РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 31 декабря 2009 г. N 2146-р (Д) В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": 1. Утвердить прилагаемую Программу деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2015 годы). 2. Минтрансу России совместно с Минэкономразвития России и Минфином России в 2-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации проект Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377). 3. Минтрансу России по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России в I квартале 2010 г. провести в установленном порядке корректировку Программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2015 годы), в том числе с учетом мероприятий федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377). 4. Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2010 году в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" по подразделу "Дорожное хозяйство" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов. Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН 31 декабря 2009 г. N 2146-р Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 2146-р ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПАНИИ "РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (2010 - 2015 ГОДЫ) Введение Программа деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2015 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Программа является комплексным документом, определяющим основные направления, индикаторы и целевые показатели развития Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - Государственная компания). Программа включает в себя основные мероприятия, определяет очередность и сроки их реализации, необходимый объем работ по строительству и реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, находящихся (подлежащих передаче) в доверительном управлении Государственной компании (далее - автомобильные дороги Государственной компании), источники финансирования мероприятий, а также содержит финансово-экономические показатели и показатели ожидаемых результатов деятельности Государственной компании на 2010 - 2015 годы. Программа разработана с учетом показателей подпрограммы "Автомобильные дороги" в составе федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377) (далее - подпрограмма). В Программе содержатся 2 варианта основных показателей деятельности Государственной компании. Первый вариант, сформированный на основе проекта федерального бюджета на 2010 год и параметров финансирования, предусмотренных подпрограммой на последующие годы, с учетом переноса средств, на которые уменьшился объем финансирования в 2010 году, на 2014 и 2015 годы равными долями, включает в себя: размер имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию, приведенный в приложении N 1; размер субсидий из федерального бюджета, предоставляемых Государственной компании, приведенный в приложении N 2; планируемый объем доходов по всем видам деятельности Государственной компании, приведенный в приложении N 3; прогнозируемую протяженность сети автомобильных дорог общего пользования, планируемых к передаче в доверительное управление Государственной компании, приведенную в приложении N 4; целевые показатели реализации Программы, приведенные в приложении N 5; разрабатываемые целевые показатели и индикаторы реализации Программы, приведенные в приложении N 6; описание инвестиционных проектов Программы, приведенное в приложении N 7; расходы на строительство и реконструкцию автомобильных дорог Государственной компании, приведенные в приложении N 8; перечень объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, финансируемых в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377), приведенный в приложении N 9; график и источники исполнения финансовых обязательств по заемным средствам, привлеченным Государственной компанией в период реализации Программы, приведенные в приложении N 10; объем работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, планируемых к передаче в доверительное управление Государственной компании, приведенный в приложении N 11; расходы на осуществление деятельности по доверительному управлению, приведенные в приложении N 12; поступления от деятельности по доверительному управлению, приведенные в приложении N 13; финансовое обеспечение деятельности по доверительному управлению, приведенное в приложении N 14; финансовое обеспечение деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, приведенное в приложении N 15; финансовое обеспечение собственной (иных видов) деятельности Государственной компании, приведенное в приложении N 16; баланс расходов и поступлений Государственной компании по всем видам деятельности, приведенный в приложении N 17. Второй вариант, сформированный на основе проекта федерального бюджета на 2010 год и бюджетных проектировок на 2011 и 2012 годы, а также последующих тенденций финансирования, предусмотренных подпрограммой, с учетом переноса средств, на которые уменьшился объем финансирования в 2010 - 2012 годах, на 2013 - 2015 годы, включает в себя: целевые показатели реализации Программы (2-й вариант), приведенные в приложении N 18; перечень объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, финансируемых в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377), для сценарного варианта финансирования по бюджетным проектировкам Министерства финансов Российской Федерации на 2010 - 2012 годы (2-й вариант). Указанный перечень приведен в приложении N 19; объем работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, планируемых к передаче в доверительное управление Государственной компании (2-й вариант), приведенный в приложении N 20; расходы на осуществление деятельности по доверительному управлению (2-й вариант), приведенные в приложении N 21; поступления от деятельности по доверительному управлению (2-й вариант), приведенные в приложении N 22; финансовое обеспечение деятельности по доверительному управлению (2-й вариант), приведенное в приложении N 23; финансовое обеспечение деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании (2-й вариант), приведенное в приложении N 24; финансовое обеспечение собственной (иных видов) деятельности Государственной компании (2-й вариант), приведенное в приложении N 25; баланс расходов и поступлений Государственной компании по всем видам деятельности (2-й вариант), приведенный в приложении N 26. Оба варианта характеризуются схожими финансовыми показателями и показателями достигаемых результатов за весь период реализации Программы, несмотря на то что в первом варианте финансирование равномерно распределено по годам, а во втором варианте - смещено к концу срока. За основу принят первый вариант Программы. Программа разработана с учетом следующих документов: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р; федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377); федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100; Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Кроме того, при разработке Программы были учтены поручения Президента Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации, предложения субъектов Российской Федерации, а также программные документы, определяющие перспективы социально-экономического развития страны. I. Характеристика потребностей общества, на реализацию которых направлена Программа Принятие Федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" было вызвано необходимостью создания эффективного инструмента для достижения следующих целей: формирование опорной сети скоростных автомобильных дорог федерального значения с высоким транспортно-эксплуатационным состоянием и высоким уровнем безопасности и экологичности; решение задач, связанных с гармонизацией инвестиционных циклов за счет привлечения частных инвестиций ввиду невозможности обеспечения в рамках существующего бюджетного процесса ритмичного исполнения инвестиционных обязательств государства; формирование рыночно ориентированной системы управления дорожным хозяйством, направленной на привлечение частного капитала, а также на создание финансовых инструментов по мобилизации инвестиционных средств (размещение облигационных займов, привлечение частных кредитов, предоставление долгосрочных гарантий возврата капитала и др.); извлечение дополнительных доходов от эксплуатации и использования имущества дорог с целью направления их на повышение уровня содержания дорог и реализацию дорожных проектов; повышение качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог федерального значения, в том числе за счет улучшения технических характеристик дорог, увеличения их пропускной способности, а также за счет повышения уровня безопасности движения и качества сервисного обслуживания на дорогах; повышение эффективности управления дорожным хозяйством и улучшение результативности работы дорожных предприятий, в том числе путем стимулирования внедрения новых материалов, оборудования и передовых технологий для снижения удельных затрат выполнения дорожных работ, улучшения их качества и роста производительности труда; переход к этапу динамичного развития сети автомобильных дорог, отвечающему потребностям экономики и населения страны, в том числе за счет формирования национальной сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, связывающих основные хозяйственные центры страны. Инфраструктурные ограничения экономического роста во многом связаны с тем, что развитие дорожной сети в Российской Федерации существенно отстает от потребностей экономики и населения страны. В настоящее время темпы автомобилизации значительно превышают показатели прироста и увеличения пропускной способности дорожной сети, которые на протяжении последних лет являются одними из наиболее низких среди аналогичных показателей в ведущих странах мира. В Российской Федерации отсутствует сеть