------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | | год |-------------------|-------------------|-------------------| | |(закон)|прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | | |году | |году | |году | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Всего |454,1 | 646,5 | 142,4 | 670,1 | 103,7 | 699,7 | 104,4 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Публичные нормативные |296,6 | 510,1 | 172,0 | 532,8 | 104,5 | 561,9 | 105,5 | | обязательства - всего | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Пенсии военнослужащим |263,8 | 472,0 | 179,0 | 493,2 | 104,5 | 520,8 | 105,6 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Меры социальной поддержки |9,2 | 9,7 | 106,3 | 10,3 | 105,5 | 10,8 | 105,0 | | граждан, подвергшихся | | | | | | | | | воздействию радиации | | | | | | | | | вследствие радиационных | | | | | | | | | аварий и ядерных испытаний | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Пособие по уходу за |2,6 | 3,2 | 122,5 | 3,4 | 105,5 | 3,6 | 105,7 | | ребенком гражданам, | | | | | | | | | подвергшимся воздействию | | | | | | | | | радиации вследствие | | | | | | | | | радиационных аварий | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Компенсация в возмещение |11,8 | 13,0 | 109,8 | 13,7 | 105,4 | 14,4 | 105,0 | | вреда гражданам, | | | | | | | | | подвергшимся воздействию | | | | | | | | | радиации вследствие | | | | | | | | | радиационных аварий | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Стипендия Президента |1,2 | 1,2 | 100,0 | 1,2 | 100,0 | 1,2 | 100,0 | | Российской Федерации | | | | | | | | | членам спортивных сборных | | | | | | | | | команд Российской | | | | | | | | | Федерации и их тренерам | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Дополнительное ежемесячное |0,8 | 0,7 | 93,2 | 0,7 | 93,4 | 0,7 | 100,0 | | материальное обеспечение | | | | | | | | | некоторых категорий граждан | | | | | | | | | Российской Федерации в связи с | | | | | | | | | 60-летием Победы в Великой | | | | | | | | | Отечественной войне 1941 - | | | | | | | | | 1945 годов | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Иные публичные нормативные |7,3 | 10,3 | 141,1 | 10,3 | 100,0 | 10,4 | 101,0 | | обязательства | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Иные социально значимые |157,5 | 136,4 | 86,6 | 137,3 | 100,7 | 137,8 | 100,4 | | обязательства: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Осуществление полномочий |77,2 | 46,5 | 60,2 | 46,3 | 99,6 | 46,3 | 100,0 | | Российской Федерации в области | | | | | | | | | содействия занятости населения | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Пособия и компенсации |7,3 | 9,5 | 130,0 | 9,6 | 101,1 | 9,6 | 100,0 | | военнослужащим, приравненным к | | | | | | | | | ним лицам, а также уволенным | | | | | | | | | из их числа | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Накопительно-ипотечная система |28,7 | 37,0 | 128,9 | 37,0 | 100,0 | 37,0 | 100,0 | | жилищного обеспечения | | | | | | | | | военнослужащих | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Оплата военнослужащим |5,8 | 5,0 | 86,9 | 5,0 | 100,0 | 5,0 | 100,0 | | стоимости путевок для их детей | | | | | | | | | школьного возраста (до 15 лет | | | | | | | | | включительно) в организации | | | | | | | | | отдыха и оздоровления детей | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Выплаты социальной доплаты к |6,9 | 7,3 | 105,8 | 7,7 | 105,5 | 7,7 | 100,0 | | пенсии до уровня прожиточного | | | | | | | | | минимума пенсионерам субъектов | | | | | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Социальная поддержка |6,8 | 5,9 | 86,8 | 6,2 | 105,1 | 6,5 | 104,8 | | детей-сирот и детей, | | | | | | | | | оставшихся без попечения | | | | | | | | | родителей | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обеспечение жилыми помещениями |6,2 | 6,2 | 100,0 | 6,2 | 100,0 | 6,2 | 100,0 | | детей-сирот, детей, оставшихся | | | | | | | | | без попечения родителей, а | | | | | | | | | также детей, находящихся под | | | | | | | | | опекой (попечительством), не | | | | | | | | | имеющих закрепленного жилого | | | | | | | | | помещения | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Гранты Президента Российской |3,0 | 3,0 | 100,0 | 3,0 | 100,0 | 3,0 | 100,0 | | Федерации и Правительства | | | | | | | | | Российской Федерации в области | | | | | | | | | культуры, искусства и средств | | | | | | | | | массовой информации | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Иные выплаты, пособия и |15,6 | 16,0 | 102,5 | 16,3 | 101,9 | 16,5 | 101,4 | | компенсации | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> С 2012 года - социальные выплаты безработным гражданам. При этом в целях сохранения покупательной способности соответствующих выплат предусматривается ежегодное увеличение размеров социальных пособий и компенсаций исходя из прогнозного уровня инфляции. Рост денежного довольствия военнослужащих и сотрудников отразится на уровне пенсионного обеспечения военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, пенсии которых в среднем вырастут в 1,6 раза. В области социальной защиты инвалидов в составе расходов федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, связанных с исполнением обязательств Российской Федерации по осуществлению ежемесячных денежных выплат инвалидам; бюджетные ассигнования на предоставление технических средств для реабилитации инвалидов, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. В 2012 - 2014 годах на указанные цели предполагается направить 15,6 млрд. рублей (на уровне 2011 года). С 2011 года вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом будут решаться в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, на реализацию которой в 2012 году предусмотрено 2,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2,3 млрд. рублей, в 2014 году - 10,0 млрд. рублей. В области поддержки семей с детьми предусматриваются: - увеличение размеров пособий в 2012 году на 6%, в 2013 году - на 5,5%, в 2014 году - на 5%; - бюджетные ассигнования на выплату пособий гражданам, имеющим детей, в сумме 67,8 млрд. рублей, что на 8,7% превышает соответствующий показатель 2011 года (в связи с индексацией размеров пособий и увеличением численности получателей). На предоставление в 2012 году материнского (семейного) капитала предусмотрено 132,7 млрд. рублей, что на 9,9% превышает соответствующий показатель 2011 года (в связи с индексацией размера и увеличением численности получателей). В 2012 - 2014 годах предусматривается увеличение размера материнского (семейного) капитала, который к 2014 году составит 429,4 тыс. рублей против 365,7 тыс. рублей в 2011 году. В связи со стабилизацией положения на рынке труда в 2012 году прогнозируется снижение численности безработных граждан, официально зарегистрированных в органах службы занятости, что позволит сократить расходы на предоставление социальных выплат безработным гражданам на 7,5 млрд. рублей в 2012 году, на 4,8 млрд. рублей в 2013 году и на 3,8 млрд. рублей в 2014 году. В 2011 