раза повышен уровень материальной обеспеченности этих категорий граждан. Бюджетные ассигнования на обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности составят в 2012 - 2014 годах соответственно 1687,2 млрд. рублей, 1903,3 млрд. рублей и 1994,6 млрд. рублей. Приоритеты государственной политики в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности предусматривают снижение масштабов угроз террористической деятельности и преступности; повышение достоверности обеспечения органов государственной власти информацией для принятия решений в политической, экономической и иных сферах их деятельности; удовлетворение потребности органов безопасности в профессиональных кадрах и в сфере всестороннего обеспечения; повышение эффективности противодействия угрозам в пограничной сфере и снижение уровня криминализации на пограничной территории Российской Федерации. В период с 2012 по 2014 годы предстоит провести оптимизацию численности сотрудников правоохранительных органов с направлением высвобождающихся средств на проведение реформы денежного довольствия. В 2012 - 2014 годах в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности планируются дополнительные бюджетные ассигнования в связи с переводом с 2012 года финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета, а также на закупку современных образцов вооружения, военной и специальной техники, переоснащение МЧС России современными образцами техники и оборудования с целью повышения уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (увеличение бюджетных ассигнований на 2012 год в сумме 8,2 млрд. рублей, на 2013 и 2014 годы соответственно 8,8 млрд. рублей и 9,0 млрд. рублей). Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере науки гражданского назначения составит в 2012 году 254,7 млрд. рублей, в 2013 году - 244,8 млрд. рублей, в 2014 году - 199,0 млрд. рублей. Планируемые объемы бюджетных ассигнований позволят поступательно развивать конкурентоспособный национальный сектор исследований и разработок как ключевое условие перехода экономики на инновационный путь развития. Бюджетные ассигнования будут направлены на поддержку развития инноваций, ориентированных на рост научного потенциала страны, создание объектов интеллектуальной собственности, способствующих решению задач модернизации экономики, на обеспечение в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечение и закрепление в ней молодежи. Будет сохранен высокий уровень поддержки государственных академий наук, объемы финансового обеспечения которых сконцентрированы в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук, а также продолжена реализация государственной политики по привлечению ведущих ученых в российские высшие учебные заведения и развитию кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств (2012 - 2013 годы - 13,3 млрд. рублей) и национальных исследовательских центров, которые возьмут на себя основную нагрузку в научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора национальной экономики (2012 год - 7,9 млрд. рублей). При этом будет сохранен уровень государственной поддержки сектора исследований и разработок, осуществляемый через федеральные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности, в общем объеме 11,0 млрд. рублей ежегодно (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере). Одним из основных направлений бюджетной политики в 2012 - 2014 годах является поддержка инновационного развития экономики России. Поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций, в том числе в рамках развития авиастроения, приборостроения, нанотехнологий, электронной компонентной базы, космического и ядерного комплексов, будет продолжена в рамках реализации федеральных целевых программ. В 2012 - 2014 годах продолжится реализация проекта создания Инновационного центра "Сколково". Для реализации этого проекта Фонду развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий планируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году - 27,1 млрд. рублей, в 2013 году - 17,1 млрд. рублей, в 2014 году - 17,1 млрд. рублей. В качестве дополнительных источников финансирования инновационных проектов предполагается привлечь частные инвестиции в объеме 62,5 млрд. рублей. Финансирование технопарков в сфере высоких технологий в Российской Федерации осуществляется в рамках комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" в форме субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. В 2012 - 2014 году планируется оказывать финансовую поддержку созданию технопарков в 7 субъектах Российской Федерации. Финансирование особых экономических зон на территории Российской Федерации осуществляется в форме взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "Особые экономические зоны". В 2012 - 2014 годах продолжится оказание финансовой поддержки создания ОЭЗ на территории 7 субъектов Российской Федерации. Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (далее - Комиссия) утверждены 38 проектов по пяти основным направлениям: суперкомпьютеры и грид-технологии, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, медицинская техника и фармацевтика, энергоэффективность. Реализация проектов, одобренных Комиссией, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников. На реализацию указанных проектов планируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году - 10 млрд. рублей, в 2013 году - 6,3 млрд. рублей, в 2014 году - 3,6 млрд. рублей. Снижение объема бюджетных ассигнований к 2014 году вызвано планируемым завершением в 2013 году десяти проектов. В состав проектов, одобренных Комиссией, входят также мероприятия отдельных федеральных целевых программ и иные мероприятия (таблица 5.10): Таблица 5.10 БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТОВ КОМИССИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ РОССИИ млрд. рублей ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | | год |-------------------|-------------------|-------------------| | |(закон)|прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | | |году | |году | |году | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | 1. Стратегические |41,1 | 37,6 | 91,5 | 37,1 | 98,7 | 12,9 | 34,7 | | компьютерные технологии и | | | | | | | | | программное обеспечение | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Проекты, одобренные |2,7 | 2,8 | 103,7 | - | - | - | - | | Комиссией | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | ФЦП "Исследования и |21,6 | 20,5 | 94,9 | 23,3 | 113,7 | - | - | | разработки по приоритетным | | | | | | | | | направлениям развития | | | | | | | | | научно-технического | | | | | | | | | комплекса России на 2007 - | | | | | | | | | 2013 годы" | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Государственная программа |3,1 | 3,1 | 100,0 | 3,1 | 100,0 | 3,1 | 100,0 | | "Информационное общество | | | | | | | | | (2011 - 2020 годы)" | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Федеральная целевая |13,7 | 11,2 | 81,8 | 10,7 | 95,5 | 9,8 | 91,6 | | программа развития образования | | | | | | | | | на 2011 - 2015 годы | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | 2. Медицинская техника и |4,3 | 10,1 | в 2,3 | 9,1 | 90,1 | 9,1 | 100,0 | | фармацевтика | | | раза | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Проекты, одобренные |1,1 | 1,1 | 100,0 | - | - | - | - | | Комиссией | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | ФЦП "Развитие |3,2 | 9,0 | в 2,8 | 9,1 | 101,0 | 9,1 | 100,0 | | фармацевтической и | | | раза | | | | | | медицинской промышленности | | | | | | | | | Российской Федерации на | | | | | | | | | период до 2020 года и | | | | | | | | | дальнейшую перспективу" | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | 3. Космос и |116,9 | 160,1 | 137,0 | 175,1 | 109,4 | 169,3 | 96,7 | | телекоммуникации | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Проекты, одобренные |3,7 | 4,9 | 132,4 | - | - | - | - | | Комиссией | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Федеральная космическая |75,8 | 104,5 | 137,9 | 119,3 | 114,2 | 119,3 | 100,0 | | программа России на 2006 - | | | | | | | | | 2015 годы | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | ФЦП "Развитие российских |6,4 | 14,4 | в 2,2 | 19,9 | 138,2 | 19,9 | 100,0 | | космодромов на 2006 - 2015 | | | раза | | | | | | годы" | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | ФЦП "Глобальная |19,3 | 19,3 | 100,0 | 19,3 | 100,0 | 19,3 | 100,0 | | навигационная система" | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | ФЦП "Развитие |11,7 | 17,0 | 145,3 | 16,6 | 97,6 | 10,8 | 65,1 | | телерадиовещания в | | | | | | | | | Российской Федерации на | | | | | | | | | 2009 - 2015 годы" | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | 4. Ядерные технологии |10,8 | 16,9 | 156,5 | 21,0 | 124,2 | 20,1 | 95,7 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | ФЦП "Ядерные |6,2 | 11,3 | 182,3 | 15,4 | 136,3 | 15,3 | 99,4 | | энерготехнологии нового | | | | | | | | | поколения на период 2010 - | | | | | | | | | 2015 годов и на | | | | | | | | | перспективу до 2020 года" | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Реализация проекта |4,6 | 5,6 | 121,7 | 5,6 | 100,0 | 4,8 | 85,7 | | Международного термоядерного | | | | | | | | | экспериментального | | | | | | | | | реактора ИТЭР | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Энергоэффективность |7,8 | 7,9 | 101,2 | 7,0 | 88,6 | 7,0 | 100,0 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Проекты, одобренные |0,8 | 0,9 | 112,5 | - | - | - | - | | Комиссией | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Программа энергосбережения |7,0 | 7,0 | 100,0 | 7,0 | 100,0 | 7,0 | 100,0 | | и повышения энергетической | | | | | | | | | эффективности на период до | | | | | | | | | 2020 года | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на государственную поддержку промышленности гражданского назначения на 2012 - 2014 годы составит в 2012 году 155,7 млрд. рублей, в 2013 году - 148,8 млрд. рублей, в 2014 году - 104,3 млрд. рублей. В 2012 году и среднесрочной перспективе приоритетами бюджетной политики в этой сфере по-прежнему будут являться ключевые отрасли гражданской промышленности - авиастроение и судостроение. Помимо осуществления расходов текущего характера в развитие данных отраслей продолжается финансирование федеральных целевых программ, таких как "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года". Расходы федерального бюджета на финансирование мероприятий федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы составят в 2012 году 18,3 млрд. рублей, в 2013 году - 19,7 млрд. рублей, в 2014 году - 19,6 млрд. рублей, т.е. объемы финансирования по отношению к 2011 году увеличатся практически в два раза. Будут также продолжены меры поддержки автомобильной промышленности. Расходы на эти цели составят в 2012 году 9,8 млрд. рублей, в 2013 году - 9,0 млрд. рублей, в 2014 году - 7,8 млрд. рублей. В 2011 году завершается программа льготного кредитования физических лиц, приобретающих автомобили. В 2012 - 2014 годах будет осуществляться субсидирование льготных кредитов, выданных кредитными организациями до 2012 года, в размере 3,3 млрд. рублей, 2,1 млрд. рублей и 0,8 млрд. рублей соответственно. Продолжится выделение субсидий автопроизводителям, реализующим инвестиционные и инновационные проекты. На указанные цели предусмотрено в 2012 году 5,3 млрд. рублей, в 2013 году - 5,6 млрд. рублей и в 2014 году - 5,6 млрд. рублей. Субсидии предприятиям различных отраслей гражданской промышленности предоставляются в основном для осуществления мероприятий по техническому перевооружению, продвижению продукции на рынок и повышению ее конкурентоспособности. Расходы на предоставление субсидий в 2012 году составят 23,6 млрд. рублей, в 2013 году - 17,1 млрд. рублей и в 2014 году - 15,9 млрд. рублей. Взносы в уставные капиталы, осуществляемые в сфере гражданской промышленности, в 2012 году составят 15,2 млрд. рублей, а в 2013 году - 12,4 млрд. рублей, в 2014 году - 9,5 млрд. рублей. Одним из направлений бюджетной политики является обеспечение информатизации общества и развития информационно-коммуникационных технологий. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренный в 2011 - 2014 годах на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в 2012 году составит 50,95 млрд. рублей, в 2013 году - 46,2 млрд. рублей, в 2014 году - 46,1 млрд. рублей. Указанные бюджетные ассигнования планируется направить на проектирование прикладных систем и ИКТ-инфраструктуры, приобретение прав на программное обеспечение, разработку (доработку) программного обеспечения, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности прикладного и системного программного обеспечения, приобретение оборудования (в том числе с предустановленным программным обеспечением), включая расходы на монтажные работы и пусконаладочные работы по указанному оборудованию, подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам и сетям связи, коммуникационным сетям. Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления одобрена государственная программа "Информационное общество (2011 - 2018)", в которой предложен принципиально новый подход к информатизации общества с учетом задач по модернизации экономики. Планируется уделять внимание конкретному результату, причем как для общества как среды для инноваций, так и для каждого конкретного гражданина. Целью госпрограммы является создание новых возможностей для граждан, бизнеса и государства с использованием ИКТ. Основной принцип формирования программы заключается в том, что ее результаты должны приносить пользу конкретным группам потребителей - как гражданам, так и бизнесу. Повышение качества жизни граждан должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются практически ежедневно, в том числе запись на прием к врачу через Интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ во всех общественных местах на территории Российской Федерации. В процессе формирования в Российской Федерации электронного правительства выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры. Инфраструктура электронного правительства обеспечивает межведомственное электронное взаимодействие органов государственной власти, а также взаимодействие органов государственной власти с гражданами и организациями по вопросам оказания государственных услуг. На данное направление в 2011 - 2014 годах предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 15,0 млрд. рублей, по 3,7 млрд. рублей ежегодно. Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012 год в сфере сельского хозяйства осуществляется на основе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Госпрограмма). Очередной период реализации разрабатываемой Госпрограммы определен с 2013 по 2020 годы. Размер финансирования Госпрограммы в 2012 году увеличен по отношению к утвержденным параметрам федерального бюджета на 2011 - 2013 годы со 118,0 млрд. рублей до 130,0 млрд. рублей и соответствует суммам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446. В 2013 - 2014 годах на реализацию Госпрограммы предусматривается по 118,0 млрд. рублей ежегодно. Более 54% в общем объеме бюджетных ассигнований на поддержку агропромышленного комплекса в рамках Госпрограммы в 2012 - 2014 годах будут занимать субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Начиная с 2012 года увеличивается уровень финансового обеспечения мероприятий, связанных с поддержкой малых форм хозяйствования на селе, развитием мелиорации, инфраструктуры агропродовольственного рынка, стимулированием инвестиционной деятельности и инновационного развития АПК, поддержкой экономически значимых региональных программ. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на дорожное хозяйство прогнозируется в 2012 году на уровне 364,4 млрд. рублей, в 2013 году - 428,8 млрд. рублей, в 2014 году - 452,7 млрд. рублей. Финансирование мероприятий в сфере дорожного хозяйства за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках Федерального дорожного фонда. Размер ассигнований Федерального дорожного фонда в 2012 - 2014 годах учитывает корректировку базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда на прогнозируемый уровень инфляции, а также увеличение прогнозируемого объема законодательно установленных доходов федерального бюджета, в том числе акцизов на нефтепродукты. В рамках Федерального дорожного фонда планируется реализовать мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения в 2012 году в сумме 196,3 млрд. рублей, в 2013 году - 220,0 млрд. рублей, в 2014 году - 217,6 млрд. рублей. Сокращение бюджетных ассигнований в сфере дорожного хозяйства в 2012 - 2014 годах в сравнении с 2010 - 2011 годами обусловлено снижением объема субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание и развитие сети автомобильных дорог регионального значения в связи с созданием субъектами Российской Федерации с 2012 года региональных дорожных фондов. Кроме того, в 2011 году завершается реализация проекта "Новые дороги России", в рамках которого в 2010 - 2011 годах предусматривались субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог административных центров Российской Федерации. В соответствии с положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расходы федерального бюджета в 2014 году на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения сформированы с учетом необходимости обеспечения установленных нормативов финансовых затрат в полном объеме. Расходы федерального бюджета на содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования федерального значения планируется осуществить в 2012 году в объеме 125,8 млрд. рублей (на 26% выше уровня 2011 года или на 76% больше уровня 2010 года), в 2013 году - 180,2 млрд. рублей, в 2014 году - 212,3 млрд. рублей в рамках поэтапного перехода к обеспечению нормативной потребности в расходах на указанные цели в полном объеме. Ассигнования федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации планируется предусмотреть в 2012 году в сумме 37,6 млрд. рублей (на 36% ниже уровня 2011 года или на 33% ниже уровня 2010 года), в 2013 году - 23,6 млрд. рублей, в 2014 году - 11,3 млрд. рублей. При этом межбюджетные трансферты в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" планируется направить на обеспечение сельских населенных пунктов автодорожными подъездами (в 2012 году - 6,0 млрд. рублей, в 2013 - 2014 годах - 7,0 млрд. рублей ежегодно), а также на софинансирование завершения строительства ранее начатых объектов, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на поддержку транспорта планируется предусмотреть в 2012 году в размере 184,8 млрд. рублей, в 2013 году - 172,4 млрд. рублей, в 2014 году - 157,5 млрд. рублей. Сокращение бюджетных ассигнований в сфере транспорта в 2012 году в сравнении с 2011 годом обусловлено тем, что в 2012 году бюджетные ассигнования на увеличение уставного капитала ОАО "РЖД" в целях создания объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи планируется предусмотреть путем перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление имущественного взноса в Государственную корпорацию по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (в 2011 году - 40 млрд. рублей, в 2012 году - 21,4 млрд. рублей, в 2013 году - 24,5 млрд. рублей), а также единовременностью взноса в уставный капитал Советско-Монгольского акционерного общества "Улан-Баторская железная дорога" и завершением подпрограммы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". Кроме того, с 2012 года планируется отказаться от установления исключительных тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении. Потери в доходах пригородных пассажирских компаний планируется компенсировать в полном объеме за счет бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, в том числе за счет финансовых ресурсов, высвободившихся в связи с передачей финансового обеспечения органов внутренних дел на федеральный уровень. Сокращение бюджетных ассигнований в сфере транспорта в 2013 году в сравнении с 2012 годом обусловлено завершением государственной поддержки субсидирования железнодорожных перевозок ОАО "РЖД" новых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, на железнодорожные станции, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, и в обратном направлении, сокращением субсидий АНО "Транспортная дирекция Олимпийских игр", снижением объемов финансирования в связи с завершением в 2013 году реализации ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". Сокращение бюджетных ассигнований в сфере транспорта в 2014 году в сравнении с 2013 годом обусловлено завершением в 2013 году создания комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, завершением в 2013 году реализации ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года. В 2012 - 2014 годах за счет средств федерального бюджета планируется продолжить реализацию мероприятий в сфере транспорта, в том числе: - строительство пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск (Республика Саха (Якутия)), строительство морского порта Сочи, развитие аэропортов Московского авиационного узла, реконструкция аэродромов в Казани, Краснодаре, Самаре, Якутске, а также начало строительства второй нитки Нижне-Свирского гидроузла; - создание комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта; - содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, включая обеспечение технологической связью, в целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях; - мероприятия в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи; - обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении, направленной на сдерживание цен на авиабилеты в салонах экономического класса и развитие конкуренции на установленных маршрутах; - субсидирование аэропортов и федеральных казенных предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для обеспечения непокрываемых доходами расходов предприятий, эксплуатирующих аэродромы, находящиеся в федеральной собственности и расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - компенсацию потерь в доходах в связи с государственным регулированием тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах; - обеспечение льготных железнодорожных перевозок обучающихся старше 10 лет в поездах дальнего следования; - на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении; - обеспечение железнодорожных перевозок пассажиров из (в) Калининградской области. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы и геологическое изучение недр составит в 2012 году 27,1 млрд. рублей, 2013 году - 34,2 млрд. рублей, 2014 году - 41,3 млрд. рублей. Реализация этих мероприятий осуществляется в рамках Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, основными задачами которой являются повышение уровня изученности территории континентального шельфа Российской Федерации, компенсация добычи полезных ископаемых приростом их запасов, увеличение площади участков недр, подготовленных для лицензирования на конкурсной (аукционной) основе, создание федерального фонда резервных участков недр в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых. Основными факторами, влияющими на формирование объемов бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности федеральных государственных органов в 2012 - 2014 годах, являются (таблица 5.11): индексация в 2012 - 2014 годах расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг с 1 января 2012 года на 6,0%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0%; реализация решений, принятых в 2011 году и направленных на дальнейшее совершенствование судебной системы; реализация программы ускоренного технического переоснащения избирательной системы Российской Федерации; уменьшение расходов, осуществляемых в иностранной валюте, в соответствии с прогнозным среднегодовым курсом доллара США к российскому рублю, размер которого составит в 2012 и 2013 годах 27,9 рублей за доллар США и в 2014 году - 28,0 рублей за доллар США. Таблица 5.11 БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ млрд. рублей ---------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | |-------------------|-------------------|-------------------| | |прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | |году | |году | |году | |--------------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Всего | 186,2 | 93,9 | 191,5 | 98,5 | 185,7 | 97,0 | |--------------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | |--------------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Законодательная власть | 4,1 | 102,5 | 3,7 | 90,2 | 3,8 | 102,7 | |--------------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Судебная власть | 26,4 | 109,5 | 26,6 | 100,8 | 27,0 | 101,5 | |--------------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Управление делами Президента | 13,4 | 95,0 | 13,7 | 102,2 | 13,0 | 94,9 | | Российской Федерации | | | | | | | |--------------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | |--------------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Аппарат Правительства | 1,6 | 106,7 | 1,6 | 100,0 | 1,6 | 100,0 | | Российской Федерации | | | | | | | |--------------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Счетная палата Российской | 0,6 | 100,0 | 0,6 | 2,1 | 0,7 | 116,7 | | Федерации | | | | | | | |--------------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Центральная избирательная | 3,3 | 14,6 | 5,8 | 175,8 | 5,8 | 100,0 | | комиссия Российской Федерации | | | | | | | |--------------------------------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Федеральные органы | 138,4 | 104,2 | 141,1 | 102,0 | 135,4 | 96,0 | | исполнительной власти - всего | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------- Формирование бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, осуществлялось с учетом необходимости повышения качества программно-целевого планирования и обеспечения роста эффективности использования в 2012 - 2014 годах бюджетных инвестиций, приоритетности направления расходов федерального бюджета для социально-экономического развития Российской Федерации, необходимости финансового обеспечения в полном объеме пусковых строек и объектов в целях ускорения ввода объектов и недопущения удорожания строительства, исключения финансирования вновь начинаемых объектов, оптимизации расходов по переходящим стройкам и объектам. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, представлен в таблице 5.12: Таблица 5.12 БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, НЕ ВКЛЮЧЕННЫХ В ФЦП млрд. рублей ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | | год |-------------------|-------------------|-------------------| | |(закон)|прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | | |году | |году | |году | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | ФЦП и осуществление |1456,1 | 1372,7| 94,3 | 1327,1| 96,7 | 1230,4| 92,7 | | бюджетных инвестиций в | | | | | | | | | объекты капитального | | | | | | | | | строительства, не | | | | | | | | | включенные в ФЦП, всего | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Расходы на ФЦП, всего |1022,9 | 1061,5| 103,8 | 1055,3| 99,4 | 1006,1| 95,3 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | по действующим ФЦП |1022,9 | 1015,2| 99,2 | 1005,0| 99,0 | 954,9 | 95,0 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | по новым ФЦП | | 46,3 | | 50,3 | 108,6 | 51,2 | 101,8 | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | из них: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | "Поддержание, развитие и | | 19,3 | | 19,3 | 100,0 | 19,3 | 100,0 | | использование системы | | | | | | | | | ГЛОНАСС" на 2012 - 2020 | | | | | | | | | годы | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | "Развитие водохозяйственного | | 15,0 | | 19,0 | 126,7 | 19,9 | 104,7 | | комплекса Российской Федерации | | | | | | | | | в 2012 - 2020 годах" | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Бюджетные инвестиции в |433,2 | 311,2 | 71,8 | 271,8 | 87,3 | 224,3 | 82,5 | | объекты капитального | | | | | | | | | строительства, не | | | | | | | | | включенные в ФЦП | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ В 2012 году планируется реализация 56 действующих федеральных целевых программ, в 2013 году - 49, в 2014 году - 40. С 2012 года планируется реализация 4 новых федеральных целевых программ: "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС" на 2012 - 2020 годы, "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", "Культура России (2012 - 2016 годы)", "Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2020 годы)". Снижение общего объема ассигнований на реализацию федеральных целевых программ обусловлено завершением в 2013 - 2014 годах ряда программ: "Социальное развитие села до 2013 года", "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", "Юг России (2008 - 2013 годы)", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы", "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах", "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы" и др., а также концентрацией бюджетных ассигнований на объектах капитального строительства, подлежащих вводу в 2013 - 2014 годах. Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ по разделам классификации расходов бюджетов представлен в таблице 5.13: Таблица 5.13 БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ млрд. рублей -------------------------------------------------------------------------- | |2011 год| Проект | | |(закон) |--------------------------| | | |2012 год|2013 год|2014 год| |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | ФЦП, всего |1022,9 |1061,5 |1055,3 |1006,1 | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | в том числе: | | | | | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Общегосударственные вопросы |30,7 |14,7 |4,1 |4,0 | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Национальная оборона |116,0 |126,4 |142,4 |211,0 | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Национальная безопасность и |37,4 |44,3 |40,9 |36,7 | | правоохранительная деятельность | | | | | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Национальная экономика |612,9 |702,5 |732,4 |649,6 | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Жилищно-коммунальное хозяйство |39,9 |34,2 |28,2 |16,0 | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Охрана окружающей среды |0,5 |3,5 |3,2 |4,7 | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Образование |70,6 |45,5 |33,5 |21,4 | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Культура, кинематография |29,0 |0,7 |0,2 |0,2 | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Здравоохранение |18,2 |12,3 |2,4 |1,4 | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Социальная политика |45,7 |46,6 |37,3 |38,2 | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Физическая культура и спорт |8,6 |8,5 |8,3 |8,0 | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Средства массовой информации |5,6 |17,0 |16,4 |10,8 | |------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Межбюджетные трансферты общего |7,8 |5,5 |5,9 |4,1 | | характера бюджетам субъектов | | | | | | Российской Федерации и | | | | | | муниципальных образований | | | | | -------------------------------------------------------------------------- В рамках осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, будет продолжено выполнение мероприятий по обеспечению жильем военнослужащих, строительство и реконструкция объектов здравоохранения, образования, национальной обороны и безопасности, а также объектов, связанных с проведением Международных спортивных игр "Дети Азии" в г. Якутске и Чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации. При этом бюджетные ассигнования в первую очередь будут направлены на завершение ранее начатых объектов. Снижение объема бюджетных ассигнований обусловлено завершением строительства и вводом в эксплуатацию ряда строек и объектов. Объем бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в ФЦП, представлен в таблице 5.14: Таблица 5.14 БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, НЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ В ФЦП млрд. рублей --------------------------------------------------------------------------- | |2011 год| Проект | | |(закон) |--------------------------| | | |2012 год|2013 год|2014 год| |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Осуществление бюджетных инвестиций в|433,2 |311,2 |271,8 |224,3 | | объекты капитального строительства, | | | | | | не включенные в ФЦП, всего | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | в том числе: | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Общегосударственные вопросы |20,5 |18,2 |16,3 |15,5 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Национальная оборона |60,8 |63,7 |63,1 |63,0 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Национальная безопасность и |60,4 |47,3 |40,2 |37,4 | | правоохранительная деятельность | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Национальная экономика |40,4 |26,2 |12,4 |10,3 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Жилищно-коммунальное хозяйство |152,5 |58,6 |49,4 |30,4 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | из них: | | | | | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | обеспечение жильем военнослужащих |148,5 |52,6 |43,5 |24,2 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Охрана окружающей среды |0,2 |0,2 |0,4 |0,1 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Образование |27,5 |28,0 |28,9 |19,5 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Культура, кинематография |8,3 |8,8 |9,1 |6,3 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Здравоохранение |47,3 |54,9 |50,1 |41,6 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Физическая культура и спорт |14,4 |4,3 |1,3 |0,1 | |-------------------------------------|--------|--------|--------|--------| | Средства массовой информации |0,7 |1,0 |0,6 |0,0 | --------------------------------------------------------------------------- Расходные обязательства Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определены на основании международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска государственных ценных бумаг, а также прогнозного уровня процентных ставок на 2012 - 2014 годы (таблица 5.15): Таблица 5.15 БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ млрд. рублей ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | | год |-------------------|-------------------|-------------------| | |(закон)|прогноз|% к |прогноз|% к |прогноз|% к | | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | | |году | |году | |году | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обслуживание государственного и|350,7 | 438,9 | 125,1 | 538,0 | 122,6 | 640,3 | 119,0 | | муниципального долга, всего | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обслуживание государственного |271,3 | 360,9 | 133,1 | 450,4 | 124,8 | 543,4 | 120,6 | | внутреннего долга Российской | | | | | | | | | Федерации | | | | | | | | |--------------------------------|-------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Обслуживание государственного |79,4 | 77,9 | 98,1 | 87,6 | 112,5 | 97,1 | 110,8 | | внешнего долга Российской | | | | | | | | | Федерации | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ В связи с необходимостью обеспечения частичного финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление государственных заимствований и ростом абсолютных размеров государственного долга Российской Федерации бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга будут возрастать. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации были рассчитаны исходя из планируемой доходности в 2012 - 2014 годах по краткосрочным инструментам до 4,5 - 5,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам до 6,0 - 7,5% и 7,5 - 8,5% соответственно. Объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в 2012 году составит 77,9 млрд. рублей (2,8 млрд. долл. США), в 2013 году - 87,6 млрд. рублей (3,1 млрд. долл. США), в 2014 году - 97,1 млрд. рублей (3,5 млрд. долл. США). Более 90% указанных расходов составляют процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, что в абсолютном выражении составляет 75,3 млрд. рублей (2,7 млрд. долларов США) в 2012 г., 84,6 млрд. рублей (3,0 млрд. долларов США) - в 2013 г. и 93,5 млрд. рублей (3,3 млрд. долларов США) - в 2014 году. 6. Источники финансирования дефицита федерального бюджета Политика в области управления государственным долгом Российской Федерации на 2012 - 2014 годы будет направлена на: - обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости; - развитие эффективного национального рынка государственных ценных бумаг; - поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой повышения рейтингов до категории "А"; - обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований. Учитывая, что долговая политика Российской Федерации не должна наносить ущерб способности других российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках, Минфин России будет стремиться создавать благоприятные условия для российских заемщиков в рамках решения следующих задач: - формирование репрезентативной шкалы доходности российского суверенного долга по всем срокам заимствований в целях создания условий для адекватного ценообразования по долговым инструментам заемщиков из частного и государственного секторов; - обеспечение постоянного эффективного взаимодействия с международными рейтинговыми агентствами и инвестиционным сообществом в целях сохранения адекватного восприятия российского кредитного риска, обеспечения транспарентности и полноты сведений об эмитенте, доступных для инвесторов. В 2012 - 2014 годах государственные заимствования будут выступать основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 6.1): Таблица 6.1 ОБЪЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ млрд. руб. --------------------------------------------------------------------- | Показатель |2011 год| Прогноз | | |(закон) |--------------------| | | | 2012 | 2013 | 2014 | |-------------------------------------|--------|------|------|------| | Государственные заимствования, всего|1311,3 |1592,3|1601,7|1626,1| |-------------------------------------|--------|------|------|------| | привлечение |1801,1 |2181,7|2284,0|2474,1| |-------------------------------------|--------|------|------|------| | погашение |-489,8 |-589,4|-682,3|-848,0| |-------------------------------------|--------|------|------|------| | - внутренние заимствования |1340,8 |1459,0|1465,7|1486,2| |-------------------------------------|--------|------|------|------| | привлечение |1709,9 |1977,9|2082,2|2273,6| |-------------------------------------|--------|------|------|------| | погашение |-369,1 |-518,9|-616,5|-787,4| |-------------------------------------|--------|------|------|------| | - внешние заимствования |-29,5 |133,3 |136,0 |139,9 | |-------------------------------------|--------|------|------|------| | привлечение |91,2 |203,8 |201,8 |200,5 | |-------------------------------------|--------|------|------|------| | погашение |-120,7 |-70,5 |-65,8 |-60,6 | -------------------------------------------------------------------- Низкий уровень государственного долга Российской Федерации позволяет проводить политику наращивания объема государственных заимствований, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Несмотря на ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются на безопасном уровне: при планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга Российской Федерации. В области государственных внутренних заимствований Российской Федерации реализация долговой политики в 2012 - 2014 годах будет направлена на решение задач финансирования дефицита федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, расширение круга инвесторов в государственные ценные бумаги, поддержание сбалансированной по срокам структуры государственных ценных бумаг (повышение дюрации при сохранении оптимальной доходности на рынке государственных ценных бумаг). В сфере государственных внешних заимствований Российской Федерации долговая политика