Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 161007 УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 19 ноября 2009 г. N 638 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 161007 Управление движением воздушного транспорта. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом. Министр А.ФУРСЕНКО 19 ноября 2009 г. N 638 Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2009 г. N 15681 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. N 638 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 161007 УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 161007 Управление движением воздушного транспорта всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ОУ - образовательное учреждение; ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1. Таблица 1 ---------------------------T--------------------T------------------------¬ ¦ Образовательная база ¦ Наименование ¦ Нормативный срок ¦ ¦ приема ¦ квалификации ¦ освоения ¦ ¦ ¦ базовой подготовки ¦ ОПОП СПО базовой ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки при очной ¦ ¦ ¦ ¦ форме получения ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ +--------------------------+--------------------+------------------------+ ¦ на базе среднего ¦ Диспетчер ¦ 2 года 10 месяцев ¦ ¦ (полного) ¦ ¦ ¦ ¦ общего образования ¦ ¦ ¦ +--------------------------+ +------------------------+ ¦ на базе основного общего ¦ ¦ 3 года 10 месяцев <*> ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ L--------------------------+--------------------+------------------------- -------------------------------- <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и обслуживание воздушного движения в авиационных организациях (компаниях) различных форм собственности. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: процессы обслуживания воздушного движения (ОВД) в организациях гражданской авиации; автоматизированные системы и технологии управления воздушным движением; планирующая, учетная, отчетная и техническая документация по ОВД; комплекс организационных, технических и правовых мер, направленных на поддержание необходимого уровня безопасности полетов гражданской авиации; первичные трудовые коллективы. 4.3. Диспетчер готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Организация и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации. 4.3.2. Организация и управление работой диспетчерской смены. 4.3.3. Обеспечение безопасности полетов гражданской авиации. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Диспетчер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2. Диспетчер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.2.1. Организация и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации. ПК 1.1. Работать с нормативными документами, справочной литературой и другими источниками информации, регламентирующими организацию и обслуживание воздушного движения (ВД). ПК 1.2. Осуществлять планирование, координирование использования воздушного пространства и контроль за его использованием. ПК 1.3. Анализировать метеорологическую обстановку в зоне ответственности и давать необходимые рекомендации экипажам воздушных судов. ПК 1.4. Своевременно выдавать управляющие команды и/или информационные сообщения экипажам воздушных судов и другим взаимодействующим органам, в том числе и с использованием английского языка. ПК 1.5. Анализировать, контролировать и управлять динамической воздушной обстановкой при угрозе возникновения потенциально конфликтных ситуаций при полете воздушных судов. 5.2.2. Организация и управление работой диспетчерской смены. ПК 2.1. Оперативно планировать и организовывать работу диспетчерской смены по обслуживанию движения воздушного транспорта в соответствующих зонах, районах, на маршрутах организации воздушного движения (ОВД). ПК 2.2. Принимать управленческие решения в соответствии с документами, регламентирующими процессы ОВД. ПК 2.3. Применять компьютерные и телекоммуникационные средства и технологии для оптимизации управления работой диспетчерской смены. ПК 2.4. Обеспечивать безопасность труда на производственном участке и соблюдение технологической дисциплины. 5.2.3. Обеспечение безопасности полетов гражданской авиации. ПК 3.1. Моделировать потенциально возможные варианты нестандартных ситуаций в ОВД и наиболее эффективные методы их преодоления. ПК 3.2. Анализировать, обобщать и систематизировать организационные, технологические, методические и процедурные ошибки персонала ОВД, влияющие на безопасность воздушного движения в зоне ответственности. ПК 3.3. Выявлять основные причинно-следственные связи между эффективностью, пропускной способностью и безопасностью системы ОВД и ошибочными действиями диспетчера управления воздушным движением (УВД). ПК 3.4. Разрабатывать предложения и принимать меры по минимизации влияния человеческого фактора на безопасность полетов. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; и разделов: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). 6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением. Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности). 6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура". Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов. Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки Таблица 2 ------------T------------------------------------T---------------T---------------T---------------------T-----------------¬ ¦ Индекс ¦ Наименование циклов, разделов, ¦ Всего ¦ В т.ч. часов ¦ Индекс и ¦ Коды ¦ ¦ ¦ модулей, требования к знаниям, ¦ максимальной ¦ обязательных ¦ наименование ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ умениям, практическому опыту ¦ учебной ¦ учебных ¦ дисциплин, ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ нагрузки ¦ занятий ¦ междисциплинарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обучающегося ¦ ¦ курсов (МДК) ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ Обязательная часть циклов ОПОП ¦ 3564 ¦ 2376 ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ОГСЭ.00 ¦ Общий гуманитарный и ¦ 714 ¦ 476 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально-экономический цикл ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ 48 ¦ ОГСЭ.01. Основы ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ обязательной части цикла ¦ ¦ ¦ философии ¦ ПК 1.4 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.5 ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.2 ¦ ¦ ¦ ориентироваться в наиболее общих ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.3 ¦ ¦ ¦ философских проблемах бытия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ познания, ценностей, свободы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ смысла жизни как основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формирования культуры гражданина ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и будущего специалиста; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные категории и понятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ философии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ роль философии в жизни человека ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и общества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы философского учения о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бытии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность процесса познания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы научной, философской