О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1996-1997 ГОДЫ (Ч.1). Постановление. Правительство РФ. 08.05.96 570


Страницы: 1  2  



         О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
           НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1996-1997 ГОДЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                            8 мая 1996 г.
                                N 570

                                 (Д)

                              (часть 1)

     В целях обеспечения реализации государственной политики занятости
населения Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу содействия
занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы.
     2. Федеральной  службе занятости России совместно с Министерством
экономики  Российской  Федерации,   Министерством   труда   Российской
Федерации    и   другими   заинтересованными   федеральными   органами
исполнительной власти внести в Правительство Российской  Федерации  по
итогам  1996 года предложения о необходимых изменениях и дополнениях к
Федеральной  программе  содействия  занятости   населения   Российской
Федерации  на  1996-1997  годы и представить в декабре 1997 г.  проект
федеральной   целевой   программы   содействия   занятости   населения
Российской Федерации на 1998-2000 годы.
     3. Федеральным органам исполнительной власти совместно с органами
исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации разрабатывать и
осуществлять отраслевые программы содействия занятости населения.
     4. Федеральной    службе    занятости    России   представить   в
Правительство Российской Федерации в марте 1997 г.  и  марте  1998  г.
отчеты   о   реализации  Федеральной  программы  содействия  занятости
населения Российской Федерации на 1996-1997 годы.

Председатель Правительства РФ                           В. Черномырдин

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                      от 8 мая 1996 г.
                                                                 N 570
     Федеральная целевая программа содействия занятости населения
                Российской Федерации на 1996-1997 годы

                               ПАСПОРТ
     Федеральной целевой программы содействия занятости населения
                Российской Федерации на 1996-1997 годы


Наименование,      -  Закон Российской Федерации О занятости
номер и дата          населения Российской Федерации (ст. 26),
принятия решения      постановление Правительства Российской
о разработке          Федерации от 31 мая 1995 г. N 540
Программы

Государственный    -  Федеральная служба занятости России
заказчик

Основные           -  Федеральная служба занятости России,
разработчики          Министерство экономики Российской Федерации,
Программы             Министерство труда Российской Федерации с
                      участием федеральных органов исполнительной
                      власти, органов исполнительной власти
                      субъектов Российской Федерации

Цели и задачи      -  формирование благоприятных условий для
Программы,            занятости населения и обеспечения рабочей
важнейшие целевые     силой предприятий путем: экономической
показатели            стабилизации, повышения качества и
                      конкурентоспособности рабочей силы, развития
                      системы обучения кадров;
                      сдерживания роста численности безработных за
                      счет организации и проведения опережающего
                      переобучения и переподготовки персонала,
                      социальной защиты работников организаций,
                      находящихся на грани банкротства, финансовой
                      поддержки работодателей, создающих новые
                      рабочие места и осуществляющих
                      профессиональную подготовку персонала;
                      реализации федеральных и региональных
                      мероприятий по поддержке занятости в регионах
                      с напряженной ситуацией на рынке труда, в том
                      числе селективной поддержки и развития
                      занятости на градообразующих предприятиях;
                      расширения масштабов и усиления финансовой
                      поддержки развития малого и среднего бизнеса,
                      частного предпринимательства;
                      совершенствования деятельности
                      государственной службы занятости по созданию
                      условий для быстрейшего трудоустройства
                      безработных граждан, эффективной целевой
                      поддержки лиц, потерявших работу,
                      смягчению последствий
                      долговременной безработицы, увеличению
                      масштабов общественных и временных работ

Сроки и этапы      -  в течение 1996-1997 годов
реализации
Программы

Объемы и           -  финансовые затраты на реализацию Программы из
источники             Государственного фонда занятости населения
финансирования        Российской Федерации составят в 1996 году
                      свыше 9 трлн. рублей,
                      в 1997 году - более 12,9 трлн. рублей.
                      Средства федерального бюджета, влияющие на
                      состояние рынка труда в 1996 году,
                      составят 106,1 трлн. рублей

Ожидаемые          -  реализация Программы позволит:
конечные                 сдержать уровень регистрируемой
результаты            безработицы в пределах 4,3 процента в 1996
реализации            году и  4,9-5,6 процента в 1997 году;
Программы                оказать посредничество в трудоустройстве
                      4,5 млн. человек в 1996 году и 4,5-5 млн.
                      человек в 1997 году;
                         обеспечить временное трудоустройство
                      по 1,4 млн. человек в 1996 и 1997 годах;
                         создать и сохранить 100 тыс. рабочих мест
                      в 1996 году и 110 тыс. рабочих мест
                      в 1997 году;
                         поддержать предпринимательскую инициативу
                      200 тыс. человек в 1996 году и
                      210 тыс. человек в 1997 году;
                         предоставить возможность получения
                      необходимых для последующего трудоустройства
                      профессиональных навыков и знаний 550 тыс.
                      безработных граждан в 1996 году и 600 тыс.
                      безработных граждан в 1997 году;
                         провести профориентационную работу с
                      2,7 млн. человек в 1996 году и 3 млн.
                      человек в 1997 году;
                         охватить программами компенсационных
                      выплат 360 тыс. человек в 1996 году и
                      350 тыс. человек в 1997 году;
                         поддержать доходы 2,8 млн. безработных
                      граждан в 1996 году и 3,5 млн. - в 1997 году

Система            -  контроль за реализацией Программы
организации           осуществляет Федеральная служба занятости
контроля за           России совместно с заинтересованными
выполнением           федеральными органами исполнительной власти
Программы             и с участием органов исполнительной власти
                      субъектов Российской Федерации

