Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ Г. МОСКВЫ 1 июля 2010 г. N 108 (Д) В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Законом города Москвы от 5 июля 2006 г. N 35 "Об энергосбережении в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 25 августа 2009 г. N 815-ПП "О мерах по совершенствованию тарифной политики в сфере теплоэнергетики, электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения, городского транспорта в городе Москве на 2010-2012 гг.", постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности", постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1499-ПП "О ходе реализации Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года", постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 963-ПП "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах департамента)" Региональная энергетическая комиссия города Москвы постановляет: Утвердить Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих на территории города Москвы регулируемые виды деятельности, согласно приложению. Председатель Ю.В. Росляк 1 июля 2010 г. N 108 Приложение к постановлению Региональной энергетической комиссии города Москвы от 1 июля 2010 г. N 108 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Общие положения 1.1. Настоящие Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих на территории города Москвы регулируемые виды деятельности (далее - Требования), разработаны в соответствии с пп. 6.8 и 10.2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1499-ПП "О ходе реализации Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года". 1.2. Настоящие Требования разработаны с учетом положений следующих нормативно-правовых актов: - Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - постановления Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности"; - Закона города Москвы от 05.07.2006 N 35 "Об энергосбережении в городе Москве"; - постановления РЭК Москвы от 6 декабря 2007 г. N 77 "Об утверждении Порядка тарифного (ценового) стимулирования энергосбережения"; - постановления Правительства города Москвы от 10 февраля 2009 г. N 75-ПП "О повышении энергетической и экологической эффективности отдельных отраслей городского хозяйства"; - постановления Правительства города Москвы от 28 октября 2008 г. N 1012-ПП "О Городской целевой программе "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года". 1.3. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1499-ПП "О ходе реализации Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года" в рамках реализации Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) устанавливаются следующие цели городской политики по энергосбережению - снижение в 2010 году по сравнению с 2008 годом: - потребления тепловой энергии на территории города Москвы не менее чем на 10%; - потребления электрической энергии на территории города Москвы не менее чем на 10%; - энергоемкости валового регионального продукта города Москвы на 5%. Настоящие Требования направлены на реализацию данной цели, а также целей, утвержденных Правительством Москвы в последующие периоды. Базовым годом считается 2009 год. В случае если программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разрабатывается в отсутствие данных за 2009 год, базовым считается 2008 год. Программа регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций разрабатывается на 3 года. В случае если в соответствии с законодательством РФ срок действия инвестиционной программы регулируемой организации превышает 3 года, - на срок действия инвестиционной программы. 2. Порядок применения Требований 2.1. В соответствии со статьей 7, п. 3 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 2.2. В разделе 3 настоящих Требований представлены общие требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. 2.3. В целях учета отраслевой специфики различных организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, помимо общих требований, представленных в разделе 3 настоящего документа, определены специализированные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих следующие регулируемые виды деятельности: а) организации сферы электрифицированного транспорта (приложение 1 к настоящим Требованиям); б) организации сферы перевозки пассажиров и багажа на базе автомобильного транспорта (приложение 2 к настоящим Требованиям); в) организации, предоставляющие транспортные услуги на территории города Москвы (приложение 3 к настоящим Требованиям), за исключением организаций, относящихся к подпунктам "а" и "б" пункта 2.3 настоящих Требований; г) организации, осуществляющие производство, передачу и сбыт тепловой энергии (приложение 4 к настоящим Требованиям); д) организации, осуществляющие производство электрической энергии (приложение 5 к настоящим Требованиям); е) организации, осуществляющие передачу и распределение электрической энергии (приложение 6 к настоящим Требованиям); ж) организации, осуществляющие торговлю электрической энергией (приложение 7 к настоящим Требованиям); з) организации, осуществляющие деятельность в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (приложение 8 к настоящим Требованиям); и) организации, осуществляющие передачу и торговлю газообразным топливом (приложение 9 к настоящим Требованиям). 3. Требования к составу и содержанию программ 3.1. Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны содержать: 1) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; 2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; 3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно собственных источников финансирования, привлеченных средств, а также (при наличии) бюджетных источников финансирования указанных мероприятий. 3.2. Значения целевых показателей программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны отражать повышение эффективности использования энергетических ресурсов при осуществлении организациями своей деятельности. В случае если организация является ресурсоснабжающей, целевые показатели программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности таких организаций должны отражать: - повышение эффективности использования энергетических ресурсов производственными и офисными зданиями и сооружениями таких организаций; - стимулирование повышения эффективности использования энергетических ресурсов потребителями таких организаций; - уменьшение потерь при передаче и распределении электрической энергии регулируемыми организациями, осуществляющими передачу и распределение электрической энергии. Целевые показатели программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также должны отражать исполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленных на организацию учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов. В связи со значительным влиянием на окружающую среду организаций, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии, такие компании должны включить в свои программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности мероприятия, направленные на снижение вредного воздействия на окружающую среду. Целевые показатели программ таких организаций должны характеризовать сокращение выбросов продуктов сгорания при выработке тепловой и электрической энергии, в т.ч. выбросов вредных веществ. В приложениях 1-9 к настоящим Требованиям представлены целевые показатели, которые могут быть применены организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, с учетом их специфики. 3.3. Порядок разработки, состав программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, порядок их согласования и утверждения должны соответствовать Общим положениям и требованиям, предъявляемым к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, утвержденным Правительством Москвы. 3.4. Основой программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, являются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Типовые мероприятия, которые могут быть реализованы организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, с учетом их специфики приведены в приложениях 1-9 к настоящим Требованиям. К мероприятиям также относятся создание или модернизация объектов в соответствии с производственной программой, инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности" мероприятия, утвержденные в составе программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, становятся для этих организаций обязательными. 3.5. Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и порядок их установления приведены в приложениях 1-9 к настоящим Требованиям. При этом основой для расчетов показателей проектов в случае, если в приложениях 1-9 не указано иного, должны являться результаты энергетических обследований объектов регулируемых организаций, которые согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должны быть проведены регулируемыми организациями в срок не позднее 31 декабря 2012 года, а в дальнейшем - не реже чем один раз каждые 5 лет. 3.6. Порядок утверждения разработанных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и связанный с этим отбор разработанных проектов осуществляются согласно: - приложению 10 к настоящим Требованиям "Регламент формирования, согласования, утверждения и реализации программ энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности"; - приложению 11 к настоящим Требованиям "Порядок отбора проектов (взаимоувязанной системы мероприятий) для включения в программы энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности". 3.7. В целях контроля реализации проектов, предусмотренных программами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, такие организации представляют следующие отчеты (разрабатываются согласно Общим положениям и требованиям, предъявляемым к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, утвержденным Правительством Москвы): - отчет о ходе реализации проекта; - отчет о достижении ключевых событий проекта; - отчет о реализации проектов. Порядок представления данных документов содержится в приложении 12 к настоящим Требованиям "Положение о проведении мониторинга и контроля за реализацией согласованных (утвержденных) программ энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности". 3.8. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны привести свои программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствие с настоящими Требованиями в течение трех месяцев с момента вступления настоящих Требований в силу. Приложение 1 к Требованиям ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА 1. Показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 1.1. Основными показателями в области энергосбережения регулируемых организаций, относящихся к сфере электрифицированного транспорта, являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сравнении с уровнем потребления в базовом году: - экономия электрической энергии (тыс. кВтч <1>); - экономия тепловой энергии (Гкал); - экономия газа (куб. м); - экономия нефтепродуктов (т у.т.); - экономия угля (т у.т.); - экономия холодной воды (куб. м); - экономия горячей воды (куб. м). Целевые значения данных показателей для отдельных проектов рассчитываются организациями самостоятельно с представлением соответствующего обоснования в п. 3 паспорта проекта. Совокупность таких целевых показателей по всем проектам, включенным в программу, должна обеспечивать выполнение суммарных для организации целевых значений показателей. Расчет суммарных для организации целевых значений данных показателей устанавливается соответствующими требованиями нормативно-правовых актов Правительства Москвы. В случае отсутствия установленных требований на период действия программы значения таких показателей по каждому виду ресурсов принимаются равными 3% от уровня общего потребления ресурса в базовом году с учетом естественного развития организации (см. раздел 3 Общих положений и требований, предъявляемых к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, утвержденных Правительством Москвы). Для 2010 года целевые значения таких показателей по каждому виду ресурсов должны быть равными 10% от уровня общего потребления ресурса в базовом году. -------------------------------- <1> Здесь и далее в скобках указывается размерность показателя. 1.2. К числу показателей в области повышения энергетической эффективности регулируемых организаций, относящихся к сфере электрифицированного транспорта, относятся удельные расходы электроэнергии на: - производственные нужды железных дорог (кВтч/10 тыс. ткм брут.); - электротяга поездов железных дорог (кВтч/10 тыс. ткм брут.); - эксплуатационные нужды железных дорог без электротяги (кВтч/10 тыс. ткм брут.); - электротяга поездов метрополитена (кВтч/тыс. ткм брут.); - электротяга трамваев (кВтч/тыс. ткм брут.); - электротяга троллейбусов (кВтч/тыс. ткм брут.). Расчет базовых значений таких показателей должен быть произведен на основе данных формы 11-ТЭР "Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 23 сентября 2008 г. N 235. Указания по заполнению данной формы утверждены приказом Федеральной службы государственной статистики от 20 июля 2009 г. N 146. Целевые значения данных показателей должны отражать повышение энергетической эффективности с учетом всех мероприятий, реализуемых в рамках программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемой организации. Организация может исключить часть данных показателей, если они не относятся к ее непосредственной деятельности. 2. Установка приборов учета. К числу показателей, отражающих исполнение требований по организации учета энергоресурсов, относятся: - доля сооружений, оборудованных приборами учета электроэнергии, в которых расчеты за электроэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета теплоэнергии, в которых расчеты за теплоэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета воды, в которых расчеты за воду осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета газа, в которых расчеты за газ осуществляет регулируемая организация. 3. Типовые мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. К числу типовых мероприятий относятся: - проведение энерготехнологических обследований и энергетическая паспортизация объектов предприятий городского транспорта города Москвы; - проведение предпроектных исследований и разработка типовых проектов по внедрению энергосберегающих мероприятий на объектах городского транспорта; - установка устройств блокировки вентиляторов воздушно-тепловых завес с механизмом открывания ворот; - замена устаревших электрических сетей, электрооборудования систем освещения, внедрение экономичных источников света; - внедрение изоляторов новой конструкции; - автоматизация систем освещения, установка отключающих устройств (на основе фотореле, реле времени); - установка автоматических компенсаторов реактивной мощности в электросетях и фильтрокомпенсирующих устройствах; - замена и реконструкция устаревшего теплооборудования, котлов, теплообменников, теплокоммуникаций, запорной арматуры; - модернизация и внедрение оптимальных режимов работы систем отопления, вентиляции на основе использования автоматизированных тепловых пунктов (блочного исполнения) и термостатических регуляторов; - реконструкция и капитальный ремонт автоматики на котельных установках (автоматики безопасности, автоматики регулирования); - внедрение технологий и проектов по накоплению и использованию энергии торможения электрифицированного транспорта (поезда метрополитена, троллейбусы, пригородные электропоезда, трамваи); - реконструкция и монтаж системы оборотного водоснабжения, капитальный ремонт очистных сооружений, систем производственных и ливнесточных. По ГУП "Московский метрополитен": - внедрение технологий и проектов по накоплению и использованию энергии торможения электропоездов; - внедрение энергосберегающих источников света и пускорегулирующей аппаратуры; - установка шкафов управления плавного пуска вентиляторов тоннельной вентиляции с режимом экономии электрической энергии; - внедрение автоматизированной системы управления (АСУ) на агрегатах тоннельной вентиляции с установкой шкафов с преобразователем частоты; - реконструкция тепловых пунктов с оборудованием их средствами автоматического регулирования параметров теплоносителя; - наладка систем теплоснабжения; - проведение энергетических обследований подразделений метрополитена. По организациям, осуществляющим перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении: - реализация автоматизированного расчетного комплекса линейного отдела энергосбыта; - внедрение технологий и проектов по накоплению и использованию энергии торможения поездов; - энергетическая паспортизация филиалов железных дорог; - организация дорожных топливно-энергетических центров; - установка указателей положения на светоизлучающих диодах; - использование на высокомачтовых осветительных установках экономичных светильников ВОУ-30; - применение индукционных нагревательных приборов для отопления помещений. 4. Мероприятия по установке приборов учета. К числу мероприятий по установке приборов учета относятся: - установка приборов учета электрической энергии с классом точности не выше 1.0, приборов учета тепловой энергии с классом точности не выше 2.5; - внедрение автоматизированного учета тепловой энергии. По ГУП "Московский метрополитен": - реконструкция тепловых пунктов с оборудованием их узлами учета тепловой энергии. По организациям, осуществляющим перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении: - организация системы учета электроэнергии на вводах тяговых подстанций; - установка АСКУЭ железнодорожных узлов; - установка АСКУЭ оптового рынка; - установка приборов учета потребляемых энергоресурсов для железнодорожных узлов; - внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии розничных рынков электроэнергии (АСКУЭ РРЭ), в том числе: интегрированная система управления энергопотреблением РРЭ; интегрированная система управления энергопотреблением РРЭ уровня филиала железной дороги; информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии розничных рынков электроэнергии; - организация системы учета электроэнергии на вводах подстанций. Приложение 2 к Требованиям ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА НА БАЗЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 1. Показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Учитывая специфику организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере перевозки пассажиров и багажа на базе автомобильного транспорта, показатели в области энергосбережения и основные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности делятся на две группы: - первая группа - показатели энергосбережения и повышения энергоэффективности на объектах транспортных организаций (гаражи, ремонтные мастерские, пункты продажи проездных билетов и т.д.); - вторая группа - показатели потребления топлива на цели перевозки пассажиров и багажа. 1.1. Основными показателями в области энергосбережения регулируемых организаций, относящихся к сфере перевозки пассажиров и багажа на базе автомобильного транспорта, по первой группе являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сравнении с уровнем потребления в базовом году: - экономия электрической энергии (тыс. кВтч); - экономия тепловой энергии (Гкал); - экономия газа (куб. м); - экономия нефтепродуктов (т у.т.); - экономия угля (т у.т.); - экономия холодной воды (куб. м); - экономия горячей воды (куб. м). 1.2. Основными показателями в области повышения энергетической эффективности регулируемых организаций, относящихся к сфере перевозки пассажиров и багажа на базе автомобильного транспорта, являются: - снижение удельного расхода моторного топлива на перевозку пассажиров (л/чел.); - снижение удельного расхода топлива при скорости 60 км/ч на 100 км (л/100 км); - снижение удельного расхода топлива на 100 км (л/100 км). Косвенными показателями повышения энергоэффективности регулируемых организаций, относящихся к сфере перевозки пассажиров и багажа на базе автомобильного транспорта, могут являться снижение вредных выбросов и переход к более высоким стандартам предоставляемых услуг. Целевые значения показателей для отдельных проектов рассчитываются организациями самостоятельно с предоставлением соответствующего обоснования в п. 3 паспорта проекта. Совокупность таких целевых показателей по всем проектам, включенным в программу, должна обеспечивать выполнение суммарных для организации целевых значений показателей. Суммарные целевые значения данных показателей организации устанавливаются соответствующими требованиями нормативно-правовых актов Правительства Москвы. В случае отсутствия установленных требований на период действия программы значения таких показателей по каждому виду ресурсов принимаются равными 3% от уровня общего потребления ресурса в базовом году с учетом естественного развития организации (см. раздел 3 Общих положений и требований, предъявляемых к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, утвержденных Правительством Москвы). Для 2010 года целевые значения таких показателей по каждому виду ресурсов должны быть равными 10% от уровня общего потребления ресурса в базовом году. 2. Установка приборов учета. К числу показателей, отражающих исполнение требований по организации учета энергоресурсов, относятся: - доля сооружений, оборудованных приборами учета электроэнергии, в которых расчеты за электроэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета теплоэнергии, в которых расчеты за теплоэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета воды, в которых расчеты за воду осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета газа, в которых расчеты за газ осуществляет регулируемая организация. 3. Типовые мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. К числу типовых мероприятий относятся: - проведение энерготехнологических обследований и энергетическая паспортизация объектов предприятий городского транспорта города Москвы; - проведение предпроектных исследований и разработка типовых проектов по внедрению энергосберегающих мероприятий на объектах городского транспорта; - установка устройств блокировки вентиляторов воздушно-тепловых завес с механизмом открывания ворот; - замена устаревших электрических сетей, электрооборудования систем освещения, внедрение экономичных источников света; - внедрение изоляторов новой конструкции; - автоматизация уличного освещения, установка отключающих устройств (на основе фотореле, реле времени); - установка автоматических компенсаторов реактивной мощности в электросетях и фильтрокомпенсирующих устройствах; - замена и реконструкция устаревшего теплооборудования, котлов, теплообменников, теплокоммуникаций, запорной арматуры; - модернизация и внедрение оптимальных режимов работы систем отопления, вентиляции на основе использования автоматизированных тепловых пунктов (блочного исполнения) и термостатических регуляторов; - реконструкция и капитальный ремонт автоматики на котельных установках (автоматики безопасности, автоматики регулирования); - реконструкция и монтаж системы оборотного водоснабжения, капитальный ремонт очистных сооружений, систем производственных и ливнесточных. 4. Мероприятия по установке приборов учета. К числу мероприятий по установке приборов учета относятся: - установка приборов учета электрической энергии с классом точности не выше 1.0, приборов учета тепловой энергии с классом точности не выше 2.5; - внедрение автоматизированного учета тепловой энергии. Приложение 3 к Требованиям ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ Требования настоящего приложения распространяются на организации, осуществляющие транспортные услуги на территории города Москвы, за исключением организаций, относящихся к подпунктам "а" и "б" пункта 2.3 настоящих Требований. 1. Показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 1.1. Основными показателями в области энергосбережения регулируемых организаций, относящихся к сфере транспортных услуг, являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сравнении с уровнем потребления в базовом году: - экономия электрической энергии (тыс. кВтч); - экономия тепловой энергии (Гкал); - экономия газа (куб. м); - экономия нефтепродуктов (т у.т.); - экономия угля (т у.т.); - экономия холодной воды (куб. м); - экономия горячей воды (куб. м). 1.2. К числу показателей в области повышения энергетической эффективности регулируемых организаций, относящихся к сфере транспортных услуг, относятся: - снижение удельного расхода моторного топлива на перевозку 1 т груза (л/тонна); - снижение удельного расхода топлива на 1 ткм (л/1 ткм); - иные отраслевые показатели в области энергосбережения. Целевые значения данных показателей для отдельных проектов рассчитываются организациями самостоятельно с предоставлением соответствующего обоснования в п. 3 паспорта проекта. Совокупность таких целевых показателей по всем проектам, включенным в программу, должна обеспечивать выполнение суммарных для организации целевых значений показателей. Суммарные целевые значения данных показателей организации устанавливаются соответствующими требованиями нормативно-правовых актов Правительства Москвы. В случае отсутствия установленных требований на период действия программы значения таких показателей по каждому виду ресурсов принимаются равными 3% от уровня общего потребления ресурса в базовом году с учетом естественного развития организации (см. раздел 3 Общих положений и требований, предъявляемых к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, утвержденных Правительством Москвы). Для 2010 года целевые значения таких показателей по каждому виду ресурсов должны быть равными 10% от уровня общего потребления ресурса в базовом году. Целевые значения данных показателей должны отражать повышение энергетической эффективности с учетом всех мероприятий, реализуемых в рамках программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемой организации. Организация может исключить часть данных показателей, если они не относятся к ее непосредственной деятельности. 2. Установка приборов учета. К числу показателей, отражающих исполнение требований по организации учета энергоресурсов, относятся: - доля сооружений, оборудованных приборами учета электроэнергии, в которых расчеты за электроэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета теплоэнергии, в которых расчеты за теплоэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета воды, в которых расчеты за воду осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета газа, в которых расчеты за газ осуществляет регулируемая организация. 3. Типовые мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. К числу типовых мероприятий относятся: - проведение энерготехнологических обследований и энергетическая паспортизация объектов транспортных организаций города Москвы; - проведение предпроектных исследований и разработка типовых проектов по внедрению энергосберегающих мероприятий на объектах городского транспорта; - установка устройств блокировки вентиляторов воздушно-тепловых завес с механизмом открывания ворот; - замена устаревших электрических сетей, электрооборудования систем освещения, внедрение экономичных источников света; - внедрение изоляторов новой конструкции; - автоматизация освещения, установка отключающих устройств (на основе фотореле, реле времени); - установка автоматических компенсаторов реактивной мощности в электросетях и фильтрокомпенсирующих устройствах; - замена и реконструкция устаревшего теплооборудования, котлов, теплообменников, теплокоммуникаций, запорной арматуры; - модернизация и внедрение оптимальных режимов работы систем отопления, вентиляции на основе использования автоматизированных тепловых пунктов (блочного исполнения) и термостатических регуляторов; - реконструкция и капитальный ремонт автоматики на котельных установках (автоматики безопасности, автоматики регулирования); - реконструкция и монтаж системы оборотного водоснабжения, капитальный ремонт очистных сооружений, систем производственных и ливнесточных. 4. Мероприятия по установке приборов учета. К числу мероприятий по установке приборов учета относятся: - установка приборов учета электрической энергии с классом точности не выше 1.0, приборов учета тепловой энергии с классом точности не выше 2.5; - внедрение автоматизированного учета тепловой энергии. Приложение 4 к Требованиям ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО, ПЕРЕДАЧУ И СБЫТ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ 1. Показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 1.1. Основными показателями в области энергосбережения регулируемых организаций, осуществляющих производство, передачу и сбыт тепловой энергии, являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сравнении с уровнем потребления в базовом году: - экономия электрической энергии (тыс. кВтч); - экономия тепловой энергии (Гкал); - экономия газа (куб. м); - экономия нефтепродуктов (т у.т.); - экономия угля (т у.