ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 12 АПРЕЛЯ 1999 Г.) ЗАКОН ПРЕЗИДЕНТ РФ 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ (ГДФС) Принят Государственной Думой 5 сентября 1997 года (в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653) Демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, а также права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного самоуправления. 2. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. 3. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом. 4. Вопросы назначения, подготовки и проведения референдума Российской Федерации регулируются Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации". Нормы настоящего Федерального закона, регулирующие эти вопросы, действуют в части, не противоречащей указанному Федеральному конституционному закону. 5. Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установленные настоящим Федеральным законом, а также устанавливаемые федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации дополнительные гарантии могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений и дополнений в соответствующие законы. 6. В случае внесения изменений и дополнений в регулирующий проведение выборов, референдума федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, в регулирующие проведение местного референдума положения устава муниципального образования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума указанные изменения и дополнения вступают в силу после окончания избирательной кампании, проведения референдума. 7. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона. Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе В настоящем Федеральном законе используются следующие термины: агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума; агитация по вопросам референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос; агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них; выборы в Российской Федерации - выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации, а также выборы в органы местного самоуправления, проводимые на основе законов, соответствующих уровню выборов; выдвижение кандидата - инициатива избирателей, избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в выборный орган или на выборную должность государственной власти, местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы или иные формы поддержки указанной инициативы, предусмотренные федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации; гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом; избирательная кампания - период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов; избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения (в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653); избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления; избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов; избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях; избирательный блок - добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения; избирательный округ - территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица); избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) - избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов, причем за каждого из них избиратели голосуют персонально; избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) - избирательный округ, в котором избирается один депутат; кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления; кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) - лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность Президента Российской Федерации, кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатом на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатом в выборный орган местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования, кандидатом на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатом на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов; кандидатов список (список кандидатов) - единый, заверенный для сбора подписей избирателей либо зарегистрированный соответствующей избирательной комиссией список лиц, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления; комиссии референдума - коллегиальные органы, формируемые (образуемые) в порядке и сроки, которые установлены федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение референдумов в Российской Федерации; наблюдатель - лицо, назначенное при проведении выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, при проведении выборов в органы местного самоуправления - и избирателями; лицо, назначенное при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне; наблюдатель на выборах и референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии, комиссии референдума в период проведения голосования и установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая действия избирательной комиссии, комиссии референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума (в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653); наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с установленным законом порядком; органы государственной власти субъектов Российской Федерации - законодательные (представительные) органы государственной власти и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации; органы государственной власти федеральные (федеральные органы государственной власти) - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами; органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации; право на участие в референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, в том числе голосовать по проектам законов и нормативных правовых актов, действующим законам и нормативным правовым актам, другим вопросам государственного и местного значения, находящимся соответственно в ведении Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования; референдум - референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум; референдум местный (местный референдум) - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований; референдум Российской Федерации - голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного значения, проводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", настоящим Федеральным законом; референдум субъекта Российской Федерации - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации; участник референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме. Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума 1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. 3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление. 4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и реализации права на участие в референдуме Российской Федерации. 5. Проведение выборов одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается. 6. Проведение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления одновременно с проведением референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума регулируется законами субъекта Российской Федерации. 7. Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно. 8. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов (списков кандидатов), избранию зарегистрированных кандидатов (пункт 8 введен Федеральным законом от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме 1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. 2. Гражданин Российской Федерации может избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 3. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Указанные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, права на участие в референдумах субъектов Российской Федерации, местных референдумах всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме. 5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. Установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается. 6. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и 21 год - на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается. 7. Ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации. 8. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации (пункт введен Федеральным законом от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме в Российской Федерации на равных основаниях. Статья 6. Прямое избирательное право, право на прямое волеизъявление на референдуме Гражданин Российской Федерации голосует на выборах и референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) или против кандидата (списка кандидатов), за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно. Статья 7. Тайное голосование Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления 1. Срок полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления устанавливается соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок полномочий однократно избранных депутатов не может быть более пяти лет. 2. Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается. 3. Норма об изменении (увеличении или уменьшении) установленного Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока полномочий выборных органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вступает в силу после истечения срока полномочий действующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или депутата, а в случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления - после прекращения указанных полномочий. Статья 9. Обязательность проведения выборов Выборы органов или депутатов, указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Статья 10. Назначение выборов 1. Выборы органов или депутатов, указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов, указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия (в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 2. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день. 3. В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении органом или депутатами, указанными в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией: в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов. При этом решение избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 1 настоящей статьи срока опубликования решения о назначении выборов; не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов. При этом решение избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 1 настоящей статьи срока опубликования решения о назначении выборов (пункт 3 в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 4. В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов, указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов) в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных статьей 23 настоящего Федерального закона, в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу. Статья 11. Гарантии избирательных прав граждан на проведение выборов при отсутствии закона субъекта Российской Федерации о выборах В случае, если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть применен вследствие установленного судом его несоответствия Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, выборы органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления проводятся на основе настоящего Федерального закона, а также иных федеральных законов, обеспечивающих конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. При этом закон субъекта Российской Федерации применяется в части, не противоречащей указанным федеральным законам. Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 12. Обязательность проведения референдумов 1. Референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум назначается и проводится в порядке и сроки, которые установлены соответственно Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия (пункт введен Федеральным законом от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 2. Принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу. Статья 13. Вопросы референдума 1. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом. 2. На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум. 3. На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; б) о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. 4. На референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. На референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда вопрос не урегулирован Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования (пункт 4 в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 5. Вопросы, выносимые на референдум в Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования. 6. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ. 7. Вопросы, выносимые на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. 8. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье. Статья 14. Обстоятельства, исключающие проведение референдума 1. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. 2. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого повторный референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума. 3. Не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение референдума, за исключением указанных в настоящей статье. Статья 15. Инициатива проведения референдума 1. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме. Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право инициативы проведения референдума может быть предоставлено иным субъектам. 2. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативную группу по проведению референдума, количественный состав которой устанавливается настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, для сбора подписей граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, в поддержку инициативы проведения референдума. 3. Для назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в орган, установленный законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, должны быть представлены подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения. 4. Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного референдума также в форме собрания участников референдума. Статья 16. Назначение референдума 1. Референдум Российской Федерации назначается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. 2. Референдум субъекта Российской Федерации назначается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации. 3. Местный референдум назначается органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. 4. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования (новый пункт четвертый введен Федеральным законом от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 5. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации должно быть официально опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума - не менее чем за 45 дней до дня голосования. 6. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования дата проведения голосования на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) уполномоченным на то органом в целях совмещения проведения референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления. 7. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия. (Пункты 4-6 считать соответственно пунктами 5-7 в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). Глава III. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА Статья 17. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума 1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. 2. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. 3. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, является факт их постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в длительных заграничных командировках, устанавливаемый дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации. 4. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума осуществляется главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления), командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система. 5. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и избирательным комиссиям при регистрации (учете) избирателей, участников референдума и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума. 6. Избиратель, участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Статья 18. Составление списков избирателей, участников референдума 1. При проведении выборов, референдума в целях реализации прав избирателей, участников референдума, ознакомления избирателей, участников референдума с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи. 2. Порядок составления списков избирателей, участников референдума устанавливается настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. 3. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. 4. В списки избирателей, участников референдума на выборах в органы местного самоуправления, для участия в местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдум. 5. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, также временного проживания на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством. 6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума на указанных выборах, референдуме. 7. Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума осуществляются уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления, а в отношении избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, - командиром воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления в территориальные избирательные комиссии, комиссии референдума, в случае отсутствия территориальных избирательных комиссий - в окружные избирательные комиссии, а командиром воинской части - в территориальные (окружные) или участковые избирательные комиссии, комиссии референдума сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы в порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части. 8. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой избирательной комиссией, комиссией референдума в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для голосования. 9. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референдума. 10. Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя, участника референдума. Список избирателей, участников референдума подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума, в случае отсутствия территориальной избирательной комиссии - окружной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума - также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума. На избирательных участках, участках референдума, образованных на территории воинской части, список избирателей, участников референдума подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума. Список избирателей, участников референдума заверяется печатями соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных комиссий, комиссий референдума. 11. Соответствующая территориальная (окружная) избирательная комиссия, комиссия референдума передает по акту участковым избирательным комиссиям, комиссиям референдума списки избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 12. Участковая избирательная комиссия, комиссия референдума производит уточнение списка избирателей, участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий, комиссий референдума с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей, участников референдума. 13. Список избирателей, участников референдума представляется участковой избирательной комиссией, комиссией референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования (в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 14. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума о невключении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в списке избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия, комиссия референдума обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, участников референдума. При этом в списке избирателей, участников референдума указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. Решение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума (соответственно уровню выборов, референдума) или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно. 15. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей, участников референдума запрещается. Статья 19. Образование избирательных округов 1. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей не позднее чем в течение 5 дней после назначения дня голосования. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования (в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 2. Если на территории, на которой проводятся выборы, представительные органы государственной власти, органы местного самоуправления отсутствуют или не принимают решение об образовании избирательных округов в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, выборы проводятся по избирательным округам, схема которых была утверждена при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва. 3. При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не применяться при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов (в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может превышать указанный предел, но должно быть не более 30 процентов; избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 4. При соблюдении требований об образовании избирательных округов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований. 5. Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после ее утверждения. 6. В случае образования многомандатного избирательного округа число мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти. Статья 20. Образование избирательных участков, участков референдума 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. 2. Избирательные участки, участки референдума образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями, комиссиями референдума на основании данных о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на референдуме Российской Федерации и за 30 дней до дня голосования на выборах, иных референдумах. 3. Избирательные участки, участки референдума для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избирателей, участников референдума, указанное в пункте 2 настоящей статьи, может не применяться при образовании избирательных участков, участков референдума за пределами территории Российской Федерации. 4. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральными конституционными законами и федеральными законами. 5. В местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования, референдума в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки, участки референдума в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня голосования; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. 6. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. В воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 7. Списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий, комиссий референдума и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня голосования на референдуме Российской Федерации и за 25 дней до дня голосования на выборах, иных референдумах. Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ, КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА Статья 21. Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума 1. В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии. Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. В пределах одной административно - территориальной единицы с большим числом избирателей формируется несколько территориальных избирательных комиссий; в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве избирательных комиссий муниципальных образований; участковые избирательные комиссии. 2. При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих формирование избирательных комиссий, которое принято в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. 3. Избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. 4. Избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании или подготовки и проведения референдума обращения о нарушении настоящего Федерального закона, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии, комиссии референдума вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений настоящего Федерального закона, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок (новый пункт 4 введен Федеральным законом от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 5. Избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах (новый пункт 5 введен Федеральным законом от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 6. Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. 7. Полномочия и порядок деятельности иных избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдумов Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъекта Российской Федерации и местных референдумов - настоящим Федеральным законом, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. 8. Совмещение избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий по подготовке и проведению выборов и референдумов различных уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов или референдума) избирательной комиссии, комиссии референдума, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, согласованного с соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. 9. Решения вышестоящей (соответственно уровню выборов или референдума) избирательной комиссии, комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума. 10. Решение избирательной комиссии, комиссии референдума, противоречащее федеральным конституционным законам, федеральным законам или законам субъектов Российской Федерации либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума (соответственно уровню проводимых выборов, референдума) или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия, комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса. 11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 12. Избирательные комиссии, комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 13. Решения и акты избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. 