ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 130400 ГОРНОЕ ДЕЛО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 24 января 2011 г. N 89 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 130400 Горное дело (квалификация (степень) "специалист") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.А. ФУРСЕНКО 24 января 2011 г. N 89 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 27 апреля 2011 г. N 20610 Приложение УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2011 года N 89 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 130400 ГОРНОЕ ДЕЛО (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по специальности 130400 Горное дело образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; ПСК - профессионально-специализированные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИИ) Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников --------------------------------------------------------------------------- |Наименование| Квалификация (степень) | Нормативный срок |Трудоемкость| | ООП |----------------------------|освоения ООП (для |(в зачетных | | | код в |наименование| очной формы | единицах) | | |соответствии с | |обучения), включая| | | | принятой | | каникулы, | | | |классификацией | | предоставляемые | | | | ООП | |после прохождения | | | | | | итоговой | | | | | | государственной | | | | | | аттестации | | |------------|---------------|------------|------------------|------------| |ООП | 65 | специалист | 5,5 лет | 330 <*> | |подготовки | | | | | |специалиста | | | | | --------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения ООП подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ 4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает в себя инженерное обеспечение деятельности человека в недрах Земли при эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных объектов различного назначения. 4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: недра Земли, включая производственные объекты, оборудование и технические системы их освоения; техника и технологии обеспечения безопасной и эффективной реализации геотехнологий добычи, переработки твердых полезных ископаемых и рационального использования подземного пространства. 4.3. Специалист по направлению подготовки 130400 Горное дело готовится к следующим видам профессиональной деятельности: производственно-технологической; организационно-управленческой; научно-исследовательской; проектной. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. По окончании обучения по направлению подготовки (специальности) 130400 Горное дело наряду с квалификацией (степенью) "специалист" присваивается специальное звание "горный инженер". 4.4. Специалист по направлению подготовки 130400 Горное дело должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: в области производственно-технологической деятельности (ПТД): осуществлять техническое руководство горными и взрывными работами, а также работами по обеспечению функционирования оборудования и технических систем горного производства; разрабатывать, согласовывать и утверждать нормативные документы, регламентирующие порядок выполнения горных, взрывных работ, а также работ, связанных с переработкой и обогащением твердых полезных ископаемых, строительством и эксплуатацией подземных сооружений, эксплуатацией оборудования, обеспечивать выполнение требований технической документации на производство работ, действующих норм, правил и стандартов; разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению экологической безопасности горного производства; руководствоваться в практической инженерной деятельности принципами комплексного использования георесурсного потенциала недр; разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию и повышению технического уровня горного производства, обеспечению конкурентоспособности организации в современных экономических условиях; определять пространственно-геометрическое положение объектов, выполнять необходимые геодезические и маркшейдерские измерения, обрабатывать и интерпретировать их результаты; создавать и (или) эксплуатировать оборудование и технические системы обеспечения эффективной и безопасной реализации технологических процессов при производстве работ по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов различного назначения; разрабатывать планы ликвидации аварий при производстве работ по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов; в области организационно-управленческой деятельности (ОУД): организовывать свой труд и трудовые отношения в коллективе на основе современных методов, принципов управления, передового производственного опыта, технических, финансовых, социальных и личностных факторов; контролировать, анализировать и оценивать действия подчиненных, управлять коллективом исполнителей, в том числе в аварийных ситуациях; организовывать работу по повышению собственного профессионального уровня и знаний работников, их обучению и аттестации в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и требованиями нормативных документов; проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые оперативные решения, изыскивать возможности повышения эффективности производства, содействовать обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, нормативными документами, материалами, оборудованием; осуществлять работу по совершенствованию производственной деятельности, разработку проектов и программ развития предприятия (подразделений предприятия); анализировать процессы горного, горно-строительного производств и комплексы используемого оборудования как объекты управления; в области научно-исследовательской деятельности (НИД): планировать и выполнять теоретические, экспериментальные и лабораторные исследования, обрабатывать полученные результаты с использованием современных информационных технологий; осуществлять патентный поиск, изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований; разрабатывать модели процессов, явлений, оценивать достоверность построенных моделей с использованием современных методов и средств анализа информации; составлять отчеты по научно-исследовательской работе самостоятельно или в составе творческих коллективов; проводить сертификационные испытания (исследования) качества продукции горного предприятия, используемого оборудования, материалов и технологических процессов; разрабатывать мероприятия по