Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АУДИТОРАХ ПО МКУБ" ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ 18 июля 2000 г. N 202 (Д) В соответствии с Приказом Госкомрыболовства России от 27 марта 2000 г. N 95 разработано "Положение об аудиторах по МКУБ". В целях обеспечения безопасности мореплавания, дальнейшего упорядочения сертификации рыбопромысловых компаний на соответствие требованиям МКУБ приказываю: 1. Утвердить прилагаемое "Положение об аудиторах по МКУБ". 2. Ввести в действие "Положение об аудиторах по МКУБ" с 15 августа 2000 года. 3. Управлению мореплавания, развития флота и портов (Соколову В.В.) организовать издание "Положения об аудиторах по МКУБ" в объемах, необходимых для обеспечения на платной основе всех рыбопромысловых компаний (срок до 15 сентября 2000 года). 4. Начальникам государственных администраций, капитанам морских рыбных портов: - настоящий Приказ довести до сведения всех судовладельцев, зарегистрированных в морских рыбных портах; - провести необходимые организационно - технические мероприятия по внедрению данного Положения; - определить необходимое количество экземпляров "Положения об аудиторах по МКУБ". 4. Контроль за выполнением данного Приказа возложить на Управление мореплавания, развития флота и портов (Соколова В.В.). Председатель Комитета Ю.П.СИНЕЛЬНИК Утверждено Приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 18 июля 2000 г. N 202 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АУДИТОРАХ ПО МКУБ 1. Область применения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок подбора, подготовки и установления полномочий внешних аудиторов по МКУБ, далее по тексту - аудиторов по МКУБ, а также включает руководство для аудитора по МКУБ, содержащее концептуальный комментарий глав и параграфов Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. 1.2. Положение распространяется на процесс подбора, подготовки и установления полномочий аудиторов по МКУБ рыбопромысловой отрасли, привлекаемых к проведению освидетельствований рыбопромысловых компаний и судов на соответствие требованиям главы IX СОЛАС-74 (Резолюция А.741(18)). 1.3. Положение разработано в развитие Приказов Госкомрыболовства РФ N 300 от 21 октября 1999 года и N 95 от 27 марта 2000 года. 1.4. Учтенные экземпляры Положения имеют: - заместитель начальника Управления мореплавания, развития флота и портов Госкомрыболовства РФ; - начальник отдела мореплавания Управления мореплавания, развития флота и портов Госкомрыболовства РФ; - начальники государственных администраций морских рыбных портов (ГАМРП); - начальник отраслевого центра подготовки по МКУБ. 1.5. Список учтенных экземпляров Положения ведется Управлением мореплавания, развития флота и портов Госкомрыболовства РФ. 1.6. Корректуры вносятся по результатам применения Положения в Госкомрыболовстве РФ или при изменении требований нормативных документов, на основании которых разработано Положение. 2. Нормативные ссылки 2.1. При разработке Положения учтены требования следующих нормативных документов: - Кодекс Торгового Мореплавания Российской Федерации. Москва, 1999; - государственные нормативные акты по учреждению государственных администраций морских рыбных портов. Постановление Правительства Российской Федерации N 487 от 6 мая 1994 г.; - Приказ N 300 от 21 октября 1999 г. Госкомрыболовства РФ "О введении "Типового положения по управлению безопасностью для рыбопромысловых компаний"; - Приказ N 95 от 27 марта 2000 года Госкомрыболовства РФ "О проведении подготовительных организационно - технических мероприятий, направленных на признание отраслевой системы управления безопасностью рыбопромысловых судов Международной морской организацией"; - Типовое положение по управлению безопасностью для рыбопромысловых компаний. Госкомрыболовство РФ, 1999; - Положение о порядке сертификации рыбопромысловых компаний по МКУБ. Госкомрыболовство РФ, 2000; - Положение об организации подготовки по МКУБ. Госкомрыболовство РФ, 2000. 3. Термины, определения и сокращения 3.1. В Положении используются следующие термины и определения: 3.1.1. Конвенция СОЛАС - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, с учетом протоколов и поправок, принятых ИМО и вступивших в силу. 3.1.2. Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ). Резолюция ИМО А.741(18) от 04.11.1993 - Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. 3.1.3. Администрация - Правительство государства флага судна. Для рыбопромысловых судов под флагом Российской Федерации - Госкомрыболовство РФ. 3.1.4. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству - Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства (ст. 5 и ст. 6 Кодекса торгового мореплавания РФ). 3.1.5. Компания - владелец (собственник) рыболовного судна, или любая другая организация, или лицо, такие, как управляющий или фрахтователь по бербоут - чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от судовладельца и при этом согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возложенные МКУБ. 3.1.6. Система управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (СУБ) - структурированная и документированная система, которая дает возможность персоналу компании эффективно проводить политику компании в области безопасности мореплавания и защиты окружающей среды. 3.1.7. Документ о соответствии (ДСК) - документ, который выдается компании и которым подтверждается соответствие ее СУБ требованиям МКУБ. 3.1.8. Свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ) - документ, который выдается судну и которым подтверждается, что управление эксплуатацией судна соответствует одобренной СУБ компании и требованиям МКУБ. 3.1.9. Сертификация - документально оформленное доказательство того, что достигнута достаточная уверенность в том, что должным образом освидетельствованная СУБ соответствует требованиям МКУБ. 3.1.10. Освидетельствование - систематическая и независимая проверка с целью определения, соответствует ли деятельность, относящаяся к СУБ, и ее результаты запланированным мероприятиям, внедрены ли эти мероприятия эффективно и обеспечивают ли они достижение поставленных целей: 1) первоначальное освидетельствование - первичная полная проверка СУБ компании и/или судов для выявления соответствия СУБ требованиям МКУБ; 2) периодическое освидетельствование - периодическая проверка для подтверждения непрерывного эффективного функционирования СУБ; 3) возобновляющее освидетельствование - полная проверка СУБ компании для выдачи новых ДСК и СвУБ; 4) дополнительное освидетельствование - проверка отдельных элементов СУБ компании; 5) внеочередное освидетельствование - полная проверка СУБ компании проводится по решению администрации в случае тяжелых аварий, при обнаружении грубых нарушений международных конвенций, национального законодательства, правил промысла, а также в связи со значительными структурными изменениями компании. 3.1.11. Отраслевой центр подготовки по МКУБ создается Госкомрыболовством РФ при ГП "Гипрорыбфлот" для подготовки аудиторов по МКУБ рыбопромысловой отрасли. 3.1.12. Кандидат в аудиторы по МКУБ - лицо, отобранное для прохождения теоретического и практического обучения в соответствии с программой подготовки аудиторов по МКУБ. 3.1.13. Аудитор по МКУБ - лицо, имеющее сертификат о квалификации аудитора и проводящее освидетельствование СУБ компании на соответствие требованиям МКУБ. 3.1.14. Старший аудитор по МКУБ - аудитор, имеющий сертификат о квалификации "Старший аудитор по МКУБ" и проводящий освидетельствование СУБ компании. 3.1.15. Главный аудитор по МКУБ - аудитор, имеющий квалификацию "Главный аудитор по МКУБ" и проводящий освидетельствование СУБ компании в наиболее сложных случаях. Главный аудитор по МКУБ назначается приказом по ГКР РФ. 3.2. В руководстве используются следующие сокращения: МКУБ - Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения; СУБ - система управления безопасностью; ДСК - документ о соответствии; СвУБ - свидетельство об управлении безопасностью; ГАМРП - Государственная администрация морского рыбного порта; УМРФП - Управление мореплавания, развития флота и портов Государственного комитета РФ по рыболовству; ИМО - Международная морская организация; ИСО - Международная организация по стандартизации; ОДСРК - отраслевая система обработки данных по сертификации рыбопромысловых компаний и судов; ГКР РФ - Государственный комитет РФ по рыболовству; РПК - рыбопромысловая компания. 4. Порядок подготовки и аттестации аудиторов 4.1. Требования к аудиторам 4.1.1. Образование Кандидат в аудиторы должен иметь, как минимум, следующее образование: - полученное в рыбопромысловом, морском или мореходном высших или средних учебных заведениях (институтах), с практическим опытом работы на судах в качестве дипломированного командного состава; - полученное в техническом институте с профилем обучения: кораблестроение, судовое машиностроение и приборостроение. 4.1.2. Практический опыт Кандидат в аудиторы должен иметь общий стаж работы не менее 5-ти лет в областях, относящихся к техническим и эксплуатационным аспектам управления безопасностью: - в качестве дипломированного командного состава рыбопромыслового судна; или - в качестве инженерного состава управления компанией или предприятием рыбопромысловой и морской индустрии; или - в качестве специалиста по классификационным услугам и/или услугам по освидетельствованию в соответствии с государственным законодательством; или - комбинации из этих трех областей деятельности. 