Страницы: 1 2 О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СОЗДАНИЮ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СЕТИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗДЕЛИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (Редакция на 23.09.2008) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 17 апреля 2007 г. N 267-ПП (ЮИАИ) В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16 августа 2005 г. N 607-ПП "О мерах по дальнейшему развитию товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов на территории города Москвы" в городе Москве заложены основы создания системы социально ориентированных объектов товаропроводящей сети изделий народных художественных промыслов и других российских производителей подарочной продукции, включая московских ремесленников. Однако в настоящее время не преодолены негативные тенденции на рынке реализации продукции народных художественных промыслов, прежде всего вытеснение изделий народных художественных промыслов и самобытных изделий московских ремесленников некачественными импортными изделиями, контрафактной продукцией и имитациями, изделиями ненадлежащих эстетических свойств, трудности и необоснованные барьеры на пути движения товаров от производителей изделий народных художественных промыслов к потребителям. В целях содействия решению вышеназванных проблем, в том числе посредством формирования интегрированной розничной торговой сети, обеспечения координации и повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, субъектов ремесленной деятельности и иных профильных организаций по реализации второго этапа создания товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов - товаропроводящей сети, Правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению основные результаты первого этапа создания товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов на территории города Москвы (приложение 1). 2. Утвердить Концепцию дальнейшего развития товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов в городе Москве (Концепцию городской целевой среднесрочной программы "Народное наследие" на 2007-2009 гг.) согласно приложению 2 к настоящему постановлению. 3. Создать Координационный совет по реализации второго этапа создания товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов в городе Москве, утвердить состав Координационного совета (приложение 3) и Положение о Координационном совете (приложение 4). 4. Утратил силу. 5. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, некоммерческим партнерствам "Московская палата ремесел" и "Национальное Деловое Партнерство "Альянс Медиа" создать в 2007-2009 гг. в составе информационных ресурсов Системы информационного обеспечения малого предпринимательства города Москвы базу данных ремесленников Московского региона - производителей подарочной и сувенирной продукции с отражением информации о номенклатуре и объемах выпускаемых ими изделий. 6. Принять к сведению, что в соответствии с Соглашением о сотрудничестве от 13 декабря 2006 г. N 80 между Московским центром малого предпринимательства и ремесел и ЗАО "Экспедиционно-складской и торговый комплекс "Народные художественные промыслы" (далее - ЗАО "Народные промыслы") московским ремесленникам будет предоставлено право реализации продукции (п. 5) через систему социально ориентированных объектов товаропроводящей сети изделий народных художественных промыслов. 7. ГУП "Моспроект-2" совместно с префектурой Южного административного округа города Москвы предусмотреть торговые площади по техническому заданию ЗАО "Народные промыслы" при проектировании в 2007-2010 гг. визит-центров у станций метро "Царицыно", "Орехово" и подземного перехода от станции метро "Царицыно" к ГУК "ГМЗ "Царицыно". 8. ГУК "ГМЗ "Царицыно" после оформления права оперативного управления заключить с ЗАО "Народные промыслы" договор аренды на помещения (п. 7) и помещения площадью 156 кв. м, расположенные в парадно-входном зале подземного пространства между Большим дворцом и Хлебным домом Дворцово-выставочного комплекса ГУК "ГМЗ "Царицыно" по адресу: ул. Дольская, д. 1, на срок и условиях, согласованных с Департаментом имущества города Москвы. 9. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы в 2007-2010 гг.: 9.1. Предусмотреть реализацию изделий народных художественных промыслов ЗАО "Народные промыслы" (торговая марка "Столичная марка "Подари!") в 200 объектах по распространению периодической печати, входящих в состав утвержденной перспективной дислокации объектов распространения периодической печати. 9.2. Совместно с ЗАО "Народные промыслы" внести предложения по формированию адресного перечня (п. 9.1). 10. Принять к сведению, что ЗАО "Народные промыслы" разработает и представит в установленном порядке на утверждение Москомархитектуры проект некапитального объекта мелкорозничной торговли (п. 9.1), учитывающий специфику совместного распространения печатной продукции и продукции народных художественных промыслов, с организацией доступа покупателей внутрь помещения общей площадью не более 20 кв. м. 11. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 16 августа 2005 г. N 607-ПП "О мерах по дальнейшему развитию товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов на территории города Москвы", изложив пункт 3 в следующей редакции: "3. В целях проектирования и строительства в 2007-2010 гг. на территории города Москвы не менее 100 социально ориентированных объектов товаропроводящей сети изделий народных художественных промыслов (далее - СООРТ НХП) общей наземной площадью до 3000 кв. м на инвестиционно привлекательных земельных участках площадью около 0,3 га: 3.1. Москомархитектуре совместно с префектурами административных округов города Москвы и Департаментом земельных ресурсов города Москвы в 2007-2009 гг. завершить подбор не менее 30 земельных участков с учетом основных результатов первого этапа создания товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов на территории города Москвы. 3.2. Москомархитектуре в 2007-2009 гг. при разработке проектов планировок и застроек жилых районов, в том числе при реорганизации (реновации) промышленных зон, предусмотреть размещение не менее 34 СООРТ НХП. 3.3. ГУП "Управление перспективных застроек" в 2007-2009 гг. при разработке проектов комплексной реконструкции территорий сложившейся застройки города Москвы предусмотреть размещение не менее 26 СООРТ НХП. 3.4. Префектурам административных округов города Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы включить не менее 10 СООРТ НХП в число объектов городской целевой программы по развитию сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности. 