                               ВВЕДЕНИЕ

     Главная задача   социальной  политики,  проводимой  в  Российской
Федерации,  состоит  в  одновременном  обеспечении  экономического   и
социального прогресса,  что предполагает стремление к полной занятости
и формирование гибкой  государственной  системы  социальной  поддержки
населения.    Государственная   политика   занятости   направлена   на
предотвращение роста безработицы,  порождающей целый комплекс проблем:
снижается покупательная способность и уровень жизни значительной части
населения,  организации теряют квалифицированные кадры,  увеличивается
риск  социальной  напряженности,  дополнительные  расходы на поддержку
безработных  усиливают  налоговое  бремя.  Устранение  или   смягчение
действия  факторов,  порождающих  безработицу,  -  непременное условие
достижения  социальной  и  экономической  стабильности   и   успешного
проведения реформ.
     Рынок труда формируется под влиянием  множества  экономических  и
социальных  факторов  и  сам  воздействует  на  них.  Задачу смягчения
негативных последствий безработицы можно решить,  только если политика
занятости  станет  частью  социально-экономической  политики.  Поэтому
основой  для  разработки  Федеральной  целевой  программы   содействия
занятости  населения  Российской  Федерации  на  1996 1997 годы (далее
именуется - Программа) послужили  Программа  Правительства  Российской
Федерации  Реформы  и развитие российской экономики в 1995-1997 годах,
утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации  от  28
апреля  1995  г.  N  439,  прогноз  социально-экономического  развития
Российской  Федерации  на  1996  год,   подготовленный   Министерством
экономики Российской Федерации,  согласованные предложения министерств
и  ведомств,  в  компетенции  которых  находятся   различные   аспекты
регулирования  трудовой сферы.  Программа предусматривает консолидацию
действий министерств и ведомств по реализации  политики  Правительства
Российской  Федерации на рынке труда в едином контексте мероприятий по
оздоровлению  экономики.  Основное  внимание  в  Программе   уделяется
оптимизации  рынка  труда  путем согласования и регулирования спроса и
предложения рабочей силы.
     В рамках   общей   стратегической  установки  на  формирование  в
долгосрочной  перспективе  качественно  нового,  гибкого  рынка  труда
ставится  задача  поддержать  занятость  66-66,5  млн.  трудоспособных
граждан,  сдержать уровень регистрируемой безработицы в  пределах  4,3
процента в 1996 году и 4,9-5,6 процента в 1997 году в целом по стране,
принять  меры  по   устранению   факторов   развития   безработицы   в
депрессивных регионах.

         ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОГРАММЕ

     Трудовые ресурсы - лица трудоспособного возраста (за  исключением
неработающих  инвалидов  труда и войны I и II групп и лиц,  получающих
пенсию по возрасту на льготных  условиях),  а  также  работающие  лица
нетрудоспособного    возраста    (подростки    и    население   старше
трудоспособного  возраста).  Согласно  действующему   законодательству
трудоспособный  возраст для мужчин - от 16 до 59 лет,  для женщин - от
16 до 54 лет включительно.
     Занятые - лица трудоспособного возраста и старше, а также младших
возрастов,  работающие по найму за вознаграждение на условиях  полного
или  неполного  рабочего  времени;  не  по найму,  на приносящей доход
работе, самостоятельно или у отдельных граждан; без оплаты на семейном
предприятии.
     Незанятые - лица трудоспособного возраста и  старше,  которые  не
имеют работы (доходного занятия). Подразделяются на активных незанятых
(безработных) - тех,  кто ищет работу,  и  на  неактивных  (пассивных)
незанятых -тех, кто не ищет работу.
     Безработные - лица трудоспособного возраста и старше,  которые не
имеют  работы (доходного занятия),  занимаются поиском работы и готовы
приступить к работе.  Из их общей численности  выделяются  безработные
официально   признанные   и   получившие   статус   в  соответствии  с
законодательством в органах государственной службы занятости.
     Экономически активное население (рабочая сила) - включает занятых
и безработных.
     Экономически неактивное  население - часть населения,  которая не
входит в состав рабочей силы и не ищет оплачиваемую работу.
     Уровень безработицы  -  удельный  вес  численности  безработных в
численности экономически активного населения.
     Уровень регистрируемой  безработицы  -  удельный  вес численности
зарегистрированных безработных в  численности  экономически  активного
населения.
     Уровень экономической активности - доля численности  экономически
активного населения в общей численности населения.
     Частично безработные - лица наемного труда,  вынужденные работать
(по   инициативе  администрации,  работодателя)  меньше  установленной
законом нормативной продолжительности рабочего времени.

             СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА

     Трудовая активность населения и  потенциальное  предложение
                             рабочей силы

     Параметры предложения  рабочей силы определяются в первую очередь
социально-экономическими и демографическими факторами.
     Ежегодно в   трудоспособный   возраст  будет  вступать  2,2  млн.
человек, а выбывать - 1,5-1,7 млн. человек.
     Ожидается приток  на  территорию Российской Федерации до 0,7 млн.
беженцев  и  вынужденных  переселенцев,  из   них   0,4   млн.   -   в
трудоспособном возрасте.
     В 1996 году среднегодовая численность  трудоспособного  населения
увеличится на 0,4 млн. человек, а в 1997 году - на 0,6 млн. человек.

                                                             Таблица 1

                                                          1)
          Прогноз предложения рабочей силы в 1995-1997 годах

                 (в среднем за год, млн. человек)
___________________________________________________________________
|                                |1995 год |  1996 год | 1997 год |
|                                |(расчет) |           |          |
___________________________________________________________________

 Трудовые ресурсы                 84,7        84,3       84,0
 из них:
 Экономически активное население  72,8        72,3       71,8
 (без учета численности
 военнослужащих)
 спрос на рабочие места
 занятое население                67,1        66,5       65,9
 (удовлетворенный спрос)
            2)
 безработные                      5,7         5,8        5,9
 (неудовлетворенный спрос)
 Экономически неактивное          8,4         8,0        8,2
 население (обучающиеся с отрывом
 от производства, занятые в
 домашнем хозяйстве и др.)

     1) По       данным       Минэкономики       России       (Прогноз
социально-экономического развития Российской Федерации на 1996 год  от
1 декабря 1995 г. N 3428-П), Госкомстата России, ФСЗ России.
     2) По данным  обследования  Госкомстата  России,  проведенного  в
соответствии   с   рекомендациями   15-й   Международной   конференции
статистиков, Женева, 1990 год.
     В 1993-1995 годах отмечалось  снижение  экономической  активности
населения в трудоспособном возрасте в среднем на 1 процент.
     При этом  экономическая  активность  женщин  снижалась  в большей
мере,  чем мужчин.  Если в 1994 году экономическая  активность  женщин
составляла  56 процентов,  то в 1995 году - 54,8 процента;  молодежи в
возрасте  15-29  лет  -  59  и  57   процентов   соответственно;   лиц
предпенсионного возраста (женщин 50-54 лет, мужчин 55-59 лет) - 72,2 и
72   процента   соответственно.   Тенденция   снижения   экономической
активности сохранится в 1996-1997 годах.
     Экономическая активность  граждан  пенсионного   возраста   также
снижается,  их численность растет,  а высокий спрос на рабочие места в
силу низкого жизненного уровня стабилен.
     В первом   полугодии   1995  года  в  России  работало  172  тыс.
иностранных  граждан  (0,25-0,3  процента  занятых  в  экономике).   В
1996-1997  годах ожидается привлечение на работу в Россию из-за рубежа
по 300 тыс. человек ежегодно.
     В 1995  году из Вооруженных Сил Российской Федерации было уволено
около 75 тыс.  лиц офицерского состава. В предстоящие два года в связи
с  сокращением  Вооруженных Сил численность уволенных с военной службы
составит свыше 150 тыс. человек.
     Сохраняется стабильный   спрос   на   рабочие  места  со  стороны
инвалидов.
     В целом ожидаемые изменения в численности и структуре населения в
1996-1997 годах приведут  к  сохранению  высокого  спроса  на  рабочие
места.  Помимо действия демографических факторов,  предложение рабочей
силы увеличится по социальным и экономическим причинам.
     1) По  данным  обследования  Госкомстата  России,  проведенного в
соответствии   с   рекомендациями   15-й   Международной   конференции
статистиков, Женева, 1990 год.

