ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ" НА 2009 - 2016 ГОДЫ). Распоряжение. Правительство РФ. 07.11.07 1571-Р

Оглавление


Страницы: 1  2  




                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           7 ноября 2007 г.
                               N 1571-р

                                 (Д)


     1.  Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы
"Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы.
     2.   Определить   государственным   заказчиком   -  координатором
Федеральной  целевой  программы "Развитие гражданской морской техники"
на  2009  -  2016  годы  (далее  -  Программа)  Минпромэнерго  России,
государственными   заказчиками   Программы   -  Минпромэнерго  России,
Минтранс России, Роспром и Росморречфлот.
     3.  Установить,  что предельный (прогнозный) объем финансирования
Программы  за  счет средств федерального бюджета составляет 90664 млн.
рублей (в ценах соответствующих лет).
     4. Минпромэнерго России обеспечить разработку проекта Программы и
Минэкономразвития  России  представить  его  в установленном порядке в
Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                              В.ЗУБКОВ
7 ноября 2007 г.
N 1571-р


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                 от 7 ноября 2007 года
                                                              N 1571-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
                    ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ"
                         НА 2009 - 2016 ГОДЫ

        I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
       Программы приоритетным задачам социально-экономического
                    развития Российской Федерации

     Судостроительная  промышленность  в  значительной мере определяет
стратегическую,   политическую,   транспортную,   продовольственную  и
энергетическую безопасность государства, использует главные достижения
научно-технического прогресса при реализации крупных проектов создания
гражданской   и   военной   техники,  объективно  влияет  на  развитие
технологий  в  таких смежных отраслях промышленности, как металлургия,
машиностроение, радиоэлектроника и многие другие.
     Вместе  с тем в судостроительной промышленности в настоящее время
не  могут  эффективно  решаться стратегические задачи государства и не
обеспечиваются потребности бизнеса в конкурентоспособной отечественной
гражданской морской технике.
     Основной  проблемой,  на  решение  которой направлена Федеральная
целевая  программа  "Развитие  гражданской  морской техники" на 2009 -
2016  годы  (далее - Программа), является создание конкурентоспособной
отечественной гражданской морской техники.
     По  результатам  рассмотрения  вопроса  развития судостроительной
промышленности  Президентом  Российской  Федерации  В.В.  Путиным дано
поручение  от  9  марта  2007  г. N Пр-395 о необходимости доработки и
принятия специальной федеральной целевой программы.
     Повышение    конкурентоспособности   продукции   судостроительной
промышленности  прямо  соотносится  с  решением следующих приоритетных
задач социально-экономического развития Российской Федерации:
     преодоление  научно-технического  и  технологического  отставания
отечественной промышленности от ведущих стран мира;
     развитие  конкурентоспособного  высокотехнологичного гражданского
сектора судостроительной промышленности;
     вывод  российской  экономики  на  инновационный  путь  развития и
создание условий для устойчивого экономического роста;
     закрепление  конкурентных  позиций  российского  судостроения  на
мировом  рынке за счет внедрения новейших научно-технических решений и
развития наукоемких производств;
     сохранение  и  укрепление  лидирующих  позиций российской науки в
приоритетных для государства направлениях исследований.

          II. Обоснование целесообразности решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Решение  проблемы,  сдерживающей  развитие  гражданского  сектора
судостроительной промышленности, требует применения адекватных методов
и  механизмов ее решения. Необходимость применения программно-целевого
метода  объясняется  рядом  факторов, среди которых основными являются
следующие:
     масштабность и государственная значимость проблемы;
     ресурсоемкость решения проблемы;
     потребность   в   комплексной   увязке  мероприятий  по  развитию
гражданского   судостроения   с  текущими  и  перспективными  задачами
реализации других федеральных и государственных программ;
     необходимость  учета экономических, демографических, социальных и
других факторов при реализации мероприятий.
     Мероприятия  по  развитию гражданского судостроения направлены на
удовлетворение  потребностей государственных и коммерческих заказчиков
в   современной   гражданской  судостроительной  продукции  и  морской
технике.
     Проблема      развития      судостроения      должна     решаться
программно-целевыми    методами,   так   как   судовое   комплектующее
оборудование  и  материалы,  необходимые  для  создания  перспективных
объектов  морской  техники,  производятся не только в судостроительной
отрасли, но и в других отраслях российской промышленности.
     Анализ  реализуемых  федеральных целевых программ и, в частности,
Федеральной  целевой  программы "Национальная технологическая база" на
2007  -  2011  годы  показывает,  что  принятых  в соответствии с ними
государством и инвесторами обязательств недостаточно для решения всего
комплекса  проблем  гражданского  судостроения.  Целевые  инвестиции в
развитие  научно-технического  потенциала гражданского судостроения не
осуществлялись с 2002 года.
     Реализация  мероприятий  по  развитию гражданского судостроения с
применением   программно-целевого   метода   предусматривает  создание
механизма  их  координации, а также формирование системы индикаторов и
показателей,   позволяющих   оценить   эффективность  реализации  этих
мероприятий.

