Страницы: 1 2 | | динамики курса | | предприятия | | | | акций. | | | | | | Регулярность | | | | | | дивидендных | | | | | | выплат | | | | | | | | | | |------------------|------------------|------------------|------------------|------------------| | 3. Методика | 1. Соблюдение | Сглаживание | "Экстра" - | "Экстра" - | | выплаты | постоянства | колебаний | дивиденд при | дивиденды не | | гарантированного | регулярных | курсовой | слишком час- | должны | | минимума и | выплат | стоимости | той выплате | выплачиваться | | "Экстра" - | фиксированных | акций | становится | слишком часто | | дивидендов | сумм дивиденда | | ожидаемым и | | | | 2. В зависимости | | перестает | | | | от успешности | | играть должную | | | | работы | | роль в | | | | предприятия - | | поддержании | | | | выплата | | курса акций | | | | чрезвычайного | | | | | | дивиденда | | | | | | ("Экстра") как | | | | | | премии в | | | | | | дополнение к | | | | | | фиксированной | | | | | | сумме дивиденда | | | | |------------------|------------------|------------------|------------------|------------------| | 4. Методика | Вместо денежного | 1. Облегчается | Ряд инвесторов | Расчет на то, | | выплаты | дивиденда | решение | может | что большинство | | дивидендов | акционеры | ликвидных | предпочесть | акционеров | | акциями | получают | проблем при | деньги и начнет | устроит | | | дополнительные | неустойчивом | продавать акции | получение акций, | | | акции | финансовом | | если эти акции | | | | положении | | достаточно | | | | 2. Вся | | ликвидны, чтобы | | | | нераспределенная | | в любой момент | | | | прибыль | | превратиться в | | | | поступает на | | наличность | | | | развитие | | | | | | 3. Появляется | | | | | | большая свобода | | | | | | маневра | | | | | | структурой | | | | | | источников | | | | | | средств | | | | | | 4. Появляется | | | | | | возможность | | | | | | дополнительного | | | | | | стимулирования | | | | | | высших | | | | | | управленцев, | | | | | | наделяемых | | | | | | акциями | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------ Управление финансами. Организация системы финансового планирования деятельности предприятия 11. В условиях реформы предприятию требуется современная система управления финансами, базирующаяся на разработке долгосрочной стратегии - бизнес-плана. В бизнес - плане отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе. При этом необходимо учесть влияние внешних факторов, на которые предприятие не может воздействовать (экономические факторы: инфляция, уровень безработицы, покупательская способность потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.; политические, природные, научно-технический факторы и т.д.). Кроме того, бизнес-план должен содержать раздел основных показателей финансово-экономического состояния предприятия; раздел, содержащий информацию о целях деятельности предприятия, определенных количественно, и их достижение по времени. Приводятся данные о продукции, потребности в ней, показатели качества, экономические показатели продукции, характеристики дизайна и результаты его сравнения с другими аналогичными товарами, патентные права, показатели экспорта и его возможности, основные направления совершенствования как потребительских качеств выпускаемой предприятием продукции, так и его ассортиментного состава. Важным разделом бизнес-плана является раздел, характеризующий рынок сбыта продукции предприятия, который должен содержать анализ исследования рынка, потребителей и их сегментацию, уровня спроса, мотивации потребителей, положения предприятия на рынке, основных показателей рынка и объема продаж. Кроме того, необходим анализ конкурентоспособности предприятия - исследование деятельности конкурентов, оценка продукции конкурентов, сравнительная оценка. Необходимы также маркетинговые исследования, которые включают в себя определение стратегии маркетинга сроком от года до пяти лет, товарной политики (ассортимент, создание и запуск новых товаров, упаковка, использование товарного знака, сервисное обслуживание и т.д.), ценовой политики, условий и порядка организации сбыта продукции, формирования спроса и стимулирования сбыта, а также затрат на маркетинг. Необходим и раздел, характеризующий производственно-технологическую и инновационную политику предприятия и содержащий информацию: о местонахождении предприятия (наличие трудовых ресурсов, близость к потребителям и поставщикам, возможные транспортные расходы, доступность и развитость энергетических ресурсов, промышленная и социальная инфраструктуры, уровень местных налогов и т.д.); об объеме выпуска продукции с начала выпуска и на период от года до пяти лет; о производственных мощностях (баланс мощностей, коэффициенты сменности оборудования и использования мощностей и т.