и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ религиозной картин мира; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ об условиях формирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ личности, свободе и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ответственности за сохранение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизни, культуры, окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о социальных и этических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблемах, связанных с развитием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и использованием достижений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ науки, техники и технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ 48 ¦ ОГСЭ.02. История ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ ориентироваться в современной ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.4 ¦ ¦ ¦ экономической, политической и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.5 ¦ ¦ ¦ культурной ситуации в России и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.2 ¦ ¦ ¦ мире; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.3 ¦ ¦ ¦ выявлять взаимосвязь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отечественных, региональных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мировых социально-экономических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политических и культурных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные направления развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ключевых регионов мира на рубеже ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веков (XX и XXI вв.); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность и причины локальных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ региональных, межгосударственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конфликтов в конце XX - начале ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ XXI в.; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные процессы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (интеграционные, поликультурные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ миграционные и иные) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политического и экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития ведущих государств и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регионов мира; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначение ООН, НАТО, ЕС и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ других организаций и основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направления их деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о роли науки, культуры и религии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в сохранении и укреплении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ национальных и государственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ традиций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержание и назначение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ важнейших правовых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательных актов мирового и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регионального значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ 190 ¦ ОГСЭ.03. ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ общаться (устно и письменно) на ¦ ¦ ¦ Иностранный язык ¦ ПК 1.4 ¦ ¦ ¦ иностранном языке на ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.5 ¦ ¦ ¦ профессиональные и повседневные ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.2 ¦ ¦ ¦ темы; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.3 ¦ ¦ ¦ переводить (со словарем) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иностранные тексты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной направленности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельно совершенствовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устную и письменную речь, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пополнять словарный запас; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лексический (1200 - 1400 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лексических единиц) и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грамматический минимум, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимый для чтения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевода (со словарем) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иностранных текстов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной направленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ 380 ¦ 190 ¦ ОГСЭ.04. Физическая ¦ ОК 2 ¦ ¦ ¦ использовать ¦ ¦ ¦ культура ¦ ОК 3 ¦ ¦ ¦ физкультурно-оздоровительную ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 6 ¦ ¦ ¦ деятельность для укрепления ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 10 ¦ ¦ ¦ здоровья, достижения жизненных и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.4 ¦ ¦ ¦ профессиональных целей; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.5 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.2 ¦ ¦ ¦ о роли физической культуры в ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.3 ¦ ¦ ¦ общекультурном, профессиональном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и социальном развитии человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ЕН.00 ¦ Математический и общий ¦ 150 ¦ 100 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ естественнонаучный цикл ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ ЕН.01. Математика ¦ ОК 2 ¦ ¦ ¦ обязательной части цикла ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 4 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 5 ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.3 ¦ ¦ ¦ решать прикладные задачи в ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.4 ¦ ¦ ¦ области профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.3 ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.4 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 ¦ ¦ ¦ значение математики в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при освоении профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные математические методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения прикладных задач в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные понятия и методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математического анализа, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дискретной математики, линейной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ алгебры, теории комплексных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ чисел, теории вероятностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математической статистики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы интегрального и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дифференциального исчисления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ЕН.02. Информатика ¦ ОК 2 ¦ ¦ ¦ применять информационные ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 4 ¦ ¦ ¦ технологии в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 5 ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.3 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.4 ¦ ¦ ¦ способы автоматизированной ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.3 ¦ ¦ ¦ обработки