рублей. Создание интегрированного промышленно-транспортного комплекса позволит увеличить валовой региональный продукт Еврейской автономной области на 12 млрд. рублей. Прирост налоговых поступлений составит 4400 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 1296 млн. рублей. В результате реализации проекта будет создано 3170 новых рабочих мест. Интегрированный промышленно-транспортный комплекс, включающий строительство Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината мощностью 6 - 7 млн. тонн концентрата железной руды и 3 млн. тонн окатышей в год, строительство железнодорожного мостового перехода в Китай через р. Амур в районе порта Нижнеленинское, а также реконструкцию железнодорожной ветки Биробиджан - Ленинское предполагается реализовать на условиях государственно-частного партнерства. Общий объем финансирования проекта составляет 40377 млн. рублей. Срок строительства - 2008 - 2012 годы. Для реализации проекта планируется привлечь средства Инвестиционного фонда Российской Федерации. Средства Инвестиционного фонда Российской Федерации составят 11621 млн. рублей (28,8 процента), средства частных инвесторов - 28756 млн. рублей (71,2 процента). Чукотский автономный округ В рамках Программы предусматривается осуществить строительство высоковольтных линий, обеспечивающих освоение месторождений Купол и Майское, повысить эффективность работы Чаунской ТЭЦ и Билибинской АЭС, а также и обеспечить устойчивое энергоснабжение г. Анадыря. При этом строительство линий электропередачи, обеспечивающих загрузку незадействованных мощностей Билибинской АЭС, будет осуществляться после принятия решения о продлении срока ее эксплуатации. Также предполагается завершить строительство дизельной электростанции в пос. Провидения. В сфере транспорта планируется завершить реконструкцию аэропорта г. Анадыря. Кроме того, в рамках Программы предполагается осуществить реконструкцию объектов морского порта Анадырь (гидротехнических сооружений), находящихся в федеральной собственности. Также будут осуществлены мероприятия по строительству автомобильных дорог Билибино - Анюйск и Колыма - Омсукчан - Омолон - Билибино - Комсомольский - Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Проект развития промышленного узла Анадырского района представляет собой разработку Западно-Озерного газового месторождения и Верхне-Телекайского нефтяного месторождения. В результате реализации проекта к 2020 году могут быть достигнуты следующие показатели: объем добычи нефти - 480 - 500 тыс. тонн; объем добычи газа - 70 млн. куб. метров; выручка - 8,9 - 11 млрд. рублей; численность занятых - 1120 - 1700 человек; федеральные налоги - 2,4 - 2,7 млрд. рублей; региональные налоги - 1,3 - 1,8 млрд. рублей. Округ обеспечит себя энергоносителями, что позволит существенно сократить дорогостоящий северный завоз нефтепродуктов. Для развития Западно-Озерного газового месторождения и Верхне-Телекайского нефтяного месторождения необходимо строительство автомобильной дороги Анадырь - месторождение Западно-Озерное - месторождение Верхне-Телекайское - пос. Беринговский, что предполагается реализовать за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Республика Бурятия В рамках Программы предполагается осуществить строительство высоковольтной линии (220 кВ) Петровск-Забайкальский - Баргузин, что позволит обеспечить энергоснабжение северных районов Республики Бурятия. Предполагается завершить реконструкцию аэродромного комплекса аэропорта г. Улан-Удэ, осуществить реконструкцию аэропорта Горячинск, а также строительство и реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, обеспечивающих транспортную доступность туристических объектов в районе озера Байкал и северных районов Республики Бурятия. В ходе реализации Программы предполагается осуществить строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, направленных на обеспечение экологической устойчивости Байкальской природной территории. Планируется завершить мероприятия по реконструкции республиканской клинической больницы, детской многопрофильной клинической больницы, центра восточной медицины. Ввод этих объектов обеспечит повышение качества и увеличение объемов медицинских услуг, предоставляемых населению Республики Бурятия и отдыхающим в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа. Также предполагается строительство физкультурно-спортивного комплекса в г. Улан-Удэ. Реализация проекта будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства с последующим оформлением данного объекта в собственность Республики Бурятия. В г. Улан-Удэ будет построено здание для Государственного Русского драматического театра имени Н. Бестужева. Предусматривается строительство Мокской ГЭС мощностью 1200 МВт и Ивановского контррегулятора мощностью 210 МВт (суммарная установленная мощность - 1410 МВт, выработка электроэнергии - 5570 млн. кВт.ч). В настоящее время имеются предпроектные проработки обоснования строительства Мокского гидроузла на р. Витим. Местоположение гидроэлектростанции на границе Республики Бурятия и Читинской области предопределяет включение в зону ее энергоотдачи Читинскую и Бурятскую энергосистемы, а также Северо-Восточные районы Иркутской области. При необходимости часть энергии гидроэлектростанции может быть передана в дефицитные районы объединенной энергетической системы Дальнего Востока. Кроме того, электроэнергия Мокской ГЭС может поставляться дополнительно в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Монголию и Китай. Мокский гидроузел будет являться первой гидроэлектростанцией Витимского гидроэнергокомплекса. Для создания каскада гидроэлектростанций в бассейне р. Витим на территории Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Читинской и Иркутской областей, по предварительным оценкам, необходимо строительство Мокской, Каралонской, Амалыкской, Бадайбинской и Тельмамской гидроэлектростанций. Ввод 1-го агрегата на Мокской ГЭС мощностью 300 МВт планируется осуществить в 2015 году. Стоимость строительства Мокского гидроузла оценивается в 88 млрд. рублей в текущих ценах, в том числе пусковой комплекс - 60,62 млрд. рублей. В настоящее время прорабатывается вопрос о реализации этого проекта с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. В рамках освоения месторождения Озерное предполагается строительство железнодорожной линии Могзон (Читинская область) - Озерное (Республика Бурятия) с перспективой выхода железной дороги на станцию Уоян Байкало-Амурской магистрали. Железнодорожная линия предназначена в первую очередь для освоения месторождений полиметаллов Озерное и Назаровское, находящихся в Еравнинском районе Республики Бурятия, промышленного освоения крупнейшего месторождения урана Хиагда, расположенного в Баунтовском районе Республики Бурятия. Железная дорога позволит обеспечить поставку серной кислоты, произведенной на Озерном горно-обогатительном комбинате, для использования в процессе выщелачивания на месторождении Хиагда. На 1-м этапе строительство железной дороги осуществляется на участке Могзон - Озерный горно-обогатительный комбинат. Объемы перевозок по железной дороге от промышленной площадки месторождения Озерное до станции Могзон Забайкальской железной дороги будут составлять свыше 570 тыс. тонн свинцово-цинкового концентрата, 1753 тыс. тонн пиритного концентрата, 1 млн. куб. метров щебня, до 400 тыс. тонн угля и 200 тыс. куб. метров лесоматериалов в год. Технический проект на 1-м этапе предусматривает создание новой однопутной железной дороги (колея 1520 мм) протяженностью: Могзон - Озерный горно-обогатительный комбинат - 161 километр; Озерный горно-обогатительный комбинат - Хиагда - 180 километров. Срок строительства железнодорожной линии составит 4,5 года. Общая стоимость проекта оценивается в 6,7 млрд. рублей. Сравнительная экономическая эффективность проекта характеризуется тем, что на строительство железной дороги потребуется в 2 - 3 раза меньше средств по сравнению с использованием автотранспорта на планируемые объемы грузоперевозок. Прямой ежегодный эффект в виде производства валовой добавленной стоимости, включая налоги на продукты за период реализации проекта (2008 - 2011 годы), составит 1 - 1,12 млрд. рублей (0,7 - 1 процент валового регионального продукта). Прямой экономический эффект на основе ежегодных капитальных вложений в строительство железнодорожной линии за 4,5 года составит 6,1 млрд. рублей. Полный эффект от реализации проекта в виде производства валовой добавленной стоимости, включая налоги на продукты, с учетом освоения основных месторождений (Озерное, Назаровское), освоения других месторождений полезных ископаемых (Кавоктинское, Голюбинское, Моховое, Мухальское, Дабхарское, Осеннее, Аунинское, Орекиткан), которые находятся в пределах зоны экономического влияния проекта, а также с учетом перевозки грузов составит в 2010 году 4,6 млрд. рублей (2,4 процента валового регионального продукта). Общий эффект от реализации проекта в виде производства валовой добавленной стоимости, включая налоги на продукты, составит в 2015 году 18,6 млрд. рублей (5,2 процента валового регионального продукта). Ежегодный дополнительный вклад проекта в темпы прироста валового регионального продукта составит 1,5 - 2 процентных пункта. Ежегодные налоговые отчисления от эксплуатации железной дороги составят около 1150 млн. рублей. Ежегодные налоговые отчисления при вовлечении в оборот основных месторождений, которые