ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВОДНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 27.08.09 1235-Р

Оглавление


Страницы: 1  2  




                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          27 августа 2009 г.
                               N 1235-р

                                 (Д)


     1. Утвердить прилагаемые:
     Водную стратегию Российской Федерации на период до 2020 года;
     план   мероприятий  по  реализации  Водной  стратегии  Российской
Федерации на период до 2020 года.
     2.   Минприроды   России,  Минэкономразвития  России,  Минрегиону
России,  Минсельхозу  России,  Минтрансу  России,  Минэнерго  России и
Минпромторгу  России  с  участием  иных  заинтересованных  федеральных
органов  исполнительной  власти обеспечить реализацию Водной стратегии
Российской Федерации на период до 2020 года.
     3.   Федеральным   органам   исполнительной   власти,  являющимся
головными   исполнителями   по   соответствующим  мероприятиям  плана,
предусмотренного  пунктом  1  настоящего  распоряжения, ежегодно, до 1
февраля,  представлять  в Правительство Российской Федерации доклады о
результатах реализации Водной стратегии Российской Федерации на период
до 2020 года и достижении целевых показателей.
     4.   Рекомендовать   органам   исполнительной   власти  субъектов
Российской    Федерации   при   формировании   региональных   программ
социально-экономического  развития  предусматривать  в  пределах своей
компетенции  разработку  и  осуществление  мероприятий, обеспечивающих
рациональное  использование, восстановление и охрану водных объектов и
их   водных  ресурсов,  предотвращение  негативного  воздействия  вод,
развитие   водохозяйственного   комплекса   в  соответствии  с  Водной
стратегией  Российской  Федерации  на  период  до  2020  года и планом
мероприятий по ее реализации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
27 августа 2009 г.
N 1235-р


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 27 августа 2009 года
                                                              N 1235-р

                           ВОДНАЯ СТРАТЕГИЯ
             РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

                             I. Введение

     Настоящая    Стратегия   разработана   в   целях   водоресурсного
обеспечения реализации    Концепции    долгосрочного    социально    -
экономического развития Российской Федерации на период до  2020  года,
утвержденной  распоряжением  Правительства  Российской Федерации от 17
ноября 2008 г.  N 1662-р (далее -  Концепция  социально-экономического
развития).
     Настоящая  Стратегия определяет основные направления деятельности
по   развитию  водохозяйственного  комплекса  России,  обеспечивающего
устойчивое   водопользование,   охрану   водных  объектов,  защиту  от
негативного  воздействия  вод,  а  также  по формированию и реализации
конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере.
     Настоящая  Стратегия  закрепляет базовые принципы государственной
политики   в   области   использования   и   охраны  водных  объектов,
предусматривает   принятие  и  реализацию  управленческих  решений  по
сохранению  водных  экосистем,  обеспечивающих наибольший социальный и
экономический    эффект,   и   создание   условий   для   эффективного
взаимодействия участников водных отношений.

        II. Современное состояние водохозяйственного комплекса
                         Российской Федерации

                   1. Использование водных ресурсов

     Российская  Федерация  принадлежит  к  числу государств, наиболее
обеспеченных   водными   ресурсами.  Среднемноголетние  возобновляемые
водные  ресурсы  России составляют 10 процентов мирового речного стока
(2  место  в  мире  после Бразилии) и оцениваются в 4,3 тыс. куб. км в
год.  В  целом  по  стране обеспеченность водными ресурсами составляет
30,2 тыс. куб. м на человека в год.
     Водные  ресурсы Российской Федерации характеризуются значительной
неравномерностью  распределения  по  территории  страны.  На освоенные
районы  европейской части страны, где сосредоточено более 70 процентов
населения  и  производственного  потенциала,  приходится  не  более 10
процентов водных ресурсов.
     В  маловодные годы дефицит воды наблюдается в районах интенсивной
хозяйственной  деятельности  в  бассейнах  рек  Дона,  Урала,  Кубани,
Иртыша, а также на западном побережье Каспийского моря.
     Ресурсный   потенциал  подземных  вод  на  территории  Российской
Федерации составляет почти 400 куб. км в год.
     Общее   количество   запасов   подземных   вод,   пригодных   для
использования (питьевого и  хозяйственно-бытового,  производственно  -
технического  водоснабжения,  орошения  земель  и обводнения пастбищ),
составляет около 34 куб. км в год.
     Обеспеченность территории Российской Федерации запасами подземных
вод, которые могут  использоваться  для  питьевого  и  хозяйственно  -
бытового   водоснабжения,   также   неравномерна.  Подземными  водами,
качество которых соответствует гигиеническим нормативам,  недостаточно
обеспечены Мурманская,  Курганская,  Омская, Новгородская, Ярославская
области,  отдельные  районы   Архангельской,   Ростовской,   Тюменской
областей, Республики Калмыкия и Ставропольского края.
     В  Российской Федерации функционирует водохозяйственный комплекс,
который  является  одним из крупнейших в мире и включает более 30 тыс.
водохранилищ  и  прудов  общим  объемом  свыше  800 куб. км и полезным
объемом 342 куб. км. Сеть каналов межбассейнового и внутрибассейнового
перераспределения  стока,  водохозяйственных систем воднотранспортного
назначения общей протяженностью более 3 тыс. км позволяет осуществлять
переброску стока в объеме до 17 куб. км в год.
     Для  обеспечения  безопасности  поселений,  объектов  экономики и
сельскохозяйственных  угодий  от негативного воздействия вод возведено
свыше 10 тыс. км дамб и других объектов инженерной защиты.
     Общий  объем забора (изъятия) водных ресурсов из природных водных
объектов в Российской Федерации составляет 80 куб. км в год.
     В экономике ежегодно используется около 62,5 куб. км воды.
     Свыше  90  процентов  общего объема использования водных ресурсов
приходится   на   тепловую   и   атомную  энергетику  (37  процентов),
агропромышленный  комплекс (24 процента), а также жилищно-коммунальное
хозяйство  (18  процентов), добывающую и обрабатывающую промышленность
(12 процентов).
     Функционирующий  водохозяйственный  комплекс  в  целом эффективно
обеспечивает  текущие  водоресурсные потребности Российской Федерации.
Вместе   с   тем  экономика  страны  в  будущем  потребует  увеличения
гарантированного  объема  водных  ресурсов  соответствующего качества,
предназначенных  для  удовлетворения  питьевых  и хозяйственно-бытовых
нужд,  а также для использования в промышленности, сельском хозяйстве,
энергетике и в рекреационных целях.
     Для  обеспечения определенных Концепцией социально-экономического
развития  темпов  развития страны в ходе реализации основных положений
настоящей  Стратегии  предстоит  обеспечить  комплексное  решение ряда
проблем, основными из которых являются:
     нерациональное использование водных ресурсов;
     наличие в отдельных регионах Российской Федерации дефицита водных
ресурсов;
     несоответствие  качества питьевой воды, потребляемой значительной
частью  населения,  гигиеническим  нормативам,  а  также  ограниченный
уровень доступа населения к централизованным системам водоснабжения.

