населения  увеличатся на 9,8%, оборот
розничной  торговли  -  на  11,6%,  инвестиции в основной капитал - на
12,8%.

                  Инфляция на потребительском рынке
           (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

----------------------------------------------------------------------
     График не приводится.

              Динамика инфляции на потребительском рынке
                          и базовой инфляции
                (с начала года нарастающим итогом, %)

----------------------------------------------------------------------------------------
|         |    2004 год      |     2005 год     |    2006 год      |    2007 год       |
|         |------------------|------------------|------------------|-------------------|
|         | базовая |инфляция| базовая |инфляция| базовая |инфляция| базовая |инфляция |
|         |инфляция |        |инфляция |        |инфляция |        |инфляция |         |
|---------|---------|--------|---------|--------|---------|--------|---------|---------|
| Январь  |   0,9   |  1,8   |   0,9   |  2,6   |   0,8   | 2,4    |   0,6   |  1,7    |
|---------|---------|--------|---------|--------|---------|--------|---------|---------|
| Февраль |   1,7   |  2,8   |   1,6   |  3,9   |   2,0   | 4,1    |   1,1   |  2,8    |
|---------|---------|--------|---------|--------|---------|--------|---------|---------|
| Март    |   2,4   |  3,5   |   2,4   |  5,3   |   2,8   | 5,0    |   1,7   |  3,4    |
|---------|---------|--------|---------|--------|---------|--------|---------|---------|
| Апрель  |   3,2   |  4,6   |   3,3   |  6,5   |   3,2   | 5,4    |   2,2   |  4,0    |
|---------|---------|--------|---------|--------|---------|--------|---------|---------|
| Май     |   3,8   |  5,3   |   4,0   |  7,3   |   3,6   | 5,9    |   2,5   |  4,7    |
|---------|---------|--------|---------|--------|---------|--------|---------|---------|
| Июнь    |   4,3   |  6,1   |   4,4   |  8,0   |   3,9   | 6,2    |         |         |
|---------|---------|--------|---------|--------|---------|--------|---------|---------|
| Июль    |   5,1   |  7,1   |   5,0   |  8,5   |   4,5   | 6,9    |         |         |
|---------|---------|--------|---------|--------|---------|--------|---------|---------|
| Август  |   5,8   |  7,6   |   5,5   |  8,3   |   5,1   | 7,1    |         |         |
|---------|---------|--------|---------|--------|---------|--------|---------|---------|
| Сентябрь|   6,8   |  8,0   |   6,3   |  8,6   |   5,9   | 7,2    |         |         |
|---------|---------|--------|---------|--------|---------|--------|---------|---------|
| Октябрь |   8,1   |  9,3   |   7,1   |  9,2   |   6,5   | 7,5    |         |         |
|---------|---------|--------|---------|--------|---------|--------|---------|---------|
| Ноябрь  |   9,3   | 10,5   |   7,7   | 10,0   |   7,1   | 8,2    |         |         |
|---------|---------|--------|---------|--------|---------|--------|---------|---------|
| Декабрь |  10,5   | 11,7   |   8,3   | 10,9   |   7,8   | 9,0    |         |         |
----------------------------------------------------------------------------------------

     Потребительские  цены  в  мае 2007 года повысились по сравнению с
декабрем  предыдущего  года  на  4,7%  (в  мае  2006  года - на 5,9%).
Инфляция  за  скользящий 12-месячный период в мае 2007 года составила,
по оценкам, 7,8%.
     Замедление  роста  потребительских  цен по сравнению с предыдущим
годом  было  связано  прежде всего со снижением темпов прироста цен на
товары  - до 3,2% по итогам января - мая 2007 года по сравнению с 4,8%
за соответствующий период 2006 года.
     Уменьшились  темпы  роста цен на товары и услуги, учитываемые при
расчете  базового  индекса потребительских цен. Базовая инфляция в мае
2007  года  по сравнению с декабрем предыдущего года составила 2,5% (в
соответствующий  период  2006  года  -  3,6%).  В  мае  2007  года  за
скользящий 12-месячный период она была равна, по оценкам, 6,8%, что на
1,0  процентного  пункта  меньше,  чем  в декабре предыдущего года. По
оценке, в 2007 году базовая инфляция составит около 7%.
     За  январь - май 2007 года платные услуги населению подорожали на
9,1% (в соответствующий период 2006 года - на 9,3%). Существенным было
удорожание  услуг связи - на 10,4% (в соответствующий период 2006 года
-  на 0,1%). Рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства за
январь  -  май  2007  года замедлился до 12,6%, что на 3,1 процентного
пункта меньше аналогичного показателя в 2006 году.
     С  учетом  сложившегося уровня инфляции при отсутствии неожиданно
высокого  роста  цен  на  отдельные  товары  и услуги и при соблюдении
установленных  предельных  границ повышения регулируемых цен и тарифов
целевой ориентир по инфляции (6,5 - 8%) в 2007 году будет выполнен.
     Замедление  инфляции  в соответствии с поставленными целями будет
способствовать   укреплению  доверия  к  проводимой  денежно-кредитной
политике,  снижению  инфляционных  ожиданий,  формированию условий для
перехода  к  инфляционному таргетированию, что соответствует стратегии
обеспечения стабильности общего уровня цен в долгосрочной перспективе.

