Страницы: 1 2 ОБ ОСНАЩЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. МОСКВЫ УЧЕБНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ, ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 13 июня 2000 г. N 449 (ПРМ) Состояние оборудования в образовательных учреждениях города в целом за последнее десятилетие существенно ухудшилось. Во многих образовательных учреждениях не хватает лабораторного и демонстрационного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, спортивного инвентаря и снарядов, крайне бедна развивающая и игровая среда для начальной школы, отсутствуют химические реактивы и другие расходные материалы. В связи с этим не выполняются минимальные требования по преподаванию многих предметов. Особо следует отметить низкий уровень оснащенности образовательных учреждений средствами информационных технологий, необходимых для преподавания различных предметов на современном уровне. Техника, установленная в 1986-1992 годах, в большинстве своем не пригодна к эксплуатации и не соответствует гигиеническим требованиям. На сегодня в 75% образовательных учреждений необходимо заменить имеющиеся компьютеры. Неблагополучно обстоит дело с оснащением учреждений профессионального, дошкольного и дополнительного образования учебным оборудованием. По основным видам оборудования уровень обеспеченности учреждений московского образования не превосходит 20%. Отсутствие учебного оборудования приводит к существенному снижению качества преподавания, невозможности достижения важнейших образовательных целей, перегрузке учащихся, ухудшению здоровья, углублению социального неравенства в возможностях получения качественного образования. В целях обеспечения современного уровня оснащения образовательных учреждений учебным оборудованием, наглядными пособиями, средствами информационных и коммуникационных технологий и дальнейшего развития системы образования города Правительство Москвы постановляет: Утвердить: 1.1. Программу оснащения образовательных учреждений Москвы компьютерной техникой и программным обеспечением (приложение 1). 1.2. Программу оснащения образовательных учреждений Москвы учебным оборудованием (приложение 2). 2. Утвердить состав Координационного совета по реализации программ, утвержденных настоящим постановлением (далее - Совет) (приложение 3). 3. Координационному совету по реализации вышеуказанных программ до 01.07.2000 представить в Правительство Москвы на утверждение Положение о Совете. 4. Управлению бюджетного планирования городского заказа при распределении средств, выделяемых Комплексу социальной сферы, ежегодно начиная с 2001 года предусматривать расходы на оснащение общеобразовательных школ учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой в объемах, установленных программами. 5. Префектам административных округов по заявкам окружных управлений образования, согласованным с Московским комитетом образования и районными Управами, при формировании смет расходов по целевым бюджетным фондам развития территорий предусматривать средства на оснащение школ учебным оборудованием и компьютерной техникой. 6. Московскому комитету образования, префектам административных округов, Управлению бюджетного планирования городского заказа изыскивать внебюджетные источники финансирования на реализацию программ, в том числе в рамках инвестиционных проектов. 7. Руководителю Комплекса социальной сферы по результатам выполнения городского бюджета в 2000 году внести на рассмотрение Правительства Москвы предложения по использованию сверхплановых поступлений в бюджет города Москвы на оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием и компьютерной техникой. 8. Департаменту науки и промышленной политики, Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства, Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в г.Москве, совместно с Московским комитетом образования подготовить и представить до 01.11.2000 в Управление бюджетного планирования городского заказа предложения по проведению конкурса на размещение городского заказа на промышленных предприятиях по оснащению образовательного процесса средствами информационных технологий и учебным оборудованием, а также о мерах по выполнению этого заказа, в том числе льготах по налогам, коммунальным платежам, льготным кредитам в 2001 г. 9. Управлению бюджетного планирования городского заказа совместно с Московским комитетом образования, Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Департаментом науки и промышленной политики и ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" проводить конкурсы производителей и поставщиков продукции и услуг по программам. 10. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства содействовать оснащению образовательных учреждений учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой в соответствии с образовательными проектами, предусмотренными Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства на 2000 г. и 2001-2003 гг. 11. Комитету труда и занятости: 11.1. Обеспечить поддержку создания рабочих мест на предприятиях по производству учебного оборудования, технических средств и компьютерной техники. 11.2. Обеспечить поддержку создания рабочих мест в образовательных учреждениях по производству, использованию и обслуживанию учебного оборудования, технических средств и компьютерной техники. 12. Комитету труда и занятости, Московскому комитету образования совместно с префектом Юго-Западного административного округа обеспечить использование производственных возможностей завода "Чайка" для ремонта оборудования учреждений образования с использованием труда учащихся и студентов. 13. ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" по заказу сформировать и представить по согласованию с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы на утверждение в установленном порядке до 01.10.2000 городскую программу разработки и адаптации специализированного программного обеспечения и образовательных информационных ресурсов для московского образования, а также проект предоставления всем образовательным учреждениям высокоскоростного доступа к сети Интернет, создания центрального вычислительного центра, городского сервера информационных ресурсов для методической работы, повышения квалификации московских учителей и самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. 14. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы в 2000 году разработать порядок списания устаревшего и не подлежащего ремонту учебного оборудования, технических средств и компьютерной техники в системе образования. 15. Префекту Центрального административного округа совместно с министром Правительства Москвы по вопросам информации и общественно-политических связей Музыкантским А.И., Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы, Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Московским комитетом образования до 01.07.2000 проанализировать выполнение фирмой ООО "ИБМ Восточная Европа/Азия Лтд." условий договора аренды здания по улице Бахрушина, д.18 для решения задачи оснащения компьютерной техникой школ города. 16. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы совместно с Московским комитетом образования по мере высвобождения вычислительной техники в городских организациях готовить проекты распоряжений Мэра Москвы о передаче данной техники в образовательные учреждения и обеспечении необходимого финансирования и оформления работ по инвентаризации, тестированию, ремонту, дооснащению и усовершенствованию передаваемой техники, комплектации ее программным обеспечением. 17. Согласиться с предложениями Министерства образования Российской Федерации о проработке основных направлений совместной работы Правительства Москвы и Министерства образования Российской Федерации в рамках Федеральной программы развития образования на 2000-2005 гг. с совместным финансированием из федерального бюджета и бюджета города Москвы. 18. Московскому комитету образования: 18.1. Постоянно вести паспортизацию и мониторинг состояния имеющегося и передаваемого оборудования для оснащения образовательных учреждений. 18.2. Просить Совет ректоров вузов Москвы и Московской области проработать вопрос использования потенциала вузов в решении задач информатизации образования. 18.3. Создать в 2000 году на ВВЦ постоянно действующую выставку "Москва-образованию регионов". 18.4. Создать до 01.01.2001 производственно-ремонтные участки в учреждениях профессионального образования для обслуживания и ремонта оборудования с привлечением труда учащихся и студентов. 18.5. Организовать текущее обслуживание и модификацию компьютеров всех образовательных учреждений через производственно-ремонтные участки в учреждениях профессионального образования. 18.6. При проведении реконструкции и капитального ремонта зданий образовательных учреждений предусматривать расходы на оснащение учебным оборудованием в рамках утвержденных программ. 18.7. Создать в 2000-2001 гг. межшкольные компьютерные инфоцентры, как ядро городской школьной компьютерной сети, на базе Северного, Юго-Западного, Юго-Восточного, Северо-Восточного, Зеленоградского и других административных округов с использованием межшкольных учебных комбинатов. 18.8. Запретить образовательным учреждениям приобретение, получение и эксплуатацию компьютерной техники, не имеющей гигиенического заключения учреждений Госсанэпиднадзора о соответствии санитарным правилам. 18.9. Ежегодно пересматривать и утверждать в установленном порядке технологические характеристики минимального уровня оснащенности образовательных учреждений. 18.10. Обеспечить соблюдение гигиенических требований при реализации программ в части разработки нормативной базы, аттестации образовательных учреждений, развития производственной базы, повышения квалификации преподавателей (гигиенического обучения). 18.11. Обеспечить постоянный производственный контроль за выполнением санитарных правил при эксплуатации оборудования, технических средств и компьютерной техники в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.02.2000 N 118 "О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил". 19. Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве обеспечить надзор за выполнением санитарных правил при вводе в эксплуатацию и последующей эксплуатации оборудования, технических средств и компьютерной техники в образовательных учреждениях. 20. Московскому комитету образования доложить в декабре 2000 года Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления. 21. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л.И. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 13 июня 2000 г. N 449 Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 13 июня 2000 года N 449 ПРОГРАММА ОСНАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ И ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ 2000 г. 1. Паспорт программы -------------------------------------------------------------------------- | Наименование программы | Программа оснащения образовательных | | | учреждений Москвы компьютерной техникой и | | | программным обеспечением. | |------------------------|-----------------------------------------------| | Основание разработки | Поручение Премьера правительства | | | Москвы от 29.09.1999 г.; | | | Программа "Столичное образование-2". | |------------------------|-----------------------------------------------| | Государственный | | | заказчик | Правительство Москвы. | |------------------------|-----------------------------------------------| | Разработчик программы | Комитет