Страницы: 1 2 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА 1995-1997 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 26 декабря 1995 г. N 1274 (РГ 96-20) В целях реализации государственной политики в области конверсии оборонной промышленности, обеспечения технического перевооружения важнейших отраслей экономики на основе эффективного использования научно-технического и производственного потенциала оборонного комплекса и повышения отдачи от конверсионных мероприятий Правительство Российской Федерации постановляет : 1. Утвердить: прилагаемую Федеральную целевую программу конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы (далее именуется - Программа); Министерство экономики Российской Федерации государственным заказчиком Программы; Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, Министерство связи Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Российское космическое агентство государственными заказчиками подпрограмм, входящих в Программу. Установить, что Министерство экономики Российской Федерации осуществляет координацию действий государственных заказчиков подпрограмм. 2. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета, и предусматривать при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета выделение средств для реализации Программы. 3. Разрешить Министерству экономики Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и государственными заказчиками подпрограмм при формировании проекта федерального бюджета вносить в Программу необходимые уточнения исходя из конкретных условий и эффективности осуществляемых мероприятий. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие федеральным органам исполнительной власти в реализации Программы. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1274 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ на 1995 - 1997 годы СОДЕРЖАНИЕ Стр. Паспорт Федеральной целевой программы конверсии оборонной 4 промышленности на 1995-1997 годы Введение 10 Государственная программа конверсии оборонной 11 промышленности на 1993-1995 годы и ход ее выполнения Особенности предстоящего периода и необходимость 24 совершенствования подходов к проблеме конверсии Основные цели и задачи Программы 26 Структура Программы 27 Подпрограмма развития гражданской авиационной техники 29 (1995-2000 годы) Подпрограмма возрождения Российского флота (1995-2000 34 годы) Подпрограмма развития производства оборудования для 39 топливно-энергетического комплекса (1995-2000 годы) Подпрограмма создания и развития производства новых видов 44 медицинской техники и средств реабилитации инвалидов (1995-1997 годы) Подпрограмма развития электроники России (1995-1997 годы) 48 Подпрограмма развития средств связи и информатики 54 (1995-1997 годы) Подпрограмма развития производства новых материалов, 59 комплектующих изделий и высокопроизводительного специального технологического оборудования для выпуска конкурентоспособной сложной бытовой техники (1995- 1997 годы) Подпрограмма конверсии предприятий Минатома России 65 (1995-1997 годы) Объемы и источники финансирования конверсионных программ 75 предприятий по созданию технологического оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительной индустрии, химической и легкой промышленности, приборов и оборудования для экологических целей Финансовое обеспечение Программы 76 Нормативно-правовое обеспечение Программы 77 Роль регионов в реализации задач, определенных Программой 81 Основные ожидаемые результаты 83 ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ на 1995-1997 годы Наименование - Федеральная целевая программа конверсии обо- Программы ронной промышленности на 1995-1997 годы Дата принятия - постановление Правительства Российской Федера- решения о ции от 31 марта 1995 г. N 305 разработке Программы Государственный - Минэкономики России заказчик Программы в целом, координирующий деятельность государственных заказчиков целевых подпрограмм Государственные - Госкомоборонпром России, РКА заказчики научно-исследовате льских и опытно-конструктор ских работ, проводимых по подпрограммам, предусмотренным Программой (кроме подпрограммы конверсии предприятий Минатома России) Основные - конверсируемые предприятия и организации обо- исполнители ронной промышленности Основные - Департамент экономики оборонной промышленности разработчики Минэкономики России, Госкомоборонпром России, Минатом России, РКА, Роскоммаш Основная цель - перепрофилирование и модернизация высвобождае- Программы мых мощностей для организации разработки и се- рийного производства высокотехнологичной и кон- курентоспособной продукции гражданского назначе- ния в целях обеспечения переоснащения важнейших отраслей народного хозяйства, развития экспорт- ного потенциала и снижения экономической зависи- мости от импорта продукции Важнейшие целевые - ввод в действие дополнительных производствен- показатели ных мощностей, обеспечивающих выпуск продукции гражданского назначения для транспорта, связи, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов и других отраслей, а также широкого спектра современных товаров народного потребле- ния на сумму 41,1 трлн. рублей (в ценах 1995 го- да), в том числе: 1995 год - 9,1 трлн. рублей; 1996 год - 13,2 трлн. рублей; 1997 год - 18,8 трлн. рублей. В 1995-1997 годах обеспечить: создание свыше 400 тыс. рабочих мест для трудоустройства работни- ков, высвобождаемых из военного производства; изготовление авиационной гражданской техники но- вого поколения: самолетов всех типов - 414; вер- толетов различного назначения - 92; двигателей различного назначения -2084; строительство 963 судов различного назначения; повышение уровня оснащенности учреждений здравоохранения совре- менной медицинской техникой не менее чем на 10 процентов; увеличение емкости телефонной сети общего пользования до 63-78 млн. телефонных ап- паратов (с плотностью 40-50 аппаратов на 100 жи- телей); создание производства по выпуску импор- тозамещающей продукции в объеме, эквивалентном объему ее закупок за рубежом на сумму 1,4 млрд. долларов США Сроки реализации - 1995-1997 годы Программы Перечень - подпрограмма развития гражданской авиационной подпрограмм техники (1995-2000 годы); подпрограмма возрожде- (сроки реализации) ния Российского флота (1995-2000 годы); подпрог- рамма развития производства оборудования для топливно-энергетического комплекса (1995-2000 годы); подпрограмма создания и развития произ- водства новых видов медицинской техники и средс- тв реабилитации инвалидов (1995-1997 годы); подпрограмма развития электроники России (1995-1997 годы); подпрограмма развития средств связи и информатики (1995-1997 годы); подпрог- рамма развития производства новых видов материа- лов, комплектующих изделий и высокопроизводи- тельного специального технологического оборудо- вания для выпуска конкурентоспособной сложной бытовой техники (1995-1997 годы); подпрограмма конверсии предприятий Минатома России (1995-1997 годы) Мероприятия по - совершенствование системы организационного уп- обеспечению равления процессом конверсии; обеспечение непре- выполнения рывного финансирования программ; экономическое Программы стимулирование использования научно-технических достижений, полученных при производстве оборон- ной продукции; разработка мер по обеспечению ре- ализации продукции гражданского назначения, име- ющей стратегическое значение для экономики Рос- сии; создание системы, обеспечивающей защиту отечественных производителей импортозамещающей продукции от проникновения на российский рынок соответствующих импортных товаров; реализация мероприятий, предусмотренных Комплексной прог- раммой привлечения иностранных инвестиций, и разработка протекционистских мер для расширения экспорта товаров конверсируемых предприятий Объемы и источники финансирования ------------------------------T----------------------------------¬ ¦ ¦ трлн. рублей в ценах 1995 года ¦ ¦ +----------T-----------T-----T-----+ ¦ ¦На период ¦ 1995 год ¦1996 ¦ 1997¦ ¦ ¦реализации¦ предусмотр¦год ¦ год ¦ ¦ ¦Программы ¦ ено ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+----------+-----------+-----+-----+ ¦ВСЕГО ¦18,64 ¦ 4,94 ¦7,49 ¦ 6,21¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный бюджет ¦7,33 ¦ 1,88 ¦2,77 ¦ 2,68¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджетное финансирование на ¦6,3 ¦ 1,4 ¦2,8 ¦ 2,1 ¦ ¦возвратной основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внебюджетные источники ¦5,01 ¦ 1,66 ¦1,92 ¦ 1,43¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ ¦6,37 ¦ 1,47 ¦2,8 ¦ 2,1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджетное финансирование на ¦6,3 ¦ 1,4 ¦2,8 ¦ 2,1 ¦ ¦возвратной основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный бюджет ¦0,07 ¦ 0,07 ¦- ¦ - ¦ ¦(инвестиционный кредит) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ¦3 ¦ 0,9 ¦1 ¦ 1,1 ¦ ¦ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный бюджет ¦3 ¦ 0,9 ¦1 ¦ 1,1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ ¦4,26 ¦ 0,91 ¦1,77 ¦ 1,58¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральный бюджет ¦4,26 ¦ 0,91 ¦1,77 ¦ 1,58¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ¦5,01 ¦ 1,66 ¦1,92 ¦ 1,43¦ L-----------------------------+----------+-----------+-----+------ Ожидаемые конечные - реализация Программы позволит сохранить соз- результаты данный научно-технический и произодственный реализации Программы потенциал предприятий, выпускавших оборонную продукцию, и использовать его в интересах структурной перестройки экономики России. Будет обеспечено: трудоустройство