Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 161000 АЭРОНАВИГАЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 22 декабря 2009 г. N 793 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 161000 Аэронавигация (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 22 декабря 2009 г. N 793 Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. N 16208 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 793 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 161000 АЭРОНАВИГАЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 161000 Аэронавигация образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ срок освоения ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ ООП (для очной ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ формы ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ обучения), ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ включая ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦ ¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 161000 Аэронавигация включает: организацию, выполнение, обеспечение и обслуживание полетов воздушных судов; организацию использования воздушного пространства; организацию и обслуживание воздушного движения; организацию, выполнение, обеспечение и обслуживание воздушных перевозок и авиационных работ; обеспечение безопасности полетов воздушных судов и (или) авиационной безопасности. 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 161000 Аэронавигация являются: воздушные суда; процессы, методы и средства эксплуатации воздушных судов, двигателей и бортовых систем, включая радио- и электросветотехническое оборудование, системы автоматики и управления, пилотажно-навигационные комплексы, бортовые навигационные системы и оборудование; процессы, методы и средства организации, выполнения, обеспечения и обслуживания полетов воздушных судов; объекты единой системы организации воздушного движения; процессы, методы и средства организации использования воздушного пространства, организации и обслуживания воздушного движения, включая эксплуатацию автоматизированных систем обслуживания воздушного движения, радиоэлектронных систем наблюдения, навигации и связи, средств навигационного и метеорологического обеспечения воздушного движения; процессы, методы и средства организации и проведения поисковых и аварийно-спасательных работ; аэродромы и аэропорты; авиационные предприятия и эксплуатанты; процессы, методы и средства организации, выполнения, обеспечения и обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ; системы управления технологическими процессами; процессы, методы и средства обеспечения безопасности полетов воздушных судов и организации оперативного контроля за производством полетов, включая эксплуатацию технических и иных средств, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов; процессы, методы и средства обеспечения авиационной безопасности и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, включая эксплуатацию электронных средств обеспечения авиационной безопасности. 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 161000 Аэронавигация готовится к следующим видам профессиональной деятельности: эксплуатационно-технологическая и сервисная деятельность; организационно-управленческая деятельность; производственно-технологическая деятельность; научно-исследовательская деятельность; учебно-тренировочная и методическая деятельность. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Бакалавр по направлению подготовки 161000 Аэронавигация должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: эксплуатационно-технологическая и сервисная деятельность: эксплуатация воздушных судов, двигателей и бортовых систем, включая радио- и электросветотехническое оборудование, системы автоматики и управления, бортовое аварийно-спасательное оборудование, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; эксплуатация пилотажно-навигационных комплексов, бортовых систем связи, навигационных систем и оборудования; эксплуатация объектов авиационной инфраструктуры в соответствии с требованиями воздушного законодательства, федеральных авиационных правил и нормативных правовых актов Российской Федерации; эксплуатация автоматизированных систем обслуживания воздушного движения, радиоэлектронных систем наблюдения, навигации и связи, средств навигационного и метеорологического обеспечения воздушного движения; определение работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого оборудования; выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры; настройка и обслуживание аппаратно-программных средств; проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта; приемка и освоение вводимого оборудования; составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации; выполнение, обеспечение и обслуживание полетов воздушных судов; обслуживание воздушного движения; обеспечение и обслуживание воздушных перевозок и авиационных работ; обеспечение безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности; планирование полетов воздушных судов, подготовка рабочих планов полета и планов полетов для целей обслуживания воздушного движения; выполнение работ по информационному обслуживанию эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, организации воздушного движения, аэронавигационного обслуживания полетов и использования воздушного пространства с помощью средств вычислительной техники; проведение маркетингового анализа потребности в сервисных услугах при эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, при организации, выполнении, обеспечении и обслуживании полетов воздушных судов, воздушных перевозок и авиационных работ; организация и обеспечение работы с клиентурой; организационно-управленческая деятельность: организация работы малых коллективов исполнителей; участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам; выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений; подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия; участие в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, обеспечению безопасности полетов воздушных судов и безопасности использования воздушного пространства, обеспечению авиационной безопасности и качества работ и услуг; производственно-технологическая деятельность: организация и эффективное осуществление входного контроля качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов, производственного контроля параметров технологических процессов, качества продукции, работ и услуг; эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов; проведение стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий, работ и услуг; участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства; метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества; обеспечение экологической безопасности эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры; обслуживание технологического оборудования; выполнение поисковых и аварийно-спасательных работ; участие в расследовании авиационных происшествий и инцидентов; выполнение работ по повышению научно-технического потенциала авиационного персонала; научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками; участие в выполнении эксперимента, проведение наблюдений и измерений, составление их описания и формулировка выводов; участие в проведении фундаментальных и прикладных