3.5. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Москомархитектуре совместно с Комитетом по внешнеэкономической деятельности города Москвы и префектурой Центрального административного округа города Москвы в 2007-2009 гг. при разработке и реализации проекта реставрации и воссоздания владения 4 по Китайгородскому проезду (туристско-рекреационная зона "Золотое кольцо Москвы") предусмотреть размещение центра народно-прикладного искусства "Российский подарок" ориентировочной площадью 2400 кв. м в рамках и на условиях настоящего постановления". 12. Внести изменения в распоряжение Правительства Москвы от 27 июля 2006 г. N 1473-РП "О мерах по реализации Концепции развития товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов на территории города Москвы", изложив приложение к распоряжению в редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению. 13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Вышегородцева М.М. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 17 апреля 2007 г. N 267-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 17 апреля 2007 года N 267-ПП ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ЭТАПА СОЗДАНИЯ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ ИНДУСТРИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ В рамках реализации первого этапа создания товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов на территории города Москвы (далее - ТПИ НХП) создан первый в России экспедиционно - складской и производственный комплекс "Народные художественные промыслы", выполняющий логистические, дистрибьюторские, маркетинговые, производственные и торговые функции. Наличие данного объекта в ТПИ НХП позволяет обеспечить комплексный и системный подход к организации деятельности по реализации изделий народных художественных промыслов и подарочной продукции российских производителей, в том числе торгово-выставочного центра "Российский подарок". Маркетинговые исследования: - проведен анализ деятельности предприятий НХП с определением основных видов производств ассортиментного ряда и номенклатуры выпускаемых изделий; - определены реальные объемы производства и реализации изделий предприятий НХП; - завершены маркетинговые исследования современных тенденций в области подарочной и сувенирной продукции. Завершается создание Центра народно-прикладного искусства "Российский подарок" ГУК "ГМЗ Царицыно". В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 31.05.2005 N 385-ПП "О мерах по созданию этнографического центра ГМЗ "Коломенское" и дальнейшему развитию товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов в городе Москве" завершено проектирование и начато строительство усадеб ремесленников в этнографическом центре. В 2007 году планируется построить пять усадеб (усадьба кузнеца, коломенского крестьянина, резчика по дереву, ткача, гончара). В целях обеспечения розничных продаж изделий народных художественных промыслов и подарочной продукции российских производителей созданы Торговый дом "Народные художественные промыслы" и Студия подарка Валентина Юдашкина. Основные результаты работы Студии подарка Валентина Юдашкина могут быть представлены следующим образом: - совместно с Ассоциацией "Народные художественные промыслы России" разработан дизайн и изготавливаются упаковка и сертификаты традиционного ассортимента изделий НХП (торговая марка "Российский подарок"); - для торговых марок Столичная марка "Подари!", "Столичный сувенир", "Монастырские промыслы" разработаны товарные знаки и характерная узнаваемая упаковка; - совместно с Ассоциацией "Народные художественные промыслы России" создаются современные коллекции подарочной продукции для москвичей (торговая Столичная марка "Подари!") и сувениров (торговая марка "Столичный сувенир") на базе предприятий НХП, ремесленников и других российских производителей подарочной продукции; - на базе изделий предприятий народных художественных промыслов с учетом их основных декоративных характеристик и технологических возможностей разрабатываются линейки абсолютно современных товаров. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.08.2005 N 607-ПП "О мерах по дальнейшему развитию товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов на территории города Москвы" осуществляется реализация инвестиционных проектов по следующим адресам: ш. Энтузиастов, вл. 2-4 (ЦАО), Китайгородский пр., вл. 4 (ЦАО), Корнейчука ул., вл. 59 (СВАО), Уваровский пер., вл. 12 (СЗАО), Каширское ш., 51 (ЮАО), Перерва ул., вл. 20 (ЮВАО), Грекова ул., вл. 5 (СВАО), Волгоградский просп., вл. 63-69 (ЮВАО), Чертаново Южное, мкр. 26 (ЮАО), Новоясеневский просп., вл. 30 (ЮЗАО), Боровское ш., ок. вл. 19 по ул. Богданова (ЗАО), Песчаная ул., вл. 8 (САО), Суздальская ул., вл. 20 (ВАО). Также в целях реализации принятых Правительством Москвы решений по развитию ТПИ НХП осуществляется подбор земельных участков на территории административных округов города Москвы в соответствии с показателями и на условиях, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16.08.2005 N 607-ПП "О мерах по дальнейшему развитию товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов на территории города Москвы". Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 17 апреля 2007 года N 267-ПП КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ ИНДУСТРИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (КОНЦЕПЦИЯ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ "НАРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ" НА 2007-2009 ГГ.) Введение Городская целевая среднесрочная программа "Народное наследие" на 2007-2009 гг. (далее - Программа) разрабатывается в соответствии с требованиями, установленными Законом города Москвы от 11 июля 2001 г. N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве" и постановлением Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве", и предусматривает реализацию в период с 2007 по 2009 годы комплекса мероприятий, направленных на сохранение и развитие исторических традиций российских народных художественных промыслов как неотъемлемой части отечественной духовной и материальной культуры. Народные художественные промыслы (НХП) - важнейшая часть отечественной культуры, являющаяся одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества. Отражая уходящие в глубь веков национально-культурные традиции многочисленных народов России, они неразрывны с нашей исторической памятью и связывают поколения и эпохи, являясь при этом источником формирования морально-этических норм. Этот пласт народной культуры ЮНЕСКО относит к нематериальному наследию, подчеркивая необходимость сохранения и уважения культурного многообразия и народного творчества. Как отметил 26 декабря 2006 года на заседании Государственного совета "О государственной поддержке традиционной народной культуры в России" Президент Российской Федерации В.