О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2008-2010 ГГ.)" (Редакция на 13.04.2010) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 25 декабря 2007 г. N 1121-ПП (ЮИАИ) В целях решения задач комплексного социально-экономического развития города Москвы в соответствии с основными направлениями государственной политики в сфере культуры и согласно постановлению Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве" Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Городскую целевую комплексную программу "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" (далее - Программа) согласно приложению 1 к настоящему постановлению. 2. Определить основными целями Программы комплексное развитие культурного потенциала города Москвы, сохранение культурного наследия, обогащение культурной жизни столицы, создание условий для творческого досуга и художественного самообразования детей и подростков, интеграцию культуры мегаполиса в европейское и мировое культурное пространство. 3. Возложить на Департамент культуры города Москвы функции государственного заказчика-координатора работы по выполнению мероприятий Программы. 4. Возложить функции государственных заказчиков Программы на Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент физической культуры и спорта города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, префектуры административных округов города Москвы. 5. Департаменту культуры города Москвы - заказчику-координатору Программы представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы в установленные Правительством Москвы сроки отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы с использованием отчетных данных государственных заказчиков, направляемых заказчику-координатору Городской целевой программы: до 15 февраля - о выполнении Программы за отчетный год, до 31 октября - о фактическом выполнении Программы за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за год. 6. Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту финансов города Москвы при формировании бюджетов города Москвы на 2008-2010 гг. включать Программу в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города Москвы. 7. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы включить в Единый поадресный перечень объектов, подлежащих вынесению на конкурсы и аукционы, объекты по адресам согласно приложению 3.2 к Программе. 8. Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы в I квартале 2008 г. завершить выполнение работ по разработке проектов планировок парков культуры и отдыха "Измайловский", "Фили". 9. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы, Комитету общественных связей города Москвы в ходе реализации Программы обеспечить взаимодействие с Московской федерацией профсоюзов, общественных детских, молодежных, студенческих организаций города Москвы с учреждениями культуры, а также поддержку негосударственных организаций, действующих в сфере культуры. 10. Комитету по контролю и регулированию инвестиционных программ города Москвы с целью приведения в соответствие с действующим федеральным законодательством и законодательством города Москвы об объектах культурного наследия отдельных правовых актов Правительства Москвы, предусматривающих строительство, реконструкцию, регенерацию объектов недвижимости, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе, в I квартале 2008 г. подготовить перечень указанных правовых актов и предложения по внесению в них соответствующих изменений и дополнений в установленном порядке. 11. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Департаментом имущества города Москвы и Департаментом культуры города Москвы во II квартале 2008 г. подготовить предложения по созданию на базе Дворца культуры имени М. Горького (ул. Вятская, д. 41а) государственного учреждения культуры города Москвы. 12. Префектурам административных округов города Москвы в I квартале 2008 г. рассмотреть возможность организации на территориях районов города Москвы пунктов книговыдачи, библиотечно-информационных центров, филиалов централизованных библиотечных систем. 13. Департаменту культуры города Москвы: 13.1. Совместно с префектурами административных округов города Москвы в I квартале 2008 г. провести социологическое исследование по обеспеченности различных категорий населения районов города Москвы услугами культурного профиля. 13.2. Определить потребности в создании филиалов учреждений культуры на территориях районов города Москвы и подготовить концепцию развития сети учреждений культуры на территориях районов города Москвы. 13.3. Во II квартале 2008 г. организовать на территориях районов города Москвы пункты книговыдачи, библиотечно-информационные центры, филиалы централизованных библиотечных систем по предложениям префектур административных округов в помещениях, соответствующих вышеуказанному назначению. 13.4. Совместно с Департаментом имущества города Москвы в I квартале 2008 г.: 13.4.1. Внести в Правительство Москвы предложения по сохранению и модернизации зданий, занимаемых негосударственными организациями и учреждениями культуры, в первую очередь размещающихся в объектах культурного наследия. 13.4.2. Составить перечень зданий ведомственных дворцов, домов культуры и клубов, расположенных в районах города Москвы, для рассмотрения вопроса об их передаче (приобретении) по согласованию сторон (с согласия или по просьбе собственников зданий) в собственность города Москвы с целью организации на их базе государственных учреждений культуры. 13.5. Осуществлять расходы на реализацию мероприятий Программы за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий год. 13.6. Внести в Правительство Москвы во II квартале 2008 г. предложения о повышении уровня оплаты труда работников отрасли культуры. 13.7. Во II квартале 2008 г. проработать вопрос и внести в Правительство Москвы предложения о возможности льготного предоставления услуг и обеспечении доступности учреждений культуры различным категориям населения. 13.8. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2007 г. N 555-ПП "Об итогах исполнения бюджета города Москвы за 2006 год и о среднесрочном финансовом плане города Москвы на 2008-2010 гг." внести в установленном порядке предложения о включении в Реестр расходных обязательств города Москвы показателей Программы, принимаемых к обеспечению за счет средств бюджета города Москвы, согласно приложению 2 к настоящему постановлению. 14. Префектуре Юго-Западного административного округа совместно с Департаментом культуры города Москвы в I квартале 2008 г. представить в установленном порядке предложения о внесении в распоряжение Правительства Москвы от 22 сентября 2006 г. N 1905-РП "О реконструкции и переоборудовании здания кинотеатра "Ханой", расположенного по адресу: Литовский бульв., д. 7, и новом строительстве" изменений и дополнений, предусматривающих возможность создания на базе здания кинотеатра государственного учреждения культуры города Москвы. 15. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы организовать работу по информационному обеспечению Программы в городских средствах массовой информации. 16. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно в I квартале. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 25 декабря 2007 г. N 1121-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 25 декабря 2007 года N 1121-ПП ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2008-2010 гг.)" ПАСПОРТ Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" ------------------------------------------------------------------------------------- |Наименование |Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы | |Программы |(2008-2010 гг.)" | |-----------------|-----------------------------------------------------------------| |Основание для |Распоряжение Правительства Москвы от 22.03.2007 N 482-РП "О | |разработки |разработке проекта Городской целевой комплексной программы | |Программы |"Культура Москвы (2008-2010 гг.)" | |-----------------|-----------------------------------------------------------------| |Государственный |Департамент культуры города Москвы. | |заказчик - |Руководитель Программы - руководитель Департамента культуры | |координатор |города Москвы Худяков С.