Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 073000 МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 14 января 2011 г. N 14 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.А. ФУРСЕНКО 14 января 2011 г. N 14 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 29 марта 2011 г. N 20341 Приложение УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 года N 14 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 073000 МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; СМИ - средства массовой информации; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников --------------------------------------------------------------------------- |Наименование| Квалификация (степень) | Нормативный срок |Трудоемкость| | ООП |---------------------------| освоения ООП (для |(в зачетных | | | код в |наименование| очной формы | единицах | | |соответствии с| |обучения), включая | <*>) | | | принятой | | каникулы, | | | |классификацией| | предоставляемые | | | | ООП | | после прохождения | | | | | | итоговой | | | | | | государственной | | | | | | аттестации | | |------------|--------------|------------|-------------------|------------| |ООП | 62 | бакалавр | 4 года | 240 <**> | |бакалавриата| | | | | --------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. <**> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. При приеме на ООП подготовки бакалавров учебное заведение проводит вступительные испытания профильной творческой направленности. Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1. Областью профессиональной деятельности бакалавров являются: культурно-эстетическая и музыкально-просветительская среда, теория музыки, исторические процессы в развитии музыкальной культуры и искусства, смежные виды искусства, педагогические системы в области музыкального искусства и образования, музыкально-педагогический и учебно-воспитательный процессы, музыкальное исполнительство, сочинение музыки и аранжировка музыкальных текстов, компьютерные и электронные технологии в области музыкального искусства, реклама в области музыкального искусства, музыкальный менеджмент. 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: творчество авторов произведений музыкального искусства, творческие коллективы, исполнители, произведения музыкального искусства, средства массовой информации (редакции газет и журналов, радио, телевидение, интернет), издательства, учреждения культуры и архивы, профессиональные ассоциации, памятники культуры, электронные средства преобразования звуковой материи, средние специальные учебные заведения, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей (детские школы искусств). 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности: культурно-просветительской, рекламной, музыкально-журналистской и редакторской деятельности в СМИ; педагогической; организационно-управленческой и менеджерской; художественно-творческой; научно-исследовательской. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Бакалавр по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: в области культурно-просветительской, рекламной, музыкально - журналистской и редакторской деятельности в СМИ: осуществление постоянной связи со средствами массовой информации (радио, телевидение, интернет, периодические издания) с целью пропаганды музыкального искусства и культуры; подготовка и публикация информационных материалов о событиях в области музыкальной культуры и искусства, творческой деятельности музыкального коллектива, автора музыкального произведения; участие в проведении пресс-конференций, других PR-акций; разработка тем лекций (лекций-концертов), выступление с лекциями, комментариями к исполняемым в лекциях-концертах произведениям в образовательных учреждениях, учреждениях культуры; участие в качестве ведущего в концертных программах; участие в формировании репертуара для артистов, творческих коллективов и организаций; осуществление консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры; работа в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении и радио, в сетевых СМИ, информационно-рекламных службах, структурах связей с общественностью; создание собственных материалов для СМИ, привлечение к сотрудничеству со СМИ культурной общественности и разных слоев аудитории; выполнение под руководством главного редактора редакционной работы в издательствах, в редакциях периодических изданий искусств, на радио и телевидении, а также в отделах культуры и искусства изданий общего профиля; участие в издательской деятельности в организациях отрасли культуры и искусства, выполнение переводов текстов в области музыкальной культуры и искусства, составление рекламных текстов на иностранном языке; в области педагогической деятельности: преподавание в общеобразовательных учреждениях предметов в области музыкального искусства и культуры; преподавание в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе детских школ искусств предметов в области теории и истории музыкального искусства, ритмики, игры на музыкальном инструменте, хорового исполнительства; преподавание предметов в области теории и истории музыкального искусства и культуры, электронной музыки и аранжировки; музыкального менеджмента и рекламы, игры на музыкальном инструменте, хорового исполнительства в учреждениях среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, а также образовательных учреждениях педагогического профиля; изучение образовательного потенциала обучающихся, их культурного и творческого развития, работа над профессиональным и личностным ростом обучающихся; развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности в процессе профессионального развития, способности к