продлении. Статья 139 1. Диалог между предпринимателями и трудящимися может привести при их желании к контрактным отношениям, включая заключение соглашений. 2. Соглашения, заключенные на уровне Сообщества, выполняются либо в соответствии с процедурами и практикой, свойственными предпринимателям и трудящимся и государствам-членам, либо, в вопросах, подпадающих под действие статьи 137, и по совместному запросу участников соглашения, в соответствии с решением Совета, принятым по предложению Комиссии. Совет действует квалифицированным большинством голосов, за исключением тех случаев, когда соответствующее соглашение содержит одно или несколько положений, имеющих отношение к какой-либо из областей, упомянутых в статье 137 (2). В этих случаях Совет действует единогласно. Статья 140 Для достижения целей статьи 136 и без ущерба для других положений настоящего Договора, Комиссия поощряет сотрудничество между государствами-членами и содействует координации их действий во всех областях социальной политики, подпадающих под действие положений данной главы, и особенно в следующих вопросах: - занятость; - трудовое законодательство и условия труда; - базовое и последующее профессиональное обучение; - социальное обеспечение; - предотвращение профессионального травматизма и профессиональных заболеваний; - гигиена на производстве; - право на профессиональные объединения и коллективные переговоры между предпринимателями и трудящимися. С этой целью Комиссия действует в тесном контакте с государствами-членами. Она проводит исследования, дает заключения и организует консультации как по проблемам, возникающим на национальном уровне, так и по проблемам, которыми занимаются международные организации. Прежде чем давать заключения по вопросам, предусмотренным в данной статье, Комиссия консультируется с Экономическим и социальным комитетом. Статья 141 1. Каждое государство-член обеспечивает соблюдение принципа равной оплаты для мужчин и женщин за равный или равноценный труд. 2. В данной статье под "оплатой" подразумеваются обычные или минимальные заработная плата или должностной оклад, а также всякое другое вознаграждение, в денежной или натуральной формах, которые работник прямо или опосредованно получает от работодателя в связи со своей работой. Равная оплата без дискриминации по признаку пола означает: a) что сдельная оплата за работу одного и того же качества рассчитывается в одинаковых единицах измерения; b) что почасовая оплата за одинаковую работу рассчитывается по единым расценкам. 3. Совет, действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом, принимает меры, обеспечивающие применение принципа равных возможностей и равного отношения к мужчинам и женщинам в вопросах занятости и профессиональной деятельности, включая принцип равной оплаты за равный или равноценный труд. 4. Для обеспечения на практике полного равенства мужчин и женщин в профессиональной жизни, принцип равного отношения не должен препятствовать ни одному из государств-членов продолжать или начать применение мер, обеспечивающих определенные преимущества, чтобы облегчить профессиональную деятельность лицам того пола, который менее представлен в данной профессии, либо чтобы предотвратить или компенсировать неблагоприятные условия, затрудняющие профессиональную карьеру. Статья 142 Государства-члены заботятся о сохранении существующей эквивалентности схем предоставления оплачиваемых отпусков. Статья 143 Комиссия ежегодно подготавливает доклад относительно прогресса в продвижении к: целям, указанным в статье 136, включая анализ демографической ситуации в Сообществе. Она направляет этот доклад Европейскому парламенту, Совету и Экономическому и социальному комитету. Европейский парламент может предложить Комиссии подготовить доклады об отдельных проблемах, касающихся социальной обстановки. Статья 144 Совет, после консультации с Европейским парламентом, учреждает Комитет по социальной защите с консультативным статусом в целях содействия сотрудничеству в области политик социальной защиты между государствами-членами и Комиссией. Задачами Комитета являются: - контроль за социальной ситуацией и развитием политик социальной защиты в государствах-членах и Сообществе; - содействие обмену информацией, опытом и наилучшей практикой между государствами-членами и Сообществом; - без ущерба для статьи 207 подготовка докладов, составление заключений и осуществление другой деятельности в пределах сфер своей компетенции по запросу Совета, Комиссии или по собственной инициативе. Для исполнения своего мандата Комитет устанавливает соответствующие контакты с администрацией и трудящимися. Каждое государство-член и Комиссия назначают по два члена Комитета. Статья 145 Комиссия будет включать в свой ежегодный доклад Европейскому парламенту специальную главу о социальном развитии в Сообществе. Европейский парламент может обратиться к Комиссии с предложением составить доклады по отдельным вопросам, касающимся социальных условий. Глава 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД Статья 146 С целью улучшения возможностей занятости трудящихся на внутреннем рынке и содействия, тем самым, повышению уровня жизни учреждается в соответствии с нижеследующими положениями Европейский социальный фонд, задача которого состоит в том, чтобы облегчить трудоустройство рабочих, увеличить их географическую и профессиональную мобильность в Сообществе и облегчить их адаптацию к изменениям в промышленности и системах производства, особенно с помощью профессиональной подготовки и переподготовки. Статья 147 Управление Фондом возлагается на Комиссию. В выполнении этой задачи Комиссии будет помогать Комитет, возглавляемый одним из членов Комиссии и состоящий из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей. Статья 148 Совет, действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, принимает решения, направленные на осуществление положений, касающихся Европейского социального фонда. Глава 3. ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И МОЛОДЕЖЬ Статья 149 1. Сообщество способствует улучшению качества образования путем поощрения сотрудничества между государствами-членами и, если необходимо, путем поддержки их действий, при полном сохранении ответственности государств-членов за содержание обучения и организацию систем образования и их культурного и языкового разнообразия. 2. Действия Сообщества имеют целью: - развить европейские аспекты в образовании, особенно путем преподавания и распространения языков государств-членов; - поощрять мобильность студентов и преподавателей, в том числе путем признания в научной среде дипломов и сроков обучения; - содействовать сотрудничеству между учебными заведениями; - развивать обмен информацией и опытом по проблемам, общим для образовательных систем государств-членов; - поощрять развитие обмена молодежью и преподавателями в области общественных наук; - поощрять развитие заочного образования. 3. Сообщество и государства-члены способствуют сотрудничеству с третьими странами и компетентными международными организациями в области образования, особенно с Советом Европы. 4. Чтобы способствовать достижению целей, поставленных в данной статье, Совет: - действуя в соответствии с процедурой, изложенной в статье 251, после консультаций с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, принимает поощрительные меры, исключая какую-либо гармонизацию законов и других правовых актов государств-членов; - принимает квалифицированным большинством рекомендации, по предложению Комиссии. Статья 150 1. Сообщество осуществляет политику профессионального обучения, которая призвана поддерживать и дополнять действия государств-членов, при полном сохранении ответственности государств-членов за содержание и организацию профессионального обучения. 2. Действия Сообщества преследуют следующие цели: - способствовать адаптации к изменениям в промышленности, особенно через профессиональное обучение и переподготовку; - улучшать начальное и последующее профессиональное обучение, чтобы способствовать профессиональной интеграции и реинтеграции в рынок труда; - облегчать доступность профессионального обучения и поощрять мобильность преподавателей и обучающихся, особенно молодых людей; - стимулировать сотрудничество в обучении между учебными заведениями или центрами профессиональной подготовки и фирмами; - развивать обмен информацией и опытом по проблемам, общим для систем профессионального обучения государств-членов. 