И. | |Программы | | |-----------------|-----------------------------------------------------------------| |Государственные |Департаменты: городского заказа капитального строительства города| |заказчики |Москвы, внешнеэкономических и международных связей города Москвы,| |Программы |образования города Москвы, семейной и молодежной политики города | | |Москвы, социальной защиты населения города Москвы, | | |здравоохранения города Москвы, физической культуры и спорта | | |города Москвы, комитеты: общественных связей города Москвы, | | |межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, по | | |архитектуре и градостроительству города Москвы, префектуры | | |административных округов города Москвы | |-----------------|-----------------------------------------------------------------| |Разработчики |Структурные подразделения Департамента культуры города Москвы. | |Программы |Государственное научно-исследовательское учреждение города Москвы| | |"Московский институт социально-культурных программ". | | |Институт социально-политических исследований Российской академии| | |наук. | | |ООО "Экокультура" | |-----------------|-----------------------------------------------------------------| |Основные |Департамент культуры города Москвы, органы исполнительной власти | |исполнители |города Москвы, учреждения и организации культуры города Москвы, | |Программы |научные и образовательные организации, творческие союзы и деятели| | |искусств | |-----------------|-----------------------------------------------------------------| |Сроки и этапы |2008-2010 годы | |выполнения | | |Программы | | |-----------------|-----------------------------------------------------------------| |Цель Программы |Комплексное развитие и реализация культурного потенциала Москвы, | | |сохранение материального и нематериального культурного наследия, | | |гармонизация и обогащение культурной жизни столицы, создание | | |условий для творческого досуга и художественного самообразования | | |детей и подростков, интеграция культуры мегаполиса в европейское | | |и мировое культурное пространство | |-----------------|-----------------------------------------------------------------| |Основные задачи |- обеспечение доступности культурных благ для всех групп | |Программы |населения, включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями,| | |путем приспособления учреждений отрасли к посещению данными | | |группами, а также создания системы льгот для малообеспеченных | | |граждан и многодетных семей; | | |- достижение более высокого качественного уровня культурного | | |обслуживания жителей города; | | |- комплексная модернизация социально-культурной сферы города, | | |укрепление материальной инфраструктуры, внедрение современных | | |информационных технологий в деятельность учреждений культуры; | | |- поддержка культурной деятельности различных этнических групп, | | |проживающих в Москве, и социально-культурная адаптация мигрантов,| | |расширение зон русского языка в сфере этнических групп; | | |- стимулирование и поддержка разнообразных творческих инициатив, | | |защита и обеспечение свободы творчества; | | |- увеличение культурных благ для населения за счет расширения | | |культурного пространства города, особенно в районах массовой | | |жилой застройки; | | |- сохранение и пропаганда культурного наследия, воспитание | | |экологической культуры, особенно в молодежной среде; | | |- развитие межрегиональных и международных культурных связей | | |Москвы и прямых партнерских связей ведущих творческих коллективов| | |и учреждений; | | |- организация деятельности учреждений культуры в соответствии с | | |принципом бюджетирования, ориентированного на социально значимый | | |результат, внедрение системы мониторинга реализации программных | | |мероприятий; | | |- обеспечение эффективного диалога и внедрение инновационных форм| | |взаимодействия городских учреждений и организаций культуры с | | |некоммерческими и коммерческими организациями, частными | | |предприятиями, осуществляющими свою деятельность в сфере | | |культуры, искусства, досуга и художественного образования | |-----------------|-----------------------------------------------------------------| |Основные |1. Система мероприятий Департамента культуры города Москвы по | |мероприятия |типам учреждений культуры и видам деятельности. | |Программы |2. Система программных мероприятий органов исполнительной власти | | |города Москвы. | | |3. Система программных мероприятий Департамента культуры города | | |Москвы с Московским городским профессиональным союзом работников | | |культуры. | | |4. Система мероприятий по укреплению материально-технической | | |базы учреждений культуры. | | |5. Мероприятия по организации деятельности учреждений культуры в | | |соответствии с принципом бюджетирования, ориентированного на | | |социально значимый результат, а также по внедрению системы | | |мониторинга реализации программных мероприятий | |-----------------|-----------------------------------------------------------------| |Финансовое |Финансирование мероприятий в период 2008-2010 годов предусмотрено| |обеспечение |Программой по трем вариантам: базовому, реалистическому, | |Программы |оптимистическому. | | |Объем средств городского бюджета, направляемых на реализацию | | |программных мероприятий, подлежит уточнению при формировании | | |бюджетных показателей и проектов Адресной инвестиционной | | |программы города Москвы на соответствующие годы. | | |-----------------------------------------------------------------| | ||N |По источникам |По годам, млн. руб. |Всего, || | ||п/п|финансирования и |--------------------------|млн. руб.|| | || |статьям расходов |2008 |2009 |2010 | || | ||---|----------------------|--------|--------|--------|---------|| | ||1 |Бюджет города Москвы | 24794,1| 25231,6| 36676,2| 86701,9|| | || |----------------------|--------|--------|--------|---------|| | || |В том числе: | | | | || | || |----------------------|--------|--------|--------|---------|| | || |инвестиции | 4690,0| 2800,0| 11486,5| 18976,5|| | || |----------------------|--------|--------|--------|---------|| | || |прочие текущие расходы| 20104,1| 22431,6| 25189,7| 67725,4|| | || |----------------------|--------|--------|--------|---------|| | || |Из них: | | | | || | || |----------------------|--------|--------|--------|---------|| | || |- расходное | 19839,5| 22100,0| 24802,9| 66742,4|| | || |обязательство | | | | || | || |Департамента культуры | | | | || | || |по Программе | | | | || | || |В т.ч.: | | | | || | || |- по разделу 07 | 3909,7| 4471,4| 5107,4| 13488,5|| | || |- по разделу 08 | 15929,8| 17628,6| 19695,5| 53253,9|| | || |----------------------|--------|--------|--------|---------|| | || |- дополнительные | 264,6| 331,6| 386,8| 983,0|| | || |расходы бюджета | | | | || | || |г. Москвы, | | | | || | || |осуществляемые с | | | | || | || |окружного уровня | | | | || | ||---|----------------------|--------|--------|--------|---------|| | ||2 |Внебюджетные источники| 9698,9| 12978,7| 14986,1| 37663,7|| | || |----------------------|--------|--------|--------|---------|| | || |В том числе: | | | | || | || |----------------------|--------|--------|--------|---------|| | || |инвестиции | 5000,0| 7100,0| 8000,0| 20100,0|| | || |----------------------|--------|--------|--------|---------|| | || |текущие расходы | 4698,9| 5878,7| 6986,1| 17563,7|| | || |----------------------|--------|--------|--------|---------|| | || |Итого | 34493,0| 38210,3| 51662,3| 124365,6|| | |-----------------------------------------------------------------| | | Кроме того: | | |-----------------------------------------------------------------| | ||N |Главные распорядители |По годам, млн. руб. |Всего, || | ||п/п|бюджетных средств |--------------------------|млн. руб.