О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ К КОМПЛЕКСНОМУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ ОСВОЕНИЮ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2009-2011 ГГ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 18 ноября 2008 г. N 1049-ПП (ПРМ) В целях создания благоприятной среды для жизнедеятельности и обеспечения устойчивого развития города Москвы за счет эффективного использования градостроительного потенциала подземного пространства и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 412-ПП "О Концепции освоения подземного пространства и основных направлениях развития подземной урбанизации города Москвы" Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Городскую программу подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства города Москвы на период 2009 - 2011 гг. (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Считать основными задачами Программы: 2.1. Создание системы государственного управления развитием территорий в части комплексного градостроительного освоения подземного пространства, обеспечивающей эффективное использование потенциала подземного пространства города Москвы с формированием современной планировочной структуры города. 2.2. Развитие основных направлений комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы с учетом задачи обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. 2.3. Создание системы стимулирования комплексного градостроительного освоения подземного пространства и совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере подземного градостроительства на территории города Москвы. 2.4. Создание системы эффективного обеспечения комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы. 2.5. Создание системы научного и кадрового потенциала, формирование инновационной образовательной среды в области освоения подземного пространства. 3. Возложить на Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы функции государственного заказчика и координатора работы по обеспечению выполнения мероприятий Программы. 4. Установить, что показатели финансового обеспечения Программы составляются и утверждаются сроком на три года, уточняются ежегодно при формировании адресной инвестиционной программы города Москвы на очередной финансовый год. 5. Департаменту экономической политики и развития города Москвы: 5.1. В установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы предусматривать в адресной инвестиционной программе города Москвы на 2009-2011 гг. расходы в пределах лимитов капитальных вложений, установленных государственному заказчику на соответствующие финансовые годы, для выполнения мероприятий Программы (таблица 2 раздела 5 приложения). 5.2. При разработке стратегии развития города Москвы на период до 2025 года предусмотреть необходимость комплексного градостроительного освоения подземного пространства Москвы как одного из важнейших направлений социально-экономического и территориального развития города. 6. Департаменту дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы: 6.1. Обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы по реализации Программы. 6.2. Для обеспечения мониторинга хода реализации Программы ежегодно представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы: 6.2.1. В марте отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и в ноябре - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. 6.2.2. Предложения по уточнению заданий адресной инвестиционной программы города Москвы в части объемов финансирования мероприятий Программы. 6.3. Совместно с Москомархитектурой подготовить и представить на рассмотрение Координационного совета по вопросам освоения подземного пространства города Москвы: - в феврале 2009 г. уточненный план работ по формированию нормативной правовой и нормативно-технической базы градостроительного и технического проектирования для строительства подземных сооружений в городе Москве с учетом нормативного правового регулирования в области промышленной безопасности с последующей подготовкой проекта распорядительного документа Правительства Москвы; - при участии Москомэкспертизы, Мосгоcстройнадзора, Объединения административно-технических инспекций города Москвы, а также Федерального государственного учреждения Главного управления государственной экспертизы и Московского межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предложения по усилению контроля и надзора за проектированием, строительством и эксплуатацией подземных сооружений, в частности, по рациональному использованию подземного пространства, по составлению и сдаче исполнительной документации по каждому объекту в Фонд материалов комплексных инженерных изысканий для строительства на территории города Москвы (далее - Геофонд города Москвы). 6.4. Совместно с Департаментом имущества города Москвы, Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департаментом городского строительства города Москвы и Москомархитектурой в I квартале 2009 г. подготовить и представить на рассмотрение Координационного совета по вопросам освоения подземного пространства города Москвы предложения по внесению дополнений и изменений в нормативные правовые акты, касающиеся вопросов земельно-имущественных отношений, недропользования, налогообложения и взимания других обязательных платежей при градостроительном освоении подземного пространства с учетом результатов его геолого-экономической оценки. 6.5. Совместно с отраслевыми и функциональными департаментами, комитетами, префектурами административных округов города Москвы в соответствии с действующим законодательством, постановлением Правительства Москвы от 20 мая 2008 г. N 417-ПП "О дальнейшем развитии системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере капитального строительства на территории города Москвы": 6.5.1. Включить в установленном порядке объекты (приложения 1, 2 к Программе) в Поадресный перечень объектов для предварительной предпроектной проработки с целью принятия согласованного решения о возможности размещения градостроительных объектов (далее - Предварительный поадресный перечень) для последующего оформления графика разработки предпроектной документации. 6.5.2. После предварительной предпроектной проработки базовых перечней (приложения 1, 2 к Программе) с разбивкой по видам размещаемых объектов (с надземной, без надземной части), с учетом результатов детализации схемы районирования территорий города по условиям реализации инвестиционных проектов освоения подземного пространства в зависимости от различных природных и техногенных факторов включить отобранные объекты в Единый поадресный перечень градостроительных объектов на территории города Москвы с разработанной градостроительной документацией, планируемых к размещению с использованием процедуры торгов (далее - Единый перечень). 6.5.3. После разработки обосновывающих градостроительных материалов в порядке, установленном Правительством Москвы, принимать решения по источникам, размерам и формам финансирования. 6.6. Совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы обеспечить учет результатов государственного мониторинга геоэкологических процессов при предварительной предпроектной проработке, а также осуществление указанного мониторинга на всех этапах строительства и эксплуатации подземных сооружений. 6.7. Совместно с Москомархитектурой, префектурами административных округов города Москвы при участии Департамента земельных ресурсов города Москвы в целях формирования и ведения единой базы данных о подземных объектах на территории города Москвы организовать систему учета существующих, вводимых в эксплуатацию и проектируемых подземных сооружений регионального, городского, межрайонного и районного значения (с включением в нее, в частности, сведений о доступности объектов для инвалидов) в соответствии с Единой государственной картографической основой города Москвы и в увязке с информационной системой обеспечения градостроительной деятельности, соответствующими государственными реестрами и регистрами и иными государственными информационными системами. 