МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ. Приказ. Министерство экономики РФ (Минэкономики России). 01.10.97 118


Страницы: 1  2  




                                ПРИКАЗ

                      МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РФ

                          1 октября 1997 г.
                                N 118

                             (ВПР 97-33)


                    IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
            ПО РАЗРАБОТКЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

                         Общие положения

     1. Настоящие   Методические   рекомендации   предназначены    для
практического   использования  директорами,  руководителями  финансово
экономических служб, главными бухгалтерами предприятий, осуществляющих
коммерческую  деятельность  или занятых в сфере производства продукции
(работ,  услуг),  и  не  учитывает  специфики   деятельности   банков,
инвестиционных  фондов  и других финансовых институтов.  Использование
Методических рекомендаций целесообразно для организации на предприятии
современных  систем  управления  финансами (финансового менеджмента) и
разработки финансовой политики предприятия.
     Реальная дифференциация   предприятий   по   видам   и  масштабам
деятельности,      организационно-правовым      формам,       условиям
функционирования   порождает   огромное  разнообразие  организационных
структур управления  ими.  При  этом  блок  финансово-экономических  и
учетно  -  отчетных работ на предприятии может выполнять как небольшой
отдел,  так и сложный комплекс структурных  подразделений,  включающий
управления,   отделы,   бюро,   группы  и  т.п.  Все  возможные  формы
организации управления сегодня не  могут  быть  строго  формализованы,
однако  совокупность  основных управленческих функций,  осуществляемых
аппаратом  управления,  остается  неизменной  при  всем   разнообразии
организационных решений.
     С целью обеспечения адаптации изложения организационных  аспектов
управления  финансами  и  разработки финансовой политики для различных
предприятий  в  настоящих  Методических   рекомендациях   используется
понятие  "служба".  Под  службой  понимается работник,  группа,  бюро,
отдел,  управление  или  другой  элемент   организационной   структуры
управления    (структурное   подразделение),   специализирующийся   на
выполнении комплекса однородных функций управления.
     Например: бухгалтерская служба - это,  в зависимости от масштабов
предприятия, главный бухгалтер, бухгалтерия, управление бухгалтерского
учета  и любое другое структурное подразделение,  на которое возложены
функции ведения учета движения средств и формирования бухгалтерской  и
финансовой отчетности предприятия;
     финансовая служба - это  работник,  группа  в  планово-финансовом
отделе,  финансовый  отдел,  управление  или  любое другое структурное
подразделение,  на  которое  возложены  функции  управления  финансами
(денежными  потоками)  и  выработки  финансовой политики предприятия и
т.п.
     Аналогично, под   директором   понимается   первый   руководитель
предприятия,  независимо   от   действительного   названия   должности
(генеральный директор, исполнительный директор и т.д.).
     При подготовке настоящих  Методических  рекомендаций  учитывалась
зарубежная  практика  управления финансами и передовой опыт российских
предприятий в этой области.
     Методические рекомендации определяют круг основных задач, решение
которых  необходимо  для  формирования  адекватной  рыночным  условиям
системы  управления  финансами предприятия,  а также пути и способы их
решения.

                Цели финансовой политики предприятия.
              Взаимосвязь финансовой стратегии и тактики

     2. Целью  разработки  финансовой  политики  предприятия  является
построение эффективной системы управления финансами,  направленной  на
достижение стратегических и тактических целей его деятельности.
     Указанные цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта.
Предприятия  в  условиях  высокой  инфляции  и  существующей налоговой
политики  государства  могут  иметь  различные  интересы  в   вопросах
формирования    и    использования    прибыли,   выплаты   дивидендов,
регулирования издержек производства,  увеличения имущества  и  объемов
продаж (выручки от реализации).
     Однако все эти аспекты  деятельности  предприятия,  отраженные  в
финансовом,   налоговом   и   управленческом  типах  учета,  поддаются
управлению  с  помощью  методов,   наработанных   мировой   практикой,
совокупность которых и составляет систему управления финансами.
     Известно, что в сегодняшних условиях для большинства  предприятий
характерна   реактивная  форма  управления  финансами,  т.е.  принятие
управленческих решений  как  реакции  на  текущие  проблемы,  или  так
называемое   "латание  дыр".  Такая  форма  управления  порождает  ряд
противоречий между:  интересами предприятия и  фискальными  интересами
государства;    ценой    денег    и    рентабельностью   производства;
рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых
рынков; интересами производства и финансовой службы и т.д.
     Одной из  задач реформы предприятия является переход к управлению
финансами на основе анализа финансово  -  экономического  состояния  с
учетом   постановки  стратегических  целей  деятельности  предприятия,
адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Результаты
деятельности   любого  предприятия  интересуют  как  внешних  рыночных
агентов  (в  первую  очередь   инвесторов,   кредиторов,   акционеров,
потребителей   и  производителей),  так  и  внутренних  (руководителей
предприятия,  работников  административно  управленческих  структурных
подразделений, работников производственных подразделений).
     3. При  проведении  реформы  предприятия стратегическими задачами
разработки финансовой политики предприятия являются:
     максимизация прибыли предприятия;
     оптимизация структуры  капитала  предприятия  и  обеспечение  его
финансовой устойчивости;
     достижение прозрачности    финансово-экономического     состояния
предприятий для собственников (участников,  учредителей),  инвесторов,
кредиторов;
     обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
     создание эффективного механизма управления предприятием;
     использование предприятием    рыночных   механизмов   привлечения
финансовых средств.
     В рамках этих задач рекомендуется выполнить следующие мероприятия
по ряду направлений в области управления финансами:
     проведение рыночной оценки активов;
     проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет;
     разработка программы  мер  по ликвидации задолженности по выплате
заработной платы;
     разработка мер по снижению неденежных форм расчетов;
     проведение анализа положения предприятия  на  рынке  и  выработка
стратегии развития предприятия;
     проведение инвентаризации     имущества      и      осуществление
реструктуризации имущественного комплекса предприятия.
     Следует отметить тот факт, что при разработке эффективной системы
управления  финансами постоянно возникает основная проблема совмещения
интересов развития предприятия,  наличия достаточного уровня  денежных
средств  для  проведения  указанного  развития  и  сохранения  высокой
платежеспособности предприятия.