|| | || | |2008 |2009 |2010 | || | ||---|----------------------|--------|--------|--------|---------|| | ||1 |Департамент | 69,40| 70,70| 77,80| 217,90|| | || |образования города | | | | || | || |Москвы | | | | || | ||---|----------------------|--------|--------|--------|---------|| | ||2 |Департамент семейной и| 20,85| 23,10| 25,46| 69,41|| | || |молодежной политики | | | | || | || |города Москвы | | | | || | ||---|----------------------|--------|--------|--------|---------|| | ||3 |Комитет общественных | 85,35| 85,35| 85,35| 256,05|| | || |связей города Москвы | | | | || | ||---|----------------------|--------|--------|--------|---------|| | ||4 |Департамент социальной| 32,17| 32,17| 32,17| 96,51|| | || |защиты населения | | | | || | || |города Москвы | | | | || | ||---|----------------------|--------|--------|--------|---------|| | ||5 |Комитет | 53,80| 61,60| 61,30| 176,70|| | || |межрегиональных связей| | | | || | || |и национальной | | | | || | || |политики города Москвы| | | | || | ||---|----------------------|--------|--------|--------|---------|| | ||6 |Департамент физической| 11,00| 22,50| 14,00| 47,50|| | || |культуры и спорта | | | | || | || |города Москвы | | | | || | ||---|----------------------|--------|--------|--------|---------|| | ||7 |Департамент | 10,00| 10,00| 10,00| 30,00|| | || |здравоохранения города| | | | || | || |Москвы | | | | || | ||---|----------------------|--------|--------|--------|---------|| | || |Итого | 282,57| 305,42| 306,08| 894,07|| | |-----------------------------------------------------------------| |-----------------|-----------------------------------------------------------------| |Ожидаемые |1. Социально ориентированное, динамичное развитие сферы культуры | |результаты |столицы. | |выполнения |2. Повышение качества и разнообразия услуг в области культуры и | |Программы |искусства (театральной, концертно-гастрольной, | | |музейно-выставочной, досуговой деятельности, кинопрокате, | | |сфере художественного образования, а также в социально | | |значимых городских программах и проектах). | | |3. Создание многофункциональных культурных центров с развитой | | |инфраструктурой. | | |4. Формирование позитивного образа Москвы, повышение ее | | |международного авторитета. | | |5. Повышение эффективности деятельности и развития | | |кадрового потенциала отрасли. | | |6. Внедрение системы комплексной оценки результатов деятельности | | |организаций и учреждений культуры города по объективным целевым | | |показателям и индикаторам. | | |-----------------------------------------------------------------| | ||N п/п|Наименование | |2008 |2009 |2010 || | || |показателей | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||1. |Количество объектов |ед. | 900 | 907 | 915 || | || |культуры, охваченных | | | | || | || |мероприятиями | | | | || | || |Программы | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||2. |Количество рабочих |тыс. чел.| 57 | 60 | 65 || | || |мест в отрасли | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||3. |Театры и концертные | | | | || | || |организации | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||3.1. |Количество учреждений |ед. | 110 | 110 | 110 || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||3.2. |Показатели театров на | | | | || | || |своих площадках: | | | | || | || |----------------------|---------|-------|-------|--------|| | || |- количество |ед. |16020 |16240 | 16460 || | || |спектаклей | | | | || | || |----------------------|---------|-------|-------|--------|| | || |- число зрителей |тыс. чел.| 3580 | 3760 | 3950 || | || |----------------------|---------|-------|-------|--------|| | || |- коммерческая |ед. |28104 |28704 | 29300 || | || |вместимость зрительных| | | | || | || |залов | | | | || | || |----------------------|---------|-------|-------|--------|| | || |- число новых |ед. | 186 | 198 | 205 || | || |постановок | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||4. |Библиотеки | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||4.1. |Количество |ед. | 437 | 437 | 437 || | || |учреждений | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||4.2. |Количество читателей |тыс. чел.| 2600 | 2652 | 2705 || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||4.3. |Книговыдача |тыс. ед. |52100 |52300 | 53000 || | || |(количество выданных | | | | || | || |книг) | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||4.4. |Количество изданий в |тыс. ед. |26850 |27000 | 27300 || | || |библиотеках | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||5. |Музеи и выставочные | | | | || | || |залы | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||5.1. |Количество учреждений |ед. | 63 | 63 | 63 || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||5.2. |Количество посетителей|тыс. чел.| 4436 | 4657 | 4889 || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||5.3. |Количество выставок |ед. | 915 | 1002 | 1025 || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||6. |Учреждения образования| | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||6.1. |Количество учреждений |ед. | 139 | 139 | 139 || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||6.2. |Количество учащихся, |тыс. чел.| 61,2| 61,2| 61,4|| | || |занимающихся в детских| | | | || | || |музыкальных, | | | | || | || |художественных школах | | | | || | || |и школах искусств | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||7. |Кинотеатры (детские) | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||7.1. |Количество учреждений |ед. | 9 | 10 | 10 || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||7.2. |Количество посещений |тыс. чел.| 147,0| 160,0| 175,0|| | || |кинотеатров | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||8. |Клубы и дома культуры | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||8.1. |Количество учреждений |ед. | 90 | 97 | 105 || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||8.2. |Количество участников |тыс. чел.| 120,0| 125,5| 130,0|| | || |культурно-досуговых | | | | || | || |формирований | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||9. |Парки культуры и | | | | || | || |отдыха, зоопарк | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||9.1. |Количество учреждений |ед. | 15 | 15 | 15 || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||9.2. |Количество посетителей|тыс. чел.|12960 |14200 | 15500 || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||10. |Мероприятия | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||10.1.|Количество проведенных|ед. | 90 | 95 | 100 || | || |межрегиональных и | | | | || | || |международных | | | | || | || |культурных акций | | | | || | ||-----|----------------------|---------|-------|-------|--------|| | ||10.2.