многополосных автомагистралей, способных обеспечивать скоростной безостановочный режим движения транспортных потоков и высокий уровень услуг, предоставляемых пользователям, что приводит к невозможности использования географических преимуществ и транзитного потенциала России, существенному снижению скорости движения грузов и пассажиров, увеличению транспортных издержек в экономике, а также к снижению уровня мобильности населения и субъектов рынка в сравнении со странами, имеющими развитую дорожную сеть. Конфигурация федеральной сети автомобильных дорог характеризуется ярко выраженной радиальной структурой, недостаточным числом соединительных и хордовых магистралей, ориентированностью на Московский транспортный узел, в то время как ряд регионов фактически лишены прямых транспортных связей по кратчайшим направлениям. Результатом существования подобной структуры является значительное увеличение протяженности маршрутов движения, перепробег автомобильного транспорта, а также возникающее в связи с этим увеличение транспортной нагрузки на Московский, Санкт-Петербургский и ряд других крупных транспортных узлов. Интенсивность движения по ряду выходящих из г. Москвы радиальных маршрутов достигает 100 - 150 тыс. автомобилей в сутки, что значительно превышает предельную пропускную способность автомобильных дорог. Проблемы исчерпания пропускной способности въездных магистралей характерны и для других крупнейших городов Российской Федерации с численностью населения свыше 1 млн. жителей. В летний период, когда интенсивность движения достигает пиковых значений, многие участки федеральных автомобильных дорог на подъездах к крупным городам оказываются фактически парализованными в связи с возникновением многокилометровых транспортных заторов. Это приводит к увеличению транспортных издержек в 2 - 3 раза и временных потерь для экономики и пользователей автодорог. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13,6 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, что составляет 28,3 процента общей протяженности федеральной дорожной сети. Вследствие недостаточного технического уровня и высокой степени загрузки средняя скорость движения по важнейшим автодорожным маршрутам страны не превышает 40 - 60 км/ч, в то время как в странах с развитой дорожной инфраструктурой этот показатель в среднем составляет 80 - 100 км/ч. Основная доля федеральных дорог (свыше 80 процентов) - это автодороги II и III технических категорий, при этом относительная протяженность федеральных дорог I категории составляет лишь около 8 процентов. С учетом существующей интенсивности движения и фактического уровня загрузки свыше одной третьей протяженности федеральных дорог требует реконструкции и модернизации с повышением технической категории и усилением дорожной одежды для обеспечения пропуска современных большегрузных автотранспортных средств. В настоящее время нормативным требованиям соответствует лишь 34,6 процента автомобильных дорог федерального значения. Результаты диагностики транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог федерального значения, проведенной в 2008 году, показали, что: 28,5 тыс. км дорог не соответствуют предельно допустимым значениям по ровности (59,2 процента общей протяженности федеральной дорожной сети); 12,2 тыс. км дорог не соответствуют предельно допустимым значениям по сцеплению (25,4 процента общей протяженности федеральной дорожной сети); 24,9 тыс. км дорог не соответствуют предельно допустимым значениям по прочности (51,9 процента общей протяженности федеральной дорожной сети); 35,1 тыс. км дорог не соответствуют предельно допустимым значениям по дефектам (73 процента общей протяженности федеральной дорожной сети). На сети автомобильных дорог федерального значения расположены 5752 единицы мостовых сооружений, из которых 19 процентов имеют неудовлетворительное техническое состояние. В результате недофинансирования дорожного хозяйства не обеспечивается проведение необходимого объема работ по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог, а осуществляется строительство лишь небольшого числа приоритетных объектов. Из-за несоответствия транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог нормативным требованиям затраты на автомобильные перевозки возрастают в 1,3 - 1,5 раза, а потери от дорожно-транспортных происшествий - на 15 - 20 процентов. Таким образом, к числу основных причин, сдерживающих развитие дорожного хозяйства в соответствии с потребностями общества, относятся: недостаточность финансовых ресурсов для обеспечения строительства и реконструкции автомобильных дорог, приведения их в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние; ограниченность возможностей существующей системы управления дорожным хозяйством по привлечению частных финансовых ресурсов, заключению долгосрочных контрактов на выполнение дорожных работ и использованию современных управленческих технологий, применяемых в сфере бизнеса; низкая мотивированность дорожных организаций к достижению высоких хозяйственных результатов и качественному выполнению работ и услуг, включая повышение долговечности и надежности конструкций дорожных одежд, уменьшение материалоемкости и уровня удельных затрат, увеличение межремонтных сроков службы автомобильных дорог и дорожных сооружений, сокращение сроков проектирования и производства работ и др.; недостаточная эффективность системы управления дорожным хозяйством, ориентированной на своевременное освоение выделяемых средств, а не на внедрение инноваций, повышение производительности труда, улучшение транспортно-эксплуатационных показателей дорожной сети и обеспечение длительного срока службы дорожных покрытий; отсутствие действенных инструментов извлечения доходов от использования имущества федеральных автомобильных дорог, включая доходы от использования полос отвода и придорожных полос, которые позволили бы снизить уровень бюджетной нагрузки и создать дополнительное ресурсное обеспечение для модернизации и развития дорожной сети. Сети платных автомагистралей и скоростных автомобильных дорог созданы во многих развитых и развивающихся странах мира. В большинстве стран почти 100 процентов магистральных автомобильных дорог эксплуатируются на платной основе. В настоящее время наибольшую протяженность сети платных автомобильных дорог имеют Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия (в этой стране в 2005 году был введен платный проезд для всех грузовых автотранспортных средств весом более 12 тонн по магистральной автодорожной сети), Французская Республика, Япония, Соединенные Штаты Америки, Мексиканские Соединенные Штаты и Итальянская Республика. Доходы от сбора платы за проезд по платным автомобильным дорогам достигли в 2007 году во Французской Республике 7,4 млрд. евро, в Итальянской Республике - 4,5 млрд. евро, в Федеративной Республике Германия - 3,4 млрд. евро, в Королевстве Испания - 2 млрд. евро. Наиболее высокими темпами развивается сеть платных автомобильных дорог в Китайской Народной Республике, протяженность которых достигла 133 тыс. км (60 тыс. км приходится на скоростные автомобильные дороги). Многие новые не скоростные, но достаточно важные для провинций Китайской Народной Республики национальные автомобильные дороги также строятся как платные дороги. В настоящее время в этом государстве вводится 6 - 8 тыс. км платных скоростных автомагистралей в год, а объем инвестиций в их строительство ежегодно составляет 17 - 18 млрд. долларов США. Протяженность платных автомобильных дорог в различных странах мира приведена в приложении N 27. В 1996 году Правительством Китайской Народной Республики была принята долгосрочная 25-летняя программа по строительству национальной системы скоростных автомобильных дорог, предусматривающая к 2020 году строительство 85 тыс. км платных скоростных автомагистралей, что позволит соединить все крупные города с населением более 200 тыс. жителей. К 2030 году сеть платных скоростных дорог Китайской Народной Республики достигнет 120 тыс. км, а к 2050 году - 175 тыс. км. В отличие от других развитых и развивающихся стран, где сети платных автомагистралей и скоростных автомобильных дорог уже давно созданы и успешно функционируют, принося существенные доходы, в Российской Федерации они практически отсутствуют. В настоящее время на автомобильных дорогах федерального значения эксплуатируется только один платный участок на обходе с. Хлевное в Липецкой области протяженностью около 20 км. Потребность в создании автомагистралей и скоростных автомобильных дорог в Российской Федерации уже сейчас составляет свыше 9 тыс. км. Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года к 2020 году планируется построить в Российской Федерации только 3 тыс. км платных скоростных автомобильных дорог, а к 2030 году - 9 тыс. км таких дорог. Опыт развития сети платных автомобильных дорог в других странах показал их важное значение для социально-экономического развития и повышения инвестиционной активности. Строительство платных автомобильных дорог позволило привлечь существенные объемы частных инвестиций в дорожное хозяйство, создать транспортную инфраструктуру, обеспечивающую высокое качество услуг пользователям автомобильных дорог, существенно снизить затраты времени на передвижения, транспортные расходы и ущерб от дорожно-транспортных происшествий. Со строительством платных автомобильных дорог значительное развитие получили территории, находящиеся в зоне их тяготения, существенно возросла ценность земельных участков, имеющих удобный выход на сеть автомагистралей. За счет развития придорожного сервиса и создания новых предприятий повысился уровень занятости населения, проживающего на таких территориях, и возросли налоговые поступления в бюджетную систему страны. Реализация Программы позволит решить следующие приоритетные задачи развития дорожного хозяйства страны: обеспечение положительной динамики в развитии транспортной инфраструктуры России за счет строительства автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, реконструкции важнейших автомобильных дорог федерального значения в составе международных и межрегиональных транспортных коридоров с целью улучшения транспортной доступности, увеличения скорости движения грузов и пассажиров, снижения транспортных расходов, уровня аварийности и, как следствие, повышение качества жизни населения и рост конкурентоспособности отраслей экономики страны; повышение качества услуг, предоставляемых пользователям автодорожной сети за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния, уровня обустройства и роста пропускной способности автомобильных дорог Государственной компании, а также создания развитой и современной инфраструктуры услуг дорожного сервиса; повышение эффективности использования имущества автомобильных дорог федерального значения за счет поэтапного внедрения принципа платности пользования автомобильными дорогами, а также механизмов извлечения доходов от использования и развития полос отвода и придорожных полос для нужд развития отрасли; привлечение масштабных частных инвестиций в строительство и реконструкцию федеральной сети дорог, обеспечивающих расширение ресурсной базы отрасли и оптимизацию бюджетных расходов; внедрение эффективных методов управления дорожным хозяйством, включая методы проектного финансирования, планирование расходов на период жизненного цикла автомобильных дорог, заключение долгосрочных контрактов, широкое применение различных форм и механизмов государственно-частного партнерства, а также новых форм и принципов управления, основанных на применении передового опыта, знаний и технологий; развитие рыночных отношений во всех секторах дорожного хозяйства, создание эффективной конкурентной рыночной среды, ориентированной на внедрение инноваций, снижение уровня издержек, повышение качества и производительности труда, а также качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог; обеспечение формирования в стране мощной дорожно-строительной индустрии, стимулирование производства и широкого использования высококачественных строительных материалов, современных технологий, машин и оборудования. Государственная компания является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления. Учредителем Государственной компании выступает Российская Федерация. Права и обязанности учредителя Государственной компании осуществляет от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации или уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Государственная компания создается и действует в целях поддержания в надлежащем состоянии и развития сети автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление, увеличения их пропускной способности, обеспечения движения по ним, повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог за счет развития объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог. Государственная компания вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы, если она соответствует целям, для достижения которых Государственная компания создана. После уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, доходы Государственной компании направляются на осуществление: деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании; деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании; иной деятельности, направленной на достижение целей Государственной компании. Программа составлена в соответствии с указанными видами ее деятельности на 2010 - 2015 годы. В течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации должно утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление Государственной компании, а также сроки такой передачи. В доверительное управление Государственной компании в 2010 - 2011 годах планируется передача следующих автомобильных дорог общего пользования: до 1 мая 2010 г. - М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Белоруссия (на Минск, Брест) без подъезда к г. Смоленску (общая протяженность 449,9 км), М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска без подъездов к гг. Липецку, Воронежу, Ростову-на-Дону, Краснодару и без подъезда к аэропорту Домодедово (общая протяженность - 1517 км); с 1 января 2011 г. - М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев) без подъездов к гг. Калуге, Брянску (общая протяженность - 488,9 км). Начиная с 2013 года участки скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург по мере их ввода будут передаваться в доверительное управление Государственной компании. После завершения строительства в доверительное управление Государственной компании перейдут: кольцевой маршрут в районе Приморской рекреационной зоны в Калининградской области на участке от г. Зеленоградска до г. Светлогорска (общая протяженность - 24,1 км); автомобильная дорога Санкт-Петербург - Вологда - Казань - Оренбург - граница с Республикой Казахстан (на Алма-Ату) на участке Шали - Сорочьи Горы (протяженность - 54 км) и на обходе г. Вологды (протяженность - 14 км). В 2010 - 2015 годах на указанных автомобильных дорогах планируется проведение ряда мероприятий по строительству и реконструкции, в результате которых протяженность переданных в доверительное управление Государственной компании автомагистралей будет изменяться в соответствии с прогнозируемой динамикой, которая приводится в приложении N 4 к настоящей Программе. В рамках реализации Программы планируется формирование в Российской Федерации сети платных автомобильных дорог. Доходы от сбора платы за проезд по таким дорогам (за исключением участков, по которым доходы поступают в пользу концессионеров) будут направляться на финансирование деятельности Государственной компании по доверительному управлению, включая обеспечение содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог Государственной компании. Развитие сети платных автомобильных дорог в Российской Федерации станет не только источником дополнительных поступлений для финансирования потребностей функционирования и развития дорожного хозяйства, но и рассматривается в качестве одного из основных инструментов привлечения частных инвестиций, в том числе на основе механизма концессии и иных форм государственно-частного партнерства. II. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы, целевые индикаторы и показатели ее реализации Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Программа разрабатывалась с учетом показателей утвержденных федеральных целевых программ, долгосрочных целевых программ, а также средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Срок реализации Программы определен с учетом периода действия подпрограммы. Мероприятия по развитию платных автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании, вошли составной частью в подпрограмму, поэтому сроки, объемы работ и источники финансирования Программы увязаны с показателями подпрограммы. Основные цели Программы соответствуют целевым ориентирам, установленным в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377), с учетом целей и задач, предусмотренных Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Параметры финансирования Программы были уточнены с учетом плановых параметров бюджета Российской Федерации на 2010 - 2012 годы, фактического хода реализации инвестиционных проектов, включенных в Программу, оценки емкости инвестиционного рынка, включая потенциальную емкость рынка инфраструктурных облигаций, а также с учетом прогнозируемой доходной базы Государственной компании на 2010 - 2015 годы и последующие периоды. Реализация Программы предполагает достижение следующих основных целей: повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны; развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения и хозяйствующих субъектов; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Для повышения конкурентоспособности транспортной системы России и реализации транзитного потенциала страны необходимо решить задачу создания сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, входящих в систему международных транспортных коридоров, включая международный транспортный коридор "Север - Юг" и панъевропейские транспортные коридоры N 2, 9 и 1А, а также новые евразийские транспортные коридоры, в том числе международный транспортный коридор "Европа - Западный Китай". Для этого в Программе предусматривается строительство и реконструкция 1380 км автомобильных дорог федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, в том числе 240,5 км автодороги М-1 "Беларусь", 122 км автодороги М-3 "Украина", 704,6 км автодороги М-4 "Дон", 259 км автодороги М-10С Москва - Санкт-Петербург, 54 км Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (предполагается, что она войдет в сеть международного транспортного коридора после завершения ее строительства). Строительство ряда участков указанных объектов будет реализовываться на концессионной основе. Реализация проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, позволит создать опорную сеть автомагистралей и скоростных автомобильных дорог в европейской части России и обеспечить выполнение положений Европейского соглашения о международных автомагистралях. С вводом скоростных автомобильных дорог значительно уменьшатся затраты пользователей дорожной сети и транспортная составляющая в конечной цене продукции, увеличится скорость движения транспортных потоков и снизятся затраты времени в пути. Благодаря высокому качеству автомобильных дорог удастся существенно сократить число и тяжесть дорожно-транспортных происшествий. В перспективе скоростные автомагистрали примут на себя до 50 процентов транспортного потока, следующего по автомобильным дорогам федерального значения, участки которых в настоящее время имеют дефицит