              Основные направления разработки финансовой
                         политики предприятия

     4. К   основным   направлениям   разработки  финансовой  политики
предприятия относятся:
     анализ финансово-экономического состояния предприятия;
     разработка учетной и налоговой политики;
     выработка кредитной политики предприятия;
     управление оборотными  средствами,  кредиторской  и   дебиторской
задолженностью;
     управление издержками,  включая выбор  амортизационной  политики;
выбор дивидендной политики.
     5. Значение    анализа     финансово-экономического     состояния
предприятия  трудно  переоценить,  поскольку  именно  он  является той
базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия.
Анализ  опирается  на  показатели  квартальной и годовой бухгалтерской
отчетности.  Предварительный анализ осуществляется перед  составлением
бухгалтерской  и финансовой отчетности,  когда еще имеется возможность
изменить ряд статей баланса,  а также  для  составления  пояснительной
записки   к  годовому  отчету.  На  основе  данных  итогового  анализа
финансово-экономического состояния осуществляется выработка почти всех
направлений  финансовой  политики  предприятия,  и от того,  насколько
качественно   он   проведен,   зависит    эффективность    принимаемых
управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от
применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а
также  от  компетентности лица,  принимающего управленческое решение в
области финансовой политики.
     Для подтверждения  достоверности  данных бухгалтерской отчетности
целесообразно   провести   аудиторскую   проверку   специализированной
организацией.   При   этом   следует   учитывать,  что  Постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года N  1355  "Об
основных  критериях  (системе  показателей) деятельности экономических
субъектов,  по  которым  их  бухгалтерская   (финансовая)   отчетность
подлежит   обязательной  ежегодной  аудиторской  проверке"  определены
условия,  при  которых  аудиторская  проверка  является  обязательной.
Результаты  аудиторской  проверки  следует  учитывать  при  проведении
анализа финансово-экономического состояния предприятия.
     В то же время следует постоянно повышать квалификацию работников,
ответственных  за  принятие  управленческих  решений  как  в   области
финансового  планирования  и  формирования  бюджетов предприятия и его
структурных  подразделений,  так  и  в  других  областях  деятельности
предприятия.  При  этом  основное  внимание следует уделить не столько
методам финансового анализа,  сколько способам анализа его результатов
и методам выработки управленческого решения.
     Основными компонентами      финансово-экономического      анализа
деятельности предприятия являются:
     анализ бухгалтерской отчетности;
     горизонтальный анализ;
     вертикальный анализ;
     трендовый анализ;
     расчет финансовых коэффициентов.
     Анализ бухгалтерской   отчетности   представляет  собой  изучение
абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности.
     В процессе  анализа  бухгалтерской отчетности определяется состав
имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования
собственного    капитала,   оцениваются   связи   с   поставщиками   и
покупателями,  определяются  размер  и  источники   заемных   средств,
оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли.
     При этом следует сравнить  фактические  показатели  отчетности  с
плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.
     Горизонтальный анализ    состоит    в    сравнении    показателей
бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.
     Наиболее распространенными   методами   горизонтального   анализа
являются:
     простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;
     анализ изменений  статей  отчетности  в  сравнении  с изменениями
других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда
изменение  одного показателя по экономической природе не соответствует
изменению другого показателя.
     Вертикальный анализ  проводится  в целях выявления удельного веса
отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего
сравнения результата с данными предыдущего периода.
     Трендовый анализ  основан  на  расчете  относительных  отклонений
показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.
     При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие
как  эффективность  применяемых  методов  планирования,  достоверность
бухгалтерской  отчетности,  использование  различных   методов   учета
(учетной   политики),   уровень   диверсификации  деятельности  других
предприятий, статичность используемых коэффициентов.
     Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы (для
разработки финансовой политики особое  значение  имеет  выбор  системы
показателей,  поскольку  они  являются основой для оценки деятельности
предприятия внешними пользователями отчетности,  такими как инвесторы,
акционеры и кредиторы), представлены в таблице 1.
     Для предварительной  оценки  финансово-экономического   состояния
предприятия  вышеприведенные  показатели следует разделить на первый и
второй классы, имеющие между собой качественные различия.

