О ГОРОДСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "СПОРТ МОСКВЫ-2" (2007-2009 ГГ.) (Редакция на 18.12.2007) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 24 апреля 2007 г. N 292-ПП (ЮИАИ) В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 20 октября 2006 г. N 2147-РП "Об утверждении Концепции городской комплексной программы "Спорт Москвы 2" (2007-2009 гг.)", постановлением Правительства Москвы от 9 декабря 2003 г. N 1015-ПП "О городской комплексной целевой программе "Спорт Москвы" (2004-2006 гг.)", постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" и в целях обеспечения потребностей москвичей в дальнейшем развитии физической культуры и спорта, подготовки спортивного резерва и сборных команд города Москвы Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Городскую комплексную программу "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.) согласно приложению 1. 2. Возложить на Комитет физической культуры и спорта города Москвы функции государственного заказчика Городской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.), далее - Программа "Спорт Москвы-2". 3. Поддержать предложения Комитета физической культуры и спорта города Москвы о повышении эффективности использования бюджетных средств на развитие приоритетных видов спорта в городе Москве (приложение 2). 4. Комитету физической культуры и спорта города Москвы: 4.1. При подготовке ежегодных адресных инвестиционных программ города Москвы предусматривать первоочередное включение спортивных объектов с учетом их функционального назначения (физическая культура и спорт по месту жительства, массовый спорт, спорт высших достижений). 4.2. При формировании проектов бюджетов города Москвы на 2007-2009 гг. предусмотреть средства на реализацию Программы "Спорт Москвы-2" в пределах объемов, предусмотренных программой и включенных в Реестр расходных обязательств города Москвы на соответствующий финансовый год. 4.3. До 1 июля 2007 г. осуществить мероприятия по переименованию Государственного учреждения Городской дирекции по эксплуатации спортивных зданий и сооружений Москомспорта в Дирекцию по строительству, реконструкции и эксплуатации спортивных зданий и сооружений Москомспорта с соответствующим изменением функций в установленном порядке. 4.4. До 1 июня 2007 г. внести в установленном порядке предложения о создании Дирекции отраслевого государственного заказа. 4.5. В целях развития физической культуры и спорта для лиц с ограниченными физическими возможностями: 4.5.1. Обеспечить проведение физкультурно-спортивной работы по месту жительства на базе дворовых спортивных сооружений с лицами, имеющими ограниченные физические возможности, силами специалистов центров физической культуры и спорта административных округов города Москвы с привлечением к этой работе специалистов муниципалитетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве. 4.5.2. До 1 сентября 2007 г. организовать в окружных центрах физической культуры и спорта отделы по работе с лицами с ограниченными физическими возможностями. 4.5.3. До 1 января 2009 г. создать на базе детско-юношеских спортивных школ и спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва группы подготовки спортсменов с ограниченными физическими возможностями. 4.5.4. До 1 января 2008 г. открыть отделение при одной из школ высшего спортивного мастерства для подготовки спортсменов с ограниченными физическими возможностями для сборных команд Москвы. 4.5.5. При разработке технических заданий на проектирование новых и реконструкцию действующих спортивных сооружений социально гарантированного уровня обслуживания населения учитывать в обязательном порядке специфические потребности лиц с ограниченными физическими возможностями различных категорий. 4.5.6. При участии префектур административных округов города Москвы до 1 января 2008 г. провести городской открытый конкурс на лучший проект плоскостного спортивного сооружения, учитывающего специфические потребности занятий спортом лиц с ограниченными физическими возможностями различных категорий. 4.6. Продолжить совершенствование системы физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства на базе дворовых спортивных сооружений силами окружных центров физической культуры и спорта. 4.7. Обеспечить контроль и методическое руководство деятельностью муниципалитетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве по осуществлению переданных государственных полномочий города Москвы в сфере организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, привлечению населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, по профессиональной подготовке, переподготовке муниципальных служащих. 4.8. Считать одним из основных направлений деятельности центров физической культуры и спорта административных округов развитие семейных форм спортивно-досуговой работы. 4.9. Совместно с Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, Департаментом образования города Москвы ежегодно в декабре формировать единый календарь районных, окружных и городских семейно-досуговых физкультурно-спортивных мероприятий. 4.10. Совместно с Департаментом образования города Москвы ежегодно в декабре формировать единый календарь соревнований в городе Москве на предстоящий год с учетом территориального деления (район, округ, город), ведомственной принадлежности (школы, вузы, предприятия и т.д.) и возрастных категорий участников соревнований. 4.11. До 1 января 2008 г. внести предложения о создании центра организационной методической работы по развитию экстремальных видов спорта. 4.12. До 1 января 2008 г. совместно с Советом ректоров вузов Москвы и Московской области провести анализ состояния спортивной базы вузов, находящихся на территории города Москвы, и подготовить предложения в Министерство образования и науки Российской Федерации о совместных мероприятиях по ее совершенствованию и развитию. 4.13. До 1 января 2008 г. совместно с Департаментом имущества города Москвы, Департаментом земельных ресурсов города Москвы и префектурами административных округов города Москвы: 4.13.1. Осуществить инвентаризацию спортивных объектов на территории города Москвы, обеспечить в установленном порядке оформление в собственность города Москвы неучтенных, бесхозных объектов недвижимости с последующей передачей их окружным центрам физической культуры и спорта или муниципалитетам в безвозмездное пользование на период осуществления переданных полномочий города Москвы в сфере физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства. 4.13.2. Внести в установленном порядке предложения о формировании на территории города спортивно-рекреационных зон и резервировании земельных участков для этих целей. 4.14. Совместно с Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы до 1 июля 2007 г.: 4.14.1. Подготовить предложения по выпуску на регулярной основе в городской периодической печати иллюстрированной печатной продукции, пропагандирующей здоровый образ жизни и достижения московских спортсменов. 4.14.2. Подготовить предложения по производству художественных, телевизионных и документальных фильмов на спортивную тематику. 4.15. В целях обеспечения спортивной отрасли квалифицированными кадрами: 4.15.1. Совместно с Департаментом образования города Москвы до 1 октября 2007 г. подготовить программу кадрового обеспечения спортивной отрасли, включающую целевую подготовку специалистов среднего специального и высшего образования. 4.15.2. До 1 июля 2007 г. подготовить и представить проекты нормативно-правовых актов, необходимых для внедрения с 1 января 2008 г. системы грантов для тренеров и учителей в сфере физической культуры и спорта. 