6.8. Совместно с Москомархитектурой в феврале 2009 г. представить на рассмотрение Координационного совета по вопросам освоения подземного пространства города Москвы предложения по выполнению научно-технических работ и инновационных разработок, в том числе в области образования, в сфере комплексного освоения подземного пространства, а также соответствующие предложения в подпрограмму "Высотное строительство и подземная урбанизация" Городской целевой комплексной программы создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 781-ПП. 6.9. Совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом имущества города Москвы и Москомархитектурой во II квартале 2009 г. представить на рассмотрение Координационного совета по вопросам освоения подземного пространства города Москвы предложения по видам предпроектной документации, документации для проведения торгов, порядку организации и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов строительства и реконструкции подземных объектов, осуществляемых за счет средств инвесторов. 6.10. Обеспечить в установленном порядке размещение государственного заказа на выполнение мероприятий Программы (приложение), в том числе путем организации проведения в I квартале 2009 г. торгов по выбору заказчика по реализации мероприятий Программы. 6.11. Совместно с Департаментом имущества города Москвы при участии Учреждения Российской академии наук Института геоэкологии им.Е.М.Сергеева РАН и государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Московского государственного горного университета, Московского государственного строительного университета, Московского городского университета управления Правительства Москвы в феврале 2009 г. представить на рассмотрение Координационного совета по вопросам освоения подземного пространства города Москвы предложения по целесообразности создания Московского центра освоения подземного пространства со структурным подразделением по выполнению научно-технических работ и инновационных разработок в указанной сфере, а также оказанию образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих и профессорско-преподавательского состава. 6.12. В целях обмена опытом, внедрения передовых зарубежных и отечественных управленческих, организационных и технологических решений при реализации Программы обеспечить организацию ежегодных международных конференций по градостроительному освоению подземного пространства, а также зарубежных командировок. 6.13. Ежеквартально рассматривать на заседаниях Координационного совета по вопросам освоения подземного пространства города Москвы ход выполнения Программы. 7. Москомархитектуре: 7.1. При разработке проектов нормативных правовых актов города Москвы и нормативно-технических документов, регламентирующих градостроительную деятельность, а также проектов нормативов градостроительного проектирования предусматривать разработку разделов, обеспечивающих эффективное освоение подземного пространства, в том числе доступность объектов подземного строительства для инвалидов и других маломобильных групп населения. 7.2. В установленном порядке: 7.2.1. Предусмотреть мероприятия, необходимые для комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы, в составе проектов Генерального плана города Москвы и плана реализации Генерального плана города Москвы до 2025 года, а также соответствующие положения в правилах землепользования и застройки в городе Москве и региональных нормативах градостроительного проектирования в городе Москве. 7.2.2. Обеспечить: - увязку материалов актуализации Генерального плана города Москвы до 2025 года с Программой; - экспертизу, утверждение и практическое использование при градостроительном проектировании разработанных методик районирования территорий города по условиям освоения подземного пространства в зависимости от различных природных и техногенных факторов, расчета нормативной стоимости строительства различных типов подземных сооружений в условиях влияния негативных природных и техногенных процессов и явлений, а также схемы районирования территорий города по условиям реализации инвестиционных проектов освоения подземного пространства в зависимости от различных природных и техногенных факторов. 7.2.3. Во II квартале 2009 г. представить на рассмотрение Координационного совета по вопросам освоения подземного пространства города Москвы предложения (пп. 7.2.1-7.2.2) для последующей подготовки проектов соответствующих распорядительных документов Правительства Москвы. 7.3. Ежегодно в ноябре года, предшествующего планируемому, представлять руководителю Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы адресный перечень для подготовки документации по планировке территорий в целях размещения объектов подземного строительства города Москвы на планируемый период для последующего утверждения в установленном порядке. 7.4. Совместно с Департаментом дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, Москомэкспертизой при участии Московского межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществлять контроль за рациональным использованием подземного пространства при разработке и реализации проектов комплексной реконструкции микрорайонов и новой жилой застройки, а также при реконструкции и строительстве отдельно стоящих зданий. 8. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы: 8.1. Совместно с Департаментом дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы и другими заинтересованными органами города Москвы до конца 2008 г. представить проект распорядительного документа об уполномоченном органе исполнительной власти города Москвы в сфере недропользования, предусмотрев необходимую штатную численность для осуществления возложенных полномочий. 8.2. Совместно с Департаментом городского строительства города Москвы в I квартале 2009 г. подготовить и представить на рассмотрение Координационного совета по вопросам освоения подземного пространства города Москвы предложения по порядку проведения геотехнического мониторинга при строительстве и последующей эксплуатации подземных сооружений. 8.3. Осуществлять государственный мониторинг геоэкологических процессов в рамках Программы, а также передавать результаты мониторинга в Единый городской фонд данных экологического мониторинга. 9. Снять с контроля постановление Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 412-ПП "О Концепции освоения подземного пространства и основных направлениях развития подземной урбанизации города Москвы". 10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 18 ноября 2008 г. N 1049-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 18 ноября 2008 года N 1049-ПП ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К КОМПЛЕКСНОМУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ ОСВОЕНИЮ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2009-2011 гг. Паспорт Программы ------------------------------------------------------------------------------ | Наименование | Городская программа подготовки к комплексному | | Программы | градостроительному освоению подземного пространства | | | города Москвы на период 2009-2011 гг. (далее - | | | Программа) | |------------------|---------------------------------------------------------| | Основания для | Постановление Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. | | разработки | N 412-ПП "О Концепции освоения подземного пространства | | Программы | и основных направлениях развития подземной урбанизации | | | города Москвы" | |------------------|---------------------------------------------------------| | Государственный | Департамент дорожно-мостового и инженерного | | заказчик - | строительства города Москвы; персональный руководитель | | координатор | Программы - К.