О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2008-2010 ГГ. (Редакция на 16.02.2010) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 12 февраля 2008 г. N 105-ПП (ЮИАИ) Городская целевая программа развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 24 мая 2005 г. N 346-ПП, в основном выполнена. Вместе с тем в условиях дальнейшего роста потребления продовольствия требуется ускоренное строительство современных продовольственных логистических центров и прежде всего с низкотемпературными режимами хранения, обеспечивающих эффективную систему товародвижения от производителя продукции до потребителя. Однако из предложенных в 2005-2007 гг. под строительство таких объектов 15 земельных участков только по 3 участкам определены инвесторы, а 8 изъято под городские нужды, по 3 участкам не проведены инвестиционные торги (по 2 участкам не сняты обременения) и по одному не урегулированы земельно-правовые отношения. Сорваны сроки по выводу на инвестиционные конкурсы земельных участков согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 28 февраля 2006 г. N 130-ПП "О проведении конкурсов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов строительства объектов оптовой торговли продовольствием". В целях развития материально-технической базы оптовой торговли продовольствием и поддержки положительных тенденций в сфере укрепления продовольственной безопасности столицы, повышения уровня и качества питания москвичей, выполнения прогнозных показателей социально - экономического развития города Москвы до 2011 г. Правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению основные итоги выполнения Городской целевой программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы (приложение 1). 2. Утвердить Городскую целевую программу развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2008-2010 гг. (далее - Программа) согласно приложению 2. 3. Утвердить перечень создаваемых объектов нового строительства оптовой торговли продовольствием в период 2008-2010 гг. с указанием преимущественных типов хранения (приложение 3). 4. Определить: 4.1. Департамент продовольственных ресурсов города Москвы государственным заказчиком-координатором Программы. 4.2. Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Москомархитектуру, Управление информатизации города Москвы государственными заказчиками Программы. 5. Считать целью Программы дальнейшее укрепление продовольственной безопасности города Москвы за счет реализации агропродовольственной политики города Москвы, направленной на привлечение к поставкам в город региональных агрохолдингов, крупных поставщиков продовольствия, обеспечение роста собственного производства продовольствия московскими агропромышленными холдингами, развитие материально-технической базы оптовой торговли продовольствием, повышение качества и безопасности продовольствия. 6. Считать главными задачами Программы: 6.1. Развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса города за счет ускоренного строительства оптовых продовольственных логистических центров класса "А" на выделенных земельных участках (приложение 3). Для выполнения задачи: 6.1.1. Утратил силу. 6.1.2. Москомархитектуре, Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту города Москвы по конкурентной политике в 2008-2010 гг. обеспечить в установленном порядке разработку предпроектной и градостроительной документации, а также проведение инвестиционных торгов по земельным участкам, определенным под строительство новых оптовых продовольственных логистических центров класса "А" с низкотемпературными мощностями (п. 1.4.1 мероприятий Программы). 6.1.3. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы в целях увеличения поставок отечественного продовольствия и укрепления продовольственной безопасности города Москвы обеспечить привлечение крупных региональных агропромышленных холдингов к участию в инвестиционных торгах по земельным участкам, определенным под строительство оптовых продовольственных логистических распределительных центров. 6.2. Развитие материально-технической базы действующих предприятий оптового продовольственного комплекса с учетом мероприятий по созданию 2 оптовых продовольственных логистических центров класса "А" и 11 оптовых продовольственных логистических центров класса "В" (приложение 3), модернизации и технического перевооружения на 18 предприятиях и организации 4 распределительных центров для снабжения предприятий потребительского рынка, в том числе социально ориентированных, и магазинов шаговой доступности. 6.2.1. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы в I квартале 2008 г. разработать предложения по дальнейшему сокращению содержания опасных хладагентов в системах холодоснабжения на предприятиях оптового продовольственного комплекса. 6.2.2. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы в трехмесячный срок разработать порядок и систему стимулирования заинтересованности предприятий оптового продовольственного комплекса и инвесторов-застройщиков в реализации проектов строительства современных оптовых продовольственных логистических центров на территории города Москвы и сохранении специализации организаций оптового продовольственного комплекса, включающие в том числе меры: - по применению рассрочек по внесению стоимости платы за право заключения договора аренды земельных участков на период окупаемости инвестиционного проекта; - по освобождению организаций оптового продовольственного комплекса от оплаты стоимости права заключения договора аренды. До 1 августа 2008 г. внести в Правительство Москвы проект соответствующего распорядительного документа. 6.2.3. Контрольному комитету города Москвы и Департаменту экономической политики и развития города Москвы до утверждения порядка стимулирования (п. 6.2.2) в месячный срок рассматривать предложения Департамента продовольственных ресурсов города Москвы о целесообразности применения мер стимулирования строительства новых объектов оптовой торговли продовольствием в рамках Программы. 6.2.4. Москомархитектуре совместно с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Контрольным комитетом города Москвы, префектурами Восточного, Западного и Зеленоградского административных округов города Москвы до 1 апреля 2010 г. для увеличения грузооборота продовольствия (расчетно) по ОАО "Перовское" - на 130 тыс. тонн; ЗАО "КИЕВСКОЕ" - на 80 тыс. тонн; ЗАО "ГАГАРИНСКОЕ" - на 15 тыс. тонн; ЗАО "Экарма ЛТД" - на 60 тыс. тонн проработать вопрос по изменению границ земельных участков в порядке, определенном постановлениями Правительства Москвы от 27 января 2009 г. N 46-ПП "Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю", от 27 марта 2007 г. N 196-ПП "О порядке рассмотрения обращений о внесении изменений в договоры аренды земельных участков и инвестиционные контракты (договоры), предусматривающие строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, или об их расторжении", от 30 октября 2007 г. N 962-ПП "О мерах по упорядочению градостроительной деятельности и осуществлению комплексной застройки на территориях города Москвы, освобождаемых от использования в производственных целях", с подготовкой проектов необходимых распорядительных документов, определяющих порядок реализации инвестиционных проектов. 6.2.5. Департаменту имущества города Москвы в установленном порядке обеспечить рассмотрение вопросов о предоставлении ОАО "БТМ" и ОАО "Перовское" бюджетных инвестиций для проектирования и строительства оптовых продовольственных логистических центров на площадках указанных оптовых предприятий после представления обществами заявок, технико-экономических обоснований и утвержденных бизнес-планов развития предприятий и направлять соответствующие предложения в Департамент экономической политики и развития города Москвы. 6.2.6. Департаменту экономической политики и развития города Москвы начиная с 2008 года по предложениям Департамента имущества города Москвы (пункт 6.2.5) инициировать внесение в установленном порядке изменений в Адресную инвестиционную программу города Москвы на 2008-2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 9 октября 2007 г. N 872-ПП, за счет и в пределах лимитов капитальных вложений, выделяемых Департаменту имущества города Москвы на соответствующий год. 6.3. Дальнейшее усиление контроля за качеством и безопасностью продовольствия в оптовом продовольственном комплексе. Для выполнения задачи Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы: 6.3.1. Начиная с 2008 года в целях повышения качества продовольствия, проходящего через материально-техническую базу оптовой торговли продовольствием в городе Москве, организовать сертификацию систем контроля качества продовольствия организаций оптового продовольственного комплекса в Московской системе добровольной сертификации "Сертификация систем контроля качества продовольствия в организациях оптового продовольственного комплекса города Москвы". 