                  Рынок труда в переходной экономике
                    Движение кадров на рынке труда

     Российский рынок   труда    остается    достаточно    гибким    и
характеризуется  интенсивным  движением кадров.  Ежегодно меняет место
работы почти каждый пятый работник.  В 1995 году вновь было принято на
работу около 12 млн.  человек, что почти на 1 млн. человек больше, чем
в 1994 году.
     Общий прием  на  работу  в  течение  1995 года по-прежнему меньше
выбытия,  составившего 13,3 млн. человек, что на 1,3 млн. человек, или
на 10 процентов,  меньше, чем в 1994 году. Однако отрицательное сальдо
движения рабочей силы по совокупности крупных  и  средних  организаций
составило  1,3  млн.  человек  и оказалось самым низким начиная с 1992
года (в 1994 году - 3,5 млн.).
     В 1995  году  отмечалось некоторое нарастание процессов замещения
выбывающих из организаций работников новыми кадрами. Процесс замещения
выбывших  работников  новыми кадрами в 1995 году составил 90 процентов
против 76 процентов в 1994 году.
     Основная часть  выбывших  из организаций (68 процентов),  как и в
1994 году,  увольнялась по собственному желанию и примерно 6 процентов
- в связи с сокращением численности персонала.
     Несмотря на отрицательное сальдо приема и  выбытия  работников  в
1995  году,  спрос на рабочую силу возрастал.  Происходила интенсивная
смена   рабочего   места   по   собственному   желанию.   Одновременно
прослеживалась   тенденция   сокращения   численности   работников   в
организациях, испытывающих финансово-экономические трудности.

                        Качество рабочей среды

     Стабильная рабочая среда - мощный фактор обеспечения занятости  в
организациях,  предотвращения  экономически неоправданного перемещения
работников между рабочими местами и замедления роста безработицы.
     Заработная плата. Ключевой вопрос - совершенствование применяемых
схем и предотвращение задержек выплаты заработной платы.  В частности,
рост   безработицы   в  1995  году  на  10  процентов  был  обусловлен
несвоевременной выплатой заработной платы.
     Условия труда   становятся  существенным  фактором,  влияющим  на
занятость.  До 8-10 процентов свободных рабочих  мест  не  могут  быть
заполнены    по    причине    непрестижного    характера    работы   и
неудовлетворительного состояния охраны труда.
     Неудовлетворительное состояние      рабочей     среды     снижает
потенциальные   возможности   трудоустройства,   в   результате   чего
появляются  незаполняемые вакансии.  Наличие непрестижных рабочих мест
ограничивает  выбор  работы  для  молодежи,  ведет  к  дополнительному
давлению    на    рынок    труда,    увеличивает    непроизводительные
компенсационные издержки на медицинскую реабилитацию лиц, пострадавших
от   производственных   травм,  снижает  вероятность  их  последующего
трудоустройства.

          Виды занятости и использование рабочего времени

     Следствием перемен     на     рынке     труда,      возникновения
финансово-экономических проблем у многих организаций, задержки выплаты
заработной платы  и  невысокого  ее  уровня  по  ряду  отраслей  стало
развитие различных видов занятости.
     Основная часть  занятого  населения  (94,1  процента)  продолжает
трудиться  в  режиме полного рабочего дня.  Дополнительные возможности
для совместительства,  а также  необходимость  поиска  дополнительного
источника дохода привели к распространению вторичной занятости.  Около
1,3 млн.  человек работают по совместительству.  Затруднения в  поиске
постоянного  места  работы  вынуждают часть населения искать временную
или разовую работу.  В  1995  году  75  процентов  безработных  искали
постоянную работу,  4 процента - временную или разовую, 13 процентов -
любую.
     Если расширение  возможностей  для занятости за счет разнообразия
форм  использования  рабочего  дня,   недели   признается   позитивным
моментом, то сохранение значительных объемов административных отпусков
и вынужденно неполной отработки рабочего времени - существенный фактор
увеличения численности безработных, в том числе и скрытых.
     В среднем за 1995 год ежемесячно около 2  млн.  человек  работали
неполную  рабочую  неделю  и  более 2 млн.  - находились в вынужденных
отпусках по инициативе  администрации.  Наибольшие  масштабы  неполной
занятости    отмечались    в   организациях   легкой   промышленности,
машиностроения, транспорта, в научных учреждениях. Стабилизация работы
ряда  отраслей  экономики  в  1996  году  будет  означать  постепенное
сокращение  численности  граждан,  вынужденно  работающих   в   режиме
неполного  рабочего  времени  или находящихся в отпусках по инициативе
администрации.
     Многообразие видов  занятости  способствует  формированию гибкого
рынка труда,  дает возможность поддержать доходы населения,  а в  ряде
случаев  позволяет сохранить ядро трудовых коллективов и предотвратить
массовую безработицу.
     1) По  данным  обследования  Госкомстата  России,  проведенного в
соответствии   с   рекомендациями   15-й   Международной   конференции
статистиков, Женева, 1990 год.