исследований в области аэронавигации; информационный поиск и анализ информации по объектам исследований; изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; изучение технических данных, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов с использованием современных средств вычислительной техники; проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований; подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок; участие в работах по исследованию и разработке проектов и программ, связанных с эксплуатацией воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, организацией, выполнением, обеспечением и обслуживанием полетов воздушных судов, организацией использования воздушного пространства, организацией и обслуживанием воздушного движения, организацией, выполнением, обеспечением и обслуживанием воздушных перевозок и авиационных работ; учебно-тренировочная и методическая деятельность: участие в проведении профессионального обучения авиационного персонала в соответствии с установленными требованиями; участие в проведении теоретической подготовки по видам и формам профессиональной подготовки авиационного персонала; участие в проведении тренировки авиационного персонала на тренажерах, воздушных судах и автоматизированных системах обслуживания воздушного движения; участие в разработке тематических планов и программ технической учебы авиационного персонала, переподготовки на новые типы воздушных судов и современные автоматизированные системы обслуживания воздушного движения, повышения и подтверждения квалификации авиационных специалистов, разработке программ проверки для допуска к работе. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеть культурой мышления, знать его общие законы (ОК-1); способностью формулировать понятия и суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения, выявлять значение, смысловое содержание в услышанном, увиденном или прочитанном (ОК-2); способностью к восприятию, обобщению, анализу и синтезу информации, полученной из разных источников, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками риторики, ведения спора, дискуссии и полемики (ОК-4); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, уметь организовать работу малого коллектива исполнителей (ОК-5); способностью находить решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-6); обладать креативным мышлением, способностью к самостоятельному анализу ситуации, формализации проблемы, планированию, принятию и реализации решения в условиях неопределенности и дефицита времени (ОК-7); стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8); уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9); осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-10); способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-11); способностью понимать роль естественных наук в развитии науки, техники и технологии (ОК-12); владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13); владеть культурой безопасности, экологическим сознанием и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности (ОК-14); понимать проблемы устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека (ОК-15); владеть приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества (ОК-16); способностью и готовностью к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами (ОК-17); готовностью к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-18); готовностью к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (ОК-19); способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-20); способностью и готовностью соблюдать права и обязанности гражданина, к свободному и ответственному поведению (ОК-21); способностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (ОК-22); способностью и готовностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии (ОК-23); способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-24); способностью приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии (ОК-25); способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям своей страны, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-26); способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-27); способностью понимать место и роль области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами (ОК-28); способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-29); способностью и готовностью осознавать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-30); способностью и готовностью понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ОК-31); способностью и готовностью понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (ОК-32); способностью к критическому восприятию информации ("критическому мышлению"), ее анализу и синтезу (ОК-33); способностью и готовностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-34); способностью и готовностью понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса (ОК-35); обладать математической и естественнонаучной культурой как частью профессиональной и общечеловеческой культуры (ОК-36); способностью актуализировать все имеющиеся знания, умения и навыки при принятии решения и реализации его в действиях (ОК-37); обладать способностью проводить доказательства утверждений как составляющей когнитивной и коммуникативной функции (ОК-38); владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, в том числе с использованием навыков самоконтроля (ОК-39); готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-40); способностью и готовностью осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-41); готовностью к конструктивному и бесконфликтному общению (ОК-42); готовностью к работе в команде, способностью адекватно эмоционально откликаться на поведение и состояние членов коллектива (ОК-43); способностью и готовностью использовать на практике базовые знания и методы математики и естественных наук (ОК-44); способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-45); способностью использовать математическую логику для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам (ОК-46); владеть методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов (ОК-47); способностью уметь использовать математические методы решения профессиональных задач с использованием готовых программных средств (ОК-48); понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации (ОК-49); способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-50); знать английский язык в объеме не менее 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (ОК-51); владеть английским языком в объеме, достаточном для эффективного общения на общие темы (ОК-52); готовностью работать с информацией из различных источников (ОК-53); способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ОК-54); способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-55); способностью проводить физические эксперименты, обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения (ОК-56); способностью использовать знания основных физических теорий для решения возникающих физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе выходящих за пределы компетентности конкретного направления (ОК-57); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-58); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-59); способностью находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики (ОК-60); способностью и готовностью использовать методы микро- и макроэкономики при решении профессиональных задач (ОК-61). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными: уметь использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-1); готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач (ПК-2); готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-3); способностью использовать аналитические и численные методы для решения профессиональных задач с использованием готовых программных средств (ПК-4); способностью использовать методы дифференциального и интегрального исчисления, векторного анализа, дискретной математики, оптимизации, линейного программирования, теории вероятностей, случайных процессов и математической статистики для решения профессиональных задач, составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональный (физический) смысл полученного математического результата (ПК-5); уметь выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-6); способностью использовать знание законов и моделей механики, колебаний и волн, электричества и магнетизма, квантовой физики, статистической физики и термодинамики для решения профессиональных задач (ПК-7); уметь применять методы решения задач анализа и расчета характеристик колебаний в механических, электромагнитных и комбинированных системах для решения профессиональных задач (ПК-8); уметь использовать основные приемы обработки экспериментальных данных при решении профессиональных задач (ПК-9); владеть авиационным английским языком в объеме, достаточном для эффективного общения на общие, конкретные и связанные с работой темы (ПК-10); иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-11); готовностью пользоваться информацией, получаемой из глобальных компьютерных сетей (ПК-12); готовностью работать с программными средствами общего назначения (ПК-13); способностью использовать языки и системы программирования, инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и производственных задач (ПК-14); способностью предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности (ПК-15); способностью формулировать профессиональные задачи и находить пути их решения (ПК-16); владеть культурой профессиональной безопасности, способностью идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-17); готовностью применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-18); для эксплуатационно-технологической и сервисной деятельности: способностью эксплуатировать воздушные суда, двигатели и бортовые системы, включая радио- и электросветотехническое оборудование, системы автоматики и управления и бортовое аварийно-спасательное оборудование, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов (ПК-19); способностью эксплуатировать пилотажно-навигационные комплексы, бортовые системы связи, навигационные системы и оборудование (ПК-20); способностью эксплуатировать объекты авиационной инфраструктуры в соответствии с требованиями воздушного законодательства, федеральных авиационных правил и нормативных правовых актов Российской Федерации (ПК-21); способностью эксплуатировать автоматизированные системы обслуживания воздушного движения, радиоэлектронные системы наблюдения, навигации и связи, средства навигационного и метеорологического обеспечения воздушного движения (ПК-22); способностью и готовностью осуществлять проверку работоспособности эксплуатируемого оборудования (ПК-23); готовностью осуществлять выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры (ПК-24); способностью настраивать и осуществлять обслуживание аппаратно-программных средств (ПК-25); готовностью осуществлять проверку технического состояния и остаточного ресурса оборудования, профилактические осмотры и текущий ремонт (ПК-26); готовностью осуществлять приемку и освоение вводимого оборудования (ПК-27); уметь составлять заявки на оборудование и запасные части, оформлять техническую документацию (ПК-28); готовностью обеспечивать и обслуживать полеты воздушных судов (ПК-29); готовностью осуществлять обслуживание воздушного движения (ПК-30); готовностью обеспечивать и обслуживать воздушные перевозки и авиационные работы (ПК-31); способностью обеспечивать безопасность полетов воздушных судов и авиационную безопасность (ПК-32); готовностью осуществлять планирование полетов воздушных судов, составлять рабочие планы полетов для целей обслуживания воздушного движения (ПК-33); способностью использовать все виды метеорологической информации при исполнении своих профессиональных обязанностей (ПК-34); владеть методами и процедурами обеспечения авиационной безопасности (ПК-35); готовностью грамотно действовать в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации (ПК-36); владеть методами и процедурами обеспечения безопасности полетов воздушных судов и использования воздушного пространства (ПК-37); готовностью выполнять работы по информационному обслуживанию эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, организации воздушного движения, аэронавигационного обслуживания полетов и использования воздушного пространства с помощью средств вычислительной техники (ПК-38); готовностью участвовать в проведении маркетингового анализа потребности в сервисных услугах при эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, при организации, выполнении, обеспечении и обслуживании полетов воздушных судов, воздушных перевозок и авиационных работ (ПК-39); способностью безопасно эксплуатировать технические системы и объекты (ПК-40); готовностью работать с клиентурой (ПК-41); для организационно-управленческой деятельности: готовностью организовать работу малых коллективов исполнителей (ПК-42); готовностью участвовать в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-43); готовностью выполнять работы по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-43); способностью разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений (ПК-45); готовностью участвовать в подготовке документации для создания системы менеджмента качества предприятия (ПК-46); готовностью участвовать в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, обеспечению безопасности полетов воздушных судов и безопасности использования воздушного пространства, обеспечению авиационной безопасности и качества работ и услуг (ПК-47); для производственно-технологической деятельности: способностью организовать и эффективно осуществлять входной контроль качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов (ПК-48); готовностью участвовать в организации и проведении производственного контроля параметров технологических процессов, качества продукции, работ и услуг (ПК-49); готовностью эффективно использовать материалы, оборудование, соответствующие алгоритмы и программы расчетов параметров технологических процессов (ПК-50); готовностью участвовать в проведении стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий, работ и услуг (ПК-51); готовностью участвовать в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства (ПК-52); готовностью осуществлять метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества (ПК-53); готовностью обеспечивать экологическую безопасность эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры (ПК-54); готовностью обслуживать технологическое оборудование (ПК-55); готовностью участвовать в выполнении поисковых и аварийно-спасательных работ (ПК-56); готовностью участвовать в расследовании авиационных происшествий и инцидентов (ПК-57); готовностью выполнять работы по повышению научно-технического потенциала авиационного персонала (ПК-58); способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности (ПК-59); владеть методами расчета свойств и характеристик электрических и электронных цепей при решении профессиональных задач (ПК-60); владеть современными средствами измерений и методами проведения измерений (ПК-61); готовностью выполнять правила и процедуры эксплуатации аэродромов и организации аэропортовой деятельности (ПК-62); способностью выполнять требования технологических карт по эксплуатационному содержанию элементов аэропортового комплекса (ПК-63); владеть правилами воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов (ПК-64); владеть методами обеспечения и обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ (ПК-65); для научно-исследовательской деятельности: способностью выполнять научные исследования по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками (ПК-66); готовностью участвовать в выполнении эксперимента, проведении наблюдений и измерений, составлении их описания и формулировке выводов, способностью формулировать выводы (ПК-67); готовностью участвовать в проведении фундаментальных и прикладных исследований в области аэронавигации (ПК-68); способностью осуществлять информационный поиск и анализ информации по объектам исследований (ПК-69); готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-70); готовностью изучать технические данные, обобщать их и систематизировать, проводить необходимые расчеты с использованием современных средств вычислительной техники (ПК-71); готовностью проводить измерения и наблюдения, составлять описание проводимых исследований (ПК-72); готовностью участвовать в подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, во внедрении результатов исследований и разработок (ПК-73); уметь составлять отчет по выполненному заданию, готов участвовать во внедрении результатов исследований и разработок (ПК-74); готовностью участвовать в работах по исследованию и разработке проектов и программ, связанных с эксплуатацией воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, организацией, выполнением, обеспечением и обслуживанием полетов воздушных судов, организацией использования воздушного пространства, организацией и обслуживанием воздушного движения, организацией, обеспечением и обслуживанием воздушных перевозок и авиационных работ (ПК-75); способностью к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе графических моделей пространства, практически реализуемых в виде чертежей и трехмерных компьютерных моделей (ПК-76); способностью обосновывать правильность выбранной модели при решении профессиональных задач, сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений (ПК-77); способностью использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований (ПК-78); способностью производить расчет на прочность деталей конструкций при динамических и переменных нагрузках при решении профессиональных задач (ПК-79); для учебно-тренировочной и методической деятельности: готовностью участвовать в проведении профессионального обучения авиационного персонала в соответствии с установленными требованиями (ПК-80); готовностью участвовать в проведении теоретической подготовки по видам и формам профессиональной подготовки авиационного персонала (ПК-81); готовностью участвовать в проведении тренировки авиационного персонала на тренажерах, воздушных судах и автоматизированных системах обслуживания воздушного движения (ПК-82); готовностью участвовать в разработке тематических планов и программ технической учебы авиационного персонала, переподготовки на новые типы воздушных судов и современные автоматизированные системы обслуживания воздушного движения, повышения и подтверждения квалификации авиационных специалистов, разработке программ проверки для допуска к работе (ПК-83). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический циклы; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3. Базовая (обязательная) часть гуманитарного, социального и экономического цикла должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Таблица 2 Структура ООП бакалавриата ---------T-----------------------------------T--------------T-----------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и проектируемые ¦ Трудоемкость ¦ Перечень дисциплин ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ООП ¦ результаты их освоения ¦ (зачетные ¦ для разработки ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ ¦ единицы) <*> ¦ примерных программ, ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ а также учебников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и учебных пособий ¦ ¦ +--------+-----------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ Б.1 ¦ Гуманитарный, социальный и ¦ 19 - 29 ¦ История ¦ ОК-1 - ¦ ¦ ¦ экономический цикл ¦ 16 - 21 ¦ Философия ¦ 11 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ ¦ Английский язык ¦ ОК-17 - ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ Правоведение ¦ 35 ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся должен: ¦ ¦ Экономика ¦ ОК-37 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ОК-41 - ¦ ¦ ¦ - основные закономерности ¦ ¦ ¦ 43 ¦ ¦ ¦ исторического процесса; ¦ ¦ ¦ ОК-50 - ¦ ¦ ¦ основные этапы исторического ¦ ¦ ¦ 55 ¦ ¦ ¦ развития России; сущность, ¦ ¦ ¦ ОК-60 - ¦ ¦ ¦ формы и функции исторического ¦ ¦ ¦ 61 ¦ ¦ ¦ знания; методы и источники ¦ ¦ ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ изучения истории; место и роль ¦ ¦ ¦ ПК-3 - ¦ ¦ ¦ России в истории человечества и ¦ ¦ ¦ 5 ¦ ¦ ¦ в современном мире; ¦ ¦ ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ - основные разделы и ¦ ¦ ¦ ПК-16 ¦ ¦ ¦ направления философии, методы и ¦ ¦ ¦ ПК-42 - ¦ ¦ ¦ приемы философского анализа ¦ ¦ ¦ 43 ¦ ¦ ¦ проблем; научные, философские и ¦ ¦ ¦ ПК-50 ¦ ¦ ¦ религиозные картины мироздания, ¦ ¦ ¦ ПК-58 ¦ ¦ ¦ сущность, назначение и смысл ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизни человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - многообразие форм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человеческого знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соотношение истины и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заблуждения, знания и веры, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рационального и иррационального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в человеческой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - особенности функционирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знания в современном обществе, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ духовные ценности и их значение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в творчестве и повседневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизни; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - структуру, формы и методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научного познания, их эволюцию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - эстетические ценности, их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ значение в повседневной жизни; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - лексический минимум