|Количество общественно|ед. | 180 | 190 | 200 || | || |значимых и культурных | | | | || | || |мероприятий | | | | || | |-----------------------------------------------------------------| | |7. Устойчивое функционирование и развитие учреждений культуры | | |города за счет стабильного финансирования в сумме 128431,0 млн. | | |рублей (базовый вариант), 134906,7 млн. рублей (реалистический | | |вариант), 188191,1 млн. рублей (оптимистический вариант), за счет| | |проведения капитального ремонта при базовом варианте - 42 объекта| | |культуры, при реалистическом варианте - 76 объектов культуры, при| | |оптимистическом варианте - 98 объектов культуры | |-----------------|-----------------------------------------------------------------| |Система |Осуществляется путем создания эффективных вертикальных и | |организации |горизонтальных управленческо-информационных связей между | |управления и |заказчиками и исполнителями Программы. | |контроля за |Руководителем Программы является руководитель Департамента | |исполнением |культуры города Москвы, который несет ответственность за ход и | |Программы |конечные результаты реализации Программы, рациональное | | |использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, | | |определяет формы и методы управления реализации Программы. | | |Руководитель Программы обеспечивает управление реализацией | | |целевой Программы, предусматривающее выполнение организационно- | | |финансового плана реализации Программы, использование | | |механизмов корректировки программных мероприятий, обеспечение | | |постоянного мониторинга реализации Программы с применением | | |целевых индикаторов. | | |Для контроля за ходом реализации Программы, руководитель | | |Программы ежегодно представляет сводные отчеты о ходе ее | | |выполнения и об эффективности расходования финансовых средств в | | |Департамент экономической политики и развития города Москвы: до 1| | |марта - отчет о выполнении Программы за отчетный год и до 15 | | |ноября - отчеты о фактическом выполнении Программы за 9 месяцев | | |и об ожидаемом выполнении за текущий год, после чего уточняет | | |показатели эффективности Программы на соответствующий год. | | |Государственные заказчики Программы по курируемым направлениям | | |представляют государственному заказчику-координатору сводные | | |отчеты о ходе ее выполнения и об эффективности расходования | | |финансовых средств: до 15 февраля - отчет о выполнении Программы | | |за отчетный год и до 31 октября - отчеты о фактическом | | |выполнении Программы за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за | | |текущий год. | | |Государственный заказчик - координатор Программы организует: | | |- отбор на конкурсной основе исполнителей программных | | |мероприятий; | | |- сбор и систематизацию статистической и аналитической информации| | |о реализации программных мероприятий, | | |- внедрение и обеспечение применения информационных технологий | | |в целях эффективного управления реализацией Программы; | | |- мониторинг реализации программных мероприятий и социокультурной| | |и общественной значимости результатов их выполнения | ------------------------------------------------------------------------------------- Введение Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008 - 2010 гг.)" является среднесрочным стратегическим планом, состоящим из аналитического материала, системы мероприятий, определяет цели и задачи отрасли культуры Москвы, направленные на ее эффективное развитие в современных условиях. Программа предполагает осуществлять развитие сферы культуры города Москвы в направлении ее оптимизации и модернизации, творческого и технологического совершенствования, повышения роли культуры и искусства в воспитании, просвещении и в обеспечении досуга жителей столицы, а следовательно, в целях повышения уровня и качества жизни в городе. Приоритетные направления развития отрасли предусмотрены постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2006 года N 839-ПП "О схеме развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года" и будут реализованы в рамках настоящей Программы. Концептуальные положения Программы учитывают взятый Правительством Москвы курс на оптимизацию расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на решении приоритетных задач. Они разработаны с учетом основных положений государственных реформ (административной и бюджетной). Программа создает предпосылки для адаптации отрасли культуры Москвы к этим реформам, вводит применение целевых индикаторов для ориентации учреждений культуры на общественно значимые результаты. Программа является основой и практическим инструментом для создания территориальных ведомственных программ Департамента культуры, а также основным базовым документом для разработки планов и отдельных проектов учреждений культуры, финансирующихся из бюджета города, других организаций культуры, претендующих на государственную поддержку в 2008-2010 годах. Она направлена на создание основ для динамичного развития сферы культуры Москвы и консолидированного участия в этом органов исполнительной власти города Москвы, учреждений, осуществляющих культурную деятельность на территории города. Программа разработана с учетом результатов социологических исследований, проведенных Государственным научно-исследовательским учреждением города Москвы "Московский институт социально-культурных программ". Информационно-аналитическими источниками Программы являются материалы Департамента культуры города Москвы, подразделений Комплекса социальной сферы города Москвы, Московского городского комитета государственной статистики, ГИВЦ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Института социально-политических исследований Российской академии наук, официальная информация органов государственной власти, учреждений культуры, общественных объединений и творческих союзов. Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА 1.1. Постановка проблемы, анализ причин ее возникновения на основе оценки сложившейся ситуации в отрасли "Культура" Москва как столица Российской Федерации, историческая, духовная и культурная доминанта страны и одновременно один из крупнейших центров мировой культуры играет особую роль в деле сохранения национально-культурного потенциала, обеспечения преемственности культурных традиций и культурного воспитания новых поколений россиян. Программа развития сферы культуры столицы в 2008-2010 годах учитывает опыт реализации предыдущих комплексных программ, отражает преемственность с программами "Культура Москвы" прошлых годов, определяет основные проблемы столичной сферы культуры и намечает пути их решения. Позитивную роль в деле сохранения и развития отрасли культуры Москвы должна сыграть Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2005-2007 гг.)" на завершающем этапе ее реализации. Выполнение системы программных мероприятий отраслевыми учреждениями позволит достичь определенных успехов в приобщении к культуре самых разных социальных групп населения. В сфере театрального искусства период реализации предшествующей программы характеризуется возрастанием интереса москвичей к этому жанру. В 2006 году театры выпустили 163 премьерных спектакля, на 17 больше, чем в 2005 году. Общее количество сыгранных спектаклей составило 16613. Число зрителей достигло 3589,4 тыс. человек, что на 6,7% больше, чем в 2005 году. На детских спектаклях побывало более 1 млн. детей, что превышает данные 2005 года на 12%. В рамках программных направлений развития культуры Москвы значительное внимание уделялось созданию условий для раскрытия творческого потенциала молодых талантливых режиссеров, драматургов и актеров (проект "Открытая сцена"). Важным направлением работы с творческой молодежью оставались организация и проведение различных фестивалей и смотров, число которых в 2006 году превысило 50. При этом возросла государственная поддержка уже апробированных проектов, в частности, Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, Всероссийского театрального фестиваля "Золотая Маска", а также инновационных и