управлению качеством продукции; использовать методы прогнозирования и оценки уровня промышленной безопасности на производственных объектах, обосновывать и реализовывать действенные меры по снижению производственного травматизма; в области проектной деятельности (ПД): проводить технико-экономическую оценку месторождений твердых полезных ископаемых и объектов подземного строительства, эффективности использования технологического оборудования; обосновывать параметры горного предприятия; выполнять расчеты технологических процессов, производительности технических средств комплексной механизации работ, пропускной способности транспортных систем горных предприятий, составлять графики организации работ и календарные планы развития производства; обосновывать проектные решения по обеспечению промышленной и экологической безопасности, экономической эффективности производств по эксплуатационной разведке, добыче и переработке полезных ископаемых, при строительстве и эксплуатации подземных объектов; разрабатывать необходимую техническую документацию в составе творческих коллективов и самостоятельно; самостоятельно составлять проекты и паспорта горных и буровзрывных работ; осуществлять проектирование предприятий по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, а также строительству подземных объектов с использованием современных систем автоматизированного проектирования. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью к обобщению и анализу информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-1); готовностью к категориальному видению мира (ОК-2); умением логически последовательно, аргументированно и ясно излагать мысли, правильно строить устную и письменную речь (ОК-3); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4); умением вести переговоры, устанавливать контакты, устранять (урегулировать) конфликты интересов (ОК-5); способностью к поиску правильных технических и организационно-управленческих решений и нести за них ответственность (ОК-6); использованием нормативных правовых и инструктивных документов в своей деятельности (ОК-7); осуществлением своей деятельности в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); умением критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, наличием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); критическим осмыслением накопленного опыта, готовностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-12); использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13); способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции (ОК-14); пониманием и способностью анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-15); пониманием многообразия социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры и искусства, средств и способов культурных коммуникаций (ОК-16); осознанием ценности российской культуры, ее места во всемирной культуре, уважительным и бережным отношением к историческому наследию и культурным традициям (ОК-17); готовностью к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности (ОК-18); готовностью к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к взвешенному и ответственному поведению в обществе (ОК-19); способностью адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности (ОК-20); владением одним из иностранных языков для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов на профессиональном (элементарном) уровне (ОК-21); владением средствами для самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, добиваясь должного уровня физической подготовки с целью обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-22). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными: готовностью с естественно-научных позиций оценить строение, химический и минеральный состав земной коры, морфологические особенности и генетические типы месторождений твердых полезных ископаемых при решении задач по рациональному и комплексному освоению георесурсного потенциала недр (ПК-1); готовностью использовать научные законы и методы при геолого-промышленной оценке месторождений твердых полезных ископаемых и горных отводов (ПК-2); готовностью использовать научные законы и методы при оценке состояния окружающей среды в сфере функционирования производств по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПК-3); демонстрировать пользование компьютером как средством управления и обработки информационных массивов (ПК-4); способностью выбирать и (или) разрабатывать обеспечение интегрированных технологических систем эксплуатационной разведки, добычи и переработки твердых полезных ископаемых, а также предприятий по строительству и эксплуатации подземных объектов техническими средствами с высоким уровнем автоматизации управления (ПК-5); владением методами анализа, знанием закономерностей поведения и управления свойствами горных пород и состоянием массива в процессах добычи и переработки твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений (ПК-6); в области производственно-технологической деятельности (ПТД): владением навыками анализа горно-геологических условий при эксплуатационной разведке и добыче твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПК-7); владением методами рационального и комплексного освоения георесурсного потенциала недр (ПК-8); владением основными принципами технологий эксплуатационной разведки, добычи, переработки твердых полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных объектов (ПК-9); готовностью осуществлять техническое руководство горными и взрывными работами при эксплуатационной разведке, добыче твердых полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных объектов, непосредственно управлять процессами на производственных объектах (ПК-10); готовностью демонстрировать навыки разработки планов мероприятий по снижению техногенной нагрузки производства на окружающую среду при эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПК-11); использованием нормативных документов по безопасности и промышленной санитарии при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых и подземных объектов (ПК-12); способностью определять пространственно-геометрическое положение объектов, осуществлять необходимые геодезические и маркшейдерские измерения, обрабатывать и интерпретировать их результаты (ПК-13); готовностью принимать участие во внедрении автоматизированных систем управления производством (ПК-14); в области организационно-управленческой деятельности (ОУД): владением методами геолого-промышленной оценки месторождений полезных ископаемых, горных отводов (ПК-15); владением законодательными основами недропользования и обеспечения безопасности работ при добыче, переработке полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений (ПК-16); способностью разрабатывать и доводить до исполнителей наряды и задания на выполнение горных, горно-строительных и буровзрывных работ; осуществлять контроль качества работ и обеспечивать правильность выполнения их исполнителями; составлять графики работ и перспективные планы, инструкции, сметы, заявки на материалы и оборудование, заполнять необходимые отчетные документы в соответствии с установленными формами (ПК-17); готовностью оперативно устранять нарушения производственных процессов, вести первичный учет выполняемых работ, анализировать оперативные и текущие показатели производства, обосновывать предложения по совершенствованию организации производства (ПК-18); способностью выполнять маркетинговые исследования, проводить экономический анализ затрат для реализации технологических процессов и производства в целом (ПК-19); в области научно-исследовательской деятельности (НИД): готовностью участвовать в исследованиях объектов профессиональной деятельности и их структурных элементов (ПК-20); способностью изучать научно-техническую информацию в области эксплуатационной разведки, добычи, переработки твердых полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных объектов (ПК-21); готовностью выполнять экспериментальные и лабораторные исследования, интерпретировать полученные результаты, составлять и защищать отчеты (ПК-22); готовностью использовать технические средства опытно-промышленных испытаний оборудования и технологий при эксплуатационной разведке, добыче, переработке твердых полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПК-23); владением навыками организации научно-исследовательских работ (ПК-24); в области проектной деятельности (ПД): готовностью к разработке проектных инновационных решений по эксплуатационной разведке, добыче, переработке твердых полезных ископаемых, строительству и эксплуатации подземных объектов (ПК-25); способностью разрабатывать необходимую техническую и нормативную документацию в составе творческих коллективов и самостоятельно, контролировать соответствие проектов требованиям стандартов, техническим условиям и других нормативных документов промышленной безопасности; разрабатывать, согласовывать и утверждать в установленном порядке технические, методические и иные документы, регламентирующие порядок, качество и безопасность выполнения горных, горно-строительных и взрывных работ (ПК-26); готовностью демонстрировать навыки разработки систем по обеспечению безопасности и охраны труда при производстве работ по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, строительству и эксплуатации подземных объектов (ПК-27); готовностью работать с программными продуктами общего и специального назначения для моделирования месторождений твердых полезных ископаемых, технологий эксплуатационной разведки, добычи и переработки твердых полезных ископаемых, при строительстве и эксплуатации подземных объектов, оценке экономической эффективности горных и горно-строительных работ, производственных, технологических, организационных и финансовых рисков в рыночных условиях (ПК-28). Специализация N 1 "Подземная разработка пластовых месторождений": владением навыками оценки достоверности и технологичности отработки разведанных запасов пластовых месторождений твердых полезных ископаемых (ПСК-1-1); способностью обосновывать главные параметры шахт, технологические схемы вскрытия, подготовки и отработки запасов твердых полезных ископаемых с использованием средств комплексной механизации и автоматизации горных работ высокого технического уровня (ПСК-1-2); готовностью к разработке инновационных технологических решений при проектировании освоения запасов пластовых месторождений твердых полезных ископаемых подземным способом (ПСК-1-3); способностью выбирать высокопроизводительные технические средства и технологию горных работ в соответствии с условиями их применения; внедрять передовые методы и формы организации производства и труда (ПСК-1-4); владением законодательными основами промышленной безопасности при подземной разработке пластовых месторождений полезных ископаемых, использовать нормативные документы по вопросам промышленной безопасности и санитарии при проектировании и эксплуатации горных предприятий с подземным способом разработки пластовых месторождений полезных ископаемых (ПСК-1-5); способностью разрабатывать комплексные мероприятия по охране окружающей среды и повышению экологической безопасности горного производства при подземной разработке пластовых месторождений полезных ископаемых (ПСК-1-6). Специализация N 2 "Подземная разработка рудных месторождений": владением навыками геолого-промышленной оценки рудных месторождений полезных ископаемых (ПСК-2-1); готовностью выполнять комплексное обоснование технологий и механизации разработки рудных месторождений полезных ископаемых (ПСК-2-2); готовностью к выработке и реализации технических решений по управлению качеством продукции при разработке рудных месторождений (ПСК-2-3); способностью обосновывать решения по рациональному и комплексному освоению георесурсного потенциала рудных месторождений полезных ископаемых (ПСК-2-4); владением законодательными основами обеспечения промышленной безопасности, использовать нормативные документы по вопросам промышленной безопасности и санитарии при проектировании и эксплуатации горных предприятий с подземным способом разработки рудных месторождений полезных ископаемых (ПСК-2-5); способностью разрабатывать комплексные мероприятия по охране окружающей среды и повышению экологической безопасности горного производства при подземной разработке рудных месторождений полезных ископаемых (ПСК-2-6). Специализация N 3 "Открытые горные работы": готовностью выполнять комплексное обоснование открытых горных работ (ПСК-3-1); владением знаниями процессов, технологий и механизации открытых горных и взрывных работ (ПСК-3-2); способностью обосновывать главные параметры карьера, вскрытие карьерного поля, системы открытой разработки, режим горных работ, технологию и механизацию открытых горных работ (ПСК-3-3); способностью разрабатывать отдельные части проектов строительства, реконструкции и перевооружения объектов открытых горных работ, проектную и техническую документацию (ПСК-3-4); способностью проектировать природоохранную деятельность (ПСК-3-5); готовностью использовать информационные технологии при проектировании и эксплуатации карьеров (ПСК-3-6). Специализация N 4 "Маркшейдерское дело": готовностью осуществлять производство маркшейдерско-геодезических работ, определять пространственно-временные характеристики состояния земной поверхности и недр, горно-технических систем, подземных и наземных сооружений и отображать информацию в соответствии с современными нормативными требованиями (ПСК-4-1); готовностью осуществлять планирование развития горных работ и маркшейдерский контроль состояния горных выработок, зданий, сооружений и земной поверхности на всех этапах освоения и охраны недр с обеспечением промышленной и экологической безопасности (ПСК-4-2); способностью составлять проекты маркшейдерских и геодезических работ (ПСК-4-3); готовностью обосновывать и использовать методы геометризации и прогнозирования размещения показателей месторождения в пространстве (ПСК-4-4); способностью анализировать и типизировать условия разработки месторождений полезных ископаемых для их комплексного использования, выполнять различные оценки недропользования (ПСК-4-5); способностью организовывать деятельность подразделений маркшейдерского обеспечения недропользования, в том числе в режиме чрезвычайных ситуаций (ПСК-4-6). Специализация N 5 "Шахтное и подземное строительство": готовностью обосновывать стратегию комплексного и эффективного освоения подземного пространства на основе анализа и оценки принципиальных технических решений с позиций их инновационности (ПСК-5-1); готовностью производить технико-экономическую оценку условий строительства, инвестиций; выбирать объемно-планировочные решения и основные параметры инженерных конструкций подземных объектов, производить их расчет на прочность, устойчивость и деформируемость; выбирать материалы для инженерных конструкций подземных и горнотехнических зданий и сооружений на поверхности (ПСК-5-2); способностью разрабатывать технологические схемы и календарный план строительства, выбирать способы, технику и технологию горностроительных работ, ориентируясь на инновационные разработки; обеспечивать технологическую и экологическую безопасность жизнедеятельности; составлять необходимую техническую и финансовую документацию (ПСК-5-3); готовностью проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать возможности совершенствования горно-строительных работ, содействовать обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием; участвовать в работах по исследованию, разработке проектов и программ строительной организации (ПСК-5-4). Специализация N 6 "Обогащение полезных ископаемых": способностью анализировать горно-геологическую информацию о свойствах и характеристиках минерального сырья и вмещающих пород (ПСК-6-1); способностью выбирать технологию производства работ по обогащению полезных ископаемых, составлять необходимую документацию в соответствии с действующими нормативами (ПСК-6-2); способностью выбирать и рассчитывать основные технологические параметры эффективного и экологически безопасного производства работ по переработке и обогащению минерального сырья на основе знаний принципов проектирования технологических схем обогатительного производства и выбора основного и вспомогательного обогатительного оборудования (ПСК-6-3); способностью разрабатывать и реализовывать проекты производства при переработке минерального и техногенного сырья на основе современной методологии проектирования, рассчитывать производительность и определять параметры оборудования обогатительных фабрик, формировать генеральный план и компоновочные решения обогатительных фабрик (ПСК-6-4); готовностью применять современные информационные технологии, автоматизированные системы проектирования обогатительных производств (ПСК-6-5); способностью анализировать и оптимизировать структуру, взаимосвязи, функциональное назначение комплексов по добыче, переработке и обогащению полезных ископаемых и соответствующих производственных объектов при строительстве и реконструкции (ПСК-6-6). Специализация N 7 "Взрывное дело": способностью обосновывать технологию, рассчитывать основные технологические параметры и составлять проектно-сметную документацию для эффективного и безопасного производства буровых и взрывных работ на горных предприятиях, специальных взрывных работ на объектах строительства и реконструкции, при нефте- и газодобыче, сейсморазведке (ПСК-7-1); владением современным ассортиментом, состава, свойств и области применения промышленных взрывчатых материалов, оборудования и приборов взрывного дела, допущенных к применению в Российской Федерации; основными физико-техническими и технологическими свойствами минерального сырья и вмещающих пород; характеристик состояния породных массивов, объектов строительства и реконструкции (ПСК-7-2); готовностью проводить технико-экономическую оценку проектных решений при производстве буровых и взрывных работ и работ со взрывчатыми материалами, реализовывать в практической деятельности предложения по совершенствованию техники и технологии производства буровзрывных работ, по внедрению новейших средств механизации, процессов и технологий; использовать информационные технологии для выбора и проектирования рациональных технологических, эксплуатационных и безопасных параметров ведения буровзрывных работ (ПСК-7-3); способностью разрабатывать, реализовывать и контролировать качество и полноту выполнения проектов буровзрывных работ при производстве горных, горно-строительных и специальных работ, при нефте- и газодобыче, сейсморазведке, а также в других отраслях промышленности (ПСК-7-4); способностью осуществлять контроль за выполнением требований промышленной и экологической безопасности при производстве буровых и взрывных работ и работ со взрывчатыми материалами, за соблюдением требований действующих норм, правил и стандартов, нормативной, технической и проектно-сметной документации; анализировать и критически оценивать и совершенствовать комплекс мероприятий по обеспечению безопасности персонала, снижению травматизма и профессиональных заболеваний (ПСК-7-5). Специализация N 8 "Горно-промышленная экология": способностью и