                      Занятость по профессиям

     В 1994-1995 годах существенно изменились тенденции в формировании
рынка труда.  Началось высвобождение рабочих  массовых  индустриальных
профессий, при этом сохраняли остроту проблемы использования трудового
потенциала специалистов.
     Продолжает сокращаться           численность           работников
металлообрабатывающей и машиностроительной отраслей промышленности.  В
1996-1997  годах представители этих профессиональных групп по-прежнему
будут составлять значительную часть общего количества безработных.
     Нестабильная работа     организаций    легкой    и    текстильной
промышленности   приведет   к   сокращению   численности    работников
текстильного,  швейного и обувного производства. Ожидается, что данные
профессиональные группы будут в наибольшей  степени  подвержены  риску
безработицы.
     Сокращение финансирования  проектных   и   научных   организаций,
"перепроизводство"  инженерно-технических  кадров  привели к насыщению
спроса на них и к высокому (более  10  процентов)  уровню  безработицы
среди  специалистов  этого профиля.  Заметного улучшения перспектив их
занятости в ближайшие  годы  не  ожидается.  Число  безработных  среди
инженерно-технических работников достигнет 650 тыс. человек.
     Спрос на малоквалифицированных рабочих и  рабочих  без  профессии
(специальности) снизится на 1,5-2 млн. человек.
     Прогнозируется достаточно   устойчивый   спрос   на    работников
организаций инфраструктуры,  жилищно-коммунального хозяйства, бытового
и  сервисного  обслуживания  населения,  образования   (прежде   всего
школьного), здравоохранения.
     Значительная часть вакансий будет открываться в тех новых  сферах
профессиональной  деятельности,  работа  в  которых требует длительной
специальной подготовки. Новые требования к качеству подготовки рабочей
силы  обусловливают  необходимость  серьезных  перемен  как  в базовом
профессиональном  образовании,  так   и   в   системе   переподготовки
высвобождаемых работников.
     Ожидаемые изменения в формировании рынка труда в 1996-1997  годах
приведут   к   дальнейшей   необходимости   координации  и  ежегодного
согласования со службой занятости  объемов  и  профилей  подготовки  и
переподготовки кадров с учетом прогноза развития рынка труда.

                            Безработица

                          Общая динамика

     Наметившаяся социально-экономическая стабилизация замедлила темпы
прироста общей и регистрируемой безработицы.  Если в 1994  году  темпы
прироста  общей  численности  безработных составляли в среднем в месяц
2,6 процента,  а регистрируемой - 8 процентов,  то в 1995 году -  лишь
0,7 процента и 3 процента соответственно.
     Одновременно росла   средняя   продолжительность   регистрируемой
безработицы  (с  5,5 до 6,3 месяца).  В общей массе зарегистрированных
безработных увеличилась доля граждан,  не нашедших работу и  состоящих
на  учете  в  органах  службы  занятости свыше 8 месяцев до года (с 16
процентов до  18  процентов)  и  более  года  (с  9  процентов  до  14
процентов).
                                                          Таблица 2
                                                 1)
                  Основные показатели безработицы
                        (в среднем за год)

                                                    (млн. человек)
___________________________________________________________________
|                                 |1995 год | 1996 год |1997 год  |
|                                 |(расчет) | (прогноз)|(прогноз) |
___________________________________________________________________
                    2)
 Безработные - всего               5,7        5,8       5,9
 в процентах к экономически        7,8        8,0       8,2
 активному населению
 из них: зарегистрированы в службе 2,0        3,1       3,5
 занятости
 в процентах к экономически        2,7        4,3       4,9
 активному населению
 в процентах к общей численности   35         53        59
 безработных
 не зарегистрированы в службе      3,7        2,7       2,4
 занятости

     1) По  данным  Госкомстата  России  и ФСЗ России в соответствии с
прогнозом Минэкономики России на 1996 год.
     2) По  данным  обследования  Госкомстата  России,  проведенного в
соответствии   с   рекомендациями   15-й   Международной   конференции
статистиков, Женева, 1990 год.
     Ожидается, что  в  1996-1997  годах  рост  безработицы  не  будет
значительным.   В  отличие  от  периода  1991-1995  годов  безработица
постепенно приобретает преимущественно структурную форму.
     Сужение возможностей   самостоятельного  поиска  работы  увеличит
число  обращений  в  государственную  службу   занятости.   Из   общей
численности   не  имеющих  работы  граждан  в  1996-1997  годах  будут
зарегистрированы в  качестве  официальных  безработных  от  50  до  60
процентов (в зависимости от региона).
     Увеличивается число  городов  и  поселков   с   моноэкономической
структурой,  на  рынке  труда которых вероятно возникновение кризисной
ситуации.
     Продолжает усугубляться  сложная  противоречивая ситуация в сфере
занятости населения в малых городах,  где  проживает  до  одной  трети
населения  страны.  Наиболее  высокий  рост  безработицы имеет место в
малых  и  средних  городах  и  поселках  городского  типа  Ивановской,
Ярославской,   Псковской,   Владимирской,  Костромской,  Ленинградской
областей,  Чувашской  Республики  -   Чаваш   республики,   Республики
Калмыкия, Республики Мордовия, Удмуртской Республики, Республики Коми,
Республики Дагестан.
     В 1995  году,  как  и  в  предшествующие годы,  темпы роста общей
численности безработных,  проживающих в сельской местности,  опережали
темпы  роста  общей  численности безработных,  проживающих в городской
местности.  Общая  численность  безработных,  проживающих  в  сельской
местности,  в конце 1995 года превысила 1,5 млн. человек, из них свыше
670 тыс. - зарегистрированы в государственной службе занятости.

                Региональное распределение безработицы

     В 1994-1995  годах   усилилась   дифференциация   территорий   по
состоянию   региональных   рынков   труда.   Наиболее  низкий  уровень
безработицы  (4-6  процентов)  отмечается  в  16  регионах  страны,  в
основном  в  районах  размещения  предприятий топливно-энергетического
комплекса  (Тюменская  область,  Республика  Татарстан  и   Республика
Башкортостан), а также в г. Москве, Калужской, Тульской, Воронежской и
Самарской областях.
     В 39  регионах уровень безработицы превышает среднероссийский,  в
том числе в Ингушской Республике - в  5  раз,  Республике  Дагестан  -
почти  в 2,5 раза.  Напряженная ситуация на рынках труда сохраняется в
Ивановской,  Владимирской,  Псковской,  Кировской областях, Республике
Марий   Эл,   Чувашской  Республике  -  Чаваш  республики,  Республике
Калмыкия,  Удмуртской Республике.  В этих регионах предложение рабочей
силы значительно превосходит спрос на нее.

