ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 05.07.10 1120-Р

Оглавление


Страницы: 1  2  3  


бизнес-моделей     инновационных    предприятий    позволит    снизить
предпринимательские     риски,     упростить    процедуры    получения
финансирования со стороны коммерческих банков и региональных бюджетов,
улучшить  качество  жизни  населения  и  добиться  увеличения  деловой
активности.

                   Формирование благоприятной среды
                     развития предпринимательства

     Проблемы, которые в наибольшей степени сдерживают развитие малого
предпринимательства Сибири, связаны с неразвитостью системы механизмов
финансово-кредитной  поддержки и страхования рисков малых предприятий,
ограниченностью  доступа  к  ресурсам  и  маркетинговым  возможностям,
нехваткой  квалифицированных  кадров и знаний, а также с недостаточным
уровнем информационной и методической поддержки.
     Отличительной  особенностью  малого  и  среднего бизнеса в Сибири
является отсутствие инфраструктуры поддержки бизнеса. Поэтому в 2010 -
2012 годах основные усилия будут направлены на создание инфраструктуры
развития    малого    предпринимательства   в   каждом   муниципальном
образовании.
     Основные принципы, этапы и формы инфраструктуры развития малого и
среднего  предпринимательства  сформулированы в Концепции формирования
устойчивого  развития малого и среднего предпринимательства в регионах
Сибири.
     К  2020 году будут в основном завершены правовые, организационные
и   экономические   мероприятия,   позволяющие   малому   и   среднему
предпринимательству   устойчиво   занять   в   структуре  региональной
экономики следующие направления деятельности:
     на  уровне  сельских  поселений  - обеспечение жителей товарами и
услугами  первой  необходимости,  производство, закупка, переработка и
реализация   продукции   сельского  хозяйства,  а  также  производство
полуфабрикатов для интегрирующих предприятий;
     на  уровне  городских поселений - обеспечение товарами и услугами
жителей  своего  и  других  муниципальных районов и городских округов,
производство  на  принципах  субподряда  товаров  и услуг для крупного
бизнеса;
     на   уровне   городских   округов   -   функционирование   помимо
предприятий,     осуществляющих     указанные    виды    деятельности,
конкурентоспособных   малых   и   средних  инновационных  предприятий,
предприятий-интеграторов,  эффективных  холдингов  из  малых и средних
предприятий  с гибкой организацией бизнеса, обеспечивающей возможность
изменения направлений отдельных производств в зависимости от изменения
конъюнктуры рынка.
     Взаимодействие  крупной  промышленности  Сибири  с  предприятиями
малого  и  среднего  бизнеса,  работающими  вне городских агломераций,
будет способствовать решению социальной задачи трудоустройства жителей
поселений,  постепенному  выводу  части  промышленности  из  городских
округов на основе экономической целесообразности.
     Приоритетным  направлением  является ускоренное развитие малого и
среднего бизнеса и повышение его вклада в валовой региональный продукт
и  обеспечение  значительного  роста  занятости экономически активного
населения.
     В  рамках  реализации  Стратегии предусматривается стимулирование
следующих предприятий малого и среднего бизнеса:
     научно-внедренческие и инновационные предприятия;
     предприятия по производству новых промышленных товаров;
     предприятия,  включенные  в  крупное промышленное производство на
основе    долгосрочных   договоров   по   оказанию   услуг   научного,
промышленного и технологического характера;
     предприятия,   работающие  в  сфере  производства  и  переработки
сельскохозяйственной  продукции, особенно укрупненные личные подсобные
хозяйства, готовые к переводу в крестьянско-фермерские хозяйства;
     торговые, бытовые предприятия и предприятия общественного питания
шаговой доступности;
     предприятия   по  подготовке  и  переподготовке  кадров  массовых
специальностей;
     строительные предприятия;
     предприятия  в  сфере  услуг (туризм, здравоохранение, рекреация,
экология,  наука,  консалтинг,  информационное  обеспечение, культура,
спорт, особенно экспортно ориентированные предприятия);
     транспортные предприятия;
     сервисные  предприятия,  интегрированные в региональные институты
внешней торговли;
     предприятия, задействованные в системе жизнеобеспечения населения
муниципальных образований;
     иные  предприятия, выполняющие социально значимые государственные
и муниципальные заказы.
     Указанные     направления     развития    малого    и    среднего
предпринимательства     получат    свое    развитие    в    стратегиях
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
     Для  регионов с низким уровнем развития малого и среднего бизнеса
(Республика  Алтай,  Республика  Хакасия  и  Республика Тыва) основной
задачей  является  формирование  соответствующей  нормативной правовой
базы,   развитие   инфраструктуры  поддержки  и  собственно  поддержка
субъектов  малого  предпринимательства  на  стадии  их  формирования и
первоначального  развития.  При  этом  особую актуальность приобретает
повышение  общественного  статуса  и  значимости  предпринимательства,
проведение    разъяснительной   работы   о   преимуществах   легальной
предпринимательской   деятельности   и   стимулирование   любых   форм
предпринимательской   активности.   Результатом  решения  поставленной
задачи  к  2020  году  должно  стать  массовое  появление  новых малых
предприятий, повышение уровня предпринимательской культуры населения и
квалификации кадров.
     Для  регионов  со  средним  уровнем  развития  малого  и среднего
бизнеса   (Республика  Бурятия,  Иркутская  область,  Забайкальский  и
Красноярский   края)  основной  задачей  является  создание  целостной
системы   поддержки  предпринимательства,  включающей  полную  цепочку
инфраструктурных  элементов  и  финансовых механизмов. При этом важным
является  содействие  развитию кооперационных связей малого и среднего
предпринимательства    с    крупными   предприятиями,   стимулирование
концентрации  малых  предприятий  в  секторах,  имеющих первоочередное
значение  для  развития  территорий.  Результатом решения поставленной
задачи   к  2020  году  должен  стать  рост  конкуренции  среди  малых
предприятий,  обеспечивающий высокое качество производимых ими товаров
и услуг.
     Для регионов с высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса
(Алтайский край, Кемеровская, Омская, Новосибирская и Томская области)
основной  задачей  является  изменение  структуры  субъектов  малого и
среднего предпринимательства, организация доведения стартующего малого
бизнеса  до  устойчивого  уровня,  а  также налаживание кооперационных
связей  малого  и среднего предпринимательства и крупного бизнеса. Еще
одной  задачей  является  развитие  межрегионального  и международного
сотрудничества   субъектов   малого  и  среднего  предпринимательства,
поддержка    сотрудничества    с    международными   организациями   и
административно-территориальными образованиями иностранных государств.
Результатами  решения  поставленных  задач  к  2020  году должны стать
увеличение  вклада  малого  и  среднего бизнеса в валовой региональный
продукт,  увеличение  экспорта его услуг (туризм, транспорт, культура,
спорт),   решение   ряда   социальных   проблем  (повышение  занятости
населения,  сокращение  дифференциации  по уровню доходов, обеспечение
доступности и повышение качества услуг для населения).
     Ключевой    проблемой   при   становлении   и   развитии   малого
инновационного  наукоемкого  бизнеса  и  предпринимательства  в Сибири
является  отсутствие  крупных  системообразующих  предприятий мирового
уровня  в  сфере  высоких  технологий, которые являлись бы заказчиками
научных  разработок,  комплектующих материалов и изделий, программного
обеспечения, сервисных услуг и другой продукции для предприятий малого
и  среднего бизнеса. Это должно стать одной из важных задач реализации
Стратегии.
     Развитие малого и среднего бизнеса предполагается осуществить в 3
этапа.
     На  первом  этапе (2010 - 2011 годы) развития предпринимательства
для  решения  указанных  задач в течение 2 лет во всех регионах Сибири
необходимо  стимулировать  развитие  малого  и  среднего  бизнеса, что
позволит  ему  к  концу  2011  года  преодолеть  негативные  тенденции
финансово-экономического  кризиса  и  выйти  на уровень, достигнутый в
2008 году.
     На   втором  этапе  (2012  -  2015  годы)  необходимо  обеспечить
устойчивое  развитие  предприятий  малого  и  среднего бизнеса Сибири.
Прирост  производства  и  продаж  продукции  (услуг)  составит  4  - 5
процентов  в  год.  Количество  малых и средних предприятий, в которых
заняты  1  тыс.  человек,  достигнет  17  процентов,  а  доля валового
регионального  продукта,  созданного  на  этих предприятиях, - 25 - 35
процентов.
     На  третьем  этапе  (2016  -  2020  годы)  продолжится реализация
мероприятий   по   достижению  высокого  уровня  конкурентоспособности
предприятий  малого  и  среднего  бизнеса.  Прирост продаж продукции и
услуг  на  предприятиях  малого  и  среднего  бизнеса  достигнет 6 - 7
процентов  в  год.  Количество  малых и средних предприятий, в которых
заняты  1  тыс.  человек,  увеличится  до  20 процентов, доля валового
регионального  продукта,  созданного  на  этих  предприятиях,  - до 40
процентов.
     В регионах Сибири поддержка малого и среднего предпринимательства
будет осуществляться в следующем порядке:
     отбор,   тестирование   и   обучение   по  программам  подготовки
предпринимателей;
     помощь  в  регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
или юридического лица;
     предоставление  на  конкурсных  условиях вновь зарегистрированным
или  действующим менее одного года субъектам малого и среднего бизнеса
субсидий на создание собственного дела;
     микрокредитование    через    систему   кредитных   кооперативов,
региональных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства;
     гарантийное    обеспечение   коммерческого   кредитования   через
гарантийный фонд субъекта Российской Федерации;
     субсидирование   процентной   ставки   по   кредитным  договорам,
договорам  лизинговых  платежей,  иные  формы  субсидирования малого и
среднего предпринимательства;
     выделение субсидий на возмещение различных затрат, в том числе по
кредитным договорам, договорам лизинга, франчайзинга, технологического
присоединения и других.