находятся в пределах зоны экономического влияния проекта, составят: месторождение Озерное - 950 млн. рублей; месторождение Орекиткан - 360 млн. рублей; месторождение Мухальское - 1850 млн. рублей; группа железно-рудных месторождений - 850 млн. рублей. Социальная эффективность проекта характеризуется созданием новых рабочих мест, снижением напряженности на региональном рынке труда, повышением денежных доходов населения Республики Бурятия. В период строительства железнодорожной линии будет создано 1363 новых рабочих места. Строительство железнодорожной линии и Озерного горно-обогатительного комбината будет сопровождаться развитием автомобильных дорог, линий электропередачи, разработкой месторождений угля, развитием торговли, сферы коммунально-бытовых услуг и сельского хозяйства. Часть средств для реализации проекта планируется привлечь из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Читинская область В ходе реализации Программы планируется выполнение мероприятий по развитию энергосетевого хозяйства области, строительству подъездов к населенным пунктам области от федеральной автомобильной дороги "Амур" (Чита - Хабаровск), а также строительство дороги Сретенск - Усть-Карск. Предусматривается реконструкция аэродромного комплекса аэропорта Чара с последующей его передачей в собственность области. Предполагается осуществить комплекс мероприятий по обеспечению защиты от наводнений г. Читы, а также по регулированию русловых процессов р. Аргунь. Планируется реализация мероприятий по строительству и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства в населенных пунктах области, что позволит существенно модернизировать коммунальную инфраструктуру региона. Предусматриваются реконструкция областной клинической больницы, строительство онкологического диспансера, ожогового и кардиологического центров в г. Чите, перинатального центра в г. Краснокаменске и районной больницы в пос. Забайкальск, что позволит повысить качество оказания специализированной медицинской помощи населению области. Агинский Бурятский автономный округ В рамках Программы предусматривается строительство электросетей для обеспечения электроснабжения населенных пунктов округа и районов разработки минерально-сырьевых ресурсов. Планируется строительство автомобильной дороги Могойтуй - Первомайское. Реализация проекта направлена на обеспечение транспортной доступности районов освоения минерально-сырьевых ресурсов. В рамках Программы предполагается завершить прокладку волоконно-оптической линии связи Дарасун - Дульдурга. Предусматривается реализация мероприятий по защите от наводнений поселков Агинское и Дульдурга. Предусматривается завершение мероприятий по строительству систем водоснабжения и канализации с очистными сооружениями в пос. Агинское. Также предполагается завершить реконструкцию водозаборных сооружений и водовода, строительство котельной в пос. Новоорловский. Предполагается создание в пос. Могойтуй промышленной зоны площадью 4,5 кв. километра, специализирующейся на сборочных производствах, основанных на поставках комплектующих и сырья из других российских регионов и Китая. В частности, планируются сборка мини-тракторов с навесным оборудованием и другой сельскохозяйственной техники, легковозводимых сборных складских и производственных помещений, сборка бытовой и оргтехники, пошив одежды и обуви, сборка бытовой и офисной мебели и ряда других товаров и изделий, а также глубокая переработка российской древесины, которая экспортируется в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Поселок Могойтуй является железнодорожной станцией, расположенной в 270 километрах от г. Маньчжурия - основного северного сухопутного порта Китая, и связан с ним стратегическими железнодорожной и автомобильной магистралями, по которым перевозится около 60 процентов всего российско-китайского товарооборота. В пос. Могойтуй функционирует склад временного хранения, ведется строительство контейнерной базы, способной обрабатывать большегрузные (40 - 50 футов) морские контейнеры. Мощность склада временного хранения и контейнерной базы позволит обрабатывать и пропускать до 1 тыс. тонн груза в сутки, в том числе таможенного. Выгодное месторасположение пос. Могойтуй и наличие на его территории развитой и взаимоувязанной транспортной, грузовой, таможенной и иной инфраструктуры позволяют рассчитывать на привлечение крупных промышленных капиталовложений российских и китайских инвесторов, заинтересованных в создании и развитии совместных производств. В ходе реализации проекта будет создана необходимая инженерная инфраструктура площадки, отведенной под размещение промышленной зоны. Предусмотренные Программой внебюджетные средства будут направлены на строительство конкретных предприятий, включая их инфраструктуру. Направления реализации Программы приведены в Приложении N 3. Перечень мероприятий Программы приведен в Приложении N 4. Мероприятия государственного заказчика - координатора Программы В ходе реализации Программы существует необходимость решения ряда проблем, важных для обеспечения комплексности социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, но не попадающих (в силу своего междисциплинарного характера) в сферу компетенции государственных заказчиков Программы. В этой связи соответствующие мероприятия будут осуществляться государственным заказчиком - координатором Программы. Мероприятия государственного заказчика - координатора Программы нацелены на создание благоприятных условий для комплексного развития Дальневосточного региона, реализации комплексных межведомственных проектов и комплексных проектов развития Дальнего Востока и Забайкалья. Такой подход позволит обеспечить повышение эффективности реализации мероприятий Программы, учет современных требований к развитию Дальневосточного региона, будет способствовать комплексному и согласованному выполнению Программы и подпрограммы и их взаимоувязке с другими федеральными целевыми программами и программами социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также крупными инвестиционными проектами, реализуемыми на территории региона. Реализация мероприятий государственного заказчика - координатора Программы будет осуществляться в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих решение наиболее актуальных долгосрочных задач, связанных с развитием функциональных и региональных направлений Дальневосточного региона. Основными принципами формирования мероприятий государственного заказчика - координатора Программы являются: повышение эффективности межведомственных проектов; разработка мер по динамичному развитию существующих и новых перспективных видов хозяйственной деятельности в Дальневосточном регионе; интегральный подход к управлению экономической деятельностью в регионе, обеспечивающий в средне- и долгосрочной перспективе дополнительный экономический рост, конкурентоспособность, занятость, охрану окружающей среды и безопасность, в том числе на основе природных конкурентных преимуществ морских акваторий и прибрежных территорий; дифференциация экономической деятельности на уровне отдельных территорий региона с целью развития их специализации и повышения конкурентоспособности. В систему мероприятий Программы государственного заказчика - координатора Программы включены значимые проекты, реализация которых позволит: обеспечить комплексное решение проблемы освоения и эффективного использования ресурсов региона в интересах экономического развития как Дальнего Востока и Забайкалья, так и Российской Федерации в целом; создать предпосылки и условия для эффективного развития региона после завершения реализации Программы. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предполагается осуществлять по следующим тематическим направлениям: разработка предложений по формированию и осуществлению единой скоординированной политики, направленной на обеспечение сбалансированного развития всех составляющих экономического потенциала региона; подготовка рекомендаций по созданию условий для устойчивого социально-экономического развития региона; определение стратегических перспектив развития экономики Дальнего Востока и Забайкалья; разработка предложений по эффективной реализации межведомственных мероприятий, направленных на обеспечение единой политики управления и организационно-методической деятельности в рамках Программы и подпрограммы. Конкретные темы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках указанных направлений ежегодно определяются государственным заказчиком - координатором Программы исходя из потребностей в научно-методическом обеспечении реализации Программы и подпрограммы, необходимости решения комплексных междисциплинарных задач экономического развития региона и обеспечения выполнения решений Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. Мероприятия государственного заказчика - координатора Программы приведены в Приложении N 5. IV. Ресурсное обеспечение реализации Программы Общий объем средств, необходимых для реализации мероприятий Программы с учетом подпрограммы на период 2008 - 2013 годов, составляет 567008,7 млн. рублей, в том числе по подпрограмме - 148522,5 млн. рублей. Средства федерального бюджета составляют 426271,2 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 50505,8 млн. рублей, средства бюджетов муниципальных образований - 4767,1 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 85464,6 млн. рублей. Капитальные вложения составляют 564902,4 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 424164,9 млн. рублей. Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 270 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Прочие текущие расходы составляют 1836,3 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Указанные расходы осуществляются в рамках подпрограммы. Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и видам расходов (с учетом подпрограммы) приведены в Приложении N 6. V. Механизм реализации Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство регионального развития Российской Федерации. Государственными заказчиками Программы являются: Федеральное агентство по энергетике - по объектам топливно-энергетического комплекса; Федеральное дорожное агентство - по объектам автодорожного хозяйства; Федеральное агентство воздушного транспорта - по объектам воздушного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта - по объектам морского и внутреннего водного транспорта; Федеральное агентство железнодорожного транспорта - по объектам железнодорожного транспорта; Федеральное агентство водных ресурсов - по объектам водного хозяйства и охраны окружающей среды; Федеральное агентство связи - по объектам связи; Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству - по объектам инженерной инфраструктуры и по мероприятиям, связанным с подготовкой зоны затопления Бурейской ГЭС; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию - по объектам здравоохранения; Федеральное агентство по образованию - по объектам образования; Федеральное агентство по культуре и кинематографии - по объектам культуры; Федеральное агентство по физической культуре и спорту - по объектам физической культуры и спорта. Распределение объемов финансирования Программы по государственным заказчикам (без учета подпрограммы) приведено в Приложении N 7. Перечень государственных заказчиков и механизм реализации подпрограммы приведены в подпрограмме. Важнейшим элементом механизма реализации Программы является взаимоувязка планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы и ресурсов для их реализации. В связи с этим ход реализации Программы ежеквартально будет оцениваться на основе показателей результативности мероприятий Программы, достижения целевых индикаторов, уточнения перечня проводимых мероприятий и выделяемых на их реализацию объемов финансовых ресурсов. Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от исполнителей мероприятий Программы. Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы. Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников. Государственный заказчик - координатор Программы: осуществляет текущее управление реализацией Программы; разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы; подготавливает на ежеквартальной основе, а также по итогам года доклад о ходе реализации Программы; подготавливает поквартальную разбивку целевых индикаторов оценки эффективности хода реализации Программы на очередной год; несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения мероприятий Программы; организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы, ее финансировании, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов; осуществляет мониторинг хода реализации Программы. Государственный заказчик - координатор Программы совместно с государственными заказчиками организует экспертные проверки хода реализации Программы. Государственные заказчики Программы несут ответственность за ее реализацию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Государственные заказчики Программы ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют государственному заказчику - координатору Программы информацию о ходе ее реализации. Формы представления такой информации определяются государственным заказчиком - координатором Программы. При расчете размера средств федерального бюджета, выделяемых на софинансирование строек и объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, а также средств федерального бюджета, выделяемых на приобретение акций с последующим их направлением эмитентом на финансирование строек и объектов, находящихся в его собственности (то есть в собственности открытых акционерных обществ), а также размера финансирования (софинансирования) этих строек и объектов за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников учитывались следующие факторы: значимость объектов для экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья; обязательное финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов строек и объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности; обязательное финансирование за счет средств соответствующих открытых акционерных обществ строек и объектов, находящихся в их собственности; необходимость завершения ранее начатых строек и объектов; невозможность своевременного финансирования строительства объектов без участия средств федерального бюджета; реальная возможность выделения ассигнований за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников. Мероприятия Программы реализуются посредством заключения государственных контрактов между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий Программы, определяемыми в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Предоставление средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляется в виде софинансирования в пределах средств, предусмотренных в Программе по конкретным мероприятиям. Предоставление средств федерального бюджета для софинансирования строек и объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляется при условии наличия утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации и после представления соответствующим субъектом Российской Федерации отчета (по форме, установленной государственным заказчиком - координатором Программы) о фактически произведенных расчетах в пропорциональном соотношении, установленном для финансового обеспечения конкретного мероприятия. Стройки и объекты Программы, находящиеся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, должны быть в обязательном порядке включены в соответствующие региональные программы, утверждаемые и реализуемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование с использованием средств федерального бюджета строительства и реконструкции объектов, находящихся в собственности негосударственных коммерческих организаций, полученных такими организациями в результате оплаты Российской Федерацией акций, осуществляется на условиях передачи этими организациями в собственность Российской Федерации части своих акций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Стройки и объекты Программы, находящиеся в собственности негосударственных коммерческих организаций, включаются в соответствующие инвестиционные программы этих организаций. Условия финансирования мероприятий Программы устанавливаются соглашениями между государственными заказчиками Программы, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и частными инвесторами. Такие соглашения заключаются на весь период реализации Программы. В указанных соглашениях в обязательном порядке предусматриваются обязательства соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления негосударственных коммерческих организаций по обеспечению финансирования строек и объектов Программы в объемах не менее объемов, предусмотренных Программой по соответствующим источникам финансирования. В отношении строек и объектов Программы, находящихся в собственности негосударственных коммерческих организаций, в соглашениях в обязательном порядке предусматриваются обязательства органов управления этих организаций по передаче в собственность Российской Федерации части акций этих организаций в соответствии с размером предоставляемых им средств федерального бюджета на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. В соглашениях в обязательном порядке также предусматриваются условия приостановления либо пропорционального сокращения объемов финансирования за счет средств федерального бюджета, предоставляемых для осуществления соответствующих мероприятий Программы, при невыполнении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или частными инвесторами своих обязательств, связанных: с уменьшением предусмотренных Программой объемов финансирования мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников; с нарушением предусмотренных указанными соглашениями графиков финансирования мероприятий; с нарушением предусмотренных указанными соглашениями сроков и объемов освоения средств для реализации мероприятий. Приостановление предоставления или пропорциональное сокращение размера средств федерального бюджета в указанных случаях в отдельном году не влечет возникновения обязательств Российской Федерации по их увеличению в последующие годы. При этом ответственность за своевременное завершение строительства (реконструкции) объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, несут государственные заказчики этих объектов - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении строек и объектов, находящихся в собственности негосударственных коммерческих организаций, - органы управления этих организаций. К соглашениям в обязательном порядке прилагаются соответствующие перечни строек и объектов Программы, а в отношении строек и объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, а также в собственности негосударственных коммерческих организаций, - решения