                                                          Таблица 3

         Основные показатели безработицы и неполной занятости
          в регионах с напряженной ситуацией на рынках труда
                         (на конец 1995 года)

|________________________________________________________________________________________________________|
|                |                                               |Занятые                |Численность    |
|                |                                               |неполный               |зарегистрированных
|                |            Безработные                        |рабочий                |безработных    |
|                |                                               |день                   |в расчете      |
|                |                                               |(неделю)               |на одну        |
|                |_______________________________________________|_______________________|заявленную     |
|                |            2)         |      в т. ч. имеющие  |тыс.     |в            |вакансию       |
|                |   всего               |     официальный статус|человек  |процентах    |               |
|                |                       |     безработного      |         |к            |               |
|                |                       |                       |         |экономически |               |
|                |_______________________|_______________________|         |активному    |               |
|                |тыс.     |в процентах к|тыс.     |в процентах к|         |населению    |               |
|                |человек  |экономически |человек  |экономически |         |             |               |
|                |  к      |активному    |         |активному    |         |             |               |
|                |         |населению    |         |населению    |         |             |               |
|                |         |             |         |             |         |             |               |
|                |         |             |         |             |         |             |               |
|________________|_________|_____________|_________|_____________|_________|_____________|_______________|

 Псковская          42,7       11,0          33,9        8,4         31,1     8,1             117
 обл.
 Владимирская       82,9       10,0          73,0        8,7         118,3    13,5            24
 обл.
 Ивановская         82,5       12,9          76,0        11,8        76,8     11,8            156
 обл.
 Костромская        46,9       11,1          30,3        7,4         24,5     6,9             23
 обл.
 Республика         37,2       9,8           17,0        4,6         43,0     10,2            42
 Марий Эл
 Республика         32,7       6,8           29,3        6,2         50,0     12,2            27
 Мордовия
 Чувашская          81,3       12,1          48,0        7,3         89,4     12,9            34
 Кировская          94,6       11,6          57,0        7,1         93,3     11,3            20
 обл.
 Республика         20,8       13,3          13,0        7,8         5,7      3,9             69
 Калмыкия
 Республика         149,0      18,6          53,4        6,6         21,5     3,0             64
 Дагестан
 Удмуртская         78,9       9,7           70,0        8,6         103,4    12,1            44
 Республика

     1) По данным Госкомстата России и ФСЗ России.
     2) По данным  обследования  Госкомстата  России,  проведенного  в
соответствии   с   рекомендациями   15-й   Международной   конференции
статистиков, Женева, 1990 год.
     В течение  1995  года  значительно  ухудшилось положение на рынке
труда  в  Республике  Карелия,  Тамбовской,  Пензенской,   Курганской,
Амурской   и   Сахалинской   областях,   где   уровень  регистрируемой
безработицы в 1,6-1,9 раза выше общероссийского показателя.
     Несмотря на  некоторый  рост  численности безработных в 1996-1997
годах,  сохранится очаговый характер напряженности на рынке труда, что
проявится  в  критической  ситуации с занятостью в отдельных регионах,
отраслях и профессиональных группах.
     Это предполагает применение различных мер по содействию занятости
по типам регионов в  зависимости  от  напряженности  на  рынке  труда,
приоритетности  мер  поддержки  занятости  ряда профессиональных групп
специалистов и рабочих и особые меры содействия занятости  молодежи  и
женщин.

                      Безработица и образование

     Перемены на  рынке труда и рост безработицы изменили требования к
качеству рабочей силы.  Повышение спроса со стороны  работодателей  на
квалифицированные  кадры  изменяет состав безработных в зависимости от
уровня имеющегося образования. Работники низкой квалификации или узкой
специализации имеют меньше шансов найти новое рабочее место.  Удельный
вес безработных,  не имеющих  профессионального  образования  (имеющих
среднее общее,  неполное среднее, начальное образование), увеличится с
28 процентов в 1995 году до 42 процентов в 1997 году.

                                                             Таблица 4
                                           1)
        Уровень безработицы среди групп экономически активного
           населения, имеющих различный уровень образования

                                                      (в процентах)
___________________________________________________________________
                                          | 1995 |  1996  | 1997
                                          | год  |  год   |  год
__________________________________________|______|________|________

Уровень безработицы среди граждан, имеющих
образование:
высшее                                      4,3     4,5     4,5
незаконченное высшее                        10,4    11,0    11,4
среднее специальное                         7,3     8,4     9,4
среднее общее                               9,7     11,4    13,1
неполное среднее                            11,3    13,8    16,4
начальное и не имеющих начального           7,4     9,8     12,6
образования

     1) По  данным  обследования  Госкомстата  России,  проведенного в
соответствии   с   рекомендациями   15-й   Международной   конференции
статистиков, Женева, 1990 год.
     В наибольшей степени с трудностями  в  поиске  рабочего  места  в
связи  с  недостатком  профессиональных  знаний  и  опыта сталкивается
молодежь. Уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 20-24 лет
составил в 1995 году 13 процентов и продолжает расти.  До 30 процентов
граждан в возрасте 15-19 лет также не имеют работы и ищут ее.
     Приобретение первичных   профессиональных   и  трудовых  навыков,
повышение  квалификации,  обучение  новым  профессиям  -  приоритетные
задачи содействия занятости населения.

          ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

                      Макроэкономические факторы

     Снижение уровня  инфляции  и  сокращение  бюджетного  дефицита  -
ключевые задачи финансово-экономической политики.  Сдерживание в  1996
году  темпов инфляции в пределах 1,9 процента в месяц,  неинфляционное
покрытие  бюджетного  дефицита  в  среднесрочной  перспективе   окажут
положительное  воздействие  на  инвестиционную  активность  и создание
рабочих   мест.   Однако   этот   процесс   противоречив:   наряду   с
перспективными организациями,  способными привлечь инвестора,  имеется
большое число производств, не представляющих инвестиционного интереса,
но  сохраняющих  значительное  число  рабочих  мест,  риск  сокращения
которых остается.
     Снижение бюджетного дефицита и необходимость сокращения бюджетных
расходов   оборачиваются   недофинансированием   бюджетного    сектора
экономики.  Последний становится источником безработицы.  Стоит задача
перейти  на  стабильный  режим   финансирования   бюджетного   сектора
экономики,  стабилизировать рабочие места,  остановить экономически не
оправданный отток кадров.
     Внешнеэкономические факторы.    Экспортная    ориентация    части
организаций топливно-энергетического комплекса,  металлургии, лесной и
целлюлозно-бумажной,   химической   и  нефтехимической  промышленности
способствует стабилизации  или  повышению  производства  и  спроса  на
рабочую  силу.  Дополнительное  стабилизирующее влияние на рынок труда
могут  оказать  стимулирование   зарубежных   инвестиций,   завершение
создания  системы  государственного  контроля за экспортом и импортом,
регулирование  импорта   с   целью   повышения   конкурентоспособности
отечественных производств и сохранение на них рабочих мест.
     Перераспределение работающих     между     государственным      и
негосударственным секторами экономики привело к преобладанию удельного
веса работающих в негосударственном секторе. Численность занятых в нем
составляет   40,2   млн.   человек  (60  процентов  общей  численности
работающих) и  продолжает  расти,  в  1996  году  возрастет  до  61-67
процентов  от  общей численности работающих,  а в 1997 году - до 67-70
процентов.
     Негосударственные организации,   особенно   мелкие   и   средние,
самостоятельно оперируя на рынке,  создают возможность  для  занятости
миллионов  граждан  без  прямого централизованного финансового участия
государства.  Численность   граждан,   непосредственно   связанных   с
негосударственным  сектором экономики,  составила в 1995 году около 20
млн. человек, или почти треть экономически активного населения страны.
Ожидается,  что в 1996-1997 годах в этих организациях в основном будут
создаваться новые рабочие места.  В 1996-1997  годах  ставится  задача
создания  критической  массы  малых  предприятий  при росте их числа в
1,5-2 раза.  В результате количество малых предприятий  может  достичь
2-2,5  млн.,  что обеспечит создание 600-800 тыс.  новых рабочих мест.
Таким образом,  изменилась роль государства  и  нового  экономического
сектора в обеспечении занятости населения.
     Вместе с тем процесс смены собственника  неоднозначно  влияет  на
рынок  труда.  Эффективный  собственник,  ответственный  не  только за
экономическую эффективность деятельности предприятия,  но и за  судьбу
трудового  коллектива,  только  формируется.  Существует  риск резкого
сокращения  излишней  численности   персонала   на   приватизированных
предприятиях.
     Расширились возможности для  самостоятельной  предпринимательской
деятельности граждан.  Доля лиц ненаемного труда (фермеров, владельцев
индивидуальных   предприятий,   граждан,   работающих   индивидуально)
составляет  примерно  10  процентов  от  общей  численности  занятых в
экономике.
     Банкротства. Процедура  банкротства  является инструментом вывода
организаций из кризисной зоны,  сохранения экономически целесообразных
и  создания  новых  рабочих мест,  сохранения трудового коллектива для
обновленного производства.
     На конец  1995 года в России из числа федеральных государственных
унитарных  и  иных  организаций,  в  уставном  капитале  которых  доля
собственности Российской Федерации,  субъекта Российской Федерации или
муниципального  образования  составляет   не   менее   25   процентов,
неплатежеспособными признаны 3,3 тыс. организаций с общей численностью
работающих около 2,7  млн.  человек.  Ликвидированы  или  находятся  в
стадии   ликвидации  127  организаций  из  общего  числа  организаций,
признанных неплатежеспособными.
     В 1996   году  не  ожидается  массового  закрытия  организаций  и
соответствующего неконтролируемого  высвобождения  кадров  по  причине
банкротства.

          Инвестиционная активность и создание рабочих мест

     В целом    при    прогнозируемом   росте   объема   промышленного
производства,  который  в  1996  году  составит  97-100  процентов  по
отношению  к  уровню  1995 года,  спад производства будет отмечаться в
машиностроении, отраслях военно-промышленного комплекса, легкой (в том
числе  текстильной)  промышленности,  а также на транспорте и в связи,
торговле,  общественном  питании,  материально-техническом  снабжении,
сбытовой и заготовительной деятельности.
     Сокращение числа  рабочих  мест  сохраняется  в  производственных
отраслях,  в  большей  степени в организациях государственного сектора
экономики.
     Численность работающих,  занятых в материальной сфере, уменьшится
с 45,8 млн.  человек в 1995 году до 45,1 млн.  человек в 1996  году  и
44,4 млн. человек в 1997 году (с 68,3 процента до 67,8 процента и 67,3
процента соответственно).  За два года сокращение численности занятого
населения составит 1,2 млн. человек. В то же время численность занятых
в непроизводственной сфере увеличится в 1996-1997 годах  на  0,2  млн.
человек (с 21,3 млн.человек до 21,5 млн. человек).
     Топливная промышленность,  металлургия  и   нефтехимия   остаются
инвестиционными   приоритетами.   В   этих  отраслях  возможности  для
занятости стабильны или даже расширяются.
     Однако увеличение спроса на рабочую силу в отраслях,  для которых
прогнозируется рост занятости, неадекватно масштабам прогнозируемого в
1996-1997 годах высвобождения.
     В наиболее тяжелом положении окажутся организации легкой  (в  том
числе   текстильной)   промышленности,  угольной  отрасли,  оборонного
комплекса.
     За 1991-1995  годы  в  связи  с  сокращением объемов производства
численность  занятых  в   легкой   (в   том   числе   и   текстильной)
промышленности уменьшилась примерно на 1 млн.  человек.  Кроме того, в
1995 году ежемесячно трудились в режиме неполного рабочего  времени  и
находились   в   вынужденных   отпусках   более  половины  работающих.
Дальнейшее  падение  производства  может  привести  в  1996   году   к
высвобождению еще 400-500 тыс. работников отрасли.
     В целях смягчения возможных последствий в организациях отрасли  в
1996-1997    годах    предполагается    реализовать    систему    мер,
предусматривающих   бюджетную   поддержку   экономически   эффективных
производств, социальную защиту работников в рамках отраслевых тарифных
соглашений,  поддержку доходов персонала,  временно  оказавшегося  без
работы.
     В угольной отрасли за 1995 год выбыло 99,1 тыс.  человек или 12,1
процента   среднесписочной  численности  персонала,  в  том  числе  по
основным регионам, где осуществляется реструктуризация убыточных шахт,
выбыло 78,2 тыс.  человек (г. Воркута, Тульская, Ростовская, Пермская,
Кемеровская,  Сахалинская  области,  Приморский  край).  В  1996  году
ожидаемое  высвобождение  работников  угледобывающих  шахт  и разрезов
может составить около 100 тыс. человек.
     Стабилизирующее влияние  на  поддержку занятости в угледобывающей
отрасли должны оказать разрабатываемые на 1996-1997 годы по  поручению
Правительства   Российской   Федерации   федеральная   и  региональные
программы    реструктуризации    убыточных    предприятий     отрасли,
предусматривающие  не  только  меры по созданию дополнительных рабочих
мест, но и социальную защиту высвобождаемых работников.
     Конверсия производства  в  оборонном комплексе проводилась в 1995
году  в  условиях  жесткого  бюджетного  недофинансирования.  По  этой
причине  обострялась  социальная  обстановка в организациях оборонного
комплекса,  сократилась занятость населения и  значительных  масштабов
достигла     скрытая     безработица.     Не     прекращался     отток
высококвалифицированных кадров и перспективных специалистов. Трудились
в  режиме  неполной рабочей недели и находились в вынужденных отпусках
без  сохранения  или  с  частичным  сохранением  заработной  платы  34
процента работников организаций комплекса.
     Вместе с тем ожидается, что спад производства замедлится и выпуск
гражданской продукции составит 91-101,7 процента по отношению к уровню
1995 года.  В течение 1996-1997 годов процесс высвобождения работающих
в  оборонном  комплексе  также  несколько замедлится и может составить
550-600 тыс.  человек из промышленного производства и около  100  тыс.
человек - в научных организациях.
     В целях максимально возможного использования производственного  и
сохранения кадрового потенциала в отраслях оборонного комплекса
     в 1996-1997 годах предусматривается осуществить:
     реализацию Федеральной  целевой  программы  конверсии   оборонной
промышленности на 1995-1997 годы;
     создание новых    рабочих    мест    за    счет    диверсификации
производственного  и  научно-исследовательского  потенциала  на выпуск
продукции для основных отраслей экономики России;
     организацию и    развитие    малых   и   средних   форм   бизнеса
непосредственно в производственной и научной сферах;
     разработку и  принятие региональных программ конверсии оборонного
производства с учетом сохранения рабочих мест и  оптимальных  процедур
высвобождения персонала;
     организацию переподготовки     и      переобучения      персонала
конверсируемых организаций.
     В целом  ограниченные  инвестиционные   возможности   организаций
приводят  к  суженному воспроизводству рабочих мест.  Вместе с тем,  в
1995 году создано 470 тыс.  новых рабочих мест  в  крупных  и  средних
организациях,  обеспечивших работой до 800 тыс.  человек. Наметившаяся
стабилизация ряда отраслей сказалась на динамике ликвидируемых рабочих
мест: их число в 1995 году было меньшим, чем в 1994 году (примерно 1,2
млн.).  В 1996-1997 годах в российской экономике будет создано более 1
млн.  рабочих мест,  однако их выбытие по экономическим причинам или в
силу износа остается высоким - 1,3 млн.  рабочих  мест.  В  результате
общее число рабочих мест в экономике сократится.