образования. | |------------------------|-----------------------------------------------| | Цель программы | Обеспечить образовательные учреждения | | | компьютерной техникой и телекоммуникационными | | | средствами в объеме, необходимом для | | | реализации образовательных задач. | |------------------------|-----------------------------------------------| | Задачи программы | Вывод всех образовательных учреждений города | | | к 2001 году на минимальный уровень оснащения | | | , а к 2005 году на оптимальное оснащение по | | | различным уровням. Вывод образовательных | | | учреждений на уровень, соответствующий | | | образовательным задачам каждого учреждения. | | | Создание системы комплексного формирования | | | информационнообразовательной среды. | | | Обеспечение развития образовательной системы | | | города в соответствии с технологическим | | | прогрессом общества. | |------------------------|-----------------------------------------------| | Сроки реализации | 2001 - 2005 гг. | | программы | | |------------------------|-----------------------------------------------| | Исполнители основных | Комитет образования; | | мероприятий | Окружные управления образования; | | | Префекты административных округов. | |------------------------|-----------------------------------------------| | Объемы и источники | Финансовые затраты на реализацию | | финансирования | программы в 2001-2005 году составят | | Программы | 1803,0 млн. руб. Бюджетное финансирование | | | Комитетов и Управлений. Внебюджетные | | | источники финансирования | |------------------------|-----------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | Оснащение учреждений образования необходимыми | | результаты программы | современными средствами компьютерной техники, | | | программным обеспечением, средствами | | | телекоммуникаций и обеспечение их | | | эффективного использования. | |------------------------|-----------------------------------------------| | Контроль за | Контроль за реализацией Программы | | исполнением Программы | осуществляет Правительство Москвы. | -------------------------------------------------------------------------- 2. Характеристика проблемы 2.1. Введение Городская программа "Столичное образование - 2" в качестве высших целей образования провозглашает: "Профессиональная компетентность, предприимчивость, многоискуссность, упорство в достижении цели, гражданская ответственность - качества личности, в которых нуждается современное российское общество", что определяет приоритетные направления развития московского образования. Условием решения новых образовательных и воспитательных задач, безусловно, является развитие образовательной инфраструктуры. Для реализации основных задач программы необходимо сосредоточение сил. На сегодня информационные технологии становятся средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. Москва обязана занимать ведущее место в создании и развитии информационной инфраструктуры в образовании. 2.2. Обоснование проблемы Важнейшим механизмом решения задач столичного образования является региональный базисный учебный план, разработанный московским Комитетом образования с учетом федерального базисного учебного плана (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.98 N 322) и в соответствии с действующими СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", раздел 2.9. Наряду с другими предметами и образовательными областями, региональный компонент представлен информатикой и информационными технологиями, введенными в образовательную область "Технология". При этом обучающийся имеет право выбора предметов и видов деятельности, вплоть до участия в формировании индивидуальной образовательной программы. Современная образовательная практика требует комплексного формирования информационной образовательной среды. Техническое оснащение рассматривается не просто как обеспечение компонента образовательной области информатики, а как способ решения всего комплекса образовательных задач обучения, воспитания, развития, задач управления образовательным процессом. Современная информационная инфраструктура школы (локальная сеть, доступ в Интернет), решая задачи учебного, воспитательного и административного процессов, должна являться прообразом той современной информационной среды, с которой выпускники сталкиваются уже сегодня. Школа должна иметь возможность обеспечивать и технологически поддерживать учащихся, находящихся на домашней форме обучения. По результатам анализа реальной ситуации на сентябрь 1999 года более 1000 учреждений нуждаются в установке или замене компьютерных классов. Существенно уменьшился срок жизни поколений техники, быстро обновляются типовые программные среды. В большинстве школ города невозможно вести преподавание типовой среды Windows 95, на которой работает подавляющее большинство пользователей персонального компьютера в России. В настоящее время ситуацию со средствами вычислительной техники в школах Москвы можно считать критической (см. информационноаналитические материалы). Техника, установленная в учреждениях образования в 1986-1992 годах, практически непригодна к эксплуатации. Существующие темпы оснащения школ не закрывают растущую потребность в оборудовании. 3. Основные задачи программы Программа рассчитана на выправление сложившейся ситуации к 2001 году и на решение задач максимального проникновения информационных технологий в педагогический процесс к 2005 году. Средства информационных технологий по общемировой тенденции занимают все более весомое место в преподавании всех предметов, и в целом, в жизни школы. Многие развитые страны (например, Великобритания, Дания) зафиксировали норматив оснащенности средствами вычислительной техники как 7-12 учащихся на 1 компьютер. В США уже несколько лет успешно реализуется федеральная программа по подключению всех школ к сети Интернет. В каждой столичной школе должен быть современный компьютерный класс, обеспечивающий работу по всем педагогическим системам. Полноценное использование компьютерного класса предполагает решение задач внеклассной, кружковой работы, дополнительного, в частности, дистантного образования, развития индивидуальных образовательных траекторий, проведение интегрированных курсов. При определении стратегии оснащения необходимо найти эффективный компромисс между равномерным и целевым распределением ресурсов, выделяемых на информатизацию. В соответствии с современными тенденциями развития образования при оценке оснащенности образовательных учреждений средствами информационных технологий необходимо говорить не о количестве в школе компьютеров неопределенного качества, а об уровне оснащенности учреждения. В области информационных технологий тот или иной уровень оснащенности означает не только количество компьютерных классов, но и оснащение других, не менее важных компонентов образовательной среды - предметных кабинетов, образовательных областей, воспитательного и административного компонента. В соответствии с этим подходом можно выделить: минимальный (1), оптимальный (2), перспективный (3) уровни информационно-образовательной оснащенности учреждения (см. информационно-аналитические материалы). На настоящий момент в более 70% учреждений Москвы техника либо совсем отсутствует, либо установлена отечественная или зарубежная техника, которая давно исчерпала свои ресурсы и не соответствует уровню, обеспечивающему образовательный процесс. Выход на минимальный уровень и выше требует не только оборудования или переоборудования дополнительного компьютерного класса, но и обеспечения школьной информационной среды во всех ее компонентах. Это требует оснащения рабочих мест учителя-предметника,администратора, библиотекаря; в перспективе - оборудования школьной медиатеки и актового зала, создания внутришкольной сети и подключения к скоростному Интернету (см. информационно-аналитические материалы). Разработка плана оснащения образовательных учреждений средствами информационных технологий требует тщательного анализа текущей ситуации. Приоритетные направления развития системы образования определяют оптимальную стратегию оснащения, которая в кратчайшие сроки с минимальными затратами позволит вывести учреждения образования на уровень оснащенности, соответствующий образовательным задачам каждого учреждения, обеспечивающий эффективное развитие образовательной системы в темпе, соответствующем технологическому прогрессу общества. 4. Основные цели и принципы программы 4.1. Цели программы Массовая школа Обеспечение равных прав ученикам - обеспечение минимального уровня оснащенности для всех учреждений Воспитание Оторвать детей от улицы - обеспечение технических условий для внеклассной работы (Интернет, мультимедиа) Обеспечение и развитие экспериментальной деятельности Поддержать экспериментальную работу - поддержать перспективной техникой активных педагогов и учеников Обеспечение учебного процесса Обеспечение технической базой, минимально достаточной для преподавания обязательного минимума содержания предметов согласно приказу N 56 от 30.06.99 г. Министерства образования РФ. По уровням оснащенности К 2001 году выйти на уровень оснащенности, удовлетворяющий нормам обеспечения учебного процесса - обеспечить наличие компьютерного класса минимального уровня в каждой школе К 2005 году обеспечить: - перспективный уровень оснащения не менее в 30 проц. школ - оптимальный уровень оснащения не менее в 40 проц. школ - удовлетворительный уровень оснащения не менее 30 проц. школ (см. информационно-аналитические материалы) 4.2 Принципы программы В столичной школе должен быть компьютер Основные современные функции применения компьютерного класса в школе: - индивидуальная траектория образовательного пути учащегося; - мониторинг (срезы знаний, тестирование); - административные задачи; - поддержка шести педагогических систем (дистантное образование, дети-инвалиды, надомники); - предмет информатика; - компьютерная поддержка преподавания предметов; - система внешних коммуникаций школы - электронная почта, Интернет; - разработка новых интегрированных курсов с использованием компьютерных технологий; - кружки, факультативы, творческие мастерские; - повышение квалификации учителей-предметников. Основные подходы к организации оснащения: - сочетание равномерного и целевого оснащения ; - отличия в требованиях к уровням оснащенности по сравнению с федеральными - в Москве более высокие требования; - оснащение рассматривается как ресурс для решения всех педагогических и управленческих задач учреждения; - для современной организации педагогического процесса одного компьютерного класса в школе недостаточно; - наличие второго компьютерного класса в школе обязательно должно приводить к вводу компьютерной поддержки преподавания предметов; - оснащение компьютерными классами должно дополняться оснащением единичными компьютерами предметных лабораторий (физика, химия, история), администрации, библиотеки. 5. Механизмы реализации 5.1. Уровни оснащения учреждений Уровень оснащения учреждения - это соответствие имеющейся техники существующим на данный момент образовательным нормам и стандартам (см. информационно-аналитические материалы) Поколение оснащения - это совокупность технических средств и программных платформ, поставлявшаяся в определенное время. Каждое поколение имеет свой срок жизни, образовательные, информационно-технологические и эксплуатационные критерии (см. информационно-аналитические материалы). Первым шагом в построении схемы действий по оснащению является определение уровня информатизации, исходя из конкретных социально-экономических условий, стратегических и текущих целей системы образования в целом и конкретного образовательного учреждения в частности. Отсутствие компьютеризации не обеспечивает режима функционирования образовательного учреждения в части выполнения федерального учебного плана и обеспечения образовательных норм в области информационных технологий. Выход на минимальный уровень информатизации учреждения соответствует его функционированию в режиме развития; он обеспечивает преподавание информационных технологий в рамках базисного компонента регионального учебного плана. К этому уровню можно отнести экстенсивное распространение и первоначальное насыщение вычислительной техникой образовательных учреждений. Одновременно, на этом уровне намечается формирование основ информационной культуры учащихся, а также начало компьютерного освоения имеющихся информационных фондов в образовании. Оптимальный уровень обеспечивает развитие учреждения в режиме функционирования, он предполагает обеспечение школьного компонента регионального учебного плана в области информатизации, его можно свести к персонализации информационного фонда образовательного учреждения, что связано с интенсивным применением вычислительной техники в различных предметных областях, с переводом информационных фондов в компьютерную (машинную) форму, а также с резким возрастанием компьютерной грамотности как учащихся, так и педагогов, школьной администрации, технических служащих. Перспективный уровень соответствует развитию учреждения в режиме развития, его можно обозначить как обеспечение социализации информационных образовательных ресурсов, приводящее к возникновению высокого уровня информационной культуры всех субъектов образовательного процесса, созданию интегрированных компьютерных информационных баз знаний с удаленным доступом и при последующем развитии к полному удовлетворению растущих информационных потребностей педагогической системы. Ниже приведена технологическая характеристика оснащения учреждений, соответствующая каждому из перечисленных уровней. Технологическая характеристика уровней оснащенности образовательных учреждений Москвы на 2000-2001 гг. -------------------------------------------------------------------------- | N | Описание уровня | Технологическая характеристика | | | | оснащения | |------|------------------------|----------------------------------------| | 1 | Минимальный | Один класс III или IV поколения, | | | Удовлетворяет | локальная сеть в пределах класса; | |------|------------------------|----------------------------------------| | | региональным | базовое периферийное оборудование | | | нормам, не | (модем,2-3 принтера); | |------|------------------------|----------------------------------------| | | обеспечивает | доступ к электронной почте на один | | | общеучебного и | адрес; | |------|------------------------|----------------------------------------| | | воспитательного | доступ к Интернет по коммутируемой | | | компонентов | телефонной линии | |------|------------------------|----------------------------------------| | 2 | Оптимальный | 2-3 класса IV или V поколения; | | | Обеспечение | локальная сеть в пределах нескольких | | | учебных планов, | классов; | |------|------------------------|----------------------------------------| | | поддержка | сервер развитое периферийное | | | общеобразовательных | оборудование (сканер, принтер | | | областей, | цветной печати,видео-проектор, | | | обеспечение | электронная фото/видеокамера); | |------|------------------------|----------------------------------------| | | персонализации | 2-3 рабочих места администратора, | | | образовательного | бухгалтера,секретаря; | |------|------------------------|----------------------------------------| | | информационного | 2-3 рабочих места педагога - | | | ресурса | предметника, библиотекаря; | | | | доступ к электронной почте на | | | | несколько адресов; | |------|------------------------|----------------------------------------| | | | доступ к Интернет по выделенной | | | | или нескольким номерам | | | | коммутируемой телефонной линии | |------|------------------------|----------------------------------------| | 3 | Перспективный | 3 и более классов уровня IV,V | | | Обеспечение | поколений; структурированная | | | условий | локальная (общешкольная) сеть, | | | саморазвития и | сервер данных; | |------|------------------------|----------------------------------------| | | стабильности | развитое периферийное оборудование | | | технологического | (сканер, принтер цветной печати, | | | потенциала | видео-проектор, электронная фото/ | | | образования в | видеокамера, пишущий CD-ROM); | |------|------------------------|----------------------------------------| | | режиме | 2-3 рабочих места администратора, | | | социализации | бухгалтера, секретаря; | |------|------------------------|----------------------------------------| | | образовательных | 3 и более рабочих мест педагога - | | | ресурсов. | предметника, библиотекаря; | |------|------------------------|----------------------------------------| | | Обеспечение | видеопроекционная система; | |------|------------------------|----------------------------------------| | | работы в | школьная медиатека; | |------|------------------------|----------------------------------------| | | экспериментальном и | многопользовательский доступ к | | | инновационном | электронной почте и Интернет по | | | режимах | оптоволоконной или выделенной | | | | линии; | |------|------------------------|----------------------------------------| | | | информационные киоски; | | | | видеопроекционное | | | | оборудование актового зала | -------------------------------------------------------------------------- Механизмы реализации программы предполагают решение задач учебно - методического, программного,кадрового и организационно - технологического обеспечения. Поскольку основной целью настоящей программы является выход на уровень не ниже удовлетворительного, то при анализе механизмов реализации будут рассмотрены лишь три старших уровня информационно-технологической оснащенности учреждения образования. 