4.1.3. Личные качества Аудитор должен быть: - честным; - принципиальным; - беспристрастным; - способным к принятию самостоятельных решений; - внимательным; - последовательным; - устойчивым к стрессовым ситуациям; - коммуникабельным. 4.1.4. Подготовка аудиторов Кандидат в аудиторы должен получить теоретическую и практическую подготовку, подтвержденную соответствующими документами в соответствии с п. 5.2 настоящего Положения. 4.2. Квалификация аудиторов 4.2.1. Аудитор Кандидат в аудиторы, отвечающий требованиям п. 4.1, может быть квалифицирован как аудитор по МКУБ. 4.2.2. Старший аудитор Аудитору, имеющему сертификат аудитора по МКУБ, присваивается квалификация "Старший аудитор по МКУБ" решением начальника УМРФП по представлению начальника ГАМРП. 4.2.3. Главный аудитор Аудитору, имеющему сертификат аудитора по МКУБ, присваивается квалификация "Главный аудитор по МКУБ" решением Председателя ГКР РФ по представлению начальника УМРФП. 4.3. Общие требования к аудиторам, выполняющим освидетельствования 1. Аудитор, которому вменено в обязанность проведение первоначального, возобновляющего или внеочередного освидетельствования, должен уметь: - проводить анализ документов с целью выдачи ДСК (временного ДСК). Он должен быть ознакомлен с процедурами и инструкциями, регламентирующими условия выдачи; - установить соответствие и несоответствие элементов СУБ требованиям МКУБ; - определить эффективность СУБ компании или судна в обеспечении соответствия требованиям норм и правил, что подтверждается наличием документов, установленных администрацией, и документов, установленных классификационным обществом, а также практической работой судов компании; - определить эффективность СУБ в обеспечении соответствия требованиям норм и правил, не относящихся к надзору, установленному администрацией, а также надзору, установленному классификационным обществом; - определить, учтены ли практические рекомендации ИМО, Госкомрыболовства РФ, классификационных обществ в вопросах, касающихся безопасности мореплавания и ведения промысловых операций. 2. Аудитор, которому вменено в обязанность проведение периодического или дополнительного освидетельствования, должен уметь установить: - эффективность действия СУБ компании или судна; - постоянное соответствие компании или судна требованиям соответствующих норм и правил, что подтверждается наличием документов, установленных администрацией, и документов, установленных классификационным обществом; - постоянное соответствие компании или судна требованиям других норм и правил, не являющихся предметом надзора, для поддержания в действии других международных свидетельств; - соответствие внесенных изменений СУБ требованиям МКУБ. 3. Первоначальное, периодическое, возобновляющее, дополнительное и внеочередное освидетельствования должны проводить, как минимум: - квалифицированный аудитор, имеющий практическую подготовку в соответствии с п. 5.3.1; или - группа аудиторов, возглавляемая квалифицированным аудитором, имеющим аналогичную подготовку. 4. Аудитора могут сопровождать и помогать в освидетельствовании специалисты, имеющие необходимые технические знания и подготовку в отношении методов проведения освидетельствования. Кандидаты в аудиторы и/или наблюдатели могут присутствовать в случае необходимости. 5. Аудитор, выполняющий освидетельствование на соответствие требованиям МКУБ, должен быть независим от организаций, предоставляющих консультационные услуги по внедрению СУБ. 4.4. Поддержание квалификации аудитора Квалификация аудитора поддерживается установленной и документально оформленной системой обучения. Эта система включает в себя: - теоретическую переподготовку, охватывающую изучение современного уровня требований МКУБ и методов сертификации; - участие по крайней мере в одном освидетельствовании в течение года. Эта подготовка должна быть документально подтверждена. 5. Подбор и подготовка аудиторов по МКУБ 5.1. Подбор аудиторов по МКУБ 1. Подбором кандидатов в аудиторы по МКУБ в системе сертификации рыбопромысловой отрасли занимаются Госкомрыболовство РФ и ГАМРП. 2. Подбор производится на основании квалификационных требований, предъявляемых к кандидатам в аудиторы (раздел 4.1 настоящего Положения). 3. Подбор производится из числа персонала Госкомрыболовства РФ и ГАМРП. 4. Списки кандидатов в аудиторы по МКУБ для прохождения теоретической подготовки составляются по предложениям начальников ГАМРП в отраслевом центре подготовки по МКУБ и утверждаются начальником УМРФП ГКР РФ. 5.2. Подготовка аудиторов 5.2.1. Общие положения Результаты подготовки аудиторов по МКУБ и полученная квалификация подтверждаются следующими документами: - свидетельство о прохождении теоретической и практической подготовки (Приложение 1); - сертификат аудитора по МКУБ (Приложение 2). Порядок присвоения номеров сертификатам аудиторов по МКУБ и свидетельствам о прохождении теоретической и практической подготовки дан в Приложении 3. Все свидетельства и сертификаты, выдаваемые кандидату в аудиторы по МКУБ в процессе прохождения теоретической и практической подготовки и аудиторам по МКУБ, регистрируются в реестре аудиторов по МКУБ. Форма ведения реестра приведена в Приложении 4. Реестр аудиторов по МКУБ ведется в системе ОДСРК в отделе мореплавания Госкомрыболовства РФ. Дубликат реестра ведется в отраслевом центре подготовки по МКУБ при ГП "Гипрорыбфлот". 5.2.2. Теоретическая подготовка Теоретическая подготовка проводится в отраслевом центре подготовки по МКУБ при ГП "Гипрорыбофлот". Продолжительность обучения и режим занятий определяются программами, приведенными в "Положении об организации подготовки по МКУБ". После завершения теоретической подготовки экзаменационная комиссия проверяет уровень теоретической подготовки кандидата в аудиторы. По итогам проверки знаний составляется протокол по форме, приведенной в Приложении 5, который подлежит хранению в отраслевом центре подготовки по МКУБ. После успешной сдачи экзамена кандидат в аудиторы получает "Свидетельство о прохождении теоретической и практической подготовки", с заполненной первой частью. 5.2.2.1. Программы теоретической подготовки Учебный курс теоретической подготовки аудиторов по МКУБ приведен в Приложении 6. Теоретическая подготовка состоит из шести основных программ (модулей): 1. Основные положения системы управления качеством. 2. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ). 3. Основные требования обязательных норм, правил и применимых кодексов, руководств и стандартов. 4. Система управления безопасностью рыбопромысловой компании, включая ее технические и эксплуатационные аспекты при нахождении судна в порту, в море и на промысле. 5. Процедуры и инструкции по планированию и проведению освидетельствования на соответствие требованиям МКУБ. 6. Работа с макетом отраслевой автоматизированной системы обработки данных по сертификации рыбопромысловых компаний. Кандидат в аудиторы, соответствующий требованиям, изложенным в п. п. 4.1.1 - 4.4.3, должен получить теоретическую подготовку в объеме 120 часов. Продолжительность обучения по каждой из программ может быть изменена с учетом следующего: - кандидаты в аудиторы, имеющие квалификацию эксперта - аудитора систем качества, отвечающую требованиям Международного стандарта ИСО 10011 или системы сертификации ГОСТ Р, могут быть освобождены от изучения основных положений системы управления качеством (Программа 1). 5.2.2.2. Проверка знаний Знания по каждой программе обучения должны быть продемонстрированы на письменном и/или устном экзамене. Цель обучения и план подготовки составляют фактический материал для разработки перечня вопросов по проверке знаний кандидата в аудиторы. Кандидат в аудиторы должен продемонстрировать правильность применения положений каждой из программ. В случае неподтверждения знаний на экзамене кандидат в аудиторы должен пройти переэкзаменовку после дополнительной теоретической подготовки. После успешной сдачи экзамена кандидат в аудиторы получает "Свидетельство о прохождении теоретической и практической подготовки" с заполненной первой частью и подписанное начальником центра подготовки по МКУБ. 5.3. Практическая подготовка 5.3.1. Кандидат в аудиторы, получивший теоретическую подготовку, должен приобрести минимальный практический опыт освидетельствования компаний и судов в ГАМРП и принять участие не менее чем в 2-х первоначальных, возобновляющих или внеочередных освидетельствованиях под руководством квалифицированного аудитора, включая не менее одного первоначального, возобновляющего или внеочередного освидетельствования компании и одного первоначального, возобновляющего или внеочередного освидетельствования судна. 5.3.2. После завершения практической подготовки ГАМРП или кандидат в аудиторы высылает заполненную форму "Свидетельства о прохождении теоретической и практической подготовки" в отраслевой центр подготовки по МКУБ. Свидетельство должно быть подписано начальником ГАМРП. 5.4. Сертификат аудитора по МКУБ 5.4.1. Завершение теоретической и практической подготовки, подтвержденное соответствующим свидетельством, дает право кандидату в аудиторы на получение сертификата аудитора по МКУБ. Решение о присвоении квалификации "Аудитор по МКУБ" принимается постоянно действующей отраслевой комиссией по аттестации аудиторов по МКУБ. Указанное решение документально оформляется в виде протокола об аттестации кандидатов в аудиторы по МКУБ, форма которого приведена в Приложении 7. 