4. Совет, действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, принимает меры, способствующие достижению целей, изложенных в данной статье, исключая какую-либо гармонизацию законодательных и регламентарных актов, принятых государствами - членами. Раздел XII КУЛЬТУРА Статья 151 1. Сообщество содействует расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие. 2. Действия Сообщества направлены на поощрение сотрудничества между государствами-членами и, при необходимости, на поддержку и дополнение их действий в следующих областях: - расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов; - сохранение и защиту культурного наследия европейской значимости; - некоммерческий культурный обмен; - художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор. 3. Сообщество и государства-члены содействуют сотрудничеству с третьими странами и международными организациями в сфере культуры, особенно с Советом Европы. 4. Предпринимая действия, основанные на других положениях настоящего Договора, Сообщество принимает во внимание их культурные аспекты, прежде всего руководствуясь уважением и стремясь поддержать разнообразие культур. 5. Чтобы способствовать достижению целей, изложенных в данной статье, Совет: - действуя в соответствии с процедурой, изложенной в статье 251, и после консультаций с Комитетом регионов, принимает поощрительные меры, исключая какую-либо гармонизацию законов и других правовых актов государств-членов. Совет действует на основе единогласия по всем процедурам, упомянутым в статье 251; - принимает единогласно рекомендации, по предложению Комиссии. Раздел XIII ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Статья 152 1. Высокий уровень защиты здоровья людей должен быть гарантирован при определении и осуществлении всех направлений политики и деятельности Сообщества. Действия Сообщества, которые дополняют национальную политику, направлены на улучшение общественного здравоохранения, профилактику заболеваний и устранение факторов, создающих угрозу для здоровья людей. Эти действия включают также борьбу с массовыми эпидемиями, способствуя изучению их причин, их распространения и предотвращения, так же как и развитию информации и образования в области здравоохранения. Сообщество дополняет действия государств-членов, направленные на ослабление губительного воздействия наркотиков на здоровье, в том числе посредством распространения информации и профилактики. 2. Сообщество поощряет сотрудничество между государствами-членами в областях, относящихся к настоящей статье, и, в случае необходимости, оказывает помощь их действиям. Государства-члены в контакте с Комиссией координируют свою политику и программы в областях, указанных в параграфе 1. Комиссия, в тесном контакте с государствами-членами, может предпринимать любые полезные инициативы для содействия такой координации. 3. Сообщество и государства-члены развивают сотрудничество с третьими странами и компетентными международными организациями в сфере здравоохранения. 4. Совет, действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, после консультаций с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, способствует достижению целей, изложенных в настоящей статье, принимая: a) меры, устанавливающие высокие стандарты качества и безопасности в области медицины человеческих органов и веществ, полученных из человеческого организма, крови и ее производных; эти меры не могут препятствовать какому-либо государству-члену поддерживать или вводить более строгие меры защиты; b) в отступление от статьи 37, меры в ветеринарной и фитосанитарной областях с целью защиты здоровья людей; c) стимулирующие меры, направленные на защиту и улучшение здоровья людей, исключая какую-либо гармонизацию законодательных и регламентарных актов, принятых государствами-членами. Для достижения целей, изложенных в настоящей статье, Совет принимает также, по предложению Комиссии, рекомендации квалифицированным большинством голосов. 5. Действия Сообщества в области общественного здравоохранения полностью основаны на уважении ответственности государств-членов за организацию и обеспечение служб здравоохранения и медицинской помощи. В частности, меры, предусмотренные в параграфе 4 "a", не затрагивают национальные положения, касающиеся пожертвований и использования человеческих органов и крови в медицинских целях. Раздел XIV ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ Статья 153 1. Для обеспечения высокого уровня защиты интересов потребителей Сообщество способствует защите здоровья, безопасности и экономических интересов потребителей, а также расширению их прав на информацию, образование и возможность самоорганизации в целях защиты своих интересов. 2. Необходимость защиты потребителей принимается во внимание при определении и осуществлении других направлений политики и деятельности Сообщества. 3. Сообщество способствует достижению целей, изложенных в параграфе 1, посредством: a) мер, принимаемых во исполнение статьи 95 в рамках завершения создания единого внутреннего рынка; b) мер, поддерживающих, дополняющих и контролирующих политику, осуществляемую государствами-членами. 4. Совет, действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, после консультации с Экономическим и социальным комитетом, принимает меры, изложенные в параграфе 3 "b". 5. Меры, принимаемые в соответствии с параграфом 4, не могут препятствовать какому-либо государству-члену поддерживать или вводить более строгие меры защиты. Такие меры должны быть совместимы с настоящим Договором. Комиссия должна быть уведомлена о них. Раздел XV ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЕ СЕТИ Статья 154 1. Чтобы помочь достижению целей, упомянутых в статьях 14 и 158, и дать возможность гражданам Союза, участникам экономической деятельности, региональным и местным сообществам извлекать все выгоды от создания зон без внутренних границ, Сообщество способствует учреждению и развитию трансъевропейских сетей в области транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур. 2. В рамках системы открытых и конкурентных рынков, действия Сообщества имеют целью стимулирование взаимосвязи и взаимодействия национальных сетей, так же как и доступа к таким сетям. В особенности оно должно учитывать необходимость связи между островами, замкнутыми или периферийными районами и центральными районами Сообщества. Статья 155 1. Чтобы достигнуть целей, указанных в статье 154, Сообщество: - разрабатывает основные ориентиры с указанием целей, приоритетов и широкого набора мер, предусмотренных в сфере трансъевропейских сетей; эти основные ориентиры должны определять проекты, представляющие общий интерес; - осуществляет любые меры, которые могут оказаться необходимыми для обеспечения взаимодействия сетей, особенно в области технической стандартизации; - может поддерживать проекты, представляющие общий интерес, которые поддержаны государствами-членами и содействуют ориентирам, указанным в первом абзаце, особенно путем разработки технико-экономического обоснования, гарантий займов или субсидирования по льготным процентным ставкам; Сообщество может, кроме того, содействовать, через созданный Фонд сплочения, согласно статье 161, финансированию специальных проектов в государствах-членах в области транспортной инфраструктуры. В своей деятельности Сообщество учитывает потенциальную экономическую жизнеспособность проектов. 2. Государства-члены, в контакте с Комиссией, согласовывают политику, проводимую на национальном уровне, которая может оказывать важное влияние на достижение целей, изложенных в статье 154. Комиссия, в тесном сотрудничестве с государствами-членами, может выдвигать любые плодотворные инициативы для содействия такому сотрудничеству. 3. Сообщество может принимать решения о сотрудничестве с третьими странами для продвижения проектов, представляющих взаимный интерес и обеспечения взаимодействия сетей. Статья 156 Ориентиры и другие меры, указанные в статье 155 (1), принимаются Советом, действующим в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов. Основные ориентиры и проекты, представляющие общий интерес, которые относятся к территории государства-члена, утверждаются заинтересованным государством-членом. Раздел XVI ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Статья 157 1. Сообщество и государства-члены обеспечивают условия, необходимые для стимулирования конкурентоспособности промышленности Сообщества. С этой целью, в соответствии с системой открытой рыночной экономики, их действия направлены на: - ускорение адаптации промышленности к структурным сдвигам; - содействие созданию благоприятной среды развития повсеместно в Сообществе предпринимательства, особенно мелкого и среднего; - содействие созданию благоприятных условий для сотрудничества между предприятиями; - содействие лучшему использованию промышленного потенциала политики инноваций, развития исследований и технологий. 