            Таблица 1. НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
                       ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование     |  Что показывает              |       Как                    |     Комментарий     |
|  показателя      |                              | рассчитывается               |                     |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                       Показатели ликвидности                                                         |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Общий            | Достаточность оборотных      | Отношение текущих активов    | От 1  до 2.  Нижняя |
| коэффициент      | средств у предприятия,       | (оборотных средств) к        | граница обусловлена |
| покрытия         | которые могут быть           | текущим пассивам             | тем, что  оборотных |
|                  | использованы ей для          | (краткосрочным               | средств должно быть |
|                  | погашения своих              | обязательствам)              | достаточно,   чтобы |
|                  | краткосрочных обязательств   |                              | покрыть        свои |
|                  |                              |                              | краткосрочные       |
|                  |                              |                              | обязательства.      |
|                  |                              |                              |  Превышение         |
|                  |                              |                              | оборотных   активов |
|                  |                              |                              | над  краткосрочными |
|                  |                              |                              | обязательствами     |
|                  |                              |                              | более, чем   в  два |
|                  |                              |                              | раза      считается |
|                  |                              |                              | также               |
|                  |                              |                              | нежелательным,      |
|                  |                              |                              | поскольку           |
|                  |                              |                              | свидетельствует   о |
|                  |                              |                              | нерациональном      |
|                  |                              |                              | вложении            |
|                  |                              |                              | предприятием  своих |
|                  |                              |                              | средств           и |
|                  |                              |                              | неэффективном    их |
|                  |                              |                              | использовании       |
|------------------|------------------------------|------------------------------|---------------------|
| Коэффициент      | Прогнозируемые платежные     | Отношение денежных средств и | 1 и   выше.  Низкие |
| срочной          | возможности предприятия при  | краткосрочных ценных бумаг   | значения  указывают |
| ликвидности      | условии своевременного       | плюс суммы мобилизованных    | на    необходимость |
|                  | проведения расчетов с        | средств в расчетах с         | постоянной работы с |
|                  | дебиторами                   | дебиторами к краткосрочным   | дебиторами,   чтобы |
|                  |                              | обязательствам               | обеспечить          |
|                  |                              |                              | возможность         |
|                  |                              |                              | обращения  наиболее |
|                  |                              |                              | ликвидной     части |
|                  |                              |                              | оборотных средств в |
|                  |                              |                              | денежную форму  для |
|                  |                              |                              | расчетов со  своими |
|                  |                              |                              | поставщиками        |
|------------------|------------------------------|------------------------------|---------------------|
| Коэффициент      | Степень зависимости          | Отношение                    | 0,5 - 0,7           |
| ликвидности      | платежеспособности           | материально-производственных |                     |
| при              | компании от                  | запасов и затрат к сумме     |                     |
| мобилизации      | материально-производственных | краткосрочных обязательств   |                     |
| средств          | производственных запасов и   |                              |                     |
|                  | затрат с точки зрения        |                              |                     |
|                  | необходимости мобилизации    |                              |                     |
|                  | денежных средств для         |                              |                     |
|                  | погашения своих              |                              |                     |
|                  | краткосрочных обязательств   |                              |                     |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                Показатели финансовой устойчивости                                                    |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Соотношение      | Сколько заемных средств      | Отношение всех обязательств  | Значение            |
| заемных    и     | привлекло предприятие на 1   | предприятия (кредиты, займы  | соотношения  должно |
| собственных      | рубль вложенных в активы     | и кредиторская               | быть меньше    0,7. |
| средств          | собственных средств          | задолженность) к собственным | Превышение          |
|                  |                              | средствам (собственному      | указанной   границы |
|                  |                              | капиталу)                    | означает            |
|                  |                              |                              | зависимость         |
|                  |                              |                              | предприятия      от |
|                  |                              |                              | внешних  источников |
|                  |                              |                              | средств,     потерю |
|                  |                              |                              | финансовой          |
|                  |                              |                              | устойчивости        |
|                  |                              |                              | (автономности)      |
|------------------|------------------------------|------------------------------|---------------------|
| Коэффициент      | Наличие собственных          | Отношение собственных        | Нижняя граница    - |
| обеспеченности   | оборотных средств у          | оборотных средств к общей    | 0,1. Чем       выше |
| собственными     | предприятия, необходимых для | величине оборотных средств   | показатель   (около |
| средствами       | его финансовой устойчивости  | предприятия                  | 0,5), тем     лучше |
|                  |                              |                              | финансовое          |
|                  |                              |                              | состояние           |
|                  |                              |                              | предприятия,  тем   |
|                  |                              |                              | больше у  него      |
|                  |                              |                              | возможностей в      |
|                  |                              |                              | проведении          |
|                  |                              |                              | независимой         |
|                  |                              |                              | финансовой          |
|                  |                              |                              | политики            |
|------------------|------------------------------|------------------------------|---------------------|
| Коэффициент      | Способность предприятия      | Отношение собственных        | 0,2 -   0,5.    Чем |
| маневренности    | поддерживать уровень         | оборотных средств к общей    | ближе      значение |
| собственных      | собственного оборотного      | величине собственных средств | показателя        к |
| оборотных        | капитала и пополнять         | (собственного капитала)      | верхней             |
| средств          | оборотные средства в случае  | предприятия                  | рекомендуемой       |
|                  | необходимости за счет        |                              | границе, тем больше |
|                  | собственных источников       |                              | возможностей        |
|                  |                              |                              | финансового маневра |
|                  |                              |                              | у предприятия       |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|               Интенсивность использования ресурсов                                                   |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Рентабельность   | Эффективность использования  | Отношение чистой прибыли к   | Рентабельность      |
| чистых активов   | средств, принадлежащих       | средней за период величине   | чистых активов   по |
| по чистой        | собственникам предприятия.   | чистых активов               | чистой      прибыли |
| прибыли          | Служит основным критерием    |                              | должна обеспечивать |
|                  | при оценке уровня котировки  |                              | окупаемость         |
|                  | акций на бирже               |                              | вложенных         в |
|                  |                              |                              | предприятие средств |
|                  |                              |                              | акционеров          |
|                  |                              |                              |                     |
|                  |                              |                              |                     |
|                  |                              |                              |                     |
|------------------|------------------------------|------------------------------|---------------------|
| Рентабельность   | Эффективность затрат,        | Отношение прибыли от         | Динамика            |
| реализованной    | произведенных предприятием   | реализованной продукции к    | коэффициента  может |
| продукции        | на производство и реализацию | объему затрат на             | свидетельствовать о |
|                  | продукции                    | производство реализованной   | необходимости       |
|                  |                              | продукции                    | пересмотра цен  или |
|                  |                              |                              | усиления   контроля |
|                  |                              |                              | за   себестоимостью |
|                  |                              |                              | реализованной       |
|                  |                              |                              | продукции           |
|------------------|------------------------------|------------------------------|---------------------|
| Другие           |                              |                              |                     |
| показатели       |                              |                              |                     |
| рентабельности   |                              |                              |                     |
| фондо-, энерго-, |                              |                              |                     |
| материалоемкости |                              |                              |                     |
| и т.п.           |                              |                              |                     |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                      Показатели деловой активности                                                   |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Коэффициент      | Скорость оборота             | Отношение объема чистой      | Нормативного        |
| оборачиваемости  | материальных и денежных      | выручки от реализации к      | значения       нет, |
| оборотного       | ресурсов предприятия за      | средней за период величине   | однако       усилия |
| капитала         | анализируемый период или     | стоимости материальных       | руководства         |
|                  | сколько рублей оборота       | оборотных средств, денежных  | предприятия во всех |
|                  | (выручки) снимается с        | средств и краткосрочных      | случаях должны быть |
|                  | каждого рубля данного вида   | ценных бумаг                 | направлены       на |
|                  | активов                      |                              | ускорение           |
|                  |                              |                              | оборачиваемости.    |
|                  |                              |                              | Если    предприятие |
|                  |                              |                              | постоянно прибегает |
|                  |                              |                              | к   дополнительному |
|                  |                              |                              | использованию       |
|                  |                              |                              | заемных     средств |
|                  |                              |                              | (кредиты,    займы, |
|                  |                              |                              | кредиторская        |
|                  |                              |                              | задолженность),     |
|                  |                              |                              | значит  сложившаяся |
|                  |                              |                              | скорость    оборота |
|                  |                              |                              | генерирует          |
|                  |                              |                              | недостаточное       |
|                  |                              |                              | количество денежных |
|                  |                              |                              | средств         для |
|                  |                              |                              | покрытия издержек и |
|                  |                              |                              | расширения          |
|                  |                              |                              | деятельности        |
|------------------|------------------------------|------------------------------|---------------------|
| Коэффициент      | Скорость оборота вложенного  | Отношение чистой выручки от  | Если     показатель |
| оборачиваемости  | собственного капитала или    | реализации к среднему за     | рентабельности      |
| собственного     | активность денежных средств, | период объему собственного   | собственного        |
| капитала         | которыми рискуют акционеры   | капитала                     | капитала         не |
|                  |                              |                              | обеспечивает    его |
|                  |                              |                              | окупаемость,     то |
|                  |                              |                              | данный  коэффициент |
|                  |                              |                              | оборачиваемости     |
|                  |                              |                              | означает            |
|                  |                              |                              | бездействие   части |
|                  |                              |                              | собственных         |
|                  |                              |                              | средств, то    есть |
|                  |                              |                              | свидетельствует   о |
|                  |                              |                              | нерациональности их |
|                  |                              |                              | структуры.      При |
|                  |                              |                              | снижении            |
|                  |                              |                              | рентабельности      |
|                  |                              |                              | собственного        |
|                  |                              |                              | капитала необходимо |
|                  |                              |                              | адекватное          |
|                  |                              |                              | увеличение          |
|                  |                              |                              | оборачиваемости     |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