6.3.2. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы разработать в 2008 году предложения по производству и реализации экологически чистого продовольствия и представить в установленном порядке в Правительство Москвы. 6.3.3. В 2008 г. в установленном порядке проработать вопрос обеспечения оборудованием отраслевой торговой площадки для ее полноценного функционирования. 6.4. Дальнейшее развитие интеграции и кооперации с регионами Российской Федерации. Для выполнения задачи Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы разработать до 15 мая 2008 г. проект программы участия города Москвы в развитии садоводства в регионах Российской Федерации на 2008 - 2010 гг. и до 2020 года и внести его в установленном порядке на рассмотрение Правительства Москвы. 7. Передать координацию деятельности предприятий пищевой и пищеперерабатывающей промышленности города Москвы в части обеспечения продовольственной безопасности города Москвы в ведение Департамента продовольственных ресурсов города Москвы. 8. Москомархитектуре: 8.1. Совместно с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы и Департаментом транспорта и связи города Москвы: 8.1.1. Провести за счет средств, выделенных Москомархитектуре в 2008 году на проектно-планировочные работы, актуализацию Генеральной схемы размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на период до 2020 г., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 827-ПП "О мерах по развитию крупных интегрированных формирований в оптовом продовольственном комплексе города Москвы", в целях минимизации в городе Москве транспортных потоков, обслуживающих организации оптового продовольственного комплекса и розничной торговли. 8.1.2. До 1 апреля 2010 г. представить в установленном порядке предложения для рассмотрения на Общественном совете при Мэре Москвы по проблемам градостроительного и архитектурно-художественного формирования облика города Москвы результатов актуализации Генеральной схемы размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на период до 2020 года. 8.2. Совместно с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы в целях приведения в соответствие современным требованиям логистики, обеспечения качества продовольствия и использования подземного пространства при необходимости вносить инвесторам, обеспечивающим строительство оптовых продовольственных логистических центров, предложения по корректировке предпроектной, градостроительной и проектной документации. 8.3. Обеспечивать финансирование разработки Среднесрочной отраслевой схемы размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на 2011-2013 гг. за счет лимитов, предусмотренных Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2008-2010 годы. 9. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы при подготовке проекта программы прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2009-2011 гг. предусмотреть лимиты финансирования на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках Программы в 2009 году в объеме до 15 млн. рублей, в 2010 году - до 16 млн. рублей. 10. Государственному заказчику-координатору Программы и государственным заказчикам Программы осуществлять размещение государственного заказа, формируемого в рамках реализации Программы, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также других правовых актов Российской Федерации и города Москвы. 11. Установить, что показатели финансового обеспечения мероприятий Программы, в том числе на основании технико-экономических обоснований по модернизации материально-технической базы организаций оптового продовольственного комплекса, подлежат уточнению при формировании бюджета города Москвы на среднесрочной период. 12. Государственным заказчикам Программы ежегодно представлять государственному заказчику-координатору Программы до 15 февраля отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год, до 15 мая - уточненные показатели финансового обеспечения Программы, в том числе по бюджетным ассигнованиям, и до 1 ноября - отчет за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за год. 13. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы ежегодно представлять: 13.1. До 1 марта в Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год. 13.2. В Департамент экономической политики и развития города Москвы для обеспечения мониторинга хода реализации Программы до 1 июня - уточненные показатели финансового обеспечения Программы, в том числе по бюджетным ассигнованиям, и до 15 ноября - отчет за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за год. 14. Внести изменения: 14.1. В постановление Правительства Москвы от 28 февраля 2006 г. N 130-ПП "О проведении конкурсов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов строительства объектов оптовой торговли продовольствием" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 20 марта 2007 г. N 189-ПП и от 7 августа 2007 г. N 657-ПП): 14.1.1. В пунктах 1, 1.1 слова "в 2007 году" заменить словами "в 2008 г.". 14.1.2. В пунктах 1, 2 приложения 1 к постановлению слова "второе полугодие 2007 г." заменить словами "I квартал 2008 г.". 14.1.3. В пункте 4 приложения 1 к постановлению слова "2007 г." заменить словами "I квартал 2008 г.". 14.1.4. В пункте 6 приложения 1 к постановлению слова "2007 г." заменить словами "2008 г.". 14.2. В постановление Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 827-ПП "О мерах по развитию крупных интегрированных формирований в оптовом продовольственном комплексе города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 21 июня 2005 г. N 443-ПП, от 20 марта 2007 г. N 189-ПП), изложив пункт 7.1 в следующей редакции: "7.1. До 1 июля 2008 г. разработать предложения о взаимоувязанном размещении крупных объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы и Московской области". 15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бабурина А.И. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 12 февраля 2008 г. N 105-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 12 февраля 2008 года N 105-ПП ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ Меры, осуществляемые по реализации Городской целевой программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 мая 2005 г. N 346-ПП (далее - Программа), позволили увеличить на 16,2 процента оборот оптовой торговли продовольствием, который достиг в 2007 г. 10,55 млн. тонн, суточное потребление продовольствия в городе Москве - до 31 тыс. тонн. Доля города Москвы в оптовом обороте продовольствия в России превысит 36,2 процента. Прирост грузооборота достигнут в основном за счет реконструкции и строительства новых объектов на площадях существующих предприятий. Рост оптового оборота увеличил налоговые платежи в бюджеты всех уровней за три года на 32 процента, налоговые отчисления в бюджет города Москвы от деятельности организаций составили в 2007 г. 6,6 млрд. руб. В городе Москве построен современный, не имеющий аналогов в России распределительный центр оптовой торговли продовольствием класса "А", в организациях оптового продовольственного комплекса введено 15 объектов класса "В" общей площадью 147,0 тыс. кв. м. За счет реконструкции на 8 оптовых предприятиях города созданы распределительные центры, обслуживающие более 500 магазинов шаговой доступности. Модернизация систем холодоснабжения позволила сократить объем использования аммиака на 30 процентов. Дополнительно включено в Программу и построено два распределительных центра, в том числе с низкотемпературным режимом хранения продовольствия. Подготовлена предпроектная и градостроительная документация по 8 земельным участкам для строительства объектов оптовой торговли продовольствием класса "А". Реализация агропродовольственной политики города, направленной на развитие кооперации и интеграции за счет формирования крупных агропромышленных холдингов, позволила увеличить поставки продовольствия из регионов Российской Федерации на 21 процент, с 6,31 млн. тонн в 2004 г. до 7,65 млн. тонн в 2007 г. Поставки московскими агрохолдингами возросли к уровню 2004 г. в 4 раза. Общий объем поставок продовольствия в столицу агропромышленными холдингами составит 1,5 млн. тонн, то есть более 10 процентов от городского потребления. Доля агропромышленных холдингов в объемах поставок зерна из регионов России составляет 70 