2. Государства-члены проводят совещания друг с другом, в контакте с Комиссией и, если это необходимо, согласовывают свои действия. 3. Сообщество способствует достижению целей, изложенных в параграфе 1, через политику и деятельность, проводимые в соответствии с другими положениями настоящего Договора. Совет, действующий в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 261, и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом, может принять единогласно решение о специальных мерах в поддержку действий, предпринимаемых государствами-членами для достижения целей, изложенных в параграфе 1. Этот раздел не содержит оснований для введения Сообществом каких-либо мер, которые могли бы вести к нарушению конкуренции или содержащих налоговые положения либо относящихся к правам и интересам лиц, работающих по найму. Раздел XVII ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СПЛОЧЕНИЕ Статья 158 С целью обеспечить свое гармоничное развитие в целом, Сообщество продолжает и расширяет деятельность, направленную на укрепление своего социально-экономического сплочения. В особенности, Сообщество стремится сократить разрыв между уровнями развития различных регионов и уменьшить отставание регионов или островов, находящихся в наименее благоприятных условиях, включая сельские районы. Статья 159 Государства-члены проводят свою экономическую политику и координируют ее, стремясь вместе с тем достигнуть целей, изложенных в статье 158. Разработка и осуществление политики Сообщества и действий, направленных на создание внутреннего рынка, предполагают учет целей, изложенных в статье 158, и способствуют их достижению. Сообщество стремится к достижению этих целей, используя структурные фонды (Секция гарантий Европейского фонда ориентации и гарантий в области сельского хозяйства; Европейский социальный фонд; Европейский фонд регионального развития), Европейский инвестиционный банк и другие финансовые инструменты. Комиссия представляет Европейскому парламенту, Совету, Экономическому и социальному комитету и Комитету регионов каждые три года доклад о прогрессе, достигнутом в экономическом и социальном сплочении, и методах использования упомянутых в данной статье инструментов, которые способствовали этому прогрессу. Этот доклад, если необходимо, сопровождается соответствующими предложениями. Если признаны необходимыми специальные действия вне названных фондов, не наносящие ущерба другим мерам, предпринимаемым в рамках иных направлений политики Сообщества, то решения о таких действиях могут быть приняты Советом в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов. Статья 160 Европейский фонд регионального развития призван вносить вклад в устранение основных региональных диспропорций в Сообществе путем участия в развитии или структурной перестройке регионов, отстающих в развитии, и в конверсии индустриальных районов, находящихся в упадке. Статья 161 Без ущерба для положений статьи 162, Совет, по предложению Комиссии, и после получения согласия Европейского парламента и консультаций с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, определяет на основе единогласия задачи, приоритетные цели и организацию структурных фондов, что может включать создание группы фондов. Кроме того, Совет, действуя в соответствии с той же процедурой, определяет общие нормы, применимые к ним, и правила, необходимые для обеспечения эффективности и координации деятельности этих Фондов друг с другом и с другими с финансовыми инструментами. Фонд сплочения, созданный Советом в соответствии с той же процедурой, будет финансировать проекты в области окружающей среды и создания трансъевропейских сетей в сфере транспортной инфраструктуры. С 1 января 2007 г. Совет действует квалифицированным большинством голосов по предложению Комиссии после получения согласия Европейского парламента и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, если к тому времени долгосрочное финансовое планирование, применяемое с 1 января 2007 г., и Межинституциональное соглашение, относящееся к нему, будут приняты. Если этого не произойдет, указанная процедура, установленная в соответствии с настоящим параграфом, будет применяться со дня их принятия. Статья 162 Решения, направленные на осуществление положений, касающихся Европейского фонда регионального развития, принимаются Советом в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов. В отношении Секции гарантий Европейского фонда ориентации и гарантий в области сельского хозяйства и Европейского социального фонда продолжают действовать соответственно статьи 37 и 148. Раздел XVIII ИССЛЕДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Статья 163 1. Сообщество ставит своей целью укрепить научную и технологическую базу европейской промышленности и поднять ее международную конкурентоспособность, стимулируя все исследования, необходимые в соответствии со смыслом других глав настоящего Договора. 2. Для этого оно поощряет предприятия на всей территории Сообщества, включая малые и средние, исследовательские центры и университеты в их усилиях в сфере научных исследований и разработки высококачественных технологий; оно поддерживает их усилия, направленные на развитие взаимного сотрудничества, стремясь, прежде всего, предоставить предприятиям возможность использовать в полной мере потенциал внутреннего рынка Сообщества, открывая, в частности, государственный сектор национальных рынков, определяя единые нормы и устраняя юридические и налоговые препятствия такому сотрудничеству. 3. Вся деятельность Сообщества в рамках настоящего Договора в области исследований и технологических разработок, включая демонстрационные проекты, разрабатывается и осуществляется в соответствии с положениями данного раздела. Статья 164 Преследуя эти цели, Сообщество осуществляет следующую деятельность, дополняющую деятельность предприятий государств-членов: a) реализация программ научных исследований, технологических разработок и опытно-демонстрационных программ путем развития кооперации с предприятиями, исследовательскими центрами и университетами; b) развитие кооперации в области научных исследований, технологических разработок и опытно-демонстрационных программ, осуществляемых в Сообществе, с третьими странами и международными организациями; c) распространение и оптимизация результатов научных исследований, технологических разработок и опытно-демонстрационных программ, осуществляемых в Сообществе; d) стимулирование обучения и мобильности исследователей в Сообществе. Статья 165 1. Сообщество и государства-члены координируют исследования и технологические разработки, с тем, чтобы обеспечить взаимную согласованность их национальной политики с политикой Сообщества. 2. Комиссия, в тесном сотрудничестве с государствами-членами, может выступать с любой полезной инициативой, чтобы содействовать сотрудничеству, упомянутому в первом параграфе. Статья 166 1. Многолетняя Рамочная программа, охватывающая все направления деятельности Сообщества, принимается Советом в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, после консультаций с Экономическим и социальным комитетом. Рамочная программа: - устанавливает научные и технологические цели, которые достигаются посредством деятельности, предусмотренной статьей 164, и соответствующие приоритеты; - намечает общие направления этой деятельности; - фиксирует общую максимальную сумму и подробные правила финансового участия Сообщества в Рамочной программе и соответствующие доли, предназначенные для каждого из предусмотренных направлений деятельности. 2. Рамочная программа корректируется или дополняется сообразно изменению ситуации. 3. Рамочная программа проводится в жизнь через специальные программы, разрабатываемые для каждого направления. Каждая специальная программа определяет детально правила ее осуществления, устанавливает сроки и предусматривает необходимые средства. Сумма признанных необходимыми средств в специальных программах не может превышать максимальной величины, установленной для Рамочной программы и по каждому из направлений деятельности. 4. Совет, по предложению Комиссии и после консультаций с Европейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом, принимает специальные программы квалифицированным большинством. Статья 167 Для осуществления многолетней Рамочной программы Совет: - определяет правила участия предприятий, исследовательских центров и университетов; - устанавливает правила, регулирующие распространение результатов исследований. Статья 168 При выполнении многолетней Рамочной программы могут быть приняты решения о дополнительных программах, с участием только некоторых государств-членов, которые должны их финансировать при возможном участии Сообщества. Совет принимает правила, относящиеся к дополнительным программам, особенно, в том, что касается распространения знаний и доступа к ним других государств-членов. Статья 169 В ходе осуществления многолетней Рамочной программы Сообщество может предусмотреть, по согласованию с заинтересованными государствами - членами, собственное участие в научно-исследовательских программах, проводимых несколькими государствами-членами, включая участие в структурах, созданных для выполнения этих программ. Статья 170 В ходе осуществления многолетней Рамочной программы Сообщество может предусмотреть кооперацию в области научных исследований, технологических разработок и опытно-демонстрационных программ, проводимых им самим, с третьими странами или международными организациями. Формы такой кооперации могут определяться на основе международных договоров между Сообществом и другими заинтересованными сторонами, которые вырабатываются и заключаются в соответствии со статьей 300. Статья 171 Сообщество может создавать совместные предприятия или любые другие организационные структуры, которые необходимы для эффективного осуществления его собственных программ научных исследований, технологических разработок и опытно-демонстрационных программ. Статья 172 Совет, по предложению Комиссии и после консультаций с Европейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом, принимает квалифицированным большинством голосов положения, относящиеся к статье 171. Совет, действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом, принимает положения, относящиеся к статьям 167, 168 и 169. Принятие дополнительных программ требует согласия заинтересованных государств-членов. Статья 173 В начале каждого года Комиссия направляет доклад в Европейский парламент и Совет. Он содержит информацию о развитии исследований и технологических разработок и о распространении их результатов в течение предыдущего года, а также о рабочих программах на текущий год. Раздел XIX ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА Статья 174 1. Деятельность Сообщества в отношении окружающей среды имеет целью: - сохранять, защищать и улучшать состояние окружающей среды; - вносить вклад в защиту здоровья людей; - добиваться разумного и рационального использования природных ресурсов; - содействовать на международном уровне мерам, относящимся к региональным и общемировым проблемам защиты окружающей среды. 2. Политика Сообщества в области окружающей среды имеет целью достижение высокого уровня защиты, принимая во внимание разнообразие ситуаций в различных регионах Сообщества. Она базируется на принципах предосторожности и превентивных действий, устранения источников ущерба окружающей среде и возмещения ущерба загрязнителем. В этом контексте меры в целях гармонизации, отвечающие требованиям в области охраны окружающей среды, включают, где это уместно, защитную оговорку, позволяющую государствам-членам принимать временные меры по внеэкономическим причинам экологического характера, подлежащие процедуре инспекции Сообщества. 3. При выработке Программы действий в области окружающей среды Сообщество учитывает: - полученные научные и технические данные; - состояние окружающей среды в различных регионах Сообщества; - потенциальные выгоды и затраты, которые могут явиться результатом действий или их отсутствия; - экономическое и социальное развитие Сообщества в целом и сбалансированное развитие его регионов. 4. В рамках своих компетенции Сообщество и государства-члены сотрудничают с третьими странами и компетентными международными организациями. Формы сотрудничества могут быть предметом договоров между ними и другими заинтересованными сторонами, которые вырабатываются и заключаются в соответствии со статьей 300. Предыдущий параграф не затрагивает компетенции государств-членов вести переговоры в международных органах и заключать международные договоры. Статья 175 1. Совет, действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов решает, какие действия должны быть предприняты Сообществом, чтобы достичь целей, указанных в статье 174. 2. В отступление от процедуры принятия решений, предусмотренной параграфом 1, и без ущерба для положений статьи 95, Совет, по предложению Комиссии и после консультаций с Европейским парламентом, Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, принимает решения единогласно: a) положения преимущественно фискального характера; b) меры, касающиеся: - городского и сельского планирования; - количественного управления водными ресурсами или воздействующие прямо или косвенно, на доступность таких ресурсов; - выбора государством-членом источников энергии в соответствии с общей структурой энергоснабжения; - землепользования, за исключением управления отходами. Совет, исходя из вышеперечисленных условий, может определить те вопросы, упомянутые в данном параграфе, по которым решения должны приниматься квалифицированным большинством. 3. В других областях общие программы действий, устанавливающие приоритетные цели, принимаются Советом, действующим в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов. Совет, действуя в соответствии с условиями первого параграфа, определяет круг вопросов, предусмотренных настоящим параграфом, в отношении которых решения принимаются квалифицированным большинством голосов. 4. Без ущерба для мер, имеющих значение для всего Сообщества, государства-члены финансируют и осуществляют политику в области окружающей среды. 5. Если меры, основанные на положениях параграфа 1, включают в себя расходы, признанные несоразмерными для органов власти государства-члена, Совет формулирует в акте, определяющем эти меры и не наносящем ущерба для принципа "загрязнитель платит", соответствующие условия в форме: - временных отступлений и/или - финансовой поддержки из Фонда сплочения, созданного в соответствии со статьей 161. Статья 176 Совместные меры по защите окружающей среды, принимаемые в соответствии со статьей 175, не препятствуют каждому из государств - членов сохранять или вводить более строгие защитные меры, совместимые с настоящим Договором. Они информируют Комиссию об этих мерах. Раздел XX СОТРУДНИЧЕСТВО В ЦЕЛЯХ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ Статья 177 1. Осуществляемая Сообществом политика сотрудничества в целях содействия развитию, которая дополняет политику, проводимую государствами - членами, призвана способствовать: - непрерывному экономическому и социальному развитию развивающихся стран, особенно находящихся в наиболее неблагоприятных условиях; - плавной и постепенной интеграции развивающихся стран в мировую экономику; - кампании борьбы против бедности в развивающихся странах. 2. Политика Сообщества в этой области призвана содействовать общей цели развития и консолидации демократии и правопорядка, уважению прав человека и основных свобод. 3. Сообщество и государства-члены выполняют обязательства и принимают во внимание цели, которые они одобрили в духе Объединенных Наций и других компетентных международных организаций. Статья 178 Сообщество, проводя политику, которая может оказать влияние на развивающиеся страны, принимает во внимание цели, сформулированные в статье 177. Статья 179 1. Без ущерба для других положений настоящего Договора, Совет, действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, принимает меры, необходимые для достижения целей, указанных в статье 177. Такие меры могут принимать форму многолетних программ. 2. Европейский инвестиционный банк, в соответствии с положениями его Устава, содействует осуществлению мер, упомянутых в параграфе 1. 