готовностью создавать и эксплуатировать системы инженерно-экологического обеспечения работ при эксплуатационной разведке, добыче и переработке полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПСК-8-1); умением использовать основные правовые акты и нормативно-методическое обеспечение в области экологии горного производства, переработки твердых полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных объектов (ПСК-8-2); готовностью принимать решения по минимизации воздействия на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла предприятий, осуществляющих разведку, добычу и переработку полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПСК-8-3); способностью проводить экологическую экспертизу и мониторинг объектов горно-промышленного комплекса (ПСК-8-4); способностью и готовностью разрабатывать и реализовывать программы и системы экологического мониторинга и контроля при осуществлении работ по разведке, добыче и переработке полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных объектов (ПСК-8-5); способностью проводить оценку уровня техногенной нагрузки в горно-промышленном регионе на среду обитания человека, растительный и животный мир для обеспечения их экологической безопасности (ПСК-8-6). Специализация N 9 "Горные машины и оборудование": способностью разрабатывать техническую и нормативную документацию для машиностроительного производства, испытания, модернизации, эксплуатации, технического и сервисного обслуживания и ремонта горных машин и оборудования различного функционального назначения (ПСК-9-1); готовностью рационально эксплуатировать горные машины и оборудование различного функционального назначения в различных климатических, горно-геологических и горно-технических условиях (ПСК-9-2); способностью выбирать способы и средства мониторинга технического состояния горных машин и оборудования для их эффективной эксплуатации (ПСК-9-3); готовностью осуществлять комплекс организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации горных машин и оборудования и снижению их техногенной нагрузки на окружающую среду (ПСК-9-4). Специализация N 10 "Электрификация и автоматизация горного производства": способностью и готовностью создавать и эксплуатировать электротехнические системы горных предприятий, включающие в себя комплектное электрооборудование закрытого и рудничного исполнения, электрические сети открытых и подземных горных и горно-строительных работ (ПСК-10-1); способностью и готовностью создавать и эксплуатировать системы защиты и автоматики с искробезопасными цепями управления, а также комплексы обеспечения электробезопасности и безопасной эксплуатации технологических установок (ПСК-10-2); способностью и готовностью создавать и эксплуатировать электромеханические комплексы машин и оборудования горных предприятий, включая электроприводы, преобразовательные устройства, в том числе закрытого и рудничного взрывозащищенного исполнения, и их системы управления (ПСК-10-3); способностью и готовностью создавать и эксплуатировать системы автоматизации технологических процессов, машин и установок горного производства (ПСК-10-4). Специализация N 11 "Транспортные системы горного производства ": способностью и готовностью создавать и эксплуатировать системы технологического транспорта горного производства с обеспечением комплекса технических и организационных мер по безопасной эксплуатации элементов транспортных систем (ПСК-11-1); способностью разрабатывать техническую документацию для производства, испытания, модернизации, эксплуатации, технического и сервисного обслуживания и ремонта элементов транспортных систем горного производства (ПСК-11-2); готовностью выбирать способы и средства обеспечения работоспособного состояния транспортных машин и оборудования горного производства в конкретных условиях их эксплуатации (ПСК-11-3); готовностью выполнять эксплуатационные расчеты и выбирать рациональные типы средств автомобильного, железнодорожного, трубопроводного, конвейерного и других видов транспорта горного производства (ПСК-11-4); способностью оценивать эффективность функционирования транспортных систем горного производства с использованием современных методов анализа и обработки информации, методов экономико-математического моделирования (ПСК-11-5); способностью проектировать и реализовывать технологические процессы транспортирования горных пород, погрузочно-разгрузочных, сервисных и складских работ для конкретных условий (ПСК-11-6); готовностью эксплуатировать системы управления интегрированными транспортными системами горного производства (ПСК-11-7). Специализация N 12 "Технологическая безопасность и горноспасательное дело": готовностью, в том числе психологически, осуществлять организацию работ по ликвидации последствий аварий и катастроф техногенного характера на основе системного подхода, умения строить и использовать модели для описания и прогнозирования опасных явлений, выполнять их качественный и количественный анализ (ПСК-12-1); способностью обосновывать средства защиты в чрезвычайных ситуациях и режимы их работы, проводить контроль их состояния, регламентировать эксплуатацию защитной и спасательной техники (ПСК-12-2); способностью проектировать системы защиты человека от опасных и вредных факторов производственной среды горных предприятий на основе научно обоснованных методов и нормативных документов обеспечения безопасного ведения горных и взрывных работ при применении различных технологий разработки месторождений, освоении подземного пространства, с учетом мирового опыта и требований международных стандартов безопасности (ПСК-12-3); готовностью осуществлять оценку проектной документации, действующих технологий и производств, сертификацию продукции по показателям травмоопасности, надежности (ПСК-12-4); способностью системно анализировать фундаментальные и прикладные проблемы промышленной безопасности и горно-спасательного дела, угрозы промышленной безопасности объектов горного производства и разрабатывать методы их исследования и предотвращения (ПСК-12-5); умением организовать работу по анализу состояния условий труда, совершенствованию и модернизации систем, средств и технологий обеспечения промышленной безопасности горного производства, работу по обучению работников культуре безопасности (ПСК-12-6). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический циклы; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в системе послевузовского образования. 