пропускной способности. Кроме того, по этим маршрутам будет перевозиться основная часть международных грузов. Формирование сети скоростных автомагистралей позволит повысить инвестиционный потенциал субъектов Российской Федерации, по территории которых они пройдут, улучшить их транспортную доступность и социально-экономическую ситуацию. Создание системы скоростных автомагистралей приведет к формированию новых центров экономической активности. Для развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, а также повышения доступности услуг транспортного комплекса для населения предусматривается реализация ряда инвестиционно привлекательных региональных проектов, имеющих высокий уровень общественной и социально-экономической значимости как для регионов, так и для Российской Федерации в целом. К ним относятся проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, которые должны войти в состав международных и межрегиональных транспортных коридоров. Реализация указанных проектов субъектами Российской Федерации в настоящее время затруднена из-за ограниченности возможностей финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и сокращения размеров субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета. Кроме того, инвестиционный рейтинг ряда субъектов Российской Федерации не позволяет восполнить дефицит бюджетного финансирования за счет иных источников. В Программе предусматриваются следующие мероприятия в отношении реконструкции участков автомобильных дорог общей протяженностью 92,1 км, имеющих в настоящее время статус автомобильных дорог регионального значения: строительство и реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги Санкт-Петербург - Вологда - Казань - Оренбург - граница с Республикой Казахстан на участках в Республике Татарстан и на обходе г. Вологды в Вологодской области (входит в состав создаваемого международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай"); строительство с последующей эксплуатацией на платной основе кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны в Калининградской области (входит в состав панъевропейского транспортного коридора N 1А Рига - Калининград - Гданьск). Осуществление Государственной компанией строительства и реконструкции этих объектов предусматривается с 2011 года, в связи с чем в 2010 году намечается проведение мероприятий по передаче имущества указанных автомобильных дорог в собственность Российской Федерации, включению их в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения и разработке (корректировке) проектной документации, а также иных мероприятий в целях принятия решения Правительства Российской Федерации об эксплуатации этих объектов на платной основе и передаче их в доверительное управление Государственной компании. Для повышения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в рамках реализации Программы необходимо решить задачи, связанные как с увеличением протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, так и со значительным уменьшением количества дорожно-транспортных происшествий по причине неудовлетворительных дорожных условий на сети автомобильных дорог Государственной компании. Для решения этих задач предусматривается проведение работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог Государственной компании и находящихся на них искусственных сооружений, поскольку доля протяженности участков автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составляет в настоящее время около 80 процентов, уровень загрузки на большом протяжении этих дорог превышает нормативное значение. На таких дорогах отмечаются наиболее высокие значения уровня аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. На сети автомобильных дорог Государственной компании планируется: создание платных участков и организация эксплуатации на платной основе ряда обходов городов и мостовых переходов; выполнение полного объема работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту дорожной сети; повышение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, приведение его в соответствие с нормативными требованиями; увеличение пропускной способности автомобильных дорог за счет проведения реконструкции; создание развитой придорожной инфраструктуры, включающей многофункциональные зоны дорожного сервиса, службы эвакуации и ремонтного обслуживания, стоянки и места отдыха водителей; внедрение интеллектуальных систем управления движением транспортных потоков; внедрение новых форм контрактных отношений, включая долгосрочные контракты и контракты, предусматривающие проектирование, строительство и последующую эксплуатацию автомобильных дорог одной подрядной организацией. Система содержания и ремонта автомобильных дорог должна быть ориентирована на обеспечение требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по дорожной сети, создания безопасных условий для всех участников движения, обеспечения сохранности автомобильных дорог, долговечности и надежности конструкций и сооружений. Для выполнения этой задачи в Программе предусматривается реализация следующих мероприятий: переход на содержание и ремонт автомобильных дорог Государственной компании в соответствии с утвержденными нормативами денежных затрат; проведение комплекса круглогодичных работ на всей сети автомобильных дорог Государственной компании в соответствии с нормативными требованиями; совершенствование зимнего содержания автомобильных дорог Государственной компании с использованием современных технологий, высокопроизводительной и многофункциональной техники, экологически чистых противогололедных материалов; проведение работ по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог Государственной компании и искусственных сооружений на них в соответствии с требуемыми объемами и периодичностью, а также ликвидация накопленного в предыдущие годы недоремонта дорожной сети; проведение работ, связанных с повышением безопасности движения на автомобильных дорогах Государственной компании, включая разметку проезжей части, установку дорожных ограждений современных типов, устройство освещения участков дорог повышенной опасности, устройство пешеходных переходов в разных уровнях и др.; совершенствование системы диагностики, мониторинга и прогнозирования транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Государственной компании; разработка и внедрение системы слежения за обстановкой на дорогах и контроля работы дорожной техники с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС; внедрение интеллектуальных систем управления движением транспортных потоков, включая системы метеообеспечения. Использование таких современных технологий организации и управления дорожным движением, как интеллектуальные транспортные системы, специализированные системы диспетчеризации и связи (включая системы мониторинга метеорологической информации, информационные системы и базы данных автомобильных дорог), позволит комплексно управлять знаками и информационными табло, светофорными объектами, системами видеонаблюдения и обеспечения дорожной безопасности, скоростью движения транспортных потоков, системой электронных платежей и другими элементами на сети платных автомобильных дорог Государственной компании. Важным направлением деятельности Государственной компании станет обеспечение комплексного развития автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса за счет размещения на автомобильных дорогах Государственной компании многофункциональных зон дорожного сервиса с учетом технических и архитектурно-планировочных стандартов, используемых в странах Европейского союза, а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода", что позволит существенно улучшить качество обслуживания пользователей дорожной сети, повысить привлекательность движения по платным автодорожным маршрутам, снизить аварийность и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Предусматривается, что к окончанию реализации Программы на всех автомобильных дорогах Государственной компании будет обеспечено оказание пользователям следующего минимального пакета услуг: предоставление информации об условиях движения с помощью указателей, маршрутных схем, содержащих сведения о расположении на маршруте объектов дорожного сервиса, природных, исторических достопримечательностей, а также информации о метеорологических условиях на маршруте движения; размещение площадок отдыха (с интервалом не реже 50 км), оборудованных пунктами технической помощи и обслуживания автомобилей, автозаправочными станциями, пунктами питания и торговли, мотелями, пунктами медицинской помощи и др.; оказание услуг аварийно-вызывной связи; оказание услуг аварийной службы и медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Многофункциональные зоны дорожного сервиса автомобильных дорог Государственной компании будут представлять собой специально разработанные в соответствии с генеральными планами автомобильных дорог зоны комплексного обслуживания пользователей и размещения объектов дорожного сервиса, включающие площадки отдыха, специально отведенные места для курения, туалетные комнаты, заправочные станции, автомойки, ремонтные мастерские, объекты общественного питания и торговли, мотели, пункты медицинской помощи и другие зоны, обеспечивающие наиболее полный пакет услуг для пользователей автомобильных дорог, включая услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей, питанию, отдыху и прочие услуги. Указанные многофункциональные зоны дорожного сервиса будут иметь безопасные и удобные подъезды и съезды с необходимыми дорожными знаками и устройством переходно-скоростных полос движения, благоустроенную и освещенную примыкающую территорию, площадку с твердым покрытием для остановки, стоянки и маневрирования автотранспорта, вывеску с названием зоны дорожного сервиса и отдельных объектов дорожного обслуживания (автозаправочные станции, магазины, рестораны и др.), информацию о предоставляемых услугах, а также схему размещения объектов дорожного сервиса и движения автотранспорта на территории зоны дорожного сервиса. Планировка и застройка зон дорожного сервиса будут осуществляться в соответствии с требованиями к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 860, правилами и нормами проектирования соответствующих зданий и сооружений, а также с учетом специальных нормативных требований к зонам дорожного сервиса на магистральных автомобильных дорогах общего пользования, которые будут разработаны и утверждены в период реализации Программы. Предусматриваются следующие этапы реализации Программы: 2010 год - организация и проведение конкурса на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, касающихся разработки методики и регламента размещения многофункциональных зон дорожного сервиса на автомагистралях, с последующим выполнением работ; 2011 год - организация и проведение конкурса на проектирование и разработку генеральных схем размещения многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах Государственной компании с последующим выполнением соответствующих работ; 2012 год - проведение инвестиционных конкурсов, направленных на привлечение инвесторов к строительству и эксплуатации зон дорожного сервиса. При этом существующие на автомобильных дорогах Государственной компании объекты дорожного сервиса будут поэтапно преобразовываться в многофункциональные зоны дорожного сервиса в соответствии требованиями, разработанными Государственной компанией. Целевые показатели Программы Целевые показатели Программы увязаны с целевыми показателями подпрограммы. Программа рассматривается в качестве первого этапа реализации долгосрочной стратегии по созданию национальной сети скоростных автомобильных дорог с доведением ее протяженности к 2030 году до 20 тыс. км. Целевыми показателями Программы являются: объем средств, связанных с доверительным управлением; объем средств, связанных с собственной деятельностью Государственной компании; объем привлеченного финансирования; транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог Государственной компании; улучшение технических характеристик категорий автомобильных дорог Государственной компании; увеличение протяженности и пропускной способности автомобильных дорог Государственной компании; увеличение численности привлеченных пользователей автомобильными дорогами Государственной компании; безопасность движения по автомобильным дорогам Государственной компании; качество обслуживания пользователей автомобильными дорогами Государственной компании, включая обеспечение объектами дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании; общие показатели планируемых к вводу в эксплуатацию автомобильных дорог Государственной компании. Индикаторами Программы являются: объем средств, связанных с доверительным управлением; объем средств, связанных с собственной деятельностью Государственной компании; объем привлеченного финансирования (с указанием источников): заемные средства, привлеченные Государственной компанией; собственные и заемные средства инвесторов (концессионеров); средства Инвестиционного фонда Российской Федерации; отношение объема привлеченного финансирования мероприятий Программы к общему объему финансирования мероприятий Программы, в том числе: отношение привлеченного финансирования к общему объему финансирования строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, включая проекты, финансируемые за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации; отношение объема финансирования за счет доходов от доверительного управления к общему объему финансирования деятельности по доверительному управлению; отношение объема финансирования за счет собственных доходов к общему объему финансирования собственной (иных видов) деятельности Государственной компании. Целевые показатели и индикаторы Программы приведены в приложении N 5 к настоящей Программе. В ходе реализации мероприятий Программы предусматривается регулярное (годовое и ежеквартальное) проведение мониторинга ее целевых показателей и индикаторов. Величины важнейших целевых показателей и индикаторов Программы потребуют уточнения с учетом фактического срока передачи автомобильных дорог в доверительное управление Государственной компании, а также с учетом разработки методических документов и нормативов, регулирующих осуществление деятельности Государственной компании. Основные мероприятия Программы и долгосрочный финансовый план деятельности Государственной компании Для достижения поставленных целей и решения задач Программы предусматривается выполнение комплекса мероприятий: по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании; по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании; по организации собственной (иных видов) деятельности Государственной компании. Мероприятия по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании предусматривают обеспечение подготовки документации по планировке территории, проектированию дорожных объектов, проведение кадастровых работ, резервирование земель и изъятие земельных участков для размещения автомобильных дорог Государственной компании, строительство автомагистралей и скоростных автомобильных дорог общего пользования, реконструкцию перегруженных движением участков автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров, включая реализацию проектов по заключенным концессионным соглашениям, сооружение мостовых переходов и оснащение их системами сбора платы, строительство обходов городов, создание оптимальных автодорожных маршрутов для обеспечения межрегиональных связей. При реализации проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства в состав указанных мероприятий включается разработка финансово-экономических обоснований (бизнес-планов) и конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений. Одной из задач деятельности Государственной компании является внедрение современных эффективных технологий строительства и технического надзора, направленных в том числе на снижение стоимости строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании. В целях решения этой задачи Государственной компанией будут разработаны проекты нормативно-технических документов, устанавливающих требования к составу и качеству проектирования, в том числе в отношении проектирования платных автомобильных дорог и дорожных объектов, требования к качеству строительных материалов, к технологии организации строительных работ и к организации технического надзора за строительством и реконструкцией автомобильных дорог Государственной компании. Описание инвестиционных проектов строительства и реконструкции платных автомобильных дорог, включенных в Программу, содержится в приложении N 7 к настоящей Программе. Паспорта инвестиционных проектов содержат их краткое описание, информацию о наличии решений о строительстве (реконструкции) объектов, цели и основные задачи проектов, ожидаемые результаты их реализации, этапы и сроки осуществления проектов, планируемый объем инвестиций и источники финансирования, а также данные об альтернативном проезде. В Программу включены паспорта следующих инвестиционных проектов: строительство и реконструкция (с последующей эксплуатацией на платной основе) федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Белоруссия (на Минск, Брест); реконструкция (с последующей эксплуатацией на платной основе) федеральной автомобильной дороги М-3 "Украина " - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев); строительство и реконструкция (с последующей эксплуатацией на платной основе) федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска; строительство (с последующей эксплуатацией на платной основе) Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области; строительство (с последующей эксплуатацией на платной основе) скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург; строительство (с последующей эксплуатацией на платной основе) федеральной автомагистрали Москва - Нижний Новгород - Казань; строительство и реконструкция (с последующей эксплуатацией на платной основе) скоростной автомобильной дороги Санкт-Петербург - Вологда - Казань - Оренбург до границы с Республикой Казахстан; строительство кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны в Калининградской области. Незавершенные участки строительства указанных автомобильных дорог подлежат обязательному включению в последующую программу деятельности Государственной компании на долгосрочный период после 2015 года. Всего в Программе запланированы строительство и реконструкция 1472,1 км автомобильных дорог Государственной компании, в том числе строительство 537,7 км новых автомобильных дорог и реконструкция 934,4 км автомобильных дорог. Затраты на строительство и реконструкцию автомобильных дорог Государственной компании в 2010 - 2015 годах, предусмотренные приложением N 8 к настоящей Программе, составят 1487,4 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета, включая средства Инвестиционного фонда Российской Федерации, - 972,3 млрд. рублей (65,4 процента); за счет привлеченных средств - 515,1 млрд. рублей (34,6 процента), включая средства, привлеченные в рамках реализации проектов федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377), в размере 468 млрд. рублей и привлеченные средства по проектам, финансируемым за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, в размере 47,1 млрд. рублей. В Программе предусматривается проведение инженерных изысканий и разработка проектной документации на строительство автомобильных дорог, входящих в новые международные и межрегиональные автодорожные маршруты, в том числе следующие новые автомобильные маршруты: Москва - Нижний Новгород - Казань с последующим продлением до