Страницы: 1 2 ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 ГОД ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ (Д) 1. Приоритеты программы антикризисных мер После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Мировой ВВП, по прогнозам, упадет в 2009 году почти на полпроцента, спад ВВП в США может достичь 2,6 - 2,7 процента, в Японии - до 5 - 5,8. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1 - 2,5 процента. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может упасть более чем на 2 процента. У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему. Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играют нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос. Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных "поддержать" экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные. Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными. Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными. Национальная экономика в последние годы развивалась во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, "дешевых" кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста. В октябре - декабре 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство начало реализацию антикризисных мер <*>. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. -------------------------------- <*> Перечень реализованных в 2008 году мер приведен в Приложении 2. В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех имеющиеся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач. В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления. Правительство будет осуществлять свою деятельность исходя из семи основных приоритетов: 1. Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения. 2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом. 3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию. 4. Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо "нефтяного" роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены, но за меньшие средства. 5. Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющих малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса. 6. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений. 7. Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижению инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста. В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более чем на четверть по сравнению с 2008 годом планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы. Глобальный экономический кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает эти факторы при выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы. 2. Приоритеты среднесрочной политики и их соотношение с антикризисными мерами Текущие экономические проблемы не отменяют стратегический курс Правительства, стержнем которого является модернизация. Соответствующие приоритеты определены Правительством в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. В ближайшие годы будет последовательно проводиться политика интенсивного наращивания человеческого потенциала, структурного обновления и диверсификации хозяйства, макроэкономического оздоровления, повышения уровня социальной защищенности. Антикризисная политика будет последовательно сочетаться с мерами по комплексной модернизации российского общества. Меры антикризисного пакета будут не только смягчать неблагоприятное воздействие кризиса, но и стимулировать прогрессивные структурные и институциональные сдвиги, способствовать обновлению российской экономики и общества. К важнейшим направлениям модернизационной политики Правительства на ближайшие годы относятся: Проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала. Именно инвестиции в человека являются приоритетом государственной политики и приоритетом расходов государственного бюджета: повышение эффективности систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание стимулов и инструментов улучшения жилищных условий. Именно эти сектора должны стать генераторами внутреннего спроса, вызывающего рост во многих других отраслях - в науке, исследованиях и разработках, в промышленности и инфраструктуре. Усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста. Структурное обновление экономики, ведущее к снижению зависимости производства и финансовой системы от экспорта топливно-сырьевых продуктов. Последовательная демонополизация и развитие конкуренции, без чего все меры стимулирования спроса не будут эффективными. Устойчивый экономический рост основывается на незыблемости и защите права частной собственности. В ходе реализации антикризисных мер происходит возрастание доли государства в собственности многих стран, особенно это касается промышленности и финансового сектора. Однако эти процессы являются вынужденными в условиях противодействия кризису и не отражают стратегических намерений Правительства ограничить роль частной собственности в российской экономике. По мере стабилизации социально-экономической ситуации государство будет сокращать свою долю во владении промышленными и финансовыми активами. Будет проведена приватизация в интересах эффективного собственника. Приватизация будет проводиться по заранее известным правилам, за деньги и с обеспечением необходимой прозрачности. Обеспечение макроэкономической сбалансированности, предполагающее сокращение бюджетного дефицита, снижение инфляции и процентных ставок, стабилизацию курса национальной валюты. Предстоит осуществить сложный комплекс институциональных и организационных мероприятий по реструктуризации бюджета, нацеленной на повышение эффективности и усиление целевого характера бюджетных расходов. Необходимо выработать и приступить к последовательной реализации мер по повышению международной привлекательности рубля и расширению возможностей его использования в международных расчетах. Это требует повышения стабильности российской валюты, низких темпов инфляции и снижения процентных ставок. Повышение эффективности и надежности банковской системы будет еще одним приоритетом деятельности Правительства. Будут предприняты шаги по повышению эффективности банковского и финансового регулирования. Это будет способствовать формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов. Создание условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования ("длинных денег"). Смягчение региональной поляризации за счет ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов, развития системы стратегического управления на региональном уровне. Сокращение дифференциации по уровню доходов, включая уменьшение разрыва по уровню жизни работающего и нетрудоспособного населения. Последовательная политика адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьбы с бедностью, формирования и реализации эффективной политики занятости. Развитие государственной системы здравоохранения, с тем, чтобы не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения, в том числе из-за роста стоимости медицинских и лекарственных препаратов, и снижения доступности качественной медицинской помощи. Несмотря на финансовые ограничения должны быть конкретизированы и при этом полностью обеспечены государственные гарантии бесплатной медицинской помощи и приняты меры по повышению эффективности использования ресурсов, включая структурные преобразования в здравоохранении. Система обязательного медицинского страхования должна стать основным источником средств для оплаты медицинской помощи. Большое внимание должно уделяться повышению открытости управления организациями здравоохранения, созданию действенных механизмов обеспечения прав пациентов и медицинских работников. Совершенствование правоприменительных институтов как условия эффективного функционирования экономической системы (экономических институтов). Эффективная экономика требует эффективной системы защиты прав человека и собственника, обеспечения исполнения действующего законодательства. Реформа правоприменительной (и прежде всего судебной) системы является