и реализацию проектов создания безотходных предприятий переработки твердых полезных ископаемых, развитие транспортной системы в Арктике. Северный пояс развития Достижение геоэкономических, геостратегических устремлений и приоритетов Российской Федерации в ближайшее десятилетие во многом определяется темпами формирования Северного пояса развития. В Сибирском федеральном округе в этот пояс входят Северо-Томская, Нижнеангарская, Северо-Иркутская, Северо-Бурятская и Северо-Забайкальская территориально-производственные зоны федерального значения. Темпы и сроки хозяйственного освоения новых ресурсов Северного пояса развития имеют определяющее значение для реализации целей Стратегии и в конечном итоге для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на ее юго-восточных рубежах. Освоение ресурсов Северного пояса развития создает основу для усиления следующих инновационных сегментов экономики России: электротехническая и электронная промышленность (ресурсная база - полиметаллические месторождения Озерное, Удоканское, Чинейское, Унукурское, Право-Ингамкитское, Сакинское, Клюквенное, Буралинское, Красное и др.); автомобильная, аэрокосмическая и химическая отрасли (ресурсная база - Чинейское месторождение (ванадийсодержащие титаномагнетитовые руды), Горевское месторождение (полиметаллические руды), Ермаковское месторождение (бериллиевые руды); атомная промышленность (ресурсная база - Хиагдинское месторождение). Реализация основных бизнес-проектов освоения Северного пояса развития может существенно изменить инвестиционную и социальную привлекательность многих регионов Сибири, создать возможность воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов и новый имидж региона как территории формирования высокой конечной прибыли реализуемых проектов и нового промышленно-сырьевого района, максимально приближенного к чрезвычайно емкому рынку стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основу индустриального развития Северо-Томской зоны составят нефтедобывающие и лесопромышленные комплексы. Ресурсы этой зоны формируются запасами Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, в первую очередь запасами неосвоенной территории правобережья р. Оби, Бакчарского месторождения, являющегося самым крупным в России и мире железорудным бассейном, и значительными запасами деловой древесины северных районов Томской области. Транспортная инфраструктура Северо-Томской зоны опирается на участок Севсиба (Нижневартовск - Белый Яр - Лесосибирск), железную дорогу Асино - Белый Яр, участок северной широтной автодороги Нижневартовск - Томск, сеть специализированных дорог, внутренних водных путей и авиационных маршрутов. Реализуемые в рамках Стратегии мероприятия позволят обеспечить вывоз продукции региона на внутренний и внешний рынки, а также создадут предпосылки для транзита к 2030 году через станцию Белый Яр 8 - 9 млн. тонн кузнецкого угля на экспорт в направлении северо-западных портов для перевозки до 2 млн. тонн труб и материалов. Общая численность постоянного населения Северо-Томской зоны должна возрасти примерно в 1,2 - 1,4 раза. Еще 50 - 60 тыс. человек должны быть привлечены из южных регионов Сибири на основе вахтового метода. Индустриальное ядро Нижнеангарской зоны - это строящиеся крупные промышленные объекты: Богучанская ГЭС (мощность 3000 МВт), алюминиевый завод (600 тыс. тонн алюминия) и Богучанский лесоперерабатывающий комплекс (850 тыс. тонн целлюлозы, 700 тыс. куб. метров пиломатериалов, 250 тыс. куб. метров древесно-стружечных плит средней плотности), развивающиеся горнодобывающие и золотодобывающие производства (Олимпиадинский, Благодатинский и Горевский горно-обогатительные комбинаты). До 2020 года индустриальное ядро Нижнеангарской зоны будет расширяться за счет строительства добывающих и перерабатывающих предприятий, объектов энергетики, в том числе предприятий, осуществляющих добычу и переработку углеводородных ресурсов юга Эвенкии и Нижнего Приангарья (Богучанский газоперерабатывающий завод), предприятий лесного комплекса (лесохимический комплекс в Енисейском районе) и Мотыгинской ГЭС (мощность 1240 МВт). Нижнеангарская зона является сейчас в рамках Северного пояса развития единственной зоной, в отношении которой была утверждена государственная программа и которая получала финансирование из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Общая сметная стоимость проекта первого этапа составляет 213,9 млрд. рублей, в том числе за счет средств инвесторов 179,7 млрд. рублей. Транспортное ядро Нижнеангарской зоны составят участок Севсиба (Лесосибирск - Усть-Илимск), железные дороги Карабула - Ярки, Чадобец - Чадобецкий горно-обогатительный комбинат - Кода, Карабула - Ельчимо, автодорога Канск - Абан - Богучаны - Кодинск, сеть аэропортов (Богучаны, Кодинск, Северо-Енисейск, Енисейск), инфраструктура водного транспорта на р. Ангаре с выходом в Лесосибирском речном порту на транспортную систему Енисей - Северный морской путь, инфраструктура транспортировки углеводородного сырья месторождений юга Эвенкии и районов Нижнего Приангарья. Транспортно-логистический комплекс зоны будет обеспечивать вывоз продукции региона на внутрироссийский рынок и по экспортным обязательствам, а также обслуживать транзитные грузы. Общая численность населения районов, входящих в Нижнеангарскую зону, возрастет до 200 - 210 тыс. человек. Темпы развития Северо-Иркутской зоны предопределяются как внутренними факторами (формирование и развитие Братско-Усть-Илимского и Ленско-Ангарского комплексов), так и внешними факторами (своевременность выполнения планов формирования Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса и поставки ресурсов на азиатско-тихоокеанский рынок). Основу специализации Братско-Усть-Илимского комплекса будут составлять обрабатывающие производства (металлургические производства (гг. Братск и Тайшет) и лесоперерабатывающий комплекс (гг. Братск, Усть-Илимск и др.)), добыча полезных ископаемых, включая железную руду, уголь, никель, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт. В Ленско-Ангарском комплексе будут концентрироваться производительные силы и инфраструктура в притрассовой полосе БАМа. В этой зоне выявлены и разведаны значительные запасы различных твердых полезных ископаемых (золото, слюда, калийные соли), а также нефтяные и газовые месторождения. Наибольший эффект от освоения территории будет получен при комплексном использовании ресурсов. Взаимосвязанное формирование и развитие Братско-Усть-Илимского и Ленско-Ангарского комплексов станет связующим звеном таких проектов пространственного развития, как "Нижнее Приангарье" (Красноярский край), "Комплексное развитие Забайкалья" (Республика Бурятия и Забайкальский край) и др. Индустриальное ядро Северо-Иркутской зоны составят предприятия нефте- и газодобывающего комплексов (нефтедобыча - 15 - 20 млн. тонн; газодобыча - 15 - 40 млрд. куб. метров в год, нефте- и газоперерабатывающие заводы), а также предприятия металлургического и лесоперерабатывающего комплексов. Транспортное обеспечение опирается на мощный транспортно-логистический комплекс с центром в г. Усть-Куте, где соединяются 4 вида транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный и речной. Основной грузопоток составят железная руда (4 - 5 млн. тонн), лесопродукция (4 млн. тонн: 2,5 млн. тонн - в западном направлении и 1,5 млн. тонн в восточном направлении). Индустриальное ядро Северо-Бурятской зоны составят крупные промышленные объекты - Мокская ГЭС (мощность 1410 Мвт), Озерный горно-обогатительный комбинат (8,66 млн. тонн цинка, 1,6 млн. тонн свинца, 11 тонн золота в год), Ермаковский горно-обогатительный комбинат (1,4 млн. тонн руды бериллия в год), Орекитканский горно-обогатительный комбинат (24 тыс. тонн молибдена в год), Жарчихинский горно-обогатительный комбинат (25 тыс. тонн молибдена в год), Хиагдинский горно-химический комбинат (1,8 тыс. тонн природного урана в год), Окино-Ключевской угольный разрез (3 млн. тонн угля в год), Муйский лесоперерабатывающий комбинат (250 тыс. куб. метров пиломатериалов и 145 тыс. куб. метров шпона в год), Еравнинский лесоперерабатывающий комбинат (250 тыс. куб. метров в год), Таксимовский цементный завод (2 млн. тонн в год). Все эти предприятия входят в крупный инвестиционный проект "Комплексное развитие Забайкалья". Общая сметная стоимость проекта составляет 627,52 млрд. рублей, в том числе средства инвесторов - 305,6 млрд. рублей. Транспортное обеспечение Северо-Бурятской зоны обеспечит железная дорога Новоильинский - Озерный - Таксимо, которая соединит БАМ и Транссиб, участки железных дорог станция Харанхой - село Окино - Ключи и станция Таксимо - Цементный завод, а также автомобильные дороги Багдарин - Таксимо, Багдарин - Орекитканский горно-обогатительный комбинат, Улан-Удэ - Романовка - Чита. Общая численность населения для обеспечения функционирования Северо-Бурятской зоны к 2020 году должна составить 140 - 150 тыс. человек. Развитие Северо-Забайкальской зоны напрямую сопряжено с переходом экономики страны на инновационный путь развития. Ресурсная база Северо-Забайкальской зоны является необходимой основой развития высокотехнологичных производств в области металлургии, машиностроения и приборостроения России. Индустриальную основу этой зоны составят Удоканский горно-металлургический комплекс (474 тыс. тонн катодной меди) и предприятия, связанные с освоением Чинейского месторождения ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд, добычей угля Апсатского, Читкандинского каменноугольных месторождений и других месторождений. Особенностью этой зоны является наличие транспортных выходов с БАМа практически ко всем основным месторождениям зоны. Общая численность населения Северо-Забайкальской зоны к 2020 году ожидается на уровне 40 - 50 тыс. человек, что потребует привлечения на новые производства квалифицированных специалистов, в том числе из-за пределов Забайкальского края. Формированию Северного пояса развития будет способствовать не столько освоение новых ресурсных регионов, сколько фактический переход экономики страны к новой, более рациональной и эффективной пространственной структуре размещения производительных сил, обеспечивающей создание предпосылок для качественного укрепления единого экономического пространства России. Формирование и развитие зон в Северном поясе развития в значительной степени предопределится развитием транспортной сети в России и степенью участия частного бизнеса в соответствующих инвестиционных проектах. В рамках реализации целей и приоритетов Стратегии выделяются следующие этапы формирования Северного пояса развития: первый этап (2010 - 2011 годы) - уточнение и корректировка программы развития Нижнего Приангарья с учетом аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, а также строительство объектов первой очереди; второй этап (2012 - 2015 годы) - начало строительства объектов Северо-Сибирской и Северо-Бурятской зон, а также уточнение и корректировка программы развития Нижнего Приангарья с учетом сроков завершения строительства объектов 1-й очереди и хода реализации транспортного обеспечения; третий этап (2016 - 2020 годы) - завершение строительства основных объектов Нижнего Приангарья, продолжение строительства объектов Северо-Сибирской и Северо-Бурятской зон, начало строительства объектов Северо-Забайкальской зоны, а также уточнение направлений развития объектов Северо-Томской зоны и источников их инвестирования. Реализация проектов первого и второго этапов позволит в 2020 - 2030 годах осуществить строительство высокотехнологичных предприятий в Нижнеангарской, Северо-Забайкальской и Северо-Томской зонах и усилить пропускную способность транспортно-логистических комплексов Северо-Томской и Северо-Иркутской зон. Основными инструментами реализации приоритетов развития Сибири в Северном поясе развития в 2010 - 2020 годах будут являться инвестиционные проекты 3 типов: комплексные отраслевые мегапроекты (Восточносибирский нефтегазовый комплекс); комплексные межрегиональные мегапроекты (Северо-Сибирский, Нижнеангарский и комплексное развитие Забайкалья); моноресурсные проекты (Бакчарский и другие проекты). Формирование Восточносибирского нефтегазового комплекса несколько шире рамок Стратегии и является базой для комплексного социально-экономического развития регионов, в которых проживает около 700 тыс. человек. Его реализация обеспечивает наращивание экономического потенциала, позволяющее существенно повысить уровень и качество жизни населения 3 крупнейших регионов страны. Совокупный бюджетный эффект от проектов комплекса в доходах Иркутской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутия) превысит сумму, эквивалентную 30 млрд. долларов США, а также будет создано, по экспертным оценкам, дополнительно 130 - 150 тыс. рабочих мест. Проект развития Нижнего Приангарья является первым комплексным проектом, осуществляемым Российской Федерацией на принципах государственно-частного партнерства в Сибири. В рамках реализации этого проекта намечается: укрепление энергетической базы Сибири. Ввод мощности Богучанской ГЭС к 2014 году наряду с мощностями восстановленной Саяно-Шушенской ГЭС позволит энергетикам провести техническое и технологическое переоснащение существующих тепловых электростанций, в том числе их перевод с газа на уголь; расширение и создание энергоемких производств цветной и черной металлургии и химии на местном и привозном сырье, а также создание Богучанского энергометаллургического объединения; формирование комплекса предприятий по глубокой переработке древесины. Строительство Богучанского лесоперерабатывающего комплекса осуществляется в рамках государственно-частного партнерства; дальнейшее развитие добычи углеводородного сырья, создание условий для выхода на добычу к 2030 году нефти на Юрубчено-Тохомском месторождении - до 30 млн. тонн в год, газа в Южной Эвенкии и Богучанском районе - не менее 40 млрд. куб. метров газа в год; восстановление нефтеперерабатывающих предприятий Иркутской области и строительство к 2015 году Богучанского газоперерабатывающего завода, а также формирование базы для глубокой переработки углеводородного сырья Восточной Сибири (в первую очередь Южной Эвенкии); расширение горно-металлургического комплекса. Освоение Тагарского железорудного месторождения и Порожинского месторождения марганцевых руд создает хорошие предпосылки для организации к 2025 - 2030 годам в Сибири нового крупного центра черной металлургии с ориентацией выхода конкурентоспособной продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона; дальнейшее развитие золотодобывающей отрасли (на территории Нижнего Приангарья добывается около 20 процентов российского золота, по объемам добычи золота Красноярский край занимает 1-е место в России) и формирование до 2020 года крупнейшего золоторесурсного центра с объемами ежегодной добычи до 67 тонн. Ключевыми проектами Северного пояса развития также являются строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали и реконструкция БАМа. Южный пояс развития Предусматривается, что Южный пояс развития станет территорией интеграции инновационного потенциала академической, вузовской и отраслевой науки с промышленным и сельскохозяйственным потенциалом предприятий Сибири, опорной базой индустриальных преобразований, обеспечивающих высокую конкурентоспособность экономики, а также стратегической зоной инновационного развития, обеспечивающей реализацию геополитических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и странах Центральной Азии. Из 400 крупнейших предприятий Сибири 370 дислоцируются на территории Южного пояса развития. Оборот предприятий промышленности юга Сибири составляет половину оборота промышленных предприятий Сибири, при этом в Южном поясе развития наблюдается достаточная диверсификация экономического развития. В южной зоне Сибири производится примерно 20 процентов российского чугуна и готового проката, 15 процентов стали, более 80 процентов первичного алюминия, около 40 процентов меди, 90 процентов свинца (в концентрате), а также 80 процентов добычи и экспорта угля. Суммарный объем производства химической и нефтехимической отраслей Южного пояса развития превысил 100 млрд. рублей. Агропромышленный комплекс обеспечивает более 13 процентов объема производства всей сельскохозяйственной продукции России. Практически все машиностроительные предприятия Сибири расположены в ее южных районах. Их доля в промышленном производстве Сибири составляет 9,3 процента, а в общем объеме отгруженной продукции - 7,5 процента. Машиностроение Сибири базируется в основном на устаревших технологиях и вследствие этого имеет ограниченные резервы обеспечения долгосрочной конкурентоспособности своей продукции. Сдерживать развитие экономики Южного пояса развития на ближайшие 5 лет будут последствия техногенной катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС. Общими проблемами развития экономики Южного пояса являются: высокий уровень износа основных производственных фондов; низкое качество многих видов поставляемого минерального сырья; повышенные по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами удельные расходы сырья, материальных, энергетических и трудовых ресурсов; дефицит квалифицированных кадров, особенно для новых профессий и новых технологий; недостаточное внимание менеджмента к проблемам охраны окружающей среды и качеству воспроизводства трудовых ресурсов. Положительным фактором является наличие крупных научных центров, их филиалов, высших и средних специальных образовательных учреждений, развернутой системы учреждений культуры, здравоохранения и спорта, способных обеспечить развитие инновационной экономики Сибири. Экономический и финансовый результаты освоения новых месторождений Арктического и Северного поясов развития будут определяться во многом тем, насколько точно это освоение будет согласовано по времени и этапам реализации со структурными изменениями в промышленном, агропромышленном и научном секторах регионов, входящих в Южный пояс развития. В свою очередь, структура и темпы развития экономики и социальной сферы промышленных и агропромышленных районов Южного пояса развития будут определяться степенью интеграции их предприятий в процесс освоения и развития арктических и северных территорий Сибири, а также степенью конкурентоспособности их продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках. Достижение стратегических целей и приоритетов, поставленных Стратегией, будет способствовать следующим структурным изменениям к 2020 году в реальном секторе экономики регионов Сибири: прекратят свое существование в прежнем виде в связи с неконкурентоспособностью предприятия, унаследовавшие замкнутый цикл производства; рынок продукции предприятий, прекративших свое существование, займут предприятия, обеспечивающие высокую производительность труда; произойдет вовлечение малых и средних предприятий в крупные производства (вследствие условий сохранения их конкурентоспособности), изменится институциональная структура малого и среднего бизнеса, более половины малых и средних предприятий будут функционировать в кооперации с крупным бизнесом либо в секторе его технологического обслуживания. Доля малых и средних предприятий в валовом региональном продукте Сибири составит не менее 18 - 20 процентов; произойдет завершение интеграции обновленных предприятий бывшего военно-промышленного комплекса СССР в структуру оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Приоритетным направлением развития сибирского оборонно-промышленного комплекса станет создание и производство высокотехнологичного оборудования для освоения Северного пояса развития и инновационного развития Южного пояса развития; в регионах определятся зоны опережающего развития, ядром которых станут предприятия, специализирующиеся на разработке и внедрении инноваций, размещении высокотехнологичных производств, формировании и развитии трудовых ресурсов; произойдет рационализация баланса электрических мощностей Сибири с повышением доли экономичных угольных электростанций, работающих в непосредственной близости от месторождений энергетических углей, начнется реализация проекта строительства Северской атомной электростанции в Томской области, будут усилены системообразующие связи объединенной энергетической системы Сибири на напряжении 500 кВ; в валовом региональном продукте регионов Сибири соотношение между долями угледобывающих предприятий, предприятий по обогащению угля и производству угольного концентрата и предприятий углехимии изменится в пользу 2 последних; научные центры сибирских отделений Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, сибирские наукограды, технико-внедренческие зоны Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, отраслевые научно-исследовательские институты, а также научно-внедренческие предприятия при высших учебных заведениях Сибири обеспечат в полном объеме научное обоснование, сопровождение и обслуживание инновационных процессов в реальном секторе экономики и социальной сфере регионов Сибири; произойдет структурная перестройка агропромышленного комплекса Сибири, будет сформировано рациональное сочетание крупных агропромышленных холдингов и малых форм ведения сельскохозяйственного производства, а также достигнут баланс между предприятиями растениеводства, животноводства и производствами по переработке их продукции, произойдет увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции, главным образом зерна, выход на новые продовольственные рынки, а также дальнейшее развитие отраслей жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера (табунное коневодство, оленеводство, мараловодство, пуховое козоводство, хмелеводство и другие отрасли); в научно-образовательном секторе Южного пояса развития произойдет ориентация системы подготовки и переподготовки специалистов в соответствии с потребностями действующих и вновь создаваемых предприятий Сибири. Доля заказов на специалистов достигнет в совокупности не менее 75 - 80 процентов ежегодного набора студентов и учащихся; существенно изменится инфраструктурное обслуживание экономики и социальной сферы. В соответствии с пространственными приоритетами, определенными в Стратегии, возникнут крупные агломерации, которые примут на себя роль конкурентоспособных транспортно-логистических центров, при этом необходимо будет осуществить инфраструктурные проекты, обеспечивающие выход сибирской продукции на внешние рынки и дающие регионам Сибири возможность быстрого и комплексного развития, в частности строительство железных дорог Бийск - Горно-Алтайск, Кызыл - Курагино, Новоильинск - Токсимо, реконструкция Чуйского тракта и другие инфраструктурные проекты. В социальном секторе Южного пояса развития в результате реализации Стратегии ожидаются следующие изменения: в основном завершится формирование городских агломераций на основе административных центров, крупных городов и межгородских объединений Сибири; будет реализовано эффективное приграничное сотрудничество и межгосударственное взаимодействие; завершится оптимизация организации вахтовых смен предприятий, работающих в неблагоприятных климатических условиях, что создаст предпосылки для закрепления семей вахтовиков на постоянном месте жительства в южных климатически комфортных районах Сибири. В рамках реализации целей и приоритетов Стратегии выделяются 3 этапа формирования Южного пояса развития. Первый этап (2010 - 2011 годы) характеризуется выводом экономики из финансово-экономического и энергетического кризисов, оптимизацией структуры традиционных видов производств с учетом изменившейся конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков, началом перехода на инновационные и энергоэффективные технологии, а также созданием организационно-экономических и институциональных предпосылок для увеличения доли высокотехнологичных производств, в том числе глубокой переработкой природных ресурсов, переходом к стадии экономического роста и повышению отдачи от инвестиций. Этот этап будет проходить для Южного пояса развития в условиях общей финансово-экономической стабилизации в стране, что обусловливает ориентацию сибирских предприятий в основном на собственные силы и средства. Исключение составят проекты восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, строительства железной дороги Кызыл - Курагино, формирование технико-внедренческих и туристско-рекреационных зон, а также некоторые сетевые энергетические и инфраструктурные проекты. В этот период времени продолжится формирование инновационных территориально-производственных комплексов в гг. Бийске, Иркутске, Кемерово, Красноярске, Омске, Новосибирске и Томске, городских агломераций (гг. Иркутск, Красноярск и Новосибирск) и территориально-производственных и аграрно-производственных комплексов - Южно-Иркутского, Кузбасского, Алтайского Приобья и Омского биокомплекса. Кроме того, получат развитие комплексные инвестиционные проекты в туристско-рекреационной сфере, в частности проект "Комплексное развития Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири" (Алтайский край и Республика Алтай) и всесезонный горнолыжный комплекс "Манжерок" (Республика Алтай), а также будут созданы особые экономические зоны "Алтайская долина" и "Байкальская гавань", получат развитие спортивная инфраструктура, в том числе проект "Развитие спортивной инфраструктура в Республике Хакасия". Второй этап (2012 - 2015 годы) характеризуется началом процесса притока отечественных и зарубежных инвестиций, усилением интеграции научно-образовательного и производственных комплексов Сибири, широкомасштабным распространением инноваций и внедрением передовых научно-технических разработок во всех секторах экономики Сибири. Завершится реализация проекта "Комплексное развитие Забайкалья", что приведет к развитию железнодорожной инфраструктуры и обеспечит освоение полиметаллических месторождений на юго-востоке Забайкальского края и строительство металлургических комбинатов в Республике Бурятия. Произойдет усиление позиций Сибири и повышение конкурентоспособности производимой в Южном поясе развития продукции на внутреннем и внешнем рынках нефте-, газо-, угле- и лесохимической, металлургической и машиностроительной продукции, в том числе за счет технологического обновления существующих производств. Продолжится формирование инновационно-промышленной, технологической и научной базы хозяйственного освоения северных и арктических территорий. Формирование высокотехнологичного агропромышленного комплекса позволит обеспечить продовольственную безопасность Сибири по основным видам продовольствия и выйти на межрегиональные и международные рынки сельскохозяйственной продукции (в первую очередь зерна и продуктов его переработки). Реализация межрегионального проекта по оптимизации трудовой миграции позволит обеспечить вахтовые смены Арктического и Северного поясов развития собственными высокопрофессиональными трудовыми ресурсами, а южные трансграничные поселения - притоком населения. На третьем этапе (2016 - 2020 годы) предусматривается завершение структурных преобразований экономики Южного пояса развития и его превращение в реальный инструмент реализации долгосрочных стратегических приоритетов Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском и других регионах мира. На этом этапе должны быть закреплены и развиты начатые ранее институциональные преобразования в экономике и социальной сфере Сибири. III. Развитие транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Сибири Развитие транспортной инфраструктуры Развитие транспортной инфраструктуры Сибири будет осуществляться в рамках основных стратегических направлений развития страны, определенных в долгосрочных документах социально-экономического развития, включая отраслевые стратегии развития, федеральные целевые и ведомственные программы, региональные и муниципальные программы, с учетом реализуемых на территории Сибири инвестиционных проектов, потребностей экономики и социальной сферы. Развитие транспортной инфраструктуры Сибири будет осуществляться с учетом и в целях обеспечения прогнозируемого роста мобильности населения и удовлетворения транспортных потребностей российских грузовладельцев. Основной задачей развития воздушного транспорта является обеспечение устойчивых и доступных для большинства населения транспортных связей с западными и центральными районами России, а также внутрирегиональных связей, прежде всего, с труднодоступными районами Сибири, в том числе с теми, для которых воздушное сообщение является безальтернативным. Приоритетное развитие получат узловые аэропорты, образующие опорную транспортную сеть, в гг. Новосибирске, Красноярске, Норильске, Барнауле, Бийске, Томске, Кемерово, Новокузнецке, Омске, Иркутске, Улан-Удэ, Чите, Абакане, Кызыле и Горно-Алтайске. За счет реконструкции их пропускная способность будет увеличена примерно на 35 - 40 процентов. Восстановление авиационной инфраструктуры аэропортовых комплексов Шушенское, Туруханск, Тура, Игарка, Северо-Енисейск, Енисейск, Колпашево, Дудинка, Диксон, Байкит, Богучаны, Ванавара, Кодинск, Хатанга, Усть-Кокса и Кош-Агач позволит обеспечить устойчивые внутрирегиональные связи с труднодоступными районами Сибири. Основными задачами развития внутреннего водного транспорта являются комплексная реконструкция внутренних водных путей и гидротехнических сооружений Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов, включая реконструкцию Новосибирского шлюза, судоподъемника Красноярской ГЭС, а также увеличение протяженности внутренних водных путей Сибири с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой. Развитие портового хозяйства необходимо осуществлять на основе улучшения технического состояния причальных сооружений, модернизации и замены морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств, строительства новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, капитального ремонта и развития припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей. На базе речных портов Новосибирска, Томска, Омска, Барнаула, Бийска, Осетрово и Красноярска необходимо создавать терминальные комплексы многоцелевого назначения. Для прибрежных и островных арктических районов Сибири безальтернативным останется морской транспорт. Это потребует развития Северного морского пути и инфраструктуры арктических портов. В целом перспективы развития водного транспорта в Сибири связаны с дальнейшим освоением Северного морского пути. При этом будут более интенсивно использоваться реки Сибири для транспортировки судами продукции из этих регионов на мировые рынки, а также будет расширяться судоходство на малых реках. К основным задачам развития дорожного хозяйства Сибири целесообразно отнести: строительство новых и модернизацию существующих автомобильных дорог для увеличения пропускной способности опорной автодорожной сети с учетом прогнозируемой интенсивности транспортных потоков, в первую очередь по направлениям международных транспортных коридоров; развитие автомобильных подходов к международным автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска); увеличение пропускной способности опорной автодорожной сети за счет строительства обходов крупных населенных пунктов и реконструкции искусственных сооружений, реконструкцию и строительство автомобильных дорог для обеспечения развития и транспортного обслуживания зон опережающего экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых. Реконструкция федеральных автомобильных дорог М-51 "Байкал" (от г. Челябинска через гг. Курган, Омск, Новосибирск), М-53, М-54 "Енисей" (от г. Красноярска через гг. Абакан, Кызыл до границы с Монголией), М-55 и дороги Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск позволит увеличить интенсивность транспортных потоков и обеспечить интеграцию Сибири в систему транспортных коммуникаций России. Также необходимо реконструировать участки автомобильных дорог на подходах к государственной границе Российской Федерации (многосторонние пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации Цаган-Толгой, Хандагайты, Ташанта, Черлакский) и устранить имеющиеся на этих участках грунтовые разрывы. Развитие опорной автодорожной сети необходимо осуществлять за счет создания нового межрегионального автодорожного маршрута - Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Томск (Северный широтный коридор). Связующим звеном Кемеровской области и Республики Хакасия станет автомобильная дорога Абакан - Ортон - Таштагол. Строительство северного, юго-западного и восточного обходов г. Новосибирска, а также обходов гг. Красноярска, Иркутска, Читы, Томска, Барнаула, Ленинска-Кузнецкого и Омска будет способствовать снижению загрузки автомобильных дорог на подходах к крупным городам. На опорной автодорожной сети необходимо осуществить реконструкцию искусственных сооружений, находящихся в ремонтонепригодном состоянии, прежде всего мостов через р. Эрзин и р. Манна, расположенных на автомобильной дороге М-54 "Енисей", а также железнодорожного путепровода на участке км 190 + 876 автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт". Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-52 до границы с Монголией "Чуйский тракт" и реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ - Кяхта - граница с Монголией (А-165) позволят обеспечить развитие приграничного сотрудничества с Монголией. Приоритетными задачами развития опорной железнодорожной сети станет реконструкция и строительство железнодорожных линий, обеспечивающих растущие потребности в перевозках экономики Сибири и других регионов Российской Федерации. К важнейшим проектам развития опорной железнодорожной сети Сибири необходимо отнести: строительство железнодорожной линии Татарская - Называевская - Коновалово, которая в перспективе станет грузовым дублером Транссиба, Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Нижневартовск - Белый Яр - Усть-Илимск), железнодорожной линии Карабула - Ельчимо, обеспечивающей технологическое соединение Транссиба с Северо-Сибирской железнодорожной магистралью, а также железнодорожной линии Бийск - Горно-Алтайск; строительство железной дороги Бийск - Горно-Алтайск и строительство автомобильной дороги Култук - Монды, которые позволят создать новые туристические маршруты и обеспечат развитие туристско-рекреационных зон на территории Сибири. К важнейшим направлениям стратегического развития железнодорожного транспорта в регионах Сибири, предусматривающим новое железнодорожное строительство, относятся: железнодорожное направление Усть-Кут - Жигалино - Иркутск (протяженность определяется проектом); железнодорожная линия для обеспечения железнодорожного сообщения с авиатранспортным узлом Иркутск - Аэропорт (протяженность определяется проектом); скоростное направление Барнаул - Бийск протяженностью 147 километров. Строительство железнодорожных линий Кызыл - Курагино и Нарын - Лугокан обеспечит освоение минерально-сырьевой базы Сибири. Особое внимание будет уделено развитию БАМа, расширению ее пропускной способности, что приведет к перераспределению нагрузки с Транссибом. В целях повышения пропускной способности опорной железнодорожной сети, по оценкам экспертов, необходимо построить более 400 километров вторых главных путей, в первую очередь на участках Томусинская - Ерунаково, Рямы - Камень-на-Оби, Карасук - Татарская, Саянская - Кошурниково, в более отдаленной перспективе - на участках Томск - Белый Яр и Тайга - Томск, а также осуществить электрификацию участков Карымская - Забайкальск и Улан-Удэ - Наушки. Для усиления пропускной способности Транссиба за счет выноса транзитного грузового движения из крупных железнодорожных узлов необходимо построить железнодорожные обходы гг. Новосибирска, Омска, Томска, Читы и Иркутска. За счет реконструкции и строительства дополнительных искусственных сооружений в первую очередь на участках Рямы - Камень-на-Оби и Саянская - Кошурниково будет обеспечено безопасное и бесперебойное движение поездов с установленными скоростями и нагрузками. Организация движения поездов с повышенными осевыми нагрузками (до 25 - 30 тонн/ось) по маршрутам Кузбасс - Санкт-Петербург - Сортировочный - Мурманск, Кузбасс - Свердловск - Агрыз - Москва - Смоленск, Кузбасс - Челябинск - Сызрань - порты Азово-Черноморского бассейна и Заозерная - Красноярск обеспечит транспортными услугами ожидаемые поставки угля, добываемого на территории Сибири, в направлении портов Северо-Западного и Южного бассейнов, а также потребителям Урала и европейской части России. Развитие энергетической инфраструктуры Стратегической целью развития энергетики Сибири на долгосрочную перспективу является эффективное использование существующего топливно-энергетического потенциала для обеспечения устойчивого роста экономики и улучшения качества жизни населения регионов. Стратегическими приоритетами долгосрочной государственной энергетической политики являются энергетическая безопасность, энергоэффективная экономика, экономическая эффективность энергетики, рассматриваемая с позиций обеспечения интересов государства (бюджетная эффективность) и бизнеса (финансово-экономическая устойчивость энергетических компаний) и экологическая безопасность энергетики. Сибирь благодаря хорошей обеспеченности энергетическими ресурсами является одним из основных регионов генерации электроэнергии, обеспечивая около 14 процентов совокупной выработки электроэнергии по стране. Высокий уровень развития электрогенерации в значительной степени обусловлен наличием значительного гидроэнергетического потенциала в хорошо освоенных районах, что способствовало постройке каскада крупных гидроэлектростанций. Помимо этого, в округе значительны запасы сравнительно легко извлекаемых углей (Канско-Ачинский и в меньшей степени Кузнецкий угольные бассейны). Развитая сетевая инфраструктура позволяет снабжать электроэнергией потребителей, находящихся на значительном отдалении от генерирующих мощностей. Наряду с этим необходимо отметить сравнительно низкий уровень развития энергетической инфраструктуры вне основного ареала населенности, в частности в районах перспективных месторождений в Красноярском крае и Республике Тыва. Реализация первоочередных инвестиционных проектов энергетической инфраструктуры позволит: реализовать один из этапов перспективного объединения энергосистем Сибири и Дальнего Востока путем сооружения Богучанской ГЭС и третьего энергоблока Харанорской ГРЭС. В рамках сооружения Богучанской ГЭС схемой выдачи мощности предусмотрено, что при завершении в 2010 - 2011 годах 1-й очереди из 3 гидроагрегатов будет осуществлено энергоснабжение существующих потребителей, а именно гг. Лесосибирска и Кодинска. В настоящее время эти города снабжаются электроэнергией каждый по одной линии 220 кВ, при этом г. Кодинск запитан со стороны Иркутской области по линии, стоящей на деревянных опорах, находящихся в аварийном состоянии. Потребности в мощности 1-й очереди Богучанской ГЭС полностью подтверждены действующими потребителями. В 2012 - 2014 годах планируется к пуску 2-я очередь Богучанской ГЭС. Потребители мощности 2-й очереди Богучанской ГЭС находятся в настоящее время в стадии строительства (Богучанский алюминиевый завод и лесоперерабатывающий комплекс) или проектирования (проекты открытого акционерного общества "Российские железные дороги"). Сооружение 3-го энергоблока Харанорской ГРЭС обусловлено ростом энергопотребления г. Читы и необходимостью сооружения дополнительных линий энергоснабжения. В настоящее время энергоузел г. Читы энергодефицитен, снабжение осуществляется по одной линии, что не позволяет осуществлять текущий и аварийный ремонты в соответствии с технологическими регламентами. Потребности в мощности 3-го блока Харанорской ГРЭС полностью подтверждены действующими потребителями; объединить энергосистему г. Омска с энергосистемами Урала и Сибири. В целях устранения энергодефицитности в Омской области и зависимости от энергоснабжения Республики Казахстан планируется сооружение линий электропередачи и Омской ТЭЦ-6 в Омской области; устранить энергодефицитность в г. Красноярске, который в настоящее время закрыт для подключения новых потребителей. В этих целях планируется сооружение нового энергоблока Красноярской ТЭЦ-3 и сопутствующих линий электропередачи; создать 2-й центр питания в Кемеровской области для обеспечения вывода в ремонт действующих сетей. В этих целях планируется сооружение подстанции 500 кВ "Кузбасская" в Кемеровской области; обеспечить надежное энергоснабжение Республики Тыва путем достройки линии Шагонар - Кызылская и перевода этой линии с напряжения 110 кВ на 220 кВ; гарантированно обеспечить электроэнергией Саянский и Хакасский алюминиевые заводы и отдельные районы Республики Хакасия, а также ликвидировать недостатки в работе энергосистемы, выявленные в ходе ликвидации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, путем строительства линий электропередачи в Республики Хакасия. При реализации Стратегии увеличится добыча нефти и природного газа. Продолжится освоение нефтяных месторождений в Красноярском крае (Ванкор-Сузунский центр), Иркутской и Томской областях. Будут предприняты активные меры по утилизации и комплексному использованию попутного нефтяного газа, развернуты подготовительные работы по освоению крупных газовых месторождений региона. Начнется создание новых нефте- и газохимических центров. Возрастут объемы добычи угля в Канско-Ачинском угольном бассейне при их умеренном росте в Кузнецком угольном бассейне. Будут развернуты работы по газификации промышленности и жилищно-коммунального хозяйства региона. В изолированных промышленных узлах получит развитие производство тепла и электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии. Благодаря развитию энерготранспортной инфраструктуры и использованию возобновляемых источников энергии будет не только обеспечена энергетическая безопасность всех районов Сибири, но и организованы стабильные поставки энергоресурсов в энергодефицитные районы страны и на экспорт. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Долгосрочной целью развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Сибири является эффективное использование и дальнейшее развитие информационно-телекоммуникационных технологий для поддержания устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: обеспечение экономически и социально обоснованных потребностей в услугах связи и реализация существующего транзитного потенциала Сибири; формирование устойчивой институциональной среды в телекоммуникационной отрасли; обеспечение необходимого качества и высокого уровня доступности услуг связи; создание инновационного и эффективного телекоммуникационного сектора на территории Сибири. В рамках реализации Стратегии будет осуществлено: расширение пропускной способности магистральных, зоновых и местных транспортных сетей связи за счет строительства новых волоконно-оптических и цифровых радиорелейных линий связи, внедрения современных технологий на существующих линиях связи, использования в труднодоступных районах и районах с низкой плотностью населения спутниковых технологий; полная цифровизация телефонных сетей связи; расширение зоны покрытия сетей подвижной радиотелефонной связи; создание инфраструктуры проводного и беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет на всей территории Сибири; оказание универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов и передачи данных и предоставления доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа на всей территории Сибири; цифровизация и модернизация сетей телерадиовещания и расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм. Реализация мер по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Сибири позволит уменьшить информационное неравенство, перейти на новый качественный уровень оказания таких услуг связи, как интерактивное телевидение, высокоскоростной доступ к сети Интернет и видеотелефония. Будут обеспечены условия для создания и функционирования современных объектов производственной инфраструктуры, полного охвата населения на территории региона современными услугами связи, что является одним из условий формирования в Сибири комфортной среды обитания человека. IV. Приоритетные межотраслевые направления развития Сибири Развитие инновационной системы Решение основных задач Стратегии требует совершенствования системы разработки, апробирования и внедрения в производство инновационных решений, их научного обеспечения и сопровождения. Ближайшие годы будут периодом усиления глобальной конкуренции, прежде всего, в сфере внедрения технических и технологических изменений и совершенствования человеческого капитала. Перед экономикой Сибири в вопросах развития инновационной системы стоят следующие вопросы: новая волна технологических изменений в мире, которая может усилить разрыв в технологическом и техническом уровне между отечественными производителями и зарубежными конкурентами; рост конкуренции за высококвалифицированные кадры и высокая мобильность трудовых ресурсов, которые способствуют оттоку высококвалифицированных и образованных кадров из Сибири. Основой развития инновационной сферы Сибири в 2010 - 2020 годах будет система научных центров и академгородков, наукоградов Кольцово и Бийск, вузовских и отраслевых научных и научно-исследовательских институтов. На них будут возложены помимо проведения фундаментальных исследований: разработка и реализация пилотных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; подготовка высококвалифицированных кадров; генерация малых предприятий в сфере высокотехнологического наукоемкого бизнеса; организация научно-внедренческих центров, технопарков и бизнес-инкубаторов. Наряду с укреплением существующих научных центров в гг. Новосибирске, Красноярске, Томске, Иркутске и Улан-Удэ должны быть созданы и получить дальнейшее развитие несколько новых крупных научно-образовательных и научно-производственных центров, включающих национальные исследовательские университеты (гг. Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новосибирск и Томск), особую экономическую зону технико-внедренческого типа (г. Томск), национальный центр горнодобывающей промышленности (г. Кемерово), национальный центр горной и металлургической промышленности (г. Новокузнецк), региональный промышленный парк (г. Омск), сеть региональных инновационных технопарков (гг. Иркутск, Кемерово и Новосибирск), наукоградов (гг. Бийск и Кольцово) и центров Сибирского агротехнопарка, которые станут одними из основных системообразующих звеньев новой инновационной системы Сибири. В 2010 - 2020 годах в Сибири будет развиваться инновационная система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, которые обеспечат взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций во всех сферах экономики и общественной жизни. Целевые индикаторы развития инновационной системы Сибири приведены в приложении N 2. Высокотехнологичный базис сибирской экономики будет образован инновационно-технологическими комплексами, сформированными в том числе на основе таких системообразующих элементов, как технопарки, созданные: на базе предприятий оборонно-промышленного комплекса в гг. Ангарске, Иркутске, Омске, Бийске, Новосибирске, Красноярске и Улан-Удэ; на базе крупных предприятий и закрытых территориальных образований в муниципальных образованиях (гг. Железногорск, Бийск, Бердск, Кольцово, Северск и другие города); вокруг крупных научно-образовательных центров в гг. Новосибирске (специализирующихся на приборостроении, силовой электроники, инфокоммуникационных, био- и медицинских технологиях), Томске (специализирующихся на информационных, телекоммуникационных, нано- и биотехнологиях), Иркутске (специализирующихся на нанотехнологиях) и Красноярске (специализирующихся на солнечной энергетике, космических и наземных системах связи и навигации); на базе крупных природных и рекреационных ресурсов в Алтайском крае (агропромышленный, туристско-оздоровительный и биофармацевтический комплексы), в Красноярском крае и Иркутской области (нефтегазодобывающие, нефтегазохимические, лесные комплексы), Кемеровской области (угольный, металлургический и углехимический комплексы), Омской области (биотехнологический, нефтехимический и лесоперерабатывающий комплексы) и других регионах. В рамках формирования инновационной системы представляется необходимым стимулирование инициативного создания территориально-производственных комплексов как совокупности предприятий в регионах, крупных и средних городах (в строительстве, пищевой и легкой промышленности), а также инновационного предпринимательства, в том числе за счет развития интеграции и кооперации компаний малого инновационного бизнеса с крупными производственными предприятиями и научно-образовательными комплексами. Инновационная сфера экономики Сибири включает систему науки и образования и высокотехнологичный сектор экономики. Активное развитие науки в Сибири началось 50 лет назад. В секторе исследований и разработок в 2008 году было занято 54,4 тыс. человек (наибольшая концентрация персонала, занятого исследованиями и разработками, отмечается в Новосибирской и Томской областях - более 7 человек в расчете на 1000 человек населения). Научный потенциал сосредоточен преимущественно в академических институтах, работающих в области физико-математических, технических, химических наук, наук о жизни и о Земле, а также гуманитарных и экономических наук. Сибирь, как и Россия в целом, значительно отстает по показателям качества, возрастной структуры ученых, финансирования и результативности научной деятельности от мировых лидеров в этой сфере при сопоставимых количественных показателях занятости в науке. По количественным параметрам сферы образования (количество вузов и численность студентов) Сибирь занимает 4 место среди федеральных округов. В рейтинг 500 лучших вузов мира входят 8 сибирских университетов, но они занимают места в четвертой сотне. Доступ к современным образовательным и научным порталам сети Интернет имеют 33 - 40 процентов вузов и научно-исследовательских институтов. Экономика Сибири многоукладна. Традиционные отрасли основаны на устаревших технологиях. Инновационные процессы в реальном секторе экономики Сибири (инновационная активность предприятий, выпуск новой продукции и количество использованных новых производственных технологий, технологический обмен) развиваются медленнее, чем в Российской Федерации в целом. Кризисные явления в различной степени затронули все составляющие инновационной системы Сибири. В относительно меньшей степени кризис повлиял на сферы науки и образования, замедлилось развитие инновационной инфраструктуры (увеличились сроки реализации инфраструктурных проектов), в наибольшей степени негативные последствия кризиса проявились в сфере высокотехнологичного бизнеса. Кроме того, инновационный бизнес столкнулся с сокращением спроса со стороны российских предприятий - потребителей инновационной продукции на фоне резкого ухудшения условий финансирования. Наибольшему спаду оказались подвержены те отрасли обрабатывающей промышленности, для которых характерны более сложная продукция, высокая наукоемкость, более капиталоемкие технологические уклады - производство машин и оборудования, в том числе электрических машин и электрического оборудования, электронного и оптического оборудования, производство аппаратуры для радио, телевидения и связи, а также производство транспортных средств и оборудования. Развитие инновационной сферы Сибири предусматривается осуществить в 3 этапа. Задачей развития инновационной сферы на первом этапе (2010 - 2011 годы) является завершение процесса формирования региональных элементов инновационной инфраструктуры (офисов коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, научно-технологических парков и др.) и инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, а также дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в сфере инновационной деятельности. На этом этапе необходимо завершить отбор имеющихся инновационных проектов, стимулировать в условиях спада производства внедрение инноваций в сфере ресурсосберегающих технологий и начать формирование региональных пилотных проектов. Так, должен получить развитие проект "Развитие коллаген-хитозановых нанокомплексов" в г. Железногорске. Особое внимание на этом этапе также будет уделено инновационным проектам в социальной сфере. Ужесточение требований к проектам приведет к концентрации усилий на таких перспективных, прорывных и конкурентоспособных направлениях, поддерживаемых государством, как приоритетные фундаментальные исследования, строительство технопарков и технико-внедренческих зон, развитие инфраструктуры, создание единой межрегиональной системы информационного обеспечения процессов разработки и коммерциализации технологий и др. Значительное внимание органов государственной власти и органов местного самоуправления в 2010 - 2011 годах должно быть уделено развитию и стимулированию потребительского спроса на инновационную продукцию и услуги, взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности. На втором этапе (2012 - 2015 годы) основными направлениями становления и развития инновационной системы станут: системная интеграция регионов Сибири в использовании отдельных элементов инновационной инфраструктуры окружного значения (особая экономическая зона технико-внедренческого типа в г. Томске, технопарк в академгородке г. Новосибирска) для совместного комплексного решения задачи технологического обновления действующих производств на основе передовых научно-технических разработок и создания новых высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики; масштабный переход на инновационную модель развития - создание центров генерации инноваций за счет формирования "пояса внедрения" на базе национальных исследовательских университетов, федеральных университетов, академических центров, их филиалов, наукоградов, технико-внедренческих зон и технопарков (гг. Бийск, Иркутск, Омск, Кемерово, Краснообск, Красноярск, Новосибирск, Улан-Удэ и Томск); развитие инновационной инфраструктуры и инновационного предпринимательства, создание региональной сети содействия транснациональному и межрегиональному трансферу технологий; создание системы межрегиональных и региональных венчурных фондов; диверсификация экономики Сибири на базе формирования технологических комплексов и новых исследовательских центров за счет развития отраслей новой экономики; увеличение доли высокотехнологичного сектора в промышленности до 11 - 13 процентов; рост инновационной активности в традиционных отраслях за счет развития технологий глубокой переработки сырьевых ресурсов до 10 - 15 процентов; создание региональных центров подготовки и переподготовки кадров, а также формирование системы государственного и коммерческого заказа на подготовку специалистов. Третий этап (2016 - 2020) предполагает интенсивное развитие инновационной системы, в результате которого произойдет: развитие технологических комплексов и исследовательских центров; ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей производства и высокотехнологичных услуг, а также масштабное распространение эффективных результатов пилотных проектов; технологическое перевооружение традиционных отраслей по добыче и переработке сырьевых ресурсов и распространение технологий глубокой переработки минеральных и сырьевых ресурсов. В рамках реализации инновационной политики в Сибири в 2010 - 2020 годах на всех этапах развития инновационной сферы будет реализован ряд проектов по развитию инновационной инфраструктуры, проектов по приоритетным направлениям внедрения инноваций, а также отраслевых проектов. Предусматривается реализация следующих проектов развития научно - образовательных центров: развитие на базе Новосибирского государственного университета национального исследовательского университета и технопарка Новосибирского академгородка (направления профильной деятельности - биомедицина и биотехнологии, информационные технологии, нанотехнологии, силовая электроника, приборостроение); развитие особой экономической зоны технико-внедренческого типа в Томской области (направления деятельности - информационно-коммуникационные и электронные технологии, технологии производства новых материалов и нанотехнологии, биотехнологии и медицинские технологии). Запланировано создание к 2015 году свыше 10 тыс. рабочих мест; развитие национальных исследовательских университетов на базе Томского государственного университета и Томского политехнического университета, создание центра образования, науки и инноваций мирового уровня на основе консорциума томских университетов и научных организаций; развитие Сибирского федерального университета в Красноярском крае (приоритетные сферы исследований - инженерная физика, химия новых материалов и материаловедение, биофизическая экология и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии в аэрокосмической промышленности, геотехнологии, региональная экономика и управление трудовыми ресурсами) и создание национального исследовательского университета; создание национального исследовательского университета в Кемеровской области, развитие Кузбасского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и Кузбасского технопарка как центров разработки и продвижения технологий в области углехимии, реализация программы научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области, включающей более 100 проектов, связанных с глубокой переработкой угля, научным и технологическим обеспечением развития, развитием Западно-Сибирского металлургического комплекса и обеспечением производства машин и оборудования для добычи полезных ископаемых; создание в Иркутской области технопарка "Академический" (основные направления профильной деятельности - медицина, силовая электроника, информационные, лазерные технологии), развитие Байкальской международной бизнес-школы, специализирующейся на подготовке менеджеров международного класса для работы в восточных регионах страны, Центрально-Азиатском и Азиатско-Тихоокеанском регионах, создание индустриального технопарка высокотехнологичных материалов, специализирующегося на производстве поликристаллического кремния. Интеграция науки и потребностей реального сектора экономики Сибири предусматривает реализацию мероприятий по следующим приоритетным направлениям внедрения инноваций: информационные и телекоммуникационные технологии (гг. Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск); новые технологии в минерально-сырьевом комплексе Сибири (гг. Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск); повышение объемов нефте- и газоотдачи (гг. Иркутск, Красноярск, Усть-Кут, Новосибирск, Томск); нефтехимия (гг. Ангарск, Ачинск, Омск, Новосибирск); газохимия (гг. Ангарск, Кемерово, Омск, Саянск, Новосибирск, Усть-Кут); углехимия (гг. Красноярск, Кемерово, Ачинск, Новосибирск); лесохимия (гг. Красноярск, Омск, Новосибирск, Иркутск); силовая электроника (гг. Новосибирск, Томск, Иркутск); биотехнологии, пищевые продукты и лекарственные препараты (гг. Бийск, Омск, Новосибирск, Томск, Тулун); современные строительные технологи (гг. Омск, Новосибирск); энергосберегающие технологии (гг. Кемерово, Красноярск, Омск, Усолье-Сибирское, Новосибирск и др.); утилизация техногенных отходов и нерудного сырья (гг. Новосибирск, Новокузнецк и др.); авиастроение (гг. Иркутск, Новосибирск, Улан-Удэ, Омск); солнечная энергетика (гг. Красноярск, Иркутск); системы связи и навигации (гг. Красноярск, Новосибирск, Омск); ядерные технологии и материалы (г. Красноярск); интеллектуальные высокоточные системы вооружения и средства борьбы с терроризмом (гг. Омск, Новосибирск, Томск); инновационные агротехнологии (все регионы Сибири, особенно пос. Краснообск Новосибирской области). Крупнейшие инвестиционные проекты Сибири, реализация которых планируется, в основном сосредоточены в сырьевых отраслях, а также связаны с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры. Их реализация определяется результатами разработки и применения инновационных технологий, ориентированных на разведку, добычу, обогащение и углубленную переработку природных ресурсов, а также создания высоких технологий для топливно-энергетического комплекса, промышленности, инфраструктурных отраслей транспорта и связи. Так, например, программа "Сибирское машиностроение", направленная на ускоренное развитие отраслей инвестиционного комплекса, предполагает реализацию комплекса проектов, суммарная стоимость которых составляет 48 млрд. рублей. При этом 60 процентов инвестиционных затрат направляется на техническое перевооружение, 30 процентов - на научные исследования и конструкторские разработки, а 10 процентов - на сопутствующие направления. Программа "Сибирское машиностроение" состоит из следующих подпрограмм: подпрограмма развития производства импортозамещающего оборудования для топливно-энергетического комплекса "Сибмаш-ТЭК"; подпрограмма развития транспортного машиностроения "Сибмаш-транс"; подпрограмма развития производства для горнорудной промышленности и металлургии "Сибмаш-ГРМ"; подпрограмма развития производства оборудования для лесной и деревообрабатывающей промышленности "Сибмаш-ЛДП"; подпрограмма развития аграрного машиностроения "Сибмаш-агро"; подпрограмма развития производства оборудования для строительства и жилищно-коммунального хозяйства "Сибмаш-ЖКХ"; подпрограмма развития медицинского машиностроения "Сибмаш-мед"; подпрограмма развития электротехнического машиностроения "Сибмаш-ЭТМ"; подпрограмма развития точного и научного приборостроения с использованием нанотехнологий "Сибмаш-прибор". Весомый вклад в инновационное развитие Сибири внесет государственная поддержка высокотехнологичных производственных проектов при участии государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий". В ближайшей перспективе величина инвестиций в развитие нанотехнологий на территории Сибири составит около 12 млрд. рублей, что позволит к 2015 году достичь объемов производства высокотехнологичной продукции 20 - 25 млрд. рублей. Интенсификация инновационной активности в традиционных для экономики Сибири отраслях будет опираться на механизмы развития прорывных технологий и реализации мегапроектов, а также внедрения высокоэффективных технологий в частный бизнес. Предусматривается реализация в 2010 - 2020 годах мероприятий по таким приоритетным направлениям внедрения инновационных технологий, как изучение и развитие минерально-сырьевой базы, технологии добычи и комплексной переработки минерально-сырьевых ресурсов, лесохимия, энергосберегающие технологии и возобновляемые источники энергии, высокоэффективные методы ведения сельского хозяйства, новые технологии в здравоохранении, создание новых материалов и переработка отходов горно-металлургической промышленности, развитие инфраструктуры, экология, машиностроение, а также развитие системы подготовки кадров для экономики регионов. В результате изучения и развития расширится минерально-сырьевая база за счет поиска новых месторождений, будут проведены оценка техногенных образований и переоценка запасов известных рудных полей, а также вовлечены в разработку малые месторождения. В результате реализации мероприятий по направлению, связанному с технологиями добычи и комплексной переработки минерально-сырьевых ресурсов, ожидается улучшение технико-экономических показателей за счет внедрения новых технологий разработки и рациональных схем извлечения полезных компонентов, оздоровление экологической ситуации в результате более полного извлечения полезных элементов, перевод некоторых рудопроявлений в месторождения за счет внедрения новых технологий добычи и предварительного обогащения. На основе принципиально новых технологий добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов будут созданы высокоэффективные предприятия. Для реализации мероприятий по направлению, связанному с комплексным использованием леса и лесохимией, в регионах необходимо внедрить технологии устойчивого развития лесной отрасли и создать предприятия для выпуска экспортно ориентированной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Организация безотходных производств позволит обеспечить комплексное использование ресурсов, улучшение экологической ситуации, получить мультипликативный эффект и снизить потери от пожаров. Сбалансированность темпов эксплуатации и воспроизводства лесных ресурсов предусматривается достигнуть путем: максимального использования естественной восстановительной способности лесов и увеличения объемов мероприятий по содействию естественному возобновлению; производства лесных культур на всех вырубках, где естественное возобновление не гарантирует требуемых сроков и качества создаваемых насаждений и планомерного облесения гарей; создания высокопродуктивных лесных плантаций на пустующих лесных землях и неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения; реконструкции малоценных насаждений; перехода на принципы районирования лесов по способам лесовосстановления и нормативам затрат на лесовосстановительные мероприятия в пределах лесных районов. Для массового производства семян с улучшенными наследственными свойствами и выполнения работ по воспроизводству лесов и лесоразведению необходимо реализовывать современные методы, в том числе с использованием функциональной геномики, клонального микроразмножения и паспортизации объектов постоянной лесосеменной базы на основе генетических маркеров, что позволит значительно повысить качество, темпы и масштабы работ в области лесного семеноводства. Диверсификация продукции, выпускаемой лесоперерабатывающими предприятиями, способствует обеспечению их финансовой стабильности, увеличению отчислений в бюджеты различных уровней, получению большей экспортной выручки. Производство оборудования для лесоперерабатывающей промышленности на российских предприятиях будет стимулировать развитие машиностроительного комплекса. Использование отходов лесопереработки для получения тепла и электроэнергии позволит снизить затраты предприятий и тем самым повысить конкурентоспособность выпускаемой ими продукции. Внедрение инновационных разработок в области энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии позволит значительно увеличить энергоэффективность при выработке тепла - достичь снижения себестоимости тепловой энергии и уменьшить теплопотери. Организация производства энергосберегающего оборудования на российских предприятиях будет способствовать развитию российской промышленности, а сокращение вредных выбросов - улучшению экологии и здоровья населения. Использование таких высокоэффективных методов ведения сельского хозяйства, как увеличение эффективности производства сельскохозяйственной продукции, расширение ее ассортимента, формирование основ устойчивого сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия и налаживание производства высокоэффективных природных удобрений для частного сектора и сельских хозяйств, будет способствовать улучшению благосостояния населения, снижению цен на продукцию сельского хозяйства и улучшению ее качества. Использование новых российских конкурентоспособных лекарственных препаратов снизит рыночную стоимость лекарств, позволит получить значительную бюджетную экономию, достичь улучшения здоровья населения и увеличения продолжительности жизни. Использование сырьевого потенциала Сибири при производстве лекарственных препаратов позволит занять часть населения, стимулировать развитие собственных фармацевтических производств и снизить импортную зависимость. Внедрение в практику нового отечественного медицинского оборудования значительно увеличит качество операций, а более низкая стоимость даст возможность оборудовать им большее количество клиник и больниц. В условиях низкой плотности населения Сибири произойдет формирование центров телемедицины. Внедрение в практику тест-систем позволит на генетическом уровне выявлять угрожающие жизни заболевания, проводить раннюю диагностику инсульта, инфаркта, новообразований и др. В результате реализации мероприятий по направлению, связанному с новыми материалами и переработкой отходов горно-металлургической промышленности, на территории Сибири будут организованы предприятия, осуществляющие комплексную переработку и выпуск продукции с высокой долей добавленной стоимости при утилизации отвалов и отходов горно-металлургических производств. Это высвободит значительные территории. Внедрение изделий из новых материалов позволит повысить конкурентоспособность российского машиностроительного комплекса, значительно увеличит ресурс выпускаемой продукции. В конечном итоге внедряемые технологии скажутся на экологии, позволят наладить экспорт конкурентоспособной продукции и приведут к удешевлению строительных материалов на внутреннем рынке. Внедрение инновационных разработок в развитие инфраструктуры регионов (транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство) позволит использовать в качестве топлива местные отходы. Представляется целесообразным внедрение современных систем очистки питьевой и сбросной воды, что положительно скажется на здоровье населения и экологии. Мероприятия по внедрению инноваций в области экологии (включая экспертные оценки рисков) позволят значительно уменьшить вредные выбросы и стоки в местах добычи полезных ископаемых, снизить уровень вредных газообразных выбросов и очистить сточные воды. Все мероприятия приведут к улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения. Внедрение инновационных технологий позволит преобразовать машиностроение Сибири, в том числе за счет диверсификации производства, формирования высокотехнологичного комплекса производства продукции общемашиностроительного применения (крепежа, инструмента, заготовок и др.). Развитие экономических связей между регионами будет способствовать росту выпуска продукции сибирского машиностроения и обновлению производственного аппарата, что приведет к созданию новых рабочих мест и росту спроса на высококвалифицированный персонал в регионе. Формирование спроса на кадры высокой квалификации со стороны созданных инновационных комплексов стимулирует адаптацию системы образования к нуждам реальной экономики. Образовательные и научные учреждения как активные участники внедрения инновационных разработок получат внутренние стимулы для приведения структуры подготовки кадров в соответствие с требованиями приоритетов инновационных программ. Проведение модернизации технологического базиса целесообразно реализовывать на основе государственно-частного партнерства на ключевых предприятиях в регионах Сибири. Внедрение успешных бизнес-моделей инновационных предприятий позволит снизить |