    В первый   класс   входят   показатели,   для  которых  определены
нормативные значения.  К их числу относятся показатели  ликвидности  и
финансовой  устойчивости.  При  этом как снижение значений показателей
ниже нормативных,  так и их превышение, а также их движение в одном из
названных направлений,  следует трактовать как ухудшение характеристик
анализируемого предприятия.  Таким образом, следует выделить несколько
состояний  показателей первого класса,  которые представлены в таблице
2.

           Таблица 2. СОСТОЯНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕРВОГО КЛАССА

-------------------------------------------------------------------------
|             Тенденции              | Улучшение|  Значения | Ухудшение |
|                                    | значений | устойчивы | значений  |
|------------------------------------|----------|-----------|-----------|
| Соответствие нормативам            |     1    |     2     |     3     |
|------------------------------------|----------|-----------|-----------|
| Нормальные значения           |  I |    I.1   |     I.2   |     I.3   |
|-------------------------------|----|----------|-----------|-----------|
| Значения не соответствуют     |    |          |           |           |
| нормативным                   | II |    II.1  |     II.2  |     II.3  |
-------------------------------------------------------------------------

     Приведенные в    таблице    2    возможные    состояния     могут
характеризоваться следующим образом:
     состояние I.1  -  значения  показателей  находятся   в   пределах
рекомендуемого   диапазона   нормативных   значений  (далее  именуется
"коридор"),  но у его границ.  Анализ динамики  изменения  показателей
показывает,  что  он  движется  в сторону наиболее приемлемых значений
(движение от границ к  центру  "коридора").  Если  группа  показателей
данного класса находится в состоянии I.1,  то соответствующему аспекту
финансово - экономического положения  предприятия  можно  дать  оценку
"отлично";
     состояние I.2 - значения показателей  находятся  в  рекомендуемых
границах,  а анализ динамики показывает их устойчивость. В этом случае
по данной  группе  показателей  финансово  -  экономическое  состояние
предприятия   можно  определить  как  "отличное"  (значения  устойчиво
находятся в середине "коридора") или "хорошее" (значения  у  одной  из
границ "коридора");
     состояние I.3 - значения показателей  находятся  в  рекомендуемых
границах,  но  анализ  динамики указывает на их ухудшение (движение от
середины  "коридора"  к  его  границам).  Оценка   аспекта   финансово
экономического состояния - "хорошо";
     состояние II.1 -  значения  показателей  находятся  за  пределами
рекомендуемых,  но наблюдается тенденция к улучшению.  В этом случае в
зависимости от отклонения от нормы и темпов движения к ней финансово -
экономическое  состояние может быть охарактеризовано как "хорошее" или
"удовлетворительное";
     состояние II.2  -  значения  показателей  устойчиво находятся вне
рекомендуемого   "коридора".   Оценка   -   "удовлетворительно"    или
"неудовлетворительно".  Выбор оценки определяется величиной отклонения
от  нормы  и  оценками  других   аспектов   финансово   экономического
состояния;
     состояние II.3 - значения показателей за пределами  нормы  и  все
время ухудшаются. Оценка - "неудовлетворительно".
     Во второй  класс  показателей  входят  ненормируемые  показатели,
значения   которых   не   могут   служить   для  оценки  эффективности
функционирования  предприятия  и  его   финансово   -   экономического
состояния   без   сравнения   со   значениями   этих   показателей  на
предприятиях,    выпускающих    продукцию,    аналогичную    продукции
предприятия,   и   имеющих   производственные  мощности,  сравнимые  с
мощностями  предприятия,  или   анализа   тенденций   изменения   этих
показателей.   В   эту   группу   входят   показатели  рентабельности,
характеристики структуры имущества,  источников и состояния  оборотных
средств.
     По данной группе показателей целесообразно  опираться  на  анализ
тенденций изменения показателей и выявлять их ухудшение или улучшение.
Таким  образом,  вторая  группа  может  быть   охарактеризована   лишь
следующими состояниями:
     "улучшение" - 1;
     "стабильность" - 2;
     "ухудшение" - 3.
     Для ряда показателей могут быть определены "коридоры" оптимальных
значений  в  зависимости  от  их  принадлежности  к  различным   видам
деятельности и других особенностей функционирования предприятий.  Так,
обобщение  достаточного  фактического  материала  позволит  определить
наиболее  эффективные  соотношения  оборотных  и  необоротных средств,
которые различаются для предприятий различных хозяйственных отраслей.
     Разделение групп  показателей  на  два класса в значительной мере
условно и является уступкой недостаточной развитости  рассматриваемого
аналитического инструмента. В целях получения более объективной оценки
финансово  -  экономического   состояния   предприятия   целесообразно
сопоставить  состояния  показателей  первого  и второго класса.  Такое
сопоставление представлено в таблице 3.

            Таблица 3. СОПОСТАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
                       ПЕРВОГО И ВТОРОГО КЛАССА

---------------------------------------------------------------------------
| Состояние показателей | Состояние показателей |          Оценка         |
|   первого класса      |    второго класса     |                         |
|-----------------------|-----------------------|-------------------------|
|    I.1                |       1               | отлично                 |
|-----------------------|                       |                         |
|    I.2                |                       | отлично, хорошо         |
|-----------------------|-----------------------|-------------------------|
|    I.3                |       2               | хорошо                  |
|-----------------------|                       |                         |
|    II.1               |                       | хорошо,                 |
|                       |                       | удовлетворительно       |
|-----------------------|-----------------------|-------------------------|
|    II.2               |       3               | удовлетворительно,      |
|                       |                       | неудовлетворительно     |
|-----------------------|                       |                         |
|    II.3               |                       | неудовлетворительно     |
---------------------------------------------------------------------------

     Используя такое   сопоставление,   можно   получить   и   среднюю
интегральную  оценку,  и  сопоставимые  экспресс  -  оценки  финансово
экономического состояния предприятия по отдельным группам показателей.
Вместе   с  тем  данные  оценки,  являясь  индикаторами  экономической
экспресс - диагностики финансового состояния предприятия, не указывают
руководству   предприятия  направлений  совершенствования  организации
управления им.
     Информационной базой   для  проведения  углубленного  финансового
анализа служит бухгалтерский баланс,  отчет о  прибылях  и  убытках  и
некоторые формы бухгалтерского учета предприятия.
     Сложность сегодняшней ситуации  состоит  в  том,  что  на  многих
предприятиях   работники  бухгалтерской  службы  не  владеют  методами
финансового  анализа,  а  специалисты,  ими   владеющие,   включая   и
руководство,  как правило,  не умеют читать документы аналитического и
синтетического бухгалтерского учета.
     В связи с этим предприятию следует выделить службу,  занимающуюся
анализом  финансово-экономического   состояния,   основными   задачами
которой будут:
     разработка входных (за исключением тех, которые в настоящее время
уже  используются  в бухгалтерском учете) и выходных форм документов с
показателями.  Бухгалтерской службе следует заполнять эти формы с  той
периодичностью,  которая  наиболее  целесообразна для поддержки работы
финансовой службы предприятия;
     периодическое (ежеквартально,  ежемесячно,  ежегодно) составление
пояснительных записок к выходным формам с  расчетными  показателями  с
подробным   анализом   отклонений   (от   плановых,   среднеотраслевых
показателей, показателей предыдущего года, предприятий - конкурентов и
т.д.) с выдачей рекомендаций по устранению недостатков.
     Примерная функциональная   схема   взаимосвязей   по   проведению
финансово-экономического анализа предприятия представлена  на  рисунке
1.