д.); о долгосрочных активах (земля, основные производственные фонды, их состояние и потребность); о технологическом уровне производства, его соответствии современным требованиям, развитии НИОКР; о контроле за производственным процессом, гарантиях качества продукции, анализе причин, потерь и простоев в производстве, методах учета затрат материалов, труда и других элементов себестоимости продукции, таких, например, как брак; о производственном кооперировании и материальном обеспечении производства; об охране окружающей среды; о государственном и правовом регулировании в сфере производства той или иной отрасли народного хозяйства. Составной частью бизнес - плана является раздел, посвященный кадровой политике и управлению персоналом, содержащий информацию об организационной структуре предприятия, которая должна соответствовать целям и задачам, стоящим перед предприятием; об организации управления; о численности и отборе кадров; об оплате труда и мотивации трудовой деятельности, а также об организации труда, обучении работников и социальной инфраструктуре. При разработке бизнес-плана предприятия должны быть учтены оценка риска и страхование. Функционирование предприятия в условиях рыночной экономики неизбежно связано с риском, вызванным ошибочными решениями, принимаемыми руководством предприятия. Так как вопросы, связанные с риском в деятельности предприятия, интересуют всех работников предприятия, акционеров, инвесторов, поставщиков, потребителей, поэтому необходим анализ возможных рисков. Это могут быть вопросы сущности риска, причины риска, факторов риска, методов компенсации и снижения риска. Они подразделяются на внешние и внутренние. Существующая система страхования рисков предусматривает договоры о страховании, страховании имущества, страховании транспортных средств, страховании невозвратных кредитов. На основе принятого бизнес-плана, сформированного с учетом анализа финансово-экономического состояния предприятия, вырабатываются и принимаются решения в системе управления его финансовыми ресурсами. Примерная схема принятия решений в системе управления финансами показана на рис. 3. Рис. 3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ------------------------------------------------------- | Разработка долгосрочной стратегии (бизнес - плана): | | Прогнозирование рыночного спроса и конкуренции; | | Определение товарных приоритетов производства и | | маркетинговой стратегии; | | Состояние ОПФ и технологий. Задачи повышения | | качества продукции; | | Прогноз продаж в зависимости от | | конкурентоспособности; | | Финансовая стратегия; целевые показатели | | себестоимости и рентабельности. | ------------------------------------------------------- | | ----------------- | ----------------- | Краткосрочный | | | Краткосрочный | | прогноз | --------------------------- --| прогноз | | товарных |-- | Текущее | | | финансовых | | рынков и цен | | | финансово-экономическое | | | рынков | ----------------- | | состояние предприятия, | | ----------------- |--| соотнесенное с |---| | | краткосрочными | | | | задачами предприятия | | ------------------ ----------------- | --------------------------- | | Мониторинг | | Учетная | | | | | состояния ОПФ, | | политика | | | --| технологий, | | предприятия | | | | системы | | Система |-- ---------------------------- | управления | | экономических | | Определение исходных | | качеством | | нормативов | | данных, используемых при | ------------------ ----------------- | составлении прогноза | | основного бюджета. | | Определение системы | | пороговых значений и | | возможных отклонений от | | режима нормального | | функционирования | | предприятия | ---------------------------- | | ---------------------------- | Просчет и выбор варианта | | годового бюджета, | ------------| соответствующего |--------------- | | краткосрочным задачам и | | | | стратегическим целям | | | | предприятия | | | ---------------------------- | | | | | | | | | | --------------- ---------------------------- ---------------- | Мониторинг | | Формирование квартальных | | Мониторинг | | рыночной |----| планов продаж, балансов |-------| состояния | | среды | | и прогнозов денежных | | предприятия: | --------------- | потоков предприятия | | выявление | | ---------------------------- | пороговых | | | | отклонений | | | ---------------- | | | | ------------------------------------------- | | | Принятие решений по текущему управлению | | | | финансами предприятия: | | | | дебиторская задолженность; | | -----| кредиторская задолженность; |----- | управление кредитами; | | управление валютными ресурсами; | | контроль за использованием прибыли. | ------------------------------------------- 12. Разработку финансового плана целесообразно начинать с прогноза прибыли и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и трудовые затраты. Аналогично определяются и другие составные затраты на производство. Далее разрабатывается прогноз движения (потока) наличных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения наличных средств учитывает приток наличных (поступления и платежи), отток наличных (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит), начальное и конечное сальдо банковского счета. Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета), который и является хорошей проверкой прогноза прибылей, убытков и движения наличных средств. При составлении прогноза баланса учитываются приобретения основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д. Следует учесть в данных расчетах обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия. На этой основе в целях обеспечения платежеспособного состояния предприятия просчитывается его финансовое положение, финансовая стабильность, устойчивость. Результаты анализа относительных показателей и коэффициентов могут вызвать необходимость разработки нового варианта финансового плана, который должен начинаться с выбора заданных значений. Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из: систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия; системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. Эти системы включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов. Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования). Преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются: а) помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета финансовой отчетности, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды); б) в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий; в) минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия; г) бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выход из финансового кризиса. 13. В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия целесообразно создать следующую сквозную систему бюджетов на предприятии, состоящую из следующих функциональных бюджетов: бюджет фонда оплаты труда; бюджет материальных затрат; бюджет потребления энергии; бюджет амортизации; бюджет прочих расходов; бюджет погашения кредитов; налоговый бюджет. Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости) и часть налоговых отчислений. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия. Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей. Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный и бюджеты других уровней, а также во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, занятости и т.д.). Этот бюджет планируется только в целом по предприятию. Примерная система бюджетов предприятия приведена в таблице 5. Руководству предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес - плана и сводного бюджета. Их разработка является способом пробудить, усилить и организовать коллективную волю руководства посредством осознания общих ценностей и целей предприятия. Рекомендуется выявить наиболее значимый круг нормативов (стандартных издержек) в краткосрочный период и разработать план действий по их соблюдению. Этим может заняться финансово экономическая служба или служба технического развития. Этот план действий может выявить приоритеты текущего управления финансами, способствуя равномерному обеспечению предприятия оборотными средствами. Таблица 5. ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА БЮДЖЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ---------------------------------------------------------------------------------------------- | Бюджеты | Размер бюджетов структурных подразделений | Итого | | |--------------------------------------------------------------| сводный | | | Производственные | Функциональные | Непромышленная | бюджет | | | подразделения | службы | группа | | | | (цеха) | | | | | |--------------------|--------------------|--------------------| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | |-------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|---------| | Фонд оплаты | ФОТ1 | ФОТ2 | ФОТ3 | ФОТ4 | ФОТ5 | ФОТ6 | ФОТ7 | ФОТ8 | ФОТ9 | SUMФОТ | | труда | | | | | | | | | | | |-------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|---------| | Материальные | МЗ1 | МЗ2 | МЗ3 | МЗ4 | МЗ5 | МЗ6 | МЗ7 | МЗ8 | МЗ9 | SUMМЗ | | затраты | | | | | | | | | | | |-------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|---------| | Энергопотребление | ЭП1 | ЭП2 | ЭП3 | ЭП4 | ЭП5 | ЭП6 | ЭП7 | ЭП8 | ЭП9 | SUMЭП | |-------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|---------| | Амортизация | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | SUMА | |-------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|---------| | Прочие расходы | ПР1 | ПР2 | ПР3 | ПР4 | ПР5 | ПР6 | ПР7 | ПР8 | ПР9 | SUMПР | |-------------------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|---------| | ИТОГО | SUM1 | SUM2 | SUM3 | SUM4 | SUM5 | SUM6 | SUM7 | SUM8 | SUM9 | SUMБП | | |--------------------|--------------------|--------------------| | | Бюджет | Бюджеты цехов | Бюджеты | Бюджеты | | | подразделений | | функциональных | непромышленной | | | | | служб | группы | | |-------------------|--------------------------------------------------------------|---------| | Кредитный | | SUMКБ | | бюджет | | | |-------------------|--------------------------------------------------------------|---------| | Налоговый | | SUMНБ | | бюджет | | | |-------------------|--------------------------------------------------------------|---------| | Итого | Сводный бюджет по составу затрат равен сводному бюджету | SUMСБ | | сводный | структурных подразделений плюс кредитный и налоговый | | | бюджет | бюджеты | | ---------------------------------------------------------------------------------------------- 14. При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов являются "вложенными" в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет. Ежемесячно для каждого структурного подразделения целесообразно разрабатывать сводный бюджет структурного подразделения по следующей форме: ----------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Бюджеты | Итого сводный | |---------------|-------------------------------------------------------------| бюджет | | подразделения | фонд | материальные | потребление | амортизация | прочие | структурного | | | оплаты | затраты | энергии | | расходы | подразделения | | | труда | | | | | | |---------------|--------|--------------|-------------|-------------|---------|---------------| | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------- В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим статьям затрат. Бюджет фонда оплаты труда предлагается составлять по следующей форме: ---------------------------------------------------------------------------------------- | | Бюджет ФОТ затрат | | |-----------------------------------------------------------| | | план | факт | отклонение | | |-------------------|-------------------|-------------------| | | ежедневно | на | ежедневно | на | ежедневно | на | | | | месяц | | месяц | | месяц | |--------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Основная зарплата | | | | | | | |--------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Дополнительная зарплата | | | | | | | |--------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Премиальные выплаты | | | | | | | |--------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Итого | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------- Бюджет материальных затрат предлагается составлять по следующей форме: ---------------------------------------------------------------------------------------- | Нормы расхода сырья, | Бюджет материальных затрат | | комплектующих, материалов |-----------------------------------------------------------| | на производственную | план | факт | отклонение (+, -) | | программу структурного |-------------------|-------------------|-------------------| | подразделения | ежедневно | на | ежедневно | на | ежедневно | на | | | | месяц | | месяц | | месяц | |---------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------- Бюджет потребления энергии предлагается составлять по следующей форме: ------------------------------------------------------------------------------------------ | Производственная программа | Бюджет потребления энергии | | |-----------------------------------------------------------| | | план | факт | отклонение | | |-------------------|-------------------|-------------------| | | ежедневно | на | ежедневно | на | ежедневно | на | | | | месяц | | месяц | | месяц | |----------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Электроэнергия | | | | | | | |----------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Тепловая энергия | | | | | | | |----------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Вода, воздух, пар и т.д. | | | | | | | |----------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Итого | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------ Бюджет амортизации предлагается составлять по следующей форме: ------------------------------------------------------------------------------------------ | Амортизационные отчисления | Бюджет амортизации | | |-----------------------------------------------------------| | | план | факт | отклонение | | |-------------------|-------------------|-------------------| | | ежедневно | на | ежедневно | на | ежедневно | на | | | | месяц | | месяц | | месяц | |----------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Капитальный ремонт | | | | | | | |----------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Текущий ремонт | | | | | | | |----------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Реновация (в т.ч. | | | | | | | | капстроительство) | | | | | | | |----------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Итого | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------ Бюджет прочих расходов предлагается составлять по следующей форме: ------------------------------------------------------------------------------------------ | Амортизационные отчисления | Бюджет прочих расходов | | |-----------------------------------------------------------| | | план | факт | отклонение | | |-------------------|-------------------|-------------------| | | ежедневно | на | ежедневно | на | ежедневно | на | | | | месяц | | месяц | | месяц | |----------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Командировочные расходы | | | | | | | |----------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Транспортные расходы | | | | | | | | и т.д. | | | | | | | |----------------------------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------| | Итого | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------ 15. В целях разработки прогнозного годового сводного бюджета рекомендуется использовать в качестве исходных данных: прогноз денежной выручки от реализации продукции; обобщенные данные по постоянным издержкам производства с распределениями их по основным видам продукции. Предварительное распределение постоянных издержек производства по видам продукции позволит более объективно оценить ее рентабельность. Предварительное распределение постоянных издержек позволит увеличить эффективность текущего управления финансами; данные по переменным издержкам по каждой товарной группе; прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реализации продукции предприятия; прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата; данные по основным производственным и резервным фондам предприятия. Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции: удельные веса поставок продукции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение одного - трех месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств. Рекомендуемая структура сводного бюджета, обобщающего работы по финансовому прогнозированию и планированию, представлена на рисунке 4. Рис. 4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА СВОДНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ --------------------- ---------------------------- ----------------- | Запасы готовой | | Директор, ЦО по | | ЦО по доходам: | | продукции, сырья, |---| доходам, финансовому |----| заключенные | | комплектующих, | | прогнозу на год, | | контракты и | | оборот тары. | | расходам, прибыли, | | прогноз сбыта | | Стоимость | | инвестициям: Система | ------------------ | основных | | экономических нормативов | | | производственных | | и пороговых отклонений | | | фондов | | финансовых показателей. | | --------------------- | Исходные предпосылки | | | ---------------------------- | | | | | ------------------------ | ----------------| ЦО по доходам и |----------------- ------------------- | расходам: | ------------------- | ЦО по расходам: | | Производственная | | ЦО по расходам: | | бюджет закупок |----| программа | | бюджет | | сырья и | | Годовая программа |----| текущего и | | комплектующих | | производства может | | капитального | ------------------- | быть многовариантной | | ремонта | | (Сноска 1) | ------------------- ------------------------ | ------------------------- | ЦО по расходам и | | прибыли: | | расчет стандартных | | издержек (переменные | | и смешанные затраты): | | Бюджет цеховой | | себестоимости: сырье, | | энергия, | | комплектующие. | | Бюджет по труду | ------------------------- | ------------------------- | ЦО по расходам и | | прибыли: | | расчет стандартных | | издержек (постоянные | | и смешанные затраты): | | Смета | | административных | | расходов. Смета | | коммерческих | | расходов | ------------------------- | ----------------------- | ЦО по прибыли: | | прогноз прибылей и | | убытков | ----------------------- | | ------------------ ----------------------- ------------------ | ЦО по прибыли: |----| ЦО по прибыли: |----| ЦО по прибыли: | | график налогов | | прогнозный баланс | | страховой | ------------------ ----------------------- | бюджет | | ------------------ ------------------ ----------------------- ------------------- | ЦО по прибыли |----| ЦО по доходам и |----| ЦО по прибыли и | | и инвестициям |----| прибыли: |----| инвестициям | | Инвестиции | | Прогноз денежного | | Кредитный план | ------------------ | потока | ------------------- ----------------------- ---------------- Сноска 1. Многовариантность производственной программы вытекает из возможности составления многовариантных прогнозов сбыта. Вариантам производственной программы могут соответствовать разные уровни стандартных издержек в зависимости от объемов и номенклатуры производства и инфляции. В целях организации системы бюджетирования на предприятии рекомендуется выделять четыре центра ответственности (центра принятия управленческих решений) (далее - ЦО): ЦО по доходам включает управление маркетинга и коммерческое управление; ЦО по расходам включает управление производством и управление технического обеспечения и ремонта; ЦО по прибыли включает управление финансами и экономикой; ЦО по инвестициям включает управление техническим развитием и управление по работе с персоналом. Четкое определение состава ЦО позволяет более эффективно внедрить сквозную систему финансового планирования на предприятии. Составляющими сводного бюджета являются: исходные прогнозные данные; производственная программа; баланс прибыли и убытков; баланс предприятия; отчет о движении денежных средств. Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей, основные статьи которого представлены в таблице 6. Оптимальным бюджетом является такой бюджет, в котором доходная часть равна расходной части. Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на балансовых счетах предприятия. На основе всех этих данных рекомендуется составить сводный план финансовых поступлений (на месяц, квартал, год). Сводный план финансовых поступлений позволит сформировать расходную часть бюджета предприятия на контрольный период (месяц, квартал, год). Таблица 6. СВОДНЫЙ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ) --------------------------------------------------------------------- | Доходная часть | Расходная часть | |---------------------------------|---------------------------------| | Выручка от реализации продукции | Налоги в бюджет | | и от прочей реализации | | |---------------------------------|---------------------------------| | Доход от внереализационных | Заработная плата | | операций | | |---------------------------------|---------------------------------| | Остатки средств на банковских | Платежи во внебюджетные фонды | | счетах на начало планового | | | периода | | |---------------------------------|---------------------------------| | Кредиты и займы | Закупки сырья и материалов | |---------------------------------|---------------------------------| | | Оплата электроэнергии | |---------------------------------|---------------------------------| | | Выплаты по кредитам (с учетом | | | процентов) | |---------------------------------|---------------------------------| | | Прочие расходы | |---------------------------------|---------------------------------| | | Дефицит бюджета (в случае | | | превышения расхода над доходом) | --------------------------------------------------------------------- Расходы сводного бюджета планируются на основании следующих исходных данных: плана-графика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда; плана-графика платежей во внебюджетные фонды; бюджета материальных затрат в расчете на планируемую производственную программу; бюджета электроэнергии; плана-графика погашения кредитов; бюджета прочих расходов. На практике часто случается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и, соответственно, в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оперативного пересмотра (корректировки) бюджета. 