                    Решение экологических проблем

     Основными  в  решении  природоохранных  и  экологических  проблем
являются следующие задачи:
     улучшение  качества природной среды и экологических условий жизни
человека,  формирование  экологически  безопасных  и  комфортных  мест
работы   и   отдыха,  иной  социальной  активности,  среды  проживания
населения в городах, улучшение здоровья и увеличение продолжительности
жизни людей;
     организация  экологически  безопасного  производства  (переход на
экологически ориентированные технологии, включая сокращение применения
генно-модифицированных  организмов при производстве продуктов питания,
снижение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных
источников,  совершенствование  системы  экологического  нормирования,
экологического   мониторинга,   экологической   экспертизы   проектов,
экономическое стимулирование природоохранной деятельности);
     создание    эффективного    экологического    сектора   экономики
(формирование  рынка  экодевелопмента,  товаров и экологических услуг,
внедрение    экологического    аудита,   экологической   сертификации,
экологического   страхования,  формирование  требований  к  разработке
технологий);
     сохранение  и  защита  природной  среды  (сохранение естественных
экосистем,  природных  ландшафтов,  источников  чистой воды, повышение
биопродуктивности, восстановление видового разнообразия);
     решение   проблем  отходов  техногенного  характера  (переработка
отходов промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства,
утилизация и переработка твердых бытовых отходов).
     Антропогенные  изменения  природной среды на территории Сибири не
носят  сплошного  характера,  однако  в  целом ряде регионов, особенно
отличающихся   преобладанием   неустойчивых   ландшафтов   и   высокой
чувствительностью  экосистем  к внешним воздействиям, сложилась весьма
напряженная     экологическая     ситуация.     Значительная     часть
производственного  потенциала региона сконцентрирована на ограниченных
площадях,  чаще  всего  по  долинам  рек  и  в  котловинах.  При  этом
рассеивающая  способность  атмосферы в Восточной Сибири в 2 раза ниже,
чем  в  европейской  части  России, что практически не учитывалось при
размещении    предприятий    и    населенных   пунктов,   формировании
территориально-производственных   сочетаний   (Братско-Усть-Илимского,
Канско-Ачинского  и  др.).  Поэтому  большинство крупных городов и все
промышленные  зоны  Сибири отличаются резко повышенной загрязненностью
воздушного и водного бассейнов.
     Наибольшая острота экологической ситуации характерна прежде всего
для следующих сибирских регионов:
     нефтегазопромысловые  районы  Западной  Сибири, где экологические
проблемы  связаны  с  бурением, обустройством и эксплуатацией скважин,
строительством  и  эксплуатацией  нефте-  и  газопроводов, подготовкой
нефти  и  газа  к  транспортировке и функционированием вспомогательных
производств;
     Кузбасс,  на  территории  которого  наибольшее  развитие получили
такие   экологически  вредные  отрасли  промышленности,  как  угольная
(особенно  открытая  добыча),  черная  и  цветная металлургия, а также
химическая промышленность;
     Норильский   промышленный   район,   основой   которого  являются
металлургические  предприятия,  выбрасывающие  ежегодно  в атмосферный
воздух около 2 млн. тонн сернистых соединений;
     территория  Среднего  Енисея,  Верхнего  и  Среднего  Приангарья,
прежде  всего  Братско-Илимский  и  Иркутско-Черемховский  районы,  на
которых  преобладают алюминиевое, целлюлозно-бумажное и другие вредные
производства,  г.  Красноярск,  в  котором расположен комплекс крупных
предприятий    разных    отраслей   промышленности,   а   также   зона
Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса;
     озеро Байкал, являющееся объектом всемирного природного наследия,
основными   источниками   загрязнения  которого  являются  Байкальский
целлюлозно-бумажный   завод,   судоходство,   реки  (прежде  всего  р.
Селенга),  приносящие  загрязнения,  заготовка  древесины, территория,
расположенная  по  соседству  с  агломерацией  Иркутского и Ангарского
промышленных  узлов,  с  которой  переносятся  загрязнения в акваторию
озера,  а  также  районы  гг.  Красноярска и Братска, Канско-Ачинского
топливно-энергетического комплекса и др.
     К  основным  экологическим  проблемам общего характера, требующим
постоянного внимания органов государственной власти и органов местного
самоуправления, относятся следующие проблемы:
     накопленный  ущерб,  нанесенный окружающей среде в предшествующие
годы,  высокая  концентрация  источников потенциального экологического
риска  на  ограниченных  территориях  (отработанное  ядерное  топливо,
отходы  обогащения  урана,  ядерное  и  химическое оружие, предприятия
военно-промышленного     комплекса,    трубопроводы,    газохранилища,
гидроэлектростанции, химические производства, авиация и др.);
     повышенный  риск  аварийных  ситуаций  из-за высокой изношенности
основных фондов на предприятиях Сибири;
     отсутствие   или   слабое   развитие   индустрии   экологического
назначения,   незначительный   задел  по  производству  экологического
оборудования и оказанию экологических услуг;
     повышенный  риск  заболеваний  экологической  этиологии в крупных
городах Сибири из-за высокого уровня загрязнения окружающей среды (гг.
Норильск, Новокузнецк, Красноярск, Братск, Ангарск и др.);
     сокращение биологического разнообразия на территории Сибири.
     Водные   ресурсы  являются  одним  из  наиболее  важных  ресурсов
региона.     Главной     стратегической     целью     функционирования
водохозяйственного  комплекса  Сибири  является  надежное  обеспечение
населения   питьевой  водой,  соответствующей  санитарно-гигиеническим
нормам,  рационализация  водопользования  и  экономия водных ресурсов,
устранение  негативного  влияния  водного  фактора на здоровье людей и
окружающую  среду, а также максимальное обеспечение населенных пунктов
системами централизованного водоснабжения.
     Одним  из  главных аспектов эффективного и безопасного управления
водными  ресурсами  рек  Сибири  является  предупреждение и уменьшение
ущерба   от   негативного   воздействия   вод.  Для  этого  необходимы
установление  специальных  режимов  осуществления хозяйственной и иной
деятельности,  а  также  определение  порядка  компенсации  возможного
ущерба   на   периодически  затапливаемых  территориях  на  основе  их
зонирования  по степени риска. К приоритетным мероприятиям по снижению
риска  относятся  обеспечение  инженерной  защиты  поселений, объектов
экономики,     уникальных     природных     объектов     и    объектов
историко-культурного   наследия   от   негативного   воздействия  вод,
обеспечение  безопасных  для  населенных  пунктов и объектов экономики
гидрологических  режимов  водных  объектов  в  местах  их  пересечения
транспортными   коммуникациями,   а  также  совершенствование  методов
прогнозирования  паводков и наводнений и развитие системы оповещения о
них.
     Комплекс  таких  водохозяйственных мер, как регулирование стока в
речном бассейне, создание мелких и средних водохранилищ комплексного и
противопаводкового   назначения,  целесообразно  дополнить  мерами  по
сохранению   устойчивой   поверхности   водосбора,   направленных   на
минимизацию процессов эрозии и опустынивания.
     Необходимо  создать крупномасштабные системы защиты от наводнений
для  обеспечения  надежного  безаварийного функционирования инженерных
систем и сооружений защиты.
     В   засушливых   областях  Сибири  (степная  зона)  для  развития
агропромышленного    комплекса   необходимо   использовать   орошение.
Приоритетной  задачей  является  восстановление системы водоснабжения,
находящейся  в  нерабочем  состоянии,  включая  реконструкцию  систем,
действующих  неэффективно,  и  введение  современных схем эффективного
использования воды при орошении.
     Учитывая   наличие  в  регионе  трансграничных  водных  объектов,
наиболее  крупными  из  которых  являются  р.  Иртыш  (Казахстан) и р.
Селенга    (Монголия),    необходимо    развивать   научно-техническое
сотрудничество в разных формах по вопросам рационального и безопасного
использования  водных ресурсов, улучшению нормативной правовой базы, а
также по созданию единых систем мониторинга водных объектов.
     Для  обеспечения  устойчивого  социально-экономического  развития
таких  погодозависимых  отраслей экономики, как энергетика, транспорт,
водохозяйственный   комплекс,   строительство,  сельское  хозяйство  и
другие,   в  первую  очередь  необходимо  решать  вопросы  обеспечения
гидрометеорологической безопасности.
     Решение  экологических проблем предусматривается осуществлять в 3
этапа.
     На  первом  этапе  (2010  - 2011 годы) предполагается обеспечение
восстановления  роста капиталовложений в природоохранные мероприятия и
повышение эффективности капиталовложений в экологию.
     На    втором    этапе   (2012   -   2015   годы)   предполагается
последовательная   ликвидация   негативных  последствий  антропогенных
воздействий  (прежде  всего  на  загрязненных территориях, возникших в
результате  кризисного  развития  экономики), восстановительный рост и
подготовка к переходу на инновационную модель развития.
     На  этом  этапе  требуется  проведение  комплекса природоохранных
мероприятий, нацеленных в первую очередь на стабилизацию экологической
ситуации   и   смягчение  наиболее  серьезных  экологических  проблем,
связанных с:
     промышленной   зоной   гг.   Кемерово  и  Новокузнецка,  а  также
нефтегазовым комплексом Западной Сибири;
     Норильским промышленным районом (цветная металлургия);
     комплексом  крупных  предприятий разных отраслей промышленности в
г. Красноярске и Канско-Ачинским топливно-энергетическим комплексом;
     вододефицитом в бассейне р. Иртыш;
     зоной     Братско-Усть-Илимского     и     Иркутско-Черемховского
промышленных районов;
     бассейном озера Байкал.
     Усилия   и   ресурсы   должны   быть  направлены  на  создание  и
совершенствование   методов   и  средств  защиты  окружающей  среды  с
применением  наилучших  технологий  на  всех  этапах производственного
цикла  на основных источниках загрязнения окружающей среды, а также на
проведение   мероприятий   по   ликвидации  уже  допущенных  нарушений
экологических нормативов.
     Осуществление  подобных мер должно происходить главным образом на
уровне  отдельных  объектов за счет их производственной деятельности и
предусматривать      экологическое      оздоровление     производства,
реконструкцию, создание очистных сооружений и др.
     На  третьем  этапе  (2016  - 2020 годы) предполагается достижение
значительного   прогресса  в  реализации  образа  будущего  на  основе
разумных  компромиссов  при  разрешении  возникающих  конфликтов между
необходимостью  соблюдения экологических регламентаций и экономической
мотивацией  хозяйственной  деятельности  (отражает начало интенсивного
роста экономики, что приведет к заметному росту нагрузки на окружающую
среду).
     Одним из основных инструментов решения обозначенных экологических
проблем   на   данном   этапе  могут  служить  федеральные  целевые  и
региональные   экологические  программы,  позволяющие  консолидировать
усилия  и  источники  финансирования,  увязать  по  ресурсам  и срокам
осуществление            комплекса           научно-исследовательских,
опытно-конструкторских,   производственных,   социально-экономических,
организационно-хозяйственных и других мероприятий. Среди источников их
финансирования  помимо  средств  предприятий и организаций усиливается
роль  бюджетных  ассигнований  местного,  регионального и федерального
уровней.
     Меры данного этапа должны обеспечить сохранение качества основных
компонентов   природной   среды   на  вновь  осваиваемых  территориях,
рациональное   использование,   охрану   и  воспроизводство  природных
ресурсов  как  компонентов  окружающей природной среды, предотвращение
деградации  и  сохранение  уникальных  природных  комплексов  (Байкал,
Алтай),   природных   систем   северных   территорий,  имеющих  низкую
экологическую емкость.
     Инструменты   реализации  природоохранных  мероприятий  Стратегии
должны  включать в себя меры, предпринимаемые как на уровне Российской
Федерации,  так  и  на  уровне  регионов  во взаимодействии с органами
местного  самоуправления.  Они  должны основываться на общих принципах
государственной  политики в данной области, которые включают платность
природопользования  и  возмещение вреда, нанесенного окружающей среде,
обязательность  проведения  государственной  экологической  экспертизы
проектов,  приоритет  сохранения  естественных  экологических  систем,
природных ландшафтов и природных комплексов, сохранение биологического
разнообразия.
     При    формировании   инструментов   реализации   природоохранных
мероприятий Стратегии необходимо уделять внимание:
     расширению  возможностей  и  полномочий  органов  государственной
власти    субъектов    Российской   Федерации   и   органов   местного
самоуправления в области охраны окружающей среды;
     развитию  экономического  механизма  стимулирования рационального
природопользования  и  охраны окружающей среды, поддержке экологически
ответственного бизнеса;
     внедрению ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
     совершенствованию системы экологических платежей;
     усилению природоохранных органов;
     организации    государственного    экологического    мониторинга,
формированию  системы  информирования населения о состоянии окружающей
среды;
     расширению     деятельности     по    обеспечению    безопасности
гидротехнических   сооружений  и  развитию  системы  особо  охраняемых
территорий;
     экологическому  воспитанию  и  образованию  населения  как основе
экологического благополучия страны.