году планируется завершить софинансирование Российской Федерацией региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. В связи с переводом с 1 января 2012 г. финансового обеспечения полиции на федеральный уровень полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, по осуществлению активной политики в области содействия занятости населения, а также по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, предлагается передать на региональный уровень. При этом расходы федерального бюджета, предусмотренные на эти цели, сократятся на 20,1 млрд. рублей в 2012 году, на 21,2 млрд. рублей в 2013 году и на 22,3 млрд. рублей в 2014 году. В 2012 - 2014 годах будет продолжено предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление "делегированных" полномочий Российской Федерации в сфере социальной политики, в том числе на: выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в сумме 2372,4 млн. рублей в 2012 году, 2502,9 млн. рублей в 2013 году, 2635,9 млн. рублей в 2014 году (с учетом ежегодной индексации на прогнозный уровень инфляции и увеличения численности получателей); обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в сумме 6621,8 млн. рублей ежегодно (на уровне 2011 года); на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 124180,5 млн. рублей в 2012 году, 133516,5 млн. рублей в 2013 году, 138426,1 млн. рублей в 2014 году (с учетом федеральных стандартов предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м жилья); на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России", в сумме 6355,7 млн. рублей в 2012 году, 6705,7 млн. рублей в 2013 году, 7098,2 млн. рублей в 2014 году (с учетом ежегодной индексации на прогнозный уровень инфляции и увеличения численности получателей). В 2012 - 2014 годах планируются межбюджетные трансферты Пенсионному фонду Российской Федерации на исполнение полномочий Российской Федерации в сфере социальной политики. При формировании объема межбюджетных трансфертов учтена ежегодная с 1 апреля индексация ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, другим категориям граждан по уровню инфляции. Ежемесячную денежную выплату получат около 17,1 млн. человек ежегодно, ее средний размер в 2012 году составит 2198 рубля, к 2014 году он увеличится до 2440 рублей. В рамках проведения мероприятий по ликвидации бедности среди пенсионеров с самым низким уровнем доходов начиная с 2010 года установлена федеральная социальная доплата к пенсии и региональная социальная доплата к пенсии, в результате чего выполнена задача по достижению общего уровня материального обеспечения каждого пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации. Предполагается, что федеральная социальная доплата к пенсии в 2012 - 2014 годах будет установлена более 2,5 млн. человек, а региональная социальная доплата к пенсии - более 2,4 млн. человек. В объеме межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на исполнение полномочий Российской Федерации в сфере социальной политики предусматриваются бюджетные ассигнования по следующим основным направлениям: на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (по прогнозным данным, указанное пособие в 2012 - 2014 годах будет получать около 1,1 млн. человек); на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий (средний размер указанного пособия в 2012 году составит 6238 рублей, численность получателей указанного пособия превышает 17 тыс. человек); на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (размер указанного пособия в 2012 году составит 12405 рублей и будет увеличен к 2014 году на 10,7%, численность получателей пособия в 2012 - 2014 годах прогнозируется на уровне 440 тыс. человек). Кроме того, планируется существенно улучшить обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе протезно-ортопедическими изделиями, что позволит обеспечить их выдачу инвалидам в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Бюджетные ассигнования на оплату труда в 2012 - 2014 годах определены с учетом решений об индексации фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих с 1 октября 2012 года, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и выплат, зависящих от размера денежного довольствия (кроме федеральных органов исполнительной власти, в которых предусматривается проведение в 2012 году реформы денежного довольствия), с 1 апреля 2012 года (таблица 5.3): Таблица 5.3 БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА ОПЛАТУ ТРУДА (ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ, ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ) млрд. рублей ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | | год |-------------------|-------------------|-------------------| | |(закон)|прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | | |году | |году | |году | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Всего |1970,6 | 1943,3| 98,6 | 1980,0| 101,8 | 2008,9| 101,5 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | денежное довольствие |822,8 | 824,9 | 100,3 | 827,6 | 100,3 | 827,6 | 100,0 | | военнослужащих и | | | | | | | | | приравненных к ним лиц | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | денежное содержание |266,4 | 264,6 | 99,3 | 265,8 | 100,5 | 273,1 | 102,7 | | государственных | | | | | | | | | гражданских служащих | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | судей |40,3 | 44,1 | 109,4 | 46,0 | 104,3 | 46,0 | 100,0 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | работников, оплата труда |678,0 | 640,6 | 94,5 | 666,5 | 104,0 | 686,1 | 102,9 | | которых осуществляется | | | | | | | | | по новой системе оплаты | | | | | | | | | труда | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | прокуроров, следователей |34,3 | 37,9 | 110,5 | 39,6 | 104,5 | 39,6 | 100,0 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | других категорий |79,7 | 82,4 | 103,4 | 86,1 | 104,5 | 88,1 | 102,3 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Выплаты, зависящие от |49,1 | 48,8 | 99,4 | 48,4 | 99,2 | 48,4 | 100,0 | | окладов денежного | | | | | | | | | содержания, и иные | | | | | | | | | социальные выплаты | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Кроме того, реформирование | | 353,1 | | 574,6 | | 643,1 | | | денежного довольствия, включая | | | | <*> | | | | | выплаты, зависящие от окладов | | | | | | | | | денежного содержания | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> С учетом сокращения численности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на 15% до 1 января 2014 года (за исключением Минобороны России и МВД России). Снижение объемов бюджетных ассигнований на денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих в 2012 году по сравнению с 2011 годом обусловлено сокращением их численности в 2011 - 2013 годах на 20 процентов. Сокращение объемов бюджетных ассигнований на оплату труда работников федеральных государственных учреждений в 2012 году по сравнению с 2011 годом обусловлено в основном передачей с 1 января 2012 года в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования и учреждений, осуществляющих дезинфекционную деятельность, за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень. При определении бюджетных ассигнований на денежное довольствие учтено сокращение численности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (кроме Минобороны России и МВД России) на 15% до 1 января 2014 года. Рост расходов на оплату труда судей в 2012 году по отношению к 2011 году связан, помимо индексации оплаты труда, с выравниванием условий оплаты труда судей системы арбитражных судов применительно к судам общей юрисдикции. В рамках формирования федерального бюджета на 2012 - 2014 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на индексацию стипендиального фонда обучающихся в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования с 1 сентября 2011 года на 9% и с 1 сентября 2012 года на 6%. Также запланированы ассигнования на увеличение стипендиального обеспечения интернов и ординаторов в расчете на год в связи с повышением с 1 июня 2011 года размеров стипендий интернов и ординаторов до величины прожиточного минимума - 6367 рублей или более чем в 2 раза (предыдущий размер стипендий - 2700 рублей у интернов и 2900 рублей у ординаторов). Кроме того, предусмотрены бюджетные ассигнования на совершенствование стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования в 2012 году в объеме 9,9 млрд. рублей, в 2013 и 2014 году по 10,1 млрд. рублей ежегодно. В рамках указанных бюджетных ассигнований по специальностям, которые соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, Президентом Российской Федерации учреждены 2700 стипендий студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения, в размере 7 тыс. рублей и 300 стипендий аспирантам в размере 14 тыс. рублей; аналогично Правительством Российской Федерации учреждены 4500 стипендий студентам в размере 5 тыс. рублей и 500 стипендий аспирантам в размере 10 тыс. рублей. Для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования по рабочим профессиям и специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, учреждены 5000 стипендий Правительства Российской Федерации в размере 2 тыс. рублей. Объем стипендиального фонда в 2012 году составит 50,6 млрд. рублей с ростом по сравнению с 2011 годом на 27,1%, в 2013 - 2014 году - 53,2 млрд. рублей ежегодно. Одной из ключевых государственных задач в сфере бюджетной политики является обеспечение сбалансированности пенсионной системы. Система обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации призвана обеспечивать государственные гарантии по выплате пенсий, решать задачи повышения уровня пенсионного обеспечения, размеров пенсий и своевременной их выплаты. Эти меры, прежде всего, должны обеспечиваться за счет страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако следует признать, что система обязательного пенсионного страхования не может полностью обеспечить собственными ресурсами реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования. Рост объема межбюджетных трансфертов, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, привел к удвоению их доли в ВВП по сравнению с 2006 годом. Основные направления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, представлены в таблице 5.4: Таблица 5.4 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ БЮДЖЕТУ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ млрд. рублей ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | | год |-------------------|-------------------|-------------------| | |(закон)|прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | | |году | |году | |году | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Всего |2341,7 | 2621,8| 112,0 | 2857,1| 109,0 | 3150,1| 110,3 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе на: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Пенсионное обеспечение |1794,3 | 2045,6| 114,0 | 2246,1| 109,8 | 2507,9| 111,7 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | из них: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Покрытие дефицита бюджета |875,9 | 1060,1| 121,0 | 1192,7| 112,5 | 1355,7| 113,7 | | Пенсионного фонда Российской | | | | | | | | | Федерации | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Валоризация пенсионных прав |527,7 | 570,9 | 108,2 | 626,5 | 109,7 | 685,2 | 109,4 | | граждан | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Выплата пенсий по |278,4 | 286,5 | 102,9 | 313,7 | 109,5 | 353,8 | 112,8 | | государственному пенсионному | | | | | | | | | обеспечению | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Компенсация выпадающих доходов |69,6 | 78,7 | 113,1 | 56,4 | 71,7 | 56,4 | 100,0 | | в связи с установлением | | | | | | | | | пониженных тарифов страховых | | | | | | | | | взносов на обязательное | | | | | | | | | пенсионное страхование | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Федеральная социальная доплата |34,5 | 38,5 | 111,6 | 42,9 | 111,4 | 42,9 | 100,0 | | к пенсии | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Возмещение расходов по |3,2 | 3,5 | 109,4 | 3,9 | 111,4 | 3,9 | 100,0 | | нестраховым периодам | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Софинансирование формирования |5,0 | 7,5 | 150,0 | 10,0 | 133,3 | 10,0 | 100,0 | | пенсионных накоплений | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Администрируемые расходы |547,4 | 576,2 | 105,3 | 611,0 | 106,0 | 642,2 | 105,1 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | из них: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Осуществление ежемесячных |365,3 | 378,5 | 103,6 | 397,6 | 105,0 | 417,3 | 105,0 | | денежных выплат | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Предоставление материнского |120,8 | 132,7 | 109,9 | 144,1 | 108,6 | 151,3 | 105,0 | | (семейного) капитала | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Осуществление компенсационных |40,4 | 44,0 | 108,9 | 49,3 | 112,0 | 54,2 | 109,9 | | выплат лицам, осуществляющим | | | | | | | | | уход за нетрудоспособными | | | | | | | | | гражданами | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Дополнительное ежемесячное |10,0 | 8,9 | 89,0 | 8,0 | 89,9 | 7,2 | 90,0 | | материальное обеспечение | | | | | | | | | некоторым категориям граждан | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Выплата социального пособия на |0,2 | 0,26 | 105,0 | 0,3 | 147,6 | 0,3 | 106,5 | | погребение | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Иные социальные выплаты |10,7 | 11,8 | 110,3 | 11,7 | 99,1 | 11,9 | 101,7 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ В 2012 - 2014 годах трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и социальные пособия будут увеличиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средний размер трудовой пенсии возрастет с 8,5 тыс. рублей в 2011 году до 9,3 тыс. рублей в 2012 году, 10,2 тыс. рублей в 2013 году и 11,1 тыс. рублей в 2014 году. Средний размер социальных пенсий возрастет с 5,1 тыс. рублей в 2011 году до 5,7 тыс. рублей в 2012 году, 6,2 тыс. рублей в 2013 году и 6,9 тыс. рублей в 2014 году. С 2010 года введен механизм валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР. В связи с этим на 2012 - 2014 годы будут предусмотрены ассигнования на валоризацию расчетного пенсионного капитала. В среднем увеличение пенсионного капитала за счет валоризации уже составило 1250 рублей в месяц. Наибольшее повышение от валоризации получили пенсионеры старше 80 лет - до 1700 рублей. Учитывая, что наряду с системой обязательных платежей возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования, в проектировках предусматриваются ассигнования на софинансирование формирования пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния. С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды, с принятием которого упразднен единый социальный налог и система обязательного социального страхования перешла к страховому принципу формирования доходов. С 1 января 2011 года был установлен единый для всех страхователей тариф страховых взносов - 34%, из которого 26% направляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование. Одновременно для отдельных категорий страхователей был введен льготный переходный период с установлением пониженного тарифа страховых взносов, поэтому в составе межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации предусматриваются средства на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженного тарифа страховых взносов для отдельных категорий страхователей. Объем межбюджетных трансфертов, направляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2012 - 2014 годах на обеспечение мер социальной поддержки граждан, определяется с учетом индексации размеров пособий и социальных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации и численности граждан, получивших право на соответствующие пособия и социальные выплаты. Основные направления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, представлены в таблице 5.5: Таблица 5.5 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ БЮДЖЕТУ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ млрд. рублей ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | | год |-------------------|-------------------|-------------------| | |(закон)|прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | | |году | |году | |году | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Всего |83,2 | 76,5 | 91,9 | 79,6 | 104,1 | 82,9 | 104,1 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Компенсация выпадающих доходов |5,4 | 6,3 | 116,7 | 5,6 | 88,9 | 5,6 | 100,0 | | в связи с установлением | | | | | | | | | пониженных тарифов страховых | | | | | | | | | взносов для отдельных | | | | | | | | | категорий плательщиков | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Покрытие дефицита бюджета |11,3 | - | - | - | - | - | - | | Фонда социального страхования | | | | | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Администрируемые расходы: |66,5 | 70,2 | 105,6 | 74,0 | 105,4 | 77,3 | 104,5 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Выплата пособий по уходу за |49,3 | 52,3 | 106,1 | 55,2 | 105,5 | 57,9 | 104,9 | | ребенком до достижения им | | | | | | | | | возраста полутора лет | | | | | | | | | гражданам, не подлежащим | | | | | | | | | обязательному социальному | | | | | | | | | страхованию | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обеспечение инвалидов |9,0 | 9,0 | 100,0 | 9,0 | 100,0 | 9,0 | 100,0 | | техническими средствами | | | | | | | | | реабилитации | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Выплата пособий при рождении |5,7 | 6,0 | 105,3 | 6,3 | 105,0 | 6,6 | 104,8 | | ребенка гражданам, не | | | | | | | | | подлежащим обязательному | | | | | | | | | социальному страхованию | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Пособие по уходу за ребенком |1,4 | 1,5 | 107,1 | 1,6 | 106,7 | 1,7 | 105,0 | | гражданам, подвергшимся | | | | | | | | | воздействию радиации | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Оплата четырех дополнительных |1,1 | 1,4 | 127,3 | 1,9 | 135,7 | 2,1 | 110,5 | | выходных дней работающим | | | | | | | | | родителям (опекунам, | | | | | | | | | попечителям) для ухода за | | | | | | | | | детьми-инвалидами | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Кроме того, зарезервированные |- | 85,7 | - | 88,3 | 115,8 | 93,5 | 106,1 | | бюджетные ассигнования на | | | | | | | | | покрытие дефицита бюджета | | | | | | | | | Фонда социального страхования | | | | | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ В составе межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации предусматриваются средства на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженного тарифа страховых взносов для отдельных категорий страхователей. В настоящее время складывается сложная ситуация с обеспечением сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Значительное увеличение размеров пособий начиная с 2010 года, вызванное решениями, обусловленными Федеральным законом от 25 февраля 2011 г. N 21-ФЗ, регулирующими порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком, привело к значительному росту расходов на их выплату и увеличению дефицита бюджета Фонда. В связи с этим на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации зарезервированы средства федерального бюджета: 85,7 млрд. рублей в 2012 году, 88,3 млрд. рублей в 2013 году и 93,5 млрд. рублей в 2014 году. В дальнейшем необходимо продолжить работу по совершенствованию механизма исчисления названных пособий, направленного на оптимизацию расходов на их выплату. В 2011 году предусматривается проведение в двух субъектах Российской Федерации пилотного проекта, определяющего особенности назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения и иных выплат территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации. С 2014 года предполагается полностью отменить действующую "зачетную" систему и перейти на осуществление прямых выплат Фондом по страховым случаям застрахованным гражданам. Основные направления расходования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования, представлены в таблице 5.6: Таблица 5.6 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ БЮДЖЕТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ млрд. рублей ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | | год |-------------------|-------------------|-------------------| | |(закон)|прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | | |году | |году | |году | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Всего | 21,2 | 23,3 | 109,9 | 18,8 | 80,7 | 18,8 | 100,0 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Компенсация выпадающих | 16,3 | 18,4 | 112,9 | 18,8 | 102,2 | 18,8 | 100,0 | | доходов бюджета Фонда в | | | | | | | | | связи с установлением | | | | | | | | | пониженных тарифов страховых | | | | | | | | | взносов для отдельных | | | | | | | | | категорий плательщиков | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Администрируемые расходы: | 4,9 | 4,9 | 100,0 | 0,0 | - | 0,0 | - | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Проведение диспансеризации | 0,9 | 0,9 | 100,0 | - | - | - | - | | пребывающих в стационарных | | | | | | | | | учреждениях детей-сирот и | | | | | | | | | детей, находящихся в | | | | | | | | | трудной жизненной ситуации | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Проведение дополнительной | 4,0 | 4,0 | 100,0 | - | - | - | - | | диспансеризации работающих | | | | | | | | | граждан | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ В составе межбюджетных трансфертов, направляемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2012 году, учитываются расходы на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. С 2013 года финансовое обеспечение дополнительной диспансеризации работающих граждан и проведение дополнительной диспансеризации детей-сирот будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. В составе межбюджетных трансфертов бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматриваются средства на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженного тарифа страховых взносов для отдельных категорий страхователей: 18,4 млрд. рублей в 2012 году и 18,8 млрд. рублей в 2013 - 2014 годах ежегодно. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере здравоохранения в 2012 - 2014 годах составит соответственно 498,8 млрд. рублей, 454,0 млрд. рублей, 445,0 млрд. рублей. В рамках продолжения реформы в системе здравоохранения с 2012 года предусматривается изменение источников финансирования отдельных мероприятий в указанной сфере, ранее осуществляемых за счет бюджетных ассигнований. Так, в 2012 году в целях повышения доступности медицинской помощи предусматривается продолжение реализации программ модернизации здравоохранения, реализуемых с 2011 года. Финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда медицинского страхования в связи с увеличением страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2%, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования. За период 2011 - 2012 годов на эти цели предусматривается направить средства обязательного медицинского страхования в общей сумме 460,0 млрд. рублей. Объем субсидий, направляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, в 2012 году составит 194,9 млрд. рублей. Основная цель модернизации здравоохранения - создание оптимальных систем организации здравоохранения, ориентированных не на расширение сети медицинских организаций, а на повышение эффективности их деятельности, работающих в соответствии со стандартами по оказанию медицинской помощи гражданам Российской Федерации, расширение профилактической направленности здравоохранения, способной предотвратить ухудшение состояния здоровья населения страны. В этой связи модернизация здравоохранения должна найти отражение, главным образом, в укреплении поликлинического звена, функционирование которого направлено на раннее выявление заболеваний, рационализации использования (сокращения) коечного фонда, решении вопросов обеспеченности медицинскими кадрами учреждений здравоохранения, внедрении информационных систем в здравоохранении и стандартов оказания медицинской помощи. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на лекарственное обеспечение формируются с учетом уточнения численности получателей лекарственных средств на основании данных Федерального регистра, а также с учетом сложившейся в текущем году динамики цен, связанной с введением предельных надбавок на лекарственные средства, совершенствованием законодательства в сфере закупок лекарственных средств. В рамках данного направления в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 13% увеличены расходы на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей. Объем бюджетных ассигнований на указанные цели в 2012 - 2014 годах составит 54,2 млрд. рублей ежегодно. Сохраняются объемы межбюджетных трансфертов, направленных на решение проблем в здравоохранении, предусмотренные на осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными средствами, на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения. С 2012 года в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации предусматривается передать обеспечение деятельности 32 федеральных государственных учреждений Роспотребнадзора, осуществляющих дезинфекционную деятельность, в ведение субъектов Российской Федерации. В 2012 - 2013 годах продолжится реализация приоритетного национального проекта "Здоровье". Ряд мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" предусматривается осуществлять как за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, так и за счет средств обязательного медицинского страхования (реализация комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, расширение объемов и разработка мероприятий по повышению эффективности лечения бесплодия в браке с применением репродуктивных технологий, развитие неонатальной хирургии). Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" характеризуются следующими данными (таблица 5.7): Таблица 5.7 БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЗДОРОВЬЕ" В 2012 - 2013 ГОДАХ И ДЛЯЩИХСЯ МЕРОПРИЯТИЙ В 2014 ГОДУ млрд. руб. ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | | год |-------------------|-------------------|-------------------| | |(закон)|прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | | |году | |году | |году | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Всего | 135,1 | 146,9 | 108,7 | 110,4 | 75,2 | 104,5 | 94,6 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Совершенствование | 42,2 | 50,6 | 120,0 | 50,6 | 100,0 | 50,6 | 100,0 | | организационно - финансового | | | | | | | | | механизма обеспечения населения| | | | | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | | высокотехнологичной медицинской| | | | | | | | | помощью | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Закупки диагностических средств| 19,0 | 19,1 | 100,5 | 19,5 | 102,1 | 19,5 | 100,0 | | и антиретровирусных препаратов | | | | | | | | | для профилактики, выявления и | | | | | | | | | лечения инфицированных вирусами| | | | | | | | | иммунодефицита человека и | | | | | | | | | гепатита В и С | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Мероприятия по иммунизации | 5,64 | 5,64 | 100,0 | 6,1 | 108,2 | 6,1 | 100,0 | | населения | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обследование населения с целью | 2,80 | 2,82 | 101,7 | 5,3 | 187,9 | 5,3 | 100,0 | | выявления туберкулеза, лечение | | | | | | | | | больных туберкулезом, | | | | | | | | | профилактические мероприятия | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Совершенствование медицинской | 3,44 | 5,88 | 170,9 | 5,88 | 100,0 | | | | помощи больным с сосудистыми | | | | | | | | | заболеваниями <*> | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Совершенствование организации | 3,23 | 5,93 | 183,6 | 5,93 | 100,0 | 5,93 | 100,0 | | медицинской помощи пострадавшим| | | | | | | | | при дорожно-транспортных | | | | | | | | | происшествиях (в том числе | | | | | | | | | приобретение санитарного | | | | | | | | | автотранспорта) | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Совершенствование организации | 6,92 | 6,92 | 100,0 | 6,92 | 100,0 | 6,92 | 100,0 | | онкологической помощи населению| | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Мероприятия по развитию службы | 4,2 | 5,0 | 119,0 | 5,0 | 100,0 | 5,0 | 100,0 | | крови | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Осуществление денежных выплат | 21,72 | 21,8 | 100,4 | | | | | | участковым врачам-терапевтам, | | | | | | | | | участковым врачам-педиатрам, | | | | | | | | | врачам общей (семейной) | | | | | | | | | практики, медицинским сестрам, | | | | | | | | | работающим с названными врачами| | | | | | | | | в муниципальных учреждениях <*>| | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Осуществление денежных выплат | 10,2 | 10,2 | 100,0 | | | | | | медицинскому персоналу | | | | | | | | | фельдшерско-акушерских пунктов,| | | | | | | | | а также врачам, фельдшерам и | | | | | | | | | медсестрам скорой медицинской | | | | | | | | | помощи <*> | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Дополнительная диспансеризация | 4,0 | 4,0 | 100,0 | - | - | - | - | | работающих граждан | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Иные | 11,8 | 9,0 | 76,4 | 5,17 | 57,3 | 5,05 | 97,7 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> С 2013 года переходит на финансовое обеспечение за счет ОМС. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств в сфере образования составит в 2012 году 559,9 млрд. руб., в 2013 году - 521,5 млрд. рублей, в 2014 году - 467,6 млрд. рублей. Уменьшение бюджетных ассигнований на образование в 2013 году по сравнению с 2012 годом и в 2014 году по сравнению с 2013 годом обусловлено завершением в 2013 году реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования и федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", передачей с 1 января 2012 года обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень, а также с завершением строительства объектов капитального строительства. Бюджетная политика в сфере образования на планируемый период будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда. В расходах федерального бюджета на образование наибольший удельный вес составляют расходы на высшее профессиональное образование (свыше 70%). Учитывая значимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием для экономики страны в 2012 - 2014 годах, предусматривается продолжение начатой в 2010 году поддержки инновационно-активных вузов, реализации развития кооперации российских вузов и производственных предприятий, привлечения в российские вузы ведущих ученых, развития в них инновационной инфраструктуры, научных проектов, реализуемых совместно с ведущими вузами и ведущими научными организациями. В рамках реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2011 - 2013 годах из федерального бюджета будут предоставлены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, включая разработку и реализацию проектов перспективного развития для каждой школы, и обеспечение повышения оплаты труда педагогических работников общеобразовательных школ в объеме 120,0 млрд. рублей, в том числе в 2011 году - 20,0 млрд. рублей, 2012 году - 60,0 млрд. рублей и в 2013 году - 40,0 млрд. рублей. С 1 января 2012 года уменьшены расходы федерального бюджета, связанные с обеспечением деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (32,4 млрд. рублей в 2012 году, 33,6 млрд. рублей в 2013 году, 33,9 млрд. рублей в 2014 году), которые будут осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2012 - 2014 годах предусмотрено 94,4 млрд. рублей, в том числе в 2012 году - 41,6 млрд. рублей, в 2013 году - 26,4 млрд. рублей, в 2014 году - 26,4 млрд. рублей. При этом финансовое обеспечение мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в планируемом периоде будет осуществляться в том числе за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы и Федеральной адресной инвестиционной программы. Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития образования планируются в объеме 11,1 млрд. рублей в 2012 году, 10,8 млрд. рублей в 2013 году, 9,8 млрд. рублей в 2014 году. Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта "Образование" характеризуются следующими данными (таблица 5.8): Таблица 5.8 БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" В 2012 - 2013 ГОДАХ И ДЛЯЩИХСЯ МЕРОПРИЯТИЙ В 2014 ГОДУ млрд. рублей ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | | год |-------------------|-------------------|-------------------| | |(закон)|прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | | |году | |году | |году | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Всего |39,2 | 41,6 | 106,9 | 26,4 | 63,5 | 26,4 | 100 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Направление 1. |0,6 | 0,1 | 17,1 | 0,1 | 95,2 | 0,1 | 100,0 | | Обеспечение доступности | | | | | | | | | дошкольного образования | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Модернизация муниципальных |0,6 | 0,1 | 17,1 | 0,1 | 95,2 | 0,1 | 100,0 | | систем дошкольного образования | | | | | | | | | (ФЦПРО) | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Направление 2. Достижение |26,5 | 14,5 | 54,7 | 12,0 | 82,8 | 12,0 | 100,0 | | стратегических ориентиров, | | | | | | | | | заявленных в Национальной | | | | | | | | | образовательной инициативе | | | | | | | | | "Наша новая школа" | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Ежемесячное денежное |11,4 | 11,4 | 100 | 11,4 | 100,0 | 11,4 | 100 | | вознаграждение за классное | | | | | | | | | руководство | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Формирование общероссийского |0,0 | 0,0 | 100,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 100,0 | | кадрового ресурса, | | | | | | | | | обеспечивающего развитие | | | | | | | | | системы образования (ФЦПРО) | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Распространение на территории |0,3 | 0,2 | 72,7 | 0,2 | 95,1 | 0,2 | 100,0 | | Российской Федерации моделей | | | | | | | | | образовательных систем, | | | | | | | | | обеспечивающих современное | | | | | | | | | качество общего образования | | | | | | | | | (ФЦПРО) | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Развитие дистанционного |2,5 | 2,5 | 100,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 100,0 | | образования детей-инвалидов | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Государственная поддержка |0,2 | 0,2 | 100,0 | 0,2 | 100,0 | 0,2 | 100,0 | | талантливой молодежи | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Установление ежегодного |0,2 | 0,2 | 100,0 | 0,2 | 100,0 | 0,2 | 100,0 | | поощрения лучших учителей | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Формирование системы |0,2 | 0,0 | 20,0 | 0,0 | 100,0 | 0,0 | 100,0 | | взаимодействия ведущих | | | | | | | | | университетов и учреждений | | | | | | | | | общего образования по | | | | | | | | | реализации общеобразовательных | | | | | | | | | программ старшей школы, | | | | | | | | | ориентированных на поддержку | | | | | | | | | одаренных детей (ФЦПРО) | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Совершенствование организации |0,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | | 0,0 | <...