О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2011 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА" (РЕДАКЦИЯ НА 09.03.2010). Постановление. Правительство Москвы. 28.10.08 1012-ПП


Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  


Москвы,  Департамент  топливно-энергетического хозяйства города Москвы
совместно   с  Департаментом  имущества  города  Москвы  разрабатывают
требования  к  эффективности использования энергетических ресурсов при
эксплуатации  указанных  нежилых помещений. Для обеспечения соблюдения
арендаторами  установленных  требований по эффективности использования
энергетических    ресурсов   при   эксплуатации   нежилых   помещений,
находящихся  в  собственности  города  Москвы,  Департамент  имущества
города Москвы включает указанные требования в договоры аренды, а также
включает  ответственность  арендаторов  за  несоблюдение установленных
требований.  Для  включения  требований  к эффективности использования
энергетических    ресурсов   при   эксплуатации   нежилых   помещений,
находящихся  в  собственности  города  Москвы,  Департамент  имущества
города  Москвы  вносит  изменения  в  типовой  договор аренды нежилого
фонда,  утвержденный  постановлением Правительства Москвы от 15 апреля
2003  г.  N 251-ПП "Об утверждении примерного договора аренды нежилого
фонда, находящегося в собственности города Москвы".
     Энергетическое    обследование   непромышленных   предприятий   и
организаций,  годовое  потребление  энергоресурсов  которых составляет
более 6000 т у.т., проводится в соответствии с программой обязательных
энергетических обследований на основании ст. 10 Федерального закона от
3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении".
     Энергетическое    обследование   непромышленных   предприятий   и
организаций,  не  находящихся  в собственности города Москвы и годовое
потребление  энергоресурсов  которых  составляет  менее  6000  т у.т.,
осуществляется   по   решению   Департамента  топливно-энергетического
хозяйства  города  Москвы.  Для обеспечения проведения энергетического
обследования  на указанных предприятиях и в организациях ДепТЭХ города
Москвы осуществляет следующие действия:
     - вносит  изменения  в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. N
45  "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в части
установления  административной ответственности за неисполнение решения
органа    исполнительной    власти    о   проведении   энергетического
обследования;
     - разрабатывает    проект    нормативного   правового   акта   об
обязательности  представления результатов энергетического обследования
в Межведомственную комиссию по тепло-, электро-, газо- и водоснабжению
объектов   города  Москвы  организациями,  нуждающимися  в  расширении
действующих  и строительстве новых энергоисточников, перераспределении
нагрузок  между  источниками  тепла, а также в использовании резервных
мощностей на электростанциях, РТС и центрах питания в электросетях;
     - формирует   список   подлежащих   энергетическому  обследованию
непромышленных  предприятий  и  организаций, энергопотребление которых
составляет менее 6000 т у.т.;
     - рассылает    уведомления    непромышленным    предприятиям    и
организациям об обязательности проведения энергетического обследования
и представления его результатов в Департамент топливно-энергетического
хозяйства города Москвы.
     Департамент  топливно-энергетического  хозяйства  города Москвы в
установленном   порядке  проводит  выборочную  проверку  достоверности
информации,  представленной  в  аудиторском  заключении, с соблюдением
требований Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите
прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)".
     Проблема расходования непромышленными потребителями электрической
энергии  на  термические  цели решается путем ужесточения требований к
установке   и   эксплуатации   электронагревательного  оборудования  и
введением   низкого   ночного  тарифа  на  электрическую  энергию  для
стимулирования   использования   теплоаккумуляторов.  Для  обеспечения
применения  теплоаккумуляторов  Департамент  потребительского  рынка и
услуг  города  Москвы  вносит  требование о необходимости оборудования
теплоаккумуляторами  объектов  мелкорозничной торговли в постановление
Правительства  Москвы  от  25 апреля 2006 г. N 274-ПП "Об упорядочении
размещения  объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы",
а также устанавливает административную ответственность за неисполнение
указанных требований путем внесения изменений в Закон города Москвы от
21  ноября  2007  г.  N  45  "Кодекс города Москвы об административных
правонарушениях".
     Для   предотвращения   использования   электрической  энергии  на
термические цели в гаражах и прочих нестационарных объектах префектуры
административных   округов  города  Москвы  организовывают  проведение
проверок  наличия  и  соблюдения  технических условий подключения этих
объектов.  Обеспечение согласованности действий по проверке соблюдения
технических    условий    подключения    осуществляется   префектурами
административных  округов  города Москвы путем заключения соглашений о
сотрудничестве   со  сбытовыми  и  сетевыми  организациями,  предметом
которых  является  установление  порядка  действий указанных сторон по
выявлению  фактов незаконного подключения и применения ответственности
гражданско-правового  характера,  а  также  представление информации о
фактах  незаконного  подключения  в  Ростехнадзор  для  применения мер
административного воздействия.
     В    целях    реализации    перечисленных   механизмов   развития
энергосбережения   органы   государственной   власти   города   Москвы
осуществляют мероприятия, представленные в таблице 8.

                                                             Таблица 8


               МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
                    У НЕПРОМЫШЛЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

---------------------------------------------------------------------------
|N   |Мероприятие                         |Ответственный       |Срок      |
|п/п |                                    |исполнитель         |исполнения|
|    |                                    |                    |(гг.)     |
|----|------------------------------------|--------------------|----------|
|1   |Проведение энергетических обследований непромышленных предприятий и |
|    |организаций                                                         |
|----|--------------------------------------------------------------------|
|1.1 |Сбор и анализ информации об         |ДепТЭХ города Москвы|2009      |
|    |энергопотреблении непромышленных    |                    |          |
|    |предприятий и организаций           |                    |          |
|----|------------------------------------|--------------------|----------|
|1.2 |Формирование списка подлежащих      |ДепТЭХ города Москвы|2009      |
|    |энергетическим обследованиям        |                    |          |
|    |объектов нежилого фонда, находящихся|                    |          |
|    |в собственности города Москвы       |                    |          |
|----|------------------------------------|--------------------|----------|
|1.3 |Внесение изменений в постановление  |Департамент         |2009      |
|    |Правительства Москвы от 15 апреля   |имущества города    |          |
|    |2003 г. N 251-ПП "Об утверждении    |Москвы              |          |
|    |примерного договора аренды нежилого |                    |          |
|    |фонда, находящегося в собственности |                    |          |
|    |города Москвы"                      |                    |          |
|----|------------------------------------|--------------------|----------|
|1.4 |Включение в договоры аренды         |Департамент         |2009-2011 |
|    |требований по эффективности         |имущества города    |          |
|    |использования энергетических        |Москвы              |          |
|    |ресурсов при эксплуатации объектов  |                    |          |
|    |нежилого фонда, находящихся в       |                    |          |
|    |собственности города Москвы         |                    |          |
|----|------------------------------------|--------------------|----------|
|1.5 |Формирование списка подлежащих      |ДепТЭХ города Москвы|2009      |
|    |энергетическому обследованию        |                    |          |
|    |непромышленных предприятий и        |                    |          |
|    |организаций, энергопотребление      |                    |          |
|    |которых составляет менее 6000 т у.т.|                    |          |
|----|------------------------------------|--------------------|----------|
|1.6 |Рассылка уведомлений непромышленным |ДепТЭХ города Москвы|2009-2011 |
|    |предприятиям и организациям об      |                    |          |
|    |обязательности проведения           |                    |          |
|    |энергетического обследования и      |                    |          |
|    |представления его результатов в     |                    |          |
|    |ДепТЭХ                              |                    |          |
|----|------------------------------------|--------------------|----------|
|1.7 |Внесение изменений в Закон города   |ДепТЭХ города Москвы|2009      |
|    |Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45    |                    |          |
|    |"Кодекс города Москвы об            |                    |          |
|    |административных правонарушениях"   |                    |          |
|    |в части установления                |                    |          |
|    |административной ответственности    |                    |          |
|    |за неисполнение решения органа      |                    |          |
|    |исполнительной власти о проведении  |                    |          |
|    |энергетического обследования        |                    |          |
|----|------------------------------------|--------------------|----------|
|1.8 |Разработка проекта нормативного     |ДепТЭХ города Москвы|2009      |
|    |правового акта об обязательности    |                    |          |
|    |представления результатов           |                    |          |
|    |энергетического обследования в      |                    |          |
|    |Межведомственную комиссию по тепло-,|                    |          |
|    |электро-, газо- и водоснабжению     |                    |          |
|    |объектов города Москвы              |                    |          |
|    |организациями, нуждающимися в       |                    |          |
|    |расширении действующих и            |                    |          |
|    |строительстве новых                 |                    |          |
|    |энергоисточников, перераспределении |                    |          |
|    |нагрузок между источниками тепла, а |                    |          |
|    |также в использовании резервных     |                    |          |
|    |мощностей на электростанциях, РТС и |                    |          |
|    |центрах питания в электросетях      |                    |          |
|----|------------------------------------|--------------------|----------|
|1.9 |Разработка и внедрение системы      |ДепТЭХ города Москвы|2009      |
|    |мониторинга энергопотребления       |                    |          |
|    |непромышленными предприятиями и     |                    |          |
|    |организациями                       |                    |          |
|-------------------------------------------------------------------------|
|2   |Ужесточение требований к установке и эксплуатации                   |
|    |электронагревательного оборудования                                 |
|-------------------------------------------------------------------------|
|2.1 - 2.2. Утратили силу.                                                |
|-------------------------------------------------------------------------|
|2.3 |Организация проверок наличия и      |Префектуры          |2009-2011 |
|    |соблюдения технических условий      |административных    |          |
|    |подключения объектов                |округов города      |          |
|    |                                    |Москвы              |          |
|----|--------------------------------------------------------------------|
|3   |Стимулирование реализации энергосберегающих мероприятий             |
|    |непромышленными предприятиями и организациями                       |
|----|--------------------------------------------------------------------|
|3.1 |Заключение добровольных соглашений с|ДепТЭХ города Москвы|2009-2011 |
|    |крупными непромышленными            |совместно с         |          |
|    |предприятиями и организациями о     |Департаментом       |          |
|    |снижении потребления энергоресурсов |потребительского    |          |
|    |                                    |рынка и услуг города|          |
|    |                                    |Москвы              |          |
|----|------------------------------------|--------------------|----------|
|3.2 |Проведение работы и заключение      |ДепТЭХ города Москвы|2009-2011 |
|    |добровольных соглашений с           |совместно с         |          |
|    |предприятиями и организациями малого|Департаментом       |          |
|    |и среднего бизнеса о снижении       |потребительского    |          |
|    |потребления энергоресурсов          |рынка и услуг города|          |
|    |                                    |Москвы              |          |
|----|------------------------------------|--------------------|----------|
|3.3 |Введение и реализация механизма     |ДепТЭХ города Москвы|2009-2011 |
|    |перераспределения (высвобождения)   |совместно с РЭК     |          |
|    |присоединенной мощности             |Москвы              |          |
---------------------------------------------------------------------------

