Страницы: 1 2 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КЛИРИНГЕ И КЛИРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Принят Государственной Думой 28 января 2011 года Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления клиринга, требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельность и (или) функции центрального контрагента, а также правовые основы государственного регулирования клиринговой деятельности и государственного контроля за ее осуществлением. 2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении клиринга в соответствии с законом о национальной платежной системе, на отношения, возникающие в связи с осуществлением централизованных расчетов по обязательствам, возникающим из сделок, заключаемых на оптовом рынке электрической энергии и мощности в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также на клиринг обязательств, возникающих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и не связанных с размещением государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнением обязательств по таким ценным бумагам. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) внутренний учет клиринговой организации - учет обязательств участников клиринга и лица, осуществляющего функции центрального контрагента, а также учет информации об имуществе, предназначенном для исполнения обязательств, имуществе, являющемся предметом обеспечения, в том числе индивидуального и коллективного клирингового обеспечения; 2) индивидуальное клиринговое обеспечение - предусмотренный статьей 23 настоящего Федерального закона способ обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, а также иных обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом или договором (соглашением); 3) клиринг - определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств; 4) клиринговая услуга - услуга по осуществлению клиринга; 5) клиринговая деятельность - деятельность по оказанию клиринговых услуг в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга, зарегистрированными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков; 6) клиринговая организация - юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности; 7) клиринговый пул - совокупность обязательств, допущенных к клирингу и подлежащих полностью прекращению зачетом и (или) иным способом в соответствии с правилами клиринга и (или) исполнением; 8) клиринговый брокер - участник клиринга, который является стороной по договорам, заключенным на основании заявок, поданных не в его интересах другим лицом - участником организованных торгов; 9) коллективное клиринговое обеспечение - способ обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, предусмотренный статьей 24 настоящего Федерального закона; 10) контролирующее лицо - лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации; 11) неттинг - полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга; 12) организованные торги - торги, которые проводятся фондовыми биржами или иными организаторами торговли на рынке ценных бумаг, товарными биржами, валютными биржами (далее - организатор торгов); 13) оператор товарных поставок - организация, осуществляющая проведение, контроль и учет товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, получившая аккредитацию на осуществление указанных функций; 14) правила клиринга - документ (документы), утвержденный (утвержденные) клиринговой организацией и содержащий (содержащие) условия договора об оказании клиринговых услуг и требования к участникам клиринга; 15) подконтрольное лицо (подконтрольная организация) - юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица; 16) участник клиринга - лицо, которому клиринговая организация оказывает клиринговые услуги на основании заключенного с ним договора об оказании клиринговых услуг; 17) центральный контрагент - юридическое лицо, соответствующее требованиям настоящего Федерального закона, являющееся одной из сторон всех договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул. Статья 3. Договор об оказании клиринговых услуг 1. По договору об оказании клиринговых услуг клиринговая организация обязуется в соответствии с правилами клиринга оказывать участнику клиринга клиринговые услуги, а участники клиринга обязуются оплачивать указанные услуги. 2. Заключение договора об оказании клиринговых услуг осуществляется путем присоединения к указанному договору, условия которого предусмотрены правилами клиринга. 3. Участник клиринга вправе отказаться от исполнения договора об оказании клиринговых услуг только при отсутствии у него имущественных обязательств по указанному договору, а также не исполненных им обязательств, допущенных к клирингу. 4. Клиринговая организация вправе отказаться от исполнения договора об оказании клиринговых услуг с участником клиринга в случае нарушения им требований, предъявляемых правилами клиринга к участникам клиринга. При этом возмещение убытков, связанных с таким отказом, клиринговой организацией участнику клиринга не осуществляется. Статья 4. Правила клиринга 1. Правила клиринга утверждаются клиринговой организацией и подлежат регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области финансовых рынков. 2. Правила клиринга должны содержать: 1) требования к участникам клиринга; 2) указание на то, что клиринг осуществляется без участия центрального контрагента и (или) с участием центрального контрагента, а также наименование лица, осуществляющего функции центрального контрагента, если это лицо не является клиринговой организацией, утвердившей правила клиринга; 3) порядок и условия допуска обязательств к клирингу; 4) порядок проведения клиринга, в том числе порядок и условия включения обязательств в клиринговый пул (исключения обязательств из клирингового пула); 5) права и обязанности клиринговой организации, участников клиринга и лица, осуществляющего функции центрального контрагента; 6) порядок исполнения обязательств по итогам клиринга; 7) способы обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, в случае использования такого обеспечения; 8) в случае использования торговых и (или) клиринговых счетов - виды торговых и (или) клиринговых счетов и порядок совершения операций по ним; 9) перечень используемых клиринговой организацией форм внутреннего учета обязательств, допущенных к клирингу, форм внутреннего учета имущества, предназначенного для исполнения таких обязательств, и имущества, являющегося предметом обеспечения, в том числе индивидуального и коллективного клирингового обеспечения (клиринговых регистров, разделов клиринговых регистров и иных форм внутреннего учета), их назначение, а также порядок их ведения; 10) условия страхования ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, по обязательствам, допущенным к клирингу, если указанная ответственность застрахована; 11) порядок представления клиринговой организацией участникам клиринга отчетов по итогам клиринга; 12) адрес сайта в сети "Интернет", на котором осуществляется раскрытие информации клиринговой организацией (далее - сайт клиринговой организации); 13) описание мер, направленных на управление рисками при осуществлении клиринга, а также на распределение обязанностей по управлению рисками между клиринговой организацией и лицом, осуществляющим функции центрального контрагента; 14) размер и порядок оплаты услуг клиринговой организации; 15) иные положения в соответствии с настоящим Федеральным законом. 