О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 24.04.2008). Закон (Федеральный конституционный). Федеральное Собрание РФ. 28.06.04 5-ФКЗ

Оглавление


Страницы: 1  2  3  4  5  


28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

                  О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       (Редакция на 24.04.2008)



   

     Одобрен Государственной Думой      11 июня 2004 года
     Одобрен Советом Федерации          23 июня 2004 года

     Референдум   наряду   со   свободными  выборами  является  высшим
непосредственным  выражением власти народа. Государством гарантируются
свободное  волеизъявление  граждан Российской Федерации на референдуме
Российской  Федерации,  защита демократических принципов и норм права,
определяющих  право  граждан  на  участие  в  референдуме.  Референдум
Российской  Федерации  не  может  быть  использован  в  целях принятия
решений,  противоречащих  Конституции  Российской Федерации, а также в
целях  ограничения,  отмены  или умаления общепризнанных прав и свобод
человека  и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав
и свобод.

                       Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

              Статья 1. Референдум Российской Федерации

     Референдум  Российской  Федерации  (далее  также  - референдум) -
всенародное   голосование  граждан  Российской  Федерации,  обладающих
правом   на   участие  в  референдуме,  по  вопросам  государственного
значения.

              Статья 2. Принципы проведения референдума

     1.  Референдум  проводится  на основе всеобщего равного прямого и
свободного  волеизъявления  граждан  Российской  Федерации  при тайном
голосовании.
     2.  Граждане  Российской  Федерации  имеют  право  участвовать  в
референдуме   независимо   от   пола,   расы,  национальности,  языка,
происхождения,   имущественного   и   должностного   положения,  места
жительства,   отношения   к   религии,   убеждений,  принадлежности  к
общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
     3.  Граждане  Российской  Федерации  участвуют  в  референдуме на
равных  основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом
голосов.
     4.   Гражданин   Российской   Федерации  голосует  за  вынесенный
(вынесенные)  на  референдум  вопрос  (вопросы)  или против него (них)
непосредственно.
     5.   Участие  гражданина  Российской  Федерации  (далее  также  -
гражданин)  в  референдуме является свободным и добровольным. Никто не
вправе  оказывать  воздействие  на  гражданина с целью принудить его к
участию   или   неучастию   в  референдуме,  в  выдвижении  инициативы
проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также
препятствовать его свободному волеизъявлению.
     6.  Голосование  на  референдуме  (далее  - голосование) является
тайным,    исключающим    возможность    какого-либо    контроля    за
волеизъявлением   гражданина   Российской   Федерации,   в  том  числе
наблюдения   за   заполнением  участником  референдума  бюллетеня  для
голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

           Статья 3. Законодательство Российской Федерации
                            о референдуме

     1. Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют
Конституция  Российской  Федерации,  общепризнанные  принципы  и нормы
международного  права,  международные  договоры  Российской Федерации,
настоящий   Федеральный   конституционный  закон,  другие  федеральные
конституционные   законы,  федеральный  закон  об  основных  гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации, другие федеральные законы.
     2.   Порядок   и  сроки  назначения  референдума  устанавливаются
настоящим   Федеральным   конституционным  законом.  Порядок  и  сроки
подготовки   и   проведения   референдума   устанавливаются  настоящим
Федеральным     конституционным     законом,     иными    федеральными
конституционными законами, федеральными законами, а также нормативными
актами   Центральной   избирательной  комиссии  Российской  Федерации,
принимаемыми   в   пределах  ее  полномочий,  установленных  настоящим
Федеральным  конституционным  законом  и  законодательством Российской
Федерации о выборах и референдумах.
     3. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации  принимаются  в  целях обеспечения единообразного применения
настоящего  Федерального  конституционного закона, федеральных законов
при подготовке и проведении референдума.

                 Статья 4. Основные термины и понятия

     1.   Основные   термины   и  понятия,  используемые  в  настоящем
Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что
и  в  законодательстве  Российской Федерации о выборах и референдумах,
если  иное  не  предусмотрено  настоящим  Федеральным  конституционным
законом.
     2.  Для  целей  настоящего  Федерального  конституционного закона
применяются следующие термины и понятия:
     1)    агитация    по   вопросам   референдума   -   деятельность,
осуществляемая  в период кампании референдума и имеющая целью побудить
или   побуждающая   участников   референдума   поддержать   инициативу
проведения  референдума  путем внесения подписей в подписные листы или
иным  способом  либо  отказаться  от  такой поддержки, голосовать либо
отказаться  от  голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть
вопрос (вопросы) референдума;
     2)   адрес   места  жительства  -  адрес  (наименование  субъекта
Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы,
номер  дома  и  квартиры),  по которому гражданин Российской Федерации
зарегистрирован  по  месту жительства в органах регистрационного учета
граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства
в  пределах  Российской  Федерации  и  который  содержится в отметке о
регистрации  гражданина  по месту жительства в паспорте или документе,
заменяющем паспорт гражданина;
     3) бюллетень - бюллетень для голосования на референдуме;
     4)  вопрос  референдума  -  вопрос  государственного значения, по
которому предлагается провести или проводится референдум;
     5)   инициативная   агитационная   группа   -  группа  участников
референдума,  образуемая  в  порядке  и  на  срок, которые установлены
настоящим  Федеральным  конституционным  законом,  в  целях проведения
агитации по вопросам референдума;
     6)   инициативная  группа  по  проведению  референдума  -  группа
участников  референдума,  образуемая  в  порядке  и  на  срок, которые
установлены  настоящим  Федеральным  конституционным  законом, в целях
реализации инициативы проведения референдума;
     7) кампания референдума - деятельность по подготовке и проведению
референдума,  осуществляемая  в период со дня регистрации инициативной
группы   по   проведению   референдума   либо   со   дня  официального
опубликования решения о назначении всенародного голосования по проекту
новой  Конституции  Российской  Федерации  либо  со  дня  официального
опубликования решения о назначении референдума по проекту нормативного
акта  или вопросу референдума, вынесенным на референдум в соответствии
с  международным  договором Российской Федерации, до дня представления
Центральной   избирательной  комиссией  Российской  Федерации  палатам
Федерального  Собрания  Российской  Федерации  отчета  о  расходовании
средств  федерального  бюджета,  выделенных на подготовку и проведение
референдума, либо до дня прекращения процедур по реализации инициативы
проведения   референдума   по  основаниям,  предусмотренным  настоящим
Федеральным конституционным законом;
     8)  комиссия  референдума - комиссия, осуществляющая подготовку и
проведение  референдума,  обеспечивающая  реализацию  и  защиту  права
граждан  Российской  Федерации  на  участие в референдуме и входящая в
систему   комиссий  референдума,  установленную  частью  2  статьи  24
настоящего Федерального конституционного закона;
     9) подписной лист - лист, который предназначен для сбора подписей
участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума;
     10)   политическая   партия  -  политическая  партия,  имеющая  в
соответствии  с  законодательством Российской Федерации о политических
партиях право участвовать в референдуме;
     11)  право  на  участие  в  референдуме  -  конституционное право
граждан  Российской Федерации голосовать на референдуме, участвовать в
выдвижении  инициативы проведения референдума, а также в иных законных
действиях по подготовке и проведению референдума;
     12)   участники  референдума  -  граждане  Российской  Федерации,
обладающие  в  соответствии с законодательством Российской Федерации о
референдуме правом на участие в референдуме.

               Статья 5. Право на участие в референдуме

     1.  Гражданин  Российской  Федерации,  достигший возраста 18 лет,
имеет  право  голосовать  на  референдуме,  участвовать  в  выдвижении
инициативы  проведения  референдума, а также в иных законных действиях
по  подготовке  и  проведению  референдума  в порядке, предусмотренном
настоящим Федеральным конституционным законом.
     2.  Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской
Федерации,  признанный  судом недееспособным или содержащийся в местах
лишения свободы по приговору суда.
     3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за
пределами  ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в
референдуме.    Дипломатические    представительства   и   консульские
учреждения   Российской   Федерации   обязаны   оказывать   содействие
гражданину  Российской  Федерации  в реализации его права на участие в
референдуме.