Ю. Королевский - первый заместитель | | Программы | руководителя Департамента дорожно-мостового | | | и инженерного строительства города Москвы | |------------------|---------------------------------------------------------| | Разработчики | Департамент дорожно-мостового и инженерного | | Программы | строительства города Москвы, Комитет по архитектуре | | | и градостроительству города Москвы, ГУП "НИиПИ | | | Генплана Москвы", ГУП "Московский центр освоения | | | резервных территорий", Московский государственный | | | строительный университет | |------------------|---------------------------------------------------------| | Основные | Органы исполнительной власти города Москвы, а также | | исполнители | иные исполнители (определяются в соответствии | | Программы | с законодательством Российской Федерации о размещении | | | заказов для государственных и муниципальных нужд) | |------------------|---------------------------------------------------------| | Сроки и этапы | Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы. | | реализации | Начало реализации Программы - 2009 год. | | Программы | Учитывая объем и сложность проблемы освоения | | | подземного пространства, реализация Программы | | | осуществляется в два этапа: | | | I этап (2009-2010 годы) - подготовка к комплексному | | | градостроительному освоению подземного пространства: | | | правовые, научные, технические, организационные и иные | | | мероприятия, увязанные с Генеральным планом города | | | Москвы на период до 2025 года: | | | 1) формирование организационно-управленческих | | | структур; | | | 2) разработка нормативной правовой базы, | | | градостроительных регламентов и нормативных | | | технических документов; | | | 3) создание системы стимулирования комплексного | | | градостроительного освоения подземного пространства | | | и совершенствование системы подготовки и проведения | | | торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере | | | подземного градостроительства; | | | 4) создание системы научного обеспечения деятельности | | | в области комплексного градостроительного освоения | | | подземного пространства; | | | 5) разработка соответствующих образовательных программ | | | и обеспечение подготовки и переподготовки кадров; | | | 6) определение специализации объектов с учетом | | | их назначения, а также санитарно-гигиенических, | | | экологических и строительных требований | | | по их размещению; | | | 7) экспериментальное проектирование (в том числе | | | градостроительное); | | | 8) разработка документации по планировке территории | | | и обосновывающих градостроительных материалов в целях | | | размещения подземных сооружений согласно перечням: | | | - базовый (предварительный поадресный) перечень зон | | | планируемого (требуемого) размещения в городе Москве | | | подземных сооружений, в том числе многофункциональных | | | центров в составе транспортно-пересадочных узлов, | | | для разработки документации по планировке территории | | | и обосновывающих градостроительных материалов | | | (приложение 1 к Программе); | | | - базовый (предварительный поадресный) перечень | | | подземных пешеходных тоннелей в городе Москве, | | | планируемых к реконструкции в целях расширения | | | и размещения объектов потребительского рынка и услуг | | | (приложение 2 к Программе). | | | II этап (начиная с 2011 года) - начало комплексного | | | градостроительного освоения подземного пространства, | | | предусматривающее строительство подземных объектов | | | в соответствии с разработанной документацией | | | по планировке территории и обосновывающими | | | градостроительными материалами по базовым перечням | |------------------|---------------------------------------------------------| | Цель Программы | Создание благоприятной среды для жизнедеятельности | | | и обеспечение устойчивого развития города Москвы | | | за счет эффективного использования градостроительного | | | потенциала подземного пространства | |------------------|---------------------------------------------------------| | Основные задачи | 1. Создание системы государственного управления | | Программы | развитием территорий в части комплексного | | | градостроительного освоения подземного пространства, | | | обеспечивающей эффективное использование потенциала | | | подземного пространства города Москвы с формированием | | | современной планировочной структуры города. | | | 2. Развитие основных направлений комплексного | | | градостроительного освоения подземного пространства | | | города Москвы с учетом задачи обеспечения безбарьерной | | | среды жизнедеятельности для инвалидов и других | | | маломобильных групп населения. | | | 3. Создание системы стимулирования комплексного | | | градостроительного освоения подземного пространства | | | города Москвы и совершенствование системы подготовки | | | и проведения торгов при реализации инвестиционных | | | проектов в сфере подземного градостроительства | | | на территории города Москвы. | | | 4. Создание системы эффективного обеспечения | | | комплексного градостроительного освоения подземного | | | пространства. | | | 5. Создание системы научного и кадрового потенциала | | | с формированием инновационной образовательной среды | | | в области освоения подземного пространства | |------------------|---------------------------------------------------------| | Основные | В целях создания системы государственного управления | | мероприятия | развитием территорий в части комплексного | | Программы | градостроительного освоения подземного пространства, | | | обеспечивающей эффективное использование потенциала | | | подземного пространства города Москвы с формированием | | | современной планировочной структуры города необходимо | | | осуществить следующие мероприятия: | | | - формирование организационно-управленческих структур; | | | - сбор и систематизацию информации по существующим, | | | проектируемым и строящимся подземным сооружениям; | | | - подготовку предложений по размещению подземных | | | сооружений при выполнении городских градостроительных | | | программ; | | | - планировочные мероприятия по подготовке конкурсов | | | по освоению подземного пространства в городе Москве; | | | - разработку обосновывающих градостроительных | | | материалов, конкурсной документации, предусматривающей | | | в условиях конкурса возврат в бюджет города Москвы | | | средств на разработку конкурсной документации. | | | Мероприятия по созданию системы стимулирования | | | комплексного градостроительного освоения подземного | | | пространства города Москвы и совершенствованию системы | | | подготовки и проведения торгов при реализации | | | инвестиционных проектов в сфере подземного | | | градостроительства на территории города Москвы: | | | - проведение анализа экономических условий реализации | | | проектов строительства подземных сооружений в городе | | | Москве; | | | - выполнение оценки влияния природных и техногенных | | | факторов на стоимость строительства подземных | | | сооружений; | | | - разработка методики геолого-экономической оценки | | | участков недр города Москвы, предлагаемых | | | к размещению объектов подземного строительства; | | | - разработка методики экономического стимулирования | | | комплексного градостроительного освоения подземного | | | пространства города Москвы, в том числе определения | | | стартовых условий проведения торгов при реализации | | | инвестиционных проектов в сфере подземного | | | градостроительства на территории города; | | | - совершенствование системы подготовки и проведения | | | торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере | | | подземного градостроительства на территории города | | | Москвы. | | | Мероприятия, направленные на создание системы | | | эффективного обеспечения комплексного | | | градостроительного освоения подземного пространства: | | | - создание системы нормативного правового обеспечения | | | государственного управления развитием территорий | | | в части комплексного градостроительного освоения | | | подземного пространства; | | | - формирование и развитие структур технического | | | регулирования в отрасли подземного строительства; | | | - создание системы информационного обеспечения, | | | включающей картографическое обеспечение на основе | | | Единой государственной картографической основы | | | г. Москвы (ЕГКО г. Москвы) и мероприятия | | | по информационно-аналитическому сопровождению | | | Программы. | | | Мероприятия, направленные на создание системы научного | | | и кадрового