ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 160706 ПРОИЗВОДСТВО АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 20 октября 2009 г. N 430 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34. ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 160706 Производство авиационных двигателей. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом. Министр А.ФУРСЕНКО 20 октября 2009 г. N 430 Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2009 г. N 15484 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2009 г. N 430 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 160706 ПРОИЗВОДСТВО АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 160706 Производство авиационных двигателей всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ОУ - образовательное учреждение; ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1. Таблица 1 ----------------------------------------------------------------------------- | Образовательная база | Наименование | Нормативный срок | | приема | квалификации базовой | освоения ОПОП СПО | | | подготовки | базовой подготовки | | | | при очной форме | | | | получения | | | | образования | |----------------------------|----------------------|-----------------------| | на базе среднего (полного) | Техник | 2 года 10 месяцев | | общего образования | | | |----------------------------| |-----------------------| | на базе основного общего | | 3 года 10 месяцев <*> | | образования | | | ----------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2. Таблица 2 ---------------------------------------------------------------------- | Образовательная база | Наименование | Нормативный срок | | приема | квалификации | освоения ОПОП СПО | | | углубленной | углубленной подготовки | | | подготовки | при очной форме | | | | получения образования | |----------------------------|--------------|------------------------| | на базе среднего (полного) | Специалист | 3 года 10 месяцев | | общего образования | производства | | | | авиационных | | | | двигателей | | |----------------------------| |------------------------| | на базе основного общего | | 4 года 10 месяцев <*> | | образования | | | ---------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: производство двигателей летательных аппаратов с искровым зажиганием и их частей. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: двигатели летательных аппаратов с искровым зажиганием и их части; техническая документация; технологическое оборудование; процессы управления; первичные трудовые коллективы. 4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Конструкторско-технологическая на уровне техника. 4.3.2. Производственно-технологическая в рамках структурного подразделения. 4.3.3. Организационно-управленческая на уровне структурного подразделения, как первичного звена управления. 4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС). 4.4. Специалист производства авиационных двигателей готовится к следующим видам деятельности: 4.4.1. Конструкторско-технологическая деятельность на уровне техника. 4.4.2. Производственно-технологическая деятельность в рамках структурного подразделения. 4.4.3. Организационно-управленческая деятельность на уровне структурного подразделения как первичного звена управления. 4.4.4. Конструкторская деятельность на уровне специалиста. 4.4.5. Управленческая деятельность на уровне структурного подразделения. 4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС). V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.2.1. Конструкторско-технологическая деятельность на уровне техника. ПК 1.1. Анализировать техническое задание на проектирование изделия или узла с последующим выбором оптимального конструкторского решения. ПК 1.2. Анализировать надежность изделия. ПК 1.3. Выполнять типовые и специальные расчеты. ПК 1.4. Анализировать технологичность конструкции изделия. ПК 1.5. Разрабатывать проектную и рабочую конструкторскую документацию на основе применения ИКТ. ПК 1.6. Участвовать в испытаниях опытных образцов изделий, узлов, систем, оформлении результатов испытаний. 5.2.2. Производственно-технологическая деятельность в рамках структурного подразделения. ПК 2.1. Разрабатывать технологические процессы на узлы средней сложности с оформлением необходимой технологической документации на основе применения ИКТ. ПК 2.2. Внедрять и сопровождать технологические процессы. ПК 2.3. Обеспечивать технологическую и техническую подготовку производства. ПК 2.4. Контролировать параметры качества и соблюдение технологической дисциплины. ПК 2.5. Принимать участие в разработке технически обоснованных норм времени и определении экономической эффективности проектируемых технологических процессов. 