3. Положения данной статьи не затрагивают сотрудничество со странами Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана (АКТ) в рамках Конвенции АКТ-ЕС. Статья 180 1. Сообщество и государства-члены координируют свою политику сотрудничества в целях содействия развитию и консультируются друг с другом касательно их программ помощи, в том числе в международных организациях и во время международных конференций. Они могут предпринимать совместные действия. Государства-члены способствуют, если необходимо, осуществлению программ помощи Сообщества. 2. Комиссия может выступать с полезными инициативами, способствующими координации, упомянутой в параграфе 1. Статья 181 В пределах своей компетенции, Сообщество и государства-члены сотрудничают с третьими странами и с компетентными международными организациями. Условия участия Сообщества в сотрудничестве могут быть предметом соглашений между ним и заинтересованными третьими сторонами. Эти соглашения обсуждаются и заключаются в соответствии со статьей 300. Условия выполнения предыдущего параграфа не должны наносить ущерба компетенции государств-членов вести переговоры в международных организациях и заключать международные соглашения. Раздел XXI ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ФИНАНСОВОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ Статья 181 "a" 1. Без ущерба другим положениям настоящего Договора, и, в частности, положениям раздела ХХ, Сообщество осуществляет в рамках своей компетенции меры экономического, финансового и технического сотрудничества с третьими странами. Такие меры являются дополнительными к мерам, осуществляемым государствами-членами и совместимыми с политикой развития Сообщества. Политика Сообщества в этой области способствует достижению общей цели развития и укрепления демократии и правового государства, а равно утверждения прав человека и основных свобод. 2. Совет квалифицированным большинством голосов по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом принимает меры, необходимые для применения параграфа 1. Совет, действуя единогласно, заключает соглашения об ассоциации, предусмотренной в статье 310, а также соглашения о присоединении к Союзу с государствами-кандидатами. 3. В рамках своих сфер компетенции Сообщество и государства-члены сотрудничают с третьими странами и соответствующими международными организациями. Механизм сотрудничества Сообщества может быть предметом соглашений между Сообществом и соответствующими третьими странами, в отношении которых ведутся переговоры и которые утверждаются в соответствии со статьей 300. Первый подпараграф не наносит ущерба компетенции государств - членов по ведению переговоров в международных структурах и заключению международных соглашений. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. АССОЦИАЦИЯ С ЗАМОРСКИМИ СТРАНАМИ И ТЕРРИТОРИЯМИ Статья 182 Государства-члены договариваются об ассоциации между Сообществом и расположенными вне Европы странами и территориями, поддерживающими особые отношения с Данией, Францией, Нидерландами и Соединенным Королевством. Эти страны и территории (называемые ниже "страны и территории") перечислены в приложении II к настоящему Договору. Целью ассоциации является содействие экономическому и социальному развитию стран и территорий и установлению тесных экономических отношений между ними и Сообществом в целом. В соответствии с принципами, изложенными в преамбуле к настоящему Договору, ассоциация должна служить, прежде всего, интересам и процветанию жителей этих стран и территорий, с тем, чтобы вести их по пути экономического, социального и культурного развития, к которому они стремятся. Статья 183 Ассоциация преследует следующие цели: 1. Государства-члены будут применять в своей торговле со странами и территориями тот же режим, который они предоставляют друг другу в силу настоящего Договора. 2. Каждая страна или территория будет применять в своей торговле с государствами-членами и другими странами и территориями тот же режим, который она применяет к европейскому государству, с которым она поддерживает особые отношения. 3. Государства-члены будут способствовать капиталовложениям, необходимым для поступательного развития этих стран и территорий. 4. В отношении капиталовложений, финансируемых Сообществом, участие в торгах и в поступлениях будет предоставлено на равных условиях всем физическим и юридическим лицам государств-членов, а также стран и территорий. 5. В отношениях между государствами-членами и странами и территориями право на жительство и экономическую деятельность граждан и фирм или компаний регулируется в соответствии с положениями и процедурами, предусмотренными в главе о праве на жительство и экономическую деятельность, и на недискриминационной основе, с учетом особых положений, принятых на основании статьи 187. Статья 184 1. Товары, произведенные в странах и территориях и импортируемые в государства-члены, полностью освобождены от таможенных пошлин в соответствии с запрещением таможенных пошлин между государствами - членами, предусмотренным положениями настоящего Договора. 2. Таможенные пошлины на импорт в каждую страну и территорию товаров из государств-членов или других стран и территорий запрещены согласно положениям статьи 25. 3. Однако страны и территории могут взимать таможенные пошлины, необходимые для их развития и индустриализации или для пополнения их бюджетных доходов. Тем не менее, пошлины, упомянутые в предыдущем абзаце, не могут превышать уровня пошлин, которыми облагается импорт продуктов из государства-члена, с которым каждая страна или территория поддерживает особые отношения. 4. Параграф 2 не относится к странам и территориям, которые в силу того, что они связаны особыми международными обязательствами, применяют недискриминационный таможенный тариф. 5. Установление или изменение таможенных пошлин, которыми облагаются импортируемые в страны или территории товары, не должны служить поводом, юридическим или фактическим, для прямой или косвенной дискриминации по отношению к импорту из различных государств-членов. Статья 185 Если уровень пошлин, которыми облагаются товары, происходящие из третьего государства, при их ввозе в страну или территорию, может вызвать, учитывая действие положений статьи 184 (1), отклонения товарного потока в ущерб одному из государств-членов, это последнее может просить Комиссию предложить другим государствам-членам меры, необходимые для выправления этой ситуации. Статья 186 С оговоркой о положениях, касающихся здравоохранения, государственной безопасности и общественного порядка, свобода движения трудящихся из стран и территорий в государства-члены и трудящихся из государств-членов в страны и территории будет регулироваться последующими соглашениями, которые потребуют единодушного одобрения государств-членов. Статья 187 Совет, на основе приобретенного опыта ассоциации между странами и территориями и Сообществом и на основе принципов, сформулированных в настоящем Договоре, действуя единогласно, разрабатывает положения, определяющие конкретные условия и процедуру ассоциации между странами и территориями и Сообществом. Статья 188 Положения статей 182 - 187 будут применяться к Гренландии с учетом особых положений для Гренландии, изложенных в Протоколе об особых договоренностях с Гренландией, приложенном к настоящему Договору. ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ИНСТИТУТЫ СООБЩЕСТВА Раздел I ПОЛОЖЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТОВ Глава 1. ИНСТИТУТЫ Отдел 1 Европейский парламент Статья 189 Европейский парламент, состоящий из представителей народов государств, объединившихся в Сообществе, осуществляет полномочия, возложенные на него настоящим Договором. Число членов Европейского парламента не должно превышать 732. Статья 190 1. Представители народов государств, объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием. 2. Число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, равно: Бельгия - 25 Дания - 16 Германия - 99 Греция - 25 Испания - 64 Франция - 87 Ирландия - 15 Италия - 87 Люксембург - 6 Нидерланды - 31 Австрия - 21 Португалия - 25 Финляндия - 16 Швеция - 22 Соединенное Королевство - 87. В случае внесения изменений в данный параграф, число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, должно обеспечивать соответствующее представительство народов государств, объединившихся в Сообщество. 