             8.3. Раздел "Энергосбережение на транспорте"

     Основные   предприятия   городского   транспорта   Москвы  -  ГУП
"Мосгортранс",  ГУП  "Московский  метрополитен"  и Московская железная
дорога  -  филиал  ОАО "РЖД". Суммарная доля потребления электрической
энергии  предприятиями  городского  транспорта  от  общего потребления
города составляет 7,7%.
     Московский   метрополитен   является   энергоемким  предприятием.
Суточный  расход  электроэнергии  превышает  5  млн.  кВтч.  Ежедневно
услугами  метрополитена пользуются более 7 млн. пассажиров, а в будние
дни этот показатель превышает 9 млн.
     ГУП   "Мосгортранс"   -   основной   оператор  системы  наземного
городского  пассажирского  транспорта.  ГУП "Мосгортранс" ежедневно по
рабочим дням перевозится до 6,5 млн. пассажиров.
     Средний  пассажирооборот Московской железной дороги превышает 1,5
млн.  чел.  в  день.  Доля  Московской  железной  дороги  в  перевозке
пассажиров   на   территории   столицы  составляет  7,4%.  Потребление
электрической  энергии в городе Москве указанными предприятиями в 2006
г.   составило   2,7  млрд.  кВтч.  Объем  потребления  электроэнергии
постоянно   растет.   Потенциал   энергосбережения  по  данной  группе
предприятий оценивается в размере 10-15%.
     Мероприятия по реализации этого потенциала:
     - проведение  энергетических  обследований предприятий транспорта
Москвы;
     - внедрение современных энергосберегающих технологий;
     - замена  силовых  установок  на  современные  установки  с более
высоким КПД;
     - внедрение энергосберегающих светотехнических устройств;
     - использование    современных    материалов    в    конструкциях
транспортных средств;
     - разработка  системы  тарифов, штрафов и поощрений, направленных
на стимулирование эффективного использования энергоресурсов.
     Основные  показатели  раздела  "Энергосбережение  на  транспорте"
приведены в таблице 9.

                                                             Таблица 9

            ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗДЕЛА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
                            НА ТРАНСПОРТЕ"

---------------------------------------------------------------------------
|N   |Показатели              |Всего на |В том числе по годам             |
|п/п |                        |2009-2011|---------------------------------|
|    |                        |гг.      |2009    |2010   |2011   |до 2020 |
|----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------|
| 1  |           2            |    3    |    4   |   5   |   6   |   7    |
|----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------|
|1.  |Годовое сокращение      |   157,5 |  10,7  | 71,8  | 75,0  |    85  |
|    |потребления             |         |        |       |       |        |
|    |электроэнергии, млн.    |         |        |       |       |        |
|    |кВтч                    |         |        |       |       |        |
|----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------|
|2.  |Годовое сокращение      |   224,73|  67,71 | 73,43 | 83,59 |    90  |
|    |потребления тепловой    |         |        |       |       |        |
|    |энергии, тыс. Гкал      |         |        |       |       |        |
|----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------|
|3.  |Годовое сокращение воды,|     4,5 |   1,065|  1,443|  1,995|     3  |
|    |тыс. куб. м             |         |        |       |       |        |
|----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------|
|4.  |Суммарная экономия      |   174,6 |   8,0  | 46,6  |120,0  |  6120,0|
|    |электроэнергии          |         |        |       |       |        |
|    |(нарастающим итогом),   |         |        |       |       |        |
|    |млн. кВтч               |         |        |       |       |        |
|----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------|
|5.  |Суммарная экономия      |   338,1 |  50,8  |104,4  |182,9  |  6773,5|
|    |теплоэнергии            |         |        |       |       |        |
|    |(нарастающим итогом),   |         |        |       |       |        |
|    |тыс. Гкал               |         |        |       |       |        |
|----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------|
|6.  |Суммарная экономия воды |     5,8 |   0,5  |  1,8  |  3,5  |   216,0|
|    |(нарастающим итогом),   |         |        |       |       |        |
|    |тыс. куб. м             |         |        |       |       |        |
|----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------|
|7.  |Затраты на выполнение   |   807,1 | 226,8  |237,6  |342,7  |  3891,0|
|    |мероприятий, млн. руб.  |         |        |       |       |        |
|----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------|
|8.  |Стоимость сэкономленных |   757,3 |  70,0  |216,3  |471,0  | 21463,6|
|    |топливно-энергетических |         |        |       |       |        |
|    |ресурсов (нарастающим   |         |        |       |       |        |
|    |итогом), млн. руб.      |         |        |       |       |        |
|----|------------------------|---------|--------|-------|-------|--------|
|9.  |Эффективность           |   -49,7 |-156,8  |-21,3  |128,4  | 17572,6|
|    |мероприятий, млн. руб.  |         |        |       |       |        |
---------------------------------------------------------------------------

                 8.4. Раздел "Энергосбережение в ЖКХ"

     К подведомственным   организациям    Департамента    жилищно    -
коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы относятся:
     - МГУП  "Мосводоканал"  (полное  обеспечение  объектов жилищного,
промышленного и культурно-бытового назначения услугами водоснабжения и
канализации);
     - ГУП   АХП  (выполнение  функций  заказчика  по  проектированию,
строительству,   капитальному   ремонту   и  технической  эксплуатации
установок   архитектурно-художественной   подсветки   объектов  города
Москвы);
     - ГУП  "Жилищник-1"  (эксплуатация,  обслуживание  жилого фонда);
подведомственный  предприятию  фонд включает в себя 97 строений, общая
площадь жилого фонда составляет более 400 тыс. кв. м;
     - ГУП  ЭВАЖД  (эксплуатация  высотных  административных  и  жилых
домов);  на  его  обслуживании находятся 224 жилых дома, общая площадь
жилого фонда составляет более 2,8 млн. кв. м;
     - МГУП  "Мослифт"  (эксплуатация  лифтового оборудования и других
подъемных сооружений);
     - ОАО   "МОС   ОТИС"   (производство   и  обслуживание  лифтов  и
эскалаторов);
     - ГУП  "Гормост"  (эксплуатация,  содержание  и ремонт инженерных
сооружений,  особых  объектов градостроительной деятельности, внешнего
благоустройства,  мостов,  путепроводов,  эстакад,  тоннелей  и других
недвижимых сооружений коммунальной инфраструктуры города Москвы).
     На   обеспечение   жизнедеятельности  этих  организаций  ежегодно
расходуется  около  164  млн.  куб.  м  природного газа (около 0,6% от
общегородского  потребления), 2,6 млн. Гкал тепловой энергии (около 3%
от  общегородского  потребления), 2,4 млрд. кВтч электроэнергии (около
8%  от общегородского потребления) и 2,2 млн. куб. м воды (около 0,12%
от общегородского потребления).
     Крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов является
МГУП   "Мосводоканал",   использующее   42%   от   общего  потребления
топливно-энергетических   ресурсов   подведомственными   организациями
Департамента  жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города
Москвы.
     Для повышения эффективности использования топливно-энергетических
ресурсов  необходимо проведение следующих мероприятий, направленных на
снижение потерь тепловой и электрической энергии:
     - замена  санитарно-технического оборудования и запорной арматуры
на энергосберегающие;
     - реконструкция водопроводных сетей;
     - реконструкция и модернизация сооружений станций водоподготовки;
     - модернизация насосного оборудования перекачивающих станций;
     - перевод систем электроснабжения с 6 на 10 кВ;
     - замена  ламп  накаливания  на  энергосберегающие  осветительные
приборы;
     - реконструкция и модернизация лифтового хозяйства;
     - замена   старых  окон  на  современные  с  применением  тройных
стеклопакетов;
     - остекление лоджий и балконов в зданиях и др.;
     - замена   приборов   учета   по  мере  истечения  межповерочного
интервала   на   многотарифные   приборы   учета   с   подключением  к
информационной магистрали;
     - использование  в ЦТП вместо гидравлических регуляторов перепада
давления   установок  для  преобразования  избыточного  магистрального
давления теплоносителя в электроэнергию;
     - монтаж   светотехнических  устройств  на  основе  использования
солнечных батарей;
     - использование  при  освещении  лестничных  клеток  жилых  домов
датчиков движения и энергосберегающих осветительных приборов;
     - модернизация    тепловых   пунктов   с   установкой   частотных
регуляторов   на  насосное  оборудование,  а  также  контроллеров  для
автоматического  отпуска  тепловой  энергии  для  отопления,  горячего
водоснабжения и насосного оборудования;
     - разработка  комплекса  мероприятий  по снижению гидравлического
сопротивления    существующих   трубопроводных   систем   в   процессе
эксплуатации без замены материала труб;
     - использование   частотных   регуляторов  для  главного  привода
лифтов;
     - внедрение схемы парной работы лифтов;
     - установка   балансировочных   клапанов   для  систем  отопления
многоподъездных зданий;
     - компенсация   реактивной  мощности  с  установкой  устройств  в
трансформаторных подстанциях и жилых домах;
     - применение  люминофорных красок для указателей адресов на домах
и учреждениях города, дорожных знаков и указателей.
     Основные  показатели раздела "Энергосбережение в ЖКХ" приведены в
таблице 10.