         V. Основные направления развития системы расселения
          и формирования комфортной среды обитания человека

     Приоритетами социального развития Сибири на ближайшее десятилетие
должны  стать  оптимизация  системы  расселения,  повышение  уровня  и
качества   жизни   населения,   интенсивное   развитие   человеческого
потенциала.  Обеспечению оптимизации системы расселения, привлечения и
закрепления  населения  в  регионе в рамках реализации Стратегии будет
способствовать   реализация   следующих   направлений   социальной   и
демографической политики:
     интенсивное  развитие  социокультурной  сферы городов и поселений
Сибири;
     формирование   открытого   рынка   спроса  на  квалифицированные,
высокооплачиваемые трудовые ресурсы;
     увеличение   инвестиций   в   человеческий   капитал,  содействие
мобильности трудовых ресурсов;
     создание необходимой территориально связующей инфраструктуры;
     формирование   как  общих,  так  и  адресных  мер  привлечения  и
закрепления  населения  на  постоянное  место  жительства  в  регионах
Сибири.

              Социальное развитие Сибири и формирование
        комфортной среды обитания человека как стратегический
        приоритет обеспечения национальной безопасности страны

     Значимость Сибири для обеспечения устойчивого развития экономики,
сохранения   территориальной  целостности  страны  выводит  ускоренное
социальное   развитие   сибирских  регионов  в  разряд  стратегических
приоритетов обеспечения национальной безопасности России.
     Получение  быстрых  позитивных  результатов в социальном развитии
Сибири  затрудняет  наличие  ряда  социальных проблем, которые не были
решены в предыдущие годы:
     низкий   уровень   оплаты   труда   и   доходов   населения,   не
обеспечивающий достойного уровня жизни значительной части населения;
     наличие  социально  депрессивных  территорий,  что  обусловливает
высокую социально-экономическую неоднородность регионов Сибири;
     низкий   уровень   развития  социальной  инфраструктуры,  включая
доступность жилья, социальных услуг, комфортность проживания;
     несбалансированность  рынка  труда  и  его высокая напряженность,
особенно  в  сельской местности, нарастающий дефицит квалифицированных
кадров;
     территориальная  оторванность  от  рекреационных зон и культурных
центров  страны,  не компенсируемая социальными субсидиями и льготами,
что  наряду  с  другими  факторами приводит к формированию социального
неравенства и непривлекательного имиджа сибирских территорий.
     Механизмами  и  инструментами  преодоления  социальных  проблем и
ускоренного социального развития Сибири являются:
     интенсивное    развитие    инновационного    сектора    экономики
"несырьевых"   регионов  Сибири  как  способ  преодоления  зависимости
социального  благополучия  территории  от  наличия природных ресурсов.
Основными  приоритетами  развития  "несырьевых"  регионов Южного пояса
развития  все  десятилетие  будут  оставаться инновации в информатике,
нефте-,  газо- и углехимии, цветной и черной металлургии, энергетике и
энергосбережении,  машиностроительном  комплексе,  ориентированном  на
машины   и   технологии   для   разведки,  добычи,  транспортировки  и
переработки   полезных   ископаемых,   агропромышленном,  строительном
комплексах,  лесоперерабатывающей  промышленности, биотехнологическом,
фармацевтическом  производстве,  производстве  медицинской техники и в
развитии  технологий. Итогом развития инновационного сектора экономики
Сибири к 2020 году должно быть не только увеличение его доли в валовом
внутреннем  продукте страны, но и интеграция инновационных предприятий
сибирских   "несырьевых"   малобюджетных  регионов  в  производство  и
экономику  добывающего  высокодоходного  комплекса  на всех этапах его
функционирования.    Это   позволит   создать   систему   долгосрочных
соглашений, обеспечивающих сибирские предприятия устойчивыми заказами,
увеличить     количество    высокооплачиваемых    рабочих    мест    и
мотивированность  населения к повышению своей конкурентоспособности на
рынке труда как в целом, так и в инновационном сегменте;
     формирование  новой  жилищной  модели  как действенного механизма
повышения  комфортности  проживания  в  регионах  Сибири,  привлечения
квалифицированной  рабочей  силы по приоритетным направлениям развития
экономики  и  освоения  новых  территорий. К 2020 году в Арктическом и
Северном поясах развития, отличающихся неблагоприятными климатическими
условиями, необходимо завершить реализацию жилищной модели, включающей
в  себя  жилье  для  работников  вахтового  метода.  В  Северном поясе
развития  с благоприятными климатическими условиями формирование новой
жилищной   модели  должно  сопровождаться  удержанием  и  привлечением
экономически   активного   населения   с   одновременным  переселением
неработающих  жителей  городов  и  городских поселений в районы Южного
пояса   развития.  В  Южном  поясе  развития  необходимо  сформировать
жилищную  модель,  включающую  в  себя  секторы  жилья, обеспечивающие
комфортное проживание. До 2020 года в Южном поясе развития приоритетом
будет  пользоваться  в основном строительство социального и доступного
комфортного жилья для молодых семей, семей молодых специалистов, семей
вахтовиков,  для  переселенцев  из  северных  территорий,  а также для
переселенцев из неблагоустроенного и ветхого муниципального жилья;
     формирование  и  реализация  новых подходов к развитию социальной
инфраструктуры.
     Реализация  целей  и  приоритетов  Стратегии потребует реализации
особых   подходов  к  развитию  социальной  инфраструктуры,  основными
составляющими     которой     являются     учреждения     образования,
здравоохранения, культуры, искусства, физкультуры, спорта, социального
обслуживания,   связи,   распространения   информации,   коммунального
хозяйства.
     Стартовые  условия реализации социального блока Стратегии состоят
в следующем:
     за  годы  реформ резко уменьшились инвестиции в социальную сферу,
что  привело  к  сужению  воспроизводства  материальной  базы,  износу
основных  фондов социальной инфраструктуры, а иногда и к их разрушению
(особенно в малых городских и сельских поселениях);
     в   условиях   социально-экономического  кризиса  в  силу  острой
дефицитности  бюджетов  большинства  субъектов  Российской Федерации и
муниципальных   образований   Сибири   получили   дальнейшее  развитие
негативные  тенденции  периода реформ. Финансирование функционирования
социальной  инфраструктуры в 2010 - 2011 годах будет оставаться крайне
напряженным;
     существующая  сеть объектов социальной инфраструктуры в сибирских
регионах  не  в  полной мере соответствует размещению производительных
сил  и  расселению  населения  и  требует  в  связи  с  этим системной
модернизации;
     имеет  место  низкое  качество  предоставления  услуг  социальной
инфраструктуры    (низкий    уровень   благоустройства,   оснащенности
объектов),   их  отставание  от  требований  населения  и  стандартов,
обеспечивающих   привлекательность   Сибири   как   места  постоянного
жительства;
     почти  во  всех  субъектах  Сибири  имеет  место  недостаточность
нормативной   правовой  базы  для  оценки  состояния  и  регулирования
развития социальной инфраструктуры;
     обеспеченность  населения  Сибири  услугами  отрасли  образования
невысока.  Охват  детей  дошкольными учреждениями в 2008 году составил
только   54,2  процента  от  их  численности  (предпоследнее  место  в
Российской Федерации);
     количество  библиотек  и  объем  библиотечных фондов сокращаются.
Низкими  остаются  темпы  их обновления. Значительно сократилось число
учреждений  культурно-досугового типа на селе, количество детских школ
искусств.  Более четверти помещений музеев и клубных учреждений, более
трети  помещений  концертных  организаций Сибири находятся в аварийном
состоянии.
     Ввиду  отдаленности и труднодоступности многих населенных пунктов
Сибири  особенно  остро  недостаток  услуг учреждений культуры ощущают
жители малых городов и сельских территорий.
     Инвестиции,  вкладываемые  в  развитие  социальной инфраструктуры
регионов  Сибири,  существенно ниже, чем в среднем по стране. При этом
наибольшее  отставание  в выделении средств долгие годы приходилось на
культуру,     спорт,     физкультурно-оздоровительную    деятельность,
организацию  отдыха  и  развлечений  и  др. Уровень таких инвестиций в
расчете  на  душу  населения  в Сибири составлял последние годы меньше
половины от среднего показателя по Российской Федерации.
     Таким  образом,  если  сроком  преодоления  отставания социальной
инфраструктуры регионов Сибири обозначить 10-летний период, то годовые
темпы  роста инвестиций в социальную инфраструктуру Сибири должны быть
выше,  чем  в  среднем  по  Российской  Федерации,  в  1,4 - 1,5 раза.
Начальные  средства  целесообразно  направить  на  выполнение большого
объема  предпроектных, проектных, архитектурно-планировочных работ, на
разработку    градостроительных   решений,   нормативных   документов,
документов для привлечения в качестве инвестиций средств бюджетов всех
уровней,  корпоративных финансов, собственных средств предпринимателей
(населения).
     Исходя из стоящих проблем определены основные направления и этапы
развития социальной инфраструктуры в рамках реализации Стратегии.
     Первый   этап   -  2010  -  2012  годы.  В  этот  период  органам
государственной власти будет необходимо, не снижая достигнутых объемов
капиталовложений   в  социальный  сектор  регионов  Сибири,  завершить
формирование   нормативных   правовых   основ  регулирования  развития
социальной  инфраструктуры  как  на федеральном, так и на региональном