                Рис. 1. ПРИМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА
         ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
                         АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ

                      ---------------------------
                      |    Принятие решения     |
               -------|                         |-------------------- Выходные
               |      | Директор по экономике и |                   | аналитические формы
 Бухгалтерская |      |        финансам         |                   | и подробный
 отчетность    |      ---------------------------                   | анализ по
               |                |                                   | разделам
               |                | Бизнес - план                     |
               |      ---------------------------------             |
               |      | Производственно-экономическое | Бизнес-план |
               |      |         обоснование           |       ------------------
               |      |                               |-------| Группа анализа |
        ------------- ---------------------------------       | и финансовых   |
        | Главный   |-----------------------------------------|  стратегий     |
        | бухгалтер | Выходные аналитические                  ------------------
        ------------        формы                                   |
               |                                                    |
               |          --------                                  |                  -------
               |      -------    |                                  |                ------   |
     --------------------   |    |                           ---------------------------  |   |
     |   Группа учета   |   |    |                           |      Сектор анализа     |  |   |
     | основных средств |   |    |                           | финансово-экономической |  |   |
     | и нематериальных |   |    |                           |     деятельности        |  |   |
     |     активов      |   |    |                           ---------------------------  |   |
     --------------------   |    |                                                    -----   |
                      -------    |                                                       ------
                           -------


     В качестве  примера  осуществления  выбора направлений финансовой
политики на  основе  полученных  результатов  финансово-экономического
анализа    может   служить   принятие   решения   о   реструктуризации
имущественного   комплекса   в   результате    проведенного    анализа
рентабельности  основных средств.  Если рентабельность основных фондов
низкая,  стоимость основных  фондов  в  структуре  имущества  высокая,
следует   принять   решение   о  ликвидации  или  продаже  (передаче),
консервации основных средств,  целесообразности проведения  переоценки
основных  средств с учетом их рыночной стоимости,  изменения механизма
начисления амортизации и т.д.
     6. Разработка  учетной  политики  как  системы  методов и приемов
ведения  бухгалтерского  учета  обязательна  для  всех  предприятий  в
соответствии  с  Положением  по бухгалтерскому учету "Учетная политика
предприятия" (ПБУ 1/94),  утвержденным Приказом Министерства  финансов
Российской  Федерации  от  28  июля  1994  г.  N  100  "Об утверждении
Положения  по  бухгалтерскому  учету  "Учетная  политика  предприятия"
(зарегистрировано в Минюсте России 8 августа 1994 года, рег. N 658).
     В связи с этим целесообразно на  основании  проведенного  анализа
финансово-экономического  состояния  просчитать  варианты тех или иных
положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений
напрямую  зависит  количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и
внебюджетные  фонды,  структура  баланса,   значения   ряда   ключевых
финансово-экономических показателей.
     При определении учетной политики у предприятия существует  выбор,
который касается, главным образом, методов списания сырья и материалов
в производство,  вариантов списания малоценных и  быстроизнашивающихся
предметов,  методов  оценки  незавершенного производства,  возможности
применения ускоренной амортизации,  вариантов формирования ремонтных и
страховых фондов и т.д.
     Наибольший эффект оптимизация  учетной  политики  дает  на  этапе
маркетинговых  исследований  конкретных  видов продукции,  освоения их
производства,  а также  планирования  новых  производств  и  участков,
технологических схем и создания новых структур.
     Примерная схема    взаимосвязей     структурных     подразделений
предприятия на этапе выработки вариантов учетной политики и налогового
планирования предприятия показана на рисунке 2.

                 Рис. 2. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
            СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЭТАПЕ
                 ВЫРАБОТКИ ВАРИАНТОВ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
                      И НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

                     ------------------------------
                     |      Принятие решения      |
                     ------------------------------
                                   |
                                   |
                    ----------------------------     Варианты
Варианты положений  | Директор по экономике и  |      организации
по учетной     -----|        финансам          |----- производства и
политике       |    ----------------------------    | налогообложения
               |             |   Эффективность      |
               |             |     вариантов        |
               |             |                      |
---------------------   ---------------------       -----------------------
| Главный бухгалтер |   | Главный экономист |       | Группа аналитиков   |
|                   |---|                   |-------| (или консалтинговая |
|                   |   |                   |       | фирма)              |
---------------------   ---------------------       -----------------------
      Данные для расчета по          Данные для оценки вариантов
      вариантам учетной              организации производства
      политики и организации
      производства