             Нерациональное использование водных ресурсов

     Водоемкость  валового  внутреннего  продукта Российской Федерации
составляет   около   2,4  куб.  м/тыс.  рублей,  значительно  превышая
аналогичные показатели стран с развитой экономикой.
     Основными факторами нерационального использования водных ресурсов
являются:
     применение устаревших водоемких производственных технологий;
     высокий уровень потерь воды при транспортировке;
     недостаточная   степень   оснащенности   водозаборных  сооружений
системами учета;
     отсутствие  эффективных  экономических  механизмов, стимулирующих
бизнес  к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий
производства,    систем    оборотного   и   повторно-последовательного
водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.
     Объем  потерь  воды  при  транспортировке  в Российской Федерации
составляет до 8 куб. км в год.
     Свыше  4,8  куб.  км  воды  в год теряется в орошаемом земледелии
из-за  низкого  технического  уровня  и  значительной  степени  износа
мелиоративных  систем и гидротехнических сооружений, около 3 куб. км в
год,  или  более  20  процентов общего объема поданной в водопроводную
сеть  воды,  теряется в системах централизованного водоснабжения из-за
их неудовлетворительного технического состояния.
     Проблемами использования подземных вод являются:
     низкая  степень  освоения  запасов  подземных  вод  (в среднем по
стране не превышает 33 процента);
     неиспользование  около  половины  числящихся  на  государственном
учете разведанных и оцененных месторождений пресных подземных вод;
     добыча  значительной  доли  подземных  вод  на  участках недр, не
имеющих утвержденных запасов подземных вод;
     истощение месторождений подземных вод вследствие нарушений режима
их  использования,  а  также бесконтрольной добычи на нераспределенном
фонде недр.

                       Дефицит водных ресурсов

     Дефицит  водных  ресурсов в отдельных регионах страны возникает в
основном  в  маловодные  периоды.  Возникновение  дефицита обусловлено
следующими причинами:
     неравномерность   распределения  водных  ресурсов  по  территории
Российской Федерации;
     ограниченность   регулирующих   возможностей   водохранилищ   для
удовлетворения   ресурсной   потребности   населения,  промышленности,
сельского    хозяйства,   рыбного   хозяйства,   внутреннего   водного
транспорта;
     недостаточная  комплексность  использования  водных  ресурсов  на
отдельных водохозяйственных участках.
     Дефицит   водных   ресурсов  для  обеспечения  нужд  питьевого  и
хозяйственно-бытового  водоснабжения,  складывающийся  в периоды малой
водности  в  Республике  Калмыкия,  Белгородской  и  Курской областях,
Ставропольском  крае,  отдельных  районах Южного Урала и юга Сибири, а
также   для   обеспечения   сельскохозяйственных  нужд  на  территории
Саратовской,    Астраханской,   отдельных   частях   Волгоградской   и
Оренбургской  областей,  на Северном Кавказе может быть устранен или в
значительной   мере   смягчен   сокращением  потерь  воды  в  системах
водоснабжения  и  мелиоративных  сетях,  переходом  на водосберегающие
технологии полива.
     В  ряде  случаев возникновение дефицита обусловлено некомплексным
использованием водных ресурсов. Сложный узел проблем возник в низовьях
р.  Волги,  где  требуется системное переустройство водохозяйственного
комплекса  для  оптимизации  использования  водных  ресурсов  в  целях
водоснабжения  населения,  сельскохозяйственного производства, рыбного
хозяйства,    сокращения   холостых   сбросов   и   потерь   выработки
электроэнергии  на  гидроэлектростанциях  Волжско-Камского  каскада, а
также  сохранения  уникальной  экосистемы  Волго-Ахтубинской  поймы  и
дельты  р.  Волги.  Сложная  водохозяйственная  ситуация  периодически
складывается также в бассейнах рек Кубани и Терека.

                Несоответствие качества питьевой воды,
             потребляемой значительной частью населения,
                       гигиеническим нормативам

     Услугами  централизованного  водоснабжения в Российской Федерации
пользуются   около  109  млн.  человек,  или  до  75  процентов  общей
численности  населения  страны.  В  крупных и средних городах услугами
централизованного  водоснабжения  пользуется  почти  все  население, в
малых  городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах
этот показатель не превышает 60 процентов. По уровню доступа населения
к   системам   централизованного  водоснабжения  Российская  Федерация
уступает  развитым  странам, в которых этот показатель составляет 90 -
95 процентов и более.
     Из  общего  объема  воды,  подаваемой  в централизованные системы
водоснабжения   населенных   пунктов,   через  системы  водоподготовки
пропускается не более 59 процентов, в сельских населенных пунктах этот
показатель  не  превышает 20 процентов. Около 27 процентов водозаборов
из   поверхностных  источников  водоснабжения  не  имеют  необходимого
комплекса  очистных  сооружений,  в том числе 16 процентов не оснащены
обеззараживающими установками.
     Каждый  второй  житель Российской Федерации вынужден использовать
для  питьевых  целей  воду,  не  соответствующую  по  ряду показателей
установленным  нормативам,  почти  треть  населения  страны пользуется
источниками    водоснабжения   без   соответствующей   водоподготовки,
население  ряда  регионов  страдает  от  недостатка  питьевой  воды  и
отсутствия  связанных  с  этим  надлежащих  санитарно-бытовых  условий
проживания.
     Некачественную   по   санитарно-химическим  и  микробиологическим
показателям  питьевую  воду  потребляет  часть  населения в Республике
Ингушетия,      Республике      Калмыкия,      Республике     Карелия,
Карачаево-Черкесской  Республике,  в Приморском крае, в Архангельской,
Курганской,   Саратовской,   Томской   и   Ярославской   областях,   в
Ханты-Мансийском  автономном  округе  -  Югре  и  Чукотском автономном
округе.
     Развитие   жилищно-коммунального  комплекса,  ориентированное  на
обеспечение  гарантированного  доступа населения России к качественной
питьевой   воде,   рассматривается   как  задача  общегосударственного
масштаба,   основные   направления   решения   которой  предполагается
предусмотреть в государственной программе "Чистая вода".