молодежных проектов - фестиваля молодежных и инновационных театральных проектов "Открытая сцена", фестиваля студенческих дипломных работ "Твой шанс" и др. Для дальнейшего расширения работы с молодежью создано Государственное учреждение культуры "Дирекция "Открытая сцена". За последние годы активно шло совершенствование музейного дела столичного мегаполиса. Основные фонды музеев города к настоящему времени доведены до 2 млн. единиц хранения, годовая посещаемость московских музеев выросла до 4 млн. человек. В культурную жизнь города введена новая традиция ежегодного проведения на базе музейных коллекций с привлечением учреждений и организаций Комплекса социальной сферы города Москвы в Центральном выставочном зале "Манеж" общегородской культурной акции "Историческое и культурное наследие Москвы. Творческие свершения столицы". Открыта с новой постоянной экспозицией Подводная лодка - музей. Проработаны предложения по превращению ряда ведущих музеев города в современные многофункциональные учреждения культуры, органически сочетающие музейно-выставочную, музейно-образовательную, музейно - экологическую и музейно-рекреационную работу, примером чего является реорганизация практической деятельности Государственного музея - заповедника "Царицыно", Музейного объединения "Музей истории Москвы", Московского государственного объединенного музея-заповедника ("Коломенское", "Лефортово", "Люблино", "Измайлово"). Значительное внимание было уделено внедрению информационных технологий, обеспечивающих создание качественно новых музейно - выставочных экспозиций интерактивного типа, электронную каталогизацию экспонатов и т.д. Москва в 2005-2006 годах стала лидером по уровню информатизации библиотек. Каждая пятая библиотека в городе имеет каталоги на электронных носителях (по России - в среднем 2 процента) и выход в Интернет, в них оборудовано около 3 тысяч компьютерных рабочих мест, в 42 базовых библиотеках создана корпоративная информационная сеть. Библиотеки Москвы активно внедряют инновационные проекты и технологии. Так, например, в библиотеке - филиале N 81 ЦБС "Люблино" совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы открыт интеллект-центр для детей-инвалидов. В нем работают: театр "Книга на сцене", кукольный театр, спортивный комплекс, оборудованный специальными тренажерами реабилитационного центра В. Дикуля. В целях поднятия престижа книги и чтения, создания положительного имиджа работника библиотеки в 2006 году на базе Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова проведен форум молодых библиотекарей России. Наиболее посещаемые учреждения культуры города - парки культуры и отдыха в течение последних лет стали центрами проведения многих общественно значимых культурных мероприятий (Новый год и Рождество Христово, День защиты детей, День города и др.). Годовая посещаемость городских парков составила более 10 млн. человек. В 2006 году был разработан и утвержден Правительством Москвы проект планировки территории Государственного учреждения культуры города Москвы "Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького" с учетом территории природного комплекса "Нескучный сад", введены в эксплуатацию после капитального ремонта Малый и Большой розарии в парке "Сокольники", обновлено аттракционное хозяйство в Измайловском парке, идет разработка проектов планировок парков "Сокольники", "Измайлово" и "Фили". В 2006 году в городе осуществлялась деятельность 90 государственных учреждений клубного типа, в которых активно проводили работу более 6000 любительских объединений и творческих коллективов. На постоянной основе в данных учреждениях культуры занимается около 100 тысяч человек, проводится более 15 тысяч культурно-массовых мероприятий. В содержании работы клубов находят практическую реализацию все действующие городские и окружные программы социально-воспитательной направленности. Система учреждений художественного образования Департамента культуры города Москвы насчитывает 144 организации, из которых 18 находятся в непосредственном подчинении Департамента культуры города Москвы, 126 - в ведении окружных управлений культуры. Всего в образовательных учреждениях системы Департамента культуры города Москвы обучаются на бюджетных формах около 62 тыс. человек, на внебюджетных формах - около 6 тыс. человек. Ежемесячно проходят семинары, мастер-классы, лекции, методические совещания, творческие встречи с деятелями науки и культуры и другие мероприятия, способствующие росту педагогического мастерства и качества управленческой деятельности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений. В ведении Департамента культуры города Москвы находится 37 кинотеатров, из них 24 кинотеатра находятся или на ремонте, или выставлены на городской инвестиционный конкурс. Ежегодно 13 действующих городских кинотеатров посещают более 250 тысяч зрителей. В 2006 году демонстрировалось около 12500 сеансов только российских фильмов, организовано более 270 киномероприятий, в которых приняли участие около 154 тысяч зрителей. Завершилось преобразование ГУП города Москвы "Московское кино". В настоящее время реорганизованы в структурные подразделения ГУПа 28 кинотеатров. На базе кинотеатра "Художественный" создан Центр российских кинопремьер, деятельность которого направлена на поддержку отечественного кинематографа. Ежегодным событием фестивальной жизни Москвы стал Московский фестиваль отечественного кино "Московская премьера". В сети ГУК "Московские кинотеатры для детей и юношества" насчитывается 8 кинотеатров, из них отремонтированы и переоборудованы в соответствии с современными требованиями 6 кинотеатров. Основное внимание в работе детских кинотеатров уделялось репертуарной политике преимущественно детской и молодежной направленности, а также привлечению молодого зрителя к классическим отечественным фильмам прошлых лет и анимационным лентам. В рамках этой работы впервые организованы благотворительные акции "Пойдем в кино" с использованием созданной цифровой коллекции по номинациям "Экранизация", "Классика", "Мультипликация". Проведены фестивали "Сказка", "Фестиваль аудиовизуальных искусств в ВДЦ "Орленок". Возросла аудитория детских фестивалей и количество площадок их проведения. В 2005-2006 годах организовано художественно-архитектурное проектирование, изготовление и торжественное открытие 11 памятников и 33 мемориальных досок Героям Советского Союза, Героям Великой Отечественной войны, выдающимся деятелям науки, культуры и искусства. Активная работа по международному и межрегиональному культурному сотрудничеству осуществлялась в рамках выполнения протоколов, соглашений, поручений Правительства Москвы, а также на основе прямых связей между учреждениями культуры Москвы, зарубежных городов и регионов России. В настоящий момент действуют 13 документов, подписанных Комитетом по культуре города Москвы с партнерами по международному сотрудничеству и 23 - с партнерами в регионах России. В соответствии с планом Правительства и поручениями Мэра Москвы в ходе реализации Программы Комитет по культуре города Москвы провел культурные программы в рамках 22 крупных городских акций (13 международных и 9 межрегиональных). Например, проведены культурные мероприятия в рамках таких крупномасштабных международных и межрегиональных акций, как Дни Москвы в Ереване (Армения), Пекине (Китай), Вьентьяне (Лаос), фестиваль "Русская зима" в Лондоне; Дни культуры Москвы в Республике Карелия, Дни Москвы в Ростовской, Томской областях. В Москве - Дни Киргизии, Вены (Австрия), Вьентьяна (Лаос), Дели (Индия), Загреба (Хорватия); Детско-юношеские дни культуры Ханты-Мансийского АО, Дни Республики Алтай, Дни культуры Чеченской Республики и др. Представители московских учреждений культуры принимали участие в региональных и международных научно-методических конференциях, семинарах, оказывали консультативную помощь музеям, библиотекам, учебным заведениям системы художественного воспитания и т.