                                                             Таблица 5
    Изменение числа рабочих мест на крупных и средних предприятиях

                                                    (тысяч)
___________________________________________________________________
                         | 1995   |  1996  |   1997 |  Всего в
                         | год    |  год   |   год  |  1996-1997
                         |(расчет)|(оценка)|(оценка)|годах (оценка)
_________________________|________|________|________|______________

Новые рабочие места        470      480       545     1025
Ликвидируемые рабочие      800      690       570     1260
места
Сальдо                     -330     -210      -25     -235

     Наблюдается качественное развитие новых рабочих мест,  улучшаются
условия труда,  снижается  травматизм  (риск  инвалидности),  а  также
потребность в дополнительном заработке в неформальном секторе.  Вместе
с тем рост неудовлетворенного  спроса  на  рабочие  места  приведет  в
1996-1997 годах к росту безработицы и расширению занятости населения в
домашнем  и  личном  подсобном  хозяйстве  на  0,3-0,5  млн.  человек.
Одновременно     сохраняются    незаполняемые    рабочие    места    с
неудовлетворительными условиями  труда  и  низкой  заработной  платой.
Снижаются    возможности    их   использования   для   трудоустройства
безработных.

                   Ключевые проблемы на рынке труда

     1. Экономический кризис не  вызвал  обвальной  безработицы,  рост
которой  оставался  умеренным.  Однако  первые  симптомы экономической
стабилизации не могут в ближайшее время позитивно сказаться  на  рынке
труда.
     2. Несоответствие  между  экономической  динамикой  и   динамикой
занятости  населения  остается.  Спад  производства и нарастание числа
финансово-экономических   проблем   не    сопровождались    адекватным
сокращением численности занятых.  Производительность труда значительно
снизилась.  Многие  организации  стоят  перед   дилеммой:   сокращение
персонала  в целях повышения эффективности производства или сохранение
кадрового ядра (в том числе за счет сокращенного  рабочего  времени  и
административных отпусков) в ожидании экономического роста.
     3. Ограниченные  инвестиционные  возможности  создают   опасность
дефицита рабочих мест в ближайшие годы.
     4. Дополнительный  фактор  роста  безработицы   -   трудности   в
финансировании  бюджетного сектора экономики,  временная задолженность
бюджета по выполненному государственному заказу.
     5. Обостряются       проблемы      трудоустройства      отдельных
социально-демографических  групп   населения:   молодежи,   инвалидов,
женщин, демобилизованных военнослужащих. Нарушаются их трудовые права.
В результате снижения  уровня  жизни  поисками  работы  заняты  группы
населения, ранее активно не претендовавшие на рабочие места.
     6. Происходит  диверсификация  занятости  на  полную,  частичную,
временную,  эпизодическую.  Сохраняются  значительные масштабы скрытой
безработицы. Имеет место предложение рабочей силы в серой (недоступной
налогообложению) сфере экономики.
     7. Система   государственного    профессионального    образования
недостаточно  гибко  реагирует  на  изменения  спроса на рабочую силу.
Увеличивается разрыв между требуемым работодателями качеством  рабочей
силы и квалификацией соискателей рабочих мест.
     8. Ухудшающиеся условия труда ведут к снижению качества  рабочего
места,  формируют  непрестижные,  трудно  заполняемые  рабочие  места.
Производственный травматизм расширяет группу  граждан  с  ограниченной
трудоспособностью, для которых подбор нового рабочего места затруднен.
Государственные издержки по реабилитации инвалидов растут.
     9. В   относительно   благополучном  положении,  с  точки  зрения
кадровой стабильности, находятся отрасли экономики, ориентированные на
экспорт.   Пока   еще  имеют  место  спад  производства  и  сокращение
численности  персонала  в  традиционных  отраслях,  продукция  которых
предназначена  для  потребления  на  внутреннем рынке и не выдерживает
конкуренции с аналогичными импортными товарами.
     10. Организации,   находящиеся   в   кризисных  условиях,  теряют
квалифицированных работников.  Возникающий дефицит  опытных  обученных
кадров становится дестабилизирующим экономическим фактором.
     11. Происходящие  изменения   в   развитии   отдельных   отраслей
народного  хозяйства  с  учетом  специфики регионов еще не дали четкой
картины  приоритетов  перспектив  развития   отраслей.   Географически
сегментированные   рынки   труда,   особенно  в  районах  концентрации
монопроизводств,  незначительные   возможности   переезда   в   другую
местность    снижают   территориальную   мобильность   рабочей   силы.
Безработица концентрируется в экономически депрессивных зонах.
     В 1996-1997 годах спрос на рабочую силу и предложение ее на рынке
труда по  прогнозу  не  будут  совпадать  по  масштабам  и  структуре.
Экономика еще не достигнет достаточного потенциала для полного решения
вопросов безработицы.