4.16. До 31 декабря 2007 г. разработать и утвердить в установленном порядке Положение о порядке и условиях страхования учащихся и тренеров учреждений системы Москомспорта, а также спортсменов сборных команд города Москвы по видам спорта. 5. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы при реализации Программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.) с учетом расположения объектов физической культуры и спорта оказывать содействие в размещении на объектах наружной рекламы и информации социально значимой городской рекламы по пропаганде физической культуры и спорта в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. 6. Департаменту образования города Москвы совместно с Комитетом физической культуры и спорта города Москвы: 6.1. До 1 января 2008 г. создать физкультурно-спортивные клубы в общеобразовательных учреждениях и колледжах города Москвы. 6.2. При проведении спортивных занятий с детьми и молодежью использовать опыт современных спортивных технологий массового фитнеса. 7. Департаменту финансов города Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы в ходе исполнения бюджета на 2007 год рассмотреть возможность увеличения ассигнований, обеспечивающих реализацию Программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.). 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций и спорта Виноградова В.Ю. О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно в сентябре. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 24 апреля 2007 г. N 292-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 292-ПП ГОРОДСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "СПОРТ МОСКВЫ-2" (2007-2009 ГГ.) Паспорт Городской комплексной программы ---------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы | Городская комплексная программа | | | "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.) | |----------------------------|---------------------------------------| | Основания для | Распоряжение Правительства Москвы от | | разработки Программы | 20.10.2006 N 2147-РП "Об утверждении | | | Концепции городской комплексной | | | программы "Спорт Москвы-2" | | | (2007-2009 гг.)" | |----------------------------|---------------------------------------| | Государственный | Комитет физической культуры и спорта | | заказчик Программы | города Москвы. | | | Персональный руководитель Программы | | | Степанянц М.С. | |----------------------------|---------------------------------------| | Разработчик Программы | Комитет физической культуры и спорта | | | города Москвы | |----------------------------|---------------------------------------| | Основные исполнители | Комитет физической культуры и спорта | | Программы | города Москвы. | | | Департамент образования города Москвы | |----------------------------|---------------------------------------| | Сроки и этапы выполнения | Один этап: 2007-2009 гг. | | Программы | | |----------------------------|---------------------------------------| | Цели Программы | Обеспечение доступности занятий | | | физической культурой и спортом для | | | всех жителей города. | | | Вовлечение всех категорий граждан, и | | | в особенности детей и юношей, в | | | занятия физической культурой и | | | спортом. | | | Достижение московскими спортсменами | | | нового качественного уровня на | | | Олимпийских и Параолимпийских играх, | | | чемпионатах и первенствах мира, | | | Европы, всероссийских и иных | | | соревнованиях. | | | Эффективное управление спортивной | | | отраслью | |----------------------------|---------------------------------------| | Основные задачи | Развитие материальной базы | | Программы | московского спорта и доведение | | | обеспеченности населения города | | | крытыми спортивными объектами | | | социально гарантированного уровня | | | до 40% от нормативной за счет | | | приоритетного строительства | | | спортивных сооружений из | | | быстровозводимых конструкций. | | | Создание системы учета вновь | | | возводимых спортивных объектов по | | | целевой принадлежности (массовый | | | спорт или спорт высших достижений). | | | Развитие спортивной отрасли с учетом | | | приоритетных для Москвы видов спорта. | | | Уменьшение диспропорций в размещении | | | спортивных объектов по | | | административным округам и районам | | | города. | | | Привлечение лиц с ограниченными | | | возможностями к активным занятиям | | | физической культурой и спортом. | | | Развитие системы целевой подготовки | | | и переподготовки кадров с учетом | | | текущей и перспективной потребности | | | массовой физической культуры и спорта | | | в Москве. | | | Совершенствование и развитие правовой | | | базы города Москвы в области | | | физической культуры и спорта. | | | Реализация антидопинговых мероприятий | | | в спорте и антинаркотической | | | пропаганды в молодежной среде | |----------------------------|---------------------------------------| | Основные мероприятия | Реконструкция и строительство новых | | Программы | объектов физической культуры и спорта | | | города Москвы. | | | Содержание и совершенствование | | | материальной базы организаций | | | спортивной направленности системы | | | Москомспорта. | | | Массовая физкультурно-спортивная | | | работа. | | | Подготовка спортивного резерва. | | | Развитие спорта в общеобразовательных | | | учреждениях. | | | Подготовка спортсменов высшей | | | квалификации. | | | Развитие физической культуры и спорта | | | среди инвалидов. | | | Поддержка физкультурно-спортивных | | | организаций. | | | Организационное обеспечение | | | Программы. | | | Информационное и пропагандистское | | | обеспечение Программы. Мониторинг | | | развития спортивной отрасли Москвы и | | | отдельных ее направлений. | | | Научно-методическое и | | | медико-биологическое обеспечение | | | Программы. | | | Финансовое обеспечение Программы | |----------------------------|---------------------------------------| | Финансовое | Общий объем финансирования 72489 | | обеспечение | млн. руб., в том числе по годам | | Программы | реализации: | | | (млн. руб.) | | -------------------------------------------------------| | | Статьи по источникам |Всего |2007 г.|2008 г.|2009 г. | | | финансирования | | | | | | |----------------------|------|-------|-------|--------| | | Городской бюджет | 57529| 18663| 18765| 20101 | | | В том числе: | | | | | | |----------------------|------|-------|-------|--------| | | Капитальные | 15767| 4857| 5245| 5665 | | | вложения | | | | | | |----------------------|------|-------|-------|--------| | | Текущие расходы | 41762| 13806| 13520| 14436 | | |----------------------|------|-------|-------|--------| | | Федеральный бюджет | 1760| 555| 760| 445 | | | <*> | | | | | | |----------------------|------|-------|-------|--------| | | Внебюджетные | 13200| 4000| 4500| 4700 | | | источники | | | | | | |----------------------|------|-------|-------|--------| | | Итого | 72489| 23218| 24025| 25246 | | -------------------------------------------------------| |----------------------------------- | | <*> Постановление Правительства Российской Федерации от 11 | | января 2006 г. N 7 "О федеральной целевой программе "Развитие | | физической культуры и спорта в Российской Федерации | | на 2009-2015 годы" | |--------------------------------------------------------------------| | Ожидаемые результаты | Городская комплексная программа | | реализации Программы | "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.) | | | позволит: | | | - довести обеспеченность крытыми | | | спортивными объектами местного | | | социально гарантированного уровня | | | до 40% от нормативной (2007 г. - 25%, | | | 2008 г. - 32%, 2009 г. - 40%), | | | уменьшить неравномерность их | | | размещения по административным | | | округам и районам города; | | | - уменьшить диспропорцию в размещении | | | спортивных объектов по | | | административным округам и районам | | | города, в том числе дворовых | | | физкультурно-спортивных площадок; | | | - обеспечить достижение московскими | | | спортсменами нового качественного | | | уровня подготовки к основным | | | российским соревнованиям, подготовку | | | резерва и кандидатов в сборные | | | команды России для участия в | | | международных соревнованиях; | | | - обеспечить рост кадрового | | | потенциала спортивной отрасли | | | не менее чем на 20% за счет | | | привлечения и закрепления молодых | | | кадров; | | | - обеспечить сокращение дефицита | | | учителей физической культуры в | | | общеобразовательных учебных | | | заведениях; | | | - способствовать вовлечению лиц с | | | ограниченными физическими | | | возможностями в активные занятия | | | физической культурой и спортом | |----------------------------|---------------------------------------| | Система организации | Управление Программой осуществляют | | управления и контроля | Комитет физической культуры и спорта | | за исполнением Программы | города Москвы, Департамент | | | образования города Москвы путем | | | подготовки, обеспечения проведения | | | и непосредственного проведения | | | предусмотренных Программой | | | мероприятий в соответствии с ее | | | требованиями. | | | Контроль за исполнением Программы | | | осуществляют Комитет физической | | | культуры и спорта города Москвы, | | | Департамент образования города | | | Москвы посредством сбора, обобщения | | | и анализа отчетов, вовлеченных | | | в программу организаций. | | | Отчетный период - один квартал | ---------------------------------------------------------------------- 1. Состояние отрасли, внешние условия, направления развития За последние годы значительно возросло финансирование спортивной отрасли из средств бюджета города Москвы, что соответствует параметрам Городской комплексной целевой программы "Спорт Москвы" (2004-2006 гг.) на соответствующий год. За 2004-2005 годы было вложено более 14 млрд. рублей, в текущем году предполагается освоить около 16 млрд. рублей. В результате достигнуты основные целевые ориентиры указанной Программы: - достигнута в основном нормативная обеспеченность плоскостными сооружениями для занятий детей и юношей физической культурой и спортом (с учетом реально существующих, но незарегистрированных площадок, расположенных на территориях, зарезервированных под иные цели); - введены 30 новых крытых крупных физкультурно-спортивных объектов; - создана сеть центров физической культуры и спорта в административных округах города и службы специалистов физкультурной работы с населением при управах районов в административных округах Москвы; - осуществлены мероприятия по оборудованию спортивных объектов специальными приспособлениями для лиц с ограниченными физическими возможностями; - обеспечен рост кадрового потенциала спортивной отрасли на 4,7%; - наметился рост вовлеченности населения города в занятия спортом и всеми видами физической активности. Рост интереса москвичей к физической активности подтверждается данными мониторинга (по результатам самооценки, какими-либо видами физической активности более 2 часов в неделю занимались в 2003 году - 16%, в 2005 г. - 23,8% населения). В целом удалось создать комплексную систему, направленную на развитие физической культуры и спорта по месту жительства. В то же время в 2004-2006 годах не удалось: 1. В полной мере реализовать клубный метод привлечения населения, и в первую очередь молодежи, к активным занятиям спортом. Причина - задержка с созданием и комплектованием кадрами окружных центров физической культуры и спорта, призванных стать методологическими и организационными центрами развития клубного движения в округах (комплектование завершено в начале 2006 года). 2. В необходимой мере решить вопросы правового регулирования спортивной деятельности. Причина - не приняты новый федеральный и московский законы о физической культуре и спорте. Решение указанных задач с учетом особенностей периода предусмотрено Городской комплексной программой "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.). 3. Не достигнут намеченный уровень привлечения лиц с ограниченными физическими возможностями к занятиям спортом. Причина - нерешенность правовых вопросов, недостаток материальной базы. В целом состояние отрасли характеризуется следующими показателями: 1. Москва сохраняет статус спортивного центра Российской Федерации. В системе Комитета физической культуры и спорта города Москвы успешно работают свыше 150 детских спортивных школ, школы высшего спортивного мастерства, училища олимпийского резерва, центры олимпийской подготовки. Возрожденные в последние годы всероссийские соревнования, такие как летняя и зимняя Спартакиада учащихся, Спартакиада молодежи, закончились убедительными победами сборных команд Москвы. Логическим следствием спортивных успехов молодежи стали достижения московских спортсменов в составе сборных команд России. На последних летних Олимпийских играх 2004 года в Афинах 160 московских спортсменов принимали участие в соревнованиях по 29 видам спорта из 39, входящих в программу, и завоевали 32 олимпийские медали (13 золотых, 7 серебряных, 12 бронзовых), что составило 44% от общего количества наград, завоеванных российскими спортсменами. В 2006 году на XX зимних Олимпийских играх в Турине московские спортсмены завоевали 8 медалей (3 золотых, 1 серебряную, 4 бронзовых) из 22 (8 золотых, 6 серебряных, 8 бронзовых), завоеванных сборной командой России. Успешным следует считать и выступление московских спортсменов, завоевавших 6 медалей (2 золотые, 2 серебряные, 2 бронзовые) на IX Параолимпийских играх, где сборная России заняла первое место с 33 (13 золотых, 13 серебряных, 7 бронзовых) медалями. Благодаря последовательной политике и усилиям Правительства Москвы по реализации действующей Городской комплексной целевой программы "Спорт Москвы" (2004-2006 гг.) за последние три года удалось выйти на уровень стабилизации и постепенного улучшения важнейших показателей физической культуры и спорта в столице. 2. Улучшается обеспеченность москвичей спортивными объектами. На сегодняшний день по данным Госкомстата России в столице действуют 7829 спортивных сооружений, имущество которых находится в государственной собственности, в том числе в федеральной - 554 объекта, городской - 6933. Общее количество спортивных объектов в Москве выросло за три последних года на 1094 единицы. Потребности в плоскостных физкультурно-спортивных сооружениях (официально зарегистрированных) на дворовых территориях удовлетворены на 80%. Вместе с тем сохраняется потребность в значительном увеличении числа крытых физкультурно-спортивных объектов, в том числе шаговой доступности. Общая площадь существующих крытых физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений местного социально гарантированного уровня обслуживания (ФОКи, СОКи, бассейны) составляет порядка 380 тыс. кв. м, или 20% от нормативной обеспеченности. В соответствии с нормативами МГСН 1.01-99 обеспеченность крытыми спортивными объектами (ФОК, СОК и т.д.) социально гарантированного уровня обслуживания составляет 0,19 кв. м/чел., или 1900 тыс. кв. м при расчетном населении города 10 млн. человек. 3. Рост кадрового потенциала спортивной отрасли. Кадровый потенциал физической культуры и спорта составляет более 19 тыс. специалистов. За время реализации Городской комплексной программы "Спорт Москвы" (2004-2006 гг.) кадровый потенциал отрасли увеличился на 4,7%, а число специалистов с высшим и средним образованием в отрасли составило 88%. Основным направлением роста кадрового потенциала отрасли стало привлечение спортивных тренеров в окружные центры физической культуры и спорта в административных округах и службы специалистов физической культуры для работы с населением при префектурах и управах районов. В отрасли сложилась и действует система переподготовки тренеров и организаторов физкультурно-спортивной работы с населением. 