3. Представители избираются сроком на пять лет. 4. Европейский парламент разрабатывает предложения относительно прямых всеобщих выборов в соответствии с единой процедурой для всех государств-членов или в соответствии с общими для всех государств-членов принципами. Совет, после получения согласия Европейского парламента, принимающего решение большинством своих членов, утвердит единогласно соответствующие положения и рекомендует государствам-членам принять их в соответствии со своими конституционными процедурами. 5. Европейский парламент, после того, как он запросит и получит заключение Комиссии, и с одобрения Совета, действующего квалифицированным большинством, разрабатывает правила и общие условия выполнения государствами-членами их обязанностей. Все правила и условия относительно налогообложения государств-членов или бывших государств-членов требуют в Совете единогласия. Статья 191 Политические партии на европейском уровне являются важным фактором интеграции внутри Союза. Они содействуют формированию европейской идентичности и выражению политической воли граждан Союза. Совет, действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, регламентирует деятельность политических партий на европейском уровне, и, в частности, правила их финансирования. Статья 192 Как это обусловлено в настоящем Договоре, Европейский парламент участвует в процессе принятия актов Сообщества путем использования своих полномочий согласно процедурам, изложенным в статьях 251 и 252, давая свое согласие или представляя рекомендательные заключения. Европейский парламент, действуя на основе большинства, может просить Комиссию представить любое уместное предложение по вопросам, которые, как он считает, требуют принятия акта Сообщества, с целью осуществления настоящего Договора. Статья 193 В порядке выполнения своих обязанностей, Европейский парламент может, по запросу четвертой части своих членов, учредить Временный комитет по расследованию, без ущерба полномочиям, которыми наделены, согласно настоящему Договору, другие институты и органы, для рассмотрения предполагаемых нарушений или плохого применения права Сообщества, за исключением случаев, где обнаруженные факты, будучи проверенными до суда, все же остаются объектом судебного разбирательства. Временный комитет по расследованию прекращает свое существование после представления отчета. Детальные условия, определяющие использование прав по расследованию, должны быть определены общей договоренностью между Европейским парламентом, Советом и Комиссией. Статья 194 Любой гражданин Союза, и любое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее зарегистрированный офис в каком-либо государстве-члене, имеет право обращаться, индивидуально или совместно с другими гражданами или лицами, с петицией в Европейский парламент по вопросу, который входит в сферу компетенции Сообщества и который касается их непосредственно. Статья 195 1. Европейский парламент назначает Омбудсмена, наделенного полномочиями принимать жалобы от любого гражданина Союза или любого физического или юридического лица, проживающего или имеющего зарегистрированный офис в каком-либо государстве-члене, касающиеся случаев плохой организации деятельности институтов и органов Сообщества, за исключением Суда или суда первой инстанции, выступающих в своей судебной роли. В соответствии со своими обязанностями, Омбудсмен проводит расследования, для которых он находит основания, либо по своей собственной инициативе, либо на основании жалоб, представляемых ему непосредственно или через члена Европейского парламента, за исключением случаев, где заявленные факты являются или уже были предметом судебного разбирательства. В этом случае, если Омбудсмен устанавливает факт плохого управления, он направляет дело в заинтересованное учреждение, которое должно в течение трех месяцев сообщить ему свою точку зрения. После этого Омбудсмен направляет сообщение в Европейский парламент и заинтересованное учреждение. Лицо, подающее жалобу, должно быть информировано о результатах такого расследования. Омбудсмен представляет ежегодный доклад Европейскому парламенту о результатах своих расследований. 2. Омбудсмен назначается после каждых выборов Европейского парламента на срок его полномочий. Омбудсмен имеет право на повторное назначение. Омбудсмен может быть освобожден Судом по просьбе Европейского парламента, если он более не соответствует условиям, требуемым для исполнения его обязанностей или если он виновен в неправомерном поведении. 3. Омбудсмен полностью независим в выполнении своих обязанностей. При выполнении этих обязанностей он не запрашивает и не принимает инструкций от какого-либо органа. В течение срока своих полномочий Омбудсмен не может вступать в какую-либо другую должность, оплачиваемую или нет. 4. Европейский парламент, после того как он запросит и получит заключение Комиссии, и с одобрения Совета, действующего на основе квалифицированного большинства, определяет положения и общие условия выполнения Омбудсменом своих обязанностей. Статья 196 Европейский парламент проводит ежегодные сессии. Он собирается, без какого-либо решения о созыве, во второй вторник марта. Европейский парламент может быть созван на чрезвычайную сессию по требованию большинства своих членов или требованию Совета или Комиссии. Статья 197 Европейский парламент выбирает из числа своих членов председателя и других должностных лиц. Члены Комиссии могут присутствовать на всех заседаниях, и будут выслушаны, по их просьбе, выступая от ее имени. Комиссия дает устные или письменные ответы на вопросы, поставленные Европейским парламентом или его членами. Совет заслушивается Европейским парламентом в соответствии с условиями, установленными Советом в его процедурных правилах. Статья 198 За исключением тех случаев, когда настоящий Договор предусматривает иное, Европейский парламент принимает решения абсолютным большинством поданных голосов. Кворум устанавливается правилами процедуры. Статья 199 Европейский парламент принимает правила процедуры большинством голосов своих членов. Протоколы заседаний Европейского парламента публикуются в порядке, предусмотренном в этих правилах. Статья 200 Европейский парламент обсуждает на открытом заседании ежегодный общий доклад, направленный ему Комиссией. Статья 201 В случае внесения в Европейский парламент вотума недоверия в связи с деятельностью Комиссии, голосование может быть проведено не раньше чем через три дня после того, как внесено предложение, и только открытым способом. В этом случае, срок полномочий членов Комиссии, назначенных заменить их, истекает одновременно с истечением срока полномочий членов Комиссии, обязанной подать в отставку в качестве органа. Отдел 2 Совет Статья 202 Для достижения целей, определенных в настоящем Договоре, и в соответствии с его положениями Совет: - обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов; - обладает правом принятия решений; - наделяет Комиссию посредством актов, принятых Советом, компетенцией исполнять нормы, которые выработаны Советом. Совет может выдвигать определенные требования к осуществлению этих полномочий. Он может также сохранять за собой право, в определенных случаях, непосредственно осуществлять эти полномочия. Означенные выше требования должны отвечать принципам и правилам, которые Совет вырабатывает в предварительном порядке, принимая решения единогласно, по предложению Комиссии и с учетом заключения Европейского парламента. Статья 203 Совет состоит из представителей каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченных отвечать за обязательства правительства государства-члена. Пост председателя поочередно занимается каждым государством - членом в течение шести месяцев в порядке, принятом Советом, или на основе единогласного решения. Статья 204 Совет созывается его председателем по его собственной инициативе или по предложению одного из членов Комиссии. Статья 205 1. Совет принимает решения большинством голосов его членов, если настоящий Договор не предусматривает иного. 2. В тех случаях, когда действия Совета требуют квалифицированного большинства, голоса его членов имеют следующий вес: Бельгия - 5; Дания - 3; Германия - 10; Греция - 5; Испания - 8; Франция - 10; Ирландия - 3; Австрия - 4; Финляндия - 3; Швеция - 44; Италия - 10; Люксембург - 2; Нидерланды - 5; Португалия - 5; Соединенное Королевство - 10. Акты считаются принятыми, если они собрали, по крайней мере: - 62 голоса "за", если, в соответствии с настоящим Договором, они принимаются по предложению Комиссии, - 62 голоса "за", поданных не менее чем десятью членами, в остальных случаях. 