                      ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА

      Основные задачи государственной политики на рынке труда в
                           1996-1997 годах

     Основные задачи государственной политики занятости:
     формирование благоприятных  условий  для  занятости  населения  и
обеспечения   рабочей   силой    организаций    через    экономическую
стабилизацию;
     повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
     развитие систем  обучения  кадров,  деятельности  государственной
службы занятости.
     К ключевым интегрированным  направлениям  действий  Правительства
Российской Федерации относятся:
     преодоление дефицита   рабочих   мест    посредством    повышения
инвестиционной  активности  за  счет  всех  источников финансирования,
развития предпринимательства,  учета влияния экономических  решений  с
точки зрения их воздействия на рынок труда;
     последовательная стабилизация  уровня  жизни,   совершенствование
социальной  поддержки населения,  направленной в том числе на снижение
потребности в работе,  которая имеется у  отдельных  социальных  групп
населения;
     развитие системы   непрерывного    образования    как    наиболее
прогрессивного средства поддержки качества рабочей силы;
     улучшение качества рабочей среды,  включая вопросы условий труда,
заработной   платы  и  использования  рабочего  времени;  стабилизация
кадрового  потенциала,  эффективное  использование  имеющихся  рабочих
мест;
     проведение взвешенной  миграционной  политики,  направленной   на
позитивное   территориальное   перемещение   населения,   обустройство
мигрантов, защиту российского рынка труда;
     развитие и повышение эффективности программ и услуг,  реализуемых
через государственную службу занятости  населения  и  направленных  на
предотвращение  безработицы  и возвращение лиц,  не имеющих работы,  к
активному труду.

       Инвестиционная политика и поддержка предпринимательства

     В 1996-1997    годах    повышение    инвестиционной   активности,
направленной на создание и модернизацию рабочих мест,  рассматривается
в    качестве    одного   из   основных   экономических   приоритетов.
Инвестиционная  политика   структурно   меняется.   Главное   внимание
уделяется ликвидации барьеров для долгосрочных инвестиций, мобилизации
отечественных  инвестиционных  ресурсов  (в   том   числе   сбережений
населения  и  средств,  получаемых  от  приватизации),  стимулированию
зарубежных   инвесторов.    Особое    значение    придается    крупным
инвестиционным   программам,  позволяющим  наряду  с  противодействием
безработице  решать  важнейшие  социальные   проблемы,   в   частности
жилищную.
     Увеличению занятости     населения     должна      способствовать
сбалансированная  инвестиционная  политика,  учитывающая необходимость
капитальных вложений как в отрасли экономического  прорыва,  так  и  в
отрасли   традиционной   занятости   и   стимулирующая   более  полное
использование имеющихся рабочих мест  и  развитие  малых  предприятий.
Предусматривается  инвестиционная поддержка государством легкой (в том
числе  текстильной),  угольной  и  оборонной  отраслей.   В   условиях
ограниченности         инвестиционных        ресурсов        требуется
социально-экономическая экспертиза инвестиционных проектов и  программ
с  точки  зрения  их  влияния  на  динамику  рабочих мест и расширение
занятости.
     Устойчивое развитие     малого     предпринимательства    снижает
зависимость занятости населения от крупных экономически нестабильных и
неперспективных предприятий, уменьшает риск безработицы.
     В 1996-1997 годах в целях поддержки занятости населения  за  счет
развития малого предпринимательства предусматривается:
     реализация Федеральной программы государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы;
     совершенствование нормативно-правовых и  организационных  условий
для  содействия  занятости  граждан  (в том числе безработных) в сфере
малого предпринимательства;
     подготовка кадров для малого предпринимательства;
     развитие финансово-кредитного   механизма   содействия  занятости
граждан (в том числе безработных) в сфере малого предпринимательства;
     информационное обеспечение малого предпринимательства;
     реализация международных  проектов  по  развитию малого бизнеса в
России:  российско-американской  программы  Партнерство  (Бизнес   для
России),  российско-канадской  программы  поддержки  малого и среднего
бизнеса, международной программы Морозовский проект и др.;
     координация деятельности   различных   министерств   и   ведомств
Российской    Федерации,     занимающихся     проблемами     поддержки
предпринимательства, разграничение их полномочий и сфер деятельности.

     Развитие качества рабочей силы через непрерывное образование

     Решение этой задачи предполагает:
     развитие системы непрерывного образования, включая восстановление
внутрипроизводственного  обучения,  в  том  числе  на  рабочем  месте,
развитие возможности для самообучения;
     поддержку опережающего   обучения   работников,  находящихся  под
риском увольнения, для перемещения на новые рабочие места;
     развитие услуг   государственной  службы  занятости  по  обучению
безработных  или  находящихся  под  риском   массового   высвобождения
граждан.

            Профессиональная подготовка новой рабочей силы

     В Российской   Федерации  сложилась  многофункциональная  система
общего и профессионального  образования,  переподготовки  и  повышения
квалификации кадров. Однако перемены в системе образования неадекватны
переменам на рынке труда.  Государственные образовательные учреждения,
имеющие   опыт   обучения  подростков,  часто  не  могут  организовать
эффективную  профессиональную   подготовку   взрослых.   Недостаточная
ориентация  на  изменения  в спросе и предложении рабочей силы ведет к
росту  рассогласованности  спроса  и  предложения  на  образовательные
услуги    в   профессионально-квалификационном   разрезе.   Необходима
качественная  перестройка  системы  начального,  среднего,  высшего  и
дополнительного  профессионального  образования  с  целью  обеспечения
высокого качества новой рабочей  силы  и  снижения  риска  безработицы
среди выпускников образовательных учреждений.
     Для решения этой задачи предусматривается:
     организовать мониторинг   и    прогнозирование    рынка    труда,
потребности в кадрах определенных профессий и специальностей;
     ориентировать профессиональную   подготовку   на   обучение    по
профессиям   и   специальностям,  которые  соответствуют  потребностям
экономики и  обеспечивают  конкурентоспособность  работника  на  рынке
труда;
     перепрофилировать часть образовательных учреждений в соответствии
с меняющимся спросом на работников различных профессий;
     согласовывать на  федеральном,  региональном  и  местном  уровнях
объемы  и  профили  подготовки  рабочих  и  специалистов в учреждениях
начального,  среднего,  высшего  и  дополнительного  профессионального
образования с учетом потребностей рынков труда;
     подготовить проект федерального закона "О системе государственных

Страницы: 1  2