Москвы, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы совместно с Департаментом имущества города Москвы разрабатывают требования к эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации указанных нежилых помещений. Для обеспечения соблюдения арендаторами установленных требований по эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, Департамент имущества города Москвы включает указанные требования в договоры аренды, а также включает ответственность арендаторов за несоблюдение установленных требований. Для включения требований к эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, Департамент имущества города Москвы вносит изменения в типовой договор аренды нежилого фонда, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 15 апреля 2003 г. N 251-ПП "Об утверждении примерного договора аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы". Энергетическое обследование непромышленных предприятий и организаций, годовое потребление энергоресурсов которых составляет более 6000 т у.т., проводится в соответствии с программой обязательных энергетических обследований на основании ст. 10 Федерального закона от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении". Энергетическое обследование непромышленных предприятий и организаций, не находящихся в собственности города Москвы и годовое потребление энергоресурсов которых составляет менее 6000 т у.т., осуществляется по решению Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы. Для обеспечения проведения энергетического обследования на указанных предприятиях и в организациях ДепТЭХ города Москвы осуществляет следующие действия: - вносит изменения в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в части установления административной ответственности за неисполнение решения органа исполнительной власти о проведении энергетического обследования; - разрабатывает проект нормативного правового акта об обязательности представления результатов энергетического обследования в Межведомственную комиссию по тепло-, электро-, газо- и водоснабжению объектов города Москвы организациями, нуждающимися в расширении действующих и строительстве новых энергоисточников, перераспределении нагрузок между источниками тепла, а также в использовании резервных мощностей на электростанциях, РТС и центрах питания в электросетях; - формирует список подлежащих энергетическому обследованию непромышленных предприятий и организаций, энергопотребление которых составляет менее 6000 т у.т.; - рассылает уведомления непромышленным предприятиям и организациям об обязательности проведения энергетического обследования и представления его результатов в Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы. Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы в установленном порядке проводит выборочную проверку достоверности информации, представленной в аудиторском заключении, с соблюдением требований Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Проблема расходования непромышленными потребителями электрической энергии на термические цели решается путем ужесточения требований к установке и эксплуатации электронагревательного оборудования и введением низкого ночного тарифа на электрическую энергию для стимулирования использования теплоаккумуляторов. Для обеспечения применения теплоаккумуляторов Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы вносит требование о необходимости оборудования теплоаккумуляторами объектов мелкорозничной торговли в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 274-ПП "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы", а также устанавливает административную ответственность за неисполнение указанных требований путем внесения изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях". Для предотвращения использования электрической энергии на термические цели в гаражах и прочих нестационарных объектах префектуры административных округов города Москвы организовывают проведение проверок наличия и соблюдения технических условий подключения этих объектов. Обеспечение согласованности действий по проверке соблюдения технических условий подключения осуществляется префектурами административных округов города Москвы путем заключения соглашений о сотрудничестве со сбытовыми и сетевыми организациями, предметом которых является установление порядка действий указанных сторон по выявлению фактов незаконного подключения и применения ответственности гражданско-правового характера, а также представление информации о фактах незаконного подключения в Ростехнадзор для применения мер административного воздействия. В целях реализации перечисленных механизмов развития энергосбережения органы государственной власти города Москвы осуществляют мероприятия, представленные в таблице 8. Таблица 8 МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ У НЕПРОМЫШЛЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ --------------------------------------------------------------------------- |N |Мероприятие |Ответственный |Срок | |п/п | |исполнитель |исполнения| | | | |(гг.) | |----|------------------------------------|--------------------|----------| |1 |Проведение энергетических обследований непромышленных предприятий и | | |организаций | |----|--------------------------------------------------------------------| |1.1 |Сбор и анализ информации об |ДепТЭХ города Москвы|2009 | | |энергопотреблении непромышленных | | | | |предприятий и организаций | | | |----|------------------------------------|--------------------|----------| |1.2 |Формирование списка подлежащих |ДепТЭХ города Москвы|2009 | | |энергетическим обследованиям | | | | |объектов нежилого фонда, находящихся| | | | |в собственности города Москвы | | | |----|------------------------------------|--------------------|----------| |1.3 |Внесение изменений в постановление |Департамент |2009 | | |Правительства Москвы от 15 апреля |имущества города | | | |2003 г. N 251-ПП "Об утверждении |Москвы | | | |примерного договора аренды нежилого | | | | |фонда, находящегося в собственности | | | | |города Москвы" | | | |----|------------------------------------|--------------------|----------| |1.4 |Включение в договоры аренды |Департамент |2009-2011 | | |требований по эффективности |имущества города | | | |использования энергетических |Москвы | | | |ресурсов при эксплуатации объектов | | | | |нежилого фонда, находящихся в | | | | |собственности города Москвы | | | |----|------------------------------------|--------------------|----------| |1.5 |Формирование списка подлежащих |ДепТЭХ города Москвы|2009 | | |энергетическому обследованию | | | | |непромышленных предприятий и | | | | |организаций, энергопотребление | | | | |которых составляет менее 6000 т у.т.| | | |----|------------------------------------|--------------------|----------| |1.6 |Рассылка уведомлений непромышленным |ДепТЭХ города Москвы|2009-2011 | | |предприятиям и организациям об | | | | |обязательности проведения | | | | |энергетического обследования и | | | | |представления его результатов в | | | | |ДепТЭХ | | | |----|------------------------------------|--------------------|----------| |1.7 |Внесение изменений в Закон города |ДепТЭХ города Москвы|2009 | | |Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 | | | | |"Кодекс города Москвы об | | | | |административных правонарушениях" | | | | |в части установления | | | | |административной ответственности | | | | |за неисполнение решения органа | | | | |исполнительной власти о проведении | | | | |энергетического обследования | | | |----|------------------------------------|--------------------|----------| |1.8 |Разработка проекта нормативного |ДепТЭХ города Москвы|2009 | | |правового акта об обязательности | | | | |представления результатов | | | | |энергетического обследования в | | | | |Межведомственную комиссию по тепло-,| | | | |электро-, газо- и водоснабжению | | | | |объектов города Москвы | | | | |организациями, нуждающимися в | | | | |расширении действующих и | | | | |строительстве новых | | | | |энергоисточников, перераспределении | | | | |нагрузок между источниками тепла, а | | | | |также в использовании резервных | | | | |мощностей на электростанциях, РТС и | | | | |центрах питания в электросетях | | | |----|------------------------------------|--------------------|----------| |1.9 |Разработка и внедрение системы |ДепТЭХ города Москвы|2009 | | |мониторинга энергопотребления | | | | |непромышленными предприятиями и | | | | |организациями | | | |-------------------------------------------------------------------------| |2 |Ужесточение требований к установке и эксплуатации | | |электронагревательного оборудования | |-------------------------------------------------------------------------| |2.1 - 2.2. Утратили силу. | |-------------------------------------------------------------------------| |2.3 |Организация проверок наличия и |Префектуры |2009-2011 | | |соблюдения технических условий |административных | | | |подключения объектов |округов города | | | | |Москвы | | |----|--------------------------------------------------------------------| |3 |Стимулирование реализации энергосберегающих мероприятий | | |непромышленными предприятиями и организациями | |----|--------------------------------------------------------------------| |3.1 |Заключение добровольных соглашений с|ДепТЭХ города Москвы|2009-2011 | | |крупными непромышленными |совместно с | | | |предприятиями и организациями о |Департаментом | | | |снижении потребления энергоресурсов |потребительского | | | | |рынка и услуг города| | | | |Москвы | | |----|------------------------------------|--------------------|----------| |3.2 |Проведение работы и заключение |ДепТЭХ города Москвы|2009-2011 | | |добровольных соглашений с |совместно с | | | |предприятиями и организациями малого|Департаментом | | | |и среднего бизнеса о снижении |потребительского | | | |потребления энергоресурсов |рынка и услуг города| | | | |Москвы | | |----|------------------------------------|--------------------|----------| |3.3 |Введение и реализация механизма |ДепТЭХ города Москвы|2009-2011 | | |перераспределения (высвобождения) |совместно с РЭК | | | |присоединенной мощности |Москвы | | --------------------------------------------------------------------------- 8.3. Раздел "Энергосбережение на транспорте" Основные предприятия городского транспорта Москвы - ГУП "Мосгортранс", ГУП "Московский метрополитен" и Московская железная дорога - филиал ОАО "РЖД". Суммарная доля потребления электрической энергии предприятиями городского транспорта от общего потребления города составляет 7,7%. Московский метрополитен является энергоемким предприятием. Суточный расход электроэнергии превышает 5 млн. кВтч. Ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 млн. пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 млн. ГУП "Мосгортранс" - основной оператор системы наземного городского пассажирского транспорта. ГУП "Мосгортранс" ежедневно по рабочим дням перевозится до 6,5 млн. пассажиров. Средний пассажирооборот Московской железной дороги превышает 1,5 млн. чел. в день. Доля Московской железной дороги в перевозке пассажиров на территории столицы составляет 7,4%. Потребление электрической энергии в городе Москве указанными предприятиями в 2006 г. составило 2,7 млрд. кВтч. Объем потребления электроэнергии постоянно растет. Потенциал энергосбережения по данной группе предприятий оценивается в размере 10-15%. Мероприятия по реализации этого потенциала: - проведение энергетических обследований предприятий транспорта Москвы; - внедрение современных энергосберегающих технологий; - замена силовых установок на современные установки с более высоким КПД; - внедрение энергосберегающих светотехнических устройств; - использование современных материалов в конструкциях транспортных средств; - разработка системы тарифов, штрафов и поощрений, направленных на стимулирование эффективного использования энергоресурсов. Основные показатели раздела "Энергосбережение на транспорте" приведены в таблице 9. Таблица 9 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗДЕЛА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ" --------------------------------------------------------------------------- |N |Показатели |Всего на |В том числе по годам | |п/п | |2009-2011|---------------------------------| | | |гг. |2009 |2010 |2011 |до 2020 | |----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------| |1. |Годовое сокращение | 157,5 | 10,7 | 71,8 | 75,0 | 85 | | |потребления | | | | | | | |электроэнергии, млн. | | | | | | | |кВтч | | | | | | |----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------| |2. |Годовое сокращение | 224,73| 67,71 | 73,43 | 83,59 | 90 | | |потребления тепловой | | | | | | | |энергии, тыс. Гкал | | | | | | |----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------| |3. |Годовое сокращение воды,| 4,5 | 1,065| 1,443| 1,995| 3 | | |тыс. куб. м | | | | | | |----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------| |4. |Суммарная экономия | 174,6 | 8,0 | 46,6 |120,0 | 6120,0| | |электроэнергии | | | | | | | |(нарастающим итогом), | | | | | | | |млн. кВтч | | | | | | |----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------| |5. |Суммарная экономия | 338,1 | 50,8 |104,4 |182,9 | 6773,5| | |теплоэнергии | | | | | | | |(нарастающим итогом), | | | | | | | |тыс. Гкал | | | | | | |----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------| |6. |Суммарная экономия воды | 5,8 | 0,5 | 1,8 | 3,5 | 216,0| | |(нарастающим итогом), | | | | | | | |тыс. куб. м | | | | | | |----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------| |7. |Затраты на выполнение | 807,1 | 226,8 |237,6 |342,7 | 3891,0| | |мероприятий, млн. руб. | | | | | | |----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------| |8. |Стоимость сэкономленных | 757,3 | 70,0 |216,3 |471,0 | 21463,6| | |топливно-энергетических | | | | | | | |ресурсов (нарастающим | | | | | | | |итогом), млн. руб. | | | | | | |----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------| |9. |Эффективность | -49,7 |-156,8 |-21,3 |128,4 | 17572,6| | |мероприятий, млн. руб. | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- 8.4. Раздел "Энергосбережение в ЖКХ" К подведомственным организациям Департамента жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы относятся: - МГУП "Мосводоканал" (полное обеспечение объектов жилищного, промышленного и культурно-бытового назначения услугами водоснабжения и канализации); - ГУП АХП (выполнение функций заказчика по проектированию, строительству, капитальному ремонту и технической эксплуатации установок архитектурно-художественной подсветки объектов города Москвы); - ГУП "Жилищник-1" (эксплуатация, обслуживание жилого фонда); подведомственный предприятию фонд включает в себя 97 строений, общая площадь жилого фонда составляет более 400 тыс. кв. м; - ГУП ЭВАЖД (эксплуатация высотных административных и жилых домов); на его обслуживании находятся 224 жилых дома, общая площадь жилого фонда составляет более 2,8 млн. кв. м; - МГУП "Мослифт" (эксплуатация лифтового оборудования и других подъемных сооружений); - ОАО "МОС ОТИС" (производство и обслуживание лифтов и эскалаторов); - ГУП "Гормост" (эксплуатация, содержание и ремонт инженерных сооружений, особых объектов градостроительной деятельности, внешнего благоустройства, мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей и других недвижимых сооружений коммунальной инфраструктуры города Москвы). На обеспечение жизнедеятельности этих организаций ежегодно расходуется около 164 млн. куб. м природного газа (около 0,6% от общегородского потребления), 2,6 млн. Гкал тепловой энергии (около 3% от общегородского потребления), 2,4 млрд. кВтч электроэнергии (около 8% от общегородского потребления) и 2,2 млн. куб. м воды (около 0,12% от общегородского потребления). Крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов является МГУП "Мосводоканал", использующее 42% от общего потребления топливно-энергетических ресурсов подведомственными организациями Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Для повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов необходимо проведение следующих мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой и электрической энергии: - замена