потенциала, формирование инновационной | | | образовательной среды в области освоения подземного | | | пространства: | | | - создание системы кадрового обеспечения; | | | - создание системы научного обеспечения деятельности | | | в области комплексного градостроительного освоения | | | подземного пространства | |------------------|---------------------------------------------------------| | Ключевые | ------------------------------------------------------- | | показатели | | |2008 г. |2009 |2010 |2011 |Всего| | | Программы | | |(стартовые|г. |г. |г. | | | | | | |условия) | | | | | | | | |-----------------|----------|-----|------|-----|-----| | | | | Общая площадь | 650| 700| 850| 1000| 2550| | | | | вводимых | | | | | | | | | | объектов | | | | | | | | | | подземного | | | | | | | | | | строительства, | | | | | | | | | | тыс. кв. м | | | | | | | | | |-----------------|----------|-----|------|-----|-----| | | | | Доля подземных | 6| 10| 12| 15| - | | | | | сооружений | | | | | | | | | | в общем вводе | | | | | | | | | | жилищной и | | | | | | | | | | административно-| | | | | | | | | | деловой | | | | | | | | | | застройки (%) | | | | | | | | | ------------------------------------------------------- | |------------------|---------------------------------------------------------| | Финансовое | Источниками финансирования мероприятий Программы | | обеспечение | являются средства бюджета города Москвы <*>, в том | | Программы | числе 215,4 млн. руб. на возвратной основе при | | | проведении конкурсов по подбору инвесторов | | | на проектирование и строительство подземных объектов. | | |---------------------------------------------------------| | | Общий объем финансирования 787,3 млн. руб., в том | | | числе по годам реализации: | | |---------------------------------------------------------| | | ------------------------------------------------------ | | | | |2009 г.|2010 г.|2011 г.|Всего, | | | | | | | | |млн. руб.| | | | |------------------|-------|-------|-------|---------| | | | |По источникам | | | | | | | | |финансирования: | | | | | | | | |------------------|-------|-------|-------|---------| | | | |Бюджет города | 461,4| 176,8| 149,1| 787,3| | | | |Москвы, в том | | | | | | | | |числе по отдельным| | | | | | | | |разделам и статьям| | | | | | | | |расходов (КБК 816 | | | | | | | | |0412 1021013 003 | | | | | | | | |226) | | | | | | | | L------------------|-------|-------|-------|---------- | | |---------------------------------------------------------| | | -------------------------------- | | | <*> Объемы финансовых ресурсов из средств бюджета | | | города Москвы уточняются ежегодно при формировании | | | бюджета города Москвы на очередной финансовый год | |------------------|---------------------------------------------------------| | Ожидаемые | ------------------------------------------------------ | | результаты | |Показатель |2008 г. |2009|2010|2011|Итого | | | реализации | | |(стартовые|г. |г. |г. |------| | | Программы | | |условия) | | | |2009- | | | | | | | | | |2011 | | | | | | | | | |годы | | | | |-------------------|----------|----|----|----|------| | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | | | |-------------------|----------|----|----|----|------| | | | |Общая площадь | 650| 700| 850|1000| 2550| | | | |вводимых объектов | | | | | | | | | |подземного | | | | | | | | | |пространства, тыс. | | | | | | | | | |кв. м | | | | | | | | | |-------------------|----------|----|----|----|------| | | | |Доля подземных | 6| 10| 12| 15| - | | | | |сооружений в общей | | | | | | | | | |площади вводимых | | | | | | | | | |объектов | | | | | | | | | |капитального | | | | | | | | | |строительства, % | | | | | | | | | |-------------------|----------|----|----|----|------| | | | |Доля использования | - |27% |33% |40% |100% | | | | |градостроительного | | | | | | | | | |потенциала | | | | | | | | | |подземного | | | | | | | | | |пространства города| | | | | | | | | |от запланированного| | | | | | | | | |по Программе, % | | | | | | | | | |-------------------|----------|----|----|----|------| | | | |Доля стимулирования| - |46% |29% |25% |100% | | | | |от общей | | | | | | | | | |запланированной | | | | | | | | | |суммы | | | | | | | | | |стимулирования | | | | | | | | | |строительства | | | | | | | | | |подземных объектов | | | | | | | | | |(от | | | | | | | | | |запланированного | | | | | | | | | |объема | | | | | | | | | |финансирования), % | | | | | | | | | ------------------------------------------------------ | | |---------------------------------------------------------| | | Ежегодная оценка результатов реализации проектов | | | и мероприятий, получивших финансовую поддержку | | | в рамках Программы, осуществляется на основе | | | аналитических показателей, предусмотренных | | | соответствующими программными мероприятиями | |------------------|---------------------------------------------------------| | Система | Управление реализацией Программы осуществляется | | организации | Департаментом дорожно-мостового и инженерного | | управления | строительства города Москвы. | | и контроля | Координация деятельности органов исполнительной власти | | за исполнением | города Москвы при реализации мероприятий Программы | | Программы | осуществляется Координационным советом | | | при Правительстве Москвы по вопросам освоения | | | подземного пространства города Москвы, действующим | | | в соответствии с постановлением Правительства Москвы | | | от 9 октября 2007 г. N 875-ПП "О создании | | | Координационного совета по вопросам освоения | | | подземного пространства города Москвы". | | | Контроль за ходом реализации Программы, достижением | | | индикаторов ее выполнения, оценкой выполнения | | | аналитических показателей, предусмотренных Программой, | | | а также расходованием средств бюджета города Москвы | | | осуществляется Правительством Москвы в установленном | | | порядке. | | | Государственный заказчик Программы несет всю полноту | | | ответственности за реализацию Программы, осуществление | | | в установленные сроки мероприятий Программы | | | и расходование выделенных на ее выполнение средств | | | бюджета города Москвы. | | | Для обеспечения мониторинга хода реализации Программы | | | Департамент дорожно-мостового и инженерного | | | строительства города Москвы ежегодно представляет | | | в Департамент экономической политики и развития города | | | Москвы в марте отчет о ходе выполнения программных | | | мероприятий за отчетный год и в ноябре - отчет за 9 | | | месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год | ------------------------------------------------------------------------------ 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, и оценка сложившейся ситуации 1.1. Обоснование соответствия целей и решаемых Программой проблем приоритетным задачам социально - экономического развития города Москвы 1.1.1. Приоритетные задачи социально-экономического развития города Москвы. 1.1.1.1. Задача обеспечения качественным жильем. Рост численности постоянного и временного населения Москвы приводит к потребности в увеличении емкости всех городских подсистем и к росту территории. Площадь города за последние 100 лет увеличилась на 900 кв. км, при этом в городе накапливается дефицит большинства функциональных подсистем. Численность населения Москвы и области к 2025 году может превысить 25 млн. человек. В настоящее время в Москве проживает свыше 10 млн. человек. Если в ближайшие годы Москва будет строить столько же жилья, как сейчас, то к 2025 году только половина населения города будет обеспечена функциональными подсистемами в объемах, соответствующих европейским стандартам качества. 