информации; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.4 ¦ ¦ ¦ сетевые технологии обработки и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 ¦ ¦ ¦ передачи информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ П.00 ¦ Профессиональный цикл ¦ 2700 ¦ 1800 ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ОП.00 ¦ Общепрофессиональные дисциплины ¦ 1248 ¦ 832 ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ ОП.01. ¦ ОК 1 - 5 ¦ ¦ ¦ обязательной части цикла ¦ ¦ ¦ Электротехника и ¦ ОК 8 ¦ ¦ ¦ обучающийся по ¦ ¦ ¦ электронная техника ¦ ПК 1.1 - 1.5 ¦ ¦ ¦ общепрофессиональным дисциплинам ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.2 ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.4 ¦ ¦ ¦ использовать основные законы и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.4 ¦ ¦ ¦ принципы теоретической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электротехники и электронной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техники в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ читать принципиальные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрические и монтажные схемы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рассчитывать параметры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрических, магнитных цепей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электроизмерительными приборами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и приспособлениями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подбирать устройства электронной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техники, электрические приборы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудование с определенными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ параметрами и характеристиками; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собирать электрические схемы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы получения, передачи и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования электрической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ энергии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электротехническую терминологию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные законы электротехники; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристики и параметры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрических и магнитных полей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свойства проводников, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полупроводников, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электроизоляционных, магнитных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы теории электрических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ машин, принцип работы типовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрических устройств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы расчета и измерения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основных параметров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрических, магнитных цепей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы действия, устройство, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные характеристики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электротехнических и электронных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройств и приборов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы выбора электрических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электронных устройств и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приборов, составления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрических и электронных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ цепей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрооборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.02. Авиаприборы ¦ ОК 1 - 5 ¦ ¦ ¦ использовать возможности ¦ ¦ ¦ и пилотажные ¦ ОК 8 ¦ ¦ ¦ авиационных приборов и ¦ ¦ ¦ навигационные ¦ ПК 1.1 - 1.5 ¦ ¦ ¦ пилотажно-навигационных ¦ ¦ ¦ комплексы ¦ ПК 2.1 ¦ ¦ ¦ комплексов для решения задач ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.2 ¦ ¦ ¦ обеспечения безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.4 ¦ ¦ ¦ полетов; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.4 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначение, устройство и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы действия авиационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приборов и измерительных систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на воздушных судах (приборы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комплексы для измерения высоты и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ скорости полета, определения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ положения воздушного судна (ВС) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ относительно плоскости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ горизонта, для измерения курса); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы для определения места ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ВС, инерциальные системы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы автоматического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления ВС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.03. Аэродромы и ¦ ОК 1 - 5 ¦ ¦ ¦ использовать летные полосы, ¦ ¦ ¦ аэропорты ¦ ОК 8 ¦ ¦ ¦ рулежные дорожки, места стоянок, ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.1 - 1.5 ¦ ¦ ¦ а также элементы ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 ¦ ¦ ¦ светотехнического и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.2 ¦ ¦ ¦ радиотехнического оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.4 ¦ ¦ ¦ для решения задач ОВД в районе ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.4 ¦ ¦ ¦ аэродрома; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общие сведения об аэропортах, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные части аэропорта и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначение, классификацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аэропортов и аэродромов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общие принципы планировки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аэропортов, планировку летных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полос, рулежных дорожек, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перронов, мест стоянок и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ площадок спецназначения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ размеры, ветровой режим, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ маркировку, требования к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состоянию летных полос ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аэродромов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аэродромные покрытия, сезонную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксплуатацию, размещение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования радиотехнических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ размещение, виды огней, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначение, цвет, режимы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования светосигнального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аэродромные световые указатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (знаки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.03. Аэродромы и ¦ ОК 1 - 5 ¦ ¦ ¦ определять статические и ¦ ¦ ¦ аэропорты ¦ ОК 8 ¦ ¦ ¦ динамические нагрузки на ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.1 - 1.5 ¦ ¦ ¦ элементы конструкций воздушных ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 ¦ ¦ ¦ судов; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.2 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.4 ¦ ¦ ¦ основы аэродинамики самолета и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.4 ¦ ¦ ¦ вертолета, центровку, этапы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полета самолета и вертолета; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ летно-технические характеристики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ВС гражданской авиации (ГА), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные конструкции ВС ГА ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (планер, системы управления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ энергетические системы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ топливные системы); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классификацию авиадвигателей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы работы, компоновку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных типов ВС, системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защиты ВС (противопожарная, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ противообледенительная) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.05. ¦ ОК 1 - 5 ¦ ¦ ¦ проводить радиообмен с экипажами ¦ ¦ ¦ Профессионально ¦ ОК 8 ¦ ¦ ¦ иностранных воздушных судов и ¦ ¦ ¦ ориентированный ¦ ОК 10 ¦ ¦ ¦ понимать его на уровне, не ниже ¦ ¦ ¦ авиационный ¦ ПК 1.1 - 1.5 ¦ ¦ ¦ четвертого (рабочего) уровня ¦ ¦ ¦ английский язык ¦ ПК 2.1 ¦ ¦ ¦ шкалы оценки языковых знаний ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.2 ¦ ¦ ¦ Международной организации ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.4 ¦ ¦ ¦ гражданской авиации; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.4 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональную лексику, методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития умений и навыков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общения на английском языке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (диалог, бесед, собеседование, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сообщение, доклад и т.д.); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разговорные и специальные темы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила ведения радиотелефонной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ связи; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила радиообмена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ 68 ¦ ОП.06. Безопасность ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ организовывать и проводить ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ПК 1.1 - 1.5 ¦ ¦ ¦ мероприятия по защите работающих ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - 2.4 ¦ ¦ ¦ и населения от негативных ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ ¦ ¦ воздействий чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предпринимать профилактические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ меры для снижения уровня ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опасностей различного вида и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ последствий в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности и быту; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ индивидуальной и коллективной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защиты от оружия массового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять первичные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ориентироваться в перечне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ военно-учетных специальностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельно определять среди ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ них родственные полученной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специальности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять профессиональные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знания в ходе исполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обязанностей военной службы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воинских должностях в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с полученной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специальностью; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть способами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бесконфликтного общения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ саморегуляции в повседневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности и экстремальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ условиях военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оказывать первую помощь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устойчивости объектов экономики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прогнозирования развития событий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и оценки последствий при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техногенных чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ситуациях и стихийных явлениях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе в условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ противодействия терроризму как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ серьезной угрозе национальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности России; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные виды потенциальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опасностей и их последствия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ быту, принципы снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вероятности их реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы военной службы и обороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи и основные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гражданской обороны; способы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защиты населения от оружия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ массового поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ меры пожарной безопасности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила безопасного поведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при пожарах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организацию и порядок призыва ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ граждан на военную службу и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поступления на нее в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ добровольном порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные виды вооружения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ военной техники и специального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ снаряжения, состоящих на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вооружении (оснащении) воинских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подразделений, в которых имеются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Страницы: 1 2 |