5.2.3. Организационно-управленческая деятельность на уровне структурного подразделения как первичного звена управления. ПК 3.1. Осуществлять оперативное планирование и организацию работы структурного подразделения. ПК 3.2. Обеспечивать выполнение правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. ПК 3.3. Контролировать качество выпускаемой продукции и выполняемых работ. ПК 3.4. Оценивать экономическую эффективность производственной деятельности. 5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. 5.3. Специалист производства авиационных двигателей должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.4. Специалист производства авиационных двигателей должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.4.1. Конструкторско-технологическая деятельность на уровне техника. ПК 1.1. Анализировать техническое задание на проектирование изделия или узла с последующим выбором оптимального конструкторского решения. ПК 1.2. Анализировать надежность изделия. ПК 1.3. Выполнять типовые и специальные расчеты. ПК 1.4. Анализировать технологичность конструкции изделия. ПК 1.5. Разрабатывать проектную и рабочую конструкторскую документацию с применением ИКТ. ПК 1.6. Участвовать в испытаниях опытных образцов изделий, узлов, систем, оформлении результатов испытаний. 5.4.2. Производственно-технологическая деятельность в рамках структурного подразделения. ПК 2.1. Разрабатывать технологические процессы на узлы средней сложности с оформлением необходимой технологической документации с применением ИКТ. ПК 2.2. Внедрять и сопровождать технологические процессы. ПК 2.3. Обеспечивать технологическую и техническую подготовку производства. ПК 2.4. Контролировать параметры качества и соблюдение технологической дисциплины. ПК 2.5. Принимать участие в разработке технически обоснованных норм времени и определении экономической эффективности проектируемых технологических процессов. 5.4.3. Организационно-управленческая деятельность на уровне структурного подразделения как первичного звена управления. ПК 3.1. Осуществлять оперативное планирование и организацию работы структурного подразделения. ПК 3.2. Обеспечивать выполнение правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. ПК 3.3. Контролировать качество выпускаемой продукции и выполняемых работ. ПК 3.4. Оценивать экономическую эффективность производственной деятельности. 5.4.4. Конструкторская деятельность на уровне специалиста. ПК 4.1. Проводить патентные исследования и определять показатели технического уровня проектируемых объектов техники и технологии. ПК 4.2. Разрабатывать техническую документацию по испытаниям конструируемого изделия, по проверке и освоению объектов техники и технологических процессов. ПК 4.3. Разрабатывать методику диагностирования деталей и сборочных единиц двигателя. ПК 4.4. Разрабатывать и внедрять автоматизированные системы в производство. 5.4.5. Управленческая деятельность на уровне структурного подразделения. ПК 5.1. Осуществлять управление персоналом на уровне структурного подразделения. ПК 5.2. Осуществлять управление качеством на всех этапах жизненного цикла изделия. 5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; и разделов: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). 6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением. Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности). 6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура". Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов. Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки Таблица 3 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Наименование циклов, разделов, | Всего | В т.ч. часов | Индекс и | Коды формируемых | | | модулей, требования к знаниям, | максимальной | обязательных | наименование | компетенций | | | умениям, практическому опыту | учебной | учебных | дисциплин, | | | | | нагрузки | занятий | междисциплинарных | | | | | обучающегося | | курсов (МДК) | | |---------|--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | Обязательная часть циклов ОПОП | 3240 | 2160 | | | |---------|--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально- | 660 | 440 | | | | | экономический цикл | | | | | |---------|--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | В результате изучения обязательной | | 48 | ОГСЭ.01. Основы | ОК 1 - 10 | | | части цикла обучающийся должен: | | | философии | | | | уметь: | | | | | | | ориентироваться в наиболее общих | | | | | | | философских проблемах бытия, | | | | | | | познания, ценностей, свободы и | | | | | | | смысла жизни как основе формирования | | | | | | | культуры гражданина и будущего | | | | | | | специалиста; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные категории и понятия | | | | | | | философии; | | | | | | | роль философии