1.1.1.2. Задача обеспечения инженерными и транспортными сетями. Дефицит протяженности улично-дорожной сети в городе Москве составляет 250-300 км. По данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, быстрее всего количество машин растет в Московской области, ежегодный прирост составляет 12%. В столице этот показатель меньше - всего 4% в год. Количество зарегистрированных автомобилей в Москве составляет в настоящее время более 3,5 млн. Кроме того, из регионов в столицу ежедневно прибывает около 400 тыс. автомобилей. Автопарк Москвы ежегодно увеличивается на 110-120 тыс. автомобилей. При таких темпах прироста автопарка к 2015 г. количество автомобилей в Москве может превысить пять миллионов, а к 2025 г. - десять миллионов автомобилей. При этом автомобили - один из основных загрязнителей воздуха. На их долю приходится более 80% всех вредных выбросов в атмосферу города. 1.1.1.3. Задача обеспечения автостоянками, паркингами, гаражами. Система организованного хранения обеспечивает местами хранения автотранспорта лишь часть парка автомобилей, принадлежащих населению. Обеспеченность машиноместами для хранения автомобилей постоянного населения составляет до 47% по городу, и количество автомобилей в городе усложняет ситуацию с парковкой. В 2008 году дефицит мест для парковки в столице составляет более двух миллионов. Городской целевой программой строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2008-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 1 апреля 2008 г. N 253-ПП "О Городской целевой программе строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2008-2010 гг." (вместе с Положением о Координационном совете по вопросам гаражного строительства в городе Москве), задача обеспечения населения автостоянками, паркингами, гаражами решается только на 60% из-за дефицита свободной территории, которую можно отвести под этот вид наземного строительства. Всего в рамках реализации мероприятий Городской целевой программы строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2008-2010 гг. в центральной части города планируется построить 5000 машиномест в капитальных гаражах-стоянках для временного хранения автотранспорта. В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 8 июня 2006 г. N 990-РП "О создании Координационного совета по проблемам градостроительного развития в городе Москве территорий Московского железнодорожного узла, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и прилегающих к ним земельных участков" в рамках деятельности указанного Координационного совета ведется работа по согласованию размещения объектов гаражного строительства на 8 участках межпутевых пространств и перекрытий железных дорог ориентировочной общей емкостью на 7200 машиномест. Исторически сложившаяся радиально-кольцевая схема города и, прежде всего, центральной части в совокупности с ограничениями, которыми являются плотная историческая застройка, необходимость соблюдения экологических показателей и так далее, накладывают существенные ограничения на возможность решения вопроса разгрузки улично-дорожной сети путем размещения надземных многоэтажных гаражей-стоянок. В условиях плотной сложившейся застройки центральной части города применение механизированных гаражей-стоянок является порой единственным проектным решением, позволяющим обеспечить установленные нормативы. В настоящее время существует более 20 различных видов и модификаций механизированных автостоянок отечественного и зарубежного производства, некоторые из которых можно классифицировать как подземные, предназначенные для размещения во внутренних дворах и на участках, прилегающих к домам, с въездом на уровне земли или под землей. Отличительной особенностью данного типа гаражей-стоянок является возможность эксплуатации в зимних условиях без отопления при температуре до -35 градусов. 1.1.1.4. Задача обеспечения спортивными предприятиями и предприятиями соцкультбыта шаговой (пешеходной) доступности. Несмотря на активное строительство в Москве крупных торговых объектов, плотность торговой сети на одного жителя существенно ниже, чем в крупных зарубежных городах. Не соответствует нормативам обеспеченность населения объектами бытовой и социальной сфер. Количество предприятий для отдыха, спорта и соцкультбыта шаговой (пешеходной) доступности в городе Москве в десятки раз ниже среднеевропейских показателей. Дефицит этих предприятий будет расти в связи с реконструкцией малоэтажного жилья и соответствующим высотному строительству увеличением числа жителей на данной территории. При этом наблюдается острая нехватка земельных участков для размещения зданий предприятий отдыха, спорта и соцкультбыта шаговой (пешеходной) доступности в Москве. 1.1.2. Обоснование соответствия решаемой проблемы освоения подземного пространства приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы. Создание благоприятной среды для жизнедеятельности и обеспечения устойчивого развития Москвы в значительной степени возможно за счет максимального использования градостроительного потенциала подземного пространства, который в настоящее время используется в недостаточной степени. Размещение под землей складов, хранилищ нефтепродуктов, автомобильных стоянок, кафе, театров, спортивных комплексов, энергетических объектов и транспортных сооружений позволит комплексно использовать подземное пространство, существенно экономить значительные площади ценных земель, уменьшить загазованность и шум на московских улицах. Комплексное градостроительное освоение подземного пространства создаст необходимые предпосылки для реализации основных положений проекта актуализированного Генерального плана Москвы на период до 2025 г.: - градостроительное освоение наземного и подземного пространства, в том числе наземного - для формирования скверов, садов, бульваров, парков, многофункциональных общественно-парковых зон и подземного - для размещения крупных коммерческих объектов торгового, торгово-развлекательного и иного характера, не требующих естественного освещения; - размещение в подземном пространстве исторической части города и районов, влияющих на восприятие исторически сложившегося силуэта застройки, крупномасштабных производственных, общественных, инженерных, транспортных сооружений, не соответствующих требованиям охраны историко-культурного наследия; - градостроительное освоение подземного пространства для формирования развитой системы пешеходных общественных пространств и транспортно-пересадочных коммуникаций городских общественных центров и многофункциональных общественных районов; - градостроительное освоение подземного пространства для размещения сооружений временного и постоянного хранения автотранспорта при комплексной реконструкции сложившейся жилой застройки; - градостроительное освоение подземного пространства для размещения производственно-складских и инженерных сооружений при интенсификации использования сохраняемых производственных территорий; - градостроительное освоение подземного пространства для размещения городских магистралей I и II класса и новых линий скоростного внеуличного общественного транспорта; - градостроительное освоение подземного пространства для размещения энергетических объектов, включая электрические подстанции 110-500 кВ, трансформаторные и распределительные подстанции 10-20 кВ. 1.2. Анализ существующего положения в области строительства подземных сооружений на территории города Москвы и соответствующей документации по планировке территории Сложившаяся в Москве ситуация с использованием подземного пространства при строительстве сооружений различного назначения характеризуется следующим образом. 1. По местоположению: Реализованные проекты и экспериментальные предложения в центральной зоне Москвы характеризуются активным использованием подземного пространства с размещением в нем различных предприятий и учреждений, чаще всего не связанных между собой. Периферийная зона характеризуется недостаточным использованием подземного пространства и увеличением количества надземных уровней. При этом сооружения подземной инфраструктуры, как правило, монофункциональные. 