                        II.2. Платежный баланс

     Платежный  баланс  в  январе  -  марте 2007 года формировался под
влиянием  снижения  цен  на мировом рынке нефти, что вызвало ухудшение
условий внешней торговли Российской Федерации.
     Значительное  замедление роста экспорта товаров и ускорение роста
импорта  было основной причиной сокращения положительного сальдо счета
текущих  операций  в  I  квартале 2007 года более чем на четверть - до
21,8 млрд. долларов США (в январе - марте 2006 года оно составило 30,5
млрд. долларов США).
     Экспорт товаров, по оценке, составил 69,9 млрд. долларов США, что
на  3,8% больше, чем в I квартале 2006 года (67,4 млрд. долларов США).
Падение  цен  на мировом рынке нефти в I квартале 2007 года обусловило
снижение  по  сравнению  с  аналогичным периодом 2006 года контрактных
экспортных   цен  на  российскую  нефть  и  продукты  ее  переработки.
Стоимость  поставляемой  за  рубеж  нефти  уменьшилась  на  0,8  млрд.
долларов  США,  природного газа - на 0,9 млрд. долларов США. Стоимость
экспорта  прочих  товаров,  прежде  всего  продукции  черной и цветной
металлургии, возросла на 4,2 млрд. долларов США. В январе - марте 2007
года  рост  экспорта  был  обусловлен  увеличением  физических объемов
вывоза (на 2,1%), а также повышением контрактных цен (на 1,7%).
     Импорт  товаров,  по  оценке,  возрос с 31,0 млрд. долларов США в
январе  - марте 2006 года до 42,1 млрд. долларов США в I квартале 2007
года.  Увеличение  импорта в основном было связано с ростом физических
объемов  ввоза на 26,4%, а также с повышением контрактных цен на 7,4%.
Темп  прироста импорта по сравнению с I кварталом 2006 года увеличился
до  35,8%  (в  январе  -  марте 2006 года он составил 20,6%). Динамика
импорта  в  значительной  мере  определялась наращиванием ввоза машин,
оборудования и транспортных средств.
     Дефицит  баланса  услуг  оценивается  в 2,7 млрд. долларов США (в
январе  - марте 2006 года он составил 2,6 млрд. долларов США). Экспорт
услуг  увеличился  на  15,1% - до 6,7 млрд. долларов США. Импорт услуг
возрос на 11,2% - до 9,3 млрд. долларов США.
     Отрицательное  сальдо  баланса  инвестиционных  доходов,  как и в
январе  -  марте  2006 года, составило 2,6 млрд. долларов США. Доходы,
начисленные  к  получению,  оцениваются  в  10  млрд.  долларов США, к
выплате  -  в  12,6  млрд.  долларов  США.  Объем  доходов, полученных
органами  государственного  управления  и  органами денежно-кредитного
регулирования,  превысил соответствующие выплаты на 3,5 млрд. долларов
США  (в I квартале 2006 года - на 1,2 млрд. долларов США). Их рост был
связан  с  существенным  сокращением внешнего государственного долга и
увеличением  объема  резервных активов. Дефицит баланса инвестиционных
доходов  частного  сектора  оценивается  в  6,0  млрд. долларов США (в
январе - марте 2006 года он равнялся 3,8 млрд. долларов США).
     Внешние   обязательства   экономики  увеличились  на  42,5  млрд.
долларов США. Определяющим фактором их роста было активное привлечение
иностранного  капитала  частным  сектором,  прирост внешних финансовых
обязательств  которого  по  сравнению с I кварталом 2006 года возрос в
2,3  раза  и  составил  43,8 млрд. долларов США. Обязательства органов
государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования
сократились на 1,3 млрд. долларов США.
     Прирост   иностранных  активов  резидентов  (без  учета  валютных
резервов)   оценивается  в  31,1  млрд.  долларов  США.  Требования  к
нерезидентам  со  стороны  банков возросли на 19,2 млрд. долларов США,
внешние активы прочих секторов <*> экономики увеличились на 11,3 млрд.
долларов США.
--------------------------------
     <*>  Прочие  секторы включают нефинансовые корпорации, финансовые
корпорации  (кроме кредитных организаций), некоммерческие организации,
обслуживающие домашние хозяйства, и домашние хозяйства.

     Чистый приток иностранного капитала в частный сектор в I квартале
2007  года оценивается в 13 млрд. долларов США (в I квартале 2006 года
наблюдался  чистый вывоз частного капитала в объеме 5,8 млрд. долларов
США).
     В   январе   -  мае  2007  года  международные  резервные  активы
Российской Федерации увеличились на 99,5 млрд. долларов США. Без учета
курсовой  переоценки  их  прирост составил 96,2 млрд. долларов США. По
состоянию  на  1  июня  2007 года объем резервных активов достиг 403,2
млрд. долларов США.

        Соотношение базовых параметров счета текущих операций
               в платежном балансе Российской Федерации
                         (млрд. долларов США)

----------------------------------------------------------------------
     График не приводится.

     В  2007  году в условиях прогнозируемого снижения цен на нефть до
55  долларов  США  за  баррель  положительное  сальдо баланса торговли
товарами  и  услугами может составить 77,2 млрд. долларов США. Экспорт
товаров  оценивается  в  313,1  млрд.  долларов  США.  В его структуре
совокупная доля нефти, нефтепродуктов и природного газа по сравнению с
2006  годом  может  снизиться. В 2006 году она составила 62,8%, в 2007
году  прогнозируется  на уровне 59,2%. Удельный вес продукции черной и
цветной  металлургии  может  вырасти  - с 13,8% в 2006 году до 16,0% в
2007  году.  Вместе  с тем экспорт металлов остается существенно менее
значимым  по  сравнению  с  экспортом основных топливно-энергетических
товаров.
     В   2007  году  активное  сальдо  счета  текущих  операций  может
составить  50,7  млрд.  долларов  США. Чистый приток частного капитала
может  составить  70,0  млрд.  долларов  США,  что связано с ожидаемым
увеличением объема публичного размещения акций российскими компаниями.
Рост  валютных  резервов  по  сравнению с 2006 годом может ускориться:
прогнозируется  их увеличение на 114,9 млрд. долларов США (в 2006 году
они возросли на 107,5 млрд. долларов США).