3. Требования к содержанию положений, указанных в части 2 настоящей статьи, определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. 4. Правилами клиринга может быть предусмотрено, что при совершении сделок клиринговой организацией, участниками клиринга, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, и (или) организациями, указанными в пунктах 4 - 7 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, и (или) при обмене документами между указанными в настоящей части лицами могут использоваться аналоги собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие, что документ исходит от уполномоченного на это лица. В этом случае правилами клиринга должен быть определен порядок использования аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что документ исходит от уполномоченного на это лица. 5. Если в соответствии с правилами клиринга клиринговая организация не осуществляет функции центрального контрагента, между клиринговой организацией и лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, заключается договор, определяющий обязанности сторон по управлению рисками и порядок их взаимодействия при осуществлении клиринга (далее - договор об осуществлении функций центрального контрагента). Заключение указанного договора означает присоединение лица, осуществляющего функции центрального контрагента, к правилам клиринга. Плата за определение подлежащих исполнению обязательств и подготовку документов (информации), являющихся (являющейся) основанием прекращения и (или) исполнения обязательств, с лица, осуществляющего функции центрального контрагента, может не взиматься. 6. Договор об осуществлении функций центрального контрагента не может быть расторгнут в одностороннем порядке. Действие указанного договора прекращается со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций или аннулирования лицензии на осуществление клиринговой деятельности, отзыва аккредитации лица, осуществляющего функции центрального контрагента. 7. Правила клиринга могут содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. 8. Клиринговая организация вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила клиринга. 9. Правила клиринга и вносимые в них изменения подлежат регистрации федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. 10. Правила клиринга и вносимые в них изменения вступают в силу не ранее чем через пять дней после раскрытия информации об этом в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. Установление и изменение положений об ограничении размера ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, а также изменения правил клиринга, связанные с исключением из указанных правил положений третейского соглашения или изменением третейского суда, вступают в силу не ранее чем через три месяца после раскрытия информации в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. 11. Если правилами клиринга предусмотрены способы обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, заключение отдельного соглашения об обеспечении не требуется. Глава 2. КЛИРИНГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. УЧАСТНИКИ КЛИРИНГА Статья 5. Требования к клиринговой организации и лицу, осуществляющему функции центрального контрагента 1. Клиринговой организацией или лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные организации не вправе передавать полномочия единоличного исполнительного органа другому лицу (управляющему, управляющей организации). 2. Функции центрального контрагента могут осуществлять клиринговая организация, а также кредитная организация, получившая аккредитацию на осуществление указанных функций. 3. Клиринговая организация не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по доверительному управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированного депозитария акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерного инвестиционного фонда, деятельностью негосударственного пенсионного фонда. 4. При совмещении клиринговой деятельности с деятельностью организатора торгов клиринговая организация не вправе осуществлять функции центрального контрагента, а также совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами. 5. При совмещении клиринговой деятельности с брокерской, дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами клиринговая организация не вправе осуществлять клиринг с участием центрального контрагента и функции центрального контрагента. 6. Клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана создать для осуществления клиринга одно или несколько отдельных структурных подразделений. 7. Лицо, совмещающее функции центрального контрагента с банковской деятельностью и (или) депозитарной деятельностью, не вправе осуществлять расчеты по банковским счетам и (или) счетам депо по обязательствам, стороной которых оно является, по итогам клиринга. 8. Клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у клиринговой организации в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов клиринговой организации, совмещающей клиринговую деятельность с иными видами деятельности, о котором участники клиринга или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям клиринговой организации, нанесшим ущерб интересам участника клиринга или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, клиринговая организация обязана за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. 9. Кредитная организация, осуществляющая функции центрального контрагента, не вправе осуществлять операции по привлечению денежных средств физических лиц во вклады. 10. Клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, обязаны составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". 11. Годовой отчет клиринговой организации или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность. 12. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (годовые отчеты) клиринговой организации или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, а также консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту. 13. Использование слова "клиринг", производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании иными юридическими лицами, кроме клиринговых организаций, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами. 14. Клиринговая организация обязана осуществлять хранение информации и документов, связанных с клирингом, и ежедневное резервное копирование такой информации в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. 15. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не вправе привлекать иных лиц для осуществления своих функций, прав и исполнения своих обязанностей. 16. Клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, обязаны обеспечить возможность предоставления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков документов и сведений в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью в форме, порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. 17. Клиринговая организация вправе без ограничений распоряжаться собственным имуществом, в том числе совершать сделки с ценными бумагами и заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами. 18. Клиринговая организация вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. 19. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, допущенных к клирингу. 20. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, вправе являться участником организованных торгов без лицензии, являющейся в соответствии с федеральным законом основанием для участия в таких торгах. Статья 6. Требования к органам управления и работникам клиринговой организации 1. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиринговой организации, руководитель ее филиала, главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должностное лицо или руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга, должны иметь высшее образование и соответствовать иным требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Если клиринговая организация является кредитной организацией, то требования настоящей части применяются только к руководителю структурного подразделения, осуществляющего клиринг. 2. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиринговой организации, руководитель ее филиала, должностное лицо или руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга, должны соответствовать установленным федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков квалификационным требованиям и требованиям к профессиональному опыту. Если клиринговая организация является кредитной организацией, то требования настоящей части применяются только к руководителю структурного подразделения, осуществляющего клиринг. 3. Клиринговая организация обязана иметь совет директоров (наблюдательный совет), к компетенции которого должны относиться: 1) утверждение правил клиринга; 2) утверждение документов, определяющих порядок организации и осуществления внутреннего контроля и меры, направленные на снижение рисков клиринговой организации; 3) утверждение положения о комитете по рискам и состава этого комитета; 4) утверждение документа, определяющего меры, принимаемые клиринговой организацией в чрезвычайных ситуациях и направленные на обеспечение непрерывности осуществления клиринговой деятельности; 5) решение иных вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) клиринговой организации. 4. Клиринговая организация обязана иметь коллегиальный исполнительный орган. 5. Лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, а также членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа клиринговой организации не могут являться: 1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа, входили в состав коллегиального исполнительного органа или осуществляли функции руководителя службы внутреннего контроля (контролера) финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет или если в отношении указанных лиц имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанными лицами неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства. При этом под финансовой организацией для целей настоящего Федерального закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, валютная биржа, товарная биржа; 2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации; 3) лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти; 4) лица, у которых был аннулирован квалификационный аттестат, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет. 6. Руководителем службы внутреннего контроля (контролером) клиринговой организации не могут являться лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиринговой организации, и руководитель структурного подразделения, осуществляющего клиринг. 7. В случае принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа клиринговая организация обязана одновременно с принятием указанного решения принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа или нового единоличного исполнительного органа. При этом функции временного единоличного исполнительного органа могут осуществляться только лицом, которое состоит в штате работников клиринговой организации либо входит в состав ее совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа. Лицо, осуществляющее функции временного единоличного исполнительного органа клиринговой организации, должно отвечать требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи. Требования, установленные настоящей частью, не распространяются на кредитные организации, осуществляющие клиринговую деятельность. 8. Избрание (назначение) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа (временного единоличного исполнительного органа), руководителя службы внутреннего контроля (контролера), руководителя службы управления рисками (лица, осуществляющего управление рисками) клиринговой организации, за исключением кредитной организации, а также функции руководителя структурного подразделения клиринговой организации, созданного для осуществления клиринговой деятельности (в случае совмещения клиринговой деятельности с иными видами деятельности), допускается с предварительного согласия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. 