Страницы: 1 2 ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ) ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТ РФ 24 февраля 1994 г. (Д) ВВЕДЕНИЕ Россия переживает сейчас один из важнейших этапов развития своей государственности. В конце минувшего года всенародным голосованием была принята первая в ее истории демократическая Конституция. Несмотря на острейшую политическую борьбу и духовный разлад, несмотря на огромную психическую и физическую усталость, российское общество нашло в себе силы сделать трудный, но решающий шаг на пути к обновлению и стабильности. И это многократно повышает его ценность. Долг всех нас, кто напрямую причастен к судьбе России, максимально использовать этот шанс. Два года назад мы начали болезненное, но в конечном счете необходимое и целительное реформирование экономики. С огромным трудом мы отошли от края экономической пропасти, в которую неотвратимо сталкивала нас прежняя система, и начали медленное, не всегда уверенное движение к выздоровлению. В прошлом году мы на мгновение заглянули в другую бездну - гражданского противоборства и в ужасе отпрянули от нее. Сейчас нам нужно сделать все возможное, а может быть, и невозможное, чтобы подобное больше не повторилось. Российская Конституция - не только символ стремления к национальному согласию. Она - реальная основа налаживания сотрудничества в российском обществе, и прежде всего между ветвями федеральной власти. Среди тысяч сложнейших проблем сегодняшней России нет ни одной, которая может быть решена в условиях конфронтации и взаимного недоверия. Возобновление непримиримой борьбы - это путь в тупик, и из него не будет выхода. Для тех, кому граждане России доверили управлять страной, это путь к политическому позору, к проклятию, к вечному забвению. Идеологический вакуум, возникший после крушения прежней системы, заполняется сегодня бесплодными спорами о преимуществах тех или иных "измов". Слишком часто они становятся символами противостояния и ненависти, знаками беды. Мы все должны понять, что государство не может строиться на идеях, вызывающих раскол и поляризацию общества. В его основе должны лежать естественные ценности и понятия, обращенные ко всему народу и каждому человеку в отдельности. Такие, как безопасность, свобода, благосостояние, солидарность. Наша стратегическая цель - сделать Россию процветающей страной, в которой живут свободные люди, гордые своей древней историей и смело смотрящие в будущее; страной, в которой власть основана на праве и не подавляет гражданина; страной с эффективной экономикой, сочетающей национальные особенности и мировые достижения. Эта цель близка и понятна всем россиянам независимо от убеждений, политических ориентаций, социального и имущественного положения, возраста и национальности. Достичь ее мы сможем, если сплотимся вокруг общей практической задачи - укрепление Российского государства. Чтобы решить ее, у нас есть главное условие - Конституция. В ней очерчен правовой каркас сильного и стабильного демократического государства. Центральным ориентиром в этом деле для нас является формула Конституции - Россия есть демократическое федеративное правовое социальное и светское государство. Российское государство мы должны укреплять, потому что укрепить государство - значит: - усилить его институты, наладить нормальное взаимодействие между ними; - создать нормальный механизм его взаимодействия с обществом; - найти оптимальные способы его участия в экономических процессах; - создать действующие механизмы обеспечения и защиты прав и свобод каждого человека, независимо от национальности, веры, социального положения; - обеспечить гражданам России уверенность и спокойствие в своей стране, на улицах ее городов и сел, в своих домах и квартирах; - обеспечить России достойное место в мировом сообществе. Россия не будет сильной, если не будет единой. Самой прочной гарантией единства страны, равноправия населяющих ее народов станет реализация принципов федеративных отношений, заложенных в Конституции. Простые человеческие ценности, уважение к демократии, к праву укоренятся, если государство будет активно помогать становлению гражданского общества, поддерживать гражданскую демократическую инициативу, если в сложный переходный период проявит дальновидность - поддержит культуру, науку, образование, установит диалог с различными религиями и конфессиями. Правовое государство должно быть сильным, чтобы гарантировать безопасность людей, нанести удар по преступности, перейти в наступление на коррупцию. Сильное государство - основа продолжения реформы, преодоления кризиса, налаживания структурной перестройки экономики, создания условий для ее стабилизации и подъема. Россия заинтересована в обеспечении экономических, культурных, семейных, просто человеческих связей между новыми независимыми государствами. Важнейшее условие для этого - признание каждым из них приоритета человеческих прав, необходимости защиты интересов этнических, культурных и языковых меньшинств. В интересах России создание благоприятных внешних условий для развития страны. Этого необходимо добиваться корректной и дружественной, но вместе с тем твердой и последовательной внешней политикой, в которой стремление к сотрудничеству не вступает в противоречие с национальными интересами страны и чувством национальной гордости россиян. Страна находится на развилке исторических дорог. Один путь ведет к безоглядной политической конфронтации, распаду государства, человеческим трагедиям, другой - к созидательному согласию, осознанию общей, непреложной для всех, без различия взглядов и политических позиций, цели: укрепление Российского государства на благо его граждан. Мы все нуждаемся во взаимопонимании. И оно будет найдено, если скоординированную работу сумеют наладить все, и прежде всего Президент, Федеральное Собрание и Правительство. Настоящее Послание Президента Российской Федерации - важный шаг в этом направлении. В Послании заявлен политический курс главы государства. Президент не вторгается в компетенцию ни одного из федеральных органов государственной власти. В то же время содержащиеся в Послании политические, экономические и социальные ориентиры становятся основой для оценки деятельности всех органов государственной власти. В соответствии с пунктом "е" статьи 84 Конституции Российской Федерации и исходя: из стремления обеспечить более сбалансированный и взвешенный подход при определении основных направлений внутренней и внешней политики; из конституционной обязанности Президента Российской Федерации обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, направляю Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодное послание "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)". 1. Правовое государство 1.1. Конституция и законодательство Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция создала предпосылки для строительства в России сильного государства. Новое устройство государственной власти, закрепленное Конституцией, соответствует демократическим стандартам. Разработка Конституции происходила в условиях жесточайшего политического противостояния. Это не могло не сказаться на юридическом качестве отдельных статей. В новой политической ситуации и на базе принятой Конституции продолжение поэтапной конституционной реформы - оправданный и правомерный процесс. Но при этом важно действовать без спешки, не поддаваться сиюминутной политической конъюнктуре, учитывать тот практический опыт, который будет накапливаться при реализации положений Конституции по мере развития общества. Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическое государство. На основе Конституции формируется демократическая система власти. Новое политическое и правовое содержание обрел институт Президента, полномочия которого направлены на укрепление государственности, защиту конституционных ценностей. По-новому выражены в Конституции роль и место Правительства. Оно стало самостоятельным конституционным институтом, способным нести всю полноту ответственности за принимаемые им решения. В то же время Правительство действует в рамках законов, указов и в соответствии с политикой Президента. В декабре 1993 года в России появился парламент - Федеральное Собрание. Без развитого парламентаризма полноценная демократия невозможна. В самое ближайшее время будет обновлена и реформирована система правосудия. Ее роль до сих пор далека от той, которую судебная власть должна играть в правовом государстве. Конституция создала благоприятную основу для взаимодействия всех ветвей власти, прежде всего Президента и парламента. Однако Конституция определяет лишь юридические условия совместной работы Президента и Федерального Собрания. Необходим также благожелательный психологический климат взаимоотношений. Это и есть политическая культура. Ежегодные президентские послания - один из ее элементов. Послание - не директива, но и не набор благих пожеланий. Президент обладает достаточными конституционными возможностями воздействия на положение дел. Парламент, уважая полномочия Президента, не будет воздвигать искусственные барьеры на пути реализации основных направлений внутренней и внешней политики. Именно такого согласия ожидает народ от власти. Именно от этого, в первую очередь, зависят укрепление нашего государства и гражданский мир в стране. Стабильность общества, защита его основополагающих ценностей, прежде всего прав человека, обеспечение национальных интересов России во многом зависят от того, насколько эффективно демократическая власть будет работать, сумеет ли преодолеть разрыв между конституционными принципами и реальной практикой. Одна из причин такого разрыва в том, что и в обществе, и в государственном аппарате продолжается глубинная борьба между сторонниками и противниками демократической системы. Борьба интересов характерна для любого свободного общества. Но она плодотворна, пока ведется в системе демократических ценностей. Это - необходимое ограничение, и оно должно стать критерием правовой оценки любого политика, политической организации, любого государственного института. В частности, нельзя впредь допускать деятельность партий, движений, иных объединений, посягающих на основы конституционного строя, проповедующих и сеющих социальную, национальную и религиозную вражду и ненависть. В равной степени нельзя допускать такие антиконституционные проявления и под прикрытием депутатского статуса, государственной должности. Игнорирование органами власти фактов посягательства на конституционный строй означает неумение либо нежелание защитить демократию мерами государственного принуждения, хотя это прямо диктуется Конституцией. Другая фундаментальная причина разрыва между демократическими принципами и государственной практикой состоит в том, что, отказавшись от командного принципа осуществления власти, государство так и не смогло в полной мере овладеть правовым принципом. Это вызвало такие угрожающие явления, как: - неконтролируемый рост управленческого персонала во всех сферах, что снижает эффективность власти, уродует всю систему управления; - расцвет бюрократизма, который заглушает рост новых экономических отношений, искажает социальную политику государства, угнетающе действует на социальное самочувствие людей; - включение части чиновничества на разных уровнях управления в политическую борьбу, что приводит к саботажу государственных решений; - коррупция, проникшая в государственный и муниципальный аппарат; - опасно низкий уровень исполнительской дисциплины; - рассогласованность в работе министерств, ведомств, других государственных органов. Нужно открыто признать: демократические принципы организации власти все больше и больше дискредитируются. Формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, мало что дающей большинству людей и отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Российское общество обрело свободу, но пока не ощутило демократию как систему сильной и в то же время целиком ответственной перед народом государственной власти. Поэтому на новом этапе требуется создать и отладить практические механизмы демократии. Решить эту проблему можно, если радикально повысить эффективность государственной власти, обеспечив точное и неуклонное соблюдение Конституции и законов, применяя, если надо, такой обязательный атрибут власти, как государственное принуждение, опирающееся исключительно на право. Это проблема первостепенной важности, и ее необходимо решать совместными усилиями Президента, Федерального Собрания, Правительства, других органов государственной власти. В ближайшее время следует разработать и принять законы, устанавливающие четкие правила функционирования государственных органов, в первую очередь органов исполнительной власти. Они должны предусматривать действенные механизмы контроля и ответственности, позволяющие принимать правовые акты, реально выполнимые, а значит, не допускающие произвольного толкования, экономически проработанные, включающие конкретные санкции за их неисполнение. Среди них законы о Правительстве, о федеральных органах исполнительной власти, о нормативно-правовых актах, о федеральной государственной службе, об основах организации представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, о статусе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях необходимо провести ревизию нормативных актов с целью кардинального уменьшения сферы действия так называемого разрешительного принципа и замены его уведомительным. В практической деятельности органов исполнительной власти контрольные функции и персональная ответственность должностных лиц на неисполнение правовых актов должны получить приоритетное значение. Оценку работы государственных органов и должностных лиц необходимо проводить не только по результатам их управленческого воздействия на ситуацию, но и, в первую очередь, по уровню исполнения правовых актов, решений вышестоящих органов, принятых в пределах их компетенции. В правовом государстве власть связана правом, что является обязательным признаком такого государства. Именно поэтому развитие права - актуальное направление политики по укреплению Российского государства. В этом важном деле главная роль принадлежит Федеральному Собранию. В качестве приоритетов правовой реформы необходимо выделить: - создание эффективных правовых механизмов, гарантирующих права и свободы человека и гражданина. Сегодня наиболее актуальны в этой сфере Жилищный кодекс, Кодекс законов о труде, Закон о публичных мероприятиях, изменения в Законе о защите прав потребителей, законы о государственном социальном страховании, о прожиточном минимуме, о разрешении коллективных трудовых споров; - развитие правовых основ рыночной экономики (принятие в первую очередь нового Гражданского кодекса); - совершенствование процессуального, уголовного, административного и других отраслей законодательства, направленное на обеспечение прав личности и общества, их защиту от организованной преступности, коррупции, иных криминальных проявлений. Особого внимания требуют те отрасли права, которые только начинают развиваться или пока отсутствуют. Это банковское право, вексельное право, налоговое право, право корпоративного управления, информационное право, компьютерное право и т.д. Правовая реформа должна базироваться на принципах: - системности нового законодательства (принятие пакетов законодательных актов, исключение повторных актов и правовых пробелов и т.д.); - правовой экономии (принятие меньшего числа нормативных актов, использование методов кодификации правовых актов и т.д.); - единства правовой системы (установление четкой иерархии правовых актов как на федеральном уровне, так и в системе взаимоотношений с субъектами Федерации). 