неотъемлемой частью политики экономической модернизации. Радикальное повышение инновационной активности в экономике, формирование "критической массы" эффективных, динамично развивающихся, конкурентоспособных предприятий во всех секторах производства, продолжение технологической модернизации отечественной промышленности. Стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности. Развитие инфраструктуры - транспортной, энергетической, информационной, создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики. Приоритеты экономической политики модернизации также найдут отражение при формировании приоритетов бюджетной политики на 2010 и последующие годы. 3. Усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости Социальные обязательства государства перед населением, принятые до начала кризиса, будут выполнены в полном объеме. Социальные выплаты и пособия, финансируемые из федерального бюджета, будут проиндексированы с учетом нового прогноза инфляции. Это относится, прежде всего, к пакету государственных пособий на детей, материнскому (семейному) капиталу, а также к выплатам, производимым в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В 2009 году будет реализовано ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера (4294 руб. в конце года). Это означает увеличение социальных пенсий, а также базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий на 42,8% за год, или на 25,3% сверх роста цен. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году будет увеличен на 23,9%, или на 8,7% сверх роста цен. Получит дальнейшее развитие национальный проект "Здоровье". Основной акцент будет сделан на вопросах формирования здорового образа жизни, который, при активной его пропаганде, должен нивелировать негативные социальные явления, возникающие в условиях экономического кризиса. Начатые в 2008 году программы развития системы оказания специализированной сосудистой помощи и совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях будут продолжены. Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в проектах, расширится. Развернется работа по оснащению 119 учреждений службы крови, созданию единой информационной базы, пропаганде массового донорства крови. В 2009 году начнут реализовываться мероприятия по совершенствованию онкологической помощи населению и по обеспечению противотуберкулезной помощи. Будет проведена дополнительная диспансеризация работающих граждан и углубленные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, что позволит выявлять социально значимые заболевания на ранних стадиях для оказания специализированной и высокотехнологичной помощи. Будет продолжен комплекс мероприятий по совершенствованию медицинской помощи матерям и детям. Правительство Российской Федерации ставит своей задачей повышение уровня обеспечения населения Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами и предусматривает провести комплекс мер по расширению доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств, повышению конкурентоспособности российской фармацевтической отрасли на международном уровне. Предусматривается провести упорядочение процессов допуска лекарственных средств к медицинскому применению, контроля их качества, эффективности и безопасности, установления гармонизированных с международными требований к обеспечению качества и безопасности находящихся в обороте на территории Российской Федерации лекарственных средств. В целом планируемые мероприятия позволят повысить ответственность производителей и дистрибьюторов за качество лекарственных средств при упрощении процедур лицензирования и сокращении административных барьеров в данной сфере. Для стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением населения в части обеспечения населения лекарственными средствами планируется: ввести обязательную регистрацию предельных отпускных цен производителя на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также пересмотреть данный Перечень; обязать органы управления субъектов Российской Федерации минимизировать уровни предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства; организовать мониторинг за соблюдением дистрибьюторами и аптечными организациями установленных оптовых и розничных торговых надбавок на все лекарственные средства в субъектах Российской Федерации; в целях сохранения физической доступности традиционно потребляемых населением Российской Федерации лекарственных средств в розничной аптечной сети пересмотреть действующий Минимальный ассортимент лекарственных средств, обязательных для наличия для всех розничных аптечных организаций на территории Российской Федерации. В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени. Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек. Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации. Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета. Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы. Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан, будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными. Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно. Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями. Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и АИЖК проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ. В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительство предпримет ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат. Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысяч мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах. Имеется в виду увеличение числа бюджетных мест по наиболее востребованным техническим специальностям и снижение по специальностям в области экономики и управления, гуманитарных наук. Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями. Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан, имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом в первоочередном порядке указанные субсидии будут предоставляться наиболее нуждающимся субъектам Российской Федерации. Увеличение объема таких субсидий произойдет за счет сокращения количества иных субсидий, предоставляемых по различным направлениям и имеющих схожие цели. 4. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала Правительство будет пристально следить за ситуацией на предприятиях, являющихся ключевыми для российской экономики, с тем чтобы предотвратить как массовые увольнения, так и утрату накопленного нашей экономикой за годы роста производственного потенциала. Неэффективные предприятия не будут поддерживаться за счет средств налогоплательщиков - Правительство приложит необходимые усилия для минимизации последствий банкротства для работников этих предприятий и местных сообществ, обеспечит сохранение стратегически важных производственных активов таких предприятий в ходе процедур банкротства. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства. 4.1. Общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями На федеральном уровне Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики утвержден перечень из 295 системообразующих организаций. Отраслевыми министерствами и ведомствами сформирована система мониторинга за состоянием этих предприятий. По результатам ведомственного мониторинга предложения о более внимательном рассмотрении проблем отдельных предприятий выносятся на заседания созданной Межведомственной рабочей группы по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций. Деятельность этой рабочей группы будет максимально прозрачна и для предприятий, и для населения в целях исключения лоббизма со стороны отдельных компаний. Для поддержки предприятий Правительство будет использовать такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам. В дополнение к федеральному перечню сформирован Перечень предприятий регионального значения (1148), мониторинг за состоянием которых ведется Минрегионом России совместно с региональными органами власти. На госгарантии по кредитам предприятий в 2009 году будет выделено 300 млрд. рублей из федерального бюджета. Для всех предприятий в 2009 году снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до 20%. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства. В части стимулирования внутреннего спроса на продукцию российских предприятий предпринят ряд мер как по расширению государственного спроса, так и по стимулированию спроса со стороны частного сектора и населения. Совершенствуются бюджетный процесс и система государственных закупок в целях создания возможностей лизинговых операций при госзакупках. Ведется работа по регламентации процедур закупок субъектов естественных монополий и государственных корпораций, в том числе установление преференций для поставщиков российских товаров. Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг). Для этого факторинговые компании включены в состав организаций, которым в 2009 г. будет оказываться поддержка за счет средств федерального бюджета (в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства). Увеличен объем государственной поддержки экспорта промышленной продукции (до 6 млрд. руб.). Принятые решения о финансовой поддержке уже реализуются. С начала 2009 года 24 российским экспортерам возмещена часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на сумму более 1,48 млрд. рублей. До 1 января 2011 года приостановлено требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в размере не менее 100 процентов при предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации. Государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий будет также поддерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т.д., реализуемых в рамках ФЦП и ФАИП, крупных инфраструктурных проектов Инвестфонда. Также будет проводиться работа по определению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов, направленных на технологическую модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на этапе посткризисного роста. Правительство примет меры по стимулированию инновационной активности в экономике. Для стимулирования частных инвестиций в инновации Правительство выработает ряд предложений, в том числе в части обусловленности предоставления государственной поддержки реализацией программ инновационного развития компаний, финансовой поддержки реализации программ технологического перевооружения предприятий и т.д. Государство также будет стимулировать инновации в экономики через реализацию "технологичных" федеральных целевых программ, расходы на которые будут либо сохранены на запланированном ранее уровне, либо минимально снижены. Не сокращены расходы по таким "технологическим" ФЦП, как Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы, "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года". Минимально сокращены расходы по ФЦП "Глобальная навигационная система", "Национальная технологическая база", "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007 - 2010 годы)", "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года", "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008 - 2015 годы", "Развитие гражданской морской техники". В результате корректировки бюджета объем государственных инвестиций будет снижен по сравнению с запланированным ранее на 2009 год, но будет достаточным для поддержания необходимого уровня спроса со стороны государства. 4.2. Поддержка отдельных отраслей экономики Кроме системных мер, направленных на поддержку всех отраслей экономики, Правительство реализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений в отдельных секторах экономики, имеющих значительный мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство), важных с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс), ключевых с позиции обеспечения обороноспособности страны (ОПК), обеспечивающих основу для функционирования экономики в целом (ТЭК, транспорт). В рамках поддержки сельского хозяйства Правительство предпринимает меры по обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, защите внутренних рынков, стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции. Приняты решения о субсидировании процентных ставок в размере 100% ставки рефинансирования Банка России по кредитам для отдельных подотраслей сельского хозяйства (мясное и молочное животноводство), для чего выделено 7 млрд. рублей. Еще 10 млрд. рублей выделено на возмещение 80% от ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях остальными предприятиями АПК. Также будут субсидироваться процентные ставки по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов, привлекаемых организациями рыбохозяйственного комплекса на модернизацию и техническое перевооружение рыбопромыслового флота, а также на материально-техническое снабжение и снаряжение (1,07 млрд. руб.). Увеличению кредитования предприятий АПК будут также способствовать принятые решения по расширению ломбардного списка Банка России за счет включения облигаций организаций сельского хозяйства, а также прорабатываемые меры по включению предприятий агропромышленного комплекса в перечень рекомендуемых отраслей для рефинансирования коммерческими банками под залог кредитных договоров и снижению требований к уровню риска по кредитам, выдаваемым под залог продукции. Дополнительно капитализированы ОАО "Россельхозбанк" (45 млрд. руб.) и ОАО "Росагролизинг" (25 млрд. руб.). В целях стимулирования спроса на продукцию автомобилестроения будет субсидироваться 2/3 ставки рефинансирования по 3-летним потребительским кредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории России (2 млрд. руб.). Также будет выделена субсидия ОАО "Российские железные дороги" на расходы по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока (2 млрд. руб.). Частный спрос будет также стимулироваться через поддержку государством развития лизинга автомобильной техники. Лизинговым компаниям будет предоставлена кредитная линия на осуществление лизинговых операций с автомобильной техникой российского производства на срок не менее 3 лет по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Банка России. Также предусмотрено выделение 1 млрд. рублей на субсидирование процентных ставок (до 2/3 ставки рефинансирования) на лизинг автомобильной техники. Росагролизинг получил возможность реализовывать проекты по лизингу техники, технологического оборудования и транспортных средств отечественного производства для российских потребителей. В дополнение к частному спросу на продукцию автопрома будут обеспечены закупки автомобильной техники для федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных учреждений в централизованном порядке (12,5 млрд. руб.). Значительный объем спроса со стороны государства также будет создан за счет реализации программы обновления парка автомобильной техники, используемой субъектами Федерации и муниципальными образованиями для перевозки пассажиров, медицинских целей, милиции, коммунальной, дорожной и специальной техники (20 млрд. руб.) Правительство будет субсидировать часть процентных ставок российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на технологическое перевооружение (2,5 млрд. руб.). В целях повышения финансовой устойчивости предприятий отрасли в условиях кризиса и создания возможности для реализации ими полноценных программ реструктуризации, повышения эффективности будут откорректированы действующие графики погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также страховым взносам перед внебюджетными фондами. В частности, сроки уплаты сумм основного долга в 2009 - 2015 годах будут перенесены на 2011 - 2017 годы. Государственная поддержка будет оказываться организациям оборонно-промышленного комплекса. До 15 млрд. рублей будет направлено на субсидии организациям ОПК - головным исполнителям и исполнителям государственного оборонного заказа, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Также будут предоставляться субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных нужд по заданиям гособоронзаказа и в обеспечение