г. Челябинска (эксплуатация дорог, входящих в маршрут будет осуществляться на платной основе); Санкт-Петербург - Вологда - Казань - Оренбург и далее через Республику Казахстан на Западный Китай в составе формируемого международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай"; Москва - Саранск - Ульяновск - Екатеринбург ("Волжский транзит"). Суммарные затраты на финансирование проектно-изыскательских работ в 2010 - 2015 годах определены в размере 35,7 млрд. рублей, что составляет 2,4 процента общих затрат на строительство и реконструкцию автомобильных дорог Государственной компании, предусмотренных в Программе. Затраты на строительство и реконструкцию автомобильных дорог Государственной компании включают также расходы, связанные с обеспечением исполнения обязательств Государственной компании по привлеченному заемному финансированию. Расходы, связанные с обеспечением исполнения обязательств по привлеченному заемному финансированию, включают в себя: расходы на размещение облигационных займов; возврат сумм основного долга по облигационным займам, погашаемым в период реализации Программы; расходы на уплату банковских комиссий при привлечении кредитов; расходы на обеспечение купонных выплат по размещенным облигационным займам; расходы на уплату процентов по привлеченным кредитам. Программа заимствований Государственной компании на период 2010 - 2015 годов приведена в приложении N 10 к настоящей Программе и будет уточнена при первой плановой корректировке Программы с учетом уточнения объемов заемных средств, привлекаемых Государственной компанией, включая кредиты и облигационные займы. В период реализации Программы исполнение обязательств по обслуживанию заемных средств, привлеченных Государственной компанией, предусматривается за счет субсидий из федерального бюджета. Показатели привлекаемого заемного финансирования, включая размер процентных ставок по кредитам и размер купонных выплат по облигационным займам, будут ежегодно уточняться с учетом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, темпов инфляции и выполнения других связанных с ними целевых показателей Программы. Мероприятия по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании предусматривают в том числе проведение работ: по содержанию, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог; по организации взимания платы за проезд транспортных средств по ним, включая эксплуатацию систем взимания платы; по организации дорожного движения, включая управление транспортными потоками; по взиманию платы в виде возмещения вреда владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; по организации проведения концессионных конкурсов. В 2013 - 2015 годах затраты на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог Государственной компании будут увеличиваться до нормативных значений (в соответствии с Правилами расчета денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения при определении размера ассигнований из федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539) за счет направления на эти цели доходов от сбора платы за проезд по платным участкам автомобильных дорог Государственной компании и других поступлений. В результате нормативы содержания автомобильных дорог Государственной компании будут достигнуты в 2013 году, а нормативные значения показателей по ремонту и капитальному ремонту - в 2014 - 2015 годах. При этом планируется поэтапное снижение размера субсидий из федерального бюджета. Всего за 2010 - 2015 годы планируется выполнить ремонт 1896,3 км автомобильных дорог и капитальный ремонт 829,1 км дорожной сети, находящейся в доверительном управлении Государственной компании. Указанные показатели с разбивкой по автомобильным дорогам Государственной компании приведены в приложении N 11 к настоящей Программе. Финансовый план Государственной компании на 2010 - 2015 годы приведен в приложениях N 12 - 17 к настоящей Программе. Указанный план содержит показатели планируемых объемов расходов и средств, включая доходы, связанные с доверительным управлением и собственной деятельностью Государственной компании. Структура расходов и доходов Государственной компании сформирована исходя из принципа ведения раздельного баланса и учета финансовой деятельности по средствам, связанным с доверительным управлением, и средствам, связанным с собственной деятельностью Государственной компании. Расходы по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании в 2010 - 2015 годах приведены в приложении N 12 к настоящей Программе и составят 76 млрд. рублей, в том числе: затраты на выполнение работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту дорожной сети - 72,1 млрд. рублей; затраты на обслуживание систем сбора платы - 3 млрд. рублей; расходы на проведение конкурсов по выбору концессионеров - 0,9 млрд. рублей. Расходы на обеспечение обслуживания систем сбора платы предусмотрены с 2011 года (после ввода в эксплуатацию в 2010 году первых участков платных автомобильных дорог). Этот вид расходов включает в себя затраты на заработную плату персонала, обеспечивающего работу систем сбора платы, текущие расходы на функционирование постов сбора платы (обеспечение качественного содержания пунктов платного въезда с учетом соблюдения требований безопасности и охраны окружающей среды, коммунальные услуги, включая оплату электричества, тепло- и водоснабжения, уборку территории, обеспечение инкассации, охраны помещений и др.). Расходы на заключение концессионных соглашений включают в себя оплату услуг консультантов и финансирование иных мероприятий в рамках проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений. Стоимость этих услуг определена с учетом опыта проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км, по которому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. N 1708-р было предусмотрено финансирование этого вида расходов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в размере 100 млн. рублей. В Программе предусмотрено финансирование расходов по организации проведения в 2010 - 2015 годах 7 концессионных конкурсов: в отношении участков скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург - 3 конкурса; в отношении участков Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области - 3 конкурса; в отношении нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" (обход г. г. Балашихи, Ногинска) - 1 конкурс. Объекты, планируемые к реализации в рамках Федерального закона "О концессионных соглашениях", приведены в приложении N 9 к настоящей Программе с указанием распределения средств федерального бюджета и средств привлеченных источников финансирования. Окончательные параметры финансирования этих объектов будут уточнены по результатам проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений. Общий объем поступлений от осуществления деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании в 2010 - 2015 годах приведен в приложении N 13 к настоящей Программе и составит 76 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: прогнозируемый объем доходов от сбора платы за проезд по автомобильным дорогам Государственной компании (за исключением платных автомобильных дорог и участков, на которых сбор платы будет осуществляться концессионерами) - 38,4 млрд. рублей; плата за возмещение ущерба от перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов - 0,2 млрд. рублей; субсидии из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению - 37,4 млрд. рублей. При расчете уровня тарифов был выбран вариант тарифной политики, учитывающий необходимость адаптационного периода для привыкания пользователей к платным автомобильным дорогам и предусматривающий установление в начальный период реализации Программы (2010 - 2012 годы) тарифных ставок в отношении большинства платных участков в соответствии с Приказом Федерального дорожного агентства от 9 июня 2006 г. N 75 "О плате за проезд по участку федеральной автомобильной дороги "Дон" на обходе села Хлевное в Липецкой области" в следующих размерах: для легковых автомобилей - 1 рубль за 1 км; для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 8 тонн - 2 рубля за 1 км; для автобусов большой вместимости и грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 8 тонн - 4 рубля за 1 км. Предусматривается, что Государственная компания будет осуществлять ежегодную индексацию тарифов с учетом роста реальных доходов населения и валового внутреннего продукта Российской Федерации. Доходы от сбора платы будут направляться исключительно на покрытие расходов по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании. При этом за счет роста доходов от сбора платы планируется соразмерно снижать субсидии из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению, которые будут перераспределяться на повышение уровня содержания и ремонта других федеральных автомобильных дорог. Плата за возмещение ущерба от перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов оценивается на основании существующих сборов, получаемых на автомобильных дорогах Государственной компании, с учетом роста интенсивности движения грузовых автомобилей на перспективный период. К перспективным источникам дополнительных доходов Государственной компании относятся: доходы от присоединения объектов дорожного сервиса, сдачи в субаренду земельных участков и реализации инвестиционных проектов в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог Государственной компании (эти показатели будут уточнены при корректировке Программы); введение платы за проезд по федеральной сети дорог тяжелых грузовиков (более 12 тонн) (по аналогии с немецкой системой LKW-Maut). Доходы от сдачи в субаренду земельных участков Государственной компании, а также от размещения объектов дорожного сервиса в придорожной полосе автомобильных дорог Государственной компании в настоящее время не могут