1.2. Судебная реформа Если в государстве существует сильная судебная система, то сильно и само государство. Сильно потому, что представительные и исполнительные органы власти не тратят огромные силы на борьбу за выполнение принимаемых ими решений, лишаются соблазна действовать неправовыми средствами. Главную роль в защите права везде играет судебная власть. Ее сила в том, что она лишена (во всяком случае, должна быть лишена) каких бы то ни было политических интересов. Ее главный и единственный интерес - право как самостоятельная ценность. В сегодняшней России институты судебной власти фрагментарны, их юрисдикция еще не распространяется на все правовые отношения, законодательная база правосудия во многом устарела и страдает неполнотой. Перед федеральной властью встает, таким образом, насущная задача - как можно скорее завершить судебную реформу. Ее цель - формирование эффективного правосудия, действующего на строгих правовых и демократических началах. Реформа правосудия должна обеспечить: - универсальность судебной защиты (возможность защиты от любых проявлений произвола и насилия); - доступность правосудия; - оперативность судебной защиты прав и законных интересов; - безусловность исполнения судебных решений. Правовая защищенность граждан слаба. Многие суды не считают конституционные положения нормами прямого действия. Нередко гражданам по разным причинам отказывают в реализации их права на судебную защиту. Судебные решения, прежде всего в гражданско-правовой сфере, зачастую остаются невыполненными, игнорируются теми, кому они адресованы. Принцип независимости судей и их подчинения только закону еще не стал нормой жизни. В руках у чиновников остается немало рычагов давления. Условия работы, уровень социальной защищенности, бытового обеспечения судей во многом зависят от благорасположения местного руководства. Интересы усиления государства требуют возобновления работы Конституционного Суда Российской Федерации. Помимо решения вопроса о доизбрании конституционных судей необходимо доработать и как можно быстрее принять новый закон о Конституционном Суде. При этом должны быть учтены изъяны прежнего закона, которые искажали сущность важного института демократии. Нуждаются в обновлении не только компетенция Конституционного Суда, не только гарантии выполнения его решений, не только статус судей, но и сам процесс конституционного правосудия. Следует также принять законы, закрепляющие новые процессуальные принципы в уголовном, гражданском, административном и арбитражном судопроизводствах, прежде всего принципы состязательности и равноправия сторон в судебном процессе. Суд присяжных - одна из наиболее демократических форм судопроизводства. Поэтому в самые короткие сроки заинтересованные органы должны подвести итоги начавшегося в 1993 году эксперимента и внести предложения о возможности полномасштабного введения этого института в судебную практику. Нужен закон о судоустройстве, устанавливающий общие принципы построения судебной системы в России и особенности правового регулирования различных подсистем судебной власти. Должны быть восстановлены такие прогрессивные институты, как мировые судьи, апелляционное производство. Назрела необходимость выделения административной юстиции в качестве самостоятельной подсистемы. Она должна состоять из судов или судебных присутствий общих судов, рассматривающих дела о законности действий государственных и муниципальных органов, должностных лиц. Для демократического реформирования деятельности высшего суда в системе общих судов Российской Федерации требуется закон о Верховном Суде Российской Федерации. Для создания эффективного правосудия безотлагательно следует принять законодательный акт, устанавливающий гарантии государственной защиты судей, присяжных заседателей, свидетелей, потерпевших, других участников уголовного процесса. Суды надо финансировать в полном объеме. Это важно не только для поднятия престижа судебной власти, но и для обеспечения полной независимости судов от органов власти всех уровней. 1.3. Защита гражданина, права и государства Укрепление государства немыслимо без обуздания преступности. Огромная сложность, однако, заключается в том, что для эффективной борьбы с преступностью требуется сильное государство. Проблема настолько остра, что ее невозможно отложить на будущее. Речь идет о реальной оценке ситуации и принятии всех возможных мер для ее изменения в лучшую сторону. Безудержный рост преступности создает серьезную угрозу для государства и общества, жизни, здоровья и имущества граждан. Преступность сегодня представляет собой угрозу национальной безопасности России. В последние четыре года ее общий уровень вырос почти в два раза. Усиливаются опасные тенденции в динамике и структуре преступности. Положение осложняется кризисом, который переживают и правоохранительные органы. Их профессиональное кадровое ядро значительно ослаблено. Все это отрицательно сказывается на раскрываемости преступлений, на авторитете органов охраны правопорядка, влечет за собой безнаказанность правонарушителей и усиление агрессивности преступного мира. В последнее время предприняты меры, направленные на концентрацию усилий государства на этом важном направлении, подготовлена Федеральная программа борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы. Ее целью является создание дополнительных гарантий защиты жизни, здоровья, имущественных и иных прав граждан, обеспечение общественной безопасности и правопорядка. Выполнение намеченных мер связано с соответствующим финансированием, что потребует от российского парламента принятия нелегких бюджетных решений. Каким бы сложным ни было экономическое положение государства, надо сделать все возможное, чтобы удовлетворить самые неотложные финансовые и материальные потребности органов охраны правопорядка. Министерству внутренних дел следует принять кадровые, организационные меры, обеспечивающие нормальную работу правоохранительных органов. Необходимо избавить их от выполнения несвойственных им функций и бюрократической работы, ликвидировать ведомственные барьеры, правовую и организационную путаницу в деятельности правоохранительных органов. Необходимо сформировать в структуре МВД строго централизованную систему подразделений по борьбе с организованной преступностью, обеспечить эти подразделения в первую очередь лучшими кадрами, техникой и финансами. Интересы борьбы с преступностью требуют проведения единой правовой политики всеми органами и должностными лицами, наделенными правом уголовного преследования, - будь то дознаватель или следователь, прокурор или судья. Должны быть обеспечены социальная защита сотрудников органов охраны правопорядка и в то же время строжайший контроль за их соответствием профессиональным и моральным требованиям. Эффективность борьбы с преступностью предполагает укрепление правовой базы. В этих целях Федеральному Собранию предстоит в безотлагательном порядке рассмотреть и принять соответствующий пакет законов. Следует найти законодательные решения ряда вопросов, связанных с борьбой против организованной преступности и коррупции, среди которых: - усиление уголовной и иной юридической ответственности всех лиц, участвующих в организованных преступных группах, в особенности их организаторов; - расширение доказательственной базы; - защита участников уголовного процесса; - меры, препятствующие "отмыванию" денег, добытых противоправным путем; - меры, препятствующие проникновению организованной преступности в государственный аппарат. Эти вопросы должны найти свое отражение в федеральных законах о борьбе с организованной преступностью, о борьбе с коррупцией, о федеральной государственной службе. Необходимо ликвидировать пробелы в правовом регулировании борьбы с экономическими преступлениями. Прежде всего должна существовать равная правовая защита всех форм собственности. Нужны акты, направленные на защиту лиц, занимающихся честным предпринимательством, и вместе с тем акты об ответственности за недобросовестную конкуренцию и недобросовестное предпринимательство, ложное банкротство, ложную рекламу, получение кредитов обманным путем, нарушение правил в области налоговой, таможенной и лицензионной деятельности, коммерческий подкуп недолжностных лиц, компьютерные преступления. Должна быть разработана принципиально новая система предупреждения правонарушений и безнадзорности среди детей, подростков и молодежи, создана сеть государственных и общественных организаций по социальной защите и коррекции поведения этой категории населения. Необходим комплекс мер по оказанию социальной помощи людям, оставшимся без постоянного дохода, без средств к существованию. Нужен законодательный акт, четко регулирующий меры по социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Активная интеграция отечественной преступности в международную требует укрепления сотрудничества правоохранительных органов России и зарубежных стран. Правовой базой для его расширения может стать быстрейшее присоединение России к соответствующим международным конвенциям. Необходимо также ратифицировать Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанную более двух лет назад главами государств СНГ в г. Минске. Неотложной мерой является принятие новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, основанных на принципе приоритета общечеловеческих ценностей. В них должна быть отражена специфика новой российской государственности и предусмотрена надлежащая охрана всех ее институтов. 