                                                            Таблица 10

         ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗДЕЛА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ЖКХ"

---------------------------------------------------------------------------
|N  |Показатели             |Всего на |В том числе по годам               |
|п/п|                       |2009-2011|-----------------------------------|
|   |                       |гг.      |2009 г. |2010 г.|2011 г. |до 2020  |
|---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------|
| 1 |           2           |    3    |   4    |   5   |   6    |    7    |
|---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------|
|1. |Годовое сокращение     |    154,5|    29,5|   60,0|    65,0|    65   |
|   |потребления            |         |        |       |        |         |
|   |электроэнергии, млн.   |         |        |       |        |         |
|   |кВтч                   |         |        |       |        |         |
|---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------|
|2. |Годовое сокращение     |     72,2|    12,1|   24,9|    35,2|    35   |
|   |потребления тепловой   |         |        |       |        |         |
|   |энергии, тыс. Гкал     |         |        |       |        |         |
|---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------|
|3. |Годовое сокращение     |  21900,0| 19300,0| 1300,0|  1300,0|  1300   |
|   |воды, тыс. куб. м      |         |        |       |        |         |
|---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------|
|4. |Суммарная экономия     |    218,7|    22,2|   74,5|   122,0|  4680,00|
|   |электроэнергии         |         |        |       |        |         |
|   |(нарастающим итогом),  |         |        |       |        |         |
|   |млн. кВтч              |         |        |       |        |         |
|---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------|
|5. |Суммарная экономия     |     88,3|     9,1|   24,6|    54,6|  2520,00|
|   |теплоэнергии           |         |        |       |        |         |
|   |(нарастающим итогом),  |         |        |       |        |         |
|   |тыс. Гкал              |         |        |       |        |         |
|---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------|
|6. |Суммарная экономия воды|  50850,0|  9650  |19950  | 21250  |111600,00|
|   |(нарастающим итогом),  |         |        |       |        |         |
|   |тыс. куб. м            |         |        |       |        |         |
|---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------|
|7. |Затраты на выполнение  |   2473,4|  1450,8|  483,8|   538,8|  7495,12|
|   |мероприятий, млн. руб. |         |        |       |        |         |
|---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------|
|8. |Стоимость сэкономленных|   1630,3|   255,3|  602,5|   772,5| 14868,0 |
|   |топливно-энергетических|         |        |       |        |         |
|   |ресурсов (нарастающим  |         |        |       |        |         |
|   |итогом), млн. руб.     |         |        |       |        |         |
|---|-----------------------|---------|--------|-------|--------|---------|
|9. |Эффективность          |   -843,2| -1195,6|  118,7|   233,7|  7372,9 |
|   |мероприятий, млн. руб. |         |        |       |        |         |
---------------------------------------------------------------------------

           8.5. Раздел "Энергосбережение в промышленности"

     Промышленный  комплекс  города  Москвы  потребляет  3,7 млн. Гкал
тепловой  энергии от централизованных источников теплоснабжения, 11,67
млрд.  кВтч электроэнергии, 127,42 млн. куб. м воды, 717,9 млн. куб. м
природного газа, 141,4 тыс. т мазута, 4,6 тыс. т угля.
     С  целью  проведения  энергосберегающих мероприятий, внедрения на
предприятиях   новых  технологий  и  оборудования,  способных  дать  в
кратчайшие  сроки  эффект  снижения  потребляемой  энергии и мощности,
принято  распоряжение Правительства Москвы от 5 июня 2007 г. N 1407 "О
поддержке  проектов  по  энергосбережению  организаций  промышленности
города  в  рамках  Комплексной  программы  промышленной деятельности в
городе  Москве  на 2007-2009 гг.", в рамках которого предусматривается
компенсация 50% затрат предприятия на энергосбережение.
     Целями подпрограммы являются:
     - снижение   удельного   потребления   энергоресурсов  на  выпуск
промышленной продукции;
     - высвобождение электрической мощности;
     - снижение пиковых нагрузок на энергосистему;
     - снижение энергоемкости выпускаемой продукции.
     Основные  показатели  раздела "Энергосбережение в промышленности"
приведены в таблице 11.

                                                            Таблица 11

                     ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗДЕЛА
                 "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ"

---------------------------------------------------------------------------
|N  |Показатели               |Всего на |В том числе по годам             |
|п/п|                         |2009-2011|---------------------------------|
|   |                         |гг.      |2009 г.|2010 г. |2011 г.|до 2020 |
|---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------|
| 1 |            2            |    3    |   4   |   5    |   6   |        |
|---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------|
|1. |Годовое сокращение       |    257,6|    0,0|   128,8|  128,8|   120,0|
|   |потребления              |         |       |        |       |        |
|   |электроэнергии, млн. кВтч|         |       |        |       |        |
|---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------|
|2. |Годовое сокращение       |     62,6|    0,0|    31,3|   31,3|    30,0|
|   |потребления тепловой     |         |       |        |       |        |
|   |энергии, тыс. Гкал       |         |       |        |       |        |
|---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------|
|3. |Суммарная экономия       |    289,7|    0,0|    96,6|  193,1|  6952,5|
|   |электроэнергии           |         |       |        |       |        |
|   |(нарастающим итогом),    |         |       |        |       |        |
|   |млн. кВтч                |         |       |        |       |        |
|---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------|
|4. |Суммарная экономия       |     70,5|    0,0|    23,5|   47,0|  1691,3|
|   |теплоэнергии (нарастающим|         |       |        |       |        |
|   |итогом), тыс. Гкал       |         |       |        |       |        |
|---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------|
|5. |Затраты на выполнение    |   2500,0|  500,0|  1000,0| 1000,0| 12500,0|
|   |мероприятий, млн. руб.   |         |       |        |       |        |
|---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------|
|6. |Стоимость сэкономленных  |    765,7|    0,0|   255,2|  510,5| 18377,3|
|   |топливно-энергетических  |         |       |        |       |        |
|   |ресурсов (нарастающим    |         |       |        |       |        |
|   |итогом), млн. руб.       |         |       |        |       |        |
|---|-------------------------|---------|-------|--------|-------|--------|
|7. |Эффективность            |  -1234,3|    0,0|  -744,8| -489,5|  5877,3|
|   |мероприятий, млн. руб.   |         |       |        |       |        |
---------------------------------------------------------------------------

                 Механизмы развития энергосбережения
                     у промышленных потребителей