собственников (будущих собственников) этих объектов о начале их строительства (реконструкции). Реализация проектов, финансирование которых предполагается осуществлять за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, будет выполняться в соответствии с Положением об Инвестиционном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. N 694. При этом расходные обязательства Российской Федерации по софинансированию таких проектов не возникают в случае несоответствия этих проектов требованиям конкурсного отбора для финансирования за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. VI. Оценка эффективности реализации Программы Реализация Программы позволит обеспечить создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации на основе преодоления инфраструктурных ограничений и создания благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики региона. За период реализации Программы (с учетом реализации подпрограммы и проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации) намечается достижение следующих основных показателей: создание рабочих мест - 69,9 тыс.; увеличение валового регионального продукта в 2,6 раза; увеличение объема отгруженной продукции в 2,3 раза; увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 3,5 раза; увеличение численности экономически активного населения в 1,1 раза; снижение уровня безработицы (рассчитанного по методологии Международной организации труда) на 1,7 процентного пункта. В результате реализации Программы увеличение валового регионального продукта составит более 800,6 млрд. рублей, увеличение доходной части бюджетной системы - 206,9 млрд. рублей, в том числе доходов в федеральный бюджет - 135 млрд. рублей. Экономический рост и намеченные структурные преобразования в экономике регионов Дальнего Востока и Забайкалья несут в себе противоречивые тенденции относительно влияния на состояние окружающей природной среды. Вместе с тем наращивание производства на основе модернизации производственных мощностей, внедрения энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, снижения потребления первичных производственных ресурсов будет являться мощным фактором, способствующим стабилизации и недопущению ухудшения экологической обстановки. Реализация Программы будет осуществляться с обязательным соблюдением требований природоохранного законодательства и осуществлением соответствующих мероприятий, направленных на минимизацию негативного влияния объектов экономики на окружающую среду. Таким образом, в ходе реализации Программы экологическая ситуация не ухудшится. Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в Приложении N 8. ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ Г. ВЛАДИВОСТОКА КАК ЦЕНТРА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ" ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ Г. ВЛАДИВОСТОКА КАК ЦЕНТРА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ" ----------------------------------------------------------------------- | Наименование | - подпрограмма "Развитие г. Владивостока как | | подпрограммы | центра международного сотрудничества в | | | Азиатско-Тихоокеанском регионе" | |------------------|--------------------------------------------------| | Дата принятия | - поручение Президента Российской Федерации | | решения о | от 27 января 2007 г. N Пр-135, | | разработке | поручение Правительства Российской | | подпрограммы | Федерации от 8 февраля 2007 г. N МФ-П11-469 | |------------------|--------------------------------------------------| | Государственные | - Министерство экономического развития и | | заказчики | торговли Российской Федерации, Министерство | | подпрограммы | обороны Российской Федерации, Федеральное | | | агентство воздушного транспорта, | | | Федеральное дорожное агентство, Федеральное | | | агентство морского и речного транспорта, | | | Федеральное агентство связи, Федеральное | | | агентство по строительству и жилищно- | | | коммунальному хозяйству | |------------------|--------------------------------------------------| | Основные | - Министерство экономического развития и | | разработчики | торговли Российской Федерации, | | подпрограммы | администрация Приморского края | |------------------|--------------------------------------------------| | Цели и задачи | - целями подпрограммы являются: | | подпрограммы | устойчивое социально-экономическое | | | развитие г. Владивостока как центра | | | международного сотрудничества; | | | реализация мероприятий по обеспечению | | | проведения в 2012 году саммита в рамках | | | форума "Азиатско-тихоокеанское | | | экономическое сотрудничество". | | | Задачами подпрограммы являются: | | | строительство и реконструкция объектов, | | | обеспечивающих возможность проведения | | | крупных международных мероприятий, в том | | | числе саммита в рамках форума "Азиатско- | | | тихоокеанское экономическое | | | сотрудничество"; | | | развитие транспортной инфраструктуры; | | | развитие коммунальной инфраструктуры; | | | перебазирование соединений Министерства | | | обороны Российской Федерации с территории, | | | отводимой под гражданские нужды | |------------------|--------------------------------------------------| | Целевые | - оценка эффективности реализации | | индикаторы | подпрограммы в целом будет осуществляться | | подпрограммы | на основе следующих индикаторов: | | | протяженность автомобильных дорог | | | регионального значения; | | | количество мест в гостиницах г. | | | Владивостока; | | | количество пользователей сети Интернет; | | | объем информации, принимаемой по сети | | | Интернет; | | | количество принимаемых телевизионных | | | каналов; | | | количество абонентов стационарной | | | телефонной связи; | | | удельный вес площади, оборудованной | | | водопроводом; | | | удельный вес площади, оборудованной | | | канализацией. | | | Оценка эффективности реализации отдельных | | | мероприятий подпрограммы будет проводиться | | | на основе следующих индикаторов: | | | создание рабочих мест вследствие | | | реализации подпрограммы; | | | натуральные показатели вводимой мощности | | | объектов, строительство и реконструкция | | | которых осуществляется в рамках | | | подпрограммы; | | | прирост валового регионального продукта | | | Приморского края в результате реализации | | | подпрограммы; | | | доля средств, поступивших в бюджетную | | | систему Российской Федерации, в том числе в | | | федеральный бюджет и консолидированный | | | бюджет Приморского края, в результате | | | реализации подпрограммы | |------------------|--------------------------------------------------| | Сроки и этапы | - подпрограмма реализуется с 2008 по 2012 год | | реализации | в 1 этап | | подпрограммы | | |------------------|--------------------------------------------------| | Объемы и | - общий объем средств, необходимых для | | источники | реализации мероприятий подпрограммы в 2008 | | финансирования | - 2012 годах, составляет 148522,5 млн. | | подпрограммы | рублей, в том числе: | | | за счет средств федерального бюджета - | | | 100000 млн. рублей; | | | за счет средств бюджета Приморского края, | | | направляемых на реализацию подпрограммы, - | | | 10821 млн. рублей; | | | за счет средств местного бюджета - 32 млн. | | | рублей; | | | за счет средств внебюджетных источников - | | | 37669,5 млн. рублей | |------------------|--------------------------------------------------| | Ожидаемые | - реализация подпрограммы позволит: | | результаты | обеспечить проведение в 2012 году саммита | | реализации | в рамках форума "Азиатско-тихоокеанское | | подпрограммы | экономическое сотрудничество"; | | | обеспечить экономическое закрепление | | | Российской Федерации в Азиатско- | | | Тихоокеанском регионе, имеющем | | | геостратегическое значение для страны; | | | повысить привлекательность Дальнего | | | Востока как места жительства населения и | | | стабилизировать позитивную демографическую | | | динамику; | | | сбалансировать региональную экономику, | | | эффективно использовать природно-ресурсный | | | потенциал Дальнего Востока, в частности г. | | | Владивостока; | | | создать условия для повышения | | | конкурентоспособности российского бизнеса; | | | повысить налоговую базу бюджетов субъектов | | | Дальнего Востока; | | | создать сеть автомобильных дорог, | | | сформировать транспортную морскую и | | | авиационную инфраструктуру зоны г. | | | Владивостока; | | | создать сбалансированную и качественную | | | социальную инфраструктуру региона, | | | учитывающую особенности демографической | | | ситуации в г. Владивостоке. | | | В ходе реализации подпрограммы будет | | | создано более 11,8 тыс. рабочих мест. | | | Дополнительный прирост валового | | | регионального продукта Приморского края за | | | счет реализации подпрограммы составит более | | | 21,6 млрд. рублей без учета | | | мультипликативного эффекта. | | | Дополнительные поступления в бюджетную | | | систему России в 2012 году составят более | | | 3,8 млрд. рублей, в том числе в федеральный | | | бюджет - 1,96 млрд. рублей | ----------------------------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма Присутствие России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время не соответствует той роли, на которую претендует наша страна в мировой экономической и политической системе. Российская Федерация не имеет ни одного экономически значимого центра на Дальнем