2. По назначению подземные сооружения в черте города распределяются следующим образом. Максимальное распространение получили автомобильные парковки и технические помещения. Далее идут разгрузочные дворы и склады, торговые предприятия (мелкие магазины, реже супермаркеты), предприятия общественного питания. Особое место занимают пешеходные связи с общественным транспортом (в основном метро). Имеются случаи расположения в подземном пространстве зрелищных, социально-бытовых и административных учреждений. В общем случае назначение подземных сооружений определяется их размещением в структуре мегаполиса. В центральной зоне города преобладают многофункциональные подземные комплексы. По мере удаления от центра и в периферийной зоне строятся преимущественно монофункциональные подземные сооружения (парковки, технические помещения). Количество подземных уровней в различных зданиях и сооружениях колеблется в пределах от 3 до 10, при этом наибольшее распространение получили сооружения с 1-3 подземными уровнями. Анализ практики проектирования и строительства в Москве выявил основные планировочные приемы размещения подземных комплексов, а также зданий и сооружений с подземной частью: - под главными или крупными городскими площадями; - под крупными городскими площадями - транспортными развязками; - у пересечения транспортных магистралей (угловое, островное); - в застройке; - под транспортной магистралью; - у транспортной магистрали. Для размещения комплексов в историческом центре города используются все перечисленные приемы, за исключением последнего, с учетом ограничений, установленных для территорий общего пользования. Для серединной и периферийных зон не свойственно расположение подземных объектов многофункционального назначения под крупными и главными площадями. Большое распространение получили комплексы, находящиеся у пересечения транспортных магистралей. Создание подземных объектов позволяет: - высвобождать ценные земельные участки под пешеходные зоны и озеленение; - ограничить на территории комплекса транспортное движение; - сократить площади наземных автомобильных парковок; - развить и использовать традиции района строительства, его функциональные и архитектурные особенности; - соблюсти существующие градостроительные ограничения; - сохранить этажность и масштаб среды, архитектурно-стилевых особенностей окружающей застройки, имеющих архитектурно-художественную либо историческую ценность; - осуществлять реставрацию памятников; - улучшить экологическую ситуацию в городе. Возможности освоения подземного пространства города Москвы ограничиваются сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями, наличием уже построенных и эксплуатируемых подземных сооружений: фундаментов существующих зданий, метрополитена и других объектов транспортной и инженерной инфраструктуры города, что приводит к значительному удорожанию строительства. В результате воздействия этих факторов площадь подземных сооружений, ежегодно вводимых в эксплуатацию в последние годы, в среднем не превышает 700 тыс. кв. м, и в действующем Генеральном плане развития города Москвы комплексное градостроительное освоение подземного пространства как отдельное направление градостроительного развития города Москвы отсутствует. В период 2000-2004 гг. по разработанным актам разрешенного использования территории градостроительного объекта (АРИ) подземную часть имели треть вводимых объектов, доля подземных сооружений в общей площади этих объектов не превышала 8%. В период 2005 - 1-е полугодие 2008 гг. по актам разрешенного использования (АРИ), подземную часть имели 47% вводимых объектов, доля подземных сооружений в общей площади этих объектов составляла 22%. 2005 г.: - всего АРИ - 1284; из них имеют подземную часть - 460 (36%); общая площадь - 19577566,44 кв. м; из них подземная часть - 3228131 кв. м, т.е. 16,5%. 2006 г.: - всего АРИ - 1668; - из них имеют подземную часть - 837 (50,2%); общая площадь - 28130103,5 кв. м; из них подземная часть - 5493464,5 кв. м, т.е. 19,5%. 2007 г.: - всего АРИ - 1930; - из них имеют подземную часть - 1019 (52,8%); - общая площадь - 30635707,3 кв. м; из них подземная часть - 8008510,1 кв. м, т.е. 26,1%. 2008 г. (6 месяцев): - всего АРИ - 857; - из них имеют подземную часть - 381 (44,5%); общая площадь - 11876002 кв. м; из них подземная часть - 3141592,9 кв. м, т.е. 26,5%. На сегодняшний день построены жилые и нежилые здания с подземными этажами, сооружены уникальные подземные объекты общегородского назначения (ТРК "Охотный ряд", Лефортовский и Серебряно-Борский тоннели, освоено подземное пространство под площадью Тверской Заставы и проч.), ведутся работы по строительству подземных гаражей-стоянок на Тургеневской и Хохловской площадях, площади Тверской Заставы. С учетом решений Общественного совета при Мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно - художественного облика города разработаны акты разрешенного использования территории градостроительного объекта для строительства подземных паркингов под Тверской улицей, Триумфальной и Тверской площадями, ведется разработка документации по планировке территории для строительства подземных паркингов на Лубянской площади, площади Европы. В стадии предварительной проработки находятся 6 участков Бульварного кольца и 2 первоочередных участка Садового кольца. Перспективность освоения подземного пространства демонстрирует такой показатель, как выраженное в процентах отношение площади подземной части сооружения к его общей площади. В черте города он изменяется в пределах от 4,0% до 87,5%. Однако средний показатель составляет около 30%. Максимально активное использование подземного пространства наблюдается в центральной зоне при реконструкции или новом строительстве в сложившейся застройке в условиях дефицита земли, когда есть жесткие ограничения по высоте, габаритам участка, архитектурному стилю. Тем не менее и здесь прослеживается тенденция к соотношению подземной и наземной частей, равному примерно 1/3. В периферийных же районах этот показатель совсем незначителен. При этом необходимо отметить, что: - плотность линий метрополитена составляет 0,25 км/кв. км, что в 2 раза ниже, чем в Нью-Йорке, в 4 раза ниже, чем в Лондоне, и в 10 раз ниже, чем в Париже. В то же время интенсивность эксплуатации Московского метрополитена - самая высокая в мире; - построенные транспортные тоннели лишь отчасти обеспечивают потребности города Москвы. Более 50% транспортных пересечений работает в режиме перегрузки; - размещение подземных пешеходных переходов на территории между Садовым и Третьим транспортным кольцами обеспечивает потребность в них на 60-65%. В целом по городу обеспеченность подземными пешеходными переходами составляет 30-40%. Анализ существующего положения в области освоения подземного пространства Москвы показывает, что, с одной стороны, в подземном пространстве города располагается значительное количество объектов самого различного назначения и времени постройки. С другой стороны, многие объекты не удовлетворяют современным потребностям города, не взаимосвязаны друг с другом и функционируют самостоятельно, поскольку при их проектировании отсутствовала единая стратегия комплексного освоения подземного пространства. В сложившихся условиях необходимы опережающие темпы освоения подземного пространства с учетом существующих ограничений, накладываемых сложными инженерно-геологическими условиями, наличием метрополитена и других объектов инженерной инфраструктуры. 1.3. Содержание основных направлений решения проблемы комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы 1.3.1. Развитие городских систем подземных сооружений. Системный анализ социально-экономической эффективности освоения подземного пространства Москвы показал следующую приоритетность решения социально-экономических задач путем размещения в подземном пространстве: 1) объектов транспортной инфраструктуры; 2) автостоянок, комплексной застройки жилых районов с использованием подземных объектов; 3) инженерных коммуникаций и объектов инженерной инфраструктуры, в том числе объектов энергетики; 4) многофункциональных общегородских центров. На основании данных приоритетов предлагается развитие следующих систем подземных сооружений: 1.3.1.1. Система сооружений транспортной инфраструктуры. Основой системы подземных сооружений транспортной инфраструктуры в Москве должны стать имеющиеся транспортные коммуникации, связывающие жилые, производственные и другие взаимоудаленные районы города. В Москве существует 3 основных системы транспортных коммуникаций: - метрополитен; - пригородная железная дорога; - автомобильный транспорт. 