процентов, мяса - более 30 процентов, овощей - 46 процентов, крупы - 20 процентов, молока натурального - 6 процентов. Достигнутый уровень влияния на продовольственный рынок за счет насыщенности, а также проведение стабилизационных операций с использованием городских резервов, финансовая поддержка закупок, применение новой формы поддержки предприятий в виде субсидий на возмещение одной третьей процентной ставки по кредитам на закупку отечественного сырья способствовали более медленному росту потребительских цен на продукты питания в городе Москве, чем в среднем по России. В целом действующая система продовольственной безопасности Москвы подтвердила свою результативность и эффективность. Система обеспечивает две трети рынка общего потребления продовольствия за счет организованных поставок, проходящих через материально-техническую базу оптового продовольственного комплекса, в том числе одну треть потребления основных видов продовольствия через годовые программы предприятий, формируемые с финансовой поддержкой города. Введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система мониторинга товародвижения, охватывающая все крупные и средние предприятия оптового продовольственного комплекса и свыше 90 процентов организованного оптового оборота. В организациях оптовой торговли продовольствием укреплены товароведческие службы, осуществляющие контроль качества продовольствия, проходящего через их материально-техническую базу, включая и продукцию арендаторов. Органами Ростехрегулирования зарегистрирована Московская система добровольной сертификации "Сертификация систем контроля качества продовольствия в организациях оптового продовольственного комплекса города Москвы" (Мосоптсертификация). Реализация агропродовольственной, промышленной и торговой политики Правительства Москвы в условиях роста доходов населения позволила количественно и качественно улучшить рацион питания населения за счет увеличения потребления наиболее ценных пищевых продуктов, прежде всего мяса, молочных продуктов, рыбы, фруктов и овощей. В соответствии с рекомендуемыми Институтом питания РАМН нормами москвичами потребляются масло растительное, молоко, творог, крупы и сахар. Городская целевая программа развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы в основном выполнена. В целях практической реализации Закона города Москвы от 12 июля 2006 г. N 39 "О продовольственной безопасности города Москвы", с учетом итогов развития оптового продовольственного комплекса за период 2005-2007 гг. и тенденций социально-экономического развития города Москвы определены основные положения Городской целевой программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2008-2010 годы. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 12 февраля 2008 года N 105-ПП ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2008-2010 ГГ. 1. Паспорт Программы ------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Городская целевая программа развития оптовой торговли | | Программы | продовольствием в городе Москве на 2008-2010 гг. | |--------------------|--------------------------------------------------------------------------------| | Основание для | Постановление Правительства Москвы от 3 июля 2007 г. N 546-ПП "О | | разработки | прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2011 | | Программы | года" | | | Закон города Москвы от 12 июля 2006 г. N 39 "О продовольственной | | | безопасности города Москвы" | | | Постановление Правительства Москвы от 20 марта 2007 г. N 189-ПП | | | "О дополнительных мерах по реализации Городской целевой программы | | | развития оптовой торговли в городе Москве на 2005-2007 годы" | |--------------------|--------------------------------------------------------------------------------| | Государственный | Департамент продовольственных ресурсов города Москвы | | заказчик- | Персональный руководитель Программы - министр Правительства | | координатор | Москвы Бабурин А.И. | | Программы | | |--------------------|--------------------------------------------------------------------------------| | Государственные | Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции | | заказчики Программы| города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Департамент | | | земельных ресурсов города Москвы, Москомархитектура, Управление | | | информатизации города Москвы | |--------------------|--------------------------------------------------------------------------------| | Разработчики | Департамент продовольственных ресурсов города Москвы | | Программы | Отраслевые и функциональные департаменты, комитеты и управления | | | города Москвы | | | Префектуры административных округов города Москвы | |--------------------|--------------------------------------------------------------------------------| | Основные | Департамент продовольственных ресурсов города Москвы, Департамент | | исполнители | имущества города Москвы, Департамент науки и промышленной политики | | Программы | города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города | | | Москвы, Департамент экономической политики и развития города | | | Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, | | | Москомархитектура, Комитет межрегиональных связей и национальной | | | политики города Москвы, Управление информатизации города Москвы, | | | Управление Роспотребнадзора по городу Москве, Комитет ветеринарии | | | города Москвы, Государственная инспекция города Москвы по качеству | | | сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, префектуры | | | административных округов города Москвы, предприятия и организации | | | оптового продовольственного комплекса, агропромышленной сферы, | | | инфраструктуры торговой деятельности, другие организации, | | | участвующие в выполнении мероприятий Программы | |--------------------|--------------------------------------------------------------------------------| | Сроки и этапы | 2008-2010 гг. | | реализации | 1 этап - 2008 год | | Программы | 2 этап - 2009 год | | | 3 этап - 2010 год | |--------------------|--------------------------------------------------------------------------------| | Цель Программы | Дальнейшее укрепление продовольственной безопасности города Москвы | | | за счет реализации агропродовольственной политики Правительства | | | Москвы, направленной на привлечение к поставкам в город | | | региональных агрохолдингов, крупных поставщиков продовольствия, | | | обеспечение роста собственного производства продовольствия | | | московскими агропромышленными холдингами; развитие материально- | | | технической базы оптовой торговли продовольствием, повышение уровня | | | качества и безопасности продовольствия | |--------------------|--------------------------------------------------------------------------------| | Основные задачи | 1. Развитие материально-технической базы оптового | | Программы | продовольственного комплекса города за счет ускоренного | | | строительства оптовых продовольственных логистических центров | | | преимущественно класса "А", реконструкции и технического | | | перевооружения существующих предприятий оптового продовольственного | | | комплекса. | | | 2. Осуществление строительства оптовых продовольственных | | | логистических центров класса "А" на новых земельных участках в | | | соответствии с Генеральным планом города Москвы до 2025 года. | | | 2. Развитие логистики оптовой торговли продовольствием. | | | 3. Рост объемов организованных оптовых поставок продовольствия, | | | проходящих через материально-техническую базу оптового | | | продовольственного комплекса и предприятий розничной торговли, | | | обеспечивающий сохранение степени организованного влияния на рынок | | | на уровне 2/3 фонда потребления основных видов продовольствия | | | населением города Москвы, в том числе 1/3 - через годовые программы | | | предприятий с финансовой поддержкой города. | | | 5. Снижение зависимости города Москвы от поставок продовольствия по | | | импорту на основе развития агропромышленной кооперации и | | | интеграции, реализации приоритетного национального проекта | | | "Развитие АПК". | | | 6. Создание автоматизированной системы информационной поддержки | | | обеспечения продовольственной безопасности города Москвы. | | | 7. Создание условий для обеспечения качества и безопасности | | | продовольствия, поступающего в город Москву через | | | материально-техническую базу организаций оптового | | | продовольственного комплекса. | | | 8. Развитие форм и методов государственной координации и правового | | | регулирования оптового продовольственного рынка | |--------------------|--------------------------------------------------------------------------------| | Основные | 1. Развитие материально-технической базы оптового | | мероприятия | продовольственного комплекса: | | Программы | - строительство оптовых продовольственных логистических центров | | | класса "А" на новых земельных участках на территории города Москвы; | | | - строительство крупных современных оптовых продовольственных | | | логистических центров преимущественно класса "А" на площадках | | | существующих предприятий, в том числе для обслуживания магазинов | | | шаговой доступности; | | | - подготовка к строительству новых оптовых продовольственных | | | логистических центров на освобождающихся территориях в промышленных | | | зонах города в период 2010-2012 гг.; | | | - развитие и техническое перевооружение предприятий оптового | | | продовольственного комплекса; | | | - развитие материально-технической базы мелкооптовой торговли | | | продовольственными товарами. | | | 2. Развитие ресурсной базы продовольственного обеспечения города | | | Москвы: - создание новых агропромышленных предприятий города | | | Москвы в регионах России; | | | - развитие кооперации с региональными агрохолдингами и крупными | | | сельскохозяйственными производителями; | | | - реализация Целевой программы интеграции организаций оптового | | | продовольственного комплекса города Москвы с сельхозпроизводителями | | | регионов России на 2007-2009 гг. (постановление Правительства | | | Москвы от 13 февраля 2007 г. N 83-ПП), участие московских | | | агрохолдингов в приоритетном национальном проекте "Развитие АПК"; | | | - развитие базы хранения, переработки и товарной подработки | | | сельскохозяйственной продукции в местах производства; | | | - организация выставочно-ярмарочной деятельности. | | | 3. Совершенствование организации и координации оптовой торговли: | | | - совершенствование организации снабжения предприятий социальной | | | сферы; | | | - мероприятия по сохранению степени организованного влияния на | | | продовольственный рынок города Москвы; | | | - мероприятия по обеспечению химической безопасности и | | | антитеррористической деятельности на предприятиях оптового | | | продовольственного комплекса; | | | - проведение активной имущественно-земельной политики в оптовом | | | продовольственном комплексе; | | | - научно-методическое обеспечение развития оптового | | | продовольственного комплекса; | | | - мероприятия в области занятости и кадрового обеспечения. | | | 4. Совершенствование организации работ по обеспечению качества и | | | безопасности сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия: | | | - организация работ по обеспечению качества и безопасности пищевых | | | продуктов, находящихся в обороте на предприятиях оптового | | | продовольственного комплекса города Москвы; | | | - создание и укрепление на предприятиях оптовой торговли | | | продовольствием города Москвы товароведческих служб; | | | - разработка мер по внедрению систем управления качеством в оптовом | | | продовольственном комплексе города Москвы, в том числе по | | | соблюдению норм и правил оборота продукции, содержащей | | | генно-модифицированные организмы; | | | - развитие производства и реализации экологически чистого | | | продовольствия. | | | 5. Создание автоматизированной системы информационной поддержки | | | обеспечения продовольственной безопасности города Москвы. | | | Создание автоматизированной системы информационной поддержки | | | обеспечения продовольственной безопасности города Москвы в рамках | | | Городской целевой программы "Электронная Москва 2008-2010" | | | (приложение к распоряжению Правительства Москвы от 27 марта 2007 г. | | | N 533-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы | | | от 3 марта 2006 г. N 327-РП"). | | | 6. Проведение эффективной финансовой и инвестиционной политики | | | города в оптовом продовольственном комплексе: | | | - привлечение внебюджетных средств финансирования инвестиционных | | | проектов развития инфраструктуры оптовой торговли продовольствием; | | | - долевое участие города в финансировании инвестиционных | | | (интеграционных) проектов предприятий оптового продовольственного | | | комплекса, направленных на развитие оптовой торговли в городе | | | Москве | |--------------------|--------------------------------------------------------------------------------| | Финансовое | Общий объем финансирования: 18699,948 млн. руб. | | обеспечение | в том числе по годам реализации Программы: | | Программы | млн. руб. | | | ----------------------------------------------------------------------------- | | | | |2008 г. |2009 г.|2010 г. |Статьи бюджетной | | | | | | | | |классификации | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | По источникам | | | | | | | | | финансирования: | | | | | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | Бюджет города |2640,9228| 682,57| 555,0 | | | | | | Москвы - всего | | | | | | | | | по направлениям | | | | | | | | | бюджетных | | | | | | | | | расходов | | | | | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | Бюджетные | - | 270,45| 483,12 |(83804052600200006) | | | | | субсидии | | | | | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | Бюджетные |2629,5228| 404,2 | 66,88 |0412 | | | | | инвестиции (за | | | | | | | | | счет средств | | | | | | | | | Адресной | | | | | | | | | инвестиционной | | | | | | | | | программы города | | | | | | | | | Москвы на | | | | | | | | | плановый год и | | | | | | | | | планируемый | | | | | | | | | период), в том | | | | | | | | | числе по | | | | | | | | | государственным | | | | | | | | | заказчикам | | | | | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | - Департамент | 755,0 | 333,8 | - |Взносы города Москвы в| | | | | имущества города | | | |уставные капиталы | | | | | Москвы (взносы | | | |(16304121022000102530,| | | | | города Москвы в | | | |1630412102000102214) | | | | | уставные | | | | | | | | | капиталы, | | | | | | | | | приобретение | | | | | | | | | имущества в | | | | | | | | | государственную | | | | | | | | | собственность) | | | | | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | - Департамент |1871,7057| - | - |(Промышленность, | | | | | градостроительной | | | |энергетика, | | | | | политики, | | | |строительство) | | | | | развития и | | | |(80904121021002214310,| | | | | реконструкции | | | |80904121021002214226) | | | | | города Москвы | | | | | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | - Департамент | - | 20,4 | 16,88 |(83804121021013003) | | | | | продовольственных | | | |(Другие вопросы в | | | | | ресурсов | | | |области национальной | | | | | города Москвы. | | | |экономики. | | | | | Прочие расходы | | | |Капитальные вложения) | | | | | "Торговля | | | | | | | | | и общественное | | | | | | | | | питание" | | | | | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | - Москомархитектура.| - | 50,00| 50,0 |(Прочие отрасли | | | | | Предпроектные | | | |хозяйства) | | | | | проработки по | | | |(76104121021013003) | | | | | земельным | | | | | | | | | участкам, | | | | | | | | | отведенным под | | | | | | | | | строительство | | | | | | | | | объектов оптовой | | | | | | | | | торговли | | | | | | | | | продовольствием | | | | | | | | | (на возвратной | | | | | | | | | основе по | | | | | | | | | результатам | | | | | | | | | инвестиционных | | | | | | | | | торгов) | | | | | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | - Москомархитетура. | 2,8171| | |(7604121021007214226) | | | | | Прочие | | | | | | | | | отрасли | | | | | | | | | хозяйства, | | | | | | | | | прочие расходы | | | | | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | Москомархитектура. | 6,3 | - | - |(76104123380100405) | | | | | Разработка | | | | | | | | | отраслевых схем, | | | | | | | | | разработка, | | | | | | | | | мониторинг и | | | | | | | | | актуализация | | | | | | | | | среднесрочных | | | | | | | | | отраслевых схем | | | | | | | | | размещения | | | | | | | | | объектов | | | | | | | | | строительства и | | | | | | | | | реконструкции на | | | | | | | | | территории | | | | | | | | | города Москвы | | | | | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | Москомархитектура | | 3,67| 5,0 |(76104123380100013) | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | Бюджет города | 5,1 | |Подлежит |83804110010201005 | | | | | Москвы | | |уточнению |(Центральный аппарат) | | | | | Департамент | | | | | | | | | продовольственных | | | | | | | | | ресурсов | | | | | | | | | города Москвы/ | | | | | | | | | Центральный | | | | | | | | | аппарат | | | | | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | внебюджетные |1574,456 |4916,0 |8331,0 | | | | | | источники | | | | | | | | |---------------------|---------|-------|------------|----------------------| | | | | Итого |4215,3788|5598,57|8886,0 | | | | | ----------------------------------------------------------------------------- | | | Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат уточнению при | | | формировании бюджета города Москвы на 2008 год и плановый период | | | 2009-2010 гг. | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------| | Раздел утратил силу. | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------| | Система организации| Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет | | управления и | государственный заказчик-координатор Программы - Департамент | | контроля за | продовольственных ресурсов города Москвы. | | исполнением | Органы управления включают персонального руководителя Программы. | | Программы | Отбор исполнителей Программы осуществляют в соответствии с | | | действующим законодательством (в пределах своих полномочий) | | | Департамент города Москвы по конкурентной политике, Департамент | | | продовольственных ресурсов города Москвы, государственные заказчики | | | мероприятий Программы. | | | Департамент продовольственных ресурсов города Москвы представляет | | | ежегодно отчет о выполнении Программы в Департамент экономической | | | политики и развития города Москвы в сроки: до 1 марта - за отчетный | | | год, до 15 ноября - за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом | | | выполнении за год. | | | Государственные заказчики Программы представляют государственному | | | заказчику-координатору Программы отчет о ходе выполнения | | | программных мероприятий за отчетный год до 15 февраля и отчет за 9 | | | месяцев т.г. и ожидаемом выполнении за год - до 1 ноября | ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, и оценка сложившейся ситуации 2.1. Итоги выполнения Городской целевой программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы. 2.1.1. Экономическая эффективность реализации Программы 2005-2007 гг. В 2005-2007 гг. сохранились основные позитивные тенденции развития экономики, сложившиеся в предыдущие годы. Принятые Правительством Москвы в 2002-2007 годах меры по финансовому оздоровлению оптовых предприятий, переходу на программно-целевой метод формирования продовольственных ресурсов, развитию кооперации и интеграции, реформированию системы финансирования в совокупности с мерами по развитию материально-технической базы оптового звена позволили обеспечить рост оборота оптовой торговли продовольствием в соответствии с ростом доходов населения, предусмотренным планом социально-экономического развития города Москвы. Оборот оптовой торговли в городе Москве (расчетно, млн. тонн) возрос в период 2005-2007 гг. на 16,2%, что позволило увеличить налоговые поступления от деятельности оптового продовольственного комплекса в бюджеты всех уровней. Динамика основных показателей развития оптовой торговли продовольствием в Москве в 2002-2007 годах представлена в таблице 1. Таблица 1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ -------------------------------------------------------------------------------- |N | Показатели |Программа 2002-2004 гг.|Программа 2005-2007 гг.| |п/п| |-----------------------|-----------------------| | | |2002 г.|2003 г.|2004 г.|2005 г.|2006 г.|2007 г.| | | | | | | | |(ожид.)| |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |1. | Объем потребления | 9,20| 9,50| 9,80| 10,10| 11,00| 11,34| | | продовольствия населением| | | | | | | | | Москвы (млн. тонн) | | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |2. | Среднесуточное | 25,20| 26,00| 26,80| 27,70| 30,00| 31,00| | | потребления | | | | | | | | | продовольствия в | | | | | | | | | г. Москве (тыс. тонн) | | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |3. | Объем организованных | 6,83| 7,50| 7,90| 8,40| 8,95| 9,39| | | поставок продовольствия | | | | | | | | | через материально- | | | | | | | | | техническую базу оптового| | | | | | | | | продовольственного | | | | | | | | | комплекса (млн. тонн) | | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |4. | Оборот оптовой торговли | 8,14| 8,58| 9,08| 9,64| 10,14| 10,55| | | продовольствием в | | | | | | | | | г. Москве (расчетно, млн.| | | | | | | | | тонн) | | | | | | | |---|--------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |5. | Доля г. Москвы в оптовом | 47,0 | 46,6 | 40,3 | 34,1 | 35,9 | 36,2 | | | обороте продовольствия в | | | | | | | | | России (%) | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------- Переход к системе продовольственной безопасности города <3> обеспечил две трети рынка общего потребления за счет организованных поставок, проходящих через материально-техническую базу оптового продовольственного комплекса, и одну треть потребления основных видов продовольствия через годовые программы предприятий, формируемые с финансовой поддержкой города. При этом средние закупочные цены на продовольствие, закупаемое по годовым программам, ниже средних закупочных цен, складывающихся на рынке Москвы, на 7-10%. Объем организованных поставок продовольствия, проходящих через материально-техническую базу оптового продовольственного комплекса, составил в 2007 году 9,39 млн. тонн, что выше уровня 2004 года (7,9 млн. тонн) на 19%. Развитие кооперации и формирование крупных московских агрохолдингов позволили увеличить поставки продовольствия из регионов России за пять лет более чем на 30%, сократить зависимость города от импортных поставок. Это при том, что темпы роста объема сельскохозяйственного производства сельхозпроизводителями в регионах России ниже прироста потребления продовольствия в регионах России. Объемы поставок московскими агрохолдингами за период 2002-2007 гг. увеличились в 7 раз, и их доля в общероссийских поставках в город Москву достигла: по мясу - 43%, по картофелю - 36%, по основным видам овощей - 48% (таблица 2). Таблица 2 ПОСТАВКИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКИМИ АГРОХОЛДИНГАМИ В ГОРОД МОСКВУ (МЛН. ТОНН) ------------------------------------------------- |Программа 2002-2004 гг.|Программа 2005-2007 гг.| |-----------------------|-----------------------| |2002 г.|2003 г.|2004 г.|2005 г.|2006 г.|2007 г.| | | | | | |(ожид.)| |-------|-------|-------|-------|-------|-------| | 0,15 | 0,17 | 0,31 | 0,78 | 1,07 | 1,49 | ------------------------------------------------- Сдана в промышленную эксплуатацию автоматизированная система мониторинга товародвижения в оптовом продовольственном комплексе города Москвы, охватывающая все крупные и средние предприятия оптового продовольственного комплекса и свыше 90% организованного оптового оборота продовольствием. Материально-техническая база оптового продовольственного комплекса пополнилась складскими терминалами классов "А" (ЗАО "Виктория") и "В" (ООО "Холодильник N 18", ООО "Крона-Маркет" и др.). Примерная характеристика склада класса "А" изложена в приложении к Программе. За счет реконструкции, в том числе за счет применения новых хладагентов, объемы используемого аммиака на предприятиях оптовой торговли продовольствием сокращены в 2007 году к уровню 2004 года на 30%. 2.1.2. Социальная эффективность. Реализация агропродовольственной, промышленной и торговой политики Правительства Москвы позволила улучшить количественные и качественные показатели питания москвичей. Повысилось потребление мяса, молочных продуктов, рыбы, яиц, овощей и фруктов. Достигнуто потребление в соответствии с рекомендуемыми Институтом питания РАМН нормами: масла растительного, молока цельного, творога, крупы и сахара (рис. 1 - не приводится, таблица 3). Рисунок. Приближение и выход на рекомендуемые нормы потребления в Москве к 2010 году, кг/год на душу населения ---------------------------------------------------------------------- Не приводится. Таблица 3 ДИНАМИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫХ С ПИТАТЕЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ -------------------------------------------------------------- |Наименование |Норма потребления,|Потребление | | |кг/год на душу |---------------------| | |населения |фактическое|ожидаемое| | | |-----------|---------| | | |2005 |2006 |2007 | |-------------------|------------------|-----|-----|---------| |Мясо и мясопродукты| 90,0 |78,0 |79,0 | 82,0 | |-------------------|------------------|-----|-----|---------| |Рыба и рыбопродукты| 20,0 |18,0 |18,4 | 18,6 | |-------------------|------------------|-----|-----|---------| |Овощи и бахчевые | 146,0 |93,0 |95,0 | 97,0 | |-------------------|------------------|-----|-----|---------| |Фрукты и ягоды | 84,0 |74,0 |78,0 | 79,0 | -------------------------------------------------------------- За счет насыщенности продовольственного рынка темпы роста потребительских цен на минимальный набор продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в городе Москве за 2007 год были на 5,6% ниже, чем в Санкт-Петербурге, и на 6,6% ниже, чем в среднем по России. 