                         II.3. Валютный курс

     В  2007  году  курсовая  политика  Банка  России,  как  и прежде,
направлена   на   сдерживание  инфляции  при  недопущении  чрезмерного
укрепления  рубля и предотвращении резких колебаний курса национальной
валюты.   При  значительном  влиянии  внешнеэкономических  условий  на
состояние   внутреннего   финансового  рынка  Банк  России  продолжает
использовать режим управляемого плавающего валютного курса.
     Высокие  цены  на  энергоносители  и  ослабление  доллара  США на
мировом  валютном  рынке  способствовали  притоку значительных объемов
валютной выручки, что создавало предпосылки для превышения предложения
иностранной   валюты   над   спросом  на  внутреннем  валютном  рынке.
Дополнительным   фактором  роста  предложения  иностранной  валюты  на
внутреннем рынке стал высокий объем чистого притока частного капитала,
связанный  с  активным  привлечением российскими компаниями финансовых
ресурсов на международных рынках.
     Объем   нетто-покупки   Банком   России   иностранной  валюты  на
внутреннем валютном рынке в январе - мае 2007 года составил 93,1 млрд.
долларов  США,  что  почти  на  77,1% больше, чем в аналогичный период
предыдущего  года.  Основное  влияние  на процессы курсообразования на
внутреннем   валютном   рынке   оказывали   проводимые  Банком  России
интервенции в сегменте "рубль/доллар США".
     В  феврале  2007  года  Банк России пересмотрел состав бивалютной
корзины,  состоящей  из доллара США и евро, рублевая стоимость которой
используется  в  качестве  операционного  ориентира курсовой политики.
Состав  корзины  был  изменен  в  сторону  увеличения  веса евро: 0,55
доллара  США  и 0,45 евро по сравнению с прежним составом (0,6 доллара
США и 0,4 евро). Пересмотр состава бивалютной корзины был направлен на
сближение операционного ориентира курсовой политики со среднесрочным -
номинальным эффективным курсом рубля.
     За  январь  -  май 2007 года прирост реального эффективного курса
рубля  по  предварительным  оценкам  составил  2,3%, при этом реальные
курсы рубля к доллару США и евро выросли на 3,4 и 2,4% соответственно.

            Динамика официальных курсов доллара США и евро

----------------------------------------------------------------------
     График не приводится.

            Динамика среднемесячных реальных курсов рубля
             к доллару США, евро и реального эффективного
                             курса рубля
              (прирост, в % к декабрю предыдущего года)

----------------------------------------------------------------------
     График не приводится.

     Номинальный  курс доллара США к рублю по состоянию на 1 июня 2007
года  составил 25,90 руб./долл. США, снизившись на 1,6% по сравнению с
1  января  2007 года, номинальный курс евро к рублю повысился на 0,3%,
составив  на  1  июня 34,81 руб./евро. Эти изменения стали результатом
действия  внутренних  и внешних факторов, в том числе колебаний курсов
на мировом валютном рынке.
     В  целом реализация курсовой политики Банка России в январе - мае
2007  года  позволила уменьшить амплитуду колебаний эффективного курса
рубля и снизить темпы его укрепления.
     В  2007  году укрепление реального эффективного курса рубля может
составить 4 - 5% из расчета декабрь к декабрю.

             II.4. Реализация денежно-кредитной политики

     В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной
политики     на    2007    год"    в    соответствии    с    прогнозом
социально-экономического       развития      Российской      Федерации
предусматривался  рост  потребительских  цен  в  диапазоне  6,5  - 8%.
Поставленной  цели  по  общему уровню инфляции соответствовала базовая
инфляция   5,5   -   7%.   В   зависимости   от   вариантов   прогноза
социально-экономического  развития Российской Федерации темпы прироста
ВВП  в  2007  году  предусматривались  в  интервале  5  -  6,6%. Такое
сочетание   макроэкономических  параметров  при  сохраняющемся  режиме
управляемого  плавающего  валютного  курса предполагало рост спроса на
деньги (по агрегату М2) в интервале 19 - 29%.
     Фактически  при складывающихся ценах на нефть сорта "Юралс" около
58 долларов США за баррель (в среднем за январь - май 2007 года) темпы
роста  российской  экономики  близки  к  четвертому  варианту прогноза
социально-экономического      развития      Российской      Федерации,
рассматриваемому   в  "Основных  направлениях  единой  государственной
денежно-кредитной  политики на 2007 год". Высокие темпы экономического
роста,  внутреннего  спроса  и продолжающаяся дедолларизация экономики
способствуют сохранению высоких темпов роста спроса на деньги.
     В  январе - мае 2007 года в продолжение тенденции 2006 года темпы
прироста  денежного агрегата М2 в годовом выражении увеличивались и на
начало  июня  2007  года, по предварительным данным, составили 60% (на
начало июня 2006 года - 42,8%).
     Ослаблению инфляционных последствий роста рублевой денежной массы
в 2007 году способствует существенное и более интенсивное по сравнению
с  январем  -  маем  2006  года снижение скорости обращения денег. Под
влиянием  структурных  изменений  в  составе  денежной  массы скорость
обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом
выражении,  снизилась  к  началу  июня 2007 года по отношению к началу
июня  2006  года,  по  предварительным  данным,  на 18,2% (в 2006 году
аналогичный   показатель   составил   9,1%).  Позитивные  изменения  в
структуре  денежного  агрегата  М2 проявляются в сокращении доли более
ликвидного  компонента  -  наличных  денег (по предварительным данным,
27,1% на 01.06.2007 против 31,3% на 01.06.2006).