               Статья 6. Вопросы референдума и порядок
                      их вынесения на референдум

     1.   Конституционное   Собрание  вправе  вынести  на  всенародное
голосование  проект  новой  Конституции  Российской Федерации. Порядок
принятия  Конституционным  Собранием  такого  решения, а также порядок
вынесения   на   всенародное  голосование  проекта  новой  Конституции
Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом,
принимаемым  в  соответствии  со  статьей  135  Конституции Российской
Федерации.
     2.  На  референдум выносится проект нормативного акта или вопрос,
обязательное    вынесение    на   референдум   которых   предусмотрено
международным  договором Российской Федерации. Вынесение на референдум
указанных   проекта   нормативного   акта   или  вопроса,  назначение,
подготовка  и  проведение  референдума осуществляются в соответствии с
настоящим  Федеральным  конституционным законом с учетом особенностей,
предусмотренных  соответствующим  международным  договором  Российской
Федерации.
     3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2
настоящей  статьи,  выносятся  на  референдум исключительно в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.
     4.   На   референдум   могут   выноситься   вопросы,   отнесенные
Конституцией  Российской  Федерации  к ведению Российской Федерации, а
также   к   совместному   ведению  Российской  Федерации  и  субъектов
Российской Федерации.
     5. На референдум не могут выноситься вопросы:
     1)   об   изменении   статуса   субъекта  (субъектов)  Российской
Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
     2)   о  досрочном  прекращении  или  продлении  срока  полномочий
Президента  Российской  Федерации,  Государственной  Думы Федерального
Собрания  Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов
Президента   Российской   Федерации,  депутатов  Государственной  Думы
Федерального  Собрания  Российской Федерации либо о перенесении сроков
проведения таких выборов;
     3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении,
приостановлении    или    продлении    полномочий    лиц,   замещающих
государственные должности Российской Федерации;
     4)  о  персональном  составе  федеральных органов государственной
власти, иных федеральных государственных органов;
     5)  об  избрании,  о  досрочном  прекращении, приостановлении или
продлении  срока  полномочий  органов,  образованных  в соответствии с
международным  договором  Российской  Федерации, либо должностных лиц,
избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным
договором  Российской Федерации, а также о создании таких органов либо
назначении   на  должность  таких  лиц,  если  иное  не  предусмотрено
международным договором Российской Федерации;
     6) - 7) утратили силу.
     8)  о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья
и безопасности населения;
     9) утратил силу.
     10)  отнесенные  Конституцией  Российской Федерации, федеральными
конституционными  законами  к  исключительной  компетенции федеральных
органов государственной власти.
     6. Утратил силу.
     7.  Вопрос,  выносимый  на  референдум, должен быть сформулирован
таким   образом,  чтобы  исключалась  возможность  его  множественного
толкования,  чтобы  на него можно было дать только однозначный ответ и
чтобы  исключалась  неопределенность правовых последствий принятого на
референдуме решения.
     8.  Разные  инициативные  группы  по проведению референдума могут
предложить   для   вынесения   на   референдум  разные,  в  том  числе
альтернативные, вопросы.
     9.  Принятие  федеральным  органом  государственной  власти, иным
государственным   органом  решения  по  существу  вопроса,  который  в
соответствии  с  настоящим  Федеральным  конституционным законом может
быть    вынесен    на   референдум,   не   является   обстоятельством,
препятствующим   проведению   референдума   по   данному  вопросу,  за
исключением  случая,  предусмотренного  частью 27 статьи 15 настоящего
Федерального конституционного закона.
     10.  Принятие  федеральным  органом  государственной власти, иным
государственным   органом  решения  по  существу  вопроса,  который  в
соответствии  с  международным договором Российской Федерации подлежит
обязательному вынесению на референдум, не допускается.
     11.  Проведение  референдума  в случаях, порядке и сроки, которые
предусмотрены   Конституцией   Российской   Федерации,   международным
договором  Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным
законом, является обязательным.

           Статья 7. Обстоятельства, исключающие назначение
                       и проведение референдума

     1.  Инициатива  проведения  референдума не может быть выдвинута и
референдум  не может назначаться и проводиться в условиях военного или
чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации
при   обстоятельствах   и   в   порядке,  предусмотренных  федеральным
конституционным  законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены
военного или чрезвычайного положения.
     2.   Референдум   не   назначается,   а  проведение  назначенного
референдума  откладывается  в  случае  введения в отдельных местностях
Российской   Федерации   военного   или  чрезвычайного  положения  при
обстоятельствах    и    в    порядке,    предусмотренных   федеральным
конституционным  законом.  Референдум,  инициатива проведения которого
была  выдвинута  в установленном настоящим Федеральным конституционным
законом  порядке,  назначается, а референдум, проведение которого было
отложено,  проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного
или  чрезвычайного  положения, за исключением случаев, предусмотренных
частью 3 настоящей статьи.
     3. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента
Российской   Федерации,  Государственной  Думы  Федерального  Собрания
Российской   Федерации,  а  также  в  период  избирательной  кампании,
проводимой  одновременно  на  всей  территории Российской Федерации на
основании   решения   уполномоченного   федерального   органа.  Данное
положение не действует в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи
6 настоящего Федерального конституционного закона.
     4. В период между официальным опубликованием решения о назначении
референдума   и   официальным   опубликованием   (обнародованием)  его
результатов  не может быть выдвинута инициатива проведения референдума
в   порядке,   предусмотренном   статьей  15  настоящего  Федерального
конституционного закона.
     5.  Проведение  повторного  референдума,  то  есть референдума по
вопросу  (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же
формулировку,   что   и  вопрос  (вопросы),  голосование  по  которому
(которым)  проведено  на  состоявшемся  референдуме,  не допускается в
течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его
результатов.
     6.   Указанный   в   настоящей   статье  перечень  обстоятельств,
исключающих    назначение    и    проведение   референдума,   является
исчерпывающим  и  не  может  быть  изменен  иначе  как  путем внесения
изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

                Статья 8. Язык проведения референдума

     1.  При  подготовке и проведении референдума используется русский
язык  как  государственный  язык  Российской  Федерации, а в случаях и
порядке,   предусмотренных   настоящим   Федеральным   конституционным
законом,  используются  и  государственные  языки  республик в составе
Российской  Федерации,  а  также языки народов Российской Федерации на
территориях их компактного проживания.
     2.  Формулировка  вопроса  (вопросов)  референдума, текст проекта
нормативного  акта,  выносимого  на  референдум,  бюллетень,  решения,
принятые  на  референдуме,  документы  органов государственной власти,
иных   государственных   органов,   органов  местного  самоуправления,
касающиеся   проведения  референдума,  составляются  (публикуются)  на
русском   языке  и  на  государственных  языках  республик  в  составе
Российской  Федерации,  а в случае необходимости - и на языках народов
Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

                 Статья 9. Финансирование референдума

     1.   Финансирование   мероприятий,   связанных  с  подготовкой  и
проведением  референдума,  осуществляется за счет средств федерального
бюджета    в    порядке,    предусмотренном    настоящим   Федеральным
конституционным законом.
     2.  Инициативная группа по проведению референдума обязана создать
собственный  фонд  референдума  для организации сбора подписей граждан
Российской  Федерации  в  поддержку  выдвижения  инициативы проведения
референдума,  для финансирования иной своей деятельности по реализации
инициативы  проведения  референдума,  в том числе агитации по вопросам
референдума.
     3.   В   случае  образования  инициативной  агитационной  группы,
предусмотренной  настоящим  Федеральным  конституционным  законом, она
создает  собственный  фонд  референдума для финансирования агитации по
вопросам референдума.
     4.   Фонд   референдума   инициативной   группы   по   проведению
референдума,  фонд референдума инициативной агитационной группы (далее
-  фонды  референдума) создаются в размерах и порядке, предусмотренных
настоящим  Федеральным конституционным законом, соответственно за счет
денежных средств членов инициативной группы по проведению референдума,
членов  инициативной агитационной группы, а также за счет добровольных
пожертвований  граждан  Российской  Федерации и российских юридических
лиц.

            Статья 10. Подготовка и проведение референдума
                        комиссиями референдума

     1.  Подготовка  и  проведение  референдума,  обеспечение и защита
права  на  участие  в референдуме, а также контроль за его соблюдением
возлагается   на  комиссии  референдума  в  пределах  их  компетенции,
установленной    настоящим    Федеральным   конституционным   законом,
федеральными законами.
     2.  Нормативные  акты  и  иные  решения Центральной избирательной
комиссии   Российской   Федерации,   а  также  решения  иных  комиссий
референдума,  принятые ими в пределах своей компетенции, установленной
настоящим  Федеральным конституционным законом, федеральными законами,
обязательны  для  федеральных  органов  исполнительной власти, органов
исполнительной    власти    субъектов   Российской   Федерации,   иных
государственных    органов    и    организаций,    органов    местного
самоуправления,  должностных  лиц,  инициативных  групп  по проведению
референдума,   инициативных   агитационных  групп,  их  уполномоченных
представителей,  политических  партий и иных общественных объединений,
граждан Российской Федерации.