свыше 400 тыс. работников, высвобождаемых из военного производства; использование научно-технических достижений, полученных в производстве оборон- ной продукции, для выпуска высококачественной продукции гражданского назначения; техническое перевооружение важнейших отраслей народного хозяйства; развитие производства конкурентоспособной продукции гражданского назначения для обеспечения потребности внутри страны и расширения экспортного потенциала; повышение экономической безопасности России за счет создания и развития производств импорто- замещающих материалов и оборудования; создание производственной базы для стабилиза- ции выпуска в 1996 году продукции гражданского назначения на предприятиях оборонно-промышлен- ного комплекса (по сравнению с уровнем 1995 года) и обеспечения прироста объема ее произ- водства в 1997 году на 3-5 процентов при уве- личении удельного веса продукции гражданского назначения в общих объемах производства обо- ронно-промышленного комплекса к 1997 году бо- лее чем на 8 процентных пунктов по сравнению с 1994 годом Система контроля за - контроль за исполнением Программы в целом исполнением возлагается на Минэкономики России, Минфин Программы России, Госкомоборонпром России и РКА. Контроль за исполнением отдельных подпрограмм осуществляется их государственными заказчиками подпрограммы развития гражданской авиационной техники - Минтрансом России; подпрограммы возрождения Российского флота - Минтрансом России; подпрограммы развития производства оборудова- ния для топливно-энергетического комплекса - Минтопэнерго России; подпрограммы создания и развития производства новых видов медицинской техники и средств реа- билитации инвалидов - региональными учреждени- ями здравоохранения Минздравмедпрома России, Минсоцзащиты России; подпрограммы развития электроники России - Госкомоборонпромом России; подпрограммы развития средств связи и информа- тики - Минсвязи России; подпрограммы развития производства новых видов материалов, комплектующих изделий и высокопро- изводительного специального технологического оборудования для выпуска конкурентоспособной сложной бытовой техники - Госкомоборонпромом России, РКА; подпрограммы конверсии предприятий Минатома России - Минатомом России Периодичность - ежеквартально. Минэкономики России ежегодно контроля предс- тавляет доклады в Правительство Российской Фе- дерации о выполнении Программы за истекший год Введение Настоящая Федеральная целевая программа конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1995 г. N 305 "О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России" и о Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" . При разработке Программы был проанализирован ход выполнения Государственной программы конверсии оборонной промышленности на 1993-1995 годы (далее именуется - Государственная программа) и учтены основные положения Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" и Концепции государственного регулирования военного производства на этапе перехода к рыночным отношениям, а также предложения конверсируемых предприятий и организаций. Государственная программа конверсии оборонной промышленности на 1993-1995 годы и ход ее выполнения Конверсия военно-промышленного комплекса определена как один из важнейших приоритетов государственной структурной политики. При ориентации на отечественный научно-промышленный потенциал, в котором оборонный комплекс является аккумулятором новейших научно-технических достижений, представляющих собой национальную ценность, процесс конверсии, совмещенный по времени с соответствующими структурными и институциональными преобразованиями и обеспеченный необходимой государственной поддержкой, может стать наиболее перспективным с точки зрения развития экономики страны и позволит создать задел для дальнейшего качественного совершенствования производства, а также обеспечить необходимые гарантии экономической безопасности страны. Решение этой проблемы, не имеющей по своим масштабам, глубине и социально-экономическим последствиям аналогов в мировой практике (конверсией в 1992-1994 годах было охвачено свыше 1,5 тыс. предприятий и организаций, из сферы военного производства было высвобождено около 2 млн. человек, в том числе более 600 тысяч - в 1994 году), осуществляется системно в соответствии с целями и приоритетами, предусмотренными Государственной программой. Основные задачи Государственной программы заключаются в сохранении и эффективном использовании в новых экономических условиях производственного, кадрового и инновационного потенциала оборонных отраслей путем перепрофилирования производств и создания дополнительных рабочих мест в гражданской сфере экономики, использовании его для модернизации и реконструкции экономики, развитии экспортной базы и импортозамещения. Государственная программа построена по сквозной трехуровневой системе: на первом уровне реализуются программы конверсии предприятий и организаций; на втором уровне реализуются 14 целевых конверсионных подпрограмм по приоритетным направлениям структурной перестройки экономики, направленные на создание конкретных видов продукции гражданского назначения; на третьем уровне осуществляется Государственная программа, позволяющая агрегировать задачи, решаемые целевыми подпрограммами и максимально использовать научно-технические разработки и наукоемкие технологии в создании конечного продукта. Реализуемые в рамках Государственной программы конверсии конкурсные механизмы государственной поддержки приоритетных направлений конверсии направлены на оказание помощи значительному числу предприятий для адаптации и выработки новых моделей поведения с учетом определенных задач и устанавливаемых государством "правил игры" и нацелены на развитие процессов самоорганизации и саморегулирования на микроуровне. Так, предприятия самостоятельно, как это предусмотрено Законом Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации", выбирают наиболее оптимальные пути перепрофилирования производства, привлекая для этого, прежде всего, собственные средства, изучая спрос, налаживая хозяйственные связи, в том числе внешнеэкономические. Среди основных мер государственной поддержки, которые носят строго целевой характер, следует выделить ограниченное бюджетное финансирование, а именно: дотирование предприятий в связи с потерей прибыли для переподготовки работников и выплаты выходного пособия; предоставление дотаций на содержание социальной инфраструктуры и уникальной испытательной базы; предоставление льготного кредита на перепрофилирование производства. При этом государственное целевое кредитование программ конверсии предприятий, прошедших конкурсный отбор и утвержденных в установленном порядке, осуществляется через коммерческие банки. Такие подходы позволяют в комплексе решать как текущие проблемы по обеспечению гарантий государства в области социальной защиты высвобождаемых из военного производства работников, так и перспективные задачи по перепрофилированию производства и созданию дополнительных рабочих мест в гражданской сфере производства и реализации приоритетов структурной перестройки экономики. В 1992-1994 годах с использованием предоставленных Правительством Российской Федерации целевых кредитов в объеме 956 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет) и собственных средств конверсируемых предприятий (около 350 млрд. рублей) были созданы производственные мощности по выпуску многих видов продукции гражданского назначения, отвечающей современным техническим и эксплуатационным требованиям, обеспечивающей снижение закупок по импорту и пользующейся повышенным спросом, на общую сумму 3,9 трлн. рублей. Это позволило создать дополнительно около 650 тыс. рабочих мест для трудоустройства работников, высвобожденных из военного производства. Ход реализации Государственной программы в целом свидетельствует о ее высокой эффективности в создании современных производств - на 1 рубль затраченных кредитных средств обеспечивается прирост мощностей на 3-5 рублей. В результате ускоренной организации выпуска на перепрофилированных мощностях продукции гражданского назначения ее удельный вес в общих объемах производства оборонного комплекса составил в 1994 году свыше 78 процентов и увеличился почти на 18 процентных пунктов по сравнению с 1991 годом, а по сравнению с доконверсионным 1988 годом - на 36 пунктов. При этом на основе использования имеющегося научного задела, в том числе технологий двойного применения и новых разработок, опережающими темпами развивалось производство пользующихся спросом высокоэффективных, наукоемких изделий гражданского назначения, медицинской техники и товаров длительного пользования. В условиях конверсии научные организации оборонного комплекса все в большей степени ориентируются на гражданскую тематику, которая к 1994 году составила более половины от общего объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. От эффективного использования современной научной базы оборонного комплекса во многом зависит повышение конкурентоспособности отечественного промышленного производства, а также реализация конверсионных программ. В рамках Государственной программы научными и конструкторскими организациями оборонного комплекса ежегодно выполняются около 5-6 тыс. работ, в частности, по созданию новых поколений авиационной техники, гражданского судостроения, средств связи и телекоммуникаций, медицинской техники, радиоэлектроники, а также работы по другим направлениям в соответствии с приоритетами структурной перестройки экономики России, из которых в 1992-1994 