                      2. Охрана водных объектов

     В  водные объекты Российской Федерации сбрасывается до 52 куб. км
в год сточных вод, из которых 19,2 куб. км подлежат очистке.
     Свыше  72  процентов  сточных  вод, подлежащих очистке (13,8 куб.
км),   сбрасываются  в  водные  объекты  недостаточно  очищенными,  17
процентов  (3,4  куб.  км)  -  загрязненными  без  очистки и только 11
процентов (2 куб. км) - очищенными до установленных нормативов.
     Вместе   со   сточными  водами  в  поверхностные  водные  объекты
Российской   Федерации   ежегодно   поступает   около   11  млн.  тонн
загрязняющих веществ.
     Основными   источниками   загрязненных   сточных   вод   являются
предприятия    жилищно-коммунального   хозяйства,   промышленности   и
агропромышленного  комплекса,  на  долю  которых  приходится  свыше 90
процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод.
     Объем    сброса    загрязненных    сточных    вод   предприятиями
жилищно-коммунального  хозяйства  составляет свыше 60 процентов общего
объема   сброса  загрязненных  сточных  вод  в  Российской  Федерации.
Причинами  этого  являются  значительный  износ  очистных  сооружений,
применение  устаревших технологий очистки сточных вод, прием объектами
жилищно-коммунального   хозяйства   загрязненных  стоков  промышленных
предприятий.
     На  долю  промышленности  приходится  25  процентов общего объема
сброса  загрязненных  сточных  вод.  Основными источниками загрязнения
водных объектов  являются  предприятия,  осуществляющие  целлюлозно  -
бумажное,  химическое,  металлургическое производство, полиграфическую
деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических
руд, а также предприятия угольной промышленности.
     Высокую   степень   воздействия   на   водные  объекты  оказывает
рассредоточенный  (диффузный) сток с сельскохозяйственных и селитебных
территорий,   площадей,  занятых  отвалами  и  отходами  промышленного
производства, а также трансграничные загрязнения.
     Сложившийся  уровень антропогенного загрязнения является одной из
основных  причин,  вызывающих  деградацию  рек,  водохранилищ, озерных
систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных
организмах  загрязняющих  веществ,  в том числе токсичных, и ухудшение
качества  вод  поверхностных  водных объектов, используемых в качестве
источников   питьевого   и   хозяйственно-бытового   водоснабжения   и
являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.
     Большинство  водохозяйственных  участков на территории Российской
Федерации характеризуются высокой степенью загрязнения водных объектов
и  низким  качеством воды. Наиболее напряженная экологическая ситуация
сложилась  в бассейнах рек Волги, Оби, Енисея, Амура, Северной Двины и
Печоры,  загрязнены  также  поверхностные  воды  бассейнов  рек  Дона,
Кубани, Терека и рек бассейна Балтийского моря.
     На  территории  Российской  Федерации  зафиксировано около 6 тыс.
участков   техногенного  загрязнения  подземных  вод,  в  основном  на
территории   Приволжского,   Сибирского   и  Центрального  федеральных
округов.  Большинство  участков  загрязнения подземных вод с 1 классом
опасности  загрязняющих  веществ  ("чрезвычайно опасный") выявляется в
районах размещения крупных промышленных предприятий.
     В целях повышения качества воды в водных объектах, восстановления
водных экосистем и рекреационного потенциала водных объектов требуется
решить следующие задачи:
     сокращение  антропогенного  воздействия  на  водные  объекты и их
водосборные территории;
     предотвращение деградации малых рек;
     охрана и предотвращение загрязнения подземных водных объектов.
     Для  сохранения  водных  экосистем  и  сокращения  объемов сброса
загрязненных   сточных   вод   стационарными   источниками  необходима
модернизация  очистных сооружений с использованием новейших технологий
очистки и оборудования.
     Для  восстановления  и  охраны,  а также обустройства малых рек в
качестве первоочередных мероприятий необходимо сократить антропогенное
воздействие   рассредоточенного   (диффузного)   стока,   восстановить
самоочищающую  способность  рек,  реализовать  комплекс мероприятий по
экологической реабилитации малых рек в городах и сельских поселениях.

                    3. Негативное воздействие вод

     Естественные   колебания  характеристик  гидрологического  режима
водных   объектов   приводят   к   возникновению   рисков  негативного
воздействия вод на население и объекты экономики.
     Российская  Федерация  является страной умеренных гидрологических
рисков  (негативному  воздействию  вод  подвержено  менее 2,5 процента
территории  Российской  Федерации),  площадь паводкоопасных территорий
составляет около 400 тыс. кв. км, из которых ежегодно затапливаются до
50  тыс.  кв.  км.  Затоплению  подвержены  отдельные  территории  746
городов,  в  том  числе  более 40 крупных, тысячи населенных пунктов с
населением около 4,6 млн. человек, хозяйственные объекты, более 7 млн.
га сельскохозяйственных угодий.
     Паводкоопасными  районами являются Приморский и Хабаровский края,
Сахалинская  и  Амурская  области,  Забайкалье,  Средний и Южный Урал,
низовья р. Волги, Северный Кавказ, Западная и Восточная Сибирь.
     В  течение последних нескольких лет ежегодный ущерб от наводнений
составлял   около   2   млрд.   рублей   в  год.  Основными  причинами
возникновения  ущерба  от наводнений являются застройка паводкоопасных
территорий,  в  том  числе  нижних  бьефов  гидроузлов,  недостаточная
обеспеченность  поселений и объектов экономики сооружениями инженерной
защиты,    а    также    несоответствующие   современным   требованиям
заблаговременность и оправдываемость гидрологических прогнозов.
     Серьезной  проблемой  является  абразия  берегов  водохранилищ. В
зонах  опасного  разрушения  берегов в России находится 450 населенных
пунктов. Основными последствиями разрушения берегов являются выведение
из   землепользования  значительных  площадей  сельскохозяйственных  и
лесных   угодий,   развитие   оползневой   опасности   на  застроенных
территориях.
     Одним   из   наиболее   распространенных  проявлений  негативного
воздействия вод в Российской Федерации, характеризующимся значительным
распространением,  длительностью  и  масштабом наносимых экономических
потерь,  является  подтопление селитебных территорий и массивов земель
сельскохозяйственного освоения.
     Основными  причинами  возникновения  подтопления  являются  такие
техногенные  факторы,  как повышение уровня грунтовых вод при создании
водохранилищ,  утечка воды из технических и коммунально-бытовых сетей,
отсутствие   ливневой   канализации  в  населенных  пунктах,  а  также
бесконтрольное нарушение ландшафта.
     Риск   наводнений  и  иного  негативного  воздействия  вод  будет
сохраняться  и  усиливаться  в  будущем  в  связи  с учащением опасных
гидрологических    явлений    в   новых   климатических   условиях   и
продолжающимся   антропогенным   освоением   территорий,  что  требует
реализации мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты и
использованию  принципиально  новых подходов в рамках решения задач по
защите населения и объектов экономики.

        4. Государственное управление использованием и охраной
                           водных объектов

     Водным  кодексом  Российской  Федерации, вступившим в силу в 2007
году,  внесены  значительные  изменения  в  государственное управление
использованием и охраной водных объектов.
     За  истекший  период  завершено формирование нормативной правовой
базы,  обеспечивающей  реализацию положений Водного кодекса Российской
Федерации,  создана  система  органов государственной власти субъектов
Российской   Федерации,   осуществляющих   в   установленном   порядке
реализацию  отдельных полномочий Российской Федерации в области водных
отношений.
     Новое   законодательство  обеспечило  условия  для  осуществления
эффективной  государственной политики в области использования и охраны
водных  объектов.  Вместе  с тем институциональная структура и система
управления требуют дальнейшего развития и повышения их эффективности.
     Приоритетным   направлением   совершенствования  государственного
управления   является   реализация  следующих  предусмотренных  Водным
кодексом Российской Федерации механизмов:
     разработка   схем  комплексного  использования  и  охраны  водных
объектов;
     разработка  нормативов допустимого воздействия на водные объекты,
учитывающих  региональные  особенности и индивидуальные характеристики
водных объектов;
     разработка новых и актуализация существующих правил использования
водохранилищ;
     ведение государственного мониторинга водных объектов;
     формирование     единой    информационно-аналитической    системы
управления водохозяйственным комплексом на основе Российского регистра
гидротехнических сооружений и государственного водного реестра.
     Принципиально    важным    является    интеграция    в    систему
государственного управления бассейновых советов, их активное участие в
реализации государственной политики в области водных отношений.
     Мониторинг   осуществления   в   2007   -   2008  годах  органами
государственной   власти  субъектов  Российской  Федерации  полномочий
Российской     Федерации     показал     необходимость     дальнейшего
совершенствования управления в сфере водных отношений посредством:
     расширения перечня полномочий Российской Федерации, осуществление
которых  может  быть передано органам государственной власти субъектов
Российской  Федерации в части полномочий по предотвращению негативного
воздействия вод в отношении водных объектов, находящихся в федеральной
собственности и расположенных на их территории;
     корректировки  критериев  распределения между бюджетами субъектов
Российской    Федерации   субвенций   из   федерального   бюджета   на
осуществление  переданных  полномочий  Российской  Федерации в области
водных отношений;
     развития  системы  планирования и оценки эффективности исполнения
отдельных  полномочий  Российской  Федерации в сфере водных отношений,
переданных для осуществления субъектами Российской Федерации.
     Дальнейшего развития требуют вопросы повышения результативности и
скоординированности  деятельности  органов  государственной  власти по
достижению  приоритетных  целей  и  задач  в сфере водных отношений. В
связи  с  этим  в  целях  оптимизации  бюджетных  расходов  необходима
разработка долгосрочной целевой программы, направленной на комплексное
и  рациональное  использование  водных  ресурсов,  обеспечение высоких
экологических  стандартов  водных объектов, предупреждение негативного
воздействия вод и повышение безопасности гидротехнических сооружений.
     Совершенствование  государственного  управления является одним из
основополагающих   факторов,  способствующих  выработке  согласованных
действий,  ориентированных  на  реализацию  принципов интегрированного
управления водными ресурсами в Российской Федерации.
     Ключевым   аспектом   государственной  политики  в  сфере  водных
отношений  является  также  активное  международное  сотрудничество по
вопросам использования и охраны водных объектов.
     Дальнейшее   развитие   трансграничного   сотрудничества  требует
создания  двухсторонней  и многосторонней договорной базы о совместном
использовании   и  охране  трансграничных  водотоков,  в  частности  в
отношении рек Самура, Немана и Западной Двины.
     В   сфере   международного   сотрудничества  необходимо  добиться
усиления  роли  Российской  Федерации  в  решении глобальных проблем в
области  охраны  и  использования  водных  ресурсов  путем активизации
участия   в   деятельности   международных  организаций,  занимающихся
проблемами   водопользования,   в   рамках   деятельности  Содружества
Независимых   Государств,   Шанхайской  организации  сотрудничества  и
Евразийского   экономического   сообщества  принимать  более  активное
участие в решении водохозяйственных проблем Центральной Азии.

