| | программное обеспечение в | | | в профессиональной | | | | профессиональной деятельности; | | | деятельности | | | | знать: | | | | | | | состав, функции и возможности | | | | | | | использования специального | | | | | | | программного обеспечения | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.08. | ОК 1 - 10 | | | производить электрические расчеты, | | | Электрооборудование | ПК 1.1 - 4.3 | | | выбирать, производить монтаж, | | | | | | | наладку, сдачу в эксплуатацию | | | | | | | электрооборудования, заземляющих | | | | | | | устройств, контролировать их работу; | | | | | | | знать: | | | | | | | назначение, классификацию, типы, | | | | | | | критерии выбора, устройство, принцип | | | | | | | работы, настройку, правила | | | | | | | эксплуатации электрооборудования; | | | | | | | содержание организационных и | | | | | | | технических мероприятий по | | | | | | | электробезопасности | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.09. Основы | ОК 1 - 10 | | | оформлять первичные документы по | | | экономики | ПК 1.1 - 4.3 | | | учету рабочего времени, выработки, | | | организации и | | | | заработной платы, простоев; | | | правового | | | | рассчитывать основные технико- | | | обеспечения | | | | экономические показатели | | | профессиональной | | | | деятельности подразделения | | | деятельности | | | | (организации); | | | | | | | разрабатывать бизнес-план; | | | | | | | защищать свои права в соответствии | | | | | | | с гражданским, гражданско- | | | | | | | процессуальным и трудовым | | | | | | | законодательством; | | | | | | | анализировать и оценивать | | | | | | | результаты и последствия | | | | | | | деятельности (бездействия) с | | | | | | | правовой точки зрения; | | | | | | | знать: | | | | | | | действующие законодательные и | | | | | | | нормативные акты, регулирующие | | | | | | | производственно-хозяйственную | | | | | | | деятельность; | | | | | | | материально-технические, трудовые | | | | | | | и финансовые ресурсы отрасли и | | | | | | | организации, показатели их | | | | | | | эффективного использования; | | | | | | | методики расчета основных технико- | | | | | | | экономических показателей | | | | | | | деятельности организации; | | | | | | | методику разработки бизнес-плана; | | | | | | | механизмы ценообразования на | | | | | | | продукцию (услуги), формы оплаты | | | | | | | труда в современных условиях; | | | | | | | основы маркетинговой деятельности, | | | | | | | менеджмента и принципы делового | | | | | | | общения; | | | | | | | основы организации работы | | | | | | | коллектива исполнителей; | | | | | | | основы планирования, | | | | | | | финансирования и кредитования | | | | | | | организации; | | | | | | | особенности менеджмента в области | | | | | | | профессиональной деятельности; | | | | | | | производственную и организационную | | | | | | | структуру организации; | | | | | | | основные положения Конституции | | | | | | | Российской Федерации, действующие | | | | | | | законодательные и иные нормативно- | | | | | | | правовые акты, регулирующие | | | | | | | правоотношения в процессе | | | | | | | профессиональной (трудовой) | | | | | | | деятельности; | | | | | | | классификацию, основные виды и | | | | | | | правила составления нормативных | | | | | | | документов; | | | | | | | права и обязанности работников в | | | | | | | сфере профессиональной деятельности | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.10. Основы | ОК 1 - 10 | | | осуществлять в рамках структурного | | | промышленной | ПК 1.1 - 4.3 | | | подразделения экологический контроль | | | экологии | | | | за соблюдением установленных | | | | | | | требований и действующих норм, | | | | | | | правил и стандартов; | | | | | | | рассчитывать экологический риск и | | | | | | | оценивать ущерб окружающей среде; | | | | | | | знать: | | | | | | | перечень мероприятий по охране | | | | | | | окружающей среды; | | | | | | | методы переработки, утилизации и | | | | | | | захоронения промышленных отходов; | | | | | | | виды и источники заражения | | | | | | | природной среды; | | | | | | | состав и структуру экологических | | | | | | | паспортов промышленных организаций | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.11. Управление | ОК 1 - 10 | | | оформлять документацию по | | | качеством | ПК 1.1 - 4.3 | | | управлению качеством; | | | | | | | оценивать качество и надежность | | | | | | | изделий; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные положения систем | | | | | | | менеджмента качества и требования к | | | | | | | ним; | | | | | | | методы и нормативную документацию | | | | | | | по управлению качеством продукции; | | | | | | | основные методы оценки качества и | | | | | | | надежности изделий; | | | | | | | правила