          III. Характеристика и прогноз развития сложившейся
                проблемной ситуации без использования
                      программно-целевого метода

     Основной  проблемой,  препятствующей сегодня подъему гражданского
судостроения   и   повышению   конкурентоспособности  производимой  им
продукции,   является  критическое  научно-техническое  отставание  от
промышленно    развитых   стран   мира   вследствие   ослабления   его
научно-технического, технологического и производственного потенциала.
     Главное   конкурентное   преимущество  российского  судостроения,
которое базируется на оборонных технологиях и низких ценах, осталось в
прошлом.  Постепенное  увеличение  стоимости  сырья и энергоносителей,
приближение  внутренних  цен  к мировым, увеличение заработной платы и
укрепление  рубля  в  совокупности  с низкой производительностью труда
существенно  ухудшили  конкурентное  положение отрасли на внутреннем и
внешних рынках.
     За  последние  два десятилетия в России доля инвестиций в научные
разработки  значительно снизилась по сравнению с зарубежными странами.
В  эти годы научный задел, необходимый для проведения разработок любой
перспективной   техники,   практически  не  создавался.  Сопоставление
зарубежного и отечественного уровней развития критических технологий в
области  создания  гражданской морской техники выявило факты заметного
отставания от стран с развитым гражданским судостроением.
     Снижение   объемов   проведения  фундаментальных  исследований  и
прикладных  научно-технических  разработок,  задачей  которых является
обеспечение   создания   качественно  нового  уровня  морской  техники
гражданского  и  военного  назначения,  привело  к  тому,  что  многие
организации  могут  поставить только морально и технически устаревшую,
более  энергоемкую,  сложную  в  эксплуатации  и обслуживании, а также
менее надежную продукцию.
     Основной   объем  востребованной  на  рынке  гражданской  морской
техники  выполняется  по  зарубежным проектам. Практически все сложное
судовое  комплектующее  оборудование  сейчас  импортируется  из  стран
ближнего и дальнего зарубежья.
     Низкий   технологический   потенциал   российского   судостроения
обусловлен  также существенным отставанием в развитии производственных
технологий  от  зарубежных  стран.  В результате удельная трудоемкость
российского  судостроительного  производства  в 3 - 5 раз выше, чем за
рубежом.
     В  этих  условиях  крайне  актуальной  является  разработка новых
производственных  технологий  создания  морской  техники, технологий и
средств  механизации  и  автоматизации  производственных  процессов, а
также  процессов производства судового машиностроения. Требуется также
модернизация  и переоснащение созданного в 70 - 80-е годы стендового и
испытательного оборудования для отработки различных судовых комплексов
и систем.
     Эффективность   решения  задачи  повышения  конкурентоспособности
продукции судостроения во многом определяется наличием и совершенством
стендовой   и  испытательной  базы  ведущих  научных  организаций,  50
процентов объектов которой нуждаются в ремонте и модернизации.
     Следствием  этого  является невозможность выполнения необходимого
комплекса  работ  по  формированию  проектов  судов  нового  поколения
различного  назначения  (судов  для пассажирских и грузовых перевозок,
добычи    и    переработки    биоресурсов,    судов    обеспечения   и
научно-исследовательских судов).
     Учитывая,  что  одним  из  основных  направлений  для российского
судостроения  в  ближайшие  и  более  отдаленные  годы  будет создание
технических средств освоения богатейших месторождений углеводородов на
шельфе  замерзающих  морей  Арктики  и  Дальнего  Востока,  необходимо
создать    современную   экспериментальную   базу   для   исследования
взаимодействия  ледовых  образований  с  ледоколами  и судами ледового
плавания,  ледостойкими платформами и терминалами, а также для решения
задач  обеспечения  безопасной  эксплуатации  создаваемых  технических
средств в условиях низких температур.
     Сложные высокотехнологичные суда, на которых также предполагается
сосредоточить усилия российского судостроения, характеризуются большой
степенью   использования   в  них  перспективных  научных  разработок.
Создание  таких судов невозможно без постоянного увеличения инвестиций
в   научно-исследовательские   и   опытно-конструкторские   работы   и
поддержания  инновационной  деятельности  для  завоевания  и удержания
лидирующих позиций.
     Дальнейшее развитие сложившейся ситуации и непринятие срочных мер
по    устранению    проблем   развития   отечественного   гражданского
судостроения приведет:
     к  вытеснению  с  мирового рынка гражданского судостроения, в том
числе и с внутреннего рынка, российских производителей;
     к  переоснащению  парка  российских  судоходных  компаний  судами
зарубежной постройки;
     к  ослаблению  научно-технического  и технологического потенциала
страны  из-за  крайне  низкого  объема  исследований  на стратегически
важных направлениях научно-технического развития.
     Все  это негативно повлияет на обороноспособность страны, создаст
угрозу   транспортной,   продовольственной  и  топливно-энергетической
независимости  страны.  Судостроение потеряет не менее 35 тыс. рабочих
мест.  Увеличится  угроза  социальной  напряженности  в  ряде регионов
страны,  где  судостроение  является основной градообразующей отраслью
промышленности.