     Энергетическое  обследование  промышленных  предприятий,  годовое
потребление  энергоресурсов  которых  составляет  менее  6000  т у.т.,
осуществляется    в    порядке,    аналогичном    порядку   проведения
энергетических  обследований непромышленных предприятий и организаций,
не находящихся в собственности города Москвы.
     Требования    к    энергоэффективности    объектов   капитального
строительства  в промышленности в части обеспечения энергобезопасности
города  Москвы  устанавливаются Департаментом городского строительства
города   Москвы  совместно  с  Департаментом  топливно-энергетического
хозяйства   города  Москвы  путем  их  включения  в  градостроительные
регламенты.   Департамент   городского   строительства  города  Москвы
совместно  с  Департаментом  топливно-энергетического хозяйства города
Москвы   в  обязательном  порядке  обеспечивают  включение  требований
энергоэффективности     объектов    капитального    строительства    в
градостроительные регламенты при реорганизации промышленных зон.
     В  целях  стимулирования реализации энергосберегающих мероприятий
организаций  промышленности органы исполнительной власти города Москвы
в    порядке,    установленном    законодательством   города   Москвы,
предоставляют субсидии из бюджета города Москвы.
     В  целях  стимулирования  развития  производства  оборудования  и
средств   измерений,  используемых  для  реализации  энергосберегающих
мероприятий,     на     территории     города    Москвы    Департамент
топливно-энергетического   хозяйства   города   Москвы   совместно   с
Департаментом  науки  и промышленной политики города Москвы определяют
потребность  Московского региона в оборудовании и средствах измерений,
используемых  для реализации энергосберегающих мероприятий, и проводят
анализ  возможностей  выпуска  такой  продукции  на  территории города
Москвы.
     Органы   государственной   власти   города   Москвы   в  порядке,
установленном  законодательством города Москвы, предоставляют субсидии
организациям   для   развития   производства  оборудования  и  средств
измерений, используемых для реализации энергосберегающих мероприятий.
     Реализация  перечисленных  механизмов  развития  энергосбережения
осуществляется  органами  исполнительной  власти  города  Москвы путем
выполнения мероприятий, представленных в таблице 12.
     Для  обеспечения  научно-технической  политики энергосбережения и
для    получения    новых    результатов   в   области   практического
энергосбережения   в   рамках   Программы   предусмотрено   проведение
научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок. Порядок
их  проведения,  определения  актуальной  тематики  и  критерии отбора
приведены в приложении 4 к Программе.
     Годовое финансирование НИОКР составляет 35 млн. рублей ежегодно.

                                                            Таблица 12

          ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
                     У ПРОМЫШЛЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