2. Человек в демократическом государстве 2.1. Права человека Конституция Российской Федерации юридически обеспечивает такое отношение государства к правам человека, которое отвечает современному пониманию демократии, принципам гражданского общества. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - главная обязанность государства. В демократическом государстве власть направлена не на подавление свободы и не на внешнюю экспансию. Все его силовые атрибуты нужны не для самоутверждения власти, а для того, чтобы любой человек был защищен от всякого произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как полноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь государства должна обеспечивать охрану и защиту прав личности. Конституция определяет путь, по которому должны следовать государственные органы. В частности, недопустимо более в практике органов государственной власти и местного самоуправления игнорировать положение о том, что Конституция Российской Федерации имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. Это позволяет основывать судебные решения непосредственно на Конституции, в том числе в случае отсутствия или противоречия ей действующих законов. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Тем самым государственные органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с международными стандартами в области прав человека, юридической защищенности личности. Однако с принятием Конституции разрыв между ней и действующим законодательством в области прав человека, защищенности личности увеличился. Указы Президента Российской Федерации частично заполнили соответствующий правовой вакуум, но они не могут и не должны постоянно заменять законы. Таким образом, стоит задача приведения законодательства в соответствие с Конституцией. С целью нормативного обеспечения прав человека в ближайшие два года необходимо: - разработать и принять законы, прямо предусмотренные Конституцией; - усовершенствовать действующие федеральные законы; - разработать и принять нормативные акты, устанавливающие механизм реализации федеральных законов; - привести правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации в области прав человека в соответствие с Российской Конституцией. 2.2. Безопасность личности Демократическое государство не вправе вторгаться в частную жизнь граждан, но оно должно обеспечить каждому человеку личную безопасность и защиту его достоинства. Одна из самых острых проблем в жизни государства и общества - стремительный рост преступности. Это один из основных факторов, препятствующих осуществлению реформ, вызывающий у граждан чувство тревоги на свою жизнь и благополучие. Ситуация стала нетерпимой. Правильных слов о войне с преступностью произнесено много. Гораздо меньше результатов. Пора переходить к конкретным делам. В общественном сознании крепнет мысль, что демократическая власть не в состоянии навести порядок. Необходимо преодолеть это опасное заблуждение. Люди, наоборот, должны обрести уверенность в том, что только демократическое государство способно обеспечить их безопасность. Решать проблему безопасности личности необходимо безотлагательно и с применением действенных правовых, организационных, кадровых, финансовых мер. Граждане России нуждаются в правовой защите и от произвола самих государственных структур. Требуется создание развитой и доступной системы юридической помощи населению. Уровень развития адвокатуры - точный индикатор правовой обеспеченности прав и свобод человека и гражданина. Законодательно должны быть гарантированы независимость и высокий престиж адвокатуры, исключено вмешательство в ее деятельность органов государственной власти. В то же время необходимо закрепить условия льготного предоставления разнообразных адвокатских услуг гражданам, испытывающим финансовые затруднения. Государство обязано заботиться о здоровье населения. Здоровье каждого гражданина России должно приобрести самостоятельную ценность. Вместе с тем качественные показатели состояния здоровья населения в последние 10 лет неуклонно снижаются. Негативно развиваются демографические процессы. Сокращается ожидаемая продолжительность жизни, увеличивается смертность. Нарастает угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан. В 1993 году население было обеспечено лекарствами только на 60%. Задача Правительства в 1994 году как минимум не допустить снижения объема медицинской и лекарственной помощи населению, объединив различные источники финансирования и сконцентрировав их на наиболее важных направлениях здравоохранения: скорой медицинской помощи и медицине катастроф, интенсивной терапии и реанимации, семейной врачебной практике, лекарственном обеспечении. Стабилизировать и улучшить положение в сфере здравоохранения призвана реформа системы медицинской помощи. Ее цель - удовлетворение потребностей населения в качественной доступной медицинской и лекарственной помощи, создание условий, способствующих здоровой, активной и продолжительной жизни. В первую очередь реформа должна предусматривать: - структурную перестройку отрасли и переход к обязательному медицинскому страхованию всех граждан России; - поддержку государственной и муниципальной систем здравоохранения. Как показывает мировой опыт, введение медицинского страхования вместо централизованной системы здравоохранения является наиболее рациональной и надежной формой медицинской помощи. При такой системе интересы пациента защищают не только органы здравоохранения, но и страховые компании. В России медицинское страхование лишь вступает в силу. Тем не менее уже первый опыт работы территориальных фондов обязательного медицинского страхования показал, что установленный размер страхового взноса явно недостаточен и не в состоянии полностью компенсировать рост цен на медицинские услуги и лекарственную помощь социально незащищенным группам населения. Правительству надо найти возможность поэтапного увеличения страхового тарифа. Качественная лечебно-профилактическая помощь возможна только на основе применения высокоэффективных медицинских технологий, достижений медико-биологических и технических наук, требующих современной производственной базы. Всемерно содействовать ее развитию - важная задача федеральных органов власти. Следует осуществить крупномасштабное привлечение предприятий страны, в первую очередь конверсионных, к производству современных высококачественных медикаментов и медицинской техники. Необходимо сохранить беспошлинный централизованный ввоз только жизненно важных импортных медикаментов, не производимых в России. Эти меры станут серьезной поддержкой отечественной медицинской промышленности. Преобразования в системе здравоохранения требуют законодательного обеспечения. В ближайшее время парламенту Российской Федерации предстоит рассмотреть законопроекты о системах здравоохранения, о правах пациентов, о лекарственных средствах, об охране семьи и ряд других. На протяжении длительного времени в нашей стране преобладал бездумный подход к созданию новых производств и возведению промышленных объектов, использовались хищнические методы освоения природных богатств. В наши дни людям приходится расплачиваться за эти просчеты. Обширные регионы страны стали зонами экологического бедствия. Жизнь и здоровье десятков миллионов людей, проживающих на этих территориях, животный и растительный мир находятся под серьезной угрозой. В ряде мест, особенно в крупных промышленных центрах, сложилась критическая ситуация. Вполне обоснованна тревога общественности за состояние окружающей среды, справедливы требования срочно приступить к конкретной работе, с тем чтобы улучшить положение. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции. Поэтому конституционной обязанностью всех органов власти является создание условий, способствующих оздоровлению природы. Необходимо руководствоваться тем, что экологическая безопасность - составная часть национальной безопасности России. Правительством разработан ряд неотложных экологических программ, но их реализация продвигается крайне медленно. Сказывается недостаточное финансирование. Федеральному Собранию и Правительству придется уделить этой проблеме серьезное внимание. Оздоровить экологическую ситуацию во многих регионах в состоянии федеральные службы, осуществляющие экологический контроль, охрану природных ресурсов и регулирующие их использование. Для этого важно, чтобы они не ограничивались констатацией нарушений и использовали в полной мере все имеющиеся у них возможности. Решительный поворот в природоохранной деятельности должна обеспечить долгосрочная государственная стратегия охраны окружающей среды, основные положения которой утверждены в начале февраля 1994 года Указом Президента Российской Федерации. Главное внимание в ней уделено: - обеспечению экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений; - охране окружающей среды (в том числе выводу из кризисной экологической ситуации крупных городов и промышленных центров, гарантии радиационной безопасности населения); - оздоровлению и восстановлению нарушенных экосистем России; - активному участию в решении глобальных экологических проблем. В соответствии с этой стратегией Правительству предложено в двухмесячный срок разработать план действий по охране окружающей среды на 1994 - 1995 годы. В текущем году Правительству поручено также разработать концепцию перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач. Сложность и масштабность этих проблем требуют конструктивного взаимодействия федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений. Потребуются взвешенное, в рамках закона, применение как экономических, так и административных регуляторов, развитое правовое обеспечение, проведение целенаправленной социально-экономической, финансовой и налоговой политики. 2.3. Государственная поддержка институтов гражданского общества Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер. Только благодаря гражданскому обществу эта власть ставится на службу человеку, становится защитницей свободы. Особенность российской ситуации в том, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы нового демократического государства. Поскольку не может быть демократического государства без гражданского общества, государство объективно заинтересовано в оказании поддержки общественным институтам. При этом речь идет не о вмешательстве государства в жизнь гражданских структур, не о наделении общественных объединений государственно-властными полномочиями, а о селективной помощи тем институтам гражданского общества, которые способны непосредственно усиливать демократический потенциал власти. В формировании гражданского общества неоценима роль средств массовой информации. Защита их свободы - задача стратегического значения. Пока есть эта свобода, демократия защищена самым важным из охранительных рубежей. Российские средства массовой информации переживают сегодня серьезные качественные изменения, связанные с переходом на рыночные рельсы. Накопилось немало проблем. По-прежнему, как и в предыдущие два года, ключевой вопрос - финансы. В 1994 году ни в коем случае нельзя оставлять прессу без дотаций. Необходимо постепенно переходить к разгосударствлению средств массовой информации, в первую очередь газет и журналов. Органы государственной власти должны передавать свои функции учредителей редакциям, журналистским коллективам. Ясно, что государство не справится с финансовым содержанием телерадиокомпаний. Пакет президентских указов по телерадиовещанию от декабря минувшего года определил курс государственной политики в этой сфере. Но важно, чтобы в ходе осуществления практических шагов не было разорвано на куски и поделено информационное пространство России. Государственный канал телевидения и радио должен сохраниться. Пора, наконец, развивать законодательную базу деятельности средств массовой информации. Первым здесь должен быть закон о праве на информацию. Необходимо также подготовить законопроекты, регулирующие деятельность телерадиокомпаний, тем более что неплохой задел для этого имеется. Один из факторов, осложняющих формирование политической системы демократического типа и гражданского общества, - слабость и аморфность партий и общественных организаций. Велика инерция межпартийной, межгрупповой борьбы, в которой интересы граждан отодвигаются на задний план. Прошедшие в декабре 1993 года выборы в Федеральное Собрание выявили значительные недостатки в законодательном обеспечении деятельности партий, общественных объединений, средств массовой информации в период избирательной кампании. Необходимо, чтобы очередные президентские и парламентские выборы прошли уже на основе новых законов. Не менее важно на федеральном уровне определить и основные положения избирательного законодательства субъектов Федерации. Особая роль отводится закону о политических партиях, который наряду с общедемократическими положениями должен дать импульс развитию многопартийности. Важно, чтобы этот закон обеспечил: - закрепление роли партий как основных каналов политической активности, связанной с формированием власти; - создание условий, стимулирующих укрупнение партий и формирование стабильной партийной системы; - направленность партийной деятельности на выявление и выражение мнений различных слоев общества. Целесообразно обеспечить согласованность и взаимную дополняемость закона о политических партиях и законов о выборах. Разрабатывать законы о выборах следует, опираясь на критическое осмысление опыта первых многопартийных выборов, исходя из преимущественного участия в выборах крупных политических блоков. Важное направление законотворчества - порядок использования средств массовой информации как в ходе избирательных кампаний, так и в период между выборами. Здесь не обойтись без законодательного регулирования времени, отводимого телевидением и радиовещанием для ведения избирательных кампаний. В этом случае бесплатное предоставление эфира государственными средствами массовой информации должно стать одной из форм государственной поддержки многопартийности. Целесообразно использовать опыт, накопленный во время последних выборов. Третейский информационный суд, а теперь Судебная палата должна обобщить этот опыт и представить Президенту соответствующие предложения. На федеральном уровне доступ к государственной поддержке, к участию в выборах надо открыть объединениям, получившим статус общероссийских политических партий. Принятием раздельных законодательных актов о партиях и об общественных организациях (объединениях) будет разведена собственно политическая активность и деятельность организаций и граждан, направленная на решение неполитических проблем. Это вовлечет общественные организации в осуществление социальной политики государства. Ему следует частично финансировать деятельность общественных объединений, занятых решением приоритетных социальных задач. Это позволит снять часть бремени с государства, сократить государственный аппарат. Продуманный, законодательно закрепленный порядок распоряжения общественными организациями частью государственных средств поможет повысить эффективность их использования. Государство должно оказывать поддержку общественным организациям в форме: - субсидий, предоставляемых на конкурсной основе; - наделения правом пользования государственным имуществом; - предоставления налоговых льгот, полного или частичного освобождения от платы за услуги государственных предприятий. Оказывая помощь, государство должно иметь право контроля за использованием предоставляемых финансовых и иных средств. Такой механизм должен найти воплощение в законах об общественных организациях (о свободе ассоциаций), о профессиональных союзах, законе о некоммерческих организациях, о благотворительных фондах и благотворительной деятельности. Одним из признаков развитого гражданского общества является система институтов самоуправления. Эти институты позволяют придавать свободной деятельности человека созидательный смысл, связывать ее с самоответственностью. Именно поэтому Конституция выделяет отдельную сферу гражданской самостоятельности и активности - местное самоуправление, определяя, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а действуют самостоятельно и ответственны перед своим населением. Однако это не означает, что государство может полностью отстраниться от правового регулирования структуры, функций и полномочий местного самоуправления. Нельзя не учитывать, что это не только сфера самоорганизации жителей, но и специфический уровень власти. 