               IV. Возможные варианты решения проблемы,
               оценка преимуществ и рисков, возникающих
               при различных вариантах решения проблемы

     При   подготовке  настоящей  Концепции  были  проанализированы  и
сравнивались с инерционным путем развития 2 варианта решения проблемы,
каждый  из  которых направлен на развитие гражданской морской техники,
но   отличается   по  темпам  реализации,  механизмам  государственной
поддержки, объемам, динамике и структуре финансирования.
     При  первом  варианте  решения  проблемы  развитие отечественного
гражданского   судостроения   осуществляется   в   рамках  реализуемых
программ, отражающих только некоторые интересы отрасли.
     Этот вариант неэффективен, поскольку сложившаяся ситуация требует
комплексного  подхода  к  ее  решению, полноценной бюджетной поддержки
судостроения  и  адекватного  управления  процессом  с  корректировкой
приоритетов  по  мере продвижения к цели. Очевидно, что финансирование
по остаточному принципу в рамках общетехнических программ не позволяет
сосредоточить  бюджетные  средства для комплексного и взаимоувязанного
решения  проблем  гражданского  судостроения.  Ежегодное  (или  каждый
3-летний  период)  принятие решений Правительства Российской Федерации
по  различным  частным  аспектам  развития и государственной поддержки
гражданского судостроения позволяет решать лишь отдельные проблемы.
     Риски  при  реализации этого варианта связаны с нарушениями темпа
развития    гражданской   морской   техники   вследствие   длительного
согласования   и   принятия   решений   по   отдельным   проблемам  и,
соответственно,  нестыковки  по  срокам  выполнения  мероприятий.  Это
приведет  к  увеличению  на  20  -  30 процентов затрат и невыполнению
мероприятий  Программы из-за недостаточного бюджетного финансирования.
Следствием   может   быть   также   снижение  возможности  привлечения
достаточного   объема   внебюджетных   средств  на  развитие  науки  и
производства.
     Отдельными    решениями    Правительства   Российской   Федерации
предусматривается    реализация    только    крупных    внепрограммных
мероприятий,  не  требующих системного и комплексного подхода, а также
имеющих характер разового мероприятия.
     При  втором  варианте  решения  проблемы  развитие отечественного
гражданского   судостроения   осуществляется   во  исполнение  решений
Президента Российской Федерации и в целях создания конкурентоспособной
гражданской   морской   техники  нового  поколения  путем  преодоления
отставания   в   научно-техническом   и  технологическом  развитии  от
передовых стран в рамках Программы.
     Риски  при  реализации этого варианта связаны в основном с такими
внешними факторами, как:
     конъюнктура  мирового  рынка  водных перевозок и судостроительной
техники,  влияющая  на  объем  и  доходность  продаж  судостроительной
продукции;
     внешнеполитическая конъюнктура, влияющая на объемы международного
кооперационного сотрудничества;
     развитие    конкурирующих    научно-исследовательских   работ   и
технологий  за рубежом, влияющее на возможность патентования и продажи
лицензий на результаты интеллектуальной деятельности;
     изменение  общего  инвестиционного  климата в стране, влияющее на
возможности привлечения инвестиций.
     Кроме  того,  Программа  базируется  на государственной поддержке
намеченных  к реализации мероприятий и изменение ее объемов способно в
значительной  мере  повлиять  на  результативность  и эффективность ее
реализации.
     При  реализации Программы могут возникнуть также риски, связанные
с  изменением  приоритетов  в  планах  развития  основных потребителей
продукции    судостроения,   что   может   потребовать   корректировки
мероприятий, содержания и механизма их реализации.
     Основные  показатели эффективности реализации вариантов Программы
приведены в Приложении N 1.
     Анализ   вариантов  решения  проблемы  показывает,  что  наиболее
эффективным  является второй вариант, который позволяет при приемлемых
затратах  бюджетных средств обеспечить решение проблемы при допустимой
степени риска.

          V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Выполнение  Программы  рассчитано на 8-летний период (2009 - 2016
годы).
     Предусматривается реализация Программы в 2 этапа.
     Первый  этап  (2009  -  2011  годы)  включает  в  себя разработку
первоочередных     проектов,    базирующихся    на    уже    имеющемся
научно-техническом  заделе,  и  выполнение  работ  по  модернизации  и
развитию   опытно-конструкторской   и   научно-экспериментальной  базы
судостроительной промышленности.
     По  результатам  выполнения  первого  этапа  возможно уточнение в
установленном   порядке   мероприятий   и   показателей  (индикаторов)
Программы на втором этапе ее реализации.
     Второй  этап  (2012  -  2016  годы)  включает  в  себя завершение
основных  работ  по  модернизации  и развитию опытно-конструкторской и
научно-экспериментальной   базы   судостроительной   промышленности  и
выполнение   проектов  по  созданию  перспективных  научно-технических
решений и технологий, реализуемых в новом поколении морской техники.