Востоке, сопоставимого с крупнейшими городами сопредельных государств. фактически экономическое присутствие России в регионе ограничивается поставками необработанного сырья, а также обслуживанием определенной части транзитных транспортных потоков между Европой и Азией. Значительного участия российского промышленного и банковского капитала в экономике этой части мира не наблюдается. Авторитет Российской Федерации во многом обеспечивается лишь за счет военного присутствия в регионе. В этой связи одной из важнейших задач политики России становится создание центра российского политического и экономического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Среди претендентов на эту роль безусловный приоритет имеет г. Владивосток - один из наиболее крупных и экономически развитых городов российского Дальнего Востока. Город является крупнейшим транспортным узлом, через который проходят морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные транспортные потоки. При этом город и экономически ориентированная на него южная часть Приморского края имеют значительный потенциал как в сфере развития транспортной инфраструктуры и транзитных потоков, так и в сфере деревообрабатывающей промышленности, рыбного хозяйства и других. Таким образом, необходимо преобразовать г. Владивосток и экономически связанную с ним территорию в крупный индустриальный, научный, деловой и туристический центр региона. Для активизации процесса формирования такого центра необходимо обеспечить ускоренное развитие базовой инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммунальной) города и создание ядра будущего делового центра. Решению этой задачи будет способствовать проведение в 2012 году в г. Владивостоке саммита в рамках форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (далее соответственно - саммит, форум). В целом форум рассматривается Россией не только как уникальная возможность для диалога по ключевым вопросам торговли и инвестиций, экономического и технического сотрудничества в регионе, но и как эффективный механизм взаимодействия в области решения острейших региональных и общемировых проблем. К числу наиболее перспективных направлений расширения экономической активности России в рамках форума следует отнести в первую очередь транспорт и энергетику. Россия также стремится использовать свое членство в форуме для применения механизмов экономической интеграции, действующих в рамках форума, к регионам Сибири и Дальнего Востока. Анализ состояния организационно-инфраструктурного потенциала г. Владивостока позволяет сделать однозначный вывод о том, что имеющаяся инфраструктура г. Владивостока не соответствует ни одному из требований к проведению масштабных мероприятий международного характера в рамках форума. Аэропорт г. Владивостока не в полной мере соответствует международным стандартам. Для проведения саммита необходимо наличие современного международного аэропорта с увеличенной пропускной способностью и оперативной обработкой грузов делегаций и персонального багажа их участников, включая международный терминал с ускоренным погранично-таможенным пропуском. Дорожная сеть города перегружена. Качество дорожного покрытия находится в неудовлетворительном состоянии. Морской порт способен принимать круизные суда, однако город не располагает достаточными возможностями для размещения участников саммита, а также для организации конференций, встреч и других мероприятий на высоком уровне. Потребуются дополнительные инвестиции в реконструкцию и строительство очистных сооружений, канализации, отопления и водоснабжения, объектов энергоснабжения и распределительных сетей, а также в строительство медицинского центра. В г. Владивостоке необходимо наличие конференц-центра вместимостью до 6 - 7 тыс. делегатов и представителей прессы для проведения мероприятий в рамках форума. Также необходимо отдельное здание пресс-центра вместимостью до 3,5 тыс. человек, который должен быть оснащен всеми видами современной связи, включая космическую и оптоволоконную. В г. Владивостоке нет гостиниц высокой категории, кроме четырехзвездочной гостиницы "Хендэ" на 125 номеров, тогда как (исходя из практики проведения подобных мероприятий в других странах) необходимо наличие 5 - 7 четырех- и пятизвездочных гостиниц на 500 - 1000 номеров каждая (численность отдельных прибывающих на саммит делегаций, например делегации США, доходит до 1000 человек) с подземными стоянками и наземными местами для парковки, а также ряд трех- и четырехзвездочных гостиниц для размещения делегатов различного уровня, участвующих в сопутствующих мероприятиях саммита, и представителей прессы (с возможностью одновременного размещения в них от 3 до 5 тыс. человек). Город должен иметь развитую систему связи и телекоммуникаций. Наиболее предпочтительным вариантом проведения мероприятий саммита является их концентрация в одной точке, что намного упрощает организационную структуру и систему охраны (безопасности), а также существенно повышает его эффективность в сфере налаживания контактов между участниками. В качестве основного варианта размещения объектов саммита рассматривается территория острова Русский и бухты Патрокл. Такой вариант соответствует перспективе развития г. Владивостока и обеспечивает возможность реализации различных вариантов дальнейшего использования территории острова Русский и эксплуатации объектов, созданных для проведения саммита. Вместе с тем необходимо решить вопросы вывода с территории острова объектов Министерства обороны Российской Федерации и создания базовых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Окончательное решение о размещении объектов саммита будет принято после завершения разработки схемы территориального планирования и выбора концепции архитектурно-планировочных решений. Приоритетными для г. Владивостока в долгосрочной перспективе являются следующие мероприятия: выполнение разнообразных функций в области развития связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона; производство товаров на основе наукоемких технологий, в том числе биотехнологий (производство экологически чистых продуктов питания, биологически активных и лекарственных веществ из сырья дальневосточной тайги и моря); производство приборов и некоторых видов оборудования для изучения и освоения ресурсов океана; расширение научных исследований и осуществление конструкторских разработок для освоения и рационального использования ресурсов Тихого океана, контактной зоны "суша - океан" и для решения возникающих при этом экологических проблем; развитие различных видов туризма, в том числе специфических, связанных с океаном, а также со странами Азиатско-Тихоокеанского региона; повышение уровня образования, науки; увеличение количества объектов культуры; развитие наиболее рентабельных в рыночных условиях видов хозяйственной деятельности (рыбная и пищевая промышленность, производство ряда потребительских товаров); обеспечение города надежными и эффективными инфраструктурными системами и сетями (энергетическими и транспортными); организация экологического контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов; ускорение темпов жилищного строительства; обеспечение обороноспособности. Для развития промышленности в сфере градостроительства необходимо решить следующие задачи: совершенствование зонирования и повышение эффективности использования территорий промышленных зон; развитие предприятий судоремонта, судостроения и океанического машиностроения; создание новых наукоемких высокотехнологичных предприятий и производств с учетом экологических ограничений; совершенствование производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом обслуживания вновь создаваемых промышленных зон. Если для развития трансконтинентальной связи между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона в г. Владивостоке и на юге Приморского края имеются выгодные экономико-географические условия и экономическая заинтересованность стран Азиатско-Тихоокеанского региона и инвесторов, то для создания технополиса, кроме высокого научного потенциала г. Владивостока и предприятий военно-промышленного комплекса, условия нельзя считать благоприятными. Кроме того, снижают конкурентоспособность производимых здесь товаров высокая стоимость трудовых ресурсов, слабо развитая инфраструктура, повышенная энергоемкость и другие негативные факторы. Уникальное географическое положение и наличие закрытых бухт с возможной круглогодичной навигацией предопределили выполнение г. Владивостоком и другими портами на побережье залива Петра Великого функций "стыковочного узла" сухопутного и морского транспорта, а также центра внешнеэкономического сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому осуществление транзитно-транспортных функций есть и будет одним из основных направлений хозяйственной специализации г. Владивостока и юга Приморского края. Это обусловливает создание и развитие здесь крупного комплексного транспортного узла, включающего базу морского торгового флота, портовые перегрузочные комплексы и железнодорожный узел. Кроме того, должны развиваться объекты и службы, осуществляющие таможенное, транспортно-экспедиционное, эксплуатационно-техническое и иные виды обслуживания. Важное значение имеет развитие науки в г. Владивостоке. Созданный научный потенциал Дальневосточного отделения Российской академии наук, учреждений, занимающихся прикладной наукой, а также вузов позволяет