в объеме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4000 учебных лексических единиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общего и терминологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характера (для английского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языка); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - характерные способы и приемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отбора языкового материала в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с различными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ видами речевого общения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - способы установления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лингвистических связей между ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языками; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные приемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аннотирования, реферирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевода литературы по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направлению подготовки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - теорию права и государства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ее сущность, системы права и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основы правового статуса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человека в обществе, основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ права, свободы и обязанности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гражданина Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Федерации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - механизм реализации прав и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свобод человека и гражданина; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - этические и правовые нормы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулирующие отношение человека ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к человеку, обществу, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающей среде; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - сущность власти и ее функции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - источники российского права; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - нормы права и нормативно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовые акты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные особенности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ российской правовой системы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ российского законодательства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - системы и организации органов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государственной власти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - законы, постановления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ распоряжения, приказы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вышестоящих и других органов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методические, нормативные и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководящие материалы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ касающиеся выполняемой работы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основы трудового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - особенности правового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулирования будущей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - правовые и этические нормы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сфере профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - историю экономических учений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные законы экономики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные теории и методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ микро- и макроэкономики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - экономическое планирование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прогнозирование; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - типы экономических систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - суть экономических моделей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - микро- и макроэкономические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблемы; систему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ макроэкономических показателей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные экономические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ институты и принципы их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - элементы централизованной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рыночной систем в смешанной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - характерные признаки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переходной экономики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - суть либерализации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ структурных и институциональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ преобразований; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - экономические основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственно-хозяйственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности авиационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - показатели экономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективности производственно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хозяйственной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ авиационных предприятий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - анализировать и оценивать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социальную информацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - планировать и осуществлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свою деятельность с учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результатов анализа информации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - формировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ естественнонаучное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мировоззрение, системные знания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о научных, философских и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ религиозных картинах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мироздания, сущности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначении и смысле жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человека; ориентироваться среди ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ многообразия эстетических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ценностей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - понимать и вести ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ монологическую и диалогическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ речь на общие темы в течение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определенного времени; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - участвовать в обсуждении тем, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ связанных со специальностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (задавать