санитарно-технического оборудования и запорной арматуры на энергосберегающие; - реконструкция водопроводных сетей; - реконструкция и модернизация сооружений станций водоподготовки; - модернизация насосного оборудования перекачивающих станций; - перевод систем электроснабжения с 6 на 10 кВ; - замена ламп накаливания на энергосберегающие осветительные приборы; - реконструкция и модернизация лифтового хозяйства; - замена старых окон на современные с применением тройных стеклопакетов; - остекление лоджий и балконов в зданиях и др.; - замена приборов учета по мере истечения межповерочного интервала на многотарифные приборы учета с подключением к информационной магистрали; - использование в ЦТП вместо гидравлических регуляторов перепада давления установок для преобразования избыточного магистрального давления теплоносителя в электроэнергию; - монтаж светотехнических устройств на основе использования солнечных батарей; - использование при освещении лестничных клеток жилых домов датчиков движения и энергосберегающих осветительных приборов; - модернизация тепловых пунктов с установкой частотных регуляторов на насосное оборудование, а также контроллеров для автоматического отпуска тепловой энергии для отопления, горячего водоснабжения и насосного оборудования; - разработка комплекса мероприятий по снижению гидравлического сопротивления существующих трубопроводных систем в процессе эксплуатации без замены материала труб; - использование частотных регуляторов для главного привода лифтов; - внедрение схемы парной работы лифтов; - установка балансировочных клапанов для систем отопления многоподъездных зданий; - компенсация реактивной мощности с установкой устройств в трансформаторных подстанциях и жилых домах; - применение люминофорных красок для указателей адресов на домах и учреждениях города, дорожных знаков и указателей. Основные показатели раздела "Энергосбережение в ЖКХ" приведены в таблице 10. Таблица 10 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗДЕЛА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ЖКХ" --------------------------------------------------------------------------- |N |Показатели |Всего на |В том числе по годам | |п/п| |2009-2011|-----------------------------------| | | |гг. |2009 г. |2010 г.|2011 г. |до 2020 | |---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------| |1. |Годовое сокращение | 154,5| 29,5| 60,0| 65,0| 65 | | |потребления | | | | | | | |электроэнергии, млн. | | | | | | | |кВтч | | | | | | |---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------| |2. |Годовое сокращение | 72,2| 12,1| 24,9| 35,2| 35 | | |потребления тепловой | | | | | | | |энергии, тыс. Гкал | | | | | | |---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------| |3. |Годовое сокращение | 21900,0| 19300,0| 1300,0| 1300,0| 1300 | | |воды, тыс. куб. м | | | | | | |---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------| |4. |Суммарная экономия | 218,7| 22,2| 74,5| 122,0| 4680,00| | |электроэнергии | | | | | | | |(нарастающим итогом), | | | | | | | |млн. кВтч | | | | | | |---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------| |5. |Суммарная экономия | 88,3| 9,1| 24,6| 54,6| 2520,00| | |теплоэнергии | | | | | | | |(нарастающим итогом), | | | | | | | |тыс. Гкал | | | | | | |---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------| |6. |Суммарная экономия воды| 50850,0| 9650 |19950 | 21250 |111600,00| | |(нарастающим итогом), | | | | | | | |тыс. куб. м | | | | | | |---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------| |7. |Затраты на выполнение | 2473,4| 1450,8| 483,8| 538,8| 7495,12| | |мероприятий, млн. руб. | | | | | | |---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------| |8. |Стоимость сэкономленных| 1630,3| 255,3| 602,5| 772,5| 14868,0 | | |топливно-энергетических| | | | | | | |ресурсов (нарастающим | | | | | | | |итогом), млн. руб. | | | | | | |---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------| |9. |Эффективность | -843,2| -1195,6| 118,7| 233,7| 7372,9 | | |мероприятий, млн. руб. | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- 8.5. Раздел "Энергосбережение в промышленности" Промышленный комплекс города Москвы потребляет 3,7 млн. Гкал тепловой энергии от централизованных источников теплоснабжения, 11,67 млрд. кВтч электроэнергии, 127,42 млн. куб. м воды, 717,9 млн. куб. м природного газа, 141,4 тыс. т мазута, 4,6 тыс. т угля. С целью проведения энергосберегающих мероприятий, внедрения на предприятиях новых технологий и оборудования, способных дать в кратчайшие сроки эффект снижения потребляемой энергии и мощности, принято распоряжение Правительства Москвы от 5 июня 2007 г. N 1407 "О поддержке проектов по энергосбережению организаций промышленности города в рамках Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2007-2009 гг.", в рамках которого предусматривается компенсация 50% затрат предприятия на энергосбережение. Целями подпрограммы являются: - снижение удельного потребления энергоресурсов на выпуск промышленной продукции; - высвобождение электрической мощности; - снижение пиковых нагрузок на энергосистему; - снижение энергоемкости выпускаемой продукции. Основные показатели раздела "Энергосбережение в промышленности" приведены в таблице 11. Таблица 11 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗДЕЛА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ" --------------------------------------------------------------------------- |N |Показатели |Всего на |В том числе по годам | |п/п| |2009-2011|---------------------------------| | | |гг. |2009 г.|2010 г. |2011 г.|до 2020 | |---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | |---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------| |1. |Годовое сокращение | 257,6| 0,0| 128,8| 128,8| 120,0| | |потребления | | | | | | | |электроэнергии, млн. кВтч| | | | | | |---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------| |2. |Годовое сокращение | 62,6| 0,0| 31,3| 31,3| 30,0| | |потребления тепловой | | | | | | | |энергии, тыс. Гкал | | | | | | |---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------| |3. |Суммарная экономия | 289,7| 0,0| 96,6| 193,1| 6952,5| | |электроэнергии | | | | | | | |(нарастающим итогом), | | | | | | | |млн. кВтч | | | | | | |---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------| |4. |Суммарная экономия | 70,5| 0,0| 23,5| 47,0| 1691,3| | |теплоэнергии (нарастающим| | | | | | | |итогом), тыс. Гкал | | | | | | |---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------| |5. |Затраты на выполнение | 2500,0| 500,0| 1000,0| 1000,0| 12500,0| | |мероприятий, млн. руб. | | | | | | |---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------| |6. |Стоимость сэкономленных | 765,7| 0,0| 255,2| 510,5| 18377,3| | |топливно-энергетических | | | | | | | |ресурсов (нарастающим | | | | | | | |итогом), млн. руб. | | | | | | |---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------| |7. |Эффективность | -1234,3| 0,0| -744,8| -489,5| 5877,3| | |мероприятий, млн. руб. | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Механизмы развития энергосбережения у промышленных потребителей Энергетическое обследование промышленных предприятий, годовое потребление энергоресурсов которых составляет менее 6000 т у.