Страницы: 1 2 00А ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (ЧАСТЬ 5) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 31 марта 1997 г. N 360 (Д) Структурные реформы В 1997-2000 годах заемные средства МБРР будут направлены прежде всего на подготовку и реализацию программ, обеспечивающих социальные нужды населения в переходный период. Проекты структурной перестройки социального сектора позволят создать базу для системы социальной защиты наиболее уязвимых членов общества за счет повышения адресности помощи, предоставляемой государством. В ходе реализации займов Всемирного банка будет внедрена система эффективного финансирования социальных услуг. Одновременно будет обеспечено повышение качества основных социальных услуг, таких, как здравоохранение и образование. В жилищной сфере и области городского развития средства МБРР будут направлены на жилищное строительство для снижения стоимости жилья за счет использования дешевых кредитных ресурсов, на создание и финансовую поддержку залоговой системы в целях стимулирования накоплений населения для строительства и покупки жилья, на поддержку муниципальных программ реконструкции исторической застройки городов для расселения коммунальных квартир и стимулирования внебюджетных инвестиций, на решение проблемы энергосбережения в жилищном секторе. В целях формирования устойчивых бюджетных основ предполагается направить средства МБРР на повышение эффективности государственных расходов, укрепление межбюджетных отношений, совершенствование институциональной структуры управления бюджетом. Займы МБРР будут направлены также на поддержку дальнейшей реструктуризации угольной отрасли и проведение последовательных реформ в области сельского хозяйства. Реструктуризация и поддержка промышленности Программа заимствований у МБРР позволит осуществить целый ряд проектов по финансированию развития предприятий. В этой связи важными направлениями сотрудничества станут поддержка реформирования российских предприятий, открытие кредитных линий для финансирования инвестиционных проектов в промышленности, содействие реструктуризации социальных активов предприятий, реализация гарантийных операций. В целях поддержки российских предприятий будут предприняты усилия по интеграции усилий МБРР и Международной финансовой корпорации (МФК). Российская Федерация будет осуществлять заимствования у МБРР на цели реструктуризации социальных активов предприятий, что будет способствовать участию МФК в инвестиционных проектах и подключению частных капиталов (особенно российских) к реструктуризации российской промышленности. В рамках реализации Программы заимствований у МБРР будет обеспечено развитие деловых возможностей российских производителей, в том числе за счет расширения их участия в проектах, реализуемых МБРР в других странах мира. Инфраструктура Необходимо продолжать реализацию проектов МБРР в области развития инфраструктуры. В то же время подобные проекты должны создавать условия для внедрения рыночных механизмов, повышения эффективности, реализации механизмов самоокупаемости. В области развития инфраструктуры усилия будут сосредоточены на проектах по восстановлению шоссейных дорог, мостов, строительства энергетических объектов и повышения эффективности их использования, реконструкции портов, развития коммунальной инфраструктуры. 6.3 Промышленная политика К началу экономической реформы промышленный потенциал России характеризовался огромными масштабами, низкой эффективностью и глубокими деформациями, и в первую очередь слабой ориентацией на потребительский спрос и отсутствием действенных стимулов повышения конкурентоспособности и эффективности. В условиях закрытой плановой экономики сложился сильно милитаризованный, узко специализированный и поэтому высокомонополизированный промышленный комплекс с утяжеленной структурой и отсталой технологической базой. Однако даже в первые, наиболее тяжелые, годы реформы отмечены позитивные тенденции в развитии промышленного производства: повышается качество отдельных видов выпускаемой продукции, происходит приспособление производимых товаров и продуктов к требованиям потребителя, продукция отдельных отраслей обрабатывающей промышленности выходит на мировой рынок. Сокращение производства в одних отраслях, в том числе ранее гипертрофированно развитых (оборонная промышленность), сопровождается стабилизацией и ростом производства в других. Однако до настоящего времени не удалось переломить негативную тенденцию роста доли в общем объеме промышленного производства продукции добывающих отраслей и сокращения доли продукции обрабатывающих отраслей. Оценивая в целом состояние промышленности России, следует отметить, что за годы реформ сложилось положение, которое требует определенных изменений в экономической политике, вытекающих из перехода к новому этапу преобразований, и в первую очередь в промышленности. Содержание и цели промышленной политики С учетом сегодняшнего состояния промышленности главная цель промышленной политики на современном этапе реформ определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности российской промышленности на внешнем и внутреннем рынках и ее подъема. Для достижения главной цели промышленной политики необходимо обеспечить: * сохранение накопленного научно-технического потенциала и использование его в целях развития промышленности; * увеличение платежеспособного спроса в