             5. Научно-техническое и кадровое обеспечение
                     водохозяйственного комплекса

     Научно-технические   разработки,   направленные   на  обеспечение
развития   водохозяйственного   комплекса,   охватывают  широкий  круг
вопросов   стратегического  и  оперативного  управления,  планирования
водохозяйственной    деятельности,    проектирования    сооружений   и
технологий, моделирования и прогноза состояния водных объектов.
     Основные   научные  задачи  в  области  создания  экологически  и
экономически  обоснованного  управления  водохозяйственным  комплексом
направлены на:
     совершенствование  существующих  и создание новых организационных
механизмов управления в водном хозяйстве;
     совершенствование     экономических    методов    и    механизмов
рационального водопользования;
     повышение   обоснованности   принятия   решений  при  комплексном
управлении водохозяйственными системами на основе современных знаний о
технологических процессах и экологических последствиях их реализации;
     развитие научных основ мониторинга водных объектов.
     Проблемой,    требующей    комплексного   научного   обоснования,
применения  современной  лабораторной  базы  и развития информационных
технологий,  является обеспечение контроля и управления качеством воды
в  водных объектах, формирование научных основ системы нормирования, а
также  поиск  прорывных  высокотехнологичных  решений,  позволяющих на
основе новых знаний достичь требуемых стандартов качества воды.
     Обеспечение  решения научных задач требует наращивания потенциала
исследовательских  организаций  и  создания  условий  для  привлечения
молодых  научных  кадров  в  целях поддержания и развития существующих
научных школ.
     За  последние 15 лет обеспеченность водохозяйственных организаций
специалистами с высшим профессиональным образованием снизилась почти в
1,5   раза,   возросла   доля   лиц  пенсионного  возраста,  постоянно
увеличивается  отток  кадров,  свыше  10  процентов  вакансий остаются
незаполненными.  Дефицит молодых инженеров, экономистов и управленцев,
а  также других специалистов с высшим образованием в водохозяйственном
комплексе  составляет  около  15  тыс. человек. В организациях смежных
отраслей,  обеспечивающих  деятельность  водохозяйственного  комплекса
страны, сложилась аналогичная ситуация с кадровым обеспечением.
     Основными   задачами   кадрового  обеспечения  водохозяйственного
комплекса России являются:
     формирование  современных  механизмов  и  инструментов управления
кадровым    обеспечением   водохозяйственного   комплекса,   способных
удовлетворять спрос на соответствующих специалистов;
     модернизация   материально-технической  базы  учебных  заведений,
создание  мотивационных стимулов для привлечения молодых и талантливых
преподавателей;
     формирование  системы  и  технологий  повышения  профессиональной
компетенции  имеющихся  кадров для обеспечения инновационного развития
водохозяйственного комплекса.

       6. Система государственного мониторинга водных объектов

     Важнейшая  роль в области использования и охраны водных объектов,
своевременного   выявления   и   прогнозирования  развития  негативных
процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние,
обеспечения  разработки  и реализации мер по предотвращению негативных
последствий  этих  процессов, а также оценки эффективности мероприятий
по  охране  водных  объектов  отводится  государственному  мониторингу
водных  объектов  -  системе  наблюдений,  оценки и прогноза изменений
состояния водных объектов.
     Определяющим  для  государственного  мониторинга  водных объектов
является  состояние  государственной наблюдательной сети. Существующая
сеть     гидрологических     наблюдений    Федеральной    службы    по
гидрометеорологии   и   мониторингу  окружающей  среды  включает  3085
гидрологических  постов  (2731  -  на  реках,  354  - на других водных
объектах).  Сокращение  сети  гидрологических  наблюдений в Российской
Федерации  за  последние  20  лет  составило  30 процентов, при этом в
районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока - до 50 процентов.
     Сокращение количества постов и программ наблюдений, использование
методической  базы  прогнозов, основывающейся на применении устаревших
методов   и  технологий,  обусловили  устойчивую  тенденцию  ухудшения
качества гидрологических прогнозов.
     Состояние  сети режимных наблюдений за загрязнением поверхностных
вод    также    характеризуется    сокращением    количества   пунктов
гидрохимических  наблюдений,  отбираемых проб воды и донных отложений,
выполняемых   аналитических  работ.  Отсутствие  автоматизированных  и
дистанционных  методов  наблюдения за режимом и качеством вод и слабая
оснащенность   современным  аналитическим  лабораторным  оборудованием
предопределяют низкое качество производимых наблюдений.
     Одной  из  основных  проблем  государственного мониторинга водных
объектов  является  ограничение  доступности  информации о результатах
государственного мониторинга водных объектов.
     Мониторинг подземных вод осуществляется в рамках государственного
мониторинга       состояния       недр      Российской      Федерации.
Организационно-функциональная  структура  государственного мониторинга
состояния   недр   включает   1   федеральный,  7  региональных  и  76
территориальных  (в  субъектах  Российской  Федерации) центров ведения
мониторинга.
     Отмечается  положительная динамика общей численности пунктов сети
наблюдений   за   состоянием   подземных   вод  России,  но  при  этом
государственная  опорная  наблюдательная сеть сокращается. Действующая
государственная  сеть  не  обеспечивает  адекватные  оценки  состояния
подземных  вод  в  разных  регионах  России.  Почти  половина  пунктов
наблюдательной  сети приходится на Центральный федеральный округ, в то
время   как   восточные   районы   страны,   где  ведется  интенсивная
эксплуатация  месторождений  полезных  ископаемых,  практически лишены
контроля состояния подземных вод.
     Задачами  системы  государственного  мониторинга  водных объектов
являются    формирование    оптимального    состава    государственной
наблюдательной  сети,  улучшение  ее технического оснащения, внедрение
современных    методов   прогнозирования,   обеспечивающих   повышение
заблаговременности  и  оправдываемости  прогнозов,  а  также  создание
информационной  системы, позволяющей систематизировать и интегрировать
данные  государственного  мониторинга  водных объектов, обеспечивая их
доступность   для   органов  государственного  управления,  участников
ведения   государственного   мониторинга   водных   объектов,  научных
организаций, граждан.