---------------------------------------------------------------------------------------------
|N   |Мероприятие                        |Ответственный       |Объем          |Срок         |
|п/п |                                   |исполнитель         |финансирования,|исполнения   |
|    |                                   |                    |тыс. руб. <6>  |             |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|1   |Проведение энергетических обследований промышленных предприятий                       |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|1.1 |Формирование списка промышленных   |ДепТЭХ города Москвы|Не требует     |2009 г.      |
|    |предприятий, подлежащих            |                    |бюджетного     |             |
|    |энергетическому обследованию       |                    |финансирования |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|1.2 |Рассылка уведомлений промышленным  |ДепТЭХ города Москвы|Не требует     |2009-2010 гг.|
|    |предприятиям об обязательности     |                    |бюджетного     |             |
|    |проведения энергетического         |                    |финансирования |             |
|    |обследования и представления его   |                    |               |             |
|    |результатов в ДепТЭХ города Москвы |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|1.3 |Внесение изменений в Закон города  |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование |2009 г.      |
|    |Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45   |                    |в рамках       |             |
|    |"Кодекс города Москвы об           |                    |подпрограммы   |             |
|    |административных правонарушениях" в|                    |"Развитие      |             |
|    |части установления административной|                    |нормативно-    |             |
|    |ответственности за неисполнение    |                    |правовой базы" |             |
|    |решения органа исполнительной      |                    |               |             |
|    |власти о проведении энергетического|                    |               |             |
|    |обследования                       |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|1.4 |Разработка проекта нормативного    |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование |2009 г.      |
|    |правового акта об обязательности   |                    |в рамках       |             |
|    |представления результатов          |                    |подпрограммы   |             |
|    |энергетического обследования       |                    |"Развитие      |             |
|    |(энергоаудита) в Межведомственную  |                    |нормативно-    |             |
|    |комиссию по тепло-, электро-, газо-|                    |правовой базы" |             |
|    |и водоснабжению объектов города    |                    |               |             |
|    |Москвы организациями, нуждающимися |                    |               |             |
|    |в расширении действующих и         |                    |               |             |
|    |строительстве новых                |                    |               |             |
|    |энергоисточников, перераспределении|                    |               |             |
|    |нагрузок между источниками тепла, а|                    |               |             |
|    |также в использовании резервных    |                    |               |             |
|    |мощностей на электростанциях, РТС и|                    |               |             |
|    |центрах питания в электросетях     |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|1.5 |Внесение изменений в постановление |Департамент науки и |Финансирование |2009 г.      |
|    |Правительства Москвы от 14 ноября  |промышленной        |в рамках       |             |
|    |2006 г. N 899-ПП "Об утверждении   |политики города     |подпрограммы   |             |
|    |положений о порядке бюджетного     |Москвы              |"Развитие      |             |
|    |финансирования юридических лиц     |                    |нормативно-    |             |
|    |Департаментом науки и промышленной |                    |правовой базы" |             |
|    |политики города Москвы, Комиссии по|                    |               |             |
|    |предоставлению бюджетного кредита и|                    |               |             |
|    |состава Комиссии по предоставлению |                    |               |             |
|    |бюджетного кредита" в части        |                    |               |             |
|    |введения требования о              |                    |               |             |
|    |представлении результатов          |                    |               |             |
|    |энергетического обследования       |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|1.6 |Формирование перечня первоочередных|ДепТЭХ города Москвы|Не требует     |2010 г.      |
|    |энергосберегающих мероприятий на   |совместно с         |бюджетного     |             |
|    |промышленных предприятиях          |промышленными       |финансирования |             |
|    |                                   |предприятиями,      |               |             |
|    |                                   |Департамент науки и |               |             |
|    |                                   |промышленной        |               |             |
|    |                                   |политики города     |               |             |
|    |                                   |Москвы              |               |             |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|2   |Введение требований по энергоэффективности в градостроительные регламенты             |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|2.1 |Разработка требований по           |ДепТЭХ города Москвы|      7000     |2009-2011 гг.|
|    |энергоэффективности эксплуатации   |совместно с         |               |             |
|    |объектов капитального строительства|Департаментом       |               |             |
|    |для включения их в                 |городского          |               |             |
|    |градостроительные регламенты       |строительства города|               |             |
|    |территориальных зон                |Москвы              |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|2.2 |Разработка проектов обеспечения    |ДепТЭХ города Москвы|    228000     |2009-2011 гг.|
|    |максимальной энергоэффективности   |совместно с         |               |             |
|    |реорганизуемых промышленных зон (до|Департаментом       |               |             |
|    |10 промзон ежегодно)               |городского          |               |             |
|    |                                   |строительства города|               |             |
|    |                                   |Москвы              |               |             |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|3   |Стимулирование реализации энергосберегающих мероприятий в промышленности              |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|3.1 |Реализация организациями           |Департамент науки и |    600000     |2009-2011    |
|    |промышленности энергосберегающих   |промышленной        |               |             |
|    |мероприятий                        |политики города     |               |             |
|    |                                   |Москвы совместно с  |               |             |
|    |                                   |ДепТЭХ города Москвы|               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|3.2 |Продолжение практики применения    |РЭК Москвы          |Не требует     |2009-2010 гг.|
|    |тарифа экономического развития для |                    |бюджетного     |             |
|    |промышленных предприятий,          |                    |финансирования |             |
|    |реализующих программы              |                    |               |             |
|    |энергосбережения                   |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|3.3 |Заключение добровольных соглашений |ДепТЭХ города Москвы|Не требует     |2009-2011 гг.|
|    |с промышленными предприятиями о    |совместно с         |бюджетного     |             |
|    |снижении потребления энергоресурсов|Департаментом науки |финансирования |             |
|    |                                   |и промышленной      |               |             |
|    |                                   |политики города     |               |             |
|    |                                   |Москвы              |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|3.4 |Введение и реализация механизма    |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование |2009-2011 гг.|
|    |перераспределения (высвобождения)  |совместно с РЭК     |в рамках       |             |
|    |присоединенной мощности            |Москвы              |подпрограммы   |             |
|    |                                   |                    |"Сокращение    |             |
|    |                                   |                    |потребляемой   |             |
|    |                                   |                    |электрической  |             |
|    |                                   |                    |мощности"      |             |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|4   |Стимулирование производства оборудования и средств измерений, используемых для        |
|    |реализации энергосберегающих мероприятий                                              |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|4.1 |Определение потребности в          |ДепТЭХ города Москвы|Не требует     |2009 г.      |
|    |оборудовании и средствах измерений,|совместно с главными|бюджетного     |             |
|    |используемых для реализации        |распорядителями     |финансирования |             |
|    |энергосберегающих мероприятий      |бюджетных средств   |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|4.2 |Анализ возможностей выпуска        |Департамент науки и |Не требует     |2009 г.      |
|    |оборудования и средств измерений,  |промышленной        |бюджетного     |             |
|    |используемых для реализации        |политики города     |финансирования |             |
|    |энергосберегающих мероприятий, на  |Москвы              |               |             |
|    |территории города Москвы           |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|4.3 |Развитие производства оборудования |Департамент науки и |    900000     |2009-2011 гг.|
|    |и средств измерений, используемых  |промышленной        |               |             |
|    |для реализации энергосберегающих   |политики города     |               |             |
|    |мероприятий                        |Москвы              |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|4.4 |Формирование и размещение          |Главные             |Финансирование |2009-2011 гг.|
|    |государственного заказа на поставку|распорядители       |в объеме,      |             |
|    |оборудования и средств измерений,  |бюджетных средств   |предусмотренном|             |
|    |используемых для реализации        |совместно с ДепТЭХ  |законом о      |             |
|    |энергосберегающих мероприятий      |города Москвы       |бюджете на     |             |
|    |                                   |                    |соответствующий|             |
|    |                                   |                    |период         |             |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|5   |Разработка и реализация программ энергосбережения на предприятиях, подведомственных   |
|    |городу Москве                                                                         |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|5.1 |Организация разработки программ    |Департамент науки и |Не требует     |2009 г.      |
|    |энергосбережения предприятиями,    |промышленной        |бюджетного     |             |
|    |подведомственными городу Москве    |политики города     |финансирования |             |
|    |                                   |Москвы              |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|5.2 |Утверждение программ               |Департамент науки и |Не требует     |2009 г.      |
|    |энергосбережения предприятий,      |промышленной        |бюджетного     |             |
|    |подведомственных городу Москве     |политики города     |финансирования |             |
|    |                                   |Москвы              |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|5.3 |Контроль исполнения предприятиями, |Департамент науки и |Не требует     |2010-2011 гг.|
|    |подведомственными городу Москве,   |промышленной        |бюджетного     |             |
|    |утвержденных программ              |политики города     |финансирования |             |
|    |энергосбережения                   |Москвы              |               |             |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|6   |Оптимизация загрузки энергоисточников, находящихся в собственности промышленных       |
|    |предприятий города Москвы, и повышение эффективности использования                    |
|    |топливно-энергетических ресурсов                                                      |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|6.1 |Сбор и анализ информации о загрузке|ДепТЭХ города Москвы|Не требует     |2009 г.      |
|    |энергоисточников, находящихся в    |                    |бюджетного     |             |
|    |собственности промышленных         |                    |финансирования |             |
|    |предприятий                        |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|6.2 |Сотрудничество с Ростехнадзором по |ДепТЭХ города Москвы|Не требует     |2009-2011 гг.|
|    |проверке рационального и           |                    |бюджетного     |             |
|    |эффективного использования газа на |                    |финансирования |             |
|    |энергоисточниках, находящихся в    |                    |               |             |
|    |собственности промышленных         |                    |               |             |
|    |предприятий                        |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|6.3 |Рассылка уведомлений о проведении  |ДепТЭХ города Москвы|Не требует     |2010-2011 гг.|
|    |энергетического обследования       |                    |бюджетного     |             |
|    |источников, потребление            |                    |финансирования |             |
|    |энергоресурсов которых составляет  |                    |               |             |
|    |менее 6000 т у.т.                  |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|6.4 |Разработка схем оптимизации        |ДепТЭХ города Москвы|    100000     |2009-2011 гг.|
|    |загрузки энергоисточников,         |                    |               |             |
|    |находящихся в собственности        |                    |               |             |
|    |промышленных предприятий (10       |                    |               |             |
|    |предприятий)                       |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|6.5 |Разработка пилотного проекта       |ДепТЭХ города Москвы|      8000     |2009-2010 гг.|
|    |"Внедрение повышенного             |                    |               |             |
|    |температурного графика на одной ТЭЦ|                    |               |             |
|    |города Москвы в летний период для  |                    |               |             |
|    |обеспечения работы абсорбционных   |                    |               |             |
|    |машин в системах хладоснабжения с  |                    |               |             |
|    |целью полезного использования      |                    |               |             |
|    |теплоты и экономии электроэнергии" |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|6.6 |Информационная работа с            |ДепТЭХ города Москвы|Не требует     |2009-2011 гг.|
|    |промышленными предприятиями по     |совместно с РЭК     |бюджетного     |             |
|    |разработке программ                |Москвы              |финансирования |             |
|    |энергосбережения на                |                    |               |             |
|    |энергоисточниках, находящихся в    |                    |               |             |
|    |собственности промышленных         |                    |               |             |
|    |предприятий                        |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|6.7 |Согласование и утверждение программ|РЭК Москвы          |Не требует     |2009-2011 гг.|
|    |энергосбережения на                |                    |бюджетного     |             |
|    |энергоисточниках, находящихся в    |                    |финансирования |             |
|    |собственности промышленных         |                    |               |             |
|    |предприятий                        |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|6.8 |Учет в структуре необходимой       |РЭК Москвы          |Не требует     |2009-2011 гг.|
|    |валовой выручки собственников      |                    |бюджетного     |             |
|    |энергоисточников при установлении  |                    |финансирования |             |
|    |тарифов на электрическую энергию,  |                    |               |             |
|    |генерируемую на энергоисточниках,  |                    |               |             |
|    |находящихся в собственности        |                    |               |             |
|    |промышленных предприятий,          |                    |               |             |
|    |финансовых средств на реализацию   |                    |               |             |
|    |утвержденных программ              |                    |               |             |
|    |энергосбережения                   |                    |               |             |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|7   |Реализация механизмов Киотского протокола                                             |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|7.1 |Разработка методических            |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование |2009 г.      |
|    |рекомендаций для промышленных      |                    |в рамках       |             |
|    |предприятий города Москвы по       |                    |подпрограммы   |             |
|    |формированию проектов совместного  |                    |"Развитие      |             |
|    |осуществления по ст. 6 Киотского   |                    |нормативно-    |             |
|    |протокола                          |                    |правовой базы" |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|7.2 |Разработка методических            |ДепТЭХ города Москвы|Финансирование |2009 г.      |
|    |рекомендаций по учету              |                    |в рамках       |             |
|    |дополнительной углеродной          |                    |подпрограммы   |             |
|    |составляющей в инвестиционных      |                    |"Развитие      |             |
|    |регламентах, схемах и планах       |                    |нормативно-    |             |
|    |развития города                    |                    |правовой базы" |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|7.3 |Информирование промышленных        |ДепТЭХ города Москвы|Не требует     |2009-2011 гг.|
|    |предприятий о возможностях и       |                    |дополнительного|             |
|    |имеющемся опыте по привлечению     |                    |бюджетного     |             |
|    |инвестиций в рамках Киотского      |                    |финансирования |             |
|    |протокола                          |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|7.4 |Оказание содействия промышленным   |ДепТЭХ города Москвы|Не требует     |2009 г.      |
|    |предприятиям в реализации проектов |                    |дополнительного|             |
|    |и формирование портфеля проектов в |                    |бюджетного     |             |
|    |единый пакет для повышения его     |                    |финансирования |             |
|    |инвестиционной привлекательности   |                    |               |             |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|8   |Научное и информационное обеспечение энергосбережения                                 |
|----|--------------------------------------------------------------------------------------|
|8.1 |Информирование промышленных        |ДепТЭХ города Москвы|Не требует     |2009-2011 гг.|
|    |предприятий о проводимых           |                    |бюджетного     |             |
|    |мероприятиях, касающихся           |                    |финансирования |             |
|    |энергосбережения, в том числе      |                    |               |             |
|    |информирование московских          |                    |               |             |
|    |предприятий о сроках проведения    |                    |               |             |
|    |закупок для государственных нужд   |                    |               |             |
|    |энергоэффективной продукции и      |                    |               |             |
|    |приборов учета энергоресурсов      |                    |               |             |
|----|-----------------------------------|--------------------|---------------|-------------|
|8.2 |Проведение научно-исследовательских|Департамент науки и |    105000     |2009-2011 гг.|
|    |и опытно-конструкторских работ по  |промышленной        |               |             |
|    |важнейшим направлениям             |политики города     |               |             |
|    |практического энергосбережения     |Москвы              |               |             |
---------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <6>   Объемы   финансирования   корректируются   по   результатам
проведенных конкурсов и уточняются ежегодно.