самообучению; планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса; применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий; в области организационно-управленческой и менеджерской деятельности: осуществление функций специалиста, референта, консультанта, руководителя небольших структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства (театры, филармонии, концертные организации), в творческих союзах и обществах; работа с авторами (композиторами, аранжировщиками, инсценировщиками, либреттистами, поэтами); рассмотрение авторских заявок и подготовка договоров, ведение их учета, контроль за выполнением договорных обязательств, привлечение для консультаций специалистов; участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий); в области художественно-творческой деятельности: участие в культурной жизни общества путем представления результатов своей деятельности общественности, а именно: художественное руководство творческими коллективами древнерусского певческого искусства и фольклорного творчества, руководство детскими хоровыми коллективами; представление собственных (авторских) музыкальных произведений или аранжировок музыкальных текстов, исполнение музыкальных произведений и программ, в том числе в области древнерусского певческого искусства, хорового творчества, фольклорного творчества; овладение навыками репетиционной работы с творческими коллективами в области древнерусского певческого искусства и фольклорного творчества, детскими хоровыми коллективами; выстраивание драматургии концертной программы; овладение навыками сочинения музыкальных произведений; выполнение обработок музыкального материала для радио-, кино- и телепередач, выполнение преобразования звуковой материи с помощью специальной электронной техники (синтезаторов), овладение работой с электронной аппаратурой и навыками в области звукозаписи и трансляции звука; в области научно-исследовательской деятельности: в составе исследовательской группы или самостоятельно выполнение научных разработок в области музыкального искусства и культуры, музыкального образования; осуществление авторской деятельности в коллективных сборниках и монографиях; участие в работе, связанной с исследованием народной музыки в стационарных и полевых условиях, выполнение расшифровки и обработки экспедиционных материалов; выявление исследовательской задачи в области музыкального искусства и образования, а также проектирование основных этапов ее решения на основе существующих научных методик; использование ресурсного обеспечения научных исследований, овладение основными приемами нахождения и научной обработки данных; оценка научно-практической значимости проведенного исследования; использование результатов исследования в своей профессиональной деятельности. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1); способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2); способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства, науки и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3); способностью и готовностью работать с научной и искусствоведческой литературой, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4); способностью и готовностью анализировать произведения литературы и искусства (ОК-5); способностью и готовностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации в практической деятельности; приобретать навыки работы с компьютером как средством управления информацией; работать с традиционными носителями информации (ОК-6); способностью и готовностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке; совершенствовать навыки публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7); способностью и готовностью овладевать одним из иностранных языков на уровне бытового общения, двумя иностранными языками для перевода профессиональных текстов (ОК-8); способностью и готовностью к освоению культуры социальных отношений, критическому осмыслению своего социального опыта (ОК-9); способностью и готовностью проявлять личную позицию по отношению к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10); способностью и готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11); способностью и готовностью использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина (ОК-12); способностью и готовностью использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-13); способностью и готовностью овладевать основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-14); способностью и готовностью овладевать средствами самостоятельного и грамотного использования методов физического воспитания и самовоспитания (ОК-15). 5.2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): в области культурно-просветительской, рекламной, музыкально - журналистской и редакторской деятельности в СМИ: способностью и готовностью осуществлять связь со средствами массовой информации с целью просветительства, популяризации и пропаганды музыкальной культуры, искусства, науки и педагогики, готовить необходимые информационные материалы о профессиональной деятельности творческого коллектива, автора-создателя произведения искусства, участвовать в проведении пресс-конференций, других PR-акций (ПК-1); способностью и готовностью осуществлять консультации при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры (репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов) (ПК-2); способностью и готовностью разрабатывать темы лекций (лекций-концертов), выступать с лекциями, уметь комментировать исполняемые в лекциях (лекциях-концертах) произведения музыкального искусства, быть ведущим концертных программ (ПК-3); способностью и готовностью освещать культурно-исторические события и факты в области музыкального искусства, науки и образования в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении и радио, в сетевых СМИ, информационно-рекламных службах путем подготовки собственных материалов для публикации или транслирования в соответствии с требованиями, нормами, принятыми в СМИ (ПК-4); способностью и готовностью анализировать процесс исполнения музыкального произведения или постановки музыкально-театрального произведения, умением проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций (ПК-5); способностью и готовностью редактировать музыкальные программы на радио и телевидении под руководством главного редактора, редактировать литературные тексты в области музыкального искусства, культуры и педагогики в издательствах, редакциях периодических изданий искусств, а также в разделах культуры и искусства изданий общего профиля (ПК-6); способностью и готовностью выполнять переводы профессиональной литературы, в том числе рекламного характера, составлять (как на русском, так и на иностранных языках) музыкально-рекламные и промоматериалы, осуществлять их размещение в СМИ (ПК-7); в области педагогической деятельности: способностью и готовностью преподавать дисциплины профильной направленности (ПК-8); способностью и готовностью планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методики обучения, используя традиционные и современные технологии и методики образования в области музыкального искусства; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; ориентироваться в проблемном поле психолого - педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства (ПК-9); в области организационно-управленческой и менеджерской деятельности: способностью и готовностью осуществлять работу, связанную с организацией и проведением творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий) (ПК-10); способностью и готовностью осуществлять функции специалиста, референта, консультанта, руководителя небольших структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих коллективах, союзах и обществах; вести переговоры, письменные коммуникации в менеджменте, анализировать межхозяйственные связи между учреждениями отрасли культуры и искусства и СМИ (ПК-11); способностью и готовностью осуществлять рекламную деятельность относительно авторов и исполнителей музыкальных и музыкально - театральных произведений, творческих акций (ПК-12); способностью и готовностью осуществлять работу по рассмотрению авторских заявок и вынесению по ним заключения, подготовке договоров, ведению учета, контроля за исполнением договорных обязательств, привлекать для консультаций специалистов (ПК-13); способностью и готовностью осуществлять организационно - управленческую работу в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования (ПК-14); в области художественно-творческой деятельности: способностью и готовностью быть исполнителем произведений и программ в области древнерусского певческого искусства и фольклорного творчества (ПК-15); способностью и готовностью осуществлять репетиционную работу и руководить творческими коллективами (ансамблями) в области древнерусского певческого искусства, детского хорового и фольклорного творчества; осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий (ПК-16); способностью и готовностью создавать музыкальные произведения различных жанров (ПК-17); способностью и готовностью осуществлять аранжировки музыкальных текстов, использовать различные приемы обработки музыкального материала, осуществлять подбор и выстраивание музыкально-фоновых элементов, выполнять преобразование звуковой материи с помощью специальной электронной техники (ПК-18); в области научно-исследовательской деятельности: способностью и готовностью выполнять научно-техническую работу, научные исследования в составе исследовательской группы; осуществлять авторскую деятельность в коллективных сборниках и монографиях (ПК-19); способностью и готовностью в составе исследовательской группы участвовать в информационном маркетинге, осуществлять различные исследования в социально-культурной сфере, в том числе путем мониторинга зрительской/слушательской аудитории, а также исследования в области музыкальной культуры, искусства и педагогики (ПК-20). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический цикл; педагогический цикл; цикл истории и теории музыкального искусства; и разделов: физическая культура; учебная практика; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Таблица 2 Структура ООП бакалавриата ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Код | Учебные циклы, разделы и | Трудоемкость| Перечень дисциплин | Коды | | УЦ | проектируемые результаты их | (зачетные | для разработки | формируемых| | ООП | освоения | единицы) <*>| примерных программ, | компетенций| | | | | а также учебников и | | | | | | учебных пособий | | |-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| |Б.1 | Гуманитарный, социальный и | 32 - 35 | | | | | экономический цикл | | | | | |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| | | Базовая часть | 14 - 17 | Философия | ОК-1 | | | В результате изучения | | Иностранный язык | ОК-3 | | | базовой части цикла | | История | ОК-7 | | | обучающийся должен: | | Русский язык и | ОК-8 | | | знать: | | культура речи | ОК-9 | | | основные закономерности | | | ОК-11 | | | взаимодействия человека и | | | ОК-12 | | | общества, общества и | | | ОК-13 | | | культуры, исторического | | | | | | развития человечества, | | | | | | основные философские | | | | | | категории и проблемы | | | | | | человеческого бытия; | | | | | | лексический минимум | | | | | | иностранного языка в объеме | | | | | | не менее 4000 учебных | | | | | | лексических единиц общего и | | | | | | терминологического характера, | | | | | | культуру и традиции стран | | | | | | изучаемого языка, правила | | | | | | речевого этикета, основные | | | | | | особенности официально- | | | | | | делового, научного стиля, | | | | | | стиля художественной | | | | | | литературы; | | | | | | основные эпохи мировых | | | | | | цивилизаций, типы цивилизаций | | | | | | в древности, понятие | | | | | | "первобытное общество", его | | | | | | место в человеческой истории, | | | | | | эпоху античности, место | | | | | | средневековья во всемирно- | | | | | | историческом процессе, его | | | | | | хронологические рамки и | | | | | | периодизацию, западно- и | | | | | | восточно-европейские варианты | | | | | | средневекового исторического | | | | | | развития, историю нового | | | | | | времени, его хронологические | | | | | | рамки и периодизацию, | | | | | | европейскую цивилизацию и | | | | | | традиционные общества | | | | | | Америки, Азии и Африки; | | | | | | возникновение и развитие | | | | | | колониальной системы, место | | | | | | XX века во всемирно- | | | | | | историческом процессе, | | | | | | основные проблемы и процессы | | | | | | развития современной | | | | | | цивилизации; | | | | | | стили современного русского | | | | | | языка, цель речи, поиск | | | | | | материала, литературного | | | | | | языка, языковую норму, ее | | | | | | роль в становлении и | | | | | | функционировании | | | | | | литературного языка, речевое | | | | | | взаимодействие, основные | | | | | | единицы общения, устную и | | | | | | письменную разновидности | | | | | | литературного языка, | | | | | | нормативные, коммуникативные, | | | | | | этические аспекты устной и | | | | | | письменной речи, | | | | | | функциональные стили | | | | | | современного русского языка, | | | | | | взаимодействие функциональных | | | | | | стилей, научный стиль, | | | | | | специфику использования | | | | | | элементов различных языковых | | | | | | уровней в научной речи, | | | | | | речевые нормы учебной и | | | | | | научной сфер деятельности, | | | | | | официально-деловой стиль, | | | | | | сферу его функционирования, | | | | | | жанровое разнообразие, | | | | | | языковые формулы официальных | | | | | | документов, приемы унификации | | | | | | языка служебных документов, | | | | | | интернациональные свойства | | | | | | русской официально-деловой | | | | | | письменной речи, язык и стиль | | | | | | распорядительных документов, | | | | | | язык и стиль коммерческой | | | | | | корреспонденции, язык и стиль | | | | | | инструктивно-методических | | | | | | документов, рекламу в деловой | | | | | | речи, правила оформления | | | | | | документов, речевой этикет в | | | | | | документе, жанровую | | | | | | дифференциацию и отбор | | | | | | языковых средств в | | | | | | публицистическом стиле, | | | | | | особенности устной публичной | | | | | | речи, основы ораторского | | | | | | искусства, основные виды | | | | | | аргументов, условия | | | | | | функционирования разговорной | | | | | | речи, роль внеязыковых | | | | | | факторов, культуру речи, | | | | | | основные направления ее | | | | | | совершенствования; | | | | | | уметь: | | | | | | анализировать | | | | | | мировоззренческие, социально | | | | | | и личностно значимые | | | | | | философские проблемы; | | | | | | использовать полученные | | | | | | теоретические знания о | | | | | | человеке, обществе, культуре | | | | | | в учебной и профессиональной | | | | | | деятельности; | | | | | | использовать различные | | | | | | формы, виды устной и | | | | | | письменной коммуникации | | | | | | на родном и иностранных | | | | | | языках в учебной и | | | | | | профессиональной | | | | | | деятельности; реализовывать | | | | | | словесное выступление; | | | | | | владеть: | | | | | | технологиями приобретения, | | | | | | использования и обновления | | | | | | социогуманитарных знаний; | | | | | | навыками рефлексии, | | | | | | самооценки, самоконтроля; | | | | | | различными способами | | | | | | вербальной и невербальной | | | | | | коммуникации; | | | | | | навыками грамотного письма, | | | | | | разговорной и письменной речи | | | | | | на иностранном языке; | | | | | | навыками грамотного письма | | | | | | и публичного выступления на | | | | | | русском языке | | | | | |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| | | Вариативная часть | 18 - 21 | | | | | (знания, умения, навыки | | | | | | определяются ООП вуза в | | | | | | соответствии с профилями | | | | | | подготовки) | | | | |-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| |Б.2 | Педагогический цикл | 18 - 20 | | | | |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| | | В результате изучения | 7 - 9 | Музыкальная | ОК-2 | | | дисциплин базовой части цикла | | педагогика и | ОК-11 | | | обучающийся должен: | | психология | ОК-12 | | | знать: | | Методика | ПК-8 | | | историю развития | | преподавания | ПК-9 | | | музыкального образования и | | профессиональных | | | | педагогики; историческое | | дисциплин | | | | развитие и особенности | | | | | | отечественной системы | | | | | | музыкального образования; | | | | | | особенности музыкальной | | | | | | психологии; | | | | | | основные направления, | | | | | | предмет, объект и методы | | | | | | психологии, основные функции | | | | | | и структуру психики, | | | | | | соотношение сознания и | | | | | | бессознательного, основные | | | | | | психические процессы, | | | | | | структуру сознания; | | | | | | закономерности психического | | | | | | развития и особенности их | | | | | | проявления в учебном процессе | | | | | | в разные возрастные периоды; | | | | | | психологию межличностных | | | | | | отношений в группах разного | | | | | | возраста; | | | | | | сущность и структуру | | | | | | образовательных