в 2012 - 2014 годах будет направлена на: сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала в результате осуществления регулярных заимствований в иностранной валюте путем выпуска облигационных займов Российской Федерации в умеренных объемах (до 7 млрд. долларов США ежегодно); поддержание репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам Российской Федерации в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков. Решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, эффективности решения задачи развития внутреннего рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции и с учетом приоритета заимствований на внутреннем рынке госдолга. Помимо государственных заимствований, на финансирование дефицита федерального бюджета будут направлены средства от приватизации федерального имущества, которые в 2012 - 2014 гг. составят 885,5 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году - 276,1 млрд. рублей, в 2013 году - 309,4 млрд. рублей, в 2014 году - 300,0 млрд. рублей. На текущем этапе инструмент государственных гарантий Российской Федерации используется все более активно, выступая в качестве важного инструмента посткризисной экономической политики государства. В 2012 - 2014 годах планируется предоставление государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами, на реализацию инвестиционных проектов, по обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственного оборонного заказа, "ипотечных" государственных гарантий Российской Федерации (ОАО "АИЖК"), для поддержки экспорта промышленной продукции, по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций. Планируемый объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации в 2012 - 2014 годах составит: - в валюте Российской Федерации в общей сумме 885,9 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году - 344,5 млрд. руб., в 2013 году - 326,5 млрд. руб., в 2014 году - 214,9 млрд. руб.; - в иностранной валюте - 14,4 млрд. долларов США, в том числе: в 2012 году - 4,5 млрд. долл. США, в 2013 году - 5,3 млрд. долл. США, в 2014 году - 4,6 млрд. долл. США. В 2012 - 2014 годах на возможное исполнение вышеуказанных государственных гарантий будут предусмотрены бюджетные ассигнования за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета в общей сумме 454,7 млрд. руб., в том числе: в 2012 году - 120,2 млрд. руб., в 2013 году - 85,8 млрд. руб. и в 2014 году - 248,7 млрд. рублей. В результате проводимой долговой политики государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2013 г. составит 8108,0 млрд. руб., на 1 января 2014 г. - 10244,8 млрд. руб. и на 1 января 2015 г. - 11950,9 млрд. руб. Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет 14,1% ВВП в 2012 году, 16,1% ВВП в 2013 году и 17,0% ВВП на конец 2014 года, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит соответственно 81,6% в 2012 году, 82,6% в 2013 году и 83,5% в 2014 году при соответствующем снижении доли внешнего долга. В 2011 году совокупный объем государственного долга Российской Федерации составит 11,2% ВВП. Политика в области восстановления дореформенных сбережений граждан Российской Федерации будет направлена на продолжение в 2012 - 2014 годах осуществления компенсационных выплат. В 2012 - 2014 годах на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан предусматриваются средства федерального бюджета в общей сумме 150 млрд. рублей, по 50,0 млрд. рублей ежегодно. В 2012 году предусматриваются компенсационные выплаты в 3-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году) гражданам Российской Федерации по 1950 год рождения включительно и их наследникам. Гражданам Российской Федерации 1951 - 1991 годов рождения и их наследникам предусматривается компенсация в 2-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Продолжатся выплаты наследникам на оплату ритуальных услуг в размере до 6 тыс. рублей. В 2013 и 2014 годах предусматривается расширение возрастной категории граждан Российской Федерации на получение компенсационных выплат по гарантированным сбережениям граждан в 3-кратном размере остатка вкладов (взносов). 7. Межбюджетные отношения Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2012 - 2014 годах будет сосредоточена на решении следующих задач: - корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности; - создание стимулов по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов; - совершенствование системы разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы. Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 - 2014 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ближайшие годы (таблица 7.1): Таблица 7.1 ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2012 - 2014 ГОДАХ млрд. рублей ---------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | |------------------|-------------------|-------------------|-------------------| | |оценка|в % к | оценка|в % к | оценка|в % к | оценка|в % к | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | |году | |году | |году | |году | |-------------------|------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Доходы, всего |7025,8| 107,5 |7295,4 | 103,8 |7746,4 | 106,2 |8277,1 | 106,9 | |-------------------|------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | | |-------------------|------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | налоговые и |5682,5| 114,1 |6160,5 | 108,4 |6729,9 | 109,2 |7312,5 | 108,7 | | неналоговые доходы| | | | | | | | | |-------------------|------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | межбюджетные |1343,3| 97,5 |1134,9 | 84,5 |1016,5 | 89,6 |964,7 | 94,9 | | трансферты из | | | | | | | | | | бюджетов других | | | | | | | | | | уровней | | | | | | | | | |-------------------|------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Расходы, всего |7081,9| 106,8 |7516,7 | 106,1 |7942,7 | 105,7 |8425,9 | 106,1 | |-------------------|------|-----------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Дефицит |-56,1 | |-221,3 | |-196,3 | |-148,8 | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации без учета трансфертов из федерального бюджета составит в 2012 году 36,7%, в 2013 году - 36,5%, в 2014 году - 36,6%. После получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации возрастет (таблица 7.2). Таблица 7.2 ДОЛЯ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНСОЛИДИРОВАННОМ БЮДЖЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В % ------------------------------------------------------------------------- | Показатель |2011 | Проект | | | год |--------------------------| | | |2012 год|2013 год|2014 год| |--------------------------------------|-----|--------|--------|--------| | Доходы (до получения трансфертов) |35,5 |36,7 |36,5 |36,6 | |--------------------------------------|-----|--------|--------|--------| | Доходы (после получения трансфертов) |43,9 |43,5 |42,1 |41,5 | |--------------------------------------|-----|--------|--------|--------| | Расходы, всего |42,3 |40,5 |39,0 |38,7 | |--------------------------------------|-----|--------|--------|--------| | Расходы (без учета трансфертов |48,5 |46,3 |44,5 |44,2 | | государственным внебюджетным фондам) | | | | | |--------------------------------------|-----|--------|--------|--------| | Расходы (без учета трансфертов |50,9 |46,8 |44,6 |44,2 | | государственным внебюджетным фондам и| | | | | | средств, направляемых на пополнение | | | | | | Резервного фонда) | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Сокращение доли консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах (после получения межбюджетных трансфертов) и расходах в основном объясняется снижением объемов межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета. Кроме того, при прогнозе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации учтены изменения в законодательство в связи с переводом финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета: - зачисление государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения в федеральный бюджет (оценка 2012 года - 37,0 млрд. рублей); - зачисление доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, распределяемых по нормативу, в федеральный бюджет (оценка 2012 года - 64,0 млрд. рублей). Оценка объема расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации производилась с учетом исполнения за 2010 год и уточненных плановых назначений бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год. При оценке параметров бюджетов субъектов Российской Федерации учитывались предложения по: - индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в 2012 году темпами и в размерах, планируемых для федеральных бюджетных учреждений; - доведению к 2013 году заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до средней заработной платы в экономике; - ежегодному увеличению расходов в связи с увеличением размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения; - снижению тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; - увеличению расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование дорожного хозяйства в связи с созданием дорожных фондов субъектов Российской Федерации; - изменению в разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в связи с переводом с 2012 года финансового обеспечения полиции из федерального бюджета; - ежегодной индексации расходов на социальное обеспечение населения, услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов на уровень инфляции; - сохранению прочих расходов на уровне 2011 года. С целью финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации должны быть созданы дорожные фонды. Средства данных фондов будут направляться на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог общего пользования. Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, транспортного налога, а также иных поступлений, утвержденных региональным законом, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации. Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Несмотря на стабильное восстановление экономики и увеличение собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета, а финансовое положение в среднесрочной перспективе характеризуется рядом рисков, что требует пристального внимания со стороны Российской Федерации и предопределяет необходимость наличия инструментов для их предупреждения или сглаживания негативных последствий. Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации представлен в таблице 7.3: Таблица 7.3 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ млрд. рублей ------------------------------------------------------------------------------------------ | Наименование | 2011 | 2012 год | 2013 год | 2014 год | | | год |-------------------|-------------------|-------------------| | | (закон) |проект |% к | проект|% к | проект|% к | | | | |предыдущему| |предыдущему| |предыдущему| | | | |году | |году | |году | |------------------|---------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | Межбюджетные | 1343,3 | 1134,9| 84,5 | 1016,5| 89,6 | 964,7 | 95,0 | | трансферты | | | | | | | | |------------------|---------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | в том числе: | | | | | | | | |------------------|---------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | дотации | 542,5 | 493,3 | 90,9 | 471,1 | 95,5 | 461,8 | 98,0 | |------------------|---------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | субсидии | 471,7 | 377,7 | 80,1 | 271,8 | 72,0 | 227,1 | 83,6 | |------------------|---------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | субвенции | 281,1 | 229,5 | 81,7 | 237,5 | 103,5 | 242,3 | 102,0 | |------------------|---------|-------|-----------|-------|-----------|-------|-----------| | иные межбюджетные| 48,1 | 34,4 | 71,5 | 36,1 | 104,9 | 33,4 | 92,5 | | трансферты | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------ Система межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации должна быть ориентирована на необходимость обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации равных условий получения гражданами Российской Федерации социальной и медицинской помощи, образования, качественного предоставления государственных и муниципальных услуг. Реализация данной цели будет осуществляться, в первую очередь, путем предоставления финансовой помощи в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации как безусловного вида финансовой помощи, распределяемого на три года до начала финансового года и обеспечивающего субъектам Российской Федерации возможности для реалистичного планирования доходной части региональных бюджетов. Исключительное значение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности подтверждает тот факт, что в результате их предоставления соотношение бюджетных возможностей 10 наиболее и 10 наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации сокращается в среднем с 10 до 3 раз. При текущем уровне дифференциации финансовых возможностей субъектов Российской Федерации без получения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности более пятнадцати процентов регионов не смогут осуществить финансирование в полном объеме даже своих первоочередных расходов, таких как оплата труда и социальное обеспечение, за счет поступающих в их бюджеты налоговых и неналоговых доходов. В соответствии с положением статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год. Таким образом, бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление указанных дотаций в 2012 году планируются на уровне 2011 года в размере 397,0 млрд. рублей. С целью стимулирования субъектов Российской Федерации к наращиванию собственной доходной базы в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации планируется внести изменения, предусматривающие в том числе корректировку данных по налогу на прибыль крупных и средних организаций с учетом среднероссийского показателя роста к предыдущему году. Общий объем дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации составит в 2012 году 493,3 млрд. рублей, что составляет 90,9% к уровню 2011 года. Их сокращение обусловлено уменьшением дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, которые составят в 2012 году 86,5 млрд. рублей. Указанные дотации предусмотрены с целью обеспечения текущей сбалансированности региональных бюджетов при возникновении экстренных ситуаций с их исполнением, в том числе для частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в сумме 19,8 млрд. рублей и в целях финансового поощрения регионов, достигших наилучших показателей в сфере развития предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций, в сумме 10,0 млрд. рублей. В 2011 году в федеральном бюджете предусмотрено предоставление 105 видов субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации ряда отраслевых субсидий позволит возложить большую ответственность за эффективное их использование на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, с целью обеспечения достоверного бюджетного планирования необходимо увеличить долю субсидий, распределяемую между бюджетами субъектов Российской Федерации законом о федеральном бюджете до начала финансового года, которая в последние годы составляет около 15% от их общего объема. Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году предусмотрены в объеме 377,7 млрд. рублей с сокращением на 20,6% к уровню 2011 года. В 2012 году не предусматривается предоставление субсидий на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации и административных Московской и Ленинградской областей и субсидий на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов административных центров субъектов Российской Федерации и административных центров муниципальных районов Московской и Ленинградской областей. Кроме того, предполагается отменить софинансирование из федерального бюджета расходных полномочий субъектов Российской Федерации: - по обеспечению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий; - по содержанию ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю. Финансовое обеспечение соответствующих расходов будет осуществляться за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции. Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по разделам бюджетной классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 7.4): Таблица 7.4 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУБСИДИЙ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗДЕЛАМ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ млрд. рублей ------------------------------------------------------------------- | Наименование |2011 год| Проект | | |(закон) |-----------------------| | | |2012 г.|2013 г.|2014 г.| |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | ВСЕГО |471,7 |377,7 |271,8 |227,1 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Общегосударственные вопросы |1,0 |1,0 |1,0 |1,0 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Национальная безопасность и |0,4 |1,1 |0,9 | | | правоохранительная деятельность| | | | | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Национальная экономика |212,4 |157,7 |136,0 |145,2 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Жилищно-коммунальное хозяйство |49,9 |25,4 |16,5 |8,6 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Охрана окружающей среды |0,1 |0,04 |0,0 |0,6 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Образование |47,9 |85,4 |61,0 |20,2 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Культура, кинематография |7,7 |3,4 |1,6 |0,6 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Здравоохранение |64,8 |67,4 |26,8 |24,7 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Социальная политика |25,1 |16,7 |15,4 |15,2 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Физическая культура и спорт |22,4 |10,8 |6,5 |6,6 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Средства массовой информации |0,1 | | | | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Межбюджетные трансферты общего |39,8 |8,7 |6,1 |4,4 | | характера | | | | | ------------------------------------------------------------------- Источником финансового обеспечения осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, являются субвенции из федерального бюджета (таблица 7.5): Таблица 7.5 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУБВЕНЦИЙ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗДЕЛАМ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ млрд. рублей ------------------------------------------------------------------- | Наименование |2011 год| Проект | | |(закон) |-----------------------| | | |2012 г.|2013 г.|2014 г.| |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | ВСЕГО |281,1 |229,5 |237,5 |242,3 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Общегосударственные вопросы |1,7 |0,2 |0,2 |0,03 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Национальная оборона |2,2 |2,3 |2,4 |2,5 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Национальная безопасность и |6,5 |6,5 |6,7 |6,9 | | правоохранительная деятельность| | | | | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Национальная экономика |100,3 |74,3 |72,0 |71,3 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Охрана окружающей среды |0,6 |0,6 |0,6 |0,6 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Образование |1,1 |1,0 |1,1 |1,1 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Культура, кинематография |0,2 |0,2 |0,3 |0,3 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Здравоохранение |0,3 |0,3 |0,3 |0,3 | |--------------------------------|--------|-------|-------|-------| | Социальная политика |168,2 |144,1 |153,9 |159,3 | ------------------------------------------------------------------- Снижение общего объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году по сравнению с 2011 годом обусловлено предполагаемым наделением субъектов Российской Федерации полномочиями по выплате единовременного пособия при устройстве ребенка в семью и полномочиями в области содействия занятости населения (в части расходов по осуществлению этих полномочий и реализации активных мероприятий по содействию занятости населения без учета социальных выплат безработным гражданам) в связи с высвобождающимися средствами в результате передачи обеспечения полиции на федеральный уровень. Иные межбюджетные трансферты в 2012 году предусмотрены в объеме 34,4 млрд. рублей, или 71,5% к уровню 2011 года. Их сокращение обусловлено прекращением предоставления межбюджетных трансфертов в части обеспечения равного с МВД Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности. В условиях закрепления полномочия по организации оказания всех видов медицинской помощи за субъектами Российской Федерации будут осуществлены мероприятия, направленные на обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов. Предполагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации передавать в местные бюджеты налог на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по нормативу 20% (ранее - 10%), одновременно снизив установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации для местных бюджетов норматив отчислений от данного налога. Это будет способствовать более полному учету субъектами Российской Федерации при организации межбюджетных отношений многообразия видов муниципальных образований, различий в специфике их инфраструктуры, экономическом и налоговом потенциале, что обеспечит снижение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований. Будет рассмотрена возможность предоставления права субъектам Российской Федерации осуществлять за счет ассигнований дорожного фонда погашение бюджетных кредитов, полученных на строительство, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог за счет средств регионального дорожного фонда. Предполагается скорректировать порядок расчета нормативов распределения акцизов на нефтепродукты в части ограничения по показателю объема розничных продаж автомобильного бензина в случае, если уровень розничной продажи в расчете на одно транспортное средство двукратно превышает среднероссийский показатель на территории субъекта. Существенным риском для исполнения региональных и местных бюджетов является повышение уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при недостатке собственных средств для финансирования необходимых расходов. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации за 2010 год возрос на 23%, составив на 1 января 2011 года 1095,2 млрд. рублей, или 27,9% к налоговым и неналоговым доходам. Объем муниципального долга за тот же период увеличился на 27% и составил 169,3 млрд. рублей. В такой ситуации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуется крайне взвешенная долговая политика. Мировой экономический кризис продемонстрировал зависимость доходной части бюджетов многих субъектов Российской Федерации от динамики общеэкономической конъюнктуры, вызванную ориентацией экономики этих регионов на отдельные отрасли - металлургия, машиностроение и т.п. Таким регионам следует проводить диверсификацию региональной экономики, а также осуществлять иные мероприятия, направленные на сглаживание конъюнктурных колебаний доходной базы региональных бюджетов. Взаимосвязанной с описанной группой рисков является и проблема зависимости бюджетов ряда субъектов Российской Федерации от крупных налогоплательщиков - юридических и физических лиц, в результате чего доходы региональных бюджетов зависят не только от доходов таких налогоплательщиков, но и от места их регистрации. Субъекты Российской Федерации, доходы которых зависят от динамики общеэкономической конъюнктуры и от места регистрации крупных налогоплательщиков, должны формировать фонды финансовых резервов - Резервные фонды субъектов Российской Федерации. Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг. С этой целью в 2012 году будет продолжена поддержка реализации субъектами Российской Федерации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Стимулирование вышеуказанных преобразований на региональном уровне способствует повышению финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, а также повышению эффективности бюджетных расходов. |