5.2. Учебно-методическое обеспечение Предполагает отработку базы преподавания образовательных областей на соответствующем уровне оснащенности и требует: На минимальном уровне - учебно-методические комплексы обеспечения базисного компонента регионального учебного плана На оптимальном уровне - дополнительных учебно-методических комплексов сопровождения образовательных областей, работы с электронной почтой, Интернетом На перспективном уровне дополнительных учебно-методических комплексов сопровождения групповой, проектной экспериментальной и исследовательской деятельности, библиотек и баз знаний образовательных областей 5.3. Программное обеспечение Является основой эффективной эксплуатации вычислительной техники с использованием современных программно-методических разработок на базе лицензионных комплектов системного программного обеспечения, программных сред и обучающих пакетов программного обеспечения. Стоимость программного обеспечения закладывается в общую стоимость программно-аппаратных комплексов. Программное обеспечение предполагает: На минимальный уровне базового программного обеспечения курса информационных технологий. На оптимальном уровне - дополнительного сетевого ПО в компьютерных классах, комплексов программ сопровождения образовательных областей, автоматизированного библиотечного комплекса, АПК "Директор", Интернет и электронной почты. На перспективном уровне - дополнительного ПО общешкольной сети, программ поддержки почтового и файлового серверов, серверов баз данных, школьного Интранет сервера и программного оснащения медиатеки. 5.4. Кадровое обеспечение Предполагает формирование соответствующего педагогического, управленческого и технического кадрового потенциала, способного в полной мере реализовать в учреждении образовательные программы соответствующего уровня. Кадровое обеспечение должно быть включено в систему мероприятий по своевременной аттестации и переподготовке педагогических и административных кадров: Минимальный уровень - наличие одного или двух учителей информатики, администратора, грамотного в области информационных технологий. Оптимальный уровень - наличие 2-3 преподавателей информатики, координатора информационных технологий, 2-3 грамотных в информационных технологиях администраторов, педагогов, секретаря, библиотекаря, персонала технологического обеспечения. Перспективный уровень - наличие трех и более преподавателей информационных технологий, администратора школьной сети, координатора информационных технологий, трех и более грамотных в области информационных технологий администраторов, педагогов, зав. медиатекой, библиотекаря, персонала технологического обеспечения. 5.5. Организационное и техническое обеспечение При организации оснащения образовательных учреждений необходимо отработать процедуру получения, подготовки к эксплуатации, распространения и последующей технической и методической поддержки использования техники. В информационно-анатических материалах приведен список необходимых мероприятий и содержание работ по дооснащению и вводу в эксплуатацию передаваемой в Московский комитет образования высвобождаемой техники. Организационные и методические задачи сформулированы в разделе 7 данного документа - Плане мероприятий. 6. Этапы и сроки реализации программы 6.1. Обеспечение оснащения учреждений по уровням Обеспечить образовательные учреждения компьютерной техникой и телекоммуникационными средствами в объеме необходимом для реализации образовательных задач. Вывод всех образовательных учреждений города к 2001 году на уровень оснащения соответствующий минимальному, а к 2005 году - на равномерное оснащение по различным уровням, обеспечивающим создание системы комплексного формирования информационно-образовательной среды и обеспечивающим эффективное развитие образовательной системы в темпе, соответствующем технологическому прогрессу общества. Диаграмму см. в подлиннике. ------------------------------------------------------------------- | Уровень/Годы | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | | оснащения | | | | | | |---------------|---------|---------|---------|---------|---------| | Перспективный | 2% | 9% | 16 % | 23% | 30% | |---------------|---------|---------|---------|---------|---------| | Оптимальный | 13% | 20% | 27% | 33% | 40% | |---------------|---------|---------|---------|---------|---------| | Минимальный | 85% | 71% | 58% | 44% | 30% | ------------------------------------------------------------------- --------------------- (Дополнительно см. информационно-аналитические материалы) 6.2 Оснащение по необходимому количеству классов -------------------------------------------------------------------- | Уровень/Годы | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | | оснащения | | | | | | |---------------|---------|----------|---------|----------|--------| | | | | | | | | Минимальный | 1058 | 0 | 0 | 0 | 0 | |---------------|---------|----------|---------|----------|--------| | Оптимальный | 0 | 100 | 100 | 100 | 100 | |---------------|---------|----------|---------|----------|--------| | Перспективный | 0 | 100 | 100 | 100 | 100 | -------------------------------------------------------------------- 6.3. Дооснащение высвобождающейся техникой В связи с модернизацией информационных систем в подразделениях Правительства Москвы в настоящее время идет высвобождение средств вычислительной техники 1995-1997 годов выпуска. Данная техника может быть передана в систему образования для оснащения учреждений. При проведении ряда дополнительных работ, в том числе с привлечением как сторонних организаций, так и учреждений профессионального образования, данная техника может быть доведена до уровня "минимальный", скомплектована в классы и установлена в образовательные учреждения. Список необходимых мероприятий и работ приведен в информационно-аналитических материалах. В случае передачи компьютерной техники из подразделений Правительства Москвы в объеме 470 компьютерных классов в образовательные учреждения города, возможно вывести часть учреждений на минимальный уровень оснащения. По мере уточнения объемов передаваемой техники общая смета оснащения подлежит корректировке. 