4. Наметилась положительная динамика участия москвичей в занятиях физической культурой и массовым спортом. Общее число москвичей, занимающихся сегодня физической культурой и спортом, с учетом посещающих уроки физической культуры в учебных заведениях составляет 2220163 человека. Действует и приносит положительные результаты программа поддержки некоммерческих спортивных организаций. Департамент образования города Москвы предпринимает меры для привлечения детей и подростков к дополнительным внеурочным занятиям физической культурой на спортивных объектах образовательных учреждений столицы. В учреждениях дополнительного образования занимаются более 218 тыс. человек. Благодаря активной деятельности сети центров физической культуры и спорта в административных округах и служб специалистов физической культуры с населением при управах районов наметился положительный сдвиг в сторону развития физкультурно-массовой работы по месту жительства среди детей, подростков и молодежи. В клубах по месту жительства занимаются физической культурой и спортом более 117 тыс. человек, что на 31% больше, чем на дату начала реализации указанной программы. По данным социологических исследований, количество москвичей, регулярно занимающихся физической культурой (более 3 часов в неделю), за последние 2 года возросло на 7,7% и составило 23,8%. Изменения произошли за счет сокращения численности групп с эпизодической активностью и полностью игнорирующих занятия спортом. Это связано, прежде всего, с растущей популярностью идеи здорового образа жизни и развитием спортивной инфраструктуры города. Городская комплексная программа "Спорт Москвы-2" на 2007-2009 гг. является продолжением и развитием Городской комплексной целевой программы "Спорт Москвы" (2004-2006 гг.) как в части приоритетных направлений развития спортивной отрасли в целом, так и отдельных мероприятий программы. Подтверждается преемственность в воплощении следующих заявленных ранее программных принципов развития физической культуры и спорта в городе Москве: - принцип непрерывности физического воспитания и образования всех возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятельности; - принцип доступности московской спортивной отрасли для населения столицы и, прежде всего, для детей, подростков и молодежи, малоимущих граждан, лиц с ограниченными возможностями; - принцип государственной поддержки физической культуры и спорта высших достижений, в том числе в вопросах подготовки спортсменов высшей квалификации и спортивного резерва; - принцип ответственности горожанина за собственное здоровье. Особенности периода, охватываемого Городской комплексной программой "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.), состоят в следующем: - сохраняется потребность в значительном увеличении числа крытых физкультурно-спортивных объектов, в том числе в пределах шаговой доступности. На начало программного периода нормативная обеспеченность крытыми спортивными объектами социально гарантированного уровня составляет 20%; - сохраняется неравномерность размещения спортивных объектов по округам и районам города; - рост обеспеченности спортивными объектами, интенсификация спортивной работы на этих объектах требуют значительного увеличения расходов на их содержание и эксплуатацию; - отмечен устойчивый рост интереса населения к занятиям физической культурой и спортом; - отдельные полномочия города Москвы в сфере физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства переданы органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве; - имеет место рост реальных доходов трудоспособного населения города Москвы и соответственно увеличение возможностей населения по оплате физкультурно-оздоровительных услуг. В этой связи Городская комплексная программа "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.) (далее - Программа) ориентирована на решения следующих целей и задач. 2. Цели и задачи Программы Программа направлена на реализацию следующих целей: - обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех жителей города; - вовлечение всех категорий граждан, в особенности детей и юношей, в занятия физической культурой и спортом; - достижение московскими спортсменами нового качественного уровня на Олимпийских, Параолимпийских и Сурдолимпийских играх, чемпионатах и первенствах мира, Европы, всероссийских и иных соревнованиях; - эффективное управление спортивной отраслью. Указанные цели на этапе реализации Программы достигаются за счет решения следующих задач: - развитие материальной базы московского спорта и доведение обеспеченности населения города крытыми спортивными объектами социально гарантированного уровня до 40% от нормативной за счет приоритетного строительства спортивных сооружений из быстровозводимых конструкций; - уменьшение диспропорций в размещении спортивных объектов по округам и районам города; - создание системы учета вновь возводимых спортивных объектов по целевой принадлежности (массовый спорт или спорт высших достижений); - развитие спортивной отрасли с учетом приоритетных для Москвы видов спорта; - привлечение лиц с ограниченными возможностями к активным занятиям физической культурой и спортом; - реализация антидопинговых мероприятий в спорте и антинаркотической пропаганды в молодежной среде; - развитие системы целевой подготовки и переподготовки кадров с учетом текущей и перспективной потребности массовой физической культуры и спорта в Москве; - совершенствование и развитие правовой базы города Москвы в области физической культуры и спорта. Целевые индикаторы Программы: - процент граждан, вовлеченных в занятия физической культурой, в том числе регулярные. Значение на начало Программы - 10%; - фактическая обеспеченность населения города спортивными объектами социально гарантированного уровня обслуживания. Значение на начало Программы - 20%; - процент граждан с ограниченными физическими возможностями, вовлеченных в активные занятия спортом и физической культурой. Значение на начало Программы - 6-7%; - процент работников физической культуры и спорта в Москве, прошедших целевую подготовку и переподготовку; - самооценка граждан - удовлетворение потребностей в физической активности (показатель определяется на основании социологических исследований социальных настроений в обществе с использованием параметров: "хорошая", "средняя", "плохая"). 3. Программно-целевые направления 3.1. Реконструкция и строительство новых объектов физической культуры и спорта города Москвы Развитие материальной базы основано на Генеральной схеме развития и размещения объектов физической культуры и спорта в Москве до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28.01.2003 N 31-ПП, среднесрочной городской целевой программе "Развитие объектов физической культуры и спорта в Москве на период 2005-2007 гг.", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 01.11.2005 N 864-ПП, и среднесрочной отраслевой схеме размещения объектов физической культуры и спорта на территории города Москвы 2007-2009 гг. Основные целевые меры по направлению: - приоритетное строительство экономичных физкультурно - оздоровительных комплексов из быстровозводимых конструкций; - значительное увеличение числа крытых физкультурно-спортивных сооружений, в том числе шаговой доступности, доведение обеспеченности населения Москвы крытыми спортивными сооружениями местного уровня обслуживания населения к концу действия Программы до 40% от нормативной; - устранение (уменьшение) неравномерности размещения спортивных объектов социально гарантированного уровня обслуживания населения по округам и районам города; - деление вновь создаваемых спортивных объектов по целевым направлениям (массовый спорт, спорт высших достижений) с учетом специфических требований по каждому направлению; - строительство специализированных спортивных объектов для занятий физической культурой и спортом лицами с ограниченными физическими возможностями; - расширение сети уникальных и специализированных спортивных объектов, в том числе для экстремальных видов спорта. Финансирование нового строительства осуществляется: 1. Из средств бюджета города Москвы и целевого бюджетного фонда развития территорий города Москвы в рамках ежегодных адресных инвестиционных программ города по отрасли "Физическая культура и спорт" на развитие инфраструктуры спорта высших достижений, спортивного резерва и массового спорта по месту жительства. 