|Ассортимент продукции - мясо и мясопродукты, рыба | |------------------------|------------------------------------| |рыбопродукты, молочно-жировые товары, фрукты и овощи, | |Разработка |I кв. 2006 г. |II кв. 2006 г. | |полуфабрикаты. | |градостроительной | | | |Общий объем инвестиций по проекту - 705 млн. руб. | |документации и получение| | | |Ввод предприятия в эксплуатацию - 2008 г. | |АРИТ | | | | | |------------------------|----------------|-------------------| | | |Разработка и утверждение|II кв. 2006 г. |III кв. 2007 г. | | | |проектной документации | | | | | |------------------------|----------------|-------------------| | | |Проведение |III кв. 2007 г. |IV кв. 2008 г. | | | |строительно-монтажных | | | | | |работ | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Ответственные исполнители: Департамент продовольственных ресурсов города Москвы, префектура Южного административного округа города Москвы, ЗАО "Мосрыбхоз". --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |2 |Инвестиционные проекты по строительству новых предприятий оптовой торговли продовольствием | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |2.12 |Проект: Строительство комплекса оптовой торговли продовольствием: поселок Лесные Поляны Пушкинского района | | |Московской области | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Содержание и основные расчетные | | Ресурсное обеспечение | | характеристики проекта | --------------------------------------------------------------| | | | |Инвестор - ЗАО "Митлэнд Лоджистикс энд Дистрибьюшн" | --------------------------------------------------------------| |(договор аренды от 17.03.2005 N 33/05). | |Источник |Объем средств, млн. руб. | |Площадь земельного участка - 2,0678 га. | | |------------------------------------| |Предусматривается новое строительство объектов | | |2005 г.|2006 г. |2007 г.|Всего | |комплекса оптовой торговли продовольствием, включая: | | | | | |2005-2007 | |- торгово-складские модули со складской площадью | | | | | |гг. | |5,68 тыс. кв. м, сблокированные в корпусах в | |------------------------|-------|--------|-------|-----------| |зависимости от используемых режимов хранения | |Бюджет города Москвы | - | - | - | - | |продукции - низкотемпературный, охлаждаемый; | |------------------------|-------|--------|-------|-----------| |- административно-офисное здание; | |Бюджетные кредиты | - | - | - | - | |- объекты инженерно-технического и вспомогательного | |на инвестиционные цели | | | | | |назначения; | |------------------------|-------|--------|-------|-----------| |- объекты транспортной инфраструктуры. | |Средства инвесторов, | 19,6 | 27 | 73,4 | 120 | |Общая площадь зданий - 7 тыс. кв. м. | |коммерческие кредиты | | | | | |Годовой грузооборот - 180 тыс. тонн. | |и иные внебюджетные | | | | | |Ассортимент продукции - мясо и мясопродукты. | |источники | | | | | |Общий объем инвестиций по проекту - 400 млн. руб. | |------------------------|-------|--------|-------|-----------| |Ввод предприятия в эксплуатацию - IV кв. 2007 г. | |Итого | 19,6 | 27 | 73,4 | 120 | |В период 2006-2007 гг. выполняются: разработка | --------------------------------------------------------------| |проектной документации, строительные работы нулевого | | |цикла, подвод внешних инженерных сетей, монтаж | --------------------------------------------------------------| |конструкций основных зданий, ввод предприятия в | | График реализации проекта | |эксплуатацию | --------------------------------------------------------------| | | | | | --------------------------------------------------------------| | | |Мероприятия |Начало |Окончание | | | |------------------------|------------------------------------| | | |Оформление акта |Оформлен | | | |резервирования | | | | |земельного участка | | | | |------------------------|------------------------------------| | | |Разработка |I кв. 2006 г. |III кв. 2006 г. | | | |градостроительной | | | | | |документации и получение| | | | | |АРИТ | | | | | |------------------------|----------------|-------------------| | | |Заключение | - |II кв. 2006 г. | | | |инвестиционного | | | | | |контракта | | | | | |------------------------|----------------|-------------------| | | |Разработка и утверждение|II кв. 2006 г. |IV кв. 2006 г. | | | |проектной документации | | | | | |------------------------|----------------|-------------------| | | |Проведение |IV кв. 2006 г. |IV кв. 2007 г. | | | |строительно-монтажных | | | | | |работ | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Ответственные исполнители: Департамент продовольственных ресурсов города Москвы, ЗАО "Митлэнд Лоджистикс энд Дистрибьюшн". Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 24 мая 2005 года N 346-ПП ОСНОВНЫЕ ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ (млн. тонн) ------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели |2004 год |2005 год |2006 год |2007 год | | |(факт) | | | | |-------------------------------------|---------|-----------|-----------|-----------| | Общий объем организованных поставок | 7,90 | 8,45 | 9,0-9,1 | 9,6-9,7 | | продовольствия <*> | | | | | |-------------------------------------|---------|-----------|-----------|-----------| | В том числе объем поставок | 6,2 | 6,76 | 7,3-7,4 | 8,0-8,1 | | продовольствия из регионов России | | | | | |-------------------------------------|---------|-----------|-----------|-----------| | Из них объем поставок | 0,39 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | | продовольствия интегрированными | | | | | | формированиями | | | | | |-------------------------------------|---------|-----------|-----------|-----------| | Объем поставок продовольствия | 1,56 | 1,93 | 2,31 | 2,47 | | по годовым программам оптовых | | | | | | закупок (поставок) предприятий | | | | | | с финансовой поддержкой | | | | | | Правительства Москвы | | | | | |-------------------------------------|---------|-----------|-----------|-----------| | Ввод мощностей (тыс. кв. м): | | | | | |-------------------------------------|---------|-----------|-----------|-----------| | - реконструкция и модернизация | 586 | 54 | 47 | 166 | |-------------------------------------|---------|-----------|-----------|-----------| | - новое строительство | - | 17 | 69 | 169 | |-------------------------------------|---------|-----------|-----------|-----------| | Привлечение инвестиций | 1250 |2031 | 3254 | 5270 | | из внебюджетных источников | | | | | | (млн. рублей) | | | | | |-------------------------------------|---------|-----------|-----------|-----------| | <*> Расчетно: оборот оптовой | 9,14 | 9,6-9,65 | 10,1-10,2 | 10,6-10,8 | | торговли продовольствием, млн. тонн | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 24 мая 2005 года N 346-ПП СОСТАВ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ Председатель Совета: Лужков Ю.М. - Мэр Москвы Заместитель председателя Совета: Бабурин А.И. - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента продовольственных ресурсов города Москвы Члены Совета: Пантелеев Е.А. - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики города Москвы Коростелев Ю.В. - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Малышков В.И. - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Силкин В.Н. - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента имущества города Москвы Дамурчиев В.Н. - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента земельных ресурсов города Москвы Оглоблина М.Е. - руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Златин П.А. - руководитель Департамента транспорта и связи города Москвы Ольховой В.И. - первый заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов города Москвы Дегтев Г.В. - председатель Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов Кузьмин А.В. - председатель Москомархитектуры Представитель - по согласованию с председателем Контрольного Контрольного комитета города Москвы комитета города Москвы Михайлов А.Н. - начальник Управления информатизации города Москвы Филатов Н.