     При постановке такой задачи можно использовать внутренние резервы
предприятия, то есть его научно-технический и социальные потенциалы.
     7. В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется
провести  анализ  структуры  пассива  баланса  и  уровень  соотношения
собственных и заемных средств.
     На основании    этих   данных   предприятие   решает   вопрос   о
достаточности собственных оборотных средств либо об их  недостатке.  В
последнем  случае  принимается  решение о привлечении заемных средств,
просчитывается эффективность различных вариантов.
     В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при
достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного
капитала повышается в результате того,  что эффект от вложения средств
может быть значительно выше, чем процентная ставка.
     Принимая решение  о  привлечении  заемных  средств,   предприятию
целесообразно составить план их возврата, рассчитать за период кредита
процентную ставку и определить суммы процентов по  данному  кредитному
договору,  а  также  источники  их  выплаты с учетом порядка и условий
налогообложения   прибыли.    Следует    также    учитывать    порядок
налогообложения  курсовых  разниц  в  том  случае,  если кредит взят в
валюте.
     Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит,  при этом
следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.
     Финансовым службам рекомендуется учитывать все возможные выгоды и
затраты   по   привлечению   финансовых  ресурсов  как  через  систему
кредитования,  так и через инструменты рынка  ценных  бумаг,  а  также
разработать  схему  обеспечения  их  погашения с учетом всех возможных
источников получения предприятием средств.
     Финансовой службе предприятия рекомендуется:
     рассчитать потребность в заемных  средствах  (при  ее  отсутствии
возможную выгоду от их привлечения);
   правильно выбрать  кредитную  организацию   (учитывая   наличие
лицензии,  размер процентной ставки,  способы ее расчета - сложным
процентом или простым процентом,  сроки погашения,  формы  выдачи,
репутацию  на  рынке ценных бумаг,  условия пролонгации кредитов и
т.д.);
     составить план  погашения  заемных  средств  и  расчет процентной
суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.
     8. Управление   оборотными   средствами   (денежными  средствами,
рыночными ценными бумагами),  дебиторской задолженностью, кредиторской
задолженностью,   начислениями  и  другими  средствами  краткосрочного
финансирования  (кроме  производственных  запасов),  а  также  решение
вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и
на  этом  направлении  наиболее  ярко  проявляется  основная  проблема
управления  финансами:  выбор  между  рентабельностью  и  вероятностью
неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится  меньше
его кредиторской задолженности).
     Финансовой службе     предприятия     целесообразно     постоянно
контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один
из нескольких существующих на практике способов:
     хеджирование (компенсация   активов  обязательствами  при  равном
сроке погашения);
     финансирование по краткосрочным ссудам;
     финансирование по долгосрочным ссудам;
     финансирование преимущественно     по     долгосрочным     ссудам
(консервативная политика);
     финансирование преимущественно     по     краткосрочным    ссудам
(агрессивная политика).
     В настоящих     условиях     предприятие    может    поддерживать
обеспеченность взятых ссуд следующими методами:
     увеличение доли ликвидных активов;
     удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию.
     Однако следует   учесть,   что   эти   методы  ведут  к  снижению
прибыльности:
     в первом - путем вложения средств в малоприбыльные активы;
     во втором - посредством возможности выплаты процентов по ссуде  в
период наличия собственных средств.
     Кроме того,  может быть применен  метод  финансирования  за  счет
откладывания  выплат  по  обязательствам,  однако  существуют пределы,
установленные законодательством, до которых предприятие может относить
сроки платежей.
     В результате анализа оборачиваемости дебиторской  и  кредиторской
задолженности  с учетом их нормативных значений рекомендуется провести
следующие мероприятия:
     принятие решения о замене неденежных форм расчетов или по крайней
мере об установлении их оптимального  критического  уровня  на  основе
анализа  эффективности вексельных расчетов или операций по переуступке
прав требования долга;
     составление программы  по  ликвидации  задолженности  по  выплате
заработной платы (при наличии такой задолженности);
     рассмотрение возможности    реструктуризации   задолженности   по
платежам в федеральный бюджет и внебюджетные государственные фонды.
     В результате  такого  анализа   целесообразно   провести   полную
инвентаризацию  задолженности в целях реализации возможности взаимного
погашения задолженности либо ее реструктуризации или провести анализ и
списание  безнадежных  долгов и невостребованных сумм.  В ряде случаев
предприятию следует  начать  претензионную  работу  или  обращаться  с
исками в арбитражный суд.
     В рамках   проводимой   реформы   предприятия   его   структурным
подразделениям, ответственным за проводимые финансовую и экономическую
политику   предприятия,   совместно   с   юридическим   подразделением
целесообразно выполнить вышеуказанные мероприятия в следующем порядке:
     а) провести  анализ  оборачиваемости  дебиторской  и кредиторской
задолженности;
     б) произвести инвентаризацию задолженности;
     в) рассчитать штрафные санкции;
     г) начать претензионную работу;
     д) обратиться в арбитражный суд.
     При этом предприятию рекомендуется делать анализ влияния курсовых
разниц на систему показателей отчетности и уровень  налогообложения  в