           Статья 11. Гласность при подготовке и проведении
                             референдума

     1.  Подготовка  и проведение референдума осуществляются открыто и
гласно.  Государство  обеспечивает  информирование  граждан Российской
Федерации о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе
кампании   референдума,   об   итогах   голосования  и  о  результатах
референдума.
     2.  Нормативные  правовые  акты  органов государственной власти и
органов  местного  самоуправления,  нормативные  акты  и  иные решения
Центральной  избирательной  комиссии  Российской Федерации, касающиеся
подготовки  и  проведения  референдума, обеспечения права на участие в
референдуме,  официально  опубликовываются либо доводятся до всеобщего
сведения иным путем в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим
Федеральным конституционным законом.
     3.   Государство   гарантирует  гражданам  Российской  Федерации,
политическим  партиям  и  иным общественным объединениям, инициативным
группам  по  проведению референдума, инициативным агитационным группам
свободу  проведения  агитации по вопросам референдума в соответствии с
настоящим  Федеральным  конституционным  законом,  иными  федеральными
конституционными законами и федеральными законами.

     Статья 12. Использование Государственной автоматизированной
                системы Российской Федерации "Выборы"

     1.   При   подготовке   и   проведении  референдума  используется
Государственная   автоматизированная   система   Российской  Федерации
"Выборы" (далее - ГАС "Выборы").
     2. Порядок использования ГАС "Выборы" при подготовке и проведении
референдума    определяется    Центральной   избирательной   комиссией
Российской  Федерации  в  соответствии  с законодательством Российской
Федерации,  регулирующим  отношения, возникающие при использовании ГАС
"Выборы".

        Статья 13. Участие в референдуме иностранных граждан,
          лиц без гражданства, иностранных юридических лиц,
              международных организаций и международных
                        общественных движений

     1.  Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных
юридических    лиц,    международных   организаций   и   международных
общественных  движений  в  осуществлении  деятельности, способствующей
либо   препятствующей   подготовке   и   проведению   референдума,  не
допускается.
     2.  Порядок  участия  иностранных  (международных) наблюдателей в
осуществлении  наблюдения  за  подготовкой  и  проведением референдума
устанавливается   международными   договорами   Российской  Федерации,
настоящим  Федеральным  конституционным  законом,  иными  федеральными
конституционными законами, федеральными законами.

             Глава 2. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА.
                        НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

             Статья 14. Инициатива проведения референдума

     1. Инициатива проведения референдума принадлежит:
     1)  не  менее  чем  двум  миллионам граждан Российской Федерации,
имеющих  право  на  участие  в  референдуме,  -  при  условии,  что на
территории  одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за
пределами  территории  Российской Федерации находится место жительства
не более 50 тысяч из них;
     2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3
статьи 135 Конституции Российской Федерации;
     3)  федеральным  органам  государственной  власти  -  в  случаях,
предусмотренных   международным   договором   Российской  Федерации  и
настоящим Федеральным конституционным законом.
     2.  Инициатива  проведения  референдума,  принадлежащая гражданам
Российской  Федерации  в  соответствии  с  пунктом 1 части 1 настоящей
статьи,  не  может  быть  выдвинута  в  период избирательной кампании,
проводимой  одновременно  на  всей  территории Российской Федерации на
основании  решения  уполномоченного  федерального  органа,  а  также в
случае,  если  проведение  референдума  приходится  на  последний  год
полномочий   Президента  Российской  Федерации,  Государственной  Думы
Федерального Собрания Российской Федерации.


         Статья 15. Порядок реализации инициативы проведения
           референдума, принадлежащей гражданам Российской
                              Федерации