       8.6. Раздел "Энергосбережение в строительном комплексе"

     Строительный  комплекс  Москвы насчитывает более 300 организаций,
среди   которых   предприятия   деревообрабатывающей   промышленности,
предприятия   по  производству  различных  строительных  материалов  и
изделий   и   строительные   организации,   участвующие   в   процессе
проектирования   и   строительства   зданий  и  сооружений  различного
назначения.
     Важной  составляющей  потенциала  энергосбережения в строительном
комплексе  Москвы  являются  жилые  дома,  подлежащие  реконструкции в
соответствии с принятой 4 декабря 2007 г. постановлением Правительства
Москвы  N 1032-ПП Городской целевой программой по капитальному ремонту
многоквартирных  домов  города  Москвы  "Ответственным собственникам -
отремонтированный дом" на 2008-2014 гг.
     В  соответствии с этой программой в период 2008-2014 гг. подлежат
капитальному ремонту 13787 строений общей площадью 117,51 млн. кв. м.
     При проведении технико-экономических расчетов предполагалось, что
сэкономленная       электроэнергия       компенсирует       увеличение
электропотребления   зданий   за   счет   использования   механической
вентиляции, рекуперации вентиляционных выбросов и т.д.
     Экономия  тепловой  энергии рассчитывалась из условия экономии 65
кВтч  тепловой  энергии  с  1  кв. м в год при новом строительстве, из
которых  20  кВтч  тепловой  энергии  с  1  кв.  м  в  год  -  за счет
использования     нетрадиционных     и    возобновляемых    источников
энергоснабжения,  вторичных  энергоресурсов  (далее  -  НВИЭ,  ВЭР)  и
теплонасосных  систем  теплоснабжения,  а  остальные 45 кВтч - за счет
установки  ИТП,  балансировки  стояков  отопления,  терморегуляторов и
индивидуального учета.
     При  реконструкции  и  капремонте  жилья  в  расчетах учитывалась
экономия  85 кВтч тепловой энергии с 1 кв. м в год, из которых 20 кВтч
тепловой  энергии  с 1 кв. м в год - за счет использования НВИЭ, ВЭР и
теплонасосных  систем теплоснабжения, а остальное - за счет приведения
ограждающих конструкций и инженерных систем в соответствие действующим
нормативам,   включая   обязательную   замену   элеваторов   на   ИТП,
балансировку   стояков   отопления,   установку   терморегуляторов   и
организацию индивидуального учета.
     При   этом   в   расчетах  были  приняты  темпы  реконструкции  и
строительства  -  25  млн.  кв.  м  в  год  реконструируемого  жилья и
капремонта  и  6 млн. кв. м в год нового строительства. Дополнительные
капвложения  в  тепловые насосы и оборудование для утилизации ВЭР были
приняты  равными 0,29 тыс. руб. на 1 кв. м. Дополнительные капвложения
в  остальные  энергосберегающие  мероприятия  были приняты равными 0,2
тыс.  руб. на 1 кв. м для вновь строящегося жилья и 0,3 тыс. руб. на 1
кв. м для реконструируемого и ремонтируемого жилья.
     При  проведении  расчетов  была  учтена  экономия  капвложений  в
создание   теплогенерирующих   мощностей   и   увеличение   пропускной
способности   тепловых  сетей  и  ИТП,  равная  8000  руб.  за  1  кВт
сэкономленной  теплогенерирующей  мощности.  При  определении экономии
тепловой  нагрузки  зданий  было  принято  снижение за счет НВИЭ и ВЭР
тепловой  нагрузки  реконструируемых, капитально ремонтируемых и вновь
строящихся зданий из расчета 30 Вт на 1 кв. м.
     Существенной  особенностью данного раздела является тот факт, что
основные  капитальные  вложения,  связанные с реализацией предложенных
мероприятий  при  новом  строительстве,  будут  осуществляться за счет
внебюджетных   источников,   поскольку  энергосберегающие  мероприятия
являются    предметом   объектной   сметы,   финансируемой   за   счет
инвесторов-застройщиков.
     Основные  показатели  раздела  "Энергосбережение  в  строительном
комплексе" приведены в таблице 13.

                                                            Таблица 13

            ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗДЕЛА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
                      В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ"

---------------------------------------------------------------------------
|N  |Показатели                 |Всего на|В том числе по годам            |
|п/п|                           |2009-   |--------------------------------|
|   |                           |2011 гг.|2009 г.|2010 г.|2011 г.|до 2020 |
|---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------|
| 1 |             2             |   3    |   4   |   5   |   6   |    7   |
|---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------|
|1. |Годовой прирост экономии   |  4784,8|       | 2392,4| 2392,4| 28708,8|
|   |тепловой энергии, тыс. Гкал|        |       |       |       |        |
|---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------|
|   |В том числе за счет НВИЭ,  |  1442,0|   -   |  721  |  721  |  8652  |
|   |ВЭР и теплонасосных систем |        |       |       |       |        |
|   |теплоснабжения, тыс. Гкал  |        |       |       |       |        |
|---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------|
|2. |Суммарная экономия тепловой|  7177,2|       | 2392,4| 4784,8|172252,8|
|   |энергии (нарастающим       |        |       |       |       |        |
|   |итогом), тыс. Гкал         |        |       |       |       |        |
|---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------|
|   |В том числе за счет НВИЭ,  |  2163,0|   -   |  721  | 1442  | 51912  |
|   |ВЭР и теплонасосных систем |        |       |       |       |        |
|   |теплоснабжения, тыс. Гкал  |        |       |       |       |        |
|---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------|
|3. |Дополнительные капвложения | 35380,0|       |17690  |17690  |160490  |
|   |и затраты на выполнение    |        |       |       |       |        |
|   |мероприятий, млн. руб.     |        |       |       |       |        |
|---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------|
|   |В том числе в НВИЭ, ВЭР и  | 17980,0|   -   | 8990  | 8990  | 98890  |
|   |теплонасосные системы      |        |       |       |       |        |
|   |теплоснабжения, млн. руб.  |        |       |       |       |        |
|---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------|
|4. |Экономия капитальных       | 27467,6|       |13733,8|13733,8| 55000  |
|   |вложений в создание        |        |       |       |       |        |
|   |теплогенерирующих          |        |       |       |       |        |
|   |мощностей, млн. руб.       |        |       |       |       |        |
|---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------|
|   |В том числе за счет НВИЭ,  | 14880,0|       | 7440  | 7440  | 81840  |
|   |ВЭР и теплонасосных систем |        |       |       |       |        |
|   |теплоснабжения, млн. руб.  |        |       |       |       |        |
|---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------|
|5. |Стоимость сэкономленной    |  7177,2|       | 2392,4| 4784,8| 33428  |
|   |тепловой энергии           |        |       |       |       |        |
|   |(нарастающим итогом), млн. |        |       |       |       |        |
|   |руб.                       |        |       |       |       |        |
|---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------|
|   |В том числе за счет НВИЭ,  |  2163,0|   -   |  721  | 1442  | 47581,4|
|   |ВЭР и теплонасосных систем |        |       |       |       |        |
|   |теплоснабжения, млн. руб.  |        |       |       |       |        |
|---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------|
|6. |Эффективность мероприятий  |   201,8|       | -734,8|  936,6| 44563  |
|   |без учета НВИЭ, ВЭР и      |        |       |       |       |        |
|   |теплонасосных систем,      |        |       |       |       |        |
|   |учтенных в разделе 9.4,    |        |       |       |       |        |
|   |млн. руб.                  |        |       |       |       |        |
|---|---------------------------|--------|-------|-------|-------|--------|
|7. |Эффективность мероприятий  |  -735,2|       |-1563,8|  828,6| 75094  |
|   |по разделу в целом, млн.   |        |       |       |       |        |
|   |руб.                       |        |       |       |       |        |
---------------------------------------------------------------------------

     (*) Затраты  в  строительном комплексе рассчитываются как разница
между  дополнительными  капвложениями  и   затратами   на   выполнение
мероприятий    и    экономией    капитальных   вложений   в   создание
теплогенерирующих мощностей.

         Механизмы энергосбережения в строительном комплексе

     В целях стимулирования широкого внедрения в строительный комплекс
Москвы   энергоэффективных  технологий  и  оборудования  целесообразно
Департаменту городского строительства города Москвы:
     1.  Создать  при  строительном  комплексе города Межведомственный
экспертный  совет,  определяющий  Перечень  стратегически  важных  для
города инновационных технологий и направлений.
     2.  Обеспечить  вовлечение  в  систему сертификации строительного
комплекса   стандартов  независимых  саморегулируемых  и  общественных
организаций и профессиональных ассоциаций и объединений.
     3.  Обеспечить  экспериментальное  проектирование и строительство
демонстрационных   энергоэффективных   зданий   ориентировочной  общей
площадью 200 тыс. кв. м.
     Комплекс предлагаемых мероприятий приведен в таблице 14.