9. Клиринговая организация обязана направить уведомление в письменной форме в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков о предполагаемом избрании (назначении) соответствующего должностного лица. Указанное уведомление должно содержать сведения, подтверждающие соблюдение требований, установленных частями 1, 2 и 6 настоящей статьи. Требования к порядку и форме предоставления указанного уведомления определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления дает в письменной форме согласие на избрание (назначение) соответствующего кандидата на должность или отказ в его избрании (назначении). Такой отказ допускается в случае несоответствия кандидата требованиям, установленным частями 1, 2 и 6 настоящей статьи, или в случае включения в уведомление неполных или недостоверных сведений. 10. Если федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков ранее было дано согласие на избрание (назначение) кандидата на должность, указанную в части 8 настоящей статьи, согласие федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков на избрание (назначение) этого кандидата на ту же должность не требуется. Клиринговая организация в этом случае обязана направить уведомление, указанное в части 9 настоящей статьи. 11. Клиринговая организация, за исключением кредитной организации, обязана уведомлять в письменной форме федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков о назначениях на должности руководителя филиала, главного бухгалтера или иного должностного лица клиринговой организации, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Клиринговая организация обязана в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей частью, уведомить федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков о лице, на которое возложены функции единоличного исполнительного органа на срок более одного месяца. 12. Клиринговая организация обязана уведомлять в письменной форме федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков об освобождении от должности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения. 13. Клиринговая организация обязана направить уведомление в письменной форме в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков об избрании (освобождении) членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов коллегиального исполнительного органа клиринговой организации в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения. Статья 7. Требования к учредителям (участникам) клиринговой организации 1. Лицом, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) клиринговой организации, распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации, не может являться: 1) юридическое лицо, зарегистрированное в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации; 2) юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации; 3) физическое лицо, указанное в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона. 2. Лицо, указанное в абзаце первом части 1 настоящей статьи, обязано направить уведомление в клиринговую организацию и федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков: 1) о приобретении им права прямо или косвенно распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации; 2) об изменении доли голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), которые составляют уставный капитал клиринговой организации и которыми оно вправе распоряжаться, более чем на 1 процент, а в случае снижения указанной доли более чем на 5 процентов - независимо от суммы сделки, в результате которой произошло такое снижение; 3) о своем соответствии (несоответствии) требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи. 3. Если уведомление, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, не получено клиринговой организацией или из указанного уведомления следует, что лицо, которое вправе прямо или косвенно распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации, не соответствует требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, указанное лицо вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 5 процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации. При этом остальные акции (доли), принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания участников клиринговой организации не учитываются. 4. Клиринговая организация в случае отсутствия уведомления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, обязана направить в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков сообщение об этом. Статья 8. Требования к собственным средствам клиринговой организации и иные обязательные нормативы 1. Минимальный размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее 100 миллионов рублей. Состав собственных средств клиринговых организаций должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков с учетом видов деятельности, с которыми совмещается ими клиринговая деятельность. 2. Клиринговая организация должна выполнять обязательные нормативы, перечень, величина и методика определения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. 3. Требования, установленные настоящей статьей, не распространяются на кредитные организации, осуществляющие клиринговую деятельность. Статья 9. Внутренний учет клиринговой организации 1. Клиринговая организация должна осуществлять внутренний учет в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. 2. Клиринговая организация вправе осуществлять ведение внутреннего учета с использованием электронных носителей информации при условии обеспечения возможности предоставления учитываемой информации на бумажных носителях. 3. Клиринговая организация обязана в соответствии с правилами клиринга предоставлять участнику клиринга информацию об обязательствах этого участника клиринга, допущенных к клирингу, а также об имуществе, предназначенном для исполнения таких обязательств, имуществе, являющемся индивидуальным обеспечением, о его доле имущества в коллективном клиринговом обеспечении. Статья 10. Внутренний контроль клиринговой организации 1. Клиринговая организация обязана организовать внутренний контроль за соответствием осуществления ею клиринговой деятельности требованиям настоящего Федерального закона и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а также правилам клиринга, учредительным документам и иным документам клиринговой организации. 2. Для организации и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация обязана назначить контролера и (или) сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету). 