2. Из средств федерального бюджета (Федеральным агентством по физической культуре и спорту). 3. За счет средств негосударственных инвесторов. Программа устанавливает приоритетные направления развития материальной базы физической культуры и спорта в городе Москве. Адресная привязка объектов строительства и реконструкции осуществляется при формировании Адресной инвестиционной программы на основе перечня объектов, предусмотренных в среднесрочной отраслевой схеме размещения объектов физической культуры и спорта на территории города Москвы, и учета приоритетных направлений развития материальной базы физической культуры и спорта в городе Москве. Привлечение внебюджетных источников финансирования в спортивную отрасль остается по-прежнему важнейшей задачей развития спорта в городе Москве, а дальнейшая разработка и совершенствование механизма привлечения внебюджетных инвестиций - одним из путей решения поставленной задачи. Одним из возможных направлений может стать проведение конкурсов на застройку земельных участков, отведенных под спортивные объекты. На 2007 год намечается проведение конкурсов по 46 спортивным объектам для подбора инвесторов. Приоритетные направления развития материальной базы физической культуры и спорта в городе Москве. 1. Строительство спортивных сооружений из быстровозводимых конструкций. 2. Обеспечение потребностей сетевых спортивных учреждений Москомспорта ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ собственными спортивными объектами, соответствующими уровню задач спортивного учреждения. 3. Строительство сети физкультурно-оздоровительных центров: ФОК, СОК, бассейны с универсальными спортивными залами, ледовые катки с универсальными спортивными залами - во всех районах города. Таблица 1 ОЦЕНКА НЕОБХОДИМЫХ ОБЪЕМОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ ------------------------------------------------------------------- | Существующие площади крытых спортивных сооружений |380000 | | социально гарантированного уровня на начало Программы|кв. м | |------------------------------------------------------|----------| | Нормативная обеспеченность крытых сооружений |0,19 | | социально гарантированного уровня по МГСН 1.01-99 |кв. м/чел.| |------------------------------------------------------|----------| | Площадь крытых сооружений социально гарантированного |760000 | | уровня, составляющая 40% от нормативной при населении|кв. м | | 10 млн. человек | | |------------------------------------------------------|----------| | Объем строительства крытых объектов социально |380000 | | гарантированного уровня, обеспечивающий выполнение |кв. м | | норматива на 40% и предусмотренный Программой | | |------------------------------------------------------|----------| | Средняя расчетная стоимость 1 кв. м объекта |35000 руб.| |------------------------------------------------------|----------| | Ориентировочная стоимость строительства объектов |13300000 | | социально гарантированного уровня по Программе |тыс. руб. | |------------------------------------------------------|----------| | Расчетное количество ФОК по Программе (расчетная |140 ед. | | общая площадь 2700 кв. м) | | ------------------------------------------------------------------- Строительство спортивных объектов городского уровня в значительной степени планируется обеспечивать за счет внебюджетных инвестиций. На 2007 год - первый год действия Программы - намечено вынесение на конкурсные торги по подбору инвестора для строительства 46 объектов. Планируемый Программой объем внебюджетных инвестиций основан на данных среднесрочной городской целевой программы развития объектов физической культуры и спорта в Москве на период 2005-2007 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 1 ноября 2005 года N 864-ПП, и среднесрочной отраслевой схеме размещения объектов физической культуры и спорта на территории города Москвы. Точная стоимость объекта, соотношение крытых и открытых площадей на объекте определяются на стадии проектирования. 3.2. Содержание и совершенствование материальной базы организаций спортивной направленности системы Москомспорта Рост числа городских спортивных объектов, изношенность существующей материальной базы системы Москомспорта требуют постоянного внимания к мерам по содержанию спортивных объектов. Основные целевые меры по направлению: - содержание спортивных сооружений в работоспособном состоянии; - адаптация спортивных сооружений всех типов и уровней к использованию лицами с ограниченными физическими возможностями; - модернизация инженерных систем ледовых катков, плавательных бассейнов и др.; - обеспечение спортивных объектов и учреждений Москомспорта современным спортивным инвентарем и оборудованием. Увеличение эффективности использования спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов, находящихся в эксплуатации, остается основным содержанием направления. Намечаемый Программой существенный рост числа спортивных объектов города при сохранении действующего положения потребует значительного увеличения финансирования эксплуатационных расходов, а в дальнейшем и ремонтных, из средств бюджета города. Программа предусматривает решение данной проблемы через передачу части вновь вводимых спортивных объектов в доверительное управление управляющим организациям на условиях выполнения ими социального заказа по предоставлению физкультурно-спортивных услуг населению. Особое социальное значение имеют работы по обеспечению возможности беспрепятственного доступа на спортивные объекты для занятий спортом лицам с ограниченными физическими возможностями. Программа предусматривает осуществление следующих мер: - приведение материально-технической базы для физкультурно-оздоровительных занятий и тренировок инвалидов в соответствие с требованиями и стандартами; - переоборудование, переоснащение и приспособление существующих и вновь создаваемых физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов с целью обеспечения их доступности для инвалидов. Для реализации заявленных целей Программой предусмотрены мероприятия по созданию отраслевых нормативов эксплуатации спортивных сооружений. Предусмотрено создание системы сертификации спортивного оборудования и инвентаря. Реализация новых требований к службам обеспечения эксплуатации и содержания спортивных объектов предусматривает меры по подготовке и переподготовке специалистов отраслевыми учебными заведениями. 