                                                            Таблица 14

       МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

---------------------------------------------------------------------------
|N  |Мероприятие                            |Ответственный за  |Срок      |
|п/п|                                       |реализацию        |исполнения|
|   |                                       |мероприятий       |          |
|---|---------------------------------------|------------------|----------|
|1. |Разработка и введение в действие       |Департамент       |2009-2010 |
|   |рыночных и нормативных регуляторов,    |экономической     |гг.       |
|   |стимулирующих внедрение в строительном |политики и        |          |
|   |комплексе новых энергоэффективных      |развития города   |          |
|   |технологий и оборудования, включая     |совместно с       |          |
|   |формирование комплексного подхода к    |Департаментом     |          |
|   |нормативам энергопотребления,          |городского        |          |
|   |нормируемому уровню теплозащиты зданий,|строительства     |          |
|   |температурным режимам теплосетей,      |города Москвы     |          |
|   |автоматическому регулированию систем   |                  |          |
|   |отопления, квартирному учету           |                  |          |
|   |энергоресурсов и пр.                   |                  |          |
|---|---------------------------------------|------------------|----------|
|2. |Совершенствование системы сертификации |Департамент       |2009-2010 |
|   |в строительном комплексе и             |городского        |гг.       |
|   |энергосберегающих стандартов, включая  |строительства     |          |
|   |создание сертификационных и            |города Москвы     |          |
|   |испытательных центров, энергетическую  |                  |          |
|   |паспортизацию объектов жилого и        |                  |          |
|   |нежилого фондов                        |                  |          |
|---|---------------------------------------|------------------|----------|
|3. |Внедрение в проектирование и           |Департамент       |2009-2011 |
|   |строительство зданий и сооружений      |городского        |гг.       |
|   |энергоэффективных технологических и    |строительства     |          |
|   |технических решений оборудования       |города Москвы     |          |
|   |"активного" энергосбережения           |                  |          |
|---|---------------------------------------|------------------|----------|
|4. |Создание и введение в действие         |Департамент       |2009-2011 |
|   |механизмов инновационной стратегии     |городского        |гг.       |
|   |строительного комплекса Москвы,        |строительства     |          |
|   |предусматривающих натурную апробацию   |города Москвы     |          |
|   |новых энергоэффективных технологий и   |                  |          |
|   |оборудования на экспериментальных      |                  |          |
|   |пилотных объектах                      |                  |          |
|---|---------------------------------------|------------------|----------|
|5. |Широкое внедрение в проектирование и   |Департамент       |2009-2011 |
|   |строительство отопительных систем с    |городского        |гг.       |
|   |горизонтальной разводкой               |строительства     |          |
|   |                                       |города Москвы     |          |
|   |                                       |совместно с ДепТЭХ|          |
|   |                                       |города Москвы     |          |
|---|---------------------------------------|------------------|----------|
|6. |Разработка и введение в действие       |РЭК города Москвы |2009-2010 |
|   |системы перспективных тарифов на       |совместно с ДепТЭХ|гг.       |
|   |энергоресурсы и рациональных платежей  |города Москвы     |          |
|   |за подключение к городским сетям,      |                  |          |
|   |используемые при подготовке ТЭО новых  |                  |          |
|   |строительных объектов                  |                  |          |
|---|---------------------------------------|------------------|----------|
|7. |Экспериментальное проектирование и     |Департамент       |2009-2011 |
|   |строительство не менее двух (новое     |городского        |гг.       |
|   |строительство и реконструкция)         |строительства     |          |
|   |демонстрационных экспериментальных     |города Москвы     |          |
|   |энергоэффективных жилых кварталов общей|совместно с ДепТЭХ|          |
|   |площадью 200 тыс. кв. м, их опытная    |города Москвы     |          |
|   |эксплуатация и освоение промышленного  |                  |          |
|   |производства нового апробированного в  |                  |          |
|   |натурных условиях энергоэффективного   |                  |          |
|   |оборудования, конструкций, материалов и|                  |          |
|   |комплектующих изделий                  |                  |          |
---------------------------------------------------------------------------

           8.7. Раздел "Энергосбережение в административных
                               округах"

     Жилищный  фонд  города  Москвы  представляет  собой свыше 40 тыс.
жилых  домов,  из  которых  более  30 тыс. домов относится к жилищному
фонду,  находящемуся  в  собственности  города  Москвы. Около четверти
объема  жилищного  фонда  -  ведомственные  и частные дома, ТСЖ и ЖСК.
Население  в  целом  по 10 административным округам столицы потребляет
около  53  млн.  Гкал тепловой энергии, 8,8 млрд. кВтч электроэнергии,
1,125  млрд.  т  воды. Торговля и сфера услуг - 10,2 млн. Гкал тепла и
2,1  млрд. кВтч электроэнергии. Суммарное потребление социальной сферы
окружного  подчинения  составляет  6,78  млн. Гкал тепловой и 350 млн.
кВтч электрической энергии. Большая часть потребления социальной сферы
в  округах  сосредоточена  в учреждениях образования: 82,5% по теплу и
77% по электрической энергии.
     В  рамках  окружных  программ процесс энергосбережения необходимо
развивать в следующих направлениях:
     - существующий  жилищный  фонд  (в  первую  очередь находящийся в
собственности   города  Москвы).  Целесообразно  совместить  внедрение
комплекса  энергосберегающих  мероприятий с проводимыми комплексными и
выборочными  капитальными ремонтами. В 2009 г. будет реализован именно
такой подход;
     - промышленность   (в  основном  средние  и  мелкие  промышленные
предприятия);
     - социальная  сфера окружного подчинения (учреждения образования,
здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты населения);
     - предприятия  торговли  (магазины,  торговые  комплексы, объекты
мелкорозничной торговли).
     Основные  показатели раздела "Энергосбережение в административных
округах" приведены в таблице 15.

                                                            Таблица 15

            ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗДЕЛА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
                     В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГАХ"

---------------------------------------------------------------------------
|N  |Показатели            |Всего на |В том числе по годам                |
|п/п|                      |2009-2011|------------------------------------|
|   |                      |гг.      |2009 г. |2010 г. |2011 г. |до 2020  |
|---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------|
| 1 |           2          |    3    |   4    |   5    |   6    |    7    |
|---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------|
|1. |Годовое сокращение    |  1286,50|  186,5 |  550,0 |  550,0 |   500   |
|   |потребления           |         |        |        |        |         |
|   |электроэнергии, млн.  |         |        |        |        |         |
|   |кВтч                  |         |        |        |        |         |
|---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------|
|2. |Годовое сокращение    |  2505,76|  799,16|  878,30|  828,30|   850   |
|   |потребления тепловой  |         |        |        |        |         |
|   |энергии, тыс. Гкал    |         |        |        |        |         |
|---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------|
|3. |Годовое сокращение    | 37596,00|13596,00|11400,00|12600,00| 12000   |
|   |воды, тыс. куб. м     |         |        |        |        |         |
|---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------|
|4. |Суммарная экономия    |  1566,27|   93,25|  461,51| 1011,51| 35686,51|
|   |электроэнергии        |         |        |        |        |         |
|   |(нарастающим итогом), |         |        |        |        |         |
|   |млн. кВтч             |         |        |        |        |         |
|---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------|
|5. |Суммарная экономия    |  3729,50|  399,58| 1238,31| 2091,61| 61149,16|
|   |теплоэнергии          |         |        |        |        |         |
|   |(нарастающим итогом), |         |        |        |        |         |
|   |тыс. Гкал             |         |        |        |        |         |
|---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------|
|6. |Суммарная экономия    | 57390,00| 6798,00|19296,00|31296,00|521728   |
|   |воды (нарастающим     |         |        |        |        |         |
|   |итогом), тыс. куб. м  |         |        |        |        |         |
|---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------|
|7. |Затраты на выполнение | 11171,40| 2883,8 | 4188,1 | 4099,5 | 48155,43|
|   |мероприятий, млн. руб.|         |        |        |        |         |
|---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------|
|8. |Стоимость             |  8636,20|  759,3 | 2731,8 | 5145,1 |157231,3 |
|   |сэкономленных         |         |        |        |        |         |
|   |топливно-             |         |        |        |        |         |
|   |энергетических        |         |        |        |        |         |
|   |ресурсов (нарастающим |         |        |        |        |         |
|   |итогом), млн. руб.    |         |        |        |        |         |
|---|----------------------|---------|--------|--------|--------|---------|
|9. |Эффективность         | -2535,20|-2124,5 |-1456,3 | 1045,6 |109075,9 |
|   |мероприятий, млн. руб.|         |        |        |        |         |
---------------------------------------------------------------------------

         Механизмы развития энергосбережения в жилищной сфере

     В   целях   привлечения  энергосервисных  компаний  к  реализации
энергосберегающих мероприятий в многоквартирных жилых домах необходимо
использовать  предусмотренный законодательством города Москвы механизм
предоставления государственных гарантий города как способа обеспечения
исполнения  обязательств  энергосервисных компаний при привлечении ими
заемных средств на реализацию перформанс-контрактов в жилищной сфере.
     Основными   направлениями  деятельности  органов  государственной
власти      города     Москвы     по     стимулированию     применения
перформанс-контрактов являются:
     - подготовка   методических   документов  по  порядку  заключения
перформанс-контрактов;
     - проведение   широкой  рекламной  кампании  среди  населения  об
экономической выгоде заключения перформанс-контрактов;
     - предоставление   государственных  гарантий  города  Москвы  как
способа  обеспечения  исполнения обязательств энергосервисных компаний
при     привлечении     ими     заемных    средств    на    реализацию
перформанс-контрактов.   Создание  фондов  энергосбережения,  основной
целью  которых  является  предоставление  кредитов (длинных денег) или
поручительства   по   кредитам   банков  для  проведения  управляющими
компаниями,   товариществами   собственников  жилья  энергосберегающих
мероприятий;
     - выступление инициатором включения энергосберегающих мероприятий
в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилых помещений в тех
случаях,   когда  город  Москва  реализует  права  собственника  жилых
помещений  в  многоквартирных  домах.  Положительный  опыт  реализации
энергосберегающих   мероприятий   в   жилом   фонде,   находящемся   в
собственности  города  Москвы,  должен  использоваться  для пропаганды
проведения энергосберегающих мероприятий среди населения.
     Энергетические обследования проводятся за счет средств городского
бюджета   в  жилых  домах,  имеющих  наибольшие  показатели  удельного
энергопотребления  (например,  на  1 кв. м или на 1 проживающего), для
этого  уполномоченными  Правительством  Москвы  органами власти города
Москвы  проводится  анализ  потребления  энергоресурсов  за предыдущие
периоды.   На  основании  проведенных  энергетических  обследований  и
паспортизации органы государственной власти города Москвы:
     - составляют     перечень     первоочередных    энергосберегающих
мероприятий,  финансируемых  за  счет  средств  городского  бюджета, в
обследованных жилых домах;
     - определяют  нормативы потребления коммунальных ресурсов в жилых
домах для осуществления мониторинга энергопотребления.
     Органы  государственной  власти  города  Москвы  создают  систему
мониторинга   энергопотребления   в   многоквартирных   жилых   домах,
позволяющую  отслеживать  фактическое  энергопотребление жилых домов в
сравнении  с  данными  энергетических паспортов проектов и нормативами
потребления коммунальных ресурсов.
     В  настоящее  время  причинами низкого уровня энергоэффективности
многоквартирных жилых домов являются:
     - отсутствие  обязанности  проверки соответствия эксплуатационных
характеристик   многоквартирных   жилых  домов  данным  энергетических
паспортов;
     - устаревшие    системы    отопления,   в   которых   отсутствует
автоматическое регулирование на вводе в здание и в квартирах;
     - самовольное переустройство гражданами жилых помещений.
     Достаточно  значимой  причиной низкого уровня энергоэффективности
многоквартирных  жилых  домов является то, что более 1,5 млн. приборов
учета  электрической  энергии  в  многоквартирных жилых домах вышли за
срок   межповерочного   интервала   и   имеют   класс   точности,   не
соответствующий  требованиям действующего законодательства. Применение
современных  приборов  учета  позволяет  более  точно  учитывать объем
потребленной  электрической  энергии  и стимулирует граждан к снижению
энергопотребления.
     В  целях  решения  вышеуказанных  проблем  органы государственной
власти города Москвы:
     - разрабатывают  документы,  определяющие  порядок взаимодействия
управляющих  компаний  и  Государственной  жилищной  инспекции  города
Москвы в процессе проверки соответствия эксплуатационных характеристик
многоквартирных  жилых  домов данным энергетических паспортов проектов
после  истечения  1  года  эксплуатации многоквартирного жилого дома с
целью   привлечения   к  ответственности  строительных  организаций  в
соответствии  с  заключенными  договорами. Указанный механизм позволит
повысить   ответственность   строительных  организаций  за  соблюдение
проектной  документации,  что  приведет  к  повышению реального уровня
энергоэффективности строящихся многоквартирных жилых домов;
     - организовывают      взаимодействие      между      префектурами
административных  округов  города  Москвы  и  Государственной жилищной
инспекцией   города  Москвы  в  части  предоставления  информации  для
проведения проверок жилых помещений.
     Префектуры  административных  округов  города  Москвы анализируют
информацию об энергопотреблении квартир и многоквартирных жилых домов,
представляют  сведения  о  квартирах  и  многоквартирных жилых домах с
наибольшим  удельным  потреблением  энергоресурсов  в  Государственную
жилищную  инспекцию  города  Москвы,  которая  на основании полученной
информации  проводит  проверку квартир на предмет наличия самовольного
переустройства жилых помещений.
     В настоящее время на территории города Москвы действует Городская
целевая  программа  по  капитальному  ремонту многоквартирных домов на
2008-2014 гг. (утв. Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 52),
поэтому   следует   совместить   проведение   капитальных  ремонтов  в
многоквартирных  жилых  домах с осуществлением в них энергосберегающих
мероприятий.  Увязка планов капитальных ремонтов и реконструкции жилых
домов  с  планами  проведения  энергосберегающих  мероприятий позволит
оптимизировать расходование средств бюджета города Москвы на указанные
цели за счет устранения дублирования проводимых работ и применения при
капитальных   ремонтах   более   энергоэффективного   оборудования   и
материалов.
     В  2009-2011 гг. при комплексном и выборочном капитальном ремонте
жилого фонда, проводимом в соответствии с Городской целевой программой
по  капитальному  ремонту  многоквартирных  домов  на  2008-2014  гг.,
планируется   реализация  следующих  дополнительных  энергосберегающих
мероприятий:
     - замена   одноставочных   счетчиков   электрической  энергии  на
многотарифные;
     - остекление лоджий и балконов;
     - установка теплоотражающих экранов за радиаторами отопления;
     - установка устройств плавного пуска в лифтах;
     - установка компенсаторов реактивной мощности;
     - энергетическое обследование до и после капитального ремонта.
     С   2010  года  при  принятии  решения  о  дальнейшей  реализации
дополнительных   энергосберегающих   мероприятий  в  рамках  Городской
целевой  программы  по  капитальному  ремонту многоквартирных домов на
2008-2014  гг. с соответствующим увеличением финансирования, указанные
энергосберегающие мероприятия осуществляются за счет средств Городской
целевой  программы  по  капитальному  ремонту многоквартирных домов на
2008-2014 гг., а настоящая Программа подлежит корректировке.
     Для   обеспечения   финансирования  проведения  энергосберегающих
мероприятий    организациями    коммунального   комплекса   необходимо
обеспечить   включение   в   объем  необходимой  валовой  выручки  при
формировании  тарифов  на  коммунальные  ресурсы  финансовых  средств,
направляемых   организациями  коммунального  комплекса  на  реализацию
энергосберегающих  мероприятий, в объеме, соответствующем утвержденным
программам энергосбережения. Мероприятия по проведению энергетического
обследования,      энергетической      паспортизации,      составлению
топливно-энергетических  балансов и планов энергетического развития на
территории Москвы приведены в приложении 5 к Программе.
     Мероприятия   по   энергосбережению  в  административных  округах
приведены в таблице 16.

                                                            Таблица 16


                   МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
                      В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГАХ

----------------------------------------------------------------------------------------------------
|N   |Мероприятие                     |Исполнитель            |Финансирование,     |Срок исполнения|
|п/п |                                |                       |тыс. руб. <7>       |               |
|----|---------------------------------------------------------------------------------------------|
|1   |Проведение энергетических обследований и паспортизация жилых домов                           |
|----|---------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.1 |Разработка порядка сбора        |ДепТЭХ города Москвы   |Финансирование в    |2009 г.        |
|    |информации об энергопотреблении |совместно с            |рамках подпрограммы |               |
|    |жилых домов                     |территориальными       |"Развитие           |               |
|    |                                |органами исполнительной|нормативно-правовой |               |
|    |                                |власти города Москвы   |базы"               |               |
|----|--------------------------------|-----------------------|--------------------|---------------|
|1.2 |Сбор и анализ информации об     |ДепТЭХ города Москвы   |Не требует          |2009 г.        |
|    |энергопотреблении жилых домов в |совместно с            |бюджетного          |               |
|    |предыдущие периоды              |территориальными       |финансирования      |               |
|    |                                |органами исполнительной|                    |               |
|    |                                |власти города Москвы   |                    |               |
|----|--------------------------------|-----------------------|--------------------|---------------|
|1.3 |Разработка порядка проведения   |ДепТЭХ города Москвы   |Финансирование в    |2009 г.        |
|    |энергетических обследований     |                       |рамках подпрограммы |               |
|    |жилых домов для формирования    |                       |"Развитие           |               |
|    |конкурсной документации на      |                       |нормативно-правовой |               |
|    |проведение энергообследований   |                       |базы"               |               |
|    |жилых домов                     |                       |                    |               |
|----|--------------------------------|-----------------------|--------------------|---------------|
|1.4 |Отбор жилых домов, подлежащих   |ДепТЭХ города Москвы   |Не требует          |2009 г.        |
|    |первоочередным энергетическим   |совместно с            |бюджетного          |               |
|    |обследованиям                   |префектурами           |финансирования      |               |
|    |                                |административных       |                    |               |
|    |                                |округов города Москвы  |                    |               |
|----|--------------------------------|-----------------------|--------------------|---------------|
|1.5 |Проведение полной паспортизации |ДепТЭХ города Москвы   |    300000          |2009-2011 гг.  |
|    |жилых домов и энергетических    |совместно с            |                    |               |
|    |обследований домов с высокими   |префектурами           |                    |               |
|    |показателями удельных расходов  |административных       |                    |               |
|    |энергоресурсов (до 300 объектов |округов города Москвы  |                    |               |
|    |ежегодно)                       |                       |                    |               |
|----|--------------------------------|-----------------------|--------------------|---------------|
|1.6 |Формирование перечня            |ДепТЭХ города Москвы   |      1000          |2010 г.        |

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8