Н. - исполняющий обязанности руководителя Территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве Туник А.Н. - начальник Государственного учреждения Объединения ветеринарии города Москвы, главный государственный ветеринарный инспектор города Москвы Гордиенко Л.И. - начальник Государственной инспекции города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Орлов М.О. - заместитель префекта Центрального административного округа города Москвы Полевой И.Г. - заместитель префекта Северного административного округа города Москвы Зверев Н.С. - заместитель префекта Северо-Восточного административного округа города Москвы Семенова Г.Д. - заместитель префекта Восточного административного округа города Москвы Фарафонов С.В. - заместитель префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы Зеленин А.А. - заместитель префекта Южного административного округа города Москвы Морозова Н.Н. - заместитель префекта Юго-Западного административного округа города Москвы Купцова И.А. - заместитель префекта Западного административного округа города Москвы Смолеевский Г.В. - заместитель префекта Северо-Западного административного округа города Москвы Немерюк А.А. - заместитель префекта Зеленоградского административного округа города Москвы Махлин А.Р. - генеральный директор ОАО "Оптпродрынок" Приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 24 мая 2005 года N 346-ПП ПОЛОЖЕНИЕ О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Координационный совет по выполнению мероприятий Городской целевой программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 гг. (далее - Совет) является рабочим органом Правительства Москвы, в состав которого входят представители органов исполнительной власти города Москвы, контролирующих и надзорных органов. 2. Персональный состав Совета утверждается постановлением Правительства Москвы. 3. Изменения и дополнения к настоящему Положению, а также персональные изменения в составе Совета вносятся по представлению председателя Совета постановлением Правительства Москвы. 4. В своей деятельности Совет руководствуется законодательными актами Российской Федерации и Правительства Москвы, а также настоящим Положением. Раздел 2. КОМПЕТЕНЦИЯ, ФУНКЦИИ И ПРАВА СОВЕТА 1. В компетенцию Совета входят вопросы координации деятельности департаментов, комитетов и управлений города Москвы, контролирующих и надзорных органов по организации выполнения мероприятий Городской целевой программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 гг. для решения следующих задач: - обеспечение роста производства отечественной продукции; - развитие интеграции с предприятиями агропромышленного комплекса; - обеспечение роста товарооборота пищевой продукции с организациями розничной торговли в городе Москве; - финансовое оздоровление предприятий продовольственного комплекса города; - реконструкция действующих и строительство новых объектов оптовой торговли; - стабильное обеспечение населения города Москвы продовольственными товарами; - обеспечение химической и продовольственной безопасности города Москвы; - развитие интеграции и кооперации в агропромышленном комплексе; - привлечение инвестиций в сферу оптовой торговли; - развитие транспортно-складской инфраструктуры. 2. Совет вправе принимать рекомендательные решения по порядку осуществления необходимых мер, связанных с вопросами работы и развития системы продовольственного обеспечения города Москвы, соответствующими органами и организациями в пределах их компетенции. 3. В функции Совета входит: 3.1. Выработка согласованных действий органов исполнительной власти города Москвы и организаций, представители которых входят в Совет, по вопросам работы и развития оптовой торговли продовольствием города Москвы. 3.2. Рассмотрение принципиальных вопросов развития оптовой торговли продовольствием города Москвы, связанных с обеспечением продовольственной безопасности столицы. 4. Совет имеет право: 4.1. Запрашивать необходимые материалы и информацию по вопросам, входящим в функции Совета. 4.2. Вносить в установленном порядке предложения по вопросам, входящим в его компетенцию, на рассмотрение Правительства Москвы. 4.3. Заслушивать на своих заседаниях представителей органов исполнительной власти, руководителей предприятий продовольственного комплекса города, инвесторов-застройщиков и управляющих компаний по вопросам работы и развития объектов оптовой торговли продовольствием города Москвы. Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВЕТА 1. Заседания Совета проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствуют не менее половины его членов. 2. Для участия в заседаниях Совета могут быть приглашены общественные и иные организации, представляющие коллективные интересы предпринимателей и потребителей в сфере продовольственного обеспечения города Москвы, руководители предприятий продовольственного комплекса города. 3. Решения Совета принимаются при открытом голосовании простым большинством голосов, в случае равенства голосов решающим является голос председателя Совета. 4. Решения Совета утверждаются его председателем, а в его отсутствие - заместителем председателя. 5. Для рассмотрения оперативных вопросов председатель Совета утверждает постоянно действующую рабочую группу из членов Совета и/или их представителей под руководством руководителя Департамента продовольственных ресурсов города Москвы. 6. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляется Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы. Приложение 5 к постановлению Правительства Москвы от 24 мая 2005 года N 346-ПП КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОПТОВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА ГОРОДА МОСКВЫ (ИАС ОПР) 1. Введение Настоящая Концепция разработана для определения основных целей и задач, а также оценки ожидаемых результатов развития Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка (ИАС ОПР), с учетом современного состояния и перспективных направлений использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в оптовой торговле продовольственными товарами в городе Москве. Документ призван зафиксировать основные направления развития и внедрения ИАС ОПР, способствовать формированию согласованного понимания всеми заинтересованными лицами целей и задач, а также стратегии организации информационного взаимодействия между участниками в рамках ИАС ОПР. Организационно-правовыми основами создания Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка Москвы города Москвы являются: 1. Закон города Москвы от 09.07.2003 N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва". 2. Распоряжение Правительства Москвы N 1833-РП от 25.11.2002 "О мерах по обеспечению населения г. Москвы продовольствием в 2003 году". 3. Постановление Правительства Москвы N 415-ПП от 04.06.2002 "О совершенствовании работы Департамента продовольственных ресурсов Правительства Москвы с регионами России по увеличению поставок отечественного продовольствия в город Москву". 4. Распоряжение Правительства Москвы N 165-РП от 05.02.2003 "О мерах по созданию Информационно-маркетингового центра и информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы". 5. Постановление Правительства Москвы N 59-ПП от 10.02.2004 "Об основных направлениях укрепления продовольственной безопасности города Москвы на 2004 год и дальнейшую перспективу". 6. Постановление Правительства Москвы N 319-ПП от 18.05.2004 "О состоянии и мерах по развитию информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы". 7. Постановление Правительства Москвы N 566-ПП от 17.08.2004 "О мерах по совершенствованию системы финансирования продовольственного обеспечения и финансовой поддержки предприятий оптового продовольственного комплекса города Москвы". 