т., осуществляется в порядке, аналогичном порядку проведения энергетических обследований непромышленных предприятий и организаций, не находящихся в собственности города Москвы. Требования к энергоэффективности объектов капитального строительства в промышленности в части обеспечения энергобезопасности города Москвы устанавливаются Департаментом городского строительства города Москвы совместно с Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы путем их включения в градостроительные регламенты. Департамент городского строительства города Москвы совместно с Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы в обязательном порядке обеспечивают включение требований энергоэффективности объектов капитального строительства в градостроительные регламенты при реорганизации промышленных зон. В целях стимулирования реализации энергосберегающих мероприятий организаций промышленности органы исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном законодательством города Москвы, предоставляют субсидии из бюджета города Москвы. В целях стимулирования развития производства оборудования и средств измерений, используемых для реализации энергосберегающих мероприятий, на территории города Москвы Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы определяют потребность Московского региона в оборудовании и средствах измерений, используемых для реализации энергосберегающих мероприятий, и проводят анализ возможностей выпуска такой продукции на территории города Москвы. Органы государственной власти города Москвы в порядке, установленном законодательством города Москвы, предоставляют субсидии организациям для развития производства оборудования и средств измерений, используемых для реализации энергосберегающих мероприятий. Реализация перечисленных механизмов развития энергосбережения осуществляется органами исполнительной власти города Москвы путем выполнения мероприятий, представленных в таблице 12. Для обеспечения научно-технической политики энергосбережения и для получения новых результатов в области практического энергосбережения в рамках Программы предусмотрено проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Порядок их проведения, определения актуальной тематики и критерии отбора приведены в приложении 4 к Программе. Годовое финансирование НИОКР составляет 35 млн. рублей ежегодно. Таблица 12 ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ У ПРОМЫШЛЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ --------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Мероприятие |Ответственный |Объем |Срок | |п/п | |исполнитель |финансирования,|исполнения | | | | |тыс. руб. <6> | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |1 |Проведение энергетических обследований промышленных предприятий | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |1.1 |Формирование списка промышленных |ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2009 г. | | |предприятий, подлежащих | |бюджетного | | | |энергетическому обследованию | |финансирования | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |1.2 |Рассылка уведомлений промышленным |ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2009-2010 гг.| | |предприятиям об обязательности | |бюджетного | | | |проведения энергетического | |финансирования | | | |обследования и представления его | | | | | |результатов в ДепТЭХ города Москвы | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |1.3 |Внесение изменений в Закон города |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование |2009 г. | | |Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 | |в рамках | | | |"Кодекс города Москвы об | |подпрограммы | | | |административных правонарушениях" в| |"Развитие | | | |части установления административной| |нормативно- | | | |ответственности за неисполнение | |правовой базы" | | | |решения органа исполнительной | | | | | |власти о проведении энергетического| | | | | |обследования | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |1.4 |Разработка проекта нормативного |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование |2009 г. | | |правового акта об обязательности | |в рамках | | | |представления результатов | |подпрограммы | | | |энергетического обследования | |"Развитие | | | |(энергоаудита) в Межведомственную | |нормативно- | | | |комиссию по тепло-, электро-, газо-| |правовой базы" | | | |и водоснабжению объектов города | | | | | |Москвы организациями, нуждающимися | | | | | |в расширении действующих и | | | | | |строительстве новых | | | | | |энергоисточников, перераспределении| | | | | |нагрузок между источниками тепла, а| | | | | |также в использовании резервных | | | | | |мощностей на электростанциях, РТС и| | | | | |центрах питания в электросетях | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |1.5 |Внесение изменений в постановление |Департамент науки и |Финансирование |2009 г. | | |Правительства Москвы от 14 ноября |промышленной |в рамках | | | |2006 г. N 899-ПП "Об утверждении |политики города |подпрограммы | | | |положений о порядке бюджетного |Москвы |"Развитие | | | |финансирования юридических лиц | |нормативно- | | | |Департаментом науки и промышленной | |правовой базы" | | | |политики города Москвы, Комиссии по| | | | | |предоставлению бюджетного кредита и| | | | | |состава Комиссии по предоставлению | | | | | |бюджетного кредита" в части | | | | | |введения требования о | | | | | |представлении результатов | | | | | |энергетического обследования | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |1.6 |Формирование перечня первоочередных|ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2010 г. | | |энергосберегающих мероприятий на |совместно с |бюджетного | | | |промышленных предприятиях |промышленными |финансирования | | | | |предприятиями, | | | | | |Департамент науки и | | | | | |промышленной | | | | | |политики города | | | | | |Москвы | | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |2 |Введение требований по энергоэффективности в градостроительные регламенты | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |2.1 |Разработка требований по |ДепТЭХ города Москвы| 7000 |2009-2011 гг.| | |энергоэффективности эксплуатации |совместно с | | | | |объектов капитального строительства|Департаментом | | | | |для включения их в |городского | | | | |градостроительные регламенты |строительства города| | | | |территориальных зон |Москвы | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |2.2 |Разработка проектов обеспечения |ДепТЭХ города Москвы| 228000 |2009-2011 гг.| | |максимальной энергоэффективности |совместно с | | | | |реорганизуемых промышленных зон (до|Департаментом | | | | |10 промзон ежегодно) |городского | | | | | |строительства города| | | | | |Москвы | | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |3 |Стимулирование реализации энергосберегающих мероприятий в промышленности | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |3.1 |Реализация организациями |Департамент науки и | 600000 |2009-2011 | | |промышленности энергосберегающих |промышленной | | | | |мероприятий |политики города | | | | | |Москвы совместно с | | | | | |ДепТЭХ города Москвы| | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |3.2 |Продолжение практики применения |РЭК Москвы |Не требует |2009-2010 гг.| | |тарифа экономического развития для | |бюджетного | | | |промышленных предприятий, | |финансирования | | | |реализующих программы | | | | | |энергосбережения | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |3.3 |Заключение добровольных соглашений |ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2009-2011 гг.| | |с промышленными предприятиями о |совместно с |бюджетного | | | |снижении потребления энергоресурсов|Департаментом науки |финансирования | | | | |и промышленной | | | | | |политики города | | | | | |Москвы | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |3.4 |Введение и реализация механизма |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование |2009-2011 гг.| | |перераспределения (высвобождения) |совместно с РЭК |в рамках | | | |присоединенной мощности |Москвы |подпрограммы | | | | | |"Сокращение | | | | | |потребляемой | | | | | |электрической | | | | | |мощности" | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |4 |Стимулирование производства оборудования и средств измерений, используемых для | | |реализации энергосберегающих мероприятий | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |4.1 |Определение потребности в |ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2009 г. | | |оборудовании и средствах измерений,|совместно с главными|бюджетного | | | |используемых для реализации |распорядителями |финансирования | | | |энергосберегающих мероприятий |бюджетных средств | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |4.2 |Анализ возможностей выпуска |Департамент науки и |Не требует |2009 г. | | |оборудования и средств измерений, |промышленной |бюджетного | | | |используемых для реализации |политики города |финансирования | | | |энергосберегающих мероприятий, на |Москвы | | | | |территории города Москвы | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |4.3 |Развитие производства оборудования |Департамент науки и | 900000 |2009-2011 гг.