годах свыше 4 тысяч завершены. Однако анализ реализации целевых конверсионных подпрограмм в 1992-1994 годах показал, что серьезные недостатки с финансированием конверсионных мероприятий, снижение платежеспособного спроса на продукцию гражданского назначения, обусловленное кризисными процессами в экономике, дополнительное значительное сокращение государственного оборонного заказа в 1994 году (не учтенное в Государственной программе) и отсутствие достаточных средств у конверсируемых предприятий существенно сказались на результатах реализации Государственной программы и не позволили в полной мере использовать потенциальные возможности эффективного использования высвобождаемых из военного производства мощностей. В 1993 году конверсируемые предприятия получили 67 процентов от предусмотренных Государственной программой кредитных средств, в 1994 году - лишь 13 процентов. В 1994 году на финансирование на возвратной основе программ конверсии предприятий предусматривалось выделить кредитные ресурсы Банка России в размере 1400 млрд. рублей. Фактически Минфином России было выделено на эти цели 579 млрд. рублей. Эти средства полностью перечислены предприятиям для оплаты конверсионных мероприятий. Необходимо отметить, что серьезную роль в невыполнении предусмотренных Государственной программой мероприятий сыграли недостаточность и нескоординированность финансирования проведения опытно-конструкторских работ и работ по созданию мощностей по выпуску высокотехнологичных видов продукции, особенно в таких отраслях, как авиа- и судостроение. В частности, отставание от намеченных сроков серийного производства самолета Ту-204 вызвано тем, что сертификат летной годности получен в I квартале 1995 г. с ограничением по ресурсу двигателя ПС-90А, в то время как созданные по конверсионной программе мощности позволяют уже в 1995 году выпускать 20-25 машин в год. Созданные в г. Новосибирске производственные мощности дают возможность уже в 1996 году начать серийное изготовление 50 самолетов Ан-38, но из-за задержки производства двигателя ТВД-20 сертификация самолета откладывается на конец 1996 года. В 1992 году осуществлялось финансирование 848 программ конверсии предприятий, в 1993 году - 734 и в 1994 году - 564 (в том числе предприятий Госкомоборонпрома России - 461, Минатома России - 27, Роскоммаша - 48, прочих министерств и ведомств - 28). В 1994 году выделенные предприятиям средства позволили обеспечить ввод в действие производственных мощностей по выпуску необходимой для народного хозяйства продукции гражданского назначения на сумму свыше 2,5 трлн. рублей, или 4,4 рубля на 1 рубль предоставленных кредитных средств. Наиболее эффективно использовал эти средства Конверсбанк, обеспечивший прирост производства продукции на 1 рубль полученных кредитных средств на 7,8 рубля, и Промрадтехбанк (на 1 рубль - 5,1 рубля). При этом ввод в действие производственных мощностей на предприятиях Госкомоборонпрома России составил 1880,5 млрд. рублей, Минатома России - 278 млрд. рублей, Роскоммаша - 274 млрд. рублей. Необходимо отметить, что эффективность вложения средств могла быть выше, если бы была обеспечена непрерывность финансирования конверсионных программ. Из предоставленных в 1994 году средств 300 млрд. рублей было выделено в марте, 100 млрд. рублей - в конце III квартала и 179 млрд. рублей - в конце IV квартала. На снижение показателей ввода в действие производственных мощностей в 1994 году оказало влияние также недофинансирование ряда программ, завершение которых в соответствии с утвержденными перечнями конверсионных программ предприятий было предусмотрено в 1994 году. Недостаток средств по указанным программам составил 52,8 млрд. рублей. Кроме того, не удалось в полном объеме профинансировать переходящие на 1995 год программы, которые предусматривали частичный ввод в действие производственных мощностей. Недостаток финансовых средств по ним составил 262,1 млрд. рублей. В связи с недофинансированием программ, включенных в перечень конверсионных программ предприятий, и несвоевременным выделением средств ввод в действие производственных мощностей в 1994 году составил 38,7 процента от первоначально предусмотренного объема. Анализируя ход выполнения целевых конверсионных подпрограмм, предусматривающих развитие приоритетных направлений государственной структурной политики, необходимо отметить следующие основные результаты. Подпрограмма развития гражданской авиационной техники была нацелена на создание мощностей по выпуску современных гражданских пассажирских и грузовых самолетов и вертолетов. Для реализации этих задач в 1992-1994 годах в Государственной программе предусматривалось выделить 787,4 млрд. рублей кредитных средств (в ценах 1994 года), фактически было выделено 336,54 млрд. рублей (42,7 процента). За счет указанных средств в этот период были созданы дополнительные производственные мощности по выпуску авиационной техники, отвечающей современным требованиям, на сумму 1381 млрд. рублей. Всего в 1992-1994 годах было выпущено 313 самолетов и 515 вертолетов всех типов. Созданы мощности по выпуску таких самолетов нового поколения, как Ан-38, являющийся "пионером" среди ближнемагистральных воздушных судов, Ту-204М, предназначенный для эксплуатации на среднемагистральных трассах России и СНГ и отличающийся повышенной экономичностью, комфортностью и надежностью, Ан-74 - самолет грузопассажирского класса, отсутствующий в настоящее время на российских воздушных линиях. Организован выпуск авиадвигателей ТВД-117 для самолетов Ил-112 и Ил-114 и ПС90А для самолетов Ту-204. Подпрограммой охвачено 130 предприятий авиационной промышленности. Невыполнение намеченных подпрограммой задач по созданию мощностей в предусмотренных объемах может в дальнейшем привести к замедлению переоснащения отечественного парка авиационной техники, резкому сокращению авиаперевозок и уменьшению степени безопасности полетов, что, в свою очередь, негативно отразится на всей транспортной системе страны. В целом уже с 1996 года перед российскими авиакомпаниями реально встанет вопрос о закупке западной авиатехники, что может привести к развалу отечественного авиастроения, потере его позиций на рынке авиатехники, в том числе и на внутреннем рынке. В рамках подпрограммы возрождения Российского флота в России практически вновь организуется гражданское судостроение, поскольку судостроительные заводы по постройке рыбопромысловых и рыбообрабатывающих судов, контейнеровозов остались на Украине, а морские и речные суда и комплектующие изделия к ним закупались в странах бывшего СЭВ. В первую очередь, основной задачей подпрограммы является реализация проектов строительства судов, соответствующих мировому уровню и необходимых для нужд народного хозяйства, - рыбопромысловых и рыбообрабатывающих судов, танкеров, судов для снабжения северных отдаленных районов и др., а также ускоренное развитие мощностей судового приборостроения. Для решения этих задач предполагалось выделить в 1992-1994 годах 711,2 млрд. рублей. Однако фактически было выделено 89,5 млрд. рублей (12,6 процента). За счет указанных средств созданы производственные мощности по выпуску необходимых стране судов и плавсредств на общую сумму 353,37 млрд. рублей (26,5 процента от намеченного объема). На судостроительных заводах, где было осуществлено перепрофилирование производства, в этот период спущено на воду 153 судна различного класса и назначения, в том числе танкеры, обеспечивающие сохранение экологии морской среды, сухогрузы новейших проектов, рыбопромысловые и рефрижераторные суда, обеспечивающие сохранность и глубокую переработку добываемой продукции. В рамках подпрограммы созданы мощности по выпуску различного судового оборудования, ранее закупаемого по импорту. Например, судовых палубных механизмов, судовых гидроустройств и средств спасения. Постройка судов на отечественных верфях и комплектация их отечественным оборудованием позволят в 1995 году сэкономить свыше 250 млн. долларов США. Необходимо учитывать важность решения задачи по созданию отечественного гражданского судостроения, мировой уровень научных разработок, а также длительность технологических циклов изготовления судов, в связи с чем увеличить выделение средств в первую очередь на поддержание научных коллективов, продукция которых имеет сбыт на зарубежном рынке. Только в этих условиях Россия сохранит статус морской державы и водные транспортные артерии страны будут нормально функционировать. В соответствии с подпрограммой развития производства оборудования для топливно-энергетического комплекса в 1992-1994 годах предполагалось израсходовать на эти цели 212,1 млрд. рублей, фактически выделено 146,9 млрд. рублей (69,3 процента), что позволило создать производственные мощности по выпуску импортозамещающего, остродефицитного оборудования на общую сумму 648,7 млрд. рублей, в том числе насосов скважинных штанговых, комплектов фонтанной арматуры, погружных насосов, железнодорожных цистерн для перевозки нефтепродуктов, систем утилизации тепла, комплексов очистки газовых выбросов, агрегатов для ремонта скважин грузоподъемностью 32 и 60 тонн, нефтепромыслового оборудования. Сокращение выделения средств на реализацию подпрограммы не позволило конверсируемым предприятиям осуществить такие важные проекты, как разработка и освоение производства оборудования для гидравлического разрыва пластов, добывающего и очистного шахтного оборудования, в том числе обеспечивающего механизацию и автоматизацию работ в очистных забоях сверхкатегорийных шахт и лавах с труднообрушаемыми кровлями, а