2. Задачи участников информационного взаимодействия на оптовом продовольственном рынке города Москвы 2.1. Общая характеристика и основные участники оптового продовольственного рынка Оптовый продовольственный рынок Москвы обеспечивает продуктами питания более 10 млн. москвичей и 3 млн. гостей столицы, или около 9 процентов всего населения Российской Федерации. Ежедневно в городе потребляется 25 тыс. тонн продовольствия. В Москве сформирована крупнейшая в России региональная система оптовой торговли продовольствием, оборот которой в 2004 году составил 9,14 млн. тонн. На долю Москвы приходится свыше 46 процентов от общего объема оборота оптовой торговли продовольственными товарами в России по кругу крупных и средних оптовых организаций. Основными участниками оптового продовольственного рынка города являются: - 156 оптовых предприятий, складских комплексов и баз, в том числе 13 хладокомбинатов, 22 плодоовощных предприятия и 6 крупных общетоварных баз, а также более 2500 коммерческих организаций; - 469 крупных, средних и малых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе 6 мелькомбинатов и мельниц, 28 хлебозаводов, 18 мясокомбинатов, 8 молокозаводов, 7 кондитерских фабрик; - 9,7 тыс. предприятий розничной торговли, реализующих продовольственные товары, 9,2 тыс. предприятий общественного питания, включая социальную сферу, 96 сельскохозяйственных и продовольственных рынков; - более 3 тыс. крупных сельскохозяйственных производителей и поставщиков продовольствия из 50 регионов Российской Федерации. На продовольственный рынок города ориентирована часть снабженческо-складской инфраструктуры, расположенной в Московской области, включая крупные таможенные терминалы, холодильники и складские комплексы вблизи МКАД. Функции координации, технического и нормативно-правового регулирования оптового продовольственного рынка Москвы выполняют органы исполнительной власти города и федерального центра. В их числе: - отраслевые Департаменты города Москвы: продовольственных ресурсов, науки и промышленной политики, потребительского рынка и услуг, транспорта и связи, обеспечивающие реализацию торговой и промышленной политики Правительства Москвы в сфере производства и обращения продовольственных товаров; - функциональные Департаменты города Москвы: экономической политики и развития, финансов, имущества, земельных ресурсов, природопользования, обеспечивающие реализацию экономической, финансовой, имущественно-земельной и природоохранной политики Правительства Москвы в сфере производства и обращения продовольственных товаров; - префектуры административных округов города Москвы, осуществляющие координацию промышленной и торговой деятельности на территориальном уровне; - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного производства, а также органы управления АПК в регионах России, обеспечивающие реализацию этой политики; - органы государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров: Территориальное управление Российского потребительского надзора по городу Москве, Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве", Государственное учреждение Объединение ветеринарии города Москвы, Государственная инспекция по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. 2.2. Цели и задачи субъектов оптового продовольственного рынка Главной целью продовольственной политики Правительства Москвы является укрепление продовольственной безопасности, ориентированной на устойчивое, гарантированное обеспечение москвичей всеми видами продовольственных товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве, по приемлемым для потребителей ценам. Основными направлениями укрепления продовольственной безопасности Москвы являются: - экономическая и физическая доступность продовольствия для населения; - снижение импортной зависимости продовольственного рынка на основе развития кооперации и интеграции московских предприятий с региональными товаропроизводителями; - совершенствование системы товародвижения и развитие материально-технической базы оптовой торговли продовольствием; - оказание финансовой поддержки предприятиям оптового продовольственного комплекса, участвующим в программах продовольственного обеспечения Москвы и реализации инвестиционных проектов; - защита экономических и имущественных интересов города в оптовом продовольственном комплексе; - организация эффективной системы контроля качества и безопасности продовольствия; - формирование единого информационного пространства оптового продовольственного рынка. Взаимодействие участников оптового рынка во многом определяется сложившейся системой продовольственного обеспечения Москвы. С середины 90-х годов для поддержания стабильности на продовольственном рынке Правительством Москвы была введена практика формирования и поддержания городских резервов и страховых запасов социально значимых видов продовольствия, закупаемого за счет бюджетных средств. По мере развития и насыщения рынка объемы резервов и запасов постепенно снижались и составили в 2005 году 0,2 млн. тонн (в 1997 году - 0,6 млн. тонн). С 2003 года базисным организационно-экономическим механизмом обеспечения продовольственной безопасности Москвы стала система формирования и реализации годовых программ гарантированных закупок социально значимых видов продовольственных товаров предприятиями оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности города с размещением в их составе оборачиваемых запасов продовольствия по согласованным с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы объемам и номенклатуре. Годовые программы, общий объем поставок продовольствия по которым составил в 2004 году 1,56 млн. тонн, формируются исходя из конъюнктуры продовольственного рынка в основном за счет внебюджетных источников и при финансовой поддержке из средств городского бюджета. Годовые программы являются важной составной частью организованных оптовых поставок продовольствия, которые проходят через материально-техническую базу предприятий оптового продовольственного комплекса города и процессы товародвижения которых координируются Правительством Москвы. Общий объем организованных поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров в 2004 году оценивается в 7,8 млн. тонн, или 85% от общего объема оптового оборота. Остальная часть оптового оборота формируется за счет конъюнктурных поставок через систему мелкооптовой торговли, а также оптовых поставок от региональных товаропроизводителей в розничную сеть города. Структура оптового оборота продовольствия в Москве по уровням организационно-экономического взаимодействия органов исполнительной власти города с субъектами оптовой торговой деятельности приведена на рис. 1. ---------------------------------------------------------------------- Рис. 1. Оборот оптовой торговли продовольствием в 2004 году - 9,14 млн. тонн. ---------------------------------------------------------------------- Экономические интересы участников оптовой торговли связаны с получением прибыли от осуществления хозяйственной деятельности на продовольственном рынке. При этом задачи, решаемые отдельными группами участников рынка: сельхозпроизводителями, переработчиками, оптовыми и розничными торговцами, - имеют существенные функциональные различия. Так, для предприятий оптовой торговли основными функциональными задачами являются: - осуществление полного комплекса снабженческо-сбытовых операций; - выполнение функций исполнителя согласованных программ поставок продовольствия, подрядчика по закупкам, хранению и реализации продовольствия для городских нужд; - развитие кооперации и интеграции с товаропроизводителями и предприятиями розничной торговли; - развитие материально-технической базы, реконструкция и модернизация предприятий; - привлечение финансовых ресурсов для осуществления коммерческой деятельности и инвестиций. Цели и задачи, реализуемые субъектами оптового продовольственного рынка, а также действующие организационно-экономические механизмы их взаимодействия определяют потребности в информации каждого из них, конкретные интересы и степень участия в информационном обмене с другими субъектами. Так, органы исполнительной власти города для решения задач обеспечения продовольственной безопасности Москвы испытывают потребность в информации о состоянии продовольственного рынка города, тенденциях и перспективах его развития: объемах поставок и реализации товаров, ценах, наличии запасов у производителей и оптовиков и т.