16. Пересмотр расходной части бюджета целесообразно рассматривать коллегиально (с участием руководства предприятия, руководителей структурных подразделений предприятия), при этом возможны различные подходы к проблеме пересмотра расходов. Рекомендуется использовать подход к пересмотру расходов бюджета, который будет основан на выработанной системе приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов предприятия. В качестве приоритетных рекомендуются следующие затраты (расходы) бюджета: заработная плата работников в расчете на производственную программу предприятия; платежи во внебюджетные фонды; затраты на закупку материалов, комплектующих и т.д., необходимых для выполнения производственной программы предприятия и для обеспечения функционирования производственных помещений и системы комплектаций (инженерных сетей); оплата потребляемой электроэнергии; выплата налогов в федеральный и бюджеты других уровней. Рассмотрение этих вопросов (в части корректировки бюджета предприятия) рекомендуется осуществлять не реже одного раза в неделю (т.к. поступление средств на счета бюджета предприятия происходит неравномерно). При принятии оперативных решений по управлению финансами целесообразно использовать в схеме сводного бюджета предприятия промежуточный вариант модификации учетной политики, позволяющий создать необходимую и постоянно пополняемую информационную базу для формирования сводного бюджета. Для этого предлагается движение денежных средств, с которым связано большинство оперативных решений, отображать с помощью динамических регистров, служащих для оперативного учета и, соответственно, текущего управления финансами компании. Состав показателей и общее количество указанных регистров может меняться в зависимости от возникновения новых задач оперативного управления финансами. В настоящее время целесообразно помимо обобщающего регистра движения денежных средств иметь регистры по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, а также банковскими кредитами. Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов предприятия позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. В качестве источника данных для реализации указанных мероприятий рекомендуется использовать информационные носители (динамические регистры) по движению денежных средств. В динамический регистр целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия: поступления средств на счет предприятия в текущем году за отгруженные товары и оказанные услуги в прошлом году; поступление оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем году; динамика доходов от фондовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от новых эмиссий акций); расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия; выплата процентов по кредитам; выплата дивидендов; инвестиционные расходы; величина свободных средств предприятия (или величина их дефицита). Таким образом, оперативное управление финансами предприятия рекомендуется строить на сочетании сводного бюджета с набором динамических регистров, используемых для каждой задачи оперативного управления финансами. 17. Сводные годовой, квартальные и месячные бюджеты предприятия формируются экономической службой. В рамках формирования сводных бюджетов составляются бюджеты по отдельным статьям затрат, процесс формирования которых представлен в таблице 7. Таблица 7. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ ПО СТАТЬЯМ ЗАТРАТ --------------------------------------------------------------------------------------- | Бюджет по | Подразделения, | Согласующие | Утверждение | Срок | | статьям | ответственные за | подразделения | бюджета | утверждения | | затрат | формирование | | | | |--------------|-----------------------|------------------|-------------|-------------| | Фонд оплаты | Служба управления | Производственная | Директор по | За 10 дней | | труда | трудом и | служба, | экономике | до начала | | | заработной платой | Финансовая | | периода | | | | служба, | | действия | | | | Бухгалтерская | | бюджета | | | | служба | | | |--------------|-----------------------|------------------|-------------|-------------| | Материальные | Планово-экономическая | Производственная | Директор по | За 10 дней | | затраты | служба | служба, | экономике | до начала | | | | Финансовая | | периода | | | | служба, | | действия | | | | Бухгалтерская | | бюджета | | | | служба | | | | | | Снабженческая | | | | | | служба | | | |--------------|-----------------------|------------------|-------------|-------------| | Потребление | Планово-экономическая | Производственная | Директор по | За 10 дней | | энергии | служба | служба, | экономике | до начала | | | | Финансовая | | периода | | | | служба, | | действия | | | | Бухгалтерская | | бюджета | | | | служба, | | | | | | служба Главного | | | | | | Энергетика | | | |--------------|-----------------------|------------------|-------------|-------------| | Амортизация | Планово-экономическая | Производственная | Директор по | За 10 дней | | | служба | служба, | экономике | до начала | | | | Финансовая | | периода | | | | служба, | | | | | | Бухгалтерская | | | | | | служба, | | | | | | служба Главного | | | | | | Энергетика, | | | | | | служба Главного | | | | | | механика | | | |--------------|-----------------------|------------------|-------------|-------------| | Прочие | Планово-экономическая | Финансовая | Директор по | За 10 дней | | расходы | служба | служба, | экономике | до начала | | | | Бухгалтерская | | периода | | | | служба | | действия | | | | | | бюджета | |--------------|-----------------------|------------------|-------------|-------------| | Погашение | Финансовая | Финансовая | Директор по | За 10 дней | | кредитов | служба | служба, | экономике | до начала | | | | Бухгалтерская | | периода | | | | служба | | действия | | | | | | бюджета | |--------------|-----------------------|------------------|-------------|-------------| | Налоги и | Финансовая | Финансовая | Директор по | За 10 дней | | платежи во | служба | служба, | экономике | до начала | | внебюджетные | | Бухгалтерская | | периода | | фонды | | служба | | действия | | | | | | бюджета | --------------------------------------------------------------------------------------- 18. В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля. Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений предприятия, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты. Верхний уровень - контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый непосредственно финансово экономической службой предприятия и его бухгалтерией. Основными элементами системы контроля являются: объекты контроля - бюджеты структурных подразделений; предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.); субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов; технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых. Контроль за соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить: оперативное проведение анализа фактических отклонений от плановых значений (сумм) сводного бюджета (в т.ч. анализ по отклонениям функциональных бюджетов); разработку мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа; оформление и представление руководству предприятия аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов, для оперативной коррекции этих бюджетов и, соответственно, бюджетов структурных подразделений. Предлагаемая система контроля за формированием и исполнением сводного бюджета предприятия представлена в таблице 8. Таблица 8. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛНЕНИЕМ СВОДНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ ---------------------------------------------------------------------------------------- | Этапы | Подразделения, | Согласование | Контроль | Утверждение | | бюджета | ответственные | по этапам | | | | | по этапам | | | | |--------------|-----------------------|-----------------|---------------|-------------| | Формирование | Финансовая | Дирекция (Д1) и | Бухгалтерская | Директор | | Доходная | служба (ФС) и | Бухгалтерская | служба (БС) | (Д) | | часть | Планово-экономическая | служба (БС) | | | | | служба (ПЭС) | | | | |--------------|-----------------------|-----------------|---------------|-------------| | Расходная | ФС и ПЭС | Д1 и БС | БС | Д | | часть | | | ФС | | |--------------|-----------------------|-----------------|---------------|-------------| | Исполнение | ФС и ПЭС | Д1 и БС | БС | Д | | Доходная | | | | | | часть | | | | | |--------------|-----------------------|-----------------|---------------|-------------| | Расходная | ФС и ПЭС | Д1 и БС | БС | Д | | часть | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------- Рекомендуется создать и внедрить комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования деятельности предприятия (на базе компьютерной локальной сети), что позволит максимально оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия. Заключение 19. Хотя система управления финансами ориентирована на решение краткосрочных и текущих задач, решаемых предприятием, разработка стратегии его развития позволяет не только определить ориентиры этого развития, но и добиться понимания общности задач работниками различных служб предприятия, устранить ограничения на взаимодействие между ними, особенно по вопросам решения ключевых проблем, стимулировать информационный обмен между структурными подразделениями предприятия. При сужении внутреннего рынка, недостатке инвестиций собственных средств и высоком риске долгосрочных банковских кредитов предприятия стоят перед необходимостью: добиться сокращения издержек производства; повысить качество выпускаемой продукции; реализовать агрессивную политику продвижения товаров на внутренний и внешний рынки (в сегментах традиционных и новых потребителей). Создание надежной и гибкой системы управления финансами, направленной на решение вопросов бюджетной, кредитной, инвестиционной политики, позволит существенно ускорить реорганизацию деятельности предприятия. Функционирование такой системы требует тесного взаимодействия маркетинговых, сбытовых, производственных и других служб предприятия. Новая система финансового планирования должна быть нацелена на: повышение управляемости и адаптированности предприятия к изменениям на товарных и финансовых рынках; обеспечение оперативного получения информации о необходимости корректировки стратегии и тактики управления предприятием; создание условий для повышения взаимопонимания и доверия с представителями зарубежных фирм. С переходом на качественно иной уровень текущего планирования предприятие расширяет внутренние возможности накоплений для модернизации производства, становится более привлекательным для сторонних инвесторов. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает предприятие информационно - "прозрачным" для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности предприятия в предоставлении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента. Страницы: 1 2 |