5.4.2. Сертификат аудитора по МКУБ оформляется в отраслевом центре подготовки по МКУБ и подписывается заместителем начальника Управления мореплавания, развития флота и портов Госкомрыболовства РФ. 5.4.3. После подписания сертификат высылается начальнику ГАМРП, который выдает его аудитору. Сертификат хранится у аудитора. 5.4.4. Сертификат аудитора по МКУБ дает право участвовать во всех видах работ, связанных с сертификацией компаний и/или судов на соответствие требованиям главы IX Конвенции СОЛАС-74 (Резолюция А.741(18) "Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения"). 5.4.5. Все документы, выданные в процессе подготовки кандидату в аудиторы, заносятся в реестр аудиторов по МКУБ ГКР РФ. 5.5. Проверки и контроль 5.5.1. Контроль за соблюдением установленного порядка подготовки аудиторов по МКУБ в отраслевом центре подготовки по МКУБ и за работой экзаменационной комиссии осуществляет заместитель начальника Управления мореплавания, развития флота и портов ГКР РФ. 5.5.2. Контроль за ведением реестра аудиторов по МКУБ осуществляет начальник отдела мореплавания УМРФП. 5.5.3. Проверку протоколов постоянно действующей отраслевой комиссии по аттестации аудиторов по МКУБ производит начальник отдела мореплавания УМРФП. 5.5.4. Проверку правильности оформления "Свидетельства о прохождении теоретической и практической подготовки" и сертификатов аудиторов по МКУБ производит начальник отдела мореплавания УМРФП. 5.5.5. Анализ состояния дел в отраслевом центре с подготовкой аудиторов по МКУБ производится ежегодно за истекший год в декабре. Анализ производится заместителем начальника УМРФП Госкомрыболовства РФ. 5.5.6. Проверка соблюдения установленного порядка подготовки аудиторов по МКУБ производится при проведении внутренних проверок качества в отраслевом центре подготовки по МКУБ. 5.6. Ресурсы 5.6.1. Нормативные документы 1. Нормативные документы в соответствии с Приложением 8 должны храниться в отраслевом центре подготовки аудиторов по МКУБ. 2. Наличие документов в ГКР РФ обеспечивается руководством УМРФП, в ГАМРП - начальниками ГАМРП, в отраслевом центре подготовки по МКУБ - руководством ГП "Гипрорыбфлот". Обеспечение документами производится в порядке, регламентируемом процедурой управления документами в каждой из перечисленных организаций. 5.6.2. Учебные помещения для проведения подготовки по МКУБ Для проведения обучения используются помещения ГП "Гипрорыбфлот" или учебных заведений или организаций, пригодные для подготовки кандидатов в аудиторы, или требуемые помещения арендуются. 5.6.3. Персонал Для подготовки аудиторов по МКУБ привлекаются специалисты ГКР РФ. Специалисты ГКР РФ привлекаются по тем специализациям, которые они ведут по месту работы. По отдельным вопросам подготовки привлекаются соответствующие специалисты ГП "Гипрорыбфлот", ГАМРП и/или других учебных заведений и организаций, по согласованию с Госкомрыболовством РФ. 5.6.4. Финансы Для подготовки аудиторов по МКУБ выделяются ресурсы: из бюджета Госкомрыболовства РФ: - на организацию отраслевого центра подготовки по МКУБ при ГП "Гипрорыбфлот"; из бюджета ГАМРП: - на оплату труда персонала, осуществляющего подготовку аудиторов по МКУБ; - на оплату проезда, проживания и суточных слушателей; - на поддержание материально - технической базы центра. 5.7. Распределение ответственности и полномочий в Госкомрыболовстве РФ при подготовке и аттестации аудиторов 5.7.1. Председатель Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству В рамках действующей Системы сертификации на соответствие Международному кодексу по управлению безопасностью Госкомрыболовства РФ Председатель ГКР РФ осуществляет общее руководство системой подготовки аудиторов по МКУБ в рыбопромысловой отрасли. При этом: 1) присваивает квалификацию "Главный аудитор по МКУБ"; 2) утверждает состав постоянно действующей отраслевой комиссии по аттестации аудиторов по МКУБ. 5.7.2. Начальник Управления мореплавания, развития флота и портов Госкомрыболовства РФ Начальник УМРФП: 1) обеспечивает создание правовой базы системы подготовки аудиторов по МКУБ в Госкомрыболовстве РФ; 2) присваивает квалификацию "Старший аудитор". 5.7.3. Заместитель начальника Управления мореплавания, развития флота и портов Госкомрыболовства РФ Заместитель начальника УМРФП отвечает за: 1) отбор кандидатов в аудиторы по МКУБ; 2) организацию работ по подготовке и аттестации аудиторов по МКУБ; 3) контроль за соблюдением установленного порядка подготовки аудиторов по МКУБ. 5.7.4. Начальник отдела мореплавания УМРФП Госкомрыболовства РФ Начальник отдела мореплавания: 1) руководит работами по разработке программ подготовки и аттестации аудиторов по МКУБ; 2) организует проведение контроля работы системы подготовки и аттестации аудиторов по МКУБ в Госкомрыболовстве РФ; 3) обеспечивает сбор, хранение и представление данных о квалификации аудиторов по МКУБ; 4) контролирует ведение реестра аудиторов по МКУБ ГКР РФ; 5) обеспечивает формирование в Госкомрыболовстве РФ фонда нормативных документов по подготовке и аттестации аудиторов по МКУБ. 5.7.5. Директор ГП "Гипрорыбфлот" Директор ГП "Гипрорыбфлот" несет ответственность за: 1) организацию отраслевого центра подготовки по МКУБ; 2) привлечение и оплату работы специалистов сторонних организаций, привлекаемых в качестве лекторов и консультантов для проведения курсов подготовки аудиторов по МКУБ Госкомрыболовства РФ. 5.7.6. Начальник отраслевого центра подготовки по МКУБ Начальник отраслевого центра подготовки по МКУБ отвечает за: 1) обеспечение работы отраслевого центра подготовки по МКУБ; 2) соблюдение установленного порядка подготовки аудиторов по МКУБ и обеспечение работы экзаменационной комиссии; 3) осуществление подготовки, сбора и хранения документов и данных о квалификации аудиторов по МКУБ. 5.7.7. Начальники ГАМРП Начальники ГАМРП, наряду с другими обязанностями, несут ответственность за организацию работ по подготовке и аттестации аудиторов по МКУБ, включая организацию практической подготовки, поддержание практического опыта аудиторов по МКУБ в соответствии с настоящим Положением и обеспечение выделения необходимых финансовых ресурсов для проведения теоретической и практической подготовки кандидатов в аудиторы по МКУБ. Кроме того, начальники ГАМРП осуществляют отбор кандидатов в аудиторы по МКУБ. 5.7.8. Персонал сторонних организаций Персонал сторонних организаций, привлекаемый для подготовки аудиторов по МКУБ, должен быть знаком с нормативными документами Системы сертификации рыбопромысловых компаний по МКУБ. 5.8. Положение о постоянно действующей отраслевой комиссии по аттестации аудиторов по МКУБ 5.8.1. Основные положения 1. Для проведения подготовки и аттестации аудиторов в области сертификации компаний и судов создается постоянно действующая отраслевая комиссия по аттестации аудиторов по МКУБ (далее - Комиссия), состоящая из представителей Госкомрыболовства РФ, ГП "Гипрорыбфлот", отраслевого центра подготовки по МКУБ и ГАМРП. 2. Состав Комиссии утверждается приказом по Госкомрыболовству РФ. 5.8.2. Порядок работы 1. В соответствии с перспективным планом работы отраслевой центр подготовки по МКУБ готовит предложения по организации курсов подготовки аудиторов с указанием сроков проведения и количества кандидатов в аудиторы. 2. ГАМРП, в которой работает кандидат в аудиторы, направляемый на курсы теоретической подготовки, представляет в УМРФП ГКР РФ следующие данные: - фамилия, имя, отчество; - специализация; - стаж работы в соответствии с п. 4.1.2; - образование (какое учебное заведение и когда закончил). 3. Комиссия рассматривает представленные данные и уведомляет кандидата в аудиторы или представляющую его ГАМРП о своем решении о зачислении (незачислении) на курсы теоретической подготовки. 4. По окончании теоретической подготовки Комиссия должна получить объективные доказательства того, что кандидат в аудиторы имеет необходимые знания и навыки для проведения освидетельствований РПК, для чего использует следующие методы, как: - собеседование с кандидатом в аудиторы; - проведение анализа протоколов экзаменационной комиссии о прохождении теоретической подготовки и сдаче соответствующих экзаменов. 5. После прохождения практической подготовки, указанной в п. 5.3.1, ГАМРП или кандидат в аудиторы высылает заполненное "Свидетельство о прохождении теоретической и практической подготовки" в УМРФП ГКР РФ. 6. Комиссия в двухнедельный срок рассматривает все документы, касающиеся данного кандидата в аудиторы, и уведомляет кандидата в аудиторы или представляющую его ГАМРП о своем решении. Решение об аттестации оформляется протоколом. 7. При положительном решении кандидату в аудиторы выдается "Сертификат аудитора по МКУБ". 8. Переаттестация аудиторов проводится не реже одного раза в 3 года. При переаттестации должно приниматься во внимание: - количество проведенных освидетельствований; - соответствие требованиям п. 4.4 в части поддержания квалификации аудитора; - отзыв о работе, даваемый начальником ГАМРП и основывающийся на анализе претензий клиентов. Все эти сведения должны быть своевременно документально оформлены и направлены аудитором в отраслевой центр подготовки по МКУБ. 9. При необходимости может быть организован инспекционный контроль за деятельностью аудиторов. 10. Решение о признании и регистрации аттестатов, сертификатов (удостоверений) аудиторов, выданных органами по сертификации других организаций и стран, осуществляет отраслевая Комиссия. Признаются удостоверения, сертификаты (аттестаты) аудиторов, выданные в рамках: - международных и национальных систем, к которым присоединились государства - участники систем сертификации на соответствие Международному кодексу по управлению безопасностью; - системы сертификации на соответствие Международному кодексу по управлению безопасностью Российского Морского Регистра Судоходства, выданные до 01.09.2000. 