В. Путин: "Для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел - не только бесценное наследие. Это наше общенациональное преимущество. Ведь культура народов России выполняет в обществе ключевую объединяющую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности". Народные промыслы - это нить, ведущая в глубь истории, неиссякаемый источник творчества, хранящий историческую память и традиции, которые многие века передаются из поколения в поколение. В культурном наследии России художественные промыслы, возникшие на основе народных ремесел, занимают особое место, представляя собой различные виды своеобразного искусства: художественная обработка дерева, художественные лаки, кружевоплетение, художественная вышивка, художественная обработка кости, художественная обработка камня, художественный фарфор и фаянс, керамика, ручное узорное ткачество и ковроткачество, художественная обработка металла, ювелирное искусство, декоративная роспись по металлу, художественная роспись тканей. История ремесел и промыслов России неотделима от культурно-исторического развития Москвы. В XIX веке именно Московское губернское земство сыграло большую роль в объединении, сохранении и развитии народных художественных промыслов (НХП). В Москве по инициативе губернского земства и в основном на средства известного промышленника и мецената С.Т. Морозова в 1885 г. был открыт Торгово-промышленный музей кустарных изделий (Кустарный музей), при котором стали функционировать магазин и выставка. Музей превратился в центр по руководству и содействию промыслам, по объединению разрозненных артелей и отдельных кустарей Московской губернии. Таким образом, Московский кустарный музей стал своеобразным логистическим оператором, осуществляющим маркетинговую, дизайнерскую и сбытовую функции, образцом для организации подобных музеев в губерниях, богатых промыслами: Нижегородской, Вятской, Костромской, Вологодской, Пермской. И в советское время неповторимые художественные изделия народных промыслов России были любимы и широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие. Однако на сегодняшний день народные промыслы - это небольшая часть подарочно-сувенирного рынка России, не выдерживающая конкуренции с импортным ширпотребом, подделками и китчем. Уже много лет предприятия НХП остаются один на один со своими проблемами в деле художественного творчества: часть бывших производственных мастерских художественных промыслов закрывается на неопределенный срок или совсем, другие - перепрофилируются, то есть полностью прекращают выпуск тех или иных уже зарекомендовавших себя видов народного искусства. На многих промыслах закрылись художественные музеи, то есть нет духовной базы, а падение объемов производств предприятия вынуждает народного мастера покидать обжитые им места. Наряду с этим "новым" быстро формируется примитивный рынок (базар) сувениров, разного рода поделок, что ничего общего не имеет с народным искусством Мстеры, Палеха, Федоскино, Холуя и других ведущих промыслов нашей страны. Народное искусство теряет свои художественные достоинства и все больше приобретает черты "сувенирности". Рынок сбыта перехвачен перекупщиками, то есть закрыт для художника. Авторское право на художественное произведение народного мастера нигде не закреплено и не защищено. Музеи, выставочные центры, фонды, не располагая материальными средствами, не ведут закупки творческих работ. Актуальные задачи по сохранению традиций и развитию народного искусства включают: - создание в городе Москве благоприятной среды для создания инфраструктуры сбыта подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесленников; - воссоздание разрушенной в 1990-1999 гг. системной инфраструктуры сбыта подлинных изделий предприятий НХП; - совершенствование форм государственной поддержки народного творчества, деятельности по созданию и реализации подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесел; - создание системы, объединяющей производителей художественных промыслов и ремесел, художников, торговые сети и учебные заведения, готовящие специалистов в данной сфере; - активное использование социально-культурной составляющей продукции народного промысла в нравственно-воспитательном процессе (особенно подрастающего поколения); - объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления, организаций народных художественных промыслов и индивидуальных мастеров, а также общественных организаций в области популяризации народных художественных промыслов и ремесел в Российской Федерации и за ее пределами. Эффективное решение этих и связанных с ними проблем, обеспечивающих существенное улучшение экономического положения НХП России, воссоздание на этой основе остро востребованного пласта народной культуры предполагает системную организацию соответствующих мероприятий. Настоящая Концепция определяет основные задачи и цели, стоящие перед Правительством Москвы по развитию социально-культурной среды воспитания патриотизма и национальной гордости на основе формирования цивилизованного рынка народных художественных промыслов в Московском регионе, создания необходимой для его развития производственно-сбытовой инфраструктуры. Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Народные художественные промыслы являются самобытной формой деятельности, обладающей комплексным социально-экономическим потенциалом. С одной стороны, это технологическая область народного творчества со всеми признаками малого и среднего промышленного производства уникальных произведений искусства. В то же время, отражая самобытность, глубинные исторические корни отечественной культуры, произведения народных промыслов способны реализовать психологически эффективную воспитательно-познавательную функцию, представляющую особую важность (в том числе политического плана) в настоящее время. Правительство Москвы уделяет указанной проблеме постоянное внимание. Обеспечение социальной стабильности в городе на базе восстановления народных традиций, улучшения международного имиджа столицы - весь этот комплекс взаимоувязанных проблем входит в состав приоритетов социально-экономического развития города на ближайшую и долгосрочную перспективу. Эти приоритеты нашли свое отражение в Генеральном плане развития города Москвы до 2020 года и в проекте Концепции развития города Москвы на период до 2025 года. В последние годы в городе подготовлены и успешно реализуются мероприятия, предусмотренные следующими нормативно-правовыми документами: - Закон города Москвы от 16 июня 1999 г. N 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве"; - постановление Правительства Москвы от 21 марта 2000 г. N 190-ПП "О мерах по поддержке народных художественных промыслов"; - распоряжение Правительства Москвы от 15 июля 2002 г. N 1014-РП "О поддержке закрытого акционерного общества "Экспедиционно-складской и торговый комплекс "Народные художественные промыслы"; - постановление Правительства Москвы от 16 декабря 2003 г. N 1049-ПП "О застройке территории Долгопрудной агрохимической опытной станции Северо-Восточного административного округа и создании товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов в городе Москве"; - постановление Правительства Москвы от 31 мая 2005 г. N 385-ПП "О мерах по созданию этнографического центра ГМЗ "Коломенское" и дальнейшему развитию товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов в городе Москве"; - постановление Правительства Москвы от 16 августа 2005 г. N 607-ПП "О мерах по дальнейшему развитию товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов на территории города Москвы"; - распоряжение Правительства Москвы от 15 декабря 2005 г. N 2544-РП "О мерах по реализации постановления Правительства Москвы от 16 августа 2005 г. N 607-ПП". Достигнуты позитивные результаты, отмеченные в ходе анализа состояния первого этапа создания ТПИ НХП. На территории города Москвы создан первый в России экспедиционно-складской и производственный комплекс площадью около 35000 кв. м, куда предприятия народных промыслов смогут поставлять свою продукцию. Там же работают музей и выставка-продажа изделий народных промыслов. Во время посещения Мэром Москвы Ю.М. Лужковым 16 декабря 2006 г. упомянутого выше комплекса было отмечено, что инициатива Москвы включает в себя не только возможность приобщиться к глубинному народному искусству, но и решает проблемы поддержки и развития народных художественных промыслов России. Москва, реализуя более 50% всей подарочной продукции страны, при системном подходе в состоянии решить эти проблемы. В качестве одной из серьезных проблем Мэром Москвы Ю.М. Лужковым также отмечено наличие значительного количества фальсифицированной продукции, поступающей на потребительский рынок Москвы под маркой ведущих предприятий российских народных промыслов. Правительство Москвы в данной Концепции наметило нестандартные и одновременно комплексные и эффективные средства и методы противодействия этому явлению. Содействие развитию народных промыслов способствует решению и проблемы села, поскольку значительная часть предприятий, занимающихся промыслами, находится в сельской местности. Таким образом, расширение и поддержка народных промыслов приобретают важное государственное значение, формируя сеть активного межрегионального взаимодействия, прежде всего с Подмосковьем, Нижним Новгородом и другими субъектами Российской Федерации. Важность решения этой проблемы, ее общегосударственное значение, определение путей эффективной государственной поддержки традиционной народной культуры в России были предметом обсуждения на заседании Президиума Госсовета при Президенте РФ 26.12.2006, в ходе которого Президентом России В.В. Путиным был подчеркнут гуманитарный (социально-культурный) аспект планируемых мероприятий, которые должны обеспечить воспитание национальной гордости, самосознания граждан Российской Федерации, патриотизма и нравственности. Также на данном заседании неоднократно отмечалось, что важность, социальная эффективность этих мер определяются необходимостью заполнения идеологического вакуума, образовавшегося после крушения коммунистической идеологии. В случае бездействия этот вакуум может быть заполнен такими негативными проявлениями, как экстремизм, шовинизм, национальная нетерпимость, разрушающими основы воссоздаваемой российской государственности. Исходя из этого Президентом была четко поставлена задача "разработки концептуальных подходов к решению вопросов сохранения и развития нематериального культурного наследия" как одного из основных источников, объединяющих российское общество. В развитие этого тезиса поручено подготовить предложения по корректировке ряда федеральных целевых программ (в т.ч. "Культура России 2006-2010 годы") с целью определения механизмов увеличения объемов софинансирования из федерального бюджета, принятия соответствующих мер для пропаганды и популяризации в средствах массовой информации мероприятий в сфере традиционной культуры народов Российской Федерации. Было отмечено, что указанные меры должны быть основаны на фундаменте национальной культуры, на национально-культурных традициях всех народов Российской Федерации, являющихся одним из постоянных источников единства, гордости за интеллектуальное богатство народов Российской Федерации и культурное многообразие России. Таким образом, решение проблемы вовлечения НХП в активный социально-культурный и экономический оборот с целью поддержки и развития основного ресурса города - человеческого потенциала - соответствует приоритетам развития Москвы и России в целом. Раздел 2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ Решение поставленной проблемы носит комплексный, многофакторный, во многом инновационный характер, требующий четкой координации со стороны правительства города между различными городскими ведомствами и представителями ремесленнического бизнеса. Без проработки единого механизма реализации существует опасность утраты контроля за осуществлением мероприятий Программы и соответственно комплексного и сбалансированного по множеству мероприятий и исполнителей. Распыление ключевых мер, направленных на изменение