уровне,  сформировать  на  основе прогноза размещения производительных
сил  стандарты,  нормы  и нормативы развития социальной инфраструктуры
для  жителей  каждого  из  трех  широтных  поясов  развития  Сибири  и
запустить   механизм   регионального   нормирования  и  проектирования
развития  социальной  инфраструктуры с учетом экономико-географических
особенностей.
     На  втором  этапе  (2013  -  2015  годы)  при  сохранении объемов
инвестиций  в  социальный  сектор  регионов Сибири на среднероссийском
уровне    органам    государственной   власти   и   органам   местного
самоуправления  будет необходимо модернизировать и обеспечить развитие
существующей  социальной  инфраструктуры, исходя из критериев наиболее
полного  удовлетворения  потребностей  населения  и трудовых ресурсов,
привлеченных  на временной (в том числе вахтовой) основе, в социальных
услугах.
     На основе разработанных стандартов, норм и нормативов потребуется
выполнить  необходимые  предпроектные,  проектные  и  иные  работы  по
социальным  объектам, строительство и функционирование которых выведет
социальную инфраструктуру Сибири на качественно новый уровень.
     На  третьем  этапе  (2016  -  2020 годы) необходимо будет выйти в
финансировании   и   реализации   разработанных   проектов  на  темпы,
обеспечивающие  достижение  к  2030  году  социальной  инфраструктурой
регионов   Сибири   уровня,   соответствующего   общепринятым  мировым
стандартам.
     В   Арктическом   и  Северном  поясах  развития  приоритет  будет
отдаваться следующим проектам:
     в  здравоохранении  - развертывание высокотехнологичных мобильных
пунктов   ранней   диагностики,   профилактика   болезней  и  оказание
экстренной  помощи, формирование в поселениях сети офисов врачей общей
практики  и  фельдшерско-акушерских  пунктов, связанных с медицинскими
центрами   высоких   технологий  и  клинико-диагностическими  центрами
средствами  телемедицинских  технологий,  развитие санитарной авиации,
создание   системы   медико-профилактических   мер,   направленных  на
сохранение   и   укрепление  здоровья  работающего  населения  Сибири,
снижение  негативного  влияния  вредных  условий  труда,  формирование
здорового  образа  жизни,  в  том  числе  направленное  на  сокращение
потребления  алкоголя и табака, снижение влияния иных вредных факторов
на здоровье населения и предусматривающее осуществление мероприятий по
пропаганде  здорового  образа  жизни,  мотивирование  граждан к личной
ответственности за свое здоровье;
     в сфере культуры - организация неограниченного доступа через сеть
Интернет  к мировым и отечественным культурным ценностям (библиотечным
фондам,   фонотекам,   фильмотекам   и  т.д.),  создание  условий  для
сохранения    и   поддержки   самобытного   этнокультурного   развития
малочисленных  народов  Севера,  внесших  свой  вклад  в  формирование
уникального гражданского единства и культурного многообразия, духовной
общности  и союза различных народов, разработка новых форм организации
культурно-досуговой    деятельности,    соответствующих    современным
социально-экономическим условиям развития государства;
     в  сфере  образования  -  оптимизация  сети дошкольных и школьных
учебных   заведений,   в   том   числе   средних   общеобразовательных
школ-интернатов   и  начальных  кочевых  школ,  включая  дистанционное
обучение;
     в  сфере  физической  культуры  и  спорта - развитие национальных
видов   спорта   коренных   малочисленных   народов  Севера,  открытие
тренажерных  и спортивных залов в вахтовых поселках и административных
центрах муниципальных образований.
     В   Южном   поясе   развития   приоритетами  развития  социальной
инфраструктуры в 2010 - 2020 годах будут:
     в    медицинской    промышленности    -   развитие   производства
конкурентоспособных  медицинских изделий и предприятий, осуществляющих
техническое обслуживание медицинской техники;
     в  здравоохранении  -  дооснащение  сети  кабинетов  врачей общей
практики,   фельдшерско-акушерских  пунктов,  поликлиник,  медицинских
стационаров   и   дневных   стационаров   средствами   телемедицинских
технологий,  медицинской  аппаратурой  для  проведения  основных видов
диагностики   в   малых   населенных  пунктах,  а  также  концентрация
дорогостоящей  диагностики  и  стационарной  помощи  в  региональных и
межрегиональных   клинико-диагностических  центрах  и  многопрофильных
региональных   больницах,   развитие   (с   использованием  механизмов
государственно-частного    партнерства)    на   базе   функционирующих
санаториев  и  профилакториев  современных  центров  восстановительной
медицины,  создание  системы медико-профилактических мер, направленных
на  сохранение  и  укрепление здоровья работающего населения Сибири, а
также  мер,  направленных  на профилактику и совершенствование системы
противодействия  распространению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и
C  среди  целевых  (дифференцированных)  групп  населения, в том числе
среди  школьников,  молодежи  и  наиболее  уязвимых  групп  населения,
формирование  здорового  образа  жизни,  в  том  числе направленное на
сокращение  потребления  алкоголя  и  табака,  снижение  влияния  иных
вредных   факторов   на   здоровье   населения   и   предусматривающее
осуществление   мероприятий  по  пропаганде  здорового  образа  жизни,
мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье;
     в  сфере  культуры - строительство центров национальных культур и
многоступенчатых   образовательных   комплексов  в  сфере  культуры  и
искусства,    модернизация   клубов   и   домов   культуры,   создание
многофункциональных  культурно-досуговых  центров,  развитие  на  базе
региональных  и  муниципальных  библиотек  центров правовой, деловой и
социальной  информации,  организация  многофункциональных  передвижных
центров   социальных  услуг,  развитие  сети  тематических  социальных
учреждений  (интернет-кафе,  ретрокафе,  детские  кафе, художественные
галереи,  дискуссионные  клубы  и  т.д.), оказание мер государственной
поддержки   деятельности  национально-культурных  этнических  центров,
организаций,  осуществляющих проведение общеобразовательных семинаров,
выставок,  организующих  концертную  деятельность,  проведение лекций,
встреч и презентаций;
     в   сфере   образования  -  формирование  многоуровневой  системы
дошкольного образования (детские сады, включая малокомплектные, группы
краткосрочного   пребывания   детей,   детские   сады-школы,  семейные
ясли-сады  и  т.д.),  сохранение и модернизация малокомплектных школ и
школ-интернатов  в  сельских  поселениях, дооснащение школ необходимым
оборудованием    для   развития   профильного   обучения,   построения
индивидуальных    образовательных    программ   учащихся,   проведения
спортивной,   кружковой   работы,  досуговых  мероприятий,  интеграция
учреждений   начального,   среднего  профессионального  образования  и
переподготовки  кадров  в многофункциональные центры профессионального
обучения,  включая дистанционные формы обучения, работающие по заявкам
и под протекторатом региональных и муниципальных союзов работодателей,
завершение формирования инновационных образовательных комплексов в гг.
Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Омске, Томске и Кемерове;
     в  сфере  физкультуры и спорта - формирование комплексной системы
инфраструктуры спорта высших достижений, обеспечение массового занятия
физкультурой и спортом населения и в первую очередь детей и молодежи;
     в  области  развития  коммунальной  инфраструктуры - модернизация
существующих  и  строительство  новых линий электропередачи, тепловых,
газовых и водопроводных систем на основе энергосберегающих технологий,
обеспечивающих   сокращение   эксплуатационных   расходов,   повышение
надежности   и   качества   коммунальных  услуг,  дальнейшее  развитие
нецентрализованных  систем  газо-,  водо-,  тепло- и электроснабжения,
обеспечивающих  максимальную  энергоэффективность, внедрение систем по
утилизации   бытовых   отходов   с  максимальным  извлечением  из  них
вторичного сырья.
     Инвестиционные      проекты      модернизации,      строительства
энергоэффективных   коммунальных   объектов,  обеспечивающие  интересы
государства, регионов, муниципалитетов, бизнеса и финансового сектора,
будут    финансироваться    на    принципах    государственно-частного
партнерства.
     Во   всех   сферах  развития  социальной  инфраструктуры  органам
государственной  власти  и  органам местного самоуправления необходимо
поощрять участие малого и среднего предпринимательства.
     Развитию    социальной    инфраструктуры   будет   способствовать
реализация   инвестиционных   проектов   в   сферах   здравоохранения,
образования,   культуры   и   др.  Среди  таких  проектов  -  создание
федерального   центра  сердечно-сосудистой  хирургии  и  реконструкция
Краевого  онкологического  диспансера  им.  А.И.  Крыжановского  в  г.
Красноярске,    развитие    федерального    центра   нейрохирургии   в
Новосибирской    области,    строительство   детской   республиканской
клинической  больницы  в  г.  Улан-Удэ,  реконструкция Республиканской
клинической  больницы  им. Н.А. Семашко в Республике Бурятия, развитие
Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г.
Барнауле, развитие Сибирского федерального университета в Красноярском
крае,  реконструкция  Республиканской  гимназии  им. В.К. Плакаса в г.
Горно-Алтайске,      реконструкция     Бурятского     государственного
академического   театра  оперы  и  балета  и  Национальной  библиотеки
Республики  Бурятия  для  размещения  филиала Президентской библиотеки
имени Б.Н. Ельцина в Республике Бурятия.