| | |и средств измерений, используемых |промышленной | | | | |для реализации энергосберегающих |политики города | | | | |мероприятий |Москвы | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |4.4 |Формирование и размещение |Главные |Финансирование |2009-2011 гг.| | |государственного заказа на поставку|распорядители |в объеме, | | | |оборудования и средств измерений, |бюджетных средств |предусмотренном| | | |используемых для реализации |совместно с ДепТЭХ |законом о | | | |энергосберегающих мероприятий |города Москвы |бюджете на | | | | | |соответствующий| | | | | |период | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |5 |Разработка и реализация программ энергосбережения на предприятиях, подведомственных | | |городу Москве | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |5.1 |Организация разработки программ |Департамент науки и |Не требует |2009 г. | | |энергосбережения предприятиями, |промышленной |бюджетного | | | |подведомственными городу Москве |политики города |финансирования | | | | |Москвы | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |5.2 |Утверждение программ |Департамент науки и |Не требует |2009 г. | | |энергосбережения предприятий, |промышленной |бюджетного | | | |подведомственных городу Москве |политики города |финансирования | | | | |Москвы | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |5.3 |Контроль исполнения предприятиями, |Департамент науки и |Не требует |2010-2011 гг.| | |подведомственными городу Москве, |промышленной |бюджетного | | | |утвержденных программ |политики города |финансирования | | | |энергосбережения |Москвы | | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |6 |Оптимизация загрузки энергоисточников, находящихся в собственности промышленных | | |предприятий города Москвы, и повышение эффективности использования | | |топливно-энергетических ресурсов | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |6.1 |Сбор и анализ информации о загрузке|ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2009 г. | | |энергоисточников, находящихся в | |бюджетного | | | |собственности промышленных | |финансирования | | | |предприятий | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |6.2 |Сотрудничество с Ростехнадзором по |ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2009-2011 гг.| | |проверке рационального и | |бюджетного | | | |эффективного использования газа на | |финансирования | | | |энергоисточниках, находящихся в | | | | | |собственности промышленных | | | | | |предприятий | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |6.3 |Рассылка уведомлений о проведении |ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2010-2011 гг.| | |энергетического обследования | |бюджетного | | | |источников, потребление | |финансирования | | | |энергоресурсов которых составляет | | | | | |менее 6000 т у.т. | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |6.4 |Разработка схем оптимизации |ДепТЭХ города Москвы| 100000 |2009-2011 гг.| | |загрузки энергоисточников, | | | | | |находящихся в собственности | | | | | |промышленных предприятий (10 | | | | | |предприятий) | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |6.5 |Разработка пилотного проекта |ДепТЭХ города Москвы| 8000 |2009-2010 гг.| | |"Внедрение повышенного | | | | | |температурного графика на одной ТЭЦ| | | | | |города Москвы в летний период для | | | | | |обеспечения работы абсорбционных | | | | | |машин в системах хладоснабжения с | | | | | |целью полезного использования | | | | | |теплоты и экономии электроэнергии" | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |6.6 |Информационная работа с |ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2009-2011 гг.| | |промышленными предприятиями по |совместно с РЭК |бюджетного | | | |разработке программ |Москвы |финансирования | | | |энергосбережения на | | | | | |энергоисточниках, находящихся в | | | | | |собственности промышленных | | | | | |предприятий | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |6.7 |Согласование и утверждение программ|РЭК Москвы |Не требует |2009-2011 гг.| | |энергосбережения на | |бюджетного | | | |энергоисточниках, находящихся в | |финансирования | | | |собственности промышленных | | | | | |предприятий | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |6.8 |Учет в структуре необходимой |РЭК Москвы |Не требует |2009-2011 гг.| | |валовой выручки собственников | |бюджетного | | | |энергоисточников при установлении | |финансирования | | | |тарифов на электрическую энергию, | | | | | |генерируемую на энергоисточниках, | | | | | |находящихся в собственности | | | | | |промышленных предприятий, | | | | | |финансовых средств на реализацию | | | | | |утвержденных программ | | | | | |энергосбережения | | | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |7 |Реализация механизмов Киотского протокола | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |7.1 |Разработка методических |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование |2009 г. | | |рекомендаций для промышленных | |в рамках | | | |предприятий города Москвы по | |подпрограммы | | | |формированию проектов совместного | |"Развитие | | | |осуществления по ст. 6 Киотского | |нормативно- | | | |протокола | |правовой базы" | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |7.2 |Разработка методических |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование |2009 г. | | |рекомендаций по учету | |в рамках | | | |дополнительной углеродной | |подпрограммы | | | |составляющей в инвестиционных | |"Развитие | | | |регламентах, схемах и планах | |нормативно- | | | |развития города | |правовой базы" | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |7.3 |Информирование промышленных |ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2009-2011 гг.| | |предприятий о возможностях и | |дополнительного| | | |имеющемся опыте по привлечению | |бюджетного | | | |инвестиций в рамках Киотского | |финансирования | | | |протокола | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |7.4 |Оказание содействия промышленным |ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2009 г. | | |предприятиям в реализации проектов | |дополнительного| | | |и формирование портфеля проектов в | |бюджетного | | | |единый пакет для повышения его | |финансирования | | | |инвестиционной привлекательности | | | | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |8 |Научное и информационное обеспечение энергосбережения | |----|--------------------------------------------------------------------------------------| |8.1 |Информирование промышленных |ДепТЭХ города Москвы|Не требует |2009-2011 гг.| | |предприятий о проводимых | |бюджетного | | | |мероприятиях, касающихся | |финансирования | | | |энергосбережения, в том числе | | | | | |информирование московских | | | | | |предприятий о сроках проведения | | | | | |закупок для государственных нужд | | | | | |энергоэффективной продукции и | | | | | |приборов учета энергоресурсов | | | | |----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------| |8.2 |Проведение научно-исследовательских|Департамент науки и | 105000 |2009-2011 гг.| | |и опытно-конструкторских работ по |промышленной | | | | |важнейшим направлениям |политики города | | | | |практического энергосбережения |Москвы | | | --------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <6> Объемы финансирования корректируются по результатам проведенных конкурсов и уточняются ежегодно. 