3.3. Массовая физкультурно-спортивная работа Итоги реализации Городской комплексной целевой программы "Спорт Москвы" (2004-2006 гг.) подтвердили правильность выбранного пути развития массовой физкультурно-спортивной работы с населением за счет укрепления организационной структуры спортивной отрасли в административных округах и районах. В рамках Городской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.) реализуется следующий этап развития физкультурного движения по месту жительства. Основными целями развития массовой физкультурно-спортивной работы с населением являются: - сохранение физического здоровья граждан и, прежде всего, детей и молодежи; - приобщение москвичей к здоровому образу жизни; - вовлечение всех категорий граждан, и в особенности детей и юношей, в занятия физической культурой и спортом. Основные целевые меры по направлению: - усиление управления массовой физкультурно-спортивной работой на районном и окружном уровнях; - реализация новой структуры спортивного календаря с учетом районных соревнований с участием спортивных клубов и некоммерческих спортивных организаций; - обеспечение контроля и методического руководства деятельностью муниципалитетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве по осуществлению переданных государственных полномочий города Москвы в сфере организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, привлечению населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, по профессиональной подготовке, переподготовке муниципальных служащих; - проведение мероприятий, посвященных Году ребенка; - развитие городского массового спортивного движения "Московский двор - спортивный двор" под лозунгом "Выходи во двор, поиграем!". 3.3.1. Спорт во дворах и по месту жительства Решение задач Программы связано, прежде всего, с развитием центров физической культуры и спорта административных округов, детско-юношеских клубов (ДЮК ФП) и спортивных клубов в общеобразовательных учреждениях, некоммерческих спортивных организаций, спортивных клубов по месту жительства. Основными исполнителями, ведущими массовую физкультурно-спортивную работу на местах, становятся центры физической культуры и спорта в административных округах города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Их роль в спортивной жизни административных округов и муниципальных образований постоянно возрастает. В рамках Программы предусматривается оказание содействия муниципалитетам в подготовке и переподготовке муниципальных служащих, ведущих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с населением по месту жительства. Ориентация части детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) исключительно на массовую спортивную работу с жителями административных округов города Москвы призвана увеличить возможности занятий спортом для детей и молодежи и укрепить методологическую основу массового спорта в жилых микрорайонах города. Передача центрам новых быстровозводимых спортивных объектов позволит вывести на новый уровень систему предоставления физкультурных услуг населению. Программой предусмотрено также развитие таких традиционных направлений, как туризм, прикладные, спортивно-технические виды спорта. Важным направлением Программы станет развитие популярных в молодежной среде новых видов спорта, в том числе экстремальных. Организация координации и взаимодействия со спортивными организациями, развивающими данные виды спорта, позволит привлечь в клубы по интересам новые массы москвичей. Известно, спорт - важнейший инструмент патриотического воспитания. С целью развития патриотического воспитания молодежи Программа предусматривает развитие спортивно-патриотической игры "Зарница-спорт". Организатором игры выступает Комитет физической культуры и спорта города Москвы. Игра "Зарница-спорт" носит общегородской характер с проведением отборочных соревнований на районном и окружном уровнях. Игра направлена на развитие двигательной активности молодежи и овладение базовыми военно-прикладными навыками. К участию в игре привлекаются спортивные клубы и организации, работающие по месту жительства. Спортивно-патриотическая игра "Зарница-спорт" проводится в соответствии с положением об игре, принимаемым Москомспортом. 3.3.2. Спорт в вузах Студенчество - значительная и активная часть московской молодежи. Студенческий спорт - важная составляющая спортивной жизни столицы. Программа направлена на развитие студенческого спорта за счет улучшения материальной базы студенческого спорта и более широкого привлечения студентов к занятиям спортом в спортивных клубах, их участия в окружных и городских соревнованиях. Предусматривается тесное взаимодействие центров физической культуры и спорта административных округов с представителями вузов и молодежных советов административных округов. Программа и календарь спортивных мероприятий предусматривают участие спортивных коллективов вузов в Московских студенческих играх. Программа планирует довести участие вузов в играх к 2009 году до 100%. Двенадцать лучших спортивных вузов примут участие в ежегодной Универсиаде города Москвы. Предусмотрено проведение смотра-конкурса на лучшую спортивную работу в вузах. Главный приз конкурса - строительство ФОКа для студентов и преподавателей вуза. Программа предусматривает проведение анализа имеющейся спортивной базы вузов и подготовку предложений по ее укреплению. 3.4. Подготовка спортивного резерва Программа предусматривает развитие системы подготовки спортивного резерва в Москве как резерва для формирования сборных команд Москвы во всех возрастных группах. Предусматривается организация работ по созданию городской модели системы подготовки спортивного резерва, отвечающей перспективным задачам развития спорта в городе, с разграничением типов и функций образовательных учреждений спортивной направленности с учетом оптимизации их количества, видов спорта и места их расположения в городе Москве. В Программе представлены основные направления создаваемой модели. В основе дальнейшего развития системы подготовки спортивного резерва заложена задача развития олимпийских видов спорта и видов, входящих в программу всероссийских комплексных соревнований. При этом выбор видов спорта производится с учетом намечаемых на ближайшие годы изменений в программах Олимпийских игр и всероссийских комплексных соревнований. Создание городской модели развития спортивного резерва включает в себя следующие основные направления: 1. Выбор приоритетных для Москвы видов спорта. Понятие приоритетности базируется на достижениях московских атлетов в течение двух последних олимпийских циклов и перспективах расширения перечня олимпийских видов спорта. 2. Территориальная принадлежность. В каждом административном округе города устанавливается приоритетность 20-25 видов спорта в зависимости от сложившихся традиций и местных условий, наличия материального обеспечения и кадрового потенциала в местных ДЮСШ и СДЮШОР. 3. Оптимизация количества ДЮСШ и СДЮШОР. При решении этой задачи следует исходить из количества занимающихся, соревновательная деятельность которых в процессе реализации городского календаря спортивных мероприятий позволит обеспечить моделирование всероссийских соревнований в каждой из возрастных групп. 4. Календарь спортивных мероприятий. Переход на территориальный принцип построения спортивного календаря для юношеских групп позволит охватить значительное число юных спортсменов и обеспечит эффективное селекционирование. Проведение один раз в год юношеских комплексных соревнований по летним и зимним видам спорта позволит осуществить моделирование аналогичных всероссийских соревнований. 5. Создание окружных центров развития системы подготовки спортивного резерва. В качестве центральных элементов системы намечено создание центров образования (ЦО) на базе существующих спортивных школ во всех административных округах города. Предполагается осуществить концентрацию на базе ЦО современного спортивно-технологического оборудования, лучших тренерских кадров, научно-методического и медико-биологического обеспечения, а также информационного сопровождения учебно-тренировочного и соревновательного процессов. 