ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 111401 ИХТИОЛОГИЯ И РЫБОВОДСТВО ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 15 октября 2009 г. N 421 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111401 Ихтиология и рыбоводство. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом. Министр А.ФУРСЕНКО 15 октября 2009 г. N 421 Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2009 г. N 15706 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 октября 2009 г. N 421 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 111401 ИХТИОЛОГИЯ И РЫБОВОДСТВО I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 111401 Ихтиология и рыбоводство всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ОУ - образовательное учреждение; ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1. Таблица 1 -------------------------T-------------------T------------------------¬ ¦ Образовательная база ¦ Наименование ¦ Нормативный срок ¦ ¦ приема ¦ квалификации ¦ освоения ОПОП СПО ¦ ¦ ¦ базовой ¦ базовой подготовки при ¦ ¦ ¦ подготовки ¦ очной форме получения ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ +------------------------+-------------------+------------------------+ ¦ на базе среднего ¦ Техник-рыбовод ¦ 2 года 6 месяцев ¦ ¦ (полного) общего ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ +------------------------+ +------------------------+ ¦ на базе основного ¦ ¦ 3 года 6 месяцев <*> ¦ ¦ общего образования ¦ ¦ ¦ L------------------------+-------------------+------------------------- -------------------------------- <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2. Таблица 2 -------------------------T--------------------T----------------------¬ ¦ Образовательная база ¦ Наименование ¦ Нормативный срок ¦ ¦ приема ¦ квалификации ¦ освоения ОПОП СПО ¦ ¦ ¦ углубленной ¦ углубленной ¦ ¦ ¦ подготовки ¦ подготовки при очной ¦ ¦ ¦ ¦ форме получения ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ +------------------------+--------------------+----------------------+ ¦ на базе среднего ¦ Старший ¦ 3 года 6 месяцев ¦ ¦ (полного) ¦ техник-рыбовод ¦ ¦ ¦ общего образования ¦ ¦ ¦ +------------------------+ +----------------------+ ¦ на базе основного ¦ ¦ 4 года 6 месяцев <*> ¦ ¦ общего образования ¦ ¦ ¦ L------------------------+--------------------+----------------------- -------------------------------- <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и выполнение работ по промышленному выращиванию гидробионтов, охране и воспроизводству ценных промысловых видов водных биоресурсов и контролю среды их обитания. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: гидробионты; корма, удобрения, специальные препараты; гидротехнические сооружения; технические средства рыбоводства и рыболовства; технологические приемы воспроизводства и выращивания гидробионтов; процессы организации и управления в организациях рыбного хозяйства, малых предприятиях; первичные трудовые коллективы. 4.3. Техник-рыбовод готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Контроль качества среды обитания гидробионтов и их учет. 4.3.2. Воспроизводство и выращивание рыбы и других гидробионтов. 4.3.3. Охрана водных биоресурсов и среды их обитания. 4.3.4. Управление работой структурного подразделения рыбоводческой организации. 4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС). 4.4. Старший техник-рыбовод готовится к следующим видам деятельности: 4.4.1. Контроль качества среды обитания гидробионтов и их учет. 4.4.2. Воспроизводство и выращивание рыбы и других гидробионтов. 4.4.3. Охрана водных биоресурсов и среды их обитания. 4.4.4. Разведение и содержание аквариумных рыб. 4.4.5. Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области рыбоводства и рыболовства. 4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС). V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Техник-рыбовод должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2. Техник-рыбовод должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.2.1. Контроль качества среды обитания гидробионтов и их учет. ПК 1.1. Проводить гидрологические исследования на рыбохозяйственных водоемах. ПК 1.2. Оценивать состояние ихтиофауны. ПК 1.3. Систематизировать и обрабатывать ихтиологический материал. ПК 1.4. Отбирать и обрабатывать гидробиологические и гидрохимические пробы. 5.2.2. Воспроизводство и выращивание рыбы и других гидробионтов. ПК 2.1. Формировать, содержать и эксплуатировать ремонтно-маточное стадо. ПК 2.2. Выращивать посадочный материал. ПК 2.3. Выращивать товарную продукцию. ПК 2.4. Разводить живые корма. ПК 2.5. Организовать перевозку гидробионтов. ПК 2.6. Эксплуатировать гидротехнические сооружения и технические средства рыбоводства и рыболовства. ПК 2.7. Проводить диагностику, терапию и профилактику заболеваний гидробионтов. 5.2.3. Охрана водных биоресурсов и среды их обитания. ПК 3.1. Организовывать и выполнять работы по поддержанию численности и рациональному использованию ресурсов гидробионтов во внутренних водоемах. ПК 3.2. Выполнять работы по охране и рациональному использованию ресурсов среды обитания гидробионтов. ПК 3.3. Организовывать и регулировать любительское и спортивное рыболовство. ПК 3.4. Обеспечивать охрану водных биоресурсов и среды их обитания от незаконного промысла. 5.2.4. Управление работой структурного подразделения рыбоводческой организации. ПК 4.1. Планировать работу участка. ПК 4.2. Организовывать выполнение работ и оказание услуг в области рыбоводства. ПК 4.3. Контролировать ход выполнения работ исполнителями. ПК 4.4. Оценивать результаты деятельности исполнителей. ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию участка. 5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. 5.3. Старший техник-рыбовод должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.4. Старший техник-рыбовод должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.4.1. Контроль качества среды обитания гидробионтов и их учет. ПК 1.1. Проводить гидрологические исследования на рыбохозяйственных водоемах. ПК 1.2. Оценивать состояние ихтиофауны. ПК 1.3. Систематизировать и обрабатывать ихтиологический материал. ПК 1.4. Отбирать и обрабатывать гидробиологические и гидрохимические пробы. 5.4.2. Воспроизводство и выращивание рыбы и других гидробионтов. ПК 2.1. Формировать, содержать и эксплуатировать ремонтно-маточное стадо. ПК 2.2. Выращивать посадочный материал. ПК 2.3. Выращивать товарную продукцию. ПК 2.4. Разводить живые корма. ПК 2.5. Организовать перевозку гидробионтов. ПК 2.6. Эксплуатировать гидротехнические сооружения и технические средства рыбоводства и рыболовства. ПК 2.7. Проводить диагностику, терапию и профилактику заболеваний гидробионтов. ПК 2.8. Проводить племенную работу. 5.4.3. Охрана водных биоресурсов и среды их обитания. ПК 3.1. Организовывать и выполнять работы по поддержанию численности и рациональному использованию ресурсов гидробионтов во внутренних водоемах. ПК 3.2. Выполнять работы по охране и рациональному использованию ресурсов среды обитания гидробионтов. ПК 3.3. Организовывать и регулировать любительское и спортивное рыболовство. ПК 3.4. Обеспечивать охрану водных биоресурсов и среды их обитания от незаконного промысла. 5.4.4. Содержание и разведение аквариумных гидробионтов. ПК 4.1. Оборудовать аквариумы в соответствии с требованиями к условиям содержания гидробионтов. ПК 4.2. Обеспечивать требуемые режимы содержания гидробионтов. ПК 4.3. Ухаживать за аквариумными растениями. ПК 4.4. Ухаживать за аквариумными животными. ПК 4.5. Разводить аквариумных гидробионтов. 5.4.5. Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области рыбоводства и рыболовства. ПК 5.1. Планировать основные показатели рыбоводческой организации. ПК 5.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями. ПК 5.3. Организовывать работу трудового коллектива. ПК 5.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями. ПК 5.5. Изучать рынок и конъюнктуру продукции и услуг в области профессиональной деятельности. ПК 5.6. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов производства продукции и оказания услуг в области профессиональной деятельности. ПК 5.7. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию. 5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; и разделов: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). 6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением. Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности). 6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура". Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов. Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки Таблица 3 ------------T------------------------------------T--------------T--------------T---------------------T---------------¬ ¦ Индекс ¦ Наименование циклов, разделов, ¦ Всего ¦ В т.ч. ¦ Индекс и ¦ Коды ¦ ¦ ¦ модулей, требования к знаниям, ¦ максимальной ¦ часов ¦ наименование ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ умениям, практическому опыту ¦ учебной ¦ обязательных ¦ дисциплин, ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ нагрузки ¦ учебных ¦ междисциплинарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обучающегося ¦ занятий ¦ курсов (МДК) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ Обязательная часть циклов ОПОП ¦ 2808 ¦ 1872 ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ОГСЭ.00 ¦ Общий гуманитарный и ¦ 594 ¦ 396 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально-экономический цикл ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ 48 ¦ ОГСЭ.01. Основы ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ обязательной части цикла ¦ ¦ ¦ философии ¦ ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ориентироваться в наиболее общих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ философских проблемах бытия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ познания, ценностей, свободы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ смысла жизни как основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формирования культуры гражданина ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и будущего специалиста; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные категории и понятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ философии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ роль философии в жизни человека ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и общества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы философского учения о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бытии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность процесса познания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы научной, философской и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ религиозной картин мира; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ об условиях формирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ личности, свободе и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ответственности за сохранение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизни, культуры, окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о социальных и этических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблемах, связанных с развитием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и использованием достижений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ науки, техники и технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ 48 ¦ ОГСЭ.02. История ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ ориентироваться в современной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономической, политической и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культурной ситуации в России и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мире; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выявлять взаимосвязь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отечественных, региональных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мировых социально-экономических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политических и культурных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные направления развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ключевых регионов мира на рубеже ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веков (XX и XXI вв.); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность и причины локальных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ региональных, межгосударственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конфликтов в конце XX - начале ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ XXI в.; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные процессы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (интеграционные, поликультурные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ миграционные и иные) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политического и экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития ведущих государств и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регионов мира; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначение ООН, НАТО, ЕС и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ других организаций и основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направления их деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о роли науки, культуры и религии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в сохранении и укреплении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ национальных и государственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ традиций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержание и назначение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ важнейших правовых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательных актов мирового и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регионального значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ 150 ¦ ОГСЭ.03. ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ общаться (устно и письменно) на ¦ ¦ ¦ Иностранный язык ¦ ¦ ¦ ¦ иностранном языке на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональные и повседневные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ темы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переводить (со словарем) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иностранные тексты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной направленности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельно совершенствовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устную и письменную речь, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пополнять словарный запас; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лексический (1200 - 1400 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лексических единиц) и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грамматический минимум, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимый для чтения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевода (со словарем) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иностранных текстов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной направленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ 300 ¦ 150 ¦ ОГСЭ.04. ¦ ОК 2 ¦ ¦ ¦ использовать ¦ ¦ ¦ Физическая ¦ ОК 3 ¦ ¦ ¦ физкультурно-оздоровительную ¦ ¦ ¦ культура ¦ ОК 6 ¦ ¦ ¦ деятельность для укрепления ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 10 ¦ ¦ ¦ здоровья, достижения жизненных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных целей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о роли физической культуры в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общекультурном, профессиональном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и социальном развитии человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ЕН.00 ¦ Математический и общий ¦ 108 ¦ 72 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ естественнонаучный цикл ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ ЕН.01. ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ обязательной части цикла ¦ ¦ ¦ Математика ¦ ПК 1.1 - 1.4 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - 2.7 ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ ¦ ¦ решать прикладные задачи в ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.4 ¦ ¦ ¦ области профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ значение математики в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при освоении профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные математические методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения прикладных задач в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные понятия и методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математического анализа, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дискретной математики, теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вероятностей и математической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ статистики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы интегрального и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дифференциального исчисления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ЕН.02. ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ анализировать и прогнозировать ¦ ¦ ¦ Экологические ¦ ПК 1.1 - 1.4 ¦ ¦ ¦ экологические последствия ¦ ¦ ¦ основы ¦ ПК 2.1 - 2.7 ¦ ¦ ¦ различных видов деятельности; ¦ ¦ ¦ природопользования ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ ¦ ¦ использовать в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.4 ¦ ¦ ¦ деятельности представления о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимосвязи организмов и среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обитания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соблюдать в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности регламенты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экологической безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы взаимодействия живых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организмов и среды их обитания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности взаимодействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общества и природы, основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ источники техногенного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздействия на окружающую среду; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ об условиях устойчивого развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экосистем и возможных причинах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возникновения экологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кризиса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы и методы рационального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природопользования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы экологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы размещения производств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различного типа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные группы отходов, их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ источники и масштабы образования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ понятие и принципы мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовые и социальные вопросы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природопользования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экологической безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы и правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ международного сотрудничества в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области природопользования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ охраны окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природоресурсный потенциал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ охраняемые природные территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ П.00 ¦ Профессиональный цикл ¦ 2106 ¦ 1404 ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ОП.00 ¦ Общепрофессиональные дисциплины ¦ 570 ¦ 380 ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ ОП.01. Геодезия ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ обязательной части цикла по ¦ ¦ ¦ с основами ¦ ПК 1.1 ¦ ¦ ¦ общепрофессиональным дисциплинам ¦ ¦ ¦ черчения ¦ ПК 2.6 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.4 ¦ ¦ ¦ читать топографические карты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться численным и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ графическим масштабами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять на топографических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планах формы рельефа, высоты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ точек, уклоны линий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ориентироваться на местности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться геодезическими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструментами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производить теодолитную съемку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ местности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производить обработку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результатов полевых измерений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производить построение профилей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и трехмерного изображения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ местности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройство геодезических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструментов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организацию и виды геодезических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ортогональный метод ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ используемые в геодезии системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ координат; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы ориентирования на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ местности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность измерения углов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ местности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ типы теодолитов и их устройство; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок выполнения съемочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работ при горизонтальной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вертикальной теодолитных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ съемках; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы геометрического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нивелирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы нивелирования площадей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разбивочные работы при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительстве канала, дамбы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обозначение на местности границ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ затопления по заданной отметке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.02. Основы ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ обоснованно выбирать методы ¦ ¦ ¦ аналитической ¦ ПК 1.1 - 1.4 ¦ ¦ ¦ анализа; ¦ ¦ ¦ химии ¦ ПК 2.1 - 2.7 ¦ ¦ ¦ пользоваться аппаратурой и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ ¦ ¦ приборами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить необходимые расчеты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнять качественные реакции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на катионы и анионы различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аналитических групп; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять состав бинарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить качественный анализ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веществ неизвестного состава; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить количественный анализ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веществ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аналитической химии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о функциональной зависимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ между свойствами и составом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веществ и их систем; о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможностях ее использования в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химическом анализе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специфические особенности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности и ограничения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимосвязь различных методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практическое применение наиболее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ распространенных методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аналитическую классификацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ катионов и анионов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила проведения химического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы обнаружения и разделения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ элементов, условия их применения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гравиметрические, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ титриметрические, оптические, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрохимические методы анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.03. ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ обеспечивать асептические ¦ ¦ ¦ Микробиология, ¦ ПК 1.1 - 1.4 ¦ ¦ ¦ условия работы с биоматериалами; ¦ ¦ ¦ санитария и ¦ ПК 2.1 - 2.7 ¦ ¦ ¦ проводить микробиологические ¦ ¦ ¦ гигиена ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ ¦ ¦ исследования и давать оценку ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.4 ¦ ¦ ¦ полученным результатам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться микроскопической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптической техникой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соблюдать правила личной гигиены ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и промышленной санитарии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять необходимые методы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства защиты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ готовить растворы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дезинфицирующих и моющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дезинфицировать оборудование, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвентарь, помещения, транспорт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и др.; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные группы микроорганизмов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их классификацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ значение микроорганизмов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природе, в жизни человека и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ животных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ микроскопические, культуральные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и биохимические методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исследования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила отбора, доставки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хранения биоматериала; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ типы питательных сред и правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы с ними; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы стерилизации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дезинфекции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ понятия патогенности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вирулентности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ чувствительность микроорганизмов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к антибиотикам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формы воздействия патогенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ микроорганизмов на животных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ санитарно-технологические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования к помещениям, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудованию, инвентарю, одежде, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорту и др.; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила личной гигиены ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормы гигиены труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классификацию моющих и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дезинфицирующих средств, правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их применения, условия и сроки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хранения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила проведения дезинфекции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвентаря и транспорта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дезинфекции, дезинсекции и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дератизации помещений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные типы пищевых отравлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и инфекций, источники возможного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ санитарные требования к условиям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хранения сырья, полуфабрикатов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.04. ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ использовать технологии сбора, ¦ ¦ ¦ Информационные ¦ ПК 1.1 - 1.4 ¦ ¦ ¦ размещения, хранения, ¦ ¦ ¦ технологии в ¦ ПК 2.1 - 2.7 ¦ ¦ ¦ накопления, преобразования и ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ ¦ ¦ передачи данных в ¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ПК 4.1 - 4.4 ¦ ¦ ¦ профессионально ориентированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационных системах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности различные виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программного обеспечения, в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специального; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять компьютерные и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ телекоммуникационные средства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные понятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автоматизированной обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общий состав и структуру ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ персональных компьютеров и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вычислительных систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состав, функции и возможности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования информационных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ телекоммуникационных технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы и средства сбора, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обработки, хранения, передачи и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ накопления информации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ базовые системные программные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продукты и пакеты прикладных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные методы и приемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечения информационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.05. ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ применять требования нормативных ¦ ¦ ¦ Метрология, ¦ ПК 1.1 - 1.4 ¦ ¦ ¦ документов к основным видам ¦ ¦ ¦ стандартизация и ¦ ПК 2.1 - 2.7 ¦ ¦ ¦ продукции (услуг) и процессов; ¦ ¦ ¦ подтверждение ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ ¦ ¦ оформлять технологическую и ¦ ¦ ¦ качества ¦ ПК 4.1 - 4.4 ¦ ¦ ¦ техническую документацию в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с действующей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативной базой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности документацию систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приводить несистемные величины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ измерений в соответствие с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ действующими стандартами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ международной системой единиц СИ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные понятия метрологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи стандартизации, ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономическую эффективность; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формы подтверждения качества; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ терминологию и единицы измерения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ величин в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ действующими стандартами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ международной системой единиц СИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.06. Правовые ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ использовать нормативно-правовые ¦ ¦ ¦ основы ¦ ПК 1.1 - 1.4 ¦ ¦ ¦ документы, регламентирующие ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ПК 2.1 - 2.7 ¦ ¦ ¦ профессиональную деятельность; ¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ ¦ ¦ защищать свои права в ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.4 ¦ ¦ ¦ соответствии с действующим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательством; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные положения Конституции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ права и свободы человека и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гражданина, механизмы их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ понятие правового регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в сфере профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательные акты и другие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативные документы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулирующие правоотношения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессе профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ права и обязанности работников в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сфере профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.07. Основы ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ рассчитывать основные ¦ ¦ ¦ экономики, ¦ ПК 1.1 - 1.4 ¦ ¦ ¦ технико-экономические показатели ¦ ¦ ¦ менеджмента и ¦ ПК 2.1 - 2.7 ¦ ¦ ¦ деятельности организации; ¦ ¦ ¦ маркетинга ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ ¦ ¦ применять в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.4 ¦ ¦ ¦ деятельности приемы делового и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управленческого общения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать ситуацию на рынке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ товаров и услуг; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные положения экономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теории; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы рыночной экономики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современное состояние и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перспективы развития отрасли; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ роли и организацию хозяйствующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ субъектов в рыночной экономике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механизмы ценообразования на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продукцию (услуги); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формы оплаты труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стили управления, виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы делового общения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коллективе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управленческий цикл; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности менеджмента в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сущность, цели, основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы и функции маркетинга, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ его связь с менеджментом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формы адаптации производства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сбыта к рыночной ситуации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.08. Охрана ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ выявлять опасные и вредные ¦ ¦ ¦ труда ¦ ПК 1.1 - 1.5 ¦ ¦ ¦ производственные факторы и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - 2.7 ¦ ¦ ¦ соответствующие им риски, ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ ¦ ¦ связанные с прошлыми, настоящими ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.4 ¦ ¦ ¦ или планируемыми видами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коллективной и индивидуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защиты в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характером выполняемой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить вводный инструктаж ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подчиненных работников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (персонала), инструктировать их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по вопросам техники безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на рабочем месте с учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специфики выполняемых работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разъяснять подчиненным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работникам (персоналу) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержание установленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требований охраны труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контролировать навыки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимые для достижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требуемого уровня безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вести документацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ установленного образца по охране ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ труда, соблюдать сроки ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заполнения и условия хранения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы управления охраной труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законы и иные нормативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовые акты, содержащие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государственные нормативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования охраны труда, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ распространяющиеся на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельность организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обязанности работников в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ охраны труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фактические или потенциальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ последствия собственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности (или бездействия) и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их влияние на уровень ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможные последствия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ несоблюдения технологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов и производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструкций подчиненными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работниками (персоналом); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок и периодичность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструктирования подчиненных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работников (персонала); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок хранения и использования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств коллективной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ индивидуальной защиты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок проведения аттестации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рабочих мест по условиям труда, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в т.