сложившейся неблагоприятной ситуации в области всех циклов народных промыслов, может привести к утрате оперативности и неспособности адекватно и активно реагировать на вопросы, которые возникают в ходе реализации разнонаправленных мероприятий. Это и собственно восстановление развития производственной базы ремесленничества, и формирование стимулирующих мер нормативно-правовой поддержки, и создание разветвленной товаропроводящей сети, и реализация эффективного маркетинга, в том числе в рамках развития выставочной деятельности, туризма, формирования международного имиджа и др. Необходимость использования программно-целевых методов вызвана следующими причинами: 1. Общегосударственный характер проблемы. Относительная непривлекательность инвестиций для основной массы российского бизнеса, не имеющего пока, к сожалению, необходимой культурно-патриотической мотивации. Это определяет необходимость, по крайней мере на переходный период, целенаправленных протекционистских мер со стороны государства. 2. Необходимость значительных инвестиций при объективно невысокой рентабельности в случае отказа от реализации гораздо более рентабельной контрафактной и импортной продукции. 3. Реальность обеспечения эффективного маркетинга на основе комплексного использования государственных институтов в стране и за рубежом. 4. Возможность формирования в производственно-сбытовом сегменте конкретных целевых ориентиров, допускающих объективный мониторинг результативности и эффективности проводимых мероприятий. Примечание. Формирование и отслеживание социально-культурных показателей представляют определенную методическую проблему, решение которой (например, по аналогии с программами социальной сферы) должно быть предусмотрено в составе мероприятий нормативно-методического характера. Указанные признаки определяют принципиальную возможность интеграции усилий многих участников в решении поставленной проблемы на основе активного использования методов программно-целевого решения (метода). Раздел 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В РАССМАТРИВАЕМОЙ СФЕРЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА Народные художественные промыслы в современной России - это около 300 предприятий в 64 регионах страны (схема 1 - не приводится). При этом значительная часть из них находится в кризисном или предкризисном состоянии, основной причиной которого является засилье на рынке подарков и сувениров России импортной, контрафактной и откровенно поддельной продукции. Такое положение вызвано следующими экономическими причинами. Развал российской экономики в 1990-1999 годах привел к полному уничтожению всей инфраструктуры сбыта изделий народных художественных промыслов - оптовых республиканских баз (Росгалантерея и Росхозторг), магазинов "Березка", отделов подарков в универмагах и т.д. По данным проведенных маркетинговых исследований Росгалантерея продавала изделия традиционных народных промыслов на 600 миллионов долларов США, из них около половины через сети магазинов "Березка" и Внешторга (например, 80% от оборота Хохломы продавалось на внешнем рынке). Росхозторг продавал дефицитную в СССР продукцию: хрусталь, фарфор, керамику более чем на 700 миллионов долларов США. Вместо Росхозторга из-за отсутствия федерального регулирования ввоза импортного ширпотреба в сегменте подарков для москвичей массового спроса, который занимает 89% рынка подарков Москвы (схема 2 - не приводится), выросли десятки оптовых баз и сотни магазинов, полностью ориентированных на импортные товары. Только чешский фарфор имеет в Москве три оптовых базы общей площадью около 6000 кв. м, а оптовые базы китайской подарочной продукции занимают десятки тысяч квадратных метров. Емкость сегмента массовой подарочной продукции в Москве составляет 445 миллионов долларов США. Российские товары представлены в этом сегменте в объеме 3% (13 миллионов долларов США) (схема 2). Это происходит потому, что основные игроки этого сегмента - подарочные сети, такие как "Красный куб", "Мульти" и пр., поставляющие товары со своих собственных оптовых баз, начали свою деятельность с оптовых поставок китайских подарков. В этих сетях не может быть и речи о присутствии российской подарочной продукции. Вместо Росгалантереи оптовых баз не возникло, сегмент традиционных российских подарков составляет 11% рынка подарков Москвы (схема 2). В этом сегменте существуют прямые торговые связи предприятий НХП с магазинами (Арбат, аэропорты и т.д.), в которых 75% продукции представлено китчем, контрафактом, некачественными подделками и китайскими сувенирами. Более дешевый импортный ширпотреб, контрафакт и подделки из-за отсутствия федерального регулирования беспрепятственно попадают на подарочный рынок страны. Подарочные магазины устанавливают на эту продукцию торговую наценку от 300 до 600%. В то время как максимально возможная торговая наценка на подлинные и качественные российские изделия, которая позволяет конкурировать с импортным ширпотребом и контрафактом, составляет 100-130%, что не позволяет покрывать высокие расходы по аренде в существующих торговых центрах. Именно поэтому отечественные изделия вытесняются из существующих подарочных сетей. Это подтверждают результаты эксперимента, проводимого в двух магазинах, открытых в рамках реализации первого этапа создания товаропроводящей индустрии НХП, торгующих только подлинными изделиями НХП и оплачивающих арендную плату по коммерческим ставкам (табл. N 1). Таблица N 1 ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МАГАЗИНОВ ПО ПРОДАЖЕ ПОДЛИННЫХ ИЗДЕЛИЙ НХП В ОАО "ГУМ" И В КИТАЙГОРОДСКОМ ПРОЕЗДЕ ("КРАСНАЯ СТЕНА") 1. Салон-магазин по продаже товаров НХП был открыт в ОАО "ГУМ" в декабре 2006 года. Арендная плата составляет 1300 долл. США за кв. м в год. С учетом высокой проходимости Торгового центра "ГУМ" и высокой арендной платы мы сочли возможным в качестве эксперимента установить торговую наценку 179%, превышающую среднюю наценку на подлинные изделия НХП, которая составляет 100-130%. Тем не менее, несмотря на то, что продажи в магазине проводились в самые пиковые, с точки зрения покупательского спроса, месяцы, чистая прибыль получилась отрицательной. Убытки составили: в декабре - 1535,27 долл. США; в январе - 7878,51 долл. США. ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ САЛОНА-МАГАЗИНА В 2007 Г. В ДОЛЛ. США -------------------------------------------------------------- | |Декабрь 2006 |Январь 2007 | |------------------------|-------------|---------------------| |Товарооборот | 30244,09 | 20569,51 | |------------------------|-------------|---------------------| |Себестоимость продаж | 10832,36 | 7501,02 | |------------------------|-------------|---------------------| |Затраты | 20947,00 | 20947,00 | |------------------------|-------------|---------------------| |Наценка, % | 179 | 174 | |------------------------|-------------|---------------------| |Прибыль | -1535,27 | -7878,51 | -------------------------------------------------------------- 2. Салон-магазин по продаже товаров НХП "Красная стена" на Китайгородском проезде проработал с октября 2005 г. по сентябрь 2006 г. Несмотря на низкую арендную плату, составляющую 250 долларов США за кв. м в год, при невысокой проходимости данного магазина и средней торговой наценке 148% суммарные убытки за 1 год работы составили: 68843,34 долл. США. ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ САЛОНА-МАГАЗИНА В IV КВАРТАЛЕ 2005 Г. - 9 МЕСЯЦЕВ 2006 Г. В ДОЛЛ. США -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | |Октябрь 2005 |Ноябрь 2005 |Декабрь 2005 |Январь 2006 |Февраль 2006|Март 2006 |Апрель 2006 |Май 2006 |Июнь 2006 |Июль 2006 |Август 2006 |Сентябрь 2006 | |--------------|--------------|------------|--------------|-------------|------------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|------------|--------------| |Товарооборот | 1295,48 | 2595,52 | 2699,50 | 958,36 | 4826,77 | 2337,75 | 1957,11 | 2271,98 | 2503,26 | 2687,41 | 1941,04 | 4495,56 | |--------------|--------------|------------|--------------|-------------|------------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|------------|--------------| |Себестоимость | 528,77 | 1021,86 | 1038,27 | 384,88 | 1946,28 | 1043,64 | 862,16 | 838,37 | 878,34 | 1158,37 | 735,24 | 1834,92 | |продаж | | | | | | | | | | | | | |--------------|--------------|------------|--------------|-------------|------------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|------------|--------------| |Затраты | 6211,42 | 6233,72 | 6077,50 | 6402,18 | 6309,75 | 6120,46 | 6817,00 | 6953,78 | 6907,33 | 7035,15 | 6911,85 | 6834,44 | |--------------|--------------|------------|--------------|-------------|------------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|------------|--------------| |Наценка, % | 145 | 154 | 160 | 149 | 148 | 124 | 127 | 171 | 185 | 132 | 164 | 145 | |--------------|--------------|------------|--------------|-------------|------------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|------------|--------------| |Прибыль | -5444,71 | -4660,06 | -4416,27 | -5828,70 | -3429,26 | -4826,35 | -5722,05 | -5520,17 | -5282,41 | -5506,11 | -5706,06 | -4173,81 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Дальнейшее сохранение такого состояния чревато потерей российского народного промысла и возникновением негативных социально-культурных и экономических последствий. Правительство Москвы, рассматривая сохранение народных художественных промыслов в качестве важной государственной задачи и учитывая роль московского рынка подарочной продукции, который составляет более 50% от общероссийского оборота, компенсировало отсутствие федеральной поддержки и приняло ряд постановлений, направленных на создание товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов на территории города Москвы. Эти меры экономической поддержки позволят снизить затраты собственных торговых сетей и обеспечить конкуренцию не только по качеству, но и по цене с импортными и поддельными изделиями. Раздел 4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Решение проблемы вовлечения в активный социально-экономический оборот НХП на основе развития и поддержания эффективной товаропроводящей сети народных промыслов и создания необходимой социально-культурной инфраструктуры осуществляется путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы. Разработка и выполнение соответствующих программных мероприятий могут быть обеспечены в сценарных условиях 2 типов. При первом типе сценарных условий определяются основные цели Программы. Для их достижения осуществляются отбор и обоснование соответствующего комплекса мероприятий. При втором типе сценарных условий задаются или принимаются в качестве исходных данные о реальных объемах финансовых средств, которые могут быть привлечены для реализации Программы. Исходя из этого выбирается комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей. При этом второй тип сценарных условий включает два варианта, при осуществлении которых: - финансирование сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, а также на мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования; - финансирование сосредоточено на наименее затратных мероприятиях вне зависимости от их расчетной эффективности. Первый тип сценарных условий и варианты его реализации имеют преимущество перед вторым типом с точки зрения обоснования целей Программы на основе комплексного учета интересов граждан, общества и государства. Однако при этом необходим выбор наиболее эффективных комплексных мероприятий, социально-экономическая оценка последствий которых требует использования соответствующей методики, а в ряде случаев модельных расчетов. В настоящее время в силу сложности эта проблема часто решается на интуитивном, неформализованном уровне, что определяет сопутствующие организационно-методические риски. В тактическом плане имеются два основных способа решения проблемы - централизованный, в рамках единого координирующего органа и единого плана мероприятий, и децентрализованный, который предполагает осуществление множества эффективных, но относительно слабо взаимоувязанных друг с другом мероприятий, которые осуществляются большим количеством исполнителей при отсутствии единой структуры, механизма, координирующего действия всех участников процесса и балансирующей все мероприятия. Концентрация ресурсов и управления Программой в едином центре имеет тот главный положительный результат, что только таким образом можно достичь комплексности, взаимосвязанности реализации всех разделов Программы по целям, по времени и территориально. Основной риск централизованного, программно-целевого решения проблемы связан с возможностью появления многочисленных посредников, ее обюрокрачивание и заорганизованность. Мобилизация ресурсов