п. Одним из заметных направлений Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)" является осуществление системы мер по повышению престижа работы в отрасли культуры. Особое внимание уделяется при этом поощрению наиболее квалифицированных работников. С этой целью проведены профессиональный конкурс "Московские мастера", отраслевые конкурсы "Лучший по профессии", которые получили развитие и поддержку в организациях, подведомственных Комитету по культуре города Москвы, и прошли во всех административных округах города Москвы. В частности, свыше 200 специалистов учреждений культуры приняли участие в отборочных окружных конкурсах "Лучший по профессии", а 52 из них стали участниками финальных конкурсов профессионального мастерства. х х х Сеть учреждений культуры, подведомственных Департаменту и финансируемых из бюджета, в 2007 году составит 900 учреждений культуры, из них 169 учреждений городского подчинения и 731 учреждение окружного подчинения. В 2007 году в систему Департамента культуры вошли театр "На Покровке", технический центр Департамента, хореографическое училище имени Лавровского, дирекция "Открытая сцена". Сумма бюджетного финансирования в 2007 году на текущее содержание учреждений отрасли составляет 15293,3 млн. руб., что соответствует увеличению финансирования отрасли по сравнению с 2006 годом на 30,8%. В соответствии с принятыми нормативными документами Правительства Москвы, касающимися повышения тарифных ставок Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, заработная плата работников подведомственных учреждений культуры в 2007 году увеличится по сравнению с предыдущим годом на 51%. По предварительным итогам в 2007 году среднемесячная заработная плата в учреждениях культуры составит в целом 17022,0 руб., в том числе в театрах - 21109,0 руб., музеях - 17273,0 руб., парках культуры и отдыха - 17179,0 руб., библиотеках - 15083,0 руб., детских музыкальных школах - 14969,0 руб., детских кинотеатрах - 12392,0 руб., выставочных залах - 9717,0 руб., домах культуры и клубах - 9881,0 руб. Объем бюджетных ассигнований по программе бесплатного посещения подведомственных музеев и театров группами учащихся образовательных учреждений, приютов, реабилитационных центров, центров социальной помощи семье и детям в 2007 году составит 71,7 млн. руб., что позволит бесплатно 550 тысячам учащихся посетить театры и музеи города Москвы. В рамках программы Года ребенка в 2007 году организовано бесплатное посещение театров и музеев детьми из семей группы риска. Выделенные из бюджета города ассигнования на эти цели в сумме 5 млн. руб. позволят организовать бесплатное посещение около 24 тысяч детей театров и музеев города. На реализацию мероприятий по бесплатному посещению многодетными и малообеспеченными семьями Правительством Москвы предусмотрено 40 млн. руб., что позволит в 2007 году посетить театры города Москвы около 200 тысяч детей и родителей из многодетных и малообеспеченных семей. Ожидаемый объем реализации платных услуг населению в 2007 году учреждениями культуры составит 2401,1 млн. руб., что соответствует 15,7% от средств, вложенных в развитие сферы культуры. В том числе по театрам - 1284,0 млн. руб., окружным учреждениям культуры - 430,1 млн. руб., паркам культуры и отдыха - 327,0 млн. руб., концертным организациям - 180,0 млн. руб., музеям - 128,0 млн. руб. и детским кинотеатрам - 17,0 млн. руб. К началу 2007 года вся система программных мероприятий, отраженная в бюджетных показателях, установленных Правительством Москвы на развитие культуры, в 2005-2006 годах, полностью выполнена. х х х Объем капиталовложений, направленных на развитие отрасли в период реализации Программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)", приблизился к уровню оптимистического варианта финансирования. Осуществлен ввод уникальных объектов отрасли (Московский музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, ЦВЗ "Манеж", театр "Et Cetera", объекты музея-заповедника "Царицыно" и др.). За прошедшие три года удалось решить задачу ликвидации долгостроя, в том числе фондохранилища Дарвиновского музея, Московского культурного фольклорного центра под руководством Л. Рюминой, завершить основные работы на новом здании театра-мастерской П. Фоменко, приступить к реконструкции и реставрации зданий мультимедийного комплекса актуальных искусств. Благодаря поддержке Правительства Москвы за истекший период на укрепление материально-технической базы были выделены значительные дополнительные средства, позволившие увеличить объем финансирования капитального и текущего ремонта более чем в 2 раза, благодаря чему выполнен ремонт зрительных залов театра "Ромэн", Московского молодежного театра под руководством В. Спесивцева, помещений "Школы фотографии" Мультимедийного комплекса актуальных искусств, осуществлен ремонт входных групп театров "Школа современной пьесы", "Жар-птица", ремонт системы наружного энергоснабжения Музея-панорамы "Бородинская битва", по утвержденной документации проведены работы в театрах имени Моссовета, оперетты, на Малой Бронной, "Камерная сцена", "Ап Арте", выполнен значительный объем работ по воссозданию и капитальному ремонту зеленых насаждений в парке "Сокольники", ремонту эстрады в ЦПКиО имени М. Горького, отремонтировано большое колесо обозрения в парке "Измайлово", начаты работы по комплексному капитальному ремонту малой сцены театра им. М. Ермоловой, помещений театрального центра "Вернисаж". Также реализован большой объем работ по техническому оснащению отрасли за счет средств, выделяемых городом на текущее содержание объектов культуры, а также доходов от основной и предпринимательской деятельности организаций и учреждений культуры. Особое внимание уделялось оснащению организаций и учреждений современными системами безопасности: кнопками экстренного вызова милиции, металлодетекторами, системами видеонаблюдения и охранной сигнализацией, более чем на 40 процентов в учреждениях культуры произведена замена музыкальных инструментов на новые. В связи с этим можно констатировать, что проводимая в столице культурная политика определила в целом устойчивый поступательный характер развития отрасли и исполнение Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)" осуществлялось по базовому варианту, а в ряде направлений - по оптимистическому. х х х Задача дальнейшего развития сферы культуры Москвы как важного ресурса социального и экономического развития мегаполиса требует от отрасли проведения ряда системных преобразований, на осуществление которых и направлена Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008-2010 гг.)". Результаты социологических исследований Государственного научно-исследовательского учреждения города Москвы "Московского института социально-культурных программ", проведенных совместно с Институтом социально-политических исследований Российской Академии наук, свидетельствуют о возрастании культурных запросов населения Москвы, прежде всего - молодежи, о недостаточной удовлетворенности москвичей объемом и уровнем культурно-досуговых услуг, количеством и оснащением учреждений культуры массового спроса. По данным исследования "Культура, общество, государство" <1> более половины (58,2%) москвичей называют ведущей роль культуры для развития государства и общества. Культура, по мнению большинства, формирует у людей представления о добре и зле, что является отправной точкой развития личности. 