2.2. Проблемы развития оптовой торговли продовольствием. В развитии оптовой торговли продовольствием в городе Москве имеется ряд проблем, требующих своего решения в ближайшей и среднесрочной перспективе. 1. В области развития инфраструктуры товародвижения и оптового рынка основные проблемы связаны: - с устарелостью и изношенностью материально-технической базы оптовых предприятий; - с недостаточной развитостью логистики; - с наличием структурных диспропорций в оптовом продовольственном комплексе. Состояние материально-технической базы существующих оптовых предприятий (уровень физического износа основных фондов - более 65%) и вывод из эксплуатации к 2010 году 17% холодильных мощностей не позволяют увеличивать объемы оптового оборота продовольствия адекватно дальнейшему росту покупательской способности населения. Устарелость материально-технической базы сдерживает развитие современных форм и методов логистики, уровень организации деятельности на предприятиях оптовой торговли продовольствием заметно отстает от международных стандартов. Во многом недостаточная развитость функций и элементов логистики на оптовых предприятиях (предпродажная подготовка продукции, транспортно-экспедиторские услуги и т.д.) обусловлена имеющимися затруднениями с продвижением товаров в розничную торговлю, в том числе в сетевые магазины. Следствием этого является также наличие значительной по масштабам посреднической прослойки между оптовыми предприятиями и розничной торговлей. В структуре оптового звена 75% предприятий работают в режиме оптовых продовольственных рынков; большинство из 1,5 тыс. арендаторов на этих предприятиях - небольшие коммерческие структуры - посредники. В то же время недостаточно развиты территориальные и сетевые распределительные центры и объекты мелкооптовой торговли: магазины-склады, распределительные центры для снабжения магазинов шаговой "пешеходной" доступности и др. В городе наблюдается высокий спрос на качественные складские помещения класса "А", отвечающие требованиям современной логистики, и в первую очередь на оптовые продовольственные логистические распределительные центры с холодильными емкостями с низкотемпературным режимом хранения и обработки грузов. В перспективе при инерционном развитии инфраструктуры оптового звена указанные проблемы будут обостряться и в том числе: - в связи с ожидаемыми структурными изменениями в розничной торговле продовольственными товарами (дальнейшее развитие сетевых форм организации торговли, сокращение доли неорганизованного рынка и др.); - за счет быстро растущего предложения современных складских площадей, строящихся в Московской области. В этих условиях необходимы качественные преобразования в материально-технической базе товародвижения за счет реконструкции и технического перевооружения и организации оптового рынка на основе строительства крупных современных оптовых продовольственных логистических центров при последовательном выводе изношенных мощностей и приоритетном развитии логистики в оптовом звене, обеспечивающем его тесное взаимодействие с розничной торговлей. 2. В области развития ресурсной базы продовольственного обеспечения Москвы главная проблема связана с неустойчивым, а по продукции животноводства - ограниченным характером сельскохозяйственного производства в регионах России. Следствием этого является высокая импортная зависимость московского рынка по отдельным видам продовольствия (мясо, масло животное, фрукты). Согласно прогнозам Минэкономразвития России в перспективе до 2010 года ожидаются более высокие темпы роста покупательной способности населения по сравнению с ростом производства сельскохозяйственной продукции, что приведет к увеличению потребления отечественных продуктов питания в местах их производства. В результате в регионах-производителях сократятся объемы свободных товарных ресурсов продукции (в первую очередь, животноводства) для межрегионального перераспределения, в том числе для поставки на московский рынок. В этих условиях для обеспечения гарантированных поставок в город Москву отечественной продукции необходимы конкретные меры по дальнейшему созданию и развитию собственной базы сельскохозяйственного производства в регионах России предприятиями оптового продовольственного комплекса при поддержке города и по привлечению региональных товаропроизводителей и агрохолдингов к городским программам формирования продовольственных ресурсов. 3. В области организации и координации оптовой торговли основные проблемы связаны с необходимостью усиления социальной ориентации продовольственного рынка города, сдерживанием роста цен и обеспечением ценовой доступности основных продуктов питания для малообеспеченных групп населения, созданием условий для обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. На решение указанных проблем направлена Городская целевая программа развития оптовой торговли продовольствием на 2008-2010 гг., которая является логическим продолжением программ на 2002-2004 и 2005 - 2007 гг. <4>. Вместе с тем в отличие от предшествующих Программа на 2008 - 2010 гг. ориентирована на качественные и структурные преобразования в оптовом продовольственном комплексе города, связанные со строительством современных оптовых продовольственных логистических центров класса "А" на новых земельных участках и аналогичных объектов преимущественно класса "А" на действующих предприятиях. Реализация Программы позволит сохранить уровень налоговых поступлений в бюджет города Москвы от организаций оптового продовольственного комплекса и темпы роста оптового оборота продовольствия в городе Москве в условиях активно развивающихся логистических мощностей в Московской области, а также достичь к 2010 году в среднем на одного жителя рекомендуемых размеров потребления основных продуктов питания с учетом роста доходов населения (за исключением ряда молочных продуктов и овощей, по которым будет обеспечено максимальное приближение к нормам). Программа взаимоувязана с прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации и города Москвы на 2008-2010 гг., Генеральной схемой размещения объектов оптовой торговли продовольствием в городе Москве на период до 2020 года, городскими программами развития промышленности и потребительского рынка и услуг на 2007-2009 гг. 3. Цель Программы В целях практической реализации Закона города Москвы от 12 июля 2006 г. N 39 "О продовольственной безопасности города Москвы", с учетом итогов развития оптового продовольственного комплекса за период 2005 - 2007 гг. и тенденций социально-экономического развития города Москвы основные положения Программы определяются следующим образом. Главной задачей проведения продовольственной политики города Москвы в соответствии с законом является рост потребления жителями города Москвы основных видов продовольствия до рекомендуемых размеров потребления. Цель Программы: дальнейшее укрепление продовольственной безопасности города Москвы за счет реализации агропродовольственной политики города Москвы, направленной на привлечение к поставкам в город региональных агрохолдингов, крупных поставщиков продовольствия, обеспечение роста собственного производства продовольствия московскими агропромышленными холдингами, развитие материально-технической базы оптовой торговли продовольствием, повышение качества и безопасности продовольствия. Целевые социальные показатели Программы отражают основные социальные критерии продовольственной безопасности города (удовлетворение потребностей москвичей в продуктах питания, физическая и экономическая доступность продуктов питания, их качество и безопасность) и устанавливаются в соответствии с вариантным прогнозом социально-экономического развития города Москвы на соответствующую перспективу, в том числе прогнозируемым ростом реальных доходов и покупательной способности населения. В рамках наиболее вероятного сценария социально-экономического развития города Программой предусматривается выход к 2010 году на рекомендуемые Институтом питания РАМН размеры среднедушевого потребления основных продуктов питания населением Москвы, за исключением ряда молочных продуктов и овощей, по которым обеспечивается наибольшее приближение к нормативным показателям (таблица 4). Таблица 4 ДИНАМИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫХ С ПИТАТЕЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ -------------------------------------------------------------------------- |Наименование |Норма потребления,|Потребление ожидаемое | | |кг/год на душу |--------------------------------| | |населения |2008 г.