также ряда видов оборудования для предупреждения, локализации и ликвидации пожаров в шахтах, электронных комплексов для обучения и тренировки персонала электростанций, систем мониторинга и экологического контроля технологических процессов, систем энергосбережения, альтернативных средств получения энергии. Подпрограммой развития производства современной медицинской техники предусмотрен ввод в действие мощностей по производству импортозамещающих приборов, аппаратов, инструментов, фармацевтических препаратов. Для реализации этих задач в 1992-1994 годах Государственной программой предусматривалось предоставление конверсионного кредита в объеме 389,5 млрд. рублей, фактически было выделено 134,5 млрд. рублей (34,5 процента). За счет этих средств были созданы мощности по производству наукоемкой продукции на общую сумму 509,41 млрд. рублей, что позволило удовлетворить потребности здравоохранения России в новых видах медтехники на 45 процентов (в 1992 году - 32 процента). Был организован выпуск импортозамещающей, конкурентоспособной продукции: реанимационно-дыхательной аппаратуры; инвалидных колясок с улучшенными функциональными параметрами; новых машин скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилей как для города, так и для сельской местности; аппаратов искусственной вентиляции легких для детей и взрослых; барокамер; рентгеновских и ядерно-магниторезонансных томографов, лазерных и ультразвуковых сканеров, реабилитационной и другой лечебной и диагностической аппаратуры. При недостаточности выделения средств на реализацию этой подпрограммы не представляется возможным создать требуемые в полном объеме мощности по производству важнейших видов медицинской техники, в том числе машин скорой медицинской помощи, реанимобилей, автоматизированных анализаторов крови, рентгеновских трубок и усилителей яркости изображения для отечественных R-аппаратов, детских инкубаторов (кювез), а также по производству отечественного этрола для изготовления очковых оправ и парэнтеральных растворов. Подпрограмма "Конверсия - экологии" должна была внести существенный вклад в решение задач по созданию средств, обеспечивающих комплексный контроль за состоянием окружающей среды, освоению новых экологически чистых технологий по совершенствованию способов очистки и обезвреживания отходов производства и жизнедеятельности людей и наполнению рынка товарами экологического профиля. Для этого было предусмотрено выделение в 1992-1994 годах 66,1 млрд. рублей централизованных кредитных ресурсов. Фактически было получено 37,7 млрд. рублей (57 процентов). За счет этих средств были созданы производственные мощности на общую сумму 55,18 млрд. рублей, в том числе мощности по выпуску широкой гаммы приборов и оборудования для осуществления экологического мониторинга и различных видов очистки окружающей среды. Подпрограмма развития электроники России направлена на реализацию приоритетных направлений, где уже достигнут уровень производства, соответствующий мировому (приборы СВЧ, электронно-оптические преобразователи, квантовая электроника, жидкокристаллические, лазерные и катодолюминесцентные экраны, специализированные заказные сверхбольшие интегральные схемы), а также на создание современной элементной базы следующего поколения на основе принципиально новой технологии с разрешающей способностью 0,8-1,2 мкм. Это два наиболее капиталоемких направления. Кроме того, предусматривалось выделение значительных средств на создание производств импортозамещающих изделий, полуфабрикатов и особо чистых материалов. Если не будут решены эти программные задачи, то такие важнейшие отрасли народного хозяйства, как приборостроение, станкостроение, транспорт, связь, производство медицинской и вычислительной техники, производство сложной бытовой техники не смогут в следующем десятилетии достичь уровня, достаточного для конкуренции с зарубежными изделиями даже на внутреннем рынке, что поставит в экономическую зависимость от импорта многие отрасли российской экономики. На реализацию программных мероприятий в 1992-1994 годах предусматривалось направить 363,72 млрд. рублей конверсионных кредитов, а фактически выделено 144,32 млрд. рублей (39,7 процента), большая часть которых направлялась на разработку и создание новых материалов, технологий и высокопроизводительного оборудования. За счет указанных средств были созданы мощности на общую сумму 418,43 млрд. рублей, в том числе по выпуску конкурентоспособных полупроводниковых приборов различных типов, элементной базы для электронных приборов (конденсаторы, резисторы, варисторы и др.), интегральных микросхем, ультразвуковых аппаратов (дефектоскопы, толщиномеры, преобразователи и др.), различных типов прецизионных датчиков для гражданской авиации, топливно-энергетического комплекса и станкостроения. Реализован комплекс работ по созданию пилотных линий, составляющих основу научно-производственной базы современной микроэлектроники с микронными размерами элементов. Практически освоена базовая технология микроэлектроники уровня 0,8-1,25 мкм на пластинах диаметром 150 мм. Ведутся работы по монтажу модулей и отработке технологий класса 0,5-0,8 мкм, что позволит перейти к разработке и выпуску ультрабольших интегральных микросхем со степенью интеграции 1-10 млн. элементов на кристалл. Проведен комплекс работ, направленных на экономию драгоценных металлов при производстве изделий электронной техники. Так, внедрение новой технологии в производство коммутационных изделий и радиокомпонентов в металлокерамических и металлостеклянных корпусах позволило только в 1993-1994 годах сократить потребление золота на 120 кг, а серебра - более чем на одну тонну. В области создания импортозамещающих технологий и материалов следует отметить разработку и освоение производства малогасящего коллоидно-графитового препарата для производства цветных кинескопов, что позволило полностью отказаться от ежегодных закупок его в Японии на сумму 135 тыс. долларов США. Экспорт изделий электронной техники по сравнению с 1991 годом вырос более чем в 4 раза и в денежном выражении составил свыше 40 млн.долларов США. Подпрограмма создания и развития производства технологического оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса в основном нацелена на разработку и освоение производства новых видов машин и оборудования малой и средней мощности. При этом в основу положен модульный принцип их создания, поставки и монтажа "под ключ" в местах производства сельскохозяйственной продукции. Уже в 1994 году производство этого вида оборудования возросло на 6 процентов по сравнению с уровнем 1993 года. Одним из важных условий эффективной работы указанного оборудования является создание новых производственных структур, основанных на долевой собственности производителей сельскохозяйственной продукции. В 1992-1994 годах для реализации подпрограммы намечалось выделить 153,5 млрд. рублей конверсионных кредитов, фактически было предоставлено 98,2 млрд. рублей (64 процента). За счет этих средств созданы производственные мощности на общую сумму 452,5 млрд. рублей, в том числе мощности по выпуску комплектов оборудования для мини-цехов по производству колбасных изделий, комплектов оборудования для производства детского питания, комплексов по переработке органических отходов птицеводства и животноводства, комплектов оборудования для хранения овощей и фруктов при транспортировке, различных видов контейнеров-рефрижераторов для хранения продуктов, печей для сушки овощей и продуктов, шкафных хлебопекарных печей с жидкостным высокотемпературным обогревом. Реализация подпрограммы cоздания и развития производства технологического оборудования для легкой промышленности должна была обеспечить потребности легкой промышленности в важнейших видах оборудования, сократить импорт ряда видов машин и повысить производительность труда в этой отрасли. Освоен выпуск оборудования, пользующегося спросом, в том числе швейных автоматов, плосковязальных машин и аппаратов, тесьмовязальных машин для трикотажной промышленности и др. Однако в значительной мере поставленные задачи решить пока не удается, поскольку из 70,34 млрд. рублей, которые намечалось выделить в 1992-1994 годах, конверсируемым предприятиям было предоставлено 36,94 млрд. рублей (52,5 процента). Наряду с этим, создав на выделенные средства производственные мощности на сумму 187,8 млрд. рублей, предприятия испытывают значительные трудности со сбытом своей продукции из-за падения платежеспособного спроса на нее, обусловленного тяжелым финансово-экономическим положением предприятий легкой промышленности, хотя потребность в высокоэффективном технологическом оборудовании, основным производителем которого являются предприятия оборонного комплекса, велика. Целью подпрограммы создания и развития производства технологического оборудования для торговли и общественного питания являлась разработка и освоение выпуска оборудования, соответствующего мировому уровню, обеспечивающего высококачественное обслуживание населения при минимальных затратах, в том числе внедрение индустриальных методов приготовления пищи, особенно на предприятиях, работающих методом быстрого обслуживания, а также комплектов нового технологического оборудования для предприятий малой вместимости (до 50 посадочных мест). Для реализации этих задач в 1992-1994 годах предполагалось выделить государственный кредит в размере 55 млрд.