8.6. Раздел "Энергосбережение в строительном комплексе" Строительный комплекс Москвы насчитывает более 300 организаций, среди которых предприятия деревообрабатывающей промышленности, предприятия по производству различных строительных материалов и изделий и строительные организации, участвующие в процессе проектирования и строительства зданий и сооружений различного назначения. Важной составляющей потенциала энергосбережения в строительном комплексе Москвы являются жилые дома, подлежащие реконструкции в соответствии с принятой 4 декабря 2007 г. постановлением Правительства Москвы N 1032-ПП Городской целевой программой по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы "Ответственным собственникам - отремонтированный дом" на 2008-2014 гг. В соответствии с этой программой в период 2008-2014 гг. подлежат капитальному ремонту 13787 строений общей площадью 117,51 млн. кв. м. При проведении технико-экономических расчетов предполагалось, что сэкономленная электроэнергия компенсирует увеличение электропотребления зданий за счет использования механической вентиляции, рекуперации вентиляционных выбросов и т.д. Экономия тепловой энергии рассчитывалась из условия экономии 65 кВтч тепловой энергии с 1 кв. м в год при новом строительстве, из которых 20 кВтч тепловой энергии с 1 кв. м в год - за счет использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергоснабжения, вторичных энергоресурсов (далее - НВИЭ, ВЭР) и теплонасосных систем теплоснабжения, а остальные 45 кВтч - за счет установки ИТП, балансировки стояков отопления, терморегуляторов и индивидуального учета. При реконструкции и капремонте жилья в расчетах учитывалась экономия 85 кВтч тепловой энергии с 1 кв. м в год, из которых 20 кВтч тепловой энергии с 1 кв. м в год - за счет использования НВИЭ, ВЭР и теплонасосных систем теплоснабжения, а остальное - за счет приведения ограждающих конструкций и инженерных систем в соответствие действующим нормативам, включая обязательную замену элеваторов на ИТП, балансировку стояков отопления, установку терморегуляторов и организацию индивидуального учета. При этом в расчетах были приняты темпы реконструкции и строительства - 25 млн. кв. м в год реконструируемого жилья и капремонта и 6 млн. кв. м в год нового строительства. Дополнительные капвложения в тепловые насосы и оборудование для утилизации ВЭР были приняты равными 0,29 тыс. руб. на 1 кв. м. Дополнительные капвложения в остальные энергосберегающие мероприятия были приняты равными 0,2 тыс. руб. на 1 кв. м для вновь строящегося жилья и 0,3 тыс. руб. на 1 кв. м для реконструируемого и ремонтируемого жилья. При проведении расчетов была учтена экономия капвложений в создание теплогенерирующих мощностей и увеличение пропускной способности тепловых сетей и ИТП, равная 8000 руб. за 1 кВт сэкономленной теплогенерирующей мощности. При определении экономии тепловой нагрузки зданий было принято снижение за счет НВИЭ и ВЭР тепловой нагрузки реконструируемых, капитально ремонтируемых и вновь строящихся зданий из расчета 30 Вт на 1 кв. м. Существенной особенностью данного раздела является тот факт, что основные капитальные вложения, связанные с реализацией предложенных мероприятий при новом строительстве, будут осуществляться за счет внебюджетных источников, поскольку энергосберегающие мероприятия являются предметом объектной сметы, финансируемой за счет инвесторов-застройщиков. Основные показатели раздела "Энергосбережение в строительном комплексе" приведены в таблице 13. Таблица 13 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗДЕЛА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ" --------------------------------------------------------------------------- |N |Показатели |Всего на|В том числе по годам | |п/п| |2009- |--------------------------------| | | |2011 гг.|2009 г.|2010 г.|2011 г.|до 2020 | |---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------| |1. |Годовой прирост экономии | 4784,8| | 2392,4| 2392,4| 28708,8| | |тепловой энергии, тыс. Гкал| | | | | | |---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------| | |В том числе за счет НВИЭ, | 1442,0| - | 721 | 721 | 8652 | | |ВЭР и теплонасосных систем | | | | | | | |теплоснабжения, тыс. Гкал | | | | | | |---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------| |2. |Суммарная экономия тепловой| 7177,2| | 2392,4| 4784,8|172252,8| | |энергии (нарастающим | | | | | | | |итогом), тыс. Гкал | | | | | | |---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------| | |В том числе за счет НВИЭ, | 2163,0| - | 721 | 1442 | 51912 | | |ВЭР и теплонасосных систем | | | | | | | |теплоснабжения, тыс. Гкал | | | | | | |---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------| |3. |Дополнительные капвложения | 35380,0| |17690 |17690 |160490 | | |и затраты на выполнение | | | | | | | |мероприятий, млн. руб. | | | | | | |---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------| | |В том числе в НВИЭ, ВЭР и | 17980,0| - | 8990 | 8990 | 98890 | | |теплонасосные системы | | | | | | | |теплоснабжения, млн. руб. | | | | | | |---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------| |4. |Экономия капитальных | 27467,6| |13733,8|13733,8| 55000 | | |вложений в создание | | | | | | | |теплогенерирующих | | | | | | | |мощностей, млн. руб. | | | | | | |---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------| | |В том числе за счет НВИЭ, | 14880,0| | 7440 | 7440 | 81840 | | |ВЭР и теплонасосных систем | | | | | | | |теплоснабжения, млн. руб. | | | | | | |---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------| |5. |Стоимость сэкономленной | 7177,2| | 2392,4| 4784,8| 33428 | | |тепловой энергии | | | | | | | |(нарастающим итогом), млн. | | | | | | | |руб. | | | | | | |---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------| | |В том числе за счет НВИЭ, | 2163,0| - | 721 | 1442 | 47581,4| | |ВЭР и теплонасосных систем | | | | | | | |теплоснабжения, млн. руб. | | | | | | |---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------| |6. |Эффективность мероприятий | 201,8| | -734,8| 936,6| 44563 | | |без учета НВИЭ, ВЭР и | | | | | | | |теплонасосных систем, | | | | | | | |учтенных в разделе 9.4, | | | | | | | |млн. руб. | | | | | | |---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------| |7. |Эффективность мероприятий | -735,2| |-1563,8| 828,6| 75094 | | |по разделу в целом, млн. | | | | | | | |руб. | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- (*) Затраты в строительном комплексе рассчитываются как разница между дополнительными капвложениями и затратами на выполнение мероприятий и экономией капитальных вложений в создание теплогенерирующих мощностей. Механизмы энергосбережения в строительном комплексе В целях стимулирования широкого внедрения в строительный комплекс Москвы энергоэффективных технологий и оборудования целесообразно Департаменту городского строительства города Москвы: 1. Создать при строительном комплексе города Межведомственный экспертный совет, определяющий Перечень стратегически важных для города инновационных технологий и направлений. 2. Обеспечить вовлечение в систему сертификации строительного комплекса стандартов независимых саморегулируемых и общественных организаций и профессиональных ассоциаций и объединений. 3. Обеспечить экспериментальное проектирование и строительство демонстрационных энергоэффективных зданий ориентировочной общей площадью 200 тыс. кв. м. Комплекс предлагаемых мероприятий приведен в таблице 14. Таблица 14 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ --------------------------------------------------------------------------- |N |Мероприятие |Ответственный за |Срок | |п/п| |реализацию |исполнения| | | |мероприятий | | |---|---------------------------------------|------------------|----------| |1. |Разработка и введение в действие |Департамент |2009-2010 | | |рыночных и нормативных регуляторов, |экономической |гг. | | |стимулирующих внедрение в строительном |политики и | | | |комплексе новых энергоэффективных |развития города | | | |технологий и оборудования, включая |совместно с | | | |формирование комплексного подхода к |Департаментом | | | |нормативам энергопотребления, |городского | | | |нормируемому уровню теплозащиты зданий,|строительства | | | |температурным режимам теплосетей, |города Москвы | | | |автоматическому регулированию систем | | | | |отопления, квартирному учету | | | | |энергоресурсов и пр. | | | |---|---------------------------------------|------------------|----------| |2. |Совершенствование системы сертификации |Департамент |2009-2010 | | |в строительном комплексе и |городского |гг. | | |энергосберегающих