международных обязательств Российской Федерации. В 2009 году на 3 млрд. рублей дополнительно предполагается увеличить субсидии стратегическим предприятиям и организациям ОПК в целях их финансового оздоровления. Значительный объем бюджетных средств будет направлен на проведение докапитализации ведущих системообразующих компаний ОПК. Уже выкуплена государством дополнительная эмиссия акций ОАО "РСК "МиГ" на сумму 15,0 млрд. рублей, принято решение по ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова" на сумму 4,12 млрд. рублей. Предусмотрено предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями ОПК на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения. Предполагается увеличение государственной гарантийной поддержки до 70 процентов, что позволит высвободить залоговую массу для привлечения данными организациями на финансовом рынке дополнительных кредитных средств, в том числе для развития производства. Общий объем средств, направляемый на указанные цели, составит 100 млрд. рублей. Сформирована законодательная основа для расширения практики предоставления инвестиционного налогового кредита предприятиям ОПК при выполнении ими гособоронзаказа. Дополнительно к комплексу уже реализуемых субсидий на техническое перевооружение, закупку техники и по экспорту промышленной продукции в 2009 году запланирован 1 млрд. рублей для предоставления субсидий организациям ОПК на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции. В транспортном комплексе Правительство предпринимает меры по стимулированию спроса на услуги, обеспечению доступности финансирования, стимулированию технического перевооружения и приобретения современных транспортных средств. Так, принято решение о формировании государственной лизинговой компании в транспортном комплексе на базе открытого акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания". В целях поддержания темпов строительства объектов транспортной инфраструктуры снижен минимальный размер софинансирования таких проектов из бюджетов субъектов Российской Федерации с 20% до 5% годового размера финансирования. Предпринимаются меры по обеспечению недискриминационного доступа топливных и авиационных компаний к объектам инфраструктуры топливо-заправочных комплексов в аэропортах в целях снижения издержек авиаперевозчиков. Для поддержки закупки авиаперевозчиками современной авиатехники авиакомпаниям будет предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигателей) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате. Увеличен размер возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, до трех четвертей подлежащих возмещению сумм. Правительство поддержит сектор железнодорожных перевозок. Будет проведено размещение облигаций ОАО "РЖД" для финансирования инвестиционной программы на 2009 - 2011 годы. Уже зарегистрировано 7 выпусков инфраструктурных облигаций на сумму в 100 млрд. рублей. Размещение облигаций будет осуществляться ежемесячно (февраль - май 2009 г.) по 30 млрд. рублей в месяц. ОАО "РЖД" будет компенсирована часть выпадающих доходов в связи со снижением темпов роста тарифов на железнодорожные перевозки на 2009 год (в форме увеличения уставного капитала). На эти цели будет выделено 50 млрд. руб. Жилищное строительство является одним из ключевых приоритетов экономической и социальной политики Правительства. Развитие жилищного сектора выступает мощным источником внутреннего спроса, охватывающего различные сектора отечественной экономики. Одновременно строительство жилья является важным стабилизатором, способствуя укреплению позиций среднего класса - собственника. Правительство предпримет меры по снижению воздействия кризиса на отрасль. Будет оказана поддержка ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнского капитала. Потенциально таким правом могут воспользоваться порядка 88 тыс. семей, и на эти цели будет направлено 26,3 млрд. рублей из средств федерального бюджета. Важным фактором поддержки "частного" спроса на квартиры станет принятое решение о включении в состав расходов сумм, уплаченных организациям в возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда. Важной мерой и социальной поддержки, и поддержки жилищного строительства станет реализация принятого решения об обеспечении в 2009 году жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны. Будут реализовываться институциональные преобразования в строительной отрасли: будут приняты комплекс антикризисных мер в строительной отрасли и комплекс мер по реформированию ЖКХ на 2009 - 2011 годы. В целях снижения негативных социальных последствий от реализации мер в сфере реформирования ЖКХ (в частности, повышения уровня тарифов на услуги ЖКХ) будет совершенствоваться система адресных субсидий для населения. Правительство также будет разрабатывать и реализовывать дополнительные меры по поддержке жилищного строительства, в том числе в рамках следующих направлений: содействие реструктуризации ипотечной задолженности; выполнение обязательств государства перед военнослужащими и ветеранами Великой Отечественной войны; организационная и финансовая поддержка частного спроса на новое жилье по социально приемлемым ценам; выполнение обязательств государства по реализации программы "Молодая семья"; участие в программах развития муниципальной инфраструктуры. Ряд мер Правительство реализует в сфере поддержки лесопромышленного комплекса. Будет обеспечена кредитная поддержка завершения строительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, введена отсрочка платежей на 1 - 2 года по кредитам, полученным на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, находящихся на завершающейся стадии (или возможность их перекредитования), выделено 325 млн. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам. Будет рассмотрен вопрос об освобождении инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, от уплаты таможенных пошлин на вывоз круглых лесоматериалов. В сфере металлургического производства принят ряд решений в области таможенно-тарифного регулирования, поддерживающий экспорт продукции цветной металлургии и обеспечивающий защиту отечественных производителей черных металлов на внутреннем рынке. Система антикризисных действий в этой отрасли будет связана с поддержкой экспорта и стимулированием внутреннего спроса со стороны строительной отрасли, машиностроения и топливно-энергетического комплекса. 5. Снижение административного давления на бизнес Общество ждет от бизнеса создания новых производств и новых рабочих мест, роста эффективности, стабильного поступления налогов для исполнения государством социальных обязательств. В период кризиса особенно недопустимыми являются излишние административные барьеры ведения бизнеса. В 2009 году будет радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса. Будет усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной палаты. Будет продолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступит в силу новый Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых - это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется без работы. Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора. В 2009 году будут установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом для потребителей с мощностью до 15 кВт стоимость присоединения не будет превышать 5 МРОТ (550 рублей), а от 15 до 100 кВт - можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года. В 2009 году требование об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательства при госзакупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит увеличить спрос на продукцию малых компаний еще на 25 млрд. рублей. Также будут установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества. Льготный порядок будет распространен как на казенное имущество, так и на имущество федеральных унитарных предприятий. При этом передача помещений иным хозяйствующим субъектам будет возможна только в том случае, если не будет заявок на аренду от малых и средних компаний. В 2009 году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. рублей, т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. Будет разработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств Внешэкономбанка. До 30 млрд. рублей будет расширена программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемой Внешнэкономбанком. Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого предпринимательства будет осуществляться пропорционально доле малых компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования будет учитываться бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета будет финансироваться 80% расходов на поддержку предпринимательства. В 2009 году впервые будет предусмотрена возможность авансового перечисления субсидий федерального бюджета на развитие малого бизнеса регионам, испытывающим трудности в формировании доходной части бюджета, - до 60% в течение первого полугодия 2009 года. Это значит, что заинтересованные регионы смогут использовать федеральные средства уже в I квартале текущего года. 6. Повышение устойчивости национальной финансовой системы В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям. Первое - расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе - повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье - обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы. Правительство совместно с Банком России реализует меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороны Центрального Банка, более 2 триллионов рублей, в 2009-м поддержка будет продолжена в основном за счет ресурсов Центрального Банка. В 2009 году, в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственным участием и Внешэкономбанку субординированным кредитам, Правительство направит 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку, 225 млрд. руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики. На увеличение ресурсной базы банков направлен ряд решений Банка России. Расширен ломбардный список Банка России для обеспечения дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций. В него включены 27 субфедеральных и корпоративных ценных бумаг. Увеличены сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования). Установлено, что по кредитам на срок от 181 до 365 календарных дней, обеспеченным активами, в том числе "нерыночными активами", процентная ставка составляет 13 процентов годовых. Будет усилен контроль за реализацией мероприятий по предупреждению банкротства и ходом процедур банкротства небанковских финансовых организаций в целях создания возможности для сохранения активов и максимизации удовлетворения требований кредиторов, включая физических лиц. Срок исполнения обязательств по биржевым облигациям продлен с одного года до трех лет. Разрешен выпуск биржевых облигаций не только открытыми акционерными обществами, но и другими хозяйственными обществами, а также госкорпорациями. В целях повышения доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора Правительство предприняло целый ряд мер. Так, усилен контроль за работой органов управления банков, получивших средства государственной поддержки, включая субординированные кредиты. В такие банки назначены уполномоченные представители Банка России. Контроль будет осуществляться по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитной организации. Упрощена процедура предоставления государственных гарантий. Предусмотрена возможность предоставления Минфином России государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере до 10 млрд. рублей по каждой гарантии. Увеличен максимальный размер предоставления государственных гарантий в иностранной валюте для поддержки экспорта промышленной продукции с 50 до 150 млн. долларов США. Специальные меры предпринимаются по обеспечению доступности кредитов (субсидирование процентной ставки) для приоритетных секторов экономики - сельского хозяйства, автомобилестроения и транспортного машиностроения. В рамках государственной программы поддержки малого бизнеса субсидируются процентные ставки по кредитам малым предприятиям. Отдельное направление поддержки финансовых рынков - обеспечение санации "проблемных" банков, важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы, снижение воздействия на банковскую систему банкротств отдельных банков. Банку России предоставлено право заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми Банк России компенсирует им часть убытков по кредитам, выданным организациям, у которых отозвана банковская лицензия. 7. Макроэкономическая политика Эффективная реализация антикризисных мер, максимизация их воздействия на экономику возможны только при обеспечении необходимого уровня макроэкономической стабильности. В этих целях Правительство в тесном взаимодействии с Банком России будет реализовывать взвешенную макроэкономическую политику, направленную на поддержание баланса между целями усиления социальной поддержки населения, стимулирования внутреннего спроса, развития отраслей экономики - с одной стороны, и целями поддержания приемлемого уровня инфляции, равновесного курса рубля, обеспечения допустимого уровня бюджетного дефицита - с другой. Поддержание такого баланса предполагает следующие приоритеты макроэкономической политики: Проведение ответственной бюджетной политики. Резкое снижение цен на нефть и газ, а также экономический спад приведут к тому, что федеральный бюджет недополучит в 2009 году 4,2 трлн. рублей. Принятые правительством решения по облегчению налоговой нагрузки снизят поступления в бюджетную систему на 420 млрд. рублей. Тем самым Правительство увеличивает остающиеся в распоряжении предприятий средства, которые могут использоваться на выплату заработной платы либо инвестиции. Снижение доходов коснется и территориальных бюджетов, и социальных фондов. Правительство приняло решение, несмотря на это, не сократить, а увеличить государственные расходы, существенно изменив их направленность. Сокращаются или отодвигаются на более поздние сроки неприоритетные расходы бюджета. "Высвободившиеся" средства будут направлены на увеличение пенсий, помощь потерявшим работу гражданам и их переобучение, укрепление банковской системы, стабилизацию состояния ипотечного рынка и поддержку попавших под удар секторов экономики. Увеличение государственных расходов, несмотря на сокращение доходов, будет обеспечено за счет средств, накопленных в Резервном фонде в период высоких цен на нефть. В 2009 году из Резервного фонда на расходы будет направлено примерно 2751,5 млрд. рублей. Даже в случае, если усиление кризиса приведет к дальнейшему снижению цен на товары российского экспорта, использование Резервного фонда гарантирует полное и безусловное исполнение увеличенных расходных обязательств федерального бюджета. Один из приоритетов макроэкономической политики состоит в постепенном сокращении инфляции. Повышение курса иностранной валюты, ставшее следствием финансового кризиса, привело к росту цен прежде всего за счет быстрого удорожания импортных и части отечественных товаров, производимых с использованием импортного сырья. Правительство ставит задачу удержать рост цен в 2009 году примерно в тех пределах, которые были зафиксированы в прошлом году. В последующем возможно замедление инфляции до 10% в 2010 году и 7,5 % в 2011 году. Правительству, совместно с Банком России, предстоит сочетать решение нескольких задач: обеспечить экономику достаточным количеством ликвидности и в то же время не допустить разгона инфляции. До окончания кризиса правительство будет с особой осторожностью подходить к регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспортные перевозки, электричество и тепло, а также цен на газ, соизмеряя их повышение, необходимое для финансирования инвестиционных программ, с задачами сдерживания инфляции. Важную роль в противодействии росту цен будет играть борьба с долларизацией экономики - повышение доверия к рублю как средству сбережения. Этому будет способствовать