Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 240100 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 22 декабря 2009 г. N 807 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 240100 Химическая технология (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 22 декабря 2009 г. N 807 Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2010 г. N 16366 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 807 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 240100 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 240100 Химическая технология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников ---------------T-------------------------------T------------------T--------------¬ ¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный срок ¦ Трудоемкость ¦ ¦ ООП +----------------T--------------+ освоения ООП, ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ включая ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+------------------+--------------+ ¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦ ¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+------------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: методы, способы и средства получения веществ и материалов с помощью физических, физико-химических и химических процессов, производство на их основе изделий различного назначения; создание, внедрение и эксплуатацию промышленных производств основных неорганических веществ, строительных материалов, продуктов основного и тонкого органического синтеза, полимерных материалов, продуктов переработки нефти, газа и твердого топлива, лекарственных препаратов, энергонасыщенных материалов и изделий на их основе. 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: химические вещества и материалы; методы и приборы определения состава и свойства веществ и материалов; оборудование, технологические процессы и промышленные системы получения веществ, материалов, изделий, а также системы управления ими и регулирования; методы и средства оценки состояния окружающей среды и защиты ее от влияния промышленного производства, энергетики и транспорта. 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 240100 Химическая технология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: производственно-технологическая; организационно-управленческая, научно-исследовательская; проектная. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Бакалавр по направлению подготовки 240100 Химическая технология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: производственно-технологическая деятельность: организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования; организация входного контроля сырья и материалов; контроль за соблюдением технологической дисциплины; контроль качества выпускаемой продукции с использованием типовых методов; исследование причин брака в производстве и разработка мероприятий по его предупреждению и устранению; участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции; участие в работе по наладке, настройке и опытной проверке оборудования и программных средств; проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта; приемка и освоение вводимого оборудования; составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт; научно-исследовательская деятельность: изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и пакетов прикладных программ для научных исследований; проведение экспериментов по заданной методике, составление описания проводимых исследований и анализ их результатов; подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок; проведение мероприятий по защите объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия; организационно-управленческая деятельность: составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы и оборудование), а также составление отчетности по утвержденным формам; выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; организация работы коллектива в условиях действующего производства; планирование работы персонала и фондов оплаты труда; подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического анализа; подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия; подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия; проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков; разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений; проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений; планирование и выполнение мероприятий по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экологических нарушений; проектная деятельность: сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования технологических процессов и установок; расчет и проектирование отдельных стадий технологического процесса с использованием стандартных средств автоматизации проектирования; участие в разработке проектной и рабочей технической документации; контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2); способностью и готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4); готов к соблюдению прав и обязанностей гражданина (ОК-5); использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6); к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7); критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-8); осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способностью и готовностью к мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-10); анализировать социально значимые проблемы и процессы, готов к ответственному участию в политической жизни (ОК-11); работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации (ОК-13); владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14); владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными: способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1); использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы (ПК-2); использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире (ПК-3); понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-4); основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-5); владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-6); производственно-технологическая деятельность: способностью и готовностью осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции (ПК-7); составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональный (физический) смысл полученного математического результата (ПК-8); применять аналитические и численные методы решения поставленных задач, использовать современные информационные технологии, проводить обработку информации с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для расчета технологических параметров оборудования (ПК-9); использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации продуктов и изделий, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-10); обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-11); использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-12); налаживать, настраивать и осуществлять проверку оборудования и программных средств (ПК-13); проверять техническое состояние, организовывать профилактические осмотры и текущий ремонт оборудования (ПК-14); к освоению и эксплуатации вновь вводимого оборудования (ПК-15); анализировать техническую документацию, подбирать оборудование, готовить заявки на приобретение и ремонт оборудования (ПК-16); организационно-управленческая деятельность: анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-17); определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-18); организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-19); систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов предприятия и формированию ресурсов предприятия (ПК-20); научно-исследовательская деятельность: планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические и химические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения (ПК-21); проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов (ПК-22); способен использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ПК-23); использовать знания основных физических теорий для решения возникающих физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе выходящих за пределы компетентности конкретного направления (ПК-24); изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-25); проектная деятельность: разрабатывать проекты (в составе авторского коллектива) (ПК-26); использовать информационные технологии при разработке проектов (ПК-27); проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства (в составе авторского коллектива (ПК-28). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический циклы; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Таблица 2 Структура ООП бакалавриата ------T------------------------------T--------------T---------------------T-------------¬ ¦ Код ¦ Учебные циклы и ¦ Трудоемкость ¦ Перечень ¦ Коды ¦ ¦ УЦ ¦ проектируемые результаты их ¦ (зачетные ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦ ¦ ООП ¦ освоения ¦ единицы) ¦ разработки ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ примерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.1 ¦ Гуманитарный, социальный и ¦ 30 - 35 ¦ Философия, ¦ ОК-1 - ¦ ¦ ¦ экономический цикл ¦ ¦ Иностранный язык, ¦ ОК-11, ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 20 - 22 ¦ История России, ¦ ОК-14, ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ Основы экономики ¦ ПК-10, ¦ ¦ ¦ базовой части цикла студент ¦ ¦ и управления ¦ ПК-18 - ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ производством, ¦ ПК-20 ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ Правоведение ¦ ¦ ¦ ¦ - основные разделы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направления философии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы и приемы философского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа проблем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - лексический минимум в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объеме 4000 учебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лексических единиц общего и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ терминологического характера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (для иностранного языка); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные закономерности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исторического процесса, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этапы исторического развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ России, место и роль России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в истории человечества и в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современном мире; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - экономические основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производства и ресурсы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятия; понятия: товар, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ услуга, работа; понятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ себестоимости продукции и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классификации затрат на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производство и реализацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продукции; функции и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ менеджмента; роль маркетинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в управлении предприятием; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классификацию предприятий по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовому статусу; категории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологических способов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производства; принципы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы нормирования и оплаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ труда; методы разработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оперативных планов работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ первичных производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подразделений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основы российской правовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы и российского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательства, основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционирования судебных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иных правоприменительных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правоохранительных органов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовые и нравственно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этические нормы в сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; правовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормы, регулирующие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отношение человека к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человеку, обществу, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающей среде; права и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обязанности гражданина; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы трудового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать этические и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовые нормы, регулирующие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отношение человека к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человеку, обществу, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающей среде, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать права и свободы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человека и гражданина при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработке социальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - использовать и составлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативные и правовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документы, относящиеся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности, предпринимать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимые меры к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ восстановлению нарушенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прав; реализовывать права и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свободы человека и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гражданина в различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сферах жизнедеятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - методами управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ первичными производственными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подразделениями; методами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработки производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ и сменносуточных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ плановых заданий участкам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производства и анализа их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основами хозяйственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ права; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - иностранным языком на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уровне разговорного. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ ¦ Вариативная часть (знания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умения, навыки определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------+--------------+---------------------+-------------+ ¦ Б.2 ¦ Математический и ¦ 80 - 90 ¦ Математика, ¦ ПК-5, ¦ ¦ ¦ естественнонаучный цикл ¦ ¦ Информатика, ¦ ОК-11, ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ 55 - 60 ¦ Физика, ¦ ОК-13, ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ Общая и ¦ ПК-7, ¦ ¦ ¦ базовой части цикла студент ¦ ¦ неорганическая ¦ ПК-8, ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ химия, ¦ ПК-21, ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ Органическая ¦ ПК-23, ¦ ¦ ¦ - основные понятия и методы ¦ ¦ химия, ¦ ПК-24, ¦ ¦ ¦ математического анализа, ¦ ¦ Аналитическая ¦ ПК-27 ¦ ¦ ¦ линейной алгебры, дискретной ¦ ¦ химия и физико- ¦ ¦ ¦ ¦ математики, теории ¦ ¦ химические ¦ ¦ ¦ ¦ дифференциальных уравнений и ¦ ¦ методы анализа, ¦ ¦ ¦ ¦ элементов теории уравнений ¦ ¦ Физическая химия, ¦ ¦ ¦ ¦ математической физики, ¦ ¦ Коллоидная Химия, ¦ ¦ ¦ ¦ теории вероятностей и ¦ ¦ Экология ¦ ¦ ¦ ¦ математической статистики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математических методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - технические и программные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационных технологий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы работы в локальных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ глобальных сетях, типовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ численные методы решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математических задач и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ алгоритмы их реализации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ один из языков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программирования высокого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уровня; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - законы Ньютона и законы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сохранения, принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специальной теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ относительности Эйнштейна, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ элементы общей теории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ относительности, элементы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механики жидкостей, законы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ термодинамики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ статистические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ распределения, законы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электростатики, природу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ магнитного поля и поведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ веществ в магнитном поле, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законы электромагнитной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ индукции, волновые процессы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ геометрическую и волновую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оптику, основы квантовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механики, строение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ многоэлектронных атомов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ квантовую статистику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электронов в металлах и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полупроводниках, строение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ядра, классификацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ элементарных частиц; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - электронное строение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ атомов и молекул, основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теории химической связи в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соединениях разных типов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строение вещества в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конденсированном состоянии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные закономерности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ протекания химических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов и характеристики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ равновесного состояния, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы описания химических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ равновесий в растворах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электролитов, химические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свойства элементов различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ групп Периодической системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и их важнейших соединений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строение и свойства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ координационных соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - принципы классификации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ номенклатуру органических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соединений; строение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органических соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классификацию органических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реакций; свойства основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классов органических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соединений; основные методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ синтеза органических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соединений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные этапы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качественного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ количественного химического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа; теоретические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы и принципы химических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и физико-химических методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа - электрохимических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ спектральных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хроматографических; методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разделения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концентрирования веществ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы метрологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обработки результатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - начала термодинамики и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные уравнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химической термодинамики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы термодинамического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ описания химических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фазовых равновесий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ многокомпонентных системах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ термодинамику растворов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электролитов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электрохимических систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - уравнения формальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кинетики и кинетики сложных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ цепных, гетерогенных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фотохимических реакций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные теории гомогенного, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гетерогенного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ферментативного катализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - основные понятия и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соотношения термодинамики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поверхностных явлений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные свойства дисперсных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - факторы, определяющие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устойчивость биосферы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристики возрастания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ антропогенного воздействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на природу, глобальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблемы экологии и принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рационального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природопользования, методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ снижения хозяйственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздействия на биосферу, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организационные и правовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства охраны окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды, способы достижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устойчивого развития; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - проводить анализ функций, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решать основные задачи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теории вероятности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математической статистики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решать уравнения и системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дифференциальных уравнений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применительно к реальным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессам, применять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математические методы при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решении типовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - работать в качестве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользователя персонального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компьютера, использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внешние носители информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для обмена данными между ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ машинами, создавать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ резервные копии и архивы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данных и программ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать численные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы для решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математических задач, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать языки и системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программирования для решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных задач, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работать с программными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средствами общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - решать типовые задачи, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ связанные с основными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разделами физики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать физические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законы при анализе и решении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблем профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - выполнять основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химические операции, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определять термодинамические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристики химических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реакций и равновесные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концентрации веществ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - использовать основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химические законы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ термодинамические справочные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данные и количественные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соотношения неорганической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ химии для решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных задач; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - синтезировать органические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соединения, провести ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качественный и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ количественный анализ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ органического соединения с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использованием химических и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физико-химических методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - выбрать метод анализа для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заданной аналитической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи и провести ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ статистическую обработку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результатов аналитических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - прогнозировать влияние ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных факторов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ равновесие в химических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реакциях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - определять направленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процесса в заданных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ начальных условиях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устанавливать границы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ областей устойчивости фаз в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ однокомпонентных и бинарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - определять составы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сосуществующих фаз в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бинарных гетерогенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системах; составлять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кинетические уравнения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дифференциальной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интегральной формах для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кинетически простых реакций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и прогнозировать влияние ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ температуры на скорость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процесса; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - проводить расчеты с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использованием основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соотношений термодинамики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поверхностных явлений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расчеты основных ¦ ¦ ¦ ¦ Страницы: 1 2 |