стране; * развитие и использование сравнительных конкурентных преимуществ российской промышленности и последовательное преодоление ее слабостей. Намечаемые структурные сдвиги в промышленности предполагают последовательное снижение доли добывающих отраслей в промышленности с соответствующим повышением доли перерабатывающих отраслей, стабилизацию к концу периода доли материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на качественно новом уровне, рост доли машин, оборудования и товаров народного потребления. Такая структура должна сложиться в условиях открытой экономики в конкурентной борьбе за спрос, за позиции на внутреннем и мировом рынках. Методы промышленной политики Методы промышленной политики, применяемые в условиях рыночной экономики, достаточно разнообразны. Главными из них являются следующие: 1) формирование институциональных и законодательных условий для развития позитивных структурных изменений в промышленности. Прежде всего это условия, обеспечивающие защиту прав собственности, выполнение обязательств по контрактам, информационную открытость компаний для инвесторов. Специфические условия должны обеспечивать возможность сокращения до приемлемого уровня расходов по содержанию социальной сферы, а для государства - совершенствования системы и методов регулирования цен на продукцию естественных монополий; 2) реформирование налоговой системы с целью ее упрощения, обеспечения равномерности и посильности налогового бремени, создания условий для развития эффективного производства на основе самофинансирования. В современных условиях речь идет прежде всего об устранении многообразных льгот и одновременно об изменении структуры налогов, включая повышение доли налогов на потребление (НДС и акцизы) при сокращении доли налога на прибыль, уточнении налогооблагаемой базы и механизмов взыскания налогов. Будут разработаны процедуры вывода неиспользованных и устаревших производственных мощностей (включая незавершенное капитальное строительство) с баланса предприятий в целях снижения себестоимости продукции и облегчения налоговой нагрузки, внесены изменения в амортизационную политику с целью дать возможность предприятиям увеличить амортизационные фонды как источник инвестиций и самостоятельно решать вопрос о размерах амортизационных отчислений с учетом порядка уплаты налога на имущество и налога на недвижимость после его введения взамен налога на имущество; 3) меры внешнеэкономической поддержки. В их числе методы внешнеэкономического регулирования, такие, как ставки импортных тарифов, и меры специального регулирования, применяемые в рамках правил Всемирной торговой организации (ВТО). Установление импортных тарифов должно обеспечивать присутствие на внутреннем рынке иностранных конкурентов при его насыщении товарами и в то же время защиту в переходный период отечественных производителей, уже сейчас или в ближайшей перспективе конкурентоспособных на рынках. Для защиты внутреннего рынка в рамках процедур ВТО Правительство Российской Федерации намерено применять преимущественно тарифные методы, такие, как компенсационные, антидемпинговые и специальные пошлины. Для усиления государственной поддержки экспортно-ориентированных предприятий будут предоставляться государственные гарантии под привлекаемые кредитные ресурсы. Широкое развитие получит система экспортного кредитования и страхования экспортных кредитов. В целях повышения конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения на внешнем рынке будет усилена государственная поддержка проведения предприятиями и организациями международной сертификации экспортно-ориентированной продукции. Возрастающую роль будут играть политическая и дипломатическая поддержка российского промышленного экспорта, содействие формированию совместных с иностранными партнерами предприятий, организующих сбыт на внешних рынках российской продукции, прежде всего высокотехнологичной; 4) содействие расширению спроса на промышленную продукцию на внутреннем рынке. Это может осуществляться через конкурсные государственные закупки, содействие улучшению анализа спроса, маркетинга, рекламы российских товаров, развитие инфраструктуры товарных рынков. Важной формой увеличения внутреннего спроса в ближайшие годы будет развитие лизинга, особенно продукции машиностроения. Будут предприняты меры по улучшению подготовки российских предприятий к участию в международных тендерах, в том числе проводимых международными финансовыми организациями; 5) стимулирование частных и иностранных инвестиций прежде всего посредством обеспечения политической и финансово-экономической стабильности, снижение инвестиционных рисков и повышение доверия со стороны инвесторов. Важную роль должны сыграть принятие и реализация законов об иностранных инвестициях, о соглашениях о разделе продукции, свободных экономических зонах, концессиях; 6) прямые государственные инвестиции и иные вложения будут использоваться в тех случаях, когда важные для страны проекты ( в том числе в области развития инфраструктуры, реализации подъема наиболее перспективных высокотехнологичных проектов) временно непривлекательны для частного капитала. Реализация Бюджета развития будет стимулировать инвестиции в производство, в том числе в форме долевого участия государства, государственных гарантий на основе конкурсов инвестиционных проектов; 7) совершенствование системы управления, предусматривающее