                 Денежная масса М2 и базовая инфляция
      (индекс роста к соответствующему месяцу предыдущего года)

----------------------------------------------------------------------
     График не приводится.

     Проводимая   Банком   России   курсовая   политика   способствует
дальнейшему  развитию процессов дедолларизации. Продолжилась тенденция
к снижению спроса экономических агентов на иностранную валюту. В целом
за  январь  -  апрель 2007 года суммарный объем нетто-продаж населению
наличной  иностранной  валюты через обменные пункты сократился до 0,04
млрд.  долларов  США по сравнению с 3,3 млрд. долларов США за январь -
апрель  2006  года. Согласно предварительным данным платежного баланса
Российской  Федерации  объем  наличной  иностранной  валюты вне банков
сократился  за  I  квартал  2007  года  на 1,6 млрд. долларов США (в I
квартале 2006 года он возрос на 0,05 млрд. долларов США).
     В   рамках  продолжения  тенденции  2006  года  к  дедолларизации
сбережений  граждан  в январе - мае 2007 года не происходило заметного
роста   вкладов   населения   в   банках   в  иностранной  валюте:  по
предварительным  данным,  темпы  их  прироста за этот период составили
менее  1%.  Удельный  вес  депозитов  в иностранной валюте в структуре
денежной  массы в определении денежного обзора <*>, по предварительным
данным,  на  01.06.2007  составил  10,1% и был значительно меньше, чем
годом ранее (15,2%).
--------------------------------
     <*>  Денежная  масса  в  определении  денежного  обзора  включает
депозиты в иностранной валюте.

          Прогнозные ориентиры и фактические темпы прироста
                        денежного агрегата М2
           (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

----------------------------------------------------------------------
     График не приводится.

     Основным источником роста денежной массы в январе - мае 2007 года
было  увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного
регулирования.   Темп   их  прироста  на  01.06.2007  по  отношению  к
соответствующей  дате  2006  года, по предварительным данным, составил
55,4%.  В условиях значительного притока капитала, связанного с ростом
стоимости  капитальных  активов  и продолжающимся процессом развития и
повышения емкости российского рынка капиталов, возросший объем покупки
Банком  России  иностранной валюты и ускорение динамики денежной массы
отражали  растущий  трансакционный  спрос  хозяйствующих  субъектов на
национальную валюту.

                Изменение скорости обращения денег М2
           (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

----------------------------------------------------------------------
     График не приводится.

     Другим важным источником опережающего роста денежной массы в 2007
году  по  сравнению  с  предыдущим  был прирост требований банковского
сектора к нефинансовым организациям и населению, который на 01.06.2007
составил 49,4% в годовом выражении (на 01.06.2006 - 45,6%).
     Таким  образом,  в  2007  году сохранялось заметное влияние роста
кредитов  реальному  сектору  экономики  на  динамику  денежной массы.
Наибольшими  темпами  увеличивались объемы кредитов физическим лицам -
73,1%  по  состоянию  на  01.05.2007  по  отношению к аналогичной дате
предыдущего  года  (в  2006  году  соответствующий показатель составил
91,2%).  Доля  этих  кредитов  в  общем  объеме  кредитов нефинансовым
организациям  и физическим лицам к началу мая 2007 года увеличилась до
26,0%   (на   01.05.2006   -   22,7%).   Суммарный   объем   кредитов,
предоставленных  нефинансовым  организациям,  к  началу  мая 2007 года
увеличился   на   44,6%   по  отношению  к  01.05.2006  (в  2006  году
соответствующий показатель составил 30,7%).
     Усиление счета капитальных операций платежного баланса обусловило
увеличение  прироста  международных  резервов  Российской Федерации (в
долларовом  эквиваленте)  за январь - май 2007 года по сравнению с тем
же  периодом  2006  года примерно в 1,5 раза, что оказало определяющее
воздействие на ускорение динамики денежной базы. Годовой темп прироста
(по  отношению  к  той же дате предыдущего года) денежной базы в узком
определении  на  01.06.2007  составил  38,6%  по  сравнению с 32,9% на
01.06.2006.
     Соответственно  возрос  уровень  ликвидности банковского сектора.
Среднемесячный  объем  совокупных резервов кредитных организаций <*> в
январе  -  мае  2007  года  по  сравнению  с  январем - маем 2006 года
увеличился  на  74,7%. Следствием этого стало снижение верхней границы
диапазона  колебаний процентной ставки MIACR по однодневным кредитам в
рублях  с  8,9%  годовых  в  январе  - мае 2006 года до 7,5% годовых в
январе  -  мае  2007  года  при  снижении в целом волатильности ставок
MIACR.
--------------------------------
     <*>  Совокупные  резервы  кредитных  организаций включают остатки
наличных  денег  в  кассах  кредитных  организаций, средства на счетах
обязательных  резервов,  депонируемых кредитными организациями в Банке
России,  средства  на  корреспондентских и депозитных счетах кредитных
организаций  в  Банке  России, обязательства Банка России по обратному
выкупу облигаций (включая облигации Банка России).