процессов; | | | | | | способы взаимодействия | | | | | | педагога с различными | | | | | | субъектами образовательного | | | | | | процесса; | | | | | | способы профессионального | | | | | | самопознания и саморазвития; | | | | | | объект, предмет, задачи, | | | | | | функции, методы музыкальной | | | | | | педагогики, основные | | | | | | категории музыкальной | | | | | | педагогики: образование, | | | | | | воспитание, обучение, | | | | | | педагогическая деятельность; | | | | | | отечественную и зарубежные | | | | | | системы музыкального | | | | | | образования; цели, | | | | | | содержание, структуру | | | | | | музыкального образования, | | | | | | общие принципы дидактики и их | | | | | | реализацию в конкретных | | | | | | предметных методиках | | | | | | обучения; | | | | | | единство образования и | | | | | | самообразования; | | | | | | роль воспитания в | | | | | | педагогическом процессе, | | | | | | общие формы организации | | | | | | образовательной деятельности, | | | | | | методы, приемы, средства | | | | | | организации и управления | | | | | | педагогическим процессом, | | | | | | специфику музыкально- | | | | | | педагогической работы в | | | | | | группах разного возраста; | | | | | | методическую литературу, | | | | | | основы планирования учебного | | | | | | процесса в учреждениях | | | | | | среднего профессионального | | | | | | образования, | | | | | | общеобразовательных | | | | | | учреждениях, учреждениях | | | | | | дополнительного образования | | | | | | детей - детских школах | | | | | | искусств и детских | | | | | | музыкальных школах; | | | | | | уметь: | | | | | | реализовывать | | | | | | образовательный процесс в | | | | | | различных типах | | | | | | образовательных учреждений, | | | | | | проводить с обучающимися | | | | | | разного возраста групповые и | | | | | | индивидуальные занятия по | | | | | | профильным предметам, | | | | | | организовывать контроль их | | | | | | самостоятельной работы в | | | | | | соответствии с требованиями | | | | | | образовательного процесса; | | | | | | развивать у обучающихся | | | | | | творческие способности, | | | | | | самостоятельность, | | | | | | инициативу, использовать | | | | | | наиболее эффективные методы, | | | | | | формы и средства обучения; | | | | | | использовать методы | | | | | | психологической и | | | | | | педагогической диагностики | | | | | | для решения различных | | | | | | профессиональных задач; | | | | | | создавать педагогически | | | | | | целесообразную и | | | | | | психологически безопасную | | | | | | образовательную среду; | | | | | | пользоваться справочной и | | | | | | методической литературой; | | | | | | использовать в учебной | | | | | | аудитории дикционную, | | | | | | интонационную и орфоэпическую | | | | | | культуру речи; | | | | | | планировать учебный | | | | | | процесс, составлять учебные | | | | | | программы; | | | | | | владеть: | | | | | | навыками общения с | | | | | | обучающимися разного | | | | | | возраста, приемами | | | | | | психической саморегуляции, | | | | | | педагогическими технологиями; | | | | | | методикой преподавания | | | | | | профессиональных дисциплин в | | | | | | учреждениях среднего | | | | | | профессионального | | | | | | образования, | | | | | | общеобразовательных | | | | | | учреждениях и учреждениях | | | | | | дополнительного образования | | | | | | детей, навыками | | | | | | воспитательной работы с | | | | | | обучающимися. | | | | | |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| | | Вариативная часть | 9 - 11 | | | | | (знания, умения, навыки | | | | | | определяются ООП вуза в | | | | | | соответствии с профилями | | | | | | подготовки) | | | | |-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| |Б.3 | Цикл истории и теории | 168 - | Дисциплины общего | | | | музыкального искусства | 172 | модуля базовой части | | | |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| | | Базовая часть | 84 - 88 | Эстетика и теория | ОК-1 | | | Общий модуль базовой части | 41 | искусства | ОК-2 | | | В результате изучения | | История музыки | ОК-3 | | | дисциплин общей части | | (зарубежной, | ОК-4 | | | обучающийся должен: | | отечественной) | ОК-5 | | | знать: | | Музыка второй | ОК-9 | | | общие законы развития | | половины XX - начала | ОК-10 | | | искусства: виды, формы, | | XXI веков | ОК-11 | | | направления и стили; | | Фортепиано | ОК-14 | | | теорию искусства и ее | | Безопасность | ПК-1 | | | влияние на практику; | | жизнедеятельности | ПК-2 | | | трактаты по художественной | | | ПК-3 | | | теории; | | | ПК-5 | | | специфику отдельных видов | | | ПК-15 | | | искусства и проблему их | | | | | | синтеза; | | | | | | символы и аллегории в | | | | | | искусстве, основные категории | | | | | | эстетики, эстетическое | | | | | | сознание и его структуру, | | | | | | основные сферы эстетической | | | | | | деятельности, эстетические | | | | | | основы искусства и его | | | | | | отдельных видов; | | | | | | исторические этапы в | | | | | | развитии национальных | | | | | | музыкальных культур, | | | | | | художественно-стилевые и | | | | | | национально-стилевые | | | | | | направления в области | | | | | | музыкального искусства от | | | | | | древности до начала XXI века, | | | | | | композиторское творчество в | | | | | | культурно-эстетическом и | | | | | | историческом контексте; | | | | | | направления и стили | | | | | | зарубежной и отечественной | | | | | | музыки XX - XXI веков, | | | | | | техники композиторского | | | | | | письма XX - XXI веков, | | | | | | творчество зарубежных и | | | | | | отечественных композиторов XX | | | | | | - XXI веков, основные | | | | | | направления массовой | | | | | | музыкальной культуры