вопросы и отвечать на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вопросы); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - правильно применять правовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормы в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - правильно оперировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ терминами и определениями, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержащимися в нормативных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовых актах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - ориентироваться в общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политике государства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципах правового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регулирования общественных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отношений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - находить и использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информацию, необходимую для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ориентирования в основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ текущих проблемах экономики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - пользоваться источниками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономико-статистической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - анализировать технико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономические показатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксплуатации воздушных судов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектов авиационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инфраструктуры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - разрабатывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственные планы (планы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ движения) воздушных судов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - рассчитывать себестоимость и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рентабельность воздушных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевозок и авиационных работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками публичной речи, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аргументации, ведения дискуссии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и полемики, практического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа логики различного рода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рассуждений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками критического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ восприятия информации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ письменного аргументированного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изложения собственной точки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зрения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - понятиями о свободных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фразеологических единицах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - понятиями об основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способах словообразования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - целостным системным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мышлением, широким кругозором; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - культурными навыками здорового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образа жизни; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - английским языком в объеме, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ достаточном для эффективного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общения на общие темы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимом для получения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации из зарубежных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ источников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками разговорно-бытовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ речи (нормативным произношением и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ритмом речи для повседневного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общения); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - наиболее употребительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (базовой) грамматикой и основными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грамматическими явлениями, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характерными для профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ речи; основными навыками письма, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимыми для подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ публикаций, тезисов и ведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переписки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками самостоятельного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа и интерпретации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативных правовых актов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками формализации проблем, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ встречающихся в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами микро- и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ макроэкономики при решении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных задач. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+-----------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ Б.2 ¦ Математический и ¦ 31 - 41 ¦ Математика ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ естественнонаучный цикл ¦ 28 - 33 ¦ Информатика ¦ ОК-12 - ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ ¦ Физика ¦ 16 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ Экология ¦ ОК-36 - ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ 38 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ОК-44 - ¦ ¦ ¦ - основные понятия и методы ¦ ¦ ¦ 49 ¦ ¦ ¦ математического анализа, линейной ¦ ¦ ¦ ОК-53 ¦ ¦ ¦ алгебры, векторной алгебры, ¦ ¦ ¦ ОК-56 - ¦ ¦ ¦ аналитической геометрии, ¦ ¦ ¦ 59 ¦ ¦ ¦ дискретной математики; ¦ ¦ ¦ ПК-2 ¦ ¦ ¦ - основные понятия и методы ¦ ¦ ¦ ПК-6 - ¦ ¦ ¦ теории дифференциальных уравнений ¦ ¦ ¦ 9 ¦ ¦ ¦ и уравнений математической ¦ ¦ ¦ ПК-11 - ¦ ¦ ¦ физики; ¦ ¦ ¦ 18 ¦ ¦ ¦ - операционное исчисление и ¦ ¦ ¦ ПК-25 ¦ ¦ ¦ численные методы; ¦ ¦ ¦ ПК-34 ¦ ¦ ¦ - основные понятия и методы ¦ ¦ ¦ ПК-38 ¦ ¦ ¦ теории функций комплексного ¦ ¦ ¦ ПК-43 ¦ ¦ ¦ переменного, теории ¦ ¦ ¦ ПК-44 ¦ ¦ ¦ вероятностей и математической ¦ ¦ ¦ ПК-48 - ¦ ¦ ¦ статистики, теории случайных ¦ ¦ ¦ 50 ¦ ¦ ¦ процессов, вариационного ¦ ¦ ¦ ПК-54 ¦ ¦ ¦ исчисления и оптимального ¦ ¦ ¦ ПК-58 - ¦ ¦ ¦ управления, линейного ¦ ¦ ¦ 59 ¦ ¦ ¦ программирования; ¦ ¦ ¦ ПК-61 ¦ ¦ ¦ - математические модели ¦ ¦ ¦ ПК-66 - ¦ ¦ ¦ простейших систем и процессов в ¦ ¦ ¦ 79 ¦ ¦ ¦ естествознании и технике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные математические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы решения профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные сведения о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дискретных структурах, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ используемых в персональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компьютерах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные алгоритмы типовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ численных методов решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математических задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - один из языков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - структуру локальных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ глобальных компьютерных сетей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - характеристики технических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программных средств реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационных технологий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методы решения функциональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и вычислительных задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные процедуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ алгоритмизации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программирования, базы данных; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методы сбора, хранения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обработки информации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применяемые в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - физические основы механики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные понятия, законы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ модели механики, электричества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и магнетизма, колебаний и волн, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ квантовой физики, молекулярной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физики и термодинамики, оптики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ атомной и ядерной физики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методы теоретического и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспериментального исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в физике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - факторы, определяющие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устойчивость биосферы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - характеристики возрастания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ антропогенного воздействия на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природу; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - принципы рационального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природопользования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методы снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хозяйственного воздействия на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ биосферу; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - организационные и правовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства охраны окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды; способы достижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устойчивого развития; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные понятия, законы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ модели экологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные закономерности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционирования биосферы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - глобальные проблемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - требования экологии по защите ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающей среды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методы теоретического и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экспериментального исследования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в экологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - употреблять математическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ символику для выражения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ количественных и качественных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отношений объектов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - использовать методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математического анализа, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ векторной алгебры, линейного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программирования, вариационного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исчисления для решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - применять математические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы при решении типовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - работать в качестве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользователя персонального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компьютера; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - использовать внешние носители ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации для обмена данными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ между машинами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - создавать резервные копии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ архивы данных и программ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - использовать вычислительную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технику и стандартные пакеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прикладных программ для решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ практических задач на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ персональном компьютере; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - использовать языки и системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программирования для решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - работать с программными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средствами общего назначения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - решать типовые задачи по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основным разделам курса, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ используя методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математического анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - использовать физические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законы при анализе и решении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблем профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - осуществлять в общем виде ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценку воздействия авиационно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортного производства на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающую среду с учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специфики природноклиматических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ условий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - грамотно использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативно-правовые акты при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работе с экологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документацией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами построения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математической модели типовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных задач и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержательной интерпретации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полученных результатов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - навыками решения задач по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теории вероятностей, теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ случайных процессов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математической статистики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применительно к реальным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами поиска и обмена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информацией в глобальных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ локальных компьютерных сетях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техническими и программными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средствами защиты информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при работе с компьютерными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системами, включая приемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ антивирусной защиты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физических измерений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами корректной оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ погрешностей при проведении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физического эксперимента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами оценки уровня ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ загрязнения окружающей среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ авиационно-транспортным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производством и методами выбора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рационального способа снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этого воздействия. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+-----------------------------------+--------------+-----------------------+-------------+ ¦ Б.3 ¦ Профессиональный цикл ¦ 107 - ¦ Прикладная ¦ ОК-8 ¦ ¦ ¦ Базовая ¦ 123 ¦ геометрия и ¦ ОК-13 ¦ ¦ ¦ (общепрофессиональная) часть ¦ 34 - 41 ¦ инженерная ¦ ОК-14 ¦ ¦ ¦ В результате изучения базовой ¦ ¦ графика ¦ - 16 ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся должен: ¦ ¦ Механика ¦ ОК-21 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ Электротехника и ¦ - 24 ¦ ¦ ¦ - основные элементы прикладной ¦ ¦ электроника ¦ ОК-28 ¦ ¦ ¦ геометрии и инженерной графики; ¦ ¦ Метрология, ¦ ОК-37 ¦ ¦ ¦ - общие методы построения и ¦ ¦ стандартизация и ¦ ОК-38 ¦ ¦ ¦ чтения чертежей; ¦ ¦ сертификация ¦ ОК-49 ¦ ¦ ¦ - методы решения прикладных ¦ ¦ Безопасность ¦ ОК-51 ¦ ¦ ¦ инженерно-геометрических задач; ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ - 55 ¦ ¦ ¦ - основные элементы ¦ ¦ Воздушное право ¦ ОК-58 ¦ ¦ ¦ теоретической механики, теории ¦ ¦ Аэродромы и ¦ ОК-59 ¦ ¦ ¦ механизмов и машин, ¦ ¦ аэропорты ¦ ПК-1 ¦ ¦ ¦ сопротивления материалов, ¦ ¦ Воздушные ¦ ПК-3 ¦ ¦ ¦ деталей машин и механизмов; ¦ ¦ перевозки и ¦ ПК-6 ¦ ¦ ¦ - основы конструирования и ¦ ¦ авиационные ¦ ПК-10 ¦ ¦ ¦ проектирования машин и ¦ ¦ работы ¦ ПК-15 ¦ ¦ ¦ механизмов; ¦ ¦ Авиационная ¦ - 66 ¦ ¦ ¦ - основные понятия, законы и ¦ ¦ метеорология ¦ ПК-68 ¦ ¦ ¦ модели механики; ¦ ¦ Авиационная ¦ ПК-75 ¦ ¦ ¦ - физическую природу сил и их ¦ ¦ безопасность ¦ ПК-77 ¦ ¦ ¦ систем, действующих на ¦ ¦ Безопасность ¦ - 83 ¦ ¦ ¦ механические объекты, их ¦ ¦ полетов ¦ ¦ ¦ ¦ классификацию; ¦ ¦ Авиационный ¦ ¦ ¦ ¦ - условия равновесия систем сил ¦ ¦ английский язык ¦ ¦ ¦ ¦ и возможности практического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применения этих условий при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решении профессиональных задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы составления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аналитических моделей движения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механических объектов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основы общей теории прочности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - факторы, влияющие на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксплуатационные свойства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конструкции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - фундаментальные законы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ понятия и положения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электротехники и электроники; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные понятия и законы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрических и магнитных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ цепей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - важнейшие свойства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристики электрических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электронных цепей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - инженерные методики расчета и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электронных цепей, основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы их расчета; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основы электронной техники и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их электрофизические свойства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - физические основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электроники, принципы действия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полупроводниковых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электронных приборов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - инженерные методики расчета и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектирования электронных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройств различного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные цели и задачи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандартизации в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электроники; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основы метрологии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандартизации и сертификации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - роль метрологии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандартизации и сертификации в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ повышении качества продукции и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ услуг; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - сущность стандартизации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативно-правовую и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организационную основу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандартизации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - цели, порядок разработки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содержание технических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регламентов; ¦ ¦ ¦ ¦ Страницы: 1 2 |