принимать активное участие в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по реализации фундаментальных и прикладных научных разработок в таких отраслях науки, как океанология, биотехнология, биоорганическая и общая химия, геология рудных месторождений, биология моря, гидрометеорология и медицинские науки. Развитие культуры и искусства в г. Владивостоке основывается на хорошей учебной и кадровой базе, однако здесь необходимо создание крупной фундаментальной библиотеки, музыкально-драматического и оперного театров, нескольких выставочных залов, а также крупных спортивных комплексов и океанариума. Уникальная фауна региона создает хорошие условия для организации в городе зоопарка регионального значения. Важную роль в развитии города играют международные экономические, политические и культурные связи России (прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона). В связи с тем, что г. Владивосток долгое время был закрытым городом, в нем полностью отсутствовала инфраструктура для организации международного сотрудничества, поэтому создание такой инфраструктуры - одна из важнейших задач в развитии города. Большим потенциалом обладают г. Владивосток и окружающие его территории и акватории для развития туристической индустрии в региональном и международном масштабе. Город располагает наиболее благоприятными на Дальнем Востоке России природно-климатическими условиями, территориями и акваториями. Поэтому необходимо сохранять и улучшать экологическое состояние территорий и акваторий санаторно-курортной зоны и природного лесопарка полуострова Муравьев-Амурский, исключить возможность дальнейшей экспансии застройки как в санаторно-курортной зоне, так и в зоне ее охраны и в лесах первой группы. Наиболее важным в развитии рекреации и туризма является градостроительное освоение острова Русский. Главным условием для этого является создание автодорожной связи острова с городом. Таким образом, в перспективе г. Владивосток останется транспортным, промышленным, торгово-финансовым, научно-образовательным и культурным центром региона. Практически все основные функции города имеют большие перспективы для роста и развития. Экономическая база г. Владивостока типично индустриальная. Объем промышленного производства составляет почти половину краевого. Здесь сосредоточена одна треть основных фондов промышленности и промышленно-производственного персонала Приморского края. Эффективность промышленного производства в городе выше, чем в крае. Город является практически единственным в крае донором краевого бюджета. Ведущими отраслями являются машиностроение (судостроение и судоремонт), рыбная и пищевая промышленность. В период экономических реформ в городе произошло разукрупнение большинства предприятий с образованием на их базе малых, акционерных и смешанных компаний, а также совместных с зарубежными фирмами предприятий. Не была реализована идея конверсии (полный или частичный переход на выпуск гражданской продукции) большинства предприятий военно-промышленного комплекса, составляющих основную часть промышленного потенциала города. Заметно деградировали такие отрасли, как морской транспорт, рыбная промышленность, добывающий и транспортно-рефрижераторный флот и береговые предприятия. Численность лиц, занятых в отраслях нематериальной сферы, составляет 48 процентов общего количества лиц, работающих в г. Владивостоке, в промышленности - 14,8 процента, в сельском хозяйстве - 0,7 процента. Численность населения г. Владивостока в границах городской черты может достичь к 2010 году 804,7 тыс. человек. Прогнозные оценки прироста к 2010 году и распределения численности лиц, занятых в различных отраслях экономики, показывают, что отраслями экономики, в которых предполагается задействовать более половины работающего населения, являются промышленность и транспорт. Высокая доля в составе валового регионального продукта таких отраслей, как транспорт и связь, торговля, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, объясняется необходимостью значительного инфраструктурного и рекреационного обустройства территории. Основными составляющими дополнительного увеличения численности занятого населения являются увольняющиеся в запас военнослужащие (ежегодно увольняется до 1500 офицеров и около 1000 прапорщиков (мичманов), из которых более половины остается в г. Владивостоке и других городах юга Приморского края), а также мигранты. Развитие транспортно-транзитных функций Владивостокского транспортного узла является одной из самых главных задач для г. Владивостока. Транспортный комплекс в г. Владивостоке представлен железнодорожным, морским, автомобильным и авиационным транспортом. Портовое хозяйство г. Владивостока включает морской торговый порт, морской рыбный порт и нефтепорт. Основными видами грузов являются генеральные и контейнерные. Пропускная способность морских портов, а также железнодорожных и автомобильных подходов ограничена и не имеет резервов для дальнейшего развития современных контейнерных и интермодальных видов перевозок. Железнодорожный узел г. Владивостока включает в себя несколько станций, выполняющих предпортовые и припортовые функции. Однако путевое развитие этих станций крайне мало как по площади, так и по длине станционных путей, поэтому проблема развития мощностей и создания новых предпортовых и припортовых станций для г. Владивостока и юга Приморского края является одной из самых острых. Крайне необходимо создание второго ввода железной дороги в город и дублеров отдельных направлений железнодорожной сети. Развитие железнодорожного транспорта предполагает следующие проектные решения: строительство третьего пути на участке Угольная - Владивосток; развитие станции Владивосток со строительством на полуострове Шкота (Эгершельд) грузового участка торгового порта с сортировочной станцией; создание второго ввода железной дороги от станции в районе с. Шмидтовка параллельно дублеру - автомагистрали через полуостров Де-Фриз до станции Седанка. Для решения проблем развития автомобильного транспорта рассматривается возможность строительства автомобильного моста через мелководную акваторию Амурского залива от полуострова Де-Фриз до станции Седанка с устройством развязки, что позволит обеспечить трассировку автомагистрали в обход санаторно-курортной зоны с выходом на федеральную автомагистраль в районе с. Вольно-Надеждинское. Основными проблемами организации движения транспорта в г. Владивостоке являются следующие: отсутствие дублеров основных магистралей; высокий уровень насыщенности города автомобильным транспортом; крайне неудовлетворительное техническое состояние улично-дорожной сети; низкая пропускная способность улиц и дорог; низкая плотность улично-дорожной сети. Основными видами общественного городского пассажирского транспорта являются автобус, троллейбус и трамвай. Важную роль во внутригородских и пригородных пассажирских перевозках играет железнодорожный транспорт (электропоезда), перевозящий около 70 процентов всех пассажиров. На долю автомобильных перевозок в пригородном сообщении приходится 30 процентов пассажиров. Пассажирские морские перевозки занимают крайне незначительный объем в пассажирских перевозках - всего 0,5 процента пассажиров, что не отвечает потребностям населения города. Улично-дорожная сеть города имеет протяженность 770 километров, из которых 16 километров - федеральная дорога М-60 Хабаровск - Владивосток, 54 километра - дороги краевого значения и 700 километров - городские улицы, дороги и проезды. В настоящее время городская транспортная система не обеспечивает транспортные потребности города. В частности, из 4 путепроводов через долину Первой Речки, играющих важнейшую роль в меридиональных связях, построено лишь 2. Многие районы г. Владивостока имеют 1 транспортную магистраль. Отсутствие дорог-дублеров, особенно на магистральных дорогах, выходящих из города, и переходах через долины Первой Речки и Второй Речки, из-за дорожно-транспортных происшествий или ремонтных работ нередко приводит к огромным заторам и параличу транспортной системы целых районов города. Продолжает оставаться острой ситуация с транспортным обслуживанием центральной части города. Два главных пересадочных узла, через которые проходят основные транзитные пассажиропотоки (центр города и площадь Луговая), крайне перегружены. Ситуация усугубляется отсутствием нужного количества автостоянок и повышенными темпами автомобилизации населения. Развитие транспортной системы, прежде всего улично-дорожной сети, и строительство транспортных сооружений - самая острая и самая неотложная проблема города. Основными направлениями совершенствования транспортной схемы города являются: создание дублеров основным транспортным магистралям; введение одностороннего дорожного движения по наиболее нагруженным направлениям; рассредоточение транспортных потоков по улично-дорожной сети с целью снижения нагрузки на ее отдельные элементы; организация системы городских дорог и транспортных магистралей общегородского значения с непрерывным и регулируемым движением транспорта; увеличение пропускной способности сети магистральных улиц путем их расширения и сооружения транспортных развязок, путепроводов, эстакад и пешеходных переходов в разных уровнях, строительство тоннелей на общегородских магистралях; развитие городского транспорта (автобусы и троллейбусы), использование железнодорожного и морского транспорта для связи с зонами