стандартов, включая |строительства | | | |создание сертификационных и |города Москвы | | | |испытательных центров, энергетическую | | | | |паспортизацию объектов жилого и | | | | |нежилого фондов | | | |---|---------------------------------------|------------------|----------| |3. |Внедрение в проектирование и |Департамент |2009-2011 | | |строительство зданий и сооружений |городского |гг. | | |энергоэффективных технологических и |строительства | | | |технических решений оборудования |города Москвы | | | |"активного" энергосбережения | | | |---|---------------------------------------|------------------|----------| |4. |Создание и введение в действие |Департамент |2009-2011 | | |механизмов инновационной стратегии |городского |гг. | | |строительного комплекса Москвы, |строительства | | | |предусматривающих натурную апробацию |города Москвы | | | |новых энергоэффективных технологий и | | | | |оборудования на экспериментальных | | | | |пилотных объектах | | | |---|---------------------------------------|------------------|----------| |5. |Широкое внедрение в проектирование и |Департамент |2009-2011 | | |строительство отопительных систем с |городского |гг. | | |горизонтальной разводкой |строительства | | | | |города Москвы | | | | |совместно с ДепТЭХ| | | | |города Москвы | | |---|---------------------------------------|------------------|----------| |6. |Разработка и введение в действие |РЭК города Москвы |2009-2010 | | |системы перспективных тарифов на |совместно с ДепТЭХ|гг. | | |энергоресурсы и рациональных платежей |города Москвы | | | |за подключение к городским сетям, | | | | |используемые при подготовке ТЭО новых | | | | |строительных объектов | | | |---|---------------------------------------|------------------|----------| |7. |Экспериментальное проектирование и |Департамент |2009-2011 | | |строительство не менее двух (новое |городского |гг. | | |строительство и реконструкция) |строительства | | | |демонстрационных экспериментальных |города Москвы | | | |энергоэффективных жилых кварталов общей|совместно с ДепТЭХ| | | |площадью 200 тыс. кв. м, их опытная |города Москвы | | | |эксплуатация и освоение промышленного | | | | |производства нового апробированного в | | | | |натурных условиях энергоэффективного | | | | |оборудования, конструкций, материалов и| | | | |комплектующих изделий | | | --------------------------------------------------------------------------- 8.7. Раздел "Энергосбережение в административных округах" Жилищный фонд города Москвы представляет собой свыше 40 тыс. жилых домов, из которых более 30 тыс. домов относится к жилищному фонду, находящемуся в собственности города Москвы. Около четверти объема жилищного фонда - ведомственные и частные дома, ТСЖ и ЖСК. Население в целом по 10 административным округам столицы потребляет около 53 млн. Гкал тепловой энергии, 8,8 млрд. кВтч электроэнергии, 1,125 млрд. т воды. Торговля и сфера услуг - 10,2 млн. Гкал тепла и 2,1 млрд. кВтч электроэнергии. Суммарное потребление социальной сферы окружного подчинения составляет 6,78 млн. Гкал тепловой и 350 млн. кВтч электрической энергии. Большая часть потребления социальной сферы в округах сосредоточена в учреждениях образования: 82,5% по теплу и 77% по электрической энергии. В рамках окружных программ процесс энергосбережения необходимо развивать в следующих направлениях: - существующий жилищный фонд (в первую очередь находящийся в собственности города Москвы). Целесообразно совместить внедрение комплекса энергосберегающих мероприятий с проводимыми комплексными и выборочными капитальными ремонтами. В 2009 г. будет реализован именно такой подход; - промышленность (в основном средние и мелкие промышленные предприятия); - социальная сфера окружного подчинения (учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты населения); - предприятия торговли (магазины, торговые комплексы, объекты мелкорозничной торговли). Основные показатели раздела "Энергосбережение в административных округах" приведены в таблице 15. Таблица 15 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗДЕЛА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГАХ" --------------------------------------------------------------------------- |N |Показатели |Всего на |В том числе по годам | |п/п| |2009-2011|------------------------------------| | | |гг. |2009 г. |2010 г. |2011 г. |до 2020 | |---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------| |1. |Годовое сокращение | 1286,50| 186,5 | 550,0 | 550,0 | 500 | | |потребления | | | | | | | |электроэнергии, млн. | | | | | | | |кВтч | | | | | | |---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------| |2. |Годовое сокращение | 2505,76| 799,16| 878,30| 828,30| 850 | | |потребления тепловой | | | | | | | |энергии, тыс. Гкал | | | | | | |---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------| |3. |Годовое сокращение | 37596,00|13596,00|11400,00|12600,00| 12000 | | |воды, тыс. куб. м | | | | | | |---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------| |4. |Суммарная экономия | 1566,27| 93,25| 461,51| 1011,51| 35686,51| | |электроэнергии | | | | | | | |(нарастающим итогом), | | | | | | | |млн. кВтч | | | | | | |---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------| |5. |Суммарная экономия | 3729,50| 399,58| 1238,31| 2091,61| 61149,16| | |теплоэнергии | | | | | | | |(нарастающим итогом), | | | | | | | |тыс. Гкал | | | | | | |---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------| |6. |Суммарная экономия | 57390,00| 6798,00|19296,00|31296,00|521728 | | |воды (нарастающим | | | | | | | |итогом), тыс. куб. м | | | | | | |---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------| |7. |Затраты на выполнение | 11171,40| 2883,8 | 4188,1 | 4099,5 | 48155,43| | |мероприятий, млн. руб.| | | | | | |---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------| |8. |Стоимость | 8636,20| 759,3 | 2731,8 | 5145,1 |157231,3 | | |сэкономленных | | | | | | | |топливно- | | | | | | | |энергетических | | | | | | | |ресурсов (нарастающим | | | | | | | |итогом), млн. руб. | | | | | | |---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------| |9. |Эффективность | -2535,20|-2124,5 |-1456,3 | 1045,6 |109075,9 | | |мероприятий, млн. руб.| | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Механизмы развития энергосбережения в жилищной сфере В целях привлечения энергосервисных компаний к реализации энергосберегающих мероприятий в многоквартирных жилых домах необходимо использовать предусмотренный законодательством города Москвы механизм предоставления государственных гарантий города как способа обеспечения исполнения обязательств энергосервисных компаний при привлечении ими заемных средств на реализацию перформанс-контрактов в жилищной сфере. Основными направлениями деятельности органов государственной власти города Москвы по стимулированию применения перформанс-контрактов являются: - подготовка методических документов по порядку заключения перформанс-контрактов; - проведение широкой рекламной кампании среди населения об экономической выгоде заключения перформанс-контрактов; - предоставление государственных гарантий города Москвы как способа обеспечения исполнения обязательств энергосервисных компаний при привлечении ими заемных средств на реализацию перформанс-контрактов. Создание фондов энергосбережения, основной целью которых является предоставление кредитов (длинных денег) или поручительства по кредитам банков для проведения управляющими компаниями, товариществами собственников жилья энергосберегающих мероприятий; - выступление инициатором включения энергосберегающих мероприятий в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилых помещений в тех случаях, когда город Москва реализует права собственника жилых помещений в многоквартирных домах. Положительный опыт реализации энергосберегающих мероприятий в жилом фонде, находящемся в собственности города Москвы, должен использоваться для пропаганды проведения энергосберегающих мероприятий среди населения. Энергетические обследования проводятся за счет средств городского бюджета в жилых домах, имеющих наибольшие показатели