3. Федерализм - территориальная форма демократии 3.1. Целостность государства и региональная политика Укрепление государства - прежде всего укрепление его территориальной целостности и единства. Проблема не сводится только к обеспечению нерушимости государственных границ и защите страны от внешних угроз. При всей важности этих задач тревожат проявления дезинтеграции страны, внутренние тенденции, угрожающие ее территориальной целостности. Опасения обусловлены тем, что коренные преобразования в экономической и политической сферах совпали с кризисом унитаризма, который себя изжил. Для России, начавшей демократические преобразования, единственно реальный способ ее укрепления - создание современного федеративного государства. Задача федеральных властей - найти такую форму государственного устройства, чтобы естественное стремление регионов к большей самостоятельности не создавало угрозы целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны. Сама Конституция была подготовлена при непосредственном участии субъектов Федерации. В процессе Конституционного совещания удалось устранить многие противоречия и найти компромиссные юридические формулы, ставшие основой дальнейшего продвижения вперед. Регионы активно налаживают координирующие и управленческие связи друг с другом. Заработал механизм "самонастройки", благодаря которому в России начинают складываться новые социально-экономические комплексы, не разделенные административными границами. Появились и прообразы межрегиональных структур управления, взявшие на себя часть функций, которые ранее исполнял унитарный центр. Это - межрегиональные ассоциации, охватившие своей деятельностью всю Российскую Федерацию. Рост самостоятельности регионов и сокращение полномочий федеральной власти не означают ослабления государственности, не создают угрозы единству страны. В Конституции заложены базовые принципы, гарантирующие: - незыблемость территориальной целостности государства; - равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; - единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов государственности, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); - свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства (внутренние административные границы не могут быть превращены в государственные или экономические); - верховенство федерального законодательства; - недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статуса субъекта Федерации. Как и все остальные статьи федеральной Конституции, эти принципы обязательны для выполнения властями и гражданами в любом регионе России. Во всем, что не противоречит этим принципам и не отнесено к компетенции Российской Федерации, регионы свободны в своем развитии. Время борьбы регионов с "центром" за свои права уходит в историю. Конституция предоставила всем регионам России широкие права. Те региональные политики, которые все еще требуют полномочий, ломятся сквозь стену рядом с открытой дверью. Главная проблема в том, чтобы скорее приступить к реальному освоению своих прав. Широкая передача властных полномочий в регионы вовсе не означает, что федеральные власти устраняются от какого бы то ни было воздействия на региональную жизнь российского общества. Напротив, в новых условиях возрастает необходимость разработки и проведения в жизнь новой региональной стратегии российского государства. Такая задача была поставлена Президентом еще в апреле прошлого года, однако до преодоления конституционного кризиса ее решение было затруднено. Основные принципы и цели региональной стратегии состоят в следующем: - преодоление резких различий между районами по уровню жизни, по условиям развития; - развитие межрегионального сотрудничества и максимальное использование потенциала разнообразия регионов; - использование стимулирующих и регулирующих методов, отказ от администрирования; - благополучие граждан; - переход от узкоэкономических к более широким - общественным и социальным - целям; - обеспечение территориальной справедливости (ни один регион не должен получать каких-либо неоправданных привилегий). Важным инструментом совершенствования основ федерализма должен стать закон об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Федерации. В политической сфере гарантия региональной самостоятельности - прямые выборы региональных властей. Региональные власти должны подчиняться не федеральным властям, а федеральной Конституции. Гарантией экономической самостоятельности регионов должно стать разделение источников налоговых поступлений между федеральным, региональным и местным уровнями. Тогда каждый уровень государственной власти будет по-настоящему независим от других. В качестве налогоплательщиков могут выступать граждане и предприятия. Одним из важнейших условий сохранения территориальной целостности является обеспечение прав местного самоуправления. В компетенции его органов - удовлетворение самых насущных, повседневных, жизненно необходимых потребностей людей, что не под силу ни федеральной, ни даже региональной власти. Местное самоуправление имеет глубокие исторические корни в российской политической культуре в виде земства. Для молодой российской демократии местное самоуправление может стать эффективным средством активизации граждан, средством вовлечения их в конструктивную политическую работу, которая дает реальные практические результаты. Именно на уровне местного самоуправления могут получить практическое воплощение различные формы национально-культурного развития народов России. Перед федеральной властью стоит важнейшая задача - строго разграничить функции, права, обязанности и ответственность между органами государственной власти и местного самоуправления. Одновременно предстоит разделить их материально-финансовые источники. С этой целью необходимо принять федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления. Опираясь на него, органы власти субъектов Федерации должны будут принять правовые акты, регулирующие структуру и полномочия органов местного самоуправления в своих регионах с учетом национальных и местных традиций. В разработке и реализации региональной политики должны участвовать Президент, Федеральное Собрание, Правительство, субъекты Федерации. Возможности для полноценного взаимодействия законодательной и исполнительной властей в этой сфере теперь имеются. Появление Совета Федерации - первой в истории России "палаты регионов" - поможет существенно повысить уровень обсуждения региональной проблематики. Высока роль этой палаты в законотворчестве, связанном с решением всего круга региональных проблем страны. И в Совете Федерации, и в Государственной Думе созданы комитеты по делам Федерации и региональной политике. В ходе развития подлинного федерализма наверняка возникнут новые проблемы, и надо быть готовыми к их решению. Одна из них - возможный рост противоречий между регионами. Они были и раньше, но решались