рублей, фактически было выделено 39,6 млрд. рублей (67,1 процента). За счет этих средств были созданы производственные мощности по выпуску указанного оборудования на сумму 55,73 млрд. рублей, только 25,1 процента от намеченных по подпрограмме. Это объясняется тем, что предполагаемые к выделению средства по этой подпрограмме в объеме 25 млрд. рублей (инвестиционный кредит) и 12,1 млрд. рублей (средства заказчиков) не были выделены. Подпрограмма развития производства и насыщения рынка высококачественными товарами длительного пользования направлена на организацию и развитие на конверсируемых мощностях производства непродовольственных товаров народного потребления высокого качества, модернизацию производства сложной бытовой техники за счет использования высоких технологий и технологий двойного назначения, а также технологий ведущих зарубежных фирм, на организацию производств импортозамещающих материалов и комплектующих изделий, на достижение технического уровня, соответствующего международным стандартам. Для реализации подпрограммы в 1992-1994 годах было выделено 1110,7 млрд. рублей кредитных средств (34,7 процента от намеченного). За счет указанных средств были созданы производственные мощности по выпуску конкурентоспособных товаров, импортозамещающих материалов и комплектующих изделий, высокопроизводительного отечественного оборудования для массового производства бытовой техники на уровне мировых образцов на общую сумму 3584,98 млрд. рублей, в частности по выпуску электродвигателей малой мощности, прецизионных подшипников для видеоаппаратуры и вычислительной техники, сендастовых магнитных головок, всеволновых селекторов телеканалов, эмальпроводов и отклоняющих систем для цветных телевизоров 5-го и последующих поколений, объективов для фотоаппаратов и приборов ночного видения, швейных машин, подростковых кроссовых велосипедов, жидкокристаллических экранов и индикаторов, что позволит ежегодно экономить около 100 млн. долларов США. Подпрограмма развития средств связи и информатики направлена на повышение степени информатизации общества за счет комплексного внедрения новейших отечественных и зарубежных технологий в практику пользователей, поэтапное создание и развитие цифровой системы связи в России (на первом этапе предполагается создать цифровую коммутационную сеть на 150 тыс. абонентов), развитие сотовых систем подвижной радиосвязи общего пользования, а также систем радиотелефонизации сельских и удаленных районов. На реализацию указанных задач предусматривалось направить 376,2 млрд. рублей целевых кредитов, фактически выделено 190,8 млрд. рублей (50,7 процента). В результате созданы производственные мощности на общую сумму 559,05 млрд. рублей, в том числе производственные мощности по выпуску цифровых радиорелейных станций, современных радиостанций различного назначения, комплектного оборудования для производства волоконно-оптических систем связи, систем спутниковой связи и телевидения, оборудования для городских и сельских автоматических телефонных станций. Для реализации подпрограммы развития производства комплекса машин и оборудования для лесопромышленного комплекса, предусматривающей увеличение производства и поставок машин и оборудования для лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, отвечающих современным требованиям, предполагалось выделить в 1992-1994 годах 49,2 млрд. рублей. Фактически было предоставлено 23,1 млрд. рублей (47 процентов). При этом созданы мощности по выпуску оборудования на общую сумму около 57 млрд.рублей (64,9 процента), обеспечивающего повышение производительности труда и глубокую переработку древесины, в том числе мощности по выпуску различных видов лесозаготовительных машин, лесовозов, оборудования для лесопереработки. Подпрограмма создания и развития производства машин и оборудования для жилищного и дорожного строительства предусматривала создание и освоение производства по выпуску строительных машин, технологического оборудования, унифицированных узлов и агрегатов на уровне современных требований, что должно было позволить повысить уровень механизации строительного производства не менее чем на 15 процентов, высвободить из сферы строительно-монтажных работ свыше 200 тыс. человек, занятых непроизводительным трудом, в частности за счет использования малогабаритных коммунально-строительных машин, комплектного оборудования для производства строительных материалов, экскаваторов различных типоразмеров, универсальных погрузчиков, погрузчиков-экскаваторов, оборудования для малой стройиндустрии. Средства государственной поддержки в виде конверсионного кредита, предусмотренные для реализации этой подпрограммы в размере 64,4 млрд. рублей, были предоставлены в полном объеме. За счет конверсионного кредита были созданы производственные мощности на общую сумму 171,6 млрд. рублей. Однако в связи с недовыделением инвестиционного кредита в размере 97,29 млрд. рублей, а также 6,1 млрд.рублей из средств заказчиков задачи, поставленные подпрограммой, не удалось полностью выполнить. Реализация подпрограммы конверсии предприятий Минатома России должна была обеспечить за счет высокого научно-технического уровня отрасли на базе перспективных материалов, элементов и технологий организацию производства конкурентоспособной продукции для удовлетворения потребностей народного хозяйства России, в том числе производство новых безопасных атомных реакторов для энергетических нужд, оборудования для реабилитации территорий, загрязненных радиоактивными и токсическими отходами и т. д. Для реализации программных мероприятий в 1992-1994 годах Государственной программой было предусмотрено выделение 820,5 млрд. рублей кредитных средств, а фактически выделено 230,1 млрд. рублей (27,8 процента). За счет этих средств созданы производственные мощности на общую сумму 828,5 млрд. рублей, в том числе мощности по выпуску систем профилактического медицинского осмотра, рентгеновских аппаратов, кардиологических систем, искусственных хрусталиков, фотохромных очковых линз, постоянных магнитов на основе редкоземельных материалов, аппаратуры инженерного мониторинга нефтескважин, приборов контроля за расходом электроэнергии, оборудования для минизаводов по переработке молока. Особенности предстоящего периода и необходимость совершенствования подходов к проблеме конверсии Необходимость разработки Программы еще до завершения срока действия предыдущей Государственной программы обусловлена следующими основными особенностями предстоящего периода: 1) дополнительным сокращением государственного оборонного заказа в 1994 году (снижение объема военного производства по сравнению с прогнозируемым составило 24,3 процента). В результате глубина конверсии достигла 39,2 процента к 1993 году и 78,6 процента к 1991 году. Дополнительное высвобождение работников достигло свыше 600 тыс. человек. Расчеты показывают, что дальнейшее высвобождение основного персонала из военного производства ведет к разрыву технологических цепей и делает невозможным выпуск вооружения и военной техники в количестве и объемах, прогнозируемых на 1995-1996 годы. Для сохранения высококвалифицированных кадров и предотвращения технологического распада производства предприятиям оборонного комплекса необходимо оказать государственную поддержку за счет средств федерального бюджета и направить их на содержание основного персонала, обеспечивающего выполнение работ по технологическому циклу, а также на содержание уникального оборудования и стендов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро; 2) решением задач, предусмотренных Программой Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах", определившей вектор реформ - "от выживания к развитию". В частности, в условиях сокращения объемов централизованного финансирования необходимо предусмотреть: создание условий для самофинансирования процессов структурной и технологической конверсии; осуществление действенного контроля за выделением и использованием государственных средств на структурную перестройку оборонного комплекса; более активное использование возможностей, полномочий и ресурсов регионов в интересах проведения процесса конверсии; создание системы различных форм государственных гарантий по средствам, инвестируемым в конверсионные программы и проекты; привлечение на конкурсной основе для кредитования конверсионных проектов наряду с бюджетными средствами средств частных инвесторов; повышение эффективности процесса конверсии за счет использования лизингового механизма; 3) проведением мероприятий по реструктуризации оборонной промышленности путем концентрации разработки и производства вооружения и военной техники на ограниченном числе предприятий, дальнейшего акционирования предприятий, содержание которых в государственной собственности нецелесообразно, при определении доли и места различных форм собственности в этой категории предприятий в соответствии с перераспределением оборонных заказов и мобилизационных заданий. При этом необходимо учитывать, что оптимальным объектом приватизации является группа предприятий, технологически и производственно взаимосвязанных. Концентрация финансовых возможностей указанных групп с учетом привлечения средств частных инвесторов обеспечит предпосылки формирования инвестиционных компаний, необходимых для осуществления на конкурсной основе инвестиционных и инновационных проектов в рамках Программы. Таким образом, ряд существенных изменений как в общеэкономической ситуации, так и в положении конверсируемых предприятий оборонно-промышленного комплекса России, произошедших со времени принятия Государственной программы, требует корректировки подходов к проблеме конверсии. Основополагающим принципом при этом должно стать более широкое использование всего спектра мер государственной структурной политики в интересах конверсии. Основные принципы, положенные в основу разработки Программы: переход в условиях жестких финансовых ограничений к селективной государственной поддержке перспективных производств и выпуска отдельных видов продукции гражданского назначения, уменьшение числа приоритетов, определенных в действующей Государственной программе; концентрация государственных средств для реализации программ и проектов предприятий, направленных, прежде всего, на решение наиболее важных народно-хозяйственных проблем в сфере транспорта, здравоохранения, безопасности производства в добывающих отраслях промышленности, внедрение импортозамещающих технологий и оборудования, новых агротехнологий и др.; постепенный перенос акцента с прямых (инвестиционных) методов государственной поддержки конверсии на косвенные (организационно-институциональные) методы. При этом на этапе переходного периода к указанной схеме предполагается обеспечить прямую финансовую поддержку конверсионных проектов. Программа носит сквозной характер и обеспечивает преемственность по отношению к предыдущей Государственной программе. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Программа призвана решить следующие задачи: а) перепрофилирование и модернизация высвобождаемых мощностей для организации разработки и серийного производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции гражданского назначения для полномасштабного переоснащения важнейших отраслей народного хозяйства и снятия экономической зависимости от импорта: гражданской авиационной техники; продукции гражданского судостроения; оборудования для топливно-энергетического комплекса; наукоемкой медицинской техники; б) завершение структурной перестройки оборонной промышленности путем создания жизнеспособных в рыночных условиях производств и научных коллективов с образованием на их базе широко диверсифицированных, устойчивых межотраслевых структур; в) сохранение и эффективное использование конкурентоспособного на мировом уровне научного потенциала в авиа- и судостроении, а также электронной промышленности (по приоритетным направлениям) как базы создания современных видов материалов и производств в машиностроении и приборостроении; г) обеспечение социальных гарантий работникам, высвобождаемым из военного производства, путем создания дополнительных рабочих мест в гражданской сфере производства и снятия социальной напряженности в регионах значительного сосредоточения оборонных предприятий; д) развитие экспорта машиностроительной продукции и научных разработок и включение России в международную систему разделения труда; е) создание условий для привлечения частных инвестиций для освоения производств важнейших видов продукции народно-хозяйственного значения в условиях ограниченного государственного финансирования. Решение указанных задач позволит осуществить ускоренными темпами конверсирование накопленного научно-технического и производственного потенциала на нужды гражданских отраслей экономики России, организовать широкую кооперацию основных участников выполнения Программы и создать условия для стабилизации к 1997 году выпуска продукции гражданского назначения, а по отдельным перспективным изделиям достигнуть роста производства, а также обеспечить социальную защиту работников, высвобожденных в результате конверсии. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Программа включает в себя 8 подпрограмм, разработанных по сквозному принципу, в том числе: подпрограмма развития гражданской авиационной техники (1995-2000 годы); подпрограмма возрождения Российского флота (1995-2000 годы); подпрограмма развития производства оборудования для топливно-энергетического комплекса (1995-2000 годы); подпрограмма создания и развития производства новых видов медицинской техники и средств реабилитации инвалидов (1995-1997 годы); подпрограмма развития электроники России (1995-1997 годы); подпрограмма развития средств связи и информатики (1995-1997 годы); подпрограмма развития производства новых материалов, комплектующих изделий и высокопроизводительного специального технологического оборудования для выпуска конкурентоспособной сложной бытовой техники (1995-1997 годы); подпрограмма конверсии предприятий Минатома России (1995-1997 годы); конверсионные программы предприятий по созданию технологического оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительной индустрии, химической и легкой промышленности, приборов и оборудования для экологических целей. В указанных подпрограммах определены важнейшая номенклатура выпускаемой продукции, прогнозируемые объемы производства продукции гражданского назначения соответствующего направления и затраты на реализацию подпрограммы. Сокращение количества приоритетных подпрограмм, реализуемых в рамках Программы по сравнению с предыдущей Государственной программой обусловлено следующим: в ходе реализации в 1992-1994 годах целевых конверсионных подпрограмм по развитию производства машин и оборудования для лесопромышленного комплекса, жилищного и дорожного строительства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, торговли, общественного питания и легкой промышленности, несмотря на неполное финансирование подпрограмм по этим направлениям, на конверсируемых предприятиях были созданы производственные мощности по выпуску указанного оборудования, которые в основном обеспечивают платежеспособный спрос потребителей этой продукции; в связи с общей экономической обстановкой освободились значительные специализированные мощности в машиностроительном комплексе, на которых можно решить более широкий спектр задач, направленных на удовлетворение в перспективе потребностей заказчиков в выпуске этой продукции. Таким образом, дальнейшее развитие мощностей на конверсируемых предприятиях и создание искусственной конкуренции по указанным направлениям за счет государственных средств нецелесообразно. Вместе с тем, учитывая социальную значимость развития этих направлений, в Программе отдельным блоком выделены наиболее эффективные конверсионные программы предприятий по созданию технологического оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительной индустрии, химической и легкой промышленности, приборов и оборудования для экологических целей, предусматривающие осуществление задельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на которые государственными заказчиками прогнозируется спрос по мере стабилизации экономики. ПОДПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ (1995-2000 годы) Наименование подпрограммы - Развитие гражданской авиационной техники (1995-2000 годы) Государственный заказчик - Минтранс России подпрограммы Основные исполнители - конверсируемые предприятия и организации оборонной промышленности Основные разработчики - Департамент экономики оборонной промышленности Минэкономики России, Госкомоборонпром России, Минтранс России Основная цель подпрограммы - создание нового поколения воздушных судов гражданской авиации, соответствующих мировому уровню Важнейшие целевые показатели - выпуск авиационной гражданской техники в 1995-1997 годах: дальнемагистральные самолеты - 9; среднемагистральные самолеты - 70; ближнемагистральные самолеты - 13; самолеты местных авиалиний -322; вертолеты различного назначения - 92; двигатели различного назначения - 2084. Создание дополнительно 80 тыс. рабочих мест в гражданском авиастроении Сроки реализации - 1995-2000 годы подпрограммы Объемы и источники финансирования млрд.рублей в ценах 1995 года ----------------------------T-------------T-----T--------T--------¬ ¦ ¦ На период ¦1995 ¦1996 год¦1997 год¦ ¦ ¦ реализации ¦год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подпрограммы¦ ¦ ¦ ¦ L---------------------------+-------------+-----+--------+--------- ВСЕГО 3910,7 964,1 1524 1422,6 в том числе: федеральный бюджет 1757,9 425,9 650 682 бюджетное финансирование на 1449 322 644 483 возвратной основе внебюджетные источники 703,8 216,2 230 257,6 КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ 1449 322 644 483 в том числе: бюджетное финансирование на 1449 322 644 483 возвратной основе федеральный бюджет - - - - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И 1757,9 425,9 650 682 ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ в том числе: федеральный бюджет 1757,9 425,9 650 682 внебюджетные источники - - - - ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ 703,8 216,2 230 257,6 в том числе: федеральный бюджет - - - - внебюджетные источники 703,8 216,2 230 257,6 Ожидаемые конечные - переориентация и создание производственных результаты мощностей гражданской авиационной техники в реализации объеме ВСЕГО - 5919,7 млрд. рублей в том чис- подпрограммы ле: 1995 год - 1422,9 млрд. рублей; 1996 год - 2352,9 млрд. рублей; 1997 год - 2243,9 млрд. рублей; полное удовлетворение потребности оте- чественных авиакомпаний в воздушных судах но- вого поколения; широкая интеграция в мировой рынок авиатехники В соответствии с Государственной программой практически все (свыше 20) самолето- и вертолетостроительные заводы закончили переориентацию всех или части своих производственных мощностей на производство гражданских самолетов и вертолетов различных классов и назначения. На указанных заводах реализуются или намечены к реализации 33 проекта летательных аппаратов, что позволяет практически полностью удовлетворить запросы коммерческих и государственных авиакомпаний, различных отраслей народного хозяйства, спортивных организаций и представителей делового мира. Недостаточная