разработку законодательного механизма разграничения прав и обязанностей собственников и управляющих, создание системы государственного контроля за деятельностью управляющих (для предприятий государственной и смешанной формы собственности), создание системы непрерывного обучения и переподготовки управленческих кадров. Указанные методы будут применяться гибко и дифференцированно, с учетом возможностей государства, специфики отраслей и регионов, а также изменений рыночной конъюнктуры. Стратегии и приоритеты развития промышленности Опыт многих стран, добившихся успехов в подъеме промышленности, позволяет выделить следующие типы стратегий развития: 1) стратегия использования природных ресурсов. Ее придерживались в основном страны с богатыми запасами нефти - страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия. Суть ее состояла в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим использованием полученных доходов для повышения благосостояния населения и развития ряда отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Как правило, это небольшие государства, способные длительное время жить за счет экспорта добываемого сырья и топлива; 2) стратегия "преследования". Суть ее в том, что промышленность, опираясь главным образом на дешевую рабочую силу, осваивает производство конкурентоспособной продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах, и заполняет более дешевыми изделиями рынки, с которых эти страны вытесняются. На первых этапах потребителю не предлагается новых продуктов. Основной упор делается на воспроизведение уже созданных образцов по более низкой цене. Только закрепившись на рынках, компании "преследующих" стран переходят к более качественным и оригинальным изделиям. Такой стратегии придерживались Япония, Южная Корея, другие страны Юго-Восточной Азии, в значительной мере ее использует и Китай; 3) стратегия "передовых рубежей", которой придерживаются США, Германия и другие развитые индустриальные страны Европы, а в последние 25 лет и Япония. Эта стратегия состоит в том, чтобы, опираясь на достижения научно-технического прогресса, создавать новые продукты и технологии, формировать спрос на них и новые рынки. Классический и наиболее успешный пример - компьютерная революция и информационные технологии, родиной которых стали США. Общим для каждой из указанных стратегий является достижение нового технологического рубежа. Разница в стратегиях прежде всего определяется соотношением этого рубежа с исходными возможностями. Россия должна выбрать стратегию развития, опираясь на свои нынешние конкурентные преимущества и с учетом своих слабых мест. Из перечисленных стратегий нельзя выбрать какую-то одну просто в силу огромных различий между разными секторами экономики и группами производств. Стратегию "передовых рубежей" можно проводить, видимо, только в производстве некоторых видов вооружений, в авиакосмической и атомной промышленности. Сюда же можно отнести некоторые уникальные наукоемкие производства. Огромные природные богатства позволяют в определенной степени опираться в развитии на добывающую промышленность (нефть, газ, алмазы, цветные металлы). Это преимущество, за счет которого нельзя жить все время, но которое необходимо использовать в целях развития. В то же время для большинства отраслей промышленности, где сложилось отставание от передового уровня производства, должна быть принята стратегия "преследования", прежде всего с целью сохранения позиций на внутреннем рынке. Поэтому промышленная политика должна приобрести дифференцированный характер, т.е. с точки зрения применяемых методов строиться по-разному для разных групп производств и отраслей. Прежде всего, учитывая нынешнюю ситуацию в экономике, ограниченность финансовых ресурсов государства и необходимость их максимально эффективного использования в целях увеличения доходов и стимулирования инвестиционной активности, в течение ближайших 2-3 лет наивысшим приоритетом должны пользоваться высокоэффективные, быстроокупаемые инновационные проекты, в которых государство может участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя часть рисков. При этом не должны иметь значения ни отрасль, ни какие-либо другие признаки. Главный критерий - степень экстенсивного расширения технологического и экономического эффекта в отраслях. Со временем, по мере повышения инвестиционной активности и приведения в действие рыночного механизма экономического роста, возрастет роль промышленной политики, дифференцированной по группам производств и отраслей. Реализация промышленной политики будет осуществляться в два этапа. Основной задачей первого этапа Программы (1997-1998 годы) является создание финансовых и институциональных предпосылок для осуществления технологического прорыва в потенциально конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках отраслях и производствах и ускорения преодоления технического отставания в отраслях и производствах третьей группы, ориентированных на внутренний рынок. На этом этапе основные ресурсы, направляемые на развитие промышленности, будут сосредоточены на финансировании и поддержке: * быстроокупаемых проектов ("точек роста"), приоритетность которых определяется степенью эффективности и надежности проекта; * отраслей и производств второй группы, обладающих потенциальной конкурентоспособностью на мировом рынке. В 1997 году будет начата реформа предприятий