     1.   Участники   референдума   образуют  инициативную  группу  по
проведению референдума.
     2.  Инициативная группа по проведению референдума должна состоять
из  региональных  подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов
Российской  Федерации.  В  каждую  региональную подгруппу инициативной
группы  по  проведению  референдума  (далее  - региональная подгруппа)
должно  входить  не менее 100 участников референдума, место жительства
которых  находится  на  территории того субъекта Российской Федерации,
где образована региональная подгруппа.
     3.   Гражданин   (граждане)   Российской  Федерации,  выдвинувший
(выдвинувшие)   предложение  об  образовании  инициативной  группы  по
проведению  референдума, не позднее чем за пять дней до дня проведения
собрания  участников  референдума  для  решения вопроса об образовании
региональной  подгруппы  (далее  -  собрание  региональной  подгруппы)
уведомляет  (уведомляют)  в  письменной  форме  избирательную комиссию
соответствующего  субъекта  Российской  Федерации  о  месте  и времени
проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума.
     4.  Собрание региональной подгруппы проводится на территории того
субъекта   Российской   Федерации,   где  находится  место  жительства
участников референдума, принимающих участие в собрании.
     5.   Собрание  региональной  подгруппы  правомочно,  если  в  нем
принимают   участие   не   менее  100  участников  референдума,  место
жительства  которых  находится  на территории того субъекта Российской
Федерации,  где  проводится  собрание.  Подписи  указанных  участников
референдума  в  протоколе  их  регистрации  на  собрании  региональной
подгруппы удостоверяются нотариально.
     6.  На  собрании  региональной  подгруппы  вправе  присутствовать
представитель   избирательной   комиссии   того   субъекта  Российской
Федерации,  на территории которого проводится данное собрание, а также
представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
     7.  В  случае  поддержки  предложения об образовании инициативной
группы  по  проведению  референдума  и  вопроса (вопросов) референдума
собрание   региональной   подгруппы   принимает   решение  о  создании
региональной подгруппы, а также решения:
     1) об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума;
     2) об образовании инициативной группы по проведению референдума;
     3)   о   назначении   из   числа  членов  региональной  подгруппы
уполномоченных представителей региональной подгруппы.
     8.  Решения  собрания  региональной  подгруппы  отражаются  в его
протоколе.
     9.  Решение  собрания  региональной подгруппы считается принятым,
если за него проголосовало более половины участников собрания.
     10.    Уполномоченные    представители   региональной   подгруппы
обращаются   в   избирательную   комиссию   соответствующего  субъекта
Российской   Федерации   с  ходатайством  о  регистрации  региональной
подгруппы,  в  котором  указывается  формулировка  вопроса  (вопросов)
референдума, которая утверждена на собрании региональной подгруппы.
     11.  К  ходатайству  о  регистрации региональной подгруппы должны
быть приложены:
     1)  протокол  собрания  региональной  подгруппы, а также протокол
регистрации участников референдума на собрании региональной подгруппы;
     2)  доверенности,  оформленные  на  уполномоченных представителей
региональной подгруппы;
     3)   список   членов   региональной  подгруппы  и  уполномоченных
представителей региональной подгруппы в печатном и машиночитаемом виде
по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации.   В  списке  указываются  фамилия,  имя  и  отчество,  дата
рождения,   серия,   номер  и  дата  выдачи  паспорта  или  документа,
заменяющего  паспорт  гражданина,  адрес  места  жительства каждого из
указанных   лиц,  а  для  уполномоченных  представителей  региональной
подгруппы - также номер телефона каждого из них;
     4)  письменные заявления членов региональной подгруппы о согласии
быть членами инициативной группы по проведению референдума.
     12.  В состав инициативной группы по проведению референдума может
входить  подгруппа  участников  референдума,  проживающих за пределами
территории  Российской Федерации. Такая подгруппа создается в порядке,
установленном  для  создания  региональной подгруппы. О создании такой
подгруппы  уведомляется  Центральная избирательная комиссия Российской
Федерации,   которая  осуществляет  регистрацию  подгруппы  участников
референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации.
     13. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, получив
ходатайство  о  регистрации  региональной  подгруппы,  незамедлительно
уведомляет  Центральную  избирательную комиссию Российской Федерации о
вопросе  (вопросах)  референдума, указанном (указанных) в ходатайстве.
Центральная  избирательная  комиссия Российской Федерации в течение 10
дней  со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса
(вопросов)   референдума   требованиям,   предусмотренным   статьей  6
настоящего   Федерального   конституционного   закона,   и   принимает
соответствующее решение.
     14.   Избирательная  комиссия  субъекта  Российской  Федерации  в
течение   15   дней   со   дня  получения  ходатайства  о  регистрации
региональной    подгруппы   проверяет   соответствие   ходатайства   и
приложенных  к  нему документов требованиям, предусмотренным настоящим
Федеральным  конституционным  законом,  и  принимает одно из следующих
решений:
     1)   о  регистрации  региональной  подгруппы.  В  данном  решении
указываются  формулировка  вопроса  (вопросов)  референдума,  фамилии,
имена и отчества всех членов региональной подгруппы (при необходимости
-  иные  сведения  о  членах  региональной  подгруппы, перечисленные в
пункте 3 части 11 настоящей статьи), а также фамилии, имена и отчества
уполномоченных представителей региональной подгруппы;
     2) об отказе в регистрации региональной подгруппы.
     15.  Основанием  для  отказа в регистрации региональной подгруппы
является невыполнение требований, предусмотренных статьей 7 настоящего
Федерального конституционного закона, частями 2 - 5 и 8 - 12 настоящей
статьи,    либо    несоответствие   вопроса   (вопросов)   референдума
требованиям,   предусмотренным   статьей   6  настоящего  Федерального
конституционного   закона,   установленное  Центральной  избирательной
комиссией  Российской  Федерации.  Решение  об  отказе  в  регистрации
региональной  подгруппы  принимается  также  в случае, предусмотренном
частью 18 настоящей статьи.
     16.  Если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
установила  несоответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям,
предусмотренным  статьей  6  настоящего  Федерального конституционного
закона,  она  мотивирует  это в своем заключении, которое утверждается
решением  Центральной  избирательной  комиссии  Российской Федерации и
незамедлительно  доводится  до  сведения  всех  избирательных комиссий
субъектов  Российской  Федерации.  После  получения  этого  заключения
избирательные   комиссии  субъектов  Российской  Федерации  не  вправе
регистрировать  региональные  подгруппы, обратившиеся с ходатайством о
регистрации  в  целях  реализации инициативы проведения референдума по
данному вопросу (данным вопросам).
     17.  Решение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
об отказе в регистрации региональной подгруппы в связи с невыполнением
требований,   предусмотренных   статьей   7   настоящего  Федерального
конституционного  закона, частями 2 - 5, 8 - 12 и 18 настоящей статьи,
может  быть  обжаловано в верховный суд республики, краевой, областной
суд,   суд  города  федерального  значения,  суд  автономной  области,
автономного   округа.   Решение   Центральной  избирательной  комиссии
Российской    Федерации,    которым   утверждено   ее   заключение   о
несоответствии    вопроса    (вопросов)    референдума    требованиям,
предусмотренным  статьей  6  настоящего  Федерального конституционного
закона,  может  быть  обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.
Если  из  заключения  Центральной  избирательной  комиссии  Российской
Федерации,  утвержденного  ее  решением,  следует,  что данное решение
принято  в  связи  с  несоответствием  вопроса  (вопросов) референдума
Конституции  Российской  Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
направляет запрос в Конституционный Суд Российской Федерации. В случае
принятия   Конституционным   Судом   Российской  Федерации  решения  о
признании   вопроса  (вопросов)  референдума  не  соответствующим  (не
соответствующими)   Конституции   Российской  Федерации  процедуры  по
реализации инициативы проведения референдума прекращаются.
     18. После регистрации избирательной комиссией субъекта Российской
Федерации   региональной   подгруппы   иная   региональная  подгруппа,
утвердившая  на  своем  собрании  такую  же  по  смыслу или содержанию
формулировку   вопроса   (вопросов)   референдума,   не   может   быть
зарегистрирована этой же комиссией до окончания процедур по реализации
инициативы   проведения   референдума   по   данному  вопросу  (данным
вопросам).
     19.  В  случае  регистрации  региональных  подгрупп  более  чем в
половине  субъектов  Российской Федерации уполномоченные представители
региональных   подгрупп   более   чем  половины  субъектов  Российской
Федерации  вправе  на  своем  собрании  принять решение об обращении в
Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством
о  регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса
(вопросов)  референдума  (далее  -  ходатайство инициативной группы) и
обратиться   с  указанным  ходатайством  в  Центральную  избирательную
комиссию  Российской  Федерации не позднее чем через два месяца со дня
регистрации  первой  региональной  подгруппы. На данном собрании также
принимаются   решения   о  назначении  из  числа  участников  собрания
уполномоченных   представителей   инициативной  группы  по  проведению
референдума и ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
     20. В ходатайстве инициативной группы указываются:
     1) формулировка вопроса (вопросов) референдума;
     2)   наименования   субъектов  Российской  Федерации,  в  которых
зарегистрированы  региональные  подгруппы  и  на  территориях  которых
предполагается  сбор  подписей  участников  референдума,  а  в случае,
предусмотренном   частью   12   настоящей   статьи,   -   наименования
соответствующих иностранных государств.
     21. К ходатайству инициативной группы прилагаются:
     1) решения (оригинал или заверенная копия) избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации о регистрации региональных подгрупп;
     2)  протокол  собрания уполномоченных представителей региональных
подгрупп и решения, указанные в части 19 настоящей статьи;
     3)   протокол   (оригинал   или   нотариально  заверенная  копия)
регистрации  уполномоченных  представителей  региональных подгрупп при
проведении   собрания   уполномоченных   представителей   региональных
подгрупп;
     4)  список  уполномоченных  представителей инициативной группы по
проведению   референдума   и   ее   уполномоченных  представителей  по
финансовым  вопросам  в  печатном  и  машиночитаемом  виде  по  форме,
установленной    Центральной    избирательной   комиссией   Российской
Федерации.   В  списке  указываются  фамилия,  имя  и  отчество,  дата
рождения,   серия,   номер  и  дата  выдачи  паспорта  или  документа,
заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место
работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного
места  работы  или  службы  -  род занятий), номер телефона каждого из
указанных лиц;
     5)  доверенности,  оформленные  на  уполномоченных представителей
инициативной  группы  по проведению референдума и на ее уполномоченных
представителей по финансовым вопросам.
     22.  Если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
установит соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к
нему  документов  требованиям настоящего Федерального конституционного
закона, она в течение 10 дней со дня поступления ходатайства принимает
решение  о  регистрации инициативной группы по проведению референдума,
регистрирует   ее   уполномоченных   представителей,   в   том   числе
уполномоченных  представителей  по финансовым вопросам, с указанием их
фамилий,  имен  и  отчеств  и дает разрешение на открытие специального
счета  фонда  референдума,  а  также  выдает  инициативной  группе  по
проведению  референдума  регистрационное  свидетельство  и извещает об
этом    избирательные   комиссии   субъектов   Российской   Федерации,
зарегистрировавшие региональные подгруппы, а в случае, предусмотренном
частью  12  настоящей статьи, - также федеральный орган исполнительной
власти,  ведающий  вопросами  иностранных  дел. Форма регистрационного
свидетельства   устанавливается  Центральной  избирательной  комиссией
Российской Федерации.
     23. В регистрационном свидетельстве, выданном инициативной группе
по  проведению  референдума,  указывается  дата  окончания срока сбора
подписей в поддержку инициативы проведения референдума.
     24.  В случае, если Центральная избирательная комиссия Российской
Федерации  приняла решение об отказе в регистрации инициативной группы
по  проведению  референдума, ей выдается мотивированное постановление,
после  чего  процедуры по реализации инициативы проведения референдума
прекращаются.  Основанием для отказа в регистрации инициативной группы
по    проведению   референдума   является   невыполнение   требований,
предусмотренных частями 19 и 20 настоящей статьи, а также невыполнение
предусмотренных    настоящим   Федеральным   конституционным   законом
требований к регистрации региональных подгрупп.
     25.  Решение  об  отказе  в  регистрации  инициативной  группы по
проведению   референдума   может   быть  обжаловано  в  Верховный  Суд
Российской Федерации.
     26.  Если  в  течение  двух  месяцев  со  дня  регистрации первой
региональной подгруппы в Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации  не  поступит  ходатайство  инициативной группы, Центральная
избирательная   комиссия  Российской  Федерации  принимает  решение  о
прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума.
     27. Инициативная группа по проведению референдума до официального
опубликования  решения  о  назначении референдума вправе отозвать свою
инициативу  путем  представления  в Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации протоколов собраний более чем половины входящих в
ее  состав  региональных  подгрупп  об  отзыве  инициативы  проведения
референдума.   Решение   об   отзыве  указанной  инициативы  считается
принятым,   если   на   собрании   региональной   подгруппы   за  него
проголосовало   более   половины  членов  региональной  подгруппы.  По
результатам   рассмотрения   представленных   документов   Центральная
избирательная   комиссия  Российской  Федерации  принимает  решение  о
прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума.

                      Статья 16. Подписной лист

     1. В подписном листе указываются:
     1)  наименование  субъекта  Российской  Федерации,  на территории
которого  проводится  сбор  подписей участников референдума (в случае,
если   сбор   подписей   проводится   среди   участников  референдума,
проживающих  за пределами территории Российской Федерации, в подписном
листе указывается наименование иностранного государства);
     2)  номер  регистрационного  свидетельства и дата окончания срока
сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума;
     3) формулировка вопроса (вопросов) референдума.
     2.   Подписные  листы  изготавливаются  инициативной  группой  по
проведению  референдума  по  форме  согласно приложению 1 к настоящему
Федеральному    конституционному    закону.   Номер   регистрационного
свидетельства вносится в подписной лист при его изготовлении.