     При   сохранении   складывающихся   в  январе  -  мае  2007  года
экономических тенденций годовой прирост денежной массы и денежной базы
может  оказаться выше, чем было предусмотрено в "Основных направлениях
единой   государственной  денежно-кредитной  политики  на  2007  год".
Усилившаяся в 2007 году тенденция замедления скорости обращения денег,
а  также  активизация внутреннего спроса за счет ускоренного роста его
инвестиционной  компоненты  дают  основание  повысить  оценку годового
прироста  денежного  агрегата  М2  до  37 - 39%. В связи с этим оценка
величины  денежной  базы  в  узком  определении  в  денежной программе
увеличена  до  4087  млрд.  рублей.  Если воздействие факторов притока
капитала  и  ускорения  темпов  экономического  роста  до  конца  года
усилится  по  сравнению  с наблюдаемым в январе - мае, годовой прирост
денежной  массы  М2  может  достигнуть и более высокого уровня. Тем не
менее  при  условии  соответствия  формируемого  денежного предложения
возросшему спросу на деньги замедление инфляции может продолжиться.

          Оценка показателей денежной программы на 2007 год
                          (млрд. рублей) <*>

-----------------------------------------------------------------------------------
|                         |01.01.2007|01.06.2007|01.01.2008|01.01.2008| Прирост за|
|                         |          |          |          |          |  2007 год |
|                         |----------|----------|----------|----------|-----------|
|                         |  Факт    |  Факт    |Программа | Оценка   |   Оценка  |
|                         |          |          |   <**>   |          |           |
|-------------------------|----------|----------|----------|----------|-----------|
|Денежная база (узкое     |  3208    |   3264   |   3687   |   4087   |     879   |
|определение)             |          |          |          |          |           |
|-------------------------|----------|----------|----------|----------|-----------|
| - наличные деньги в     |  3062    |   3110   |   3504   |   3896   |     834   |
| обращении (вне Банка    |          |          |          |          |           |
| России)                 |          |          |          |          |           |
|-------------------------|----------|----------|----------|----------|-----------|
| - обязательные резервы  |   146    |    154   |    183   |    191   |      45   |
|-------------------------|----------|----------|----------|----------|-----------|
|Чистые международные     |  7998    | 10 517   |   9574   | 11 009   |    3011   |
|резервы                  |          |          |          |          |           |
|-------------------------|----------|----------|----------|----------|-----------|
| - в млрд. долларов США  |   304    |    399   |    364   |    418   |     114   |
|-------------------------|----------|----------|----------|----------|-----------|
|Чистые внутренние активы | -4789    |  -7253   |  -5887   |  -6922   |   -2133   |
|-------------------------|----------|----------|----------|----------|-----------|
| Чистый кредит           | -3696    |  -4851   |  -5326   |  -4951   |   -1255   |
| расширенному            |          |          |          |          |           |
| правительству           |          |          |          |          |           |
|-------------------------|----------|----------|----------|----------|-----------|
|  - чистый кредит        | -3350    |  -4186   |  -5086   |  -4551   |   -1201   |
|  федеральному           |          |          |          |          |           |
|  правительству          |          |          |          |          |           |
|-------------------------|----------|----------|----------|----------|-----------|
|  - остатки средств      |  -346    |   -664   |   -240   |   -400   |     -54   |
|  консолидированных      |          |          |          |          |           |
|  бюджетов субъектов     |          |          |          |          |           |
|  Российской Федерации и |          |          |          |          |           |
|  государственных        |          |          |          |          |           |
|  внебюджетных фондов на |          |          |          |          |           |
|  счетах в Банке России  |          |          |          |          |           |
|-------------------------|----------|----------|----------|----------|-----------|
| Чистый кредит банкам    |  -810    |  -2006   |   -637   |  -1542   |    -732   |
|-------------------------|----------|----------|----------|----------|-----------|
|  - валовой кредит банкам|    28    |      0   |      5   |      5   |     -23   |
|-------------------------|----------|----------|----------|----------|-----------|
|  - корреспондентские    |  -838    |  -2006   |   -642   |  -1547   |    -708   |
|  счета кредитных        |          |          |          |          |           |
|  организаций, депозиты  |          |          |          |          |           |
|  банков в Банке России и|          |          |          |          |           |
|  другие инструменты     |          |          |          |          |           |
|  абсорбирования         |          |          |          |          |           |
|  свободной банковской   |          |          |          |          |           |
|  ликвидности            |          |          |          |          |           |
|-------------------------|----------|----------|----------|----------|-----------|
| Прочие чистые           |  -283    |   -397   |     76   |   -429   |    -146   |
| неклассифицированные    |          |          |          |          |           |
| активы                  |          |          |          |          |           |
-----------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*>   Показатели   программы,  рассчитываемые  по  фиксированному
обменному  курсу,  определены  исходя  из  официального курса рубля на
начало 2007 года.
     <**>  Вариант  2,  представленный в "Основных направлениях единой
государственной денежно-кредитной политики на 2007 год", пересчитанный
по официальному курсу рубля на начало 2007 года.