40% пассажирских перевозок в Москве осуществляется метрополитеном. И хотя на остальные транспортные системы приходится меньший процент пассажирских перевозок, они должны учитываться и максимально использоваться в системе комплексного освоения подземного пространства. Сеть подземных сооружений не может быть ограничена только транспортными функциями. Она должна быть взаимосвязана с "сопутствующими" учреждениями обслуживания населения торгового, коммунально-бытового и другого функционального назначения. При этом за счет формирования пассажиропотоков возможно наиболее оптимальное размещение "сопутствующих" объектов. Предлагается зонирование подземных сооружений транспортного назначения по мере удаления от центра города. При этом предполагается, что все зоны должны иметь радиальные связи, пронизывающие весь город. Такой подход обусловлен сложившейся радиально-кольцевой схемой транспортных коммуникаций Москвы. Одновременно с этим необходима организация кольцевых транспортных связей (кольцевая линия Московского метрополитена, Третье и Четвертое транспортные кольца, Малое кольцо Московской железной дороги и проч.), проходящих внутри одной зоны и связывающих равноудаленные от центра районы и округа. При формировании системы подземных сооружений транспортной инфраструктуры должны решаться следующие задачи: 1) рациональное использование существующих и строящихся транспортных коммуникаций и увеличение их пропускной способности; 2) передача части пассажиропотока от автотранспортных коммуникаций метрополитену и Московской железной дороге; 3) снижение транспортной и парковочной нагрузки на улично-дорожную сеть и придворовые территории; 4) улучшение экологической ситуации. Для увеличения эффективности перемещения жителей периферийных районов в центральную часть города и перераспределения транспортных и пассажирских потоков может быть использовано: 1) строительство новых и продление существующих линий метрополитена; 2) строительство новых и продление существующих линий Московской железной дороги с максимальным использованием подземных сооружений; 3) автомобильный транспорт. Для решения этих проблем необходимо: 1) снизить нагрузку на автодорожную сеть путем отсечения части автотранспорта в периферийных частях города и увеличения нагрузки на метрополитен и Московскую железную дорогу. Эта задача решается путем строительства транспортно-пересадочных узлов в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 19 сентября 2003 г. N 1674-РП "О строительстве транспортно-пересадочных узлов в г. Москве" и постановлением Правительства Москвы от 16 января 2007 г. N 10-ПП "О ходе реализации Концепции строительства транспортно-пересадочных узлов в городе Москве"; 2) увеличить пропускную способность существующей улично-дорожной сети; 3) организовать кольцевые транспортные связи между соседними районами и округами. С этой целью, в первую очередь, необходимо: - строительство Второй кольцевой линии Московского метрополитена; - организация пассажирских перевозок по Малому кольцу Московской железной дороги с максимальным использованием тоннельных сооружений и многоуровневых сопряжений, что обеспечит более высокую скорость перемещения пассажирских потоков; - перевод переездов через пути Московской железной дороги под землю путем строительства автотранспортных тоннелей. План развития Московского метрополитена на 2008-2010 годы утвержден постановлением Правительства Москвы от 30 октября 2007 г. N 961-ПП "О плане метростроения в городе Москве на 2008-2010 гг.", а на последующие годы - постановлением Правительства Москвы от 7 мая 2002 г. N 337-ПП "О Программе развития Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта и схеме развития городского пассажирского транспорта до 2015 года". Развитие подземных транспортных коммуникаций осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22 мая 2007 г. N 390-ПП "О ходе реализации и задачах дорожно-мостового строительства в городе Москве на 2007-2011 годы" (в ред. постановления Правительства Москвы от 30.10.2007 N 945-ПП). 1.3.1.2. Система подземных объектов гаражного строительства. Комплексная застройка жилых районов с использованием подземного пространства. Для организации хранения автотранспорта в сложившихся районах массовой застройки наиболее эффективными являются подземные автостоянки: 1) под зданиями; 2) на незастроенных участках и под существующей улично-дорожной сетью. В этом случае для достижения наибольшей эффективности использования земельного участка рекомендуется в едином комплексе устройство: - подземной автостоянки; - специализированных предприятий торговли, автосервиса, инженерной инфраструктуры микрорайона; - в надземной части комплекса специализированных предприятий торговли и ландшафтно-парковых зон. В строящихся и реконструируемых районах комплексной застройки необходимо строительство под жилым микрорайоном единой подземной части, в которой будут размещаться: 1) подземные автостоянки, включая места для постоянного и гостевого хранения автотранспорта; 2) подземная транспортная сеть: - проезжая часть для автомобилей и общественного транспорта; - тротуары для движения пешеходов; - остановочные пункты общественного транспорта; 3) подъездные пути, разгрузочные площадки и склады предприятий торговли, бытового обслуживания, общественного питания и проч.; 4) предприятия торговли, бытового обслуживания, общественного питания и проч.; 5) сооружения инженерной инфраструктуры микрорайона, в том числе: - районные трансформаторные подстанции; - инженерные сети; - объекты централизованного сбора и удаления мусора; 6) хранилища и архивы государственных и муниципальных учреждений; 7) отдельные помещения медицинских учреждений; 8) книгохранилища библиотек; 9) объекты гражданской обороны. Подобное решение позволит практически полностью разделить жилую и инженерную зоны микрорайона. Наземная часть будет отдана жилой застройке, детским садам, школам, больницам, ландшафтно-парковым зонам. За счет перевода всей транспортной и инженерной инфраструктуры в подземную часть микрорайона будет обеспечена максимальная безопасность жителей, снижение дорожно-транспортных происшествий, улучшена экологическая обстановка. Кроме этого необходимо строительство подземных автостоянок в непосредственной близости от государственных, муниципальных учреждений, крупных офисных, торговых и др. коммерческих центров в их составе. 1.3.1.3. Система подземных сооружений инженерной инфраструктуры. Необходимо обеспечить максимально возможное размещение под землей всех объектов инженерной инфраструктуры города. С этой целью наиболее оптимально использовать: - проходные коллекторы инженерных сетей с максимально возможным совмещением инженерных коммуникаций; - моно- и многофункциональные коллекторные тоннели глубокого заложения; - размещение в проектируемых и строящихся транспортных тоннелях инженерных коммуникаций районного и городского значения. Сооружения энергетики. Развитие города Москвы как мегаполиса во многом зависит от решения ряда энергетических проблем, связанных с: - обеспечением сохранности, долговечности и безопасности работы всех городских энергетических объектов; - эффективной передачей электроэнергии в пределах города; - производством электроэнергии в условиях неравномерности ее суточного потребления. При комплексном градостроительном освоении подземного пространства города Москвы во многих случаях возможно эффективное решение указанных проблем. Прежде всего, имеется в виду подземное размещение районных трансформаторных подстанций при строительстве многофункциональных подземных комплексов и подземных автостоянок. Кроме того, в подземном пространстве можно размещать высоковольтные подстанции, а также переустраивать воздушные линии электропередачи в подземные кабели, укладываемые в проходных коллекторах инженерных сетей. Учитывая эти обстоятельства, необходима разработка проектной документации на подземное размещение гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС), отвечающей указанным выше требованиям. Подобная