                   Формирование молодежной политики

     Одним  из  важнейших факторов социально-демографического развития
станет формирование эффективной молодежной политики.
     В  связи  с  этим  при формировании долгосрочных, среднесрочных и
текущих   годовых   планов   и   программ   по   реализации  Стратегии
целесообразно предусматривать специальные разделы, посвященные участию
в них молодежи.
     В    рамках    государственной    молодежной    политики   помимо
общероссийских  направлений поддержки молодежи должны быть реализованы
следующие мероприятия на территории Сибири:
     формирование   инфраструктуры   и   механизмов   межрегиональной,
межведомственной координации и общественно-государственного управления
молодежной политикой в Сибирском федеральном округе;
     подготовка   и  систематическое  повышение  квалификации  молодых
специалистов для отраслей (или сфер), ориентированных на инновационное
социально-экономическое развитие Сибири;
     повышение    образовательной   и   трудовой   межрегиональной   и
внутрирегиональной мобильности молодежи;
     формирование   механизмов  передачи  молодежным  профессиональным
командам   "зон   ответственности"  в  процессе  реализации  отдельных
проектов и направлений Стратегии.

                    Оптимизация системы расселения

     Ключевым   направлением  оптимизации  системы  расселения  станет
формирование опорной структуры поселений и их развитие.
     Для  районов  Арктического  и Северного поясов развития основными
приоритетами оптимизации системы расселения в 2010 - 2020 годах будут:
     восстановление  в  опорных поселениях (Норильск, Дудинка, Диксон,
Хатанга,  населенных пунктах вдоль трассы БАМа, рек Енисей, Обь, Лена,
Нижняя  Тунгуска  и  Хатанга, Енисейского залива, побережья и островов
Карского моря и моря Лаптевых) численности трудоспособного населения и
вахтовиков,  достаточной  для  надежного  обеспечения функционирования
БАМа,  Северного  морского  пути  и создания баз освоения Арктического
пояса развития;
     формирование   в   опорных   поселениях   современной  социальной
инфраструктуры,  структур технического и технологического обслуживания
и  сопровождения  современных  средств  навигации,  связи,  логистики,
управления  и  сервиса  для  Северного морского пути, оборудования для
геологоразведки,   добычи,   переработки  и  транспортировки  полезных
ископаемых;
     превращение опорных поселений в центры управления инфраструктурой
межмуниципального   значения   и   многофункциональные   культурные  и
образовательные  центры,  в том числе в центры национальной культуры и
образования коренных малочисленных народов Севера.
     В   целях   выравнивания   пространственных   и   демографических
дисбалансов,  сохранения  и  развития  сибирских  сел, расположенных в
отдалении  от  административных  центров  и дорожной инфраструктуры, в
2010  -  2020  годах  в  Сибири  за  счет  средств  бюджетов субъектов
Российской  Федерации  и местных бюджетов и при организационной помощи
федерального  центра  необходимо  реализовать ряд пилотных проектов по
строительству   поселений  нового  типа.  Основными  отличиями  данных
поселений   будут:   автономное   жизнеобеспечение,   построенное   на
возобновляемых  источниках  энергии  и  энергосберегающих технологиях,
социальная  самодостаточность,  наличие информационно-коммуникационных
средств   связи,   применение   передовых   архитектурно-планировочных
решений,  экологически  чистых  строительных материалов и экологически
чистых средств утилизации отходов.
     Основными формами пространственной организации системы расселения
Арктического и Северного поясов развития в 2010 - 2020 годах будут:
     городские  и  сельские  поселения  как системообразующие элементы
хозяйственного   и   культурного  освоения  территории  и  обеспечения
коренных   малочисленных   народов   Севера  необходимыми  социальными
услугами;
     локальные   системы   расселения   в   зонах   нового   освоения,
функционирующие по вахтовому принципу;
     места традиционного проживания и регулярного присутствия коренных
малочисленных  народов  Севера  в  районах  традиционной хозяйственной
деятельности  (поселения,  имеющие  непостоянный  состав  населения, -
стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов).
     Для   районов   Южного   пояса  развития  основными  приоритетами
оптимизации системы расселения в 2010 - 2020 годах будут:
     превращение   городских   округов   -   административных  центров
субъектов  Российской Федерации в Сибири и тяготеющих к ним населенных
пунктов   в   агломерации   с   интенсивно   заселенными  пригородами,
обеспечивающие    в    совокупности    формирование    цепи    крупных
урбанизированных  систем  -  промышленных,  научных, образовательных и
культурных центров опорной структуры поселений на юго-востоке России;
     сохранение и развитие сельских поселений, обеспечивающих, с одной
стороны,  формирование  равномерной  пространственно-сетевой структуры
системы сельского расселения, а с другой стороны, возможность наиболее
полного  использования  одного  из  основных природных ресурсов Южного
пояса  развития  -  комфортной  для  постоянного проживания и развития
сельскохозяйственного производства территории;
     диверсификация   производственной   специализации  моногородов  и
моноотраслевых  городских  и  сельских поселений за счет развития сети
предприятий по производству продукции и услуг;
     диверсификация   профессиональной  ориентации  трудовых  ресурсов
городских  и  сельских  поселений и сглаживание сезонных характеристик
рынков  труда  за  счет  подготовки  кадров вахтовых смен для работы в
Арктическом и Северном поясах развития;
     формирование  сети  поселений,  способных  принять на себя в силу
имеющихся  природно-климатических  и  рекреационных  ресурсов  функции
бальнеологических и спортивно-оздоровительных центров;
     формирование    и    обеспечение   устойчивого   функционирования
инфраструктуры      (транспортной,     информационно-коммуникационной,
энергетической,  инженерной  и  т.д.) федерального, межрегионального и
муниципального значения.
     Основными формами пространственной организации системы расселения
Южного пояса развития в 2010 - 2020 годах будут:
     городские  округа и городские агломерации - крупные промышленные,
научные,   образовательные   и  культурные  центры  опорной  структуры
поселений;
     городские  поселения - промышленные, образовательные и культурные
центры второго эшелона опорной структуры поселений;
     сельские   поселения   -   основные  элементы  опорной  структуры
поселений.
     Основными   критериями   результативности   оптимизации   системы
расселения   будут   являться  показатели  роста  населения  сибирских
регионов и обеспечения экономики и социальной сферы квалифицированными
трудовыми ресурсами.