и реструктуризация их долгов. На втором этапе (1999-2000 годы) предусматривается обеспечить активный рост промышленного производства. В результате создания благоприятного инвестиционного климата предприятия смогут активнее вкладывать свои ресурсы в основной капитал, обеспечивая модернизацию, реконструкцию и расширение производства на новой технической основе. При этом будут приниматься меры по устранению диспропорций между научно-технической, инновационной и инвестиционной политикой. Процесс модернизации технической базы производства будет проводиться преимущественно силами отечественного машиностроения. Более широко будут использоваться эффективные технологии, которые создадут базу для проведения политики ресурсосбережения. Одновременно будет расширяться потребительский спрос на основе устойчивого повышения доходов, обновления основных фондов и увеличения количества рабочих мест. На этом этапе основной акцент государственной поддержки должен быть смещен на реализацию и развитие имеющегося потенциала отраслей производства второй группы и преодоление отставания технического уровня отраслей и производств третьей группы. Продолжится последовательный рост обрабатывающих отраслей. В структуре обрабатывающего комплекса в результате реализации промышленной политики произойдут положительные сдвиги: на качественно новом уровне увеличится доля отечественных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Объемы выпуска современных машин и оборудования будут удовлетворять спрос внутреннего рынка, а по многим видам промышленной продукции будет обеспечиваться спрос и на внешнем рынке. Завершится реформа предприятий, произойдет обновление управленческого корпуса, сформируется устойчивая структура собственности. Промышленная политика в отдельных группах отраслей В результате проведения экономической реформы выделились следующие группы отраслей и производств, различающиеся по уровню развития, степени конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках и другим характеристикам: * экспортоспособные отрасли промышленности, прежде всего добывающая; * отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в относительно короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка; * отрасли, характеризующиеся значительным техническим отставанием, не способные в короткие сроки выйти на внешние рынки, но за которыми нужно сохранить значительную долю внутреннего рынка. Для первой группы отраслей (прежде всего нефтяная, газовая, алмазная, лесная) имеются реальные возможности развития на собственной финансовой базе. Задача состоит в том, чтобы создать условия для ее укрепления без прямого финансового участия государства. Поэтому политика в отношении этих отраслей будет ориентирована на их самостоятельное развитие на основе самофинансирования. Для этого потребуется внести изменения в налоговую систему, в том числе в части дифференциации платы за пользование недрами и акцизов с учетом качества и расположения месторождений, а также степени их освоенности, в части дифференциации цен на газ с учетом стоимости транспортировки и распределения в газовой промышленности. Налоговая система должна обеспечивать предприятиям возможность полной компенсации текущих затрат, а также осуществления необходимых инвестиций для подготовки минерально-сырьевой базы и освоения новых месторождений нефти и газа. В первую очередь инвестиции необходимы для форсированного внедрения эффективных проектов разработки нефтяных месторождений, для обеспечения надежности систем трубопроводного транспорта. Эти отрасли весьма привлекательны для иностранных инвестиций, и должны создаваться условия для их максимального притока без ущерба для экономической безопасности. Необходимо добиваться того, чтобы иностранные инвестиции привлекались на условиях, обеспечивающих размещение значительной доли заказов на российских предприятиях и реинвестирование прибыли в России. Учитывая, что в долгосрочной перспективе будут наращиваться объемы добычи нефти и газа на месторождениях континентального шельфа арктических морей и острова Сахалин, появившийся спрос на высокотехнологичные установки и оборудование для морской добычи, что уже сегодня является четким сигналом потенциального рынка для отечественного машиностроения. Для увеличения объемов добычи газа будет реализовываться проект освоения крупных газовых месторождений полуострова Ямал и Надым-Пур-Тазовского региона Тюменской области, предполагающий компенсацию падения добычи газа на разрабатываемых месторождениях и использования более совершенных технологий газодобычи. Для второй группы отраслей и производств (самолетостроение, ракетно-космические производства, атомная промышленность, вооружения и военная техника, отчасти энергетическое машиностроение и электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнологии, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) характерно, что их продукция, способная выйти на внешние рынки, будет сталкиваться там с особо острой конкуренцией, а иностранные инвестиции чаще будут обусловливаться политическими условиями, отражающими интересы зарубежных конкурентов, как правило, представленных крупными транснациональными корпорациями. Поэтому в отношении этой группы в переходный период могут потребоваться прямые меры государственной поддержки. Они будут дополняться и со временем заменяться иными мерами, прежде всего созданием