     Прогнозируемый  прирост чистых международных резервов увеличен по
сравнению  с  уровнем,  предусмотренным  во втором варианте программы,
поскольку в соответствии с уточненным платежным балансом более низкое,
чем  первоначально  прогнозировалось  в этом варианте, сальдо по счету
текущих  операций  компенсируется более значительным притоком частного
капитала.  В  этих условиях снижение чистых внутренних активов органов
денежно-кредитного регулирования может составить 2,1 трлн. рублей, что
на  1,0  трлн.  рублей  превышает  первоначальный  прогноз  по данному
варианту.
     С  учетом  рассмотренных  факторов  уточнены  и другие показатели
денежной программы на 2007 год.
     В   условиях   высокого   уровня  банковской  ликвидности  органы
денежно-кредитного  регулирования  в  2007  году продолжили реализацию
мер,  направленных  на  частичное  абсорбирование  прироста  денежного
предложения,  формируемого за счет операций Банка России на внутреннем
валютном рынке.

                Инструменты денежно-кредитной политики
                       Банка России в 2007 году

--------------------------------------------------------------------------------
|    Вид    |  Назначение  |  Инструмент   |      Срок     |Процентная ставка, |
|инструмента|              |               |предоставления/|     % годовых     |
|           |              |               | абсорбирования|                   |
|           |              |               |    средств    |                   |
|-----------|--------------|---------------|---------------|-------------------|
|Операции на|Предоставление|  Ломбардные   |    2 недели   |Устанавливается по |
| открытом  | ликвидности  |   аукционы    |               |    результатам    |
|   рынке   |              |               |               | аукциона (не ниже |
|           |              |               |               |        7%)        |
|           |              |---------------|---------------|-------------------|
|           |              |  Прямое РЕПО  |От 1 до 7 дней,|Устанавливается по |
|           |              |               |  1 неделя, 3  |    результатам    |
|           |              |               |     месяца    |аукциона (от 1 до 7|
|           |              |               |               |дней - не ниже 6%, |
|           |              |               |               |1 неделя - не ниже |
|           |              |               |               |6,5%, 3 месяца - не|
|           |              |               |               |     ниже 9%)      |
|           |              |---------------|---------------|-------------------|
|           |              |    Покупка    |   Аутрайтные  |         -         |
|           |              |государственных|  операции <*> |                   |
|           |              |ценных бумаг и |               |                   |
|           |              |      ОБР      |               |                   |
|           |              |---------------|---------------|-------------------|
|           |              |    Покупка    |       -       |         -         |
|           |              |  иностранной  |               |                   |
|           |              |    валюты     |               |                   |
|           |--------------|---------------|---------------|-------------------|
|           |Абсорбирование|  Депозитные   |  4 недели, 3  |Устанавливается по |
|           | ликвидности  |   аукционы    |     месяца    |    результатам    |
|           |              |               |               |аукциона (4 недели |
|           |              |               |               |  - не выше 9%, 3  |
|           |              |               |               | месяца - не выше  |
|           |              |               |               |       10%)        |
|           |              |---------------|---------------|-------------------|
|           |              |Облигации Банка|  До 6 месяцев |Устанавливается по |
|           |              |    России     |               |    результатам    |
|           |              |               |               |     аукциона      |
|           |              |---------------|---------------|-------------------|
|           |              |    Продажа    |   Аутрайтные  |         -         |
|           |              |государственных|  операции <*> |                   |
|           |              | ценных бумаг  |               |                   |
|           |              |---------------|---------------|-------------------|
|           |              |    Продажа    |       -       |         -         |
|           |              |  иностранной  |               |                   |
|           |              |    валюты     |               |                   |
|-----------|--------------|---------------|---------------|-------------------|
| Операции  |Предоставление|    Кредиты    | Внутридневные |         0         |
|постоянного| ликвидности  |               |---------------|-------------------|
| действия  |              |               |    Овернайт   |  Фиксированная -  |
|           |              |               |               |     10,0% (до     |
|           |              |               |               |19.06.2007 - 10,5%,|
|           |              |               |               |  до 28.01.2007 -  |
|           |              |               |               |      11,0%)       |
|           |              |---------------|---------------|-------------------|
|           |              |  Ломбардные   |     7 дней    |       <**>        |
|           |              |  кредиты (по  |               |                   |
|           |              | фиксированной |               |                   |
|           |              |  процентной   |               |                   |
|           |              |    ставке)    |               |                   |
|           |              |---------------|---------------|-------------------|
|           |              |Валютные свопы |    Овернайт   |  Фиксированная -  |
|           |              |               |               |     10,0% (до     |
|           |              |               |               |19.06.2007 - 10,5%,|
|           |              |               |               |  до 28.01.2007 -  |
|           |              |               |               |      11,0%)       |
|           |--------------|---------------|---------------|-------------------|
|           |Абсорбирование|  Депозитные   |     1 день    |  Фиксированная -  |
|           | ликвидности  |   операции    |               |2,5% (до 02.04.2007|
|           |              |               |               |     - 2,25%)      |
|           |              |               |---------------|-------------------|
|           |              |               |    1 неделя   |  Фиксированная -  |
|           |              |               |               |3,0% (до 02.04.2007|
|           |              |               |               |     - 2,75%)      |
|           |              |               |---------------|-------------------|
|           |              |               |       До      |  Фиксированная -  |
|           |              |               | востребования |2,5% (до 02.04.2007|
|           |              |               |               |     - 2,25%)      |
--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Продажа  /  покупка  государственных  ценных  бумаг из своего
портфеля и ОБР без обязательства обратного выкупа/продажи.
     <**>  По  средневзвешенной ставке ломбардного аукциона. В случае,
если  два  ломбардных  аукциона  подряд признаны несостоявшимися, - по
ставке рефинансирования Банка России.

         Абсорбирование банковской ликвидности (трлн. рублей)

----------------------------------------------------------------------
     График не приводится.