административным порядком в Москве. Теперь же регионам предстоит в основном самим преодолевать эти противоречия. В тупиковых ситуациях Президент будет использовать согласительные процедуры, создавать согласительные комиссии для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равно как и между органами власти самих субъектов Федерации. Важнейшим механизмом самонастройки федеративных отношений выступают договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Договор такого типа был подписан с Республикой Татарстан. Особую проблему представляет урегулирование отношений между федеральной властью и Чеченской Республикой. Основой для этого могут стать проведение в Чечне свободных демократических выборов и переговоры по разграничению полномочий с федеральной властью. Ближайшая задача - разработка и принятие базовых законов, позволяющих перевести конституционные принципы новых федеративных отношений в реальную правоприменительную практику. Необходимы законы: - о принципах разграничения предметов ведения и взаимного делегирования полномочий между федеральным "центром" и субъектами Федерации; - о порядке принятия в Российскую Федерацию нового субъекта или образовании в ее составе нового субъекта; - о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. 3.2. Экономическое единство России Разные стартовые условия и неодинаковая экономическая политика местных властей усиливают разрывы между различными регионами, формируя потенциал дезинтеграции России. Нетерпимо, когда, вступая в противоречие с Конституцией, власти регионов: - ограничивают свободу экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями различных субъектов Федерации; - создают препятствия перемещению товаров, финансовых ресурсов и передвижению людей через административные границы территорий; - нарушают единство принципов налогообложения. Каждый регион Федерации вправе применять свои тактические приемы при реализации стратегических задач экономической реформы. Но ни один регион не имеет права использовать эти приемы так, чтобы они фактически перечеркивали общие цели, отделяли его от Федерации, наносили бы прямой или косвенный ущерб другим регионам. Единство экономического пространства Федерации неприкосновенно. Чтобы его укрепить, необходимо обеспечить приоритетное развитие единой инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь, информатика), предусмотреть жесткие санкции к регионам, которые препятствуют перечислению налогов в федеральный бюджет или не выполняют иные обязательства перед федеральными органами. Федеральная власть должна, наконец, принять исчерпывающие меры для завершения процесса разграничения государственной собственности как между самими субъектами Федерации, так и между федеральным "центром" и регионами. Правительству России в самый сжатый срок следует провести инвентаризацию правового режима управления федеральным имуществом, находящимся на территории субъектов Российской Федерации, и его материального состояния. Следует пересмотреть предоставленные отдельным регионам льготы, часть которых экономически нецелесообразна, да и просто несправедлива по отношению к гражданам страны, проживающим на других территориях. Нужна система, построенная на единых критериях предоставления льгот по федеральным налогам и кредитам. Необходимо оказывать поддержку предприятиям, работающим по федеральным программам, создавать стимулы для развития российских межрегиональных корпораций. Надо обеспечить безусловное выполнение Конституции, устраняя любые региональные барьеры на пути движения товаров, денег и услуг. Регионы не могут являться субъектами экономических отношений. Их власти не вправе подменять собою истинных субъектов - граждан и предприятий - только потому, что они размещаются на территории, которая административно подчинена региональным властям. Вместе с тем нельзя допустить, чтобы борьба с экономическим сепаратизмом ущемляла права регионов Федерации, вела к восстановлению унитарного государства. Курс на передачу им все большего объема полномочий должен продолжаться. Федеральная власть возьмет на себя поддержку экономически депрессивных регионов через Федеральный фонд регионального развития. Основным источником средств для поддержки тех, кто слаб, должна стать территориальная рента, возникающая в ряде регионов в силу более благоприятных природных и географических факторов, а также вследствие прежних льготных государственных капиталовложений. Обеспечивая минимально необходимый уровень поддержки систем образования и здравоохранения, институтов рынка труда, федеральные власти не должны ограничивать самостоятельности регионов в выборе своей, приспособленной к местным условиям системы социальной поддержки населения. Очень важно, чтобы усилия федеральных органов власти дополнялись активной и всесторонней деятельностью субъектов Федерации. Не прямая передача средств из федерального бюджета в региональный, а использование этих ресурсов в совместных программах на паритетных началах - генеральный путь государственного воздействия на региональное развитие. В этом русле следует подходить, например, к развитию малых и средних городов, автодорожному строительству и т.п. С учетом этого должна быть рассмотрена находящаяся в Правительстве программа развития малых и средних городов. Большую роль должны сыграть предусмотренные Конституцией территориальные органы федеральной исполнительной власти. Именно они возьмут на себя основную нагрузку по разработке и реализации федеральных и межрегиональных программ для территорий. Понадобится поддержка межрегиональных ассоциаций, действующих в целях экономической интеграции. Речь идет о комплексном использовании и охране природных ресурсов, региональных программах, их долевом финансировании. 3.3. Федерализм и межнациональное согласие Укрепление Российского государства немыслимо без согласия между населяющими его народами. Множество национальных проблем порождено противоречивостью двух изначально заложенных в основу государственного устройства Российской Федерации принципов: национально-территориального и административно-территориального. Это отчетливо проявляется сегодня, когда происходит перераспределение властных функций и полномочий между федеральными органами и субъектами Федерации. В нынешних условиях сохраняется историческая необходимость их сосуществования. В то же время противоречия между ними будут сглаживаться на основе нового, заложенного в Конституции понимания нации как согражданства. Конституция провозгласила самоопределение Российской Федерации от имени всего ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве; точно так же источником власти в республиках, краях и областях является все их население независимо от национальности. Неконституционно, а потому недопустимо разделение жителей на представителей так называемых "коренных" и "некоренных" национальностей. Должно неукоснительно обеспечиваться предусмотренное Конституцией равенство прав и свобод всех граждан вне зависимости от их национальности. Ни одна этническая группа не может обладать исключительным правом контроля над территорией, институтами власти и ресурсами. Равенство прав обусловливает необходимость принятия согласованных решений, учитывающих интересы различных национальных групп. Целостность государства в значительной мере базируется на поддержании единства гражданского общества и сохранении многообразия его этнических компонентов. Вот почему жизненно необходима демократическая национальная политика. Она должна быть направлена на решение следующих наиболее актуальных вопросов: - национальные проблемы при строительстве федеративного государства; - защита прав граждан и образуемых ими этнических, религиозных и языковых сообществ; - национально-культурное развитие народов Российской Федерации; - предотвращение и урегулирование межнациональных конфликтов. Прежде всего государство обязано создать условия, позволяющие представителям различных национальностей самостоятельно определять и реализовывать свои социальные и культурные цели, образовывать ассоциации, объединения и другие институты гражданского общества. В