XX - XXI | | | | | | веков, историю эстрадной и | | | | | | джазовой музыки; | | | | | | основы методики выживания в | | | | | | экстремальных ситуациях, | | | | | | основы гражданской обороны, | | | | | | требования безопасности | | | | | | жизнедеятельности в учебном | | | | | | процессе; | | | | | | уметь: | | | | | | излагать и критически | | | | | | осмысливать базовые | | | | | | представления по истории и | | | | | | теории музыкального | | | | | | искусства; | | | | | | рассматривать музыкальное | | | | | | произведение или музыкально- | | | | | | историческое событие в | | | | | | динамике исторического, | | | | | | художественного и социально- | | | | | | культурного процессов; | | | | | | пользоваться справочной | | | | | | литературой; | | | | | | на высоком художественном | | | | | | уровне исполнять на | | | | | | фортепиано музыкальные | | | | | | произведения различных стилей | | | | | | и жанров, аккомпанировать, | | | | | | свободно читать музыкальные | | | | | | произведения с листа, | | | | | | использовать владение | | | | | | фортепиано для теоретического | | | | | | анализа музыкального | | | | | | произведения; | | | | | | озвучивать оркестровую и | | | | | | хоровую партитуры при помощи | | | | | | фортепиано; | | | | | | владеть: | | | | | | профессиональным понятийным | | | | | | аппаратом в области истории и | | | | | | теории музыки, методологией | | | | | | музыковедческого анализа | | | | | | различных музыкальных | | | | | | явлений, событий, | | | | | | произведений; | | | | | | навыками художественного | | | | | | исполнения на фортепиано | | | | | | музыкальных произведений | | | | | | различных жанров и стилей, | | | | | | навыками ансамблевого | | | | | | музицирования. | | | | |-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| | | Профили подготовки | 43 | | | |-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| |Б.3.1| "Музыковедение" | 43 | Дисциплины | | | | | | профильного модуля | | | | | | базовой части | | | |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| | | В результате изучения | | Специальный класс | ОК-1 | | | дисциплин цикла обучающийся | | Методология | ОК-2 | | | должен: | | музыкознания | ОК-3 | | | знать: | | Источниковедение и | ОК-4 | | | цели и задачи музыкознания, | | текстология музыки | ОК-5 | | | структуру и основные | | Музыкально- | ОК-6 | | | направления современной | | теоретические | ОК-7 | | | науки о музыкальной | | системы | ОК-10 | | | культуре и искусстве, | | Сольфеджио | ОК-11 | | | основные методы исследования | | Гармония | ОК-13 | | | музыкального произведения | | Полифония | ПК-1 | | | и других феноменов | | Музыкальная форма | ПК-2 | | | музыкальной культуры | | Основы лекторского | ПК-3 | | | и искусства; | | мастерства | ПК-5 | | | историческое развитие | | Музыкально- | ПК-15 | | | научной мысли о музыке от | | издательское дело | ПК-19 | | | эпохи Античности до начала | | Инструментоведение и | ПК-20 | | | XXI века, основные концепции | | инструментовка | | | | в области теоретического | | Чтение партитур | | | | музыкознания; | | Народное музыкальное | | | | классическую и современную | | творчество | | | | гармонию; | | | | | | разновидности | | | | | | полифонической техники; | | | | | | историю и теорию | | | | | | музыкальных форм, научные | | | | | | труды, посвященные истории и | | | | | | теории музыки; | | | | | | особенности развития | | | | | | музыкальных жанров, | | | | | | особенности оркестрового | | | | | | письма композиторов различных | | | | | | эпох и национальных школ, | | | | | | различные виды партитурной | | | | | | нотации, правила записи | | | | | | оркестровых и хоровых | | | | | | партитур; | | | | | | основные жанры выступлений | | | | | | перед аудиторией; | | | | | | основы социальной | | | | | | психологии и психологии | | | | | | личности для ориентации в | | | | | | слушательской аудитории, типы | | | | | | аудитории, правила речевого | | | | | | поведения в определенных | | | | | | условиях коммуникации, основы | | | | | | классической риторики; | | | | | | теоретические основы | | | | | | источниковедения и | | | | | | текстологии; | | | | | | специфику и методы | | | | | | музыкально-критических | | | | | | суждений, критерии оценок, | | | | | | особенности жанров и типов | | | | | | изданий; | | | | | | процесс производства | | | | | | печатной продукции, связанной | | | | | | с деятельностью организаций | | | | | | искусства, специфические | | | | | | характеристики печатной | | | | | | продукции, издаваемой в | | | | | | рамках их деятельности; | | | | | | историческую периодизацию и | | | | | | жанровую систему народного | | | | | | музыкального творчества; | | | | | | уметь: применять | | | | | | теоретические знания при | | | | | | анализе музыкальных | | | | | | произведений или других | | | | | | феноменов музыкальной | | | | | | культуры, подбирать материал | | | | | | для исследования в области | | | | | | истории и теории музыки на | | | | | | базе архивных материалов, | | | | | | периодики, музыковедческой | | | | | | литературы, систематизировать | | | | | | его, составлять | | | | | | библиографические списки; | | | | | | осуществлять подбор материала | | | | | | для дипломной выпускной | | | | | | (квалификационной) работы, | | | | | | обозначить задачи и методы их | | | | | | решения в дипломной работе, | | | | | | выстраивать структуру | | | | | | дипломной работы; | | | | | | привлекать к сотрудничеству | | | | | | со СМИ музыкально-культурную | | | | | | общественность и разные слои | | | | | | аудитории, организовывать и | | | | | | проводить опросы, дискуссии | | | | | | по актуальным проблемам в | | | | | | области музыкального | | | | | | искусства; излагать и | | | | | | отстаивать свою научную | | | | | | позицию в контексте новейших | | | | | | достижений науки о | | | | | | музыкальном искусстве и | | | | | | смежных научных дисциплин; | | | | | | подготавливать комментарии | | | | | | к концертам, музыкально- | | | | | | литературным композициям; | | | | | | посредством слухового | | | | | | анализа уметь определять | | | | | | сложные гармонические | | | | | | построения различных стилей, | | | | | | осуществлять запись | | | | | | многоголосных гармонических | | | | | | и полифонических построений | | | | | | (образцов), сольфеджировать | | | | | | и гармонизовать мелодии | | | | | | разных стилей, анализировать | | | | | | на слух развернутые | | | | | | гармонические | | | | | | последовательности, | | | | | | сольфеджировать сложные | | | | | | интонационные и ритмические | | | | | | мелодии с листа, сочинять | | | | | | фрагменты и целые пьесы на | | | | | | собственные или заданные | | | | | | музыкальные темы в курсе | | | | | | гармонии и полифонии; | | | | | | анализировать музыкальные | | | | | | произведения различных | | | | | | исторических эпох, стилей, | | | | | | жанров в контексте | | | | | | художественно-эстетических | | | | | | явлений; | | | | | | использовать перед | | | | | | аудиторией все возможности | | | | | | речи, ее дикционную, | | | | | | интонационную и орфоэпическую | | | | | | культуру, выстраивать | | | | | | стратегию поведения в | | | | | | условиях коммуникации | | | | | | (преодоление критических | | | | | | ситуаций, выбор тональности | | | | | | общения); | | | | | | свободно ориентироваться в | | | | | | партитурах любой степени | | | | | | сложности и оптимально | | | | | | редуцировать многоголосную | | | | | | оркестровую фактуру | | | | | | применительно к возможностям | | | | | | фортепиано в процессе чтения | | | | | | с листа, озвучивать партии | | | | | | транспонирующих инструментов; | | | | | | владеть: | | | | | | профессиональной лексикой; | | | | | | понятийно-категориальным | | | | | | аппаратом музыковедческой | | | | | | науки; | | | | | | методикой научно- | | | | | | исследовательской работы в | | | | | | области истории и теории | | | | | | музыки; | | | | | | методами и навыками | | | | | | критического анализа | | | | | | музыкальных произведений и | | | | | | событий; | | | | | | развитой способностью к | | | | | | чувственно-художественному | | | | | | восприятию мира, к образному | | | | | | мышлению; | | | | | | методами пропаганды | | | | | | музыкального искусства и | | | | | | культуры; | | | | | | необходимыми | | | | | | представлениями о процессе | | | | | | редакционной подготовки | | | | | | текстов книг и периодических | | | | | | изданий, а также о | | | | | | редакционном контроле в | | | | | | процессе типографского | | | | | | производства; | | | | | | навыками просветительской | | | | | | работы, публичных выступлений | | | | | | в качестве лектора- | | | | | | просветителя, ведущего | | | | | | концертных программ, | | | | | | радиопередач; | | | | | | профессиональными навыками: | | | | | | сольфеджирования, в том числе | | | | | | свободного чтения с листа, | | | | | | гармонического анализа, | | | | | | анализа музыкальных форм; | | | | | | навыками общения со | | | | | | слушательской аудиторией и | | | | | | аудиторией обучающихся, | | | | | | публичного общения для | | | | | | решения коммуникативных | | | | | | задач; практическими навыками | | | | | | ориентации в оркестровой и | | | | | | хоровой партитурах, навыками | | | | | | чтения партий транспонирующих | | | | | | инструментов, расшифровки | | | | | | цифрового баса; навыками | | | | | | редуцирования многоголосной | | | | | | оркестровой и хоровой фактур | | | | | | в соответствии с реальными | | | | | | возможностями их переложения | | | | | | для фортепиано; | | | | | | основами анализа | | | | | | оркестровых партитур; | | | | | | навыками переложения музыки | | | | | | для различных составов | | | | | | оркестра (струнного, | | | | | | духового, малого и большого | | | | | | симфонического), техникой | | | | | | оркестрового голосоведения. | | | | |-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| |Б.3.2| "Музыкальная журналистика и | 43 | Дисциплины | | | | редакторская деятельность в | | профильного модуля | | | | средствах массовой | | базовой части | | | | информации" | | | | | |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| | | В результате изучения | | История искусства | ОК-1 | | | дисциплин цикла обучающийся | | (изобразительного, | ОК-2 | | | должен: | | театрального, кино, | ОК-3 | | | знать: | | архитектуры) | ОК-4 | | | общие законы развития | | Музыкальная | ОК-5 | | | искусства: виды, формы, | | журналистика | ОК-7 | | | направления и стили, понятия | | Музыкальная критика | ОК-10 | | | и термины искусствоведения, | | Драматургия и | ОК-11 | | | специфику отдельных видов | | редактирование | ОК-13 | | | искусства и проблему их | | музыкальных программ | ПК-1 | | | синтеза; | | в СМИ | ПК-2 | | | основы художественного | | Стилистика и | ПК-3 | | | языка искусства, общую | | литературное | ПК-4 | | | периодизацию и представление | | редактирование | ПК-5 | | | об основных эпохах развития | | Основы риторики | ПК-6 | | | мирового искусства, искусство | | | ПК-12 | | | отдельных стран и регионов, | | | ПК-15 | | | факты, события, важнейшие | | | ПК-19 | | | памятники культуры и | | | ПК-20 | | | творческие портреты мастеров; | | | | | | генезис и историю | | | | | | музыкальной журналистики, ее | | | | | | специфику и роль в процессе | | | | | | функционирования информации в | | | | | | социуме, основные функции и | | | | | | задачи