     III. Стратегические цели, приоритетные направления развития
                     водохозяйственного комплекса

     Развитие   водохозяйственного   комплекса   Российской  Федерации
является   одним   из  ключевых  факторов  обеспечения  экономического
благополучия  и  социальной  стабильности,  национальной  безопасности
страны  и  реализации  конституционных  прав  граждан на благоприятную
окружающую среду.
     Направления  развития  водохозяйственного комплекса согласованы с
направлениями инновационного социально ориентированного экономического
развития     Российской    Федерации,    отраженными    в    Концепции
социально-экономического развития.
     Систематизация  указанных  направлений с учетом анализа стратегий
развития  отраслей  экономики и регионов, исследования взаимосвязей, а
также  современного  состояния  и проблем водохозяйственного комплекса
позволяет  определить  стратегические цели развития водохозяйственного
комплекса страны.

           1. Гарантированное обеспечение водными ресурсами
                    населения и отраслей экономики

     Гарантированное   обеспечение   водными   ресурсами  предполагает
приоритетное  решение задач обеспечения населения Российской Федерации
качественной   питьевой   водой,  создание  условий  для  гармоничного
социально-экономического  развития  регионов,  содействие  инновациям,
обеспечивающим  ресурсосбережение, формирование реальных предпосылок к
реализации   конкурентных   преимуществ   российского   водоресурсного
потенциала.
     Обеспечение  потребностей  населения и отраслей экономики водными
ресурсами     будет     осуществляться    на    основе    комплексного
(интегрированного)  подхода  к  управлению  использованием  и  охраной
водных  объектов,  базирующегося  на выявлении объективных ресурсных и
экологических   ограничений   с  учетом  всех  располагаемых  ресурсов
поверхностных   и  подземных  вод  в  рамках  речных  бассейнов  и  их
изменчивости, придании безусловного приоритета обеспечению питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения населения, открытости и вовлечении
в  процесс управления использованием и охраной водных объектов органов
местного     самоуправления,     бассейновых    советов,    ассоциаций
водопользователей и других общественных организаций.
     Диапазон  прогнозируемых значений потребности в водных ресурсах с
учетом  сценариев развития и темпов роста экономики, предусмотренных в
Концепции  социально-экономического  развития,  и влияния на экономику
Российской Федерации последствий мирового экономического кризиса будет
определяться      реальными      темпами      роста     промышленного,
сельскохозяйственного производства, энергетики и к 2020 году с большой
вероятностью составит 90 - 100 куб. км.
     В  целях  максимально  эффективного  использования водоресурсного
потенциала для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо
обеспечить  скоординированное  развитие  отраслей  экономики на основе
учета водоресурсных ограничений и допустимой экологической нагрузки на
водные  объекты,  а  также  комплексного  управления  использованием и
охраной водных объектов.
     Основным   инструментом  обеспечения  комплексного  использования
водных  объектов  являются  схемы  комплексного использования и охраны
водных  объектов,  разработку  которых предполагается завершить к 2015
году.   В   первую   очередь   предусматривается   разработать   схемы
комплексного использования и охраны водных объектов для тех бассейнов,
которые имеют напряженный водохозяйственный баланс.
     Приоритетными  регионами размещения таких новых крупных водоемких
производств,  как  металлургическая,  химическая,  целлюлозно-бумажная
промышленность,   являются  Сибирский  и  Дальневосточный  федеральные
округа,   имеющие   наибольшую   водообеспеченность.   На   территории
Центрального,  Северо-Западного,  Приволжского,  Южного  и  Уральского
федеральных    округов    развитие    водоемких   производств   должно
осуществляться   преимущественно   путем   модернизации  и  расширения
существующих  промышленных мощностей с одновременным внедрением систем
оборотного  и повторно-последовательного водоснабжения, обеспечивающих
рациональное использование имеющихся водных ресурсов, а также снижение
антропогенной нагрузки на водные объекты.
     Наращивание      освоения     гидроэнергетического     потенциала
предусматривается  за счет строительства крупных гидроэлектростанций в
составе   промышленных  кластеров  в  Сибири  и  на  Дальнем  Востоке.
Дополнительное   использование   гидроэнергетического   потенциала   в
европейской  части  России  может обеспечить достройка Чебоксарского и
Нижнекамского водохранилищ.
     Приоритетным  направлением развития гидроэнергетики на территории
европейской     части     России    будет    являться    строительство
гидроаккумулирующих      электростанций,      средних      и     малых
гидроэлектростанций, а также исследование и использование возможностей
размещения  генерирующих  мощностей  в  составе действующих гидроузлов
неэнергетического назначения.
     Перспективными   районами   для  развития  орошаемого  земледелия
являются   южные   районы   европейской  части  Российской  Федерации,
расположенные  в  бассейнах  рек  Волги  и  Дона,  Кубани и других рек
Северного  Кавказа,  а также территории юга Сибири и Приморского края.
При  этом расширение использования орошаемых земель в агропромышленном
комплексе   должно  осуществляться  в  приоритетном  порядке  за  счет
восстановления  и  реконструкции  ранее  освоенных массивов орошения и
систем    водоподачи    и    сопровождаться   внедрением   современных
водосберегающих мелиоративных технологий.
     Перспективными  направлениями развития рыбного хозяйства являются
развитие  прудового рыбоводства и аквакультуры. Наиболее благоприятным
по  климатическим условиям для развития прудового рыбоводства является
Южный  федеральный  округ.  Индустриальное  и  пастбищное  рыбоводство
возможно  также  развивать  в  Центральном федеральном округе, в южной
части Уральского и Сибирского федеральных округов.
     В связи с высоким рыбохозяйственным потенциалом низовьев р. Волги
повышение  продуктивности  рыбного  хозяйства  будет являться одним из
приоритетных  направлений  развития  водохозяйственного  комплекса  на
территории Волгоградской и Астраханской областей.

                Повышение рациональности использования
                           водных ресурсов

     Гарантированное   обеспечение   потребности  экономики  в  водных
ресурсах  требует  безусловного повышения рациональности использования
ресурсов,    снижения    водоемкости   производства   промышленной   и
сельскохозяйственной продукции, непроизводительных потерь воды.
     Наибольшую  актуальность  это  направление  имеет  для  районов с
напряженным   водохозяйственным  балансом,  где  сокращение  масштабов
вовлечения   ограниченных   водных  ресурсов  в  экономический  оборот
позволяет сохранить устойчивость водных экосистем.
     В  результате  сокращения общих объемов изъятия водных ресурсов и
их    использования   в   технологическом   процессе   пропорционально
сокращаются  объемы  очистки  сточных  вод  и  количество загрязняющих
веществ,  поступающих в водные объекты. Сокращение и исключение потерь
в  водоподающих  и распределительных сетях снижает риск развития таких
опасных  процессов, как подтопление селитебных территорий, загрязнение
подземных вод.
     Основным  направлением  повышения  рациональности водопользования
является    экономическое    стимулирование    сокращения    удельного
водопотребления,    непроизводительных   потерь   воды   и   внедрения
водосберегающих технологий.