|2009 г.|2010 г. | |--------------------|------------------|-------|-------|----------------| |Мясо и мясопродукты | 90,0 | 85,0 | 88,0 | 90,0 | |--------------------|------------------|-------|-------|----------------| |Рыба и рыбопродукты | 20,0 | 18,8 | 20,0 | 21,0 | |--------------------|------------------|-------|-------|----------------| |Овощи и бахчевые | 146,0 | 100,0 | 105,0 | 110,0 | |---------------------------------------|--------------------------------| |Фрукты и ягоды | 84,0 |80,0|82,0|84,0 | -------------------------------------------------------------------------- Целевые экономические показатели Программы устанавливаются в соответствии с вариантным прогнозом роста объемов оптового оборота продовольствия на территории города Москвы и прогнозных оценок перспектив развития сырьевых товарных рынков в России и за рубежом. В рамках наиболее вероятного варианта прогноза ожидаемые темпы прироста физического объема оборота оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольственными товарами расчетно составят до 4,0-4,5% в год и в целом за период 2008-2010 гг. более 12,0-13,0%. Соответственно в абсолютных показателях прогнозируется рост объемов оптового оборота продовольствия на территории города Москвы с 10,55 млн. тонн в 2007 году до 11,6-11,9 млн. тонн в 2010 году. Проведение мероприятий по созданию новых оптовых продовольственных логистических центров класса "А" на новых участках и действующих предприятиях позволит усилить конкуренцию на оптовом продовольственном рынке, что отразится в соответствующих структурных изменениях оптового продовольственного комплекса. Это приведет: - к перераспределению грузооборота продовольствия с морально и физически устаревших складских площадей, которые не позволяют внедрять эффективные схемы логистики и управления качеством, на объекты класса "А" (грузооборот 1,55 млн. тонн); - к сокращению в системе товародвижения оборота мелких посредников (перекупщиков); - к повышению эффективности использования земельных ресурсов, уже определенных под размещение оптовых продовольственных логистических центров, за счет пропускной способности объектов класса "А"; - к освобождению земельных ресурсов под другие городские нужды. Целевые показатели (результаты) Программы приведены в таблице 5. Таблица 5 ---------------------------------------------------------------------------- |N | Целевой показатель (прогнозируемый |2008 г. |2009 г. |2010 г. | |п/п | результат) Программы | | | | |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| |1. | Объем организованных поставок | 9,67 | 10,00 | 10,40| -| | | продовольствия, проходящий через | | | | | | материально-техническую базу оптового| | | | | | продовольственного комплекса, млн. | | | | | | тонн | | | | |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| | | В т.ч.: | | | | -| |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| |1.1.| Основных видов продовольствия, млн. |5,25-5,33|5,28-5,37|5,4-5,47 | -| | | тонн | | | | | |--------------------------------------|---------|---------|----------| | | Из них поставляемых по годовым | 2,2 | 2,3 | 2,5 | | | программам, млн. тонн | | | | |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| |1.2.| Объем поставок продукции | 1,43 |1,52-1,55| 1,6 | | | агрохолдингами, млн. тонн | | | | |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| -| |2. | Темп роста оборота оптовой торговли | 103,5 | 103,5 | 104,0 | | | продовольствием, % | | | | |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| -| |3. | Объем потребления основных видов | 7,32 |7,34-7,4 |7,45-7,55 | | | продовольствия, млн. тонн | | | | |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| |4. | Объем потребления продовольствия | 11,61 | 12,04 | 12,40| -| | | (расчетно), млн. тонн | | | | |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| |5. | Строительство оптовых | -/- |1/31,0 |1/15,6 | | | продовольственных логистических | | | | -| | | центров классов "А" и "В" на новых | | | | | | земельных участках, кол-во объектов/ | | | | | | тыс. кв. м | | | | -| |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| |6. | Строительство оптовых | -/- | -/- |6/61,7 | | | продовольственных логистических | | | | | | центров преимущественно классов "А" и| | | | | | "В" на действующих предприятиях, | | | | | | кол-во объектов/тыс. кв. м | | | | -| |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| |7. | Реконструкция и модернизация |2/4,5 |2/5,0 |2/16,0 | | | складских площадей на действующих | | | | | | предприятиях, кол-во объектов/ тыс. | | | | | | кв. м | | | | |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| -| |8. | Доля охвата оптового | 84,0 | 87,0 | 90,0 | | | продовольственного рынка единой | | | | | | информационной системой, % | | | | |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| |9. | Привлечение инвестиционных ресурсов | 2,271| 4,9 | 8,3 | -| | | из внебюджетных источников (средства | | | | | | предприятий, инвесторов и др.) | | | | | | развитие оптового продовольственного | | | | | | комплекса города Москвы, млрд. руб. | | | | -| |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| |10. | Создание новых рабочих мест, тыс. | 0,542| 0,602| 0,85| | | рабочих мест (нарастающим итогом в | | | | | | результате программ развития) | | | | |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| |11. | Объем налоговых поступлений в бюджет | 7,3 | 7,9 | 8,6 | -| | | города Москвы от предприятий оптовой | | | | | | торговли, млрд. руб. | | | | |----|--------------------------------------|---------|---------|----------| |12. | Среднегодовой индекс потребительских | 112,9 | 108,4 | 107,0| -| | | цен, % | | | | ---------------------------------------------------------------------------- Данные по пунктам 5, 6 и 7, сроки выполнения мероприятий Программы, права инвесторов уточняются решениями о строительстве градостроительных объектов в соответствии с действующим законодательством. 4. Задачи Программы Для достижения поставленной цели и целевых социальных и экономических ориентиров Программы в перспективе должно быть обеспечено решение следующих стратегических задач: 1. Развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса. 2. Развитие логистики оптовой торговли продовольствием. 3. Рост объемов организованных оптовых поставок продовольствия, проходящих через материально-техническую базу оптового продовольственного комплекса, обеспечивающий сохранение степени организованного влияния на рынок на уровне 2/3 фонда потребления основных видов продовольствия населением города Москвы, в том числе 1/3 - через годовые программы предприятий с финансовой поддержкой города. 4. Осуществление строительства оптовых продовольственных логистических центров класса "А" на новых земельных участках в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов оптовой торговли продовольствием в городе Москве на период до 2020 года. 5. Снижение зависимости города Москвы от поставок продовольствия по импорту на основе развития агропромышленной кооперации и интеграции, реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". 6. Создание автоматизированной системы информационной поддержки обеспечения продовольственной безопасности города Москвы. 7. Создание условий для обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, поступающих на продовольственный рынок города. 8. Развитие форм и методов государственной координации и правового регулирования оптового продовольственного рынка: В соответствии с установленными целью и задачами основные приоритеты Программы определяются следующим образом. 