           Статья 17. Сбор подписей в поддержку инициативы
                        проведения референдума

     1.  Инициативная группа по проведению референдума обязана собрать
в  поддержку инициативы проведения референдума не менее двух миллионов
подписей  участников  референдума. При этом на один субъект Российской
Федерации  должно  приходиться  не  более 50 тысяч подписей участников
референдума,  место жительства которых находится на территории данного
субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей осуществляется среди
участников референдума, проживающих за пределами территории Российской
Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 50
тысяч.
     2.  Сбор  подписей  в поддержку инициативы проведения референдума
осуществляется   в   течение  45  дней  со  дня,  следующего  за  днем
регистрации инициативной группы по проведению референдума.
     3.   Право  сбора  подписей  в  поддержку  инициативы  проведения
референдума  принадлежит  исключительно  членам инициативной группы по
проведению    референдума,    входящим   в   региональную   подгруппу,
зарегистрированную   избирательной   комиссией   субъекта   Российской
Федерации, на территории которого осуществляется сбор подписей.
     4.  Подписи  в  поддержку инициативы проведения референдума могут
собираться  только  на территориях тех субъектов Российской Федерации,
избирательными  комиссиями  которых были зарегистрированы региональные
подгруппы.
     5.   Подписи   в   поддержку  инициативы  проведения  референдума
собираются  посредством  их  внесения  в  подписные листы. В подписном
листе  ставится  подпись  участника  референдума и дата ее внесения, а
также  указываются  его  фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес
места  жительства,  серия  и номер паспорта или документа, заменяющего
паспорт  гражданина.  Подпись  и дату ее внесения участник референдума
ставит  собственноручно. Сведения об участнике референдума, ставящем в
подписном  листе  свою  подпись,  могут  вноситься в подписной лист по
просьбе  участника  референдума  лицом,  осуществляющим сбор подписей.
Указанные  сведения  вносятся  только  рукописным  способом,  при этом
использование карандашей не допускается.
     6.  Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной
и той же инициативы проведения референдума только один раз.
     7.  Каждый  подписной  лист  должен  быть заверен подписями члена
инициативной  группы  по  проведению референдума, осуществлявшего сбор
подписей   участников   референдума,   и   одного   из  уполномоченных
представителей  инициативной  группы  по  проведению  референдума. При
заверении  подписного  листа  член  инициативной  группы по проведению
референдума,  осуществлявший  сбор подписей, собственноручно указывает
свои  фамилию,  имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства,
серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт
гражданина,  с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а
также ставит свою подпись и дату ее внесения. При заверении подписного
листа  уполномоченный  представитель инициативной группы по проведению
референдума  напротив  своих фамилии, имени и отчества собственноручно
ставит свою подпись и дату ее внесения.
     8.   При   сборе   подписей  в  поддержку  инициативы  проведения
референдума  допускается  заполнение  подписного  листа  на  лицевой и
оборотной  стороне.  При  этом оборотная сторона является продолжением
лицевой  стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи
и  сведения  о  члене  инициативной  группы по проведению референдума,
осуществлявшем   сбор   подписей  в  поддержку  инициативы  проведения
референдума,  и об уполномоченном представителе инициативной группы по
проведению  референдума ставятся на оборотной стороне подписного листа
непосредственно после последней подписи участника референдума.
     9.  Сбор  подписей  в поддержку инициативы проведения референдума
может осуществляться по месту учебы, жительства и в других местах, где
сбор  подписей  и  проведение  агитации  по  вопросам  референдума  не
запрещены  настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными
законами.
     10.  Участие  органов  государственной  власти,  органов местного
самоуправления,  органов  управления  организаций  независимо  от форм
собственности, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в
сборе  подписей  в  поддержку  инициативы  проведения  референдума  не
допускается.   Запрещается   в   процессе  сбора  подписей  принуждать
участников  референдума  ставить  свои подписи или вознаграждать их за
это  в  любой  форме.  Запрещается  сбор подписей на рабочих местах, в
процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий,
иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи.
     11.    Расходы    на   сбор   подписей   участников   референдума
осуществляются   за   счет   средств   фонда  референдума,  созданного
инициативной группой по проведению референдума.

       Статья 18. Представление подписных листов в Центральную
             избирательную комиссию Российской Федерации

     1.   После  завершения  сбора  подписей  в  поддержку  инициативы
проведения  референдума,  но  не  позднее  даты  окончания срока сбора
подписей,  указанной  в  регистрационном  свидетельстве,  инициативная
группа  по  проведению  референдума  подсчитывает количество собранных
подписей  по  каждому  субъекту  Российской  Федерации,  на территории
которого  проводился  сбор  подписей,  количество  подписей участников
референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации,
а  также  общее количество собранных подписей. По результатам подсчета
составляется  протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы
проведения    референдума,    который   подписывается   уполномоченным
представителем инициативной группы по проведению референдума.
     2. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок
по субъектам Российской Федерации, протокол об итогах сбора подписей в
поддержку  инициативы  проведения  референдума  на бумажном носителе в
двух  экземплярах  и  в  машиночитаемом  виде  по форме, установленной
Центральной  избирательной  комиссией  Российской  Федерации,  а также
первый  финансовый отчет инициативной группы по проведению референдума
об  использовании  средств фонда референдума передаются уполномоченным
представителем   инициативной   группы  по  проведению  референдума  в
Центральную  избирательную комиссию Российской Федерации не позднее 18
часов  по  московскому  времени  дня,  в  который  истекает срок сбора
подписей в поддержку инициативы проведения референдума.
     3.   Подписные   листы   с   подписями   участников  референдума,
проживающих    за    пределами    территории   Российской   Федерации,
пронумерованные  и сброшюрованные в виде папок по каждому иностранному
государству,  в  котором  проводился  сбор  подписей, и удостоверенные
соответствующими   консульскими   учреждениями  Российской  Федерации,
передаются   уполномоченным   представителем  инициативной  группы  по
проведению референдума в Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации  вместе  с  документами и в сроки, которые указаны в части 2
настоящей статьи.
     4.  Количество  подписей  участников  референдума, содержащихся в
подписных  листах, представляемых в Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации, может превышать необходимое количество подписей,
установленное    частью    1   статьи   17   настоящего   Федерального
конституционного закона, не более чем на 5 процентов.
     5.  При  приеме  документов  Центральная  избирательная  комиссия
Российской  Федерации заверяет каждую папку с подписными листами своей
печатью   (специальным  штампом),  проверяет  соответствие  количества
представленных  подписных листов количеству, указанному в протоколе об
итогах сбора подписей участников референдума, и выдает уполномоченному
представителю инициативной группы по проведению референдума документ в
письменной  форме,  подтверждающий прием подписных листов, с указанием
количества  принятых подписных листов, заявленного количества подписей
участников  референдума,  даты  и  времени  приема  подписных  листов.
Центральная  избирательная  комиссия  Российской  Федерации  не вправе
ограничивать  доступ уполномоченного представителя инициативной группы
по проведению референдума в занимаемое ею помещение или отказывать ему
в  приеме  документов в случае, если документы доставлены до истечения
срока, указанного в части 2 настоящей статьи.
     6.  Если  инициативной  группой  по  проведению референдума до 18
часов  по  московскому  времени  дня,  в  который  истекает срок сбора
подписей  в  поддержку инициативы проведения референдума, не выполнены
действия,   указанные   в   части   2  настоящей  статьи,  Центральная
избирательная   комиссия  Российской  Федерации  принимает  решение  о
прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума.

        Статья 19. Проверка соблюдения порядка сбора подписей
      в поддержку инициативы проведения референдума, оформления
       подписных листов и достоверности сведений, содержащихся
                          в подписных листах