ч. методику оценки условий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ труда и травмобезопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ 68 ¦ ОП.09. ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ организовывать и проводить ¦ ¦ ¦ Безопасность ¦ ПК 1.1 - 1.5 ¦ ¦ ¦ мероприятия по защите работающих ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ПК 2.1 - 2.7 ¦ ¦ ¦ и населения от негативных ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ ¦ ¦ воздействий чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.4 ¦ ¦ ¦ ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предпринимать профилактические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ меры для снижения уровня ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опасностей различного вида и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ последствий в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности и быту; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ индивидуальной и коллективной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защиты от оружия массового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять первичные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ориентироваться в перечне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ военно-учетных специальностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельно определять среди ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ них родственные полученной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специальности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять профессиональные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знания в ходе исполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обязанностей военной службы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воинских должностях в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с полученной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специальностью; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть способами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бесконфликтного общения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ саморегуляции в повседневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности и экстремальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ условиях военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оказывать первую помощь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устойчивости объектов экономики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прогнозирования развития событий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и оценки последствий при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техногенных чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ситуациях и стихийных явлениях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе в условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ противодействия терроризму как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ серьезной угрозе национальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности России; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные виды потенциальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опасностей и их последствия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ быту, принципы снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вероятности их реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы военной службы и обороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи и основные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гражданской обороны; способы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защиты населения от оружия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ массового поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ меры пожарной безопасности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила безопасного поведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при пожарах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организацию и порядок призыва ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ граждан на военную службу и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поступления на нее в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ добровольном порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные виды вооружения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ военной техники и специального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ снаряжения, состоящих на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вооружении (оснащении) воинских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подразделений, в которых имеются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ военно-учетные специальности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ родственные специальностям СПО; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ область применения получаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных знаний при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнении обязанностей военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок и правила оказания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ первой помощи пострадавшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ПМ.00 ¦ Профессиональные модули ¦ 1434 ¦ 956 ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+--------------+--------------+---------------------+---------------+ ¦ ПМ.01 ¦ Контроль качества среды обитания ¦ ¦ ¦ МДК.01.01. ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ гидробионтов и их учет ¦ ¦ ¦ Основные ¦ ПК 1.1 - 1.4 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ принципы и ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального модуля ¦ ¦ ¦ методы ¦ ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ среды обитания ¦ ¦ ¦ ¦ метеорологических наблюдений; ¦ ¦ ¦ гидробионтов и ¦ ¦ ¦ ¦ проведения гидрометрических и ¦ ¦ ¦ их учета ¦ ¦ ¦ ¦ гидрохимических измерений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сбора, качественной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ количественной обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гидробиологических проб; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гидролого-морфологические работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на водоемах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять видовой состав ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гидробионтов (с определителями); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять сапропность водоемов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по организмам-индикаторам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ метить рыбу; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собирать ихтиологический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материал на полный биологический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ |