России" <1> на 2007 - 2012 годы призвана обеспечить комплексность и целенаправленность реализации Стратегии, развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Поручение Президента Российской Федерации от 30.03.2002 N Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Правительством Российской Федерации от 05.08.2005 N 2473п-П7) программно-целевым методом, объединить усилия государства, частного бизнеса и научного сообщества по обеспечению перехода Российской Федерации на инновационный путь развития. Программа должна обеспечить ускоренное формирование научно-технической базы и реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации, не дублирующих тематику НИОКР иных секторальных федеральных целевых программ технологического профиля. Основной целью Программы является развитие и реализация научно-технического потенциала Российской Федерации в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Данная Программа рассматривается как логическое развитие в 2007 - 2012 годах ряда основных направлений ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники", реализация которой завершается в 2006 году. -------------------------------- <1> Название Программы может быть изменено соответствующим решением Правительства Российской Федерации. Федеральная целевая программа "Научно-технологическая база России" на 2007 - 2012 годы разрабатывается в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 года 1993-р (п. 8). Также на реализацию Стратегии направлены следующие ведомственные целевые программы: "Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России" на 2007 - 2009 годы, формируемая с целью поддержки и развития исследовательской деятельности научных коллективов высших учебных заведений. Главный распорядитель средств федерального бюджета - Федеральное агентство по науке и инновациям; "Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007 - 2009 годы", формируемая с целью повышения эффективного вовлечения в научную деятельность имеющейся в распоряжение отечественной науки экспериментальной и приборной базы в составе уникального научного оборудования на основе коллективных форм использования этой базы. Главный распорядитель средств федерального бюджета - Федеральное агентство по науке и инновациям; Целевая программа РАН "Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня", разработка которой основана на принципах проектного финансирования, конкурентности, объективной экспертизы, строгой отчетности. Формирование ведомственных целевых программ осуществляется в соответствии с бюджетным Посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2005 году", в котором указано на усиление использования программно-целевого метода. Данный подход полностью согласуется с "Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах", одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249. 4. Решаемые задачи 4.1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства Подзадачи: (1) создание эффективной системы расширенного воспроизводства знаний (среды "генерации знаний") на основе приоритетного развития фундаментальных исследований: концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях; реформирование государственного сектора фундаментальной науки и образования; позиционирование российских научных организаций в международных программах; обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов; обеспечение развития (поддержки) среды для расширенного воспроизводства знаний. (2) повышение результативности сектора исследований и разработок, его интеграция в глобальную экономику в интересах преобразования в ключевой сегмент инновационной экономики: концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечне критических технологий Российской Федерации, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок на мировом рынке; реформирование государственного сектора отраслевой науки; позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике; использование потенциала сектора образования. Ключевые проблемы - Отсутствует реальный приоритет в политике бюджетного финансирования в пользу фундаментальной науки - базового компонента национальной инновационной системы; в то же время за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса ни на внутреннем, ни на глобальном рынках. - Преимущественно сметное (подушевое) финансирование в сочетании с недостаточным объемом бюджетных средств, направляемых на проведение научных исследований, приводит к сохранению проблемы внутренней и внешней утечки лучших научных кадров, повышает риск деградации отечественной науки. В сочетании с неразвитостью механизмов мониторинга деятельности научных организаций и проектов в сфере фундаментальных исследований это приводит к усилению проблемы недостаточной результативности научных исследований. - Размытые и чрезмерно широкие направления проведения прикладных исследований, множественность научных организаций, ориентированных на государственную поддержку, приводят к распылению бюджетных средств и ограничению возможностей воспроизводства на уровне научных организаций; целый ряд областей знаний (экспериментальная физика, микроэлектроника и другие) вышли на такой уровень развития, что исследования в этих областях требуют высокого уровня консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов. Ресурсы на проведение научных исследований распределены по различным ведомствам, при этом актуальна проблема консолидации ресурсов государства при реализации крупных научно-технических программ. - Устаревшее научное оборудование и испытательная база ограничивают реализацию существующего кадрового научного потенциала и привлекательность научной деятельности для молодых специалистов. - Интеграция сектора исследований и разработок в глобальную экономику носит ситуативный характер и не в достаточной мере подчинена задачам активного позиционирования на мировых рынках. - Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие - научные результаты не капитализируются в сфере образования, а в проведение научных исследований не вовлекаются молодые специалисты. - Качественное российское образование и соответствующий довольно высокий потенциал оплаты труда выпускников в бизнес-секторе, а также в организациях науки за рубежом вступает в разрыв с низким фактическим уровнем оплаты труда в российском секторе науки, что приводит к дефициту молодых ученых. Основные меры 1. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации 1.1. Концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях Развитие системы определения и реализации прорывных научных направлений, формирование приоритетов в сфере гуманитарных наук, четкие процедуры участия в определении приоритетов представителей научного и экспертного сообщества. Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности российского сектора исследований и разработок. Увеличение расходов на фундаментальную науку, как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами. Расширение проектного финансирования научных исследований, смещение акцентов с финансирования организаций на финансирование научных проектов, разработка крупных долгосрочных научно-технических программ по ограниченному числу направлений. 1.2. Концентрация ресурсов в рамках Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора ИР на мировом рынке Определение конкретных направлений проведения исследований, исходя из трех основных задач: (1) обеспечение позиционирования сектора исследований в глобальной экономике, в международных научных программах; (2) обеспечение национальной безопасности; (3) обеспечение формирования и развития целостных научно-технологических "коридоров" в российской экономике. Выбор и анализ приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, формирование Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития, их поддержка с использованием механизмов частно-государственного партнерства. 2. Реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок Формирование системы мониторинга и оценки результативности научных организаций, активизация процессов реструктуризации сектора исследований и разработок. Совершенствование системы государственных научных центров Российской Федерации, стимулирование процессов формирования и развития "центров превосходства" <1>. -------------------------------- <1> Здесь и далее под "центрами превосходства" понимаются конкурентоспособные научно-исследовательские организации, обладающие, в частности, приборно-технологической базой мирового уровня, высококвалифицированным персоналом, которые обеспечивают приоритет Российской Федерации по отдельным критическим технологиям, при этом понятие "центры превосходства" ни в коей мере не связываются с каким-либо специальным статусом для организаций. Создание крупных научно-исследовательских центров ("национальных лабораторий"). Реализация мер по инвентаризации и регистрации прав научных организаций на результаты интеллектуальной деятельности, расширение поддержки процессов патентования в государственных научных и образовательных организациях. Создание правовых условий для развития сектора некоммерческих научных организаций; развитие системы предоставления институциональных грантов, направленной на финансирование научных проектов коллективов ученых с последующим созданием некоммерческой научной организации. Реформирование государственного сектора науки в интересах повышения его результативности, в частности, оптимизация организационно-правовых форм научных организаций. Принципы реформирования учитывают особенности организаций сферы фундаментальной науки и организаций, специализирующихся на прикладных исследованиях и технологических разработках. Развитие системы мер государственной поддержки наукоградов. Реформирование системы управления государственным сектором науки. 3. Позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике Выбор и согласование с партнерами в рамках СНГ приоритетных направлений научного взаимодействия. Развитие международных академических ассоциаций, в частности в рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров. Содействие практической реализации инициатив в сфере развития науки "Большой восьмерки", в частности, в рамках осуществления Эвианского Плана действий "Наука и техника в целях развития". Формирование концепции общего пространства науки и образования Россия - ЕС и перспективного плана действий ее реализации, разработка гармонизированной нормативно-правовой базы. Проведение консультаций с ЕС по отработке новых, более выгодных для России форм и механизмов взаимодействия с ЕС в рамках 7-й Рамочной программы, рассчитанной на 2007 - 2013 годы. Расширение практики государственного софинансирования реализации донорских научных программ, формирование "треугольника международного сотрудничества": зарубежные доноры - Минобрнауки России - российские доноры. Поддержка проведения в России международных научных форумов и конференций. Проведение информационной кампании по продвижению достижений и возможностей российского сектора исследований и разработок в зарубежных СМИ. Обучение научному администрированию с использованием российского и зарубежного опыта, механизмам привлечения средств для проведения исследований из различных международных научных фондов. Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности сектора исследований и международного престижа российской науки. 4. Интеграция науки и образования Поддержка формирования базовых кафедр ведущих вузов в академических институтах, а также отраслевых лабораторий в вузах. Конкурсное предоставление средств на приобретение научного оборудования для вузов. Государственная поддержка российских научно-педагогических коллективов, развитие механизмов функционирования "распределенных" научных школ. Предоставление молодым ученым и преподавателям грантов для проведения исследований. Формирование специальной программы поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах (с привлечением ведущих ученых из академических и отраслевых НИИ). Создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров. Развитие инновационных и исследовательских университетов <1>, поддержка деятельности научно-образовательных центров в университетах, в том числе во взаимодействии с международными организациями. -------------------------------- <1> Здесь и далее под исследовательскими университетами понимаются крупнейшие научные центры в секторе высшего образования, которые осуществляют в качестве равноценных видов деятельности как подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавров (причем с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов и докторантов; так и выполнение научных исследований и разработок мирового класса. Развитие системы аспирантур и докторантур. Программная часть Программная часть включает: реализацию ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы в части развития сферы генерации знаний, в том числе поддержка ведущих научных школ, обеспечение воспроизводства их кадрового потенциала и приборной базы, интеграция науки и образования, поддержка исследований, выполняемых молодыми учеными, концентрация финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов на выбранных приоритетных направлениях; реализацию программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда; реализацию программ финансирования фундаментальных исследований, в том числе на конкурсной основе, проводимых Российской академией наук и другими академиями наук, имеющими государственный статус, и обновления приборной базы академического сектора науки; реализацию ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы, обеспечивающей развитие ключевых направлений в сфере разработки технологий; разработку и реализацию федеральной целевой программы "Научно-технологическая база России" на 2007 - 2012 годы, включающей мероприятия по созданию системы выбора и корректировки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития, выполнению соответствующих исследований и разработок, развитию среды генерации знаний, поддержке исследовательских проектов молодых ученых и творческих коллективов, формированию и развитию "центров превосходства", реформированию организаций госсектора науки, развитию приборной базы резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа, совершенствованию инновационной инфраструктуры; реализацию с 2006 г. ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы (2006 - 2008 годы)"; разработку и реализацию с 2007 года ведомственных целевых программ "Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня", "Ориентированные фундаментальные научные исследования в вузах России" на 2007 - 2009 годы; "Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования 2007 - 2009 годы"; реализацию в рамках федеральных и ведомственных целевых программ мероприятий по развитию сотрудничества (научно-инновационного и инвестиционного) государственного и корпоративного секторов науки, межотраслевого научно-инновационного сотрудничества образовательных учреждений и научных организаций с высокотехнологичным сектором промышленности. Целевые индикаторы --------------------------------------------------------------------------- | | 2004 | 2007 | 2010 | 2015 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |1. Внутренние затраты на исследования | | | | | |и разработки в % к ВВП | | | | | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |инерционная динамика | 1,17 | 1,54 | 1,63 | 1,8 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |с учетом реализации Стратегии | 1,17 | 1,62 | 2,0 | 2,5 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |2. Удельный вес внебюджетных средств | | | | | |во внутренних затратах на исследования | | | | | |и разработки (%) | | | | | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |инерционная динамика | 39,4 | 44,8 | 45,4 | 47,0 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |с учетом реализации Стратегии | 39,4 | 45,0 | 60,0 | 70,0 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |3. Удельный вес России в общем числе | | | | | |публикаций в ведущих научных журналах | | | | | |мира (по данным ISI) (%) | | | | | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |инерционная динамика | 2,7 | 3,2 | 3,6 | 4,2 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |с учетом реализации Стратегии | 2,7 | 3,2 | 4,0 | 4,7 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |4. Удельный вес вузовского сектора | | | | | |науки во внутренних затратах на | | | | | |исследования и разработки (%) | | | | | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |инерционная динамика | 5,5 | 7,4 | 8,2 | 10,0 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |с учетом реализации Стратегии | 5,5 | 10,0 | 15,0 | 20,0 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |5. Удельный вес исследователей в | | | | | |возрасте до 39 лет (%) | | | | | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |инерционная динамика | 28,4 | 29,2 | 28,0 | 29,0 | |---------------------------------------|--------|------|-------|---------| |с учетом реализации Стратегии | 28,4 | 33,0 | 35,0 | 36,0 | --------------------------------------------------------------------------- 4.2. Создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, а также развитие МСП в инновационной сфере Подзадачи: (1) образование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; (2) развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.); (3) содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы; (4) развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности. Ключевые проблемы - Существующая инновационная инфраструктура не обеспечивает сбалансированного доступа к различным ресурсам (активам) и услугам для участников инновационного процесса, что ограничивает коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. - Сектор новых инновационных компаний является основным источником нововведений, однако развитие инновационной инфраструктуры не вполне адекватно реальным проблемам развития инновационного МСП - государственная система поддержки МСП до недавнего времени была недостаточно ориентирована на нужды инновационного сегмента малого предпринимательства <1>. -------------------------------- <1> В последнее время наметилась тенденция к изменению данной ситуации. Так, например, в результате реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, инициированных Минэкономразвития России в 2005 г. и финансируемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, планируется создание более 40 бизнес-инкубаторов, 5 - 7 региональных венчурных фондов, а также оказание финансовой поддержки малым экспортно-ориентированным предприятиям. При этом около 90% из 2,6 млрд. рублей, выделяемых на паритетной основе из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, будут направлены на поддержку именно инновационного малого предпринимательства. - Малые и средние инновационные фирмы недостаточно интегрированы в цепочки формирования стоимости, как следствие - неразвита кооперационная сеть "наука и образование - инновационный малый и средний бизнес - крупный бизнес", что препятствует распространению знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации в российской экономике. - Важнейшую роль в инновационном процессе играют не только сами субъекты, но и отношения между ними. Однако в настоящее время плохо развиты институты, стимулирующие связи между научными, учебными организациями и инновационными фирмами, между крупными компаниями и МСП. - Низкая эффективность инновационной деятельности обусловлена неразвитостью (нерациональностью) существующих институтов (правил, законов), регулирующих экономические отношения в инновационной сфере. Институты в инновационной сфере не обеспечивают цивилизованное и гармонизированное в рамках глобальной экономики функционирование четырех конкурентных рынков: (1) интеллектуальных активов, (2) инновационного капитала <1>, (3) инновационной продукции и (4) услуг по поддержке инновационной деятельности. -------------------------------- <1> Инновационный капитал - капитал, связанный с инвестиционным финансированием инновационной деятельности и рынком ценных бумаг компаний отраслей высоких технологий; включает объемы финансирования НИОКР в рамках инновационного процесса, венчурный капитал, капитал, привлекаемый за счет размещения ценных бумаг предприятий отраслей высоких технологий, и долгосрочные банковские кредиты на расширение инновационной деятельности компаний. Основные меры 1. Создание финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии Создание фондов "посевного" финансирования (для разработки прототипа продукта, проведения его испытаний, патентования, подготовки бизнес-плана); инициирование программы "посевного" финансирования в РАН и других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в вузовском секторе. Расширение государственной поддержки новых инновационных компаний на этапе старта. Страхование возможных убытков компаний на начальных стадиях их развития от осуществления технологических инвестиций. Финансовая поддержка инновационных фирм, находящихся на ранних этапах развития; масштабирование программы СТАРТ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Формирование и развитие фондов поддержки малого инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации, ресурсное обеспечение их деятельности. Стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов; существенное расширение масштабов деятельности Венчурного инвестиционного фонда (государственного "Фонда фондов", капитализирующего другие венчурные фонды). Формирование нормативно-организационных условий для формирования фондового рынка высокотехнологичных компаний (создания "бирж высоких технологий"), оценка возможностей создания специализированного сегмента фондового рынка для торговли ценными бумагами высокотехнологичных компаний. Совершенствование нормативно-правовых условий деятельности государственных фондов, поддерживающих инновационную деятельность (прежде всего, в части оптимизации правил использования их финансовых ресурсов). Определение процедур закрепления и передачи прав на интеллектуальную собственность в ходе реализации инновационных проектов, получивших поддержку государственных фондов. Обеспечение конкурсности предоставления поддержки государственными фондами, транспарентности расходов и достигнутых результатов. Разработка системы мониторинга и управления деятельностью фондов прямых инвестиций и венчурных фондов в инновационной сфере, созданных с государственным участием (в том числе с участием субъектов Российской Федерации). Повышение координации деятельности государственных фондов, поддерживающих инновационную деятельность для обеспечения последовательной поддержки инновационных проектов на всех стадиях. 2. Развитие производственно-технологической инфраструктуры Содействие развитию сети технопарков в составе крупных вузов и научных организаций либо в качестве отдельных юридических лиц. Разработка нормативных правовых основ и механизмов передачи основных фондов из вузов или научных организаций технопаркам, инновационно-технологическим центрам, бизнес-инкубаторам. Разработка нормативно-методической базы для определения статуса основных элементов инновационной инфраструктуры (прежде всего, технопарков, бизнес-инкубаторов), использующих государственное имущество для осуществления своей деятельности, включая установление критериев их создания. Расширение деятельности Российского фонда технологического развития и других внебюджетных фондов поддержки НИОКР по созданию элементов региональной инновационной инфраструктуры, включая венчурные фонды и инновационно-технологические центры при крупных научно-производственных комплексах (корпорациях). Разработка нормативно-правовых процедур передачи имущественных комплексов инновационно-технологическим центрам и технопаркам в ходе приватизации государственного имущества в научно-технической сфере. Развитие сети центров трансфера технологий, включая решение проблем их бюджетного финансирования и совершенствование деятельности в области патентования, поиска инвесторов, обеспечения охраны прав на интеллектуальную собственность и т.п. Развитие системы финансовой аренды (лизинга) уникального научного, технологического и производственного оборудования для целей формирования сети центров коллективного пользования. Государственная поддержка создания и функционирования инжиниринговых центров. Поддержка реализации пилотных проектов, в ходе которых отрабатываются новые механизмы организации научно-технологической деятельности (например, по созданию Центров коммерциализации научно-технических разработок при крупных научных организациях). Обеспечение развития инновационной деятельности и мер ее государственной поддержки в наукоградах. Совершенствование системы управления элементами производственно-технологической инфраструктуры. Обеспечение эффективности взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти при обеспечении функционирования элементов инновационной инфраструктуры. 3. Содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы Государственная поддержка исследований и разработок, проводимых малыми предприятиями совместно с вузами и научными организациями. Развитие "инновационного пояса" академической науки, включая, в частности, реализацию специального проекта по стимулированию инновационной активности в академическом секторе в рамках программы ТАСИС. Внесение инновационной деятельности в типовой устав вуза в качестве одного из основных видов уставной деятельности организации. Содействие развитию наукоградов, обеспечение ежегодного мониторинга результатов их деятельности. Формирование технико-внедренческих зон в непосредственной близости от крупных научных, производственных и образовательных организаций; стимулирование организации на базе технико-внедренческих зон региональных инновационных кластеров. Содействие формированию на базе вузов малых высокотехнологичных предприятий. Обеспечение реализации пилотных проектов по формированию региональных инновационных систем в инновационно активных субъектах Российской Федерации, а также распространения лучшей практики на другие регионы России. Разработка нормативного регулирования смешанных частно-государственных форм финансирования научных исследований, развитие частно-государственного партнерства в научной и инновационной сфере. Разработка и распространение примерной формы договора между образовательным (или научным) государственным учреждением, являющимся обладателем интеллектуальной собственности, и малым предприятием, осуществляющим внедрение этого актива в хозяйственный оборот. Расширение практики поддержки коммерциализации результатов исследований научных коллективов, работающих совместно с малыми инновационными предприятиями (масштабирование соответствующей совместной программы Российского фонда фундаментальных исследований и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере). Стимулирование и обеспечение за счет бюджетных средств финансовой поддержки участия студентов и аспирантов в краткосрочных научно-исследовательских проектах в малых инновационных фирмах. Разработка концепции стимулирования инновационной активности предприятий. Формирование общероссийского, отраслевых и региональных советов работодателей по технологической политике. 4. Развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности Создание и поддержка федерально-региональной базы данных по научно-исследовательским разработкам технического характера, созданным за счет бюджетных средств, включая информацию о введении результатов в хозяйственный оборот. Создание специализированных баз данных удаленного доступа по услугам сопровождения инновационной деятельности. Содействие созданию центров контрактации, а также экспертно-консалтинговых организаций, оказывающих услуги по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, технологическому аудиту. Поддержка создания коучинг- и тренинг-центров, осуществляющих информационно-консультационные функции, как в виде самостоятельной сети центров, так и при вузах. Создание системы многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере и связанного с ним процесса формирования инновационной культуры в научном сообществе и предпринимательском секторе. Формирование государственного заказа на профессиональную переподготовку (повышение квалификации) в области инновационной деятельности, в т.ч. для работников государственных научных и образовательных учреждений. Организация обязательного обучения сотрудников государственных учреждений образования и науки в форме профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инновационного менеджмента. Развитие сети Центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки в инновационной сфере при лицензированных в этой области вузах, обучение преподавателей и подготовка учебно-методических материалов. Реализация программ поддержки обучения персонала компаний новым технологиям. Пропаганда успехов и опыта работы в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации, а также обеспечение государственной поддержки проведения инновационной выставочно-ярмарочной деятельности в регионах Российской Федерации. Программная часть Программная часть включает: реализацию раздела развития инновационной инфраструктуры ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы; разработку и реализацию с 2007 г. федеральной целевой программы "Научно-технологическая база России", включающей мероприятия по созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры; реализацию мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в части мер по государственной поддержке малого инновационного предпринимательства; реализацию программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы в части обучения (переподготовки) специалистов высшей квалификации в сфере интеллектуальной собственности. Целевые индикаторы --------------------------------------------------------------------------- | | 2004 | 2007 | 2010 | 2015 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |1. Прирост числа малых инновационных | | | | | |предприятий (единиц/в год) | | | | | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |инерционная динамика | 58 | 65 | 75 | 100 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |с учетом реализации Стратегии | 58 | 70 | 85 | 120 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |2. Удельный вес инновационной продукции | | | | | |в общем объеме продаж промышленной | | | | | |продукции малых предприятий (%) | | | | | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |инерционная динамика | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 1,1 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |с учетом реализации Стратегии | 0,4 | 0,7 | 1,0 | 1,5 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |3. Объем инвестиций фондов, | | | | | |осуществляющих прямые и венчурные | | | | | |инвестиции в компании | | | | | |высокотехнологичных секторов (млрд. | | | | | |руб.) | | | | | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |инерционная динамика | 9,0 | 16,0 | 31,0 | 40,0 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |с учетом реализации Стратегии | 9,0 | 36,0 | 125,0 | 320,0 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |4. Объем инновационной продукции (услуг, | | | | | |связанных с инновациями), реализованной | | | | | |организациями инновационной | | | | | |инфраструктуры (млрд. руб.) | | | | | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |инерционная динамика | 5,5 | 16,5 | 22,0 | 40,0 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |с учетом реализации Стратегии | 5,5 | 29,5 | 50,0 | 80,0 | --------------------------------------------------------------------------- 4.3. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок Подзадачи: (1) развитие институциональных условий для расширения трансфера знаний и технологий, их капитализации на уровне организаций; (2) обеспечение эффективной правовой охраны результатов исследований и разработок; (3) обеспечение учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств, контроля за их использованием и стимулирование использования новейших отечественных разработок. Ключевые проблемы - Несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы создания и использования современных научно-технических разработок в производстве, ее фискальная направленность обуславливают увод результатов интеллектуальной деятельности в сферу "теневой экономики". - Слабо развитая правоприменительная практика в области правовой охраны результатов исследований и разработок, обеспечивающей защиту законных прав владельцев результатов научно-технической деятельности. - Нехватка квалифицированных менеджеров, специалистов - патентоведов и юристов для реализации эффективной политики использования результатов интеллектуальной деятельности в научных организациях и на предприятиях ограничивает вовлечение прав на результаты интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот. Основные меры 1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области использования прав на результаты научно-технической деятельности Разработка и принятие Федерального закона "О передаче технологий", предметом регулирования которого должны стать отношения, связанные с распределением прав и обязанностей между участниками процесса создания результатов исследований и разработок, осуществляемого за счет или с участием средств федерального бюджета. По сути, закон должен обеспечить правовой инструмент взаимодействия государственного и частного секторов в сфере использования результатов исследований и разработок, в том числе и при их передаче за рубеж. Развитие на основе принятого Федерального закона 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" соответствующей нормативной правовой базы, призванной создать благоприятный климат для предпринимательской деятельности в наукоемком секторе экономики и способствовать ускорению темпов перехода страны на инновационный путь развития. Особое значение данная нормативная база имеет для научно-технической сферы, поскольку позволит существенно увеличить объем нематериальных активов организаций, выполняющих исследования и разработки, и расширить легальный рынок интеллектуальной собственности. Совершенствование системы трудовых отношений работников и работодателей в части регламентации прав, обязанностей и ответственности в вопросах сохранения коммерческой тайны, неразглашения конфиденциальной информации и "ноу-хау". 2. Обеспечение учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств, и создание благоприятных условий для их распространения (использования) в экономике Формирование единой государственной системы учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета. Организация и практическое функционирование данной системы будет способствовать выработке и реализации федеральными органами исполнительной власти государственной политики по повышению эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности. Эффективный учет и контроль со стороны государства за использованием, передачей и уступкой исключительных прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет бюджетных средств, позволит также создать механизм координации заказов НИОКР для государственных нужд, финансируемых из средств федерального бюджета, и обеспечить исключение дублирования разработок. Для реализации данного направления необходимо сформировать соответствующую правовую базу <1>, определить методический инструментарий государственного учета результатов исследований и разработок гражданского назначения. В перспективе целесообразно обеспечить единство подходов к учету результатов открытых НИОКР и НИОКР военного, специального и двойного назначения, что позволит осуществлять эффективный обмен результатами между военной и гражданской сферами в целях максимального использования потенциала оборонно-промышленного комплекса для развития экономики страны. -------------------------------- <1> Соответствующая работа уже начата - Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2005 N 284 утверждено Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета. Нормативное закрепление рационального порядка приобретения прав на результаты научно-технической деятельности, созданные с привлечением государственных средств (бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды) <1> и частных инвестиций, обеспечивающего баланс интересов всех участников правоотношений: авторов и работодателей, исполнителей работ и потребителей результатов научно-технической деятельности, государственных заказчиков и частных инвесторов. -------------------------------- <1> К настоящему моменту Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2005 N 685 утверждено Положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, устанавливающие некоторые основные нормы в отношении порядка закрепления соответствующих прав. Ключевой мерой по реализации рассматриваемого направления должно стать принятие федерального закона "О передаче технологий" (см. Приложение 5). 3. Содействие субъектам инновационной системы в обеспечении доступа к новейшим разработкам и введении результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот Обеспечение доступа российских компаний к информационной составляющей государственной системы учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет средств федерального бюджета, что станет важным элементом информационного обеспечения инновационной деятельности в рамках развития национальной инновационной системы. Безвозмездная передача малым инновационным предприятиям лицензионных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет бюджетных средств за исключением результатов, имеющих особый режим обращения (базовые военные и двойные технологии). Развитие законодательной и нормативно-методической базы, обеспечивающей оценку стоимости результатов научно-технической деятельности и их учет в составе нематериальных активов, что в целом будет способствовать капитализации и росту стоимости имущественного комплекса предприятий, сохранению существующих научных и технологических достижений при приватизации, ликвидации и продаже предприятий научной сферы. В первую очередь, необходимо гармонизировать нормативную базу бухгалтерского учета нематериальных активов (ПБУ 14/2000) с требованиями МСФО 38 в направлении ее радикального упрощения. Расширение государственных программ по поддержке обучения (переподготовки) специалистов в сфере интеллектуальной собственности (инновационные менеджеры, патентоведы, судьи и адвокаты, оценщики), а также программ пропагандистского характера, имеющих целью привлечь общественное внимание к вопросам охраны, защиты и использования прав на интеллектуальную собственность. Программная часть Программная часть включает: реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы, направленных на вовлечение в хозяйственный оборот и защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности; реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы в части обучения (переподготовки) специалистов высокой квалификации в сфере интеллектуальной собственности. Целевые индикаторы --------------------------------------------------------------------------- | | 2004 | 2007 | 2010 | 2015 | |---------------------------------------|--------|------|--------|--------| |1. Коэффициент изобретательской | | | | | |активности (число патентных заявок на | | | | | |изобретения, поданных российскими | | | | | |заявителями в стране, в расчете на 10 | | | | | |тыс. населения) | | | | | |---------------------------------------|--------|------|--------|--------| |инерционная динамика | 1,6 | 1,9 | 1,94 | 1,99 | |---------------------------------------|--------|------|--------|--------| |с учетом реализации Стратегии | 1,6 | 2,0 | 4,0 | 5,5 | |---------------------------------------|--------|------|--------|--------| |2. Число зарегистрированных договоров | | | | | |об уступке патента и лицензионных | | | | | |договоров (тыс. ед.) | | | | | |---------------------------------------|--------|------|--------|--------| |инерционная динамика | 2,0 | 2,3 | 2,6 | 3,1 | |---------------------------------------|--------|------|--------|--------| |с учетом реализации Стратегии | 2,0 | 2,9 | 4,6 | 8,1 | |---------------------------------------|--------|------|--------|--------| |3. Удельный вес нематериальных активов | | | | | |в общей сумме активов организаций | | | | | |сектора исследований и разработок (%) | | | | | |---------------------------------------|--------|------|--------|--------| |инерционная динамика | 0,7 | 1,5 | 3,5 | 8,5 | |---------------------------------------|--------|------|--------|--------| |с учетом реализации Стратегии | 0,7 | 7,0 | 15,0 | 30,0 | --------------------------------------------------------------------------- 4.4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций Подзадачи: (1) стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров; (2) создание благоприятных условий для технологической модернизации отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок; (3) формирование и реализация на основе частно-государственного партнерства приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития, в рамках которых конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики обеспечивается преимущественно за счет технологий отечественной разработки. Ключевые проблемы - В силу высокой конкуренции большинство компаний испытывают потребность в инновациях, но она находится в разрыве со спросом на инновации из-за высоких рисков, связанных с осуществлением инноваций, множественности административных барьеров, проблем доступа к долгосрочным финансовым ресурсам при неразвитости (недостаточной распространенности) механизмов частно-государственного партнерства. Это приводит к "отсечению" значительной части компаний второго эшелона от инновационной деятельности, при этом спрос на инновации сосредоточен в крупных компаниях сырьевого сектора. - Длительный характер необходимых исследовательских работ в сочетании с краткосрочностью и непредсказуемостью государственной политики, определяющей спрос на технологические инновации, приводит к тому, что спрос на инновации со стороны компаний носит преимущественно спонтанный характер, при этом с их стороны отсутствует долгосрочный системный (программный) спрос на инновации. - Российская инновационная система чаще "предлагает" компаниям не инновационный продукт, а определенные полуфабрикаты. В этой связи компании должны идти на дополнительные риски, связанные с реализацией российских инновационных решений. - Влияние предложения на спрос в сфере инноваций остается весьма слабым, что связано с технологической отсталостью большинства компаний. Усиливается "эксплуатационный разрыв" между числом созданных изобретений и числом изобретений, фактически внедренных на коммерческой основе в российских компаниях. - Использование в российской экономике существующего человеческого капитала и накопленных знаний ограничивается слабостью кооперационных связей между производственным и научным секторами, что проявляется в низком уровне диффузии знаний и инноваций на основе формирования научно-производственных сетей и рынков технологий. - Предпринимательский сектор характеризуется неразвитостью сетей субподряда, при этом малый инновационный бизнес плохо интегрирован в цепочки формирования стоимости. В сочетании с плохой восприимчивостью средних и крупных компаний к инновациям в силу их недостаточно эффективных систем управления это существенно ограничивает приток в предпринимательский сектор российских инновационных решений. Основные меры 1. Стимулирование спроса на инновации в предпринимательском секторе, технологического перевооружения компаний, организации выпуска и экспорта новой высокотехнологичной продукции, создания новых высокотехнологичных фирм в следующих формах: (1) субсидирование процентных ставок по долгосрочным кредитам, привлекаемым для выпуска новой высокотехнологичной продукции; (2) установление нулевой таможенной пошлины при экспорте произведенной в Российской Федерации высокотехнологичной продукции; (3) долевое участие государства в финансировании сертификации инновационной продукции на соответствие международным стандартам безопасности и качества; (4) государственное софинансирование выставочной деятельности высокотехнологичных российских компаний; (5) "настройка" мер государственной поддержки наукоемкого экспорта в соответствии с потребностями компаний "второго эшелона", среднего бизнеса, в частности государственное софинансирование маркетинговых затрат средних компаний при их выходе на зарубежные рынки; (6) поддержка импорта перспективных технологических комплексов посредством предоставления инвестиционных кредитов и гарантий государственными институтами развития. 2. Налоговое стимулирование научно-технической деятельности и спроса на ее результаты, включая: (1) анализ результативности существующих налоговых инструментов стимулирования научно-технической деятельности и спроса на ее результаты, в т.ч. вступивших в действие в 2006 г.; (2) разработку и реализацию комплекса мер по снижению налоговой нагрузки на научную и инновационную деятельность, стимулированию вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности; (3) разработку и внедрение комплекса инструментов налогового стимулирования спроса на инновации в реальном секторе экономике. Возможные варианты налоговых инициатив, ориентированных на стимулирование научно-технической деятельности и спроса на ее результаты, представлены в Приложении 5. 3. Содействие развитию международной технологической интеграции российских компаний путем: (1) развития системы технических регламентов и гармонизация их с международными; (2) совершенствования таможенного законодательства в направлении стимулирования использования различных режимов ввоза передовых технологий и обеспечения эффективной реализации совместных технологических проектов; (3) совершенствования (детализации) таможенной классификации в интересах обеспечения прозрачности технологического экспорта и импорта; (4) либерализации капитала в рамках отдельных отраслей в интересах создания условий для прихода иностранных технологических инвесторов; (5) активизации зарубежного патентования отечественных результатов исследований и разработок, предполагаемых на экспорт; (6) реализации мер, направленных на устранение лингвистического барьера, препятствующего эффективному экспорту инновационных продуктов и технологий, в частности, содействие развитию систем машинного перевода нового поколения. 4. Формирование общих условий для развития частно - государственного партнерства в сфере инновационной деятельности путем: создания механизмов участия предпринимательского сектора в формировании прогнозов технологического развития Российской Федерации и определении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития страны; совершенствования механизма и порядка формирования профильных федеральных целевых и ведомственных программ, имея в виду обеспечение участия предпринимательского сообщества в разработке концепций и проектов программ; расширения практики взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества при размещении государственного заказа (экспертизе конкурсных заявок) в сфере науки и инновационной деятельности, включая ФЦП; обеспечения развития системы важнейших инновационных проектов государственного значения, включая расширение объемов их бюджетного финансирования, установление порядка (методологии) их формирования и реализации в рамках федеральных целевых программ; разработки механизмов использования средств Инвестиционного Фонда Российской Федерации на развитие инновационной деятельности, включая важнейшие инновационные проекты государственного значения; формирования стратегий развития инновационно-активных территорий (включая наукограды, технополисы, ЗАТО), особых экономических зон технико-внедренческого типа; разработка порядка создания центров трансфера технологий, образуемых на базе государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, институтов Российской академии наук и отраслевых институтов; государственной поддержки формирования и развития региональных инновационных кластеров <1>; -------------------------------- <1> Целью формирования региональных инновационных кластеров является устранение диспаритетов развития регионов, создание и усиление региональной специализации на основе объединения ресурсов различных министерств и ведомств. урегулирования - на законодательном уровне или в рамках совершенствования формы государственного контракта - вопросов приобретения и использования участниками реализации важнейших инновационных проектов государственного значения специального оборудования <1>; -------------------------------- <1> В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации приборы и оборудование, приобретенные в ходе выполнения НИОКР, должны быть либо возвращены заказчику, либо - после уплаты налога на прибыль - оставлены на балансе исполнителя по их остаточной стоимости. При этом необходимость уплаты налога на прибыль в размере 24% от остаточной стоимости делает экономически невыгодным для исполнителя их дальнейшее использование. Решение данного вопроса приобретает особую актуальность в связи с проблемой старения научной приборной базы и необходимостью переоснащения производств современным оборудованием. формирования мер государственного стимулирования капитализации интеллектуального потенциала промышленных компаний, в т.ч. для целей повышения их инвестиционной привлекательности и проведения IPO; разработки механизмов участия Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского фонда технологического развития (РФТР) и других внебюджетных фондов НИОКР в реализации важнейших инновационных проектов государственного значения; создание механизмов координации деятельности заинтересованных федеральных органов, а также субъектов предпринимательской деятельности, при решении общих или смежных задач государственной политики, разработке федеральных и ведомственных целевых программ и т.п. 5. Формирование системы технологического прогнозирования развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и механизмов определения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития, включая: создание системы (институциональных и организационных механизмов) технологического прогнозирования <1>, включая использование методологии "foresight"; -------------------------------- <1> В т.ч. определение способов и механизмов выявления наиболее значимых социально-экономических проблем (с учетом их непрерывности во времени), многовариантность сценариев развития экономики, установление долгосрочных конкурентных преимуществ отдельных отраслей и научно-технологических направлений, способов и форм привлечения к их определению широких слоев представителей науки, образования и предпринимательства. разработку на постоянной основе долгосрочного прогноза мирового научно-технического развития; формирование механизмов предоставления - на основе долгосрочного технологического прогноза - рекомендаций реальному сектору экономики (частному предпринимательству) по корректировке их бизнес-стратегий, а также ответственности государства (в т.ч. финансовой) за его недостоверность; подготовку регулярных публичных государственных прогнозов изменения тарифов на услуги (продукцию) субъектов естественных монополий; определение долгосрочной государственной политики в области технического регулирования (гармонизации на международном уровне технических регламентов и стандартов, в т.ч. экологических); формирование методологии, нормативных правовых основ и механизмов установления и регулярного уточнения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития, обеспечение их "информационной прозрачности" для общества в целом и предпринимательского сообщества, в частности; разработка механизмов использования результатов технологического прогнозирования и утвержденных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития при формировании и совершенствовании соответствующих федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля; совершенствование системы целевых показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти, имея в виду, в т.ч. формирование показателей, характеризующих инновационные аспекты развития соответствующих отраслей. 6. Государственная поддержка проектов совместных исследований компаний с институтами и университетами в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития путем: (1) предоставления грантов государственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности компаниям для проведения прошедших конкурсный отбор программ партнерских исследований; (2) государственного софинансирования институтов и университетов в проведении прошедших конкурсный отбор программ партнерских исследований в рамках федеральных и ведомственных целевых программ. 7. Обеспечение инновационной направленности системы закупок для государственных нужд путем: (1) оценки органами исполнительной власти долгосрочных потребностей в передовых технологиях и высокотехнологичных продуктах для решения возложенных на них задач; (2) проведения тендеров по партнерским (с участием компаний и исследовательских организаций) исследовательским проектам в рамках закупок для государственных нужд; (3) определение требований к крупным компаниям при выполнении работ в рамках заказа для государственных нужд по заключению субконтрактов с небольшими фирмами (в настоящее время существуют квоты по участию малых предприятий в выполнении заказов для государственных нужд только на первичном уровне - уровне госконтрактов); (4) совершенствование правовой нормативной базы использования лизинга в интересах обеспечения закупок для государственных нужд (проблема связана с целесообразностью привлечения негосударственных инвестиций для создания технологически сложной продукции для государственных нужд в условиях ограниченных сроков действия государственных обязательств и недостаточной эффективности лизинговых операций в технологически сложных проектах). 8. Расширение и "программирование" спроса на инновации в крупных компаниях, находящихся под государственным контролем, путем: (1) определения концепций инновационного развития таких компаний; (2) разработки программ долгосрочных партнерских исследований, проводимых совместно с научными организациями; (3) разработки планов внедрения в таких компаниях передовых российских разработок и мониторинга их выполнения. Программная часть Программная часть включает: реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы, прежде всего, относящихся к блоку "Коммерциализация технологий"; разработку и реализацию с 2007 г. ФЦП "Научно-технологическая база России" на 2007 - 2012 годы, обеспечивающую ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечнем критических технологий Российской Федерации и приоритетами технологического развития и "достройку" необходимых элементов инновационной инфраструктуры; модернизацию отдельных существующих ФЦП технологического профиля; разработку и реализацию с 2007 - 2008 гг. 4 - 6 достаточно крупных "прорывных" ФЦП технологического профиля, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетам технологического развития; реализацию федеральных и ведомственных целевых программ технологического переоснащения наукоемких направлений в экономике страны, находящихся полностью или частично в сфере государственной ответственности: атомной, космической, авиационной промышленности, отдельных секторов ОПК и др.; реализацию отраслевых "мегапроектов" в рамках ведомственных целевых программ. Федеральные целевые программы технологического профиля должны отвечать следующим принципиальным требованиям: (1) Предметом программы является развитие такого сектора российской экономики, где основным фактором обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке становятся российские технологии и подготовленные высококвалифицированные кадры; (2) Программа ориентирована на занятие российскими компаниями значительной доли внутреннего рынка продуктов или услуг и (или) позиционирование в разумном масштабе на внешнем рынке; (3) Программа направлена на капитализацию на территории России существенного объема результатов разработки новых российских технологий, ключевых для развития того или иного сектора российской экономики, при этом программа "открыта" для использования передовых зарубежных технологий, отечественных аналогов которым нет; (4) Программа реализуется на основе активного использования инструментов частно-государственного партнерства, при этом основные инвестиции в развитие производства или сети высокотехнологических услуг должны осуществляться частным бизнесом; (5) Управление программой обеспечивает ее гибкость и адаптивность, своевременное использование новейших научных достижений и технологических решений; (6) Результаты программы характеризуются устойчивостью и потенциалом саморазвития - достигнутые позитивные сдвиги и тенденции в ходе реализации программы должны развиваться и после ее прекращения. В ходе реализации Стратегии должны осуществляться периодическая оценка и коррекция федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля. Основой для корректировки (уточнения) состава и содержания мероприятий действующих ФЦП технологического профиля и формирования новых целевых технологических программ должны стать две широкопрофильные технологические ФЦП: (1) Федеральная целевая программа "Научно-технологическая база России" <1> на 2007 - 2012 годы -------------------------------- <1> Название Программы может быть изменено соответствующими решениями Правительства Российской Федерации. С учетом опыта, который будет получен в 2005 - 2006 гг., с 2007 г. планируется разработка новой программы, развивающей результаты ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы. Эта программа будет формировать технологическую базу для федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля и для российских коммерческих технологических компаний в целом и обеспечивать развитие соответствующей инновационной инфраструктуры. Программу предполагается реализовывать в рамках следующих приоритетных тематических направлений: - информационно-телекоммуникационные системы; - индустрия наносистем, стратегические и перспективные материалы; - технологии живых систем; - рациональное природопользование; - энергетика и энергосбережение; - безопасность и противодействие терроризму. Представленный перечень тематических направлений является открытым и предполагает возможность корректировки. (2) Программа развития и трансфера двойных технологий. В рамках этой программы должно обеспечиваться максимально эффективное использование гражданских разработок, финансируемых федеральным бюджетом в рамках других программ и проектов, а также стимулироваться трансфер технологий из военного сектора в гражданский. Программа должна формироваться с учетом объективной оценки результатов реализации ФЦП "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы)". Данная программа должна осуществляться, в рамках расходов на оборону, совместно Минобороны России, Минпромэнерго России, Росатомом и Роскосмосом при участии Минобрнауки России. Роль Минобрнауки России в этой программе состоит в координации работ, в первую очередь, по обеспечению эффективного регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности при трансфере технологий из военного сектора в гражданский. В 2006 - 2008 годах планируется как модернизация некоторых действующих федеральных целевых программ, так и создание ряда новых федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля. Модернизация и развитие отдельных федеральных целевых программ технологического профиля предполагает, в частности, следующее: (1) В целевых программах в сфере ИКТ предполагается усилить аспекты, связанные с расширением механизмов государственной поддержки развития российской отрасли ИТ, с активизацией мер по развитию национальной инфокоммуникационной инфраструктуры. Данные задачи могут решаться совместными усилиями Мининформсвязи России, Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минобороны России, Минобрнауки России как путем модернизации с 2006 года существующей ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", так и на основе формирования одной-двух новых федеральных или ведомственных целевых программ. (2) В 2006 - 2007 годах может быть запущена, по сути, новая программа развития российской авиатехники, предусматривающая использование существующих заделов в рамках ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" при ее существенной переработке. Данная программа должна формироваться совместно Минпромэнерго России, Минобороны России, Минобрнауки России. (3) Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 г. N 635 утверждена "Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы", которая является долгосрочным плановым документом, на основании которого формируется государственный заказ на создание, изготовление и использование космической техники в научных и социально-экономических целях. Научные исследования и разработки в рамках данной программы должны также служить реализации Стратегии. В качестве предпосылок к формированию новых целевых программ технологического профиля рассматриваются: (1) наличие потенциала для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке; (2) наличие тенденций к развитию необходимого технологического и кадрового потенциала, соответствующих исследовательских программ; (3) масштабы и динамика развития частно-государственного партнерства, наличие эффективных частных компаний соответствующего профиля для сотрудничества в реализации программы. На этой основе можно выделить следующие потенциальные направления формирования новых федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля в 2007 - 2008 гг.: 1. Создание в России кластера специализированных, прежде всего диагностических высокотехнологических медицинских услуг и производства соответствующих препаратов и оборудования. Основа для развития технологического потенциала: реализация направления "Технологии живых систем" ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники". Потенциальные разработчики программы: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и Минпромэнерго России. Ориентировочный срок начала реализации программы: 2007 г. 2. Формирование в России кластера разработки и производства оптоэлектронных устройств, ориентированных на рынки светодиодных устройств и рынки осветительных приборов. Основа для развития технологического потенциала: реализация направления "Нанотехнологии и материалы" ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники". Потенциальные разработчики программы: Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Росатом. Ориентировочный срок начала реализации программы: 2007 г. 3. Развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения на основе современных технологий использования органических энергоносителей, возобновляемых энергии, водородной и ядерной энергетики, химических источников тока. Крупнейшим элементом этой программы должна стать подпрограмма ускоренного развития атомной энергетики. Основа для развития технологического потенциала: реализация направления "Альтернативные источники энергии и энергосбережение" ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники". Потенциальные разработчики программы: Минпромэнерго России, Минрегион России, Минобрнауки России, Росатом. Ориентировочный срок начала реализации программы: 2008 г. 4. Формирование в России кластера разработки и производства высокотехнологичных материалов с заданными свойствами, в том числе для применения в строительстве, в добывающих отраслях, а также экологических, в том числе биоразлагаемых материалов. Основа для развития технологического потенциала: реализация направления "Нанотехнологии и материалы" ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники". Потенциальные разработчики программы: Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Минтранс России, МПР России, Росатом. Ориентировочный срок начала реализации программы: 2008 г. Помимо перечисленных направлений, может быть целесообразным формирование федеральных целевых программ технологического профиля в области использования энергии атомного ядра (управляемого термоядерного синтеза), развития микроэлектроники, биотехнологий. Приведенный выше перечень перспективных ФЦП технологического профиля не означает, что предусматриваемые в них направления исчерпывают список поддерживаемых государством технологических разработок. В рамках ведомственных целевых технологических программ министерства и ведомства должны получить возможность и методическую базу концентрации ресурсов для решения отраслевых технологических проблем, препятствующих реализации Перечня критических технологий Российской Федерации и соответствующих приоритетов технологического развития. Подготовительным этапом для формирования таких программ являются мероприятия по осуществлению отраслевых "мегапроектов" в 2003 - 2005 годах. При реализации целевых программ технологического профиля должно быть предусмотрено разделение функций различных федеральных ведомств при эффективной координации их деятельности: отраслевые ведомства - отвечают за привлечение к реализации программы коммерческих компаний, за содействие притоку частных инвестиций, за стимулирование развития рынков соответствующей продукции и услуг, за продвижение российских компаний на глобальный рынок, отвечают за стимулирование развития рынков соответствующей продукции и услуг; Минэкономразвития России - отвечает за развитие специальных экономических институтов, обеспечивающих реализацию технологических программ, за совершенствование правовой базы; Минобрнауки России - отвечает за координацию исследований и разработок, реализуемых как внутри технологических программ, так и в смежных программах, а также в РАН и отраслевых академиях наук, имеющих государственный статус, и вузах, за совершенствование правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, за содействие капитализации результатов научных исследований на территории России, за целевую подготовку кадров соответствующего профиля. Целевые индикаторы --------------------------------------------------------------------------- | | 2004 | 2007 | 2010 | 2015 | |-------------------------------------------|-------|-------|------|------| |1. Удельный вес инновационной продукции в | | | | | |общем объеме продаж промышленной | | | | | |продукции на внутреннем рынке (%) | | | | | |-------------------------------------------|-------|-------|------|------| |инерционная динамика | 5,6 | 6,4 | 7,5 | 10,0 | |-------------------------------------------|-------|-------|------|------| |с учетом реализации Стратегии | 5,6 | 8,5 | 15,0 | 18,0 | |-------------------------------------------|-------|-------|------|------| |2. Удельный вес инновационной продукции в | | | | | |экспорте промышленной продукции (%) | | | | | |-------------------------------------------|-------|-------|------|------| |инерционная динамика | 4,7 | 5,9 | 7,0 | 9,0 | |-------------------------------------------|-------|-------|------|------| |с учетом реализации Стратегии | 4,7 | 7,0 | 12,0 | 15,0 | |-------------------------------------------|-------|-------|------|------| |3. Удельный вес предприятий, | | | | | |осуществлявших технологические инновации, | | | | | |в общем их числе (%) | | | | | |-------------------------------------------|-------|-------|------|------| |инерционная динамика | 10,5 | 12,5 | 14,0 | 15,0 | |-------------------------------------------|-------|-------|------|------| |с учетом реализации Стратегии | 10,5 | 13,0 | 15,0 | 20,0 | |-------------------------------------------|-------|-------|------|------| |4. Удельный вес предприятий, | | | | | |осуществлявших организационные инновации, | | | | | |в общем их числе (%) | | | | | |-------------------------------------------|-------|-------|------|------| |инерционная динамика | 28,5 | 32,0 | 40,0 | 45,0 | |-------------------------------------------|-------|-------|------|------| |с учетом реализации Стратегии | 28,5 | 35,0 | 50,0 | 60,0 | --------------------------------------------------------------------------- 5. Этапы и сроки реализации Стратегии Стратегия в области развития науки и инноваций реализуется в три этапа: первый этап - 2006 - 2007 годы; второй этап - 2008 - 2010 годы третий этап - 2011 - 2015 годы. В соответствии с основными целями на этих этапах определены приоритеты и принципы финансирования соответствующих мероприятий: ----------------------------------------------------------------------------------- | Первый этап | Второй этап | Третий этап | | (2006 - 2007 годы) | (2008 - 2010 годы) | (2011 - 2015 годы) | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------| | Основные цели | |---------------------------------------------------------------------------------| | Развитие сектора| Активное позиционирование| Устойчивое и| |исследований и разработок,|сектора исследований и|сбалансированное | |в первую очередь|разработок в глобальной|развитие сектора| |опережающее развитие|экономике. |исследований и| |фундаментальной науки. | Реализация крупных проектов|разработок, | | Повышение восприимчивости|в рамках приоритетных|обеспечивающее | |предпринимательского |направлений развития науки,|расширенное | |сектора к технологическим|технологий и техники|воспроизводство знаний.| |инновациям. |Российской Федерации и| Масштабирование | | Ускоренная "достройка"|приоритетов технологического|реализации крупных| |отдельных элементов|развития. |проектов в рамках| |инновационной | Создание эффективной|приоритетных | |инфраструктуры, |целостной инновационной|направлений развития| |гармонизация институтов в|системы. |науки, технологий и| |сфере инноваций с| |техники Российской| |международными принципами. | |Федерации и приоритетов| | | |технологического | | | |развития. | | | | Развитие | | | |технологической | | | |способности российских| | | |компаний, укрепление| | | |международных позиций| | | |российских | | | |высокотехнологичных | | | |компаний. | | | | Динамичное развитие| | | |современной | | | |инновационной системы,| | | |соответствующей по| | | |основным параметрам| | | |инновационным системам| | | |развитых зарубежных| | | |стран. | |---------------------------------------------------------------------------------| | Основной маневр в управлении ресурсами | |---------------------------------------------------------------------------------| | - Сокращается в| - Опережающий рост| - Увеличение| |абсолютном и относительном|расходов на обновление|бюджетных расходов на| |выражении финансирование|научной и приборной базы,|развитие научных основ| |НИОКР по направлениям, не|усиление |перспективных | |отнесенным к приоритетным|"институционализации" |технологий как основы| |направлениям развития|расходов по исследованиям и|формирования | |науки, технологий и|разработкам. |последующих | |техники Российской| - Увеличение программной|технологических | |Федерации и приоритетам|составляющей в бюджетных|укладов. | |технологического развития,|расходах по научным| - Рост бюджетных| |при этом опережающими|исследованиям и|расходов по реализации| |темпами возрастает|экспериментальным |крупных целевых| |финансирование |разработкам гражданского|программ | |фундаментальных |назначения. |технологического | |исследований. | - Концентрация ресурсов|профиля при сокращении| | - Опережающий рост|в сфере научно-технического|долевого участия| |финансирования |сотрудничества на|государства и| |академического сектора|ограниченном числе проектов|расширении | |науки, существенное|международной кооперации на|внебюджетного | |повышение заработной платы|основе разделения рисков. |финансирования. | |научных работников. | - Консолидация| - Увеличение| | - Оптимизация|программных бюджетных|бюджетных расходов по| |программных расходов|расходов на НИОКР на|формированию крупных| |(увеличение длительности и|ограниченном числе крупных|объектов научной| |объемов контрактов по|федеральных целевых программ|инфраструктуры. | |НИОКР в рамках закупок для|технологического профиля. | - Увеличение доли| |государственных нужд). | - Рост частного|частных и смешанных| | - Государственная|софинансирования научных|фондов поддержки| |поддержка инновационных|разработок на основе|научной и (или)| |проектов смещается на|механизмов частно-|научно-технической | |ранние стадии их|государственного партнерства|деятельности в| |реализации. |в рамках реализации|финансировании сектора| | |приоритетных направлений|исследований и| | |развития науки, технологий и|разработок, расширение| | |техники Российской Федерации|финансирования науки| | |и приоритетов|за счет зарубежных| | |технологического развития. |научных фондов, в| | | - Существенное увеличение|рамках международных| | |бюджетных расходов на|научно-технических | | |развитие отдельных элементов|программ. | | |инновационной финансовой и| - Рост частных| | |производственно- |инвестиций в научную и| | |технологической |инновационную сферу. | | |инфраструктуры. | - Существенное| |