            VI. Предложения по целям и задачам Программы,
            целевым индикаторам и показателям, позволяющим
              оценить ход реализации Программы по годам

     Основной   целью   Программы   является  развитие  отечественного
научно-технического  и  проектного  потенциала  и создание условий для
выпуска     конкурентоспособной     гражданской    морской    техники,
обеспечивающих  принципиальное  изменение  стратегической конкурентной
позиции  гражданского  судостроения  России  и  завоевание к 2016 году
значительной доли мирового рынка продаж.
     Для  достижения  указанной  цели  необходимо  решить  следующие 3
комплексные задачи:
     создание опережающего научного задела и технологий для разработки
перспективной   гражданской   морской   техники,  а  также  проведение
научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, направленных
на повышение конкурентоспособности гражданской продукции судостроения;
     строительство,   реконструкция   и   техническое   перевооружение
научно-экспериментальной  и стендовой базы для сохранения и укрепления
потенциала    отрасли,   проведения   фундаментальных   и   прикладных
исследований, связанных с разработкой новой морской техники;
     совершенствование      кооперации,      развитие      унификации,
диверсификации, сертификации и систем обеспечения качества продукции.
     Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
     количество   вновь   разработанных   технологий,   в   том  числе
соответствующих мировому уровню;
     количество  патентов  и других документов, удостоверяющих новизну
технологических решений;
     доля   обновленных   и  новых  основных  производственных  фондов
научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро отрасли;
     доля  инновационных  работ  гражданской  направленности  в  общем
объеме   научно-исследовательских   и   опытно-конструкторских   работ
отрасли.
     Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены
в Приложении N 2.

               VII. Предложения по объемам и источникам
                       финансирования Программы

     Финансовое    обеспечение   Программы   предусматривает   систему
инвестирования   с   привлечением   средств   федерального  бюджета  и
внебюджетных   средств,   формируемых   за  счет  собственных  средств
организаций   -   исполнителей  Программы,  с  возможным  привлечением
отечественных и иностранных инвесторов, займов и кредитов.
     Предельный  (прогнозный)  общий  объем финансирования мероприятий
Программы в 2009 - 2016 годах оценивается в размере 136411 млн. рублей
(в ценах соответствующих лет).
     Около   66   процентов  средств,  предусмотренных  на  реализацию
Программы,  составят  средства  федерального  бюджета  и 34 процента -
внебюджетные средства. Объемы финансирования Программы по направлениям
расходов и источникам финансирования приведены в Приложении N 3.
     Объемы     ресурсного     обеспечения     Программы    в    части
научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских работ определялись
по  результатам оценки трудовых и материальных затрат, необходимых для
выполнения  Программы (с учетом действующих нормативов и показателей в
сфере   финансово-экономической   деятельности   организаций).  Объемы
капитальных  вложений  рассчитаны  на  основе предварительных проектов
строительства,  реконструкции  и  технического перевооружения объектов
научно-экспериментальной, стендовой, проектной и испытательной базы.
     Объемы       финансирования       научно-исследовательских      и
опытно-конструкторских работ по технологическим направлениям Программы
приведены в Приложении N 4.
     Объемы   капитальных  вложений  по  технологическим  направлениям
Программы  (в  части  модернизации и развития научно-экспериментальной
базы) приведены в Приложении N 5.
     Объемы финансирования расходов на прочие нужды по технологическим
направлениям Программы приведены в Приложении N 6.
     Средства  федерального бюджета будут использоваться в основном на
создание     научно-технической    продукции.    Распределение    прав
собственности  на  результаты  выполнения работ будет осуществляться в
соответствии   с   законодательством   Российской  Федерации  в  сфере
интеллектуальной собственности.
     Возможность  привлечения объемов внебюджетных средств проработана
организациями   -   разработчиками   технологий,   в   том   числе   с
потенциальными потребителями этих технологий.
     При   формировании   мероприятий   Программы,   предусматривающих
финансирование за счет средств внебюджетных источников, будут получены
подтверждения  потенциальных инвесторов об их намерениях инвестировать
собственные и привлеченные средства.
     Учитывая глубину кризиса российского гражданского судостроения, в
первые  годы  реализации  Программы практически невозможно привлечение
для  ее  реализации  внебюджетных  средств  на  уровне, сопоставимом с
уровнем   необходимых   бюджетных   средств.   Реальный  рост  объемов
внебюджетных  средств ожидается по мере реализации Программы - к концу
программного периода.
     Координация  и  контроль  деятельности организаций - исполнителей
работ  по  привлечению и использованию средств внебюджетных источников
будут   осуществляться   государственными   заказчиками   Программы  в
отношении мероприятий Программы, касающихся их сферы деятельности.
     Замещение средств внебюджетных источников средствами федерального
бюджета не допускается.

         VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
      и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

     Выполнение Программы в полном объеме позволит:
     обеспечить  разработку  комплексных проектов морских платформ для
освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе, газовозов и
крупнотоннажных   танкеров   ледового   плавания,  мощных  арктических
ледоколов  нового  поколения  и  других  не  менее  важных  для страны
объектов морской техники;
     создать    научно-технические    предпосылки   для   производства
конкурентоспособных высокоэкономичных судов и плавсредств гражданского
назначения  для  морского,  речного  и  рыболовного  флота и отраслей,
осуществляющих  добычу  минеральных и энергетических ресурсов Мирового
океана и шельфа;
     сократить  общее  научно-техническое и технологическое отставание
России от передовых стран;
     в  значительной  степени уменьшить номенклатуру и объемы поставок
из  ближнего и дальнего зарубежья судового комплектующего оборудования
путем   создания  новых  отечественных  технологий  в  сфере  судового
машиностроения   и   приборостроения,   совершенствования  и  развития
кооперации в судостроении с учетом решения вопросов импортозамещения;
     повысить    конкурентоспособность   гражданской   продукции   для
внутреннего  рынка  и  расширить  возможности  по  поставке российской
судостроительной продукции на экспорт;
     обеспечить  высокий  социальный эффект от сохранения и увеличения
высококвалифицированных  рабочих  мест  в  судостроительной  и смежных
отраслях промышленности;
     обеспечить  поступление  за 2009 - 2016 годы в федеральный бюджет
налогов от производства гражданской морской техники в объеме около 165
млрд. рублей против 90,664 млрд. рублей бюджетных затрат на реализацию
Программы.  Индекс  доходности (рентабельности) бюджетных ассигнований
составит  1,75,  срок окупаемости - около 1 года. Расчет экономической
эффективности Программы приведен в Приложении N 7.

            IX. Предложения по участию федеральных органов
         исполнительной власти, ответственных за формирование
                        и реализацию Программы

     В формировании мероприятий Программы предполагается участие таких
федеральных    органов   исполнительной   власти,   как   Министерство
промышленности   и   энергетики   Российской  Федерации,  Министерство
транспорта    Российской    Федерации,    Федеральное   агентство   по
промышленности, Федеральное агентство морского и речного транспорта.
     Ответственными   за   реализацию   Программы  будут  Министерство
промышленности   и   энергетики   Российской  Федерации,  Министерство
транспорта    Российской    Федерации,    Федеральное   агентство   по
промышленности, Федеральное агентство морского и речного транспорта.

             X. Предложения по государственным заказчикам
                      и разработчикам Программы

     Учитывая сложившуюся структуру федеральных органов исполнительной
власти,   предлагается   государственным  заказчиком  -  координатором
Программы   определить   Министерство   промышленности   и  энергетики
Российской  Федерации,  государственными  заказчиками  -  Министерство
промышленности   и   энергетики   Российской  Федерации,  Министерство
транспорта    Российской    Федерации,    Федеральное   агентство   по
промышленности, Федеральное агентство морского и речного транспорта, а
разработчиками  Программы  -  Министерство промышленности и энергетики
Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности.