экономике это означает прежде всего свободу предпринимательства, равные права на собственность для граждан всех национальностей. В политике - поддержание разнообразных форм самоуправления национальных групп. Самоорганизация этнических общностей, не имеющих своих национально-территориальных образований на территории Российской Федерации или проживающих за пределами таких образований, возможна в различных формах национально-культурной автономии. Правовые основы их деятельности предстоит определить Правительству и Федеральному Собранию. Федеральные, республиканско-региональные и местные власти обязаны защищать права человека в национальной сфере и оказывать преимущественную поддержку наименее защищенным этническим группам. Задача государства - сохранение уязвимых этнических культур и общин, особенно в регионах Европейского Севера Сибири и Дальнего Востока. Проведение экономических реформ в этих районах должно сопровождаться комплексом мер по защите прав малочисленных народов, среди которых: - бюджетное финансирование традиционных отраслей экономики и социальной сферы; - развитие социальной инфраструктуры национальных поселков и разработка особых форм медицинского обслуживания и образования с учетом специфики образа жизни малочисленных народов Севера; - сохранение языка, культуры, традиционной среды обитания. Первоочередная государственная поддержка необходима также всем этническим категориям беженцев и вынужденных переселенцев из зон межнациональных конфликтов. Особенно остры подобные проблемы на Северном Кавказе. В нынешнем году исполняется 50 лет со времени трагического события - насильственного переселения многих народов России с родных мест. Преодоление последствий репрессивной национальной политики - одна из приоритетных задач органов власти всех уровней. В решении этих сложнейших проблем особенно важно межнациональное согласие, готовность к диалогу, поиск компромиссов. Сохранение и укрепление федеративного государства напрямую зависят от национального самочувствия русских. В России русские составляют абсолютное большинство населения - 83%. Им не угрожают ассимиляция, забвение родного языка, утрата национальной самобытности. В то же время нельзя отрицать наличия ряда проблем, с которыми сталкиваются русские, особенно в некоторых республиках Федерации и в районах, граничащих с зонами межнациональных конфликтов. По отношению к ним применимы те же основные принципы демократической национальной политики: - национальный паритет с другими народами на территории всех субъектов Федерации, в частности равенство в использовании родного языка в официальных отношениях, общественной и культурной жизни; - право на этнокультурную самоорганизацию, например путем создания регионально-культурных ассоциаций на территориях, где русские находятся в меньшинстве; - государственная поддержка программ возрождения регионального многообразия русской национальной культуры и, разумеется, русских переселенцев. Государство будет стремиться принять всех переселяющихся соотечественников и оказывать первоочередную помощь в размещении и трудоустройстве социально незащищенным группам переселенцев, а также тем из них, кто направляется в районы, развитие которых представляет особое значение для страны. В России федеральная власть проявила достаточные выдержку и благоразумие, позволившие избежать перерастания конституционных конфликтов с рядом республик в межнациональную конфронтацию. Органам государственной власти еще предстоит разработать концепцию государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов. В ее основу должен быть положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий. В то же время государство обязано использовать все законные средства, включая силу, для немедленной локализации вооруженных столкновений, разоружения незаконных военных формирований, пресечения деятельности организаций и лиц, проповедующих национальную рознь и призывающих к насилию. В целом политика межнационального согласия должна занять одно из ведущих мест в государственной стратегии развития Российской Федерации. Для реализации этой политики понадобится разработать следующий пакет законопроектов: - о национальных меньшинствах; - о статусе национальных советов, районов, округов, поселений и о национально-культурной автономии; - о развитии этнических культур и языков; - о вынужденной миграции и беженцах из зоны межэтнических конфликтов. 4. К социальному государству через рыночную реформу 4.1. Резервы реформы Экономика переходного периода всегда неустойчива. Если государство слабое, нарастает нестабильность, останавливается реформа и разрушается хозяйство. В сильном государстве быстрее достигается стабилизация, а реформа создает предпосылки для экономического подъема. Без укрепления государства России не удастся одолеть кризис и осуществить глубокое реформирование экономики. Сейчас положение в экономике весьма тревожно. Из-за взаимных неплатежей останавливаются предприятия. Продолжается рост цен. В январе 1994 года темп инфляции вновь поднялся и достиг 22%. Люди месяцами не получают заработную плату. Не спадает социальное напряжение. В августе 1993 года Правительство приняло Программу действий и старается ее выполнять. Активны власти многих регионов, обладающих теперь достаточной свободой в проведении рыночных преобразований, в которых участвуют миллионы людей. Однако экономическая ситуация не улучшается. Требуется анализ происходящего. Реальная экономическая реформа в России была неизбежна. Отступление от стратегии реформы поставит страну на грань катастрофы. Политическая линия государства должна быть однозначной: попятного движения не будет. Реформа призвана коренным образом трансформировать экономический механизм, сделать его эффективным, работающим на благо людей. Сейчас, спустя два года после ее начала, можно подвести итоги, сопоставить приобретения и потери, определить резервы. В активе реформы - демонтаж основных элементов отжившей административной системы и переход к экономическим методам регулирования. Завершается первая стадия приватизации, без которой реформа была бы невозможна. За короткий срок частная собственность, почти полностью искорененная в минувшие десятилетия, снова стала реальностью. Налицо перемены в экономической психологии, постепенная адаптация производителей и потребителей к рыночным условиям. Проведена либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли. Происходит перемещение деловой активности из государственного в негосударственный сектор. Заработал потребительский рынок. Россия имеет заметное положительное сальдо внешнеторгового баланса. Впервые за многие годы существенно снижен импорт зерна. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля по текущим операциям, создать определенные валютные резервы, позволяющие поддерживать критический импорт и минимально необходимое обслуживание внешнего долга. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство. Обозначенные итоги заметны, если сравнивать с тем, что было накануне реформы. Достигнуты они прежде всего усилиями миллионов людей, принявших реформу. Несмотря на все трудности первых лет рыночных преобразований, люди не хотят возврата к старому. Результаты скромны, если иметь в виду то, что могло бы быть в нормальных политических условиях и при отсутствии серьезных просчетов властей. Реформа экономического механизма далека от завершения. Ее резервы значительны и должны быть в полной мере использованы в 1994 году: - институты рыночного хозяйства; - система государственного управления; - демонополизация; - налогообложение; - хозяйственное законодательство. После завершения чекового этапа приватизации начнется ее качественно новый этап. Центральными проблемами станут повышение инвестиционной активности, весомый вклад в структурную перестройку, создание конкурентной среды и формирование полноценного фондового рынка. Хотя Россия уже располагает основами инфраструктуры рыночного хозяйства, распределена она весьма неравномерно. В частности, страна не имеет эффективных институтов, обеспечивающих функционирование Страницы: 1 2 |