     1.  Центральная  избирательная  комиссия  Российской  Федерации в
течение 30 дней со дня приема подписных листов и документов, указанных
в статье 18 настоящего Федерального конституционного закона, проверяет
соблюдение  порядка  сбора  подписей в поддержку инициативы проведения
референдума,  оформления  подписных  листов, достоверность сведений об
участниках   референдума,   содержащихся  в  подписных  листах,  и  их
подписей,  а  также  соблюдение  инициативной  группой  по  проведению
референдума   порядка   финансирования  своей  деятельности  и  правил
проведения агитации по вопросам референдума.
     2.  Для  проверки  соблюдения  порядка сбора подписей в поддержку
инициативы   проведения   референдума,  оформления  подписных  листов,
достоверности  сведений  об  участниках  референдума,  содержащихся  в
подписных  листах,  и  их  подписей Центральная избирательная комиссия
Российской  Федерации может своим решением создавать рабочие группы из
числа  членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,
работников  ее  аппарата,  привлеченных специалистов. К такой проверке
могут привлекаться члены нижестоящих комиссий референдума, эксперты из
числа  специалистов  органов  внутренних дел, органов юстиции, военных
комиссариатов,  специализированных  организаций,  осуществляющих  учет
населения  Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Заключения  экспертов,  изложенные  в  ведомостях  проверки  подписных
листов, могут служить основанием для признания недостоверными сведений
об  участниках  референдума,  содержащихся  в  подписных  листах, и их
подписей.
     3.   Для  установления  достоверности  сведений,  содержащихся  в
подписных   листах,   Центральная  избирательная  комиссия  Российской
Федерации,    иные    комиссии    референдума    вправе   использовать
Государственную  систему  регистрации  (учета) избирателей, участников
референдума,  а  также  ГАС "Выборы". Сведения о результатах проверки,
полученные  по  каналам  связи  ГАС "Выборы" и подписанные электронной
цифровой  подписью  должностного  лица избирательной комиссии субъекта
Российской Федерации, могут являться основанием для признания подписей
участников референдума недействительными.
     4.   Проверке   подлежит   не  менее  40  процентов  подписей  от
необходимого   для   реализации   инициативы   проведения  референдума
количества   подписей  участников  референдума  и  соответствующих  им
сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах.
     5. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством
случайной  выборки  (жребия).  Процедура  проведения случайной выборки
определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
При   проведении   жеребьевки   и  проверке  подписных  листов  вправе
присутствовать  уполномоченные  представители  инициативной  группы по
проведению    референдума.   Жеребьевка   проводится   в   Центральной
избирательной  комиссии  Российской  Федерации  непосредственно  после
выдачи уполномоченному представителю инициативной группы по проведению
референдума документа, подтверждающего прием подписных листов.
     6.  О  времени проведения проверки, указанной в части 2 настоящей
статьи,   Центральная   избирательная  комиссия  Российской  Федерации
обязана  сообщить уполномоченному представителю инициативной группы по
проведению  референдума.  Проверке  подлежат  все  подписи  участников
референдума  и  соответствующие им сведения об участниках референдума,
содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
     7. По результатам проверки, указанной в части 2 настоящей статьи,
подпись  участника  референдума  может  быть признана достоверной либо
недостоверной и (или) недействительной.
     8.  Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных
лиц  одним  лицом  или  от  имени  одного  лица другим лицом. Подписи,
выполненные  указанным образом, признаются недостоверными на основании
письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке, указанной в
части 2 настоящей статьи.
     9. Недействительными считаются:
     1)  подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме, в
том числе лиц, не достигших возраста 18 лет на момент внесения подписи
в подписной лист;
     2)  подписи  участников  референдума, указавших в подписном листе
сведения,  не  соответствующие действительности. В этом случае подпись
признается  недействительной  при  наличии  официальной справки органа
внутренних  дел  Российской Федерации, сведений, полученных по каналам
связи   ГАС  "Выборы"  и  подписанных  электронной  цифровой  подписью
должностного   лица   избирательной   комиссии   субъекта   Российской
Федерации,  либо  письменного  заключения  эксперта,  привлеченного  к
проверке, указанной в части 2 настоящей статьи;
     3)  подписи  участников  референдума  без  указания каких-либо из
требуемых  в  соответствии  с  настоящим  Федеральным  конституционным
законом   сведений   либо   без   указания  даты  внесения  участником
референдума своей подписи в подписной лист;
     4)  подписи  участников референдума, сведения о которых внесены в
подписной лист нерукописным способом или карандашом;
     5)  подписи  участников  референдума  с  исправлениями в датах их
внесения   в  подписной  лист,  если  эти  исправления  специально  не
оговорены   участниками   референдума,   а  также  подписи  участников
референдума, даты внесения которых не проставлены ими собственноручно;
     6)    подписи    участников   референдума   с   исправлениями   в
соответствующих  этим  подписям  сведениях  об участниках референдума,
если  эти  исправления специально не оговорены участниками референдума
или лицами, заверяющими подписные листы;
     7) все подписи участников референдума в подписном листе в случае,
если   подписной  лист  не  заверен  собственноручно  подписями  лица,
осуществлявшего   сбор   подписей   участников  референдума,  и  (или)
уполномоченного   представителя   инициативной  группы  по  проведению
референдума,  либо  если  хотя  бы одна из этих подписей недостоверна,
либо  если  не  указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из
дат  заверения  подписного  листа,  либо  если  в  сведениях  о  лице,
осуществлявшем   сбор  подписей,  и  (или)  в  дате  внесения  подписи
указанным  лицом  и  (или)  уполномоченным представителем инициативной
группы  по  проведению  референдума имеются исправления, специально не
оговоренные    лицом,    осуществлявшим   сбор   подписей,   и   (или)
уполномоченным   представителем   инициативной  группы  по  проведению
референдума,  либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей,
и   (или)  об  уполномоченном  представителе  инициативной  группы  по
проведению   референдума   указаны   неполно   либо  не  соответствуют
действительности,  либо  если  сведения  о  лице,  осуществлявшем сбор
подписей, не внесены им собственноручно;
     8)  подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до
дня,  следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению
референдума, либо после окончания срока сбора подписей;
     9)   подписи   участников  референдума,  собранные  с  нарушением
требований,  предусмотренных  частями  3,  9 и 10 статьи 17 настоящего
Федерального конституционного закона;
     10) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в
подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и
не  лицом,  осуществлявшим  сбор  подписей, внесенных в этот подписной
лист,  - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к
проверке, указанной в части 2 настоящей статьи;
     11)   все  подписи  участников  референдума  в  подписном  листе,
изготовленном  с  несоблюдением требований, предусмотренных статьей 16
настоящего Федерального конституционного закона;
     12)  все  подписи  участников  референдума  в  подписном  листе в
случае,  если  номер регистрационного свидетельства внесен в подписной
лист после его изготовления.
     10.  Не  могут служить основанием для признания подписи участника
референдума   недействительной  имеющиеся  в  сведениях  об  участнике
референдума,   содержащихся   в   подписном   листе,   сокращения,  не
препятствующие  однозначному  восприятию  этих  сведений. Установление
достоверности  подписи участника референдума методом опроса участников
референдума запрещается.
     11. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума и
соответствующие  им сведения об участниках референдума, содержащиеся в
подписном  листе,  но  исключенные  (вычеркнутые)  лицами, заверяющими
подписные  листы,  если это специально оговорено ими в подписном листе
или  в  протоколе  об  итогах сбора подписей участников референдума до
приема подписных листов Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации.
     12.  Если  при  проверке,  указанной  в части 2 настоящей статьи,
обнаруживается   несколько   подписей   одного  и  того  же  участника
референдума   в   поддержку  одной  и  той  же  инициативы  проведения
референдума, действительной считается только одна подпись, а остальные
подписи считаются недействительными.
     13.   При   обнаружении  в  подписном  листе  заполненной  строки
(заполненных   строк),   не   соответствующей   (не   соответствующих)
требованиям,  предусмотренным  настоящим  Федеральным  конституционным
законом,  не  учитывается  только  подпись  в  данной  строке  (данных
строках),  за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7, 11 и 12
части 9 настоящей статьи.
     14.  Специально  оговоренные  при  составлении  подписного  листа
исправления  и  помарки  не  могут  служить  основанием  для признания
подписи  участника  референдума недействительной, если не установлено,
что  она  недействительна в соответствии с пунктами 7, 11 и 12 части 9
настоящей статьи.
     15.   Если   количество   выявленных   при   выборочной  проверке
недостоверных и (или) недействительных подписей участников референдума
составит 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных
для проверки, дальнейшая проверка подписных листов не проводится.
     16.  По окончании проверки, указанной в части 2 настоящей статьи,
составляется   итоговый   протокол,   который   подписывается   членом
Центральной  избирательной  комиссии  Российской  Федерации  с  правом
решающего  голоса  и представляется Центральной избирательной комиссии
Российской  Федерации  для  принятия  решения. В протоколе указывается
количество   заявленных,   количество   представленных   и  количество
проверенных   подписей  участников  референдума,  а  также  количество
подписей,  признанных  недостоверными  и  (или)  недействительными,  с
указанием  оснований  признания  их  таковыми.  Протокол прилагается к
решению  Центральной  избирательной  комиссии  Российской  Федерации о
результатах  выдвижения  инициативы  проведения  референдума. Внесение
изменений   в   протокол   после  принятия  Центральной  избирательной
комиссией  Российской  Федерации  указанного  решения  не допускается.
Копия  протокола передается уполномоченному представителю инициативной
группы  по  проведению  референдума не позднее чем за пять дней до дня
заседания  Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на
котором   должен   рассматриваться  вопрос  о  результатах  выдвижения
инициативы   проведения   референдума.   В   случае,  если  количества
достоверных   подписей   участников   референдума   недостаточно   для
назначения   референдума   либо   количество   недостоверных  и  (или)
недействительных  подписей  составило  5  и  более процентов от общего
количества   подписей,   отобранных   для   проверки,   уполномоченный
представитель  инициативной  группы  по  проведению референдума вправе
получить  в  Центральной  избирательной  комиссии Российской Федерации
одновременно  с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей
проверки, в которых указываются основания (причины) признания подписей
участников  референдума  недостоверными  и  (или)  недействительными с
указанием  номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе,
в  которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии
официальных  документов,  на основании которых соответствующие подписи
были признаны недостоверными и (или) недействительными.