3. Порядок осуществления внутреннего контроля устанавливается документами клиринговой организации. Требования к указанным документам устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а если клиринговая организация является кредитной организацией, то требования к указанным документам структурного подразделения, осуществляющего клиринг, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России). Статья 11. Требования к участникам клиринга 1. Требования к лицам, которые могут являться участниками клиринга, устанавливаются правилами клиринга. Правилами клиринга могут быть определены различные группы (категории) участников клиринга и установлены требования к участникам клиринга, а также права и обязанности участников клиринга, относящихся к различным группам (категориям) участников клиринга. Требования к участникам клиринга одной группы (категории) могут отличаться от требований к участникам клиринга других групп (категорий), но должны быть одинаковы по отношению к участникам одной группы (категории). 2. Правилами клиринга должны быть установлены требования к финансовой устойчивости участников клиринга, осуществляемого с участием центрального контрагента, за исключением Банка России, а также федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к функциям которых отнесено составление и (или) исполнение соответствующего бюджета, и лиц, действующих от их имени. 3. Участники клиринга, к финансовой устойчивости которых установлены требования, обязаны предоставлять клиринговой организации отчетность, характеризующую их финансовое состояние, в объеме, порядке и сроки, которые определены правилами клиринга, а также незамедлительно уведомлять клиринговую организацию о своем несоответствии указанным требованиям. 4. Стороной договора, заключенного на организованных торгах на основании заявки, в которой указан клиринговый брокер, является такой клиринговый брокер. Указание клирингового брокера в заявке допускается при условии, что клиринговая организация получила на то согласие клирингового брокера в порядке, определенном правилами клиринга. Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КЛИРИНГА Статья 12. Клиринговый пул 1. В случаях, предусмотренных правилами клиринга, клиринговая организация вправе формировать один или несколько клиринговых пулов. 2. Порядок и условия включения обязательств в клиринговый пул устанавливаются правилами клиринга. Одно и то же обязательство может быть одновременно включено только в один клиринговый пул. В клиринговый пул могут быть включены также обязательства, возникшие по итогам клиринга обязательств, включенных в другой клиринговый пул. 3. Клиринговая организация вправе исключить обязательство из клирингового пула до исполнения этого обязательства или его прекращения по иному основанию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и (или) правилами клиринга. 4. В случае формирования нескольких клиринговых пулов клиринг проводится отдельно по обязательствам, составляющим разные клиринговые пулы. Статья 13. Осуществление клиринга с участием центрального контрагента 1. В случаях и порядке, которые предусмотрены правилами клиринга, лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения участником клиринга обязательств, допущенных к клирингу, вправе заключать договоры в отношении себя лично от имени участника клиринга, определенного клиринговой организацией, без специального полномочия (доверенности), а также без согласия участника клиринга. 2. В случаях и порядке, которые предусмотрены правилами клиринга, убытки лица, осуществляющего функции центрального контрагента, возникшие в связи с осуществлением последним указанных функций, могут распределяться между участниками клиринга. 3. Правилами клиринга может быть ограничен размер ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, включенных в клиринговый пул, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению при расторжении договора поставки. В этом случае правилами клиринга должны быть определены максимальный размер ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, в том числе в зависимости от вида имущества, являющегося предметом указанных обязательств, а также случаи, при которых возможно ограничение размера ответственности указанного лица. 4. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, не имеет права на ограничение ответственности, если все участники клиринга исполнили обязательства перед лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, либо если его требования к участникам клиринга могут быть удовлетворены полностью за счет индивидуального и коллективного клирингового обеспечения. Правила клиринга могут предусматривать случаи ограничения ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, за неисполнение обязательств по поставке товаров при исполнении всеми участниками клиринга обязательств перед лицом, осуществляющим функции центрального контрагента. 5. Если сумма требований участников клиринга превышает максимальный размер ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, эти требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном правилами клиринга. При этом неудовлетворенные требования считаются погашенными, если иное не предусмотрено правилами клиринга. Статья 14. Последствия недействительности договора, обязательство по которому допущено к клирингу 1. В случае недействительности договора, обязательство по которому допущено к клирингу и не прекращено, такое обязательство исключается из числа обязательств, допущенных к клирингу. 2. Последствием недействительности договора, который заключен с лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, и обязательство по которому прекращено, является возмещение убытков потерпевшему лицу, за счет которого исполнен один из взаимосвязанных договоров, лицом, за счет которого исполнен другой взаимосвязанный договор и которое знало или должно было знать об основаниях недействительности взаимосвязанного договора, являющегося недействительным. При этом под взаимосвязанным договором понимается договор, заключенный с лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, на основании оферты, в том числе на основании поданной на организованных торгах заявки, условия которой соответствовали оферте, в том числе поданной на организованных торгах заявке, на основании которой был заключен являющийся недействительным договор с лицом, осуществляющим функции центрального контрагента. 3. В отсутствие взаимосвязанных договоров последствием недействительности договора, который заключен с лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, и обязательство по которому прекращено, является возмещение убытков потерпевшему лицу лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, если это лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, знало или должно было знать об основаниях недействительности договора, являющегося недействительным. 