д. При ограниченности информационных ресурсов государственной статистики в части показателей оптовой торговли единственным реальным источником получения этой информации являются оперативные данные, поступающие от субъектов оптового продовольственного рынка. Источником наиболее полной и оперативной информации являются операторы оптового продовольственного рынка города, получающие финансовую поддержку из городского бюджета в рамках выполнения годовых программ поставок. В настоящее время эта информация представляется в ИАС ОПР в соответствии с требованиями Генеральных соглашений и кредитных договоров. Операторы оптового продовольственного рынка города, не получающие финансовую поддержку из городского бюджета, но сотрудничающие с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы, представляют информацию в ИАС ОПР на взаимовыгодных условиях в соответствии с условиями соглашений. Формируемая таким образом информационная база позволит осуществлять информационный обмен на взаимовыгодных условиях в рамках ИАС ОПР с другими субъектами оптового рынка, испытывающими потребность в аналитической и статистической информации о конъюнктуре оптового продовольственного рынка столицы. Состав участников Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы приведен на рис. 2. Центральное ядро системы образуют Департамент продовольственных ресурсов и Информационно-маркетинговый центр оптового продовольственного рынка, созданный в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 05.02.2003 N 165-РП на базе ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы". Развитие Информационно-аналитической системы призвано способствовать формированию единого информационного пространства, решению задач, стоящих перед основными участниками оптового продовольственного рынка города Москвы. ---------------------------------------------------------------------- Рис. 2. Основные участники ИАС ОПР. ---------------------------------------------------------------------- 3. Современное состояние информационно-коммуникационных технологий в оптовой торговле 3.1. Информационно-техническое обеспечение субъектов оптового продовольственного рынка Департамент продовольственных ресурсов города Москвы В настоящее время в Департаменте эксплуатируются следующие компоненты ИАС ОПР: - реестр складских помещений города Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров; - подсистема подготовки и проведения конкурсного квалификационного отбора поставщиков и формирования годовых программ поставок; - подсистема формирования сводной отчетности о ходе выполнения годовой программы поставок продовольствия; - информационный сайт Департамента продовольственных ресурсов. Проходят апробацию: - портал ИАС ОПР; - подсистема мониторинга товародвижения, включая модуль контроля сезонного завоза овощей; - модуль анализа финансово-экономического состояния предприятия; - система оперативного информирования о ходе выполнения программы продовольственного обеспечения города. Департамент оснащен современной вычислительной техникой, в частности: - в локальной вычислительной сети Департамента установлены 2 сервера на платформе Wintel и 1 сервер SUN на платформе Unix; - в качестве основной для ИАС ОПР используется промышленная СУБД Oracle 9i; - 115 рабочих мест сотрудников Департамента оснащены современными компьютерами и оборудованием, 35 рабочих мест оснащены техникой, требующей замены; - ЛВС Департамента подключена к ТСМ и Internet по высокоскоростному волоконно-оптическому каналу связи. Создан и функционирует головной Информационно-маркетинговый центр оптового продовольственного рынка (ИМЦ) в качестве структурного подразделения ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы". Произведено его оснащение вычислительной техникой. Обеспечено техническое сопряжение вычислительной сети ИМЦ с локальной сетью Департамента продовольственных ресурсов города Москвы. Предприятия оптового продовольственного комплекса В рамках проекта создания ИАС ОПР проведено выборочное обследование информационной инфраструктуры 42 предприятий ОПР. Результаты обследования показали следующее: - большинство предприятий оснащено современной вычислительной техникой - рабочими станциями и серверами; - на предприятиях имеется квалифицированный персонал, занятый обслуживанием и развитием информационных систем (81%); - не менее 91% предприятий имеют современные локальные сети; - на предприятиях используются преимущественно современные промышленные системы управления базами данных (MS SQL Server - 66,7%, Oracle - 19%); - 94% предприятий имеют подключение к сети Internet, из них более 60% - по выделенному каналу, 77% имеют зарегистрированное доменное имя и более 95% пользуются электронной почтой; - на предприятиях используются различные учетные системы (табл. 1). Таблица 1 ------------------------------------------------------------------------------ |Используемые финансово-аналитические системы и ERP |Доля, % | |----------------------------------------------------------------|-----------| |Галактика | 5,6 | |----------------------------------------------------------------|-----------| |Парус | 2,8 | |----------------------------------------------------------------|-----------| |1C |63,9 | |----------------------------------------------------------------|-----------| |Собств. разработка | 8,3 | |----------------------------------------------------------------|-----------| |Naxision/Axapta | 8,3 | |----------------------------------------------------------------|-----------| |БЭСТ | 5,6 | |----------------------------------------------------------------|-----------| |Другое |13,9 | ------------------------------------------------------------------------------ Оптовый продовольственный рынок располагает мощным информационным ресурсом, накопленным в учетных системах, рассредоточенный по предприятиям и используемый только самими предприятиями в своих интересах. На основных предприятиях оптового продовольственного комплекса сформирована сеть локальных информационно-маркетинговых центров (ЛИМЦ). Центры оснащены современной вычислительной техникой, обеспечено техническое подключение информационных центров к центральному серверу ИМЦ. На локальных центрах предприятий организован оперативный сбор информации о поступлении и реализации продовольственных товаров, проходящих через материально-техническую базу предприятий. В сентябре - октябре 2004 года проведена апробация модуля контроля сезонного завоза и закладки на хранение картофеля и овощей подсистемы мониторинга товародвижения. В настоящее время к этой подсистеме подключены ЛИМЦ на 67 предприятиях оптового продовольственного комплекса города. 3.2. Организационно-технологическое обеспечение информационной инфраструктуры оптовой торговли Постановлением Правительства Москвы N 319-ПП от 18.05.2004 "О состоянии и мерах по развитию информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы" решение вопросов информационного взаимодействия субъектов оптового продовольственного рынка в рамках ИАС ОПР возложено на Департамент продовольственных ресурсов города Москвы. Информационно-коммуникационная инфраструктура города к настоящему времени в основном сложилась на основе Московской волоконно-оптической сети (МВОЛС). Эта сеть является также транспортной средой для многих проектов, реализуемых в рамках ГЦП "Электронная Москва". Программой предусмотрено планомерное развитие этой сети. Кроме того, ГЦП "Электронная Москва" предусматривается постоянное развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры города, включая создание и поддержку современных дата-центров, центров резервного копирования и других инфраструктурных проектов. 3.3. Информационная безопасность и защита информации участников информационного взаимодействия Решение проблем информационной безопасности в настоящее время находится преимущественно в компетенции самих владельцев этой информации. В Департаменте продовольственных ресурсов начаты работы по категорированию информации, входящей и исходящей из него. Решение вопросов информационной безопасности для такой сложной системы, какой является ИАС ОПР, остается открытым и требует привлечения специалистов различного профиля, тем более, что основные проблемы лежат не столько в плоскости технической, сколько в юридической и экономической, поскольку информационный ресурс системы строится на основе данных из локальных информационных ресурсов, содержащих в том числе конфиденциальную коммерческую информацию. 4. Цели и задачи развития Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка 4.1. Обоснование необходимости развития информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка как среды информационного взаимодействия субъектов оптового продовольственного рынка Анализ информационных потребностей субъектов оптового продовольственного рынка показывает, что все они для обеспечения своей деятельности испытывают острую потребность как в получении, так и в предоставлении информации - то есть в интенсивном информационном обмене. При этом для оптовых операторов рынка можно выделить два направления информатизации. Цель первого - обеспечение собственной деятельности: поддержка складского, бухгалтерского и управленческого учета, служб регистрации клиентов, размещения, сертификации и т.д. Цель второго - обеспечение сбора, хранения, обработки, передачи и использования собственно информации о продовольственном рынке (данных о спросе, предложении, ценах, качестве, запасах товаров, биржевых ценах, курсах валют, нормативной базе и т.д.). Органам исполнительной власти разного уровня в условиях реализации новых моделей обеспечения продовольственной безопасности Москвы необходимо более точно планировать и координировать текущие товаропотоки, быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Осуществить это можно только на основе оперативного мониторинга продовольственного рынка города, товарно-сырьевых рынков регионов России и других стран с использованием современных электронных технологий. Это требует ускорения работ по созданию в рамках городской целевой программы "Электронная Москва" современной автоматизированной информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка и информационному взаимодействию ее с другими информационными ресурсами города, информационными системами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и регионов России, а в дальнейшем - и стран Единого Экономического Пространства. 4.2. Цели развития Главная цель развития информационно-аналитической системы - совершенствование информационного обеспечения эффективных механизмов координации производства, товародвижения и сбыта на основе полной и оперативной информации о потребностях, состоянии и потенциале продовольственного рынка и создание на этой основе цивилизованного оптового продовольственного рынка с единым информационным бизнес-пространством. Реализация этой цели осуществляется по следующим направлениям: - формирование единого информационного пространства и защищенной информационной среды на оптовом продовольственном рынке города; - развитие эффективного информационного взаимодействия участников оптового продовольственного рынка города; - повышение эффективности деятельности предприятий оптовой торговли продовольствием на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; - совершенствование средств информационной поддержки принятия управленческих решений руководителями органов исполнительной власти города по вопросам продовольственного обеспечения. Определение приоритетов в использовании ИКТ в деятельности оптового продовольственного рынка города осуществляется на основе оценки возможности получения значимого социально-экономического результата и объема соответствующих ресурсов. Приоритеты в использовании информационно-коммуникационных технологий в обеспечение функционирования оптового рынка продовольствия уточняются на регулярной основе в соответствии с актуальными задачами обеспечения продовольственной безопасности. 4.3. Задачи развития Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: - развитие информационного обеспечения основных направлений деятельности Департамента продовольственных ресурсов, формирование информационных ресурсов для органов управления, контролирующих и надзорных органов в части продовольственного обеспечения города Москвы; - расширение функциональных возможностей ИАС ОПР по автоматизации процедур и совершенствованию средств информационной поддержки процессов прогнозирования, планирования и мониторинга программ продовольственного обеспечения города Москвы; - совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей применение ИКТ в оптовой торговле; - обеспечение информационной безопасности ИАС ОПР и входящих в нее информационных ресурсов; - совершенствование организационной структуры ИАС ОПР; - развитие системы информационно-маркетинговых центров оптового продовольственного рынка города, в том числе полнофункциональное развертывание головного Информационно-маркетингового центра на базе ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы" и локальных информационно-маркетинговых центров (ЛИМЦ) на предприятиях оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности; - развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры оптового продовольственного рынка; - разработка единых требований и унификация сетевой инфраструктуры, программного и аппаратного обеспечения, в том числе средств информационной безопасности; - разработка и совершенствование регламентов информационного взаимодействия в рамках ИАС ОПР, взаимодействия ИАС ОПР с московскими информационными ресурсами и системами в составе Метасистемы "Электронная Москва", а также федеральными и региональными информационными системами и ресурсами. 4.4. Принципы и подходы к решению поставленных задач Основой для достижения поставленных целей является системный подход, в рамках которого решение задач рассматривается в совокупности, в ходе непрерывного процесса и в неразрывной связи, и, в свою очередь, может являться частью аналогичных процессов более высокого уровня (в частности, в целом для города, федерального округа, страны). При этом развитие ИАС ОПР строится на принципах построения открытых систем, для которых характерны следующие свойства: - расширяемость (масштабируемость) - способность системы к постепенному расширению функций и предоставляемых услуг, внедрению новых стандартов и технологий, увеличению количества источников информации и пользователей; замены отдельных компонентов без перестройки всей системы; - мобильность (переносимость) - освобождение от зависимости от одного поставщика аппаратных или программных средств, возможность выбора продукции из имеющихся на рынке при условии соблюдения поставщиками соответствующих стандартов открытых систем; - интероперабельность - способность к взаимодействию с другими АИС (в том числе использующих разную аппаратную платформу и различные операционные системы) и использования информационных ресурсов, имеющихся в других АИС, что, в частности, предполагает унификацию протоколов обмена информацией с другими АИС, телекоммуникационными системами и пользователями; - дружественность к пользователю - способность сформировать комфортную, легко управляемую среду, в которой работает пользователь. Проведенный анализ также позволил сформулировать следующие необходимые принципы развития и функционирования ИАС ОПР: - централизованное управление, позволяющее оперативно контролировать все этапы процесса и рационально формировать, использовать и хранить все информационные ресурсы, определять права доступа к информации; - этапность, позволяющая обеспечить определенную логически непротиворечивую последовательность развития ИАС ОПР и постепенное усложнение системы и увеличение количества ее пользователей, а также согласованную последовательную модификацию существующей информационной и нормативно-методической базы; - соответствие функционирования ИАС ОПР действующему законодательству, при этом процессы разработки и внедрения любой дополнительной подсистемы и информационных ресурсов ИАС ОПР должны полностью соответствовать действующим ГОСТам (техническим регламентам), а также иным нормативным документам; - обеспечение выполнения требований регламентов