эффективность конверсионных программ в 1993-1994 годах объясняется: первоначальным распылением средств, вызванным желанием помочь как можно большему числу конверсируемых заводов оборонной промышленности; отсутствием, в ряде случаев, комплексного подхода к реализации некоторых проектов, так как не были взаимно увязаны деятельность проектировщиков, головных заводов и предприятий-комплектаторов, а также были допущены разрывы в технологической цепи "планер - двигатель - авионика"; некритическим подходом к отбору предложений, представленных заводами, в результате чего в перечень конверсионных программ, принятых к финансированию, было включено производство изделий, носящих второстепенный характер; неблагоприятной экономической обстановкой в стране в 1993-1994 годах (кризис неплатежей, нехватка оборотных средств и пр.); дестабилизирующим влиянием ряда решений и указаний директивных органов о рассмотрении и включении дополнительных проектов в перечень уже утвержденных программ; резкое сокращение численности сотрудников в научно-конструкторском комплексе авиационной промышленности вследствие резкого снижения бюджетного финансирования, задержек с перечислением средств, значительных скачков цен на энергоносители и т. д. На преодоление и устранение перечисленных недостатков в 1995-1997 годах будут направлены основные мероприятия по реализации подпрограммы. Основными целями и задачами подпрограммы являются: 1. Создание к 2000 году нового поколения воздушных судов гражданской авиации, соответствующего прогнозируемому мировому уровню по технико-экономическим показателям, включающим: топливную эффективность магистральных самолетов всех классов на уровне 15-18 г/пасс.-км, для самолетов местных воздушных линий - 15-25 г/пасс.-км в зависимости от вместимости и для вертолетов - 0,5-0,7 кг/т-км; полное соответствие международным требованиям к безопасности полетов, воздействию воздушных судов на окружающую среду, уровню комфорта в пассажирском салоне; обеспечение за счет новых технологий и совершенства конструкции летательных аппаратов технической возможности увеличения годовых налетов воздушных судов до 3500-5000 летных часов для магистральных самолетов разных классов, до 2400-3000 летных часов для самолетов местных воздушных линий и до 1800-2400 часов для средних и тяжелых вертолетов; 2. Расширение номенклатуры серийно производимых типов летательных аппаратов для нужд различных отраслей народного хозяйства (сельскохозяйственные работы, тушение лесных пожаров, ледовая и геологическая разведка, рыбные промыслы, картографирование, патрулирование и охрана природы). 3. Значительное улучшение эргономических характеристик, характеристик эксплуатационной технологичности гражданской авиационной техники на основе внедрения новых технологий по авионике, цифровому электронному оборудованию, новых конструкционных, в том числе неметаллических, материалов. 4. Использование научного задела в таких областях, как аэродинамика, газодинамика и прочность летательных аппаратов в целях создания техники XXI века, освоения сверх- и гиперзвуковых скоростей полета, создания пассажирских самолетов сверхбольшой вместимости. 5. Сохранение научного и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности как определяющего фактора конкурентоспособности ее продукции на мировом рынке. 6. Реализация экспортных возможностей авиационной промышленности. Завершение создания производственных мощностей на авиастроительных заводах поставило на повестку дня вопрос их качественного использования. В 1995-1997 годах практически на всех самолето- и вертолетостроительных заводах начнется серийный выпуск различных типов летательных аппаратов. Но в соответствии с решением о селективной поддержке авиационной промышленности и исходя из условий экономической ситуации, сложившейся в 1995 году, средства подпрограммы будут сосредоточенно направлены в первую очередь на реализацию тех проектов, которые в ближайшее время решат задачи выпуска пассажирских самолетов, необходимых народному хозяйству (Ил-96М, Ил-96-300, Ту-204-200, Ан-38 и двигателей к этим самолетам ПС-90А и ТВД-20), а также на создание авиационной техники, дающей возможность быстрой ее реализации на международном рынке (Бе-200, Ан-38, Як-48, Ка-64, Ми-34). В рамках реализации подпрограммы будет предусмотрена помощь тем предприятиям и организациям, которые выходят на сотрудничество с иностранными авиационными фирмами по совместному производству гражданской авиатехники. Такое сотрудничество позволит поднять экспортный уровень нашей авиапродукции и устранить трудности с ее сертификацией на международном уровне. Наряду с решением чисто производственных задач будет обращено внимание на совершенствование организационных структур авиационной промышленности, выработку новой кредитно-финансовой политики и новых механизмов финансирования реализации продукции, а также участие в создании производственно-технологических комплексов, мощных авиационных компаний, концернов, финансово-промышленных групп и т. п. ПОДПРОГРАММА ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА (1995-2000 годы) Наименование подпрограммы - Возрождение Российского флота (1995-2000 годы) Государственный заказчик - Минтранс России подпрограммы Основные исполнители - конверсируемые предприятия и организации оборонной промышленности Основные разработчики - Департамент экономики оборонной промышленности Минэкономики России, Госкомоборонпром России, Минтранс России Основная цель подпрограммы - обеспечение морского, речного и рыбопромыслового флотов современными судами, соответствующими мировым технико-экономическим показателям Важнейшие целевые показатели - постройка судов в 1995-1997 годах: морские транспортные суда - 142; речные суда и суда смешанного типа - 100; пассажирские суда - 174; суда промыслового флота - 410; суда обеспечения - 137. Создание дополнительно свыше 50 тыс. рабочих мест в гражданском судостроении Сроки реализации - 1995-2000 годы подпрограммы Объемы и источники финансирования млрд. рублей в ценах 1995 года -----------------------------T------------T-----------------¬ ¦ ¦На период ¦ 1995 1996 1997 ¦ ¦ ¦реализации ¦ год год год ¦ ¦ ¦подпрограммы¦ ¦ L----------------------------+------------+------------------ ВСЕГО 1684,6 411,6 670 603 в том числе: федеральный бюджет 280,6 60,6 100 120 бюджетное финансирование на 945 210 420 315 возвратной основе внебюджетные источники 459 141 150 168 КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ 945 210 420 315 в том числе: бюджетное финансирование на 945 210 420 315 возвратной основе федеральный бюджет - - - - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И 280,6 60,6 100 120 ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ в том числе: федеральный бюджет 280,6 60,6 100 120 внебюджетные источники - - - - ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ 459 141 150 168 в том числе: федеральный бюджет - - - - внебюджетные источники 459 141 150 168 Ожидаемые конечные - переориентация и создание производственных результаты мощностей в судостроительной промышленности на реализации 200 предприятиях и верфях в объеме 3812,3 подпрограммы млрд. рублей, в том числе: 1995 год - 930 млрд. рублей; 1996 год - 1517,7 млрд. рублей; 1997 год - 1364,6 млрд. рублей; реализация бо- лее 950 проектов судов различных классов и назначения для полного удовлетворения потреб- ностей торгового, речного и промыслового фло- тов Судостроительная промышленность России, включающая в себя в основном заводы, расположенные во внутренних районах и способные строить лишь малотоннажные и среднетоннажные суда, сегодня насчитывает более 200 промышленных предприятий (из них 44 верфи), проектных и научно-исследовательских организаций различных форм собственности. Общая численность занятых в отрасли работников составляет 370 тыс. человек, а с учетом смежных отраслей - 1 млн. человек. Общие финансово-экономические трудности в значительной степени затронули и судостроительную промышленность. Отсутствие в России принятой в большинстве зарубежных стран с развитым судостроением практики финансирования строительства судов все в большей степени вынуждает отечественных судовладельцев пользоваться для обновления и пополнения флота услугами зарубежных судостроителей. Существующие в России система таможенных пошлин и налог на добавленную стоимость на ввозимые из-за рубежа комплектующее оборудование и материалы для судов в сочетании с налоговыми льготами на закупаемые за рубежом суда, а также высокие ставки налогов приводят к тому, что закупаемое за рубежом судно зачастую обходится российскому судовладельцу дешевле на 12-15 процентов, чем аналогичное отечественное. Так, из намеченных Минтрансом России к закупке в 1995-1999 годах 86 судов торгового морского флота на долю российских верфей приходится только 39 судов. Аналогичная ситуация складывается и по другим видам флота. Эти обстоятельства не позволяют полностью загрузить производственные мощности и рабочие места в российском судостроении, что значительно снижает эффективность конверсионных мероприятий. В связи с сокращением заказов загрузка производственных мощностей в 1994 году составила 40 процентов, а общая численность персонала в судостроении сократилась на 35 процентов. В настоящее время перед российским судостроением ставится задача увеличить до 2000 года объем гражданского судостроения по сравнению с 1992-1995 годами в денежном выражении в 4-4,5 раза и в 3-3,5 раза - по количеству судов. В силу присущих судостроительной промышленности особенностей (большая фондоемкость, длительные