4. Недействительность договора, обязательство по которому прекращено по результатам неттинга, не влечет недействительности сделок, совершенных в процессе неттинга, и результатов неттинга. Статья 15. Торговые счета 1. При осуществлении клиринга и исполнении обязательств, допущенных к клирингу, могут использоваться торговые счета, которые открываются участникам клиринга и иным лицам, предусмотренным правилами клиринга. 2. Торговым счетом является или отдельный банковский счет (далее - торговый банковский счет), или отдельный счет депо (далее - торговый счет депо), или товарный счет (далее - торговый товарный счет), соответствующий следующим требованиям: 1) на указанном счете учитываются соответственно денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, которые могут быть использованы для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, а также обязательств по уплате вознаграждения клиринговой организации и организациям, указанным в пунктах 4 - 7 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона; 2) операции по указанному счету осуществляются либо на основании распоряжений клиринговой организации без распоряжения лица, которому открыт данный счет, либо на основании распоряжений лица, которому открыт такой счет, с согласия клиринговой организации. 3. Торговые счета открываются с указанием клиринговой организации, которая вправе давать распоряжения по этим счетам. 4. Торговый банковский счет может открываться как в рублях, так и в иностранной валюте. Торговым банковским счетом может являться специальный брокерский счет. 5. Согласие клиринговой организации на совершение операций по торговому банковскому счету дается способом, предусмотренным договором банковского счета в соответствии с правилами клиринга, в том числе путем подписания клиринговой организацией платежного документа, в соответствии с которым лицо, которому открыт такой счет, дает распоряжение кредитной организации о совершении операций по этому счету. 6. Особенности порядка и условий открытия и закрытия торгового счета депо, порядок осуществления операций по указанному счету определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. 7. Списание ценных бумаг с торгового счета депо номинального держателя или зачисление ценных бумаг на торговый счет депо номинального держателя является основанием для проведения операций, связанных с таким списанием или зачислением, по счетам депо, открытым в других депозитариях, в том числе по счетам депо владельцев ценных бумаг, без поручения лиц, которым открыты такие счета. 8. Торговым товарным счетом является учетный регистр, на котором оператор товарных поставок учитывает имущество (за исключением денежных средств и ценных бумаг). Торговый товарный счет открывается оператором товарных поставок, если учет указанного имущества осуществляется на основании договора хранения, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона. Операции по указанному счету приравниваются к передаче (получению) имущества. С момента совершения записи о получении имущества риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет лицо, по торговому товарному счету которого внесена соответствующая запись о получении имущества. 9. Особенности порядка и условий открытия и закрытия торгового товарного счета, порядок осуществления операций по указанному счету определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Статья 16. Клиринговые счета 1. При осуществлении клиринга и исполнении обязательств, допущенных к клирингу, могут использоваться клиринговые счета, которые открываются клиринговой организации и на которых учитывается имущество участников клиринга, лица, осуществляющего функции центрального контрагента, и (или) иных лиц, предусмотренных правилами клиринга. 2. Клиринговым счетом является или отдельный банковский счет (далее - клиринговый банковский счет), или отдельный счет депо (далее - клиринговый счет депо), или товарный счет (далее - клиринговый товарный счет), на котором учитываются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, которые могут быть использованы для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, а также обязательств по уплате вознаграждения клиринговой организации и организациям, указанным в пунктах 4 - 7 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона. 3. Денежные средства участника клиринга и его клиентов должны учитываться во внутреннем учете клиринговой организации отдельно. Клиринговая организация по требованию участника клиринга должна вести отдельный внутренний учет денежных средств клиента данного участника клиринга, учитываемых на клиринговом банковском счете. 4. Клиринговый банковский счет может открываться как в рублях, так и в иностранной валюте. Клиринговым банковским счетом может являться специальный брокерский счет. 5. Клиринговым товарным счетом является учетный регистр, открытый клиринговой организации, на котором оператор товарных поставок учитывает имущество (за исключением денежных средств и ценных бумаг), которое может быть использовано для исполнения и (или) обеспечения обязательств, допущенных к клирингу. Клиринговый товарный счет открывается оператором товарных поставок, если учет указанного имущества осуществляется на основании договора хранения, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона. Операции по указанному счету приравниваются к передаче (получению) имущества. 6. Депозитарий при зачислении ценных бумаг на клиринговый счет депо обязан открыть субсчета депо владельца, номинального держателя или доверительного управляющего для учета прав на эти ценные бумаги (далее - субсчет депо). Открытие субсчета депо осуществляется на основании настоящего Федерального закона без заключения депозитарного договора с указанными лицами. Владельцы ценных бумаг, права которых учитываются на субсчете депо, осуществляют все права, закрепленные ценными бумагами. Доверительные управляющие, права которых учитываются на субсчете депо, осуществляют все права, закрепленные ценными бумагами, если полномочия на осуществление указанных прав предоставлены им законом или договором. 7. Оператор товарных поставок при зачислении имущества на клиринговый товарный счет обязан открыть субсчет владельца для учета прав на это имущество (далее - товарный субсчет). Открытие товарного субсчета осуществляется на основании настоящего Федерального закона без заключения договора с указанным лицом. 8. Порядок и условия открытия и закрытия клирингового счета депо и субсчета депо, клирингового товарного счета и товарного субсчета и осуществления операций по указанным счетам определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. 