5.9. Отчетные документы: - протоколы заседаний экзаменационной комиссии по проверке знаний кандидатов в аудиторы по МКУБ; - протоколы об аттестации кандидатов в аудиторы по МКУБ; - форма свидетельства о прохождении теоретической и практической подготовки; - форма сертификата аудиторов по МКУБ; - реестр аудиторов по МКУБ; - Перечень нормативно - правовых документов (Приложение 8). 6. Типовые обязанности и установление полномочий аудиторов по МКУБ 6.1. Типовые обязанности главного аудитора Госкомрыболовства РФ по МКУБ 6.1.1. Общие положения Квалификация "Главный аудитор" Госкомрыболовства РФ по МКУБ присваивается Председателем Госкомрыболовства РФ аудитору по МКУБ, внесенному в Реестр ГКР РФ. 6.1.2. Обязанности главного аудитора Главный аудитор: - осуществляет контроль за деятельностью ГАМРП по сертификации СУБ РПК; - рассматривает документы, поступающие от заявителей и ГАМРП по вопросам освидетельствований РПК по МКУБ; - выполняет освидетельствования СУБ РПК в наиболее сложных случаях; - принимает участие в разработке нормативно - правовых документов, регламентирующих функционирование системы сертификации по МКУБ рыбопромысловой отрасли; - осуществляет системный анализ процессов сертификации по МКУБ рыбопромысловой отрасли; - представляет ГКР РФ в российских, международных и национальных организациях, работающих в области сертификации систем управления безопасностью. 6.1.3. Ответственность главного аудитора Госкомрыболовства РФ по МКУБ Главный аудитор отвечает за: - соответствие действующей системы сертификации международным и национальным нормативно - правовым документам; - осуществление заявленной политики Госкомрыболовства РФ в области МКУБ; - качество документов, решений, материалов по результатам инспекционного контроля отраслевого центра подготовки по МКУБ, ГАМРП и РПК; - обеспечение условий, необходимых для проведения инспекционного контроля ГАМРП и РПК. 6.2. Типовые обязанности старшего аудитора по МКУБ 6.2.1. Общие положения Квалификация "Старший аудитор по МКУБ" присваивается начальником УМРФП аудитору по МКУБ, внесенному в реестр аудиторов ГКР РФ. 6.2.2. Обязанности старшего аудитора Старший аудитор: - формирует группу аудиторов по проверке и оценке СУБ рыбопромысловой компании; - организует работу аудиторов по проведению анализа документации; - запрашивает недостающие для принятия решения данные как от рыбопромысловой компании, так и от независимых информационных источников; - в случае необходимости принимает решение о направлении аудитора в РПК; - подготавливает заключение о возможности (невозможности) проведения 2-го этапа работы по сертификации СУБ РПК; - разрабатывает план проведения группой аудиторов освидетельствования СУБ РПК; - организует работу группы аудиторов в РПК; - подготавливает решение о возможности выдачи документа о соответствии и свидетельств по управлению безопасностью либо мотивированное заключение об отказе в выдаче указанных сертификатов; - организует и проводит периодические освидетельствования сертифицированных СУБ РПК. 6.2.3. Ответственность старшего аудитора Старший аудитор несет ответственность за: - организацию, проведение, результаты и качество работы аудиторов; - соблюдение норм, правил и процедур, регламентированных документами системы сертификации по МКУБ рыбопромысловой отрасли; - качество, полноту, объективность и достоверность проводимых проверок, анализа материалов, обоснованность принятых решений, обеспечение условий, исключающих воздействие РПК на исполнителей работы; - соблюдение режима конфиденциальности по отношению к полученной информации; - недопущение дискриминации и протекционизма в отношении РПК и других участников работ по сертификации; - обеспечение отношений партнерства участников работ; - своевременное и адекватное реагирование на обнаруженные недостатки и нарушения со стороны членов комиссии, РПК и других участников работы по сертификации, контроль за своевременным осуществлением корректирующих мероприятий; - оптимальный выбор условий и частоты периодических освидетельствований, обеспечивающих достаточность и надежность результатов при минимальных затратах РПК и ГАМРП. 6.3. Типовые обязанности аудитора по МКУБ 6.3.1. Общие положения Аудитор по МКУБ работает по заданию и под руководством начальника отдела сертификации по МКУБ ГАМРП. Аудитор по МКУБ должен хорошо знать нормы, правила и процедуры системы сертификации по МКУБ рыбопромысловой отрасли. Квалифицированный аудитор по МКУБ может быть назначен ответственным аудитором при освидетельствовании РПК. 6.3.2. Обязанности аудитора по МКУБ Аудитор по МКУБ осуществляет: - ведение документации и ее архивацию по своей компетенции в отделе сертификации по МКУБ ГАМРП; - оформление калькуляций и актов приемки - сдачи; - регистрацию поступивших заявок и другой документации по сертификации СУБ РПК; - предварительную экспертизу материалов заявителя, поступивших в ГАМРП, и подготовку решений по ним; - подготовку договоров (соглашений, контрактов) на проведение работ по освидетельствованию; - подготовку плана - графика проверок СУБ РПК; - беспристрастный сбор и оценку объективных доказательств; - оценку последствий замечаний и взаимодействия с персоналом в период освидетельствования; - взаимоотношения с соответствующим персоналом так, чтобы это наилучшим образом способствовало достижению целей; - лояльное отношение к национальным обычаям страны, в которой проводится освидетельствование; - процесс освидетельствования, не отвлекаясь на второстепенные недостатки; - концентрацию внимания на процессе освидетельствования и оказание поддержки общему процессу сертификации; - оформление документов о соответствии и свидетельств по управлению безопасностью и обеспечение их регистрации в реестре ГАМРП; - ведение банков данных сертифицированных СУБ РПК, экспертов и консультантов, привлекаемых к работе; - подготовку материалов о возможности признания зарубежных сертификатов и лицензий и доведению принятых решений до заявителя; - ведение и актуализацию фонда организационно - технических и методических документов, используемых при сертификации. Аудитор по МКУБ взаимодействует с руководством ГАМРП, начальниками подразделений и другими сотрудниками ГАМРП на основе отношений сотрудничества и партнерства. 6.3.3. Ответственность аудитора по МКУБ Аудитор по МКУБ несет ответственность за: - добросовестность, точность и качество своей работы; - соблюдение правил, норм и процедур системы сертификации по МКУБ рыбопромысловой отрасли; - соблюдение конфиденциальности информации и независимости от воздействия заинтересованных лиц; - соблюдение исполнительской дисциплины. Аудитор, допустивший серьезные нарушения действующих норм и правил, может быть отстранен от работы начальником отдела сертификации по МКУБ ГАМРП. 6.4. Типовые обязанности ответственного аудитора по МКУБ При назначении ответственным аудитором за освидетельствование РПК аудитора, имеющего любую из перечисленных в п. п. 4.2.1 - 4.2.3 квалификацию, он дополнительно отвечает за: - планирование освидетельствования; - выполнение всех применимых требований и директив, относящихся к проведению освидетельствования; - информирование компании о всех препятствиях, возникающих в процессе освидетельствования; - привлечение технических специалистов и организацию их работы в случае необходимости; - незамедлительное представление и объяснение несоответствий представителям компании и/или судну; - своевременное представление результатов освидетельствования в ясной и законченной форме; - оформление и предоставление компании отчета об освидетельствовании; - оценку эффективности выполнения корректирующих действий компании по обнаруженным при освидетельствовании несоответствиям. 6.5. Полномочия аудиторов по МКУБ при проведении освидетельствования 6.5.1. Назначение ответственного аудитора и группы аудиторов по МКУБ из числа персонала Госкомрыболовства РФ для проведения конкретного освидетельствования утверждается Председателем ГКР РФ. 6.5.2. В ГАМРП назначение ответственного аудитора и группы аудиторов производится начальником ГАМРП. 6.5.3. Ответственный аудитор назначается из числа аудиторов по МКУБ, выделенных для проведения освидетельствования, и несет ответственность за результаты освидетельствования и оформление соответствующих документов. 6.5.4. При назначении группы аудиторов для конкретного освидетельствования следует учитывать предыдущий опыт работы и специализацию аудиторов относительно типов рыбопромысловых судов, предъявляемых к освидетельствованию. 6.5.5. В зависимости от сложности РПК, специфики и типов судов, предъявляемых к освидетельствованию, в состав группы аудиторов для оказания консультативных услуг могут включаться специалисты сторонних организаций. Участки и объем работ для данных специалистов устанавливаются ответственным аудитором. 6.5.6. По представлению начальника отдела мореплавания Госкомрыболовства РФ или начальника ГАМРП для прохождения практической подготовки и накопления опыта проведения освидетельствований РПК и судов в состав группы аудиторов могут включаться стажеры. 6.5.7. Стажеры принимают участие в освидетельствовании РПК и судов под руководством аудитора по МКУБ в объеме, установленном ответственным аудитором. 