                 Ликвидация дефицита водных ресурсов

     В  районах  Российской  Федерации,  где  дефицит  водных ресурсов
сложился  в  силу  объективных  природных  факторов  и  не  может быть
уменьшен   за   счет   обеспечения   рационализации   и  комплексности
использования  водных  ресурсов,  необходимо осуществить строительство
водохранилищ    питьевого   назначения,   реконструкцию   существующих
водохозяйственных  систем  с  целью  повышения  их водоотдачи, а также
строительство   групповых   водопроводов  и  ряд  других  мероприятий,
направленных на повышение обеспеченности водными ресурсами.

              Обеспечение населения Российской Федерации
                     качественной питьевой водой

     Решение  задачи обеспечения населения качественной питьевой водой
намечается   осуществлять  в  рамках  разрабатываемой  государственной
программы   "Чистая   вода",   к  основополагающим  принципам  которой
необходимо  отнести  устранение  причин  несоответствия качества воды,
подаваемой населению, гигиеническим нормативам, а также дифференциация
подходов к выбору технологических схем водоснабжения населения крупных
и средних городов, малых городов и сельских поселений.
     Достижение   гарантированного   обеспечения   водными   ресурсами
населения  и объектов экономики будет способствовать сбалансированному
пространственному   развитию   страны,   поддержанию  высокого  уровня
продовольственной, промышленной и энергетической безопасности.

              2. Охрана и восстановление водных объектов

     Охрана   и   восстановление   водных   объектов   до   состояния,
обеспечивающего  экологически  благоприятные  условия жизни населения,
предполагают  решение ряда задач по снижению антропогенной нагрузки на
водные  объекты,  охране  подземных  вод  от загрязнения, реабилитации
водных объектов и ликвидации накопленного экологического вреда.
     Для  снижения антропогенной нагрузки на водные объекты необходимо
реализовать  систему взаимосвязанных мер, ключевой из которых является
обеспечение  практического  правоприменения  принципов  экологического
нормирования  на  основе  нормативов допустимого воздействия на водные
объекты,    учитывающих   региональные   особенности,   индивидуальные
характеристики и цели использования водных объектов.
     Важной  составляющей  комплекса  мер  по  снижению  антропогенной
нагрузки    на   водные   объекты   является   развитие   технического
регулирования в области очистки сточных вод.
     Другим  направлением  снижения  антропогенной  нагрузки на водные
объекты   является  экономическое  стимулирование  сокращения  сбросов
загрязняющих веществ в составе сточных вод.
     Значительная доля загрязняющих веществ поступает в водные объекты
с водосборов в составе рассредоточенного (диффузного) стока. В связи с
этим   необходима   разработка   методов   оценки  объемов  и  степени
негативного    влияния    рассредоточенного   (диффузного)   стока   с
хозяйственно освоенных территорий.
     Серьезным резервом снижения антропогенной нагрузки является также
реализация   мероприятий   по   ограничению  трансграничного  переноса
загрязняющих веществ.
     В     местах     проживания     населения    с    неблагополучной
водноэкологической   обстановкой   необходимо   восстановление  водных
объектов,  в  том  числе  малых  рек,  в целях ликвидации накопленного
экологического   вреда,   а  также  осуществление  мер  по  защите  от
техногенного загрязнения подземных вод.
     В результате осуществления указанных мер будут достигнуты высокие
стандарты  жизни  населения  посредством улучшения качества окружающей
среды  и  экологических  условий.  Улучшение  качества  воды  в водных
объектах является   важнейшим   условием   обеспечения   санитарно   -
эпидемиологической   безопасности   населения,   комфортных    условий
проживания будущих поколений жителей Российской Федерации,  сохранения
здоровья нации,  а также сохранения естественной среды обитания водных
биологических ресурсов.

              3. Обеспечение защищенности от негативного
                           воздействия вод

     Обеспечение   защищенности  населения  и  объектов  экономики  от
наводнений  и  иного  негативного  воздействия  вод  включает  в  себя
снижение  рисков и минимизацию ущербов от негативного воздействия вод,
обеспечение  надежности  гидротехнических  сооружений, регулирование и
регламентацию  хозяйственного  использования  территорий, подверженных
периодическому затоплению и воздействию других опасных гидрологических
явлений,  развитие технологий мониторинга, в том числе прогнозирования
и предупреждения опасных гидрологических явлений.
     Современные  методы  снижения  ущерба  от опасных гидрологических
явлений,   включая   наводнения,   требуют   перехода   от   стратегии
индивидуальной    защиты   объектов   к   комплексной   системе   мер,
предусматривающей   оценку   и  управление  всеми  рисками  на  основе
сравнительной    технико-экономической   оценки   вариантов   защитных
мероприятий и планировочных решений.
     Реализация  комплекса мер, направленных на повышение защищенности
населения  и  объектов  экономики  от опасных гидрологических явлений,
является  необходимым элементом обеспечения стабильного экономического
развития  Российской Федерации, безопасности жизнедеятельности граждан
и создания комфортных условий проживания.
     Достижение  указанных  стратегических  целей  позволит Российской
Федерации    занять    лидирующие   позиции   при   решении   вопросов
использования,  охраны  и  управления  водными  ресурсами  посредством
развития     научно-технического,     производственно-технологического
потенциала,  увеличения объемов экспорта инновационных технологических
решений   в  области  водного  хозяйства,  современного  оборудования,
знаний,  опыта  создания  и управления современными водохозяйственными
системами.

           IV. Мероприятия и механизм реализации Стратегии

     Система    мероприятий   настоящей   Стратегии   сформирована   в
соответствии   с   целями  и  задачами  ее  реализации  и  состоит  из
мероприятий,   направленных  на  достижение  стратегических  целей,  и
мероприятий  по обеспечению эффективной реализации положений настоящей
Стратегии,    включая   совершенствование   системы   государственного
управления  использованием  и  охраной  водных объектов, в том числе в
сфере международного сотрудничества, развитие системы государственного
мониторинга водных объектов, научно-техническое и кадровое обеспечение
водохозяйственного  комплекса,  просвещение  и  воспитание населения в
области рационального использования и охраны водных объектов.

                1. Гарантированное обеспечение водными
               ресурсами населения и отраслей экономики