       XI. Предложения по основным направлениям финансирования,
                 срокам и этапам реализации Программы

     Предложения  по  основным  направлениям  финансирования, срокам и
этапам   реализации  Программы  сформированы  с  учетом  установленных
приоритетов развития гражданской морской техники.
     Федеральному  агентству  по  промышленности  будет  выделено 94,4
процента  средств,  планируемых  на реализацию Программы, Министерству
промышленности  и  энергетики  Российской  Федерации  -  2,9 процента,
Министерству   транспорта   Российской   Федерации   -  1,3  процента,
Федеральному  агентству  морского и речного транспорта - 1,3 процента.
Распределение  средств  по  годам  устанавливается  с  учетом динамики
выполнения мероприятий Программы в рамках каждого направления.
     Объемы  финансирования  за  счет  средств федерального бюджета по
государственным заказчикам Программы приведены в Приложении N 8.
     Основные  направления  финансирования  Программы  предусматривают
проведение  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских работ,
реализацию  инвестиционных  проектов  по  разработке новых технических
решений  и  технологий создания конкурентоспособной морской техники, а
также  проведение комплексной реконструкции научно-экспериментальной и
проектной базы гражданского судостроения для выполнения этих работ.
     Структура Программы включает в себя следующие 7 направлений:
     1)    технологии    создания   морской   техники   для   освоения
углеводородных ресурсов на шельфе ("Освоение шельфа"), включая:
     критические технологии создания платформ;
     подводно-подледные    технологии    добычи    и   транспортировки
углеводородов;
     технологии создания средств транспортировки углеводородов;
     технологии   обеспечения   безопасности  морской  деятельности  и
жизнедеятельности экипажей;
     технологии снижения экологического воздействия морской техники на
окружающую среду и выбросов в атмосферу и гидросферу;
     2)  технологии  создания  перспективной морской техники ("Научный
задел"), включая:
     технологии гидродинамики морских и речных судов;
     технологии обеспечения прочности и надежности конструкций морской
техники;
     технологии проведения научных исследований в океане;
     технологии проведения испытаний и выполнения исследований;
     технологии  создания  новых  и специальных материалов для морской
техники;
     3)   концептуальные  проекты  морской  техники  ("Новый  облик"),
включая:
     концептуальные проекты плавучих и стационарных морских платформ и
средств для работы на шельфе;
     концептуальные  проекты  судов  обеспечения  работ  на  шельфе  и
грузовых перевозок;
     концептуальные проекты судов для пассажирских перевозок;
     концептуальные   проекты   судов   для   добычи   и   переработки
биоресурсов;
     концептуальные   проекты   судов   для   научно-исследовательской
деятельности в океане;
     технологии  и  средства  энергетического  обеспечения  прибрежных
территорий;
     проектно-конструкторские технологии;
     4)  производственные  технологии  строительства и ремонта морской
техники ("Судостроительное производство"), включая:
     новые технологии постройки и ремонта морской техники;
     новые    технологии    в    производстве   и   ремонте   судового
машиностроения, оборудования и приборостроения;
     технологии  средств  механизации и автоматизации производственных
процессов;
     сертификацию  судостроительного  производства  и  технологических
процессов;
     5)  технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и
систем управления ("Судовое приборостроение"), включая:
     технологии  развития  и обеспечения интеграции систем навигации и
управления техническими средствами и судами в целом;
     технологии  создания средств гидроакустики и связи для выполнения
работ под водой;
     технологии  создания  радиолокационных  средств  для  обеспечения
морской деятельности на новой электронной компонентной базе;
     6)  технологии  судового  машиностроения,  судовых энергетических
установок и систем ("Судовое машиностроение и энергетика"), включая:
     новые  технологии  создания  энергетических систем и их элементов
для  повышения  эффективности использования морской техники и развития
морской деятельности;
     технологии  и  разработки  для эффективного использования атомных
энергетических  установок  и электрохимической генерации в гражданском
судостроении;
     технологии    и   разработки   для   эффективного   использования
газотурбинных двигателей в гражданском судостроении;
     технологии   создания   судовых  агрегатов,  систем  и  устройств
(электротехника,  движение, управление, грузовые операции, обеспечение
жизнедеятельности);
     технологии  и  технические  средства  для  добычи  и  переработки
биоресурсов;
     7)  системные  исследования  развития морских технологий и рынков
("Системные исследования"), включая:
     системные исследования состояния и перспектив развития мирового и
отечественного судостроения;
     системные  исследования перспектив развития машиностроительного и
приборостроительного  производства  судостроительной  промышленности и
оптимизацию их взаимодействия со смежными отраслями промышленности;
     информационные технологии;
     стандартизацию и каталогизацию.

             XII. Предложения по механизмам формирования
                        мероприятий Программы

     Перечень мероприятий Программы по каждому направлению формируется
ее  государственными  заказчиками  на  основе  предложений федеральных
органов     исполнительной    власти,    научно-исследовательских    и
опытно-конструкторских  организаций  различных организационно-правовых
форм    и   с   учетом   задач,   определенных   Стратегией   развития
судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую
перспективу, а также настоящей Концепцией.
     Мероприятия  Программы увязываются с мероприятиями, проводимыми в
рамках  других  федеральных  целевых  программ,  в  выполнении которых
участвуют организации судостроительной промышленности, и формируются с
таким  расчетом,  чтобы  исключить  возможное  дублирование  с другими
программами.
     Отбор мероприятий для включения в Программу осуществляется исходя
из   приоритетности   достижения   конечной  цели,  масштаба  действия
мероприятия,  степени  влияния на конкурентные позиции промышленности,
уровня  замещения  зарубежной судостроительной продукции и критичности
для национальной безопасности государства.

       XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов
                   управления реализацией Программы

     Управление   реализацией   Программы,  а  также  контроль  за  ее
выполнением  и  эффективностью  расходования  бюджетных  средств будет
осуществлять государственный заказчик - координатор Программы.
     Управление   реализацией   Программы   будет   осуществляться   в
соответствии  с  порядком  разработки и реализации федеральных целевых
программ   и  межгосударственных  целевых  программ,  в  осуществлении
которых  участвует  Российская  Федерация, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
     Для  подготовки  рекомендаций по тематике работ может быть создан
научно-экспертный  совет по научному сопровождению Программы, в состав
которого    могут    включаться    ведущие    ученые   и   специалисты
судостроительной   промышленности   и  смежных  отраслей  по  основным
направлениям мероприятий Программы.
     Головные    исполнители   (исполнители)   мероприятий   Программы
определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Головные   исполнители   мероприятий   Программы  обеспечивают  в
соответствии   с  государственными  контрактами  выполнение  проектов,
необходимых    для   реализации   Программы,   организуют   кооперацию
соисполнителей.
     Непосредственный  контроль  за  исполнением мероприятий Программы
осуществляют   в   установленном   порядке  государственные  заказчики
Программы,  а  также  Министерство  экономического развития и торговли
Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти
в соответствии с их полномочиями.