            Статья 20. Принятие Центральной избирательной
         комиссией Российской Федерации решения о результатах
             выдвижения инициативы проведения референдума

     1.  По  итогам проверки, проведенной в соответствии со статьей 19
настоящего    Федерального    конституционного   закона,   Центральная
избирательная   комиссия  Российской  Федерации  принимает  решение  о
результатах выдвижения инициативы проведения референдума.
     2.  В  случае,  если  количества  достоверных подписей участников
референдума   достаточно   для   назначения  референдума  и  при  этом
количество  недостоверных  и (или) недействительных подписей составило
менее  5  процентов  от  общего  количества  подписей,  отобранных для
проверки,  Центральная  избирательная  комиссия  Российской  Федерации
указывает  это  в  своем  решении  о результатах выдвижения инициативы
проведения   референдума.  Данное  решение  Центральная  избирательная
комиссия  Российской  Федерации  не позднее чем через пять дней со дня
его принятия направляет Президенту Российской Федерации и одновременно
уведомляет  о  своем  решении  палаты Федерального Собрания Российской
Федерации.
     3.  В  случае,  если  количества  достоверных подписей участников
референдума   недостаточно   для   назначения  референдума  либо  если
количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5
и  более  процентов  от  общего  количества  подписей,  отобранных для
проверки,  Центральная  избирательная  комиссия  Российской  Федерации
указывает  это  в  своем  решении  о результатах выдвижения инициативы
проведения  референдума.  После  принятия данного решения процедуры по
реализации инициативы проведения референдума прекращаются.
     4.  Копии  решения  Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации,  принятого  в  соответствии  с  частью  2  либо 3 настоящей
статьи,  не позднее чем через три дня со дня его принятия направляются
инициативной  группе  по проведению референдума, передаются в средства
массовой  информации, а также размещаются в международной компьютерной
сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
     5.  Инициативная  группа  по  проведению референдума в течение 10
дней  после  получения  копии  решения, указанного в части 3 настоящей
статьи, вправе обжаловать его в Верховный Суд Российской Федерации.
     6.  При  принятии  Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации  решения,  указанного в части 3 настоящей статьи, которое не
было  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской  Федерации, а в случае
обжалования   не   было   признано   им   незаконным,  соответствующая
инициативная  группа  по  проведению  референдума,  а  также  граждане
Российской  Федерации, входящие (входившие) в состав этой инициативной
группы,  в  течение  года  со  дня  принятия Центральной избирательной
комиссией  Российской  Федерации  указанного решения не могут повторно
выдвинуть  инициативу  проведения референдума с такой же по смыслу или
содержанию формулировкой вопроса (вопросов) референдума.
     7.   Решение   Центральной   избирательной   комиссии  Российской
Федерации  о  результатах выдвижения инициативы проведения референдума
не  принимается в случае вступления в законную силу решения Верховного
Суда  Российской  Федерации  о  прекращении  деятельности инициативной
группы   по  проведению  референдума  по  основаниям,  предусмотренным
настоящим  Федеральным  конституционным  законом.  После  вступления в
законную  силу указанного решения Верховного Суда Российской Федерации
все   процедуры   по   реализации  инициативы  проведения  референдума
прекращаются.

             Статья 21. Реализация инициативы проведения
              всенародного голосования по проекту новой
                   Конституции Российской Федерации

     В  случае,  если  Конституционным  Собранием  принято  решение  о
вынесении   на   всенародное  голосование  проекта  новой  Конституции
Российской Федерации, назначение, подготовка и проведение всенародного
голосования   осуществляются   в   порядке,   установленном  настоящим
Федеральным  конституционным  законом  и  федеральным  конституционным
законом,   принимаемым  в  соответствии  со  статьей  135  Конституции
Российской Федерации.

             Статья 22. Реализация инициативы проведения
              референдума в соответствии с международным
                    договором Российской Федерации

     1.  Если  в  соответствии  с  международным  договором Российской
Федерации   проект   нормативного  акта  или  вопрос  государственного
значения   подлежит   вынесению   на   референдум,   такой  референдум
назначается  по  инициативе  федерального органа (федеральных органов)
государственной власти, к компетенции которого (которых) международным
договором   Российской   Федерации   отнесено   рассмотрение   проекта
нормативного  акта или вопроса государственного значения, выносимых на
референдум.   Инициатива   проведения  референдума  в  соответствии  с
международным  договором  Российской  Федерации  оформляется  решением
соответствующего   федерального  органа  (соответствующих  федеральных
органов) государственной власти.
     2.  Назначение  и  проведение  референдума,  указанного в части 1
настоящей   статьи,   осуществляются   в   порядке  и  сроки,  которые
установлены настоящим Федеральным конституционным законом.


                  Статья 23. Назначение референдума

     1.   Референдум  назначает  Президент  Российской  Федерации.  Не
позднее  чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании
которых   назначается   референдум,   Президент  Российской  Федерации
направляет  их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о
соответствии  Конституции  Российской  Федерации инициативы проведения
референдума   по   предложенному   вопросу   (предложенным   вопросам)
референдума.  Конституционный  Суд  Российской Федерации рассматривает
данное  обращение,  принимает по нему решение и направляет это решение
Президенту   Российской   Федерации.   Решение  Конституционного  Суда
Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.
     1.1.   Порядок,  установленный  частью  1  настоящей  статьи,  не
изменяется  в  случае,  если  Конституционный Суд Российской Федерации
рассматривал   запрос   Верховного   Суда   Российской   Федерации   в
соответствии   с   частью   17   статьи   15  настоящего  Федерального
конституционного закона.
     2.   Если   Конституционный   Суд  Российской  Федерации  признал
инициативу    проведения    референдума   по   предложенному   вопросу
(предложенным   вопросам)   референдума   соответствующей  Конституции
Российской  Федерации,  Президент  Российской Федерации не позднее чем
через  15  дней  со  дня  поступления  решения  Конституционного  Суда
Российской  Федерации  назначает  референдум. В случае, если указанная
инициатива   признана   не   соответствующей   Конституции  Российской
Федерации,   процедуры   по   ее  реализации  прекращаются  с  момента
вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации.
     3.  При  назначении  референдума  Президент  Российской Федерации
определяет  день  голосования, которым может быть только воскресенье в
период  от  60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о
назначении   референдума.  Голосование  не  может  быть  назначено  на
предпраздничный  и  нерабочий  праздничный  день,  день,  следующий за
нерабочим   праздничным  днем,  а  также  на  воскресенье,  которое  в
установленном  порядке  объявлено  рабочим  днем. Решение о назначении
референдума  подлежит  официальному опубликованию не позднее чем через
пять дней со дня его принятия.
     4.  При  назначении  референдума  в  соответствии с международным
договором  Российской  Федерации  могут  быть  установлены  иные,  чем
указанные в части 3 настоящей статьи, сроки проведения референдума.
     5.  Если  в  период реализации инициативы проведения референдума,
выдвинутой  одной  инициативной  группой  по  проведению  референдума,
другая   инициативная   группа  по  проведению  референдума  выдвинула
инициативу  проведения  референдума  по иному вопросу (иным вопросам),
голосование   по   вопросам  референдума,  инициированного  указанными
группами, может быть назначено на один день.
     6.  Не  допускается  совмещение  дня голосования на референдуме с
днем  голосования  на  выборах  в  федеральные  органы государственной
власти,   проводимых   одновременно   на  всей  территории  Российской
Федерации.

                    Глава 3. КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА

           Статья 24. Система и статус комиссий референдума

     1.  Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и
защиты  права  на  участие  в  референдуме  осуществляют избирательные
комиссии,  созданные и действующие на постоянной основе в соответствии
с  законодательством  Российской Федерации о выборах и референдумах, а
также  специальные  территориальные  комиссии референдума и участковые
комиссии референдума.
     2.  Систему  комиссий  референдума составляют следующие комиссии,
перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:
     1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
     2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
     3)   территориальные  избирательные  комиссии  или  избирательные
комиссии    муниципальных    образований,   действующие   в   случаях,
предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  о выборах и
референдумах, в качестве территориальных избирательных комиссий (далее
-  территориальные  комиссии),  а  также  специальные  территориальные
комиссии  референдума (далее - специальные территориальные комиссии) в
случае их сформирования;
     4) участковые комиссии референдума (далее - участковые комиссии).
     3.  Решение вышестоящей комиссии референдума, принятое в пределах
ее компетенции, обязательно для нижестоящих комиссий референдума.
     4.  Решение  комиссии  референдума,  противоречащее  закону  либо
принятое  с  превышением  установленной  компетенции,  подлежит отмене
вышестоящей  комиссией  референдума  или  судом.  При этом вышестоящая
комиссия  референдума  вправе  принять решение по существу вопроса или
направить  нижестоящей  комиссии  референдума,  решение  которой  было
отменено,  соответствующие  материалы  на  повторное  рассмотрение.  В
случае,  если  нижестоящая комиссия референдума повторно не рассмотрит
вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая
комиссия референдума.
     5.  Комиссии  референдума в пределах своей компетенции независимы
от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