условий для формирования внутреннего и внешнего спроса, в том числе путем государственной поддержки при организации сбыта продукции на внешних рынках, в форме политической поддержки - предоставления государственных гарантий, а в ряде случаев связанных международных кредитов для закупки отечественной высокотехнологичной продукции. Такая работа уже проводится с консорциумом, участвующим в международных торгах, связанных с поставкой гидро- и электротехнического оборудования для строительства гидротехнического комплекса "Три ущелья" в КНР. Будет оказываться содействие формированию совместных с иностранными партнерами предприятий, организующих сбыт российской высокотехнологичной продукции на внешних рынках и обеспечивающих включение российских предприятий в процесс по производству высокотехнологичной продукции и оказание ими услуг в сфере высоких технологий. В этом направлении целесообразно проведение соответствующих предварительных переговоров на межправительственном уровне, предоставление предприятиям помощи в выборе партнеров для создания совместных предприятий. Таким образом основные методы промышленной политики для отраслей этой группы - государственные инвестиции, закупки и субсидии, экспортные кредиты, на взаимоприемлемых условиях иностранные инвестиции. Очень важное значение будет иметь политическая поддержка. К производствам и отраслям третьей группы (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность) должны быть применены меры, направленные в первую очередь на стимулирование внутреннего и внешнего спроса на их продукцию. Здесь целесообразно использование стратегии "преследования". Основные методы промышленной политики для этих отраслей - сертификация импортируемой продукции в пределах, допускаемых международными нормами, и защитные импортные тарифы, последовательно снижаемые в течение времени, необходимого для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек. В этих отраслях необходимо избегать применения методов прямой государственной поддержки, кроме чрезвычайных случаев, связанных с социальными факторами. Эта группа отраслей производит потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения, что требует различных методов поддержки внутреннего спроса. С целью увеличения спроса на потребительские товары российского производства предлагаются следующие меры: * кредитование населения с целью покупки жилья и товаров длительного пользования российского производства; * содействие предприятиям в формировании собственной сбытовой сети; * поощрение лизинга. В этих отраслях должны быть созданы особо благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, прежде всего тех, которые приносят с собой новые технологии и опыт управления. Экономические и финансовые основы активизации промышленной политики Для проведения промышленной политики необходим значительный приток высокоэффективных вложений частных инвесторов, и прежде всего крупного корпоративного капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемого капитала, рост реальных доходов и накоплений рыночных субъектов без усиления инфляции. Наряду с реформированием финансово-кредитной сферы необходим комплекс специальных нормативных мер, позволяющих активизировать инвестиционный процесс, повысить конкурентоспособность продукции, сформировать благоприятную конкурентную среду для отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, для чего следует совершенствовать кредитную политику, систему финансирования государственных инвестиций, учетную и налоговую политику, активизировать фондовый рынок. Кредитная политика должна быть прежде всего направлена на создание условий для переориентации финансовых ресурсов из финансового сектора в промышленность и увеличение объема реального кредитования производства. Для этого, в частности, необходимо последовательное ограничение процесса связанного кредитования по закупкам импортных товаров промышленного назначения с целью защиты интересов российских товаропроизводителей, дальнейшее расширение практики продажи на условиях лизинга российского промышленного оборудования и основных фондов. Стратегическим направлением совершенствования финансирования государственных инвестиций остается формирование эффективной структуры государственных расходов, в которой затраты на инвестиционные нужды находились бы на уровне, позволяющем в средне- и долгосрочной перспективе достигать максимального эффекта, снижая бюджетный дефицит, стимулируя развитие экономики и т.п. При этом следует исходить из того, что общий их уровень не должен превышать определенной доли внутреннего валового продукта. В этих рамках должны определяться и ресурсы, направляемые на реализацию промышленной политики. Учитывая многообразие направлений государственных инвестиций, где более 70% составляют социальные объекты, оптимальный их уровень составляет 3-3,5% внутреннего валового продукта. В структуре государственных инвестиций расходы на цели промышленной политики должны составлять не менее 30-40%, или 0,9-1,4% внутреннего валового продукта. Среди конкретных мер по повышению эффективности расходования бюджетных средств, обеспечивающих реализацию промышленной политики, следует выделить расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации проектов, выдвигаемых частным капиталом, развитие системы государственных гарантий для высокоэффективных проектов, стимулирование привлечения