музыкально- | | | | | | журналистской деятельности, | | | | | | типологию жанров музыкальной | | | | | | журналистики, | | | | | | драматургические особенности | | | | | | музыкальных программ на радио | | | | | | и телевидении, особенности | | | | | | музыкальной журналистики на | | | | | | радио и телевидении, | | | | | | профессионально-этические | | | | | | регуляторы журналистского | | | | | | поведения; | | | | | | наиболее распространенные | | | | | | компьютерные программы | | | | | | цифровой записи звука и его | | | | | | компьютерной обработки, | | | | | | новейшие технические средства | | | | | | для обеспечения работы | | | | | | музыкального редактора на | | | | | | радио и телевидении (ТВ); | | | | | | аппаратное оборудование | | | | | | редакций и их программное | | | | | | обеспечение, основные | | | | | | принципы формирования | | | | | | текстовой и изобразительной | | | | | | информации в фотонаборных | | | | | | автоматах, лазерных принтерах | | | | | | и т.п., общие принципы поиска | | | | | | и передачи информации для | | | | | | работы музыкального | | | | | | журналиста; | | | | | | особенности речи как сферы | | | | | | общения, ее коммуникативный, | | | | | | информативный и | | | | | | психологический аспекты, | | | | | | сферы функционирования | | | | | | риторики в обществе, типы | | | | | | аудитории и типы ораторов, | | | | | | устные коммуникации в системе | | | | | | средств массовой | | | | | | коммуникации, основы | | | | | | современного публичного | | | | | | монолога: лекция, речь | | | | | | общественного деятеля, | | | | | | журналиста, рекламного | | | | | | агента, правила речевого | | | | | | поведения в определенных | | | | | | условиях коммуникации, основы | | | | | | классической риторики при | | | | | | литературной обработке | | | | | | текстов; | | | | | | уметь: | | | | | | выполнять ряд письменных | | | | | | работ в разных жанрах | | | | | | музыкальной журналистики, | | | | | | брать интервью, осуществлять | | | | | | проблемное выступление в | | | | | | разных жанровых формах; | | | | | | осуществлять музыкально- | | | | | | редакторские функции на радио | | | | | | и телевидении; применять | | | | | | различные компьютерные | | | | | | программы в звуко- и | | | | | | видеокомпозициях, отбирать | | | | | | музыкальный и звуковой | | | | | | материал к журналистским | | | | | | аудио и видео композициям, | | | | | | свободно ориентироваться в | | | | | | пространстве Интернет-арт; | | | | | | владеть: | | | | | | навыками литературно- | | | | | | критической фиксации | | | | | | музыкального произведения или | | | | | | музыкально-исторического | | | | | | событии; | | | | | | средствами словесной | | | | | | образности в условиях | | | | | | коммуникации; навыками | | | | | | музыкально-редакторской | | | | | | деятельности в СМИ, на радио | | | | | | и ТВ; | | | | | | навыками использования | | | | | | компьютера и другой техники в | | | | | | профессиональной | | | | | | деятельности, основами | | | | | | операторского мастерства; | | | | | | навыками и методами | | | | | | стилистического и | | | | | | литературного редактирования | | | | | | текстов. | | | | |-----|-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| |Б.3.3| "Этномузыкология" | 43 | Дисциплины | | | | | | профильного модуля | | | | | | базовой части | | | |-------------------------------------|-------------|------------------------|------------| | | В результате изучения | | История | ОК-1 | | | дисциплин цикла обучающийся | | фольклористики и | ОК-2 | | | должен: | | этномузыкологии | ОК-3 | | | знать: | | Теория музыкального | ОК-4 | | | этапы и тенденции | | фольклора | ОК-5 | | | исторического развития | | Фольклорный ансамбль | ОК-7 | | | отечественной и зарубежной | | Специальный класс | ОК-10 | | | этномузыкологии; | | | ОК-11 | | | проблемы, достижения и | | | ОК-13 | | | научные методы ведущих | | | ПК-1 | | | научных школ и направлений в | | | ПК-2 | | | области этномузыкологии; | | | ПК-3 | | | основные теоретические | | | ПК-5 | | | работы и публикации | | | ПК-15 | | | музыкально-этнографических | | | ПК-16 | | | материалов; | | | ПК-19 | | | научные категории, понятия, | | | ПК-20 | | | методы этномузыковедческого | | | | | | исследования; | | | | | | специфические особенности | | | | | | музыкального фольклора как | | | | | | важной части традиционной | | | | | | народной культуры; | | | | | | закономерности | | | | | | исторического развития музыки | | | | | | устной традиции; | | | | | | жанровый состав | | | | | | музыкального фольклора в его | | | | | | региональном и этническом | | | | | | разнообразии; комплекс | | | | | | выразительных средств в сфере | | | | | | народного музыкального | | | | | | исполнительства, | | | | | | закономерности региональных | | | | | | певческих традиций, | | | | | | особенности традиционного | | | | | | мужского и женского, | | | | | | ансамблевого (хорового) и | | | | | | сольного исполнительства; | | | | | | особенности народной | | | | | | хореографии, народного | | | | | | инструментального | | | | | | исполнительства, основы | | | | | | обрядовой практики; | | | | | | основные методы научного | | | | | | анализа музыкально-стилевых | | | | | | особенностей народной песни, | | | | | | историю фольклорных | | | | | | экспедиций; | | | | | | основные публикации | | | | | | фольклорно-этнографического | | | | | | материала; | | | | | | значительный песенный | | | | | | репертуар, включающий образцы | | | | | | музыкального фольклора | | | | | | различных региональных | | | | | | певческих традиций; основные | | | | | | методы и формы работы с | | | | | | фольклорным ансамблем, | | | | Страницы: 1 2 |