установление Банком России пределов роста стоимости бивалютной корзины, подорвавшее привлекательность конвертации рублевых средств в иностранную валюту. Параллельно Федеральная антимонопольная служба активизирует борьбу с необоснованным повышением цен за счет сговора поставщиков и других незаконных действий. Следующая задача состоит в расширении банковского кредитования и его удешевлении для предприятий и граждан. В настоящее время высокая стоимость заемных средств в значительной мере определяется рисками, связанными с неопределенностью внешнего и внутреннего спроса. Поддержка потребительского и инвестиционного спроса за счет дополнительных государственных расходов позволит снизить такие риски, а в сочетании со стабилизацией ожидаемой будущей стоимости иностранной валюты создаст предпосылки для снижения в будущем процентных ставок. В среднесрочной перспективе определяющим условием снижения процентных ставок станет последовательное замедление инфляции. Правительство намерено воздержаться от существенного наращивания заимствований на внутренних финансовых рынках, для того чтобы ограниченные инвестиционные ресурсы банковской системы полностью направлялись на кредитование граждан и отечественных предприятий. Важнейшей задачей остается поддержание достаточного уровня макроэкономической устойчивости российской экономики. Это требует сохранения определенного минимального уровня средств в Резервном фонде, достаточного объема золотовалютных резервов, поддержания положительного баланса внешней торговли и последовательного сокращения бюджетного дефицита. Правительство планирует снизить дефицит федерального бюджета до 3% в 2011 году. К концу 2011 года в Фонде национального благосостояния останутся средства на сумму порядка 2% ВВП. Такая политика обеспечит доверие российских и иностранных инвесторов, что позволит возобновить приток капитала и восстановить рост экономики. 8. Реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации На региональном уровне реализуется единая система антикризисных мер, включающая в себя как мероприятия, софинансируемые из федерального бюджета, так и меры, реализуемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно. Основными целями системы антикризисных мер, принимаемых на уровне регионов, являются: поддержание сбалансированности региональной бюджетной системы с целью безусловного исполнения обязательств перед гражданами, выплаты заработной платы работникам бюджетной системы, оплаты первоочередных расходов; содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест. Поддержание сбалансированности бюджетной системы обеспечивается как предоставлением поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации средств из федерального бюджета, так и проведением ответственной политики на региональном уровне, включающей в себя: оптимизацию бюджетных расходов и реструктуризацию бюджетной сети; пересмотр параметров бюджета, в том числе путем отказа от "необязательных" капитальных вложений; недопущение роста кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам; отказ от пополнения доходной базы бюджета субъекта Российской Федерации за счет снижения доходной базы местных бюджетов. Предоставление поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета будет осуществляться с учетом: реализации принятых Правительством Российской Федерации решений о снижении уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на которые предоставляются субсидии из федерального бюджета; сокращения направлений предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с одновременным увеличением объемов оставшихся субсидий и концентрации их на решении 3 - 4 наиболее важных первоочередных для регионов задач; обеспечения компенсации выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации путем совершенствования существующего механизма предоставления дотаций на поддержку, мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также предоставления бюджетных кредитов на основе формализованной методики. В настоящее время на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 300 млрд. рублей. Важнейшими направлениями антикризисной политики региональных властей должны стать реализация программ содействия занятости населения, мер социальной поддержки безработных граждан, а также поддержка реального сектора экономики (создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, организация системы взаимодействия с инвесторами по реализации приоритетных проектов, поддержку агропромышленного, строительного комплексов, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, поддержку предприятий регионального значения и т.д.). Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ содействия занятости населения и по социальной поддержке безработных граждан направляются на проведение следующих мероприятий: опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников); организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения; оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Программы будут гармонизированы с мероприятиями, осуществляемыми субъектами Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета в рамках реализации делегированных полномочий. Также будет оказываться дополнительная поддержка субъектам Российской Федерации, у которых наиболее остро выражены кризисные явления на региональных рынках труда, в том числе через формирование резервов в рамках общего объема субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, для его распределения между регионами с учетом состояния региональных рынков труда на софинансирование программ повышения занятости населения. Такой резерв уже предусмотрен, например, в рамках субсидии на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С учетом состояния регионального рынка труда будет осуществлено распределение субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства и субсидий на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования. В рамках государственной поддержки реального сектора экономики на региональном уровне в целях сохранения рабочих мест реализуются следующие меры: субсидирование процентной ставки по кредитам предприятий реального сектора экономики (данная мера предусмотрена в 69 регионах); предоставление государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики (данная мера предусмотрена в 57 регионах). Одновременно с этим субъекты Российской Федерации должны предусмотреть мероприятия, направленные на минимизацию административных процедур, сопровождающих предоставление указанных мер поддержки. Представляется также крайне важной организация на региональном уровне системы взаимодействия по реализации приоритетных инвестиционных проектов, которая должна включать как организацию взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, так и интеграцию финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, средств государственных корпораций, средств частных инвесторов, привлечения заемных ресурсов. Мероприятия по поддержке агропромышленного комплекса, реализующиеся в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации, как правило, предусматривают предоставление субсидий на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства, а также на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам. В части оказания государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса: в большинстве субъектов Российской Федерации предпринимаются меры по обеспечению условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений. Так, во исполнение Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а также в целях обеспечения условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений в 80 субъектах Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты; регионы пользуются предоставленными налоговыми возможностями по поддержке малого и среднего предпринимательства. 