6.5.8. Аудитор, осуществляющий освидетельствование на соответствие требованиям МКУБ, должен быть независим от персонала, предоставляющего консультативные услуги по разработке и внедрению СУБ. 6.5.9. Аудитор, осуществляющий освидетельствование судов на соответствие требованиям МКУБ, не должен одновременно осуществлять работы, связанные с конвенционным и/или классификационным надзором. 6.6. Аннулирование или приостановление действия сертификатов аудиторов по МКУБ 6.6.1. Сертификат аудитора по МКУБ дает право участвовать во всех работах, связанных с обязательной сертификацией компаний и/или судов, на соответствие требованиям МКУБ. 6.6.2. Сертификат теряет силу в случае, если аудитор: - допускал повторяющиеся грубые нарушения установленных требований нормативных документов по проведению сертификации или освидетельствования; - имел перерыв в работе по освидетельствованию судов более одного года. 6.6.3. Решение об аннулировании сертификата аудитора по МКУБ принимает заместитель начальника УМРПФ Госкомрыболовства РФ по представлению начальника ГАМРП и извещает об этом аудитора и ГАМРП. 6.6.4. При аннулировании сертификата аудитора по МКУБ данный аудитор исключается из реестра аудиторов по МКУБ Госкомрыболовства РФ. 7. Порядок проведения освидетельствования 7.1. Работы по сертификации СУБ рыбопромысловых компаний начинаются после получения обращения компании (письмо, факс, телекс), поданного на имя начальника ГАМРП, о намерении сертифицировать СУБ на соответствие требованиям МКУБ и необходимости проведения следующих видов освидетельствований: 1) первоначальное освидетельствование компании / судна: - для выдачи документов ДСК и СвУБ; - для выдачи временного ДСК / временного СвУБ; 2) возобновляющее освидетельствование компании / судна; 3) периодическое освидетельствование компании / судна; 4) дополнительное освидетельствование компании / судна; 5) внеочередное освидетельствование компании / судна (проводится по инициативе ГКР РФ). 7.2. Действия аудиторов по освидетельствованию компании осуществляется в соответствии с Положением о порядке сертификации рыбопромысловой компании по МКУБ. 8. МКУБ и комментарии к нему 8.1. Область применения Настоящий концептуальный комментарий Международного Кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения предназначен для использования аудиторами по МКУБ Госкомрыболовства РФ при проведении работ по освидетельствованию рыбопромысловых компаний на соответствие требованиям МКУБ. При разработке комментариев использовались следующие документы: - Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), принятый ИМО (Резолюция А.741(18)) и получивший обязательный статус в соответствии с требованиями главы IX "Управление безопасной эксплуатацией судов" Конвенции СОЛАС-74. Русский перевод МКУБ дается в соответствии с приложением к Приказу Роскомрыболовства N 165 от 18 октября 1995 г. "Об организации управления безопасной эксплуатацией рыбопромыслового флота"; - Руководство по внедрению МКУБ администрациями, принятое ИМО (Резолюция А.788(19)); - Руководство по внедрению системы управления безопасностью в судовладельческих компаниях рыбопромыслового флота Госкомрыболовства РФ, Москва, 1998 г. 8.2. Применение МКУБ компаниями Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения учреждает свод международных стандартов (правил и норм) по безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения, опирающихся на международно признанное понимание системных положений по безопасности мореплавания. Его цели состоят в обеспечении безопасности эксплуатации судов и мореплавания, предотвращении несчастных случаев или гибели людей, избежании причинения ущерба окружающей, особенно морской среде и имуществу. При разработке и внедрении системы управления безопасностью рыбопромысловая компания должна использовать "Типовое положение по управлению безопасностью рыбопромысловой компании", утвержденное Госкомрыболовством РФ. Оценивая соответствие СУБ рыбопромысловой компании требованиям обязательных норм и правил, аудитор не должен оформлять выводы в виде предписывающих предложений или рекомендаций. Необходимо, чтобы компания имела возможность выработки самостоятельного решения, которое наиболее полно учитывает особенности рыбопромысловой компании. Аудитор должен признавать, что каждая компания разрабатывает и внедряет СУБ в таком виде, который при безусловном выполнении требований МКУБ в наибольшей степени подходит к особенностям организации работы и эксплуатации судов. 8.3. Процесс освидетельствования Проверка СУБ рыбопромысловой компании на соответствие требованиям МКУБ не отменяет освидетельствований, необходимых для выдачи других конвенционных документов. Соответствие СУБ рыбопромысловой компании требованиям МКУБ не освобождает персонал, участвующий в управлении или эксплуатации судна / судов, от других возложенных на них обязанностей. Процесс освидетельствования для выдачи ДСК включает: - проверку соответствия СУБ береговых подразделений требованиям МКУБ; - проверку СУБ одного судна каждого типа, заявленного для сертификации требованиям МКУБ. Освидетельствование осуществляется посредством сбора объективных доказательств эффективности действия СУБ, опроса берегового и судового персонала, проверки документации по СУБ, наблюдения за деятельностью компании / судна и условиями этой деятельности. Освидетельствование - это выборочный контроль и поэтому, если несоответствия не выявлены и о них не сообщается, то это не значит, что их нет в проверяемой рыбопромысловой компании. 8.4. Принципы построения комментариев В комментариях приводится официальный текст перевода Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предупреждением загрязнения на русский язык с соответствующими пояснениями. 8.5. Комментарии по применению МКУБ аудиторами 8.5.1. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)* 8.5.2. Преамбула "1. Цель настоящего Кодекса состоит в обеспечении международного стандарта по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. 2. Ассамблея приняла Резолюцию А.443(XI), которой она предложила всем правительствам принять необходимые меры для защиты капитана судна, надлежащим образом выполняющего свои обязанности в отношении безопасности на море и защиты морской среды. 3. Ассамблея также приняла Резолюцию А.680(17), которой она, далее, признала необходимость соответствующей организации, которая позволяет отвечать потребности лиц, находящихся на борту судов, в достижении и поддержании высоких стандартов безопасности и защиты окружающей среды. 4. Признавая, что нет двух одинаковых судоходных компаний или судовладельцев и что суда эксплуатируются в самых различных условиях, Кодекс основывается на общих принципах и целях. 5. Кодекс изложен в общих понятиях с тем, чтобы он смог получить широкое применение. Несомненно, различные уровни управления на берегу или на море потребуют различных уровней знания и понимания изложенных вопросов. 6. Краеугольным камнем хорошего управления безопасностью является приверженность делу сотрудников компании сверху донизу. В вопросах безопасности и предотвращения загрязнения именно приверженность делу, компетентность, отношение к делу и мотивация лиц на всех уровнях определяют конечный результат". 8.5.3. 1. Общие положения 8.5.4. 1.1. Определения 8.5.5. Параграф 1.1.1 "1.1.1. "Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)" означает Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, принятый Ассамблеей и включающий возможные поправки, вносимые Организацией". В комментариях используется официальный перевод МКУБ, приведенный в приложении к Приказу Роскомрыболовства N 165 от 18 октября 1995 г. 8.5.6. Параграф 1.1.2 "1.1.2. Компания означает владельца судна или любую другую организацию, или лицо, такое, как управляющий или фрахтователь по бербоут - чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от судовладельца и которые, при этом, согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые Кодексом". В комментариях рассматриваются компании, эксплуатирующие рыбопромысловые суда. Под рыбопромысловым судном понимается судно, обслуживающее рыбопромысловый комплекс и/или используемое для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда специального назначения и другие грузовые суда, зарегистрированные в морских рыбных портах Российской Федерации. 8.5.7. Параграф 1.1.3 "1.1.3. Администрация означает правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавать". В соответствии со статьей 5, пункт 3, и статьей 6, пункт 3, Кодекса торгового мореплавания РФ в Российской Федерации администрацией государства флага для организаций, а также граждан, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота и промысла водных биологических ресурсов, является Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству, осуществляющий государственный надзор за: - соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании в отношении судов рыбопромыслового флота; - охраной человеческой жизни на море; - дипломированием членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов; - государственной регистрацией судов рыбопромыслового флота и прав на них. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 487 представителем Госкомрыболовства РФ на местах являются Государственные администрации морских рыбных портов и на них возложены функции по непосредственному осуществлению контроля за безопасностью мореплавания, включая надзор в пределах установленной компетенции за соблюдением законодательства и международных договоров Российской Федерации в области мореплавания и рыболовства. 8.5.8. 