> | | питания учащихся в | | | | | | | | | общеобразовательных учреждениях| | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Направление 3. Развитие |22,1 | 25,2 | 113,9 | 12,6 | 49,9 | 12,6 | 100,0 | | инновационного характера | | | | | | | | | профессионального образования | | | | | | | | | как основы становления | | | | | | | | | экономики знаний | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Развитие сети национальных |19,7 | 20,9 | 106,0 | 8,2 | 39,2 | 8,2 | 100,0 | | университетов и других | | | | | | | | | образовательных учреждений - | | | | | | | | | поддержка программ развития | | | | | | | | | ведущих российских | | | | | | | | | университетов | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Создание бизнес-школы мирового |1,0 | 2,9 | 290,0 | 3,0 | 103,4 | 3,0 | 100,0 | | уровня (строительство и | | | | | | | | | реконструкция объектов для | | | | | | | | | размещения Высшей школы | | | | | | | | | менеджмента ФГОУ ВПО | | | | | | | | | "Санкт-Петербургский | | | | | | | | | государственный университет" | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Организация обучения на |0,1 | 0,1 | 100,0 | 0,1 | 100,0 | 0,1 | 100,0 | | подготовительных отделениях | | | | | | | | | вузов лиц, отслуживших не менее| | | | | | | | | 3-х лет по контракту в | | | | | | | | | Вооруженных Силах Российской | | | | | | | | | Федерации | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Развитие региональных систем |1,4 | 1,4 | 100,0 | 1,3 | 98,5 | 1,3 | 100,0 | | профессионального образования, | | | | | | | | | укрепление базовых учреждений | | | | | | | | | начального и среднего | | | | | | | | | профессионального образования | | | | | | | | | (ФЦПРО) | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Направление 4. Развитие |1,2 | 1,5 | 124,0 | 1,6 | 106,7 | 1,6 | 100,0 | | информационнокоммуникационных | | | | | | | | | технологий в образовании | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Создание основанной на ИКТ |1,2 | 1,5 | 124,0 | 1,6 | 106,7 | 1,6 | 100,0 | | системы управления качеством | | | | | | | | | образования, обеспечивающей | | | | | | | | | доступ к образовательным | | | | | | | | | услугам и сервисам (ФЦПРО) | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Направление 5. |0,1 | 0,1 | 100,0 | 0,1 | 76,9 | 0,1 | 100,0 | | Организационно-аналитическое | | | | | | | | | сопровождение мероприятий | | | | | | | | | проекта | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ В рамках межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 - 2014 годах предусматриваются бюджетные ассигнования в размере 24,4 млрд. рублей на проведение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений и другие мероприятия. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на физическую культуру, спорт, молодежную политику составит 38,7 млрд. рублей в 2012 году, 30,7 млрд. рублей в 2013 году и 24,4 млрд. рублей в 2014 году. Снижение объемов бюджетных ассигнований по указанному направлению обусловлено завершением в 2012 и 2013 годах строительства и реконструкции объектов для проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани, V Международных спортивных игр "Дети Азии" в г. Якутске и других объектов капитального строительства. Приоритетными направлениями расходования средств федерального бюджета в области физкультуры и спорта на 2012 - 2014 годы являются: - подготовка спортивных сборных команд Российской Федерации к выступлениям на XXX летних Олимпийских и XIV летних Паралимпийских играх 2012 года в г. Лондоне; - организация и подготовка проведения Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани; - проведение всероссийских и международных спортивных соревнований, предусмотренных Программой тестовых мероприятий на олимпийских объектах в г. Сочи в 2011 - 2014 годах; - реализация комплексных мер по обеспечению системы подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации и создание условий для подготовки резерва в спортивные сборные команды Российской Федерации по зимним видам спорта к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи. В бюджетных проектировках на 2012 - 2014 годы учтены дополнительные бюджетные ассигнования на предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов на 2012 год в объеме 1700,0 млн. рублей, что соответствует уровню 2011 года. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере культуры и кинематографии составит в 2012 году 80,9 млрд. рублей, в 2013 году - 78,5 млрд. рублей, в 2014 году - 76,4 млрд. рублей. Приоритетными направлениями бюджетной политики на среднесрочную перспективу в сфере культуры и кинематографии будут являться: - обеспечение сохранности и доступа к культурным ценностям Российской Федерации; - государственная поддержка творческой деятельности, традиционной народной культуры, современной культуры, творческих проектов для детской и юношеской аудитории; - государственная поддержка создания кинопроизведений, направленных на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере средств массовой информации составит 62,6 млрд. рублей в 2012 году, 56,4 млрд. рублей в 2013 году, 50,3 млрд. рублей в 2014 году. Бюджетная политика в сфере средств массовой информации ориентирована на развитие теле- и радиовещания на территории Российской Федерации, включая модернизацию инфраструктуры, в ходе которой будет продолжена замена аналогового оборудования на цифровое и перевод государственных фондов в сфере теле- и радиовещания в электронный вид, поддержку и развитие российских информационных агентств, создание условий для повышения информированности населения зарубежных стран о событиях в России. Для выполнения задачи обеспечения освещения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани и XXII Олимпийских Игр "Сочи-2014" и XI Паралимпийских игр "Сочи-2014" предусмотрены бюджетные ассигнования на государственную поддержку АНО "Спортивное вещание", обеспечивающее функционирование в 2011 - 2013 годах многофункционального телевизионного комплекса, включая приобретение и обслуживание передвижных телевизионных станций, работающих в формате высокой четкости в современных телевизионных технологиях. В целях обеспечения доступности населения в различных регионах страны к эфирным телерадиоканалам сохраняется государственная поддержка общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов на оплату услуг по эфирной наземной аналоговой трансляции телерадиовещательных организаций в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек. Приоритетным направлением бюджетной политики на 2012 - 2014 годы в сфере средств массовой информации для решения вышеназванных задач является финансирование федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы", в рамках которой будет осуществлена модернизация инфраструктуры телерадиовещания, замена аналогового оборудования на цифровое, перевод государственных фондов и архивов в сфере телерадиовещания в электронный вид. В 2012 - 2014 годах планируется осуществлять государственную поддержку мероприятий в области периодической печати, книгоиздания и полиграфии, направленных на поддержку и развитие чтения, развитие издательского дела в стране как основы интеллектуального развития нации. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан составит в 2012 году 133,4 млрд. рублей, в 2013 году - 111,8 млрд. рублей, в 2014 году - 83,8 млрд. рублей (таблица 5.9). Таблица 5.9 БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН млрд. рублей ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | | год |-------------------|-------------------|-------------------| | |(закон)|прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | | |году | |году | |году | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | ВСЕГО |274,2 | 133,4 | 48,7 | 111,8 | 83,8 | 83,8 | 74,9 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 |51,4 | 51,0 | 99,1 | 40,9 | 80,3 | 40,9 | 99,9 | | годы | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обеспечение жильем в рамках ФЦП|4,5 | 4,5 | 100,0 | 4,5 | 100,0 | - | - | | "Социальное развитие села до | | | | | | | | | 2012 года" | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обеспечение жильем в рамках ФЦП|3,7 | 3,9 | 105,4 | 3,6 | 92,1 | - | - | | "Научные и | | | | | | | | | научно-педагогические кадры | | | | | | | | | инновационной России" на 2009 -| | | | | | | | | 2013 годы | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обеспечение жильем в рамках ФЦП|2,8 | 0,8 | 28,6 | 0,2 | 25,0 | - | - | | "Юг России (2008 - 2013 годы)" | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обеспечение жильем в рамках ФЦП|0,4 | 0,1 | 37,8 | - | - | - | - | | "Развитие судебной системы | | | | | | | | | России" на 2007 - 2012 годы | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обеспечение военнослужащих |150,7 | 52,6 | 34,9 | 43,5 | 82,7 | 24,2 | 55,6 | | ФОИВов, в которых предусмотрена| | | | | | | | | военная служба, служебным и | | | | | | | | | постоянным жильем | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обеспечение жильем отдельных |28,1 | 4,4 | 15,5 | 4,4 | 100,0 | 4,4 | 100,0 | | категорий граждан в | | | | | | | | | соответствии с Федеральными | | | | | | | | | законами от 12 января 1995 г. N| | | | | | | | | 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 | | | | | | | | | ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О | | | | | | | | | социальной защите инвалидов в | | | | | | | | | Российской Федерации" | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обеспечение имеющих специальные|6,3 | 5,0 | 79,4 | 5,0 | 100,0 | 5,0 | 100,0 | | звания сотрудников ФОИВов, в | | | | | | | | | которых предусмотрена служба, | | | | | | | | | приравниваемая к военной, | | | | | | | | | служебным и постоянным жильем | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Субсидии бюджетам субъектов |6,2 | 6,2 | 100,0 | 6,2 | 100,0 | 6,2 | 100,0 | | Российской Федерации на | | | | | | | | | обеспечение жилыми помещениями | | | | | | | | | детей-сирот | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Иные |20,1 | 4,9 | 24,6 | 3,5 | 71,3 | 3,2 | 89,5 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Справочно: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Бюджетные ассигнования на |161,1 | 85,1 | 52,8 | 67,1 | 78,8 | 62,7 | 93,4 | | реализацию приоритетного | | | | | | | | | национального проекта | | | | | | | | | "Доступное и комфортное жилье -| | | | | | | | | гражданам России" | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ В составе указанных бюджетных ассигнований в 2012 - 2013 годах планируется реализовать мероприятия приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Одной из приоритетных задач является обеспечение жильем военных. В 2012 году должны быть выполнены все ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихся граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, постоянным жильем. На указанные цели в федеральном бюджете планируется в 2012 году - 18,6 млрд. рублей, что позволит обеспечить жильем свыше 10 тысяч семей. В рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы будет продолжена поддержка молодых и многодетных семей в улучшении жилищных условий, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, а также средств материнского капитала. Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, что позитивно повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Уменьшение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2012 и 2013 годах по сравнению с 2011 годом связано с завершением в 2011 году мероприятий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, а также завершением в 2012 году обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года. Основным направлением в сфере обеспечения обороноспособности, безопасности и правопорядка страны является создание в Российской Федерации эффективной военной организации, рациональной по структуре, составу и численности, обладающей высоким уровнем профессионализма и подготовки личного состава, с прочной материально-технической и социальной базой, оснащенной современными образцами вооружения и военной техники, готовой и способной гарантированно обеспечить военную внешнюю и внутреннюю безопасность государства. При планировании расходов на национальную оборону учтено решение задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации в части обеспечения обороноспособности страны, путем концентрации финансовых и материально-технических ресурсов для осуществления качественного оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Расходы на обеспечение национальной обороны в 2012 - 2014 годах значительно увеличены. Так, по разделу "Национальная оборона" расходы федерального бюджета составят в 2012 году 1847,4 млрд. рублей, в 2013 году - 2334,3 млрд. рублей и 2014 году - 2750,8 млрд. рублей. Приоритетной задачей в данном направлении является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы, которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники. При этом основной прирост расходов на национальную оборону предусмотрен на оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новой техникой и вооружением. Впервые государственная программа вооружения была принята в ценах соответствующих лет, что обеспечивает стабильность и преемственность учета действующих расходных обязательств государства при формировании бюджета и государственного оборонного заказа на соответствующие годы. Во исполнение решения Президента Российской Федерации о необходимости существенного повышения денежного довольствия военнослужащих с 2012 года будет осуществлена реформа денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Реформирование будет проводиться в два этапа: в 2012 году - в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, а также сотрудников МВД России, в 2013 году - в отношении военнослужащих и сотрудников всех остальных ведомств "силового" блока. В результате реформы денежного довольствия будет более чем в два раза повышен уровень материальной обеспеченности этих категорий |