предъявления и | | | | | | | рассмотрения рекламаций по качеству | | | | | | | сырья, материалов, полуфабрикатов, | | | | | | | комплектующих изделий и готовой | | | | | | | продукции | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | 68 | ОП.12. Безопасность | ОК 1 - 10 | | | организовывать и проводить | | | жизнедеятельности | ПК 1.1 - 4.3 | | | мероприятия по защите работающих и | | | | | | | населения от негативных воздействий | | | | | | | чрезвычайных ситуаций; | | | | | | | предпринимать профилактические | | | | | | | меры для снижения уровня опасностей | | | | | | | различного вида и их последствий в | | | | | | | профессиональной деятельности и | | | | | | | быту; | | | | | | | использовать средства | | | | | | | индивидуальной и коллективной защиты | | | | | | | от оружия массового поражения; | | | | | | | применять первичные средства | | | | | | | пожаротушения; | | | | | | | ориентироваться в перечне военно- | | | | | | | учетных специальностей и | | | | | | | самостоятельно определять среди | | | | | | | них родственные полученной | | | | | | | специальности; | | | | | | | применять профессиональные знания | | | | | | | в ходе исполнения обязанностей | | | | | | | военной службы на воинских | | | | | | | должностях в соответствии с | | | | | | | полученной специальностью; | | | | | | | владеть способами бесконфликтного | | | | | | | общения и саморегуляции в | | | | | | | повседневной деятельности и | | | | | | | экстремальных условиях военной | | | | | | | службы; | | | | | | | оказывать первую помощь | | | | | | | пострадавшим; | | | | | | | знать: | | | | | | | принципы обеспечения устойчивости | | | | | | | объектов экономики, прогнозирования | | | | | | | развития событий и оценки | | | | | | | последствий при техногенных | | | | | | | чрезвычайных ситуациях и стихийных | | | | | | | явлениях, в том числе в условиях | | | | | | | противодействия терроризму как | | | | | | | серьезной угрозе национальной | | | | | | | безопасности России; | | | | | | | основные виды потенциальных | | | | | | | опасностей и их последствия в | | | | | | | профессиональной деятельности и | | | | | | | быту, принципы снижения вероятности | | | | | | | их реализации; | | | | | | | основы военной службы и обороны | | | | | | | государства; | | | | | | | задачи и основные мероприятия | | | | | | | гражданской обороны; способы защиты | | | | | | | населения от оружия массового | | | | | | | поражения; | | | | | | | меры пожарной безопасности и | | | | | | | правила безопасного поведения при | | | | | | | пожарах; | | | | | | | организацию и порядок призыва | | | | | | | граждан на военную службу и | | | | | | | поступления на нее в добровольном | | | | | | | порядке; | | | | | | | основные виды вооружения, военной | | | | | | | техники и специального снаряжения, | | | | | | | состоящих на вооружении | | | | | | | (оснащении) воинских подразделений, | | | | | | | в которых имеются военно-учетные | | | | | | | специальности, родственные | | | | | | | специальностям СПО; | | | | | | | область применения получаемых | | | | | | | профессиональных знаний при | | | | | | | исполнении обязанностей военной | | | | | | | службы; | | | | | | | порядок и правила оказания первой | | | | | | | помощи пострадавшим | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ПМ.00 | Профессиональные модули | 1509 | 1006 | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ПМ.01 | Техническая эксплуатация | | | МДК.01.01. | ОК 1 - 5 | | | специализированного и | | | Специализированное и | ОК 7 - 10 | | | многофункционального механического и | | | многофункциональное | ПК 1.1 - 1.5 | | | теплового оборудования организаций | | | торгово- | | | | торговли и общественного питания | | | технологическое | | | | В результате изучения | | | оборудование | | | | профессионального модуля обучающийся | | | | | | | должен: | | | МДК.01.02. | | | | иметь практический опыт: | | | Организация | | | | подготовки и выполнения работ по | | | технологических | | | | подводке коммуникаций, подготовке | | | процессов монтажа и | | | | мест и фундаментов для монтажа | | | технического | | | | оборудования; | | | обслуживания | | | | разработки и проведения процессов | | | оборудования | | | | монтажа, наладки, технического | | | | | | | обслуживания и ремонта | | | МДК.01.03. | | | | специализированного и | | | Организация ремонта | | | | многофункционального механического и | | | оборудования | | | | теплового оборудования | | | | | | | отечественного и импортного | | | | | | | производства; | | | | | | | проведения пусконаладочных работ | | | | | | | приборов автоматики, электрических и | | | | | | | электронных схем оборудования; | | | | | | | проведения стандартных испытаний | | | | | | | оборудования и приборов автоматики, | | | | | | | метрологического контроля их | | | | | | | технических и технологических | | | | | | | характеристик; | | | | | | | выявления и анализа причин | | | | | | | снижения работоспособности и отказов | | | | | | | в работе специализированного и | | | | | | | многофункционального оборудования, | | | | | | | разработки мероприятий по их | | | | | | | устранению; | | | | | | | осуществления контроля безопасной | | | | | | | эксплуатации специальной оснастки, | | | | | | | приборов диагностики и контроля; | | | | | | | уметь: | | | | | | | организовывать техническую | | | | | | | эксплуатацию специализированного и | | | | | | | многофункционального оборудования в | | | | | | | организациях торговли и | | | | | | | общественного питания; | | | | | | | выполнять расчеты, составлять | | | | | | | схемы систем водоснабжения, | | | | | | | подключать оборудование к системам, | | | | | | | осуществлять техническую | | | | | | | эксплуатацию и контроль; | | | | | | | выполнять расчеты, составлять | | | | | | | схемы электроснабжения оборудования, | | | | | | | подключать оборудование к сети, | | | | | | | осуществлять техническую | | | | | | | эксплуатацию и контроль систем | | | | | | | электроснабжения; | | | | | | | выполнять монтаж, демонтаж, пуск, | | | | | | | испытания, техническое обслуживание | | | | | | | специализированного и | | | | | | | многофункционального оборудования в | | | | | | | организациях торговли и | | | | | | | общественного питания; | | | | | | | производить ремонт деталей и | | | | | | | узлов, текущий ремонт | | | | | | | специализированного и | | | | | | | многофункционального оборудования; | | | | | | | знать: | | | | | | | классификацию, назначение, типы, | | | | | | | технические характеристики, | | | | | | | устройство, принцип действия, | | | | | | | организацию технической эксплуатации | | | | | | | специализированного и | | | | | | | многофункционального оборудования; | | | | | | | принципиальные электрические, | | | | | | | кинематические и гидравлические | | | | | | | схемы оборудования; | | | | | | | электронную базу | | | | | | | специализированного и | | | | | | | многофункционального оборудования; | | | | | | | типовые методы расчетов систем | | | | | | | холодного и горячего водоснабжения, | | | | | | | электроснабжения; | | | | | | | организацию и технологические | | | | | | | процессы монтажа, демонтажа, | | | | | | | технического обслуживания и ремонта | | | | | | | специализированного и | | | | | | | многофункционального оборудования и | | | | | | | его типовых деталей и узлов; | | | | | | | правила разработки и оформления | | | | | | | технической и отчетной документации | | | | | | | на процессы монтажа, технического | | | | | | | обслуживания и ремонта; | | | | | | | схемы автоматизации | | | | | | | специализированного и | | | | | | | многофункционального оборудования; | | | | | | | методы обнаружения неисправностей | | | | | | | оборудования и способы их устранения | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ПМ.02 | Техническая эксплуатация | | | МДК.02.01. | ОК 1 - 5 | | | коммерческого и промышленного типов | | | Коммерческое и | ОК 7 - 10 | | | холодильного оборудования | | | промышленное | ПК 2.1 - 2.5 | | | организаций торговли и общественного | | | холодильное | | | | питания | | | оборудование | | | | В результате изучения | | | | | | | профессионального модуля обучающийся | | | МДК.02.02. | | | | должен: | | | Организация | | | | иметь практический опыт: | | | технологических | | | | разработки и проведения | | | процессов монтажа и | | | | технологических процессов монтажа, | | | технического | | | | технического обслуживания и ремонта | | | обслуживания | | | | коммерческого и промышленного типов | | | холодильного | | | | холодильного оборудования | | | оборудования | | | | отечественного и импортного | | | | | | | производства; | | | МДК.02.03. | | | | планирования и проведения | | | Организация | | | | профилактических осмотров | | | ремонта | | | | коммерческого и промышленного | | | коммерческого и | | | | типов холодильного оборудования и | | | промышленного | | | | приборов автоматики, выявления | | | типов холодильного | | | | причин снижения работоспособности и | | | оборудования | | | | отказов в работе; | | | | | | | проведения испытаний и | | | | | | | метрологического контроля | | | | | | | технических характеристик | | | | | | | коммерческого и промышленного типов | | | | | | | холодильного оборудования и приборов | | | | | | | автоматики, регистрации параметров | | | | | | | различных режимов работы; | | | | | | | диагностирования основных | | | | | | | неисправностей в работе холодильного | | | | | | | оборудования с