9. Клиринговая организация не вправе перечислять на клиринговый счет собственное имущество, за исключением случаев, когда в соответствии с правилами клиринга это необходимо для исполнения обязательств, допущенных к клирингу, а также для исполнения обязанности клиринговой организации по возврату денежных средств в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 23 и частью 8 статьи 24 настоящего Федерального закона. 10. В случае признания клиринговой организации банкротом имущество, находящееся на клиринговом счете, в конкурсную массу не включается. Денежные средства подлежат возврату участнику клиринга, а иное имущество - передавшим его лицам в размере, оставшемся после исполнения всех обязательств по договору об оказании клиринговых услуг и обязательств, допущенных к клирингу. Статья 17. Особенности договора хранения имущества, используемого для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств 1. Имущество, используемое для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, может передаваться оператору товарных поставок на основании договора хранения имущества, используемого для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, или договора складского хранения. 2. По договору хранения имущества, используемого для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, оператор товарных поставок обязуется за вознаграждение хранить имущество, используемое для исполнения и (или) обеспечения исполнения этих обязательств и переданное ему поклажедателем, осуществлять проведение, контроль и учет товарных поставок по этим обязательствам и возвратить (передать) имущество в порядке и сроки, которые предусмотрены договором хранения имущества. 3. По договору хранения имущества, используемого для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, может передаваться имущество, используемое в целях исполнения обязательств, допущенных к клирингу, или имущество, являющееся предметом индивидуального клирингового обеспечения или коллективного клирингового обеспечения. 4. Возврат переданного на хранение имущества осуществляется только на основании распоряжений клиринговой организации без распоряжения поклажедателя либо на основании распоряжений поклажедателя с согласия клиринговой организации в порядке, предусмотренном правилами клиринга. 5. Договором хранения имущества, используемого для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, могут быть предусмотрены случаи, когда оператор товарных поставок обязан передать имущество не являющемуся поклажедателем, передавшим имущество на хранение, лицу, указанному клиринговой организацией, с которым оператор товарных поставок заключил договор хранения имущества. 6. Возврат (передача) имущества считается состоявшейся с момента совершения соответствующей записи о возврате (передаче) имущества по торговому товарному счету или клиринговому товарному счету. 7. Договором хранения имущества, используемого для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, могут быть предусмотрены случаи, когда имущество, учитываемое на клиринговом товарном счете, может быть использовано для предоставления займов участникам клиринга. 8. К договору хранения имущества, используемого для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о хранении, если это не противоречит правилам, установленным настоящей статьей. Статья 18. Гарантии завершения расчетов по обязательствам, допущенным к клирингу 1. По долгам клиринговой организации не может быть наложен арест на имущество, находящееся на клиринговом счете, а также не могут быть приостановлены операции по указанному счету. Приостановление операций по клиринговому счету по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не допускается. 2. Обращение взыскания на имущество участника клиринга или иного лица, находящееся на торговом и (или) клиринговом счетах, а также приостановление операций по торговому или клиринговому счету не допускаются в отношении имущества, которое необходимо для исполнения (прекращения) обязательств, допущенных к клирингу, на день, когда клиринговая организация получила в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи, копию документа, являющегося основанием для указанного обращения взыскания или приостановления операций. Такое обращение взыскания или приостановление операций может быть осуществлено в отношении имущества должника, оставшегося после исполнения (прекращения) обязательств участника клиринга по итогам клиринга, в день, когда клиринговая организация получила указанные документы. 3. Банк, иная кредитная организация, депозитарий или оператор торговых поставок, осуществляющие обслуживание торгового счета, на котором находится имущество должника, исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств, ценных бумаг или иного имущества после исполнения распоряжения клиринговой организации по счету, но не позднее трех дней со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. При этом банк, иная кредитная организация, депозитарий или оператор торговых поставок не позднее дня получения соответствующего исполнительного документа направляют его копию в клиринговую организацию. 4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются в отношении российских и иностранных лиц. 5. Организация, у которой открыт торговый или клиринговый счет, незамедлительно исполняет постановление о наложении ареста на имущество должника и сообщает судебному приставу-исполнителю реквизиты счетов должника, размер денежных средств должника и (или) количество ценных бумаг или иного имущества, арестованных по каждому счету, а также направляет информацию о наложении ареста в клиринговую организацию в день наложения ареста. 6. Наложение ареста на имущество должника, находящееся на торговом и (или) клиринговых счетах, не препятствует совершению по распоряжению клиринговой организации операций, необходимых для исполнения (прекращения) обязательств, допущенных к клирингу, на день, когда клиринговая организация получила информацию о наложении ареста. В случае совершения указанных операций организация, у которой открыт торговый или клиринговый счет, обязана сообщить судебному приставу-исполнителю размер денежных средств должника и (или) количество ценных бумаг или иного имущества, оставшихся после проведения таких операций, не позднее следующего рабочего дня после их проведения. 7. Правилами клиринга могут быть предусмотрены случаи, когда обязательства, допущенные к клирингу, не подлежат исполнению и прекращаются в порядке и на условиях, которые установлены правилами клиринга. 