     Бюджетная   политика   и,   в  частности,  механизм  формирования
Стабилизационного  фонда  Российской  Федерации,  как  и  в 2006 году,
играют существенную роль в абсорбировании банковской ликвидности. Так,
снижение  чистого  кредита  расширенному  правительству в январе - мае
2007  года  составило  1,2  трлн. рублей, что примерно соответствовало
аналогичному показателю за январь - май 2006 года и составило 36,0% от
денежной базы в узком определении на начало 2007 года.

       Ставки по основным операциям Банка России и однодневная
                       ставка MIACR (% годовых)

----------------------------------------------------------------------
     График не приводится.

     Банк  России при реализации денежно-кредитной политики в январе -
мае   2007   года   активизировал  проведение  депозитных  операций  и
размещение облигаций Банка России (ОБР). Задолженность Банка России по
депозитным  операциям  и  операциям  с  ОБР с кредитными организациями
возросла  за  январь  -  май  2007 года на 1,4 трлн. рублей против 0,3
трлн. рублей за тот же период 2006 года.
     В  2007  году  Банк  России  продолжил политику последовательного
сужения  коридора  процентных  ставок  как  путем повышения его нижней
границы  (фиксированной  ставки по депозитным операциям на стандартных
условиях "том-некст", "спот-некст", "до востребования"), так и за счет
снижения  его  верхней  границы  - ставки рефинансирования и ставки по
кредитам  "овернайт"  Банка  России. В соответствии с решениями Совета
директоров  Банка  России ставка рефинансирования и ставка по кредитам
"овернайт"  с  29.01.2007  были  снижены  с  11  до  10,5% годовых и с
19.06.2007  -  с  10,5  до  10%  годовых,  а  со  02.04.2007  повышены
процентные  ставки по депозитным операциям Банка России на стандартных
условиях "том-некст", "спот-некст" и "до востребования" с 2,25 до 2,5%
и  на  стандартных  условиях "одна неделя" и "спот-неделя" - с 2,75 до
3,0% годовых.
     Процентные  ставки по аукционным инструментам изъятия Банк России
в  2007  году  формировал  в  соответствии  с условиями паритета между
процентными  ставками  внутреннего и внешнего денежных рынков с учетом
динамики валютного курса рубля.
     В  2007  году  произошло  изменение  схемы размещения ОБР. Вместо
продажи  долгосрочных  ОБР  с  шестимесячной офертой Банк России начал
выпускать  краткосрочные  облигации со сроком до погашения 7 месяцев и
шестимесячным  опционом "пут". Первый выпуск краткосрочных ОБР объемом
250  млрд.  рублей  состоялся  15  марта. Как и прежде, размещение ОБР
будет    проводиться    ежеквартально    с    последующим   регулярным
доразмещением.  При  этом  аукционы  по  размещению новых выпусков ОБР
будут сопровождаться предложением о досрочном выкупе уже обращающегося
выпуска.
     Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России
ежедневно  предоставлял банкам внутридневные кредиты, объем которых за
январь  -  май  2007  года  составил  4,4 трлн. рублей и увеличился по
сравнению  с аналогичным периодом 2006 года на 10%. В начале 2007 года
кредитные   организации   и  их  филиалы  активно  пользовались  также
кредитами  "овернайт".  Объем  предоставленных  Банком России кредитов
"овернайт"  за  январь - май увеличился по сравнению с соответствующим
периодом 2006 года в 2,1 раза и составил 31,0 млрд. рублей.
     В  целом  у  кредитных  организаций  в  январе - мае 2007 года не
возникало  значительной  потребности  в получении ликвидности от Банка
России.    Совокупный   объем   средств,   предоставленных   кредитным
организациям  посредством  операций  прямого  РЕПО,  за  январь  - май
составил  304,7  млрд.  рублей (в январе - мае 2006 года - 395,8 млрд.
рублей).  Ломбардные кредиты также предоставлялись в небольшом объеме,
однако  количество  предоставленных  кредитов  возросло по сравнению с
январем   -  маем  2006  года  в  1,5  раза,  а  количество  кредитных
организаций, которым они были предоставлены, - более чем в 2 раза.
     В  2007  году  Банк России при необходимости продолжит применение
операций "валютный своп".
     Обеспечением кредитов Банка России и сделок прямого РЕПО являлись
ценные  бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России. В структуре
портфеля  ценных  бумаг,  используемых  кредитными  организациями  при
рефинансировании,   основную  часть  составляют  облигации  Российской
Федерации,  ОБР,  облигации  юридических  лиц  - резидентов Российской
Федерации и облигации кредитных организаций.
     В   рамках   управления   краткосрочной   ликвидностью  кредитные
организации  активно использовали усреднение обязательных резервов, то
есть   выполняли   часть   резервных   требований   путем  поддержания
соответствующего  среднемесячного остатка на корреспондентском счете и
субсчетах, открытых в Банке России.
     В  мае  2007  года  Советом  директоров Банка России было принято
решение о повышении с 1 июля 2007 года норматива обязательных резервов
по  обязательствам  кредитных  организаций  перед физическими лицами в
валюте  Российской  Федерации  с  3,5 до 4,0%, по обязательствам перед
банками-нерезидентами  в  валюте  Российской  Федерации  и иностранной
валюте,  а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте
Российской  Федерации  и  обязательствам в иностранной валюте с 3,5 до
4,5%,  что  наряду  с  другими мерами будет способствовать ограничению
роста  денежной  массы  и снижению возможных инфляционных последствий,
связанных с этим процессом.