т.); - экономия холодной воды (куб. м); - экономия горячей воды (куб. м). Целевые значения данных показателей для отдельных проектов рассчитываются организациями самостоятельно с предоставлением соответствующего обоснования в п. 3 паспорта проекта. Совокупность таких целевых показателей по всем проектам, включенным в программу, должна обеспечивать выполнение суммарных для организации целевых значений показателей. Суммарные целевые значения данных показателей организации устанавливаются соответствующими требованиями нормативно-правовых актов Правительства Москвы. В случае отсутствия установленных требований на период действия программы значения таких показателей по каждому виду ресурсов принимаются равными 3% от уровня общего потребления ресурса в базовом году с учетом естественного развития организации (см. раздел 3 Общих положений и требований, предъявляемых к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, утвержденных Правительством Москвы). Для 2010 года целевые значения таких показателей по каждому виду ресурсов должны быть равными 10% от уровня общего потребления ресурса в базовом году. 1.2. К числу показателей в области повышения энергетической эффективности регулируемых организаций, осуществляющих производство, передачу и сбыт тепловой энергии, относятся: - изменение удельного расхода топлива на отпуск тепловой энергии от котельных (кгут/Гкал); - изменение удельного расхода электроэнергии на отпуск тепловой энергии от котельных (кВтч/Гкал); - изменение удельного расхода топлива на отпуск тепловой энергии от тепловых станций и котельных (кгут/Гкал); - коэффициент полезного использования топлива (%); - динамика изменения доли потерь тепловой энергии при ее передаче (% к выработке); - сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу (тонн); - сокращение выбросов парниковых газов (тонн CO эквивалента). 2 Расчет базовых значений таких показателей должен быть произведен на основе данных следующих форм федерального статистического наблюдения: - 11-ТЭР "Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)"; утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 23 сентября 2008 г. N 235. Указания по заполнению данной формы утверждены приказом Федеральной службы государственной статистики от 20 июля 2009 г. N 146; - 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции"; форма, а также указания по ее заполнению утверждены приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 июля 2009 г. N 153. Целевые значения данных показателей должны отражать повышение энергетической эффективности с учетом всех мероприятий, реализуемых в рамках программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемой организации. 2. Установка приборов учета. К числу показателей, отражающих исполнение требований по организации учета энергоресурсов, относятся: - доля сооружений, оборудованных приборами учета электроэнергии, в которых расчеты за электроэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета теплоэнергии, в которых расчеты за теплоэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета воды, в которых расчеты за воду осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета газа, в которых расчеты за газ осуществляет регулируемая организация. 3. Типовые мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Общий список энергосберегающих мероприятий при производстве тепловой и электрической энергии должен включать в себя: - организационные мероприятия; - технические мероприятия, проводимые при эксплуатации, текущем ремонте, замене и новом строительстве источников тепловой энергии. К числу основных технических относятся следующие мероприятия: - ввод в эксплуатацию новых энергоисточников на базе высокоэффективных парогазовых технологий (электрический КПД не менее 51% при условии полной загрузки по тепловой мощности); - реконструкция существующих РТС в ГТУ-ТЭЦ или ПГУ-ТЭЦ с установкой энергетических турбин; - оптимизация режимов работы энергоисточников и распределения тепловых нагрузок на основании ежегодной корректировки схем теплоснабжения; - использование незагруженных промышленных отборов турбин ПТ и Р для выработки низкопотенциальной тепловой энергии; - закрытие неэффективных, морально устаревших и физически изношенных ведомственных источников тепла; - разработка схем оптимизации загрузки энергоисточников, находящихся в собственности промышленных предприятий; - использование детандер-генераторов на избыточном давлении газа для выработки электрической энергии, холода; - внедрение повышенного температурного графика на ТЭЦ города Москвы в летний период для обеспечения работы абсорбционных машин в системах хладоснабжения с целью полезного использования теплоты; - глубокая утилизация тепла уходящих газов котельных установок с установкой систем автоматизации; - реконструкция водоподготовительных установок теплоисточников, модернизация теплообменных аппаратов; - установка частотных преобразователей; - доработка АСУ ТП для проведения анализа эффективности топливоиспользования; - перевод автоматики режимов горения котлов на работу с газоанализаторами; - дооснащение теплотехнического оборудования станции приборами учета и организация составления балансов энергоресурсов; - автоматизация режимов горения. Снижение затрат на собственные нужды за счет следующих основных мероприятий: - повышение давления