том случае,  если имеется задолженность в валюте, причем при выработке
налоговой политики и учетной политики предприятия  следует  учитывать,
что  степень  влияния  курсовых  разниц  по дебиторской и кредиторской
задолженности различна.
     Финансовым службам  целесообразно  рассмотреть  и  задолженность,
выраженную в векселях, рассчитав при этом дисконтные суммы по векселям
как  к  получению,  так  и  к  уплате.  Эту  работу  следует проводить
совместно с бухгалтерией предприятия и его аналитическими службами.
     9. В  целях  управления  издержками  и   выбора   амортизационной
политики  рекомендуется  использовать  данные финансово экономического
анализа,  которые дают первоначальное представление об уровне издержек
предприятия,  а  также  уровне рентабельности.  При разработке учетной
политики    предприятия    рекомендуется    выбрать    такие    методы
калькулирования себестоимости, которые обеспечивают наиболее наглядное
представление о структуре издержек производства,  уровне постоянных  и
переменных затрат, доле коммерческих расходов.
     Экономическим службам целесообразно периодически проводить анализ
структуры издержек производства, производя сравнение с различного рода
базовыми данными и изучая природу отклонений от них.
     При разработке   учетной   политики    службам,    осуществляющим
планирование   деятельности   предприятия,  совместно  с  бухгалтерией
следует правильно выбрать базу для  распределения  косвенных  расходов
между объектами калькулирования либо выбрать метод отнесения косвенных
расходов на себестоимость реализованной продукции.
     В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работы
и  повышения  качества  принимаемых  финансово-экономических   решений
необходимо  четко  определить и организовать раздельный управленческий
учет затрат по следующим группам:
     переменные затраты,    которые    возрастают   либо   уменьшаются
пропорционально объему производства.  Это расходы на закупку  сырья  и
материалов, потребление    электроэнергии,    транспортные   издержки,
торгово-комиссионные и другие расходы;
     постоянные затраты,  изменение которых не связано непосредственно
с  изменением  объемов  производства.  К  таким   затратам   относятся
амортизационные   отчисления,  проценты  за  кредит,  арендная  плата,
затраты на содержание аппарата управления,  административные расходы и
др.;
     смешанные затраты,  состоящие из постоянной и переменной части. К
таким   затратам   относятся,  например,  затраты  на  текущий  ремонт
оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.
     Следует учесть,  что  на  ряде  предприятий провести определенную
границу между переменными и постоянными затратами  достаточно  сложно.
Например,  в  затратах  на  электроэнергию  может  быть как переменная
составляющая, непосредственно зависящая от объемов производства, так и
постоянная,  связанная,  например,  с  освещением  помещений,  работой
охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во всех случаях руководству
предприятия  целесообразно  стремиться к такой организации учета,  при
которой вся совокупность затрат четко разделена по названным  группам.
В  случае  решения  этой проблемы на предприятии возникнут условия для
проведения углубленного операционного анализа (анализ  безубыточности,
текущий  функционально-стоимостной  анализ и функционально-стоимостной
анализ на будущие периоды).
     Большую роль  при  формировании  финансовой  политики предприятия
играет выбор амортизационной  политики.  Предприятие  может  применить
метод   ускоренной   амортизации,   увеличивая   тем  самым  издержки,
произвести переоценку основных средств  с  учетом  рыночной  стоимости
либо  по  рекомендуемым коэффициентам,  что опять повлияет на издержки
производства,  на сумму  налога  на  имущество,  а  следовательно,  на
уровень  внереализационных  расходов.  Кроме  того,  сумма амортизации
влияет и на налогооблагаемую прибыль предприятия.
     Информационной базой  для  расчетов по определению вышеупомянутых
групп  затрат   и   разработки   амортизационной   политики   являются
бухгалтерские   группировочные  ведомости  по  учету  затрат,  журналы
ордера, отчеты цехов и структурных подразделений.
     10. Проблемами,   решение   которых  обуславливает  необходимость
выработки дивидендной политики, являются следующие:
     с одной  стороны,  выплата  дивидендов  должна  обеспечить защиту
интересов собственника и создать предпосылки для роста  курсовой  цены
акций,   и  в  этом  смысле  их  максимизация  является  положительной
тенденцией;
     с другой стороны,  максимизация выплаты дивидендов сокращает долю
прибыли, реинвестируемой в развитие производства.
     При формировании  дивидендной политики необходимо учитывать,  что
классическая формула:  "курс акций прямо  пропорционален  дивиденду  и
обратно  пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям"
применима на практике далеко  не  во  всех  случаях.  Инвесторы  могут
высоко   оценить  стоимость  акций  предприятия  даже  и  без  выплаты
дивидендов,  если они хорошо информированы о его программах  развития,
причинах  невыплаты  или  сокращения выплаты дивидендов и направлениях
реинвестирования прибыли.
     Принятие решения   о   выплате   дивидендов   и   их  размерах  в
значительной мере определяется стадией жизненного  цикла  предприятия.
Например,   если   руководство  предприятия  предполагает  осуществить
серьезную  программу  реконструкции  и  для  ее  реализации   намечает
осуществить  дополнительную  эмиссию  акций,  то  такой эмиссии должен
предшествовать  достаточно  долгий  период  устойчиво  высоких  выплат
дивидендов,  что  приведет  к  существенному  повышению курса акций и,
соответственно,  к увеличению  суммы  заемных  средств,  полученной  в
результате   размещения   дополнительных   акций.  В  таблице  4  даны
характеристики существующих методик дивидендных выплат.