ГАЭС, получая электроэнергию для закачки воды в верхнее водохранилище в периоды снижения электрических нагрузок в системе (ночью, в выходные дни), будет отдавать ее в наиболее напряженные часы. Расчеты показывают, что ГАЭС мощностью 1000 МВт пополнит производство электроэнергии непосредственно в городе на 2 млрд. кВтч в год. 1.3.1.4. Система объектов социальной инфраструктуры в составе многофункциональных общегородских центров с максимальным использованием подземного пространства. Основные градостроительные принципы размещения подземных сооружений общественного назначения включают: - создание подземных общественных комплексов в местах формирования транспортно-пересадочных узлов города, а именно в местах пересечения автомобильных магистралей первого класса с линией железной дороги; - размещение подземных сооружений в зонах планируемого развития общественных центров городского значения; - формирование подземных комплексов в составе функциональных зон общественного назначения. Основным ограничением для размещения подземных комплексов являются результаты оценки геологического риска освоения подземного пространства. Анализ территории города Москвы с использованием указанных принципов позволил выявить зоны наиболее высокой концентрации населения в дневное время, рекомендуемые для размещения подземных сооружений общественного назначения. На основании проведенного анализа сформирован базовый (предварительный поадресный) перечень зон планируемого (требуемого) размещения в городе Москве подземных сооружений, в том числе многофункциональных центров в составе транспортно - пересадочных узлов, для разработки документации по планировке территории и обосновывающих градостроительных материалов на период 2009-2011 гг. (приложение 1 к Программе), включающий 37 зон. В их числе определены территории 14 зон (1 очередь), в соответствии с актуализированным Генеральным планом города Москвы до 2025 года входящих в состав территорий преимущественного развития города. В приложении 10 к Программе приводится схема зон планируемого (требуемого) размещения подземных сооружений в городе Москве, в том числе в составе многофункциональных центров и транспортно-пересадочных узлов, для разработки документации по планировке территории и обосновывающих градостроительных материалов на период 2009-2011 гг. Многофункциональные общегородские центры должны включать объекты как социального, так и коммерческого назначения, что позволит добиться наибольшей экономической эффективности их строительства и эксплуатации. Наиболее целесообразно размещать многофункциональные общегородские центры вблизи станций метрополитена или в комплексе с проектируемыми транспортными пересадочными узлами. При этом планировочное решение центра должно быть разработано таким образом, чтобы подземные пешеходные переходы в направлениях основного движения пассажиропотоков проходили через предприятия торговли, обслуживания и общественного питания. Распределение площадей в подземном пространстве комплекса должно определяться индивидуально для каждого объекта в соответствии с его функциональным назначением согласно нормативным правовым актам. В составе объектов необходимо предусматривать дополнительные площади для организации стояночных мест для сотрудников близлежащих административных и офисных центров. При разработке планировочных решений этих центров необходима организация транзитных пешеходных потоков через их территорию, что позволит обеспечить эти центры постоянным притоком посетителей и соответственно обеспечить их рентабельность. Для организации пешеходных потоков необходимо: - соединить эти центры со станциями метрополитена или Московской железной дороги подземными пешеходными переходами; - обеспечить проход через торговую часть комплекса к местам наибольшего тяготения пешеходных потоков, расположенным на дневной поверхности; - подземные автостоянки, входящие в состав комплекса, должны использоваться не только посетителями многофункционального комплекса, но и сотрудниками близрасположенных административных и офисных центров. Выходы на поверхность должны быть выполнены таким образом, чтобы все владельцы автомобилей проходили через торговые помещения. 1.3.2. Детализация и актуализация схемы районирования территорий города Москвы. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 412-ПП "О Концепции освоения подземного пространства и основных направлениях подземной урбанизации города Москвы" разработаны: - методика районирования территорий города по условиям освоения подземного пространства в зависимости от различных природных и техногенных факторов; - методика расчета нормативной стоимости строительства различных типов подземных сооружений в условиях влияния негативных природных и техногенных процессов и явлений; - схема районирования территорий города по условиям реализации инвестиционных проектов освоения подземного пространства в зависимости от различных природных и техногенных факторов. Детализация и актуализация указанной схемы районирования должна быть произведена с учетом функционально-территориального размещения подземных объектов в городе Москве. Ниже приводится соответствие вида подземного объекта, способа его строительства и функционального назначения различным типам территории города. Предлагаются следующие функционально-территориальные направления комплексного градостроительного освоения подземного пространства: 1.3.2.1. Многофункциональные комплексы в составе общегородских центров. 1.3.2.2. Кварталы сложившейся застройки (Центральный административный округ): - строительство подземных объектов при реконструкции и сносе отдельных зданий, а также на свободных участках и под объектами улично-дорожной сети; - способы проходки: преимущественно "закрытым" способом, на свободных и неозелененных участках и при сносе отдельных зданий - открытым способом; - функциональное назначение: преимущественно гаражи-стоянки, объекты торгового назначения шаговой (пешеходной) доступности, бытового обслуживания, склады, хранилища. 1.3.2.3. Кварталы сложившейся застройки во всех административных округах, за исключением Центрального административного округа города Москвы: - строительство подземных объектов при реконструкции и сносе отдельных зданий, а также на свободных участках и под объектами улично-дорожной сети; - способы проходки: преимущественно "закрытым" способом, на свободных и неозелененных участках, а также при сносе отдельных зданий - открытым способом; - функциональное назначение: преимущественно гаражи-стоянки, объекты торгового назначения шаговой (пешеходной) доступности, бытового обслуживания, склады, хранилища, общественно-развлекательные центры, спортивные сооружения. 1.3.2.4. Кварталы реновации территорий сложившейся жилой застройки во всех административных округах, за исключением Центрального административного округа города Москвы: - строительство подземных сооружений при реконструкции и сносе отдельно стоящих зданий, а также на свободных участках, под объектами улично-дорожной сети и водоемами; - способы проходки: преимущественно "закрытым" способом, на свободных и неозелененных участках, а также при сносе отдельных зданий - открытым способом; - функциональное назначение: паркинги на месте сносимых домов, технические помещения, сооружения под улично-дорожной сетью. 1.3.2.5. Кварталы комплексной застройки во всех административных округах, за исключением Центрального административного округа города Москвы: - строительство подземных сооружений при реконструкции и сносе отдельно стоящих зданий, а также на свободных участках, под объектами улично-дорожной сети и водоемами с учетом ограничений, установленных для территорий общего пользования; - способы проходки: преимущественно "закрытым" способом, на свободных и неозелененных участках, а также при сносе отдельных зданий - "открытым" способом; - функциональное назначение: гаражи-стоянки, объекты торгового назначения шаговой (пешеходной) доступности, бытового обслуживания, склады, хранилища, общественно-развлекательные центры, спортивные сооружения. 1.3.2.6. Производственные территории во всех административных |