3. Наличие среди присутствующих или представленных членов Совета воздержавшихся не препятствует принятию Советом актов, требующих единогласия. Статья 206 При голосовании каждый член Совета может выступать от имени не более чем одного другого члена. Статья 207 1. На Комитет, состоящий из Постоянных представителей государств-членов, возлагается ответственность за подготовку работы Совета и выполнение задач, порученных ему Советом. Комитет может принимать процедурные решения в случаях, предусмотренных Внутренним регламентом Совета. 2. Совет пользуется помощью генерального секретариата, под руководством генерального секретаря - высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, которому помогает заместитель генерального секретаря, осуществляющий управление работой генерального секретариата. Генеральный секретарь и заместитель генерального секретаря назначаются Советом квалифицированным большинством. Совет определяет организационную структуру генерального секретариата. 3. Совет принимает свой Внутренний регламент. В целях применения статьи 255 (3) Совет определяет во Внутреннем регламенте условия доступа общественности к документам Совета. Для целей настоящего параграфа Совет определяет случаи, в которых он должен рассматриваться как действующий в качестве законодателя, с тем, чтобы обеспечить в этих случаях наибольший доступ к документам, сохраняя в то же время эффективность процесса принятия решений. В любом случае, когда Совет действует в качестве законодателя, результаты и мотивация голосования, равно как и внесенные в протокол заявления, придаются гласности. Статья 208 Совет может просить Комиссию провести любое обследование, которое он сочтет целесообразным для достижения общих целей, и представить ему соответствующие предложения. Статья 209 Совет определяет, на основе заключения Комиссии, правила, регулирующие деятельность комитетов, предусмотренных в настоящем Договоре. Статья 210 Совет, принимая решения квалифицированным большинством, устанавливает размеры окладов, вознаграждений и пенсий председателя и членов Комиссии, председателя, судей, юридических советников и секретаря Суда, а также членов и секретаря Суда первой инстанции. Он также определяет, тем же большинством, любые выплаты, производимые вместо заработной платы. Отдел 3 Комиссия Статья 211 Для обеспечения надлежащего функционирования и развития общего рынка Комиссия: - гарантирует применение положений настоящего Договора и мер, предпринимаемых институтами для этого; - выносит рекомендации или заключения по вопросам, связанным с настоящим Договором, если последний специально предусматривает это или если Комиссия посчитает это необходимым; - располагает собственными полномочиями принимать решения и участвовать в разработке мер, предпринимаемых Советом и Европейским парламентом, теми способами, которые предусмотрены в настоящем Договоре; - осуществляет полномочия, которые Совет передает ей для выполнения принятых им постановлений. Статья 212 Ежегодно, не позже чем за месяц до открытия сессии Европейского парламента, Комиссия публикует общий доклад о деятельности Сообществ. Статья 213 1. Комиссия состоит из 20 членов, которые выбираются с учетом их общей компетентности и независимость которых не вызывает сомнений. Число членов Комиссии может быть изменено единогласным решением Совета. Членами Комиссии могут быть только граждане государств-членов. В составе Комиссии должен быть, по крайней мере, один гражданин от каждого государства-члена, но не может быть более двух членов, имеющих гражданство одного и того же государства. 2. Члены Комиссии полностью независимы в выполнении своих обязанностей, действуя в общих интересах Сообщества. При выполнении своих обязанностей они не запрашивают и не принимают инструкций от какого бы то ни было правительства или от иного органа. Они воздерживаются от всяких действий, несовместимых с их обязанностями. Каждое государство-член обязуется уважать этот принцип и воздерживаться от попыток повлиять на членов Комиссии при выполнении ими своих обязанностей. В течение всего срока своих полномочий члены Комиссии не могут заниматься какой-либо другой деятельностью, за вознаграждение или без него. Вступая в должность, они торжественно подтверждают, что как в период ее исполнения, так и впоследствии они будут соблюдать вытекающие из этого обязательства, и особенно проявлять щепетильность и осторожность в том, что касается согласия занять определенные должности или получить определенные выгоды после прекращения их деятельности в Комиссии. В случае нарушения этих обязательств членом Комиссии Суд, по запросу Совета или Комиссии и в зависимости от обстоятельств, может принять решение об отстранении его от должности в соответствии с положениями статьи 216 либо лишении прав на пенсию или иных преимуществ, заменяющих ее. Статья 214 1. Члены Комиссии назначаются в соответствии с процедурой, изложенной в параграфе 2, на период пять лет, с соблюдением, если необходимо, положений статьи 201. Срок их полномочий может быть возобновлен. 2. Совет, заседающий в составе глав государств или правительств, действуя квалифицированным большинством, намечает кандидата, которого намерен назначить на пост председателя Комиссии; кандидатура утверждается Европейским парламентом. Совет, действуя квалифицированным большинством, и по общему согласию с кандидатом в председатели, намечает и других лиц, которых он намеревается назначить членами Комиссии, подбираемых в соответствии с предложениями, выдвинутыми каждым из государств-членов. Председатель и другие члены Комиссии, выдвинутые таким образом, подлежат утверждению в качестве коллегиального органа Европейским парламентом. После утверждения Европейским парламентом председатель и члены Комиссии назначаются Советом, действующим квалифицированным большинством. Статья 215 Помимо обычного порядка обновления состава или случаев смерти, обязанности члена Комиссии прекращаются вследствие добровольной отставки или отстранения от должности. Вакансия, возникшая по причине сложения полномочий по собственному желанию, принудительного увольнения или смерти заполняется на остающийся срок полномочий члена Комиссии новым членом Комиссии, назначаемым Советом на основе квалифицированного большинства. Совет единогласно может решить, что в заполнении вакансии нет необходимости. В случае сложения полномочий по собственному желанию, принудительного увольнения или смерти, председатель заменяется на оставшийся срок его полномочий. Процедура, изложенная в статье 214 (2), применяется для замены председателя. За исключением случая принудительного увольнения по статье 216, члены Комиссии продолжают выполнять свои функции вплоть до момента их замещения или пока Совет не решит, что в заполнении вакансии нет необходимости, как это предусмотрено в параграфе втором настоящей статьи. Статья 216 Если какой-либо член Комиссии не соответствует более требованиям, необходимым для выполнения его обязанностей, или если он совершил серьезный проступок, Суд может отстранить его от должности по ходатайству Совета или Комиссии. Статья 217 1. Комиссия работает под политическим руководством своего председателя, который решает вопрос о ее внутренней организации в целях обеспечения того, чтобы она действовала постоянно, эффективно и на основе коллегиальности. 2. Ответственность, возложенная на Комиссию, должна быть разделена и рассредоточена председателем между ее членами. Председатель может перераспределить эту ответственность в течение срока полномочий Комиссии. Члены Комиссии осуществляют обязанности, возложенные на них председателем в силу своих полномочий. 3. После получения одобрения Комиссии, председатель может назначить из числа ее членов заместителя председателя. 4. Член Комиссии уходит в отставку по требованию председателя, после получения одобрения Комиссии. Статья 218 1. Совет и Комиссия взаимно консультируются и устанавливают с общего согласия методы их сотрудничества. 