              III. Сценарии макроэкономического развития

             III.1. Варианты макроэкономического прогноза
                 на 2008 год и на период до 2010 года

     В  2008  году  и  в период до 2010 года предполагается сохранение
благоприятных  внешних  условий функционирования российской экономики.
Международные  финансовые институты (МВФ, Всемирный банк) прогнозируют
сохранение  в  2008 году темпов роста мировой экономики на уровне 2007
года.   В   перспективе   до   2010  года  прогнозируется  продолжение
экономического   роста  в  мире  темпами,  близкими  к  среднегодовому
показателю  в  2004  - 2008 годах. При этом не исключается возможность
замедления роста мирового ВВП.
     В 2008 году вероятна стабилизация краткосрочных процентных ставок
в  зоне евро и снижение среднегодового уровня процентных ставок в США.
Предполагаемые  соотношения  между  процентными  ставками  в  России и
зарубежных  странах  при  проведении  Банком  России гибкой процентной
политики   обеспечат  условия  для  сбалансированности  трансграничных
потоков капитала.
     Банк   России   рассмотрел   три   варианта   условий  проведения
денежно-кредитной  политики в 2008 - 2010 годах, которые соответствуют
прогнозам  Правительства  Российской  Федерации.  Первые  два варианта
предполагают   ухудшение  ценовой  внешнеэкономической  конъюнктуры  в
среднесрочном периоде, третий - ее улучшение.
     В  рамках  первого  варианта развития российской экономики в 2008
году  предусматривается  существенное  снижение  цены на нефть - до 44
долларов  США  за  баррель.  В  этих  условиях ожидается сокращение по
сравнению с 2007 годом экспорта товаров и услуг и рост их импорта.
     Несмотря на ухудшение внешних условий функционирования российской
экономики,  они  не  будут  препятствовать  ее  дальнейшему  развитию.
Реальные  располагаемые  денежные  доходы  населения в 2008 году могут
увеличиться  на  7,2%.  Относительное  снижение  доходов  от  экспорта
скажется  на  инвестиционной  активности.  Темп  прироста инвестиций в
основной  капитал  может  составить  примерно 10%. Темп прироста ВВП в
2008 году ожидается на уровне 5,4%.
     В  рамках  второго варианта рассматривается прогноз, положенный в
основу   проекта   федерального   бюджета.   Исходными  условиями  для
формирования  этого  варианта является предположение о снижении в 2008
году цены на российскую нефть до 53 долларов США за баррель.

                     Цены не нефть сорта "Юралс"
                      (долларов США за баррель)

----------------------------------------------------------------------
     График не приводится.

     По  сравнению с 2007 годом увеличение экспорта товаров и услуг по
этому варианту будет небольшим. Активное сальдо счета текущих операций
платежного  баланса  в 2008 году сократится. Прирост резервных активов
замедлится.
     Активизация   структурных   сдвигов   за   счет   комплекса  мер,
предусматривающих,  в  частности,  улучшение  инвестиционного климата,
будет способствовать активному развитию российской экономики. Согласно
этому  варианту  развития  вследствие  ускоренного  роста инвестиций в
инновационный    сектор    экономики    повысятся    эффективность   и
конкурентоспособность отечественного производства.
     В  2008  году  ожидаются  высокие темпы роста внутреннего спроса.
Прирост  инвестиций в основной капитал может составить 11,9%, реальных
располагаемых  денежных доходов населения - 9,1%. Темпы экономического
роста в этом случае составят 6,1%.
     В рамках третьего варианта предполагается, что цена на российскую
нефть в 2008 году повысится до 62 долларов США за баррель.
     Несмотря  на  улучшение  ценовой внешнеэкономической конъюнктуры,
активное  сальдо счета текущих операций платежного баланса сократится.
Прирост валютных резервов будет меньше, чем в 2007 году.
     Темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения в
2008  году  может составить 10,6%. Инвестиции в основной капитал могут
увеличиться  на  13,2%.  В  этих  условиях  темпы экономического роста
возрастут до 6,7%.
     В    соответствии    с    прогнозом   на   среднесрочный   период
предполагается,  что  цена  на российскую нефть в 2010 году по первому
варианту  может  составить 39 долларов США за баррель, по второму - 50
долларов  США  за  баррель,  по  третьему - 62 доллара США за баррель.
Изменение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры скажется на развитии
российской  экономики.  Ожидается,  что темп роста объема ВВП в 2009 -
2010 годах может составить 5,3 - 6,3%.

                  III.2. Прогноз платежного баланса

     В   2008   году   при  всех  рассматриваемых  вариантах  прогноза
социально-экономического  развития  страны  ожидается,  что  платежный
баланс  останется  устойчивым.  Вместе  с  тем  в  условиях возможного
сокращения  или  умеренного  роста  экспорта  товаров  при  достаточно
интенсивном наращивании импорта товаров положительное сальдо торгового
баланса  может  уменьшиться, что приведет к сокращению профицита счета
текущих операций до 3,6 - 34,2 млрд. долларов США.
     При   первом   варианте  прогноза,  предусматривающем  наибольшее
снижение  цен  на  нефть, экспорт товаров и услуг может уменьшиться до
321,9  млрд.  долларов  США,  а  положительное сальдо баланса торговли
товарами и услугами - до 29,5 млрд. долларов США.
     В  условиях  второго  варианта, предусматривающего незначительное
понижение  по  сравнению  с 2007 годом цен на вывозимую Россией нефть,
предполагается  рост  экспорта товаров и услуг до 352,3 млрд. долларов

Страницы: 1  2  


Оглавление