     Повышение  рациональности  водопользования  достигается снижением
потерь  воды  при  транспортировке,  сокращением удельного потребления
воды в технологических процессах, на хозяйственно-бытовые нужды.
     Сокращение     потерь    воды    в    водопроводящих    элементах
водохозяйственных    систем    жилищно-коммунального    хозяйства    и
агропромышленного   комплекса  требует  реконструкции  и  модернизации
систем  водоподачи,  восстановления  и  устройства  облицовки каналов,
реконструкции     оросительных     сетей,     внедрения    современных
водосберегающих технологий и оборудования.
     Снижение  удельного потребления водных ресурсов в технологических
процессах  достигается  расширением  использования систем оборотного и
повторно-последовательного  водоснабжения,  внедрением водосберегающих
технологий в промышленности и сельском хозяйстве.
     В этих целях необходимо:
     установить  прогрессивную  шкалу платы за изъятие водных ресурсов
сверх установленных норм водопотребления;
     ввести  льготные  ставки платы за изъятие водных ресурсов в целях
функционирования   систем   оборотного   и  повторно-последовательного
водоснабжения;
     обеспечить   льготное   кредитование   отдельных  мероприятий  по
строительству,   реконструкции  и  модернизации  систем  оборотного  и
повторно-последовательного   водоснабжения,   оросительных   систем  и
внедрению  инновационных  маловодных  технологий на условиях сниженных
процентных ставок за кредит с использованием механизмов субсидирования
и  предоставлением  частичной или полной компенсации процентной ставки
банковского  кредита  и  части его стоимости за счет бюджетных средств
при  условии,  что  кредиты  привлекаются  на приобретение современных
технологий и технических средств;
     обеспечить    на    основе   новейших   технологических   решений
реконструкцию    и    модернизацию   находящихся   в   государственной
собственности трактов водоподачи в целях снижения потерь воды;
     реализовать  комплекс экономических и административных мер, в том
числе  по  дифференциации  водного  налога  и  ставок  платы  за забор
(изъятие)  водных  ресурсов,  стимулированию  приборного  учета водных
ресурсов   и   пропаганде   необходимости  оборудования  жилого  фонда
счетчиками воды, обеспечить оборудование системами учета воды вводимых
объектов капитального строительства;
     включить  забор  (изъятие)  водных  ресурсов  для орошения земель
сельскохозяйственного    назначения    в   перечень   видов   платного
водопользования с применением экономически обоснованных ставок платы в
целях   стимулирования   сокращения  потерь  воды  в  агропромышленном
комплексе.
     Реализация  мероприятий по повышению рациональности использования
водных  ресурсов  позволит  обеспечить  снижение водоемкости экономики
Российской Федерации и повышение национальной конкурентоспособности.
     Повышение    эффективности    использования    водных    ресурсов
водохранилищ и водохозяйственных систем будет способствовать адаптации
водохозяйственного    комплекса    к   функционированию   в   наиболее
неблагоприятных условиях - в периоды затяжного маловодья.

                 Ликвидация дефицита водных ресурсов

     В  регионах,  испытывающих  дефицит  водных ресурсов, должны быть
осуществлены  строительство  и  реконструкция  гидроузлов для создания
дополнительных   регулирующих   емкостей   водохранилищ  и  увеличения
водоотдачи,   реконструкция   водохозяйственных   систем,   проведение
поисковых  работ,  постановка  на  государственный учет и вовлечение в
хозяйственный  оборот  запасов  пресных  подземных  вод, строительство
групповых  водопроводов  и  другие меры по развитию водохозяйственного
комплекса.   В   частности,   необходимо   осуществить   строительство
водохранилища  на  р.  Иртыш  (Омская область) и водохранилища в балке
Шурдере  (Республика Дагестан), реконструкцию Большого Ставропольского
канала,  модернизацию водохозяйственного комплекса в низовьях р. Волги
в   Астраханской   и   Волгоградской   областях,  строительство  Южной
трансрегиональной  водной  системы на территории Ставропольского края,
Республики Калмыкия, Волгоградской и Астраханской областей.
     Устранение дефицита водных ресурсов предполагается осуществить на
основе  проектных  решений,  основанных на параметрах водопользования,
установленных  схемами  комплексного  использования  и  охраны  водных
объектов и водохозяйственными балансами.
     Реализация  указанных  мероприятий  создаст  надежную  основу для
обеспечения социально-экономического развития вододефицитных регионов.

          Обеспечение населения качественной питьевой водой

     Для   обеспечения   населения   качественной   питьевой  водой  в
разрабатываемой  государственной  программе  "Чистая вода" должен быть
предусмотрен   комплекс  взаимоувязанных  мероприятий,  осуществляемых
органами  государственной  власти  и органами местного самоуправления,
организациями    промышленности,    финансового    сектора,   научными
организациями  и  направленных  на бесперебойное обеспечение населения
страны чистой водой.
     В    частности,   программа   должна   предусматривать   создание
эффективной системы управления сектором водоснабжения и водоотведения,
формирование  социально  ориентированной  бизнес-среды и конкурентного
рынка услуг  по  водоснабжению,  ускоренное  развитие  инновационно  -
технологического    потенциала,    улучшение    качества     питьевого
водоснабжения территорий на основе новых технологических решений.
     Учитывая   высокую   капиталоемкость   сектора   водоснабжения  и
водоотведения,  а  также  длительные  сроки окупаемости инвестиционных
проектов,  развитие  систем  водоснабжения и водоотведения в средних и
мелких  населенных пунктах и сельской местности будет обеспечиваться с
помощью    государственных   инвестиций   в   форме   софинансирования
региональных программ.
     Программой     должны    предусматриваться    также    меры    по
нормативно-правовому  обеспечению в области снабжения населения чистой
питьевой  водой,  прежде  всего  в  части  установления  требований  к
качеству  питьевой  воды,  технологическим системам и производственным
процессам,  информационно-аналитическому  сопровождению  и мониторингу
реализации   программы,   пропаганде   и  информированию  населения  о
достигнутых результатах.

              2. Охрана и восстановление водных объектов

     Улучшение  экологического  состояния водных объектов возможно при
реализации  мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты и
их водосборы, восстановлению водных объектов и ликвидации накопленного
экологического  ущерба, а также мер по охране от загрязнения подземных
вод.
     Основными   направлениями   действий,   обеспечивающими  снижение
антропогенной   нагрузки   на   водные  объекты,  являются  сокращение
поступления  в  водные  объекты загрязняющих веществ в составе сточных
вод   путем  строительства  и  реконструкции  очистных  сооружений  на
предприятиях   промышленности   и   жилищно-коммунального   хозяйства,
организация  и  очистка поверхностного стока с селитебных территорий и
промышленных  площадок,  обустройство зон санитарной охраны источников
питьевого  и  хозяйственно-бытового  водоснабжения  и водоохранных зон
водных объектов, осуществление противоэрозионных мероприятий на землях
сельскохозяйственного назначения.
     Для  снижения антропогенной нагрузки на водные объекты необходимо
реализовать следующие меры:
     внедрить   систему   нормирования,   основанную   на   нормативах
допустимых  воздействий  на  водные  объекты, учитывающих региональные
природные  особенности  формирования  качества  водных  ресурсов, цели
преимущественного  использования  водных  объектов, текущую совокупную
антропогенную нагрузку, включая изъятие из русел нерудных строительных
материалов;
     стимулировать сокращение антропогенной нагрузки на водные объекты
путем  введения прогрессивной шкалы платы за негативное воздействие на
водные  объекты  в  отношении  сверхнормативного  сброса  загрязняющих
веществ в составе сточных вод;
     внедрить  механизм зачета (возврата) части платежей за негативное
воздействие  на  водные  объекты  при инвестировании водопользователем
средств  в  строительство,  реконструкцию,  техническое перевооружение
комплексов  очистных  сооружений  на основе технологий, обеспечивающих
нормативную очистку сточных вод;
     обеспечить  льготное  кредитование  мероприятий по строительству,
реконструкции   и   модернизации  сооружений  очистки  сточных  вод  с
внедрением    инновационных    технологий    на   условиях   сниженных
(субсидирование) процентных ставок за кредит;
     ввести механизм софинансирования пилотных проектов, отбираемых на
конкурсной  основе,  региональных  и муниципальных программ по очистке
сточных вод ливневой канализации городов;
     осуществить  обустройство зон санитарной охраны водных объектов -
источников  питьевого  и  хозяйственно-бытового водоснабжения, включая
подземные,   и   обеспечение  соблюдения  режима  соответствующих  зон
санитарной охраны;
     регламентировать     хозяйственное    использование    территорий
водоохранных  зон  и прибрежных защитных полос водных объектов в целях
предотвращения   их   загрязнения,  засорения  и  истощения,  а  также
сохранения среды обитания водных биологических ресурсов;
     повысить  защищенность  подземных  вод от техногенных загрязнений
путем  разработки  требований  к осуществлению использования земельных
участков  в  границах  площадей залегания месторождений подземных вод,
которые  могут быть использованы для целей централизованного питьевого
и  хозяйственно-бытового  водоснабжения,  обеспечения эксплуатационной
надежности   водозаборов   подземных  вод,  и  ликвидации  бесхозяйных
гидрогеологических  скважин,  усиления  ответственности  собственников
скважин за соблюдение режимов эксплуатации и охраны подземных вод;
     сформировать  и  обеспечить  реализацию  программ  восстановления
водных  объектов  (включая  малые  реки)  в регионах с неблагоприятной
водохозяйственной  и  экологической  обстановкой,  программ ликвидации
накопленного    экологического   вреда,   основанных   на   применении
современных   подходов  и  технологий  реабилитации  водных  объектов,
утративших способность к самоочищению.