14. Финансирование деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, - местного бюджета, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, также за счет средств соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации. (Пункты 4-12 считать соответственно пунктами 6-14 в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 15. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации ежегодно представляет отчет о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на ее деятельность и проведение выборов, в порядке и по форме, устанавливаемым федеральными законами. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации ежегодно представляет отчеты о расходовании средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделенных на ее деятельность и проведение выборов, в порядке и по форме, устанавливаемым федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации (новый пункт 15 введен Федеральным законом от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 16. Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям, комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, комиссий референдума в срок, установленный федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, указанные в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, комиссий референдума, а также предоставлять избирательным комиссиям, комиссиям референдума бесплатное эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. При этом расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий покрываются в порядке, установленном соответственно пунктом 5 статьи 40 и пунктом 1 статьи 41 настоящего Федерального закона. Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не указанные в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям, комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, комиссий референдума в срок, установленный федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 13 считать пунктом 16 в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). Статья 22. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - четыре года. 2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, иными депутатскими объединениями, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации (в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 3. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. 4. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организуют работу по конкретным направлениям деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, определяемым Регламентом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям. 5. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 6. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по проведению референдума Российской Федерации. 7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, комиссий референдума, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов и референдумов; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдумов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов и референдумов в Российской Федерации и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, контролирует их целевое использование; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям, комиссиям референдума; заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов и референдума; устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, списка избирателей, участников референдума и других избирательных документов, а также документов, связанных с подготовкой и проведением референдума; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами. 8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах выделенных ей из федерального бюджета средств определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности (новый пункт 8 введен Федеральным законом от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении этой регистрации (учета). 10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами, также инструкции по вопросам единообразного применения соответствующих федеральных конституционных законов и федеральных законов. 11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону. 12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет официальный печатный орган. (Пункты 8-11 считать соответственно пунктами 9-12 в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). Статья 23. Формирование и срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых избирательных комиссий, комиссий референдума 1. Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава. При этом государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Как законодательный (представительный), так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. 2. Формирование территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий, комиссий референдума - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы представительным органом (представительными органами) местного самоуправления. Представительный орган (представительные органы) местного самоуправления обязан (обязаны) назначить не менее одной трети состава территориальной, участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, а также окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) в представительном органе (представительных органах) местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков (в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 3. В субъектах Российской Федерации, система органов государственной власти которых предусматривает создание территориальных органов государственной власти районов и иных административно-территориальных единиц, территориальные избирательные комиссии, комиссии референдума соответствующего уровня образуются представительными и исполнительными органами государственной власти в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи (новый пункт 3 введен Федеральным законом от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 4. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии, комиссии референдума сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления последнего созыва (пункт 3 считать пунктом 4 (в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 5. В случае, если уполномоченные на то настоящим Федеральным законом органы государственной власти и органы местного самоуправления не назначат состав либо часть состава окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии, комиссии референдума в срок, установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, либо если на соответствующей территории отсутствует соответствующий орган государственной власти либо орган местного самоуправления, назначение состава либо части состава избирательной комиссии, комиссии референдума производится вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным законом, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования (новый пункт 5 введен Федеральным законом от 30.03.99 г. N 55-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1653). 6. В случае, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления территориальная избирательная комиссия действует на постоянной основе, она действует и в качестве территориальной комиссии референдума. 7. Формирование участковых избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка, участка референдума. 8. В целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления федеральным законом могут быть установлены временные нормы, которые регулируют полномочия, порядок формирования и деятельности избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления и действуют в случае, если законами субъектов Российской Федерации не установлены иные нормы. 9. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной, участковой избирательной комиссии, а также окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальной или участковой комиссии референдума. 10. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не может быть более пяти лет и менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в случае, если конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации срок полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не установлен, - менее срока полномочий однократно избранного депутата указанного органа. 11. Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти равен сроку полномочий органа, подготовку и проведение выборов в который осуществляют указанные избирательные комиссии. 12. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе. В этом случае срок полномочий территориальной избирательной комиссии не может быть более пяти лет и менее срока полномочий |