7. План мероприятий 7.1. Материально-техническое обеспечение --------------------------------------------------------------------- | Тема | | | | |--------------------------|-------------|-----------|--------------| | Оснащение новыми | Исполнители | Сроки | Результат | | компьютерными классами | | | | |--------------------------|-------------|-----------|--------------| | Оснащение учреждений (не | Комитет | 2001-2003 | 1058 классов | | имеющих классов) одним | образования | | | | компьютерным классом | | | | |--------------------------|-------------|-----------|--------------| | Перевод учреждений с | Комитет | 2002-2005 | 400 классов | | минимального на | образования | | | | опиммальный уровень | | | | |--------------------------|-------------|-----------|--------------| | Перевод учреждений с | Комитет | 2002-2005 | 400 классов | | оптимального на | образования | | | | перспективный уровень | | | | --------------------------------------------------------------------- 7.2. Методическое обеспечение 7.2.1. Программное обеспечение -------------------------------------------------------------------------------- | Тема | Исполнитель | Результат | |---------------------------|-----------------------|--------------------------| | Организация оснащения | Учебно-методический | Создание защищенной и | | лицензионным системным | центр по | эффективной системы | | програмным обеспечением | информационно - | обеспечения пользова- | | | аналитической работе | телей современными | | | | лицензированными | | | | программными | | | | средствами | |---------------------------|-----------------------|--------------------------| | Подбор существующих | Московский институт | Создание системы | | программных средств | повышения | программной поддер- | | поддержки преподавания | квалификации | жки компьютерных | | предметов и методическая | работников | обучающих курсов | | поддержка | образования, | | | | Московский городской | | | | педагогический | | | | университет | | |---------------------------|-----------------------|--------------------------| | Подбор и внедрение | Учебно-методический | Создание системы | | программных средств для | центр по | автоматизации | | руководителей | информационно - | информационного | | учреждений образования | аналитической работе | обеспечения | | | | руководителей | | | | образования | -------------------------------------------------------------------------------- 7.2.2. Повышение квалификации ------------------------------------------------------------------------------- | Повышение квалификации | Московский институт | Создание системы | | учителей информатики | повышения квалификации | обеспечения учреждений | | и учителей-предметников | работников образования | квалифицированными | | | | педагогическими кадрами | | | | | |--------------------------|------------------------|-------------------------| | Повышение квалификации | Учебно-методический | Создание системы | | руководителей учреждений | центр по информационно | обеспечения учреждений | | образования | - аналитической | квалифицированными | | | работе, Московский | управленческими кадрами | | | городской психолого | и резервом | | | педагогический | | | | институт, Московский | | | | городской | | | | педагогический | | | | университет, Высшая | | | | школа экономики | | |--------------------------|------------------------|-------------------------| | Повышение квалификации | Учебно-методический | Создание системы | | методистов | центр по информационно | обеспечения учреждений | | | - аналитической | квалифицированными | | | работе, Московский | методическими кадрами | | | институт повышения | | | | квалификации | | | | работников образования | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------- 7.2.3. Обеспечение эксплуатации -------------------------------------------------------------------------------- | Организация школьных | Управление науки и | Обеспечение эффективной | | производств по поддержке | профессионального | экплуатации | | экплуатации средств | образования МКО | компьютерной техники, | | вычислительной техники | | создание ученических | | | | рабочих мест в системе | | | | профессионального | | | | образования | |--------------------------|-------------------------|-------------------------| | Оказание учреждениям | Учреждения | Обеспечение эффективной | | дополнительных услуг по | профессионального | системы эксплуатации | | доукомлектации и рас- | образования, | вычислительной техники | | ширению возможностей | Учебно-методический | на современном уровне | | вычислительной техники | центр по информационно | | | | - аналитической работе | | |--------------------------|-------------------------|-------------------------| | Организация городского | Учебно-методический | Обеспечение | | центра эксплуатации | центр по информационно | бесперебойной работы | | | - аналитической работе | средств вычислительной | | | | техники | -------------------------------------------------------------------------------- 8. Оценка эффективности программы и ожидаемый результат Реализация программы позволит: - оснастить все образовательные учреждения вычислительной техникой и образовательными программами на минимальном уровне для преподавания обязательного минимума содержания предметов; - обеспечить равномерное распределение между минимальным, оптимальным и перспективным уровнем оснащенности учреждений различной категории, достаточный темп обновления оборудования; - реализовать передачу в учреждения образования высвобождающейся по "проблеме 2000" техники необходимого эксплуатационного уровня; - повысить качество преподавания, обеспечить вхождение столичной школы в мировое информационное пространство, реализовать равенство прав на получение образования 9. Содержание работ по обеспечению уровней оснащенности ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Уровни | Минимальный | Оптимальный | Перспективный | |------------------------|------------------------------|----------------------------|--------------------------------| | Характеристика | Обеспечение регионального | Обеспечение школьного | Развитие содержания | | уровня | компонента учебного плана в | компонента регионального | образования с поддержкой | | | области информационных | учебного плана в области | инновационных процессов и | | | технологий | информатизации | экспериментальной деятельности | |------------------------|------------------------------|----------------------------|--------------------------------| | Учебно-методическое | Учебно-методические | Дополнительно - | Дополнительно - | | обеспечение | комплексы обеспечения | учебно-методические | учебнометодические комплексы | | | базисного компонента | комплексы сопровождения | сопровождения групповой, | | | регионального учебного плана | образовательных областей, | проектной экпериментальной и | | | | работы с электронной | исследовательской деятельности | | | | почтой, Интернет. | библиотеками и базами знаний | | | | | образовательных областей | |------------------------|------------------------------|----------------------------|--------------------------------| | Программное обеспече- | Базовое программное | Дополнительно-сетевое ПО в | Дополнительно-ПО общешкольной | | ние | обеспечение курса | компьютерных | сети, почтовый и файловый | | | информационных технологий | классах,комплексы программ | сервера, сервер баз данных, | | | | сопровождения нескольких | школьный Интранет сервер и | | | | образовательных областей, | программное оснащение | | | | автоматизированный | медиатеки | | | | библиотечный комплекс, АПК | | | | | "Директор", Интернет и | | | | | электронная почта | | |------------------------|------------------------------|----------------------------|--------------------------------| | Кадровое обеспечение | Наличие одного или двух | Наличие 2-3 препод. инф. | Наличие 3 и более | | | учителей информатики, | координатора | преподавателей информационных | | | грамотного* администратора | информационных технологий, | технологий, администратора | | | | 2-3 грамотных* | школьной сети, координатора | | | | администраторов, | информационных технологий, 3 и | | | | педагогов, секретаря, | более грамотных * | | | | библиотекаря, персонала | админстраторовов, педагогов, | | | | технологического | зав. медиатекой, библиотекаря, | | | | обеспечения | персонала технологического | | | | | обеспечения | |------------------------|------------------------------|----------------------------|--------------------------------| | Информационно-техноло- | Один класс III или IV | 2-3 класса IV или V | 3 и более классов III, IV, V | | гическое обеспечение | поколения, локальная сеть в | поколения локальная сеть, | поколения структурированная | | | пределах класса, базовое | сервер в пределах классов, | общешкольная сеть, сервер | | | периферийное оборудование, | развитое периферийное | данных, почтовый сервер, | | | доступ к электронной почте, | оборудование, 2-3 рабочих | высоко-технологичное | | | доступ к Интернет по | места | периферийное оборудование, 2-3 | | | коммутируемой телефонной | педагога-предметника, | рабочих места администратора, | | | линии | библиотекаря, электронная | 3 и более рабочих мест | | | | почта, доступ к Интернет | педагога-предметника, | | | | по выделенной линии или | видеопроекционная станция, | | | | нескольким номерам | школьная медиатека | | | | | многопользовательский доступ к | | | | | электронной почте и Интернет | | | | | по скоростным каналам; | | | | | информационные | | | | | киоски,видеопроекционное | | | | | оборудование актового зала | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 10. Финансовый расчет и обоснование оснащения. Смета расходов по программе оснащения новой техникой компьютерных классов (тыс. руб) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Уровень | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | | оснащения |-------------------|-------------------|--------------------|---------------------|-------------------| | | кол-во | сумма | кол-во | сумма | кол-во | сумма | кол-во | сумма | кол-во | сумма | | | | тыс.руб. | | тыс.руб. | | тыс.руб. | | тыс. руб. | | тыс.руб. | |----------------|--------|----------|--------|----------|---------|----------|---------|-----------|--------|----------| | 1 | 1058 | 395000 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |----------------|--------|----------|--------|----------|---------|----------|---------|-----------|--------|----------| | 2 | 0 | 0 | 100 | 151000 | 100 | 151000 | 100 | 151000 | 100 | 150000 | |----------------|--------|----------|--------|----------|---------|----------|---------|-----------|--------|----------| Страницы: 1 2 |