удельного энергопотребления (например, на 1 кв. м или на 1 проживающего), для этого уполномоченными Правительством Москвы органами власти города Москвы проводится анализ потребления энергоресурсов за предыдущие периоды. На основании проведенных энергетических обследований и паспортизации органы государственной власти города Москвы: - составляют перечень первоочередных энергосберегающих мероприятий, финансируемых за счет средств городского бюджета, в обследованных жилых домах; - определяют нормативы потребления коммунальных ресурсов в жилых домах для осуществления мониторинга энергопотребления. Органы государственной власти города Москвы создают систему мониторинга энергопотребления в многоквартирных жилых домах, позволяющую отслеживать фактическое энергопотребление жилых домов в сравнении с данными энергетических паспортов проектов и нормативами потребления коммунальных ресурсов. В настоящее время причинами низкого уровня энергоэффективности многоквартирных жилых домов являются: - отсутствие обязанности проверки соответствия эксплуатационных характеристик многоквартирных жилых домов данным энергетических паспортов; - устаревшие системы отопления, в которых отсутствует автоматическое регулирование на вводе в здание и в квартирах; - самовольное переустройство гражданами жилых помещений. Достаточно значимой причиной низкого уровня энергоэффективности многоквартирных жилых домов является то, что более 1,5 млн. приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах вышли за срок межповерочного интервала и имеют класс точности, не соответствующий требованиям действующего законодательства. Применение современных приборов учета позволяет более точно учитывать объем потребленной электрической энергии и стимулирует граждан к снижению энергопотребления. В целях решения вышеуказанных проблем органы государственной власти города Москвы: - разрабатывают документы, определяющие порядок взаимодействия управляющих компаний и Государственной жилищной инспекции города Москвы в процессе проверки соответствия эксплуатационных характеристик многоквартирных жилых домов данным энергетических паспортов проектов после истечения 1 года эксплуатации многоквартирного жилого дома с целью привлечения к ответственности строительных организаций в соответствии с заключенными договорами. Указанный механизм позволит повысить ответственность строительных организаций за соблюдение проектной документации, что приведет к повышению реального уровня энергоэффективности строящихся многоквартирных жилых домов; - организовывают взаимодействие между префектурами административных округов города Москвы и Государственной жилищной инспекцией города Москвы в части предоставления информации для проведения проверок жилых помещений. Префектуры административных округов города Москвы анализируют информацию об энергопотреблении квартир и многоквартирных жилых домов, представляют сведения о квартирах и многоквартирных жилых домах с наибольшим удельным потреблением энергоресурсов в Государственную жилищную инспекцию города Москвы, которая на основании полученной информации проводит проверку квартир на предмет наличия самовольного переустройства жилых помещений. В настоящее время на территории города Москвы действует Городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 гг. (утв. Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 52), поэтому следует совместить проведение капитальных ремонтов в многоквартирных жилых домах с осуществлением в них энергосберегающих мероприятий. Увязка планов капитальных ремонтов и реконструкции жилых домов с планами проведения энергосберегающих мероприятий позволит оптимизировать расходование средств бюджета города Москвы на указанные цели за счет устранения дублирования проводимых работ и применения при капитальных ремонтах более энергоэффективного оборудования и материалов. В 2009-2011 гг. при комплексном и выборочном капитальном ремонте жилого фонда, проводимом в соответствии с Городской целевой программой по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 гг., планируется реализация следующих дополнительных энергосберегающих мероприятий: - замена одноставочных счетчиков электрической энергии на многотарифные; - остекление лоджий и балконов; - установка теплоотражающих экранов за радиаторами отопления; - установка устройств плавного пуска в лифтах; - установка компенсаторов реактивной мощности; - энергетическое обследование до и после капитального ремонта. С 2010 года при принятии решения о дальнейшей реализации дополнительных энергосберегающих мероприятий в рамках Городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 гг. с соответствующим увеличением финансирования, указанные энергосберегающие мероприятия осуществляются за счет средств Городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 гг., а настоящая Программа подлежит корректировке. Для обеспечения финансирования проведения энергосберегающих мероприятий организациями коммунального комплекса необходимо обеспечить включение в объем необходимой валовой выручки при формировании тарифов на коммунальные ресурсы финансовых средств, направляемых организациями коммунального комплекса на реализацию энергосберегающих мероприятий, в объеме, соответствующем утвержденным программам энергосбережения. Мероприятия по проведению энергетического обследования, энергетической паспортизации, составлению топливно-энергетических балансов и планов энергетического развития на территории Москвы приведены в приложении 5 к Программе. Мероприятия по энергосбережению в административных округах приведены в таблице 16. Таблица 16 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГАХ ---------------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Мероприятие |Исполнитель |Финансирование, |Срок исполнения| |п/п | | |тыс. руб. <7> | | |----|---------------------------------------------------------------------------------------------| |1 |Проведение энергетических обследований и паспортизация жилых домов | |----|---------------------------------------------------------------------------------------------| |1.1 |Разработка порядка сбора |ДепТЭХ города Москвы |Финансирование в |2009 г. | | |информации об энергопотреблении |совместно с |рамках подпрограммы | | | |жилых домов |территориальными |"Развитие | | | | |органами исполнительной|нормативно-правовой | | | | |власти города Москвы |базы" | | |----|--------------------------------|-----------------------|--------------------|---------------| |1.2 |Сбор и анализ информации об |ДепТЭХ города Москвы |Не требует |2009 г. | | |энергопотреблении жилых домов в |совместно с |бюджетного | | | |предыдущие периоды |территориальными |финансирования | | | | |органами исполнительной| | | | | |власти города Москвы | | | |----|--------------------------------|-----------------------|--------------------|---------------| |1.3 |Разработка порядка проведения |ДепТЭХ города Москвы |Финансирование в |2009 г. | | |энергетических обследований | |рамках подпрограммы | | | |жилых домов для формирования | |"Развитие | | | |конкурсной документации на | |нормативно-правовой | | | |проведение энергообследований | |базы" | | | |жилых домов | | | | |----|--------------------------------|-----------------------|--------------------|---------------| |1.4 |Отбор жилых домов, подлежащих |ДепТЭХ города Москвы |Не требует |2009 г. | | |первоочередным энергетическим |совместно с |бюджетного | | | |обследованиям |префектурами |финансирования | | | | |административных | | | | | |округов города Москвы | | | |----|--------------------------------|-----------------------|--------------------|---------------| |1.5 |Проведение полной паспортизации |ДепТЭХ города Москвы | 300000 |2009-2011 гг. | | |жилых домов и энергетических |совместно с | | | | |обследований домов с высокими |префектурами | | | | |показателями удельных расходов |административных | | | | |энергоресурсов (до 300 объектов |округов города Москвы | | | | |ежегодно) | | | | |----|--------------------------------|-----------------------|--------------------|---------------| |1.6 |Формирование перечня |ДепТЭХ города Москвы | 1000 |2010 г. | |