импортными | | | | | | | комплектующими, альтернативными | | | | | | | холодильными агентами и новыми | | | | | | | маслами, устранения неисправностей; | | | | | | | осуществления контроля безопасной | | | | | | | эксплуатацией специального | | | | | | | инструмента, специальных и | | | | | | | универсальных приспособлений, | | | | | | | приборов диагностики и контроля; | | | | | | | уметь: | | | | | | | организовывать техническую | | | | | | | эксплуатацию коммерческого и | | | | | | | промышленного типов холодильного | | | | | | | оборудования в торговле и | | | | | | | общественном питании; | | | | | | | выполнять расчеты систем | | | | | | | холодоснабжения, подбирать по | | | | | | | техническим и технологическим | | | | | | | показателям холодильные машины и | | | | | | | установки; | | | | | | | выполнять монтаж, пуск, наладку, | | | | | | | испытания и техническое обслуживание | | | | | | | коммерческого и промышленного типов | | | | | | | холодильного оборудования; | | | | | | | выявлять дефекты деталей и узлов | | | | | | | оборудования, определять методы и | | | | | | | технологию ремонта, выполнять | | | | | | | ремонт; | | | | | | | знать: | | | | | | | основы холодильной технологии; | | | | | | | основные виды холодильников и их | | | | | | | особенности; | | | | | | | типовые методы расчетов, этапы | | | | | | | проектирования холодильников, методы | | | | | | | подбора холодильного оборудования; | | | | | | | параметры оптимального режима | | | | | | | работы холодильных установок; | | | | | | | основные неисправности в работе | | | | | | | холодильных установок, способы | | | | | | | устранения неисправностей; | | | | | | | альтернативные холодильные агенты | | | | | | | и сервис холодильных систем; | | | | | | | импортное холодильное оборудование | | | | | | | для коммерческого холода: | | | | | | | назначение, типы, устройство, | | | | | | | приборы автоматики, схемы | | | | | | | автоматизации, основные и | | | | | | | дополнительные опции, особенности | | | | | | | монтажа элементов холодильного | | | | | | | контура; | | | | | | | практические аспекты обнаружения и | | | | | | | устранения неисправностей; | | | | | | | специальные инструменты и приборы | | | | | | | диагностики и контроля; | | | | | | | холодильный транспорт: назначение, | | | | | | | классификация, типы, устройство, | | | | | | | особенности монтажа, наладки, | | | | | | | испытаний, сдачи в эксплуатацию; | | | | | | | схемы автоматизации холодильного | | | | | | | транспорта; | | | | | | | процессы технического обслуживания | | | | | | | и ремонта холодильного оборудования | | | | | | | коммерческого и промышленного типов | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ПМ.03 | Проектирование и техническая | | | МДК.03.01. | ОК 1 - 5 | | | эксплуатация систем | | | Системы | ОК 7 - 10 | | | кондиционирования воздуха в | | | кондиционирования | ПК 3.1 - 3.3 | | | организациях торговли и | | | | | | | общественного питания | | | МДК.03.02. | | | | В результате изучения | | | Организация | | | | профессионального модуля обучающийся | | | процессов монтажа и | | | | должен: | | | технического | | | | иметь практический опыт: | | | обслуживания систем | | | | проектирования, подготовки и | | | кондиционирования | | | | выполнения работ по монтажу и | | | воздуха | | | | наладке, сдаче в эксплуатацию | | | | | | | кондиционеров отечественного и | | | | | | | импортного производства различных | | | | | | | типов и назначения; | | | | | | | выполнения типовых расчетов, | | | | | | | подбора кондиционеров, | | | | | | | проектирования систем | | | | | | | кондиционирования воздуха; | | | | | | | планирования и выполнения работ по | | | | | | | монтажу, наладке, сдаче в | | | | | | | эксплуатацию и регламентированному | | | | | | | техническому обслуживанию систем | | | | | | | кондиционирования воздуха в | | | | | | | организациях торговли и | | | | | | | общественного питания; | | | | | | | уметь: | | | | | | | организовывать техническую | | | | | | | эксплуатацию систем | | | | | | | кондиционирования воздуха в | | | | | | | организациях торговли и | | | | | | | общественного питания; | | | | | | | выполнять расчеты систем | | | | | | | кондиционирования, подбирать по | | | | | | | техническим и технологическим | | | | | | | показателям кондиционеры; | | | | | | | выполнять монтаж, пуск и сервисное | | | | | | | обслуживание систем | | | | | | | кондиционирования воздуха в | | | | | | | организациях торговли и | | | | | | | общественного питания; | | | | | | | выявлять дефекты в работе | | | | | | | кондиционеров, определять методы | | | | | | | устранения и устранять неполадки; | | | | | | | знать: | | | | | | | функциональную схему СКВ, | | | | | | | характеристики