1.2. Цели 8.5.9. Параграф 1.2.1 "1.2.1. Цели Международного кодекса по управлению безопасностью состоят в обеспечении безопасности на море, предотвращении несчастных случаев или гибели людей и избежании причинения ущерба окружающей среде, в частности морской среде, и имуществу". Система управления безопасностью компании должна обеспечивать достижение предусмотренных Кодексом целей. 8.5.10. Параграф 1.2.2 "1.2.2. Цели компании, связанные с управлением безопасностью, должны, среди прочего: 1. обеспечить безопасную практику эксплуатации судов и безопасные для человека условия труда; 2. обеспечить защиту от всех выявленных рисков; и 3. постоянно улучшать навыки берегового и судового персонала, относящиеся к управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, связанным как с безопасностью, так и защитой окружающей среды". В соответствии с требованиями ИМО цели обязательного применения МКУБ должны обеспечивать: 1) соответствие обязательным нормам и правилам, относящимся к безопасной эксплуатации судов и защите окружающей среды; и 2) эффективное внедрение и принуждение со стороны администрации. Эффективное принуждение со стороны администрации должно включать проверку соответствия СУБ требованиям МКУБ, а также проверку соответствия требованиям обязательных норм и правил. Обязательное применение МКУБ должно обеспечивать поддержку и поощрение того, чтобы принимались во внимание применимые кодексы, руководства и стандарты, рекомендованные ИМО, администрациями, классификационными обществами и организациями морской индустрии. Цели компании охватывают эффективное и постоянное функционирование СУБ и в значительной степени зависят от оперативного и упреждающего совершенствования функций СУБ как части МКУБ. 8.5.11. Параграф 1.2.3.1 "1.2.3. Система управления безопасностью должна обеспечивать: 1. выполнение обязательных норм и правил; и". Выполнение рыбопромысловой компанией обязательных норм и правил является одним из основных критериев определения соответствия СУБ компании требованиям МКУБ. Рыбопромысловая компания несет ответственность за получение и поддержание, в пределах установленных сроков действия, всех сертификатов и документов, необходимых для эксплуатации судна. Выявление просроченных документов свидетельствует о том, что СУБ компании функционирует неэффективно. Рыбопромысловая компания должна представить аудитору все документы, включая конвенционные и классификационные, относящиеся к мероприятиям, проводимым компанией для обеспечения соответствия требованиям обязательных норм и правил. Представленные документы могут быть проверены аудитором на предмет их подлинности и достоверности. 8.5.12. Параграф 1.2.3.2 "1.2.3.2. Чтобы принимались во внимание применимые кодексы, руководства и стандарты, рекомендованные организацией, администрациями, классификационными обществами и организациями морской отрасли". Рыбопромысловая компания должна в своей СУБ предусмотреть гарантии того, что в СУБ приняты во внимание рекомендованные кодексы, руководства и стандарты. Аудитор не может требовать от компании обязательного соответствия рекомендованным кодексам, руководствам и стандартам, но он может рекомендовать компании использование их в своей деятельности для предупреждения появления несоответствий. В период освидетельствования аудитору должны быть предъявлены объективные доказательства того, что компания проводит систематический анализ рекомендованных кодексов, руководств и стандартов. 8.5.13. 1.3. Применение "Требования настоящего Кодекса могут применяться ко всем судам". В настоящем руководстве рассматриваются рыбопромысловые суда. Под рыбопромысловыми судами понимаются суда, обслуживающие рыбопромысловый комплекс или используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные, суда специального назначения и другие грузовые суда. 8.5.14. Параграф 1.4 "1.4. Функциональные требования к системе управления безопасностью (СУБ). Каждая компания должна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасностью (СУБ), которая включает следующие функциональные требования: 1. политику в области безопасности и защиты окружающей среды; 2. инструкции и процедуры для обеспечения безопасной эксплуатации судов и защиты окружающей среды согласно соответствующему международному праву и законодательству государства флага; 3. установленный объем полномочий и линию связи между персоналом на берегу и на судне, а также внутренней связи; 4. порядок передачи сообщений об авариях и случаях несоблюдения положений настоящего Кодекса; 5. порядок подготовки к аварийным ситуациям и действий по их устранению; и 6. порядок проведения внутренних проверок и обзора управления". Система управления безопасностью является неотъемлемой частью общей системы управления предприятием ее основной производственной деятельностью и должна создаваться на базе существующей системы с приведением в полное соответствие с международными стандартами (нормами и правилами). При расхождении международных и национальных стандартов компания должна руководствоваться более жесткими требованиями. Международные и национальные стандарты, если в том возникает необходимость, могут быть дополнены не противоречащими им собственными требованиями компании. Функциональные требования в сжатой форме характеризуют основные элементы СУБ рыбопромысловой компании, а их детализация представлена в соответствующих главах и параграфах МКУБ. Аудитору должны быть представлены все необходимые документы, включая инструкции и процедуры, регламентирующие выполнение рыбопромысловой компанией функциональных требований и позволяющие обеспечить соответствие им СУБ компании. Аудитору также должны быть представлены перечни возможных рисков, которые могут привести к аварийным ситуациям, и планы действий в этих ситуациях. 8.5.15. 2. Политика в области безопасности и защиты окружающей среды 8.5.16. Параграф 2.1 "2.1. Компания должна выработать политику в области безопасности и защиты окружающей среды, которая предусматривает пути достижения целей, указанные в пункте 1.2". В политике рыбопромысловой компании должны быть определены и документально оформлены цели, реализуемые в системе управления безопасностью и предусматривающие постоянное совершенствование СУБ компании (п. 8.5.9), а также способы их достижения (п. 8.5.10). Политика компании должна иметь вид краткого и четко сформулированного заявления, ясно определяющего цели компании и способы их достижения. Политика компании должна быть подписана руководителем компании и таким образом засвидетельствована обязательность выполнения положений политики персоналом компании. Цели компании в области управления безопасностью могут быть установлены с превышением требований МКУБ. Такие цели и требования, направленные на повышение безопасности и предотвращение загрязнения, должны поддерживаться и одобряться аудитором. 8.5.17. Параграф 2.2 "2.2. Компания должна обеспечить реализацию и проведение этой политики персоналом как в море, так и на берегу на всех уровнях организации". Стратегия внедрения политики по управлению безопасностью должна быть выбрана одновременно с выработкой самой политики. Она в обязательном порядке должна включать план внедрения политики на судах. Для реализации плана внедрения политики и поддержания работоспособности СУБ компания должна выделить необходимые ресурсы и персонал. Руководство компании должно обеспечить, чтобы весь персонал правильно понимал содержание политики и чтобы она отражала приверженность высшего руководства целям компании. Поэтому весь персонал компании должен быть ознакомлен с политикой. Исходя из проводимых компанией мероприятий персонал должен четко понимать их направленность и надлежащим образом выполнять свои конкретные обязанности, которые входят в сферу его деятельности. Общая и специфическая ответственность внутри компании должна быть ясно определена. Мероприятия, с помощью которых политика будет претворяться в жизнь, должны быть скоординированы с целью обеспечения безопасной и эффективной работы компании. 8.5.18. 3. Ответственность и полномочия компании 8.5.19. Параграф 3.1 "3.1. Если ответственным за эксплуатацию судна является юридическое лицо, иное чем судовладелец, то судовладелец должен сообщить администрации полное имя и подробные данные об этом лице". Не обязательно судовладелец должен отвечать за выполнение требований МКУБ. Эти обязанности могут быть возложены на компанию, которая осуществляет оперирование судном. Судовладелец должен заключить с такой компанией специальный договор и в этом случае документ о соответствии может быть выдан компании, эксплуатирующей судно. Компания, эксплуатирующая судно и отвечающая за выполнение требований МКУБ, может заключить контракт (договор, соглашение) с третьей стороной (субподрядчиком) на выполнение специфических функций, относящихся к эксплуатации судна (например, укомплектование судов экипажем, техническое обслуживание и ремонт и т.п.). В этом случае компания должна четко определить роль и функции, выполняемые таким субподрядчиком, в своей системе управления безопасностью. Любая ответственность в СУБ, возлагаемая на третью сторону (субподрядчика), является ответственностью компании. Аудитор должен убедиться в том, что судовладелец сообщил необходимые данные о компании администрации. Аудитор должен убедиться в том, что компания контролирует все функции, связанные с СУБ, выполняемые субподрядчиками. Компания несет ответственность и должна иметь необходимые объективные доказательства того, что субподрядчики работают в соответствии с политикой и процедурами компании. 