                                                        Приложение N 1

                                               к Концепции Федеральной
                                                     целевой программы
                                                 "Развитие гражданской
                                                      морской техники"
                                                   на 2009 - 2016 годы

                         ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
        ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
           ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ"
                         НА 2009 - 2016 ГОДЫ

----------------------------------------------------------------------------
|    Вариант     |Бюджетные затраты|        Решение проблемы       |Степень|
|                |  (млрд. рублей) |                               | риска |
|----------------|-----------------|-------------------------------|-------|
|Инерционный путь|   3 - 5 (в год) |продолжение развития кризисной |высокая|
|развития        |                 |ситуации и усугубление проблемы|       |
|----------------|-----------------|-------------------------------|-------|
|Первый вариант  |     50 - 60     |не обеспечивается              |средняя|
|----------------|-----------------|-------------------------------|-------|
|Второй вариант  |     90 - 100    |обеспечивается                 |низкая |
----------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 2

                                               к Концепции Федеральной
                                                     целевой программы
                                                 "Развитие гражданской
                                                      морской техники"
                                                   на 2009 - 2016 годы

                   ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
               РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ"
                         НА 2009 - 2016 ГОДЫ
                    
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                        |  Единица  |                     Годы реализации Программы                                    |
|                        | измерения |----------------------------------------------------------------------------------|
|                        |           |   2009  | 2010   | 2011   |  2012   |  2013    |  2014     | 2015     |2016      |
|                        |           |   год   |  год   |  год   |   год   |   год    |   год     |  год     | год      |
|------------------------|-----------|---------|--------|--------|---------|----------|-----------|----------|----------|
| Количество вновь       |   единиц  |  20 - 25| 40 - 50| 60 - 75| 80 - 95 | 105 - 125| 125 - 145 |150 - 170 |160 - 180 |
| разработанных          |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| технологий - всего     |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
|------------------------|-----------|---------|--------|--------|---------|----------|-----------|----------|----------|
|   в том числе          |   единиц  |  10 - 12| 15 - 17| 25 - 30| 30 - 40 |  40 - 50 |  50 - 65  | 50 - 70  | 60 - 80  |
|   соответствующих      |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
|   мировому уровню      |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
|------------------------|-----------|---------|--------|--------|---------|----------|-----------|----------|----------|
| Количество патентов и  |   единиц  |  15 - 20| 40 - 60| 65 - 85| 90 - 110| 120 - 140| 150 - 175 |180 - 210 |200 - 240 |
| других документов,     |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| удостоверяющих новизну |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| технологических        |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| решений, - всего       |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
|------------------------|-----------|---------|--------|--------|---------|----------|-----------|----------|----------|
|   в том числе права,   |   единиц  |  10 - 12| 20 - 25| 25 - 35| 35 - 45 |  45 - 55 |  55 - 65  | 70 - 85  | 75 - 90  |
|   которые закреплены за|           |         |        |        |         |          |           |          |          |
|   Российской Федерацией|           |         |        |        |         |          |           |          |          |
|------------------------|-----------|---------|--------|--------|---------|----------|-----------|----------|----------|
| Доля обновленных и     |  процентов|    9,5  |   11,5 |    29  |    44   |     57   |     66    |    70    |    72    |
| новых основных         |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| производственных фондов|           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| научно-                |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| исследовательских      |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| институтов и           |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| конструкторских бюро   |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| отрасли                |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
|------------------------|-----------|---------|--------|--------|---------|----------|-----------|----------|----------|
| Доля инновационных     |  процентов|    8,2  |   12   |    17  |    22   |     26   |     28    |    30    |    32    |
| работ гражданской      |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| направленности в общем |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| объеме научно-         |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| исследовательских и    |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| опытно-конструкторских |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
| работ отрасли          |           |         |        |        |         |          |           |          |          |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 3

                                               к Концепции Федеральной
                                                     целевой программы
                                                 "Развитие гражданской
                                                      морской техники"
                                                   на 2009 - 2016 годы

                                ОБЪЕМЫ
             ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
      "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ" НА 2009 - 2016 ГОДЫ
         ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАСХОДОВ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

                            (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
-----------------------------------------------------------------------------
|     Направления    | 2009 -|                  В том числе                 |
|     расходов и     |  2016 |----------------------------------------------|
|      источники     | годы -| 2009|2010 | 2011| 2012|2013 | 2014 |2015|2016|
|   финансирования   | всего | год | год | год | год | год | год  |год |год |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
| Капитальные        |  26523|   - | 3421| 6220| 6892| 5737| 2849 |1033| 371|
| вложения - всего   |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
| в том числе за счет|       |     |     |     |     |     |      |    |    |
| средств:           |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
|   федерального     |  18802|   - | 2461| 4452| 4861| 4065| 2003 | 717| 243|
|   бюджета          |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
|   внебюджетных     |   7721|   - |  960| 1768| 2031| 1672|  846 | 316| 128|
|   источников       |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
|   НИОКР - всего    | 102806| 5999| 9257|11783|20115|23058|19496 |8080|5018|
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
| в том числе за счет|       |     |     |     |     |     |      |    |    |
| средств:           |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
|   федерального     |  67301| 3959| 6040| 7529|13144|14875|12942 |5470|3342|
|   бюджета          |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
|   внебюджетных     |  35505| 2040| 3217| 4254| 6971| 8183| 6554 |2610|1676|
|   источников       |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
| Прочие нужды -     |   7082|  315|  509|  792|  988| 1159| 1231 |1121| 967|
| всего              |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
| в том числе за счет|       |     |     |     |     |     |      |    |    |
| средств:           |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
|   федерального     |   4561|  230|  370|  562|  673|  753|  774 | 684| 515|
|   бюджета          |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
|   внебюджетных     |   2521|   85|  139|  230|  315|  406|  457 | 437| 452|
|   источников       |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
| Всего              | 136411| 6314|13187|18795|27995|29954|23576 |0234|6356|
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
| в том числе за счет|       |     |     |     |     |     |      |    |    |
| средств:           |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
|   федерального     |  90664| 4189| 8871|12543|18678|19693|15719 |6871|4100|
|   бюджета          |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
|--------------------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|------|----|----|
|   внебюджетных     |  45747| 2125| 4316| 6252| 9317|10261| 7857 |3363|2256|
|   источников       |       |     |     |     |     |     |      |    |    |
-----------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 4