внебюджетных источников для осуществления проектов федеральной значимости. Увеличение объемов инвестиционных ресурсов требует совершенствования механизма амортизации и переоценки основных фондов. Необходимо пересмотреть некоторые принципы, связанные с порядком обложения налогами имущества предприятий, формирования, исчисления и списания на себестоимость отдельных видов расходов. Значительный потенциал финансовых ресурсов для проведения промышленной политики формируется на рынке ценных бумаг. Масштабы привлечения средств посредством этого рынка во многом определяются вовлечением в фондовый оборот продаваемых на аукционах и по конкурсам крупных пакетов акций, в том числе государственных. Следует продолжить работу по развитию рынка в направлении увеличения доли долгосрочных инвестиционно-ориентированных инструментов, в первую очередь акций и облигаций приватизированных промышленных предприятий. Для роста спроса на российскую продукцию производственно-технического назначения необходимо осуществление следующих мер: * создание условий для привлечения предприятиями добывающей промышленности сторонних инвестиций для собственного развития; * создание общероссийской информационной системы по всем видам выпускаемой в России продукции, внутреннему и внешнему спросу и прогнозам их изменения; * разработка и реализация нормативных актов по созданию преференциального режима приобретения потребителями отечественной продукции, аналогичной импортируемой. Реализация мер активной промышленной и инвестиционной политики приведет к 2000 году к определенному изменению в структуре промышленного производства. Структура производства промышленной продукции (процентов) ------------------------------------------------------------------ | 1991 год | 1995 год | 2000 год ---------------------------------|----------|----------|---------- Всего промышленность | 100 | 100 | 100 ---------------------------------|----------|----------|---------- в том числе: | | | добывающая промышленность | 9,5 | 15,9 | 15 ---------------------------------|----------|----------|---------- обрабатывающая промышленность | 90,5 | 84,1 | 85 ---------------------------------|----------|----------|---------- в том числе: | | | материалы и полуфабрикаты, | | | комплектующие изделия | 35 | 51,3 | 51,8 ---------------------------------|----------|----------|---------- машины и оборудование | 13,6 | 9,3 | 9,2 ---------------------------------|----------|----------|---------- непродовольственные товары | | | народного потребления | 28,6 | 10,8 | 11,1 ---------------------------------|----------|----------|---------- продовольственные товары | 13,3 | 12,7 | 12,9 ------------------------------------------------------------------ Намечаемые структурные сдвиги в промышленности предполагают последовательное снижение доли добывающих отраслей в промышленности и соответствующее повышение доли перерабатывающих отраслей. Будут осуществлены положительные сдвиги в структуре промышленного производства: стабилизация к концу периода доли материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, машин и оборудования на качественно новом уровне, рост доли непродовольственных и продовольственных товаров народного потребления, что соответствует социальной направленности проводимых реформ. Долгосрочной внешнеэкономической стратегией России станет экспорт товаров высокой степени обработки, в первую очередь машин и оборудования, с чем связаны процессы модернизации и прогрессивной структурной перестройки народного хозяйства, увеличения занятости трудоспособного населения и усиления позиций страны в мировой экономике. 6.4 Научно-техническая и инновационная политика В научно-технической и инновационной сферах сложилась критическая ситуация, характеризующаяся низкой инвестиционной и инновационной активностью в освоении новых видов технологических процессов, техники и материалов и низким уровнем внедрения в производство достижений науки и техники. Инновационная деятельность сворачивается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и со стороны негосударственного сектора. В связи с этим национальные интересы России требуют решительных действий по созданию надежной и эффективной системы организационно-правовых, экономических и социальных механизмов защиты и воспроизводства отечественного научно-технического потенциала, сохранения технологического и в конечном итоге политического и экономического суверенитета российского государства. Для осуществления этого необходимы признание развития науки и технологий общенациональной целью, увязка приоритетных направлений развития науки и техники со стратегией социально-экономического развития страны, а также признание науки равноправным социальным партнером государства. Значительно более активной должна стать государственная патентная политика. С принятием в 1992 году пакета законов, сформировавших правовую основу охраны промышленной собственности в России, в основном сформирована цивилизованная система приема и рассмотрения заявок на объекты промышленной собственности, выдачи охранных документов и публикации сведений о них. Глубокое реформирование научно-технической сферы должно быть основано на сочетании гибкого механизма поддержки науки и технологий с расширением самостоятельности самого научного сообщества в выборе направлений научного поиска и источников финансирования. Наиболее важными направлениями