в жизни человека и | | | | | | | общества; | | | | | | | основы философского учения о | | | | | | | бытии; | | | | | | | сущность процесса познания; | | | | | | | основы научной, философской и | | | | | | | религиозной картин мира; | | | | | | | об условиях формирования личности, | | | | | | | свободе и ответственности за | | | | | | | сохранение жизни, культуры, | | | | | | | окружающей среды; | | | | | | | о социальных и этических | | | | | | | проблемах, связанных с развитием и | | | | | | | использованием достижений науки, | | | | | | | техники и технологий | | | | | | |--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | уметь: | | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 10 | | | ориентироваться в современной | | | | | | | экономической, политической и | | | | | | | культурной ситуации в России и мире; | | | | | | | выявлять взаимосвязь | | | | | | | отечественных, региональных, мировых | | | | | | | социально-экономических, | | | | | | | политических и культурных проблем; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные направления развития | | | | | | | ключевых регионов мира на рубеже | | | | | | | веков (XX и XXI вв.); | | | | | | | сущность и причины локальных, | | | | | | | региональных, межгосударственных | | | | | | | конфликтов в конце XX - начале XXI | | | | | | | вв.; | | | | | | | основные процессы (интеграционные, | | | | | | | поликультурные, миграционные и иные) | | | | | | | политического и экономического | | | | | | | развития ведущих государств и | | | | | | | регионов мира; | | | | | | | назначение ООН, НАТО, ЕС и других | | | | | | | организаций и основные направления | | | | | | | их деятельности; | | | | | | | о роли науки, культуры и религии в | | | | | | | сохранении и укреплении национальных | | | | | | | и государственных традиций; | | | | | | | содержание и назначение важнейших | | | | | | | правовых и законодательных актов | | | | | | | мирового и регионального значения | | | | | | |--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | уметь: | | 172 | ОГСЭ.03. | ОК 1 - 10 | | | общаться (устно и письменно) на | | | Иностранный язык | | | | иностранном языке на | | | | | | | профессиональные и повседневные | | | | | | | темы; | | | | | | | переводить (со словарем) | | | | | | | иностранные тексты профессиональной | | | | | | | направленности; | | | | | | | самостоятельно совершенствовать | | | | | | | устную и письменную речь, пополнять | | | | | | | словарный запас; | | | | | | | знать: | | | | | | | лексический (1200 - 1400 | | | | | | | лексических единиц) и грамматический | | | | | | | минимум, необходимый для чтения и | | | | | | | перевода (со словарем) иностранных | | | | | | | текстов профессиональной | | | | | | | направленности | | | | | | |--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | уметь: | 344 | 172 | ОГСЭ.04. | ОК 2 | | | использовать физкультурно- | | | Физическая | ОК 3 | | | оздоровительную деятельность для | | | культура | ОК 6 | | | укрепления здоровья, достижения | | | | ОК 10 | | | жизненных и профессиональных целей; | | | | | | | знать: | | | | | | | о роли физической культуры в | | | | | | | общекультурном, профессиональном и | | | | | | | социальном развитии человека; | | | | | | | основы здорового образа жизни | | | | | |---------|--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | ЕН.00 | Математический и общий | 222 | 148 | | | | | естественнонаучный цикл | | | | | |---------|--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | В результате изучения обязательной | | | ЕН.01. Математика | ОК 1 - 5 | | | части цикла обучающийся должен: | | | | ПК 1.2 | | | уметь: | | | | ПК 1.3 | | | решать прикладные задачи в области | | | | ПК 1.5 | | | профессиональной деятельности; | | | | ПК 1.6 | | | знать: | | | | ПК 2.4 | | | значение математики в | | | | ПК 2.5 | | | профессиональной деятельности и при | | | | ПК 3.4 | | | освоении профессиональной | | | | | | | образовательной программы; | | | | | | | основные математические методы | | | | | | | решения прикладных задач в области | | | | | | | профессиональной деятельности; | | | | | | | основные понятия и методы | | | | | | | математического анализа, дискретной | | | | | | | математики, линейной алгебры, теории | | | | | | | комплексных чисел, теории | | | | | | | вероятностей и математической | | | | | | | статистики; | | | | | | | основы интегрального и | | | | | | | дифференциального исчисления | | | | | | |--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | уметь: | | | ЕН.02. Физика | ОК 1 - 5 | | | использовать законы физики при | | | | ПК 1.2 | | | решении прикладных задач; | | | | ПК 1.3 | | | знать: | | | | ПК 1.6 | | | основные законы физики для решения | | | | ПК 