государственных и других участников может в этом случае не обеспечить ожидаемой отдачи, а осуществляемые с единой целью мероприятия Программы не приведут к изменению неблагоприятной ситуации. Преодоление таких недостатков управления предполагает введение коллегиальной формы принятия решений. Риск децентрализованного решения проблемы состоит в неспособности оперативно сконцентрировать ограниченные финансовые ресурсы на нескольких приоритетных, прорывных направлениях, способных в кратчайшие сроки создать производственную базу, радикально решить вопросы формирования социально-культурной инфраструктуры, повысить качество маркетинговой деятельности, в угрозе дублирования усилий участников, в замедленной реакции на возникающие проблемные ситуации. С учетом оценки имеющихся в городе организационно-финансовых ресурсов, научно-методического потенциала, анализа программных мероприятий действующих и проектируемых ГЦП города Москвы наиболее приемлемой формой решения рассматриваемой проблемы является среднесрочная городская целевая программа, включающая четкий механизм координации и мониторинга всех программных мероприятий. Раздел 5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫМ ИНДИКАТОРАМ И ПОКАЗАТЕЛЯМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ОЦЕНИВАТЬ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ Заявленная на всех уровнях государственной власти важность задачи сохранения народных художественных промыслов, ее приоритетная социально-политическая значимость, а также важнейшая роль московского рынка продукции НХП позволяют сформулировать систему целей рассматриваемой проблемы. Цель программы "Народное наследие": Сохранение и развитие исторических традиций российских народных промыслов как неотъемлемой части отечественной духовной и материальной культуры. Реализация данной цели предполагает три базовых направления: 1. Социально-культурное развитие, включающее следующие задачи: 1.1. Создание образовательно-воспитательной среды укрепления патриотизма и гражданского самосознания на основе знакомства с НХП. 1.2. Активная выставочно-просветительская деятельность в городе и регионах страны. 1.3. Методическая поддержка: оценка социально-политической эффективности нематериальных фондов культурного наследия. 1.4. Формирование международного имиджа российского народного творчества. 1.5. Организация системы благотворительной (спонсорской) поддержки производств НХП. 1.6. Обеспечение поддержки участия молодежи в создании и реализации продукции народных художественных промыслов через систему товаропроводящей индустрии НХП. 2. Создание производственно-экономической базы НХП, в том числе: 2.1. Создание товаропроводящей сети изделий предприятий НХП во всех сегментах рынка подарков и сувениров с максимальным использованием ресурсов московских и региональных предприятий и ремесленников. 2.2. Формирование цивилизованного рынка продукции НХП, обеспечивающего сохранение и развитие исторических традиций российских народных промыслов. 2.3. Создание нормативной базы, стимулирующей эффективное развитие российских производителей НХП. 2.4. Повышение культурно-эстетического уровня рынка подарков и сувениров как неотъемлемой части отечественной духовной и материальной культуры. 2.5. Улучшение подготовки молодых кадров путем привлечения в Программу специалистов (выпускников) Академии художеств и других художественных институтов. 3. Реализация эффективного маркетинга продукции НХП: 3.1. Внутреннего - обеспечивающего вытеснение импортной, поддельной и контрафактной продукции, повышение культурно-эстетического уровня рынка подарков и сувениров. 3.2. Внешнего - способствующего росту вклада в повышение международного статуса России и ее столицы, в том числе в развитие международного и внутреннего туризма. Для успешного достижения поставленных системы целей необходимо также решить следующие задачи: - разработка системной политики поддержки предприятий НХП с выбором наиболее перспективных форм и методов развития товаропроводящей сети продукции НХП в городе Москве; - расширение традиционного ассортимента и направлений продаж продукции предприятий НХП с обеспечением необходимого уровня доступности для широких слоев москвичей, включая и социально слабозащищенные слои; - создание широкой многоуровневой инфраструктуры оптовой, мелкооптовой и розничной торговли продукцией народных промыслов на базе экспедиционно-складского и торгового комплекса "Народные художественные промыслы"; - организация маркетингового и дизайнерского сопровождения реализации продукции НХП; - активное взаимодействие с ведущими операторами туристического рынка России, ориентированными как на внутренний, так и на въездной туризм; - проведение широкого спектра культурно-просветительских мероприятий на базе основных центров продаж продукции НХП; - организация эффективной рекламной деятельности; - использование перспективных направлений современной дистанционной торговли, включая электронную и почтовую, с расчетом на потенциальных потребителей как в России, так и за ее пределами; - разработка и реализация эффективной инвестиционной политики; - разработка необходимого нормативно-методического и создание мониторинга программных мероприятий и др. СТРУКТУРА ЦЕЛЕЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ" ------------------------------------------------------------------------------------------------- | -------------------------------------------------------- | | | СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ | | | ------| РОССИЙСКИХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ |------ | | | | ЧАСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДУХОВНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ | | | | | -------------------------------------------------------- | | | \/ | \/ | | --------------------------------------------- | --------------------------------------------- | | | 1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ | | | 2. СОЗДАНИЕ | | | |1.1. Создание образовательно-воспитательной| | | ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БАЗЫ | | | |среды укрепления патриотизма и гражданского| | |2.1. Создание товаропроводящей сети изделий| | | |самосознания на основе знакомства с НХП. | | |предприятий НХП во всех сегментах рынка | | | |1.2. Активная выставочно-просветительская | | |подарков и сувениров. | | | |деятельность в городе и регионах страны. | | |2.2. Формирование цивилизованного рынка | | | |1.3. Методическая поддержка: оценка | | |продукции НХП. | | | |социально-политической эффективности | | |2.3. Создание нормативной базы, | | | |нематериальных фондов культурного наследия.