44,5% москвичей волнует тот факт, что современная молодежь не обладает тем уровнем культуры, которым располагают старшие поколения. При этом половина жителей столицы считает, что в последние годы возможностей для культурного развития стало больше. Шесть из каждых десяти участников исследования считают, что правительство России сегодня не в полной мере обеспечивает культурную безопасность страны. Около семидесяти процентов москвичей считают, что государство обязано защищать культуру России от экспансии бездуховной западной культуры и предлагают введение нравственной цензуры. -------------------------------- <1> МИСКП, Москва, 2006. Признавая общемировое значение русской культуры (73,8% респондентов), большинство москвичей (66,3%) считают, что защита духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций является приоритетной задачей для России. Результаты этого и других исследований, проведенных МИСКП и ИСПИ РАН, легли в основу положений настоящей программы <2>. -------------------------------- <2> "Культурно-досуговая сфера Москвы в оценках населения". - М., 2006; "Молодежь Москвы. Шаг в XXI век". - М., 2005-2006; "Актуальные проблемы обеспечения культурной и информационной безопасности". - М., 2006; "Развитие творческого потенциала молодежи в московских театрах". - М., 2006. Наибольший недостаток по всем видам культурного обслуживания наблюдается, в первую очередь, в новых жилых районах столицы, где культурно-досуговая сеть (библиотеки, учреждения культуры клубного типа, детские музыкальные школы, школы искусств и прочие) в количественном отношении не соответствует расчетным показателям, определенным в нормативах проектирования планировки и застройки Москвы, а также социально-культурным стандартам удовлетворения культурно-досуговых потребностей в расчете на душу населения (таблица N 1). В нижеприведенной таблице представлены данные о количестве учреждений культуры системы Департамента культуры города Москвы в сравнении с данными о плотности населения и распределении учреждений культуры в административных округах города. Таблица N 1 ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГАХ ГОРОДА МОСКВЫ <1> -------------------------------- <1> См.: "Прогнозируемые направления развития отрасли "Культура города Москвы до 2020 года". Москва, 2006 год, страница 7. --------------------------------------------------------------------------------- |Название округа|Количество|Площадь округа|Население |Кол-во |Кол-во | | |районов |(кв. км) и в %|округа (тыс. |учреждений|учреждений | | | |от общей |чел.) и в |культуры в|культуры | | | |площади города|процентах от |округе |на 100 тыс.| | | | |общей | |жителей | | | | |численности | | | | | | |населения | | | | | | |города | | | |---------------|----------|--------------|--------------|----------|-----------| |Центральный | 10 |64,1 (6,1%) |700,6 (6,7%) | 700 | 100 | |---------------|----------|--------------|--------------|----------|-----------| |Западный | 13 |132,8 (12,7%) |1051,3 (10,1%)| 136 | 13 | |---------------|----------|--------------|--------------|----------|-----------| |Северо-Западный| 8 |106,9 (10,2%) |793,3 (7,6%) | 83 | 10 | |---------------|----------|--------------|--------------|----------|-----------| |Восточный | 16 |151,0 (14,4%) |1394,5 (13,4%)| 119 | 9 | |---------------|----------|--------------|--------------|----------|-----------| |Зеленоградский | 3 |37,0 (3,5%) |216,1 (2,1%) | 20 | 9 | |---------------|----------|--------------|--------------|----------|-----------| |Северный | 16 |87,3 (8,4%) |1113,1 (10,7%)| 97 | 9 | |---------------|----------|--------------|--------------|----------|-----------| |Северо- | 17 |102,3 (9,8%) |1241,6 (11,9%)| 117 | 9 | |Восточный | | | | | | |---------------|----------|--------------|--------------|----------|-----------| |Юго-Восточный | 12 |126,0 (12,1%) |1119,0 (10,8%)| 100 | 9 | |---------------|----------|--------------|--------------|----------|-----------| |Южный | 16 |130,5 (12,5%) |1593,5 (15,3%)| 106 | 7 | |---------------|----------|--------------|--------------|----------|-----------| |Юго-Западный | 12 |107,7 (10,3%) |1181,3 (11,4%)| 65 | 6 | |---------------|----------|--------------|--------------|----------|-----------| |Всего | 123 |1045,6 (100%) |10404,3 (100%)| 1543 |18 | | | | | | |(среднее) | --------------------------------------------------------------------------------- Более подробный анализ размещения объектов культуры по районам столицы позволил выявить районы столицы с нулевой и низкой обеспеченностью учреждениями культуры и их потребности в разных типах учреждений культуры, которые учитывают положение дел в соседних районах, что отражено в таблице N 2. Таблица N 2 ПОТРЕБНОСТИ В РАЗМЕЩЕНИИ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ РАЙОННОГО УРОВНЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ (НА ОСНОВЕ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ ДО 2020 ГОДА, УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 24.10.2006 N 839-ПП) --------------------------------------------------------------------------------------------- |N п/п|Административный |Учреждения дополнительного |Другие виды учреждений культуры | | |округ, район |образования. Предложения по |и искусства. Предложения по | | | |размещению в районах |размещению для районов | | | |-------------------------------|--------------------------------| | | |С нулевой |С низкой |С нулевой |С низкой | | | |обеспеченностью|обеспеченностью|обеспеченностью |обеспеченностью| |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| | |ЦАО | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |1. |Басманный | | |Выставочный | | | | | | |зал, клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| | |САО | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |1. |Аэропорт | x | |Клуб | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |2. |Беговой | x | |Клуб | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |3. |Войковский | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |4. |Вост. Дегунино | x | |Выставочный зал | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |5. |Головинский | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |6. |Дмитровский | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |7. |Зап. Дегунино | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |8. |Левобережное | | |Выставочный зал | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |9. |Молжаниновский | x | |Клуб, | | |<*> | | | |библиотека | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |10. |Хорошевский | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| | |СВАО | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |1. |Алтуфьевский | x | |Клуб | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |2. |Бабушкинский | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |3. |Бибирево | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |4. |Лосиноостровский | | |Выставочный зал | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |5. |Марфино | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |6. |Отрадное | | x | |Клуб, | | | | | | |библиотека | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |7. |Ростокино | x | |Клуб | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |8. |Сев. Медведково | x | |Выставочный зал | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| | |ВАО | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |1. |Восточное Измайлово | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |2. |Гольяново | | |Клуб |Выставочный зал| |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |3. |Ивановское | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |4. |Косино-Ухтомский | | |Клуб, | | | | | | |библиотека | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |5. |Метрогородок | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |6. |Новогиреево | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |7. |Перово | | x | |Клуб, | | | | | | |библиотека | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |8. |Преображенское | x | |Клуб | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |9. |Сев. Измайлово | x | |Клуб | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |10. |Соколиная Гора | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |11. |Сокольники | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| | |ЮВАО | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |1. |Выхино-Жулебино | | x | |Клуб, | | | | | | |библиотека | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |2. |Кузьминки | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |3. |Лефортово | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |4. |Марьино | | |Выставочный зал,| | | | | | |клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |5. |Некрасовка | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |6. |Нижегородский | x | |Клуб | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |7. |Печатники | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |8. |Рязанский | | |Выставочный зал | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |9. |Текстильщики | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |10. |Южнопортовый | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| | |ЮАО | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |1. |Бирюлево-Западное | x | |Библиотека | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |2. |Донской | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |3. |Зябликово | x | |Выставочный зал | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |4. |Нагатино-Садовники | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |5. |Нагорный | x | |Библиотека | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |6. |Орехово-Борисово | | x | |Клуб, | | |Сев. | | | |библиотека | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |7. |Орехово-Борисово | x | | | | | |Южн. | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |8. |Чертаново Северное | | x | |Клуб, | | | | | | |библиотека | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |9. |Чертаново Южное | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| | |ЮЗАО | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |1. |Академический | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |2. |Котловка | x | |Клуб | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |3. |Ломоносовский | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |4. |Обручевский | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |5. |Северное Бутово | x | |Выставочный | | |<*> | | | |зал | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |6. |Черемушки | | |Клуб | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |7. |Ясенево | | x |Выставочный зал |Клуб, | | | | | | |библиотека | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| | |ЗАО | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |1. |Внуково | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |2. |Кунцево | | x |Выставочный зал |Клуб, | | | | | | |библиотека | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |3. |Можайский | | x | |Клуб, | | | | | | |библиотека | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |4. |Раменки | | |Выставочный зал | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| | |СЗАО | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |1. |Куркино | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| | |Митино | | |Выставочный зал | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |2. |Северное Тушино | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |3. |Строгино | | x | |Клуб, | | | | | | |библиотека | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |4. |Южное Тушино | x | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| | |Зеленоградский АО | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |1. |Панфиловский <*> | x | |Выставочный зал | | |<*> | | | | | | |-----|--------------------|---------------|---------------|----------------|---------------| |Всего|Районов 65 |32 (26% от всех| 9 |42 <**> (34% от | 10 | | |(из 123) |районов) | |общего числа) | | --------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Районы, не имеющие на своей территории учреждений дополнительного художественного образования, культуры и искусства. <**> Районы, не имеющие клубов, библиотек, музеев. Из учреждений культуры в 42**районах, где они отсутствуют, на основании положения дел в соседних районах требуются: 27 клубов, 14 выставочных залов, 4 библиотеки и 3 модульных культурных многофункциональных комплекса. Таким образом в 15 районах столицы внешнего кольца (12% от общего числа) полностью отсутствуют как учреждения дополнительного художественного образования, так и другие виды учреждений культуры. Еще в 10 районах Москвы отсутствуют учреждения дополнительного художественного образования при низком уровне обеспеченности другими учреждениями культуры или отсутствуют другие виды учреждений культуры при низкой обеспеченности учреждениями дополнительного художественного образования. Всего жители 25 районов Москвы (20% от общего числа) практически полностью не обеспечены учреждениями культуры и художественного образования. 32 района Москвы (26% от общего числа) не имеют учреждений дополнительного художественного образования, а в 42 районах (34% от общего числа) отсутствуют какие-либо другие виды учреждений культуры и искусства. Приведенный перечень районов позволяет сделать заключение об "изреживании" культурного пространства и отсутствии условий для культурного воспитания и просвещения жителей в районах столицы, примыкающих к МКАД. х х х Анализ деятельности учреждений культуры города Москвы выявил следующие основные проблемы отрасли. 1. Трудности в обеспечении равных условий доступа к достижениям культуры, в первую очередь для жителей периферийных и "спальных" районов города из-за неравномерного распределения сети учреждений культуры и их слабого материально-технического оснащения. Главными причинами являются сокращение численности объектов культуры за счет выбытия крупнейших учреждений профсоюзной и ведомственной принадлежности, неравномерное распределение данных объектов на территории города при ярко выраженной недостаточности в районах новостроек. Существующие учреждения культурно-досуговой сферы имеют малую вместимость, требуют дополнительного оснащения современным оборудованием. 2. Недостаточная информатизация некоторых типов учреждений культуры города Москвы, ограничивающая их коммуникативные возможности. 3. Недостаточная приспособленность учреждений отрасли культуры для посещения их и предоставления услуг различным категориям инвалидов (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения), а также других лиц с ограниченными физическими возможностями. 4. Недостаточное обеспечение учреждений отрасли специализированным оборудованием, необходимым для осуществления профильной деятельности учреждений культуры (музыкальных инструментов, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры и др.). 5. Кадры учреждений культуры иногда не имеют профильного образования, не всегда используют новые методики в деле организации культурно-творческого процесса, зачастую не проявляя необходимой инициативы и не учитывая в должной мере запросов населения. Без поэтапного разрешения данных проблем невозможно социально ориентированное, динамичное и социально значимое развитие культуры московского мегаполиса. Именно на их решение ориентированы соответствующие разделы Программы. 1.2. Обоснование связи проблемы с приоритетами |