6. Разработка и принятие нормативной базы. Решение вопросов финансирования системы через нормативы, включающие в себя весь спектр вопросов, связанных с функционированием учреждений спортивной направленности на всех этапах и во всех организационных структурах. 3.5. Спорт в государственных общеобразовательных учреждениях Ситуация, сложившиеся в настоящее время в сфере физкультурно-спортивной работы в учреждениях образования города Москвы, характеризуется как стабильная. В то же время в ряде образовательных учреждений Москвы технические и гигиенические условия физкультурно-спортивных зон (спортивные залы, душевые, раздевалки, спортивный инвентарь и оборудование, комнаты для хранения спортивного инвентаря, покрытия спортивных площадок) не соответствуют современным требованиям организации физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий. Нуждается в существенном обновлении процесс физического воспитания в образовательных учреждениях. Сегодня число образовательных учреждений различных типов составляет около 4 тысяч и в них обучается 1,4 миллиона детей, подростков, молодежи. Объем двигательной активности, необходимый для поддержания и улучшения уровня здоровья детей 7-17 лет, в настоящее время составляет лишь 25-40% от требуемого норматива. Существующие нормы организации занятий физической культурой необходимо увеличить до 3 академических часов в неделю в общеобразовательных школах и колледжах, до 4 часов - в вузах, что поможет решить проблемы необходимого объема двигательной активности школьников и студентов. Программа предусматривает доведение объема двигательной активности обучающихся всех типов образовательных учреждений до физиологической нормы. Развитием физической культуры и спорта в учебных округах и в образовательных учреждениях занимаются 10 детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП) с филиалами, созданными на базах школ в каждом районе города Москвы. Административный состав 10 ДЮКФП составляет 296 человек, а также 1351 педагог дополнительного образования. В ДЮКФП культивируется 50 видов спорта, контингент занимающихся по состоянию на 31 декабря 2006 года составил 36270 человек. Учебный процесс по физической культуре осуществляют 3242 учителя физкультуры, в дошкольных образовательных учреждениях - 1493 воспитателя физкультуры, в колледжах - 221 преподаватель физического воспитания, в специальных коррекционных учреждениях - 197 специалистов. С учетом решения вопросов модернизации физического воспитания в школах Москвы не хватает 1100 учителей физкультуры, а системе дополнительного физкультурного образования необходимо дополнительно 1015 педагогов и 312 тренеров-преподавателей. В целях пополнения кадрового состава учителей и тренеров физической культуры Программа предусматривает улучшение условий их профессиональной деятельности, что позволит полностью обеспечить учителями физической культуры и тренерами образовательные учреждения города Москвы. Основой выполнения учебных программ по физическому воспитанию, массовости, качества обучения, решения оздоровительных задач и антитравматизма является должное материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Однако многие спортивные площадки не имеют сертифицированных, безопасных покрытий. Программа предусматривает организацию системы сертификации площадок, спортивного оборудования и инвентаря. Важным параметром физкультурно-спортивной работы является обеспечение инвентарем и оборудованием учебной и внеклассной спортивной работы. От этого показателя во многом зависит выполнение учебных программ, качество учебно-воспитательного процесса и техника безопасности на занятиях физической культурой. Недостаточно оснащена спортивным инвентарем и оборудованием начальная школа. В целом в 56% образовательных учреждений города наблюдается нехватка спортивного инвентаря для изучения отдельных видов спорта. Анализ качественных параметров инвентаря и оборудования свидетельствует о его недостаточном уровне. Программа направлена на реализацию постановления Правительства Москвы от 5 сентября 2006 г. N 672-ПП "О реализации мероприятий по развитию массового детского и юношеского спорта и созданию на базе общеобразовательных школ города Москвы необходимой материально-технической базы". Необходимым условием внедрения современных технологий в учебный процесс по предмету "Физическая культура" является оснащение кабинета учителя, а по необходимости и спортивного зала школы (как учебной аудитории) техническими средствами обучения, в том числе компьютерами. Электронные технологии в физическом воспитании используют только 12% учителей физической культуры общеобразовательных учреждений. Программа предусматривает оснащение учреждений образования интерактивными методическими кабинетами, компьютерной техникой, средствами диагностики уровня физической подготовленности школьника. Приоритетными направлениями в работе являются: - повышение качества урока физической культуры, внедрение в учебный процесс новых дидактических методик; - учет индивидуального уровня физического развития и физической работоспособности обучающихся; - развитие мотивации обучающихся к занятиям спортом; - контроль за качеством учебного процесса; - учет состояния материально-технической базы учреждений; - совершенствование профессиональной деятельности кадрового состава; - обеспечение системы мер, направленных на предупреждение травматизма при занятиях физическими упражнениями. Физическое воспитание в учебных заведениях профессионального образования проводится в соответствии с комплексной программой. Однако из-за отсутствия должной материально-технической базы во многих учреждениях из программы исключены плавание и лыжная подготовка. Требует усиления работа с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Программа предусматривает организацию плавательной подготовки для 10 тысяч учащихся в школах и средних образовательных учреждениях и целенаправленную деятельность с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Важную роль в физическом воспитании обучающихся играет преемственность физкультурного образования. С 2001 года в ДОУ стали разрабатываться программы, которые воспитатели составляют с учетом специфики детского сада и контингента детей. Составлены программы по физическому воспитанию для детей с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата. Широко пропагандируются нетрадиционные формы физического воспитания детей. Одним из направлений деятельности Центра физического воспитания является внедрение программы "Малыши открывают спорт", которая направлена на ориентацию семьи к активному двигательному досугу и семейным формам физического воспитания. Расширяется программа массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий. В настоящее время Центром физического воспитания предусмотрена работа: - по контролю за внедрением современных физкультурно-оздоровительных технологий для укрепления здоровья дошкольников; - по увеличению числа групп на базе ДОУ; - по дополнительному физкультурному образованию (в ДЮКФП). Новым, перспективным типом образовательных учреждений в Москве явились школы полного дня пребывания обучающихся. Эти учреждения ввиду специфики организации учебно-воспитательного процесса строят пребывание обучающихся в школе с учетом рекомендаций к организации их двигательного режима. В Москве функционируют школы здоровья, которые делятся на два типа: с преимуществом медицинского (для больных детей) и педагогического (для всех детей) компонентов деятельности. Существуют образовательные учреждения, работающие в рамках школ, содействующих укреплению здоровья. В школах созданы центры содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников как структурные подразделения образовательных учреждений. Центром физического воспитания разработаны формы организации физического воспитания в школах