8.5.20. Параграф 3.2 "3.2. Компания должна определить ответственность, полномочия и взаимоотношения всего персонала, осуществляющего управление, выполнение и проверку работы, касающейся безопасности и предотвращения загрязнения и оказывающей на них влияние, и оформить это в виде документов". Причиной необходимости документирования ответственности и должностных обязанностей персонала компании является то, что компания должна быть уверена в том, что персонал, вовлеченный в систему управления безопасностью, знает, что ожидается от них для эффективной работы системы. Информация об ответственности, полномочиях, взаимоотношениях и связи между ключевым, с точки зрения управления безопасностью и предотвращения загрязнения, персоналом как на берегу, так и на судах должны быть определены и оформлены документально. Компанией должны быть определены и зафиксированы уровни компетенции для занятия должностей на всех уровнях управления компанией. Руководство компанией должно быть уверено, что береговой и судовой персонал обладает достаточными опытом и квалификацией для выполнения своих обязанностей. Компания должна идентифицировать и оформить документально все взаимоотношения, внутренние и внешние, на берегу и на судах. Также необходимо определить и документально зарегистрировать все линии связи, по которым может происходить обмен информацией между капитаном судна и береговыми организациями. Аудитору должны быть представлены подробная структурная схема компании и должностные инструкции персонала как на берегу, так и на судах, с обязательным выделением структурных подразделений и персонала, выполняющих соответствующие функции по управлению безопасностью и предотвращением загрязнения. 8.5.21. Параграф 3.3 "3.3. Компания несет ответственность за обеспечение того, чтобы были предусмотрены достаточные ресурсы и поддержка с берега, с тем, чтобы назначенное лицо или лица могли выполнять свои обязанности". Все рыбопромысловые компании, в зависимости от количества эксплуатируемых судов, включая суда, взятые в аренду на условиях бербоут - чартера, подразделяются на: - малые - от одного до пяти рыбопромысловых судов; - средние - от шести до двенадцати рыбопромысловых судов; - крупные - свыше двенадцати рыбопромысловых судов. И если требования к минимальной численности и квалификации судового персонала содержатся в ряде международных и национальных нормативных актах, то необходимость формулирования аналогичных требований к береговому персоналу вытекает из целого ряда положений МКУБ - глав 3, 4 и 10, параграфов 1.2.2, 1.4 и особенно параграфа 3.3. При освидетельствовании рыбопромысловых компаний аудитор должен руководствоваться следующими минимальными требованиями к численности и квалификации берегового персонала, задействованного в СУБ. Минимальные требования к структуре малой компании Для выполнения требований МКУБ в малой компании (эксплуатирующей от одного до пяти судов), по согласованию с начальником Государственной администрации морского рыбного порта, допускается иметь одно назначенное лицо, в соответствии с пунктом 8.5.22 настоящего Положения, с условием его подмены на время отсутствия (отпуск, командировка, болезнь и т.п.) специалистом, отвечающим требованиям указанного параграфа. Ответственность указанного специалиста за функционирование СУБ должна быть документально оформлена. Для решения вопросов, связанных с технической эксплуатацией флота, судоремонтом, освидетельствованием и предотвращением загрязнения окружающей среды, иметь одного специалиста (судовой механик, судовой электромеханик), имеющего квалификацию не ниже II разряда и рабочий диплом старшего механика самого крупного судна, эксплуатируемого компанией, с условием его подмены на время отсутствия (отпуск, командировка, болезнь и т.п.) соответствующим специалистом, принятым на работу временно. Минимальные требования к структуре средней компании Средняя судовладельческая компания (эксплуатирующая от 6 до 12 промысловых судов), помимо назначенного лица, указанного в пункте 8.5.22, обязана иметь в своей структуре как минимум два подразделения, подчиняющихся заместителю Генерального директора по безопасности мореплавания, одно подразделение, отвечающее за безопасность мореплавания, ведение промысла и радиосвязь, а также подразделение, курирующее техническую эксплуатацию судов и предотвращение загрязнения окружающей среды. Численность вышеупомянутых подразделений и квалификация специалистов в каждом конкретном случае согласовывается с Государственной администрацией морского рыбного порта, к которому приписаны суда. При этом используется следующий критерий: на пять - шесть судов компании - один куратор по каждой специальности, включая назначенное лицо (по вопросам безопасности мореплавания, технической эксплуатации и предотвращения загрязнения), и один куратор на 12 судов по радиосвязи и электронавигационному оборудованию. Минимальные требования к структуре крупной компании Крупная судовладельческая компания (эксплуатирующая свыше 12 промысловых судов) должна, помимо ответственного лица по безопасности мореплавания и ведения промысла, включить в управленческую структуру должность главного инженера (или иное должностное лицо в ранге заместителя Генерального директора), на которого возлагается руководство технической эксплуатацией флота, вопросы ремонта судов, координация сотрудничества с классификационным обществом по техническим вопросам. Радиотехническая служба (отдел), по усмотрению руководства компании, может входить в состав службы безопасности мореплавания. При определении количественного состава сотрудников каждой службы (отдела) используется следующий приблизительный критерий: - по вопросам безопасности мореплавания и ведения промысла - один куратор на 6 судов; - по вопросам механико - судовой службы и предотвращения загрязнения - один куратор на 6 судов; - по вопросам связи и электрорадионавигации - один куратор на 12 судов. Малая рыбопромысловая компания может заключить "Договор об обслуживании в области обеспечения безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения" с крупной судовладельческой компанией или фирмой, специализирующейся на оказании подобных услуг и имеющей соответствующее свидетельство ГКР РФ. Указанный договор в обязательном порядке подлежит согласованию с Государственной администрацией морского рыбного порта и регистрации в Госкомрыболовстве РФ. При согласовании "Договора об оказании услуг в области безопасности мореплавания", в обязательном порядке необходимо проверять соответствие количества кураторов критериям, приведенным выше, с количеством судов, взятых на обслуживание. Компания, взявшая на себя обязательство по обеспечению безопасности мореплавания и ведению промысла другой компании или других компаний, несет ответственность за состояние ее (их) СУБ наравне с судовладельцем и в ней должна быть внедрена и освидетельствована собственная СУБ. Договор не освобождает компанию от обязанности иметь в постоянном штате назначенных лиц. Аудитору должны быть предоставлены объективные доказательства о выполнении указанных выше требований. 8.5.22. 4. Назначенное лицо (лица) "В целях обеспечения безопасной эксплуатации каждого судна и осуществления связи между компанией и находящимися на судах лицами каждая компания, соответственно, должна назначить лицо или лиц на берегу, имеющих прямой доступ к руководству на самом высоком уровне управления. Ответственность и полномочия назначенного лица или лиц должны включать контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращением загрязнения, связанных с эксплуатацией каждого судна, а также обеспечение предоставления достаточных ресурсов и оказания соответствующей помощи на берегу по мере необходимости". Назначенное лицо должно быть квалифицированным, компетентным и профессионально подготовленным в области обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения. Для обеспечения прямого доступа к руководству компании на самом высоком уровне управления назначенное лицо должно быть в ранге не ниже заместителя руководителя рыбопромысловой компании и иметь: - морское образование по специальности "Судовождение на морских путях", - звание лица командного состава по рабочему диплому не ниже чем это предусмотрено "Положением о дипломировании персонала рыбопромыслового флота РФ" для самого крупного судна, эксплуатируемого компанией, - иметь стаж работы в должности капитана рыбопромысловых судов не менее трех лет и в береговых подразделениях компании, осуществляющих контроль за безопасной эксплуатацией судов, - объективное доказательство прохождения подготовки по утвержденной администрацией программе, удостоверяющее знание и понимание МКУБ. Назначенное лицо должно проводить анализ и накопление информации, влияющей на безопасную эксплуатацию каждого судна, начиная с первичной информации от капитана судна и заканчивая проведением внутреннего аудита. Для формирования взаимоотношений и взаимопонимания между назначенным лицом и судовым персоналом назначенное лицо должно посещать суда. Если назначенное лицо не посещает суда, аудитор должен тщательно проверить эффективность работы линий связи между судном и берегом. Кроме того, отсутствие таких визитов может служить доказательством недостаточности выделяемых ресурсов, в соответствии с требованиями п. 3.3 МКУБ. Если капитан рыбопромыслового судна является владельцем компании, эксплуатирующей только это судно, и все функции по управлению безопасностью и предотвращением загрязнения выполняются на борту судна, то назначенное лицо на берегу не требуется. 8.5.23. 