взаимодействия и использования информационных ресурсов в целях обеспечения интеграции с Метасистемой "Электронная Москва"; - обеспечение информационной безопасности на основе: применения сертифицированных и лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи; дублирования и резервирования ключевых элементов системы для повышения надежности работы; разработки, внедрения и строгого контроля соблюдения единых правил и регламентов работы для всех технических средств и пользователей; - подчинение процессов использования информационных технологий решению приоритетных задач обеспечения продовольственной безопасности, модернизации системы государственного управления; - централизованное создание общих для субъектов ОПР элементов информационно-технологической инфраструктуры; - обеспечение согласованности и сбалансированности внедрения информационных технологий в Департаменте продовольственных ресурсов и в среде оптового продовольственного рынка; - согласованность нормативной правовой и методической базы в сфере информационных технологий на всех уровнях; - исключение дублирования бюджетных расходов на создание информационных ресурсов и систем; - периодическое проведение оценки эффективности и результативности использования ИАС ОПР для решения поставленных задач с целью уточнения и корректировки направлений и планов дальнейшего ее развития. 5. Основные направления и этапы развития Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка 5.1. Расширение функциональных возможностей системы Исходя из целей и круга решаемых задач Концепцией предусматриваются следующие основные направления развития информационно-аналитической системы: 1. Формирование информационных ресурсов для решения задач информационно-аналитической поддержки органов управления и субъектов предпринимательской деятельности на основе комплексного мониторинга состояния оптового продовольственного рынка. 2. Создание системы информационно-аналитического обеспечения продовольственной безопасности города Москвы. 3. Формирование единого информационного пространства оптового продовольственного рынка. В рамках первого направления предусматриваются: - развертывание функционального блока ИАС ОПР по автоматизированному сбору, передаче и обработке информации о товародвижении продовольствия: по согласованным годовым программам предприятий; по организованным поставкам продовольствия, проходящим через материально-техническую базу предприятий оптового продовольственного комплекса; по конъюнктурным поставкам; - создание и внедрение функциональных блоков по мониторингу состояния товарно-сырьевых рынков в регионах России, странах Единого Экономического Пространства и мира. В рамках второго направления предусматриваются разработка и внедрение следующих функциональных блоков ИАС ОПР: - макроэкономического прогнозирования и формирования продовольственных балансов; - анализа и прогнозирования конъюнктуры оптового продовольственного рынка города Москвы; - анализа и прогнозирования конъюнктуры товарно-сырьевых рынков в регионах России, странах Единого Экономического Пространства и мира; - формирования городского заказа городского резерва продовольствия; - формирования и корректировки годовых поставок продовольствия предприятиями оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности города Москвы; - поддержки проведения товарных интервенций; - мониторинга экономического и финансового состояния предприятий оптового продовольственного комплекса города; - мониторинга материально-технической базы и имущественного комплекса оптовых предприятий на основе развития Реестра складских помещений города Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров; - мониторинга инвестиционных, в том числе интеграционных, проектов развития предприятий оптового продовольственного комплекса, формирования индикативных программ инвестиционной деятельности; - мониторинга качества и безопасности продовольствия, в том числе на основе ведения Реестра сертифицированных хранилищ города Москвы; - движения финансовых ресурсов, выделяемых из средств городского бюджета на продовольственное обеспечение города Москвы, в том числе контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, предоставляемых предприятиям на финансовую поддержку годовых программ поставок продовольствия и инвестиционные проекты. Создание функциональных блоков интегрированной системы поддержки принятия решений по вопросам обеспечения продовольственной безопасности предполагает совершенствование регламентов и процедур соответствующих процессов управления. В рамках третьего направления предусматриваются: - определение статуса информационных ресурсов города Москвы, формируемых в результате создания, развития и функционирования ИАС ОПР, как межведомственных информационных ресурсов общегородского значения; - обеспечение доступа участников ОПР к информационным ресурсам ИАС ОПР; - внедрение электронной цифровой подписи в информационном обмене участников ИАС ОПР; - создание функционального блока информационно-аналитической поддержки субъектов предпринимательской деятельности на оптовом продовольственном рынке; - организация в составе ИАС ОПР электронных торговых площадок, в том числе с использованием технологий биржевой торговли и электронных платежей; - внедрение информационно-коммуникационных технологий в интегрированных цепях дистрибуции и логистики "производитель - оптовая торговля - розничная торговля". 5.2. Расширение круга участников информационного взаимодействия из числа операторов оптового рынка Важным условием повышения прозрачности оптового продовольственного рынка и для органов управления, и для субъектов предпринимательской деятельности является наиболее полный охват процессом автоматизированного информационного обмена участников рынка. В этих целях предусматривается осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих их подключение к ИАС ОПР: - определение и согласование между Департаментом продовольственных ресурсов и каждым участником оптового рынка взаимовыгодных условий подключения, в том числе: уточнение регламента информационного обмена; организационные мероприятия; технические и технологические мероприятия, включая унификацию программных и аппаратных средств; финансовые условия; комплекс мер по защите информации; непосредственное подключение участников к ИАС ОПР. По мере расширения круга участников на периодической основе целесообразно проводить анализ условий их участия и по мере необходимости, с учетом возможных изменений экономической ситуации, законодательства и технологической базы, вносить коррективы в условия информационного обмена. Помимо поставщиков продовольствия, предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности перспективными участниками ИАС ОПР, обеспечивающими более полную картину о состоянии продовольственного рынка города, являются розничные торговые операторы, в первую очередь сетевые структуры. 5.3. Интеграция с внешними информационными системами и ресурсами Ценность, функциональные возможности и востребованность ИАС ОПР определяются в том числе и возможностью использования информации из внешних информационных систем и источников (городских, региональных, ведомственных, федеральных, международных и др.). В первую очередь важно обеспечить информационное взаимодействие с системами и источниками в профильной сфере рынка продовольствия. Для этого предполагается: - определение и уточнение перечня внешних информационных систем и источников, их принадлежности, очередности и условий обеспечения информационного взаимодействия; - разработка регламентов информационного взаимодействия с информационными системами: отраслевых и функциональных департаментов и префектур административных округов города Москвы; территориальных структур федеральных органов государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров; Министерства сельского хозяйства РФ и органов управления АПК регионов России, поставляющих продовольствие в город Москву; Московской и региональных торгово-промышленных палат. 