6.3. Базовая (обязательная) часть по циклу "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Безопасность жизнедеятельности"; "Основы горного дела" с обязательным наличием разделов по видам геотехнологий (подземная, открытая, строительная) и общей трудоемкостью не менее 12 зачетных единиц; "Безопасность ведения горных работ и горно-спасательное дело" с общей трудоемкостью не менее четырех зачетных единиц; "Аэрология горных предприятий" с общей трудоемкостью не менее четырех зачетных единиц; "Технология и безопасность взрывных работ" с общей трудоемкостью не менее четырех зачетных единиц. Таблица 2 Структура ООП подготовки специалиста --------------------------------------------------------------------------------¬ | Код | Учебные циклы, разделы| Трудоемкость |Перечень дисциплин | Коды | | УЦ | и проектируемые | (зачетные | для разработки | формируемых | | ООП | результаты их освоения| единицы) | программ | компетенций | | | | <*> | (примерных), а | | | | | | также учебников и | | | | | | учебных пособий | | |-----|-----------------------|--------------|-------------------|--------------| |С.1 | Гуманитарный, | 27 - 37 | | | | | социальный и| | | | | | экономический цикл | | | | | |-----------------------|--------------|-------------------|--------------| | | Базовая часть | 22 - 27 |История |ОК-1 - 22 | | | В результате| |Философия |ПК-1 | | | изучения базовой части| |Иностранный язык |ПК-2 | | | цикла обучающийся | |Горное право |ПК-5 | | | должен: | |Экономическая |ПК-9 | | | знать: роль| |теория |ПК-16 | | | философии как| |Экономика и |ПК-17 | | | мировоззрения, общей| |менеджмент горного |ПК-18 | | | методологии познания и| |производства |ПК-19 | | | ценностно- | | |ПК-20 | | | ориентирующей | | |ПК-24 | | | программы; основные| | |ПСК-1-2 | | | философские категории,| | |ПСК-1-3 | | | методы и приемы| | |ПСК-2-2 | | | философского анализа| | |ПСК-2-3 | | | проблем, философские| | |ПСК-3-1 | | | системы и школы;| | |ПСК-3-3 | | | особенности | | |ПСК-3-4 | | | общественного | | |ПСК-4-6 | | | развития, | | |ПСК-5-2 | | | вариативность и| | |ПСК-5-3 | | | основные | | |ПСК-5-4 | | | закономерности | | |ПСК-6-3 | | | исторического | | |ПСК-6-4 | | | процесса, роль| | |ПСК-6-5 | | | сознательной | | |ПСК-7-1 | | | деятельности людей;| | |ПСК-7-3 | | | этапы исторического| | |ПСК-8-2 | | | развития России, место| | |ПСК-8-3 | | | и роль России в| | |ПСК-9-1 | | | истории человечества и| | |ПСК-9-2 | | | в современном мире;| | |ПСК-9-3 | | | основные принципы и| | |ПСК-11-4 | | | положения | | |ПСК-11-5 | | | конституционного, | | |ПСК-11-6 | | | трудового, | | | | | | гражданского, | | | | | | административного и| | | | | | семейного права;| | | | | | основы горного и| | | | | | экологического права;| | | | | | базовые понятия| | | | | | экономической теории,| | | | | | законы | | | | | | функционирования | | | | | | рыночной экономики;| | | | | | экономические основы| | | | | | производства и| | | | | | финансовой | | | | | | деятельности | | | | | | предприятий, в том| | | | | | числе осуществляющих| | | | | | эксплуатационную | | | | | | разведку, добычу и| | | | | | переработку твердых| | | | | | полезных ископаемых, а| | | | | | также при| | | | | | строительстве | | | | | | подземных объектов;| | | | | | законодательные основы| | | | | | производства всех| | | | | | видов работ, в том| | | | | | числе при| | | | | | эксплуатационной | | | | | | разведке, добыче,| | | | | | переработке | | | | | | твердых полезных| | | | | | ископаемых, а также| | | | | | при строительстве| | | | | | подземных объектов; | | | | | | уметь: | | | | | | самостоятельно | | | | | | анализировать научную| | | | | | и публицистическую| | | | | | литературу по| | | | | | социогуманитарной | | | | | | проблематике; | | | | | | находить, | | | | | | анализировать и| | | | | | оценивать информацию:| | | | | | планировать и| | | | | | осуществлять свою| | | | | | деятельность с учетом| | | | | | результатов этого| | | | | | анализа; сопоставлять| | | | | | различные версии и| | | | | | оценки исторических| | | | | | событий и личностей;| | | | | | оценивать альтернативы| | | | | | общественного развития| | | | | | с учетом исторических| | | | | | реалий; | | | | | | ориентироваться в мире| | | | | | норм и ценностей,| | | | | | оценивать явления и| | | | | | события с моральной и| | | | | | правовой точек зрения;| | | | | | ориентироваться в| | | | | | типовых экономических| | | | | | ситуациях, основных| | | | | | вопросах экономической| | | | | | политики; использовать| | | | | | элементы | | | | | | экономического анализа| | | | | | в своей| | | | | | профессиональной | | | | | | деятельности; | | | | | | использовать правовые| | | | | | знания в оценке| | | | | | явлений общественной| | | | | | жизни и в собственной| | | | | | деятельности; работать| | | | | | в коллективе,| | | | | | вырабатывать | | | | | | совместные решения,| | | | | | организовывать работу| | | | | | исполнителей; | | | | | | пользоваться | | | | | | иностранным языком для| | | | | | общения и получения| | | | | | информации из| | | | | | зарубежных источников;| | | | | | владеть: навыками| | | | | | письменного | | | | | | аргументированного | | | | | | изложения собственной| | | | | | точки зрения; навыками| | | | | | публичной речи,| | | | | | аргументации, ведения| | | | | | дискуссии и полемики;| | | | | | навыками критического| | | | | | восприятия информации;| | | | | | навыками правомерного| | | | | | и ответственного| | | | | | поведения; навыками| | | | | | сотрудничества, | | | | | | ведения переговоров и| | | | | | разрешения конфликтов;| | | | | | навыками | | | | | | взаимодействия в| | | | | | поликультурной и| | | | | | полиэтничной среде;| | | | | | навыками общения и| | | | | | деятельности в| | | | | | иноязычной среде. | | | | | |-----------------------|--------------|-------------------|--------------| | | Вариативная часть| 5 - 10 | | | | | (знания, умения,| | | | | | навыки определяются| | | | | | ООП вуза) | | | | |-----|-----------------------|--------------|-------------------|--------------| |С.2 | Математический и| 75 - 85 | | | | | естественнонаучный | | | | | | цикл | | | | | |-----------------------|--------------|-------------------|--------------| | | Базовая часть | 70 - 80 |Математика |ПК-1 | | | В результате изучения| |Физика |ПК-2 | | | базовой части цикла| |Химия |ПК-4 | | | обучающийся должен: | |Геология |ПК-5 | | | знать: основные| |Информатика |ПК-6 | | | понятия и методы| |Горно-промышленная |ПК-7 | | | аналитической | |экология |ПК-8 | | | геометрии, линейной| | |ПК-9 | | | алгебры, | | |ПК-10 | | | дифференциального и| | |ПК-12 | | | интегрального | | |ПК-13 | | | исчисления, теории| | |ПК-14 | | | вероятностей, | | |ПК-15 | | | математической | | |ПК-16 | | | статистики, функции| | |ПК-20 | | | комплексного | | |ПК-21 | | | переменного и| | |ПК-22 | | | численные методы| | |ПК-23 | | | решения алгебраических| | |ПК-24 | | | и дифференциальных| | |ПК-25 | | | уравнений; основные| | |ПК-26 | | | физические явления и| | |ПК-27 | | | законы механики,| | |ПК-28 | | | электротехники, | | |ПСК-1-1 | | | термодинамики, оптики| | |ПСК-1-2 | | | и ядерной физики и их| | |ПСК-1-3 | | | математическое | | |ПСК-1-4 | | | описание; основные| | |ПСК-1-6 | | | законы органической и| | |ПСК-2-1 | | | неорганической химии,| | |ПСК-2-2 | | | классификацию и| | |ПСК-2-3 | | | свойства химических| | |ПСК-2-4 | | | элементов, веществ и| | |ПСК-2-6 | | | соединений; основные| | |ПСК-3-1 | | | принципы обеспечения| | |ПСК-3-2 | | | экологической | | |ПСК-3-3 | | | безопасности | | |ПСК-3-4 | | | производств и правовые| | |ПСК-3-5 | | | методы рационального| | |ПСК-3-6 | | | природопользования; | | |ПСК-4-1 | | | способы использования| | |ПСК-4-2 | | | компьютерных и| | |ПСК-4-3 | | | информационных | | |ПСК-4-4 | | | технологий в| | |ПСК-4-5 | | | инженерной | | |ПСК-5-1 | | | деятельности; строение| | |ПСК-5-2 | | | и состав земной коры и| | |ПСК-5-3 | | | ее структурные| | |ПСК-6-1 | | | элементы; основные| | |ПСК-6-2 | | | геологические | | |ПСК-6-3 | | | процессы; виды| | |ПСК-6-5 | | | полезных ископаемых,| | |ПСК-7-1 | | | условия их залегания,| | |ПСК-7-3 | | | особенности разведки;| | |ПСК-7-5 | | | геолого-промышленную | | |ПСК-8-1 | | | оценку месторождений;| | |ПСК-8-2 | | | происхождение и виды| | |ПСК-8-3 | | | подземных вод; основы| | |ПСК-8-4 | | | их динамики; методы| | |ПСК-8-5 | | | прогноза | | |ПСК-8-6 | | | гидрогеологических | | |ПСК-9-1 | | | условий освоения| | |ПСК-9-2 | | | месторождений и| | |ПСК-9-4 | | | способы борьбы с| | |ПСК-10-1 | | | водопритоками в| | |ПСК-10-2 | | | горные выработки;| | |ПСК-11-5 | | | основы инженерной| | |ПСК-11-7 | | | петрографии и| | |ПСК-12-1 | | | инженерно- | | |ПСК-12-2 | | | геологического | | |ПСК-12-3 | | | изучения массивов| | |ПСК-12-4 | | | горных пород; основные| | |ПСК-12-5 | | | методы качественного и| | |ПСК-12-6 | | | количественного | | | | | | анализа опасных и| | | | | | вредных антропогенных| | | | | | факторов горного| | | | | | производства; | | | | | | уметь: применять| | | | | | методы математического| | | | | | анализа при решении| | | | | | инженерных задач;| | | | | | выявлять физическую| | | | | | сущность явлений и| | | | | | процессов, выполнять| | | | | | применительно к ним| | | | | | технические расчеты;| | | | | | использовать основные| | | | | | методы химического| | | | | | исследования веществ и| | | | | | соединений; | | | | | | использовать | | | | | | методологию и средства| | | | | | рационального | | | | | | природопользования и| | | | | | безопасности | | | | | | жизнедеятельности; | | | | | | применять компьютерную| | | | | | технику и| | | | | | информационные | | | | | | технологии в своей| | | | | | профессиональной | | | | | | деятельности; работать| | | | | | с текстовой и| | | | | | графической | | | | | | геологической | | | | | | документацией; | | | | | | прогнозировать | | | | | | гидрогеологические | | | | | | условия и| | | | | | геодинамическую | | | | | | обстановку | | | | | | производства горных| | | | | | работ и их влияние на| | | | | | окружающую среду; | | | | | | владеть: | | | | | | инструментарием для| | | | | | решения | | | | | | математических, | | | | | | физических и| | | | | | химических задач в| | | | | | своей предметной| | | | | | области; методами| | | | | | анализа физических| | | | | | явлений в технических| | | | | | устройствах и| | | | | | системах; навыками| | | | | | геологического | | | | | | изучения объектов| | | | | | горного производства,| | | | | | диагностики минералов| | | | | | и горных пород и| | | | | | вещественного состава| | | | | | полезных ископаемых;| | | | | | работы с геологической| | | | | | документацией, | | | | | | способами инженерно-| | | | | | геологического и| | | | | | гидрогеологического | | | | | | обеспечения горных и| | | | | | горно-строительных | | | | | | работ; информацией о| | | | | | назначении и областях| | | | | | применения основных| | | | | | химических веществ и| | | | | | их соединений;| | | | | | природоохранными | | | | | | мероприятиями при| | | | | | добыче, переработке| | | | | | полезных ископаемых и| | | | | | подземном | | | | | | строительстве; | | | | | | средствами | | | | | | компьютерной техники и| | | | | | информационных | | | | | | технологий. | | | | | |-----------------------|--------------|-------------------|--------------| | | Специализация N 1| |Физико-химическая |ПК-1 | | | "Подземная разработка| |геотехнология |ПК-2 | | | пластовых | |Компьютерное |ПК-5 | | | месторождений" | |моделирование |ПК-7 | | | С целью получения| |пластовых |ПК-8 | | | данной | |месторождений |ПК-10 | | | специализации при| |Физика горных пород|ПК-11 | | | изучении базовой части| | |ПК-15 | | | цикла обучающийся| | |ПК-16 | | | должен: | | |ПК-17 | | | знать: особенности| | |ПК-18 | | | строения, химический,| | |ПК-20 | | | петрографический и| | |ПК-21 | | | минеральный состав| | |ПК-22 | | | горных пород пластовых| | |ПК-23 | | | месторождений; | | |ПК-24 | | | процессы физико-| | |ПК-25 | | | химического | | |ПК-27 | | | воздействия на| | |ПК-28 | | | состояние полезного| | |ПСК-1-1 | | | ископаемого; основные| | |ПСК-1-2 | | | пространственно- | | |ПСК-1-3 | | | планировочные и| | |ПСК-1-4 | | | технико- | | |ПСК-1-5 | | | технологические | | |ПСК-1-6 | | | решения, реализующие| | | | | | физико-химическую | | | | | | геотехнологию; область| | | | | | эффективного | | | | | | применения физико-| | | | | | химической | | | | | | геотехнологии; методы| | | | | | построения блочных| | | | | | трехмерных моделей| | | | | | пластовых | | | | | | месторождений; методы| | | | | | технологического | | | | | | моделирования: методы| | | | | | геостатистического | | | | | | анализа: свойства и| | | | | | классификации горных| | | | | | пород; параметры| | | | | | состояния породных| | | | | | массивов; | | | | | | закономерности | | | | | | изменения свойств| | | | | | горных пород и| | | | | | породных массивов под| | | | | | воздействием | | | | | | физических полей:| | | | | | основные методы| | | | | | определения свойств| | | | | | горных пород и| | | | | | породных массивов в| | | | | | лабораторных и| | | | | | натурных условиях; | | | | | | уметь: оценивать| | | | | | целесообразность и| | | | | | возможность применения| | | | | | физико-химической | | | | | | геотехнологии; | | | | | | адаптировать типовые| | | | | | технико- | | | | | | технологические | | | | | | решения к конкретным| | | | | | горно-геологическим | | | | | | условиям применения| | | | | | физико-химической | | | | | | геотехнологии; | | | | | | рассчитывать основные| | | | | | параметры | | | | | | геотехнологии; | | | | | | выполнять чертежи и| | | | | | геологические разрезы| | | | | | с использованием| | | | | | средств компьютерной| | | | | | графики; работать в| | | | | | системах | | | | | | автоматизированного | | | | | | проектирования с| | | | | | использованием | | | | | | компьютерных моделей| | | | | | пластовых | | | | | | месторождений; | | | | | | оценивать влияние| | | | | | свойств горных пород и| | | | | | состояния породного| | | | | | массива на выбор| | | | | | технологии и| | | | | | механизации разработки| | | | | | месторождений полезных| | | | | | ископаемых; | | | | | | владеть: | | | | | | современными методами| | | | | | выбора основных| | | | | | параметров физико-| | | | | | химической | | | | | | геотехнологии; | | | | | | навыками разработки| | | | | | проектных решений по| | | | | | реализации физико-| | | | | | химической | | | | | | геотехнологии в| | | | | | конкретных | | | | | | горно-геологических | | | | | | условиях; навыками| | | | | | интерпретации данных| | | | | | геологической базы;| | | | | | основными принципами| | | | | | выполнения | | | | | | геометрических | | | | | | построений | | | | | | применительно к| | | | | | конкретным горно-| | | | | | геологическим | | | | | | условиям; навыками| | | | | | анализа результатов| | | | | | компьютерного | | | | | | моделирования и| | | | | | использования | | | | | | компьютерных моделей| | | | | | при проектировании| | | | | | разработки пластовых| | | | | | месторождений; физико-| | | | | | механические свойства| | | | | | и классификации горных| | | | | | пород и параметры| | | | | | состояния породных| | | | | | массивов, методы| | | | | | испытаний горных пород| | | | | | и строительных| | | | | | материалов. | | | | | |-----------------------|--------------|-------------------|--------------| | | Специализация N 2| |Физико-химическая |ПК-1 | | | "Подземная разработка| |геотехнология |ПК-2 | | | рудных месторождений" | |Компьютерное |ПК-5 | | | С целью получения| |моделирование |ПК-7 | | | данной специализации| |рудных |ПК-8 | | | при изучении базовой| |месторождений |ПК-10 | | | части цикла| |Физика горных пород|ПК-11 | | | обучающийся должен: | | |ПК-15 | | | знать: особенности| | |ПК-16 | | | строения, химический,| | |ПК-17 | | | петрографический и| | |ПК-18 | | | минеральный состав| | |ПК-20 | | | горных пород рудных| | |ПК-21 | | | месторождений; | | |ПК-22 | | | особенности процессов| | |ПК-23 | | | физико-химического | | |ПК-24 | | | воздействия на| | |ПК-25 | | | состояние полезного| | |ПК-27 | | | ископаемого; основные| | |ПК-28 | | | пространственно- | | |ПСК-2-1 | | | планировочные и| | |ПСК-2-2 | | | технико- | | |ПСК-2-3 | | | технологические | | |ПСК-2-4 | | | решения, реализующие| | |ПСК-2-5 | | | физико-химическую | | |ПСК-2-6 | | | геотехнологию; область| | | | | | эффективного | | | | | | применения физико-| | | | | | химической | | | | | | геотехнологии; методы| | | | | | построения блочных| | | | | | трехмерных моделей| | | | | | рудных месторождений;| | | | | | методы | | | | | | технологического | | | | | | моделирования; методы| | | | | | геостатистического | | | | | | анализа; свойства и| | | | | | классификации горных| | | | | | пород; параметры| | | | | | состояния породных| | | | | | массивов; | | | | | | закономерности | | | | | | изменения свойств| | | | | | горных пород и| | | | | | породных массивов под| | | | | | воздействием | | | | | | физических полей;| | | | | | основные методы| | | | | | определения свойств| | | | | | горных пород и| | | | | | породных массивов в| | | | | | лабораторных и| | | | | | натурных условиях; | | | | | | уметь: оценивать| | | | | | целесообразность и| | | | | | возможность применения| | | | | | физико-химической | | | | | | геотехнологии; | | | | | | адаптировать типовые| | | | | | технико- | | | | | | технологические | | | | | | решения к конкретным| | | | | | горно-геологическим | | | | | | условиям применения| | | | | | физико-химической | | | | | | геотехнологии; | | | | | | рассчитывать основные| | | | | | параметры | | | | | | геотехнологии; | | | | | | выполнять чертежи и| | | | | | геологические разрезы| | | | | | в компьютерном режиме;| | | | | | работать в системах| | | | | | автоматизированного | | | | | | проектирования (САПР)| | | | | | при формировании| | | | | | блочных трехмерных| | | | | | моделей рудных| | | | | | месторождений; | | | | | | проводить испытания| | | | | | горных пород и| | | | | | строительных | | | | | | материалов при| | | | | | исследовании их | | | | | | физико-механических | | | | | | свойств; оценивать | | | | | | влияние свойств горных| | | | | | пород и состояния | | | | | | породного массива | | | | | | на выбор технологии и| | | | | | механизации разработки| | | | | | месторождений полезных| | | | | | ископаемых; | | | | | | владеть: | | | | | | современными методами| | | | | | выбора основных| | | | | | параметров физико-| | | | | | химической | | | | | | геотехнологии; | | | | | | навыками разработки| | | | | | проектных решений по| | | | | | реализации физико-| | | | | | химической | | | | | | геотехнологии в| | | | | | конкретных | | | | | | горно-геологических | | | | | | условиях; навыками| | | | | | интерпретации данных| | | | | | геологической базы;| | | | | | основными принципами| | | | |