          VI. Внешнеэкономическая деятельность и перспективы
      международного транзитного транспортного потенциала Сибири

     В  предкризисный период масштабы внешней торговли регионов Сибири
увеличились,  сформировалось  основное ядро ее участников, расширилась
номенклатура   товаров.   Продукция   регионов   Сибири   была  широко
представлена   во   всех  секторах  мирового  рынка  и  всех  товарных
сегментах.    Экспорт   нефти,   нефтепродуктов,   угля   и   металлов
осуществлялся    преимущественно    в   страны   Европейского   союза,
Азиатско-Тихоокеанского  региона и государства - участники Содружества
Независимых   Государств.   Продукция   машиностроения  шла  в  страны
Содружества  Независимых Государств и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Круглый  лес экспортировался в страны Азиатско-Тихоокеанского региона,
целлюлозно-бумажные  изделия  вывозились  на  рынки  всех континентов.
Региональный   импорт   был   ориентирован   в   основном  на  решение
производственных  и  инвестиционных  задач  и  в  меньшей степени - на
внутреннее бытовое потребление.
     Географическая   структура   внешней   торговли  регионов  Сибири
претерпит   существенные  изменения,  связанные  в  первую  очередь  с
частичной  переориентацией экспорта и импорта со стран Западной Европы
в   пользу  быстро  растущих  экономик  стран  Азиатско-Тихоокеанского
региона.  Доля Западной Европы в экспорте значительно сократится, в то
время  как доля стран - участников Содружества Независимых Государств,
стран  Азии,  Океании,  Центральной  и Восточной Европы вырастет. Доли
остальных   мировых   регионов   в   импорте   останутся   практически
неизменными.
     Ключевыми   направлениями  политики  совершенствования  структуры
внешнеэкономической   специализации   регионов  Сибири  и  преодоления
сырьевой  ориентации  экспорта на период реализации Стратегии являются
следующие:
     во-первых,  использование мер промышленной политики для повышения
степени  переработки сырья и перехода к производству товаров с высокой
долей   добавленной   стоимости.   Анализ   показывает,  что  наиболее
перспективными    направлениями   диверсификации   экспорта   являются
производство    пластических    масс    и    изделий    из   пластика,
целлюлозно-бумажная  продукция  и  фанера,  мебель,  изделия из черных
металлов   (включая   трубы   и   сложные  металлические  структуры  -
мостоконструкции,  шлюзовое  оборудование),  продукция основной химии.
При  этом для стимулирования развития обрабатывающих производств будут
использоваться не ограничения на экспорт сырьевой продукции, а меры по
поддержке    компаний    обрабатывающего    сектора   через   развитие
производственной,   транспортной   и   информационной  инфраструктуры,
расширение  доступа к кредитным ресурсам, противодействие некорректным
практикам  зарубежных конкурентов. Приоритетное внимание будет уделено
привлечению в обрабатывающие отрасли промышленности прямых иностранных
инвестиций,  которые  в настоящее время ориентируются в первую очередь
на сырьевые и сервисные производства;
     во-вторых,  содействие  внедрению  высокотехнологических  методов
добычи и транспортировки природных ресурсов. Повышение технологической
сложности экспорта может быть обеспечено не только путем изменения его
структуры   в  пользу  высокотехнологической  продукции,  но  и  путем
внедрения  современных  высокоэффективных  методов  работы  в сырьевых
отраслях,  связанных  с  осуществлением инвестиционных проектов (в том
числе      в      нефтегазовом     комплексе)     с     использованием
высококвалифицированных  кадров на стадии разработки и внедрения новых
технологий.  Соответствующим проектам ввиду их высокой капиталоемкости
и   длительных   сроков   окупаемости  будет  оказываться  необходимая
поддержка,  направленная  в  первую  очередь  на обеспечение доступа к
кредитным   ресурсам   и   стабильности   условий  налогообложения  на
протяжении всего срока реализации проектов;
     в-третьих,    создание    инфраструктуры    экспорта   в   страны
Азиатско-Тихоокеанского  региона,  быстрый  экономический рост которых
делает их важным источником спроса на производимую в Сибири продукцию,
что  при  благоприятных  условиях  может  внести  значительный вклад в
повышение темпов экономического роста. Важным препятствием в настоящее
время  выступает неразвитость транспортной инфраструктуры, связывающей
Сибирь  с  рынками  стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Современная
инфраструктура  внешнеэкономической  деятельности предполагает наличие
логистических  терминалов  класса  А,  В,  развитой  сети  современных
торговых  предприятий, оказание услуг железнодорожного, авиационного и
водного транспорта на мировом уровне (включая контейнерные терминалы),
наличие  системы  современных дорог, гостиниц, выставочных комплексов,
применение высоких технологий таможенного и пограничного обслуживания,
мировой   уровень   связи   и   банковских   услуг.  В  связи  с  этим
предусматривается государственная поддержка инвестиций (в том числе на
условиях     государственно-частного     партнерства)    в    развитие
соответствующих  инфраструктурных  мощностей.  Будет  также обеспечена
диверсификация   транспортных  направлений  экспорта,  чтобы  избежать
зависимости экспортных поставок от какого-либо одного направления.
     В  рамках обеспечения лидерства России в интеграционных процессах
на  евразийском  пространстве  для регионов Сибири стратегически важно
своевременное  участие  в  становлении экономического взаимодействия в
Центральной  Азии  -  макрорегионе,  объединяющем страны Средней Азии,
Казахстан,  Западную  Монголию  и  Западный Китай. Требуется не только
усилить   региональное   участие   в   работе  Шанхайской  организации
сотрудничества,  но  и  выстраивать  свою  систему  отношений с каждой
страной.
     Основными  целевыми индикаторами к началу 2021 года (по отношению
к   2007   году)  внешнеэкономической  деятельности  регионов  Сибири,
которыми  должны  руководствоваться  органы государственной власти при
регулировании   внешнеэкономической   деятельности   регионов  Сибири,
являются:
     увеличение  экспорта  в  2,4  -  2,6  раза,  в том числе экспорта
машиностроительной продукции в 4,1 - 4,5 раза;
     увеличение  импорта  в  3,6  -  3,8  раза,  в  том  числе товаров
народного  потребления  и  продуктов  питания не более чем в 1,2 - 1,3
раза;
     увеличение товарооборота в 2,7 - 3 раза;
     увеличение положительного сальдо в 1,6 - 1,8 раза.
     Основные индикаторы приведены в приложении N 3.
     Доля  экспорта  в  валовом  региональном продукте Сибири до конца
рассматриваемого  периода за счет приоритетного расширения внутреннего
рынка   и   общего  экономического  роста  экономики  регионов  Сибири
понизится до уровня 30 - 32 процентов.
     К  2020 году экспорт услуг достигнет в общем объеме экспорта 13 -
15 процентов и выйдет на объемы в 15 - 17,5 млрд. долларов США. Из них
на  транспортные услуги будет приходиться 40 - 45 процентов, на услуги
образования и медицины по 8 - 10 процентов, на туризм и рекреацию - 25
- 30 процентов, на науку и технологии - 16 - 20 процентов.
     Накопленные  иностранные  инвестиции  к  2020  году  в  Сибирском
федеральном  округе  превысят  сумму, эквивалентную 150 млрд. долларов
США.  Из  них 35 процентов будут аккумулированы в строительство дорог,
дорожной инфраструктуры, 30 процентов - в промышленность, 10 процентов
- в развитие приграничных территорий, остальные - в сферу услуг.
     В  рамках  развития транзитного потенциала регионов Сибири особое
внимание  будет  уделено  реализации ряда транспортных проектов, среди
которых:
     превращение   Транссиба   в  международный  транспортный  коридор
"Транссиб-TS"   (скоростной  с  транзитным  потенциалом  международных
контейнерных   перевозок   по   линии   "Европа  -  Азия")  путем  его
модернизации   и   реконструкции   и  создания  логистических  центров
международного  класса. В совокупности с автомобильными магистралями и
воздушными   коридорами   это   составит  единый  южный  международный
транспортный  коридор,  подготовит  Транссиб  к соединению с железными
дорогами  Корейского  полуострова  и  позволит в дальнейшем обеспечить
прохождение  части контейнерного потока без дополнительных перевалок в
морских  портах.  В  совокупности  данный  проект  существенно ускорит
процесс перемещения грузов и обеспечит конкурентоспособность Транссиба
на   рынке  международных  перевозок.  Время  доставки  грузов  от  г.
Владивостока  до  г.  Бреста  составит  не более 10 суток, а провозная
способность - до 120 - 130 млн. тонн в год;
     строительство   Северо-Российской   Евразийской   железнодорожной
магистрали.  Проект  не  только  создаст  инфраструктурные предпосылки
освоения  богатых природных ресурсов северных территорий европейской и
азиатской частей страны, что позволит повысить транспортную и сырьевую
безопасность  страны,  но  и  обеспечит  высвобождение  Транссиба  для
экспортных  перевозок.  Северо-Российская  Евразийская железнодорожная
магистраль  будет  включать  БАМ,  а  также намеченную к строительству
Северо-Сибирскую  железнодорожную  магистраль и проектируемую железную
дорогу "Баренцкомур" - от порта Ванино до Индиги;
     развитие  Арктического транспортного коридора на базе возрождения
и  модернизации  Северного  морского  пути  (как  части  международной
межокеанической   магистрали   "Северо-Восточный  проход").  В  рамках
данного   инвестиционного   проекта   должны   быть   восстановлены  и
модернизированы  ранее  действующие  ключевые  порты: Диксон, Хатанга,
Тикси,   Певек,  а  также  при  необходимости  созданы  новые  морские
терминалы, модернизирован и укреплен ледокольный флот.
     В    целях    обеспечения    безусловной   реализации   Концепции
долгосрочного  социально-экономического  развития Российской Федерации
на  период  до  2020  года  необходимо  обеспечить  к  концу 2020 года
ежегодный  объем  перевозок в объеме не менее 8 - 10 млн. тонн. Из них
не менее 35 - 40 процентов должны составлять экспортные товары.
     Оптимальные  этапы  развития Северного морского пути: 2010 - 2015
годы  -  западный  участок Северного морского пути, 2016 - 2020 годы -
восточный  участок  Северного  морского  пути.  Задержка  с  развитием
Северного морского пути и созданием его береговой инфраструктуры может
повлечь  за собой не только экономические потери, но и утрату контроля
над   огромной  частью  российских  арктических  пространств,  что  не
поддается количественной оценке;
     формирование  и развитие в 2010 - 2020 годах транспортной системы
"Енисей  -  Северный  морской  путь": Красноярск, Лесосибирск, Игарка,
Дудинка,    Диксон.    Для   организации   новых   выходов   продукции
континентальных  районов Сибири через Северный морской путь на мировые
рынки  необходимо восстановить интенсивность движения по р. Енисей (до
3  млн.  тонн)  с последующей перевалкой на морские суда для Северного
морского пути;
     организация  кроссполярного  воздушного моста "Северная Америка -
Северный  полюс  -  Азия".  В  границах  территории  Сибири необходимо
создать  в  2010  -  2020 годах две трассы: первая - по линии Диксон -
Норильск  - Туруханск - Енисейск - Кемерово, вторая - по линии Хатанга
-  Тура  - Кежма - Братск - Иркутск - Улан-Удэ. Это потребует создания
на  территории Сибири запасных аэродромов (Хатанга, Игарка, Енисейск),
а  также  аэродромов  международного уровня для возможной дозагрузки и
дозаправки  (Красноярск, Омск, Новосибирск, Кемерово, Братск, Иркутск,
Улан-Удэ).  К  2020  году  необходимо довести интенсивность полетов по
кроссполярному воздушному мосту до 2,5 - 3 тыс. единиц в год;
     формирование   третьей   широтной   транспортной   магистрали   -
"Полярная". Первоочередным участком этой магистрали (2015 - 2020 годы)
следует  считать  участок  Норильск  -  Игарка  - Уренгой - Салехард с
дальнейшим  переходом  на  левый  берег  р.  Оби  в  г. Лабытнанги. По
завершении   создания  транспортной  магистрали  "Полярная"  сибирские
предприятия  цветной  металлургии  и  лесопереработки  получат  прямой
железнодорожный   выход   к  центрам  международного  спроса  на  свою
продукцию;
     создание  эффективной  железнодорожной  логистической  системы. В
2010   -   2013   годах   необходимо  ввести  в  эксплуатацию  объекты
логистической  инфраструктуры  в  следующих  сибирских  городах: Омск,
Новосибирск,  Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Забайкальск, Улан-Удэ,
способных  не  только своевременно и без задержек обработать грузы для
внутренних  потребностей  экономики  России, но и обеспечить обработку
экспортных   и  импортных  грузов  в  сроки  и  с  качеством,  которые
соответствуют международным стандартам.
     Сеть  широтных  транспортных  железнодорожных  магистралей  будет
дополняться    системой   реконструированных   и   вновь   построенных
меридиональных  железнодорожных  путей  (Нарын  - Лугокан, Карымская -
Забайкальск,  Улан-Удэ  -  Наушки  ("Южный ход"), Кызыл - Курагино), а
также  широтных  и  меридиональных  автомагистралей.  В первую очередь
должна  быть  закончена  реконструкция сибирского фрагмента автодороги
Москва - Хабаровск - Владивосток, Чуйского тракта, автомобильных дорог
Чита - Забайкальск, Култук - Монды, Улан-Удэ ("Байкал") - Кяхта и др.
     Указанные    широтные    и   меридиональные   железнодорожные   и
автомобильные магистрали сформируют опорную транспортную сеть страны в
Сибирском  федеральном округе, которая вкупе с системой меридиональных
речных магистралей (Обь-Иртышская и Лено-Якутская речные магистрали, а
также  Енисей  -  Северный  морской путь (река - море)) будут способны
обеспечить конкурентоспособность сибирских предприятий на рынках стран
Азиатско-Тихоокеанского региона на всю первую половину XXI века.