в работе по преодолению кризисного состояния в научно-технической сфере, усилению государственного воздействия на процессы формирования инновационного потенциала структурных преобразований экономики, а также обеспечению государственной поддержки развития российских науки и техники являются: * разработка государственного механизма отбора и реализации наиболее эффективных наукоемких ресурсосберегающих технологий и результатов фундаментальных исследований; * концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники; * создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное проведение и использование результатов научных исследований; * реформирование отечественной системы управления наукой и подготовки кадров для науки, наукоемких производств, других видов интеллектуальной деятельности; * совершенствование правовой охраны интеллектуальной собственности и активизация изобретательской деятельности. Для реализации этих направлений необходимо решение следующих задач: * разработка и совершенствование нормативно-правовой базы исследований и разработок применительно к условиям рыночной экономики; * выделение ассигнований на финансирование науки в 1997 году в объеме, предусмотренном бюджетом, а с 1998 года в объеме не менее 4 процентов от его расходной части, как это предусмотрено Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике"; * разработка механизма привлечения средств из разных источников в научно-техническую и инновационную сферы; * обеспечение отбора и реализации наиболее эффективных достижений науки и техники на основе контрактной системы; * разработка и реализация комплекса мероприятий по поддержке предпринимательской деятельности и конкуренции в области науки и техники, развитию конкурсных начал в распределении средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений; * расширение международного научно-технического сотрудничества на взаимовыгодной основе, создание условий для участия российских ученых в международных проектах и привлечение иностранных инвестиций в сферу российских науки и техники. Становлению равноправного международного сотрудничества будет способствовать совершенствование правоприменительной практики, основывающейся на нормах законодательства по охране интеллектуальной собственности, а также меры по недопущению практики заключения между российскими и зарубежными партнерами договоров, содержащих дискриминационные положения по вопросам защиты интеллектуальной собственности; * разработка механизма реализации приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня; * создание и использование на практике системы программно-целевого планирования исследований и разработок, основанной на концепции важных для достижения национальных целей технологий; * разработка и осуществление комплекса мер, направленных на использование потенциала оборонных отраслей в области технологий двойного применения; * разработка и реализация современных информационно-телекоммуникационных систем в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Реализация указанных систем позволит осуществить интеграцию информационных ресурсов государства, повысить устойчивость государственных информационных систем, сформировать систему информационной поддержки принятия органами государственной власти решений как в сфере управления экономикой, так и в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; * проведение реструктуризации научно-технического комплекса страны, введение механизмов государственного регулирования научно-технической деятельности, адекватных реальным экономическим условиям; * разработка и реализация системы мер по поддержке уникальных научно-исследовательских и экспериментальных установок национальной значимости; * создание необходимого информационного пространства в научно-технической и инновационной деятельности; * создание условий и системы действенных стимулов на федеральном и региональном уровнях для повышения престижности научного труда, закрепления кадров и привлечения молодежи в научно-техническую сферу, обеспечение социальной защиты научных работников и специалистов; * осуществление мер по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров. Для выполнения указанных задач в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации потребуется разработка комплекса мер по сохранению и развитию научно-технического потенциала по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований и разработок. В среднесрочном периоде научно-техническая и инновационная деятельность будет направлена на преодоление технологического кризиса и достижение мирового научного и технологического лидерства по ряду приоритетных направлений. При этом инновационная деятельность направлена на широкомасштабное применение научно-технических разработок в производстве. Основными направлениями государственной инновационной политики будут: * реализация критических технологий и направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики и "расшивать" узкие места в экономике страны и отдельных регионов; * создание системы государственно-общественной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции; * разработка и совершенствование экономико-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере; * развитие инфраструктуры инновационной деятельности, включая создание национального информационного фонда инновационных проектов, системы