              3. Обеспечение защищенности от негативного
                           воздействия вод

     Обеспечение   защищенности  населения  и  объектов  экономики  от
наводнений  и  иного  негативного воздействия вод и снижение ущерба от
них   достигается   реализацией   мер,  направленных  на  формирование
эффективных  систем  предупреждения  и защиты от наводнений в границах
речных бассейнов.
     Для  обеспечения  защищенности  от  негативного  воздействия  вод
необходимо:
     сформировать        информационно-прогностические        системы,
интегрированные  с  подсистемами  гидрометеорологического мониторинга,
прогнозов  и  оповещения, обеспечивающие принятие ситуационных решений
по   регулированию   режимов   водохранилищ,   управлению  инженерными
сооружениями  и  иных  мер, направленных на предупреждение и смягчение
последствий  наводнений.  Создание таких систем потребует модернизации
системы гидрометеорологических наблюдений, технического перевооружения
и   совершенствования  методов  оперативного  прогнозирования  опасных
гидрологических    явлений,    создания    автоматизированных   систем
мониторинга   на  реках  с  быстроразвивающимися  паводками  и  реках,
протекающих   по   территориям   с   большой   плотностью   населения.
Эффективность   систем   достигается   путем   сопряжения   с   единой
информационно-аналитической   системой   водохозяйственного  комплекса
Российской   Федерации,   а  также  информационными  системами  единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций;
     регламентировать   хозяйственную   деятельность  на  территориях,
подверженных  периодическому  затоплению,  в том числе расположенных в
нижних  бьефах  гидроузлов, предусматривая законодательное определение
паводкоопасных  территорий  как  территорий  с  особыми  условиями  их
использования   для   осуществления   градостроительной  деятельности,
установление порядка их зонирования и формирование системы ограничений
на ведение хозяйственной деятельности;
     стимулировать   добровольное   страхование   имущества   граждан,
проживающих  на  паводкоопасных территориях, что обеспечит оптимизацию
бюджетных  расходов,  связанных  с компенсацией ущербов от негативного
воздействия вод;
     оптимизировать  разграничение  полномочий органов государственной
власти   путем   передачи  органам  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по
организации   дноуглубительных,   русловыпрямительных  и  иных  работ,
связанных  с  предупреждением негативного воздействия вод, в отношении
водных   объектов,   расположенных   на   территории  соответствующего
субъекта;
     обеспечить   целевую   государственную   поддержку  строительства
объектов  собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований   для   обеспечения   инженерной   защиты  от  негативного
воздействия вод (дамб обвалования, систем дренажа, берегоукрепительных
и  иных  сооружений)  при отсутствии таких альтернативных экономически
обоснованных вариантов, как переселение, вынос объектов, трансформация
сельхозугодий   и   других.  Условием  софинансирования  строительства
указанных  объектов  является  наличие  принятых субъектами Российской
Федерации   и  муниципальными  образованиями  согласованных  планов  и
программ по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений;
     повысить     эксплуатационную     надежность    и    безопасность
гидротехнических  сооружений,  находящихся  в  собственности субъектов
Российской   Федерации,   муниципальных   образований,  и  бесхозяйных
гидротехнических  сооружений  за счет субсидий федерального бюджета на
капитальный   ремонт   и  реконструкцию  гидротехнических  сооружений.
Приоритетом является обеспечение финансирования капитального ремонта и
реконструкции   потенциально   опасных   гидротехнических  сооружений,
находящихся в аварийном состоянии;
     стимулировать  сокращение количества бесхозяйных гидротехнических
сооружений   путем   предоставления   хозяйствующим   субъектам   прав
обособленного  пользования  водным  объектом,  образованным вследствие
создания гидротехнического сооружения.

           4. Совершенствование государственного управления
           в области использования и охраны водных объектов

     Основными    направлениями   совершенствования   государственного
управления  в  области использования и охраны водных объектов являются
развитие  принципов  интегрированного  управления  водными  ресурсами,
механизмов  обеспечения  сбалансированного развития водохозяйственного
комплекса  Российской  Федерации, усиление роли Российской Федерации в
решении  глобальных  проблем  в  области использования и охраны водных
ресурсов.
     Формирование     инструментария    государственного    управления
использованием  и  охраной  водных  объектов,  включая разработку схем
комплексного   использования  и  охраны  водных  объектов,  нормативов
допустимого  воздействия  на  водные объекты, учитывающих региональные
особенности  и  индивидуальные характеристики водных объектов, а также
разработку  новых  и  актуализацию  действующих  правил  использования
водохранилищ  с  учетом  изменений  их морфометрических характеристик,
параметров    притока,    состава    и    потребностей   пользователей
водохозяйственного  комплекса,  обеспечит  переход  к интегрированному
управлению водными ресурсами в границах речных бассейнов.
     Совершенствование  механизмов,  предусматривающих  согласование с
органами  государственного  управления использованием и охраной водных
объектов  размещения  водохозяйственных  объектов,  ведения  работ  на
водных  объектах и в их водоохранных зонах, а также принятие решений о
строительстве    крупных    водохозяйственных   систем,   водохранилищ
комплексного  назначения  на  основе  оценки  эффективности реализации
проектов,   учитывающей   долгосрочные   экономические,  социальные  и
экологические    аспекты,    обеспечит    сбалансированное    развитие
водохозяйственного комплекса.
     Совершенствование механизмов координации и взаимодействия органов
государственной  власти,  местного  самоуправления и водопользователей
осуществляется путем:
     поэтапного    изменения    статуса    бассейновых   советов   как
координирующих    органов    на   органы,   принимающие   практические
управленческие решения по вопросам реализации государственной политики
в   рамках   бассейнового   округа,  оптимизации  водохозяйственной  и
водоохранной деятельности;
     повышения    эффективности    реализации   отдельных   полномочий
Российской   Федерации  в  области  водных  отношений  уполномоченными
органами   субъектов   Российской  Федерации  путем  совершенствования
системы  оценки  эффективности  исполнения соответствующих полномочий,
введения критериев распределения между субъектами Российской Федерации
субвенций   из   федерального   бюджета,   учитывающих   эффективность
осуществления  отдельных  полномочий  Российской  Федерации  в области
водных отношений;
     совершенствования деятельности межведомственных оперативных групп
по   регулированию   режимов  использования  водных  ресурсов  крупных
водохозяйственных  систем,  водохранилищ  комплексного назначения и их
каскадов;
     формирования     единой    информационно-аналитической    системы
управления    водохозяйственным    комплексом,    включающей    центры
ситуационного управления по бассейновым округам.
     Реализация  системы мер, направленных на усиление роли Российской

Страницы: 1  2  


Оглавление