здоровья. Результативность и качество всей физкультурно-массовой работы в образовательных учреждениях определяется по процентному отношению числа учащихся, сдавших тесты по физической подготовленности, к общему числу воспитанников, допущенных к занятиям физической культурой по медицинским показателям. На основе анализа показателей физической подготовленности воспитанников строится вся система построения учебно-воспитательного процесса. Программа предусматривает дальнейшее расширение и совершенствование методик тестирования физической подготовленности учащихся образовательных учреждений. Внедрение современных технологий в учебный процесс возможно в результате совершенствования профессиональной деятельности школьных педагогов. Программа предусматривает развитие направления по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации физкультурных кадров в системе Департамента образования города Москвы. В рамках данной деятельности организована работа курсов повышения квалификации для специалистов физической культуры образовательных учреждений Москвы. Ежегодно повышают свою квалификацию свыше 500 специалистов физической культуры образовательных учреждений. Заслуженным авторитетом пользуется Спартакиада школьников Москвы. Ежегодно в первых трех этапах Спартакиады принимают участие более 800 тысяч московских школьников. Помимо Спартакиады проводятся спортивные праздники и фестивали, посвященные знаменательным датам. В течение календарного года Центром физического воспитания и ДЮКФП проводится около 1,5 тысячи спортивных мероприятий с охватом 850 тысяч воспитанников и обучающихся. Программа предусматривает расширение спортивной работы со школьниками за счет их привлечения к активным занятиям игровыми видами спорта. С этой целью Программа предусматривает создание школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по игровым видам спорта, таким как футбол, баскетбол, волейбол и др. Программа предусматривает создание единого календаря соревнований школьных спортивных клубов. Плавательная база г. Москвы насчитывает 126 бассейнов различных ведомств, учреждений, из которых лишь 35 (27%) принадлежат системе образования. Уроки по плаванию проводятся только в 60-66 бассейнах. Внедрение системы всеобщего обучения плаванию за последние годы позволило в 2 раза сократить детские несчастные случаи на воде. Современная система всеобщего обучения плаванию в учреждениях образования в перспективе должна быть ориентирована на: - обучение групп детей, не умеющих плавать; - развитие водных видов спорта по программе дополнительного образования. Программа предусматривает повысить уровень плавательной подготовки школьников к 2009 году и обучить более 200 тысяч детей плаванию. Традиционными стали выезды воспитанников ДЮКФП в загородные, спортивные лагеря, где детям предоставлялись хорошие условия для активного отдыха, оздоровления и продолжения учебно-тренировочного процесса по разным видам спорта. В Москве ежегодно необходимо открывать около 50 городских спортивных лагерей, основной задачей которых является формирование у детей повышенного интереса к занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья и организация полезного досуга. В 2007-2009 годах предусматривается охватить оздоровительными мероприятиями более 8 тысяч обучающихся системы Департамента образования. Оздоровительная направленность физического воспитания, организация содержательного досуга обучающихся зависят от вовлечения детей в занятия спортивных секций. В результате организационной работы, проведенной Департаментом образования, и выделения дополнительных ставок педагогов дополнительного образования на 24% увеличилась загрузка спортивных залов секционной работой. В Москве более 300 тысяч детей регулярно занимаются спортом в секциях, работающих на базе образовательных учреждений. Программа предусматривает дальнейшее увеличение числа занимающихся спортом в образовательных учреждениях на 20% от достигнутого к концу 2006 года уровня. Достижения последних лет по подготовке спортсменов высших спортивных разрядов заставили предметно заниматься этой проблемой. В течение 2005 года в учреждениях системы Департамента образования подготовлено 11 победителей и призеров первенств мира, 31 победитель и призер первенств и чемпионатов Европы, 379 победителей и призеров первенств, чемпионатов и кубков России, а также 75 победителей и призеров европейских и российских первенств среди спортсменов-инвалидов. Тормозит темпы развития спорта высших достижений недостаток финансирования, которое необходимо для совершенствования профессиональной деятельности спортивных школ при дворцах творчества "Марьино" и МГДД(Ю)Т на Воробьевых горах. Дополнительное финансирование детско-юношеского спорта будет способствовать увеличению числа спортсменов высших спортивных разрядов, победителей и призеров всероссийских и международных соревнований. Таким образом, по данному целевому направлению Программа предусматривает: - доведение объемов двигательной активности обучающихся во всех типах образовательных учреждений до физиологической нормы (3 академических часа в неделю - в общеобразовательных школах и колледжах, до 4 часов - в вузах); - осуществление мер по подготовке, переподготовке и закреплению кадров учителей физической культуры и тренеров в учебных заведениях города; - полное обеспечение образовательных учреждений города Москвы учителями физической культуры и тренерами за счет мер по подготовке и закреплению кадров в образовательных учреждениях; - организацию плавательной подготовки не менее 200 тысяч учащихся в школах и средних образовательных учреждениях, целенаправленную работу с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья; - создание школьных спортивных клубов и спортивных лиг по игровым видам спорта, таким как футбол, баскетбол, волейбол и др.; - увеличение числа занимающихся спортом в образовательных учреждениях на 20% от достигнутого к концу 2006 года уровня. 3.6. Подготовка спортсменов высшей квалификации Программа направлена на подготовку спортсменов и совершенствование спортивного мастерства сборных команд города Москвы как субъекта Российской Федерации. Программа распространяется на сборные команды города и систему их спортивного, материального, медико-биологического, методического и научного обеспечения. Основные целевые меры по направлению: - создание единой функциональной схемы государственных образовательных учреждений, реализующих задачу подготовки спортсменов и команд спорта высших достижений; - создание и совершенствование единой организационной схемы отбора кандидатов и подготовки сборных команд города Москвы; - разработка и реализация мер по комплексной реорганизации государственных образовательных учреждений по подготовке спортсменов и команд спорта высших достижений в соответствии с единой схемой. Подготовка спортсменов высшего спортивного мастерства, составляющих сборные команды Москвы и в некоторых случаях до 50% сборных команд Российской Федерации, - почетная, ответственная, но и финансово затратная задача. В этой связи Программой предусматривается оптимизация организационной схемы подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства специализированными государственными спортивными учреждениями. Процесс реорганизации планируется завершить к 2009 году. Основные концептуальные черты новой структуры представлены на рис. 1. Рисунок 1 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД МОСКВЫ ------------------------------------------------------------------------------ | --------------- | | |ЦЕНТР СБОРНЫХ| | | |КОМАНД МОСКВЫ| | | --------------- | | | | | --------------------- | | | ЦЕНТР ОЛИМПИЙСКОЙ | | | | ПОДГОТОВКИ | | | --------------------- | | Негосударственные | Государственные | |