8. В случае введения процедур банкротства в отношении участника клиринга его обязательства прекращаются на дату, определенную в соответствии с правилами клиринга, либо дату, предшествующую дате принятия арбитражным судом решения о признании участника клиринга банкротом и об открытии конкурсного производства, а в отношении кредитной организации - дате отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила ранее. В указанном случае порядок прекращения обязательств и определения размера денежного обязательства, возникающего в связи с прекращением обязательств (далее - нетто-обязательство) участника клиринга, определяется правилами организованных торгов и (или) правилами клиринга. Денежные средства, ценные бумаги и (или) иное имущество, оставшиеся у клиринговой организации после исполнения нетто-обязательства участника клиринга, подлежат возврату клиринговой организацией участнику клиринга, в том числе включению в конкурсную массу. 9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются в отношении денежных средств, ценных бумаг и (или) иного имущества, находящихся на торговом счете и (или) клиринговом счете, включая имущество, составляющее индивидуальное клиринговое обеспечение и коллективное клиринговое обеспечение. Статья 19. Раскрытие информации о деятельности клиринговой организации 1. Клиринговая организация обязана обеспечить свободный доступ к ознакомлению с указанной в настоящей статье информацией всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения такой информации. 2. Клиринговая организация обязана обеспечить раскрытие: 1) своих учредительных документов и учредительных документов лица, осуществляющего функции центрального контрагента; 2) правил клиринга; 3) годовых отчетов клиринговой организации и лица, осуществляющего функции центрального контрагента, с приложением аудиторских заключений в отношении содержащейся в годовых отчетах годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности клиринговой организации и лица, осуществляющего функции центрального контрагента, а также в отношении содержащейся в указанных годовых отчетах их консолидированной финансовой отчетности; 4) перечня организаторов торгов, на торгах которых заключаются договоры, клиринг обязательств из которых осуществляется клиринговой организацией; 5) наименование организации (наименования организаций), которая (которые) осуществляет (осуществляют) денежные расчеты по итогам клиринга; 6) наименование расчетного депозитария (наименования расчетных депозитариев), осуществляющего (осуществляющих) операции, связанные с исполнением обязательств по передаче ценных бумаг по итогам клиринга; 7) наименование оператора (наименования операторов) товарных поставок; 8) наименования кредитных организаций, во вклады (на счетах) которых размещены денежные средства коллективного клирингового обеспечения; 9) наименования депозитариев, на счетах которых учитываются права на ценные бумаги, являющиеся предметом коллективного клирингового обеспечения; 10) иную информацию, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. 3. Информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи, раскрывается клиринговой организацией путем размещения этой информации на сайте клиринговой организации. 4. В случае внесения изменений в правила клиринга, в том числе принятия правил клиринга в новой редакции, указанные изменения (новая редакция) подлежат (подлежит) размещению на сайте клиринговой организации после их (ее) регистрации федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. 5. Требования к порядку и срокам раскрытия информации клиринговой организацией определяются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. Статья 20. Защита информации 1. Клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, обязаны обеспечить конфиденциальность информации, составляющей коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальность информации об обязательствах, в отношении которых проводится клиринг, конфиденциальность сведений, предоставляемых участниками клиринга в соответствии с частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, конфиденциальность информации о торговых счетах депо и торговых товарных счетах и конфиденциальность информации об операциях по указанным счетам, о которой стало известно в связи с оказанием клиринговых услуг и (или) осуществлением функций центрального контрагента. 2. Информация и сведения, которые указаны в части 1 настоящей статьи, предоставляются клиринговой организацией или лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, только самим участникам клиринга, а также могут быть предоставлены иным лицам с согласия участников клиринга. 3. Информация и сведения, которые указаны в части 1 настоящей статьи, предоставляются клиринговой организацией или лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков по запросу указанного органа, соответствующему требованиям настоящего Федерального закона. 4. Информация и сведения, которые указаны в части 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены клиринговой организацией или лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, судам и арбитражным судам (судьям), а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, а также органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. 5. Информация и сведения, которые получены клиринговой организацией от участников клиринга в соответствии с частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, могут быть предоставлены лицу, осуществляющему функции центрального контрагента, без согласия участников клиринга. Статья 21. Порядок разрешения споров 1. Правилами клиринга может быть определен порядок разрешения споров между участниками клиринга, участниками клиринга и лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, участниками клиринга и клиринговой организацией, связанных с проведением клиринга (оказанием клиринговых услуг) и (или) с исполнением обязательств по итогам клиринга, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, и клиринговой организацией в порядке третейского разбирательства постоянно действующим третейским судом. 2. Третейское соглашение, предусмотренное правилами клиринга, является действительным вне зависимости от того, заключено оно до или после возникновения оснований для предъявления иска. 3. В случае внесения изменений в правила клиринга, связанных с изменением третейского суда, споры, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, разрешаются третейским судом, предусмотренным правилами клиринга на момент возникновения оснований для предъявления иска. Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КЛИРИНГА Страницы: 1 2 |