         Таблица 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДИК ДИВИДЕНДНЫХ ВЫПЛАТ

------------------------------------------------------------------------------------------------
|   Название       |  Основной        | Преимущества     |  Недостатки      |  Примечания      |
|   методики       |  принцип         |   методики       |   методики       |                  |
|------------------|------------------|------------------|------------------|------------------|
| 1. Методика      | Соблюдение       | Простота         | Снижение суммы   | Методика         |
| постоянного      | постоянства      |                  | дивиденда на     | довольно часта в |
| процентного      | показателя       |                  | акцию (при       | практике,        |
| распределения    | "дивидендного    |                  | уменьшении       | несмотря на      |
| прибыли          | выхода"          |                  | чистой прибыли)  | предостережения  |
|                  |                  |                  | приводит к       | теоретиков       |
|                  |                  |                  | падению курса    |                  |
|                  |                  |                  | акций            |                  |
|                  |                  |                  |                  |                  |
|                  |                  |                  |                  |                  |
|------------------|------------------|------------------|------------------|------------------|
| 2. Методика      | Соблюдение       | 1. Простота      | Если прибыль     |                  |
| фиксированных    | постоянства      | 2. Сглаживание   | сильно           |                  |
| дивидендных      | суммы дивиденда  | колебаний        | снижается,       |                  |
| выплат           | на акцию в       | курсовой         | выплата          |                  |
|                  | течение          | стоимости акций  | фиксированных    |                  |
|                  | длительного      |                  | дивидендов       |                  |
|                  | периода вне      |                  | подрывает        |                  |
|                  | зависимости от   |                  | ликвидность      |                  |

Страницы: 1  2