2.5 | | | прикладных задач | | | | | | |--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | уметь: | | | ЕН.03. Информатика | ОК 3 | | | применять информационные | | | | ОК 6 | | | технологии в профессиональной | | | | ОК 7 | | | деятельности; | | | | ОК 9 | | | знать: | | | | ПК 1.1 - | | | способы автоматизированной | | | | 1.4 | | | обработки информации; | | | | ПК 2.1 - | | | сетевые технологии обработки и | | | | 2.2 | | | передачи информации | | | | | |---------|--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | П.00 | Профессиональный цикл | 2358 | 1572 | | | |---------|--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 690 | 460 | | | |---------|--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | В результате изучения обязательной | | | ОП.01. Инженерная | ОК 1 - 5 | | | части цикла обучающийся по | | | графика | ПК 1.1 | | | общепрофессиональным дисциплинам | | | | ПК 1.4 | | | должен: | | | | ПК 1.5 | | | уметь: | | | | ПК 1.6 | | | читать конструкторскую и | | | | ПК 2.4 | | | технологическую документацию по | | | | | | | профилю специальности; | | | | | | | выполнять комплексные чертежи | | | | | | | геометрических тел и проекции точек, | | | | | | | лежащих на их поверхности, в ручной | | | | | | | и машинной графике; | | | | | | | выполнять эскизы, технические | | | | | | | рисунки и чертежи деталей, их | | | | | | | элементов, узлов в ручной и машинной | | | | | | | графике; | | | | | | | выполнять графические изображения | | | | | | | технологического оборудования и | | | | | | | технологических схем в ручной и | | | | | | | машинной графике; | | | | | | | оформлять проектно- | | | | | | | конструкторскую, технологическую и | | | | | | | другую техническую документацию в | | | | | | | соответствии с действующей | | | | | | | нормативной базой; | | | | | | | знать: | | | | | | | правила чтения конструкторской и | | | | | | | технологической документации; | | | | | | | способы графического представления | | | | | | | объектов, пространственных образов, | | | | | | | технологического оборудования и | | | | | | | схем; | | | | | | | законы, методы и приемы | | | | | | | проекционного черчения; | | | | | | | требования государственных | | | | | | | стандартов Единой системы | | | | | | | конструкторской документации (ЕСКД) | | | | | | | и Единой системы технологической | | | | | | | документации (ЕСТД); | | | | | | | правила выполнения чертежей, | | | | | | | технических рисунков, эскизов и | | | | | | | схем; | | | | | | | технику и принципы нанесения | | | | | | | размеров; | | | | | | | классы точности и их обозначение | | | | | | | на чертежах; | | | | | | | типы и назначение спецификаций, | | | | | | | правила их чтения и составления | | | | | | |--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | уметь: | | | ОП.02. | ОК 1 - 4 | | | распознавать и классифицировать | | | Материаловедение | ОК 9 | | | конструкционные и сырьевые материалы | | | | ПК 1.1 | | | по внешнему виду, происхождению, | | | | ПК 1.5 | | | свойствам; | | | | ПК 2.1 | | | подбирать материалы по их | | | | ПК 2.2 | | | назначению и условиям эксплуатации | | | | ПК 2.4 | | | для выполнения работ; | | | | ПК 3.3 | | | выбирать и расшифровывать марки | | | | | | | конструкционных материалов; | | | | | | | определять твердость металлов; | | | | | | | определять режимы отжига, закалки | | | | | | | и отпуска стали; | | | | | | | подбирать способы и режимы | | | | | | | обработки металлов (литьем, | | | | | | | давлением, сваркой, резанием и др.) | | | | | | | для изготовления различных деталей; | | | | | | | выбирать материалы для | | | | | | | изготовления основных деталей | | | | | | | двигателей; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные виды конструкционных и | | | | | | | сырьевых, металлических и | | | | | | | неметаллических материалов; | | | | | | | классификацию, свойства, | | | | | | | маркировку и область применения | | | | | | | конструкционных материалов, принципы | | | | | | | их выбора для применения в | | | | | | | производстве; | | | | | | | основные сведения о назначении и | | | | | | | свойствах металлов и сплавов, о | | | | | | | технологии их производства; | | | | | | | особенности строения металлов и их | | | | | | | сплавов, закономерности процессов | | | | | | | кристаллизации и | | | | | | | структурообразования; | | | | | | | виды обработки металлов и сплавов; | | | | | | | сущность технологических процессов | | | | | | | литья, сварки, обработки металлов | | | | | | | давлением, и резанием; | | | | | | | основы термообработки металлов; | | | | | | | способы защиты металлов от | | | | | | | коррозии; | | | | | | | требования к качеству обработки | | | | | | | деталей; | | | | | | | виды износа деталей и узлов; | | | | | | | особенности строения, назначения и | | | | | | | свойства различных групп | | | | | | | неметаллических материалов; | | | | | | | способы получения заготовок; | | | | | | | свойства смазочных и абразивных | | | | | | | материалов; | | | | | | | классификацию и способы получения | | | | | | | композиционных материалов | | | | | | |--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | уметь: | | | ОП.03. Техническая | ОК 1 - 5 | | | читать кинематические схемы; | | | механика | ПК 1.1 - | | | проводить расчет и проектировать | | | | 1.4 | | | детали и сборочные единицы общего | | | | ПК 2.3 | | | назначения; | | | | ПК 2.4 | | | проводить сборочно-разборочные | | | | | | | работы в соответствии с характером | | | | | | | соединений деталей и сборочных | | | | | | | единиц; | | | | | | | определять напряжения в | | | | | | | конструкционных элементах; | | | | | | | производить расчеты элементов | | | | | | | конструкций на прочность, жесткость | | | | | | | и устойчивость; | | | | | | | определять передаточное отношение; | | | | | | | знать: | | | | | | | виды машин и механизмов, принцип | | | | | | | действия, кинематические и | | | | | | | динамические характеристики; | | | | | | | типы кинематических пар; | | | | | | | типы соединений деталей и машин; | | | | | | | основные сборочные единицы и | | | | | | | детали; | | | | | | | характер соединения деталей и | | | | | | | сборочных единиц; | | | | | | | принцип взаимозаменяемости; | | | | | | | виды движений и преобразующие | | | | | | | движения механизмы; | | | | | | | виды передач; их устройство, | | | | | | | назначение, преимущества и | | | | | | | недостатки, условные обозначения на | | | | | | | схемах; | | | | | | | передаточное отношение и число; | | | | | | | методику расчета элементов | | | | | | | конструкций на прочность, жесткость | | | | | | | и устойчивость при различных видах | | | | | | | деформации | | | | | | |--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | уметь: | | | ОП.04. | ОК 1 - 5 | | | использовать основные законы и | | | Электротехника и | ПК 1.6 | | | принципы теоретической | | | электронная | ПК 2.3 | | | электротехники и электронной техники | | | техника | ПК 3.2 | | | в профессиональной деятельности; | | | | ПК 3.3 | | | читать принципиальные, | | | | | | | электрические и монтажные схемы; | | | | | | | рассчитывать параметры | | | | | | | электрических, магнитных цепей; | | | | | | | пользоваться электроизмерительными | | | | | | | приборами и приспособлениями; | | | | | | | подбирать устройства электронной | | | | | | | техники, электрические приборы и | | | | | | | оборудование с определенными | | | | | | | параметрами и характеристиками; | | | | | | | собирать электрические схемы; | | | | | | | знать: | | | | | | | способы получения, передачи и | | | | | | | использования электрической энергии; | | | | | | | электротехническую терминологию; | | | | | | | основные законы электротехники; | | | | | | | характеристики и параметры | | | | | | | электрических и магнитных полей; | | | | | | | свойства проводников, | | | | | | | полупроводников, | | | | | | | электроизоляционных, магнитных | | | | | | | материалов; | | | | | | | основы теории электрических машин, | | | | | | | принцип работы типовых электрических | | | | | | | устройств; | | | | | | | методы расчета и измерения | | | | | | | основных параметров электрических, | | | | | | | магнитных цепей; | | | | | | | принципы действия, устройство, | | | | | | | основные характеристики | | | | | | | электротехнических и электронных | | | | | | | устройств и приборов; | | | | | | | принципы выбора электрических и | | | | | | | электронных устройств и приборов, | | | | | | | составления электрических и | | | | | | | электронных цепей; | | | | | | | правила эксплуатации | | | | | | | электрооборудования | | | | | | |--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | уметь: | | | ОП.05. | ОК 1 | | | анализировать и исследовать | | | Термогазодинамика | ОК 2 | | | термодинамические процессы и | | | | ПК 1.3 | | | процессы истечения газа из сопла; | | | | ПК 1.6 | | | знать: | | | | | | | законы термодинамики, газовой | | | | | | | динамики | | | | | | |--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | уметь: | | | ОП.06. Теория | ОК 1 | | | анализировать характеристики | | | двигателей | ОК 2 | | | основных элементов двигателя; | | | | ПК 1.3 | | | знать: | | | | ПК 1.6 | | | классификацию двигателей, их | | | | | | | устройство и осуществляемые в них | | | | | | | процессы | | | | | | |--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | уметь: | | | ОП.07. Гидравлика | ОК 1 | | | использовать гидравлические | | | | ОК 2 | | | устройства