1. В области развития инфраструктуры товародвижения и оптового продовольственного рынка города в качестве приоритетов Программы на 2008-2010 годы устанавливаются: - строительство новых оптовых продовольственных логистических центров за счет средств инвесторов и с привлечением на возвратной основе бюджетных средств в соответствии с Генеральным планом города Москвы на 8 новых земельных участках; - строительство 5 крупных современных оптовых продовольственных логистических центров преимущественно класса "А", развитие материально-технической базы и логистики на 11 действующих предприятиях продовольственного комплекса Москвы; - техническое перевооружение оптовых предприятий, в том числе реконструкция систем холодообеспечения в целях повышения их химической безопасности, повышение требований города к химически опасным производствам, подготовка предложений об их перепрофилировании, ликвидации или выводе с территории города Москвы; - ликвидация 2 неперспективных предприятий; - развитие логистики оптовой торговли продовольствием. 2. В области развития агропромышленной кооперации и интеграции, направленной на формирование устойчивой товарно-сырьевой базы гарантированных поставок в город Москву основных видов продовольствия, в качестве приоритетных направлений следует рассматривать: - дальнейшее развитие интеграции московских агрохолдингов с отечественными сельхозпроизводителями, создание современных высокотехнологичных, многопрофильных агропромышленных комплексов, производящих конкурентоспособную продукцию; - кооперация с региональными агрохолдингами и крупными сельскохозяйственными предприятиями в регионах России на основе принципа частно-государственного партнерства и их привлечения к программно-целевому методу формирования продовольственных ресурсов города; - реализация Целевой программы интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2007-2009 гг. (постановление Правительства Москвы от 13 февраля 2007 г. N 83-ПП) и приоритетного национального проекта "Развитие АПК"; - развитие базы хранения сезонных запасов продукции, предназначенной для поставок на продовольственный рынок города, в местах производства - в аграрных подразделениях агрохолдингов и в хозяйствах, имеющих договоры о совместной деятельности с предприятиями оптового продовольственного комплекса города Москвы; - развитие первичной переработки и товарной подработки продукции в местах производства - на предприятиях АПК в регионах России (включая цеха и предприятия малой мощности), входящих в состав московских агрохолдингов. 3. В области усиления социальной ориентации продовольственного рынка города приоритетными направлениями являются: - реализация комплекса мер по сдерживанию роста цен на продовольственные товары (проведение товарных интервенций с использованием городского резерва продовольствия, формирование оборачиваемых запасов в составе годовых программ поставок с финансовой поддержкой из средств городского бюджета, сокращение числа посредников за счет современной организации торговли и логистики и т.д.); - совершенствование организации снабжения социальной сферы и социально ориентированных предприятий розничной торговли, в том числе на основе создания специализированных распределительных центров на предприятиях оптового продовольственного комплекса города. 4. В области обеспечения качества и безопасности продовольствия, поступающего на потребительский рынок Москвы, в том числе на предприятиях оптового продовольственного комплекса: - развитие систем добровольной сертификации; - организация и проведение контроля за качеством и безопасностью, включая на основе внедрения систем управления качеством по стандартам ИСО 9000, ИСО 22000 и системы ХАССП, с соблюдением норм и правил оборота продукции, содержащей генно-модифицированные организмы. 5. В области государственной координации и правового регулирования продовольственного рынка приоритетными направлениями работы на 2008-2010 годы являются: - развитие действующих механизмов и принципов обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, гарантирующих реальное влияние на рынок столицы через объемы организованных поставок основных видов продовольствия не менее чем на две трети, в том числе через поставки по годовым программам предприятий с финансовой поддержкой города - на одну треть; - совершенствование нормативно-правовой базы оптовой торговли продовольствием. 6. В области имущественно-земельных отношений в оптовом продовольственном комплексе являются: - защита экономических и имущественных интересов города и предприятий городского значения, в том числе в целях ограничения возможностей их закрытия и перепрофилирования; - активизация деятельности отраслевых союзов по защите имущественных интересов предприятий, являющихся их членами; - реализация мероприятий по необходимому изменению границ существующих земельных участков оптовых предприятий для осуществлениями ими инвестиционных проектов строительства современных оптовых продовольственных логистических центров преимущественно класса "А". 7. В области создания автоматизированной системы информационной поддержки обеспечения продовольственной безопасности города Москвы приоритетными задачами являются: - мониторинг реализации мероприятий Городской целевой программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2008-2010 годы; - мониторинг ценообразования на продовольственном рынке города; - разработка и реализация межведомственных регламентов информационного взаимодействия с информационными системами и ресурсами государственных органов управления, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного комплекса Российской Федерации. 8. В области финансовой и инвестиционной политики в оптовом продовольственном комплексе - привлечение средств предприятий и иных внебюджетных источников к финансированию инвестиционных проектов по развитию материально-технической базы оптовой торговли, финансовая поддержка из средств городского бюджета для проектов строительства современных оптовых продовольственных логистических центров класса "А" и "В", технического перевооружения, реконструкции, снижения опасности систем холодоснабжения объектов оптовой торговли продовольствием. 9. В области осуществления целенаправленной агропродовольственной политики Правительства Москвы в оптовом продовольственном комплексе - многоканальность системы товародвижения и рыночное разнообразие структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность, беспрепятственное продвижение потребительских товаров по каналам реализации, стимулирование товаропроизводителей, еще более полное вовлечение города Москвы в систему межрегиональных хозяйственных связей. 5. Мероприятия Программы ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N п/п |Мероприятия |Срок |Источники |Стоимость работ (млн. |Ответственные | | | |исполнения |финансирования |руб.) <7> |исполнители | | | |мероприятия|мероприятия/ |-----------------------| | | | |<6> |Государственные |2008 |2009 | | | | | |заказчики | | | | |-------|----------------------------------|-----------|-----------------------|-----------|-----------|--------------------| | 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | | | | | | | | | |-------|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | |1. Развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса <8> | |-------|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.1 |Создание оптовых продовольственных|2008-2010 |Бюджет города Москвы | - | 2,5 |Департамент | | |логистических центров классов "А"|гг. |<2>/Москомархитектура | | |продовольственных | | |и "В" на новых земельных участках:| |(76104121021013003) | | |ресурсов города | | |площадь земельных участков - 79 | | | | |Москвы, | | |га. | | | | |Москомархитектура, | | |Общая площадь планируемого | | | | |организации- | | |строительства - 299,0 тыс. кв. м, | | | | |подрядчики по | | |в т.ч.: | | | | |конкурсу, | | |складская - 105,6 тыс. кв. м, | | | | |инвесторы- | | |торговая - 48 тыс. кв. м, | | | | |застройщики, | | |офисная - 44 тыс. кв. м. | | | | |определенные в | | |Данные расчетные и подлежат | | | | |установленном | | |уточнению решениями о | | | | |порядке | | |строительстве градостроительных | | | | | | | |объектов в соответствии с | | | | | | | |действующим законодательством | | | | | | |-------|----------------------------------| |-----------------------|-----------|-----------| | |1.1.1 |Проектные работы: | |Средства предприятий, | - | 32,226| | | |1. Опытно-производственный | |иные внебюджетные | | | | | |холодильный комплекс, ЮАО, ул. | |источники | | | | | |Промышленная, вл. 10, Тарный пр., | | | | | | | |вл. 2 <10> | | | | | | | |2. Распределительный центр со | | | | | | | |складским комплексом, ВАО, | | | | | | | |промзона "Руднево" (Кожухово), уч.| | | | | | | |1 (инвестор - по конкурсу) <11> | | | | | | | |3. Распределительный центр с | | | | | | | |холодильным комплексом, ВАО, | | | | | | | |промзона "Руднево" (Кожухово), уч.| | | | | | | |2 (инвестор - по конкурсу) <11> | | | | | | | |4. Распределительный | | | | | | | |центр с холодильным комплексом, | | | | | | |