быть корректно спрогнозированы в связи с отсутствием материалов инвентаризации придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании. Инвентаризацию придорожных полос федеральных автомобильных дорог М-1, М-3 и М-4 предполагается провести в течение 6 месяцев с даты передачи этих дорог в доверительное управление. По результатам инвентаризации в программу деятельности Государственной компании будут внесены изменения, определяющие размер соответствующих доходов. Размер субсидий из федерального бюджета рассчитан с учетом планируемого объема доходов от осуществления деятельности по доверительному управлению. При реализации Программы размер субсидий из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению подлежит ежегодной корректировке с учетом объемов ввода участков дорог в эксплуатацию, достигнутых показателей интенсивности движения и фактических объемов доходов от сбора платы за проезд по платным участкам автомобильных дорог Государственной компании. Финансовое обеспечение деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании представлено в приложении N 15 к настоящей Программе. Всего за 2010 - 2015 годы общий объем расходов на осуществление деятельности по строительству и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании составит 1487,4 млрд. рублей. Указанный объем расходов планируется обеспечить за счет следующих источников финансирования: субсидии из федерального бюджета на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377) в размере 929,8 млрд. рублей, включая средства, направляемые на обеспечение исполнения обязательств Государственной компании по привлеченному заемному финансированию; средства Инвестиционного фонда Российской Федерации в размере 42,5 млрд. рублей; привлеченные средства в размере 515,1 млрд. рублей, из них: привлеченные средства в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377) в размере 468 млрд. рублей; привлеченные средства по проектам, финансируемым за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, в размере 47,1 млрд. рублей. Привлечение средств внебюджетных источников, предусматриваемых указанной федеральной целевой программой, планируется осуществлять в рамках реализации концессионных проектов, а также за счет выпуска облигационных займов и кредитов, самостоятельно привлекаемых Государственной компанией. Финансовое обеспечение собственной (иных видов) деятельности Государственной компании приведено в приложении N 16 к настоящей Программе. Всего в 2010 - 2015 годах общий объем расходов на осуществление собственной (иных видов) деятельности Государственной компании составит 11,9 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, территориальное планирование и проектирование объектов дорожного сервиса, а также на разработку инновационных механизмов управления транспортными потоками - 0,95 млрд. рублей; расходы на содержание Государственной компании - 7,2 млрд. рублей; расходы на уплату арендной платы за земельные участки Государственной компании - 0,009 млрд. рублей; расходы на финансирование кадастровых работ в отношении автомобильных дорог и земельных участков Государственной компании - 3,8 млрд. рублей. Последние 3 вида расходов в соответствии с частью 5 статьи 22 Федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" финансируются за счет имущественных взносов Российской Федерации. Сумма расходов на обеспечение содержания Государственной компании в 2010 году определена в размере 496,7 млн. рублей. Указанные средства будут использованы на: оплату труда сотрудников Государственной компании; финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (с 2011 года эти расходы будут финансироваться за счет прочих доходов Государственной компании); арендную плату офисных помещений и автотранспорта; оплату услуг сторонних организаций; приобретение основных средств и расходных материалов; уплату налогов. Определение затрат Государственной компании на уплату арендной платы осуществлялось исходя из расчета 0,01 процента в год от кадастровой стоимости земельных участков Государственной компании. Кроме того, в этой статье затрат были учтены затраты, связанные со следующими мероприятиями по оформлению договоров аренды земельных участков: проведение землеустроительных, кадастровых и оценочных работ; регистрация прав. Расходы на финансирование кадастровых работ определены с учетом потребностей в проведении землеустроительных и кадастровых работ по земельным участкам придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании. Расчет стоимости данных работ производился из расчета 1 млн. рублей на 1 км (в ценах 2009 года), что соответствует текущей рыночной конъюнктуре цен в этом сегменте услуг. Финансирование расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проектирование и территориальное планирование объектов дорожного сервиса, разработку инновационных механизмов управления транспортными потоками предусматривается: в 2010 году - за счет имущественного взноса Российской Федерации на содержание Государственной компании в размере 45 млн. рублей; в 2011 - 2015 годах - за счет доходов от осуществления собственной деятельности Государственной компании в размере 908,1 млн. рублей. В качестве финансового обеспечения в 2010 - 2015 годах собственной (иных видов) деятельности Государственной компании (в размере 11,9 млрд. рублей) рассматриваются следующие источники финансирования: имущественные взносы Российской Федерации на содержание Государственной компании в размере 7,2 млрд. рублей; имущественные взносы Российской Федерации на компенсацию расходов по уплате арендной платы за земельные участки Государственной компании в размере 0,009 млрд. рублей; имущественные взносы Российской Федерации на компенсацию расходов по финансированию кадастровых работ в отношении автомобильных дорог и земельных участков Государственной компании в размере 3,8 млрд. рублей; прочие доходы в размере 0,9 млрд. рублей. Баланс расходов и доходов Государственной компании по всем видам деятельности приведен в приложении N 17 к настоящей Программе. Всего в 2010 - 2015 годах суммарный объем расходов по всем видам деятельности Государственной компании составит 1575,3 млрд. рублей, которые будут полностью обеспечены за счет прогнозируемых объемов доходов и прочих поступлений. Ресурсное обеспечение Программы Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы в 2010 - 2015 годах составит 1575,3 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: расходы Государственной компании на осуществление деятельности по доверительному управлению - 76 млрд. рублей; расходы по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании - 1487,4 млрд. рублей; расходы на собственную деятельность Государственной компании - 11,9 млрд. рублей. Финансирование всех видов деятельности Государственной компании предусматривается за счет следующих источников: доходы и прочие поступления в размере 39,5 млрд. рублей, в том числе доходы от сбора платы за проезд транспортных средств - 38,4 млрд. рублей, плата за возмещение ущерба от перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам Государственной компании - 0,2 млрд. рублей и прочие доходы от собственной (иных видов) деятельности Государственной компании - 0,9 млрд. рублей; субсидии из федерального бюджета в размере 967,2 млрд. рублей, в том числе на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании - 929,8 млрд. рублей и на осуществление деятельности по доверительному управлению - 37,4 млрд. рублей; средства Инвестиционного фонда Российской Федерации в размере 42,5 млрд. рублей; привлеченные средства в размере 515,1 млрд. рублей, в том числе привлеченные средства в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377) - 468 млрд. рублей и привлеченные средства по проектам, финансируемым за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, - 47,1 млрд. рублей; имущественные взносы Российской Федерации в размере 11 млрд. рублей, в том числе имущественные взносы Российской Федерации на содержание Государственной компании - 7,2 млрд. рублей, имущественные взносы Российской Федерации на компенсацию расходов по уплате арендной платы за земельные участки Государственной компании - 0,009 млрд. рублей и имущественные взносы Российской Федерации на компенсацию расходов по финансированию кадастровых работ в отношении автомобильных дорог и земельных участков Государственной компании - 3,8 млрд. рублей. Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы в 2010 - 2015 годах в части капитальных вложений составит 1487,4 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет: субсидий из федерального бюджета (включая субсидии на обеспечение исполнения обязательств по привлеченному заемному финансированию) - 929,8 млрд. рублей; средств Инвестиционного фонда Российской Федерации - 42,5 млрд. рублей; привлеченных средств - 515,1 млрд. рублей. В расходы по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании включены расходы по обеспечению исполнения обязательств Государственной компании по привлеченному заемному финансированию, которые будут покрываться за счет субсидий из федерального бюджета. Финансирование расходов по строительству и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании в рамках подпрограммы без учета расходов по обеспечению исполнения обязательств Государственной компании по привлеченному заемному финансированию составит 1347 млрд. рублей, в том числе за счет: средств федерального бюджета - 879 млрд. рублей; привлеченных средств - 468 млрд. рублей. Финансирование проектов, реализуемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, составит 89,6 млрд. рублей, в том числе за счет: средств Инвестиционного фонда Российской Федерации - 42,5 млрд. рублей; собственных и заемных средств инвесторов по концессионным соглашениям - 47,1 млрд. рублей. В соответствии с Программой средний показатель финансирования капитальных вложений Государственной компании за счет привлеченных средств составляет 34,6 процента, при этом в последний год реализации Программы он должен достичь 44,1 процента. Привлеченное финансирование будет обеспечиваться как в рамках концессионных соглашений, так и в виде привлечения заемного финансирования напрямую Государственной компанией. Программой предусматривается привлечение 515,1 млрд. рублей внебюджетных инвестиций, из которых 468 млрд. рублей должно быть привлечено в рамках реализации проектов, финансируемых за счет средств федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377), и 47,1 млрд. рублей - в рамках реализации проектов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Из 515,1 млрд. рублей привлекаемых средств около 31,8 процента (164 млрд. рублей) должно быть профинансировано в рамках реализации концессионных проектов. В рамках концессионного механизма планируются к реализации в основном участки с высокой интенсивностью движения, обеспечивающие необходимый уровень доходности для концессионеров и покрытие возникающих дополнительных расходов по проектам. В рамках реализации Программы планируется реализация проектов строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км и нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск, по которым концессионные соглашения были заключены в июле 2009 г. Государственное финансирование реализации указанных проектов в размере 34 млрд. рублей будет осуществляться за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Помимо этих проектов в период реализации Программы предусматривается заключение еще 7 концессионных соглашений, суммарный объем финансирования которых в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377) предусмотрен в размере 339,1 млрд. рублей. Финансирование указанных проектов будет осуществляться за счет средств капитального гранта (государственной поддержки), собственных средств концессионеров и привлеченных концессионерами заемных средств. В период реализации Программы частные инвесторы должны будут обеспечить привлечение 116,9 млрд. рублей, из которых примерно 25 процентов (29,2 млрд. рублей) составят прямые инвестиции, включая инвестиции в акционерный капитал компаний, реализующих концессионные проекты, а 75 процентов (87,7 млрд. рублей) - кредитные средства, привлеченные концессионерами. Ответственность за структурирование сделок по привлечению средств и достижению финансового закрытия в рамках концессионных соглашений должны будут взять на себя частные инвесторы. Государственная компания выступит в качестве концедента и предоставит государственный грант. В отношении остальных объектов в качестве заемщика выступит Государственная компания, при этом в качестве основного инструмента привлечения заемных средств финансирования рассматривается выпуск облигационных займов. Возврат средств будет обеспечиваться за счет субсидий из федерального бюджета на обеспечение выполнения обязательств по привлеченному заемному финансированию. В настоящее время облигации на развитие инфраструктуры являются наиболее эффективным и низким по стоимости инструментом привлечения заемных средств финансирования. К концу года ставка по ним может составить около 9 - 10 процентов годовых, что намного меньше процентных ставок по кредитам. Кроме того, облигации можно размещать на достаточно длительные сроки - до 10 - 15 лет, а максимальные сроки по предоставляемым кредитам в текущий момент составляют не более 3 лет. В силу указанных преимуществ основной акцент в Программе сделан на размещение облигаций. В 2010 году предусмотрена пилотная эмиссия на сумму 3 млрд. рублей. Ставки купонных выплат будут ежегодно уточняться с учетом ставки рефинансирования, темпов инфляции и темпов роста валового внутреннего продукта Российской Федерации. В качестве других потенциальных источников привлечения заемных средств рассматриваются: кредиты российских банков с государственным участием (государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество), Банк ВТБ (открытое акционерное общество)); кредиты иных российских коммерческих банков; кредиты международных финансовых организаций. Для обеспечения Государственной компании собственными доходами необходима разработка соответствующих нормативных правовых документов, предусматривающих: введение платы за проезд по автомобильным дорогам федерального значения грузовых автомобилей общей массой свыше 12 тонн в целях возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам тяжеловесными автомобилями, с учетом гармонизации требований к характеристикам тяжеловесных автомобилей с аналогичными требованиями в государствах Европейского союза; совершенствование механизмов компенсации вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами при перевозках тяжеловесных и крупногабаритных грузов; установление платы за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам и др. Механизмы реализации Программы После утверждения Программы Правительством Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство транспорта Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать в установленном порядке бюджетные ассигнования для выполнения Программы. Внесение имущественного взноса Российской Федерации в Государственную компанию обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с приложением N 1 к настоящей Программе в пределах средств федерального бюджета на текущий год и на плановый период. Предоставление в установленном порядке субсидий на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, а также субсидий на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с приложением N 2 к настоящей Программе в пределах средств федерального бюджета на текущий год и на плановый период. Министерство транспорта Российской Федерации обеспечивает предоставление в установленном порядке субсидий из федерального бюджета на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании согласно подпрограмме. Государственная компания обеспечивает регулярное (годовое и ежеквартальное) представление в Министерство транспорта Российской Федерации консолидированных сведений об использовании средств, полученных из федерального бюджета и внебюджетных источников на реализацию Программы. В свою очередь, Министерство транспорта Российской Федерации будет регулярно представлять в Правительство Российской Федерации сведения об использовании средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников на реализацию Программы. Управление ходом реализации Программы осуществляет Государственная компания. Основными целями управления реализацией Программы являются: обеспечение эффективного целевого использования средств, включая субсидии из федерального бюджета, в соответствии с приоритетами, определенными в Программе; контроль реализации инвестиционных проектов; сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации мероприятий Программы; мониторинг результатов реализации мероприятий Программы. В целях реализации Программы Государственная компания оказывает государственные услуги и выполняет иные полномочия в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления. Для достижения целевых показателей Программы Государственная компания может применять следующие механизмы управления и привлечения дополнительных источников финансирования: внедрение методов планирования дорожной деятельности, основанных на проектировании жизненного цикла автомобильных дорог, что будет стимулировать использование новых технологий, материалов, машин и оборудования, приведет к увеличению межремонтных сроков, повышению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и более эффективному расходованию финансовых ресурсов; привлечение наряду с государственными средствами частных инвестиций и дополнительных источников дохода для финансирования содержания, ремонта и развития дорожной сети, в том числе за счет долгосрочных заимствований на финансовом рынке, доходов от использования придорожных полос и полос отвода автомобильных дорог; использование современных финансовых инструментов, обеспечивающих большую гибкость при выборе схем реализации инвестиционных проектов, повышение эффективности управления финансами и рисками, предоставление необходимого обеспечения по реализуемым проектам, что будет содействовать повышению их инвестиционной привлекательности и снижению стоимости кредитных ресурсов; обеспечение непрерывного круглогодичного финансирования работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также работ по содержанию и ремонту дорожной сети; оперативное реагирование на изменение условий реализации проектов строительства, реконструкции и ремонта дорог в течение дорожно-строительного сезона, перераспределение средств и оперативное привлечение заемных средств; совершенствование конкурсных процедур и внедрение долгосрочных контрактов на выполнение дорожных работ; стимулирование производства и широкого использования в отрасли высококачественных строительных материалов, современных технологий, машин и оборудования с целью повышения производительности труда. Государственная компания будет выполнять функции, касающиеся планирования привлечения государственных и частных инвестиций в развитие дорожной сети, распределения государственных и частных ресурсов на различные виды дорожных работ, управления контрактами с использованием принципов проектного финансирования, осуществления заимствований и получения доходов за счет использования имеющихся активов, заключения соглашений с частным сектором в рамках различных форм и механизмов государственно-частного партнерства. Порядок передачи Государственной компании автомобильных дорог общего пользования федерального значения установлен статьей 29 Федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Одной из основных задач Государственной компании является |