в производстве; | | | | ПК 1.3 | | | определять гидравлические | | | | ПК 1.6 | | | сопротивления и рассчитывать | | | | | | | трубопроводы; | | | | | | | знать: | | | | | | | законы гидравлики; | | | | | | | особенности движения жидкостей и | | | | | | | газов по трубам (трубопроводам); | | | | | | | основные положения теории подобия | | | | | | | гидродинамических процессов; | | | | | | | принципы работы гидравлических | | | | | | | машин и систем, их применение | | | | | | |--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | уметь: | | | ОП.08. Летательные | ОК 1 | | | анализировать динамику полета; | | | аппараты | ОК 2 | | | знать: | | | | ПК 1.3 | | | классификацию и конструкцию | | | | ПК 1.6 | | | летательных аппаратов | | | | | | | ------------------------------------ |--------------| ------------ | ------------------- | --------- | | | уметь: | | | ОП.09. Метрология, | ОК 1 | | | применять требования нормативных | | | стандартизация и | ОК 2 | | | документов к основным видам | | | подтверждение | ПК 1.2 | | | продукции (услуг) и процессов; | | | качества | ПК 1.5 | | | оформлять технологическую и | | | | ПК 1.6 | | | техническую документацию в | | | | ПК 2.1 - | | | соответствии с действующей | | | | 2.4 | | | нормативной базой; | | | | ПК 3.3 | | | использовать в профессиональной | | | | | | | деятельности документацию систем | | | | | | | качества; | | | | | | | приводить несистемные величины | | | | | | | измерений в соответствие с | | | | | | | действующими стандартами и | | | | | | | международной системой единиц СИ; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные понятия метрологии; | | | | | | | задачи стандартизации, ее | | | | | | | экономическую эффективность; | | | | | | | формы подтверждения качества; | | | | | | | основные положения систем | | | | | | | (комплексов) общетехнических и | | | | | | | организационно-методических | | | | | | | стандартов; | | | | | | | терминологию и единицы измерения | | | | | | | величин в соответствии с | | | | | | | действующими стандартами и | | | | | | | международной системой единиц СИ | | | | | | |--------------------------------------|--------------|--------------|---------------------|------------------| | | уметь: | | 68 | ОП.10. | ОК 1 - 10 | | | организовывать и проводить | | | Безопасность | ПК 1.1 - | | | мероприятия по защите работающих и | | | жизнедеятельности | 1.6 | | | населения от негативных воздействий | | | | ПК 2.1 - | | | чрезвычайных ситуаций; | | | | 2.5 | | | предпринимать профилактические | | | | ПК 3.1 - | | | меры для снижения уровня опасностей | | | | 3.4 | | | различного вида и их последствий в | | | | | | | профессиональной деятельности и | | | | | | | быту; | | | | | | | использовать средства | | | | | | | индивидуальной и коллективной защиты | | | | | | | от оружия массового поражения; | | | | | | | применять первичные средства | | | | | | | пожаротушения; | | | | | | | ориентироваться в перечне военно- | | | | | | | учетных специальностей и | | | | | | | самостоятельно определять среди них | | | | | | | родственные полученной | | | | | | | специальности; | | | | | | | применять профессиональные знания | | | | | | | в ходе исполнения обязанностей | | | | | | | военной службы на воинских | | | | | | | должностях в соответствии с | | | | | | | полученной специальностью; | | | | | | | владеть способами бесконфликтного | | | | | | | общения и саморегуляции в | | | | | | | повседневной деятельности и | | | | | | | экстремальных условиях военной | | | | | | | службы; | | | | | | | оказывать первую помощь | | | | | | | пострадавшим; | | | | | | | знать: | | | | | | | принципы обеспечения устойчивости | | | | | | | объектов экономики, прогнозирования | | | | | | | развития событий и оценки | | | | | | | последствий при техногенных | | | | | | | чрезвычайных ситуациях и стихийных | | | | | | | явлениях, в том числе в условиях | | | | | | | противодействия терроризму как | | | | | | | серьезной угрозе национальной | | | | | | | безопасности России; | | | | | | | основные виды потенциальных | | | | | | | опасностей и их последствия в | | | | | | | профессиональной деятельности и | | | | | | | быту, принципы снижения вероятности | | | | | | | их реализации; | | | | | | | основы военной службы и обороны | | | | | | | государства; | | | | | | | задачи и основные мероприятия | | | | | | | гражданской обороны; способы защиты | | | | | | | населения от оружия массового | | | | | | | поражения; | | | | | | | меры пожарной безопасности и | | | | | | | правила безопасного поведения при | | | | | | | пожарах; | | | | | | | организацию и порядок призыва | | | | | | | граждан на военную службу и | | | | | | | поступления на нее в добровольном | | | | | |