5.4. Совершенствование организационной и информационно-технологической инфраструктуры информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка Развитие информационно-технологической инфраструктуры головного Информационно - маркетингового центра Основными задачами головного Информационно-маркетингового центра являются: - во-первых, обеспечение всех участников оптового продовольственного рынка Москвы (товаропроизводителей, оптовых и розничных торговцев и др.) объективной и полной информацией о текущей конъюнктуре, тенденциях и перспективах развития рынка; - во-вторых, информационно-аналитическая и консультационная поддержка Департамента продовольственных ресурсов и других городских организаций в части по вопросам информационного обеспечения продовольственной безопасности. По мере развития информационных ресурсов ИМЦ (создаваемых на основе проходящей через него информации) он сможет обслуживать заявки предприятий на проведение специальных маркетинговых исследований, поиск, обработку информации и создание новых информационных продуктов. В качестве дополнительных сервисов головного ИМЦ предполагается организация на базе ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы" информационно-маркетинговой электронной торговой площадки, которая может также служить источником рыночной информации как для Департамента продовольственных ресурсов, так и для других участников ИАС ОПР. Развитие сети локальных информационно-маркетинговых центров в рамках информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка Важнейшей составной частью информационно-аналитической системы является создаваемая на предприятиях оптовой торговли и в регионах сеть локальных информационно-маркетинговых центров. Основными задачами ЛИМЦ являются: - сбор, обработка и передача в ИАС ОПР информации о движении и ценах на продовольственные товары, проходящие через материально-техническую базу предприятия, включая продукцию арендаторов; - обработка сводной аналитической информации, поступающей из учетной системы предприятия, Информационно-аналитической системы ОПР и других внешних источников; - информационно-аналитическая поддержка принятия решений руководством предприятия и оказание маркетинговых услуг операторам, арендующим производственные площади. Качеством организации работы ЛИМЦ в значительной мере определяется эффективность и качество информационного взаимодействия в целом, полнота, достоверность и оперативность поступающей информации. Взаимодействие ЛИМЦ с Информационно-аналитической системой осуществляется через организуемые узлы сбора и передачи информации. Обеспечение регламентов информационного взаимодействия Регламенты информационного взаимодействия определяют порядок и правила информационного обмена между субъектами оптового продовольственного рынка. Инструментом реализации информационного взаимодействия является ИАС ОПР с перспективой использования Метасистемы "Электронная Москва" для реализации такого рода взаимодействия. Варианты информационного взаимодействия можно разделить на три группы: 1. Обмен документами - пересылка необходимых документов средствами электронной почты и использование их в подсистемах в виде прикрепленных файлов (например, в качестве соответствующего документа-основания); возможными форматами таких файлов могут быть Excel (Word). 2. Обмен данными - формирование соответствующих запросов и выгрузка данных в таблицы определенной структуры и формата с их последующей передачей. 3. Обмен словарями систем - соответствующая синхронизация справочников и словарей. Основными направлениями обеспечения регламентов информационного взаимодействия являются: - разработка и согласование стандартов информационного обмена; - разработка инструментальных средств и технологических процедур реализации стандартов информационного обмена; - создание специализированной структуры Департамента продовольственных ресурсов для сопровождения процедур информационного обмена. 5.5. Технологическое обеспечение Развитие технологического обеспечения осуществляется в соответствии с общим развитием ИАС ОПР в рамках ГЦП "Электронная Москва". В частности, технологическое обеспечение ИАС ОПР должно соответствовать ряду основных требований: 1. Распределенная архитектура технологического решения. 2. Широкое использование Web-технологий в процедурах информационного взаимодействия. 3. Минимальные технические требования к оснащению клиентских рабочих мест. 4. Применение открытых стандартов информационного взаимодействия, в частности, спецификаций XML. 5. Использование промышленных СУБД и распространенных технологических платформ. 6. Наличие API, возможность взаимодействия с другими системами, совершенствование механизмов информационного взаимодействия. 7. Развитие средств информационной безопасности. 8. Возможность доработки/развития функционала ИАС силами пользователя/стороннего разработчика. 9. Возможность создания дополнительных отчетных форм силами пользователя/стороннего разработчика. 10. Наличие регламента обслуживания системы и службы технической поддержки пользователей. 5.6. Обеспечение информационной безопасности и защиты информации При развитии ИАС ОПР необходимо разработать политику безопасности, включающую в себя все основные элементы обеспечения безопасности: - систему формирования оценки информационных рисков и методику их страхования; - систему контроля и управления доступом к ИАС ОПР персонала и пользователей ИАС ОПР; - систему контроля и фиксации событий в ИАС ОПР; - систему выявления и предупреждения неправомерного доступа к ИАС ОПР; - систему защиты от проникновения, выявления и обезвреживания программ и файлов, не относящихся к ИАС ОПР. При реализации ИАС ОПР политика безопасности должна быть представлена в виде соответствующего программного и организационного обеспечения, технических средств в составе подсистем администрирования и настройки, взаимодействия с внешними системами и источниками информации, взаимодействия с поставщиками в режиме on-line. Основными направлениями защиты информации в ИАС ОПР должны быть: - обеспечение защиты информации от хищения, утраты, утечки, уничтожения, искажения и подделки за счет НСД и специальных воздействий; - обеспечение защиты информации от утечки по техническим каналам при ее обработке, хранении и передаче по каналам связи. Перечень конкретных мер защиты информации определяется в процессе развития ИАС ОПР с учетом соотношения затрат на защиту информации с возможным ущербом от ее разглашения, утраты, уничтожения, искажения, нарушения санкционированной доступности информации и работоспособности технических средств, обрабатывающих эту информацию, а также с учетом реальных возможностей ее перехвата и раскрытия ее содержания. 5.7. Этапы развития информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка Основные направления работ по созданию и развитию ИАС ОПР являются взаимосвязанными, что определяет возможности их параллельного во многом осуществления. Вместе с тем существует определенная логическая последовательность в разработке и внедрении отдельных функциональных блоков, сервисов и подсистем, что с учетом имеющихся лимитов материальных, финансовых и иных ресурсов позволяет выделить следующие основные этапы развертывания ИАС ОПР: -------------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование этапов и мероприятий |Сроки исполнения | |п/п | | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |1. |Формирование информационных ресурсов на основе | | | |создания системы мониторинга оптового | | | |продовольственного рынка | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |1.1. |Полнофункциональное оснащение Департамента |2005 г. | | |продовольственных ресурсов и головного | | | |Информационно-маркетингового центра средствами | | | |вычислительной техники и прикладным программным | | | |обеспечением | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |1.2. |Создание системы локальных информационно-маркетинговых|2005 г. | | |центров на предприятиях оптовой торговли, пищевой | | | |и перерабатывающей промышленности города Москвы | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |1.3. |Разработка и внедрение функционального блока |I кв. 2005 г. | | |по мониторингу годовых программ поставок | | | |продовольствия | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |1.4. |Разработка и внедрение функционального блока |IV кв. 2005 г. | | |по мониторингу организованных поставок продовольствия | | | |с подключением к ИАС ОПР всех крупных и средних | | | |предприятий оптового продовольственного комплекса | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |1.5. |Разработка и внедрение функциональных блоков | | | |по мониторингу состояния товарно-сырьевых рынков: | | | |- в регионах России |2005 г. | | |- в странах Единого Экономического Пространства и мира|2006-2007 гг. | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |2. |Создание системы информационно-аналитического | | | |обеспечения продовольственной безопасности города | | | |Москвы. | | | |Разработка и внедрение функциональных блоков: | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |2.1. |Формирования и корректировки годовых программ поставок|II кв. 2005 г. | | |продовольствия | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |2.2. |Мониторинга материально-технической базы |III кв. 2005 г. | | |и имущественного комплекса оптовых предприятий | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |2.3. |Мониторинга экономического и финансового состояния |III кв. 2005 г. | | |предприятий оптового продовольственного комплекса | | | |города | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |2.4. |Макроэкономического прогнозирования и формирования |IV кв. 2005 г. | | |продовольственных балансов | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |2.5. |Формирования городского заказа и городского резерва |IV кв. 2005 г. | | |продовольствия | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |2.6. |Движения финансовых ресурсов, выделяемых из средств |IV кв. 2005 г. | | |городского бюджета на продовольственное обеспечение | | | |города Москвы | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |2.7. |Анализа и прогнозирования конъюнктуры оптового |II кв. 2006 г. | | |продовольственного рынка города Москвы | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |2.8. |Мониторинга инвестиционных проектов развития |III кв. 2006 г. | | |предприятий оптового продовольственного комплекса | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |2.9. |Анализа и прогнозирования конъюнктуры товарно-сырьевых| | | |рынков: | | | |- в регионах России |IV кв. 2006 г. | | |- в странах Единого Экономического Пространства и мира|II кв. 2007 г. | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |2.10.|Поддержки проведения товарных интервенций |III кв. 2007 г. | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |2.11.|Мониторинга качества и безопасности продовольствия |IV кв. 2007 г. | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |3. |Формирование единого информационного пространства | | | |оптового продовольственного рынка | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |3.1. |Создание функционального блока |IV кв. 2005 г. | | |информационно-аналитической поддержки субъектов | | | |предпринимательской деятельности на оптовом | | | |продовольственном рынке | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |3.2. |Создание информационно-маркетинговой площадки оптового|I кв. 2006 г. | | |продовольственного рынка | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |3.3. |Создание электронной торговой площадки, в том числе |IV кв. 2006 г. | | |с использованием технологий биржевой торговли | | | |и электронных платежей | | |-----|------------------------------------------------------|-----------------| |3.4. |Внедрение информационно-коммуникационных технологий |2005-2007 гг. | | |в интегрированных цепях дистрибуции и логистики | | | |"производитель - оптовая торговля - розничная | | | |торговля" | | -------------------------------------------------------------------------------- 6. Финансовое обеспечение реализации Концепции развития Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка Предварительные финансовые затраты на разработку и внедрение Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы в период 2005-2007 годов оцениваются в 76,5 млн. рублей, в том числе средства городского бюджета, предусмотренные в ГЦП "Электронная Москва", - 46,5 млн. руб., средства предприятий и иные внебюджетные источники - 30 млн. рублей. Объемы бюджетного финансирования подлежат обязательному уточнению и обоснованию при включении мероприятий по развитию ИАС ОПР в ежегодные планы мероприятий ГЦП "Электронная Москва". В связи с трудностями оценки в состав затрат субъектов оптовой торговли не включены потребности в финансовых ресурсах на создание электронной торговых площадок и внедрение информационно-коммуникационных технологий в интегрированных цепях дистрибуции и логистики "производитель - оптовая торговля - розничная торговля". Распределение затрат на создание и развитие Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы приведено в таблице 2. Таблица 2 -------------------------------------------------------------------------------- |Источники финансирования |2005 г. |2006 г. |2007 г. | |--------------------------------------|------------|-------------|------------| |ГЦП "Электронная Москва" | 16,5 | 16,0 | 14,0 | |--------------------------------------|------------|-------------|------------| |Средства предприятий и иные источники | 15,0 | 10,0 | 5,0 | |--------------------------------------|------------|-------------|------------| |Всего | 31,5 | 26,0 | 19,0 | -------------------------------------------------------------------------------- 7. Ожидаемый эффект от реализации Концепции развития Информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка В результате реализации Концепции развития ИАС ОПР ожидается: - повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города и предприятий ОПР на основе оперативной информации о текущем состоянии и прогнозе развития оптового продовольственного рынка; - снижение нагрузки на городской бюджет за счет сокращения расходов на формирование и обслуживание горрезерва и горзаказа продовольствия; - сокращение потерь продукции в товаропроводящей сети, в т.ч. при межсезонном хранении; - повышение эффективности производственной деятельности основных участников ОПР за счет сокращения затрат на поиск необходимых данных и количества параллельных запросов от органов исполнительной власти; - совершенствование системы контроля качества и безопасности продовольствия и обеспечение информированности населения по данной проблеме; - сокращение числа посредников в сфере оптовой торговли продовольствием; - сокращение доли теневого оборота на рынке продовольствия в городе и увеличение налоговых поступлений в бюджет города. Экономическая эффективность от реализации данной концепции может быть оценена следующим образом. Развитие системы мониторинга и прогнозирования конъюнктуры продовольственного рынка по оценке Департамента продовольственных ресурсов позволит оптимизировать объемы горзаказа и горрезерва и сократить расходы на их формирование и обслуживание с 2,7 млрд. рублей (2005 год) до 0,9 млрд. рублей (2007 год), или на 1,8 млрд. рублей, а затраты бюджетных средств за счет сокращения потерь при межсезонном хранении только картофеля и овощей - до 35 млн. рублей. Кроме этого ожидается экономический эффект от сокращения числа посредников в сфере оптовой торговли продовольствием, увеличения налоговых поступлений в бюджет города за счет уменьшения доли теневого оборота на рынке продовольствия в городе. Таким образом, при затратах средств городского бюджета на создание ИАС ОПР в объеме 46,5 млн. рублей совокупный экономический эффект от ее внедрения оценивается в размере 1,84 млрд. рублей. Приложение 6 к постановлению Правительства Москвы от 24 мая 2005 года N 346-ПП ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ, ПОДЛЕЖАЩИХ ДАЛЬНЕЙШЕМУ ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ 1. ОАО "Алтуфьево". 2. ГУП "Таганское". 3. ЗАО "Гагаринское". 4. ЗАО "Кузьминское". 5. ЗАО "Красная Пресня". 6. ОАО "Перовское". |