О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПОДПИСАНИИ ДОГОВОРА О ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 26 ноября 2009 г. N 955 (Д) В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: Одобрить представленный Федеральной таможенной службой согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с Белорусской и Казахстанской Сторонами проект Договора о Таможенном кодексе таможенного союза (прилагается). Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Договора. Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН 26 ноября 2009 г. N 955 Проект ДОГОВОР О ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА Республика Белоруссия, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами, основываясь на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г., Договоре о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 г., принимая во внимание общепризнанные принципы и нормы международного права, в целях обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории таможенного союза договорились о нижеследующем: Статья 1 Стороны принимают Таможенный кодекс таможенного союза, который приведен в Приложении, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора. Положения настоящего Кодекса имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства таможенного союза. Статья 2 Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Договора, разрешаются путем проведения консультаций и переговоров. В урегулировании споров в рамках таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества Комиссия таможенного союза оказывает содействие Сторонам. Если спор не будет урегулирован Сторонами в течение шести месяцев с даты поступления официальной письменной просьбы о проведении консультаций и переговоров, направленной одной из Сторон другим Сторонам, любая из Сторон передает этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества. Статья 3 Оговорки к настоящему Договору не допускаются. Статья 4 В настоящий Договор могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Договора. Статья 5 Настоящий Договор подлежит ратификации. Настоящий Договор вступает в силу в соответствии с решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств. Настоящий Договор открыт для присоединения любого государства, которое станет членом таможенного союза. Совершено в г. Минске "__" ___________ 2009 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Комиссии таможенного союза, которая является депозитарием настоящего Договора и направит каждой Стороне его заверенную копию. За Республику Белоруссия За Республику Казахстан За Российскую Федерацию Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Таможенное регулирование в таможенном союзе 1. Таможенное регулирование в таможенном союзе Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. 2. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 2. Единая таможенная территория таможенного союза и таможенная граница 1. Единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. 2. Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств - участников таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства - участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза (далее - таможенная граница). Статья 3. Таможенное законодательство таможенного союза 1. Таможенное законодательство таможенного союза состоит из: 1) настоящего Кодекса; 2) международных договоров государств - участников таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; 3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - участников таможенного союза. 2. Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории таможенного союза. 3. При таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы. Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза. Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе 1. В настоящем Кодексе используются следующие основные термины: 1) авария - вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при указанных условиях обстоятельств (непреодолимой силы); 2) административные правонарушения и преступления - административные правонарушения, по которым, в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза, таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза; 3) ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами; 4) вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы; 5) выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры; 6) декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары; 7) заинтересованные лица - лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально; 8) запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - участников таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - участников таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - участников таможенного союза; 9) иностранное лицо - лицо, не являющееся лицом государства - участника таможенного союза; 10) иностранные товары - товары, не являющиеся товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом; 11) Комиссия таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза; 12) коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза; 13) лицо - физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из настоящего Кодекса; 14) лицо государства - участника таможенного союза - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - участника таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - участнике таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - участника таможенного союза; 15) международные договоры государств - участников таможенного союза - международные договоры, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза; 16) международные почтовые отправления - почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории таможенного союза, поступающие на таможенную территорию таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза; 17) меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - участников таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - участников таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - участников таможенного союза; 18) налоги - налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; 19) незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение; 20) оператор почтовой связи - лицо государства - участника таможенного союза, обеспечивающее оказание услуг почтовой связи в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза и актами Всемирного почтового союза; 21) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств; 22) перемещение товаров через таможенную границу - ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза; 23) припасы - товары: необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования; предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет; предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов; 24) таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров; 25) таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу; 26) таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами; 27) таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров либо для иных целей, установленных в соответствии с настоящим Кодексом; 28) таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей; 29) таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза; 30) таможенные органы - таможенные органы государств - участников таможенного союза; 31) таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; 32) таможенный орган назначения - таможенный орган, в регионе деятельности которого находится установленное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает таможенную процедуру таможенного транзита; 33) таможенный орган отправления - таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; 34) таможенный представитель - юридическое лицо, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза; 35) товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - участников таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу; 36) товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом; 37) товары таможенного союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств - участников таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - участников таможенного союза; изготовленные на территориях государств - участников таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - участников таможенного союза; 38) транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке; 39) транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами; 40) транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки пассажиров, грузов и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования. 2. Иные термины таможенного законодательства таможенного союза используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса и международных договорах государств - участников таможенного союза. 3. Термины гражданского и других отраслей законодательства государств - участников таможенного союза, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства государств - участников таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Статья 5. Порядок исчисления сроков, устанавливаемых таможенным законодательством таможенного союза 1. Срок, установленный таможенным законодательством таможенного союза, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено. 2. Если таможенным законодательством таможенного союза не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения начала и окончания сроков, определенных периодом времени, в таможенном законодательстве таможенного союза применяются правила, предусмотренные пунктами 3 - 8 настоящей статьи. 3. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. 4. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. 5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. 6. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. 7. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Письменные заявления и извещения, сданные в учреждение (организацию) почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. 8. В случае если срок исчисляется рабочими днями, под рабочими днями понимаются дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся праздничные дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 6. Таможенные органы и их основные задачи 1. Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач: 1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза; 2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; 3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи; 4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции; 5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; 6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу; 7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - участников таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды; 8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза; 9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции; 10) ведение таможенной статистики. Законодательством государств - участников таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами. 2. Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 7. Правоохранительная деятельность таможенных органов 1. Таможенные органы государств - участников таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов. 2. Таможенные органы государств - участников таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств - участников таможенного союза в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности. 3. Таможенные органы государств - участников таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 8. Отношение к информации, полученной таможенными органами 1. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - участников таможенного союза, используется такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений. 2. Таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - участников таможенного союза. Таможенные органы передают предоставленную им информацию государственным органам государств - участников таможенного союза, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством государств - участников таможенного союза, с соблюдением требований законодательств государств - участников таможенного союза по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны (секретов) и другой конфиденциальной информации, а также международных договоров государств - участников таможенного союза. Статья 9. Обжалование действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц Любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - участника таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются. Глава 2. ИНФОРМИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Статья 10. Информирование о таможенном законодательстве таможенного союза 1. Информирование о таможенном законодательстве таможенного союза осуществляется путем опубликования актов таможенного законодательства таможенного союза в официальных и иных печатных изданиях, а также путем доведения информации о них до всеобщего сведения по телевидению и радио, с использованием информационных технологий, а также посредством иных способов распространения информации. 2. Комиссия таможенного союза и таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ лицам к информации о таможенном законодательстве таможенного союза, размещенной на их официальных веб-сайтах в сети Интернет. Статья 11. Консультирование таможенными органами 1. Таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. 2. Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно. По письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в возможно короткие сроки, но не позднее срока, установленного законодательством государств - участников таможенного союза. 3. При консультировании должностные лица таможенных органов не проверяют от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а также не составляют такие таможенные декларации и документы. Консультации, связанные с заполнением документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, проводятся в устной форме без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом. 4. При консультировании должностное лицо таможенного органа не вправе: 1) проводить консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов; 2) вносить изменения в представленные заинтересованными лицами документы; 3) совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы; 4) сообщать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством. 5. Информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров. 6. Порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - участников таможенного союза. Глава 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Статья 12. Таможенный представитель 1. Таможенный представитель - юридическое лицо государства - участника таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 13 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей. Порядок включения в реестр таможенных представителей и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - участников таможенного союза. 2. Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - участника таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей. 3. Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. 4. Таможенные органы ведут реестр таможенных представителей и обеспечивают его периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий. Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр таможенных представителей и обеспечивает его периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий. 5. Законодательством государств - участников таможенного союза могут определяться квалификационные требования к работникам таможенных представителей, непосредственно осуществляющих таможенные операции, и условия выдачи таким лицам документа, подтверждающего их соответствие установленным требованиям. 6. При совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются при совершении таможенных операций декларантом или иными заинтересованными лицами в соответствии с настоящим Кодексом. Статья 13. Условия включения в реестр таможенных представителей Условиями для включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются: 1) наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие установленным требованиям; 2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - участников таможенного союза; 3) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - участника таможенного союза, на день внесения такого обеспечения; 4) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 14. Основания для исключения из реестра таможенных представителей Основаниями для исключения юридического лица из реестра таможенных представителей являются: 1) несоблюдение условий включения в реестр таможенных представителей, установленных статьей 13 настоящего Кодекса; 2) иные основания, установленные законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 15. Права таможенного представителя 1. При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. 2. При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе: 1) требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных настоящим Кодексом требований; 2) иметь доступ в порядке, установленном законодательством государств - участников таможенного союза, к информационным системам таможенных органов, используемым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей. 3. Законодательством государств - участников таможенного союза может быть предусмотрено право таможенного представителя ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении отдельных видов товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов) государства - участника таможенного союза. Статья 16. Обязанности таможенного представителя 1. Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. В обязанности таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц. 2. Полученная от представляемых лиц информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другая конфиденциальная информация не должна разглашаться или использоваться таможенным представителем и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - участников таможенного союза. 3. Таможенный представитель обязан представлять в таможенные органы отчетность в порядке, установленном законодательством государств - участников таможенного союза. 4. Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом. 5. Обязанности являются едиными для всех таможенных представителей. Запрещается предоставление исключительных (эксклюзивных) прав и иных преимуществ, носящих индивидуальный характер, для отдельных таможенных представителей. Статья 17. Ответственность таможенного представителя За несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 18. Таможенный перевозчик 1. Таможенный перевозчик - юридическое лицо государства - участника таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 19 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков. Порядок включения в реестр таможенных перевозчиков и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - участников таможенного союза. 2. Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. 3. Таможенные органы ведут реестры лиц, признанных таможенными перевозчиками, и обеспечивают их периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий. Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр таможенных перевозчиков и обеспечивает его публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий. Форма общего реестра таможенных перевозчиков и порядок его ведения определяется решением Комиссии таможенного союза. 4. Статус таможенных перевозчиков подтверждается документом по форме, определенной решением Комиссии таможенного союза. Документ, указанный в абзаце первом настоящего пункта, выдается таможенным органом государства - участника таможенного союза, включившим юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков. Статья 19. Условия включения в реестр таможе нных перевозчиков Условиями включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков являются: 1) осуществление этим лицом деятельности по перевозке грузов в течение не менее 2 лет на день обращения в таможенный орган; 2) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 тыс. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - участника таможенного союза, на день внесения такого обеспечения; 3) наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза; 4) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями; 5) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - участников таможенного союза; 6) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней; 7) отсутствие фактов привлечения в течение 1 года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - участников таможенного союза; 8) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 20. Основания для исключения из реестра таможенных перевозчиков Основаниями для исключения юридического лица из реестра таможенных перевозчиков являются: 1) несоблюдение условий включения в реестр таможенных перевозчиков, установленных подпунктами 2 - 5 и 8 статьи 19 настоящего Кодекса; 2) несоблюдение перевозчиком обязанностей, предусмотренных подпунктами 1 - 3 статьи 21 настоящего Кодекса; 3) иные основания, установленные законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 21. Обязанности таможенного перевозчика Таможенный перевозчик обязан: 1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; 2) вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза; 3) исполнять обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных статьями 227 и 228 настоящего Кодекса; 4) не разглашать, не использовать для собственных целей и не передавать иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - участников таможенного союза, полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию; 5) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений. Статья 22. Ответственность таможенного перевозчика За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита таможенный перевозчик несет ответственность в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса. Статья 23. Владелец склада временного хранения 1. Владелец склада временного хранения - юридическое лицо государства - участника таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 24 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения. Порядок включения в реестр владельцев складов временного хранения и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - участников таможенного союза. 2. Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. 3. Таможенные органы ведут реестры лиц, признанных владельцами складов временного хранения, и обеспечивают их периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий. Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр владельцев складов временного хранения и обеспечивает его периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий. Статья 24. Условия включения в реестр владельцев складов временного хранения 1. Условиями включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения являются: 1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - участников таможенного союза; 2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - участников таможенного союза; 3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней; 4) отсутствие фактов привлечения в течение 1 года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - участников таможенного союза; 5) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - участников таможенного союза. 2. Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее 1 года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев складов временного хранения. Статья 25. Основания для исключения из реестра владельцев складов временного хранения Основаниями для исключения юридического лица из реестра владельцев складов временного хранения являются: 1) несоблюдение условий включения в реестр владельцев складов временного хранения, установленных статьей 24 настоящего Кодекса; 2) несоблюдение владельцем склада временного хранения обязанностей, предусмотренных статьей 26 настоящего Кодекса; 3) иные основания, установленные законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 26. Обязанности владельца склада временного хранения Владелец склада временного хранения обязан: 1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при временном хранении товаров; 2) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения; 3) вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза; 4) не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов; 5) выполнять требования таможенных органов в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам; 6) в случае прекращения функционирования склада временного хранения в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, поместивших товары на склад временного хранения, о таком решении; 7) исполнять обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных статьей 172 настоящего Кодекса; 8) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев складов временного хранения, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хранения, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений. Статья 27. Ответственность владельца склада временного хранения За неисполнение своих обязанностей при временном хранении товаров владелец склада временного хранения несет ответственность в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 28. Владелец таможенного склада 1. Владелец таможенного склада - юридическое лицо государства - участника таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 29 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается владельцем таможенного склада после включения в реестр владельцев таможенных складов. Порядок включения в реестр владельцев таможенных складов и исключения из этого реестра определяются законодательством государств - участников таможенного союза. 2. Владелец таможенного склада осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом. 3. Отношения владельца таможенного склада с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. 4. Таможенные органы ведут реестры таможенных складов и обеспечивают их периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий. Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр владельцев таможенных складов и обеспечивает его периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий. Статья 29. Условия включения в реестр владельцев таможенных складов 1. Условиями включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов являются: 1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - участников таможенного союза; 2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - участников таможенного союза; 3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней; 4) отсутствие фактов привлечения в течение 1 года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - участников таможенного союза; 5) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - участников таможенного союза. 2. Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее 1 года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев таможенных складов, если иное не установлено законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 30. Основания для исключения из реестра владельцев таможенных складов Основаниями для исключения юридического лица из реестра владельцев таможенных складов являются: 1) несоблюдение условий включения в реестр владельцев таможенных складов, установленных статьей 29 настоящего Кодекса; 2) несоблюдение владельцем таможенного склада обязанностей, предусмотренных статьей 31 настоящего Кодекса; 3) иные основания, установленные законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 31. Обязанности владельца таможенного склада Владелец таможенного склада обязан: 1) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на таможенном складе; 2) соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом в отношении хранения товаров на таможенном складе; 3) обеспечивать возможность проведения таможенного контроля; 4) вести учет товаров, хранящихся на таможенном складе, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах; 5) не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками таможенного склада и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов; 6) выполнять требования таможенных органов в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам; 7) в случае прекращения функционирования таможенного склада в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, поместивших товары на таможенный склад, о таком решении; 8) в случае утраты товаров, за исключением их утраты вследствие уничтожения при аварии или действия непреодолимой силы, либо выдачи товаров без разрешения таможенного органа уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом; 9) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев таможенных складов, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев таможенных складов, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений. Статья 32. Ответственность владельца таможенного склада За неисполнение своих обязанностей при хранении товаров на таможенном складе владелец таможенного склада несет ответственность в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 33. Владелец магазина беспошлинной торговли 1. Владелец магазина беспошлинной торговли - юридическое лицо государства - участника таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 34 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается владельцем магазина беспошлинной торговли после включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Порядок включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - участников таможенного союза. 2. Владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза. 3. Таможенные органы ведут реестры владельцев магазинов беспошлинной торговли и обеспечивают их периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий. Статья 34. Условия включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли Условиями включения юридического лица в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли являются: 1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, пригодных для использования в качестве магазина беспошлинной торговли и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - участников таможенного союза; 2) наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством государств - участников таможенного союза; 3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней; 4) отсутствие фактов привлечения в течение 1 года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - участников таможенного союза; 5) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 35. Основания для исключения из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли Основаниями для исключения юридического лица из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли являются: 1) несоблюдение условий включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, установленных статьей 34 настоящего Кодекса; 2) несоблюдение владельцем магазина беспошлинной торговли обязанностей, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса; 3) иные основания, установленные законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 36. Обязанности владельца магазина беспошлинной торговли Владелец магазина беспошлинной торговли обязан: 1) обеспечивать сохранность товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и не реализованных в соответствии с настоящей главой; 2) соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом; 3) обеспечивать возможность проведения таможенного контроля; 4) вести учет поступления товаров в магазин беспошлинной торговли и их реализации в указанном магазине, а также представлять таможенным органам отчетность о таких товарах в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза; 5) уплатить таможенные пошлины, налоги при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 307 настоящего Кодекса; 6) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений. Статья 37. Ответственность владельца магазина беспошлинной торговли За несоблюдение требований по хранению и реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также требований таможенной процедуры беспошлинной торговли владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 38. Уполномоченный экономический оператор 1. Уполномоченный экономический оператор - юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в статье 39 настоящего Кодекса, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными статьей 41 настоящего Кодекса. 2. Статус уполномоченного экономического оператора присваивается таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен этот статус. Статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством государства - участника таможенного союза, на территории которого этому лицу будет присвоен такой статус. Форма и порядок выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, приостановления его действия и отзыва определяются законодательством государств - участников таможенного союза. 3. Уполномоченный экономический оператор обязан информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр уполномоченных экономических операторов, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр уполномоченных экономических операторов, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений. Статья 39. Условия присвоения статуса уполномоченного экономического оператора Для получения статуса уполномоченного экономического оператора юридическое лицо должно соответствовать следующим условиям: 1) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - участника таможенного союза, на день внесения такого обеспечения; 2) осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств - участников таможенного союза, но не менее 1 года до дня обращения в таможенный орган; 3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней; 4) отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) государств - участников таможенного союза; 5) отсутствие в течение 1 года до обращения в таможенный орган фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - участников таможенного союза; 6) наличие системы учета, соответствующей требованиям, определяемым таможенными органами; 7) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 40. Реестр уполномоченных экономических операторов Таможенные органы ведут реестр уполномоченных экономических операторов и обеспечивают его опубликование в порядке и по форме, которые установлены законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 41. Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору 1. Уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения: 1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; 2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 настоящего Кодекса; 3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; 4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза. 2. Специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений. 3. Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, определяется решением Комиссии таможенного союза. Статья 42. Предоставление таможенным органам предварительной информации 1. Уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут предоставлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию таможенного союза или убывающих с такой территории. 2. Таможенные органы осуществляют обмен предварительной информацией с таможенными органами (службами) иностранных государств в соответствии с международными договорами государств - участников таможенного союза или одного из государств - участников таможенного союза с этими государствами. 3. Случаи обязательного предоставления таможенным органам предварительной информации, объем, порядок ее предоставления и использования для таможенных целей определяются в соответствии с международным договором государств - участников таможенного союза. Глава 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Статья 43. Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами 1. Таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения. 2. Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств - участников таможенного союза. 3. Таможенными органами используются информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - участников таможенного союза. 4. Условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информацией, определяются таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - участников таможенного союза. 5. Для целей обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории таможенного союза создаются интегрированные информационные системы и информационные технологии. Статья 44. Информационные ресурсы таможенных органов 1. Информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств - участников таможенного союза. Под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов. Информационные ресурсы таможенных органов, касающиеся таможенного законодательства таможенного союза, являются открытыми и общедоступными. Общедоступные информационные ресурсы размещаются на сайтах таможенных органов и Комиссии таможенного союза. 2. Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств - участников таможенного союза. Статья 45. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации 1. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, осуществляется в порядке, установленном законодательством государств - участников таможенного союза. 2. Уровень защиты информации, обеспечиваемый средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы. Статья 46. Информационный обмен таможенных органов Обмен информацией между таможенными органами осуществляется в соответствии с международными договорами государств - участников таможенного союза. Таможенные органы участвуют в международном информационном обмене с таможенными органами иностранных государств, а также международными и иными организациями в порядке и на условиях, определяемых законодательством государств - участников таможенного союза. Глава 5. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА Статья 47. Таможенная статистика внешней торговли товарами 1. В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами. 2. Таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. 3. Таможенные органы представляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами: правительству, государственным органам и иным организациям государства - участника таможенного союза в порядке, установленном законодательством государства - участника таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные; международным организациям в порядке, установленном международными договорами государства - участника таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные. 4. Комиссия таможенного союза предоставляет данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза государственным органам государств - участников таможенного союза и международным организациям в соответствии с международными договорами. 5. Комиссия таможенного союза публикует данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза в порядке и сроки, которые определяются решениями Комиссии таможенного союза. Таможенные органы публикуют данные таможенной статистики внешней торговли государств - участников таможенного союза в порядке и сроки, которые определены законодательством государств - участников таможенного союза. 6. Таможенными органами могут предоставляться данные таможенной статистики внешней торговли товарами, не содержащие государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты) либо другую конфиденциальную информацию, заинтересованным в их получении организациям государства - участника таможенного союза, за исключением государственных органов, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государства - участника таможенного союза, таможенными органами которого предоставляются такие данные. Статья 48. Специальная таможенная статистика 1. В целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведется специальная таможенная статистика в порядке, установленном законодательством государств - участников таможенного союза. 2. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей. Статья 49. Документы и сведения, используемые для статистических целей 1. Для статистических целей используются документы и сведения, представляемые лицами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - участников таможенного союза. 2. На сведения, используемые для статистических целей, распространяются положения статьи 8 настоящего Кодекса. Глава 6. ЕДИНАЯ ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ Статья 50. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее - Товарная номенклатура) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. Статья 51. Ведение Товарной номенклатуры 1. Товарная номенклатура основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. 2. Товарная номенклатура утверждается Комиссией таможенного союза. 3. Решения о внесении изменений в Товарную номенклатуру принимаются Комиссией таможенного союза на основании предложений таможенных служб государств - участников таможенного союза в установленном порядке. Товарная номенклатура и решения о внесении в нее изменений публикуются Комиссией таможенного союза. 