                                               к Концепции Федеральной
                                                     целевой программы
                                                 "Развитие гражданской
                                                      морской техники"
                                                   на 2009 - 2016 годы

                                ОБЪЕМЫ
               ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
          И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ
              НАПРАВЛЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ"
                         НА 2009 - 2016 ГОДЫ

                            (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
---------------------------------------------------------------------------------------------
|   Технологическое   | Источники     | 2009 - |                   В том числе              |
|     направление     | финансирования|  2016  |--------------------------------------------|
|                     | ния           | годы - | 2009|2010|2011 | 2012| 2013| 2014|2015|2016|
|                     |               | всего  |  год| год| год | год | год | год | год| год|
|---------------------|---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| 1. Технологии       | всего         |  21501 |  971|1221| 1873| 3172| 5192| 5458|2214|1400|
| создания морской    | в том числе:  |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
| техники для         |---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| освоения            | федеральный   |  14740 |  638| 805| 1230| 2147| 3594| 3806|1555| 965|
| углеводородных      | бюджет        |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
| ресурсов на шельфе  |---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| ("Освоение шельфа") | внебюджетные  |   6761 |  333| 416|  643| 1025| 1598| 1652| 659| 435|
|                     | средства      |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
|---------------------|---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| 2. Технологии       | всего         |  14519 |  554|1248| 1754| 3326| 3527| 3007| 639| 464|
| создания            | в том числе:  |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
| перспективной       |---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| морской техники     | федеральный   |   9564 |  379| 837| 1161| 2223| 2346| 1962| 374| 282|
| ("Научный задел")   | бюджет        |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
|---------------------|---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
|                     | внебюджетные  |   4955 |  175| 411|  593| 1103| 1181| 1045| 265| 182|
|                     | средства      |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
|---------------------|---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| 3. Концептуальные   | всего         |  16182 |  938|1295| 1357| 1966| 2951| 3650|2403|1622|
| проекты морской     | в том числе:  |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
| техники ("Новый     |---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| облик")             | федеральный   |  10403 |  586| 795|  826| 1302| 1860| 2340|1629|1065|
|                     | бюджет        |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
|---------------------|---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
|                     | внебюджетные  |   5779 |  352| 500|  531|  664| 1091| 1310| 774| 557|
|                     | средства      |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
|---------------------|---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| 4. Производственные | всего         |  10445 |  661| 907| 1033| 2739| 3793| 1004| 308|  - |
| технологии          | в том числе:  |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
| строительства и     |---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| ремонта морской     | федеральный   |   6034 |  390| 532|  592| 1672| 2139|  525| 184|  - |
| техники             | бюджет        |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
| ("Судостроительное  |---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| производство")      | внебюджетные  |   4411 |  271| 375|  441| 1067| 1654|  479| 124|  - |
|                     | средства      |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
|---------------------|---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| 5. Технологии       | всего         |  11601 |  993|1455| 1784| 2230| 2070| 1909| 618| 542|
| создания морского   | в том числе:  |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
| радиоэлектронного   |---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| оборудования и      | федеральный   |   7776 |  651|1008| 1168| 1497| 1325| 1344| 433| 350|
| систем управления   | бюджет        |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
| ("Судовое           |---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| приборостроение")   | внебюджетные  |   3825 |  342| 447|  616|  733|  745|  565| 185| 192|
|                     | средства      |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
|---------------------|---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| 6. Технологии       | всего         |  24523 | 1599|2406| 3005| 5730| 5061| 4012|1720| 990|
| судового            | в том числе:  |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
| машиностроения,     |---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| судовых             | федеральный   |  16370 | 1140|1623| 1964| 3733| 3348| 2692|1190| 680|
| энергетических      | бюджет        |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
| установок и систем  |---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|
| ("Судовое           | внебюджетные  |   8153 |  459| 783| 1041| 1997| 1713| 1320| 530| 310|
| машиностроение и    | средства      |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
| энергетика")        |               |        |     |    |     |     |     |     |    |    |
|---------------------|---------------|--------|-----|----|-----|-----|-----|-----|----|----|

Страницы: 1  2  


Оглавление