36 регионов приняли решение о снижении дифференцированных ставок, в 27 регионах соответствующие проекты нормативных правовых актов находятся на различных стадиях рассмотрения; практически все субъекты Российской Федерации заявили о своем участии в федеральной программе оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству, реализуемой Минэкономразвития России. Поддержка строительного комплекса осуществляется путем предоставления регионам средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилого фонда. Общий объем средств, предусмотренный для предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на реализацию региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда в период с 2008 по 2011 год, составит 240 млрд. рублей. В счет этой суммы в качестве антикризисных мер приняты решения о выделении средств Фонда на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья по 124 заявкам 78 регионов на общую сумму 55,02 млрд. рублей. Выделение указанных финансовых ресурсов позволит отремонтировать 41,5 тысячи домов, улучшив условия проживания 6,1 миллиона человек, и расселить 2004 аварийных дома, где проживает 33,7 тысячи человек. С участием средств Фонда в настоящее время отремонтированы и ведется капитальный ремонт в 34 639 домах (84% от заявленных к ремонту), в том числе завершен ремонт 28 292 домов в 70 субъектах Российской Федерации, ведется капитальный ремонт 6 347 домов в 62 субъектах Российской Федерации. При этом 17 субъектов Федерации полностью выполнили свои программы капитального ремонта на 2008 год. По программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда расселены 253 аварийных дома, в которых проживало 5 922 человека. В целях реализации антикризисных мер, направленных на оздоровление ситуации в отдельных отраслях экономики, Фондом с 10 декабря 2008 г. осуществляется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья. По указанной программе одобрена 51 заявка на сумму 20,6 млрд. рублей (с учетом софинансирования субъектов Российской Федерации - 28,8 млрд. рублей). Это позволит переселить 62 465 человек в 23 071 квартиру. В I квартале 2009 года по вышеназванной программе до 17 регионов представят свои заявки на сумму 6,1 миллиарда рублей. 29 субъектов Российской Федерации уже разместили заказы на приобретение квартир на общую сумму 17,8 миллиарда рублей. Итоги размещения подведены в 20 субъектах Российской Федерации, где заключены государственные контракты на приобретение 7 895 квартир на сумму 11,9 миллиарда рублей. Средства в объеме 3,8 миллиарда рублей уже перечислены застройщикам. Всего в настоящее время в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ участвуют 79 субъектов Российской Федерации. Общий объем осваиваемых финансовых средств с учетом долевого финансирования регионов составляет 116,0 миллиарда рублей. Реализация региональных адресных программ, финансируемых с участием средств Фонда, обеспечивает занятость 1,5 миллиона человек. Усилия по поддержке реального сектора экономики будут сосредоточены в первую очередь на поддержке градообразующих предприятий и организаций. Одним из приоритетов региональной бюджетной политики должно стать обеспечение прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. В текущей экономической ситуации необходимо принять все меры по недопущению сокращения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и системы обязательного медицинского страхования на бесплатную медицинскую помощь и при этом обеспечить в полной мере выполнение требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. В условиях недостатка доходов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования особую важность приобретает исполнение в полном объеме обязательств субъектов Российской Федерации в части страхования неработающего населения. Российская Федерация в 2009 году будет осуществлять дополнительную финансовую поддержку системы обязательного медицинского страхования по двум направлениям: увеличение дотаций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках нормированного страхового запаса, порядок использования которого утвержден Правительством Российской Федерации; выделение в составе создаваемого резерва федерального бюджета на 2009 год бюджетных ассигнований на предоставление Федеральному фонду обязательного медицинского страхования для перечисления территориальным фондам ОМС (в случае снижения против запланированных доходов бюджетов территориальных фондов ОМС) межбюджетных трансфертов с целью исполнения территориальных государственных гарантий предоставления гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В 2009 году в приоритетном порядке будет оказываться помощь тем субъектам Российской Федерации, которые обеспечивают выполнение действующего законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в части государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Приложение 1 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БАНКА РОССИИ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 2009 Г. ------------------------------------------------------------------------------ | N | Мероприятие | Объем | | п/п | | дополнительного | | | | финансирования, | | | | млрд. рублей | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1. | УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, СОХРАНЕНИЕ И | | | | СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.1. | Социальная защита | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.1.1. | Проведение еженедельного мониторинга по | --------- | | | субъектам Российской Федерации увольнения | | | | работников в связи с ликвидацией организаций | | | | либо сокращением численности или штата | | | | работников, а также неполной занятости | | | | работников организации. | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.1.2. | Организация работы консультационных пунктов, | --------- | | | "горячих линий" и предувольнительных | | | | консультаций для работников организаций, | | | | издание информационных буклетов и брошюр. | | | | Приказ Минздравсоцразвития России N 683 "Об | | | | организации работы консультационных пунктов, | | | | телефонных "горячих линий" и | | | | предувольнительных консультаций работников". | | | | (16 января 2009 г. открыт официальный | | | | информационный портал о федеральных службах по | | | | труду и занятости - "Работа в России" | | | | (www.trudvsem.ru). Информация объединяет в | | | | себе официальную информацию 85 региональных | | | | служб занятости и 2450 муниципальных центров | | | | занятости населения.) | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.1.3. | Установление 50-процентного резерва от | --------- | | | утвержденного Правительством Российской | | | | Федерации объема квот по Российской Федерации | | | | с целью регулирования потребности в | | | | привлечении иностранных работников по | | | | Российской Федерации, в том числе по | | | | приоритетным профессионально-квалификационным | | | | группам. Определение порядка уменьшения | | | | размера определенной на текущий год | | | | потребности в привлечении иностранных | | | | работников и размера утвержденных на текущий | | | | год квот и связанной с этими изменениями | | | | корректировки распределения определенной на | | | | текущий год потребности по приоритетным | | | | профессионально-квалификационным группам. | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.1.4. | Установление на 2009 год допустимой доли | --------- | | | иностранных работников в сфере розничной | | | | торговли и в области спорта, процентов от | | | | общей численности работников, используемых | | | | указанными хозяйствующими субъектами: | | | | 0% - розничная торговля алкогольными | | | | напитками, включая пиво; розничная торговля | | | | фармацевтическими товарами; розничная торговля | | | | в палатках и на рынках; прочая розничная | | | | торговля вне магазинов; | | | | 25% - прочая деятельность в области спорта. | | | | (В случае массовых сокращений рабочих мест | | | | хозяйствующими субъектами по различным видам | | | | экономической