| | |стимулирующей эффективное развитие | | | |1.4. Формирование международного имиджа | | |российских производителей НХП. | | | |российского народного творчества. | | |2.4. Повышение культурно-эстетического | | | |1.5. Организация системы благотворительной | | |уровня рынка подарков и сувениров. | | | |(спонсорской) поддержки производств НХП | | |2.5. Улучшение подготовки молодых кадров | | | --------------------------------------------- | --------------------------------------------- | | /\ | /\ | | ------------- | ------------- | | | | | | | | | | | | | \/ | | | | ------------------------------------------------------- | | | | | 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МАРКЕТИНГА | | | | | |3.1. Внутреннего: | | | | | |вытеснение импортной, поддельной и контрафактной | | | | | |продукции, повышение культурно-эстетического уровня | | | | ->|рынка подарков и сувениров. |<- | | |3.2. Внешнего: | | | |обеспечение вклада в повышение международного статуса| | | |России и ее столицы, в том числе в развитие | | | |международного и внутреннего туризма | | | ------------------------------------------------------- | ------------------------------------------------------------------------------------------------- Оценка хода реализации Целевой программы должна основываться на мониторинге следующих целевых индикаторов: 1. Уровень интереса (на основе результатов социологических опросов) к российским НХП как части отечественной духовной и материальной культуры, укрепление патриотизма и гражданского самосознания москвичей до уровня не менее 30% в 2009 году. 2. Уровень производственно-экономического восстановления российских народных промыслов (объем производства) к концу 2009 года - не менее чем в 3,3 раза, или 50% к уровню с 1988 года. В настоящее время 15% от уровня 1988 года. 3. Увеличение объема реализации продукции российских производителей в Москве в 7 раз с 6 до 40,7% до уровня 203,6 миллиона долларов США, в том числе: - изделия НХП ручной работы - 56,6 миллиона долларов США; - изделия НХП промышленного изготовления - 87,6 миллиона долларов США; - другие российские подарки, включая изделия московских ремесленников, - 59,3 миллиона долларов США <1>. 4. Рост численности народных мастеров и ремесленников, выпускающих легальную продукцию, - не менее чем на 50% к уровню 2006 года. 5. Увеличение числа иностранных туристов, для которых интерес к НХП стал одним из основных факторов поездки в Россию - не менее чем на 15% к уровню 2006 года - на основе результатов социологических опросов. -------------------------------- <1> Для обеспечения дальнейшего развития товаропроводящей индустрии НХП предполагается введение средней торговой наценки в размере 127% и достижение уровня чистой прибыли 11,4%. Раздел 6. ИНФРАСТРУКТУРА ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ ИНДУСТРИИ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ В рамках реализации Программы предусматривается создание многоуровневой инфраструктуры оптовой, мелкооптовой и розничной торговли изделиями НХП в городе Москве, включающей: 1. Центр товаропроводящей индустрии НХП в Москве В соответствии с распоряжением Правительства Москвы N 1014-РП завершилось строительство экспедиционно-складского и производственного комплекса "Народные художественные промыслы" (общая площадь - 34900 кв. м), который будет являться центром товаропроводящей индустрии НХП в городе Москве. Комплекс включает: - современный центр упаковки изделий НХП, московских сувениров и подарочных наборов для москвичей на основе продукции народных промыслов площадью 10000 кв. м. Уникальная высокохудожественная подарочная упаковка помимо целей успешного продвижения товара одновременно является одним из средств защиты. Кроме того, в центре упаковки планируется изготовление защищающих от подделок сертификатов, голограмм, этикеток; - современный складской комплекс площадью 14000 кв. м и экспедиционные службы; - цеха для ручной упаковки и сборки продукции НХП, где будут организованы рабочие места для более 500 инвалидов; - трехъярусный демонстрационный зал площадью 2500 кв. м для производителей, где предусмотрена оптовая, мелкооптовая и розничная торговля товарами НХП, ориентированная на иностранные и российские туристические группы и корпоративных клиентов. Часть выставочного зала будет занята экспозицией сувенирных изделий с московской символикой; - ресторан русской кухни площадью 780 кв. м с фольклорной программой; - маркетинговый центр; - дизайн-центр; - в офисной части будет размещена ассоциация НХП России и представительства регионов. 2. Розничные товаропроводящие сети 2.1. Первое направление - торговые центры "Российский подарок". Торгово-выставочный центр "Российский подарок" в экспедиционно - складском и торговом комплексе в декабре 2006 г. сдан в эксплуатацию. В ближайшей перспективе предполагается строительство четырех таких центров: этнографический центр ГМЗ "Коломенское", торгово-выставочный пассаж в центре города "Китайгородская стена", ГМЗ "Царицыно", исторический флигель Музея Пушкина (ул. Арбат). Площадь первых трех центров не менее 2000 кв. м, где будут масштабно представлены изделия НХП. С туристическими фирмами намечено взаимовыгодное сотрудничество с центрами "Российский подарок", где они будут легально получать комиссионные от продажи изделий НХП и от стоимости туристического продукта. Достигнута договоренность с мировыми лидерами в области предоставления оптимизированных решений экспресс-доставки и логистики (DHL, THT и др.) об организации в центрах пункта приема подарочных изделий для доставки в любую точку планеты, что особенно актуально для крупногабаритных и хрупких изделий. Это сетевое направление рассчитано на иностранных туристов и российских любителей народно-прикладного искусства. Также торгово-выставочный зал будет служить демонстрационным залом для корпоративных клиентов и внешнеэкономических партнеров. В сезон уменьшения туристических потоков планируется плановое проведение экскурсий для школьников. 2.2. Второе направление - сеть магазинов для москвичей "Подари". Крупный формат. В соответствии с распорядительными документами Страницы: 1 2 |