5. Ответственность и полномочия капитана 8.5.24. Параграф 5.1 "5.1. Компания должна четко определить и оформить в виде документов ответственность капитана в отношении:". В соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ и Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ капитан является высшим должностным и доверенным лицом компании на судне. Компания должна определить и документально оформить ответственность и обязанности капитана с учетом организационной структуры, типа судна и вида его эксплуатации. 8.5.25. Параграф 5.1.1 "1. реализации политики компании в области безопасности и защиты окружающей среды;". Внедрение системы управления безопасностью на борту судна является ответственностью капитана. Для выполнения эффективного внедрения СУБ судна капитан должен получить необходимую помощь от береговых подразделений и иметь объективное доказательство прохождения обучения по утвержденной администрацией программе, удостоверяющее знание и понимание МКУБ. Эффективность работы СУБ судна должна проверяться внутренними аудиторами компании. 8.5.26. Параграф 5.1.2 "2. побуждения экипажа к соблюдению этой политики;". Компания должна подробно познакомить, как минимум, старший комсостав с системой управления безопасностью компании с тем, чтобы обеспечить понимание им целей и политики в области управления безопасностью и предотвращением загрязнения. Обязанностью капитана является передача и разъяснение этой информации остальному экипажу и побуждение его к соблюдению требований компании с объяснением выгоды, которую получит судовой персонал от соблюдения политики компании по этому вопросу. Данная цель может быть достигнута посредством бесед капитана или назначенного им старшего комсостава с членами экипажа при назначении на судно, при проведении учебных тревог и внутреннего аудита СУБ. Эффективность реализации политики в области безопасности и предотвращения загрязнения должна быть проверена аудитором посредством опроса членов экипажа. 8.5.27. Параграф 5.1.3 "3. издания соответствующих приказов и инструкций в ясной и простой форме;". Приказы капитана по судну, записи в журнале распоряжений по вахте на мостике, расписания по тревогам и т.д. должны выполняться на рабочем языке компании и излагаться в простой форме, исключающей возможность двойного толкования. 8.5.28. Параграф 5.1.4 "4. проверки выполнения предъявляемых требований; и". Процесс проведения проверок на судне должен быть непрерывным и выполняться теми лицами экипажа, кто получил на это соответствующие полномочия от капитана. Указанные полномочия должны быть оформлены документально. Общая ответственность за проведение проверок, касающихся безопасности и эффективности работы судна, лежит на капитане. Итоги проверок должны быть документально оформлены в виде контрольных листов, обзоров и регулярных или периодических отчетов. Когда это необходимо, документы должны быть подписаны проверяющим лицом. Результаты проверок должны подтвердить, что СУБ функционирует правильно, а сами проверки проводятся квалифицированным персоналом, назначенным для их выполнения. Основные моменты работы СУБ, требующие проверки: - правильность внедрения и функционирования СУБ; - что все процедуры и инструкции СУБ понимаются персоналом и используются в качестве руководства к действию; - что персонал понимает свои должностные обязанности и следует им; - что проводится ознакомление вновь пребывающего члена экипажа; - что учения, связанные с безопасностью и предотвращением загрязнения, проводятся регулярно в соответствии с судовым планом; - что обязательные нормы и правила известны персоналу и используются им в повседневной работе; - что система технического обслуживания охватывает все составные части судна; - что судно имеет все необходимые документы и сертификаты для выполнения планируемого рейса. Аудитор осуществляет инспекцию выполнения требований пункта 5.1.4 путем непосредственного просмотра документально оформленных материалов о проверках и/или во время бесед с членами экипажа. 8.5.29. Параграф 5.1.5 "5. пересмотра СУБ и передачи сообщений о недостатках СУБ береговым службам управления". Капитан несет ответственность за своевременность передачи информации о любых изменениях и недостатках в СУБ, относящихся к эксплуатации судна. Информация о недостатках или несоответствиях в СУБ должна включать предложения по корректирующим действиям и, по возможности, рекомендации по улучшению СУБ. Компания должна определить периодичность и процедуру анализа СУБ со стороны капитана, которая должна выполняться не реже одного раза в год. К анализу СУБ может привлекаться старший комсостав. Лучше всего выполнять анализ на основе данных, получаемых при проведении внутреннего аудита. Любые выводы и рекомендации, вытекающие из анализа, должны быть переданы в компанию для изучения и одобрения, и только после этого могут быть внедрены на борту судна. 8.5.30. Параграф 5.2 "5.2. Компания должна обеспечить, чтобы СУБ, применяемая на судне, содержала четкое подтверждение полномочий капитана. Компания должна установить в СУБ, что капитан обладает основными полномочиями и ответственностью для принятия решений относительно безопасности и предотвращения загрязнения, а также для обращения к компании с просьбой об оказании необходимой помощи". В соответствии с международным правом капитан обладает наивысшими полномочиями на борту судна. Поэтому СУБ должна в обязательном порядке содержать это положение и указание на то, что капитан имеет полную свободу действий, которые необходимо предпринять для безопасности экипажа, окружающей среды, судна и груза. Высшие полномочия капитана применимы во всех обстоятельствах. Аудитор должен проверить, что компания документально оформила полномочия и ответственность капитана в отношении судовых операций, предписанных Резолюцией ИМО A.443(XI) "Решение капитана относительно безопасности на море и защиты морской среды". 8.5.31. 6. Ресурсы и персонал Одним из фундаментальных требований МКУБ является ресурсное обеспечение СУБ компании, и практически все разделы Кодекса в той или иной степени затрагивают этот вопрос. Под ресурсами понимаются: - персонал; - материальные ресурсы; - финансовые ресурсы; - нормативно - правовые документы, определяющие порядок исполнения работ и проверок. Главным элементом СУБ компании является персонал. Для осуществления промысла, обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения и достижения своих уставных целей компания должна набирать квалифицированный, компетентный и профессионально подготовленный персонал. Минимальные требования к численности берегового персонала приведены в комментариях к параграфу 3.3 МКУБ. В процессе освидетельствования аудитор должен проверять достаточность выделяемых компанией материальных и финансовых ресурсов на создание и поддержание своей СУБ. Требования к нормативно - правовой документации, как одному из ресурсов, сформулированы в главе 11. 8.5.32. Параграф 6.1.1 "6.1. Компания должна обеспечить, чтобы капитан: 1. имел надлежащую квалификацию для управления судном;". До назначения на судно компания должна проверить квалификацию капитана и удостовериться, что он имеет: - морское базовое образование, для крупнотоннажных судов - высшее морское базовое образование; - дипломы, сертификаты и свидетельства, предусмотренные международными и национальными нормативно - правовыми документами, удостоверяющие квалификацию, компетентность, профессиональную подготовленность и медицинскую пригодность к морской службе; - достаточный опыт практической деятельности, подтвержденный стажем работы капитаном, дублером капитана на судах; - аттестацию ГКР РФ, подтверждающую квалификацию, компетентность, профессиональную и деловую подготовленность к должности капитана, а также отзывы, полученные от других работодателей; - объективное доказательство прохождения подготовки по утвержденной ГКР РФ программе, удостоверяющее знание и понимание МКУБ, и отвечает дополнительным требованиям, установленным компанией. 8.5.33. Параграф 6.1.2 "2. был полностью осведомлен о СУБ компании; и". Компания должна обеспечить, чтобы капитан хорошо знал все установленные требования, относящиеся к безопасности управления и предотвращению загрязнения и регламентируемые МКУБ, и был полностью знаком с СУБ компании. Аудитор должен оценить знания капитана о МКУБ и СУБ компании в период освидетельствования судна. Аудитору должны быть представлены отчетные документы об участии капитана в регулярных совещаниях с руководством компании, об участии в работе семинаров и прохождении специальной подготовки по МКУБ. 8.5.34. Параграф 6.1.3 "3. получал необходимую поддержку для безопасного выполнения своих обязанностей". В СУБ судна должна быть включена информация о назначенном лице и других контактных лицах из числа берегового персонала компании, облеченных соответствующими полномочиями для оказания необходимой поддержки капитану при выполнении им своих обязанностей для того, чтобы при необходимости капитан мог обратиться к ним и получить помощь и поддержку в любое время. Примерами оказания капитану необходимой поддержки могут служить: - своевременное обеспечение судна всем необходимым снабжением; - внимательное и быстрое реагирование на обнаруженные недостатки в СУБ. Аудитор по МКУБ должен получить объективные доказательства получения поддержки капитаном со стороны берегового персонала компании. 8.5.35. Параграф 6.2 "6.2. Компания должна обеспечить, чтобы каждое судно было укомплектовано квалифицированными, дипломированными и годными в Страницы: 1 2 |