2. Комиссия устанавливает свои правила процедуры с целью обеспечения своей работы и работы своих департаментов в соответствии с положениями настоящего Договора. Она обеспечивает опубликование этих правил. Статья 219 Комиссия принимает решения большинством голосов своих членов, как это предусмотрено в статье 213. Заседание Комиссии считается правомочным лишь при наличии кворума, предусмотренного ее процедурными правилами. Отдел 4 Суд Статья 220 Суд и суд первой инстанции, каждый в соответствии со своей юрисдикцией, обеспечивают сохранение единообразия права Сообщества при толковании и применении настоящего Договора. В дополнение, судебные палаты могут быть сформированы судом первой инстанции на условиях, предусмотренных в статье 225 "a" в целях осуществления, в некоторых специальных сферах, судебных полномочий, предоставленных настоящим Договором. Статья 221 В состав Суда входят по одному судье от каждого государства - члена. Суд заседает в палатах или в Большой палате в соответствии с правилами, предусмотренными для этих целей в Статуте Суда. Когда это предусмотрено Статутом, Суд заседает в полном составе. Статья 222 Суду оказывают содействие восемь юридических советников. Следуя запросу Суда, Совет, действуя единогласно, может увеличить число юридических советников. Юридический советник обязан представить в открытом судебном заседании полностью беспристрастное, независимое и мотивированное заключение по делам, которые в соответствии со Статутом Суда требуют его участия. Статья 223 Судьи и юридические советники подбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений и тех, кто обладает квалификацией, необходимой для замещения высших судебных должностей в их странах, или являются юридическими экспертами с признанной компетентностью; они назначаются с общего согласия правительствами государств-членов сроком на шесть лет. Каждые три года происходит частичное обновление состава судей и юридических советников в соответствии с условиями, предусмотренными Статутом Суда. Судьи выбирают из своей среды председателя Суда сроком на три года. Он может быть переизбран на новый срок. Судьи и юридические советники с истекающими сроками полномочий могут быть назначены вновь. Суд назначает секретаря Суда и разрабатывает положение, регламентирующее его деятельность. Суд устанавливает собственные Правила процедуры. Эти правила требуют одобрения Советом, действующим на основе квалифицированного большинства. Статья 224 В состав суда первой инстанции входят по одному судье от каждого государства-члена. Численность судей определяется Статутом Суда. Статут может предусмотреть оказание помощи суду первой инстанции юридическими советниками. Члены суда первой инстанции подбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений и тех, кто обладает качествами, необходимыми для замещения высших судебных должностей. Они назначаются с общего согласия правительствами государств-членов сроком на шесть лет. Состав частично обновляется каждые три года. Члены с истекающими сроками полномочий могут быть назначены вновь. Судьи избирают председателя суда первой инстанции из числа своих членов сроком на три года. Он может быть переизбран. Суд первой инстанции назначает своего секретаря и разрабатывает положение, регламентирующее его деятельность. Суд первой инстанции разрабатывает по согласованию с Судом свои правила процедуры. Они подлежат одобрению Советом на основе квалифицированного большинства. Если Статутом Суда не предусмотрено иное, положения настоящего Договора, относящиеся к Суду, применяются к суду первой инстанции. Статья 225 1. Суд первой инстанции имеет юрисдикцию по рассмотрению и разрешению исков по первой инстанции или производству в соответствии со статьями 230, 232, 235, 236 и 238, за исключениями переданных судебным палатам и предусмотренным Статутом Суда. Статут может предоставить суду первой инстанции юрисдикцию по отношению к другим категориям исков и производства. Правовое содержание решений суда первой инстанции, вынесенных на основании настоящего параграфа может быть обжаловано в Суде в соответствии с условиями и в рамках, зафиксированными в Уставе Суда. 2. Суд первой инстанции имеет юрисдикцию по рассмотрению и разрешению исков по первой инстанции или производству, возбужденному против решений судебных палат, предусмотренных статьей 225 "a". Решения суда первой инстанции, вынесенные на основании настоящего параграфа, могут быть в исключительных случаях пересмотрены в Суде в соответствии с условиями и в рамках, зафиксированными в Уставе Суда, в случае, если существует серьезный риск воздействия на однородность и согласованность права Сообщества. 3. Суд первой инстанции имеет юрисдикцию по рассмотрению и разрешению вопросов преюдициального характера, подпадающих под действие статьи 234 в специальных сферах предусмотренных Статутом. Если суд первой инстанции сочтет, что требуемое решение в принципе воздействует на однородность и согласованность права Сообщества, он может передать дело на рассмотрение Суда. Решения суда первой инстанции, вынесенные по вопросам преюдициального характера, могут быть в исключительных случаях пересмотрены Суде в соответствии с условиями и в рамках, зафиксированными в Уставе Суда, в случае если существует серьезный риск воздействия на однородность и согласованность права Сообщества. Статья 225 "a" Совет, действуя единогласно по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом и Судом или по запросу Суда и после консультации с европейским парламентом и Комиссией, может создать судебные палаты для рассмотрения и разрешения некоторых категорий исков или производства по первой инстанции, возбужденных в специальных сферах. Решение об учреждении судебной палаты должно содержать правила ее организации и указывать юрисдикцию, предоставленную ей. Правовое содержание, а если это предусмотрено решением об учреждении судебной палаты, то и фактическое содержание решений суда первой инстанции, может быть обжаловано в суде первой инстанции. Члены судебной палаты подбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений и тех, кто обладает качествами, необходимыми для замещения судебных должностей. Они назначаются Советом единогласно. Судебная палата разрабатывает по согласованию с Судом свои правила процедуры. Они подлежат одобрению Советом на основе квалифицированного большинства. Если решение об учреждении судебной палаты не предусматривает иное, положения настоящего Договора, относящиеся к Суду, и положения Статута Суда применяются к судебным палатам. Статья 226 Если, по мнению Комиссии, одно из государств-членов уклоняется от выполнения каких-либо обязательств, возложенных на него настоящим Договором, она представляет мотивированное заключение по этому поводу, предоставив заинтересованному государству-члену возможность предварительно представить свои соображения по данному вопросу. Если государство-член, о котором идет речь, оставит без внимания заключение Комиссии в течение определенного срока, установленного Комиссией, она может обратиться в Суд. Статья 227 Каждое из государств-членов, по мнению которого другое государство-член уклоняется от выполнения обязательств, взятых на себя согласно настоящему Договору, может обратиться по этому поводу в Суд. Обращению в Суд одного государства-члена с иском к другому государству-члену, основанном на предполагаемом нарушении этим последним обязательств, вытекающих из настоящего Договора, должно предшествовать предварительное обращение в Комиссию по данному вопросу. Комиссия представляет свое обоснованное заключение после того, как заинтересованным государствам будет предоставлена возможность обосновать свою позицию в данном деле и защитить ее в отношении друг друга в состязательном порядке письменно и устно. Если Комиссия не представила своего заключения в течение трех месяцев с даты обращения к ней по данному делу, то отсутствие такого заключения не является препятствием для обращения с иском в Суд. Статья 228 1. Если Суд выявит нарушение каким-либо государством-членом обязательств, вытекающих из настоящего Договора, то это государство - член обязано принять необходимые меры для выполнения решения Суда. 2. Если Комиссия считает, что это государство-член не приняло таких мер, она, после предоставления ему возможности дать свои замечания, издает обоснованное заключение, определяющее пункты, по которым это государство не выполнило решения Суда. Если это государство не выполняет необходимых мер, отвечающих решению Суда в срок, установленный Комиссией, последняя может передать дело в Суд. Поступая таким образом, она определяет единовременную сумму или размер штрафа, подлежащие уплате государством-членом, которые она считает уместными по обстоятельствам. Если Суд находит, что государство-член не выполнило его решения, он может наложить на это государство обязательство уплатить |