отдыха и населенными пунктами городского округа; развитие системы пешеходных улиц и зон, в том числе с использованием подземного пространства, строительство линий вертикального транспорта; организация автостоянок, в том числе подземных и многоэтажных, у крупных культурно-бытовых, административных и торговых комплексов; резервирование участков для стоянок автомобилей, пунктов обслуживания транспорта и долговременного хранения транспортных средств. В качестве основного территориального резерва развития г. Владивостока рассматривается остров Русский. Для градостроительства наибольшую ценность представляют собой некоторые акватории и территории острова, прежде всего бухты с прилегающими территориями. Бухты западной части острова, входящие в систему Амурского залива (Новик, Бабкина, Рында, Филипповского, Воевода и Боярин), являются ценными рекреационными и биовоспроизводящими акваториями. Они имеют небольшие глубины, хорошо защищены от преобладающих в летнее время юго-восточных муссонных ветров, некоторые из них имеют развитые галечниковые пляжи. Экологическое состояние этих бухт в основном удовлетворительное. Это дает возможность развивать на их берегах объекты туристической индустрии, водного спорта и развлечений. Бухты северной и северо-восточной части острова имеют большие глубины. Бухты Аякс и Парис имеют глубины до 15 метров, а бухта Безымянная - до 29 метров. Они очень хорошо защищены от господствующих ветров и находятся в непосредственной близости от главного судового хода в порты г. Владивостока. Бухты южной части острова (Новый Джигит, Холуай), а также бухты в районе острова Шкота и Лаврова имеют большие глубины, прочные грунты дна и частично защищены от ветров. Некоторые из них имеют зоны пляжей. Предполагается, что к 2012 году в рамках подпрограммы на территории острова будет в основном создана инженерная и транспортная инфраструктура, что позволит комплексно осваивать участки острова, в том числе удаленные. Наличие на острове Русский инфраструктуры и базовых коммерческих объектов позволит Российской Федерации обеспечить организацию и проведение на Дальнем Востоке России научных, спортивных и культурных мероприятий международного уровня уже в 2012 - 2015 годах. Отдельные инвестиционные проекты и мероприятия по развитию инфраструктуры г. Владивостока необходимо реализовывать комплексно путем объединения усилий частных инвесторов и государства в лице федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Решение этих задач необходимо увязать с обеспечением проведения в 2012 году саммита. Таким образом, программно-целевой метод представляется наиболее эффективным для осуществления к указанному сроку комплексного развития г. Владивостока и формирования на его основе центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. II. Цели и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы Целями подпрограммы являются устойчивое социально-экономическое развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и реализация мероприятий по обеспечению проведения в 2012 году саммита. В процессе реализации подпрограммы предполагается осуществление комплекса мероприятий по развитию базовой инфраструктуры г. Владивостока в целях создания на его основе крупного торгово-финансового, транспортно-логистического, индустриального и научно-образовательного центра региона. Реализация указанных мероприятий будет осуществляться с учетом проведения в 2012 году в г. Владивостоке саммита. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: строительство и реконструкция объектов, обеспечивающих возможность проведения крупных международных мероприятий, в том числе саммита; развитие транспортной инфраструктуры; развитие коммунальной инфраструктуры; перебазирование соединений Министерства обороны Российской Федерации с территории, отводимой под гражданские нужды. Подпрограмма реализуется с 2008 по 2012 год в 1 этап. С 2008 по 2011 год предполагается осуществить строительство и реконструкцию объектов на территориях г. Владивостока и острова Русский, позволяющих обеспечить проведение в 2012 году саммита в рамках форума. Кроме того, в 2008 - 2012 годах будут осуществляться мероприятия, связанные с подготовкой и проведением года председательствования Российской Федерации в форуме. Оценка эффективности реализации подпрограммы в целом будет осуществляться с использованием следующих индикаторов: протяженность автомобильных дорог регионального значения; количество мест в гостиницах г. Владивостока; количество пользователей сети Интернет; объем информации, принимаемой по сети Интернет; количество принимаемых телевизионных каналов; количество абонентов стационарной телефонной связи; удельный вес площади, оборудованной водопроводом; удельный вес площади, оборудованной канализацией. Плановые значения индикаторов оценки эффективности реализации подпрограммы приведены в Приложении N 9. Оценка эффективности реализации отдельных мероприятий подпрограммы будет проводиться на основе следующих индикаторов: создание рабочих мест вследствие реализации подпрограммы; натуральные показатели вводимой мощности объектов, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках подпрограммы; прирост валового регионального продукта Приморского края в результате реализации подпрограммы; доля средств, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в федеральный бюджет и консолидированный бюджет Приморского края, в результате реализации подпрограммы. III. Система мероприятий подпрограммы Подпрограмма включает в себя проекты, имеющие единую целевую направленность, взаимоувязанные источники финансирования и сроки реализации. Мероприятия подпрограммы сфокусированы в первую очередь на модернизации инфраструктуры, что позволит активизировать инвестиционные процессы в наиболее конкурентоспособных сегментах местной экономической системы. Аэропорт Кневичи расположен на удалении 44 километров от г. Владивостока, с которым связан автомобильным и железнодорожным сообщением. Аэродром предназначен для приема и выпуска самолетов всех типов и имеет 2 взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. Первая полоса имеет длину 3500 метров, ширину 60 метров и прочность покрытия PCN 44/R/B/X/T (смешанная). Вторая полоса имеет длину 2700 метров, ширину 60 метров и прочность покрытия PCN 28/R/B/X/T. Аэровокзальный комплекс состоит из аэровокзала российских авиалиний, международного аэровокзала и административного здания. Аэровокзал российских авиалиний представляет собой 3-этажное здание общей площадью около 11000 кв. метров с пропускной способностью 850 пассажиров в час, международный аэровокзал - 3-этажное здание общей площадью 4800 кв. метров с пропускной способностью терминала 250 пассажиров в час. Опыт проведения саммита в других странах показывает, что для приема иностранных делегаций требуется современный международный аэропорт. Основными функциональными требованиями к такому аэропорту являются оперативная обработка грузов делегаций и персонального багажа их участников, а также наличие международных терминалов с ускоренным погранично-таможенным пропуском и нескольких VIP-залов. Предусматриваемая подпрограммой реконструкция аэродромного комплекса связана с необходимостью доведения аэродрома до требований норм годности с целью обеспечения полнофункциональной эксплуатации широкофюзеляжных самолетов типа B-747 по метеоминимуму I категории ИКАО. Работы по приведению аэропортового хозяйства в надлежащее состояние включают следующие мероприятия: реконструкция взлетно-посадочной полосы аэродрома Кневичи; замена светосигнального оборудования; реконструкция и строительство рулежных дорожек; расширение мест стоянок широкофюзеляжных самолетов; оснащение средствами радиотехнического обеспечения полетов; строительство нового международного терминала. За счет средств федерального бюджета будет осуществлена реконструкция аэродромного комплекса, а для строительства нового международного терминала планируется привлечь частные инвестиции, в том числе с учетом возможного развития аэропорта в качестве хаба. Концепция создания в Приморском крае на базе международного аэропорта г. Владивостока Дальневосточного грузового мультимодального транспортно-логистического узла - хаба обусловлена как географическим положением, так и развитой инфраструктурой аэропортового комплекса. Удачное географическое положение аэропорта г. Владивостока на пути следования самолетов из Юго-Восточной Азии в Америку и Европу позволяет значительно увеличить грузопоток. Отмечается существенный рост грузопотока из г. г. Шанхая, Пекина и Гонконга в Америку. Аэропорты указанных городов уже сейчас не в состоянии принять дополнительное количество грузовых самолетов, что способствует возрастанию роли аэропорта г. Владивостока в обслуживании указанных грузопотоков. Автотранспортная связь дорожной сети острова Русский с улично-дорожной сетью г. Владивостока обеспечит прямой выход на магистраль города. При этом существуют гибкие возможности направления потоков транспорта с острова Русский по разным улицам и дорогам города, что позволит сразу же после строительства мостового перехода обеспечить связь острова с улично-дорожной сетью города и по мере ее реконструкции и развития поэтапно включать в работу различные схемы движения. Формируют транспортную систему территории и обеспечивают полноценное сообщение с островом Русский следующие наиболее крупные проекты: строительство мостового перехода на остров Русский через пролив Босфор Восточный; строительство автомобильной дороги пос. Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с подъездами к мостовому переходу через пролив Босфор Восточный и мостовому переходу через бухту Золотой Рог; строительство улично-дорожной сети острова Русский; строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 "Уссури" (Хабаровск - Владивосток) с островом Русский; реконструкция автомагистрали аэропорт Кневичи - станция Санаторная - мостовой переход через бухту Золотой Рог. Развитие дорожной сети острова Русский потребует реконструкции дорожной сети и строительства новых участков магистральных улиц. Общая протяженность магистральных улиц 1-го и 2-го класса составит 43 километра. Указанные магистрали будут предусматривать: двустороннее непрерывное регулируемое движение; пропуск всех видов транспорта; пересечение с магистральными улицами в разных уровнях; 4 - 6 полос движения; расчетную скорость движения 70 - 100 километров в час. Для совершенствования инфраструктуры морского транспорта запланирована существенная реконструкция причального фронта порта Владивосток и острова Русский, приведение акватории и водных подходов в соответствие с требованиями безопасной и устойчивой навигации. Для этих целей также будет осуществлена модернизация внутрипортовой инфраструктуры. Застройка территории острова Русский требует ввода в эксплуатацию ряда объектов инженерной инфраструктуры. Необходимые потребности для обеспечения развития острова определены на основе перспективного перечня объектов, создаваемых в рамках подпрограммы. Перспективная потребность в водоснабжении составляет 6 млн. кубических метров в год и 17 тыс. кубических метров в сутки. Потребность в очистных сооружениях характеризуется перспективной мощностью в 30 тыс. кубических метров в сутки. Подпрограммой предусматривается комплекс мероприятий по обеспечению устойчивого водоснабжения города, а также обеспечение функционирования системы канализации. Также планируется реализация мероприятий по обеспечению переработки и утилизации твердых бытовых отходов. В целях обеспечения устойчивого энергоснабжения в рамках подпрограммы будет реализован комплекс мероприятий по развитию системы генерации и транспортировки энергии, а также по обеспечению ее подачи к территориям, отводимым под строительство объектов для проведения мероприятий саммита. Также будут осуществлены мероприятия по созданию системы теплоснабжения острова Русский. При этом будут рассмотрены различные варианты источников энергии, в том числе альтернативных. Реконструкция Владивостокской ТЭЦ-2 будет осуществляться за счет средств Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России". Разработка проектно-сметной документации по объектам энерго- и теплоснабжения будет осуществляться за счет средств открытых акционерных обществ, в собственности которых находятся или будут находиться после завершения строительства указанные объекты. Финансирование объектов энерго- и теплоснабжения будет осуществляться на условиях, предусмотренных статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В рамках подпрограммы предполагается создание инфраструктуры связи и телекоммуникаций на острове Русский и соединение его с материковой частью г. Владивостока волоконно-оптической линией связи. Реализация указанных мероприятий будет осуществляться за счет средств внебюджетных источников. Кроме того, предусматривается строительство сети подвижной радиосвязи для обеспечения деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по обеспечению подготовки и проведения саммита. Основным объектом, необходимым для проведения мероприятий международного уровня, включая возможность проведения саммита, является международный конференц-центр вместимостью до 7 тыс. человек. Конференц-центр будет включать в себя комплекс специализированных площадей - конгресс-залы, залы переговоров, выставочный павильон, телекоммуникационный центр, офисные помещения. При проведении саммита для первой встречи лидеров форума в узком составе отдельную часть конференц-центра планируется оборудовать помещением, в котором возможно проведение протокольных мероприятий в условиях обеспечения повышенной безопасности первых лиц с участием примерно 400 представителей высших органов власти стран - участниц форума и наблюдателей. Другим важным мероприятием станет строительство современного выставочного центра. На его базе организуется международный пресс-центр, который на начальном этапе будет использоваться для освещения мероприятий саммита. Строительство указанного объекта предполагается осуществлять за счет средств внебюджетных источников. Планируется строительство 5 четырех- и пятизвездочных гостиниц на 500 - 1000 номеров каждая (с подземными стоянками), а также ряд трех- и четырехзвездочных гостиниц для размещения делегатов различного уровня, участвующих в сопутствующих мероприятиях саммита, и представителей прессы. Строительство указанных объектов предполагается осуществлять за счет средств внебюджетных источников. В качестве альтернативы строительству гостиниц или дополнения к нему при определенных условиях может использоваться вариант размещения сопутствующего персонала делегаций саммита на океанских круизных судах. В целях организации медицинского обслуживания участников саммита предполагается построить многофункциональный медицинский центр. После завершения саммита центр будет оказывать различные виды высокотехнологичной медицинской помощи жителям г. Владивостока и других населенных пунктов региона. В целях развития г. Владивостока как международного культурного центра в рамках подпрограммы планируется строительство театра оперы и балета. Для создания инфраструктуры гражданского назначения на острове Русский необходимо выделить участок площадью 8,2 тыс. гектаров. Это можно обеспечить путем проведения мероприятий по выводу отдельных объектов Министерства обороны Российской Федерации. Деятельность Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации как государственного заказчика подпрограммы направлена на обеспечение координации и взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления по проведению следующих подготовительных мероприятий, предшествующих саммиту: отраслевые международные министерские совещания по актуальным вопросам торговли, финансов, малого и среднего предпринимательства, экономики и другим; встречи старших должностных лиц форума, а также предшествующие им заседания рабочих групп и комитетов форума; симпозиумы, политические диалоги, рабочие встречи и семинары рабочих органов форума. Кроме того, планируется проведение ряда крупных международных мероприятий и форумов с участием представителей бизнеса по вопросам интеграции России с экономической системой Азиатско-Тихоокеанского региона, способствующих повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральных округ. На базе построенных в рамках подпрограммы конференц-центра и пресс-центра за счет средств внебюджетных источников планируется организация многофункционального делового центра (бизнес-парка) с возможностью размещения Дальневосточного отделения Российской топливно-энергетической биржи, лесной и рыбопромышленной бирж, а также выставочного комплекса. На территориях, прилегающих к бухте Новик, предполагается строительство малоэтажного жилья бизнес-класса типа "таунхаус". В районе жилой застройки предполагается строительство торгово-общественного центра с мини-маркетом, фитнес-центром, кафе-рестораном, офисными помещениями, а также детских и спортивных площадок. Реализация указанных мероприятий будет осуществляться за счет средств внебюджетных источников. Ключевым объектом города в сфере образования может стать Тихоокеанский федеральный университет, предназначенный для обучения 50 тысяч российских и иностранных студентов, специализирующийся на подготовке магистров и бакалавров по направлениям делового администрирования, культурологии, лингвистики и инновационных технологий. Вопросы создания Тихоокеанского федерального университета и его финансирования, включая определение источников финансовых средств, будут рассматриваться вне рамок подпрограммы после реализации основного комплекса мероприятий по развитию г. Владивостока. На территории острова Русский возможно создание технологического парка для размещения предприятий высокотехнологичных отраслей, который обеспечит поддержку фирм, занимающихся биотехнологиями и информационными технологиями, за счет обеспечения доступа к оборудованным помещениям, источникам финансирования, бизнес-услугам, а также создаст условия для повышения квалификации сотрудников фирм-клиентов. Формы и методы организации технологического парка и источники его финансирования будут рассматриваться вне рамок подпрограммы. На острове Русский предполагается строительство различных объектов туризма и отдыха, включая яхт-клуб, базы отдыха, парк аттракционов, комплекс для зимних видов отдыха и другие. На территориях, прилегающих к бухтам Новик и Аякс, где размещен памятник уникальной фортификационной архитектуры федерального значения "Владивостокская крепость", предполагается поэтапное создание туристско-развлекательного комплекса (на 1,5 млн. посещений в год). Одна из основных задач освоения острова Русский - создание инфраструктуры обслуживания частного водного транспорта в г. Владивостоке и других ключевых портах Приморского края (создание сети марин). |