4. Государственный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный в сфере таможенного регулирования, осуществляет техническое ведение Товарной номенклатуры, в том числе: 1) мониторинг изменений международной основы Товарной номенклатуры, а также пояснений и решений по толкованию этой основы; 2) внесение предложений в Комиссию таможенного союза о приведении Товарной номенклатуры в соответствие с ее международной основой; 3) составление и направление в Комиссию таможенного союза таблиц соответствия кодов Товарной номенклатуры на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций при переходе на очередную версию ее международной основы; 4) подготовку к опубликованию и направление в Комиссию таможенного союза Товарной номенклатуры и пояснений к ней; 5) осуществляет иные функции, необходимые для технического ведения Товарной номенклатуры. Статья 52. Классификация товаров 1. Товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре. 2. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. 3. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - участников таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса. 4. Коды товаров по Товарной номенклатуре, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 настоящего Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, носят информационный характер. 5. Таможенные органы принимают предварительные решения по классификации отдельных видов товаров в соответствии с настоящей главой. 6. Таможенные органы, определенные законодательством государств - участников таможенного союза, принимают решения и дают разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - участника таможенного союза, таможенным органом которого они приняты. 7. В целях обеспечения единообразия толкования Товарной номенклатуры Комиссия таможенного союза принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров. Порядок внесения предложений о классификации отдельных видов товаров, их рассмотрения и согласования проектов решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров с таможенными органами государств - участников таможенного союза определяется решением Комиссии таможенного союза. После принятия Комиссией таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров решения и разъяснения, принятые таможенными органами в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи в отношении тех же видов товаров, подлежат отмене или изменению. Статья 53. Порядок принятия предварительного решения 1. Порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по Товарной номенклатуре определяется настоящей статьей, статьями 54 - 57 настоящего Кодекса, а в части, не определенной указанными статьями, - законодательством государств - участников таможенного союза. 2. Предварительное решение по классификации товаров по Товарной номенклатуре принимается таможенными органами, определенными в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза. 3. Предварительное решение принимается таможенным органом того государства - участника таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товаров. Предварительное решение является обязательным при декларировании товаров на территории государства - участника таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение. 4. Предварительное решение принимается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию. 5. Форма предварительного решения определяется решением Комиссии таможенного союза. 6. Таможенный орган в случае утраты заявителем предварительного решения выдает дубликат ранее полученного заявителем предварительного решения. 7. Таможенные органы государств - участников таможенного союза осуществляют информационный обмен, касающийся принятия предварительных решений, в соответствии со статьей 124 настоящего Кодекса. Статья 54. Заявление о принятии предварительного решения 1. Предварительное решение принимается таможенным органом на основании заявления о принятии предварительного решения лица (далее в настоящей главе - заявитель), поданного в письменном виде или в виде электронного документа. 2. Заявление о принятии предварительного решения по классификации товаров должно содержать полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические, коммерческие характеристики товаров и иную информацию, позволяющую однозначно классифицировать товары. При необходимости представляются фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий, пробы и образцы товаров и другие документы для принятия указанного предварительного решения. 3. Если представленные заявителем сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления о принятии предварительного решения в таможенный орган. Дополнительная информация должна быть представлена в течение 60 календарных дней со дня письменного уведомления заявителя. Если информация не предоставлена в установленный срок, заявление о принятии предварительного решения отклоняется. Статья 55. Сроки принятия и действия предварительного решения 1. Предварительное решение принимается в течение 90 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения в таможенном органе, если законодательством государств - участников таможенного союза не установлен менее продолжительный срок. В случае необходимости предоставления дополнительной информации в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Кодекса, течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, приостанавливается и возобновляется со дня получения таможенным органом последнего документа, содержащего запрашиваемые сведения. 2. Предварительное решение действует в течение 3 лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса. Статья 56. Прекращение действия, изменение или отзыв предварительного решения 1. Таможенный орган может принять решение о прекращении действия, изменении или отзыве принятого им либо нижестоящим таможенным органом предварительного решения. Решение о прекращении действия, изменении или отзыве предварительного решения направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем вынесения решения о прекращении действия, изменении или отзыве такого предварительного решения. 2. Решение о прекращении действия предварительного решения принимается, если таможенным органом установлено, что заявитель для принятия такого предварительного решения представил подложные документы, недостоверные и (или) неполные сведения. Решение о прекращении действия предварительного решения вступает в силу со дня принятия такого предварительного решения. 3. Изменение предварительного решения производится в следующих случаях: выявление таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при принятии предварительного решения; принятие таможенными органами решений или разъяснений по классификации отдельных видов товаров в соответствии с пунктом 6 статьи 52 настоящего Кодекса. 4. Решение таможенного органа об изменении предварительного решения вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении предварительного решения. 5. Предварительное решение отзывается в случаях: 1) внесение изменений в Товарную номенклатуру, влияющих на |