                 VII. Механизмы реализации Стратегии

     Условием  успешной  реализации  Стратегии  является  комплексное,
системное  и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества
на принципах государственно-частного партнерства в реализации ключевых
инвестиционных проектов.
     Достижению  целей  и  приоритетов  Стратегии будет способствовать
прежде  всего реализация проектов зон опережающего развития: городских
агломераций, территориально-производственных и туристско-рекреационных
комплексов   и   обеспечивающей   их  транспортной,  энергетической  и
социальной инфраструктуры.
     Основными  механизмами  реализации Стратегии являются федеральные
целевые  программы,  региональные  и  муниципальные программы, а также
программы  крупных  компаний,  направленные  на  комплексное  развитие
территории Сибири.
     Механизмом   реализации   Стратегии   также  является  реализация
крупнейших  инвестиционных  проектов,  в  том  числе  с использованием
средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
     При  этом  инвестиционные  проекты  и  мероприятия,  отраженные в
Стратегии,   не   являются   источником  возникновения  дополнительных
расходных   обязательств   федерального   бюджета,   они  должны  быть
ориентиром  для  реализуемых  на  территории  Сибирского  федерального
округа  государственных  программ,  инвестиционных  программ субъектов
естественных   монополий  федерального  значения  на  среднесрочную  и
долгосрочную перспективу.
     Значимым   механизмом  реализации  Стратегии  является  модельное
управление,    особенно    по    отношению   к   малому   и   среднему
предпринимательству, жилищной политике и рынку труда.
     Действенными  мерами  реализации  Стратегии станет создание зон с
особыми  условиями  ведения  хозяйственной  деятельности, включая зоны
территориального развития, особые экономические зоны, а также развитие
территориально-производственных        комплексов,        технопарков,
бизнес-инкубаторов и т.д.
     Важнейшим   механизмом   реализации   Стратегии   является   план
мероприятий по ее реализации.


                                                        Приложение N 1

                                  к Стратегии социально-экономического
                                          развития Сибири до 2020 года

                               ДИНАМИКА
      ОСНОВНЫХ ИНДИКАТОРОВ РАЗВИТИЯ СИБИРИ ПО БАЗОВОМУ СЦЕНАРИЮ

                                                   (в ценах 2008 года)
----------------------------------------------------------------------------
|                                |2008 год | 2010 год  |2015 год |2020 год |
|--------------------------------|---------|-----------|---------|---------|
| Душевой валовой региональный   |  190,6  |   187,3   |  241,9  |   297   |
| продукт,                       |         |           |         |         |
| тыс. рублей на человека        |         |           |         |         |
|--------------------------------|---------|-----------|---------|---------|
| Удельные инвестиции,           |  45,8   |   41,4    |  69,9   |  103,5  |
| тыс. рублей на человека        |         |           |         |         |
|--------------------------------|---------|-----------|---------|---------|
| Доля инвестиций в ВРП,         |   24    |   22,1    |  28,9   |  34,9   |
| копеек на рубль                |         |           |         |         |
|--------------------------------|---------|-----------|---------|---------|
| Производительность труда,      |  410,4  |   402,1   |  555,1  |  738,2  |
| тыс. рублей на человека        |         |           |         |         |
|--------------------------------|---------|-----------|---------|---------|
| Средняя зарплата,              |  15,4   |   16,3    |  21,5   |  27,7   |
| тыс. рублей на человека        |         |           |         |         |
----------------------------------------------------------------------------

     
                                                        Приложение N 2

                                  к Стратегии социально-экономического
                                          развития Сибири до 2020 года
     
                          ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
                РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СИБИРИ
     
----------------------------------------------------------------------------
|        Показатели       |2008 год |2010 год|2011 год |2015 год |2020 год |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Численность персонала,  |  53956  | 55100  |  57300  |  59000  |  61000  |
| занятого                |         |        |         |         |         |
| исследованиями и        |         |        |         |         |         |
| разработками, человек   |         |        |         |         |         |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Доля молодых ученых до  |   12    |   14   |   15    |   22    |   27    |
| 39 лет, процентов от    |         |        |         |         |         |
| общего количества       |         |        |         |         |         |
| ученых                  |         |        |         |         |         |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Число международных     |   12    |   13   |   13    |   15    | 20 - 23 |
| исследовательских       |         |        |         |         |         |
| центров на территории   |         |        |         |         |         |
| Сибири, единиц          |         |        |         |         |         |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Доля научных журналов   |    2    |   2    |    2    |    5    |    7    |
| с международным         |         |        |         |         |         |
| рейтингом, процентов    |         |        |         |         |         |
| от общего числа         |         |        |         |         |         |
| аналогичных журналов в  |         |        |         |         |         |
| Российской Федерации    |         |        |         |         |         |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Количество патентов на  |  2163   |  2500  |  2700   |  3600   |  4200   |
| изобретения, штук       |         |        |         |         |         |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Количество созданных    |   93    |  115   |   138   |   200   |   340   |
| передовых               |         |        |         |         |         |
| производственных        |         |        |         |         |         |
| технологий              |         |        |         |         |         |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Внешнеторговый оборот   |   5,7   |   7    |   8,3   |    9    |   12    |
| (экспорт и импорт       |         |        |         |         |         |
| технологий и услуг      |         |        |         |         |         |
| технического            |         |        |         |         |         |
| характера), процентов   |         |        |         |         |         |
| от показателя по        |         |        |         |         |         |
| Российской Федерации    |         |        |         |         |         |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Удельный вес научно-    |   58    |   62   |   75    |   90    |   100   |
| исследовательских       |         |        |         |         |         |
| организаций и вузов,    |         |        |         |         |         |
| имеющих доступ к сети   |         |        |         |         |         |
| Интернет по выделенным  |         |        |         |         |         |
| каналам связи,          |         |        |         |         |         |
| процентов от общего     |         |        |         |         |         |
| количества научно-      |         |        |         |         |         |
| исследовательских       |         |        |         |         |         |
| организаций и вузов     |         |        |         |         |         |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Удельный вес            |   7,7   | 9 - 10 |   11    | 12 - 15 | 20 - 25 |
| организаций,            |         |        |         |         |         |
| осуществляющих          |         |        |         |         |         |
| технологические         |         |        |         |         |         |
| инновации, процентов    |         |        |         |         |         |
| от общего количества    |         |        |         |         |         |
| организаций             |         |        |         |         |         |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Численность студентов   |   488   |  490   |   494   |   496   |   520   |
| на 10 тыс. населения    |         |        |         |         |         |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Индекс развития         |  0,745  | 0,758  |  0,76   |  0,781  |  0,885  |
| человеческого           |         |        |         |         |         |
| потенциала              |         |        |         |         |         |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Доля инновационной      |   2,1   | 3 - 4  |    5    |    8    | 10 - 15 |
| продукции в общем       |         |        |         |         |         |
| объеме отгруженных      |         |        |         |         |         |
| товаров и оказанных     |         |        |         |         |         |
| услуг, процентов        |         |        |         |         |         |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Доля затрат на НИОКР в  | менее 1 |   1    |   1,5   |    2    |  2 - 4  |
| общем объеме            |         |        |         |         |         |
| отгруженной продукции   |         |        |         |         |         |
| промышленности,         |         |        |         |         |         |
| процентов               |         |        |         |         |         |
|-------------------------|---------|--------|---------|---------|---------|
| Доля                    |  2 - 5  | 7 - 8  |    9    | 10 - 13 | 14 - 17 |
| высокотехнологичного    |         |        |         |         |         |
| сектора в валовом       |         |        |         |         |         |
| региональном продукте,  |         |        |         |         |         |
| процентов               |         |        |         |         |         |
----------------------------------------------------------------------------

     
                                                        Приложение N 3

                                  к Стратегии социально-экономического
                                          развития Сибири до 2020 года
     
                     ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
              ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИБИРИ
     
                               (млрд. долларов США, в ценах 2007 года)
----------------------------------------------------------------------------
|           |  Экспорт  |  Импорт   | Товарооборот |  Сальдо   | Экспорт/  |
|           |           |           |              |           |  импорт   |
|-----------|-----------|-----------|--------------|-----------|-----------|
|  2007 год |    43     |   16,5    |     59,5     |   26,5    |    2,6    |
|-----------|-----------|-----------|--------------|-----------|-----------|
|  2010 год |    30     |     8     |      38      |    22     |     3     |
|-----------|-----------|-----------|--------------|-----------|-----------|
|  2012 год |  43 - 45  |  16 - 17  |   59 - 62    |  27 - 28  | 2,7 - 2,6 |
|-----------|-----------|-----------|--------------|-----------|-----------|
|  2015 год |  65 - 68  |  24 - 27  |   89 - 95    |    41     | 2,7 - 2,5 |
|-----------|-----------|-----------|--------------|-----------|-----------|
|  2020 год | 105 - 110 |  60 - 63  |  165 - 173   |  45 - 47  |    1,7    |
----------------------------------------------------------------------------

Страницы: 1  2  3  


Оглавление