финансирования, привлечение государственных, частных и зарубежных инвестиций в инновационную сферу; * развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных предприятий и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности; * создание конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ, возвратности финансирования. Одновременно инновационная политика будет направлена на ускоренное промышленное освоение в конкретных отраслях (на примере базовых) и производствах технологических разработок мирового уровня. В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов углеводородного сырья, повышения уровня их извлекаемости и глубины переработки, а также на разработку и внедрение высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки. Новые технологии позволят создавать экономичные нефтепромысловые экологически чистые энерготехнологические комплексы, рабочие агенты, применение которых позволит увеличить дебит скважины и на 5-7 % увеличить нефтеотдачу пластов. В электроэнергетике основными направлениями технологического развития являются создание новых экологически чистых поколений парогазовых и газотурбинных установок на твердом и газообразном топливе и атомных энергоблоков повышенной безопасности, получение экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработка экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышение эффективности систем дальнего транспорта электроэнергии, что обеспечит прирост мощностей производства электроэнергии при одновременном повышении безопасности энергетических объектов. В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях и повышение качества металлопродукции. Освоение экологически чистой автоклавно-гравитационной технологии переработки чернового оловянного и коллективного сульфидного концентратов с селективным выделением олова, меди и серебра и переводом мышьяка в нетоксичное соединение позволит повысить извлечение олова на 24%, меди на 12% и серебра на 12%. Прогрессивная автоклавно-окислительная технология обеспечивает извлечение олова из руды в количестве до 63% вместо 37% по ранее применяемой технологии. Новая технология производства катанки на литейно-ковочных модулях позволяет в 2- 3 раза снизить металлоемкость оборудования. Экономия электроэнергии составит 20%, а металла - 15%. Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем. Новейшие технологии производства этой конкурентоспособной продукции обеспечат снижение расхода сырья на 15-20%, уменьшение энергозатрат на 20-40%, увеличение глубины переработки нефти до современного мирового уровня. В рамках реализации инновационной программы "Развитие и организация конкурентоспособных промышленных производств химических продуктов для реализации приоритетных направлений развития народного хозяйства и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду" будут разработаны и внедрены новые высокоэффективные технологии и конкурентоспособная химическая продукция (около 150 наименований), достигнуто сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу до 70%. Доля прогрессивной продукции должна возрасти в 1,6 раза. В машиностроительном комплексе предприятия будут ориентированы на технологическое перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации. Внедрение результатов разработок позволит повысить коэффициент использования материалов до 0,87-0,9, снизить показатель металло- и энергоемкости продукции. Для реализации такой политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых с участием средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников, какими являются собственные средства предприятий, частные инвестиции, средства внебюджетных фондов, оказывающие поддержку инновациям и новым технологиям. 6.5 Политика использования природных ресурсов Важнейшим направлением природно-ресурсной политики Правительства Российской Федерации является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала страны с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей отраслей народного хозяйства и экспорта. Эта политика должна обеспечить осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное, ресурсорасточительное природопользование, а также создание экономических механизмов комплексного решения задач рационального их использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новых методов и способов изучения, прогнозирования состояния природной среды, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров на основе цифровых геоинформационных систем. Для реализации указанных задач необходимо начать реализацию концепции государственной природно-ресурсной политики, включающей в себя проблемы нормативно-правового, экономического, учетно-статистического обеспечения рационального природопользования. Необходимо в 1997 году завершить подготовку нормативно-правовой базы для введения платы за пользование всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Продолжить совершенствование системы платежей за право пользования недрами, включая возможность получения недропользователями, осуществляющими добычу дефицитных видов минерального сырья, скидок за истощение недр при низкой экономической эффективности разработки месторождений. В дальнейшем предусмотреть уменьшение количества налогов и переход в основном к рентным платежам в добывающих и других природоэксплуатирующих отраслях. Предусматривается повысить эффективность государственного Страницы: 1 2 |