деятельности и для реализации | | | | принципа приоритетного трудоустройства | | | | высвобождаемых в результате кризиса граждан | | | | Российской Федерации Правительством Российской | | | | Федерации может быть установлена доля по | | | | другим видам экономической деятельности как по | | | | ряду субъектов Российской Федерации, так и на | | | | всей территории Российской Федерации.) | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.1.5. | Софинансирование региональных программ, | 43,7 | | | направленных на снижение напряженности на | | | | рынке труда субъектов Российской Федерации: | | | | - опережающее профессиональное обучение | | | | работников в случае угрозы массового | | | | увольнения; | | | | - создание работодателями временных рабочих | | | | мест (общественные работы, временное | | | | трудоустройство, стажировки); | | | | - оказание адресной поддержки гражданам, | | | | включая организацию их переезда в другую | | | | местность для замещения рабочих мест; | | | | - содействие развитию малого | | | | предпринимательства и самозанятости | | | | безработных граждан. | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.1.6. | Увеличение размера пособия по безработице. | 33,9 | | | В 2009 г. минимальная величина пособия по | | | | безработице составляет 850 рублей, | | | | максимальная - 4900 рублей. | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.1.7. | Увеличение ассигнований для перечисления в | | | | Пенсионный фонд: | | | | для покрытия дефицита (страховая часть | 315,6 | | | трудовой пенсии с 1 апреля 2009 г. | | | | дополнительно индексируется на 17,5% против | | | | 15,6%, с 1 августа - на 8,5%); | | | | на выплату базовой части трудовой пенсии; | 12,5 | | | на повышение ЕДВ. | 11,5 | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.1.8. | Включение расходов на заработную плату | --------- | | | работникам бюджетных учреждений в перечень | | | | расходов, защищенных от сокращения. | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.1.9. | Индексация государственных пособий, социальных | 12,7 | | | выплат и стоимости набора социальных услуг с | | | | учетом нового прогноза инфляции. | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.1.10. | Дополнительное увеличение объемов | 33,9 | | | финансирования мероприятий активной политики | | | | занятости населения (осуществление переданных | | | | полномочий в области содействия занятости | | | | населения) | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.2. | Поддержка образования (расходы всего по | | | | разделу - 394,8) | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.2.1. | Субсидии на поддержку образовательных | 0,027 | | | кредитов. | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |1.3. | Здравоохранение, физическая культура и спорт | | | | (всего по разделу - 334,6) | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2. | СОХРАНЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО И | | | | ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2.1. | ОБЩАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА И РАБОТА С | | | | СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2.1.1. | Поддержка системообразующих предприятий | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2.1.1.1. | Обеспечение поддержки организациям, входящим в | --------- | | | перечень системообразующих организаций. | | | | Формирование перечня системообразующих | | | | организаций и мониторинг их финансово- | | | | экономического состояния. | | | | Перечень из 295 системообразующих организаций | | | | утвержден протоколом заседания | | | | Правительственной комиссии по повышению | | | | устойчивости развития российской экономики от | | | | 23 декабря 2008 г. N 2, раздел IV. | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2.1.1.2. | Оказание содействия предприятиям, имеющим | --------- | | | существенное значение для экономики субъектов | | | | и муниципальных образований. Рассмотрение | | | | перечня предприятий регионального значения | | | | (1148) на заседании Правительственной комиссии | | | | по повышению устойчивости развития российской | | | | экономики 24 февраля 2009 г. N 8. | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2.1.1.3. | Обеспечение поддержки отдельным стратегическим | --------- | | | предприятиям и организациям оборонно- | | | | промышленного комплекса. Создание | | | | Межведомственной комиссии по поддержке | | | | стратегических предприятий и организаций | | | | оборонно-промышленного комплекса, исполняющих | | | | государственный оборонный заказ и испытывающих | | | | финансовые трудности в условиях сложившейся | | | | ситуации на финансовых рынках. | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2.1.2. | Меры налогового стимулирования | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2.1.2.1. | Осуществление с 1 января 2010 года переноса | 34 млрд. | | | ряда основных средств в амортизационные группы | Выпадающие | | | с меньшим сроком полезного использования в | доходы | | | целях стимулирования обновления | | | | соответствующего оборудования. | | | | В пределах 3 - 7 амортизационных групп ряд | | | | основных средств переносится в группы с | | | | меньшим сроком полезного использования. | | | | Изменения разработаны с целью обеспечения | | | | инвестиционной стабильности и | | | | привлекательности в нефтяной отрасли и | | | | затрагивают основные средства предприятий | | | | нефтегазовой отрасли. | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2.1.2.2. | Переход к начислению амортизации в целях | --------- | | | налогообложения прибыли по группе объектов | | | | основных средств (по амортизационным группам), | | | | применению нелинейного метода начисления | | | | амортизации. | | | | (Применение нелинейного метода начисления | | | | амортизации позволяет организациям | | | | ускорить списание стоимости основных средств и | | | | ускорить обновление основного капитала.) | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2.1.2.3. | Предоставление отсрочки или рассрочки по | --------- | | | уплате федеральных налогов, если размер | | | | задолженности организации превышает 10 | | | | миллиардов рублей, на срок, не превышающий | | | | пяти лет, по решению Министра финансов | | | | Российской Федерации. | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2.1.2.4. | Снижение ставки налога на прибыль | 294,0 | | | (Снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20%, | Выпадающие | | | при этом федеральная часть налога снижена с | доходы | | | 6,5 до 2,5%. Регионы в дополнение к 17,5% | В т.ч. в | | | получают 0,5% за счет федеральной части. 330,9 | федеральный | | | млрд. руб. сокращения налоговых доходов | бюджет - 330,9 | | | федерального бюджета.) | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2.1.2.5. | Переход на уплату налога по фактически | --------- | | | полученной прибыли за 4 квартал 2008 года. | | | | (В четвертом квартале 2008 года | | | | налогоплательщики вправе перейти на уплату | | | | налога по фактически полученной прибыли и | | | | отказаться, таким образом, от внесения | | | | платежей, рассчитанных исходя из достигнутого | | | | уровня прибыли за предыдущий отчетный период.) | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2.1.2.6. | Оптимизация срока уплаты налога на добавленную | --------- | | | стоимость по операциям, признаваемым объектами | | | | налогообложения данным налогом. | | | | (ФЗ от 13 октября 2008 N 172-ФЗ) | | | | (Начиная с налоговой отчетности за третий | | | | квартал 2008 года налог на добавленную | | | | стоимость уплачивается равными долями в | | | | течение трех месяцев, следующих за истекшим | | | | налоговым периодом, а не единовременно по | | | | истечении налогового периода.) | | |---------|------------------------------------------------|-----------------| |2.1.2.7. | Освобождение от налогообложения налогом на | --------- | Страницы: 1 2 |