циклы постройки судов и окупаемости капитальных вложений, значительное число поставщиков-контрагентов) реализация подпрограммы возрождения Российского флота потребует особого подхода. При реализации подпрограммы в 1995-1997 годах наряду с традиционными производственными вопросами конверсии должны быть предусмотрены нетрадиционные методы поддержки и развития производственного и научно-технического потенциала отрасли, основанные на мировом опыте и учитывающие особенности отечественного судостроения в современных условиях, а также состояние и потребности российского транспортного, рыбопромыслового и других флотов. Такими первоочередными мероприятиями являются: сосредоточение проектирования судов на верфях, имеющих небольшие, хорошо оснащенные компьютерной техникой конструкторские бюро, разрабатывающие квалификационные проекты, с привлечением к монтажу оборудования и механизмов специализированных фирм (по обстройке, монтажу оборудования и трубопроводов, электромонтажным работам и т. д.), что приведет к сокращению цикла постройки до уровня зарубежных стандартов. В 1997 году этот цикл должен соответствовать срокам, принятым в США и Западной Европе; разработка и внедрение системы взаимовыгодного кооперирования со странами СНГ, направленной на частичное восполнение необходимых поставок комплектующего оборудования, полуфабрикатов и материалов предприятиями, оставшимися за пределами России; совершенствование методов постройки судов путем внедрения зональных технологий, ориентированных на конечный продукт; повышение потребительских свойств, качества, надежности и конкурентоспособности судового комплектующего оборудования за счет применения технологического оборудования, материалов, полуфабрикатов и элементной базы смежных отраслей промышленности, закупки лицензий на комплектующие системы, приборы и оборудование; расширение производства комплектующего оборудования до требуемого уровня путем перепрофилирования производства и привлечения высвобожденных в результате первого этапа конверсии мощностей приборо- и машиностроительных предприятий; внедрение принципиально новых технологических процессов с использованием энергий высокой плотности (лазерной, плазменной, электроимпульсной и др.), а также создание и применение машин, оборудования, средств механизации на основе использования новых физических явлений, снижающих уровень ручного труда и уменьшающих экологическую нагрузку на окружающую среду. Кроме того, необходимо предусмотреть меры по оказанию поддержки судостроению, и в частности: выработать предложения и меры, позволяющие российским пароходствам переориентировать заказы на закупку судов с зарубежных верфей на отечественные; оказать поддержку научному потенциалу и проектному обеспечению гражданского судостроения, учитывая высокий уровень отечественной науки в области судостроения и то, что спрос на российские научные разработки за рубежом возрос, особенно за последние годы; выработать предложения по предоставлению государственных гарантий по кредитам и инвестициям, направляемым в отечественное судостроение; внедрить в практику осуществление допостроечного кредитования судостроителей в размере 80 процентов стоимости судна с последующим погашением кредита потребителем-эксплуатантом; выработать условия, позволяющие привлечь предприятия стран СНГ для производства комплектующих изделий для нужд судостроения; выработать предложения по совершенствованию организационных структур и механизмов финансирования в области судостроения. ПОДПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (1995-2000 годы) Наименование подпрограммы - Развитие производства оборудования для топливно-энергетического комплекса (1995-2000 годы) Государственный заказчик - Минтопэнерго России подпрограммы Основные исполнители - конверсируемые предприятия и организации оборонной промышленности Основные разработчики - Департамент экономики оборонной промышленности Минэкономики России, Госкомоборонпром России, Минтопэнерго России, РКА Основная цель подпрограммы - решение вопросов технического перевооружения топливно-энергетического комплекса на базе отечественного оборудования, снижения зависимости от импорта, внедрения новых технологий в отраслях комплекса, более полного и рационального использования энергоресурсов. Реализация подпрограммы позволит: полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка и обеспечить экспортные поставки продукции топливно-энергетического комплекса; обеспечить выпуск оборудования, конкурентоспособного по техническим параметрам и качеству изготовления; устранить зависимость топливно-энергетического комплекса от поставок оборудования монопольными поставщиками из стран СНГ Важнейшие целевые - ввод дополнительных производственных показатели мощностей, обеспечивающих выпуск товарной продукции на сумму: ВСЕГО - 19984 млрд. рублей в том числе: 1995 год - 4684 млрд. рублей; 1996 год - 6100 млрд. рублей; 1997 год - 9200 млрд. рублей. Создание дополнительно более 100 тыс. рабочих мест в гражданской сфере производства Сроки реализации - 1995-2000 годы подпрограммы Объемы и источники финансирования млрд. рублей в ценах 1995 года -----------------------------T-------------T--------T------T------¬ ¦ ¦ На период ¦ 1995 ¦1996 ¦ 1997 ¦ ¦ ¦ реализации ¦ год ¦год ¦ год ¦ ¦ ¦ подпрограммы¦ ¦ ¦ ¦ L----------------------------+-------------+--------+------+------- В С Е Г О 3438,1 1040,5 1505,1 892,5 в том числе: федеральный бюджет 64,2 15,2 24 25 бюджетное финансирование 1512 336 672 504 на возвратной основе 1861,9 689,3 809,1 363,5 внебюджетные источники КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ 1512 336 672 504 в том числе: бюджетное финансирование 1512 336 672 504 на возвратной основе - - - - внебюджетные источники НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ-СКИЕ и 129,5 45,4 44,1 40 ОПЫТНО-КОНСТРУК-ТОРСКИЕ РАБОТЫ в том числе: федеральный бюджет 64,2 15,2 24 25 внебюджетные источники 65,3 30,2 20,1 15 ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ 1796,6 659,1 789 348,5 в том числе: федеральный бюджет - - - - внебюджетные источники 1796,6 659,1 789 348,5 Ожидаемые конечные результаты - прирост выпуска продукции топлив- но-энергетического комплекса к 2005 году: электроэнергии на 174 млрд. кВт/ч; нефти на 40 млн. т; газа на 182 млрд. куб. м; угля на 25 млн. т; разведочного бурения на 11,6 млн. м Целью подпрограммы является разработка и производство импортозамещающего и нового высокоэффективного оборудования для топливно-энергетического комплекса. Особая значимость этой проблемы вызвана тем, что при распаде СССР 60-70 процентов производителей оборудования для топливно-энергетического комплекса остались за пределами Российской Федерации. Технический уровень и надежность оборудования, находящегося в эксплуатации на объектах энергетики, недопустимо низки, что приводит к увеличению расходов на обслуживание старого оборудования, снижению объемов добычи нефти, газа, угля, а также выработки электроэнергии. Реализация подпрограммы позволит: полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка и реализовать экспортные возможности по продукции топливно-энергетического комплекса; обеспечить выпуск оборудования, конкурентоспособного по техническим параметрам и качеству изготовления; решить проблему зависимости топливно-энергетического комплекса от поставок оборудования из зарубежных стран, а также существенно снизить уровень монополизации отечественного машиностроения и создать конкуренцию производителей; сохранить более 100 тыс. рабочих мест на предприятиях оборонных отраслей промышленности; обеспечить проведение единой технической политики по внедрению новейших достижений науки и техники, прогрессивных технологий, введению системы сертификации, соответствию оборудования международным стандартам (API, ISO), рациональной реконструкции и модернизации конверсируемых мощностей с учетом потребностей всех отраслей топливно-энергетического комплекса. В реализации подпрограммы примут участие более 200 конверсируемых предприятий, на которых должно быть создано и освоено в производство более 500 видов машин, оборудования, средств автоматики, информационных систем, комплектующих изделий и материалов для нефтяной, газовой, угольной, топливной промышленности, электро- и теплоэнергетики, оборудования для использования нетрадиционных видов энергии. Для угольной промышленности предусматриваются создание и производство механизированных комплексов, очистных комбайнов, аппаратуры управления и автоматизации, средств безопасности, взрывозащищенного электрооборудования, что позволит устранить критическую ситуацию по обеспечению предприятий отрасли горно-шахтным оборудованием, закупаемым в настоящее время большей частью за рубежом. Нефтедобывающая промышленность получит в результате реализации подпрограммы высокопроизводительную технику, которая ранее либо вовсе не выпускалась в России, либо выпускалась в недостаточном количестве. Это новые буровые установки, средства механизации бурения и ремонта скважин, оборудование для очистки бурового раствора и сточных вод, противовыбросовое оборудование, телеметрические системы для проводки направленных горизонтальных скважин и управляемого бурения, подъемные агрегаты, трубы из композиционных материалов, оборудование для интенсификации и повышения нефтеотдачи пласта. Для газовой промышленности намечено производство газоперекачивающих агрегатов на базе авиационных двигателей, баллонов и газобаллонной арматуры. Применение современных технологий, оборудования и организации Страницы: 1 2 |