             Статья 25. Порядок формирования специальных
                       территориальных комиссий

     1.  Избирательная  комиссия  субъекта Российской Федерации вправе
сформировать  одну либо несколько специальных территориальных комиссий
для  руководства  деятельностью участковых комиссий, сформированных на
участках  референдума,  которые  образованы  на  судах,  находящихся в
плавании,  и  полярных  станциях.  Такие  специальные  территориальные
комиссии   формируются   с   соблюдением  общих  условий  формирования
комиссий,  а  также  порядка  формирования  территориальных  комиссий,
установленных  законодательством  Российской  Федерации  о  выборах  и
референдумах.
     2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе
сформировать  одну либо несколько специальных территориальных комиссий
для  руководства  деятельностью участковых комиссий, сформированных на
участках  референдума,  которые  образованы  за  пределами  территории
Российской    Федерации,   либо   возложить   полномочия   специальных
территориальных    комиссий    на    соответствующие   территориальные
избирательные  комиссии,  сформированные  при  подготовке и проведении
выборов   депутатов   Государственной   Думы   Федерального   Собрания
Российской  Федерации,  Президента  Российской  Федерации. Специальные
территориальные  комиссии  формируются  в  составе  не менее пяти и не
более девяти членов комиссии с правом решающего голоса, не подпадающих
под  ограничения, препятствующие приобретению статуса члена комиссии с
правом  решающего  голоса,  установленные законодательством Российской
Федерации о выборах и референдумах.
     3.   Срок   полномочий   специальной   территориальной   комиссии
определяется сформировавшей ее комиссией референдума.
     4.  Положения  настоящего  Федерального  конституционного закона,
регулирующие  деятельность  территориальных комиссий, распространяются
на  специальные  территориальные  комиссии,  если  иное не установлено
настоящим Федеральным конституционным законом.

          Статья 26. Порядок и сроки формирования участковых
                               комиссий

     1.  Участковая  комиссия  формируется вышестоящей территориальной
комиссией  не  ранее  чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня
голосования   с   соблюдением   общих  условий  формирования  комиссий
референдума,   а   также  порядка  формирования  участковых  комиссий,
установленных  законодательством  Российской  Федерации  о  выборах  и
референдумах,  со  следующим количеством членов в зависимости от числа
участников   референдума,  зарегистрированных  на  территории  участка
референдума:
     1) до 1001 участника референдума - 3 - 9 членов комиссии с правом
решающего голоса;
     2) от 1001 до 2001 участника референдума - 5 - 11 членов комиссии
с правом решающего голоса;
     3)  более  2001  участника референдума - 5 - 15 членов комиссии с
правом решающего голоса.
     2.  В  случае  совмещения  дня  голосования на референдуме с днем
голосования  на  референдуме  субъекта  Российской  Федерации, местном
референдуме  и  (или)  на  выборах  в  органы  государственной  власти
субъекта   Российской   Федерации,   органы   местного  самоуправления
максимальное  количество членов участковой комиссии с правом решающего
голоса, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть увеличено, но
не  более чем на четыре члена комиссии. При этом дополнительная оплата
труда  (вознаграждение)  данных  членов  комиссии,  а также выплата им
компенсации  за  период,  в  течение  которого они были освобождены от
основной   работы,   производится  за  счет  средств  соответствующего
бюджета.
     3.  Срок  приема  предложений по кандидатурам в состав участковых
комиссий  не  может  быть  менее  15  дней.  Сообщение  о формировании
участковых  комиссий  и  сроке приема предложений по кандидатурам в их
состав   подлежит   опубликованию  (обнародованию)  до  начала  приема
указанных предложений.
     4.  На  участке  референдума, образованном на территории воинской
части,  расположенной  в обособленной, удаленной от населенных пунктов
местности,  а  также  в  труднодоступной  или отдаленной местности, на
судне,  находящемся  в  плавании,  или на полярной станции, участковая
комиссия  формируется в срок, установленный частью 1 настоящей статьи,
а  в  исключительных  случаях  -  не  позднее  чем  за  три дня до дня
голосования.
     5.  На  участке референдума, образованном за пределами территории
Российской   Федерации,   участковая   комиссия  формируется  в  срок,
установленный     частью    1    настоящей    статьи,    руководителем
соответствующего  дипломатического  представительства или консульского
учреждения   Российской  Федерации  либо  командиром  воинской  части,
расположенной за пределами территории Российской Федерации.
     6.  При  формировании участковой комиссии на участке референдума,
образованном за пределами территории Российской Федерации:
     1)   требование   о  максимальном  количестве  членов  участковой
комиссии,  предусмотренное  частью 1 настоящей статьи, не применяется,
если  на  участке  референдума  зарегистрировано более 3000 участников
референдума;
     2)  предложение  по  кандидатуре  в  состав  участковой комиссии,
поступившее  от  политической  партии,  федеральный  список кандидатов
которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной
Думе   Федерального   Собрания   Российской   Федерации  на  последних
предшествующих  референдуму  выборах  депутатов  Государственной  Думы
Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  подлежит обязательному
учету  только  в  случае, если гражданин Российской Федерации, который
обладает  правом  на  участие  в  референдуме  и  кандидатура которого
предложена   в  состав  указанной  комиссии,  постоянно  проживает  на
территории соответствующего иностранного государства.
     7.   Членам   участковой   комиссии  с  правом  решающего  голоса
вышестоящая   территориальная  комиссия  выдает  удостоверения,  форма
которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации.

           Статья 27. Порядок назначения и срок полномочий
         членов комиссий референдума с правом совещательного
                                голоса

     1.   Инициативная  группа  по  проведению  референдума  после  ее
регистрации  Центральной  избирательной комиссией Российской Федерации
вправе  назначить  по  одному  члену  комиссии  референдума  с  правом
совещательного  голоса в Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации,   в   каждую  избирательную  комиссию  субъекта  Российской
Федерации,  в  каждую  территориальную,  специальную территориальную и
участковую комиссию.
     2. Правом назначать членов специальных территориальных комиссий и
участковых комиссий с правом совещательного голоса после сформирования
этих   комиссий   обладают  политические  партии,  федеральные  списки
кандидатов  которых  допущены  к  распределению депутатских мандатов в
Государственной  Думе  Федерального  Собрания  Российской Федерации на
последних предшествующих референдуму выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
     3. Членами комиссий референдума с правом совещательного голоса не
могут    быть    назначены   выборные   должностные   лица,   депутаты
законодательных  (представительных)  органов  государственной власти и
представительных   органов  местного  самоуправления,  а  также  лица,
замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях
и учреждениях, судьи, прокуроры.
     4.  Членам  комиссий  референдума  с правом совещательного голоса
соответствующие   комиссии  референдума  выдают  удостоверения,  форма
которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации.
     5.   Срок   полномочий   члена   комиссии  референдума  с  правом
совещательного  голоса  начинается  со  дня  получения соответствующей
комиссией  референдума  письменного уведомления инициативной группы по
проведению  референдума,  политической  партии  из  числа политических
партий,  указанных  в  части  2  настоящей  статьи, о назначении члена
комиссии  референдума  с  правом  совещательного  голоса и письменного
заявления  гражданина  о его согласии на такое назначение. В названном
уведомлении   указываются  фамилия,  имя  и  отчество,  дата  и  место
рождения,  гражданство,  серия,  номер  и  дата  выдачи  паспорта  или
документа,   заменяющего  паспорт  гражданина,  наименование  или  код
органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина,
адрес   места  жительства  гражданина,  назначенного  членом  комиссии
референдума с правом совещательного голоса.
     6.  Полномочия члена комиссии референдума с правом совещательного
голоса  могут быть прекращены в любое время по решению назначивших его
инициативной  группы  по проведению референдума, политической партии и
переданы другому лицу.
     7.  Полномочия члена комиссии референдума с правом совещательного
голоса прекращаются через 10 дней после дня официального опубликования
результатов референдума либо со дня прекращения процедур по реализации
инициативы  проведения  референдума,  а  если  в  вышестоящую комиссию
референдума   поступили  жалобы  (заявления)  на  решения  и  действия
(бездействие)  комиссии  референдума, в результате которых был нарушен
порядок   голосования   либо   порядок   подсчета  голосов  участников
референдума,    или   если   по   данным   фактам   ведется   судебное
разбирательство,  -  со дня принятия вышестоящей комиссией референдума
решения  либо  со  дня вступления в законную силу судебного решения по
жалобе (заявлению).

       Статья 28. Организация деятельности комиссий референдума

     1. Организация деятельности комиссий референдума осуществляется в

Страницы: 1  2  3  4  5  


Оглавление