в барабанах паровых котлов; - организация подогрева исходной воды перед ВПУ; - организация подогрева химочищенной воды перед деаэратором питательной воды; - установка летнего сетевого насоса; - перевод паровых котлов в водогрейный режим; - оптимизация распределения нагрузки между котлоагрегатами; - замена существующих (старых) насосов на насосы с энергоэффективными электродвигателями; - внедрение новых видов теплоизоляционных материалов и конструкций, обеспечивающих низкий коэффициент теплопроводности, отвечающих требованиям по надежности и безопасности; - оптимизация загрузки трансформаторов; - установка ЧРП на электроприводы насосного и тягодутьевого оборудования; - установка (подключение) компенсаторов реактивной мощности; - реконструкция тепловых сетей с использованием труб в ППУ изоляции; - применение бесканальной прокладки теплопроводов типа "труба в трубе" в пенополиуретановой (ППУ) изоляции и полиэтиленовой оболочке с системой оперативно-дистанционного контроля увлажнения изоляции (ОДК); - применение в тепловых сетях улучшенных трубных сталей нового поколения; - применение труб с силикатно-эмалевым покрытием для трубопроводов систем горячего водоснабжения; - установка сильфонных компенсаторов; - установка шаровой запорной арматуры повышенной плотности, шаровой запорно-регулирующей арматуры с гидроприводом; - вентиляция каналов и камер; - повышение значения pH сетевой воды; - использование антикоррозионных покрытий; - использование концевых заглушек и временных заглушек изоляции; - применение инженерной диагностики трубопроводов подземной прокладки с использованием акустического метода; - применение комплекса электрохимической защиты (ЭХЗ); - замена оборудования ЦТП; - реконструкция ЦТП; - реконструкция узлов учета тепловой энергии на ЦТП; - установка приборов автоматического контроля жесткости сетевой воды; - установка систем автоматического регулирования зависимых систем отопления; - установка частотно-регулируемых приводов; - установка вентильно-индукторных приводов. Большинство энергосберегающих мероприятий в тепловых пунктах (ТП) направлены на экономию энергоресурсов у конечных потребителей. К числу основных таких мероприятий относятся следующие: - диспетчеризация; - автоматизация; - реконструкция тепловых пунктов с заменой ЦТП на ИТП. 4. Мероприятия по установке приборов учета. К числу мероприятий по установке приборов учета относятся: - установка приборов учета электрической энергии с классом точности не выше 1.0, приборов учета тепловой энергии с классом точности не выше 2.5; - внедрение автоматизированного учета тепловой энергии. Приложение 5 к Требованиям ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ 1. Показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 1.1. Основными показателями в области энергосбережения регулируемых организаций, осуществляющих производство электрической энергии, являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сравнении с уровнем потребления в базовом году: - экономия электрической энергии (тыс. кВтч); - экономия тепловой энергии (Гкал); - экономия газа (куб. м); - экономия нефтепродуктов (т у.т.); - экономия угля (т у.т.); - экономия холодной воды (куб. м); - экономия горячей воды (куб. м). Целевые значения данных показателей для отдельных проектов рассчитываются организациями самостоятельно с предоставлением соответствующего обоснования в п. 3 паспорта проекта. Совокупность таких целевых показателей по всем проектам, включенным в программу, должна обеспечивать выполнение суммарных для организации целевых значений показателей. Суммарные целевые значения данных показателей организации устанавливаются соответствующими требованиями нормативно-правовых актов Правительства Москвы. В случае отсутствия установленных требований на период действия программы значения таких показателей по каждому виду ресурсов принимаются равными 3% от уровня общего потребления ресурса в базовом году с учетом естественного развития организации (см. раздел 3 Общих положений и требований, предъявляемых к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, утвержденных Правительством Москвы). Для 2010 года целевые значения таких показателей по каждому виду ресурсов должны быть равными 10% от уровня общего потребления ресурса в базовом году. 1.2. К числу показателей в области повышения энергетической эффективности регулируемых организаций, осуществляющих производство электрической энергии, относятся: - изменение удельного расхода топлива на выработку электрической энергии тепловыми электростанциями (кгут/кВтч); - коэффициент полезного использования топлива (%); - доля потребления энергии на собственные нужды электростанций (%); - сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу (тонн); - сокращение выбросов парниковых газов (тонн CO эквивалента). 2 Расчет базовых значений таких показателей должен быть произведен Страницы: 1 2 |