ее элементов, принцип | | | | | | | действия; | | | | | | | диаграмму влажного воздуха; | | | | | | | назначение, типы, устройство, | | | | | | | конструктивные особенности, | | | | | | | электрические и гидравлические | | | | | | | схемы: центральных кондиционеров, | | | | | | | кондиционеров для комфортного | | | | | | | кондиционирования, сплит и мульти- | | | | | | | сплит систем, транспортных | | | | | | | кондиционеров; | | | | | | | схемы автоматизации кондиционеров; | | | | | | | организацию процессов монтажа и | | | | | | | сервисного обслуживания | | | | | | | кондиционеров различных типов и | | | | | | | производителей и систем | | | | | | | кондиционирования; | | | | | | | исходные данные для проектирования | | | | | | | систем кондиционирования; | | | | | | | методики построения процессов | | | | | | | обработки воздуха, расчетов и | | | | | | | подбора кондиционеров | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ПМ.04 | Организация производственной | | | МДК.04.01. | ОК 5 - 10 | | | деятельности в рамках структурного | | | Организация и | ПК 4.1 - 4.3 | | | подразделения и руководство ею | | | планирование | | | | В результате изучения | | | деятельности | | | | профессионального модуля обучающийся | | | структурного | | | | должен: | | | подразделения | | | | иметь практический опыт: | | | | | | | планирования и организации работы | | | | | | | структурного подразделения; | | | | | | | руководства работой структурного | | | | | | | подразделения; | | | | | | | анализа процесса и результатов | | | | | | | деятельности структурного | | | | | | | подразделения | | | | | | | уметь: | | | | | | | рационально организовывать рабочие | | | | | | | места, участвовать в расстановке | | | | | | | кадров, обеспечивать их предметами и | | | | | | | средствами труда; | | | | | | | рассчитывать показатели, | | | | | | | характеризующие эффективность | | | | | | | организации основного и | | | | | | | вспомогательного оборудования; | | | | | | | принимать и реализовывать | | | | | | | управленческие решения; | | | | | | | мотивировать работников на решение | | | | | | | производственных задач; | | | | | | | управлять конфликтными ситуациями, | | | | | | | стрессами и рисками; | | | | | | | составлять документацию по | | | | | | | управлению качеством продукции; | | | | | | | рассчитывать экологический риск и | | | | | | | оценивать ущерб окружающей среде; | | | | | | | заполнять типовую документацию по | | | | | | | оценке персонала, анализировать и | | | | | | | оценивать качество персонала; | | | | | | | проводить диагностику трудовой | | | | | | | мотивации и формулировать набор | | | | | | | методов стимулирования персонала; | | | | | | | знать: | | | | | | | особенности менеджмента в области | | | | | | | профессиональной деятельности; | | | | | | | принципы, формы и методы | | | | | | | организации производственного и | | | | | | | технологического процессов; | | | | | | | принципы делового общения в | | | | | | | коллективе; | | | | | | | методы и нормативную документацию | | | | | | | по управлению качеством продукции; | | | | | | | понятия, цели, задачи, методы и | | | | | | | приемы организации и порядка | | | | | | | проведения экоаудита; | | | | | | | общие принципы управления | | | | | | | персоналом; | | | | | | | цели и принципы политики в области | | | | | | | стимулирования труда персонала | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ПМ.05 | Выполнение работ по одной или | | | | | | | нескольким профессиям рабочих, | | | | | | | должностям служащих | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | Вариативная часть циклов ОПОП | 1890 | 1260 | | | | | (определяется образовательным | | | | | | | учреждением) | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | Всего часов обучения по циклам ОПОП | 6318 | 4212 | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | УП.00 | Учебная практика | 29 нед. | 1044 | | ОК 1 - 10 | |---------|--------------------------------------| | |----------------------| ПК 1.1 - 4.3 | | ПП.00 | Производственная практика (по | | | | | | | профилю специальности) | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ПДП.00 | Производственная практика | 5 нед. | | | | | | (преддипломная) | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ПА.00 | Промежуточная аттестация | 8 нед. | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ГИА.00 | Государственная (итоговая) | 6 нед. | | | | | | аттестация | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ГИА.01 | Подготовка выпускной | 4 нед. | | | | | | квалификационной работы | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной | 2 нед. | | | | | | работы | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 5 Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе: ---------------------------------------------------------------------- | Обучение по учебным циклам | 117 нед. | |-------------------------------------------------------|------------| | Учебная практика | 29 нед. | |-------------------------------------------------------| | | Производственная практика (по профилю специальности) | | |-------------------------------------------------------|------------| | Производственная практика (преддипломная) | 5 нед. | |-------------------------------------------------------|------------| | Промежуточная аттестация | 8 нед. | |-------------------------------------------------------|------------| | Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. | |-------------------------------------------------------|------------| | Каникулярное время | 34 нед. | |-------------------------------------------------------|------------| | Итого | 199 нед. | ---------------------------------------------------------------------- VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда. Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. При формировании ОПОП образовательное учреждение: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС; обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом; обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. 7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения; в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой; обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса. 7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. 7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю. 7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю. 7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов. 7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение. 7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). 7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний. 7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед. промежуточная аттестация 2 нед. каникулярное время 11 нед. 7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением. 7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*>. -------------------------------- <*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616). 7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. 7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ. Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. Реализация ОПОП должна обеспечивать: выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров; освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности. При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты: гуманитарных и социально-экономических дисциплин; математики; инженерной графики; технической механики; механического оборудования; теплового оборудования; метрологии, стандартизации и подтверждения соответствия; холодильного оборудования и систем кондиционирования; электротехники и электроники; электрооборудования и автоматизации; технической эксплуатации оборудования; безопасности жизнедеятельности и охраны труда; методический. Лаборатории: электротехники и электроники; электрооборудования и автоматизации; механического оборудования; теплового оборудования; холодильных машин и установок; технологии монтажа и ремонта оборудования; информатики и информационных технологий. Мастерские: слесарная; станочная; электромонтажная. Спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал. VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. 8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики. 8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения. Приложение к ФГОС СПО по специальности 151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПО ---------------------------------------------------------------------- | Код по | Наименование профессий рабочих, должностей | | Общероссийскому | служащих | | классификатору | | | профессий рабочих, | | | должностей служащих | | | и тарифных разрядов | | | (ОК 016-94) | | |---------------------|----------------------------------------------| | 1 | 2 | |---------------------|----------------------------------------------| | 24110 | Механик | |---------------------|----------------------------------------------| | 24180 | Механик по ремонту оборудования | |---------------------|----------------------------------------------| | 18464 | Слесарь-механик электромеханических приборов | | | и систем | |---------------------|----------------------------------------------| | 23935 | Мастер по ремонту технологического | | | оборудования | |---------------------|----------------------------------------------| | 23935 | Мастер по ремонту приборов и аппаратуры | ---------------------------------------------------------------------- |